• Авторизация


29 октября родились... 29-10-2025 04:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Joseph_Goebbels (483x700, 150Kb)
1897
Пауль Йозеф Геббельс (немецкое произношение Гёббельс; немецкое имя — Paul Joseph Goebbels)
(продолжение)
1 мая Геббельс подписал единственный официальный документ в должности канцлера: он продиктовал письмо Верховному Главнокомандующему Вооружёнными Силами СССР и приказал генералу Кребсу доставить его в командный пункт 8-й гвардейской армии, которая вела наступление на центр Берлина. В письме Геббельс сообщил Сталину о смерти Гитлера и просил его о прекращении огня. Однако Москва настаивала на безоговорочной капитуляции. После провала переговоров Геббельс наконец решил сообщить адмиралу Дёницу о смерти Гитлера. «Передайте Дёницу, что мы умели не только жить и бороться, но и умереть», — якобы сказал он личному пилоту Гитлера Гансу Бауру.
Вице-адмирал Фосс так описывал последнюю встречу с Геббельсом:
«При прощании я просил Геббельса, чтобы он пошёл вместе с нами. На что он мне ответил: „Капитан не должен покидать потопающего корабля. Я всё обдумал и решил остаться здесь, мне некуда идти, во-первых, потому, что с маленькими детьми я всё равно не пройду, тем более с такой ногой, как моя. Я для вас буду только обузой. Буду оставаться здесь до последнего“».
Goebbels_mit_Familie1января1944 (700x522, 163Kb)
Семья Геббельса. 1 января 1944 года. Снимок отредактирован: на нём присутствует приёмный сын Геббельса Харальд Квандт, в тот момент находившийся на фронте
1 мая 1945 года примерно в 20 часов 40 минут Гельмут Густав Кунц, адъютант главного врача санитарного управления СС, по просьбе Магды Геббельс сделал её шестерым детям инъекцию морфина. Затем, по всей вероятности, она сама в присутствии оберштурмбаннфюрера СС Людвига Штумпфеггера раздавила у них во рту ампулы с цианидом, которые в своё время дал ей профессор Тео Морелль, личный врач Гитлера. Подробности смерти Йозефа Геббельса и его супруги Магды уже никогда не удастся узнать. Достоверно известно, что между 21:30 и 22:00 они отравились цианидом. Историкам так и не удалось выяснить, смог ли Геббельс одновременно выстрелить себе в голову. Во всяком случае, в советском акте о вскрытии трупа об этом ничего не сказано. Открытым также остаётся вопрос, умерли ли они в бункере или перед запасным выходом, где 2 мая 1945 года около 17 часов советские военные нашли их полуобгоревшие трупы. После опознания трупы Геббельса, его жены и детей вместе с трупами Гитлера, Евы Браун и генерала Кребса были захоронены по месту дислокации отдела контрразведки Смерш 3-й ударной армии — сначала в берлинском районе Бух, затем в городах Финов, Штендаль, Ратенов и, наконец, Магдебург. В акте от 21 февраля 1946 года, подписанном начальником Смерш 3-й ударной армии, говорилось:
«В районе города Ратенов была вскрыта яма с трупами Гитлера, Браун, Геббельсов и их детей и генерала Крипс (так в оригинале)… Все перечисленные трупы находятся в полуистлевшем состоянии в деревянных ящиках и в таком виде были доставлены в город Магдебург, в расположение отдела контрразведки СМЕРШ армии и вновь закопаны в яме на глубине 2-х метров во дворе дома № 36 по улице Вестендштрассе».
13 марта 1970 года председатель КГБ СССР Юрий Андропов направил генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу секретное письмо с предложением уничтожить останки, так как военный объект подлежал передаче немецким властям. 16 марта предложение было одобрено, а 26 марта Андропов утвердил план совершенно секретной операции «Архив». В ночь с 4 на 5 апреля 1970 года оперативная группа особого отдела КГБ по 3-й армии вскрыла захоронение во дворе дома 36 по Клаузенерштрассе (бывшей Вестендштрассе). 5 апреля останки были вывезены в район учебного полигона, измельчены и сожжены. Пепел был развеян возле одного из притоков Эльбы.
GoebbelsMünchen,Synagogeноябрь1939 (700x532, 171Kb)
Синагога в Мюнхене, разрушенная в ходе Хрустальной ночи, ноябрь 1938 года
Антисемитизм и Холокост
По утверждению историка Петера Лонгериха, Геббельс придерживался антисемитских взглядов с раннего возраста. После вступления в НСДАП и встречи с Гитлером его антисемитизм усилился и принял более радикальные формы. Он начал воспринимать евреев как разрушительную силу, отрицательно влиявшую на немецкое общество. Историк Гельмут Хайбер выдвигает другую точку зрения: «Геббельс не был антисемитом в смысле своего фюрера. Вражду к евреям он приобрёл вместе с партийным билетом и использовал её в качестве подручного инструмента». Однако он так и не стал метафизическим антисемитом типа Гитлера. Его высшей ступенью была «интеллектуальная борьба» против «пластического демона разложения». Кристиан Т. Барт, автор книги «Геббельс и евреи», приходит к выводу, что антисемитизм Геббельса представлял собой «смесь идеологически фанатичных и политически прагматичных элементов».
После прихода национал-социалистов к власти он неоднократно призывал Гитлера к принятию мер против еврейского населения. Несмотря на свой крайний антисемитизм, он негативно отзывался о расовом материализме и научном расизме. Идеологию Гиммлера он считал «во многом безумной», а теории Альфреда Розенберга называл смехотворными.
Одной из целей национал-социалистической партии было исключение евреев из германской культурной и политической жизни, впоследствии — их изгнание из страны. В дополнение к пропагандистской деятельности Геббельс выступал за воздействие на евреев путём погромов, законодательства и иных средств. Дискриминационные меры, установленные им в Берлине на заре режима, включали запрет на использование евреями общественного транспорта и маркировку еврейских магазинов. В ноябре 1938 года молодой еврей убил в Париже германского дипломата Эрнста фом Рата. В ответ Геббельс распорядился опубликовать в прессе подстрекательские антисемитские материалы, которые привели к погрому. По всей Германии евреи подвергались нападениям, синагоги поджигались. Ситуация усугубилась после речи Геббельса на партийной встрече ночью 8 ноября, где он косвенно призывал членов партии инспирировать дальнейшее насилие, маскируя его под спонтанные акции немецкого населения. В ходе так называемой «Хрустальной ночи» по меньшей мере сто евреев были убиты, несколько сотен синагог опустошены или сожжены, тысячи еврейских магазинов разгромлены. Около 30 тысяч еврейских мужчин были направлены в концентрационные лагеря. Погромы прекратились после конференции 12 ноября, когда Геринг указал, что уничтожение еврейской собственности по сути дела является уничтожением германской собственности, так как предполагалась её дальнейшая конфискация.
Геббельс продолжал антисемитскую кампанию, кульминацией которой стало подготовленное при его участии выступление Гитлера в Рейхстаге 30 января 1939 года:
«…если международному финансовому еврейству в Европе и вне её снова удастся втравить народы в ещё одну мировую войну, следствием будет не большевизация земли и победа еврейства, а уничтожение еврейской расы в Европе.»
По состоянию на 1940 год в Берлине проживали 62 тысячи евреев. 18 августа 1941 года на встрече с Гитлером Геббельс настаивал на скорейшем решении «еврейского вопроса», и тот обещал ему как можно быстрее выделить транспорт для депортации берлинских евреев на Восток. 5 сентября 1941 года он обязал берлинских евреев носить жёлтую звезду. Их депортация началась 18 октября 1941 года. По прибытии в такие города, как Рига или Каунас, многие из них были незамедлительно расстреляны. 6 марта 1942 года Геббельс получил копию протокола Ванзейской конференции. Документ конкретизировал политику национал-социалистов в отношении евреев: всё еврейское население Европы должно было быть отправлено в лагеря смерти на территории оккупированной Польши и убито. Дневники Геббельса того периода однозначно указывают на то, что он знал о судьбе евреев. 27 марта 1942 года он записал, что 60 процентов населения, вероятно, может быть уничтожено, остальные 40 процентов будут привлечены к труду. Этот «приговор» он счёл «варварским, но совершенно заслуженным». Судьбу еврейства Геббельс и Гитлер обсуждали почти при каждой встрече. На протяжении всего процесса уничтожения евреев Геббельсу было о нём известно, и он полностью поддерживал это решение. Он был одним из немногих нацистских лидеров, делавших это публично.
