• Авторизация


27 октября родились... 27-10-2025 09:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[504x700]
1901
Юстин Тодорович Лычук (в некоторых документах, в том числе в Указе о награждении второй золотой медалью "Серп и Молот" - Личук Юстын)
председатель колхоза «Первое мая» ("Перше травня") Снятынского района Ивано-Франковской (до 9 ноября 1962 года – Станиславской) области Украинской ССР. Родился в селе Стецева Снятинского уезда Галиции и Лодомерии в составе Австро-Венгрии (ныне Снятинского района Ивано-Франковской области, Украина), в многодетной (восемь детей) семье. Окончил два класса сельской школы. В 1928 году из-за бедности и недостатка земли в поисках заработков выехал в Канаду. В течение 4,5 лет работал в различных районах Канады по найму в фермерских хозяйствах, а также в фирме «Интернешенелл Никель Компани» на рудниках и строительстве. За участие в митингах был арестован, содержался в тюрьме, а затем в 1932 году был депортировано в Польшу. Работал в домашнем хозяйстве. В период присоединения Западной Украины в 1939 году был назначен председателем временного революционного комитета Снятынского уезда. 14 марта 1940 года вступил в созданную сельскохозяйственную артель «17 вересня (17 сентября)». В артели было 25 коней, 10 возов, 600 гектаров земли. В первый год был собран урожай 18 центнеров зерновых, 210 центнеров сахарной свеклы, 9 центнеров подсолнечника с гектара. Были заложены рыбоводные пруды, создан рассадник плодовых деревьев, построены клуб, восьмилетняя школа. Уже в 1940 году артель была представлена на ВДНХ СССР. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован. В 1941— 1942 годах работал комбайнером овцеводческого совхоза на Кавказе, а затем до 1945 года слесарем строительно-монтажной части в городе Барнаул (Алтайский край). В сентябре 1945 года вернулся в Снятынский район Станиславской (с 9 ноября 1962 года – Ивано-Франковской) области Украинской ССР и возглавил воссозданный колхоз, получивший название «Перше травня» («Первое мая»). В колхозе было 54 сельских хозяйства, 350 гектаров земли, 20 коней. Колхоз имел четыре постройки – коровник, телятник, свинарник и зернохранилище. 20 августа 1950 года было проведено укрупнение колхозов – к колхозу «Перше травня» присоединился еще один колхоз соседнего села. Колхоз постепенно стал одним из лучших в области, колхозом – миллионером. Были внедрены высокоурожайные районированные сорта пшеницы «Мироновская-808», «Белоцерковская-23», ржи «Харьковская-194» и другие. Ежегодно вносилось до 21000 тонн минеральных удобрений, более 40000 тонн гноя, 4000 тонн торфа. В селе были построены средняя школа на 750 детей, дворец культуры, памятник Т.Г.Шевченко, погибшим односельчанам, больница, родильный дом, ясли. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1961 года за достигнутые успехи в деле получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и технических культур, производства продуктов животноводства и умелое руководство колхозным производством Лычуку Юстину Тодоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжал руководить колхозом. В 1966 году колхоз вырастил 30000 центнеров зерна, 70000 центнеров сахарной свеклы, 33000 центнеров молока, 3707 центнеров мяса, а также картошку, мед, овощи, семена овощных культур. В животноводстве было надоено 3400 кг молока от коровы, на 100 гектаров угодий выращено 702 центнера молока и 76 центнеров мяса. В колхозе к 1966 году был 31 трактор (из них 18 гусеничных), 13 различных комбайнов, 23 грузовика. В 1967 году колхоз награжден орденом Ленина. В годы девятой пятилетки урожайность зерновых составила в среднем 32,9 центнера с гектара, в 1976 году - уже 45 гектаров, в 1977 году - 46,1 гектара. Надои молока в 1977 году составили 4309 килограмм молока, что на 300 килограмм больше, чем в предыдущем году. Доход колхоза составил в среднем за год в девятой пятилетке 2408000 рублей, в 1976 году - 2907000 рублей, в 1977 году - 3111000 рублей.
[530x700]
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1977 года за особо выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, проявленную трудовую доблесть в выполнении планов и социалистических обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна и других продуктов земледелия в 1977 году, Лычук Юстин Тодорович награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот». Продолжал возглавлять колхоз до 1981 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 3-10-го созывов (в 1950-1984 годах), депутатом районного и сельского советов, членом парийного комитета колхоза. Жил в селе Стецева Снятынского района Ивано-Франковской области (Украина). Умер 28 марта 1986 года. Похоронен на кладбище села Стецева. Награждён 4 орденами Ленина (26 февраля 1958; 31 декабря 1961; 23 июня 1966; 22 декабря 1977), орденами Октябрьской Революции (8 марта 1971), Трудового Красного Знамени (23 января 1948), медалями. На родине Героя, в селе Стецева Снятинского района Ивано-Франковской области, возле сельсовета, был установлен бюст Ю.Т.Лычука, который впоследствии варварски разрушен.

