• Авторизация


29 октября родились... 29-10-2025 04:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[687x699]
1910
Алфред Джулс Айер (Alfred Jules Ayer)
английский философ, представитель логического эмпиризма. Родился в городе Лондон, Англия, Великобритания. Получил образование в Итоне и Крайст-Чёрч-колледже Оксфордского университета. Окончив обучение в 1932, Айер отправился в Вену, где познакомился с новой формой позитивитизма, которая разрабатывалась т.н. «Венским кружком». В 1933 он вернулся в Оксфорд и начал свою преподавательскую карьеру в качестве лектора в Крайст-Чёрч-колледже. В дальнейшем Айер занимал различные должности в Оксфордском и Лондонском университетах. В 1952 он был избран членом Британской академии, в 1959 получил звание заслуженного профессора, а в 1970 был возведен в рыцарское достоинство. Умер в родном городе 27 июня 1989 года. «Венский кружок» в начале 1930-х годов представлял собой объединение философов, ученых и математиков (среди его членов были Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Курт Гёдель и др.), веривших, что только «научное мировоззрение» может послужить отправной точкой новой философии. Центральное место в ней занимал «принцип верификации». В версии, предложенной в работе «Язык, истина и логика» (Language, Truth and Logic, 1936; второе издание 1946), принесшей Айеру широкую известность, принцип верификации гласит, что предложение осмысленно, только если оно является аналитическим (т.е. его смысла достаточно для установления его истинности или ложности) либо некоторый мыслимый опыт «может иметь отношение к определению его истинности или ложности» (т.е. предложение является эмпирической гипотезой). По мнению Айера, из этого принципа следовало, что предложения метафизики, теологии, эстетики и этики буквально бессмысленны и потому не могут быть ни истинными, ни ложными. Метафизические утверждения возникают в результате логических и лингвистических ошибок. В то же время этические и эстетические суждения, а также некоторые суждения религиозного характера могут иметь «эмотивную» нагруженность, являясь выражением внутреннего мира высказывающих их людей, т.е. составляют предмет психологии. По мнению Айера, в изгнании «метафизических» суждений нет ничего страшного: «безмозглому высокомерию не место в философии». Однако сформулировать принцип верификации таким образом, чтобы в разряд бессмысленных не попали некоторые явно осмысленные научные гипотезы, оказалось непростой задачей, и через какое-то время (к середине 1950-х годов) логический позитивизм потерял былую популярность, но его методы были взяты на вооружение аналитической философией. Среди более поздних работ Айера – «Основания эмпирического знания» (The Foundations of Empirical Knowledge, 1940); «Проблема знания» (The Problem of Knowledge, 1956); «Понятие личности и другие эссе» (The Concept of a Person and Other Essays, 1963); «Происхождение прагматизма» (The Origins of Pragmatism, 1968); «Рассел и Мур: наследие аналитической философии» (Russell and Moore: The Analytical Heritage, 1971); «Главные вопросы философии» (The Central Questions of Philosophy, 1973); «Философия в 20 столетии» (Philosophy in the Twentieth Century, 1983); «Свобода и мораль» (Freedom and Morality and Other Essays, 1984); «Витгенштейн» (Wittgenstein, 1985). Эти книги, как и все сочинения Айера, отличаются исключительно ясным и изящным языком, а четкий анализ конкретных проблем представляет интерес даже для тех философов, которые не принимают идей «верификационного подхода». В 1977 и 1984 вышли в свет два тома автобиографии Айера: «Часть моей жизни» (Part of My Life) и «Вторая половина жизни» (More of My Life).