Goebbels_bei_Hitler23октября1938 (465x700, 142Kb)
Примирённая чета Геббельс с Гитлером, санкционировавшим этот снимок. Берхтесгаден, 23 октября 1938 года.
Семья
Гитлер очень любил общество Магды Геббельс и её детей. В их берлинской квартире ему удавалось расслабиться. Магда состояла в близких отношениях с фюрером, став одной из немногих его подруг. Она также была неофициальным представителем режима и получала письма от женщин со всех уголков страны. Они интересовались её мнением по семейным вопросам, в частности о воспитании детей. В 1936 году Геббельс познакомился с чешской актрисой Лидой Бааровой, и зимой следующего года между ними разгорелся бурный роман. 15 августа 1938 года у Магды был длительный разговор на эту тему с Гитлером. Не желая поднимать скандал с участием одного из его ключевых министров, Гитлер потребовал от Геббельса прекратить отношения с Бааровой. Йозеф и Магда тогда примирились, но лишь до конца сентября, после чего произошла новая ссора, в которую вновь вмешался Гитлер, настояв на сохранении брака. В октябре он организовал съёмку подлежащих публикации фотографий примирённой семьи со своим участием. Магда также вступала в отношения с другими мужчинами — Куртом Людеке в 1933 году и Карлом Ханке в 1938 году.
Имена всех детей Геббельсов начинались с одинаковой буквы. Семейство включало сына Магды от первого брака Харальда Квандта (1921—1967), Хельгу (родилась в 1932), Хильду (родилась в 1934, отставала в умственном развитии), Хельмута (родился в 1935), Хольду (родилась в 1937), Хедду (родилась в 1938), и Хайду (родилась в 1940). Харальд был единственным членом семьи, пережившим войну.
Дневник Геббельса
С октября 1923 года по апрель 1945 года Йозеф Геббельс вёл дневник — всего 6783 рукописных и 36 тысяч машинописных страниц. В ноябре 1944 года он распорядился перевести все записи, как рукописные, так и машинописные, на фотопластинки. В конце войны эти три варианта дневника — тетради, машинописные страницы и фотопластинки — находились в различных местах: в бункере рейхсканцелярии, где Геббельс провёл свои последние дни, частично в его берлинской квартире, где тексты переводили на фотопластинки, и недалеко от посёлка Михендорф под Потсдамом, где фотопластинки были закопаны по распоряжению министра. Часть рукописных дневников была обнаружена советскими солдатами 3 мая 1945 года в «фюрербункере». Старший лейтенант Л.Ильин нашёл в кабинете Геббельса два чемодана с документами. Среди них находились с десяток густо исписанных толстых тетрадей. Дневниковые записи начинались в 1932 году, последняя запись была датирована 8 июля 1941 года. По свидетельству Е.М.Ржевской, которой тогда пришлось разбирать документы, советское командование решило, что дневники не имеют никакой пользы, и ими не стоит заниматься. До 1949 года тетради находились у И.В.Сталина. В 1955 году Ржевская впервые рассказала о дневниках в «Записках военного переводчика», опубликованных в журнале «Знамя». Две тетради, найденные якобы недалеко от «фюрербункера» в ноябре 1945 года, попали в руки американцев. Одна из них находится сегодня в Гуверовском институте, другая утеряна. Местонахождение остальных восьми тетрадей до сих пор неизвестно. В Западной Германии различные фрагменты дневника публиковались в 1948, 1960 и 1977 годах. В 1969 году СССР передал часть дневника на микрофильмах ГДР, тогда же в развалинах бункера были найдены примерно 20 тысяч машинописных страниц. В 1972—1973 годах ГДР продала эти документы ФРГ. Все рукописные фрагменты легли в основу четырёхтомного издания, опубликованного доктором Элькой Фрёлих по заказу Института современной истории в Мюнхене в 1987 году. В 1992 году в Центральном государственном Особом архиве в Москве (сегодня Российский государственный военный архив) был обнаружен дневник Геббельса на фотопластинках. В результате между 1992 и 2005 годами вышло ещё одно издание дневника в 29 томах. В нём содержится 98 % текстов, написанных или надиктованных Геббельсом. С точки зрения многих историков, дневник Геббельса является важнейшим источником для изучения национал-социализма. Он представляет собой хоть и субъективное, но достоверное, частное и в высшей степени выразительное свидетельство, которое может помочь прояснить многие открытые вопросы относительно периода национал-социализма. В России книга «Геббельс Йозеф. Дневники 1945 года. Последние записи» решением Миякинского районного суда Республики Башкортостан от 13 января 2011 года включена в федеральный список экстремистских материалов и запрещена.
Правила пропаганды Геббельса
«Секрет пропаганды» Геббельс раскрыл в своём выступлении перед интендантами и директорами радиокомпаний 25 марта 1933 года:
«Я не согласен с тем, что пропаганда является чем-то низкопробным, ведь мы сегодня не сидели бы в министерских креслах, если бы не были великими художниками пропаганды. И мы не проиграли бы войну, если бы немного лучше владели искусством пропаганды. Вот в чём состоит секрет пропаганды: того, кого хочешь подвергнуть пропаганде, надо насквозь пропитать идеей пропаганды так, чтобы он даже не заметил, что он ею пропитан.»
Вильфрид фон Овен, один из референтов Геббельса в последние годы войны, со ссылкой на «Майн кампф» Гитлера, а также «Психологию народов и масс» Гюстава Лебона, составил следующий «декалог пропаганды» своего шефа:
Пропаганда всегда является лишь средством, а не целью.
Пропаганда может и должна, особенно во время войны, отказаться от гуманизма и эстетики, как бы высоко мы их ни ценили, так как в борьбе народа речь идёт ни о чём другом, как о его бытии.
Пропаганда является «воистину грозным» оружием в руках знатока.
Пропаганда должна вестись как можно более метко и тем самым успешно, так как — по Мольтке — в войну самым гуманным методом является тот, который быстрее всего достигает своей цели.
Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому её уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять.
Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум, так как масса в сущности имеет женственный характер, поэтому чувства доходчивей размышлений.
Пропаганда должна не развлекать, а быть средством достижения политической цели. Поэтому развлечение является смертельным врагом её успеха.
Пропаганда должна ограничиться минимумом и повторять это постоянно. Настойчивость является важной предпосылкой её успеха.
Пропаганда не может быть объективной, она должна быть принципиально субъективно односторонней.
Пропаганда не имеет абсолютно ничего общего с правдой.
«Может быть, в сознании потомков от Йозефа Геббельса останется лишь ставшее стереотипом дискредитации имя», — пишет его биограф Гельмут Хайбер. Сравнение того или иного лица с Геббельсом имеет негативный смысл. Часто к нему прибегают, чтобы дискредитировать политического противника. Под «геббельсовской пропагандой» подразумевают подстрекательство, провокацию, завуалированную ложь, под «геббельсовскими методами пропаганды» — искажение фактов или ловкое сочетание фактов и лжи. Отличительной чертой этой пропаганды является то, что она не просто манипулирует общественным мнением, а создаёт его, превращаясь в инструмент социального контроля.