[465x700]
1901
Роман Анисимович Турков
первый заместителем начальника ОКБ-1, директор завода № 88 (ныне - завод экспериментального машиностроения РКК "Энергия", город Королёв, Московская область). Родился в селе Бахань ныне Быховского района Могилёвской области Республики Беларусь. Русский. Окончил сельскую школу. В 1929 году окончил Ленинградский технологический институт, по образованию - инженер-технолог. Работал инженером и главным технологом на артиллерийском заводе «Красный арсенал» в Ленинграде. За значительное увеличение выпуска артиллерийского вооружения (батальонные, полковые, горно-вьючные миномёты) в конце 1930-х годов, которым оснащались части, участвовавшие в боях у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, в освободительных походах в Белоруссию и Западную Украину, в советско-финской войне 1939-40 годов, а также поставляемого в республиканские войска воюющей Испании, в 1941 году Р.А.Турков награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1941 году участвовал в организации строительства оборонительных укреплений на подступах к Ленинграду. Затем был переведён на эвакуированный в Красноярск Коломенский завод № 4. С 1942 по 1949 годы работал главным инженером и директором Красноярского артиллерийского завода № 4 имени К.Е.Ворошилова (Красмашзавод). Руководил производством различных типов миномётов, таких как РМ-40, БМ-37, ПМ-41, покрывших себя славой в сражениях Великой Отечественной войны, артиллерийских систем 61-К, 70-К, спаренных зенитных установок В-11 и В-47, морских 100-мм артиллерийских систем Б-24 и Б-34. С 1949 года - директор Сталинградского завода “Баррикады”. Завод под руководством Р.А.Туркова продолжал модернизировать и создавать совместно с ЦКБ-34 новое артиллерийское вооружение для сухопутных войск, кораблей и береговой обороны ВМФ (Б-4МБР, СМ-4-1, СМ-31, СМ-33, 2А3, СМ-54, СМ-27, СМ-9). С 1954 по 1956 годы работал в ОКБ-1, под руководством С.П.Королёва: заместитель начальника отдела, заместитель главного конструктора по производству. С 1956-го по 1966 годы являлся директором завода № 88 и одновременно первым заместителем начальника ОКБ-1. Руководил подготовкой производства, изготовлением, заводскими испытаниями ракеты «Р-72 и ее модификаций, разгонных блоков Е, И, Л, ракет «Р-9», первых Искусственных спутников Земли, первых научных ИСЗ “Электрон”, первых автоматических межпланетных станций для полетов к Луне, Венере, Марсу, первых отечественных спутников космической связи “Молния-1”, отечественных баллистических ракет дальнего действия на твердом топливе «РТ-1», 2РТ-2», космических кораблей “Восток”, “Восход”, “Союз”. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полёта советского человека в космическое пространство Туркову Роману Анисимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Руководил подготовкой производства, изготовлением, заводскими испытаниями ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Н-12, её головного блока на начальном этапе работ. С 1966 года – на пенсии. Жил в городе Калининград (ныне – Королёв) Московской области. Умер 9 декабря 1976 года. Похоронен в городе Королёв Московской области на Болшевском кладбище. Награждён 3 орденами Ленина (1944, 1957, 1961), орденами Трудового Красного Знамени (1941), Отечественной войны I степени (1945), медалями “За оборону Ленинграда” (1942), “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов” (1946).

1901
Антонио Фернандес Аргуэллес Феррер (Antonio Fernandez Arguelles Ferrer)
испанский шахматный композитор, международный прбитр по шахматной композиции (1957)

[507x700]
1901
Александр Чакс (Чак; латышкое имя — Aleksandrs Čaks; настоящая фамилия – Чадарайнис, Čadarainis)
латвийский советский писатель и поэт. Родился в сердце Риги (на улице Блауманя), в семье портного Яниса Чадарайниса и его жены Эмилии. Вместе с родителями исповедовал православие. С 1911 по 1914 учился в Рижской Александровской гимназии. Там А.Чакс получил хорошее образование и впервые стал интересоваться философией. После революции в 1918 году А.Чакс поступил в Московский университет на медицинский факультет. Там же активно участвовал в литературных вечерах и дискутировал вместе с футуристами. В 1920 году его как студента медицинского факультета призвали в Красную армию. В том же году Чакс вступил 15 ноября в Коммунистическую партию, в партийной организации 25-го Пензенского пехотного полка. В 1921 году учился прошел курс обучения в Партийной школе Пензенской губернии. Работал редактором саранской газеты "Путь коммунизма" до июня 1922 года. В том же 1922 году вместе с демобилизированными латышскими красными стрелками Чакс вернулся в Латвию. Но его аттестат о среднем образовании, полученном в России не был действителен в Латвии. И Чакс был вынужден заново пройти учебный курс в Риге, а затем снова поступить на медицинский факультет в Латвийский университет. Однако университет Чаксу не удалось закончить. С 1922 года по 1937 проживает на улице Марияс 51 вместе с родителями. В 1925 году Чакс получил право заниматься преподавательской деятельностью на территории Латвии, чем и занимался следующие два года. Параллельно писал стихи. В 1928 году основал литературный журнал "Лира Молодых", состоял в обществе "Зеленая ворона", был секретарем профсоюза писателей, а также членом совета председателей журнала "Мысли". С 1937 по 1950 год вплоть до последних своих дней проживал по адресу улица Лачплеша, 48/50 в квартире № 14. В 1941 году был принят в Союз Писателей ЛССР. Во время фашистской оккупации немцами Чаксу было запрещено печататься. После окончания войны, в 1946 году Чаксу разрешили заниматься писательской и редакторской деятельностью, однако не надолго. Сразу же в его адрес полился поток критики как со стороны противников советской идеологии, так и со стороны сторонников СССР. Поэт очень переживал происходящее. В результате постоянных переживаний Чакс заболел и скончался в Риге от инфаркта 8 февраля 1950 года. Похоронен на кладбище Райниса в Риге. А.Чакс никогда не был женат. Однако славился большим любителем женщин.
