• Авторизация


27 октября родились... 27-10-2025 09:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Paul_Gruninger (507x700, 155Kb)
1891
Пауль Грюнингер (Грунингер) (немецкое имя — Paul Grüninger)
командир полиции в кантоне Санкт-Галлен в Швейцарии, спасший 3600 евреев из нацистской Германии и Австрии во время Холокоста. Родился в городе Санкт-Галлен, на северо-востоке Швейцарии, у границы с Австрией, в 1891 году. Во время Первой мировой войны служил в армии лейтенантом. В 1915 году вместе со своей родной командой «Брюль» стал чемпионом Швейцарии по футболу. В конце войны поступил на службу в полицию в своём кантоне, где в 1925 году был произведен в капитаны и служил шефом полиции. Был также президентом Швейцарской ассоциации полицейских и активным членом Ассоциации по защите прав животных.
В 1938—1939 годах
В марте 1938 года, после аншлюса, многие еврейские беженцы из Австрии пытались найти убежище в Швейцарии. Но уже в августе 1938 года швейцарское правительство объявило, что «корабль полон», и официально закрыло границы страны для жертв нацизма — евреев, цыган и политических оппонентов гитлеровского режима, обрекая их на уничтожение. Пауль Грюнингер не участвовал в Сопротивлении — он был простым служащим швейцарской пограничной полиции, глубоко чтившим устав своего ведомства. Несмотря на это, в августе и сентябре 1938 года, столкнувшись с реальностью в лице тысяч измученных, объятых ужасом, лишившихся всего и оставшихся перед закрытыми границами людей, Пауль Грюнингер пренебрёг своим служебным долгом. Он был вынужден выбрать между нравственным законом и законом государства и, вместо того, чтобы задерживать беженцев и отправлять их обратно, Пауль с помощью нескольких подчинённых стал подделывать въездные документы евреев. Задним числом он проставлял в их паспортах даты въезда, предшествовавшие закрытию границ. Таким образом, въезжавшие в страну беженцы не только оставались в живых, но и приобретали официальный статус. Рисковавший жизнью капитан отказывался от любого вознаграждения. «Неповиновение служебному долгу» Пауля Грюнингера позволило спасти 3600 евреев из Германии и Австрии. В начале 1939 года слишком большое число беженцев, прошедших за короткое время через Санкт-Галленский пропускной пункт, привлекло внимание полицейского начальства. Друг семьи Пауля, работающий на соседнем пограничном посту в Австрии, предупреждал его о грозящей опасности. Он сказал, что Пауль занесён в «чёрный список» гестапо и что он должен держаться подальше от Германии. Однако Грюнингер продолжил свою деятельность по спасению людей. Против него было заведено уголовное дело, произведено расследование, после которого Паулю Грюнингеру и его подчиненным было предъявлено обвинение в «незаконной деятельности». Последние, как выполнявшие приказ непосредственного начальника, преследованиям не подверглись, в то время как сам Грюнингер был отстранён от должности в марте 1939 года и через 6 недель уволен без права восстановления в должности и пенсии.
Суд и приговор
Суд состоялся в октябре 1940 года. Права на выбор адвоката у Грюнингера не было, а предоставленный полицией адвокат был известным антисемитом и открыто сочувствовал нацистам. Несмотря на предрешённость приговора, все попытки обвинить Грюнингера в коррупции или объявить его психически больным провалились. 23 декабря 1942 года он был признан виновным в «мошенничестве и систематическом невыполнении служебного долга». Его оштрафовали за фальсификацию документов и нарушение должностных инструкций и приговорили к лишению свободы. На суде Пауль свою вину не отрицал, но утверждал, что единственным мотивом его действий была человечность. Подавать апелляцию он отказался.
Посмертная реабилитация
После освобождения Паулю Грюнингеру как бывшему «уголовнику» было трудно получить работу, и он изо всех сил пытался зарабатывать на жизнь. Так и не получив постоянной работы, поддерживаемый друзьями и некоторыми спасёнными им людьми, он умер в родном городе, в бедности, 22 февраля 1972 года. Между тем специально созданная ассоциация «Справедливость Паулю Грюнингеру!» на протяжении многих лет тщетно добивалась его реабилитации. В 1995 году ассоциация провела встречу, на которую приехали спасённые Грюнингером люди из Австрии, Франции, Израиля и других стран, в том числе известные юристы, журналисты и писатели. Переполненный зал требовал отмены приговора теперь уже не самому Паулю Грюнингеру, но его памяти. В 1995 году, через пятьдесят лет после окончания войны и двадцать три года после смерти Пауля Грюнингера, в том же зале суда, где он был осуждён, другие судьи постановили возобновить судебный процесс и освободили его от обвинений. Но лишь в следующем, 1996 году Швейцария нашла в себе мужество признать свою «ошибку» и посмертно полностью реабилитировать капитана полиции, который слушался своей совести больше, чем приказов сверху.
Увековечивание памяти
В 1971 году мемориальный институт Яд ва-Шем в Иерусалиме наградил Пауля Грюнингера Почётной медалью «Праведника народов мира». В его честь названа улица, расположенная в Писгат Зееве — северном районе Иерусалима. Посол Швейцарии в Израиле отказался посетить церемонию переименования улицы в честь Пауля Грюнингера из-за того, что эта улица расположена в районе, присоединённом к Иерусалиму по результатам Шестидневной войны. Мэр Иерусалима Ури Луполянский в письме посоветовал послу пересмотреть своё решение не присутствовать на церемонии в День Катастрофы:
«Как член семьи, которая потеряла в годы Холокоста своих близких, я бережно отношусь к памяти таких немногих героев, как Пауль Грюнингер, которые помогали еврейскому народу в наш тяжелейший час и ставили свой долг перед человечеством выше своего долга подчиняться безнравственным приказам».
В 2018 году именем Пауля Грюнингера названа улица в Ришон ле-Ционе. Фильм «Дело о Грюнингере» Ричарда Ринальдо (1997), основанный на книге Стефана Келлера, был снят в той самой комнате суда, где спасённые еврейские беженцы, выжившие благодаря ему, спустя много лет пришли рассказать о его подвиге. На швейцарском телевидении был показан документальный фильм режиссёра Виталия Фелисия «Капитан Грюнингер». В Швейцарии была создана Ассоциация «Справедливость Паулю Грюнингеру!» для борьбы против расизма и антисемитизма. Одной из инициатив этого объединения была просьба к муниципалитету Санкт-Галлена о компенсации Паулю Грюнингеру ущерба за его страдания (когда он был ещё жив) и о переименовании городской площади Санкт-Галлена в честь Грюнингера, что и было сделано. В Швейцарии также есть стадион имени Пауля Грюнингера. Имя Пауля Грюнингера выбито на мемориальной доске памятника евреям в Вашингтоне — он стал первым гражданином Швейцарии, награждённым правительством Соединённых Штатов Америки. Литература: Bejski Moshe. The Righteous among the Nations and Their Part in the Rescue of Jews. — In: Gutman Yisrael, Zufoff Efraim, Hrsg. Rescue Attempts during the Holocaust. Jerusalem, 1974; François Wisard. Les Justes suisses. — Genève: CICAD, 2007. — 115 p.

