• Авторизация


21 октября родились... 21-10-2025 03:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


gokieli_i (523x700, 77Kb)
1899
Иван (Вано) Рафаилович Гокиели (грузинское имя — ივანე (ვანო) რაფიელის ძე გოკიელი)
грузинский композитор и педагог. Отец Джемала Гокиели. Народный артист Грузинской ССР (1966). Член КПСС с 1946 года. Родился в городе Тифлис, Российская империя (ныне Тбилиси, Грузия). В 1931 году окончил Ленинградскую консерваторию (профессора Владимир Щербачёв, Христофор Кушнарёв и Максимилиан Штейнберг). В 1923—1925 годах преподавал пение в школах Тифлиса. В 1929—1931 годах композитор, дирижёр и заведующий музыкальной частью Драматического театра имени Шота Руставели. В 1931—1937 годах главный редактор музыкального вещания Грузинского радио. В 1942 году становится преподавателем в Тбилисской консерватории, в 1946 году доцентом, а в 1964 году профессором. В 1942—1945 годах ректор, в 1958—1959 годах декан, а в 1959—1960 годах проректор консерватории. С 1946 года музыкальный руководитель филармонии. В 1938—1942 годах был председателем правления Союза композиторов Грузинской ССР. Автор романсов на стихи Александра Пушкина («В крови горит огонь желанья», «К няне», «Туча»), Иосифа Нонешвили («Где я только не бывал»), Варлама Журули («Ласточка в Самгори») и других русских и грузинских поэтов. Писал музыку к спектаклям и фильмам. Умер в родном городе 10 июля 1972 года. Награды и звания: орден «Знак Почёта» (24 февраля 1941); ? — Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР; 1966 — Народный артист Грузинской ССР. Сочинения: Опера «Маленький кахетинец» (1943, по одноименной поэме Акакия Церетели, Тбилиси); Детская опера «Хрустальный башмачок» (1965, по сказке «Золушка», Тбилиси); Детская опера «Красная шапочка» (1958, Тбилиси); Кантата «Советской Грузии» (1961); 3 хореографические поэмы из балета «Витязь в тигровой шкуре» (1935—1938); «Танцевальная сюита» (1954); Сюита на народные темы (1955); Сюита «Лхини» (1931); Сюита «Гулянка» (1931); Септет для струнных, деревянных духовых инструментов и валторны (1931); Музыка к фильму «Великое зарево» (1938). Литература: Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — страниц. 139 — ISBN 5-85270-033-9; გელაძე თ., ვანო გოკიელი, «საბჭოთა ხელოვნება», 1970, N1; Пичхадзе М.Я., Вано Гокиели, «Советская музыка», 1955, №7.

Рошаль (449x700, 308Kb)
1899
Григорий Львович Рошаль (имя при рождении — Гирша Лейбович Рошаль)
советский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог и публицист. Народный артист СССР (1967), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1950, 1951). Родился в городе Новозыбков, Черниговская губерния, Российская империя (ныне Брянская область), в семье шкловского мещанина, аптекаря Лейба Шлёмовича (Льва Соломоновича) Рошаля (1868—?) и Лиси Шлёмовны (Елизаветы Соломоновны) Штейн (1876—?). Детские годы провёл в местечке Семёновка Новозыбковского уезда Черниговской губернии, откуда происходили родители и где с 1859 года жили его дед, шкловский мещанин и тоже аптекарь Шлёма Гиршевич Рошаль (1833—?), и бабушка Двейра Лейбовна Рошаль (1841—?) с остальными членами семьи. Окончил Тенишевское училище в Петрограде, в 1918—1919 годах — сотрудник Наркомпроса Украины и Крыма. С 1919 года — инструктор Наркомпроса Азербайджана, заведующий художественно-воспитательной частью детского городка в Железноводске, с 1920 — в детской студии в Кисловодске. В 1921 году переехал в Москву, работал в Наркомпросе РСФСР инструктором по вопросам театра в школе, председателем Совета по художественному воспитанию Главного управления социального воспитания, преподавал театральный предмет в Центральном Доме коммунистического воспитания рабочей молодёжи. С 1921 года учился в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ), созданных В.Э.Мейерхольдом и его учеником К.Н.Державиным, позднее преобразованные в Государственные Высшие Театральные Мастерские (ГВЫТМ). С 1923 года — театральный режиссёр. Руководя Мастерской Педагогического театра, осуществил постановку ряда спектаклей: «Лекарь поневоле» Г.Л.Рошаль и С.Л.Рошаль по пьесе Мольера, «Инженер Семптон» В.П.Строевой и С.Л.Рошаль, «Новоселье», «Басни» по И.А.Крылову. В 1925 году Мастерская Педагогического театра была слита с 1-м Государственным детским театром, которым в то время руководил Ю.М.Бонди, получив название «Педагогический театр», где до 1927 был директором и художественным руководителем. В Театре-студии киноактёра поставил «Грозу» А.Н.Островского. Возглавлял театральную работу в Коммунистическом университете трудящихся Востока и в Центральном доме коммунистического воспитания рабочей молодёжи. С 1925 года — кинорежиссёр 3-й фабрики Госкино (впоследствии — «Мосфильм»), киностудии «Белгоскино» (ныне «Беларусьфильм»), «Межрабпомфильм», Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ), Киевской кинофабрики (ныне Киностудия имени А.Довженко). В 1947—1954 годах — режиссёр на киностудии «Ленфильм». Член Союза кинематографистов СССР. В 1957 году возглавил Всесоюзную комиссию по работе с кинолюбителями при правлении СК СССР. Педагог ВГИКа в 1953—1964 годах. В 1970-е годы преподавал в Московском институте культуры, читал курс для новых специалистов — преподавателей режиссуры любительских кинофотостудий. Создатель и художественный руководитель отделения кинофотомастерства в этом вузе. Григорий Рошаль послужил прототипом режиссёра в мультфильме 1968 года «Фильм, фильм, фильм!» Ф.С.Хитрука, который вспоминал:
«Иной раз мы искали прототипы. К примеру, в „Фильме…“ все полагают, что „режиссёр“ — пародия на Эйзенштейна… Эйзенштейн был для меня иконой, на уме был совсем другой — Рошаль. И внешне, и по взрывному темпераменту».
Автор книг и более трёхсот статей по различным вопросам киноискусства. Г.Л.Рошаль скончался в городе Москва, РСФСР, СССР, 11 января 1983 года.
Roshalгроб (525x700, 466Kb)
Похоронен на Кунцевском кладбище.
Награды и звания: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935); Народный артист РСФСР (1959); Народный артист СССР (1967); Сталинская премия первой степени (1950) — за фильм «Академик Иван Павлов» (1949); Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Мусоргский» (1950); Орден Ленина (1978); Два ордена Трудового Красного Знамени (в том числе 1939); Орден «Знак Почёта» (1974); Орден Отечественной войны I степени; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медали СССР.
Семья
Жена — Вера Павловна Строева (урождённая Рихтер; 1903—1991), кинорежиссёр и драматург. Дочь — Марианна Григорьевна Рошаль-Строева (1925—2022), режиссёр игрового кино. Внук — Михаил Георгиевич Фёдоров-Рошаль (1956—2007), художник. Сестра — Серафима (Сима) Львовна Рошаль (1906—1971), киносценарист. Была замужем за гастроэнтерологом и гигиенистом Соломоном Михайловичем Бременером. Племянник (приёмный сын сестры) — Макс Соломонович Бременер (1926—1983), прозаик, критик. Брат — Моисей Львович Рошаль (1909—1977), актёр, режиссёр, художественный руководитель и главный режиссёр Московского областного театра имени Н.А.Островского. Племянник — Лев Моисеевич Рошаль (1936—2010), киновед, кинодраматург, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Брат — Михаил Львович (Мендель Лейбович) Рошаль (1903—1942, расстрелян), майор госбезопасности. Двоюродный брат — Григорий Яковлевич (Гирша Янкелевич) Рошаль (1888—1950), экономист-нефтяник, заместитель начальника финансового отдела Наркомтяжпрома СССР, Наркомтопа СССР и Наркомнефти СССР, финансового управления Миннефтепрома СССР.
Фильмография
Режиссёр: 1926 — Господа Скотинины; 1927 — Его превосходительство; 1928 — Саламандра (совместно с М.Доллером); 1929 — Две женщины; 1930 — Человек из местечка; 1931 — Первое мая в Горловке (документальный); 1934 — Петербургская ночь (совместно с В.Строевой); 1936 — Зори Парижа; 1938 — Семья Оппенгейм; 1939 — В поисках радости (совместно с В.Строевой); 1941 — Дело Артамоновых; 1942 — Батыры степей (Песнь о великане / Казахские новеллы); 1946 — Песни Абая (совместно с Е.Ароном); 1949 — Академик Иван Павлов; 1950 — Мусоргский; 1952 — Римский-Корсаков (совместно с Г.Казанским); 1956 — Вольница. 1957 — 1959 — Хождение по мукам: 1957 — Сёстры (1 серия); 1958 — Восемнадцатый год (2 серия). 1959 — Хмурое утро (3 серия) (совместно с М.Анджапаридзе); 1961 — Суд сумасшедших; 1965 — Год как жизнь; 1967 — Они живут рядом. Сценарист: 1931 — Первое мая в Горловке (документальный); 1935 — Новый Гулливер (совместно с А.Птушко и С.Кржижановским); 1936 — Зори Парижа (совместно с Г.Шаховским); 1938 — Семья Оппенгейм (совместно с С.Рошаль); 1950 — Мусоргский (совместно с А.Абрамовой); 1952 — Римский-Корсаков (совместно с А.Абрамовой); 1953 — Алеко (совместно с А.Абрамовой); 1955 — Вольница (совместно с Л.Траубергом); 1961 — Суд сумасшедших; 1965 — Год как жизнь (совместно с Г.Серебряковой); 1983 — Букет фиалок (совместно с Т.Кожевниковой и М.Попович). Участие в фильмах: 1964 — Я — кинолюбитель (документальный); 1983 — Любовь Орлова (документальный). Библиография: В соавторстве с Абрамовой А.Киносценарий «Мусоргский». — Москва : Госкиноиздат, 1951. — 103 страницы; В соавторстве с Абрамовой А. Киносценарий «Римский-Корсаков». — Москва : Госкиноиздат, 1952. — 99 страниц; Диалог с кинорежиссёром. — Москва : Бюро пропаганды советского киноискусства, 1968. — 104 страницы; Кинолента жизни. — Москва : Искусство, 1974. — 312 страниц; Статьи в периодике.
Память
В Новозыбкове, в память о кинорежиссёре в 1985 году улица Замишевская, где он жил, переименована в улицу имени Рошаля. Литература: Осипович И.Г.Рошаль. Москва, 1939; Розен С.Г.Рошаль. Москва, 1965; Сценаристы советского художественного кино. 1917—1967 // Справочник / составители: В.Н.Антропов, Н.А.Глаголева, М.И.Павлова и др. — Москва : Искусство, 1972. — Страницы 311—312. — 439 страниц; Кино. Энциклопедический словарь / Главный редактор С.И.Юткевич; Редколлегия : Ю.С.Афанасьев, В.Е.Баскаков, И.В.Вайсфельд и другие. — Москва : Советская энциклопедия, 1987. — Страницы 372. — 640 страниц. — 100 000 экземпляров.