[700x373]
Т акже в Риге имеется улица имени Александра Чакса, которая является одной из главных улиц в городе. После смерти писателя в его доме был открыт музей Александра Чакса, который находится на улице Лачплеша, по последнему адресу проживания поэта. Тематикой произведений А.Чака был город. Большинство его стихотворений пропитаны любовью и привязанностью к Риге, ее улицам, тротуарам, мостам, уличным фонарям, автомобилям, киоскам и даже к городским утренним газетам. Мороженное - именно ему посвящена большая часть стихов Чакса, наряду с ироническими стихотворениями о женщинах легкого поведения. Свой первый сборник стихов А.Чакс издал в 1925 году. Сборник был посвящен городу Риге. Первой публикацией было стихотворение «Sapņi» (Сны), опубликованное в журнале «Latvijas Kareivis». Свои первые стихи А.Чакс писал на русском. А.Чакс также издал сборник поэм о латышских стрелках «Mūžības skartie» (Затронутые вечностью). Воспоминания друзей А.Чакса свидетельствуют о том, что Чакс был большим хозяйственником и отлично готовил. Библиография: Augstā krasta (1950); Č-a-k-s (2005) 4 volumes; Facsim. reprints. Originally published: Seši, 1928, and Zaļā vārna, 1929; Cīņai un darbam; dzejas (1951); Debesu dāvana: vienas vasaras dzejoļi (1980); Dvēsele kabatā: dzeja (2000) ISBN 9984-05-300-8; Dzejas izlase (1996) ISBN 9984-04-410-6; Izlase (1971) 2 volumes; Kārlis Skalbe: raksti un atmiņas (1999) ISBN 9984-17-597-9; Kļava lapa (1969); Kopoti raksti: 6 sējumos (1991—2001) 5 volumes. ISBN 5-7966-0268-3; Kremlī pie Ļeņina (1980); Mana mīlestība (1958); Mana paradīze (1951); Mana Rīga: dzejoļi un poēmas (1961); Mūžības skartie (1950); Mūžības skartie: dzejas par latviešu strēlniekiem (1981, 1988) ISBN 5-410-00321-7; Patrioti, dzejojumi un dzejoļi (1948); Raksti (1971); Rīga: 30. gadi (1983); Savādais gaidītājs: dzeja un proza (2004) ISBN 9984-05-738-0; Selected poems Preface and selection by Arvīds Grigulis; translated by Ruth Speirs. (1979); Spēle ar dzīvību: noveles, stāsti, tēlojumi (2000) ISBN 9984-17-331-3; Tikai tevi es mīlējis esmu: dzejoļi (1986); Umurkumurs (1968); Vēlais viesis (2005) ISBN 9984-720-88-8; Zelta ielāps: dzejas izlase 1972 (1972); Zem cēlās zvaigznes; dzejoļi un dzejojumi (1948); Игра жизнью: рассказы (1971). Литература: Очерк латышской советской литературы, Рига, 1957; История латышской литературы, том 2, Рига, 1971; Latviešu literatūras vēsture, sēj. 6, Rīgā, 1962.

1902
Борис Владимирович Августовский
известный дальневосточный краевед и коллекционер. Работал фармацевтом, награжден значком "Отличник здравоохранения" (1954). Являлся действительным членом Приморского филиала Географического общества (ОИАК). Участник гражданской, Великой Отечественной войн и войны с империалистической Японией. Собрал уникальную коллекцию фотоматериалов, книг, рукописей и других материалов, посвященных Владивостоку и Приморью. Был соавтором многочисленных изданий по истории Владивостока и Приморья, многие из которых иллюстрированы принадлежащими ему фотоматериалами, например "Город нашенский" (1970), "Владивосток. Штрихи к портрету" (1985) и др. Активно участвовал в работе ПФГО, Приморского отделения Всероссийского общества охраны памятников и общества "Знание". Вел большую пропагандистскую работу по истории Приморья, неоднократно выступал в периодической печати, по радио и телевидению. Неоднократно писал рецензии и отзывы на вновь выходившие книги краеведческого содержания, при этом демонстрировал широкий кругозор, знания по истории края. Похоронен на мемориальной части Морского кладбища. Коллекция Б.В. Августовского хранится В ОИАК и частично в архиве Приморского края. Умер 28 ноября 1990 года.

Vologenini_Andr_Grg_gs66 (476x700, 113Kb)
1902
Андрей Григорьевич Воложенин
директор Приморской краевой сельскохозяйственной опытной станции, Приморский край. Родился в селе Канаши Шадринского уезда Екатеринбургской губернии (ныне – Шадринского района Курганской области), в семье крестьянина. Русский. Родители в 1903 году в поисках работы переехали на Дальний Восток, завербовались на строительство Китайской Восточной железной дороги, а с 1910 года жили в городе Благовещенск. Здесь в 1921 году успешно окончил гимназию и поступил на агрономический факультет Читинского института народного образования, который осенью 1923 года был переведён во Владивосток. В 1926 году окончил Дальневосточный государственный университет. С группой лучших выпускников был направлен на Приморскую областную опытную станцию, где работал лаборантом, затем ассистентом отдела риса, в 1929–1930 годах – заведующим отделом риса. В 1931 году основной штат рисового отдела Приморской опытной станции был переведён во вновь организованную Дальневосточную зональную рисовую опытную станцию. На новом месте назначен заместителем директора по науке, затем директором станции, проработав на этой должности до 1941 года. Этот период работы А.Г.Воложенина на опытной станции риса был наиболее плодотворным. Под его руководством были проведены первые исследования в области культуры риса на Дальнем Востоке, а научно-исследовательские работы стали теоретической основой для последующих исследований. На опытной станции им были созданы отделы: агротехники, защиты растений, агрометеорологии, экономики и организации хозяйства, мелиорации и эксплуатации рисовой ирригационной системы, селекции и семеноводства, почвоведения и агрохимии, производственных опытов, технической пропаганды, музей. С 1933 года станция прекратила работу по агроэкологическому испытанию инорайонных сортов, приступив к работе с чистыми линиями собственной селекции. Было выведено три сорта: Сантахезский 52, Сантахезский 13, Скороспелый, предназначенные для посева в условиях муссонного климата Дальнего Востока. Сорт риса Сантахезский 52, отличающийся высокими вкусовыми качествами, стал исходным материалом для селекции во всех зонах рисосеяния не только в Российской Федерации, но и в других странах. В 1940 году на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) в Москве А.Г.Воложениным были представлены скороспелые сорта риса Сантахезский 13 и Сантахезский 21, которые оказались лучшими по вызреванию. Коллективом рисовой опытной станции под руководством А.Г.