[490x700]
1911
Евгений Георгиевич Трубицын
министр автомобильного транспорта РСФСР. Родился в городе Горловка ныне Донецкой области (Украина), в семье инженера-железнодорожника. В 1938 году окончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта). Был направлен на работу по специальности, работал слесарем, помощником машиниста, инженером, начальником паровозного депо «Рубцовское». В годы Великой Отечественной войны работал на Томской железной дороге, ему было присвоено звание генерал-директора тяги 2-го ранга (примерно соответствует званию генерал-лейтенанта в вооруженных силах). Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. После окончания Великой Отечественной войны продолжил работу в Министерстве путей сообщения. В 1955-1960 годах – начальник Кировской железной дороги (от Ленинграда до Мурманска). После объединения Кировской дороги с Октябрьской, был назначен начальником Калининской железной дороги. Через год и эта дорога была объединена с Октябрьской, а Е.Г.Трубицын был назначен первым заместителем Совета народного хозяйства Смоленского экономического района. С 5 января 1963 года по 14 декабря 1964 года – первый секретарь Смоленского промышленного обкома КПСС. После отказа от разделения обкомов на промышленные и сельские был избран вторым секретарем Смоленского обкома КПСС. В августе 1965 года вернулся на железнодорожный транспорт, был назначен начальником Приволжской железной дороги. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1967 года Е.Г.Трубицын был назначен Министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, а с 23 июля 1969 по 30 ноября 1983 года – Министр автомобильного транспорта РСФСР. В момент, когда Е.Г.Трубицин стал Министром, в отрасли назрели серьезные проблемы. 68% автомобилей предприятий министерства составляли автомобили, отслужившие более 5 лет, а 36% по сроку службы подлежали немедленному списанию. Количество автомобилей, поступавших от промышленности, было меньше, чем количество вышедших из строя машин, в результате чего общая численность автопарка министерства с 1965 по 1967 год снизилась на 6%. Более 42% своего пробега автомобили совершали без груза. В новой для себя отрасли Е.Г.Трубицын проявил себя крупным и талантливым организатором. Внес большой вклад в организацию и совершенствование транспортного процесса, строительство и расширение производственно-технической базы автотранспортных предприятий, авторемонтных заводов, научно-исследовательских и учебных учреждений, улучшение культурно-бытовых условий рабочих и служащих, внедрению на автомобильном транспорте общего пользования новейших достижений науки и техники (в том числе автоматизированных систем управления, ЭВМ), распространению передового опыта. Широко внедрял на предприятиях Министерства новые условия планирования и экономического стимулирования. Стал инициатором создания в СССР системы международных автомобильных перевозок, создания объединения «Совтрансавто» и Ассоциация Советских автомобильных Перевозчиков. Уделял большое внимание совершенствованию правовой базы – были приняты Устав автомобильного транспорта, Правила перевозки грузов, пассажиров и багажа. Явился инициатором учреждения профессионального праздника – Дня работников автомобильного транспорта, который отмечался в последнее воскресенье октября, знака «Почетный автотранспортник», звания «Заслуженный работник автомобильного транспорта РСФСР». Понимая значение для отрасли системы подготовки кадров, уделял большое внимание развитию учебных заведений, созданию новых техникумов, учебных комбинатов для подготовки рабочих кадров и развитию материальной базы существующих. В 1968 году стал инициатором создания Детских автомобильных дорог (ныне Юношеские автомобильные школы). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 года за выдающиеся трудовые достижения, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств Трубицыну Евгению Георгиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медалью «Серп и Молот». О результатах деятельности Е.Г.Трубицына на посту Министра говорят такие цифры. Объем перевезенных автомобильным транспортом грузов за период с 1967 по 1984 год в РСФСР вырос с 6,37 миллиардов до 14,06 миллиардов тонн, то есть более чем в 2,2 раза, а грузооборот с 89,8 миллиардов тонно-километров до 263 миллиардов – почти в 3 раза. Пассажирооборот автобусами общего пользования возрос с 77,5 миллиарда до 232 миллиардов пассажиро-километров, или более чем в 3 раза. Интересно, что в 2009 году объем перевозок грузов в Российской Федерации составил лишь 5,24 миллиарда тонн (около 37% к 1984 году), а грузооборот – 180,1 миллиарда тонно-километров (68,5% к 1984 году). Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, ряда областных советов, членом ЦК компартии Карело-Финской ССР, ряда обкомов партии. С 30 ноября 1983 года – на пенсии. Жил в Москве. Умер 2 марта 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Награжден 4 орденами Ленина (2 августа, 1 августа 1959, 4 августа 1966, 2 апреля 1981), орденами Октябрьской Революции (10 ноября 1971), Трудового Красного Знамени (31 июля 1954, 4 марта 1976), Дружбы Народов, медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (10 апреля 1951), знаком «Почетный железнодорожник». В апреле 2002 года именем Е.Г.Трубицына назван Смоленский автотранспортный колледж. На здании Днепропетровского техникума железнодорожного транспорта (ранее институт инженеров железнодорожного транспорта; улица Пушкина, 77а), в котором учился Герой, установлена мемориальная доска.

[488x700]
1912
Порфирий Иванович Жучков
агитатор 986-го стрелкового полка (230-я стрелковая дивизия, 5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт), старший лейтенант. Родился в городе Болхов ныне Орловской области. Русский. В 11 лет остался без отца. Окончил 7 классов в 1932 году – педагогический техникум в городе Болхов (ныне - Болховский педагогический колледж). Работал учителем, директором школы в селе Знаменское. В 1935 году уехал на Дальний Восток2. Жил в посёлке Оротукан (тогда Хабаровского края, ныне – в Ягоднинском районе Магаданской области). В 1936 году окончил учебно-топографический комбинат. Работал начальником топографической партии в системе треста «Дальстрой» (город Магадан), жил жил в селе Черемхово Ивановского района Амурской области3. В 1941 году приехал домой за семьей, но назад уже не вренулся. В мае 1941 года был призван в Красную Армию Болховским райвоенкоматом. С июня того же года участвовал в боях с захватчиками. Воевал на Западном, Юго-Западном, 3-м и 4-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах. Боевой путь начала в составе 120-й стрелковой дивизии, сформированной в Орловской области. В августе 1941 года был тяжело ранен. Лечился в Измайловском госпитале на территории Барышского района Ульяновской области. После выздоровления был признали негодным к строевой службе. Устроился на работу в школу учителем математики, проработав по своей первой профессии почти год. В конце 1942 года вернулся на фронт. К лету 1943 года воевал в составе 986-го стрелкового полка 230-й стрелковой дивизии. В составе этой части прошел до Берлина. В августе 1943 года телефонист взвода связи 3-го батальона ефрейтор Жучков за отличное обеспечение связи был награжден медалью «За боевые заслуги». В конце 1943 года вступил в ВКП(б). Со временем стал офицером, парторгом 559-го отдельного саперного батальона того же полка. В апреле 1944 года при форсировании реки Днестр в районе города Бендеры (Молдавия) лейтенант Жучков возглавлял организацию десантной переправы. Затем трое суток руководил паромной переправой, находящейся под огнем противника, обеспечил переправу артиллерии и обозов полка. Награжден орденом Отечественной войны II степени. Осенью 1944 года 230-я стрелковая дивизия в составе 5-й ударной армии была передислоцирована на 1-й Белорусский фронт, на Магнушевский плацдарм на Висле. В ходе наступательных боев Висло-Одерской операции старший лейтенант Жучков во главе взвода инженерной разведки разведал районы переправ через реку Нетце, обеспечил пропуск частей 998-го стрелкового полка. В феврале так же грамотно действовал при разведки переправ через реку Одер. Награжден орденом Отечественной войны I степени. Особо отличился в Берлинской операции. С начала наступательной операции старший лейтенант Жучков находился непосредственно в подразделениях, как офицер-политработник, личным примером мобилизовывал воинов на выполнение боевых задач. Повседневно через агитаторов подразделений обеспечил доведение сводок информбюро, приказов командования, чем способствовал выполнению боевой задачи. 27 апреля 1945 года, во время боев в Берлине, возглавил группу подрывников, которая взорвала одну за другой 9 железобетонных баррикад на улице Вилльштрассе. Своими действиями обеспечил продвижение подразделений полка вперед. В тот же день погиб. Был похоронен в городе Кюстрин (ныне - Костшин-на-Одере), позднее перезахоронен (как Жуков) на воинском кладбище в городе Цыбинка (Любское воевдство, Польша). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Жучкову Порфирию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденами Ленина (15 мая 1946, посмертно), Отечественной войны I (4 марта 1945) и II (12 июня 1944) степеней, медалью «За боевые заслуги» (14 августа 1943).
[700x490]
В городе Болхов его имя увековечено на мемориале землякам,
[608x700]
на здании педагогического училища установлена мемориальная доска. На мемориале в поселке Ивановка Амурской области есть так же имя Жучкова П.И.