Ryazanov (531x700, 247Kb)
1899
Петр Борисович Рязанов
советский композитор, педагог, музыковед, фольклорист. Профессор Ленинградской и Тбилисской консерваторий. Родился в городе Нарва, Российская империя (ныне Эстония), в артистической семье: мать, Вера Павловна Татищева (11 января 1869 — 15 декабря 1941), серьёзно занималась музыкой; отец, Борис Дмитриевич Рязанов (13 ноября 1865 — 20 февраля 1925), брал частные уроки музыки у Николая Соколова и живописи ― у Ильи Репина. Пройдя Гражданскую войну, Рязанов поступил в Петроградскую консерваторию, которую окончил в 1925 по классу композиции у А.М.Житомирского (композиции обучался также у Н.А.Соколова, М.М.Чернова, оркестровке у М.О.Штейнберга, фуге ― у Л.В.Николаева). В 1924—1928 гг. ― преподаватель гармонии, специальной теории и композиции (с 1925 также зав. учебной частью) ленинградской 1-й Музыкальной школы имени Н.А.Римского-Корсакова. С 1925 начал преподавать в консерватории и в организованном при его участии Центральном музыкальном училище, активно участвовал в модернизации учебных планов вуза. Обладая глубокими познаниями в области теории музыки, Рязанов преподавал широкий круг теоретических дисциплин, среди которых ― специальный курс мелодики, благотворно подействовавший на развитие творческих взглядов молодых композиторов. Большое внимание Рязанов уделял изучению народной музыки, по которой также читал в консерватории курс лекций (1928―1931). В 1930-е ― 1940-е годы был консультантом в консерваториях Баку и Тбилиси. Эвакуированный в феврале 1942 из осаждённого Ленинграда, Рязанов жил некоторое время в Ташкенте, а затем в Тбилиси, где и умер от тифа 11 октября 1942 года. Творчество Рязанова находится в тесной связи с его интересом к народной музыке: «Саратовские частушки» для голоса и фортепиано являются обработками материалов поволжского фольклора, собранными композитором в 1914―1920, народные мотивы использованы им также в Струнном квартете. Рязанов ― автор статей о народной музыке и вопросах музыкальной педагогики. Сотрудничал с музыкальным издательством «Тритон» (1934—1937, член правления по разделам советской музыкальной литературы и современной западно-европейской, ответственный редактор по разделу вокальной литературы советских авторов) и Ленинградским отделением Государственного музыкального издательства (1931—1937). Значительна деятельность Рязанова как педагога. Он преподавал в Ленинградской консерватории (1925—1942, с 1935 профессор, с 1939 зав. кафедрой композиции), в Ленинградском НИИ театра и музыки (заведующий кабинетом народного творчества, 1940—1941), в Центральном музыкальном техникуме (1926—1936 и в 1941), в Музыкальной школе № 1 им. Римского-Корсакова (1924—1928, с 1925 заведующий учебной частью).
Известные ученики: Асланишвили, Шалва Соломонович; Баланчивадзе, Андрей Мелитонович; Барамишвили, Ольга Ивановна; Богословский, Никита Владимирович; Богоявленский, Сергей Николаевич; Габичвадзе, Реваз; Галаев, Борис Александрович; Гокиели, Иван Рафаилович; Дзержинский, Иван Иванович; Должанский, Александр Наумович; Евлахов, Орест Александрович; Киладзе, Григорий Варфоломеевич; Майзель, Борис Сергеевич; Мачавариани, Алексей Давидович; Минх, Николай Григорьевич; Свиридов, Георгий Васильевич; Слианова-Мизандари, Дагмара Ливановна; Соловьёв-Седой, Василий Павлович; Туския, Иона; Ходжа-Эйнатов, Леон Александрович; Чигогидзе, Н.С.; Чишко, Олесь Семёнович; Шаверзашвили, Александр Васильевич; Шаверзашвили, Тамара Антоновна.
Интересные факты
Рязанову посвятили свою музыку другие композиторы: Д.Д.Шостакович. Скерцо для оркестра, сочинение 7; Г.В.Свиридов. «Подъезжая под Ижоры». Романс на стихи А.С.Пушкина. В.П.Соловьёв-Седой. Балет «Тарас Бульба». Песни «Выходи сегодня на залив». «На лыжи». «Ну ка, кто конец найдёт».
Основные сочинения
Инструментальная музыка: Соната для фортепиано d-moll, сочинение 1 (1925); Увертюра для оркестра d-moll, сочинение 2 (1926―1927); Частушечная сюита для голоса, флейты, кларнета, фагота и скрипки, сочинение 4. Санкт-Петербург : Трубинов, 1999; Сюита для фортепиано, сочинение 5 (1928). Москва : Государственное издательство. Музыкальный сектор; Вена: Universal Edition, 1928; Струнный квартет, сочинение 8 (1934). Ленинград : Тритон, 1936; «Лирические этюды» в двух тетрадях: сочинение 10 (1935―1936), сочинение 12 (около 1939); Прелюдия и фуга для органа (до 1939); Три пьесы на мотивы белорусских песен Для виолончели с фортепиано. Ленинград. Государственное музыкальное издательство, 1940. Вокальная музыка: Четыре стихотворения Блока для голоса и фортепиано («Улица, улица», «Кошмар», «В тёмной комнате», «В глазах ненужный день…»), сочинение 3 (1925―1926). Ленинград : Тритон, 1927 (Четыре отдельных издания); «Злые песни» для голоса и инструментального ансамбля, сочинение 6 (до 1933, не окончено); «Короткие песни» для голоса и фортепиано на стихи советских поэтов, сочинение 9 (1935―1936). Ленинград : Музгиз, 1936; «Таборные песни» для голоса и фортепиано, сочинение 13 (до 1939); «У огневых горнов» для хора без сопровождения; Застольная песня на стихи Янки Купалы для двух голосов, хора и фортепиано. Обработки народных песен: «Саратовские частушки» для голоса и фортепиано (1926). Ленинград : Тритон, 1926; Цикл русских народных песен для голоса и фортепиано; «За горою каменною» для женского хора без сопровождения
Библиография
Тексты Рязанова: Музыкальная хрестоматия по сольфеджио под редакцией Б.В.Асафьева (Текст и нотные образцы разделов «Метрика» и «Гармонические подосновы мелодики»). Рукопись, 1925—1926; М. Регер. О модуляции. Перевод с немецкого П.Рязанова. Ленинград : Тритон, 1926 (содержит предисловие и примечания Рязанова); Указатель произведений И.Стравинского к статье "И. Стравинский и его балет «Пульчинелла» // Игорь Стравинский сборник статей. / Под редакцией Иг.Глебова. — Ленинград : «Academia», 1926, страницы 61-77; Программа и методы преподавания сольфеджио, тезисы доклада // Материалы конференции курсов преподавателей муз. техникумов РСФСР 5-15 сентября 1926. — Ленинград, 1927. Страницы 37-38; О частушке // Музыка и быт. — Ленинград : 1927. — № 2; [Щербачёв В., Тюлин Ю., Рязанов П.] О современной музыке // Жизнь искусства. — 1927, 22 февраля. — № 8; Что поют сейчас на Волге // Музыка и быт. — Ленинград : 1927. — № 5; Программа курса мелодики // Программы Московской и Ленинградской консерватории. — Москва-Ленинград, 1931; К новому этапу // «Советская музыка», 1933, № 3; Задачи советского композитора // «Советская музыка», 1936, № 5; О соотношении педагогических воззрений и композиционно-технических ресурсов Н.А.Римского-Корсакова // Н.А.Римский-Корсаков и музыкальное образование. — Ленинград, 1959; Вопросы музыкального творчества // «Советская музыка», 1967, № 8. — Страницы 31-43; Программа курса мелодики, составленная П.Б.Рязановым (1927) // Из истории советского музыкального образования. Ленинград : Музыка, 1969. Страницы 253—260; Сравнение практических учебников гармонии П.Чайковского и Н.Римского-Корсакова / Подготовка к печати Н.П.Рязановой // Музыкальная культура России: история и современность. Выпуск 2: Архивные изыскания. Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2007. О Рязанове: Рабинович А. Заметки о новых квартетах П.Рязанова и В.Брунса // «Советская музыка», 1935, № 11.— Страницы 47-51; Соловьёв-Седой В.П. Жизнь учит // «Нева», 1956, № 7; Соловьёв-Седой В.П. Разговор с молодыми // «Советская музыка», 1959, № 6. Страницы 16-28; Зарицкая Р. Пётр Борисович Рязанов: очерк жизни и творчества.― Ленинград., 1960; Тюлин Ю.Н. Выдающийся деятель музыки // «Советская музыка», 1967, № 8. — Страницы 23-28; Пустыльник И.Я. Педагог-новатор // «Советская музыка», 1967, № 8. — Страницы 28-30; Рязанова Н.П. П.Рязанов. Вопросы музыкального творчества // «Советская музыка», 1967, № 8. — Страница 31; Соловьёв-Седой В.П. Разговор с молодыми // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Издание 2-е. Книга 1. — Ленинград : Музыка, 1987.— Страницы 134—140. (Перепечатка одноимённой статьи из журнала «Советская музыка» без соответствующего указания.); Рязанова Н.П. Изучая архив П.Б.Рязанова // Музыкальная культура России: история и современность. Выпуск 2: Архивные изыскания. Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2007; Рязанова Н.П. Материалы к авторскому курсу П.Б.Рязанова «Основы вокальной композиции» // Методологические проблемы современного музыкального образования: материалы межвузовского научно-практического семинара 21 марта 2008 года.— Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2008.— Страницы 153—189; Рязанова Н.П. О выдающемся деятеле русской музыкальной культуры П.Б.Рязанове // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, № 4 (13), 2012.— Страницы 157—167; Рязанова Н.П. П.Рязанов об учебниках гармонии Чайковского и Римского-Корсакова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, № 4 (13), 2012.— Страницы 168—169; Рязанова Н.П. П.Б.Рязанов и Б.В.Асафьев: из истории одной коллективной работы // Opera musicologica, № 1 (19), 2014.— Страницы 4-26; Рязанова Н.П. Письма П.Б.Рязанова Б.В.Асафьеву // Opera musicologica, № 2 (20), 2014.— Страницы 80-86; Рязанова Н.П. Встречи С. Прокофьева с ленинградскими композиторами в 1927 г. Диалог П. Рязанова и С. Прокофьева о постановке «Огненного ангела» // Общество, среда, развитие, № 1, 2015.— Страницы 94-97; Рязанова Н.П. Об одном типе фольклоризма в творчестве П. Рязанова // Общество, среда, развитие, № 2, 2015.— Страницы 87-94; Рязанова Н.П. П.Рязанов о задачах и методических основах курса мелодики // Научное мнение, № 4, 2015.— Страницы 109—114; Рязанова Н.П. «Основы вокальной композиции» П. Рязанова: материалы к авторскому курсу // Научное мнение, № 7, 2015.— Страницы 109—116; Рязанова Н.П. Курс мелодики П.Рязанова в контексте актуальных в 1920-е годы музыкально-теоретических учений // Университетский научный журнал, № 12, 2015.— Страницы 93-109; Рязанова Н.П. Проявления принципов фольклорного мышления в произведениях П.Рязанова // Университетский научный журнал, № 14, 2015.— Страницы 109—126; Рязанова Н.П. К 115-летию со дня рождения П.Б.Рязанова (1899—1942) // Университетский научный журнал, № 16, 2015.— Страницы 75-88; Рязанова Н.П. Забытое имя: П. Рязанов // Университетский научный журнал, № 29, 2017.— Страницы 50-56; Рязанова Н.П. Римский-Корсаков в музыковедческом наследии П.Рязанова // Университетский научный журнал, № 31, 2017.— Страницы 57-62; Рязанова Н.П. Рязанов как создатель своего направления в композиторской педагогике // Университетский научный журнал, № 34, 2017.— Страницы 69-88; Рязанова Н.П. Черты музыкальной поэтики и стиля произведений П.Б.Рязанова // Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, № 4, 2017.— Страницы 180—183; Рязанова Н.П. К истории ленинградского музыкального авангарда 1920-х гг.: Пётр Рязанов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. № 1 (30), 2017.— Страницы 142—145; Рязанова Н.П. Под знаком песенности: творчество П. Рязанова в 1930-е гг. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. № 2 (31), 2017.— Страницы 135—139.