Воложенина была разработана принципиально новая система приемов комплексной механизации работ по выращиванию риса. Её освоение и внедрение в производство позволило рисовым совхозам Приморья увеличить производительность труда в 6–7 раз. Система положена в основу мероприятий по освоению новых районов рисосеяния в СССР. Научный вклад А.Г.Воложенина в развитие рисосеяния на дальнем Востоке высоко оценил Президиум Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина, присудив ему учёную степень кандидата сельскохозяйственных наук и звание старшего научного сотрудника, а главный комитет ВСХВ наградил его малой серебряной медалью. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. В 1941 году был призван в ряды Красной Армии, но уже в 1942 году отозван и по направлению Уссурийского обкома партии назначен главным агрономом зерноживтреста. Работал в этой организации все годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. В апреле 1946 году назначен директором Приморской государственной селекционной опытной станции. Здесь особенно раскрылся талант А.Г.Воложенина как организатора сельскохозяйственной науки. В трудные послевоенные годы ему удалось организовать коллектив учёных-подвижников, которые сумели создать новые высокоурожайные сорта зерновых и овощных культур, сои, многолетних трав, разработать основные принципы рационального использования плодородия почв и технологии механизированной обработки пашни. Наряду с опытнической работой уделял значительное внимание внедрению достижений науки в производство. В элитно-семеноводческом хозяйстве станции на площади 800 гектаров был заложен экспериментальный девятипольный севооборот с использованием в нём сидерально-занятого клеверного пара. С ноября 1950 года по март 1954 года А.Г.Воложенин – начальник сельхозпропаганды при краевом управлении сельского хозяйства. В этот период вся его работа связана с пропагандой достижений сельскохозяйственной науки в крае. В мае 1954 года возвратился на Приморскую государственную сельскохозяйственную опытную станцию. Под его руководством станция выросла в одно из крупных научно-исследовательских учреждений Дальнего Востока, которое оказывало неоценимую помощь сельскому хозяйству края рекомендациями по научно-обоснованной системе земледелия, применению обоснованных доз удобрений, внедрению новых сортов зерновых культур и сои, по обеспечению колхозов и совхозов края сортовыми семенами, по обучению и повышению квалификации специалистов сельского хозяйства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции Воложенину Андрею Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Работал директором станции до выхода на пенсию в марте 1970 года. После ухода с должности директора продолжал трудиться в Приморском сельскохозяйственном институте на кафедре растениеводства, являясь наставником молодых специалистов. За время своей 45-летней научной деятельности А.Г.Воложенин написал более 50 работ по агротехнике, селекции и семеноводству сельскохозяйственных культур. Основной из них является монография «О системе земледелия в Приморском крае», опубликованная в 1971 году. Активно участвовал в работе районной партийной организации, много раз избирался членом Приморского крайкома КПСС, депутатом Приморского краевого Совета депутатов трудящихся, членом правления Всесоюзного общества «Знание», длительное время являлся членом редколлегии журнала «Земля Сибирская, Дальневосточная». Жил в городе Уссурийск. Скончался 14 сентября 1975 года.
Vologenini_AG_gst_mogila (504x700, 446Kb)
Похоронен на кладбище города Уссурийск.
Награждён орденом Ленина (22 марта 1966), медалями. Заслуженный агроном РСФСР (3 марта 1962).

[522x699]
1902
Нестер Данилович Мизерный
командир 111-го гвардейского гаубичного артиллерийского полка Резерва Главного Командования 40-й армии Воронежского фронта, гвардии подполковник. Родился в селе Хотиевка ныне Семёновского района Черниговской области Украины, в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1927 года. В Красной Армии с 1924 года. В 1941 году окончил 1-й курс Военной академии имени М.В.Фрунзе. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В боях с немецко-фашистскими захватчиками был ранен. Во время наступления частей и соединений Воронежского фронта в августе 1943 года 111-й гвардейский гаубичный артиллерийский полк Резерва Главного Командования успешно поддерживал стрелковые части, действовавшие на Белгородском направлении. В составе 40-й армии полк прошел с боями по территории Сумщины, освобождая многие города и села Тростянецкого и Ахтырского районов. 26 августа артиллерийский полк гвардии подполковника Мизерного поддерживал 29-ю стрелковую дивизию. Часть получила задачу: выйти в район станции Веприк Гадячского района Полтавской области и занять позиции в лесу восточнее Гадяча. При подходе колонны к намеченному рубежу разведка донесла, что по лесному массиву движутся на восток пехота и танки противника. Командир быстро развернул полк, подразделения заняли огневые позиции. Появление врага было встречено сосредоточенным артиллерийским огнем. Советские воины уничтожили до двухсот вражеских солдат и офицеров, подбили четыре танка. Наступление противника было приостановлено. Но к исходу дня поступило сообщение, что Веприк занят фашистами. Полк оказался отрезанным от своих частей. Тогда артиллеристы и несколько подразделений 29-й стрелковой дивизии заняли круговую оборону, чтобы отразить натиск врага и затем вырваться из окружения. В ночь на 28 августа нашим воинам удалось переправиться через реку Веприк и с боями преодолеть заболоченную местность. Пройдя 20 километров по территории, занятой противником, полк соединился со своими частями. Из окружения было выведено шестнадцать орудий с машинами, личный состав и стрелковые подразделения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками, умелое руководство полком и проявленные при этом мужество и отвагу гвардии подполковнику Мизерному Нестеру Даниловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 3363). После войны кавалер Золотой Звезды продолжал службу в рядах Советской Армии. С 1949 года полковник Н.Д.Мизерный — в запасе. Жил в городе Новочеркасске Ростовской области. Работал начальником военной кафедры Новочеркасского индустриального института. Скончался 18 июля 1969 года. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями.

