• Авторизация


21 октября родились... 21-10-2025 03:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Пишванов (533x700, 171Kb)
1893
Александр Михайлович Пишванов
российский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой войны. В период с 21 марта по 7 июля 1917 года Александр Пишванов на «Ньюпоре-21» сбил пять вражеских самолётов. Участник белого движения. С 1928 года гражданин США, где работал инженером в авиастроительных компаниях «Sikorsky Aircraft Corporation» и «Seversky Aircraft Company». Александр Михайлович Пишванов родился в городе Новочеркасск, Российская империя. Семья, где помимо Александра было еще 10 детей, занималась поставками лошадей для кавалерии и пшеницы. Александр не хотел заниматься разведением лошадей, но любил заниматься сельскохозяйственными машинами, которые были на их хуторе. В результате чего поступил в техническое училище, где получил специальность инженера. Во время учёбы Пишванов заинтересовался авиацией. Первый полёт совершил в 1912 году, позднее прошёл обучение в Одесской авиашколе и в октябре 1913 года получил диплом лётчика, за номером 190.
Первая мировая война
Александр Пишванов был зачислен на службу сразу с началом военных действий. В качестве рядового кавалерии к лету 1915 году Пишванов был награждён Георгиевским крестом всех четырёх степеней. После чего был переведён в авиацию и осенью 1915 года начал обучение в авиационной школе в Севастополе, где тренировался на самолётах французской фирмы «Фарман» (французское название — Avions Farman), а с 28 января 1916 года на «Вуазенах» (французское название — Voisin Frères). Александр Пишванов закончил обучение в апреле 1916 года в звании унтер-офицера. В начале мая 1916 Александр Пишванов был отправлен в 27-й корпусной авиационный отряд, где летал на двухместном самолёте-разведчике. 11 июня Пишванов на высоте 2000 метров столкнулся с немецким «Альбатросом» (немецкое название — Albatros Flugzeugwerke), и хотя победа является неподтверждённой, считается, что это была первая воздушная победа Александра. Через два месяца его отправили в Москву, где в лётном училище он переобучался на лётчика-истребителя. 9 июля Пишванов получил квалификацию полётов на «Ньюпорах», и 7 августа был отправлен в 10-й истребительный авиаотряд, сосредоточенный на тот момент недалеко от Волыни, юго-западном конце Восточного фронта. Свой первый боевой вылет Александр совершил на биплане «Ньюпор-9», снаряжённом пулемётом Льюиса, 2 октября 1916 года. В декабре отряд был передислоцирован в Румынию, где занимался патрулированием и охранной понтонных мостов через Дунай. К началу марта 1917 года Пишванов совершил около 50 боевых вылетов и имел более 80 часов налёта 21 и 28 марта 1917 года, недалеко от Галаца Александр сбил два вражеских транспортных самолёта, после чего ему было присвоено звание прапорщика и присуждён орден Святой Анны IV степени. 15 апреля Пишванов на пару с румынским лётчиком сбили ещё один самолёт противника, но это победа не была подтверждена. 26 июня в тяжёлом бою с четырьмя самолётами противника, несмотря на заклинивший в начале боя пулемёт и бросаемые из ближайших вражеских машин гранаты, Александр смог перезарядить пулемёт и вместе с подоспевшими на помощь двумя французскими истребителями одержать ещё одну победу, за которую получил орден Святого Станислава III степени. 4 июля Пишванов участвовал в пяти боевых столкновениях вдоль реки Сирет, и в последнем сбил Австро-Венгерский разведчик «Hansa-Brandenburg C.I». Последнюю подтверждённую победу Александр одержал 7 июля, когда, несмотря на ранение в ногу, сбил над рекой вражеский самолёт-разведчик. За этот бой он был награждён орденами Святого Георгия IV степени и Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. Кроме того 9 июля Пишванов был удостоен звания военного лётчика приказом Верховного Главнокомандующего за номером 599. 11 июля 1917 году Пишванов снова получил ранение: потерял два пальца правой руки. 5 сентября Александр пересел на «Ньюпор-17», на котором летал до октября. В декабре Пишванов получил звание поручик и был отправлен в родной Новочеркасск, где вступил в созданную в результате Октябрьской революции Добровольческую армию.
Послевоенное время
В течение лета 1917 года Пишванов летал на британском одноместном истребителе «Sopwith Camel», участвовал в операциях 6-го авиационного отряда против Красной армии, упоминался в приказах генерал-лейтенанта Александра Кутепова. В связи с начавшимся отступлением Добровольческой армии, к 1920 году 6-й авиационный отряд был передислоцирован в Грозный, откуда Пишванов и несколько его товарищей, чтобы не попасть в плен к большевикам, совершают перелёт в новообразованную независимую Грузию, где присоединяются к грузинской армии и получают зачисление тифлисскую автомобильную роту. Когда в начале 1921 года начинается Советизация Грузии, Пишванов через Иран бежит в Великобританию. Там Александр некоторое время работает на Королевские военно-воздушные силы в качестве пилота-инструктора. В 1926 году Александр Пишванов эмигрирует в Соединённые Штаты Америки, где в качестве инженера устраивается в авиастроительную компанию «Sikorsky Aircraft Corporation». В 1928 году Пишванов получил американское гражданство. В 1931 году он переходит на работу к своему товарищу, тоже эмигранту, Александру Северскому в «Seversky Aircraft Company». В 1942 году Пишванов помогал Северскому и компании Уолта Диснея в создании пропагандистского фильма «Воздушная мощь — путь к победе» (Victory Through Air Power). Умер Александр Пишванов в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 6 сентября 1964 года. Согласно данным сообщества Underhill Society of America Александр был женат на Тельме Уикс Пауэлл (Thelma Weeks Powell, 19 января 1915 года — июль 1979 года), причём свадьба состоялась 4 октября 1963 года (в 1975 году Тельма Пауэлл стала второй женщиной, занимавшей пост президента Underhill Society of America). Награды: Георгиевский крест всех четырёх степеней; Орден Святого Георгия IV степени; Орден Святого Станислава III степени; Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом; Орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». Литература: Alan Durkota, Thomas Darcey, Victor Kulikov. The Imperial Russian Air Service: Famous Pilots & Aircraft of World War One. — Flying Machines Press, 1995. — 545 p. — ISBN 0963711024; Norman Franks. Nieuport Aces of World War I. — Osprey Publishing, 2000. — Vol. 33. — 96 p. — (Osprey Aviation Series). — ISBN 1855329611; Norman Franks, Russell Guest, Gregory Alegi. Above the war Fronts: the British two-seater bomber pilot and observer aces, the British two-seater fighter observer aces, and the Belgian, Italian, Austro-Hungarian and Russian fighter aces, 1914—1918. — Grub Street, 1997. — Vol. 4. — 218 p. — (Fighting Airmen of WWI Series). — ISBN 1898697566; Victor Kulikov. Russian Aces of World War I. — Osprey Publishing, 2013. — 96 p. — (Aircraft of the Aces). — ISBN 1780960611.