1912
Лев Борисович Рухин
советский геолог, доктор геолого-минералогических наук (1944), профессор Ленинградского университета (с 1945). Член КПСС с 1941. Родился в Москве. После окончания Ленинградского университета (1933) работал там же. Основные труды посвящены литологии и палеогеографии. При исследовании осадочных горных пород один из первых использовал статистические методы. Заложил основы изучения гранулометрического состава для установления генезиса древних песков. В работе "Основы литологии" (1953, 3 изд. 1969) Р. рассмотрел стадии и условия образования осадочных горных пород, охарактеризовал методы фациального анализа, выделил основные типы осадочных формаций, установил закономерности их образования и распределения. Награжден орденом "Знак Почета" и медалями. Умер в Ленинград 8 сентября 1959 года. Сочинения: Гранулометрия и генезис песков, части 1—2, Ленинград, 1944; Справочное руководство по петрографии осадочных пород, том 1, Ленинград, 1958; Основы общей палеогеографии, Ленинград, 1959. Литература: Вассоевич Н.Б., Памяти профессора Л.Б.Рухина, "Учёные записки ЛГУ. Серия геологических наук", 1962, № 310, выпуск 12.

1912safonov_aleksandr_GAZ033 (461x700, 123Kb)
1912
Александр Михайлович Сафонов
заместитель директора Горьковского автомобильного завода по производству. Родился в городе Владимир, в семье служащего. В 1932 году окончил Владимирский механический техникум, был направлен на только что построенный Горьковский автомобильный завод. Начал работать техником-электриком, принимал участие в монтаже и наладке поставленного американскими фирмами оборудования прессового цеха. В дальнейшем работал мастером цеха шасси, старшим электриком, сменным помощником начальника цеха. В период Великой Отечественной войны продолжал работать на заводе. За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны по освоению производства новых видов боевой техники, образцовое снабжение фронта военной продукцией в 1944 году был награжден боевым орденом Красной Звезды. Затем в течение ряда лет был начальником электроремонтного цеха, цеха шасси, механосборочных цехов №2 и №4. Будучи начальником механосборочного цеха №2, принимал активное участие в освоении производства автомобиля высокого класса ЗИМ (ГАЗ -12), за что в 1951 году был удостоен Сталинской премии II степени. В 1954 году был назначен начальником производства Горьковского автозавода. В 1964-1974 годах работал заместителем директора Горьковского автозавода по производству. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года Сафонову Александру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». С 28 февраля 1974 по 3 июня 1981 года – заместитель генерального директора производственного объединения «ГАЗ» по производству, с 3 июня 1981 по 18 февраля 1986 года – первый заместитель генерального директора производственного объединения «ГАЗ». Неоднократно избирался депутатом Горьковского городского совета, членом Автозаводского районного комитета КПСС. Жил в городе Горький (ныне Нижний Новгород). Умер 9 февраля 1988 года. Похоронен на Старом Автозаводском кладбище в городе Нижний Новгород. Награжден 3 орденами Ленина (1952, 22 августа 1966, 5 апреля 1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (16 сентября 1945, 1982), орденом Красной Звезды (9 марта 1944), медалями. Удостоен звания «Заслуженный автозаводец» (1978).

1913Serjabrjakov_AndrMihail (527x700, 288Kb)
1913
Андрей Михайлович Серебряков
старший механик-водитель танка 232-го отдельного разведывательного танкового батальона 39-й отдельной лёгкой танковой бригады 13-й армии Северо-Западного фронта, комсорг роты, младший командир. Родился в городе Ряжске ныне Рязанской области, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1940 года. Окончил 7 классов. В Красной Армии с 1939 года. Окончил курсы механиков-водителей танков. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Старший механик-водитель танка 232-го отдельного разведывательного танкового батальона (39-я отдельная лёгкая танковая бригада, 13-я армия, Северо-Западный фронт) комсорг роты младший командир Андрей Серебряков отличился в боях на выборгском направлении. 12 февраля 1940 в бою за город Кююреля мужественный танкист восемь раз водил боевую машину в атаку, подавляя огневые точки и уничтожая живую силу противника. Своими действиями экипаж танка создал благоприятные условия для наступления стрелкового подразделения. 28 февраля 1940 года во время разведывательного рейда в глубь обороны противника в районе озера Хейкурила Андрей Серебряков установил местонахождение восьми дотов. Танк был подбит, но экипаж продолжал сражаться до темноты. Ночью танкисты устранили повреждение и вернулись в свою часть. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младшему командиру Серебрякову Андрею Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 295). По окончании боевых действий отважный танкист с 1940 года жил в Москве, работал в органах государственной безопасности. Участник Великой Отечественной войны. Командир танковой роты имени Феликса Дзержинского 475-го отдельного тяжёлого танкового батальона (танки «КВ» которого в мае 1942 года были изготовлены на средства трудящихся Дзержинского района Москвы) младший лейтенант государственной безопасности Серебряков А.М. пал смертью храбрых в бою 27 июля 1942 года при обороне города Воронежа. Первоначально был похоронен на месте боя (2 км северо-западнее города Воронеж) Перезахоронен в братской могиле № 13 в городе Воронеж. Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, медалями. Именем Героя названы улицы в городах Воронеже и Ряжске, проезд в городе-герое Москве (в районе «Свиблово»).