[483x699]
1902
Владислав Владиславович Хрустицкий
командир 30-й отдельной гвардейской танковой бригады Ленинградского фронта, гвардии полковник. Родился в селе Малая Чернявка Ружинского района Житомирской области, в семье крестьянина. Поляк. Член ВКП(б) с 1926 года. Окончил школу-семилетку. До 1915 года батрачил. Работал кочегаром, помощником машиниста паровоза на станции Казатин. В мае 1924 года призван в ряды Красной Армии. Окончил полковую школу в Бердичеве Житомирской области Украины, а в 1938 году – автобронетанковые курсы. Суровые июньские дни 1941 года застали В.В.Хрустицкого под Ленинградом. Враг стремился с ходу овладеть городом. Действуя по тылам и коммуникациям противника, танкисты В.В.Хрустицкого громили врага, уничтожали его живую силу и технику. Выполнив задачу, часть смело и искусно пробилась через линию фронта к своим войскам. В этих боях исключительное мужество, стойкость и смелость проявлял её командир. Тяжёлые оборонительные бои шли под Ленинградом. В перерывах между боями проводилась упорная боевая учёба. Личный состав 61-й отдельной легкой танковой бригады В.В.Хрустицкого овладевал наукой побеждать, и это сказалось в январе 1943 года, когда войска Ленинградского фронта, перейдя в наступление, прорвали блокаду и дали возможность свободно вздохнуть жителям города. В этих боях славные танкисты сыграли большую роль в разгроме оборонительных полос и в уничтожении живой силы и техники врага. За умелые действия, смелость, мужество и отвагу 61-я легкая танковая бригада была преобразована в 30-ю отдельную гвардейскую танковую бригаду. Принимая гвардейское знамя, танкисты поклялись победоносно пронести его через всю войну. И свою клятву они сдержали. В январе 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов, поддержанные авиацией и кораблями Краснознаменного Балтийского флота, перешли в наступление, в упорных боях прорвали оборону противника и развили успех в направлении Нарвы и Луги. В этих боях наша армия отбросила врага на 220-280 километров от Ленинграда. Город Ленина окончательно избавился от варварских артиллерийских обстрелов. Много и славно потрудились в этих боях танкисты 30-й отдельной гвардейской бригады. Комбриг быстро принимал верные решения в самых сложных условиях боя. Под его командованием танкисты действовали напористо и смело при ликвидации Петергофско-Стрельнинской группировки врага. В тесном взаимодействии с наступающей пехотой они умело разрушали фашистскую оборону – "Северный вал". Неприступной крепостью враги назвали этот укреплённый рубеж, рассчитывая надёжно отсидеться здесь. Но волю советских воинов к победе не могли остановить никакие укрепления. Особенно ожесточённые бои разгорелись на подступах к посёлку Волосово. Гитлеровцы заблаговременно подготовились здесь к обороне. Опорные пункты, созданные на подступах к посёлку, были заняты подошедшими резервами – танками и мотопехотой. Глубокий снег и минные поля сковывали маневр наступающих войск. В туманное холодное утро 26 января 1944 года передовые подразделения бригады завязали бои за овладение опорным пунктом на подступах к Волосово. Находясь в атакующих подразделениях, гвардии полковник В.В.Хрустицкий видел, что у противника хорошо организована система огня. Лобовая атака невозможна. Но его учили, да и сам он учил подчинённых, воевать умело, побеждать с малыми потерями. Надо обходить, маневрировать. Сковав частью сил противника в опорном пункте, В.В.Хрустицкий повёл главные силы бригады в обход Волосово. Это был очень трудный маневр. Только беспредельная вера комбрига в своих людей, знание, на что они способны, хорошая выучка личного состава, уверенность в победе позволили бригаде выполнить задачу. Враг поздно разгадал маневр. Контратаки мелких групп танков и пехоты разбивались о бронированный кулак танкистов-гвардейцев, решительно устремившихся вперед. Всё глубже охватывала бригада посёлок, и враг, не выдержав, отступил. Победа! Крупнейший узел сопротивления взят. Открыта дорога на Нарву. Однако вместе с этой победой гвардейская бригада понесла невосполнимую утрату. Во время атаки погиб смертью храбрых её бесстрашный командир гвардии полковник В.В.Хрустицкий. На своём танке он вырвался в первую линию атакующих и подбил несколько вражеских орудий. Но и его танк был подбит. Второй снаряд угодил в боевое отделение, и танк В.В.Хрустицкого взорвался. Похоронен в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Шуваловском кладбище. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1944 года за отличное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу командиру 30-й отдельной гвардейской танковой бригады Ленинградского фронта гвардии полковнику Хрустицкому Владиславу Владиславовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалями.
[698x287]
В Санкт-Петербурге на доме №4 по улице Танкиста Хрустицкого установлена мемориальная доска.

[514x699]
1902
Тибор Эрдеи-Груз (венгерское имя — Tibor Erdey-Grús)
венгерский физико-химик, государственный деятель, академик Венгерской Академии Наук (1948, член-корреспондент 1943). Родился в Будапеште. Окончил философский (1924) и фармацевтический (1938) факультеты Будапештского университета. Министерства высшего образования ВНР (1952—1956), председатель Совета науки и высшей школы при Совете Министров ВНР (1961—1964), президент Венгерской Академии Наук (1970—1976). Основные труды в области электрохимии. Изучал механизм электрокристаллизации, процессы в растворах электролитов и на поверхности электродов. Государственная премия имени Кошута (1950, 1956). Иностранный член Академии Наук СССР (1966). Умер в Будапеште 16 августа 1976 года. Сочинения в русском переводе: Химические источники энергии, Москва, 1974; Основы строения материи, Москва, 1976.