Heinrich_Maria_Davringhausen (546x700, 111Kb)
1894
Генрих Мария Даврингхаузен (немецкое имя — Heinrich Maria Davringhausen)
немецкий художник, представитель направлений «новая вещественность» и «магический реализм». Родился в городе Ахен, Северный Рейн-Вестфалия, Германская империя. 1913—1914 — учится в дюссельдорфской Академии искусств, параллельно берёт частные уроки у Вильгельма Экштейна. 1914 — персональная выставка в дюссельдорфской художественной галерее Альфреда Флехтхаймера. 1914 — поездка в Аскону. 1915—1918 — художник живёт и работает в Берлине. 1918 — переезд в Мюнхен; принимает участие в выставке «Новое религиозное искусство» в Художественном музее Мангейма. 1919 — персональная выставка в галерее Нового Искусства в Мюнхене; принимает участие в первой выставке художественной группы Молодой Рейнланд в Художественном музее Дюссельдорфа. 1922 — возвращается в Берлин. 1923 — персональная выставка в галерее Альфреда Флеххаймера. 1924—1925 — путешествие в Испанию. 1925 — участвует в выставке «Новая вещественность» в Художественном музее Мангейма. 1927 — переезд в Кёльн, дружба с художником Антоном Редершайдтом. 1928 — участник выставок «Пространство и настенная живопись», организованных художественным объединением Кёльна и дюссельдорфской группой «Новое искусство». 1933 — вместе со своей женой-еврейкой эмигрирует из Германии, сначала на Мальорку, затем в Швейцарию и во Францию. 1939—1940 — с началом Второй мировой войны интернирован в лагере близ Кань-сюр-Мер и новое бегство. 1945 — возвращение в Кань-сюр-Мер. Умер в городе Кань-сюр-Мер департамент Приморские Альпы, Франция, 13 декабря 1970 года. Литература: Sergiusz Michalski «Neue Sachlichkeit», Köln 2003.

Rolf Nordhagen (513x700, 282Kb)
1894
Рольф Нордхаген (норвежское имя — Rolf Nordhagen)
норвежский ботаник и педагог. Родился в городе Кристиания, Норвегия (ныне Осло). Сын художника Иогана Нордхагена. В августе 1925 женился на Элизабет Муре. Их сын Пер И. Нордхаген был известным историком искусств. В 1912 окончил Кафедральную школу Кристиании. Высшее образование получил к 1918 году. В 1915—1920 работал в университетском Ботаническом саду Осло, в 1920—1925 занимался исследовательской работой в университете короля Фреддерика (Осло), здесь же получил звание доктора наук (1922), защитив диссертацию на тему «Kalktufstudier i Gudbrandsdalen» (об известняковых породах и вулканических туфах). В 1924—1925 преподавал в Норвежском сельскохозяйственном колледже, в 1925—1945 — профессор в Бергенском музее, в 1946—1964 — профессор Университета Осло. Был руководителем Ботанического сада в Бергене, а также Ботанического сада и Музея естественной истории в Осло. Основными областями его научных интересов были Фитоморфология, фитосоциология и фитогеография. Также занимался исследованиями по филологии, этнологии и истории. Его первый фундаментальный научный труд под названием «Die Vegetation und Flora des Sylenegebietes» (Растительность и флора Силаны) был издан Норвежской академией наук в 1927—1928 годах. В 1936 опубликовал Versuch einer neuen Einteilung der subalpinen-alpinen Vegetation Norwegens (Пробы по новой классификации субальпийской и альпийской растительности Норвегии). В 1943 вышла наиболее крупная работа — «Sikkilsdalen og Norges fjellbeiter. En plantesosiologisk monografi». Однако самой популярной была его напечатанная в 1940 году Norsk flora (Флора Норвегии). Эта книга выдержала восемь изданий в 1950—1958 годах. Был членом Норвежской академии наук и литературы (с 1923 года), Королевского норвежского общества учёных и писателей (с 1952), а также иностранных академий в Копенгагене, Хельсинки, Стокгольме, Уппсале, Лунде и Гётеборге. В 1957 году он был награждён Рыцарским Большим крестом первого класса норвежского ордена Святого Олафа. Умер в родном городе 8 марта 1979 года.

1894
Эдна Пёрвиэнс
американская актриса.

1894
Таро Хираи (Эдогава Рампо)
японский писатель, автор сборников "Красная комната", "Рассказы об ужасном", "Игры оборотней".

Rampo_Edogawa (546x700, 216Kb)
1894
Эдогава Рампо (японское имя — 江戸川 乱歩; настоящее имя — Хираи Таро,. 平井 太郎)
японский писатель и критик, считающийся основателем современного японского детективного жанра. Хираи Таро родился в 1894 году в городке Набари префектуры Миэ. С 1912 по 1916 годы обучался на экономическом отделении Университета Васэда. После учёбы работал в качестве торгового агента, клерка, редактора журнала и корреспондента газеты. В юности он являлся большим поклонником Эдгара По, поэтому его псевдоним Эдогава Рампо является созвучным с именем известного американского писателя.
«Человек-тень» — первая японская книга, которую я прочитал от начала до конца. Нравится мне Хираи Таро, недаром он взял такой псевдоним: Эдогава Рампо — Эдгар Аллан По.» — Братья Стругацкие, «Хромая судьба»
В 1923 году Хираи написал свой первый рассказ — «Медная монета» (Nisen Dōka, 二銭銅貨), который позднее был опубликован под псевдонимом Эдогава Рампо. Главным действующим лицом многих его произведений стал детектив Когоро Акэти. В 1926 году Эдогава напечатал свой первый роман, а в 1931 году выпустил своё первое собрание сочинений. В 1947 году он стал одним из основателей «Клуба японских детективных писателей», а в 1954 году учредил литературную премию за лучшее произведение в детективном жанре. Скончался Эдогава Рампо на станции Икэбукуро, Тосима, Токио, Япония, от инсульта 28 июля 1965 года. В 1969 году на основе нескольких рассказов Эдогавы Рампо японский кинорежиссер Тэруо Исии, высоко ценивший творчество писателя, снял фильм «Избранное Эдогавы Рампо: Ужасы обезображенного народа (Кошмарные уроды, Ужасы бесформенных людей)» (1969). Переводы на русский язык: Рампо Эдогава, Найо Марш, Росс Макдональд, «Чудовище во мраке», литературно-художественное издание. — Москва: «Правда», 1990. ISBN 5-253-00143-3; Рампо Эдогава, Психологический тест. Рассказы. Перевод с японского, предисловие и составление Г.Дуткиной М.Известия, 1989. -192 страницы. (Библиотека журнала "Иностранная литература") ISBN 5-206-00031-0; Рампо Эдогава, Эндо Сюсаку, «Ад зеркал», сборник рассказов. — СП «Квадрат», 1991. ISBN 5-85202-072-9; Рампо Эдогава, «Игры оборотней», повести и рассказы. — Санкт-Петербург, 2003. ISBN 5-93699-064-8; Рампо Эдогава, «Вампир», книга — Москва : Истари Комикс, 2020. ISBN 978-5-6043444-9-1; Рампо Эдогава, «Чёрная ящерица», книга — Москва : Истари Комикс, 2020. ISBN 978-5-907340-04-6; Рампо Эдогава, Демоны луны. Перевод, комментарии Г.Б.Дуткина, Т.И.Редько-Добровольская – Санкт-Петербург : Кристалл, 2000-104 страницы. Литература: Румак Н.Г. Экспрессивная функция японских ономатопоэтических единиц в рассказах Эдогавы Рампо // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 10 (852). Страницы 138-149; Румак Н.Г. Проза Эдогава Рампо как источник лингвострановедческих знании о Японии.В сборнике: Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания. материалы 2-ой международной научно-практической конференции. Москва, 2020. Страницы 206-214; Толубанова О.И. Образ зеркала в рассказе Эдогавы Рампо «Ад зеркал». В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. 2018. Страницы 200-203; Елкина А.А. О сохранности «вечных сюжетов»: от России к Японии (на примере творчества Ф.М. Достоевского, Э.Рампо и А.Рюноскэ. В сборнике: Вечность как сюжет. материалы международной научной конференции. Серия "Время как сюжет" 2015. Страницы 331-337; Jacobowitz, Seth (2008), Introduction to The Edogawa Rampo Reader. — Fukuoka: Kurodahan Press. ISBN 978-4-902075-25-0.