1914Ivlev_Dmitry_Danil (513x700, 119Kb)
1914
Дмитрий Данилович Ивлев
старшина роты 1323-го стрелкового полка (415-я стрелковая дивизия, 61-я армия, Центральный фронт), старшина. Родился в селе Прилепы ныне Чернянского района Белгородской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончив неполную среднюю школу, работал счетоводом, агентом по заготовкам. В Красной Армии с 1939 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Старшина роты 1323-го стрелкового полка 415-й стрелковой дивизии 61-й армии Центрального фронта старшина Ивлев во главе группы бойцов 27 сентября 1943 года одним из первых переправился через Днепр в районе хутора Змеи (Репкинский район Черниговской области). С ходу атаковав противника, десантники захватили небольшой плацдарм. Враг, стремясь сбросить советских воинов в реку, предпринял семнадцать контратак, но все они были отбиты. В ходе боёв за удержание и расширение плацдарма группа старшины Ивлева уничтожила четыре дзота, пять танков, шесть огневых точек врага, заняли населённый пункт и удерживали его до подхода подкрепления. Сам командир лично истребил двадцать восемь солдат противника, вывел из строя пулемёт и подбил танк. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшине Ивлеву Дмитрию Даниловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3323). В 1945 году окончил ускоренный курс Житомирского пехотного училища. С 1946 года младший лейтенант Ивлев — в запасе. Жил в Пятигорске, работал заместителем главного врача станции переливания крови. Умер 29 марта 1998 года.
[700x568]
Похоронен в Пятигорске на Нальчикском кладбище. Награждён орденами Ленина (15 января 1944), Отечественной войны I степени, Славы III степени, медалями.

1914
Максим (в миру — Марин Минков Найденов)
Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский

1914SimankinGrigFilipp (454x700, 193Kb)
1914
Григорий Филиппович Симанкин
командир батальона 461-го стрелкового полка (142-я стрелковая Краснознаменная дивизия, 23-я армия, Ленинградский фронт), капитан. Родился в селе Победное ныне Скопинского района Рязанской области, в крестьянской семье. Русский. Жил в городе Донской Тульской области. Окончил неполную среднюю школу. Работал слесарем на шахте № 12, затем мастером на Донском механическом заводе. Призван в армию в 1940 году Донским райвоенкоматом. В 1941 году окончил курсы младших лейтенантов. В действующей армии с июля 1941 года. Сражался на Северном (с 23 августа 1941 года – Ленинградском)и 2-м Белорусском фронтах. Особо отличился в ходе Выборгско-Петрозаводской наступательной операции при форсировании реки Вуокса на Карельском перешейке и в боях на захваченном плацдарме на северном берегу реки. Умело организовал форсирование реки Вуокса 9 июля 1944 года на подручных средствах. Переправившись через реку, батальон очистил от противника первые траншеи, углубился в расположение противника на 2 километра, расширил плацдарм до 3 километров по фронту и занял важную развилку дорог, способствуя развитию наступления. Будучи раненым, не покинул поле боя и продолжал командовать батальоном. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за умелое командование подразделением, мужество и героизм, проявленные в Выборгско-Петрозаводской операции, Симанкину Григорию Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны капитан Г.Ф.Симанкин – в запасе. Жил в городе Донской. Работал в угольной промышленности области. Скончался 6 января 1996 года.
[525x700]
[700x651]
Похоронен на воинском кладбище города Донской (Бобрик-гора) рядом с братской могилой воинов, павших в боях за освобождение Донского.
Награжден орденами Ленина (24 марта 1945), Отечественной войны I степени (11 марта 1985), Красной Звезды (13 февраля 1943), медалями, в том числе «За оборону Ленинграда».

1915
Олег Дмитриевич Коровин
российский художник, график, народный художник Российской Федерации. Старейший пермский живописец. Автор станковых акварелей, рисунков, изображающих природу Прикамья, а также портретов своих современников, иллюстраций к произведениям западной и отечественной классики. Умер в 2002 году.