[456x700]
1903
Cемён Ариевич Косберг
видный советский конструктор, создатель авиационных и ракетных двигателей, Главный конструктор ОКБ-154 Государственного комитете Совета Министров СССР по авиационной технике. Родился в городе Слуцк, Российская империя, ныне Минской области (Белоруссия), в семье кузнеца-кустаря. Еврей. В 1917-1919 годах учился в Слуцком коммерческом училище, в 1919-1925 годах работал кузнецом и слесарем в кузнице отца. Одновременно в 1922-1924 годах учился на вечерних общеобразовательных курсах, где получил среднее образование. В 1925-1926 годах проходил срочную службу в армии. После демобилизации работал слесарем на фабрике имени С.Халтурина в Ленинграде. В 1927-1929 годах учился в Ленинградском политехническом институте, а затем в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 году. В 1931 году С.А.Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошел путь от инженера-конструктора до начальника научно-исследовательского отдела. Занимался вопросами создания систем непосредственного впрыска топлива в головки цилиндров авиадвигателей вместо недостаточно эффективных карбюраторных систем впрыска. С группой инженеров С.А.Косберг изучал зарубежный опыт, разрабатывал и испытывал систему непосредственного впрыска для авиационного двигателя «М-34». До 1940 года были спроектированы, изготовлены и испытаны несколько агрегатов непосредственного впрыска различной конструкции. В 1936-1939 годах в печати издании появляются первые статьи С.А.Косберга о впрыскивающей системе для бензиновых двигателей. К 1940 году были решены вопросы создания систем автоматики и регулирования агрегатов непосредственного впрыска, а также технологии их изготовления. Применение этих систем при работе авиационных двигателей давало возможность достичь увеличения их мощности, повышения экономичности, улучшения эксплуатационных качеств (возможности запуска при низкой температуре, приемистости, устойчивости функционирования при малых оборотах и на больших высотах), надежной работы при боевых эволюциях самолета. Эти преимущества перед известными системами послужили основанием для их разработки и внедрения в авиационную промышленность. Как талантливый инженер и энергичный организатор С.А.Косберг в 1940 году назначается заместителем главного конструктора ОКБ завода №33 (Москва) Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска на этом заводе. В 1941 году в связи с возросшей необходимостью коренного улучшения боевой авиационной техники ОКБ завода №33 при эвакуации было разделено на два самостоятельных предприятия, одно из которых - будущее КБ химавтоматики (КБХА) было эвакуировано в город Бердск Новосибирской области на завод №296 имени Дзержинского. С 13 октября 1941 года предприятие стало самостоятельным и получило наименование ОКБ-296. Главным конструктором был назначен С.А.Косберг. В суровых сибирских условиях, по существу на голом месте, группа специалистов, руководимая С.А.Косбергом, в короткие сроки создала и внедрила в серийное производство агрегат непосредственного впрыска «НВ-ЗУ» для авиационного двигателя «АШ-82ФН» генерального конструктора А.Д.Швецова. Использование мотора «АШ-82ФН» на самолетах-истребителях «Ла-5» существенно улучшило их летно-тактические данные (скороподъемность, маневренность, скорость, дальность полета), что обеспечило преимущество отечественным истребителям в воздушных боях над лучшими немецкими машинами «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмитт-109». Несомненные достоинства системы НВ, подтвержденные эксплуатацией в боевых условиях мотора «АШ-82ФН» с агрегатом «НВ-ЗУ», обусловили полное вытеснение в 1943-1944 годах системы карбюрации со всех вновь разрабатываемых поршневых двигателей. Моторы АШ-82ФН с агрегатом НВ-ЗУ устанавливались во время Великой Отечественной войны на самолетах-истребителях «Ла-5» и «Ла-7» генерального конструктора С.А.Лавочкина, бомбардировщиках «Ту-2» и торпедоносцах «Ту-2Д» генерального конструктора А.Н.Туполева, а после войны—на самолетах-истребителях «Ла-9», «Ла-11» С.А.Лавочкина, пассажирских самолетах «Ил-12» и «Ил-14» генерального конструктора С.В.Ильюшина. В 1942-1949 годах серийными заводами было сдано в эксплуатацию более 30 000 агрегатов «НВ-ЗУ» и «НВ-3ФА». В 1941-1952 годах ОКБ разработало 11 вариантов агрегатов НВ и 40 их модификаций для авиационных моторов конструкторов А.Д.Швецова, А.А.Микулина, В.Я.Климова, В.А.Добрынина. Следующим этапом работ ОКБ было исследование и внедрение впрыска водно-спиртовых смесей в цилиндры авиационных моторов. Это позволяло значительно увеличить давление при всасывании топлива и форсировать моторы по мощности без появления детонации при их работе на топливе исходного сорта, а также перевести моторы на топливо с пониженным октановым числом. Схема совместного впрыска топлива и водно-спиртовой смеси с помощью агрегатов НВ обеспечивала более равномерное распределение смеси по отдельным цилиндрам мотора по сравнению со схемами впрыска перед нагнетателем и во всасывающие патрубки цилиндров, а также исключение дополнительных агрегатов для подачи смеси: помп, фильтров, форсунок, трубопроводов. Особое место в деятельности С.А.Косберга и руководимого им ОКБ занимали исследования по проектированию и отработке форсунок, технологичных в изготовлении и надежных в эксплуатации, так как от этих важных узлов в значительной мере зависел основной параметр поршневых, турбореактивных и жидкостных ракетных двигателей—экономичность. Впервые в отечественной практике были внедрены проливочные испытания форсунок при их комплектовании, обеспечивающие единообразие гидравлических характеристик указанных узлов. В 1941-1954 годах под руководством С.А.Косберга помимо агрегатов НВ было разработано и передано в производство 10 типов серийных и 17 типов опытно-экспериментальных форсунок для авиационных моторов, 31 тип рабочих и 4 типа пусковых форсунок для реактивных двигателей 18 наименований. По окончании войны в 1946 году ОКБ было перебазировано в Воронеж и стало именоваться ОКБ-154. К этому времени на смену поршневым двигателям пришли реактивные. ОКБ, продолжая работы над агрегатами НВ, начало разработку агрегатов топливной аппаратуры для турбореактивных и турбовинтовых двигателей генеральных конструкторов В.Я.Климова, А.М.Люльки, А.А.Микулина, П.А.Соловьева, А.Г.Ивченко, Н.Д.Кузнецова. Создавались и внедрялись в серийное производство топливные форсунки, регуляторы подачи топлива в форсажную камеру, системы управления и регулирования двигателей, топливные фильтры, масляные флюгерные насосы и многие другие системы и агрегаты. С.А.Косберг проявил инициативу в разработке ряда пусковых стартеров на твердом топливе (порохе), а затем и на жидком (унитарном) для мощных авиационных турбореактивных двигателей. В связи с тем, что в стране бурными темпами начало развиваться ракетостроение, С.А.Косберг решил, что руководимому им ОКБ необходимо осваивать новую тематику. К этому времени ОКБ располагало квалифицированными инженерно-конструкторскими кадрами и опытным производством, что позволяло браться за создание более сложных задач. Полученный опыт разработки пусковых стартеров на жидком топливе, включавших в себя значительную часть агрегатов, применяемых в жидкостных ракетных двигателях - ЖРД (газогенератор, турбина, насосы, органы регулирования и управления), был использован для перехода к более высокой ступени развития двигателестроения - к созданию авиационных ЖРД. Такие двигатели должны были многократно включаться в полете и иметь большой ресурс работы. Решение этой задачи в комплексе представляло значительную трудность. Усилиями коллектива ОКБ под руководством С.