• Авторизация


21 октября родились... 21-10-2025 03:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[609x700]
1879
Жозеф Кантелуб (полное французское имя — Жозеф Кантелуб да Маларе, Joseph Canteloube de Malaret)
французский композитор, музыковед, собиратель фольклора. Хорошо известен циклом «Песни Оверни», составленным из народных песен в оркестровой обработке. Жозеф Кантелуб родился в небольшом городке Анноне, департамент Ардеш, Франция. С шести лет учился игре на фортепиано у Амелии Дётцер, приятельницы Фредерика Шопена. Завершив бакалавриат, работал в банке в Бордо. После смерти отца в 1896 году вернулся в семейное имение Маларе в Антоннэ. Когда 1899 году умерла его мать, Кантелуб стал единоличным владельцем семейного имения. В 1901 году женился на Шарлотте Каларе, которая в 1903 родила близнецов. Обучение у Венсана д’Энди Кантелуб начал 1901 году по переписке, не желая уезжать из имения. Под нажимом д’Энди Кантелуб в 1907 году всё же поступил в парижскую консерваторию «Schola cantorum» и учился до начала Первой мировой войны в 1914 году. В консерватории Кантелуб сдружился с её студентом, композитором де Севераком. В 1907 году Кантелуб написал сюиту «В горах» (французское название — Dans la montagne) в четырёх частях для скрипки и фортепиано. За ней последовали другие значительные произведения: «Colloque sentimental» для голоса и струнного квартета (1908), «Eglogue d’Automne» для оркестра (1910), симфоническая поэма Vers la Princesse lointaine (1912), Aù printemps для голоса и оркестра, вокальный цикл «L’Arada» (1922). На создание первой оперы «Хутор» (французское название — Le mas) на окситанском языке по собственному либретто у Кантелуба ушло пятнадцать лет, с 1910 по 1925 годы, на время войны композитор приостановил работу над оперой. «Хутор» получил приз музыкального издательства «Heugel» и премию 100 000 франков.
Joseph_Canteloub_plaque_-_146_rue_de_Rennes,_Paris_6 (700x430, 302Kb)
Мемориальная доска Жозефа Кантелуба, 146 Rue de Rennes, 75006 Paris, France.
Однако руководству парижской Опера-комик опера понравилась гораздо меньше, чем членам жюри. После премьеры, состоявшейся под давлением издателя лишь 3 апреля 1929 года, опера больше никогда не исполнялась. Вторую оперу, четырёхактный «Верцингеториг», Кантелуб написал на либретто Этьена Клементеля (мэра Рьома) и Эрве Лювика. Оперу на исторический сюжет о поражении галлов во главе с предводителем в сражении с войсками Цезаря зрители увидели в Парижской Опере 22 июня 1933 года, но критика посчитала её недостаточно сценичной. В 1925 году Кантелуб в Париже организовал кружок «La Bourrée» из группы молодых овернцев, готовых пропагандировать красоту и фольклор своей родины. Сам Кантелуб полагал, что «крестьянские песни часто поднимаются до уровня чистейшего искусства, если не в форме, то в эмоциональности и выразительности». Он издал несколько сборников собственных обработок народных песен, в том числе «Песни Верхней Оверни», альбомы песен Руэрга, Лимузена и Керси, песнопения Оверни, «Гимн Галлии» на стихи Лебеска. В 1941 году Кантелуб вошёл в состав правительства в Виши, в период оккупации публиковался в монархистской газете «Аксьон Франсез». Полагая, что радио — наилучший способ популяризации народной музыки, нередко участвовал в радиопередачах «Песни Франции». Не прерывая сочинительской и музыковедческой деятельности, Кантелуб продолжал собирательство народных песен. Впоследствии они были опубликованы в издательствах «Didier» и «Heugel». Кантелуб — автор биографий д’Энди (1949) и Северака (1950). Центральное сочинение Кантелуба — сборник «Песни Оверни» (1930) для сопрано с оркестром, в пяти тетрадях (всего 27 песен). Наследие композитора включает две оперы, несколько крупных оркестровых сочинений, многочисленные вокальные произведения, в том числе хоры, романсы и обработки народных песен. Жозеф Кантелуб умер в Гриньи (Эсон) 5 ноября 1957 года. Сочинения: оперы (даты постановок) - "Сельский домик" (1929), "Верцингеторикс" (1933); для оркестра - симфоническая поэма "К далекой принцессе" (1911), симфонические эскизы "Лавры" (1930), французские пьесы для фортепиано с оркестром (1935), Поэма для скрипки с оркестром (1937); пьесы для фортепиано; песни, обработки французской народной музыки. Литература: Музыкальная энциклопедия в 6 томах.. — Москва: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973-1982; Sadie, Stanley (Ed.) [1992] (1994). The New Grove Dictionary of Opera, Vol. 1, A-D, chpt: «Canteloube (de Malaret), (Marie) Joseph» by Richard Langham Smith, New York: MacMillan. ISBN 0-935859-92-6; L.G. Boursiac, Canteloube (Toulouse, 1941); Françoise Cougniaud-Raginel, Joseph Canteloube : chantre de la terre 1879—1957 (Béziers, 1988); Cahours d’Aspry, Jean-Bernard. Joseph Canteloube (1879—1957): chantre d’Auvergne et d’ailleurs. (Biarritz: Séguier, 2000).