Paavo_Johansson (544x700, 185Kb)
1895
Пааво Йоханссон (финское имя — Paavo Johansson)
финский легкоатлет, призёр Олимпийских игр. Пааво Йоханссон родился в городе Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, Российская империя, ныне Хельсинки, Финляндия. В 1920 году на Олимпийских играх в Антверпене он завоевал бронзовую медаль в метании копья; также он принял участие в соревнованиях по десятиборью, но в них не смог добиться медали. В 1924 году на Олимпийских играх в Париже он вновь принял участие в соревнованиях по метании копья, но на этот раз был лишь восьмым. Умер в родном городе 5 декабря 1983 года.

Ednapurviance (525x700, 160Kb)
1895
Эдна Ольга Пёрвиэнс (Edna Olga Purviance)
американская актриса немого кино, много снимавшаяся в фильмах Чарли Чаплина. За восемь лет сотрудничества с ним она появилась более чем в 30 фильмах мэтра комедий. Эдна Пёрвиэнс родилась в деревне Парадайз-Вэли, округ Гумбольт, штат Невада, США. В трёхлетнем возрасте она с родителями переехала в городок Лавлок, где они стали владельцами небольшой гостиницы. После развода родителей в 1902 году Эдна осталась с матерью, которая вскоре вышла замуж за водопроводчика. В юности Эдна добилась успеха в качестве талантливой пианистки, а, повзрослев, она покинула Лавлок и переехала в Сан-Франциско, где поступила в бизнес-колледж. Карьера Эдны Пёрвиэнс в кино началась совершенно случайно. В 1915 году Чарли Чаплин занимался съёмками своей второй картины на студии «Essanay» («Ночь напролёт») в городке Найлс на юго-востоке от Сан-Франциско, и долго не мог найти актрису на одну из женских ролей. Один из его коллег случайно обратил внимание на Эдну в кафе «Tate’s Café» и решив, что она подойдёт на эту роль, представил её Чаплину. Он, недолго думая, взял Пёрвиэнс в свой фильм, хотя и посчитал её довольно серьёзной для комедийных ролей. Эта случайная встреча также стала началом их романа, который длился до 1918 года. Эдна Пёрвиэнс появилась в 33 фильмах Чаплина, в том числе в знаменитой картине «Малыш» в 1921 году. Наиболее плодовитыми в её карьере стали 1915—1917 годы. В это время Эдна появилась с Чаплином в таких картинах как «Бродяга», «Скиталец», «Лавка ростовщика», «Контролёр универмага», «За экраном», «Граф», «Иммигрант», «Лечение» и «Тихая улица». Её последними работами у Чаплина стали фильмы 1923 года «Пилигрим» и «Парижанка», в котором она исполнила свою первую главную роль. Эдна Пёрвиэнс ещё дважды появилась на экране в главных ролях, прежде чем в 1927 году покинула кинематограф. Несмотря на это, Чаплин продолжал ей выплачивать ежемесячную зарплату вплоть до её смерти. В 1938 году Эдна Пёрвиэнс вышла замуж за пилота компании Pan-American Airlines Джона П.Сквайера. Их брак продлился семь лет, до 1945 года, когда Джон Сквайер умер. В это же время Чаплин снимал свой новый фильм «Месье Верду» и подумал, что Эдна сможет сыграть мадам Гроне — одну из главных героинь. Он пригласил её на эту роль, но совместной работы не получилось:
«Эдна со страстью погрузилась в работу, правда, из этого ничего не вышло. Образ требовал определённой, чисто европейской утончённости, которой у Эдны никогда не было. Поработав с ней три-четыре дня, я был вынужден признать, что она не годится для этой роли. Но Эдна и сама почувствовала скорей облегчение, чем разочарование. Я больше не видел её, и она не давала о себе знать.» — Чарли Чаплин
Последней работой Эдны Пёрвиэнс в кино стал французский фильм «Образование принца», снятый в 1927 году. Однако существует ошибочное мнение, что актриса ещё вернулась в кино в 1947 и 1952 годах и снялась в маленьких эпизодах фильмов Чарли Чаплина «Месье Верду» и «Огни рампы». Это опровергали сам Чаплин и его биограф Дэвид Робинсон в своей книге «Чарли Чаплин. Жизнь и творчество». Актрисы не стало 11 января 1958 года — она умерла в Голливуд, Лос-Анджелес, Калифорния, США, от рака. В 1992 году в фильме «Чаплин» роль Эдны Пёрвиэнс исполнила актриса Пенелопа Энн Миллер. В настоящее время подана петиция с целью отметить достижения актрисы в кино звездой на голливудской «Аллее славы».
Фильмография
Screenshot 2024-09-29 at 19-33-01 Пёрвиэнс Эдна — Википедия (441x700, 201Kb)

Страхов (493x700, 140Kb)
1896
Адольф Иосифович Страхов (настоящая фамилия Браславский, в публикациях 1920-х годов также А.И.Браславский и А.Страхов-Браславский)
украинский советский художник-график, плакатист и скульптор. Народный художник Украинской ССР (1943). Родился в городе Екатеринослав, Российская империя, был пятым ребёнком в многодетной еврейской семье, сын мелитопольского мещанина Абрама-Иосифа Берковича Браславского (1867—?) и Рейзель (Розы, Розалии) Алтер-Шмерковны Браславской (в девичестве Соколовской, 1871—?), дочери екатеринославского мещанина. Родители заключили брак в Екатеринославе 26 апреля 1890 года. Учился в Одессе в художественном училище у И.Мормоне, закончил его в 1915 году (его старший брат Александр окончил это училище в 1911 году). В 1919—1922 годах А.И.Браславский работал художником в газетах «Звезда», «Донецкий коммунист», «Сельская правда», работал в Харькове. Его темой были острые сатирические рисунки. Тогда же появились и первые скульптурные работы. Автор обелиска на братской могиле героев революции с панно — диорамой «Один боец упал — миллион идёт на смену». Также в Екатеринославе Страхов создал большой фриз (6×30 м) «Красная конница не знает преград», который был размещён на фронтоне триумфальной арки, возведённой летом 1920 года ко встрече 1-й Конной армии. Адольф Страхов принимал участие в деятельности Всеукраинского комитета изобразительных искусств. С 1921 года Браславский начал заниматься политическим плакатом. Известны плакаты: «Азбука революции» (серия, 1921), «В.Ульянов (Ленин)» (1924, в 1925 году отмечен дипломом на Международной выставке в Париже), иллюстрирующий украинскую энциклопедию, «8 марта — День раскрепощения женщины» (1926), «Днепрострой построен» («Дніпрельстан збудовано») (1932), «Реальность наших планов — это мы с вами» (1933). Плакаты «Днепрострой построен» были изображены на открытках, которые издательство «Мистецтво» выпустило в 1930-х гг.