1916IvchenkoMikhLavrentf (444x700, 100Kb)
1916
Михаил Лаврентьевич Ивченко
снайпер 8-й стрелковой роты 28-го гвардейского стрелкового полка 10-й гвардейской стрелковой дивизии 14-й армии Карельского фронта, гвардии ефрейтор. Родился в в деревне Тимонино ныне Ачинского района Красноярского края, в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. Работал бригадиром в колхозе. В Красную Армию призван Ачинским райвоенкоматом Красноярского края в 1940 году и направлен для прохождения действительной военной службы в одну из стрелковых частей, дислоцированной на Крайнем Севере. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Снайпер 8-й стрелковой роты 28-го гвардейского стрелкового полка (10-я гвардейская стрелковая дивизия, 14-я армия, Карельский фронт) кандидат в члены ВКП(б) гвардии ефрейтор Михаил Ивченко совершил бессмертный подвиг в первый день Петсамо-Киркинесской наступательной операции советских войск. Когда после длительной артиллерийской подготовки утром 7 октября 1944 года части 14-й армии перешли в наступление, - на главном направлении, южнее озера Чапр, высоту Малый Кариквайвиш успешно штурмовали воины 10-й гвардейской стрелковой дивизии. В цепи атакующих шёл и гвардии ефрейтор Ивченко М.Л. Внезапно в одном из подавленных артиллерийским огнём дотов ожил вражеский пулемёт, огненные свинцовые трассы которого прижали к земле бойцов наступавшей 8-й стрелковой роты. Продвигаться по открытому каменистому склону было совершенно невозможно. Тогда на правом фланге от бойцов роты отделился снайпер Михаил Ивченко. Прикрываясь складками местности, отважный гвардии ефрейтор пополз к дзоту. Оглянувшись, он сделал боевым товарищам знак рукой, чтобы те не поднимались и не подставляли себя под пулемётный огонь. Когда до дзота осталось не более 12-15 метров, Ивченко привстал и метнул в амбразуру гранату. Пулемёт умолк, но через минуту вновь ожил. Тогда прижатый к земле гвардеец мгновенно вскочил и бросился к амбразуре. Пулемёт дал короткую очередь и захлебнулся: его огонь был погашен телом героя, повторившего подвиг Александра Матросова: ценой собственной жизни гвардии ефрейтор Ивченко М.Л. обеспечил выполнение боевой задачи и спас жизнь десяткам товарищей. Похоронен в братской могиле на 81-м километре шоссе Мурманск – Печенга, где сооружён мемориал «Долина славы». Подвиг Михаила Ивченко увековечен памятником, его имя высечено на мраморной плите. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии ефрейтору Ивченко Михаилу Лаврентьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Приказом министра обороны СССР от 14 мая 1964 года Герой Советского Союза М.Л.Ивченко зачислен навечно в списки стрелковой роты Н-ского гвардейского мотострелкового полка. На родине Героя его именем назван совхоз в селе Лапшиха Ачинского района Красноярского края, там же установлена памятная доска в честь героя-земляка. Его именем названы морозильный траулер, улицы в городах Полярный, Красноярск и городе-герое Мурманске.
1916
Као Нам (псевдоним; настоящее имя — Хыу Чи Чан)
вьетнамский писатель (ДРВ). Член Партии трудящихся Вьетнама с 1948. Работал клерком, был учителем. Участвовал в Войне Сопротивления с 1946. В дореволюционном творчестве реалистически изображал трагедию "маленького человека", духовные искания интеллигента, живущего в тяжелой атмосфере колониального Вьетнама: повесть "Ти Фео" (1941), сборники рассказов "Полночь" (1944), "Смех" (1946), роман "Изношенная жизнь" (1944, опубликован 1956). После Августовской революции 1945 во Вьетнаме в сборниках "Пограничные рассказы" (1950) и "Глаза" (опубликован 1954) в художественно-документальном жанре создал образы людей нового Вьетнама, отстаивающих свободу родины. Нам Као расстрелян французскими колонизаторами 30 ноября 1951 года. Сочинения в русском переводе: Ожидание. (Повести и рассказы), Москва, 1963.

1917
Федор Федорович Волков
конструктор самолетных РЛС. В 1936 г. он поступил в Московский институт инженеров связи. Еще студентом начал работать на авиационном Заводе 30 контрольным мастером сначала по связной самолетной аппаратуре, а затем по всей группе авиационных приборов. Всю войну трудился старшим контрольным мастером. Там познакомился с первыми самолетными радиолокаторами. В 1944 г. поступил на вечернее отделение МАИ, на радиофакультет, сразу на 4-й курс. С октября 1945 г. начал работать старшим инженером в московском НИИ-17, где создавались первые отечественные самолетные радиолокаторы,. Сначала в отделе, который занимался разработкой специальных электрорадиоэлементов. Уже через несколько месяцев, по предложению главного конструктора РЛС В.В.Тихомирова стал его первым заместителем и взял на себя руководство разработкой двух основных РЛС системы «Д-500»: РЛС сопровождения цели и РЛС ввода ракеты в луч сопровождения. Разработка, изготовление и испытания системы «Д-500» завершились в 1952 г. Ф.Ф.Волков главный конструктор радиолокационной станции "Сапфир-21", управляющей системой вооружения истребителя (разработка ОКБ-339), важной составляющей эффективности «МиГ-21». Ф.Ф.Волков доктор технических наук, лауреат Ленинской премии. Умер в 1996 году.

1917
Хенри Карлссон
шведский футболист, олимпийский чемпион 1948 года. Нападающий стокгольмского клуба АИК (1939—1949) после олимпийской победы провел сезон в парижском «Стад Франсе» и четыре года отыграл за мадридский «Атлетико». В 1950—1960-е годы тренировал родной клуб.

1917
Эдди Константин
американский актер и певец, работавший в разных странах.