[519x700]
1881
Эрнст Эмиль Александр Бак (немецкое имя — Ernst Emil Alexander Back)
немецкий физик-экспериментатор. Работы посвящены спектроскопии и атомной физике. Бак родился во Фрайбурге, учился в гимназии в Страсбурге. В 1902—1906 годах изучал юриспруденцию в Страсбурге, Мюнхене и Берлине, после чего в течение двух лет работал в управлении юстиции Эльзас-Лотарингии. В 1909 году решил закончить свое физическое образование, а в 1912 году окончательно оставил юридическую карьеру, став учеником Фридриха Пашена в Тюбингенском университете. В том же году совместно с Пашеном Бак обнаружил, что в сильных магнитных полях наблюдается упрощение сложной структуры эффекта Зеемана: аномальное расщепление переходит в нормальное (зеемановский триплет). Это явление носит название эффекта Пашена — Бака. Это исследование составило тему его докторской диссертации, защищенной в 1913 году. В 1914—1918 годах Бак принимал участие в Первой мировой войне. После её окончания возглавил лабораторию «Veifa-Werke» во Франкфурте-на-Майне, производившую электрическое и рентгеновское оборудование. В 1920 году вернулся в Тюбинген, где продолжал изучать расщепление спектральных линий в магнитном поле. В 1926 году был приглашен на должность экстраординарного профессора в университете Хоэнхайм, а с 1929 года — ординарного профессора. В 1936 году вернулся в Тюбингенский университет в качестве профессора, вышел в отставку в 1948 году. Скончался в Мюнхене 20 июля 1959 года. Имя Бака носит один из кратеров на Луне. Основные публикации: F.Paschen, E.Back. Normale und anomale Zeemaneffekte // Annalen der Physik. — 1912. — Vol. 344, № 15. — P. 897—932; E.Back, S.Goudsmit. Kernmoment und Zeemaneffekt von Wismut // Zeitschrift für Physik. — 1928. — Vol. 47, № 3—4. — P. 174—183; E.Back, A.Lande. Zeemaneffekt und Multiplettstruktur der Spektrallinien. — Berlin: Springer, 1925. Рецензия Игоря Тамма в УФН. Литература: Храмов Ю.А. Бак Эрнст // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Наука, 1983. — Страница 23. — 400 страниц — 200 000 экземпляров (в переплёте)

1881
Джеймс-Луи Ченг (James Louis Cheng)
католический прелат, первый епископ Чантхабури с 11 мая 1944 года по 14 апреля 1952 год. Джеймс-Луи Ченг родился в Таиланде. 22 мая 1910 года был рукоположён в священника. 11 мая 1944 года Римский папа Пий XII назначил Джеймса-Луи Ченга апостольским викарием Чантабури и титулярным епископом Баркузы. 11 февраля 1945 года состоялось рукоположение Джеймса-Луи Ченга в епископа, которое совершил апостольский викарий Бангкока епископ Рене-Мари-Жозе Перро в сослужении с апостольским викарием Раябури епископом Пьетро Луиджи Карретто и апостольским викарием Лаоса епископом Анри-Альбер Томин. Скончался в городе Чантхабури, Таиланд, 14 апреля 1953 года

Salnikov1905a (491x700, 158Kb)
1882
Дмитрий Николаевич Сальников
белый генерал, участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войны («дважды первопоходник»), а после военного поражения Белого движения активный деятель русской эмиграции в Китае. Родился в городе Шавли, Ковенская губерния, Российская империя. После 2-х лет обучения в Холмской духовной семинарии в 1900 г. поступил в Одесское пехотное юнкерское училище, из которого выпущен подпоручиком в 1904 г (1903 — ?) со старшинством от 18 сентября 1902 г. в 8-й пехотный полк. Затем служил в 11-м Сибирском стрелковом полку, участник русско-японской войны 1904-1905 гг. Был ранен в боях под Мукденом. Поручик со старшинством от 18 сентября 1906 г. Произведён в штабс-капитаны 18 сентября 1910 г. В 1912 