Ардов0 (634x700, 215Kb)
1900
Виктор Ефимович Ардов (имя при рождении — Виктор Хаимович Зигберман)
русский советский писатель-сатирик, драматург, сценарист, публицист и карикатурист. Родился в городе Воронеж, Российская империя, в семье инженера-железнодорожника, выпускника Ровенского реального училища (1889) и Харьковского технологического института Ефима Марковича (Хаима Мееровича) Зигбермана, уроженца Новой Ушицы (Подольской губернии), в ту пору члена хозяйственного правления Воронежской еврейской общины, позже также члена конституционно-демократической партии. Мать — Евгения Моисеевна Зигберман (урождённая Вольпян, во втором браке Хайкина; 1881, Вильна — после 1944); дед по материнской линии — провизор Моисей Гиршевич Вольпян, уроженец Вильны — владел в Воронеже аптекарским магазином и Старо-Московской аптекой, дядя — Герасим Моисеевич Вольпян (1883—?), выпускник медицинского факультета Императорского Харьковского университета — открыл в 1912 году зубоврачебную лечебницу. В 1918 году окончил Воронежскую Первую мужскую гимназию и был зачислен студентом на юридический факультет Воронежского университета, но в том же году переехал вместе с родителями в Москву (семья жила в доме № 29 на Пречистенском бульваре). Работал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай». В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г.В.Плеханова.