Сочинения Геббельса
Опубликованные тексты: Joseph Goebbels. Das kleine abc des Nationalsozialisten. Freiheit und Brot!. — Elberfeld: Verlag der Arbeitsgemeinschaft Nordwest, 1925; Joseph Goebbels. Die zweite Revolution. Briefe an Zeitgenossen. — Zwickau: Streiter-Verlag, 1926; Joseph Goebbels. Lenin oder Hitler? Eine Rede gehalten am 19. Februar 1926 im Opernhaus in Königsberg i. Pr. — Zwickau: Streiter-Verlag, 1926; Joseph Goebbels. Wege ins Dritte Reich. Briefe und Aufsätze für Zeitgenossen. — München: Franz-Eher-Verlag, 1927; Joseph Goebbels. „Der Nazi-Sozi“ – Fragen und Antworten für den Nationalsozialisten. — Elberfeld: Verlag der Nationalsozialistischen Briefe, 1927; Joseph Goebbels, Hans Herbert Schweitzer. Das Buch Isidor. Ein Zeitbild voll Lachen und Haß. — München: Franz-Eher-Verlag, 1928; Joseph Goebbels. Michael. Ein deutsches Schicksal in Tagebuchblättern. — München: Franz-Eher-Verlag, 1929; Joseph Goebbels, Hein Schlecht. Revolution der Deutschen – 14 Jahre Nationalsozialismus (Reden). — Oldenburg: Verlag Gerhard Stalling, 1933; Joseph Goebbels. Reden aus Kampf und Sieg – „Goebbels spricht“. — Oldenburg: Verlag Gerhard Stalling, 1933; Joseph Goebbels. Vom Kaiserhof zur Reichskanzlei. Eine historische Darstellung in Tagebuchblättern (vom 1. Januar 1932 bis zum 1. Mai 1933). — München: Franz-Eher-Verlag, 1934; Joseph Goebbels. Signale der neuen Zeit. 25 ausgewählte Reden. — München: Franz-Eher-Verlag, 1934; Joseph Goebbels, Hella Koch-Zeuthen. Das erwachende Berlin. — München: Franz-Eher-Verlag, 1934; Joseph Goebbels. Kommunismus ohne Maske. Dr. Goebbels auf dem Reichsparteitag 1935. — Berlin: M. Müller & Sohn, 1935; Joseph Goebbels, Hans Schwarz van Berk. Der Angriff. Aufsätze aus der Kampfzeit. — München: Franz-Eher-Verlag, 1934; Joseph Goebbels, Georg-Wilhelm Müller. Wetterleuchten. Aufsätze aus der Kampfzeit. — München: Franz-Eher-Verlag, 1939; Joseph Goebbels. Die Zeit ohne Beispiel. Reden und Aufsätze aus den Jahren 1939/40/41. — München: Franz-Eher-Verlag, 1941; Joseph Goebbels. Das eherne Herz. Reden und Aufsätze aus den Jahren 1941/42. — München: Franz-Eher-Verlag, 1943; Joseph Goebbels. Der steile Aufstieg. Reden und Aufsätze aus den Jahren 1942/43. — München: Franz-Eher-Verlag, 1943. Неопубликованные тексты: Лирические стихотворения. С благодарностью посвящаются господину профессору Рентропу, моему глубокоуважаемому учителю (без даты, рукопись); Вильгельм Раабе (7 марта 1916, рукопись); Весна и я и ты! Песни о весне и любви (без даты, рукопись); Посланник (Ленау). Путевой очерк (без даты, рукопись); Материнская молитва. Военная идиллия (без даты, рукопись); Странствующий ученик, беспутный малый. Новелла из студенческой жизни Йозефа Геббельса. Моему дорогому денщику Карлу Хайнцу Кельшу (лето 1917, рукопись); Те, кто любит солнце… (лето 1917, рукопись); Теодор Шторм как лирик. К 100-летию со дня рождения 14 сентября 1917 года (рукопись); Из полузабытых бумаг. Памяти Эрнста Хайненса (22 февраля 1924, рукопись); Цыганская кровь (новелла, зима 1917-18, рукопись); Сказочная баллада (новелла, 1918, рукопись); Рождественские колокола отшельника (24 декабря 1918, рукопись); Иуда Искариот (драма, 1918, рукопись); Генрих Кемпферт (драма, 1919, рукопись); Борьба рабочего класса (фрагмент драмы, 1919, рукопись); Юные годы Михаэля Формана (сентябрь 1919, рукопись); Семя (драма, 1920, рукопись); Вильгельм фон Шютц как драматург. К вопросу об истории романтической школы (диссертация, 1921); Странник (драма, 1923—1927). Дневники: Louis P. Lochner (Hrsg.): Goebbels Tagebücher aus den Jahren 1942—1943. Mit anderen Dokumenten. Atlantis, Zürich 1948; Helmut Heiber (Hrsg.): Das Tagebuch von Joseph Goebbels 1925—1926. Mit weiteren Dokumenten. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart 1960; Rolf Hochhuth (Hrsg.): Joseph Goebbels Tagebücher 1945. Die letzten Aufzeichnungen. Hoffmann und Campe, Hamburg 1977; Elke Fröhlich (Hrsg.): Die Tagebücher von Joseph Goebbels. Sämtliche Fragmente in 4 Bänden. K. G. Saur, München 1987; Elke Fröhlich (Hrsg.): Die Tagebücher von Joseph Goebbels. K. G. Saur, München; Teil I: Aufzeichnungen 1923—1941. 14 Bde. 1997—2005; Teil II: Diktate 1941—1945. 15 Bde. 1993—1996; Teil III: Register 1923—1945. 3 Bde. 2007—2008; Ralf Georg Reuth (Hrsg.): Joseph Goebbels. Die Tagebücher 1924—1945, 5 Bände, Piper, München und Zürich 1992; Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи. — Смоленск: Русич, 1993. — 412 страниц. — ISBN 5-88590-076-0. (Решением Миякинского районного суда Республики Башкортостан от 13 января 2011 книга включена в федеральный список экстремистских материалов и запрещена на территории Российской Федерации); Агапов А.Б. Дневники Йозефа Геббельса. «Прелюдия Барбароссы». — Москва : Палеотип, 2002. — 446 страниц. — ISBN 5-94727-013-7; Агапов А.Б. Дневники Йозефа Геббельса. Тотальная война (июнь-август 1944). — Москва : Дашков и Ко, 2013. — 498 страниц. — ISBN 978-5-394-02179-4; Геббельс Й. Михаэль. Германская судьба в дневниковых листках. — Москва : Алгоритм, 2013. — 272 страницы. — ISBN 978-5-4438-0215-2; (Решением Басманного районного суда города Москва от 22 октября 2013 и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 января 2014 книга внесена в федеральный список экстремистских материалов и запрещена на территории Российской Федерации). Геббельс в кино: «Признания нацистского шпиона» (США, 1939), режиссёр Анатоль Литвак, в роли Геббельса Мартин Кослек (в титрах не указан); «Великий диктатор» (США, 1940), режиссёр Чарльз Чаплин, в роли д-ра Горбича (явная аллюзия на Геббельса) Генри Дэниелл; «Эта жуткая неприятность» (США, 1943), режиссёр Гленн Трайон, в роли Геббельса Чарльз Роджерс; «Враг женщин» (США, 1944), режиссёр Альфред Цайслер, в роли Геббельса Вольфганг Цильцер (в титрах Пауль Андо); «Банда Гитлера» (США, 1944), режиссёр Джон Фэрроу, в роли Геббельса Мартин Кослек; «Падение Берлина» (СССР, 1949), режиссёр Михаил Чиаурели, в роли Геббельса Николай Петрункин; «Последний акт» (ФРГ—Австрия, 1955), режиссёр Георг Вильгельм Пабст, в роли Геббельса Вилли Краузе; «Это произошло 20 июля» (ФРГ, 1955), режиссёр Георг Вильгельм Пабст, в роли Геббельса Вилли Краузе; «Эрнст Тельман — вождь своего класса» (ГДР, 1955), режиссёр Курт Метциг, в роли Геббельса Ханс Штурман; «Гитлер» (США, 1962), режиссёр Стюарт Хайслер, в роли Геббельса Мартин Кослек; «Путч Рёма» / Der Röhm-Putsch (1967, ФРГ) режиссёр Гюнтер Греверт, в роли Геббельса Вильфрид Клаус; «Весна для Гитлера» (США, 1967), режиссёр Мел Брукс, в роли Геббельса Дэвид Патч; «Щит и меч» (СССР, 1968), режиссёр Владимир Басов, в