году закончил Императорскую Николаевскую военную академию по 1-му разряду. Произведён в чин капитана Генерального штаба 18 сентября 1912 г. По выпуску из академии приказом по генштабу № 27 от 1913 г. прикомандирован к 11-му Сибирскому стрелковому полку на 1 год для командования ротой. Участник Первой мировой войны, штаб-офицер для поручений при штабе 37-го армейского корпуса, затем, с 20 февраля 1916 г. по 16 января 1917 г. 13-го армейского корпуса. Произведён в подполковники 19 декабря 1916 г. со старшинством от 19 декабря 1915 г. С 22 февраля 1917 г. Исполня.щий должность начальника штаба 184-й пехотной дивизии. Был 3 раза ранен и 2 раза контужен. С 1918 года в Добровольческой армии и ВСЮР. Упоминается как Начальник отдела укомплектования штаба армии. Участник 1-го Кубанского Ледяного похода, упоминается как начальник оперативного отдела штаба армии. На 26 июня 1918 г. — полковник, и.д. генерал-квартирмейстера Добровольческой армии. В октябре 1918, на посту генерал-квартирмейстера штаба Добровольческой армии, руководит организацией разведки армии. С 4 декабря 1918 г. по 17 марта 1919 г. командир 1-го Офицерского генерала Маркова полка, с января 1919 г. одновременно является начальником обороны Никитовского района (Донбасс). В результате конфликта с личным составом в марте 1919 снят с должности командира полка. По данным на июль 1919 — командир 5-й Донской конной бригады, входящей в состав 7-й Донской дивизии Донской армии. Упоминается в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». Командирован на восток России в войска адмирала А.В.Колчака, где с 19 июня по 30 сентября 1919 начальник пехотного штаба Восточного фронта (Восточный фронт образован 21 июля 1919 приказом Верховного Главнокомандующего адмирала А.В.Колчака). (несоответствие с предыдущими данными!) и с начала сентября 1919 г. одновременно начальник осведомительного отдела Верховного главнокомандующего. В ноябре 1919 года назначен командующим войсками Барнаульского и Бийского районов но по болезни в должность не вступил. Существует мнение, что "он сказался больным, дабы не забираться в глушь, и не быть вдали от больших Штабов в такое изменчивое тяжелое время". Участник Сибирского Ледяного похода. Вместе с полковником Поповым присоединился к 3-му Барнаульскому стрелковому полку в селе Красный Яр. Наличие двух офицеров генерального штаба при полку нам пригодилось: у них оказались, во-первых сороковерстные карты Сибири, каковых у нас не было, во-вторых — знакомства в соседних частях и штабах, что мы использовали при всяких недоразумениях на ночлегах и в походе. С декабря 1919 по 20 февраля 1920 г. начальник штаба Северной колонны генерала Н.Т.Сукина в составе 11-го Оренбургского казачьего и 3-го Барнаульского полков, двигавшейся по реке Енисею и оттуда на реку Ангару. По прибытии в Читу получил чин генерал-майора 14 марта 1920 г.. С 17 июня.-1 октября 1920 г. начальник осведомительного (особого) отдела штаба Дальне-Восточной армии (Главнокомандующего всеми вооруженными силами Российской Восточной окраины). 17 июня 1920 г. награждён знаком отличия военного ордена «За Великий Сибирской поход». 3 августа 1920 г. командирован в г. Харбин и г. Владивосток, 1 октября 1920 г., как не явившийся в срок из отпуска, был отчислен от занимаемой должности. В 1921 г. генерал для поручений по военным делам Временного Приамурского правительства. Участник Хабаровского похода. Упоминается как начальник Камчатской области. С 1 июня 1922 г. назначен генералом для поручений при члене Временного Приамурского правительства Н.