Виктор Ардов. Инсценированные юмористические рассказы (1980)
С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец»; вместе с Л.В.Никулиным написал комедии «Склока» и «Статья 114-я уголовного кодекса» (обе — 1926), «Таракановщина» (1929), с В.З.Массом — комедию «Именинница» (поставлена Московским театром сатиры в 1924 году), самостоятельно — комедию «Мелкие козыри» (1937); писал юмористические монологи для эстрадных артистов (В.Я.Хенкина, Р.В.Зелёной, А.И.Райкина, Б.Я.Петкера и других). С 1927 года заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры (с 1929 года — Ленинградский театр комедии). В мае 1942 года ушёл добровольцем на фронт, в звании интенданта 2 ранга (с лета 1943 года — майора административной службы) служил в фронтовой газете «Вперёд к победе!», награждён орденом «Красной Звезды» (1943), в сентябре 1944 года был ранен. На Высших курса сценаристов и режиссёров проводил занятия по технологии комических жанров драматургии.
Виктор Ардов — автор более 40 сборников юмористической прозы (рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков), киносценариев к фильмам «Светлый путь» (1940) и «Счастливый рейс» (Машина 22—12, 1949), теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам» (1983) о В.В.Маяковском, М.А.Булгакове, А.А.Ахматовой, М.М.Зощенко, И.А.Ильфе, Е.П.Петрове, М.А.Светлове, Ю.К.Олеше, М.Е.Кольцове, И.В.Ильинском, Ф.Г.Раневской и других (переиздана под названием «Великие и смешные» в 2005 году). Виктор Ардов был дружен с рядом литераторов и деятелей российской культуры, которые подолгу жили в его квартире 13 в доме № 17 на Большой Ордынке в Москве. В их числе И.А.Бродский, А.И.Солженицын, М.М.Зощенко, Б.Л.Пастернак, М.И.Цветаева, А.А.Тарковский, Ф.Г.Раневская и другие. Особенно близка с семьёй Ардовых была А.А.Ахматова, которая останавливалась в их доме во время своих визитов в Москву в 1934—1966 годах. Теперь во дворе дома Ардовых в Москве установлен памятник Анне Ахматовой.
Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 26 февраля 1976 года. Похоронен на 4-м участке Преображенского кладбища.
Однажды А.Т.Твардовский сказал Виктору Ефимовичу, что фамилия Ардов какая-то нескромная, цирковая. Тот ему сразу ответил:
— Может, она и цирковая. Но не тебе ее критиковать, ибо она составная часть твоей фамилии.
Твардовский улыбнулся и сказал:
— Никогда не думал, что приютил в центре своей фамилии хохмача.
Гостеприимный дом Ардова на Ордынке знала вся эстрадная, литературная и театральная Москва Здесь в любое время привечали всех, кто нуждался в поддержке и помощи. Сюда же после многолетнего заключения пришла и Лидия Андреевна Русланова. Ее квартира конфискована, муж еще в тюрьме. Куда же идти, как не к Ардовым! Дверь открыл сам Виктор Ефимович, просиял, обнял ее и сказал, словно не было одиннадцати лет разлуки:
— Лидка! Здорово! Заходи. Слушай, вот такой анекдот есть.
Награды: Орден Красной Звезды — 22 февраля 1943; Медаль «За оборону Кавказа» — 1944; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Почётная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР
Происхождение псевдонима
Согласно одной версии, предками Виктора Зигбермана с одной стороны были ашкеназы, с другой — сефарды. Вначале он решил взять псевдоним Сефардов, а потом первые три буквы отпали, и получилось Ардов.
Семья
Первая жена — Ирина Константиновна Иванова. Вторая жена (с 1933 года) — актриса Нина Антоновна Ольшевская (1908—1991). Сыновья — актёр и режиссёр-мультипликатор Борис Викторович Ардов и литератор-мемуарист, протоиерей Михаил Викторович Ардов. Пасынок — народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов. Внучки — актриса Анна Борисовна Ардова, дизайнер Нина Борисовна Ардова. Правнуки — актёры Антон Шаврин и Соня Ардова. Брат — Марк Ефимович Зигберман (1904—?), врач-хирург, гимнаст, работник МинЗдрава СССР, автор работ «Как гимнаст должен ухаживать за своими руками» (1938), «Основные данные по составлению и разбору вольных движений» (1938) и других, участник Советско-финляндской и Великой Отечественной войн (начальник санчасти полка, военврач 3 ранга, капитан медицинской службы). Сводные (от второго брака матери) и одновременно троюродные братья — Борис Эммануилович Хайкин, дирижёр; Семён Эммануилович Хайкин, физик. Двоюродный брат — шахматный теоретик, шахматист и историк шахмат, международный мастер ИКЧФ Яков Исаевич Нейштадт (1923—2023). Дядя (муж сестры матери) — историк, ректор МГУ (1921—1925), академик Вячеслав Петрович Волгин. Библиография: Библиотека Сатиры и Юмора. Сборник № 3. — Москва : ЗИФ, 1926; Любишь кататься (алименты). Библиотека сатиры и юмора. — Москва : ЗИФ, 1927; Приходите завтра. Библиотека сатиры и юмора. — Москва : ЗИФ, 1927; Кавардак в эфире. Библиотека сатиры и юмора. — Москва : ЗИФ, 1927; Сливки общества. — Москва : Федерация, 1930;Коварный лунатик / Иллюстрации Ю. Ганфа. — Москва : Правда, 1945. — (Серия «Библиотека Крокодила» № 7); Сахар Мёдович / Иллюстрации Бор.Ефимова. — Москва : Правда, 1956. — (Серия «Библиотека Крокодила» № 135); Ваши знакомые. — Москва : Советский писатель, 1956; Больное место / Иллюстрации К.Ротова. — Москва : Правда, 1958. — (Серия «Библиотека Крокодила» № 192); Кошмар районного значения / Иллюстрации М. Черемных. — Москва : Правда, 1960. — (Серия «Библиотека Крокодила» № 18); С подлинным верно: Сатирические и юмористические рассказы / Рисунки автора. — Москва : Советский писатель, 1961; Образцы красноречия / Иллюстрации автора. — Москва : Правда, 1963. — (Серия «Библиотека Крокодила» № 24); Труд актёра. — Москва : Советская Россия, 1966; Бабушки, бабки, бабуси / Иллюстрации автора. — Москва : Правда, 1967. — (Серия «Библиотека Крокодила» № 1); Ошибка ЗАГСа / Иллюстрации М.Битного. — Москва : Правда, 1970. — (Серия «Библиотека Крокодила» № 31); Цветочки, ягодки и пр. — Москва : Советский писатель, 1972. — В книгу вошли, среди прочего, два пародийных цикла — «Цветочки красноречия» и «Литературная штамповка»; Двое в одной проруби / Иллюстрации автора. — Москва : Правда, 1975. — (Серия «Библиотека Крокодила» № 13); Цветочки, ягодки и пр. — Москва : Советский писатель, 1976; Юмористические рассказы. — Москва : Художественная литература, 1980; Этюды к портретам. — Москва : Советский писатель, 1983; Советский юмористический рассказ 1920—1930-х годов. — Москва : Правда, 1987; Великие и смешные. — Москва : Вагриус, 2005; Смышлёные дети: сборник рассказов. — Москва : ЭНАС-Книга, 2011; Пуделиный язык: сборник рассказов. — Москва : ЭНАС-Книга, 2012.