Hans_Zorn (470x700, 186Kb)
1891
Ханс Цорн (немецкое имя — Hans Zorn)
немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал пехоты, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями.
Начало военной карьеры
Родился вы городе Мюнхен, королевство Бавария, Германская империя. В июле 1911 года поступил на военную службу фанен-юнкером (кандидат в офицеры), в пехотный полк. С декабря 1913 года — лейтенант.
Первая мировая война
На штабных должностях (полк, бригада). С 1917 года — старший лейтенант. За время войны награждён Железными крестами обеих степеней и Рыцарским крестом дома Гогенцоллернов. Был ранен.
Между мировыми войнами
Продолжил службу в рейхсвере. К началу Второй мировой войны — начальник штаба 22-го армейского корпуса, полковник.
Вторая мировая война
В мае-июне 1940 года — участвовал во Французской кампании, награждён планками к Железным крестам обеих степеней (повторное награждение). С июля 1940 года — генерал-майор. С ноября 1940 года — командир 20-й моторизованной дивизии. С 22 июня 1941 года — участвовал в германо-советской войне, его 20-я мотодивизия в составе 39-го мотокорпуса 3-й танковой группы участвовала в наступлении на Минск, затем в боях за Витебск, где отличилась при захвате и удержании единственного уцелевшего моста через Западную Двину, 27 июля 1941 года награждён Рыцарским крестом Железного креста. В августе 1941 года 20-я мотодивизия вместе с 39-м мотокорпусом подчинена группе армий «Север» и участвовала в наступлении на Ленинград. С 15 января 1942 года — командующий 40-м моторизованным корпусом (в районе Юхнова), генерал-лейтенант. В марте 1942 года направлен в Демянский котёл для организации прорыва. 1 июня 1942 года получил звание генерала пехоты, в июне-ноябре 1942 года — командующий 46-м танковым корпусом (в районе Ржева). Награждён Золотым немецким крестом. В июне 1943 года снова возглавил 46-й танковый корпус, участвовал в Курской битве, вёл бои в районе Орла. 2 августа 1943 года генерал пехоты Цорн убит в результате авианалёта в посёлке Кромы, Орловская область, РСФСР, СССР. 3 сентября 1943 года посмертно награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Награды: Железный крест II класса (23 октября 1914) (Королевство Пруссия); Железный крест I класса (29 января 1916); Королевский орден Дома Гогенцоллернов рыцарский крест с мечами (Королевство Пруссия); Орден «За военные заслуги» IV класса с мечами и короной (Королевство Бавария); Нагрудный знак «За ранение» (1918) чёрный; Почётный крест Первой мировой войны 1914/1918 с мечами (1934); Пряжка к Железному кресту II класса (14 мая 1940); Пряжка к Железному кресту I класса (26 мая 1940); Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/1942»; Немецкий крест в золоте (14 июня 1942); Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями; рыцарский крест (27 июля 1941); мечи (№ 291) (3 сентября 1943). Литература: Fellgiebel, Walther-Peer (2000). Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. Friedburg, Germany: Podzun-Pallas. ISBN 3-7909-0284-5.

Kosyyrev (532x700, 146Kb)
1892
Михаил Яковлевич Козырев
русский писатель-сатирик, автор романсов. Родился в семье зажиточного кузнеца, на станции Лихославль, Новоторжский уезд, Тверская губерния, Российская империя. Младшая сестра — Антонина, мать поэта Владимира Соколова. Учился в двухклассном училище Лихославля, Тверском реальном училище (с 1904 года), на экономическом отделении политехнического института в Санкт-Петербурге (1910—1913), из которого исключён за участие в политической деятельности. Окончил институт в 1916 году. Писал стихи с 12 лет, первая публикация состоялась в «Тверской газете» (1909, 30 августа). «По специальности работать не пришлось…», — отметит Козырев в автобиографии. С 1913 года его статьи печатаются сразу в нескольких петербургских журналах — в «Мечте», «Очарованном страннике» (статья об Александре Блоке), «Современнике», «Современном мире». Однако он серьёзно думает о карьере писателя. В 1914 году Козырев знакомится с Дмитрием Философовым, который обращает внимание на талант молодого прозаика. Он представляет его литературной элите Петербурга, сам занимается редактурой его первых прозаических опытов, и, наконец, публикует его рассказ «Комната» в «Голосе жизни» (1915). В 1918 году Козырев переезжает в Харьков, Одессу: «Занимался чем попало: был бухгалтером, читал лекции в литературных школах и студиях, заведовал всякими секциями, типографией…» «…Окончательно перешёл на прозу с 1921 года, когда был написан первый послереволюционный рассказ „Крокодил“, не подлежащий пока оглашению в печати, и два рассказа, вошедшие в книжку „настоящих рассказов“ „Морока“». Рассказ «Крокодил — три дня из жизни Красного Прищеповска», о котором упоминает автор, был впервые напечатан лишь спустя 70 лет, в 1991 году, а прочитан ещё на заседании «Никитинских субботников» 27 января 1923 года. Жена Михаила Козырева — поэтесса Ада Владимирова. С середины 1930-х Козырева перестают печатать. Арестован 14 июля 1941 года по обвинению в том, что, «написав в 1924 года повесть „Ленинград“ с контрреволюционным содержанием, хранил её до момента ареста его и распространял среди знакомых, Козырев за время с 1930 года по 14 июля 1941 года среди своих знакомых в гор. Москве проводил антисоветскую агитацию против ВКП(б) и советского правительства и высказывал клеветнические измышления о жизни в колхозах и развитии литературы в Советском Союзе». Не вернулся с допроса в Саратовской тюрьме зимой 1942 — очевидно, был расстрелян. Посмертно реабилитирован 22 апреля 1963 года постановлением президиума Саратовского областного суда.