Д.Меркулове. С конца 1922 года в эмиграции, живёт в Харбине, работает техником путей сообщения, учителем. По политическим взглядам — монархист-легитимист. С 1933 по 1935 год - начальник штаба Дальневосточного отдела Корпуса Императорской армии и флота, один из организаторов и начальник штаба Дальневосточного Союза военных , с 1 ноября 1935 г. помощник начальника 7-го (военного) отдела БРЭМ. Скончался в Харбине 29 мая 1945 года и был похоронен на Новом (Успенском) кладбище. Награды: Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом; Орден Святой Анны II степени с мечами; Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1906); Орден Святой Анны IV степени на оружии «За храбрость» (1905); Орден Святого Станислава II степ. с мечами и III степени. с мечами и бантом; Солдатский Георгиевский крест IV степени с лавровой ветвью (1917); Знак отличия Военного ордена за 1-й Кубанский «Ледяной» поход. (1918); Знак отличия Военного ордена «За Великий Сибирской Поход». (1920). Семья: Жена Ставчикова Анна Ивановна, дети: Николай 1908 года рождения., Герасим 1910 года рождения, Антонина 1912 года рождения, жили в Санкт-Петербурге-Петрограде-Ленинграде; Первая жена Дембицкая Надежда Федоровна в браке с ней - дочь Евгения 1909 года рождения; Дочь от брака с Сальниковой Анной Дмитриевной Сальникова Татьяна Дмитриевна 1941 года рождения проживает в Томске. Литература: Бушин А.Ю. Прошедший два Ледяных похода: К биографии генерал-майора Д.Н.Сальникова. // История белой Сибири: Материалы 5-й международной научной конференции. Кемерово, 2003. Страницы 222—224; Волков Е.В., Егоров Н.Д., Купцов И.В. Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны: биографический справочник. Москва. Русский путь, 2003 г. 240 страниц. ISBN 5-85887-169-0.

Hernandez_Martinez (458x700, 176Kb)
1882
Максимилиано Эрнандес Мартинес (испанское имя —Maximiliano Hernández Martínez)
сальвадорский военный и политический деятель, диктатор. Временно исполняющий обязанности президента Сальвадора с 4 декабря 1931 года по 28 августа 1934 года (1-й раз) и президент Сальвадора с 1 марта 1935 года по 9 мая 1944 года (2-й раз). Родидлся в городке Сан-Матиас, департамент Ла-Либертад, Сальвадор. Выпускник военной академии в Гватемале. Согласно сальвадорскому избирательному законодательству тех лет, кандидат, избранный президентом, после подтверждения полномочий должен был назвать своего вице-президента, и на сей раз победитель, реформист Артуро Араухо, при посредничестве влиятельных групп выбрал вице-президентом Мартинеса, действующего офицера. После военного путча был водворён в качестве президента, и на этом посту прославился решительным применением репрессий против любых оппонентов, особенно кровавым подавлением восстания 1932 года. В середине 1940-х вступил в конфликт с олигархией, однако в 1944 году подал в отставку в результате массовых выступлений студенчества, армии и оппозиционных политических групп. За пристрастие к оккультным наукам получил прозвище «Колдун». Умер в городе Данли, департамент Эль-Параи, Гондурас, 15 мая 1966 года. Его именем назван был один из эскадронов смерти времен гражданской войны в Сальвадоре.

Jány_Gusztáv (522x700, 228Kb)
1883
Густав Яни (венгерское имя — Jány Gusztáv, до 1924 года именовался Густав Хауцингер; немецкое имя — Gustav Hautzinger)
венгерский военный деятель. Генерал-полковник. участник Первой мировой войны на стороне Австро-Венгрии. При обретении независимости Венгрии переходит в Венгерскую армию. С 1928 назначается начальником штаба 2-й смешанной бригады.