Zeno Octavian Vancea (429x700, 111Kb)
1900
Зено Октавиан Ванча (румынское имя — Zeno Octavian Vancea)
румынский композитор, музыковед и педагог. Родился в городе Бокша, Кородевство Румыния. В 1915—1921 годах учился игре на фортепиано и теоретическим дисциплинам в Лугоже у Йон Виду и Йозефа Виллера, а также в Клуже у Георге Димы и Августина Бены. В 1921—1926 годах занимался композицией у Эрнста Каница и Франца Шрекера в Венской консерватории. В 1935—1948 годах преподавал гармонию и историю музыки в консерватории в Тыргу-Муреше (в 19451948 годах — её директор), с перерывом в 1940—1945 годах, когда был профессором в консерватории Тимишоары. В 1949—1968 годах профессор Бухарестской консерватории. Работал концертмейстером Клужского оперного театра. В 1954—1964 годах — главный редактор журнала «Muzica». С 1968 года вице-президент Союза композиторов Румынии. Автор учебников, статей и очерков по истории румынской музыки. Умер в городе Бухарест, Румыния, 15 января 1990 года. Награды: Государственная премия Румынии (1953); Премия Гердера (1974). Сочинения: балет-пантомима «Лесовик» («Оборотень») / Priculiciul (1942; 2-я редакция. — 1957, Бухарест); «Реквием» (1941); «Византийская месса» (1928); кантата «Песнь мира» (1961); 2 гротескных танца (1937); 2 симфониетты (1948, 1967); сюита «Летний день»; симфоническая сюита (1951); симфонический триптих (1958); «2 Банатские рапсодии» для оркестра (1928, 1950); концерт для струнного оркестра (1961); 5 пьес для струнного оркестра (1964); 8 струнных квартетов. Литературные сочинения: Creatia muzicala romоneasca, sec. XIX - XX, v. 1. — București, 1968; Istoria muzicii universale si romоnesti. — Tirgu-Mures, 1938; Cartea dirijorului de cor. — Timisoara, 1945; Istoria muzicii rominesti. — București, 1953; Evolutia simfonici romвnesti, «Muzica», 1969, No 4, 6, 11; Роль фольклора в румынской музыке, «Советская музыка», 1956, № 5; Джордже Энеску — певец Румынии, «Советская музыка», 1964, № 8.
Награды: 1937 — Премия имени Джордже Энеску (2 гротескных танца); 1938 — Премия имени Джордже Энеску (струнный квартет № 1); 1943 — Премия имени Джордже Энеску («Реквием»); 1953 — Государственная премия РНР (струнный квартет № 2); 1954 — Заслуженный деятель искусств РНР; 1974 — Премия Гердера. Литература: Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — страница 95 — ISBN 5-85270-033-9

Васильев  (540x700, 128Kb)
1900
Дмитрий Иванович Васильев
советский кинорежиссёр; лауреат двух Сталинских премий (1947, 1951). Д.И.Васильев родился в городе Ейск, Ейский отдел, Кубанская область, Российская империя (ныне Краснодарского края). В 1919—1921 годах учился в Московской горной академии, в 1918—1925 годах работал в системе Наркомпроса. В 1927 году окончил киношколу Б.В.Чайковского. С 1931 года актёр и ассистент режиссёра студий «Госвоенкино», «Востоккино». С 1936 года актёр и режиссёр киностудии «Мосфильм». Первые художественные фильмы поставил совместно с М.Вернером – «Железная бригада» (1931) и «Живой бог» (1935). Был сорежиссером М.Ромма в фильме «Ленин в Октябре» и режиссера Ю.Райзмана в фильме «Последняя ночь» (оба в 1937). Был сорежиссером С.Эйзенштейна в фильме «Александр Невский». Совместно с режиссером В. Пудовкиным поставил фильмы: «Во имя Родины» (1943), «Адмирал Нахимов» (1947). Участвовал в постановке документального фильма «Мы за мир» (1952) и др. Лауреат Сталинских премий (1947, «Адмирал Нахимов»; 1951, «Жуковский»). Поставил научно-фантастический фильм о работе океанографов «Тайна вечной ночи» (1956), приключенческие фильмы «Над Тисой» (1958) и «Операция "Кобра"» (1961). Д.И.Васильев умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 5 января 1984 года. Похоронен в Москве в 38 секции закрытого колумбария Ваганьковского кладбища. Здесь же находится урна с прахом жены. Жена — актриса Галина Фролова (1918—2001). Награды и премии: Орден Трудового Красного Знамени (1 февраля 1939); Орден «Знак Почёта» (6 марта 1950); Медали; Сталинская премия первой степени (1947) — за фильм «Адмирал Нахимов» (1946); Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Жуковский» (1950). Фильмография: 1930 — Железная бригада (совместно с М.Е.Вернером); 1934 — Живой бог (совместно с М.Е.Вернером); 1936 — Последняя ночь (сорежиссёр, с Ю.Я.Райзманом); 1938 — Александр Невский (совместно с С.М.Эйзенштейном); 1943 — Во имя Родины (совместно с В.И.Пудовкиным); 1946 — Адмирал Нахимов (второй режиссёр; с В.И.Пудовкиным); 1950 — Жуковский — (совместно с В.И.Пудовкиным); 1951 — Песня молодости (документальный); 1955 — Тайна вечной ночи; 1958 — Над Тиссой; 1960 — Операция «Кобра»; 1964 — Они шли на Восток (совместно с Джузеппе де Сантисом); 1965 — Ленин в Швейцарии.