Творчество
С 1920 Михаил Козырев входит в группу писателей, объединившихся при кооперативном издательстве «Никитинские субботники» и становится секретарём одноимённого литературного общества. На заседаниях, которые он проводит в новом качестве, выступают С.Городецкий, П.Антокольский, М.Булгаков, В.Вересаев, В.Звягинцева, О.Мандельштам, М.Пришвин, С.Кржижановский и другие. В поэзии Козырев экспериментировал, в то же время ему принадлежат популярные городские романсы и советские песни «Газовая косынка», «Недотрога», «Называют меня некрасивою…», «Эх, Андрюша», «Мама» и другие. В поисках стиля Козырев-прозаик тяготел к приёмам Гоголя, Щедрина, Гофмана. Критики называли его «русским Свифтом». Впечатление Козырева от поездок на родину в Лихославль воплотились в сатирических рассказах о городе Заваляйске. Книги М.Я.Козырева: Морока. Настоящие рассказы. — Москва, 1922; Неуловимый враг. Американский роман. — Харьков, 1923; Мистер Бридж; Инвалид Чуфыркин. — Москва, 1925; Чёрт в Ошпыркове. — Москва, 1926; Муравейник. Весёлые рассказы. — Москва, 1926; Никитинские субботники. — 1926. — 170 страниц. — 5000 экземпляров; Мудрёное дело. — Москва, 1927; Коробочка. Рассказы. — Москва, 1927; Конец Света. — Москва, 1927; Дотошные люди. — Москва, 1927; Именины. — Москва, 1927; Фома неверующий. — Москва, 1927; Заштатные люди. — Москва, 1927; Необыкновенные истории. — Ленинград, 1927; Подземные воды. — Москва, 1928; Город Энтузиастов [совместно с В.Кремлёвым-Свеном]. — Москва, 1932; Пятое путешествие Гулливера, и другие повести и рассказы. — Москва: Текст; Риф, 1991. — 304 страниц. — 50 000 экземпляров. — (Волшебный фонарь). — ISBN 5-85950-026-2, ISBN 5-859590-026-2; Песни («Недотрога», «Газовая косынка», «Называют меня некрасивою…») // Беседка: поэты Лихославля. — Тверь, 1999. — ISBN 5-87266-037-5. Литература: Осинский Н. Побеги травы // Правда. — 1922. — № 25; Гусман Б. Сто поэтов. — Тверь, 1923; Писатели: Автобиографии и портреты современных русских прозаиков. — Москва, 1928; Литературная энциклопедия. — Том 5. — Москва, 1931; Ершов Л.Ф. Русская советская сатирико-юмористическая проза. — Ленинград, 1989; Писатели современной эпохи. — Москва, 1992; Кузьмин В. Русский Свифт // Тверская жизнь. — 1992. — 8 мая; Кузьмин В. Песня нашла автора // Тверская жизнь. — 1999. — 9 октября; Кузьмин В. «Козырев — пишет Гоголем» // Новая литературная Тверь: Мастерская тверских писателей (субботнее приложение к газете «Тверская жизнь»). — 2000. — 13 мая; Умрюхина Н.В. Козырев Михаил Яковлевич // Русская литература XX века: Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — Москва : Олма-Пресс Инвест, 2005.

Новожилов (696x700, 264Kb)
1892
Виктор Валентинович Новожилов
советский экономист, один из лидеров экономико-математического направления. Доктор экономических наук (1943), профессор (1937). Заслуженный деятель науки РСФСР (1957), лауреат Ленинской премии (1965). Родился в городе Харьков, Российская империя. Дед учёного — сельский учитель, выходец из крепостных крестьян Пермской губернии. Отец, Валентин Александрович (1867—1922), закончил Харьковский технологический институт, достиг должности управляющего акцизными сборами Киевской губернии, получил чин действительного статского советника и потомственное дворянство, в 1914—1917 возглавлял акцизное ведомство в Петрограде, при Советской власти начальник Петроградского главного управления неокладных налогов и заведующий отделом косвенных налогов. Мать, Мария Николаевна, из небогатой дворянской семьи. В семье было трое сыновей, Виктор был из них старшим. Младший брат — Валентин Валентинович — стал учёным-механиком, академиком Академии Наук СССР. Средний брат — Евгений (родился в 1894) — окончил военное училище, служил офицером в Белой армии, покинул Россию после поражения белогвардейцев в Гражданской войне, работал скрипачом в Софии, после 1926 года его отношения с оставшимися в СССР родственниками прервались. С детства Виктор проявлял способности в рисовании и игре на скрипке. В 17 лет принял решение прекратить занятия живописью, музыка осталась его увлечением на всю жизнь. Окончил Люблинскую гимназию с золотой медалью в 1911 году. В августе этого же года семья переехала в Киев.
В Киеве
В 1911 году поступил на юридический факультет Киевского университета Святого Владимира, окончил университет в 1915 году, после чего был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре политической экономии и статистики. Его научным руководителем был профессор К.Г.Воблый. В течение 1918-1919 года сдаёт магистерские экзамены и с 1 марта 1919 года становится преподавателем университета. В июле—августе 1914 находился в Дрездене для совершенствования знаний немецкого языка и сбора материалов в библиотеках Германии, где познакомился с Еленой Робертовной Шлейфер (1896—1982), студенткой Бестужевских курсов. Вместе с ней и её семьёй вернулся в Россию через Данию после начала Первой мировой войны. 26 мая 1917 женился на Елене Робертовне. Новожилов имел отсрочку по отбыванию воинской повинности в связи с экзаменами на получение степени магистра.
В Ростове-на-Дону
В феврале 1920 переехал в Ростов-на-Дону. Преподавал сначала в техникуме водного транспорта, а с 1 сентября 1920 по 1 сентября 1922 одновременно также в Донском университете и Донском институте народного хозяйства. Занимал должности заведующего экономическим отделением техникума водного транспорта, а затем также заместителя заведующего техникумом по учебной части. В феврале 1920 вступил в члены Донского областного отделения Всероссийского Союза работников искусств как скрипач. В заявлении о вступлении упоминает, что начиная с 1911 года давал частные уроки музыки и отмечает, что в вузе он работает без оклада как оставленный при факультете общественных наук университета для приготовления к профессорскому званию. В Ростове продолжил давать частные уроки игры на скрипке.
В Ленинграде
С 1922 года работал в Ленинградском политехническом институте, где в 1938—1951 годах заведовал кафедрой экономики машиностроения. В 1925 году принял участие в международном конкурсе на лучшую критику книги У.Фостера и У.Кэтчингса «Прибыли», объявленном Фондом экономических исследований Поллака (США), и занял четвёртое место. В 1927 году его работа была опубликована в США с некоторыми сокращениями. В 1927 году принял участие в конкурсе, объявленном в США Экономической гильдией на лучшую критику и решение проблемы уровня цен и денежно-кредитной стабилизации, изложенной в книге И. Фишера «The Money Illusion», и разделил четвёртую премию с Уильямом Фальком из Нью-Йорка. Работа Новожилова была издана на английском языке отдельным оттиском в 1929 году под названием «Price level and price relations». С 1929 года совмещает преподавание с работой консультанта по экономическим вопросам проектирования заводов в проектных институтах. В марте 1941 года защитил докторскую диссертацию, тема которой «Методы соизмерения народнохозяйственной эффективности проектных вариантов». В 1924 году у Новожилова родился сын Юрий, впоследствии ставший доктором физико-математических наук. В 1932 году семья распалась, Елена Робертовна вышла замуж за коллегу адвоката, сын остался с ней. Жить бывшим супругам приходилось в одной квартире, разделённой перегородкой на две части.