СтраховPam'yatnyk_Glintsi (466x700, 325Kb)
Памятник Михаилу Глинке в Запорожье
Одновременно начал работать в книжной графике, иллюстрировал произведения Т.Г.Шевченко, Ф.Достоевского, Л.Толстого, С. Степняка-Кравчинского, А.Куприна, М.Твена, П.Тычины, М.Иогансена, Г.Хоткевича. Страхов оформлял и иллюстрировал книги для издательств «Пролетарий», «Державне видавництво України» и др. Среди его работ, в том числе, такие книги: рисунки обложек «Ленинской библиотеки» (1922), «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида (1923), «Стенька Разин» В. Каменского (1923), «Две души» А.Новикова-Прибоя (1925), «Крутое перепутье» П.Журбы (1927), «Бронзовая луна» Ю. Слезкина (1927), «Пятая любовь» М. Карпова (1927), «Волны» Ф.Гладкова (1928), «Путешествие учёного доктора Леонардо и его будущей любовницы прекрасной Альцесты в слобожанскую Швейцарию» М.Йогансона (1930), «Марат» Ал.Алтаева (1931). Награждён золотой медалью «Гран-при» на Международной выставке в Париже в 1925. Известны серии пропагандистских цветных литографий, орнаментальной росписи по украинским народным мотивами в Доме В.Блакытного в Харькове (1928); более 250 обложек книг для Государственного издательства Украины и издательства «Пролетар» (1922—1933); экслибрисы; серии акварелей («Талгар, Алма-Атинской области», 1941—1943) и др. Во время Великой Отечественной войны Браславский опять занялся плакатом. Существовало даже направление — страховский плакат. Самый известный — «Смерть фашизму». В 1943 году Браславский был удостоен звания Народного художника Украинской ССР. После войны главной темой скульптора стала ленинская. Как скульптор Страхов создал бюст Т.Г.Шевченко (1933; массово распространён), памятники: М.И.Глинке в Запорожье (1955), С.М.Кирову в Макеевке (1959), В.И.Ленину в Новочеркасске (1961), Луганске (1963), Анжеро-Судженске, Джанкое, Амвросиевке, посёлке Новоархангельское, Приморске и другие. Среди учеников которым преподавал Страхов были Виктор Воловик, Лев Канторович, Борис Корольков. Умер в городе Харьков, Украинская ССР, СССР (ныне Украина), 3 января 1979 года.
Семья
Жена (с 1943 года) — Рахиль Мироновна Вилькийская (в быту Раиса, 1921—1985). Брат — Александр Иосифович Браславский (1891—1942), художник и книжный график, выпускник Одесского художественного училища (1911), был тяжело ранен во время Первой мировой войны, с 1923 года жил в Феодосии. Литература: Раевский С. Плакат А.Страхова. Альбом-очерк. Харьков, 1936; Раєвський С. Комплект плакатів «Абетка революції» А.Страхова (1967); Адольф Иосифович Страхов: Альбом репродукций / Автор-составитель И.М.Блюмина. Киев, 1976. Источники: Енциклопедія українознавства / В.Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989; Тихонюк О. Адольф Страхов: митець як інструмент ідеології. Національна академія образотворчого мистецтва і архітектури; Латанський С. Покликаний революцією: [Про автора пам’ятника Глінці А.Й.Страхова]. — Запорізька правда, 1974, 18 черв.; Беляева Лариса. Лучшее украшение города памятник М.И.Глинке // Суббота. 23 марта 2000; Азбука революции (1917—1921 г.г.) — комплект из 28 плакатов (художник Страхов А.И.); Адольф Йосипович Страхов. Музей українського живопису Дніпро; Адольф Йосипович Страхов. Харьківський художній музей.

Теплов (530x700, 201Kb)
1896
Борис Михайлович Теплов
советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии. Действительный член Академии Педагогических Наук РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1957), профессор, доктор педагогических наук (по психологии). С 1929 сотрудник Института психологии в Москве (ныне Психологический институт РАО; в 1933—1935 и 1945—1952 — заместитель директора института), научный руководитель лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий», созданной в 1952. Главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1958—1965). Родился в городе Тула, Российская империя, в дворянской семье. С ранних лет учился французскому языку и стал владеть им в совершенстве, в Тульской мужской классической гимназии отлично освоил немецкий язык. Наряду с гимназическим получил и музыкальное образование, в дальнейшем, уже будучи в Москве, он стал брать уроки игры на фортепиано у К.Н.Игумнова. В 1914 году поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, где стал специализироваться по психологии. На втором курсе начал посещать «психологический практикум» Психологического института при Московском университете, которым руководил Г.И.Челпанов. В 1916 году был призван в армию. После окончания школы прапорщиков получил назначение в один из пехотных полков на Западном фронте, где и пробыл до окончания Первой мировой войны, участвовал в боевых действиях. После октября 1917 года был избран на одну из командных должностей своего полка. К концу года демобилизован. С января 1918 года Борис Михайлович стал служить в Москве помощником секретаря народного суда Тверского участка, возобновив одновременно занятия в университете. В феврале 1919 года он был призван в Красную Армию, где его направили в Высшую школу военной маскировки, которую он окончил в 1921 году. Одновременно продолжал учиться в университете. Вскоре Б.М.Теплов был назначен начальником Отдела опытных станций, занимавшихся вопросами военной маскировки. Он выдвинулся как один из создателей маскировочного дела в Красной Армии. Его интеллект, умение руководить, эрудиция, подлинно научный подход к проблемам обеспечивали высокую эффективность работы. Ему было присвоено воинское звание комбрига. В 1933 году был уволен в резерв РККА. В 1940 году защитил докторскую диссертацию «Психология музыкальных способностей». Профессор (1941), заведующий кафедрой психологии (1949—1951) философского факультета МГУ. В Московском университете разработал и читал курс лекций «История психологии». После «павловской сессии» 1950 года, организаторы которой (К.М. Быков и А.Г.Иванов-Смоленский) требовали заменить психологию физиологией, Теплов переключился с чисто описательного исследования темпераментов на психофизиологические исследования природы индивидуальных различий. Редактор пяти выпусков сборника «Типологические особенности выс­ей нервной деятельности человека» (1956—1967). Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 28 сентября 1965 года.