роли Геббельса Владимир Горелов; Освобождение (киноэпопея) (СССР, 1968—1972), режиссёр Юрий Озеров, в роли Геббельса Хорст Гизе; «На пути в Берлин» (СССР, 1969), режиссёр Михаил Ершов, в роли Геббельса Сергей Чернов; «Наковальня или молот» (Болгария—ГДР—СССР, 1972), режиссёр Христо Христов, в роли Геббельса Хорст Гизе; «Гитлер: Последние десять дней» (Великобритания—Италия, 1973), режиссёр Эннио Де Кончини, в роли Геббельса Джон Беннет; «Дни предательства» (ЧССР, 1973), режиссёр Отакар Вавра, в роли Геббельса Фред Александер; «Солдаты свободы» (СССР-Болгария-Венгрия-ГДР-Польша-Румыния-ЧССР, 1977), режиссёр Юрий Озеров, в роли Геббельса Хорст Гизе; «Девушка твоей мечты» (Испания, 1998), режиссёр Фернандо Труэба, в роли Геббельса Йоханнес Зильбершнайдер; «Молох» (Россия, 1999), режиссёр Александр Сокуров, в роли Геббельса Ирина Соколова (в титрах Леонид Сокол); «Геббельс и Гедульдиг» (Германия, 2001), режиссёр Кай Вессель, в роли Геббельса/Гедульдига Ульрих Мюэ; «„Еврей Зюсс“ – фильм как преступление?» (Германия, 2001), режиссёр Хорст Кёнигштайн, в роли Геббельса — Йоханнес Зильбершнайдер; Непобедимый (США, Германия, Ирландия, Великобритания, 2001), события фильма разворачиваются в 1932 году в Берлине; «Гитлер: Восхождение дьявола» (Канада, 2003), режиссёр Кристиан Дюгей, в роли Геббельса Джастин Салинджер; «Розенштрассе» (Германия, 2003), режиссёр Маргарета фон Тротта, в роли Геббельса Мартин Вуттке; «Бункер» (Германия, 2004), режиссёр Оливер Хиршбигель, в роли Геббельса Ульрих Маттес; «Штауффенберг» (Германия, 2004), режиссёр Йо Байер, в роли Геббельса Олли Диттрих; «Мой фюрер, или Самая правдивая правда об Адольфе Гитлере», (Германия, 2007), режиссёр Дани Леви, в роли Геббельса Сильвестр Грот; «Операция „Валькирия“» (США, 2008), режиссёр Брайан Сингер, в роли Геббельса Харви Фридман"; «Бесславные ублюдки» (США—Германия, 2009), режиссёр Квентин Тарантино, в роли Геббельса Сильвестр Грот; «Еврей Зюсс — фильм без совести» (Германия, 2010), режиссёр Оскар Рёлер, в роли Геббельса Мориц Бляйбтрой; «Фюрер и растлитель» (Германия, 2024), режиссёр Йоахим Ланг, в роли Геббельса Роберт Штадлобер.
Геббельс в массовой культуре
В советской сатире Геббельс часто изображался в виде обезьяны-«геббельзьяны» — образа, который создали карикатурист Б.Ефимов и писатель В.Важдаев. В игре-квесте «Штырлиц: операция «Бюст»» обыграно двойное значение слова «доктор» — доктор Геббельс изображён как проводящий генетические эксперименты по созданию «истинного арийца». Литература: Barth Christian T. Goebbels und die Juden. — Ferdinand Schöningh, 2003. — ISBN 3506705792; Evans R. J. The Coming of the Third Reich. — Penguin Group, 2003. — ISBN 978-0-14-303469-8; Evans R. J. The Third Reich in Power. — Penguin, 2005. — ISBN 978-0-14-303790-3; Evans R. J. The Third Reich At War. — Penguin Group, 2008. — ISBN 978-0-14-311671-4; Fröhlich E. Joseph Goebbels und sein Tagebuch. Zu den handschriftlichen Aufzeichnungen von 1924 bis 1941 // Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte. — 1987. — № 4; Heiber H. Goebbels. — Deutscher Taschenbuch Verlag, 1965; Hermann A. Der Weg in den Krieg 1938/39: Quellenkritische Studien zu den Tagebüchern von Joseph Goebbels. — De Gruyter Oldenbourg, 2011. — ISBN 978-3486705133; Hale O. J. The Captive Press in the Third Reich. — Princeton University Press, 1973. — ISBN 0-691-00770-5; Hull D. S. Film in the Third Reich: A Study of the German Cinema, 1933–1945. — University of California Press, 1969; Anton Joachimsthaler. The автор Days of Hitler: The Legends, the Evidence, the Truth. — Brockhampton Press, 1999. — ISBN 978-1-86019-902-8; Kershaw I. Hitler: A Biography. — W. W. Norton & Company, 2008. — ISBN 978-0-393-06757-6; Longerich P. Holocaust: The Nazi Persecution and Murder of the Jews. — Oxford University Press, 2010. — ISBN 978-0-19-280436-5; Longerich P. Heinrich Himmler: A Life. — Oxford University Press, 2012. — ISBN 978-0-19-959232-6; Longerich P. Goebbels: A Biography. — Random House, 2015. — ISBN 978-1400067510; Manvell R., Fraenkel H. Doctor Goebbels: His Life and Death. — Skyhorse, 2010. — ISBN 978-1-61608-029-7; Michael R. Holy Hatred: Christianity, Antisemitism, and the Holocaust. — Palgrave Macmillan, 2006. — ISBN 1403974721; Oven von, W. Wer war Goebbels? Biographie aus der Nähe. — Herbig, 1987. — ISBN 3-7766-1459-5; Rees L., Kershaw I. The Dark Charisma of Adolf Hitler (документальный фильм). — BBC, 2012; Reuth R. G. Goebbels. — Pieper, 1990. — ISBN 3-492-03183-8; Riess K. Goebbels. Dämon der Macht. — Universitas, 1989. — ISBN 3-8004-1211-X; Ржевская Е. Геббельс: Портрет на фоне дневника. — Слово, 1994. — ISBN 5-85050-329-3; Shirer W. L. The Rise and Fall of the Third Reich. — Simon & Schuster, 1960. — ISBN 978-0-671-62420-0; Siemens D. The Making of a Nazi Hero: The Murder and Myth of Horst Wessel. — I.B.Tauris, 2013. — ISBN 978-0-85773-313-9; Thacker T. Joseph Goebbels: Life and Death. — Palgrave Macmillan, 2010. — ISBN 978-0-230-27866-0; Vinogradov V. K. Hitler's Death: Russia's Last Great Secret from the Files of the KGB. — Chaucer Press, 2005. — ISBN 978-1-904449-13-3; Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. Йозеф Геббельс — Мефистофель усмехается из прошлого. — Ростов на Дону : Феникс, 1999. — 448 страниц. — ISBN 5-222-00968-8; Кормилицына Е.Г. Йозеф Геббельс. Особенности нацистского пиара. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 288 страниц. — ISBN 978-5-373-04074-7; Геббельс, Йозеф / Вишлёв О.В. // Восьмеричный путь — Германцы. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2006. — Страница 475. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах.] / главнгый редвктор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 6). — ISBN 5-85270-335-4; Рисс К. Геббельс. Адвокат дьявола. — Москва : Центрполиграф, 2000. — 490 страниц. — ISBN 5-227-00934-1; Рисс К. Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939—1945. — Москва : Центрполиграф, 2006. — 590 страниц. — ISBN 5-9524-2504-6; Чёрная Л.Б. Коричневые диктаторы. — Ростов на Дону : Феникс, 1999. — 475 страниц. — ISBN 5-222-00642-5; Bramstedt, Ernest. Goebbels and National Socialist Propaganda, 1925–1945 — Michigan State University Press, 1965; Rentschler, Eric. The Ministry of Illusion: Nazi Cinema and Its Afterlife — Cambridge: Harvard University Press, 1996. — ISBN 978-0-674-57640-7; Moeller, Felix. The Film Minister: Goebbels and the Cinema in the Third Reich. — Axel Menges, 2000. — ISBN 978-3-932565-10-6; Gilbert M. Kristallnacht: Prelude to Destruction. — New York: HarperCollins, 2006. — ISBN 978-0-06-057083-5.