[479x699]
1918
Михаил Иванович Ахтырченко
механик-водитель танка «Т-34» 288-го танкового батальона 52-й гвардейской танковой бригады 6-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший сержант. Родился в селе Пархомовка ныне Краснокутского района Харьковской области Украины, в семье крестьянина. Украинец. Воспитывался в детской трудовой коммуне имени М. Скрыпника в городе Ахтырка Сумской области Украины, где и получил свою фамилию. В 1934 году окончил 7 классов, а в 1938 году - техникум механизации сельского хозяйства в городе Ахтырка. Работал сменным электриком на Пархомовском сахарном заводе. Принимал активное участие в общественной жизни завода, был организатором физкультурной работы. В Красной Армии с 1939 года. Проходил службу в танковых частях на западной границе. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Принимал участие в оборонительных боях под Шауляем, Новгородом. В бою за реку Волхов был тяжело ранен. В июне 1942 года после 11-ти месяцев нахождения в госпитале, многочисленных просьб и рапортов медицинская комиссия разрешила вернуться на фронт. Летом 1943 года принимал участие в Курской битве. Механик-водитель танка Т-34 288-го танкового батальона 52-й гвардейской танковой бригады (6-й гвардейский танковый корпус, 3-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт) комсомолец гвардии старший сержант Михаил Ахтырченко отличился в октябре 1943 года в боях при расширении плацдарма на правом берегу Днепра. В районе села Григоровки Каневского района Черкасской области Украины ведомый им танк гусеницами раздавил вражеское орудие. В районе хутора Первомайский танк был подбит, но Михаил Ахтырченко быстро отремонтировал его и уничтожил ещё одно орудие. В бою в районе Святошино (ныне в черте Киева) экипаж танка уничтожил 2 автомашины и до 40 повозок противника и в числе первых в батальоне вышел на шоссе Киев — Житомир, отрезав врагу пути отхода. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии старшему сержанту Ахтырченко Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2124). Награды лично вручал командующий 3-й гвардейской танковой армией, генерал-лейтенант бронетанковых войск Павел Семёнович Рыбалко. Затем принимал участие в освобождении Киева, Тернополя, Проскурова, Перемышля, Львова. Войну окончил в столице Чехословакии – городе Праге. За годы войны в боях с немецко-фашистскими захватчиками был несколько раз ранен, в том числе тяжело. Сражался на Северо-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. В 1945 году окончил Киевское училище самоходной артиллерии. С октября 1945 года младший лейтенант М.И.Ахтырченко — в запасе. Жил в столице Украины - городе-герое Киеве. Работал сначала мастером, а затем – механиком картонного цеха на фабрике технических бумаг. Внес немало рационализаторских предложений, направленных на повышение производительности труда. Принимал активное участие в общественной работе, воспитании молодежи. Неоднократно избирался депутатом Дарницкого районного и Киевского городского Советов депутатов трудящихся, членом заводского комитета профсоюзов. Возглавлял заводскую организацию ДОСААФ. Скончался 5 июня 1996 года. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалями. В музее истории Ахтырского колледжа Сумского национального аграрного университета есть портрет Героя.

[513x699]
1918
Иван Кириллович Бочаров
командир отделения 222-го отдельного Кобринского инженерно-саперного батальона (38-я инженерно-саперная бригада, 61-я армия, 1-й Белорусский фронт), младший сержант. Родился в городе Грозный ныне столице Чеченской республики, в семье рабочего. Русский. Окончил семилетнюю школу. В 1938-1940 годах проходил действительную военную службу в Красной Армии. Затем работал участковым механиком Иолотанской МТС Марыйской области Туркменской ССР. В июне 1941 года был вновь призван в армию. На фронте с июля того же года. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. К весне 1945 года младший сержант Бочаров - командир отделения 222-го отдельного Кобринского инженерно-саперного батальона. Особо отличился при форсировании реки Одер. В ночь на 18 апреля 1945 года в районе населенного пункта Хоэнвутцен (14 км севернее города Врицен, Германия) младший сержант Бочаров, несмотря на очень сильный огонь противника, натянул трос через Одер. Затем собрал паром из лодок и начал переправу стрелковых подразделений. За 3 рейса под огнём противника переправил стрелковую роту и три 76-мм орудия с расчётами и боеприпасами, чем способствовал захвату плацдарма на левом берегу Одера. 12 часов младший сержант Бочаров находился на берегу противника и активно участвовал в удержании плацдарма. Был вторично ранен, но после перевязки остался в строю. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему сержанту Бочарову Ивану Кирилловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6441). После войны был демобилизован. Вернулся на Северный Кавказ, жил в городе Орджоникидзе (Владикавказ). До 1978 года работал в дорожно-строительном управлении. Ушел из жизни 15 марта 1991 года. Похоронен во Владикавказе на Аллее Славы. Награждён орденом Ленина (31 мая 1945), орденом Красного Знамени (11 апреля 1945), орденом Отечественной войны I степени (11 марта 1985), четырьмя орденами Красной Звезды (19 октября 1943, 2 ноября 1944, 4 апреля 1945, …), медалями, в том числе «За отвагу» (23 мая 1943).

[490x699]
1918
Михаил Яковлевич Васильев
командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка 61-й истребительной авиационной бригады военно-воздушных сил (ВВС) Краснознамённого Балтийского флота, гвардии старший лейтенант. Родился в деревне Александровка ныне Старицкого района Тверской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б) с 1941 года. В 1934 году окончил 8 классов средней школы. Работал в Ленинграде (с 1965 года - город-герой, с 1991 года - Санкт-Петербург). В Военно-Морском Флоте с 1936 года. Окончил 8-ю школу военных пилотов в Одессе (с 1965 года - город-герой) и был направлен в войсковую часть № 227 ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С 28 ноября 1938 года проходил службу в составе 13-го истребительного авиационного полка: начальник парашютно-десантной службы, с 31 января 1940 года - командир звена в 1-й авиационной эскадрилье, с 20 марта 1942 года - командир 1-й авиационной эскадрильи, старший лейтенант. Командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) гвардии старший лейтенант Михаил Васильев отличился при обороне полуострова Ханко. К апрелю 1942 года М.Я.Васильев совершил триста двадцать пять боевых вылетов, в том числе двадцать девять штурмовок, шесть бомбометаний со штурмовками, пятьдесят шесть - на разведку; участвовал в двадцати восьми воздушных боях, сбил лично два самолёта противника и шестнадцать в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Васильеву Михаилу Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 529). 4 мая 1943 года отважный лётчик-истребитель не вернулся с боевого задания... Окончательный боевой счет Героя: четыре сбитых лично и двадцать в группе вражеских самолётов. Награждён двумя орденами Ленина (19 февраля и 14 июня 1942 года), двумя орденами Красного Знамени (21 апреля 1940 года и 16 марта 1942 года), орденом Отечественной войны I степени (12 августа 1943 года, посмертно), медалями.
[232x699]
Имя Героя Советского Союза М.Я.Васильева увековечено на мемориале в деревне Борки Ломоносовского района Ленинградской области.