С 1931 на преподавательской работе, начальник Военной Академии «Людовика». В 1936 вновь в действующей армии, назначен командующим 3-й смешанной бригады. после прихода Хорти к власти в 1938 году назначается начальником военного секретариата Хорти и генерал-адъютантом. С 1939 по 1940 — командир I армейского корпуса. С 1940 назначен командующим 2-й армией, в 1942 направлен на советско-германский фронт. после поражения его армии под Сталинградом и ранения в 1943 отозван в Венгрию. Нового назначения не получил. В 1944 году бежал в Германию. В 1945 оказался в американской зоне оккупации. После смерти жены в 1946 г. добровольно вернулся в Венгрию, был арестован и расстрелян в Будапеште 26 ноября 1947 года по приговору военного трибунала. Награды: Рыцарский крест Железного креста (31 марта 1943). Литература: Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне. Союзники Германии. — Москва: АСТ; Астрель, 2003. — ISBN 5-17-021314-X ; 5-271-07619-9

[521x700]
1884
Михаил Александрович Герасимов
советский учёный в области виноделия, доктор сельскохозяйственных наук (1941), профессор (1944), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944). Родился в селе Стрельниково, ныне Орловской области. Окончил (1909) естественный факультет Московского университета. Один из организаторов отечественного виноделия. Работал в винодельческом хозяйстве "Абрау-Дюрсо" (1919), заведующий отделом виноделия Государственного Никитского ботанического сада (1923—1930), в Грузинском НИИВиВ и главным виноделом Наркомпищепрома СНГ (1930 —1936); с 1938 главный инженер-винодел треста Главвино СНГ. Одновременно с 1953 заведующий кафедрой виноделия Московского технологических института пищевой промышленности. Исследовал вопросы созревания и старения вин. Разработал технологических основы развития десертного виноделия для различных климатич. зон, основы и методы термич. обработки вин для ускорения их созревания, установил причины недобродов вин и предложил способы их устранения. Герасимовым изучены вопросы очистки и улучшения качества вин при обработке их холодом, применения в практике виноделия сернистого ангидрида, рационализации производства виннокислотного сырья. Научно обосновал и внедрил в производство технологию нового типа вина — Советского хереса. Автор 150 научных трудов, 3 изобретений. Был председателем Центральной дегустационной комиссии треста Главвино СНГ, председателем постоянной технологических комиссии Международного бюро виноградарства и виноделия (Париж). Член-корреспондент Итальянской академии виноградарства и виноделия (1961), почетный доктор Венгерского института садоводства, виноградарства и виноделия (1963). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Трудового Красного Знамени. Умер Москве 18 апреля 1966 года. Сочинения: Созревание и старение вина. — Москва, 1939; Избранные работы по виноделию 1925—1955. — Москва, 1955; Технология вина. — 3-е издание — Москва, 1964.

Моргунов (460x700, 206Kb)
1884
Алексей Алексеевич Моргунов
российский и советский художник, внебрачный сын пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова. Родился в Москве. Учился в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище (1899—1902, 1909) и в частных студиях Константина Коровина и Сергея Иванова. В 1904 году, в двадцатилетнем возрасте, был принят в Московское товарищество художников и начал участвовать в выставках (вышел из этого объединения в 1910 году). Посещал интеллектуальный салон Константина Крахта. В 1909—1910 годах Моргунов путешествовал по Германии, Франции и Италии, где изучал современную западноевропейскую живопись. Большое влияние на него оказали импрессионисты, Пьер Пюви де Шаванн, Эдуард Мане, Гюстав Курбе, Поль Сезанн. В начале 1910-х годов художник держал мастерскую на Остоженке в Москве (Остоженка, 57), получившую известность под названием «Моргуновка»; она была местом встречи левых живописцев и своеобразным клубом и «свободной академией» для рисования натуры.
МоргуновОтец (514x700, 278Kb)
Отец Алексея Моргунова, художник Алексей Саврасов, в 1890-е годы — в период хронической алкогольной интоксикации
Вернувшись в 1910 году из путешествия по Европе, в котором он погрузился в европейский протоавангард, Алексей Моргунов естественным образом примкнул к самой радикальной группе русских художников во главе c Михаилом Ларионовым. Группа получила название по первой, проведённой в конце 1910-го — начале 1911 года, выставке — «Бубновый валет». Моргунов не был ключевым участником этого объединения, но не был и аутсайдером среди 37 участников первой выставки. Именно Моргунов выполнил выставочную афишу одного из самых знаковых событий мирового авангарда. Аристарх Лентулов спустя двадцать с лишним лет вспоминал об этом: Моргунов сделал в середине холста по циркулю круг, который в центре слегка сдвинул, и в каждой из половин нарисовал бубнового валета, одного вверх головой, другого вниз, как это есть на картах. Поле было покрыто оранжевым цветом, и чёрными буквами написано: «выставка картин Б.В.» («Бубнового валета»). Идущему по улице и читающему эту вывеску вполне могло показаться, что здесь не только картины, но и что-нибудь вроде игорного дома.
Влияние «Бубнового валета» на раннее авангардное творчество Алексея Моргунова было определяющим: в своих работах этого времени он сочетал фовизм и неопримитивизм в редакции Михаила Ларионова.