1897
Зейли Зиновьевна Зеликовская
советский учёный в области гистологии и эмбриологии. Доктор медицинских наук (1944), профессор. Родилась в городе Минск, Российская империя. Окончила Харьковский медицинский институт (1921), где и работала: с 1939 — доцент кафедры гистологии, одновременно возглавляла одноимённую кафедру Психоневрологического института в Харькове. Во время Великой Отечественной войны — доцент Чкаловского мед. института. В 1946—1948 — зав. кафедрой гистологии и эмбриологии Станиславского мед. института. До 1961 — профессор кафедры гистологии Львовского зооветеринарного института. Умерла не ранее 1961 года. Научные работы: О секреторном процессе в молочной железе // Труды Львовского ветеринарного института. — 1953. — Выпуск 6; Возрастные и функциональные сдвиги в структуре молочной железы // Сборник научных трудов Львовского зооветеринарного института. — 1956. — Том 8; Эмбриогенез жировой ткани молочной железы крупного рогатого скота // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. — 1962. — Том 43, № 8.

Billy_Walker_Footballer (528x700, 155Kb)
1897
Уильям Генри Уокер (William Henry Walker; более известный как Билли Уокер, Billy Walker)
известный английский футболист в 1920-е и 1930-е годы, а впоследствии футбольный тренер. Уокер родился в городке Уэднсбери, боро Сандуэлл, графство Уэст-Мидлендс, Англия, Великобритания. Всю свою карьеру провёл в клубе «Астон Вилла», став одним из легенд клуба. С 1915 по 1933 годы он провёл за «Виллу» 531 матч и забил 244 гола (в том числе 478 матчей и 214 голов в Первом дивизионе; кроме того, Уокер сыграл за «Виллу» 5 матчей в Военной лиге, в которых забил 2 гола). Он до сих пор остаётся лучшим бомбардиром в истории клуба. В 1920 году он помог «Вилле» выиграть Кубок Англии. Уокер также выступал за национальную сборную Англии, сыграв за неё 18 матчей и забив 9 голов. Он стал первым англичанином, забившим гол на стадионе «Уэмбли» — это произошло 12 апреля 1924 года в матче против сборной Шотландии. После завершения карьеры игрока Уокер начал работать в качестве тренера: сначала в «Шеффилд Уэнсдей», выиграв с клубом Кубок Англии 1935 года, а затем в «Ноттингем Форест». В «Ноттингеме» Уокер работал с 1939 по 1960 годы, выведя клуб в Первый дивизион в сезоне 1956/57, а также выиграв с «красными» Кубок Англии в 1959 году. Умер в городе Шеффилд, Уэст-Райдинг, графство Йоркшир, Англия, Великобритания, 28 ноября 1964 года.
Достижения в качестве игрока
«Астон Вилла»: Обладатель Кубка Англии: 1920; Лучший бомбардир в истории «Астон Виллы»: 244 гола
Достижения в качестве тренера
«Шеффилд Уэнсдей»: Кубок Англии: Обладатель: 1935
«Ноттингем Форест»: Обладатель Кубка Англии: 1959; Второй дивизион: 2-е место: 1956/1957; Третий дивизион (Север): Чемпион: 1950/1951; Суперкубок Англии: Финалист: 1959.
Статистика выступлений
Screenshot 2025-09-28 at 11-27-22 Уокер Билли — Википедия (545x684, 45Kb)

Emerson (568x700, 162Kb)
1897
Хоуп Эмерсон (Hope Emerson)
американская актриса, номинантка на премию «Оскар». Эмерсон родилась в Хейвардене, штат Айова. После окончания Западной средней школы в Де-Мойне в 1916 году она переехала в Нью-Йорк, где стала играть в водевилях. Её бродвейский дебют состоялся в 1930 году в «Лисистрате». В 1932 году она дебютировала в кино в фильме «Улыбающиеся лица», но затем опять вернулась на театральную сцену. В 1940-е годы Эмерсон работала на радио, где её голосом говорила корова в одной из радиопередач. В 1946 году она вернулась в Голливуд. Среди её ролей наиболее запоминающимися стали цирковая силачка в «Ребре Адама» (1949), невеста в «Женщине с запада» (1951), а также тюремщица Эвелин Харпер в фильме «В клетке» (1950), за роль которой Эмерсон была номинирована на «Оскар», как «Лучшая актриса второго плана». Хоуп также известна по своим ролям на телевидении в сериале «Питер Гунн» (1958, за который она была номинирована на «Эмми»), и «Шоу Денниса О’Кифи» (1959).
Смерть
Хоуп Эмерсон умерла в Голливуде от почечной болезни, 25 апреля 1960 года. Она была похоронена на кладбище «Грейс Хилл» в своём родном городе. Избранная фильмография: 1948 — Плач большого города — Роуз Гивенс; 1949 — Ребро Адама — Олимпия Ла Пере; 1949 — Розинна МакКой — Лэвиса Хатфилд; 1949 — Воровское шоссе — Мидж; 1949 — Дом незнакомцев — Хелена Доминико; 1950 — В клетке — Эвелин Харпер; 1950 — Медный каньон — Мамаша Тарбет; 1951 — Череп и кости — Энн Бонни; 1951 — Женщина с запада — Пэтиэнс Хаулэй; 1952 — Мы не женаты! — Сельская жена; 1954 — Большая ночь Казановы — Княгиня Кастельбелло; 1957 — Отдать всё, что есть у меня — миссис Пагмейстер; 1958 — Засыпай, мой малыш — миссис Роджерс; 1958 — Дни в Долине Смерти — «Большая» Лиз Бартон (в 1 эпизоде).