[498x700]
1918
Иван Алексеевич Гусев
командир орудия 362-го артиллерийского Забайкальского Краснознаменного полка (106-я стрелковая Днепровско-Забайкальская Краснознаменная дивизия, 3-я гвардейская армия, 1-й Украинский фронт), старший сержант. Родился в селе Куракино ныне Сердобского района Пензенской области (по другим данным, в городе Сердобск), в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. Работал в колхозе. Призван в армию 1 мая 1938 года. Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с февраля 1943 года. Сражался на Центральном, Белорусском, 1-м Украинских фронтах. Член ВКП(б) с 1943 года. Особо отличился в ходе Сандомирско-Силезской наступательной операции на территории Польши. 26 января 1945 года у села Пташковице (южнее города Здуньска-Воля, Лодзинское воеводство) огневая позиция батареи подверглась внезапной атаке вражеской колонны численностью до 900 солдат и офицеров. Расчёт его гаубицы первым изготовился к бою и начал в упор расстреливать врага. Когда вышел из строя наводчик, Гусев занял его место. Погиб почти весь расчёт, Гусев был ранен, но продолжал вести огонь. Израсходовав снаряды, взялся за автомат, уничтожил до 30 солдат и 1 офицера. Погиб в этом бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в Сандомирско-Силезской операции, Гусеву Ивану Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). И.А.Гусев был похоронен в селе Пташковице.
[700x525]
После войны перезахоронен на Братском кладбище в городе Пабьянице Лодзинского воеводства. Награжден орденами Ленина (27 июня 1945), Отечественной войны II степени (24 сентября 1944), Красной Звезды (30 ноября 1943), медалью «За отвагу» (28 января 1944). Именем Героя названа улица в селе Куракино.
[700x455]
Бюст И.Е.Гусева установлен на Аллее Героев в Сердобске. Его имя увековечено на монументе «Слава Героям» в Пензе.

[477x700]
1918
Евгений Михайлович Ежов
заместитель командира эскадрильи 43-го гвардейского штурмового авиационного полка (230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), гвардии старший лейтенант. Родился в городе Пермь, в семье рабочего. Русский. Образование среднее. Призван в армию Молотовским горвоенкоматом в 1937 году. В 1941 году окончил военную авиационную школу пилотов в городе Чкалов (ныне Оренбург). Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с февраля 1942 года. В составе 7-го гвардейского, а затем 43 гвардейского штурмовых авиационных полков 230-й штурмовой авиационной дивизии лётчик-штурмовик Е.М.Ежов на самолёте «Ил-2» сражался на Южном, Северо-Кавказском, Закавказском, снова Северо-Кавказском, 4-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах. На Южном (с 29 июля 1942 года – Северо-Кавказском) фронте поддерживал наземные войска в оборонительных боях на территории Донбасса, Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краёв, на Северном Кавказе, на реках Северский Донец, Миус, Дон, Кубань, отражая удары крупных сил противника на Луганском, Ростовском, Ставропольском, Краснодарском направлениях. С 8 августа 1942 года сражался в составе Северной группы войск Закавказского фронта, обороняя Минеральные воды, Прохладный, Нальчик, Моздок, Малгобек, Владикавказ, Грозный и другие города Северного Кавказа. Взаимодействуя с частями наземных войск, штурмовая авиация уничтожала мотомеханизированные части врага в районах их сосредоточения и на поле боя, бомбила переправы, разрушала железнодорожные узлы, наносила удары по аэродромам противника. К концу 1942 года наступление врага было остановлено, города Владикавказ и Грозный противнику взять так и не удалось. С 1 января по 4 февраля 1943 года Е.М.Ежов в составе своей дивизии участвовал в Северо-Кавказской наступательной операции Северной группы войск Закавказского фронта, в ходе которой к середине января были освобождены Малгобек, Моздок, Нальчик, Прохладный, Георгиевск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск. 24 января 1943 года Северная группа войск была преобразована в Северо-Кавказский фронт 2-го формирования. К концу января - началу февраля войска Северо-Кавказского фронта прошли с боями более 600 километров, освободили Кропоткин, Тихорецк, вышли на подступы к Ростову с юга, к Таганрогскому заливу у Ейска и потеснили противника в районе северо-восточнее Краснодара. С 9 февраля по 16 марта 1943 года Е.М.Ежов участвовал в Краснодарской наступательной операции. В апреле-июне 1943 года в составе своей дивизии участвовал в сражениях на Кубани в районе вражеской оборонительной «Голубой линии». С 9 сентября по 10 октября 1943 года участвовал в Новороссийско-Таманской стратегической наступательной операции, в ходе которой был освобожден Новороссийск, прорвана оборона «Голубой линии» и очищен от врага Таманский полуостров. Лётчики 230-й штурмовой авиационной дивизии наносили удары по оборонительным объектам, скоплениям живой силы и техники, топили вражеские суда, эвакуировавшие немецкие войска с Таманского полуострова в Крым. В ноябре 1943 года поддерживал части 18-й и 56-й армий, высадившиеся в Крыму в районе Керчи в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 11 декабря). 20 ноября 1943 года армия была переподчинена Отдельной Приморской армии, которая вплоть до апреля 1944 года вела бои на Керченском полуострове. С 8 апреля по 12 мая 1944 года Е.М.Ежов участвовал в составе Отдельной Приморской армии, а с 18 апреля – 4-го Украинского фронта в Крымской наступательной операции, в ходе которой был освобождён Крым и штурмом взят город Севастополь. К 6 мая 1944 года гвардии старший лейтенант Е.М.Ежов совершил 110 боевых вылетов на штурмовку войск противника, нанес врагу большой урон в живой силе и технике, в том числе уничтожил 16 вражеских самолётов на аэродромах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, за выполненные 110 успешных боевых вылетов гвардии старшему лейтенанту Ежову Евгению Михайловичу присвоено звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4847). Затем 230-я штурмовая авиационная дивизия вместе с 4-й воздушной армией была переброшена на 2-й Белорусский фронт, где сражалась до конца войны. Участвовала в Белорусской стратегической наступательной операции (23 июня — 29 августа 1944 года), в освобождении Могилева, Минска, Гродно, Волковыска и других городов и населённых пунктов Белоруссии. Вплоть до ноября 1944 года вела боевые действия в районах западной Белоруссии и восточных районах Польши. С 14 по 26 января 1945 года Е.М.Ежов участвовал в Млавско-Эльбингской наступательной операции 2-го Белорусского фронта, где 230-я штурмовая авиационная дивизия обеспечивала подавление обороны крепости Грауденц на берегу Вислы. С 10 февраля по 4 апреля 1945 года участвовал в Восточно-Померанской стратегической операции, где его дивизия в конце марта поддерживала наземные войска в боях за порты Гдыню и Данциг, в апреле 1945 года – при прорыве обороны противника в нижнем течении реки Одер, в районе Штеттина (Щецин, Польша). К моменту окончания войны Е.М.Ежов совершил 209 успешных боевых вылетов. После окончания Великой Отечественной войны с 1946 года капитан Е.М.Ежов – в запасе. В 1962 году окончил юридический факультет Пермского государственного университета. Жил в Москве, работал на базе Обувьторга. Скончался 16 августа 1989 года. Похоронен на Измайловском кладбище в Москве. Награждён орденом Ленина (26 октября 1944), двумя орденами Красного Знамени (25 октября 1943; 20 сентября 1944), орденом Александра Невского (30 апреля 1945), орденами Отечественной войны I (11 марта 1985) и II (29 декабря 1942) степени, Красной Звезды (14 апреля 1943), медалями. Почётный курсант Пермского речного училища. Имя Е.М.Ежова занесено на памятную доску Героев Советского Союза – пермяков на фасаде здания Дома офицеров в Перми и на Стелу Героев Советского Союза на Аллее Славы (улица Екатерининская).
[593x700]
На здании школы № 51 Перми, где учился Е.М.Ежов, установлена мемориальная доска.