А.Косберга подобные ЖРД («Д-154» тягой в 4 тонны и «СК-1» регулируемой тяги в 2-4 тонны) были разработаны в 1954-1958 годах. При создании двигателя «СК-1», работавшего на жидком кислороде и этиловом спирте, была использована камера сгорания, разработанная в ОКБ С.П.Королёва и предоставленная в распоряжение ОКБ-154 как результат первых творческих контактов. Оба двигателя предназначались для самолета-истребителя «Е-50А» Генерального конструктора А.И.Микояна. Третий ЖРД («СК-1К») с регулируемой тягой от 4 до 1,5 тонн для самолета-истребителя «Як-27В» генерального конструктора А.С.Яковлева был первым в стране двигателем такого типа многоразового использования, работающим на жидком кислороде и керосине, с ресурсом до 3 часов. Впервые в схему ЖРД был включен газогенератор, работающий на основных компонентах топлива. В августе 1957 года ОКБ было реорганизовано в самостоятельное уставное Государственное союзное опытно-конструкторское бюро №154. Его специалистам были поручены работы по созданию новых авиационных ЖРД. Приобретенный опыт, уверенность в силах коллектива, творческая инициатива С.А.Косберга позволили ОКБ приступить к разработке жидкостных реактивных двигателей ракет класса «земля—воздух» для противовоздушной обороны страны. В 1957-1960 годах был создан ЖРД «РД-0200» с регулируемой тягой от 6 до 0,6 тонн, работающий на самовоспламеняющихся компонентах топлива (окислителе «АК-27И» и горючем «ТГ-02») для второй ступени ракеты генерального конструктора С.А.Лавочкина. Разработка велась совместно с ОКБ-2 ГКОТ (Государственного комитета оборонной техники) главного конструктора А.М.Исаева, что положило начало тесному творческому сотрудничеству обоих коллективов и их главных конструкторов. Отработка двигателя была завершена силами коллектива ОКБ-154. Впервые в стране был создан ЖРД с десятикратным регулированием тяги. Он успешно прошел летные испытания и был передан в серийное производство. В 1959-1960 годах был разработан ЖРД «РД-0201» с регулируемой тягой от 6 до 3 тонн, работающий на самовоспламеняющихся компонентах топлива (окислителе «АК-27И» и горючем «ТГ-02») для зенитной ракеты генерального конструктора П.Д.Грушина. Успешные работы по созданию ЖРД укрепили авторитет ОКБ в этой области. Главному конструктору ракетно-космических систем С.П.Королёву хорошо были известны созданные С.А.Косбергом образцы авиационных ракетных двигателей, знал Сергей Павлович и о его творческом содружестве с главным конструктором ЖРД А.М.Исаевым. 10 февраля 1958 года произошла встреча С.А.Косберга и его соратника А.Д.Конопатова с С.П.Королёвым, положившая начало их сотрудничеству. Сблизили и подружили этих людей одинаковые свойства ума и характера — одержимость и беззаветная преданность науке. Двухступенчатая ракета-носитель С.П.Королёва успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника Земли. Однако дальнейшее изучение космического пространства было невозможно без третьей ступени, которая обеспечила бы разгон корабля до второй космической скорости. Кислородно-керосиновый ЖРД «РД-0105» тягой 5,04 тонн для третьей ступени (блок «Е») ракеты-носителя «8К-72» был разработан ОКБ С.А.Косберга в 1959-1960 годах совместно с ОКБ-1 С.П.Королёва за рекордно короткий срок - 9 месяцев. Это был первый отечественный ЖРД, запускаемый в условиях, близких к состоянию невесомости и глубокого вакуума. Применение третьей ступени с двигателем «РД-0105» дало возможность увеличить массу искусственных спутников Земли с 1400 до 4500 кг и достичь второй космической скорости, что позволило осуществить полеты космических объектов в район Луны и на Луну, облет Луны и фотографирование её обратной стороны. За творческий вклад в эти полеты С.А.Косбергу была присуждена ученая степень доктора технических наук, он был удостоен Ленинской премии. Новой самостоятельной разработкой ОКБ стал кислородно-керосиновый ЖРД «РД-0109» тягой 5,56 тонн для третьей ступени (блок «Е») более совершенной и надежной ракеты - носителя «Восток», применявшейся при запуске ориентированных спутников Земли с возвратом их на Землю. С помощью этой ракеты были выполнены задачи мирового значения, и прежде всего - запуск в космическое пространство первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина. Коллективный подвиг первопроходцев советской науки и техники 12 апреля 1961 года навсегда вписал имя С.А.Косберга в историю космонавтики. За выдающиеся заслуги в создании ракетной техники и обеспечении успешного полёта человека в космическое пространство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Косбергу Семёну Ариевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». Очередными разработками ОКБ стали более мощные кислородно-керосиновые ЖРД: «РД-0107» для третьей ступени ракеты-носителя «Восход»; «РД-0108» и на его базе существенно модернизированный двигатель «РД-0110» для третьей ступени (блок «И») ракеты-носителя «Союз». По своим техническим и эксплуатационным характеристикам каждый из этих двигателей обеспечивал достижение качественно нового уровня развития отечественной ракетной техники. С помощью ракеты-носителя «Восход» осуществлены первые запуски автоматических межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», а с помощью ракеты-носителя «Союз» выполняются все задачи выведения на орбиту космических кораблей типа «Союз» с космонавтами на борту и грузовых кораблей типа «Союз Т» для обеспечения эксплуатации долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир». Много сил и энергии отдал С.А.Косберг созданию новых ЖРД, работающих по схеме с дожиганием генераторного газа (их разработка начата ОКБ в 1961 году). В ходе работ был решен ряд фундаментальных проблем, что позволило не только разработать надежную конструкцию двигателя, но и открыть дальнейшую широкую перспективу создания мощных и эффективных средств выведения космических объектов на орбиту. Большой заслугой С.А.Косберга было создание в ОКБ за короткий срок современной испытательной базы с хорошо оснащенными экспериментальными лабораториями. Стало возможным вести разработку более мощных ЖРД, работающих как на криогенном топливе, так и на топливе длительного хранения. Первыми из таких ЖРД, работающими по схеме с дожиганием на топливе из азотного тетроксида и несимметричного диметилгидразина, стали «РД-0202» и «РД-0205» соответственно для первой и второй ступеней ракеты-носителя «Протон» генерального конструктора В.Н.Челомея. На их основе были разработаны ЖРД «РД-0210» и «РД-0211» для второй ступени и «РД-0212» для третьей ступени ракеты - носителя. Создание двигателей для ракеты-носителя «Протон», как и появление самой ракеты подобного класса - крупное достижение ракетно-космической техники. С помощью этой ракеты решены такие выдающиеся задачи, как вывод на околоземные орбиты тяжелых автоматических станций «Протон», запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облета Луны, доставка на Луну луноходов, запуск межпланетных космических аппаратов, взявших пробы лунного грунта, совершивших посадки на Марс и Венеру, вывод долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир» в космос и спутников на стационарную орбиту. Отработка и сдача в эксплуатацию упомянутых двигателей закончена без С.А.Косберга. Доктор технических наук (1959). 3 января 1965 года он погиб в автомобильной катастрофе в Воронеже.