Бондевиль (477x700, 154Kb)
1898
Эммануэль Бондевиль (французское имя — Emmanuel Bondeville)
французский композитор и музыкальный администратор. Родился в городке Руан на севере Франции. Он был членом Академии изящных искусств. В молодости он был органистом в церкви Сен-Никез в Руане и соборе Парижской Богоматери в Кане. Бондевиль потерял обоих родителей, когда ему было 16 лет, и, чтобы прокормиться, брался за разные работы – органистом, банковским клерком, переводчиком. Он начал заниматься музыкой примерно в 1923 году, написав произведения для фортепиано, симфонические поэмы, оперы-комиксы и оперные постановки. В это время он также путешествовал по Европе и работал ассистентом в музыкальном магазине. В конце концов он стал брать уроки гармонии и контрапункта у Жана Дере. В 1935 году он стал музыкальным руководителем радиостанций «Radio Tour Eiffel», «Radio Paris», «Radiodiffusion française», а затем художественным руководителем «Radio Monte-Carlo». Французское радио было перенесено в Марсель, но правительство Виши уволило Бондевиля за то, что он не поддерживал режим. Однако, когда в 1943 году радио вернулось в Париж и Бондевиля попросили занять должность музыкального руководителя, он организовал фестивали французских композиторов вопреки нацистской пропаганде. В ноябре 1943 года он поставил Реквием Берлиоза под управлением Мунка в Парижской опере, а затем провёл фестиваль Берлиоза, за которым последовали мероприятия, посвящённые Лало и Шабрие в июле и Сен-Сансу и Форе в августе. С 1949 по 1951 год Бондевиль был директором Опера-Комик , а с 1952 по 1969 год занимал аналогичную должность в Парижской опере. Умер в городе Париж, Франция, 26 ноября 1987 года. Он был трижды женат, в том числе на меццо-сопрано Виорике Кортес, которой он посвятил свою оперу «Антуан и Клеопатра», а затем на Доминик Плесси (с которой он вёл программы под названием «Сезон оперы» на France-Inter). Сочинения: «Иллюстрации», симфонический триптих, состоящий из: «Бал повешенных» по мотивам «Озарений» Рембо (впервые исполнено 6 декабря 1930 года оркестром Ламурё под управлением Альбера Вольфа); Офелия (1931); Марин (1933); «Школа жён» (оперетта по мотивам Мольера), премьера состоялась в Комической опере 19 июня 1935 года под управлением Альбера Вольфа; «Мадам Бовари», лирическая драма по мотивам Флобера, впервые была представлена в Комической опере 1 июня 1951 года в постановке Луи Мюзи под управлением Альберта Вольфа, с Жаклин Брюмер в главной роли; Иллюстрации к «Фаусту», (1942); Готье-Гаргиль, симфоническая поэма (1951); Лирическая симфония, (1956); Хореографическая симфония (1961); «Антуан и Клеопатра», опера (1972), премьера состоялась в Руанской опере 8 марта 1974 года в постановке Маргериты Вальманн под управлением Поля Этена с Морисом Майевским и Виорикой Кортес в главных ролях.
Титулы, почести: Кавалер ордена Почётного легиона; Кавалер Ордена искусств и литературы; Великий офицер Национального ордена «За заслуги»; Военный крест 1914–1918 гг.

Ernst_Wollweber (452x700, 136Kb)
1898
Эрнст Волльвебер (также Вольвебер, немецкое имя — Ernst Wollweber)
министр государственной безопасности ГДР в 1953—1957 годах. Родился в городе Ганноверш-Мюнден, Германская империя (ныне Мюнден, Германия). Во время Первой мировой войны служил в кайзеровских ВМС. В ноябре 1918 года был активным участником Кильского восстания на флоте, первым поднял красный флаг на линкоре «Гельголанд». В 1919 году вступил в КПГ. С 1921 — член ЦК КПГ. В 1924 году был арестован, в 1926 году освобождён. В 1928 году был избран депутатом прусского ландтага. В 1932 году избран депутатом рейхстага. Возглавил интернационал пролетарских моряков и портовых рабочих. В 1933 году после прихода к власти нацистов бежал в Копенгаген. Возглавил законспирированную организацию, известную как «союз моряков», «союз Волльвебера», «лига Волльвебера», занимавшуюся сбором развединформации и диверсиями против германских кораблей в районе Балтийского моря. После подрыва корабля в стокгольмском порту в 1941 году арестован в Швеции и осужден на три года. В 1944 году был выслан в СССР. После окончания Второй мировой войны вернулся в Германию и вступил в СЕПГ. С 1950 года — замминистра транспорта ГДР. В 1953 году возглавил Министерство государственной безопасности ГДР, сменив Вильгельма Цайссера. Занимал этот пост до 1957 года. В 1958 году обвинен в антипартийной деятельности и выведен из ЦК. Как писал П.Судоплатов, Волльвебер сообщил советскому руководству о разногласиях, существовавших между лидерами ГДР, а Н.Хрущёв, испытывавший неприязнь к органам госбезопасности, выдал эту информацию В.Ульбрихту. Умер в Восточном Берлине, ГДР (ныне Германия), 3 мая 1967 года. Награды: Золотой орден «За заслуги перед Отечеством» (ГДР) (1954). Литература: Wollweber, Ernst // Wer war wer im Ministerium für Staatssicherheit: Kurzbiographien des MfS-Leitungspersonals 1950 bis 1989 / herausgegeben von Jens Gieseke. — 2. Auflage. — Berlin: Der Bundesbeauftragte für die Unterlagen des Staatssicherheitsdienstes der Ehemaligen Deutschen Demokratischen Republik, Abteilung Bildung und Forschung, 2012. — S. 82—83. — 88 S. — (MfS-Handbuch). — ISBN 978-3-942130-32-5; Wollweber, Ernst // Wer war wer in der DDR? : ein biographisches Lexikon / Helmut Müller-Enbergs[вд] (Hg.). Unter Mitarb. von Olaf W. Reimann und Bernd-Rainer Barth. — Überab. und erw. Neuausg. — Berlin: Links, 2000. — S. 939. — 1037 S. — ISBN 3-86153-201-8.

Franz_Shiller (525x700, 150Kb)
1898
Франц Петрович Шиллер
советский литературовед, специалист по немецкой литературе. Доктор филологических наук. Франц Шиллер родился в селе Тонкошуровка, Самарская губерния, Российская империя (ныне в Советском районе Саратовской области), в семье крестьянина-бедняка. В 1917 году окончил 4-й класс духовной семинарии и сдал экзамен на звание учителя начальной школы. Учителем он проработал до 1921 года, после чего поступил во 2-й Московский государственный университет на литературно-филологическое отделение. После окончания университета стажировался в Германии, в 1929 году стал доцентом и возглавил кафедру всеобщей литературы 2-го МГУ. Также Шиллер заведовал Отделом западноевропейской литературы Института мировой литературы имени А.М.Горького. В 1936 году стал доктором филологических наук. В 1938 году Шиллер был репрессирован. После освобождения в 1946 году работал школьным учителем немецкого языка в Омской области.Умер в деревне Тинская, Красноярский край, РСФСР, СССР, 22 июня 1955 года. Реабилитирован в 1990 году. Жена — Инна Васильевна Нагорнова; дочь Флора (родилась в 1936).
Научное наследие
Франц Шиллер является автором многочисленных книг по немецкой литературе: «Генрих Гейне» (1930); «Георг Верт». — Москва-Ленинград, 1932; «Вольфганг Гёте» — Москва-Ленинград, ГИХЛ, 1932; «Литературоведение в Германии», 1934; «Энгельс как литературный критик» (1934); «Творческий путь Фридриха Шиллера в связи с его эстетикой» Москва,1934; «Очерки по истории чартистской поэзии» Москва-Ленинград, 1934; «Очерки по истории немецкой революционной поэзии 19 в.» (1933); «Поэзия германской революции 1848 г.» Москва, 1934; «История западноевропейской литературы нового времени» (в 3 томах, 1935—1937); «Поэзия германской революции 1848 г.» (1936); «Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество.» (1955). Литература: Франц Шиллер. Письма из мертвого дома / составление, перевод с немецкого, примечания, послесловие В.Ф.Дизендорфа. Общественная академия наук российских немцев. — Москва, 2002. — 1009 страниц : иллюстрации; Литературы народов России: XX в.: словарь / Н.С.Надъярных. — Москва : Наука, 2005. — Страница 211. — 365 страниц. — 1100 экземпляров. — ISBN 5-02-010208-3.

shketan (571x700, 185Kb)
1898
М.Шкетан (от луговомарийского шкет — одинокий; настоящее имя — Яков Павлович Майоров)
марийский писатель, переводчик, журналист и общественный деятель. Основоположник марийской драматургии. Родился в деревне Старое Крещено, Ернурская волость, Яранский уезд, Вятская губерния. Из крестьянской семьи. Учился в Ернурском 2-классном училище (1910—1912 годы), работал в хозяйстве отца. Свободное время отдавал чтению, увлекался русской классикой. С 1917 года в царской армии, участник Первой мировой войны. С 1918 года работник советских учреждений, заведовал отделом Ернурского волисполкома, активный проводник политики Советской власти в Оршанском районе, за что в 1920 году во время бунта в с. Ернур был избит кулаками. С 1920 года М.Шкетан — секретарь, заведующий Яранским уездным отделом национальностей. С 1921 года в Краснококшайске: сотрудник областного земельного отдела; литературный работник, секретарь, исполняющий обязанности редактора газеты «Йошкар кече». Один из организаторов и постоянный автор сатирического журнала «Арлан ден Кестен», литературного журнала «Ончыко».