1900
Дмитрий Алексеевич Мамаев
советский партийный деятель. Дмитрий Алексеевич Мамаев родился в деревне Ключи, Орловский уезд, Вятская губерния, Российская империя (ныне — Верхошижемский район Кировской области). В 1923 году он окончил Вятский институт народного хозяйства по специальности агронома, после чего работал в сельском хозяйстве в Кировской и Горьковской области. С 1942 года — на партийной и советской работе. Был избран заместителем председателя Горьковского облисполкома. С 1944 года Мамаев занимал должность заместителя председателя Совета Министров Литовской ССР, а впоследствии — заведующего сельскохозяйственным отделом ЦК КП(б) Литвы, министра совхозов Литовской ССР, заместителя министра сельского хозяйства и заготовок Литовской ССР. Избирался депутатом Верховного Совета Литовской ССР. В 1953 году Мамаев был направлен на работу в Смоленскую область. Избирался первым заместителем председателя Смоленского облисполкома, позднее возглавлял Смоленское областное управление совхозов, был первым заместителем начальника Смоленского областного управления сельского хозяйства. Избирался депутатом Смоленского облсовета и членом Смоленского обкома КПСС. Умер в городе Смоленск, РСФСР, СССР, 16 сентября 1984 года. Похоронен на Новом кладбище Смоленска. Был награждён тремя орденами Трудового Красного Знамени и рядом медалей.

Плаксин (453x700, 122Kb)
1900
Игорь Николаевич Плаксин
советский учёный, педагог, горный инженер, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук СССР (1946). Основоположник современной гидрометаллургии благородных металлов и обогащения полезных ископаемых. Лауреат двух Сталинских премий 3-й степени (1951, 1952). Родился в городе Уфа, Уфимский уезд, Уфимская губерния, Российская империя. В 1926 году окончил Государственный дальневосточный университет во Владивостоке, получив квалификацию горного инженера в области обогащения и гидрометаллургии. С 1927 года работал в Химическом институте Академии наук СССР в лаборатории академика Н.С.Курнакова, где занимался исследованием вопросов гидрометаллургии благородных металлов и изучением сложных процессов обогащения на основе физической химии, физики твёрдого тела и минералогии. В 1928 году перешёл на работу в Московскую горную академию на должность доцента, читал лекции по курсу металлургии золота и платины. С 1930 по 1962 год работал в Московском институте цветных металлов и золота имени М.И.Калинина (ныне — Государственный университет цветных металлов и золота) заведующим кафедрой и лабораторией металлургии золота и платины. Во время Великой Отечественной войны, в 1941—1943 годах, работал заместителем директора по научно-технической части Института механической обработки и обогащения полезных ископаемых, с 1944 года по предложению Института горного дела Академии наук СССР возглавил организованную им лабораторию, а затем отдел обогащения полезных ископаемых (в составе пяти лабораторий). Также заведовал кафедрой Уральского политехнического института имени С.М.Кирова. С 4 декабря 1946 года — член-корреспондент Академии наук СССР — отделение технических наук (горное дело и обогащение полезных ископаемых, металлургия). С 1947 по 1955 год — заместитель директора Института горного дела Академии Наук СССР. В 1949 году совместно с Д.М.Юхановым опубликовал капитальную монографию «Гидрометаллургия», за что был удостоен звания лауреата Сталинской премии. На протяжении 20-ти лет являлся членом и председателем экспертной комиссии ВАК по металлургическим специальностям, а в последние годы жизни — членом пленума ВАК. Автор более 800 печатных работ и более 50 изобретений. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 15 марта 1967 года.
Плаксингроб (525x700, 484Kb)
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
Награды и премии: Сталинская премия третьей степени (1951) — за учебное пособие «Гидрометаллургия» (1949); Сталинская премия третьей степени (1952) — за разработку и внедрение метода обогащения полезных ископаемых; Орден Ленина (1953); Орден Трудового Красного Знамени (1944); Медали. И.Н.Плаксин разработал научные основы гидрометаллургии и извлечения благородных металлов из руд, теоретически обосновал процесс амальгамации, предложил эффективный способ интенсификации процесса цианирования. Им была создана теория взаимодействия газов с минералами при флотации, а также разработан ряд комбинированных методов (флотоотсадка, флотогравитация на столах). С 1977 года ежегодно стали проводиться Плаксинские чтения. Литература: Плаксин Игорь Николаевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Плаксин Игорь Николаевич / Глембоцкая Т.В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2004—2017; Чествование члена-корреспондента Академии Наук СССР И.Н.Плаксина // Вестник Академии Наук СССР. — 1951. — № 1. — Страница 91; Учёные Института горного дела имени А.А.Скочинского и развитие горной науки / Под редакцией Ю.Л.Худина. — Москва : Издательство Академии Горных Наук, 1997. — 239 страниц.

Srinagarindra (474x700, 201Kb)
1900
Синакхаринтхра (тайское имя — ศรีนครินทรา, Синакаринтра)
Принцесса-Мать Таиланда, мать двух королей Таиланда, Рамы VIII и Рамы IX. Родилась в Нонтхабури, Монтон Крунг Тхеп, Раттанакосин. Её звали просто Сангва́н Талапа́т (тайское имя — สังวาลย์ ตะละภัฏ), в то время как её официальное имя звучит так Сомде́т Пра Синакаринтра́ Боромрачачонани́ (тайское имя — สมเด็จพระศรีนครินทราบรมราชชนนี). В Таиланде её нежно назвали Сомдейя (тайское имя — สมเด็จย่า), что значит «Королевская Бабушка», а также Мэй Фа Луанг (тайское имя — แม่ฟ้าหลวง), «Королевская Мать от Неба», или «Небесная Королевская Мать». Умерла в городе Бангкок Ной, Таиланд, 18 июля 1995 года. Прах принцессы хранится в бангкокском храме Рачабопит.
Награды: Кавалер ордена Королевского дома Чакри (Таиланд); Кавалер ордена Девяти камней (Таиланд); Рыцарь Большой ленты ордена Чула Чом Клао; Рыцарь Большого креста ордена Белого слона; Кавалер Большой ленты ордена Короны Таиланда; Кавалер ордена Дирекгунабхорна I класса; Дама ордена Драгоценной короны I класса; Кавалер Большого креста ордена Оранских-Нассау; Кавалер ордена Слона.