[401x698]
1918
Григорий Никанорович Кухарев
заместитель командира 117-го гвардейского стрелкового полка по политчасти 39-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, гвардии майор. Родился в деревне Ильино ныне Себежского района Псковской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 10 классов в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), а затем - курсы мастеров при Великолукском железнодорожном техникуме. Работал мастером на станции Земцы Нелидовского района Калининской (ныне Тверской) области. В Красной Армии с 1938 года. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Заместитель командира 117-го гвардейского стрелкового полка по политчасти (39-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии майор Григорий Кухарев возглавил 24 апреля 1945 года батальон, который в ходе наступления на столицу фашистской Германии - город Берлин успешно отразил контратаку противника и овладел несколькими населенными пунктами. 28 апреля 1945 года в качестве парламентёра был направлен в гарнизон подземного завода в пригороде Берлина с ультиматумом о капитуляции. Ультиматум был принят. Затем гвардии майор Григорий Кухарев руководил захватом плацдарма на реке Шпре, обеспечивая переправу подразделений полка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии майору Кухареву Григорию Никаноровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8969). После войны Герой продолжал службу в Вооруженных Силах СССР. В 1947 году окончил военно-политическое училище. С 1959 года полковник Г.Н.Кухарев — в запасе. Жил и работал в городах Запорожье - областном центре Запорожской области Украины, Калинине (ныне Тверь), Риге - столице Латвии. Скончался 25 ноября 1984 года. Похоронен на кладбище Микеля в Риге. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

1918
Михаил Кузьмич Луконин
русский советский поэт. Член КПСС с 1942. Родился в Астрахани, в семье служащих. Работал на Сталинградском тракторном заводе. Печатается с 1935. Окончил Сталинградский учительский институт (1937), учился в Литературном институте имени М.Горького (1937—1941). Участник советско-финской войны 1939—1940 и Великой Отечественной войны 1941—1945. Значительная часть фронтовых стихов Луконина собрана в его первой книге «Сердцебиение» (1947). Мирный труд недавних бойцов — одна из главных тем поэмы «Рабочий день» (1948; Сталинская премия, 1949). Антивоенным пафосом пронизана поэма «Дорога к миру» (1950). Повесть в стихах «Признание в любви» (1959) воссоздаёт картину революционного преобразования страны. Автор «Поэмы возвращения» (1962), поэмы «Обугленная граница» (1968), нескольких сборников лирических стихов, книга статей «Товарищ поэзия» (1963). Выступал также с очерками, рецензиями, переводами. Луконину, поэзия которого была вначале отмечена прямым влиянием В.В.Маяковского, свойственно стремление к эпичности, к широкому охвату разнообразных жизненных явлений. Свободный интонационный стих чередуется у него с традиционными размерами. Его произведения, начиная с 1960-х годов, характеризуются большей простотой построения, усилением лирического начала. За книгу стихов и поэм «Необходимость» (1969) удостоен Государственной премии СССР (1973). Секретарь правления СП СССР (с 1971). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамении, медалями. Умер в 1976 году. Сочинения: Лирика, Сталинград, 1950; Стихи дальнего следования, Москва, 1956; Клятва. Стихи и поэмы. (Предисловие К.Симонова), Москва, 1962; Преодоление, Москва, 1964; Лирика, Москва, 1969: Избранные произведения, тома 1-2, Москва, 1973. Литература: Денисова И., Чистый ветер тревог. (О творчестве М.Луконина), Волгоград, 1968; Киреева А., Так ли живу? (О творчестве М.Луконина), Москва, 1970; Симонов К., О двух поэтах, "Правда", 1973, 9 марта.

1918
Фридрих Фридрихович Сакс
профессор кафедры оперативной хирургии томского медицинского института. Умер 5 апреля 1998 года.

1918
Тигран Мелькумович Турпаев
российский физиолог, академик Российской Академии Наук (1992). Труды по передаче нервного импульса. Открыл биохимический механизм саморегуляции холинергических процессов в синапсах.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 29 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»