Актёр, драматург и режиссёр Марийского государственного театра. С 1922 года на сцене передвижного театра были поставлены спектакли по его пьесам «Сардай», «Ачийжат-авийжат» («Эх, родители», 1923), «Шошым сеҥен» («Весна победила», 1924), «Шурно» («Урожай», 1933) и др., в своих постановках зачастую сам исполнял главные роли. В 1929 году вернулся в Оршанский район, стал одним из организаторов колхоза (в настоящее время носит его имя), в нём же председателем ревизионной комиссии, руководителем сельского драматического кружка. В ходе кампании против т. н. «троцкистов» и «буржуазных националистов» заочно подвергнут оскорблениям, назван «политическим хулиганом» (06.05.1937), что подорвало и без того слабое здоровье. Скончался в Оршанской больнице 16 мая 1937 года, похоронен в парке, ныне носящем его имя.
Литературное творчество
Член Союза писателей СССР с 1934 года. Как журналист отличался непревзойдённым мастерством сатиры и юмора: только в 1920-х годах создал около 300 публикаций и 80 фельетонов. Литературное творчество начал с 1919 года. В 1920 годы писатель написал несколько одноактных пьес: «Утышо» («Лишний»), «Ормыж» («Дуралей»), «Важык вуян йыдал» («Кривоносый лапоть») и др. Одновременно работал и в жанре прозы. В 1924 году в Центриздате (Москва) отдельной книгой вышел рассказ «Юмын языкше» («Божий грех»), написанный на основе реальных событий. Начал печататься в 1923 году. В пьесах «Эх, родители!» (1928), «Осадок мути» (1932) и других создал яркие образы марийских трудящихся, ищущих путь к новой жизни. Всего писателем создано 13 пьес. Самое известное произведение — роман «Эреҥер» о коллективизации марийского села (на марийском языке в 1933 году; на русском языке в 1936 году). В его творчестве описываются жизнь и быт, состояние марийского общества 1920-х годов. Роман является одним из первых произведений крупной формы в марийской литературе. Занимался переводческой работой. В 1931 году в его переводе издан роман А.Серафимовича «Железный поток». При жизни издал около 15 книг, позже его произведения неоднократно переиздавались, дважды выходило в свет полное собрание сочинений. На страницах газет и журналов М.Шкетан выступал под многочисленными псевдонимами: И.Майор, Майорын, Кугу Шадыртан, Й.Шартан, Нӧга, Товат, Озыркан, Умдо, Пагул Япак, М.Ошлан, Ошламари, Ошлинский, Крешын, Кокшага, Наган, М.Агур, Тортамортин, Лупе-Тор и др.
Основные произведения
Произведения М.Шкетана на марийском языке и в переводах на другие языки:
На марийском языке: Юмын языкше: илыш гыч ойлымаш (Божий грех: рассказы из жизни). Москва, 1924. 40 страниц; Ачийжат, авийжат: драма (Эх, родители!..: драма). Москва, 1928. 64 страницы; Ораде: мыскылчык (Безумный: комедия). Йошкар-Ола, 1928. 28 страниц; Мичун уке ачажат: ойлымаш (У Мичу нет отца: рассказ). Москва, 1928. 32 страницы; Яку: йоча ойлымаш (Яку: рассказ для детей). Москва, 1928. 24 страницы; Юмын языкше: илыш гыч ойлымаш (Божий грех: рассказы из жизни). Йошкар-Ола, 1929. 32 страницы; Важык вуян йыдал: оҥарчык (Кривоносый лапоть: комедия). Йошкар-Ола, 1929. 20 страниц; Ойлымаш-влак (Рассказы). Йошкар-Ола, 1929. 68 страниц; Ме тоштым сеҥена: ойлымаш (Мы старое победим: рассказ). Йошкар-Ола, 1931. 56 страниц; Эреҥер: роман. Йошкар-Ола, 1933. 188 страниц; Шурно: драма (Урожай: драма). Йошкар-Ола, 1934. 52 страницы; Илыш ÿжеш: ойлымаш-влак (Жизнь зовёт: рассказы). Москва, 1935. 136 страниц; Лапчык Каритон: койдарчык (Лапчык Харитон: комедия). Йошкар-Ола, 1935. 48 страниц; Мыскара ойлымаш-влак (Юмористические рассказы). Москва, 1936. Ойырен налме произведений шамыч (Избранные произведения). Йошкар-Ола, 1940. 408 страниц; Якшывай: ойлымаш (Якшывай: рассказ). Йошкар-Ола, 1943. 24 страницы; Мыскара ойлымаш-влак (Юмористические рассказы). Йошкар-Ола, 1944. 128 страниц; Корнышто: ойлымаш (В дороге: рассказ). Йошкар-Ола, 1950. 24 страницы; Мераҥ лу: ойлымаш (Заячья кость: рассказ). Йошкар-Ола, 1950. 8 страниц; Мыйын упшем: ойлымаш (Моя шапка: рассказ). Йошкар-Ола, 1950. 4 страницы; Пьеса-шамыч (Пьесы). Йошкар-Ола, 1950. 264 страницы; Эреҥер: роман. Йошкар-Ола, 1953. 228 страниц; Мыскара ойлымаш-влак (Юмористические рассказы). Йошкар-Ола, 1954. 156 страниц; Юмын языкше; Аракан осалже: ойлымаш-влак (Божий грех; Вред алкоголя: рассказы). Йошкар-Ола, 1955. 80 страниц; Роман, пьеса, ойлымаш да статья-влак.: 4 т. дене печатлалтыт (Собрание сочинений в 4-х томах.), Йошкар-Ола, 1962. 1-ше. т. : Пьеса-влак. 396 с.; 2-шо т.: Ойлымаш ден очерк-влак. 552 с.; 3-шо т.: Мыскара, ойлымаш, фельетон, почеламут да статья-влак. 440 с.; 4-ше т.: Эреҥер: роман. 340 страниц; М. Шкетанын публицистикыже: писательын творчествыже гыч лит.-документ. материал-влак / составитель С.Я.Черных. Йошкар-Ола, 1966. 340 страниц; Эреҥер: роман. Йошкар-Ола, 1986. 224 страницы; Чумырен лукмо ойпого: 3 т. дене савыкталтеш (Собрание сочинений в 3-х т.). Йошкар-Ола, 1990—1991. 1-ше т.: Почеламут, пьеса-влак. 392 с.; 2-шо т.: Ойлымаш, мыскара, новелла, очерк, статья, корреспонденций, фельетон-влак. 608 с.; 3-шо т.: Роман, ойлымаш, повесть, очерк, фельетон, новелла, статья, серыш-влак. 624 страницы; Роман, повесть, ойлымаш-влак. Йошкар-Ола, 2001. 368 страниц. В переводе на русский язык: Эренгер: роман / перевод на русский А.Айзенворта. Горький, 1936. 168 страниц; Рассказы / перевод на русский А.Докукина. Йошкар-Ола, 1948. 80 страниц; Эренгер: роман / перевод на русский А.Докукина. Йошкар-Ола, 1950; 1953; 1955. Детям: рассказы. Йошкар-Ола, 1953. 64 страницы; Жизнь зовёт: рассказы. Йошкар-Ола, 1953. 232 страницы; Йошкар-Ола, 1955. 232 страницы; Восход солнца: пьесы / перевод на русский М.Шамбадала. Йошкар-Ола, 1954. 160 страниц; Эренгер: роман / перевод на русский. В.Муравьёва. Москва, 1971; 1979; Йошкар-Ола, 1975, 1989. В переводе на чувашский язык: Эреҥер: роман / перевод на чувашский В.Рзая. Шупашкар, 1957. 236 страниц. В переводе на латышский язык: Эреҥер: роман / перевод на чувашский. Рига. 1973. 278 страниц. Театральные постановки: Список театральных постановок: Сардай: драма. (Мар. театр). 1922, 1927; Ачийжат-авийжат!.. (Эх, родители…: драма). (Мар. театр). 1923, 1952, 1970, 1981, 1998; Шошым сеҥен (Весна победила: драма). (Марийский театр). 1924; Шурно (Урожай: драма). (Марийский театр). 1933; Важык вуян йыдал (Кривоносый лапоть: комедия). (Марийский театр). 1933; Кодшо румбык (Муть пролшого: драма). (Марийский театр). 1949; Лапчык Каритон; Кок сӱанат пеле; Важык вуян йыдал (Лапчык Харитон; Две с половиной свадьбы; Кривоносый лапоть: одноактные комедии). (Марийский театр). 1949, 1978.