Табачникова,_Полина_Моисеевна (500x700, 145Kb)
1900
Полина Моисеевна (Мусиевна) Табачникова (украинское имя — Поліна Мусіївна Табачникова; псевдоним — Полина Нятко)
украинская советская актриса театра и кино. Народная артистка Украинской ССР (1951). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1949, 1951). Полина Моисеевна Омельченко (по мужу — Табачникова) родилась в селе Карабачин, Киевская губерния, Российская империя (ныне Брусиловский район, Житомирская область, Украина). В 1916—1918 годах училась в музыкально-драматической школе имени Н.В.Лысенко, в 1918—1919 годах — в драматической студии Киевского «Молодого театра». Была артисткой КУАДТ имени И.Я.Франко под сценическим псевдонимом Полина Нятко. В 1925—1935 годах — в Одесском драматическом театре. Преподавала в Киевском театральном институте имени И.К.Карпенко-Карого. П.М.Нятко умерла в городе Киев, Украина, 12 октября 1994 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище. Награды и премии: Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли Пихты в спектакле «Макар Дубрава» А.Е.Корнейчука; Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Аги Александровна Щуки в спектакле «Калиновая роща» А.Е.Корнейчука; народная артистка Украинской ССР (1951); орден Трудового Красного Знамени (22 июля 1982); медаль «За трудовую доблесть» (24 ноября 1960); другие медали.
Семья
Муж — преподаватель КГПИ имени М.Горького Исай Аронович Табачников. Сестра — актриса и театральный педагог Вера Мусиевна Данилевич.
Творчество
Роли в театре: «Много шума из ничего» В.Шекспира — Беатриче; «Лесная песня» Л.Украинки — Мавка; «Не судилось» М.П.Старицкого — Анна Петровна; «В степях Украины» А.Е.Корнейчука — Катерина; «Макар Дубрава» А.Е.Корнейчука — Пихта; «Калиновая роща» А.Е.Корнейчука — Ага Александровна Щука; «Не называя фамилии» В.Минько — Диана Михайловна. Фильмография: 1927 — Лишённые дня — Милка; 1931 — Колиивщина — Оксана; 1936 — Прометей — Катерина; 1953 — Калиновая роща — Ага Александровна Щука; 1955 — В один прекрасный день — мать Кати; 1956 — Суета — Паша; 1957 — Борец и клоун — мать Ивана Поддубного; 1957 — Шельменко-денщик — Аграфена Семёновна; 1958 — Поэма о море — заместитель министра; 1958 — Сашко — Волчинская; 1961 — Годы девичьи; Зелёная ветка мая; Радость моя — тётя Марина; 1977 — Дипломаты поневоле — Евдокия Ивановна; 1979 — Полоска нескошенных диких цветов — Анна Остаповна.

Henryk_Szaro_(1924–1933) (455x700, 181Kb)
1900
Генрик (Хенрик) Шаро (настоящие имя и фамилия — Енох Шапиро; польское имя — Henryk Szaro)
польский режиссёр, сценарист еврейского происхождения. Один из ведущих творцов эпохи немого кино в Польше. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя (ныне Польша).Окончил Саратовскую гимназию, затем — институт инженеров связи в Петрограде и школу при Народном театре. Работал ассистентом у знаменитых режиссёров Вс.Мейерхольда и Н.Н.Арбатова. Позже начал самостоятельную театральную режиссёрскую деятельность. В 1923 году выехал из России за границу. Поселился в Берлине, где активно сотрудничал с русскими эмигрантскими творческими кругами, в частности, с кабаре «Синяя птица». В 1924 вместе с ним выехал на гастроли в Польшу, где решил остаться навсегда. Жил в Варшаве, сотрудничал с кабаре «Станчик», поставил два одноактных спектакля Николая Евреинова, которые пользовались большим успехом. В 1925 году дебютировал в кино с фильмом «Один из 36», следующим фильмом стал «Соперники» (1925). С 1930 года снимал звуковое кино. Снял 16 фильмов на польском языке и идиш, был сценаристом, монтажёром. Генрик Шаро — один из наиболее видных режиссёров межвоенного периода в Польше. В 1927 стал соорганизатором Польского союза кинопроизводителей, а в 1936 — создал Товарищество производителей и техников кино. Был почётным членом французского союза кинематографистов в Ницце (Union des Artistes Cinematographiques). После начала Второй мировой войны поселился в Вильно. В 1942 году вернулся в Варшаву. Через несколько месяцев погиб в варшавском гетто. Расстрелян прямо на улице. Точная дата гибели неизвестна — в апреле-августе 1942 года.
Избранная фильмография
Режиссёр: 1925 — Один из 36; 1925 — Соперники; 1926 — Красный паяц; 1927 — Зов моря; 1928 — Дикарка; 1928 — Канун весны; 1929 — Сильный человек; 1930 — В Сибирь; 1932 — Год 1914; 1933 — История греха; 1936 — Пан Твардовский; 1937 — Ординат Михоровский; 1937 — Обет; 1937 — Три повесы; 1939 — Ложь Кристины. Сценарист: 1926 — Красный паяц; 1928 — Дикарка; 1939 — Ложь Кристины; 1929 — Сильный человек; 1930 — В Сибирь; 1932 — Год 1914.

1901Danilin_Sergey_Alek (520x700, 137Kb)
1901
Сергей Александрович Данилин
штурман-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Родился в Москве. Детство и юность провёл в городе Химки Московской области. Русский. Окончил коммерческое училище. В армии с 1919. В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу. В 1921-1924 совмещал воинскую службу с учёбой в Московском государственном университете. С 1922 – на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС. Как наблюдатель-хронометрист участвовал в испытаниях самолётов, успешно разрабатывал методы и средства аэронавигации. Активно участвовал в создании приборов аэрофоторазведки и решении проблем боевого применения авиации в ночных, высотных и "слепых" полётах, а также бомбометания из-за облаков. Создал первую в стране инструкцию по пилотированию по приборам, в 1935 написал учебник по аэронавигации. Участвовал в ряде ответственных дальних перелётов по стране и за рубежом. В 1931-1935 был флаг-штурманом групп тяжёлых самолётов, участвовавших в воздушных парадах над Москвой. 12-14 июля 1937 года в качестве штурмана на самолёте «АНТ-25» (командир экипажа – М.М.Громов, второй пилот – А.Б.Юмашев) совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США) протяжённостью 10148 км по прямой (полётное время – 62 часа 17 минут). Были установлены 3 мировых авиационных рекорда дальности полёта (из них 1 – абсолютный). Весь экипаж (первыми среди отечественных авиаторов) был удостоен медалей де Лаво (награды ФАИ). Звание Героя Советского Союза Данилину Сергею Алексеевичу присвоено 1 сентября 1937 года за выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм. В 1943-1944 – начальник Научно-испытательного института спецслужб ВВС, в 1944-1951 – заместитель начальника Научно-испытательного института ВВС и начальник Управления ВВС. Один из организаторов штурманской службы в ВВС. В 1951-1953 – помощник Главнокомандующего ВВС по радиотехнической службе. В 1953-1959 – начальник Управления ВВС.
[466x699]
В 1959-1960 – в научной группе при Главнокомандующем ВВС. С 1960 – в отставке. Жил в Москве. Умер 26 декабря 1978 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-3). Генерал-лейтенант-инженер (1943). Награждён двумя орденами Ленина (1 сентября 1937, 30 апреля 1945), двумя орденами Красного Знамени (3 ноября 1944, 15 ноября 1950), орденами Суворова II степени (18 августа 1945), Отечественной войны I степени (1 июля 1944), двумя орденами Красной Звезды (25 мая 1936, 17 июня 1943), медалями. Удостоен медали де Лаво (1937, FAI). В Москве на улице Земляной Вал, где жил Герой, установлена мемориальная доска.
Воинские звания: военинженер 3-го ранга (20 марта 1936); полковник (27 декабря 1937, внеочередное); комбриг (22 февраля 1938); комдив (9 февраля 1939); генерал-майор авиации (4 июня 1940); генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (28 мая 1943); генерал-лейтенант инженерно-технической службы (20 июня 1951, переаттестован); генерал-лейтенант-инженер (18 ноября 1971, переаттестован).
Сочинения: Аэронавигация. Москва : Государственное военное издательство, 1935; Аэронавигация. 2-е издание. Москва : Воениздат, 1938; Аэронавигация. 3-е издание, исправленное и дополненное. Москва : Воениздат, 1942; Аэронавигация. С 3-го исправленного и дополненного издания. [Красноярск]: Красноярское отделение Воениздата, 1943.