В годы войны
В марте 1942 года Новожилов в составе Политехнического института был эвакуирован в Пятигорск, который в начале августа был занят немецкими войсками. Чтобы избежать привлечения к работе по специальности и вывоза в Германию, Новожилов зачислился скрипачом в оркестр Пятигорского городского театра. В ноябре профессор Г. фон Штакельберг (офицер вермахта, имевший поручение по использованию советских учёных), предложил Новожилову занять должность руководителя Бюро статистики Кавказа в Ставрополе. Новожилов свой отказ мотивировал необходимостью быть в Пятигорске в качестве первого скрипача квартета и солиста. В январе 1943 года Пятигорск был освобождён, в апреле Новожилов выехал в Ташкент; в этом же месяце он был утверждён в докторской степени. Преподавал в Ташкентском финансово-экономическом институте.
После войны
В 1951—1966 гг. заведовал кафедрой статистики Ленинградского инженерно-экономического института. В 1965 году за научную разработку методов линейного программирования и экономических моделей удостоен Ленинской премии совместно с академиками Л.В.Канторовичем и В.С.Немчиновым. Заведующий Лабораторией систем экономических оценок Ленинградского отделения ЦЭМИ Академии Наук СССР (1966—1970). Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 15 августа 1970 года.
Научный вклад
Исследовал проблемы теории и методологии расчетов экономической эффективности в народном хозяйстве. Применял на практике свои знания для решения задачи нахождения общего максимума эффекта от капиталовложений социалистического хозяйства. Основной проблемой экономических исследований В.В.Новожилов считал проблему измерения затрат и их результатов. Учёный внёс значимый вклад в разработку концепции экономической реформы. В.В.Новожилов разработал теорию оценки хозяйственной деятельности, обосновал подход к ценообразованию, исследовал эффективность инвестиций в новую технику, обогатил теорию экономической кибернетики.
Память
Премия Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники: в номинации общественные науки — премия имени В.В.Новожилова. Библиография: Новожилов В.В. Значение внешнего рынка для Германии: [О некоторых тенденциях развития германского народного хозяйства]: Доклад, прочитанный на практических занятиях у профессора А.Д.Билимовича // Университетские известия. — Киев. — 1915. — № 8; Новожилов В.В. Измерение затрат и их результатов в социалистическом хозяйстве // Применение математики в экономических исследованиях. [Том 1]. — Москва, 1959; Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. — Москва, 1967; Новожилов В.В. К.Маркс о применении математики в экономической науке и современные проблемы оптимального планирования // Карл Маркс и современность. — Ленинград, 1970; Новожилов В.В. У истоков подлинной экономической науки. — Москва : Наука, 1995. — 234 страницы. — (Памятники экономической мысли). — ISBN 5-02-010841-3. Литература: Ватник П.А. Виктор Валентинович Новожилов // Экономическая школа. Том 2, выпуск 2. 1992; Козерская Н.С. На трудном пути возрождения российской экономической науки // Новожилов В.В. У истоков подлинной экономической науки. — Москва : Наука, 1995. — Страницы 71—228. — 234 страницы. — (Памятники экономической мысли). — ISBN 5-02-010841-3; Кэмпбелл Р. Маркс, Канторович и Новожилов. Стоимость против реальности // Канторович Л.В. Математико-экономические работы. — Новосибирск: Наука, 2011. — Страницы 635—651. — 760 страниц. — (Избранные труды). — ISBN 978–5–02–019076–4; Петраков Н.Я., Козерская Н.С. Неизвестный Новожилов. Москва, 2009; В.В.Новожилов — выдающийся ученый и педагог. Санкт-Петербург, 2011.

1892
Грасильяну Рамус (Ramos)
бразильский писатель. Член компартии Бразилии с 1945. Родился в Кебрангулу, штат Алагоас. Первый роман "Каэте" написал в 1926 (опубликован 1933). В 1936 во время антикоммунистического террора подвергся заключению (посмертно опубликованы его "Воспоминания о тюрьме", тома 1-4, 1953). Написал книгу "Путешествие" (1954) о поездке в 1952 в СССР. Романы Рамуса "Сан Бернарде" (1934), "Тоска" (1936) и "Иссушенные жизни" (1938, русский перевод 1961) - исследование различных психологических типов, рожденных бразильской действительностью. Рамус ввёл в бразильскую литературу социальный психологизм. Умер в Рио-де-Жанейро в 1953 году. Сочинения: Infancia, 7 ed., ão Paulo, 1969; в русском переводе - Два друга, в сборнике: Бразильские рассказы, Москва, 1959; Свидетель, в сборнике: Под небом Южного Креста. Бразильская новелла XIX-XX веков, Москва, 1968. Литература: Памяти писателя, "Иностранная литература", 1958, № 6; Тертерян И.А., Бразильский роман XX в., Москва, 1965; Candido А., Ficção е Confissão, Rio de J., 1956; Pinto R.М., Graciliano Ramos: Autor e ator, ão Paulo, 1962.

1892
Джеймс Фред Риппи (James Fred Rippy)
американский историк. Родился в городе Самнер, штат Теннесси. В 1936-1958 гг. — профессор Чикагского университета. Автор и соавтор ряда монографий, главным образом по истории и политике США в Латинской Америке. В своих трудах допускал критику отдельных действий американской дипломатии, стремясь оправдать латиноамериканскую политику США в целом. Умер в 1964 году. Сочинения: The United States and Mexico, N.Y., 1931; Rivalry of the United States and Great Britain over Latin America (1808—1830), Bait., 1929: Latin America. A modern history, Ann Arbor, (1958).

Yudovin (494x700, 221Kb)
1892
Соломон Борисович Юдовин (Шлойме Борухович) (имя на идиш — שלמה יודאווין)
белорусско-еврейский и советский график, художник, этнограф, представитель «Еврейского ренессанса» («Еврейского возрождения») и модерна. Соломон Борисович Юдовин родился в местечке Бешенковичи под Витебском (в 50 км к западу), Лепельский уезд, Витебская губерния, Российская империя, в еврейской семье. Отец будущего художника был ремесленником, мать — домохозяйкой. В 1906 году в восьмилетнем возрасте Шлойме Юдовин был принят в витебскую Школу рисования и живописи Ю.М.Пэна. В 1910 году благодаря помощи своего дяди С.А.Ан-ского переехал в Санкт-Петербург, учился в Рисовальной школе Общества поощрения искусств (возглавляемое Н.К.Рерихом), и одновременно с 1911 до 1913 года обучался в частных петербургских студиях М.Бернштейна, а затем М.В.Добужинского. Был членом петербургского «Еврейского общества поощрения художеств» (действовавшего в 1915—1919 годах).