Тепловгроб (700x525, 401Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Награды: Орден Трудового Красного Знамени; Медаль «За оборону Москвы»; Медаль Ушинского, Премия Президента Российской Федерации в области образования — 2000
Научная деятельность
В начале научной деятельности занимался преимущественно изучением зрительных, затем слуховых восприятий. В дальнейшем перешёл к исследованию способностей, в том числе музыкальных. Изучал врождённые задатки и развиваемые способности, характер, темперамент, разрабатывал методы их объективной диагностики и измерения. Б.М.Теплов показал, что основные музыкальные способности — «ладовое чувство», «способность к слуховому представливанию», «музыкально-ритмическое чувство» — могут находиться в разных соотношениях между собой, что обусловливает ту или иную структуру музыкальности, её своеобразие. В русле психофизиологического подхода разработал новые методики экспериментального изучения индивидуально-психологических особенностей человека, в лаборатории Теплова была установлена закономерность обратной корреляции между силой нервной системы и чувствительностью и ряд других зависимостей. Внёс значительный вклад в педагогическую, военную и инженерную психологию, заложил основы дифференциальной психофизиологии. Автор ряда работ по истории психологии, а также учебных пособий. Последователи Б.М.Теплова (В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин, В.М.Русалов, Э.А.Голубева и др.) достигли значительных успехов в развитии идей учителя. Основные работы: Проблема цветоведения в психологии // «Психология», 1930, том 3, выпуск 2; Психология. — Москва, 1938 (8-е издание 1954); Способности и одарённость // «Учёные записки Государственного НИИ психологии», 1941, том 2; [ihtik.lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_2693.rar Ум полководца.] — Москва,1 43. (4-е издание. 1990); Психология музыкальных способностей. — Москва, 1947 (2-е издание. 1961; 3-е издание 2003); Психологические вопросы художественного восприятия // «Советская психология», 1946, № 6; Исследование индивидуально-психологических различий // НО, 1957, № 1; Проблемы индивидуальных различий. — Москва,1961. (2-е издание 1965); Избранные труды. — Москва : Педагогика, 1985. (тома 1—2). Литература: Небылицын В.Д. Теплов как теоретик дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии. — 1966. — № 5. — Страницы 19—28; Теплов Борис Михайлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах.] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Лейтес Н.С. Б.М.Теплов и психология индивидуальных различий // Вопросы психологии. — 1982. — № 4. — Страницы 36—49; Психология и психофизиология индивидуальных различий: Сборник статей к 80-летию со дня рождения Б.М.Теплова / Ответственный редактор А.А.Смирнов. — Москва : Педагогика, 1977. — 184 страницы; Ярошевский М.Г., Умрихин В.В. Формирование школы Б.М.Теплова как исследовательского коллектива // Вопросы психологии. — 1983. — № 1. — Страницы 87—101; Лейтес Н.С. Проблемы способностей в трудах Б. М. Теплова // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — Страницы 39—51; Лейтес Н.С. Широта одарённости, призвание, судьба (К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова) // Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — Страницы 139—152; Голубева Э.А., Гусева Е. П. Борис Михайлович Теплов — учёный // Психологический журнал". — 1996. — Том 17. — № 6. — Страницы 51—59; Ярошевский М.Г. Борис Михайлович Теплов — Учёный, Личность // Мир психологии. — 2002. — № 4. — Страницы 187—193; Семёнов И.Н. Научно-педагогическая и историко-методологическая деятельность Б.М.Теплова в Московском университете // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — № 2; Ядрышников К.С. Переосмысление педагогического содержания работы Б.М.Теплова «Ум полководца»: кейс-технология как инструмент формирования практического правового мышления у обучающихся. // Педагогический журнал. — 2016. — № 6. — Страницы 152—161.

[508x699]
1896
Евгений Львович Шварц
русский советский прозаик, сценарист, драматург, журналист и поэт. Родился в городе Казань, Казанский уезд, Казанская губерния, Российская империя. Отец, Лев Борисович Шварц (22 декабря 1874, Керчь — 1940), студент-медик (позже земский врач-хирург) из мещанской еврейской семьи, поселился в Казани после поступления в 1892 году в Императорский Казанский университет. Мать, Мария Фёдоровна Шелкова (1875—1942), слушательница акушерских курсов. Перед женитьбой отец принял православие, крещение состоялось в Михаило-Архангельской церкви 30 мая 1895 года. Семья матери проживала в Рязани (дед Фёдор Ларин был цирюльником), семья отца — в Екатеринодаре (дед Берка Шварц был хозяином мебельного магазина). В 1898 году по окончании университета отец получил распределение в город Дмитров, но почти сразу был арестован там за антиправительственную пропаганду. После полугодичного ареста в Дмитрове он был выслан из города, и на протяжении нескольких лет семья часто меняла места жительства (Дмитров, Армавир, Рязань, Екатеринодар, Ахтырская) пока (не позднее 1906 года) не осела в Майкопе (здесь отец служил врачом городской больницы и женской гимназии). В 1909—1911 годах отец работал врачом городской амбулатории в Баку (с 1909 года он называл себя Львом Васильевичем). «Отец — человек сильный и простой… Играл на скрипке. Пел. Рослый, стройный, красивый человек, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать — много талантливее, по-русски сложная и замкнутая», — вспоминал о родителях писатель.
SHvarcМайкопская_гимназия_№_5 (700x525, 512Kb)
Здание бывшего реального училища, где учился Е.Шварц
В детстве Евгений Шварц был крещён по православному обряду. В своём позднем дневнике он вспоминал, как в возрасте 7—8 лет, услышав антисемитские высказывания, не относил их к себе: «Так как я себя евреем не считаю… я не придаю сказанному ни малейшего значения. Просто пропускаю мимо ушей… При довольно развитом, нет — свыше меры развитом воображении я нисколько не удивлялся тому, что двоюродный брат мой еврей, а я русский. Видимо, основным я считал религию. Я православный, следовательно, русский. Вот и всё».
SHvarcсемья (507x700, 153Kb)
Семья Шварц, Майкоп, 1915 год
Уже в 8 лет мальчик был уверен, что станет писателем. Впрочем, имея ужасный почерк, он стеснялся сочинять тексты и просто заполнял листы бумаги волнистыми линиями, имитируя рукопись. «Жил я сложно, а говорил и писал просто, даже не простовато, несамостоятельно, глупо. Раздражал учителей. А из родителей — особенно отца. У них решено уже было твёрдо, что из меня „ничего не выйдет“. И мама в азарте выговоров, точнее споров, потому что я всегда бессмысленно и безобразно огрызался на любое её замечание, несколько раз говаривала: „Такие люди, как ты вырастают неудачниками и кончают самоубийством“», — вспоминал писатель в дневниках. После окончания реального училища в Майкопе (1913) учился на юридическом факультете Московского университета (1914—1916). Однако театр интересовал его больше профессии юриста, поэтому родительские деньги он тратил на билеты в цирк или оперу. К декабрю деньги кончились, и обнищавший студент в стоптанных ботинках вернулся к родителям в Майкоп. Вскоре его родители переехали в Екатеринодар, где жила семья отца.
Военная служба
Осенью 1916 года был призван в армию. В апреле 1917 года служил рядовым в запасном батальоне в Царицыне, откуда в августе 1917 года, как студент, был переведён в военное училище в Москву и зачислен юнкером, 18 октября произведён в прапорщики. В начале 1918 года вернулся к родителям в Екатеринодар, где вступил в Кубанскую армию Покровского. В рядах кубанских частей принимал участие в боях против большевиков, 13 марта 1918 года оставил Екатеринодар и 27 марта присоединился к Добровольческой армии. Участвовал в «Ледяном походе». Тремор рук, который Шварц ощущал всю жизнь, — последствия тяжёлой контузии, полученной при штурме Екатеринодара.