[525x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 6) в Москве. Награждён орденами Ленина (17 июня 1961), «Знак Почета» (12 июля 1957), Красной Звезды (111 июля 943), Отечественной войны I степени (16 сентября 1945), медалями. Лауреат Ленинской премии (1960). Именем С.А.Косберга названы кратер на обратной стороне Луны, улица в Воронеже.
[525x700]
В Воронеже (улица Орджоникидзе, дом 14/16) на доме, в котором в 1961-1965 годах жил С.А.Косберг, установлена мемориальная доска. Открыта в 2003 году. В 1999 году на территории КБ химавтоматики в Воронеже открыт бронзовый бюст Героя.

Борис_Львович_Астауров (515x700, 124Kb)
1904
Борис Львович Астауров
советский биолог (цитогенетик, эмбриолог-экспериментатор), академик Академии Наук СССР (с 1 июля 1966; член-корреспондент 1958). Родился в Москве. В 1927 окончил МГУ, в 1927-1930 работал в Комиссии естественных производительных сил Академии Наук СССР, в 1930-1935 в Среднеазиатском институте шелководства (Ташкент), с 1935 в Институте экспериментальной биологии Наркомздрава. С 1938 в институтах Академии Наук СССР: Институте цитологии, гистологии и эмбриологии (1938-1949); Институте морфологии животных имени А.Н.Северцова (1949-1967); в 1955 году подписал «Письмо трёхсот»; с 1967 директор Института биологии развития. С 1966 по 1972 год — президент Всесоюзного общества генетиков и селекционеров имени Н.И.Вавилова. C 1967 года Б.Л.Астауров возглавил Институт биологии развития (возрожденный по его инициативе кольцовский Институт экспериментальной биологии). Основные работы посвящены наследственности и развитию дрозофилы и тутового шелкопряда, на котором Астауров разработал метод искусственного (термического) партеногенеза и открыл способ получения полного межвидового андрогенеза, доказав определяющую роль клеточного ядра в наследовании видовых особенностей. Астауров решил задачу регуляции пола, получил полиплоидные линии тутового шелкопряда. Основные заслуги в области шелководства: внедрение промышленной гибридизации, использование биологического действия тепловых шоков для прижизненного обеззараживания грены, зараженной возбудителем нозематоза. Умер в родном городе 21 июня 1974 года.
Могила_биолога_Бориса_Астаурова (525x700, 449Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награды и премии: Орден Трудового Красного Знамени — 1953; Орден Трудового Красного Знамени — 1964; Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Награждён золотой медалью имени И.И.Мечникова по совокупности научных работ в области экспериментальной генетики и биологии развития (1970 год). Астауров экспериментально доказал ведущую роль ядра в наследовании признаков вида и впервые разработал способы направленного получения 100 % особей одного пола на тутовом шелкопряде, заложив тем самым основы теории регуляции пола. Борис Львович первым наблюдал у шелкопряда мутации, индуцированные рентгеновским и гамма-излучением. Блестящие успехи, достигнутые Б.Л.Астауровым и его сотрудниками в разработке методов искусственного партеногенеза, позволили подойти вплотную к решению ряда актуальных задач биологии развития, а также были использованы в промышленном шелководстве. Основные труды: Астауров Б.Л. Наследственность и развитие: Избранные труды / Ответственный редактор академик Академии Наук Белорусской ССР П.Ф.Рокицкий. — Москва: Наука, 1974. — 360 страниц. — 4600 экземпляров; Астауров Б.Л. Партеногенез, андрогенез и полиплоидия / Академия Наук СССР, Институт биологии развития имени Н.К.Кольцова. — Москва: Наука, 1977. — 344 страницы; Астауров Б.Л. Проблемы общей биологии и генетики. — Москва: Наука, 1979. — 290 страниц. Литература: Ротт H.H., Детлаф Т.А., Верейская В.Н. Борис Львович Астауров (К 60-летию со дня рождения) // Цитология. 1965. Том 7, № 1. Страница 133 (библиография); Борис Львович Астауров. 1904—1974 / Вступительная статья П.Ф.Рокицкого; Библиография составлена: Р.И.Горячевой и А.Л.Тепеницыной; Академия Наук СССР. — Москва: Наука, 1972. — 68 страниц — (Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия биологических наук. Генетика; Выпуск 2); Выдающиеся советские генетики: Сборник биографических очерков / Под редакцией Д.К.Беляева и В.И.Иванова; Академия Наук СССР. — Москва: Наука, 1980. — 152 страницы; Борис Львович Астауров: Очерки, воспоминания, письма, материалы / Составитель кандидат биологических наук Е.Б.Астаурова; Ответственный редактор доктор биологических наук О.Г.Строева. — Москва : Наука, 2004. — 428 страниц. — (Ученые России. Очерки, воспоминания, материалы); Богданов Ю.Ф. Очерки о биологах второй половины XX века. — Москва: КМК, 2012. — 508 страниц. — ISBN 978-5-87317-806-3.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 27 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»