YudovinПортной (525x700, 399Kb)
1914 год. «Портной, Волынская губерния, город Кременец». Фото С.Юдовина
Участие в экспедициях С.А.Ан-ского
Юдовина с юности привлекало движение «Еврейского ренессанса», которое было частью общего авангардного движения в искусстве России. Это движение во многом и сформировало его художественные интересы. Участники «Еврейского ренессанса» видели свою главную задачу в изучении и художественном осмыслении еврейского национального наследия: еврейских обычаев и традиционного еврейского быта. Юдовин полностью разделял цели движения «Еврейского ренессанса» и поэтому с энтузиазмом принял предложение участвовать в фольклорно-этнографических экспедициях по еврейской черте оседлости по городам и местечкам юго-западной Украины (Подольская, Волынская и Киевская губернии), организованных в 1912—1914 годах. Еврейским историко-этнографическим обществом (ЕИЭО) под руководством С.Ан-ского на средства Владимира Гинцбурга — сына барона Г.Гинцбурга. Сохранение традиций народного искусства евреев Российской империи было основной целью этих экспедиций, в которых Юдовин исполнял обязанности секретаря, художника и фотографа. Он зарисовывал и фотографировал всё, что относится к иудаике — предметы еврейского быта, ритуальные принадлежности, надгробия (маццевы), росписи синагог, еврейских орнаментов, изучал художественные особенности еврейского ритуального и декоративно-прикладного искусства. Как фотохудожник Юдовин работал в технике пикториализма (фотоимпрессионизма), стремясь превратить фотографии в произведения искусства путём воздействия на них в процессе съёмки и проявления. Отдельную историко-художественную ценность представляет множество запечатлённых Юдовиным-фотографом образов евреев-рабочих и евреев-ремесленников, и также различных форм еврейского коллективного труда: артели веревочников, папиросников, ткачей, спичечная фабрика в Ровно и многое другое. Значимость работы Юдовина в этих экспедициях особенно высока, поскольку его фотографии оказались в числе последних, на которых ещё можно увидеть традиционный мир еврейской общины черты оседлости, вскоре полностью исчезнувший в Первой мировой войне, при советской власти и окончательно — во время Холокоста. В 1920 году на основе собранного материала Юдовин издал альбом «Еврейский народный орнамент» из 26 линогравюр.
Yudovinмарка1999 (502x700, 374Kb)
Почтовая марка с картиной Юдовина «Витебск. Костёл Святого Антония». Беларусь. 1999 год
Возвращение в Витебск
В 1918 году вернулся в Витебск, где окончил Художественно-практический институт (ВХПИ), а в 1922 году был избран там проректором по хозяйственной части. С 1922 по сентябрь 1923 года Юдовин преподавал специальные дисциплины в графической мастерской этого института, в Художественном народном училище (ВНХУ) и в Еврейском педагогическом техникуме. Руководил художественным кружком в витебском юношеском клубе имени И.Л.Переца. Вместе с М Шагалом, Ю.Пэном и А.Бразером Юдовин принимал участие в «Выставке евреев-художников» и входил в состав художественной комиссии по украшению Витебска к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. В августе—сентябре 1923 года Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса — в Художественный техникум (ВХТ), что привело к конфликту педагогов с новым директором. Во-первых, комиссия учителей, в которую входил и Юдовин, не смогла воспротивиться переводу учебного заведения из особняка («дом Вишняка») на улице Бухаринской в неприспособленное здание бывшей Любавичской синагоги на улице Володарского, 15. Затем новый директор принял решение перепроверить знания всех бывших студентов и вообще единолично решал вопросы организации обучения — сочтя это унизительным, Ю.М.Пэн (проректор по учебной работе), С.Б.Юдовин, Е.С.Минин и группа студентов 23 сентября 1923 года выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт.
Ленинградский довоенный период
В 1923 году Юдовина пригласили в Петроград на должность учёного секретаря и хранителя в Музей Петербургского еврейского историко-этнографического общества, основанного ЕИЭО, который располагался в здании Еврейской богадельни А.М.Гинзбурга (Васильевский остров, 5 линия, дом 50). Приглашение именно Юдовина на эту должность не было случайным: музей создавался для обработки, систематизации и исследований материалов экспедиций Ан-ского, в которых Юдовин был одним из главных участников. Художник проработал в музее до 1928 года, когда ЕИЭО было ликвидировано, а музей закрыт. До Великой Отечественной войны во время жизни в Ленинграде Юдовиным были созданы циклы гравюр «Гражданская война» (1928) и «Оборона Петрограда в дни наступления Юденича» (1933).
Военные годы и смерть
Во время войны до середины 1942 года Юдовин прожил в блокадном Ленинграде, в тяжелейших условиях стараясь запечатлеть вид осаждённого города и его защитников. Затем художник был эвакуирован в деревню Карабиха под Ярославлем. В Карабихе, в музее-заповеднике Н.А.Некрасова Юдовин работал над серией «Некрасовские места», а в 1944 году вернулся в Ленинград и завершил работу над циклом гравюр «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Эти гравюры были изданы в виде альбома в 1948 году. Большинство подобных работ исполнялось в стиле общепринятого в то время парадного официоза, но юдовинские изображения Ленинграда явно выделяются среди них своим суровым трагизмом. По мнению искусствоведов, серия «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» стала одной из вершин творчества художника. Все годы войны, в том числе даже во время блокады, в Ленинграде продолжали выпускаться почтовые открытки. Всего за 1941—1945 годы было издано почти 400 иллюстрированных почтовых открыток, среди которых 26 — с произведениями Юдовина. Военная серия открыток с его произведениями стала достаточно редкой и ценится в советской филокартии. В 1945 году Соломон Борисович выпустил альбом автолитографий «Ленинград». После войны Юдовиным были также создана серия открыток «Виды Ленинграда» (1946 год) и «Ленинград сегодня» (1949 год). Соломон Юдовин скончался в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 5 декабря 1954 года.