В театре
После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, находившемся под контролем немцев, где начал работать в «Театральной мастерской» (1919), которую создал молодой режиссёр-экспериментатор Павел Вейсбрём. После занятия Ростова-на-Дону большевиками зимой 1920 года в мае того же года был мобилизован в армию и зачислен в политотдел Кавказского фронта РККА как актёр и театральный инструктор. В 1920 году женился на актрисе Гаянэ Халайджиевой (по сцене Холодовой, 1898—1983), перед браком крестился в Армянскую апостольскую церковь. По воспоминаниям жены: «Регистрация нашего с Женей брака… состоялась 20 апреля (1920 г.) в Никольской армянской церкви. Для матери, и особенно для её братьев, брак дочери-армянки с евреем… был чем-то сверхъестественным, и потому они потребовали, чтобы Женя принял нашу веру. Женя к религии был равнодушен и согласился… И потом в паспорте у Шварца ещё долго стояло — армянин». После демобилизации продолжал выступать с женой в труппе «Театральная мастерская». Однако гастроли труппы в голодной советской провинции не приносили никакого дохода, и 5 октября 1921 года по рекомендации Николая Гумилёва труппа переехала из Ростова-на-Дону в Петроград. Капитал участников труппы был обращён в подсолнечное масло, которое в бидонах было привезено в Петроград, так как деньги обесценивались каждый день и везти их с собой не имело смысла. К моменту прибытия труппы в Петроград Гумилёв уже был расстрелян ЧК, но 8 января 1922 года она дала первый спектакль, пьесу Гумилёва «Гондла». Весной 1922 года мастерская прекратила работу. Шварц с женой остались в Петрограде, подрабатывая скетчами в балаганных театрах. За вечер они получали два миллиона рублей, чего хватало на несколько бутербродов из чёрного хлеба с селёдкой. Играл в небольших театрах (по мнению Николая Чуковского, не имея «никаких артистических дарований»). Работал продавцом в книжном магазине, грузил уголь в порту. В это время Шварц познакомился с литературной группой «Серапионовы братья», стал писать фельетоны и стихотворные сатирические обозрения под псевдонимами «Щур», «Дед Сарай», «Домовой» и «Эдгар Пепо». В 1922—1923 годах работал секретарём у Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор. Коллеги воспринимали его как человека, который пишет хуже, чем говорит.
Литературная карьера
Писать начал в 1923 году, когда уехал на лето на Донбасс со своим другом Михаилом Слонимским. Обоих пригласили поработать в газете «Всероссийская кочегарка», выходившей в городе Бахмуте. Вначале Шварц лишь обрабатывал письма читателей, потом стал превращать их в небольшие рассказы под псевдонимом «Щур», которые стали набирать популярность у читателей. Выпускал литературное приложение к газете «Забой». В редакции газеты познакомился с Николаем Олейниковым, с которым впоследствии дружил и сотрудничал, через него сблизился с литературной группой ОБЭРИУ. После возвращения из Донбасса, со второй половины 1924 по октябрь 1925 года Шварц работал ответственным секретарём журнала «Ленинград». Затем перешёл в созданное Львом Клячко издательство детской литературы «Радуга», где работал до 1928 года. В 1925—1931 годах одновременно работал в детском отделе Госиздата под руководством Самуила Маршака. В 1924 году вышло первое детское произведение Шварца — «Рассказ старой балалайки», опубликованное в июльском номере детского альманаха «Воробей». С 1925 года Шварц стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. Позже были другие книги для детей, в том числе «Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики». 21 сентября 1929 года Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца — «Ундервуд». Публика приняла пьесу хорошо, но реакция Хармса и Маршака была холодной. «Слава нужна мне была не для того, чтобы почувствовать себя выше других, а чтобы почувствовать себя равным другим. Я, сделав то, что сделал, успокоился настолько, что опустил руки. Маршак удивлялся: „Я думал, что ты начнёшь писать книжку за книжкой, нельзя останавливаться!“» — вспоминал писатель в дневниках 1950-х годов. Шварц продолжает работать в драматургическом жанре. В Ленинградском ТЮЗе ставят его пьесы «Остров 5-К» (1932) и «Клад» (1933). В 1930 году происходят перемены в семейной жизни писателя: он оставил первую жену и вступил в брак вторично с Екатериной Ивановной Зильбер (урождённая Обух), с которой познакомился в мае 1928 года. Оба они на тот момент были в браке, однако расторгли брачные узы, чтобы быть вместе. «И я чудом ушёл из дому. И стал строить новый. И новее всего для меня стало счастье в любви. Я спешил домой, не веря себе. До тех дней я боялся дома, а тут стал любить его. Убегать домой, а не из дому», — писал об этом периоде Шварц. Второй жене Шварц посвятил впоследствии пьесу «Обыкновенное чудо». Его первая супруга Гаянэ стала прообразом мачехи из «Золушки». Шварц работает много и плодотворно: сочиняет повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра кукол Сергея Образцова, киносценарии. К Шварцу пришла слава детского писателя. 1 июля 1934 года его приняли в Союз писателей СССР. После упразднения редакции детской литературы «Чиж» Шварц работает преимущественно в драматическом и сценарном жанре. Обычно терзающийся бытовыми мелочами Шварц проявляет твёрдость, когда дело идёт о принципах. Он отказался отречься от осуждённого друга, поэта-обэриута Николая Олейникова, и помогал семье арестованного товарища, поэта Николая Заболоцкого. На вопросы о литературной деятельности он обычно отвечал: «Пишу всё, кроме доносов». В 1940 году он написал пьесу «Тень», которая была запрещена сразу после премьеры.
Во время войны
В начале Великой Отечественной войны Шварц хотел вступить в ополчение, но когда надо было расписаться в бумагах, военком увидел, какой у писателя тремор рук. Стрелять такими руками невозможно, поэтому в ополчение его не приняли. В блокадном Ленинграде Шварц выступает на призывных пунктах, пишет антигитлеровские сценки и пьесы для радио. На крыше писательского дома на канале Грибоедова они с женой дежурили: Евгений Львович гасил «зажигалки», а его жена Екатерина Ивановна устроила санитарный пункт для помощи раненым. «Если убьют, так уж вместе», — заявила она. С июля по декабрь 1941 года Шварц был комментатором ленинградского радиоцентра. В августе 1941 года в Ленинградском театре комедии состоялась премьера написанной Шварцем совместно с М.М.Зощенко пьесы-памфлета «Под липами Берлина». 11 декабря 1941 года по решению исполкома Ленсовета Е.Л.Шварц с женой были на самолёте эвакуированы из Ленинграда и отправлены в Киров. При эвакуации лимит багажа составлял 10 кг на человека. Шварц взял с собой пишущую машинку, а дневники, которые вёл с юности, и рукописи сжёг. До июля 1943 года писатель работал заведующим литературной частью областного драматического театра. Написал пьесы: «Одна ночь» о защитниках Ленинграда и «Далёкий край» об эвакуированных детях (материалы собирал в Котельниче летом 1942 года в детском доме, эвакуированном из Ленинграда). Начал работать над пьесой «Дракон». Когда в 1943 году Ленинградский театр Комедии был эвакуирован в Сталинабад, Шварц приехал туда и стал заведовать литературной частью этого театра. В мае 1944 года вместе с театром приехал в Москву, в августе там состоялась премьера «Дракона». Сразу после премьеры пьесу запретили, и при жизни автора она так и не была больше поставлена — запрет был снят лишь в 1962 году.