[480x699]
1901
Георгий Алексеевич Дубровский
заместитель командира по политической части 850-го стрелкового полка 277-й стрелковой дивизии 5-й армии 3-го Белорусского фронта, майор. Родился в селе Бобраки ныне Урицкого района Орловской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1925 года. Окончил неполную среднюю школу. В Красной Армии в 1919-24 годах. Участник Гражданской войны. После демобилизации работал на кирпичном заводе в селе Часов Яр, ныне город Артёмовского горсовета Донецкой области Украины, избирался секретарём райкома партии. Учился в Москве на ленинских курсах при ЦК ВКП(б), в Военно-политической академии имени В.И.Ленина. Вторично в ряды Красной Армии призван в 1941 году. Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Заместитель командира по политической части 850-го стрелкового полка (277-я стрелковая дивизия, 5-я армия, 3-й Белорусский фронт) майор Георгий Дубровский вёл в полку большую партийно-политическую работу, был для бойцов примером в бою. 23 июня 1944 года участвовал в прорыве обороны противника и ликвидации окруженной витебской группировки врага. В составе передовых отрядов майор Георгий Дубровский форсировал реки Березина, Вилия и Неман. Отличился в боях при освобождении Вильнюса и Каунаса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Дубровскому Георгию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6172). С 1946 года подполковник Г.А.Дубровский — в запасе. Работал секретарём райкома партии в Донецкой области. Жил в городе Северске Донецкой области. Скончался 23 апреля 1975 года. Похоронен в городе Часов Яр. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

1901
Джон Стрейчи (Strachey)
английский экономист и государственный деятель, один из ведущих теоретиков лейборизма и т. н. демократического социализма. Родился в Гилфорде. Получил образование в Оксфордском университете. В 1946—1950 министр продовольствия, в 1950—1951 военный министр Великобритании. Сторонник теории Дж. М. Кейнса, приспособил ее к реформистской программе лейборизма. Выступал против экономического учения К.Маркса. Противопоставлял методу диалектического материализма традиционный эклектизм и эмпиризм английских буржуазных экономистов, ленинской теории империализма — олигополии теорию. Утверждал, что в условиях современного капитализма будто бы утратили свою роль закон прибавочной стоимости и всеобщий закон капиталистического накопления. В корпорациях, по мнению Стрейчи, имеет место "полуколлективное" накопление и исчезла погоня за прибылью. Предлагал ряд реформ, якобы трансформирующих капитализм в общество "всеобщего благоденствия". Пропагандировал идею деколонизации как мирный и добровольный акт со стороны империалистов. Сводил империализм к захватнической политике, отрывая ее от экономики. Умер в Лондоне 15 июля 1963 года. Сочинения: The coming struggle for power, L., (1933); The menace of fascism, L., 1933; The nature of capitalist crisis, L., 1935; The theory and practice of socialism, L., 1936; Contemporary capitalism, L., 1956; The end of Empire, L., 1959; On the prevention of war, L., 1962.

1901
Борис Александрович Турганов
русский советский поэт, переводчик. Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Киевский институт внешних сношений (1923). Печатается с 1921. Опубликовал поэму "Перекличка Октябрей" (1927), сборники "Простые стихи" (1930), "Наше знамя" (1942) и др., кн. очерков "Республика Туркменистан" (1930), переводы с украинского (Т.Шевченко, И.Франке, М.Рыльский, П.Тычина, Н.Рыбак, М.Бажан и др.), белорусского (Я.Колас, Я.Купала), грузинского, туркменского, азербайджанского и других языков. Литература: Чуковский К., Высокое искусство, Москва, 1941; Мартич Ю., Мастер художественного перевода, "Радуга", 1971, №12; Рильський М., Про переклади постичних творiв, в его книге: Пiд зорями Кремля, Киïв, 1953.

[474x700]
1903
Михаил Васильевич Куприянов
советский художник-живописец, график и карикатурист, участник творческого коллектива Кукрыниксы, народный художник СССР, город Москва. Родился в городе Тетюши (ныне республики Татарстан). Русский. Рано увлёкся живописью. Уже в 1919 году участвует в выставке самодеятельных художников и получает первую премию за акварельный пейзаж. В период с 1920 по 1921 годы проходит обучение в Центральных художественных учебных мастерских (город Ташкент, Узбекистан). В период с 1921 по 1929 годы обучался на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (Москва). В 1925 году вместе с художниками П.Н.Крыловым и Н.А.Соколовым создаёт творческую группу под псевдонимом «Кукрыниксы», которая просуществовала до 1991 года. В составе Кукрыниксов получил мировую известность. Также состоялся и как индивидуальный мастер. За многолетний творческий период выполнил многочисленные живописные и графические работы, шаржи, неоднократно экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных художественных выставках. Среди многочисленных работ мастера можно отметить создание костюмов и декораций для феерической комедии В.В. Маяковского «Клоп» в театре Мейерхольда (1929), иллюстраций к произведениям М.Горького, Д.Бедного, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, М. Сервантеса, М.А.Шолохова, И.А.Ильфа и Е.П.Петрова (1932), карикатур для газеты «Правда», журнала «Крокодил», шаржей на деятелей искусств. Во время Великой Отечественной войны Кукрыниксы работали над созданием антивоенных карикатур, плакатов и листовок, публикуемых в газете «Правда» и в «Окнах ТАСС». В 1945 году Кукрыниксов аккредитовали в качестве журналистов на Нюрнбергском процессе.
[507x700]
Начиная с 1925 года и до самой кончины в 1991 году, несмотря на участие в творческой группе, много занимался индивидуальной творческой деятельностью. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1973 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного исккусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения Куприянову Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Народный художник СССР (24 ноября 1958). Академик Академии художеств СССР (1947). Лауреат Ленинской премии (1965, за серию политических карикатур, опубликованных в газете «Правда» и журнале «Крокодил»), 4 Сталинских премий I степени (1942, за серию политических карикатур; 1947, за иллюстрации к произведениям А.П.Чехова; 1949, за картину «Конец»; 1951, за серию плакатов «Поджигатели войны» и другие политические карикатуры, а также иллюстрации к роману М.Горького «Мать»), Сталинской премии II степени (1950, за политические карикатуры и иллюстрации к книге М.Горького «Фома Гордеев»), Государственной премии СССР (1975, за оформление и иллюстрации к книге Н.С.Лескова «Левша»), Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина (1982, за оформление и иллюстрации к книге М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»). Скончался 11 ноября 1991 года.
[525x700]
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10), рядом со своими товарищами по перу - Крыловым и Соколовым (участок 10). Награждён 2 орденами Ленина (4 мая 1962; 19 октября 1973), орденами Октябрьской Революции (21 октября 1983), Отечественной войны I степени (23 сентября 1945), медалями.
[393x700]
Бюст художника установлен в Парке искусств в Москве. Автор скульптор З.М.Виленский (1949).
[700x467]
Мемориальная доска в Москве Улица Земляной вал (в 1939—1992 годах - улица Чкалова), дом 14-16.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 21 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»