Yudovinгроб (466x700, 407Kb)
Похоронен на еврейском Преображенском кладбище в Санкт-Петербурге
Творчество
Формирование стиля
Направление творчества и художественный стиль Юдовина формировались как благодаря его деятельности в экспедициях Ан-ского, так и под влиянием русско-еврейского авангарда Витебской и, в меньшей степени, Киевской художественных школ. В первую очередь это — М.Шагал, Э.Лисицкий и Н.Альтман, которые мечтали создать новый еврейский стиль, соединив авангард с еврейским народным искусством. Но при всех новациях в их произведениях, в том числе и у Юдовина, всегда чётко проявляется символика исчезающего мира еврейского местечка, который был и остался для них источником вдохновения. Творчество самого Юдовина также оказало влияние на художников Витебской школы. Их виртуозное сочетание обобщённости с документальной конкретностью у Юдовина получило дальнейшее развитие, и конкретные подробности в его работах только подчёркивают глубокий символизм произведений.
YudovinВитебск (700x680, 266Kb)
С.Юдовин. «Витебск». 1926 год
Книжная графика
Большое место в творчестве Юдовина занимала книжная графика, а в 1930—1940-х годах иллюстрирование книг стало занимать главное место в его творчестве. Юдовин работал, в основном, в технике ксилографии и линогравюры. В этот период его творчество поднялось на новый уровень — он научился передавать иллюзию глубины гораздо более скупыми средствами, не используя необычные ракурсы, предельно высокие горизонты и сильно искажённую перспективу. Первыми работами в этой области стали обложки к сборнику стихов М.Юдовина «Кнойлн» («Клубки») (1922), к книге П.Амп «Песнь Песней» (1925). В дальнейшем Юдовин иллюстрировал такие книги, как «Старинная повесть» С.Е.Розенфельда, «Блудный бес» (1931) Л.Раковского, «У Днепра» (1933) Д.Р.Бергельсона, «История моей жизни» (1934) А.Свирского, «Путешествие Вениамина III» (1935) Менделе Мойхер-Сфорима, «Рассказы о семи гетто» Э.-Э.Киша, «Еврей Зюсс» Л.Фейхтвангера (1938—1939), «Стихотворения» Н.А.Некрасова, «Исторические романы» (1949) О.Д.Форш и другие. Всего за свою творческую жизнь Юдовин создал иллюстрации к 60 книгам, семь из которых, по тем или иным причинам, не увидели света. В числе неизданных оказались и его лучшие работы на еврейскую тему: «Еврейский народный орнамент», «Еврей Зюсс» и «Путешествие Вениамина 3-го». Лион Фейхтвангер высоко оценил талант Юдовина как иллюстратора, написав ему в личном письме: «Сердечно благодарю Вас за письмо и особенно за прекрасный подарок, сделанный Вами, — за Ваши гравюры. Я уже написал издательству, какими исключительно талантливыми я считаю Ваши гравюры…».
YudovinСтарикуокна (434x700, 386Kb)
«Старик у окна». Из цикла «Былое». 1923 год
Еврейская тема
Прожив большую часть жизни во времена сталинизма, Юдовин страдал, наблюдая уничтожение идишской культуры и проявления государственного антисемитизма. Он дорожил дружбой с М.Шагалом, Э.Лисицким, Перецем Маркишем, литературоведом Израилем Цинбергом. Юдовин с рождения впитал в себя культуру штетла (идишкайт) и всё его творчество большей частью было обращено к еврейской тематике. Сцены из жизни еврейского местечка Юдовин начал создавать уже в 1920-х годах. Детские впечатления жизни в Бешенковичах стали для художника основой для создания особого и очень печального мира своих гравюр — «Шабат», около 1920—1926 гг., «Похороны», 1926; «Жертвы погрома», 1927. Он искал объекты для своего творчества на фабриках и заводах («Еврей-кузнец», 1930-е гг.; «Сцена в типографии», 1932; «Продавец бубликов», 1938—1940 гг.), ездил в еврейские колхозы («В колхоз», 1940). И ни в одной из работ Юдовина на еврейскую тему нет той холодной отстранённости, которая неизбежно проявляется при изображении чего-то чужого. Он создавал еврейский мир в своих картинах, находясь внутри него и оставаясь с ним неразрывно связанным. В 1920—1930-х годах Юдовин работал над монументальной ксилографической серией «Былое», пытаясь сохранить память об исчезающем мире штетла. Он создал множество пейзажей еврейского местечка, видов Бешенковичей и старого Витебска («Музыканты, возвращающиеся со свадьбы» 1939, и другое), делал гравюры по мотивам еврейского народного искусства («Два медведя, несущие гроздь винограда», 1940), подготовил полный макет книги «Еврейский народный орнамент» (1940, не была издана). Часть еврейской темы у Юдовина — это также портретные и жанровые работы («Старик в ермолке», 1925; «Сапожник», 1929). В них ярко проявляется унаследованное от Ю.М.Пэна редкое умение художника совмещать в одном произведении психологизм конкретного образа с его типологической обобщённостью.
Выставки
Юдовин являлся участником множества всесоюзных, республиканских и городских выставок. Впервые выставил свои работы в 1916 году на «Выставке еврейских художников» в Москве, а в 1917 году — на «Выставке живописи и скульптуры еврейских художников» в Петрограде. Затем Юдовин участвовал в витебских выставках: «Еврейское народное искусство» (1918) и «1-я Государственная выставка картин местных и московских художников» (1919). Начиная с 1920 года, художник представлял на выставки только рисунки и гравюры. Персональные выставки состоялись в Витебске: в 1926 и 1992 годах (к 100-летию со дня рождения), в Ярославле (1944), в Ленинграде (1956), в Иерусалиме (Музей Израиля, 1991), в Нью-Йорке (2015).
YudovinТалмудист (521x700, 259Kb)
«Талмудист». Фото С.Юдовина 1912—1914 годов
Местонахождение работ
Работы Юдовина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, в Российском этнографическом музее, в Национальном художественном музее Республики Беларусь, в Художественном музее Витебска, в Израиле, в частных коллекциях.