Последний период
После войны он снова начал вести дневники, в которых наряду с заметками для пьес и событиями дня начинают появляться воспоминания. Из этих записей составилась «Телефонная книга» — почти 200 портретов современников, созданных на основе воспоминаний. По сценариям Шварца в этот период был сняты фильмы «Золушка», «Первоклассница» и «Дон Кихот», а впоследствии и другие фильмы. В этот период Шварц написал ещё несколько пьес, среди них «Обыкновенное чудо». Премьера этой пьесы состоялась в январе 1956 года в Театре-студии киноактёра, в апреле — в Ленинградском театре комедии. В марте 1956 года Главное управление по делам искусств Министерства культуры РСФСР утвердило Е.Л.Шварца членом худсовета Ленинградского театра комедии. После нескольких инфарктов, когда врачи прописали ему постельный режим, писатель впал в апатию и перестал работать в ожидании смерти, которую называл «самым длинным днём». Мрачно шутил, что подписался на 30-томное собрание сочинений Диккенса и гадает, на каком томе «это случится». Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 15 января 1958 года. Последними его словами были «Катя, спаси меня!». Похоронен на Богословском кладбище (невская дорожка, участок 36); на могиле — мраморный крест. Перед смертью Е.Л.Шварца соборовал ленинградский священник Е.В.Амбарцумов.
Литературное кредо
С детства Евгений Шварц болезненно переживал трагические страницы литературы и старался пропускать в книгах «опасные места». В своих произведениях он старательно избегал безысходности, даже в драме «Одна ночь» (1942) о блокадном Ленинграде он даёт зрителям надежду. В «Обыкновенном чуде» в 1944 году устами Эмилии озвучена позиция автора: «Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных. Терпеть я этого не могу». Пафос творчества Шварца — современность, которая звучит в образной иносказательной форме, в ассоциативном строе пьес, в тематике. Шварц — создатель оригинальной массовой драматургии, организованной по принципу лирической поэзии. Адреса в Ленинграде (в Санкт-Петербурге): Доска в память о добром сказочнике Евгении Шварце (1896—1958) в Санкт-Петербурге. Малая Посадская улица, дом 8; Доска в память о добром сказочнике Евгении Шварце (1896—1958) в Санкт-Петербурге; 1920-е—1935 — Моховая улица, дом 39; 1935—1955 — дом Придворного конюшенного ведомства («писательская надстройка») — Набережная канала Грибоедова, дом 9; 1955—1958 — Жилой дом Литфонда — Писательский дом, Малая Посадская улица, дом 8.
Семья
Брат — Валентин Львович Шварц (1902—1988), инженер. Первая жена (1920—1930) — актриса Гаянэ Николаевна Халайджиева (по сцене Холодова, 1898—1983). Оставила воспоминания о первом муже «Чистая душа» (1965). Дочь — Наталья Евгеньевна Крыжановская (1929—1995). Вскоре после её рождения Шварц оставил семью. Наталья Евгеньевна была замужем за энтомологом Олегом Леонидовичем Крыжановским.
Внук — поэт Андрей Олегович Крыжановский (1950—1994). Внучка — Мария Олеговна Крыжановская (родилась в 1954). Вторая жена — Екатерина Ивановна Зильбер (в девичестве Обух, 1904—1963), в первом браке была замужем за композитором Александром Александровичем Зильбером (псевдоним Ручьёв, 1899—1970), братом писателя Вениамина Каверина и иммунолога Льва Зильбера. Покончила жизнь самоубийством. Двоюродный брат — Антон Исаакович Шварц (1896—1954), заслуженный артист РСФСР, чтец-декламатор. С ним Е.Л.Шварц жил в одной комнате в студенческие годы и был близок всю жизнь. Мемориальная доска на здании бывшего реального училища: улица Пушкина, 173, Майкоп, Адыгея Награды: Орден Трудового Красного Знамени (28 декабря 1956); Медали.
Память
В Майкопе на здании бывшего реального училища (ныне 5-я гимназия), где учился Е.Шварц, установлена мемориальная доска. В 2021 году гимназии присвоено имя Евгения Львовича Шварца. В Майкопе имя Евгения Шварца присвоено пешеходной аллее. В Санкт-Петербурге именем писателя названа улица — аллея Евгения Шварца.
Сочинения
Пьесы: 1928 — «Ундервуд» — пьеса в 3 действиях; 1932 — «Пустяки» — пьеса для кукольного театра; 1934 — «Клад» — сказка в 4 действиях; 1934 — «Принцесса и свинопас»; 1934 — «Голый король» — сказка в 2 действиях; 1934 — «Приключения Гогенштауфена» — пьеса; 1936 — «Красная Шапочка» — сказка в 3 действиях; 1939 — «Снежная королева» — сказка в 4 действиях на андерсеновские темы; 1939 — «Кукольный город» — пьеса для кукольного театра; 1940 — «Тень» — сказка в 3 действиях; 1940 — «Сказка о потерянном времени» — «пьеса для кукольного театра» в 3 действиях; 1940 — «Брат и сестра»; 1941 — «Наше гостеприимство»; 1941 — «Под липами Берлина» (совместно с М.М.Зощенко) — антифашистская пьеса-памфлет; 1942 — «Далекий край»; 1943 — «Одна ночь» — пьеса в 3 действиях; 1944 — «Дракон» — сказка в 3 действиях; 1946 — «Сказка о храбром солдате» — пьеса для кукольного театра; 1948 — «Сто друзей» — пьеса для кукольного театра; 1953 — «Два клёна» — сказка в 3 действиях; 1956 — «Обыкновенное чудо» — сказка в 3 действиях; редакция под названием «Медведь» написана в 1954 году, но не опубликована; 1957 — «Повесть о молодых супругах» / «Первый год» — пьеса в 3 действиях. Сценарии: 1930 — Настоящие охотники (фильм). Автор надписей; 1931 — Товарный 717. Немой фильм. Соавтор В.Петров. Режиссёр Н.И.Лебедев; 1934 — Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым); 1936 — На отдыхе (фильм) (в соавторстве с Николаем Олейниковым); 1936 — Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Н.М.Олейниковым); 1938 — Доктор Айболит; 1945 — Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), — мультипликационный, на музыку П.И.Чайковского; 1947 — Золушка (сценарий 1945 года); 1948 — Первоклассница; 1957 — Дон Кихот; 1959 — Марья-искусница; 1963 — Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», — в соавторстве с Н.Р.Эрдманом); 1966 — Снежная королева. Нереализованные: 1936 — «Красная шапочка» (мультфильм) (в соавторстве с Николаем Олейниковым). Другие произведения: 1925 — «Рассказы старой балалайки»; 1943 — «Два брата» (сказка); «Новые приключения кота в сапогах» (сказка); 1949 — «Первоклассница» (повесть); «Приключения Шуры и Маруси» (рассказ); «Рассеянный волшебник» (сказка); Стихи (1920-е — 1950-е годы); «Чужая девочка» (рассказ); 1982 — Мемуары. — P.; Дневники (опубликованы в 1989 году). Издания: 1930 — «Карта с приключениями». Москва; Ленинград : ГИЗ; 1930 — «Ундервуд. Пьеса». Москва; Ленинград : ГИЗ; 1932 — «Приключения мухи». Ленинград : 1932; 1933 — «Клад». Пьеса. Москва; Ленинград : 1933, 1934, 1936; 1937 — «Красная шапочка». Москва; Ленинград : 1937, 1939; 1939 — «Снежная королева». Москва; Ленинград : Искусство; 1940 — «Тень». Ленинград, 1940; 1949 — «Наш завод». Москва; Ленинград : Детгиз, 1951; 1949 — «Первоклассница». Москва; Ленинград : Детгиз; 1947 — «Первоклассница»: Киносценарий. Москва : Госкиноиздат; 1956 — «„Тень“ и другие пьесы». Ленинград : Советский писатель; 1958 — «Повесть о молодых супругах». Москва; Ленинград : Искусство; 1962 — Пьесы: Москва; Ленинград : Советский писатель, 30 000, суперобложка; 1997 — «Телефонная книжка». — Москва : Искусство; 2008 — «Позвонки минувших дней». — Москва : Вагриус; 2008 — «Обыкновенное чудо» / Составитель и автор предисловия Александр Корин. — Москва : Эксмо; 2012 — «Собрание сочинений в 5 томах». — Москва : Книжный клуб «Книговек». — ISBN 978-5-904656-53-9; 2012 — «Все произведения: Проза; Пьесы; Стихи». — Москва : Астрель; Мн.: Харвест. — ISBN 978-5-271-45713-5, ISBN 978-985-20-0267-7; 2013 — «Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя». — Москва : АСТ. — ISBN 978-5-17-077685-6.