Память
Дом-музей М.Шкетана, классика марийской литературы, в деревне Старое Крещено Оршанского района Республики Марий Эл. Именем М.Шкетана названы несколько объектов: Марийский национальный театр драмы (1948); Улица в Йошкар-Оле; Улица в Волжске; Улица и переулок в Оршанке; Улица в Морках; Улица на родине писателя — в деревне Старое Крещено Оршанского района; Оршанская центральная районная библиотека (2002); Государственная премия Марий Эл в области театрального искусства (с 1999 года); Бюст в Йошкар-Оле (перед зданием Марийского национального театра драмы); Дом-музей (1992) с бюстом (3 ноября 1960) на родине писателя, в деревне Старое Крещено; Бюст в Оршанке (1967, скульптор В.М.Козьмин). Ежегодно осенью в Оршанском районе проводится конкурс чтецов «Шкетан лудмаш» («Шкетановские чтения»), участниками которого являются обучающиеся школ Оршанского района. Литература: Асылбаев А.А. М.Шкетанын драматургийже; М.Шкетанын ойлымашыже-шамыч нерген; Первый марий роман [Драматургия М. Шкетана; Рассказы М.Шкетана; Первый марийский роман] // Марий литература: литературно.-критические статья-шамыч. — Йошкар-Ола, 1950. — Страницы 117—187; М. Шкетан // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1962—1978; Шкетан М. // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах.] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Александров А.М., Беспалова Г.Е., Васин К.К. М.Шкетан // Писатели Марийской АССР: биобиблиографический справочник. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1976. — Страницы 308—314. — 368 страниц. — 5000 экземпляров; Беспалова Г.Е., Васин К.К., Зайниев Г.З. М.Шкетан // Писатели Марийской АССР: биобиблиографический справочник / Ответственный редактор А.В.Селин. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1988. — Страницы 311—320. — 376 страниц. — 5000 экземпляров; М.Шкетан // Марийская биографическая энциклопедия / Автор-составитель В.А.Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — Страница 406. — 2032 экземпляров. — ISBN 5-87898-357-0; М.Шкетан // Писатели Марий Эл: биобиблиографический справочник / Составители А.Васинкин, В.Абукаев и другие. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008. — Страницы 676—681. — 752 страницы. — 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-7590-0966-5; Шкетан М. // Энциклопедия Республики Марий Эл / Ответственный редактор Н.И.Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — Страницы 824—825. — 872 страницы — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1; Зайниев Г.З., Черных С.Я., Мочаев В.А. М.Шкетан (Майоров Яков Павлович) // Марийская биографическая энциклопедия / Автор-составитель В.А.Мочаев. — 2-е издание. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2017. — Страница 503. — 606 страниц. — 1500 экземпляров. — ISBN 978-5-905314-35-3; Кутасова В.Е., Никифорова А.А. Улицы Йошкар-Олы, которые носят имена классиков марийской литературы // Музейный вестник: ежегодный сборник. Выпуск № 12 / ГБУК «Национальный музей РМЭ имени Т.Евсеева»; научный редактор Д.Ю.Ефремова. — Йошкар-Ола, 2018. — Страницы 243—246; Муравьёв А.В. О реализации проекта «Писатель с острым пером», посвящённого 120-летию со дня рождения классика марийской литературы Я.П.Майорова-Шкетана // Музейный вестник: ежегодный сборник. Выпуск № 13 / ГБУК «Национальный музей РМЭ имени Т.Евсеева»; научный редактор Д.Ю.Ефремова. — Йошкар-Ола, 2019. — Страницы 4—8; М.Шкетан // Энциклопедия театров Марий Эл: иллюстрированное научно-популярное издание. ― Йошкар-Ола, 2019. — Страницы 59—60. — ISBN 978-5-6043759-4-5; М.Шкетан (Майоров Яков Павлович) // Писатели Марий Эл: биобиблиографический справочник / Составители Г.Сабанцев, Ю.Соловьёв и другие. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2020. — Страницы 386—390. — 423 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-7590-1285-6.

Петрищева (506x700, 349Kb)
1899
Полина Андреевна Петрищева
советский паразитолог, доктор медицинских наук, член-корреспондент Академии Медицинских Наук СССР.
Родилась в селе Мордовская Липовка Самарская губерния, Российская империя (Хворостянский район Куйбышевской области). После окончания семинарии 2 года работала учителем биологии и зоологии. Окончила Самарский университет (1923), работала на Самарской малярийной станции, с 1930 — в Туркменистане зав. станцией тропических болезней (Каракалинский район). В 1932—1933 заведующий отделом медицинской энтомологии Туркменского тропического института.
Петрищева01 (700x463, 139Kb)
Е.Н.Павловский, П.А.Петрищева, М.П.Чумаков и А.А.Смородинцев на Дальнем Востоке в 1939 г.
С 1933 г. в отделе паразитологии Всесоюзного института экспериментальной медицины Академии Медицинских Наук СССР. Доктор медицинских наук (1937). В 1946 г. избрана членом-корреспондентом Академии Медицинских Наук СССР. Умерла 21 сентября 1973 года.
Публикации
Автор научных и научно-популярных книг и брошюр: «Убить малярийного комара!» (Ашхабад, 1933); «Что надо знать о сохранении здоровья при освоении пустыни» (1952); «Боритесь с москитами» (1953; 1955); «Полевые методы изучения москитов и противомоскитные мероприятия» (1954); «Уничтожайте лесных клещей — переносчиков энцефалита» (1957; 1959); «Клещевой энцефалит» (1958); «Не допускать заражения клещевым энцефалитом: (Памятка)» (1957); «Как болезни диких животных становятся болезнями человека» (1959); «Гнус и борьба с ним» (1961); «Методы изучения и профилактики лейшманиозов и москитной лихорадки» (1961); «Природные болезни расшифрованы, от них можно уберечься!» (1961); «Ликвидируем лейшманиозы и москитную лихорадку» (1961); «Болезни с природной очаговостью» (1965); «Природноочаговые болезни и их профилактика» (1965); «Биологические взаимоотношения кровососущих членистоногих с возбудителями болезней человека» (1967); «География природноочаговых болезней человека в связи с задачами их профилактики» (1969). Награды и звания: Сталинская премия первой степени (13 марта 1941) — за открытие в 1939 году возбудителей заразных заболеваний человека, известных под названием «Весенне-летний и осенний энцефалиты», и за разработку успешно применяемых методов их лечения, одобренных Наркомздравом СССР; Золотая медаль имени И.И.Мечникова (1953); Два ордена Ленина; Два ордена Трудового Красного Знамени; Медаль Гаспара Вианны (Бразилия). Источники: Плеяда замечательных женщин. Евгения М.Шипицина. Космос, 2010 — Всего страниц: 315; Медицинская паразитология. 1974, № 1 (некролог); Полина Андреевна Петрищева и значение её трудов в развитии паразитологии (к 100-летию со дня рождения; Паразитология, 33, 1, 1999.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 29 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»