Судьба фотографий из экспедиций С.Ан-ского
Фотоархив экспедиций Ан-ского, практически полностью созданный Юдовиным, насчитывал около 1500 фотографий. Вначале он хранился в Музее Петербургского еврейского историко-этнографического общества, а после его неорганизованной ликвидации фотоколлекция частью пропала, а частью была рассеяна по музеям и архивам России, Израиля, Украины и США. Сам Юдовин, будучи главным хранителем музея, сумел сберечь у себя какое-то количество фотографий. Часть из них он передал в Российский этнографический музей, а часть была продана его наследниками в различные собрания. Сейчас наибольшая часть из сохранившегося (320 фотографий) находится в фондах Центра «Петербургская иудаика». Где они находились между 1929 годом и до середины 1950-х годов — неизвестно. Какая-то часть экспедиционного фотоархива оставалась у Юдовина в его ленинградской квартире, а после его смерти в 1954 году они попали к Н.Альтману, который в 1957 году использовал их для иллюстраций к «Избранному» Шолом-Алейхема. В 1970 году после смерти Н.Альтмана его мастерская перешла к театральному художнику Александру Пастернаку, который в начале 1990-х годов передал их Валерию Дымшицу — знатоку еврейской истории и культуры. Издания: С.Юдовин. «Еврейский народный орнамент», Киев, 1920 г., линогрвюра; «Витебск в гравюрах С.Б.Юдовина» (на белорусском языке; 1926); С.Юдовин. «Гравюры на дереве», 1928 г.; С.Юдовин. Серия «Еврейский народный орнамент», 1920—1941 гг., ксилография; Ленинград. С.Б.Юдовин. Автолитографии. 1945; Юдовина С.П., Цинберг Т.С. «Юдовин С.Б.» Каталог выставки. Ленинград. 1956; Опыты «молодого человека для фотографических работ». Соломон Юдовин и русский пикториализм. Фотоархив экспедиций Ан-ского. Санкт-Петербург: Петербургская иудаика, 2005. Литература: Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 5. Скамарохі — Яшчур / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1987. — 703 страницы. — 9500 экземпляров; Г.П.Исаков. Формирование и становление художественных школ на витебщине в конце XIX в. — 1941 г. / Витебск, УО «ВГУ», 2009., страницы 49-54 ISBN 978-985-517-092-2; Юдовин Соломон — статья из Электронной еврейской энциклопедии; Юдовин С. Б. — галерея гравюр; Исаак Юдовин. «Он жил в трагическое время»; Менджерицкая Ц., Зазулинский А. «Золотоносная жила» Соломона Юдовина; Иванов А. Юдовин в Базеле, или «Нам не дано предугадать…» // Народ Книги в мире книг. 2018. № 136; Рецензия на альбом «Соломон Юдовин. Блокадная графика» в журнале «Народ Книги в мире книг»

Augusts-annuss (700x453, 421Kb)
1893
Аугуст Аннусс (латышское имя — Augusts Annuss)
латвийский и американский художник. Аугуст Аннусс родился в городе Либава, Гробинский уезд, Курляндская губерния, Российская империя (ныне Лиепая в Латвии). Окончил Либавскую городскую школу. Учился в Киевской художественной школе (1915—1917), Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица, Петроградской художественной школе Императорского общества поощрения художеств, в художественной студии С.М.Зайденберга, на историческом и филологическом факультетах Петроградского университета (1918), на факультете философии Латвийского университета (1921—1922). Окончил Латвийскую академию художеств (фигуральная мастерская Я.Тилберга, 1926). Работал декоратором в Лиепайском новом театре (1921—1923), педагогом на кафедре живописи и рисунка Латвийской академии художеств (1929—1940 и 1941—1944), профессор (1944). Был членом латвийского Объединения независимых художников (1923—1928), Союза художников Латвии (1928—1931) и художественного объединения «Садарбс» (1929—1938). В 1944 году эмигрировал в Германию, был почётным председателем Латышского союза мастеров декоративно-прикладного искусства, участвовал в выставках латышских художников, стал одним из организаторов Латышской художественной школы в Эслингене. С 1949 года жил и работал в США. Преподавал в Нью-Йоркском городском колледже (мастерская росписи по стеклу), был руководителем секции изобразительного искусства отдела культуры Американского латышского общества. Награждён латвийским орденом Крест Признания IV степени (1938), наградой (1931) и премией (1933) Латвийского фонда культуры, наградой фонда культуры Американского латышского общества (1956). Умер в Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 5 января 1984 года. Похоронен в Риге на Лесном кладбище. Награды: Крест Признания IV степени.
Творчество
Наиболее известные работы: трёхчастная композиция «Нижнее Курземе» (1924), цикл картин «Воспоминание о Андалузии» (1925), «Полдник» (1937), «Берег моря» (1938), «Мой отец» (1935), триптих «Anno 1918», «Anno 1919», «Anno 1928». Был автором алтарных картин находящихся в ряде храмов Латвии и США, включая Латышские лютеранские церкви в Филадельфии и Бостоне. Литература: Māksla un arhitektūra biogrāfijās. Atb. red. A. Vanaga — Rīga, 2000 — 1. Sēj; Veselis J. Augusts Annuss R., 1944.

Семашкин (526x700, 219Kb)
1893
Александр Михайлович Семашкин
советский военный деятель, Генерал-майор интендантской службы (1943 год). Александр Михайлович Семашкин родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя.
Первая мировая и гражданская войны
В 1914 году был призван в ряды Русской императорской армии и в 1916 году окончил школу прапорщиков, после чего был направлен на должность командира роты на Западный фронт. В августе 1918 года был призван в ряды РККА и назначен на должность командира взвода войск ВОХР, дислоцированного в Петрограде, в январе 1919 года — на должность командира роты 54-го стрелкового полка, дислоцированного в Самаре, в июле — на должность командира 69-го стрелкового батальона ВОХР, а в августе 1920 года — на должность помощника командира 489-го стрелкового батальона ВОХР Восточного фронта. В январе 1921 года Семашкин был направлен на Южный фронт, где назначен на должность командира батальона 525-го стрелкового полка, а в мае 1922 года — на должность помощника командира 96-го стрелкового батальона ВЧК этого же фронта. Принимал участие в боевых действиях на Восточном и Южном фронтах, а также против повстанцев на территории Украины.
Межвоенное время
С июля 1922 года Семашкин находился в распоряжении штаба Войск Украины и Крыма и вскоре был откомандирован в распоряжение 28-го стрелкового полка, дислоцированного в Вологде, где служил на должностях командира роты, помощника командира и командира батальона и помощника командира полка. В 1929 году окончил стрелково-тактические курсы «Выстрел». В марте 1938 года был назначен на должность начальника военно-хозяйственной службы 10-й стрелковой дивизии, дислоцированной в Вологде, в декабре того же года — на должность преподавателя и старшего делопроизводителя кафедры общей тактики и тыла Военно-хозяйственной академии РККА.
Великая Отечественная война
С началом войны Семашкин продолжил служит в академии. С сентября 1942 года состоял в резерве Главного управления кадров Красной Армии и в ноябре того же года был назначен на должности заместителя командира 1-го гвардейского механизированного корпуса по тылу. С 26 апреля по 3 июня 1943 года генерал-майор интендантской службы Семашкин исполнял должность командира этого корпуса, который находился в резерве Юго-Западного фронта. В июле того же года был назначен на должность заместителя командира этого же корпуса по строевой части, а в апреле 1944 года — на должность начальника кафедры войскового тыла Военной академии тыла и снабжения.
Послевоенная карьера
После окончания войны находился на прежней должности. Генерал-майор интендантской службы Александр Михайлович Семашкин в июле 1947 года вышел в отставку. Умер в городе Калинин, РСФСР, СССР, 3 июля 1958 года.