Театральные постановки
Ленинградский ТЮЗ: 1929 — «Ундервуд» — режиссёры А.А.Брянцев и Б.В.Зон; 1933 — «Клад» — режиссёр Б.В.Зон; 1938 — «Кот в сапогах» — режиссёр П.К.Вейсбрём; 1939 — «Снежная королева» — режиссёр Б.В.Зон; 1954 — «Два клёна» — режиссёр П.К.Вейсбрём. Московский ТЮЗ: 1944 — «Далёкий край» — режиссёр А.Кричко. Театр Комедии: 1940 — «Тень» — режиссёр Н.П.Акимов; 1941 (12 августа) — «Под липами Берлина» — режиссёр Н.Акимов; 1962 — «Дракон» — режиссёр Н.П.Акимов. ЦДТ: 1948 — «Снежная королева» — режиссёры О.И.Пыжова, Б.Бибиков; «Снежная королева» — режиссёр А.А.Некрасова. Московский Театр киноактёра: 1956 — «Обыкновенное чудо» — режиссёр Э.П.Гарин. «Современник»: 1960 — Голый король — режиссёр О.Н.Ефремов. Московский драматический театр имени К.С.Станиславского: 1960 — «Снежная королева» — режиссёр Е.Ю.Завадский. Театр Дождей (Санкт-Петербург): 1997 — «Снежная королева» — режиссёр Наталья Никитина. Московский театр музыки и драмы Стаса Намина: «Снежная королева» — режиссёр Г.В.Карпов. «Свободный Театр»: 2003 — «Голый Король» — по сказкам Ханса Кристиана Андерсена и пьесе Е.Л.Шварца, режиссёр А.Л.Артименьев. Театр «МЕЛ»: 1994 — «Снежная королева» (спектакль театральной студии); 2005 — «Снежная королева» — режиссёр Е.Махонина; 2006 — «Сказка о потерянном времени» — режиссёр Е.Махонина; 2010 — «Голый король» — режиссёр А.В.Асташкина (спектакль театральной студии). Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой: 2006 — «Дракон» — режиссёр В.В.Мирзоев. Государственный музыкальный театр национального искусства п/р Владимира Назарова: 2008 — «Тень» — режиссёр А.В.Назаров; 2011 — «Золушка» — режиссёр А.В.Назаров. Немецкий театр: 1947 — «Тень» — режиссёр Г.Грюндгенс. Театр на Юго-Западе: 1981—2002 — «Дракон» — режиссёр В.Белякович. Пензенский областной драматический театр имени А.В.Луначарского: 1953 — «Снежная королева» — режиссёр Ю.Мизецкий; 1963 — «Два клёна» — режиссёр С.Шпанов; 1988 — «Дракон» — режиссёр Валерий Белякович; 1989 — «Два клёна» — режиссёр Анатолий Гуляев; 1998 — «Красная Шапочка» — режиссёр Анатолий Гуляев; 2009 — «Два клёна» — режиссёр Елена Бабаева; 2010 — «Золушка» — режиссёр Герман Магнусов; 2012 — «Обыкновенное чудо» — режиссёр Андрей Шляпин. Львовский театр юного зрителя: 2004 — «Дракон» — режиссёр Евгений Лавренчук, продюсер Дмитрий Балашов. Ленинградский государственный театр имени Ленинского комсомола: 1988 — «Дракон» — режиссёр Геннадий Егоров. Московский Художественный театр имени А.П.Чехова: 2017 — «Дракон» — режиссёр Константин Богомолов. Русский драматический театр «Мастеровые» город Набережные Челны: 2007 — «Снежная королева» — режиссёр Валентин Ярюхин, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан; 2013 — «Золушка» — режиссёр Георгий Цнобиладзе. Казанский театр юного зрителя: 2021 — «Тень» — режиссёр Петр Шерешевский. Экранизации: 1947 — Золушка — режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро; 1957 — Дон Кихот — режиссёр Григорий Козинцев. Сценарий фильма написан Евгением Шварцем по мотивам романа Мигеля де Сервантеса; 1959 — Марья-искусница — режиссёр А.А.Роу; 1963 — Каин XVIII по сказке «Два друга»; 1964 — Обыкновенное чудо — авторы сценария и режиссёры Э.П.Гарин и Х.А.Локшина; 1964 — Сказка о потерянном времени — автор сценария В.А.Лифшиц, режиссёр А.Л.Птушко; 1966 — Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский; 1971 — Тень — авторы сценария Ю.Т.Дунский, В.С.Фрид, режиссёр Н.Н.Кошеверова; 1978 — Обыкновенное чудо — автор сценария и режиссёр Марк Захаров; 1978 — Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brüder) — австрийский телефильм по пьесе «Два клёна»; 1988 — Убить дракона — авторы сценария Г.И.Горин, М.А.Захаров, режиссёр М.А.Захаров; 1991 — Тень, или Может быть, всё обойдётся. По мотивам пьесы «Тень»; автор сценария и режиссёр М.М.Козаков, композитор В.С.Дашкевич Мультфильмы: 1978 — Сказка о потерянном времени; 1977 — Два клёна; 1990 — Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) — режиссёр Дмитрий Генденштейн; 2001 — «Два брата: История из России» (англ. «The Two Brothers: A Story from Russia») — серия мультипликационного сериала «Анимационные сказки мира» (англ. «Animated Tales of the World»); 2004 — «Новогоднее приключение двух братьев» (Анимос). Аудиоспектакли: 2021 — Логотип YouTube Два брата.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 21 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»