Семашкингроб (517x700, 433Kb)
Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
Награды: Орден Ленина; Орден Красного Знамени; Орден Отечественной войны 1 степени; Орден Красной Звезды; Медали. Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Том 2. — Страницы 248—249. — ISBN 5-901679-12-1.

Fritz_Sauckel (700x642, 290Kb)
1894
Эрнст Фридрих Кристоф «Фриц» Заукель (немецкое имя — Ernst Friedrich Christoph «Fritz» Sauckel)
немецкий государственный и политический деятель. Комиссар по рабочей силе в управлении четырёхлетнего плана (1942—1945). Гауляйтер Тюрингии (1927—1945). Обергруппенфюрер СА (9 ноября 1937), обергруппенфюрер СС (30 января 1942). Один из главных ответственных за организацию использования принудительного труда в нацистской Германии. Родился в городе Хассфурт-на-Майне, Баваария, Германская империя, в семье почтового служащего. Не окончив обучение в гимназии, ушёл в торговый флот. В 1914 году его корабль был задержан во французском порту, а сам Заукель был интернирован. После окончания Первой мировой войны вернулся в Германию. В 1922 году вступил в НСДАП (билет № 1395) и в СА. С 1 марта 1925 года гаугешафтсфюрер, а с 20 сентября 1927 года — гауляйтер Тюрингии. В 1929—1933 годах депутат тюрингенского ландтага, председатель фракции НСДАП. С 5 мая 1933 года имперский наместник в Тюрингии. С 12 ноября 1933 избран депутатом Рейхстага от Тюрингии. 9 сентября 1934 года вступил в СС (билет № 254 890) и получил звание группенфюрера. 27 февраля 1942 года назначен комиссаром по рабочей силе в управлении четырёхлетнего плана. 21 марта 1942 года был назначен генеральным уполномоченным по использованию рабочей силы. С 16 ноября 1942 имперский комиссар обороны Тюрингии.
Fritz_SauckelНюрнберг (561x700, 118Kb)
Заукель на Нюрнбергском процессе
В мае 1945 арестован, предстал перед Нюрнбергским трибуналом. Приговорён к смертной казни за военные преступления и преступления против человечности (главным образом за депортацию иностранных рабочих). Повешен в городе Нюрнберг 16 октября 1946 года. Предсмертные слова: «Я уважаю американских офицеров и солдат, но не американскую юстицию».
«Заукель являлся представителем социалистического крыла Нацистской партии. Явные следы плебейского происхождения Заукеля отчетливо прослушиваются в его сильном франконском акценте. …
Заукель и после 1933 г. сохранял верность своим корням, активно отстаивая левую линию в нацистской идеологии.» — Адам Туз
Награды: Шеврон старого бойца; Почётный знак Кобург; Спортивный знак СА в бронзе; Золотой партийный знак НСДАП; Медаль За выслугу лет в НСДАП в бронзе, серебре и золоте; Кольцо «Мёртвая голова»; Почётная шпага Рейхсфюрера СС. Литература: Залесский К.А. СС. Охранные отряды НСДАП. — Москва : Эксмо, 2005. — 672 страницы. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-699-09780-5; Steffen Raßloff. Fritz Sauckel. Hitlers «Muster-Gauleiter» und «Sklavenhalter» // Landeszentrale für politische Bildung Thüringen. Bd. 29. 3. — Erfurt: Auflage, 2008. — ISBN 978-3-937967-18-9 (PDF).

1894
Сергей Сергеевич Исаков
капитан лейб-гвардии 4-го стрелкового полка, герой Первой мировой войны. Родился в городе Ницца, Франция. Сын камер-юнкера Сергея Николаевича Исакова (1859—1946, Австрия) и жены его Людмилы Яковлевны Тарновской (1873—1913). Внук генерала от инфантерии Н.В.Исакова. Его тетя (сестра отца) — Екатерина Николаевна Исакова (1864—1948) замужем за графом Александром Адлербергом. Образование получил в Александровском лицее, курса которого не окончил, приняв участие в Первой мировой войне. По окончании ускоренного курса Пажеского корпуса 14 февраля 1916 года выпущен был прапорщиком в лейб-гвардии 4-й стрелковый полк. Произведен в подпоручики 3 ноября 1916 года. Приказом армии и флоту от 4 марта 1917 года удостоен ордена Святого Георгия IV степени «За то, что, будучи в чине прапорщика, в бою 28-го июля 1916 года у деревни Трыстень он, после выбытия своего ротного командира, вступил в командование 8-й ротой и, продолжая начавшееся наступление роты, под сильным огнем противника, взял с боя 4-х-орудийную батарею, упорно защищаемую.» Произведен в поручики 11 мая 1917 года, в штабс-капитаны — 23 июня того же года. В Гражданскую войну участвовал в Белом движении в составе Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России. Летом 1919 года капитан Исаков — командир роты в батальоне лейб-гвардии 4-го стрелкового полка в Сводно-гвардейском полку, а затем в Сводно-стрелковом гвардейском батальоне. Убит в боях под Киевом 2 октября 1919 года. Был похоронен в Покровском монастыре. Был женат на графине Любови Владимировне Мусиной-Пушкиной (1897—1938), дочери графа В.А.Мусина-Пушкина. Их сын, Сергей Сергеевич Исаков-младший (1919—2006), в 1944 году женился в Вене на графине Ирине Николаевне Мусиной-Пушкиной (1920—2010). В 1949 году супруги переехали в Монтерей (США); в браке родились дочь Елизавета (родилась в 1947). и сын Сергей (родился в 1961). Отец, Сергей Николаевич Исаков, после Октябрьской революции эмигрировал. Также эмигрировали братья и сестры — Людмила Сергеевна (1893—1984), замужем за священником Всеволодом Шпиллером. Племянник — И.В.Шпиллер, дирижер, народный артист РСФСР; Анна Сергеевна (в замужестве Ракович; 1895—1991, США), Яков Сергеевич (1897—1984, США)
Исаков, Сергей Сергеевич — предки
Screenshot 2024-10-04 at 17-21-10 Исаков Сергей Сергеевич — Википедия (693x397, 27Kb)
Источники: Русский Инвалид, № 103. — 4 мая 1917 г.; Киевлянин, № 37. — 8 октября 1919 г. — Страница 1; Киевлянин, № 38. — 9 октября 1919 г. — Страница 1; Малороссийский родословник. Том 5. Выпуск 1. — Киев, 1996. — Страница 43; Волков С.В. Офицеры российской гвардии: опыт мартиролога. — Москва : «Русский путь», 2002; Клепов М.Ю. Офицеры — Георгиевские кавалеры Первой мировой войны. — Москва : «Минувшее», 2015.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 27 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»