МоргуновПортрет Натальи Гончаровой ц (700x528, 435Kb)
Алексей Моргунов. Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. 1913
Позже, как и многие ведущие русские авангардисты, Моргунов прошёл через увлечение кубофутуризмом. В выставках и диспутах «Бубнового валета» Алексей Моргунов участвовал вплоть до 1914 года, фактически уже отойдя от художественной идеологии и «Бубнового валета», и нового детища Михаила Ларионова — «Ослиного хвоста», в единственной выставке которого в 1912 году он также участвовал. В 1914—1915 годах Алексей Моргунов был одним из ближайших сподвижников Казимира Малевича, вместе с Моргуновым и Иваном Клюном основавшего феврализм. Начало феврализму было положено на публичном диспуте «Бубнового валета» 4 марта 1914 года в зале Политехнического музея. Малевич, заявивший на диспуте о низвержении разума, и провоцировавший диспутантов Моргунов пришли на диспут с прикреплёнными на лацканах пиджаков деревянными ложками. Председательствовавший Пётр Кончаловский был вынужден закрыть собрание после слов Моргунова: «У меня от доклада Тугендхольда сделалось расстройство желудка, притом утомил, дурак…»
МоргуновПод розовой тенью (700x505, 473Kb)
Алексей Моргунов. Под розовой тенью. 1911
Фотография гуляющих 1 марта 1914 года с ложками в петлицах по Кузнецкому Мосту Малевича и Моргунова попала в московские газеты. Вне газет осталась фотография троицы февралистов-«лошкарей» с Клюном, сделанная в тот же день, чуть ранее, в художественном ателье на Арбате. Помимо эпатажа и алогизма в февралистских полотнах Алексея Моргунова, по наблюдению Александры Шатских, «присутствуют те самые плоскости правильных очертаний, что своим молчаливым взиранием так тревожили будущего супрематиста» Малевича. Однако в супрематизм Моргунов не попал. Шатских так пишет об этом: Вынужденная цезура в творческих отношениях, о которой Малевичу пришлось сообщить Матюшину 11 октября 1915 года («Моргунов сдал совсем и пришёл в ужасное состояние») была вызвана не «интриганством» супрематиста, которое понапрасну пытаются инкриминировать ему, а потомственным заболеванием отпрыска Саврасова. Чудовищные запои омрачали жизнь и отца, и сына.
МоргуновЧайная № 5 (431x700, 284Kb)
Алексей Моргунов. Чайная № 5
МоргуновКомпозиция с буквой Ю (568x700, 378Kb)
Алексей Моргунов. Композиция с буквой Ю. Середина 1910-х
На два года Моргунов почти полностью выпал из художественной жизни, частично вернувшись в неё только в раннесоветское время. После Октябрьского переворота с 1918 года был членом коллегии ИЗО Наркомпроса; в 1920—1921 годах работал в закупочной и тарифной комиссиях Наркомпроса. В 1918—1920 годах был профессором живописи в Первых Свободных государственных художественных мастерских. Был членом Пролеткульта, входил в группу «Объективный анализ» в ИНХУКе. В 1920-е годы художник обратился к неоклассицизму, а в последние годы жизни писал картины в стиле соцреализма[2]. Моргунов входил также в Общество московских художников (ОМХ); несколько его картин («Днепрострой», «РионГЭС», «Туапсе. Нефтепровод», «Туапсе. Рабочий посёлок») в 1930-е годы были репродуцированы издательством ОМХ на открытках. Алексей Моргунов умер в родном городе 15 февраля 1935 года — в один год с Казимиром Малевичем.
Семья и родственные связи
Отец — Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897), российский художник. Мать — Екатерина Матвеевна Моргунова (около 1856 — около 1920). Сестра — Надежда Алексеевна Моргунова. Внучатый племянник (правнук отца по первому и единственному браку) — Олег Борисович Павлов (1921—2014), советский и российский художник.
МоргуновФевралисты (501x700, 166Kb)
Февралисты («лошкари») Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов (слева направо). Москва, 1 марта 1914 года
Прижизненные выставки: 1904 — 24-я Периодическая выставка, Москва, Исторический музей (с картиной «Лес»); 1908 — 27-я Периодическая выставка, Москва, Московское общество любителей художеств (с картиной без названия); 1910 — 7-я выставка Нового общества художников, Санкт-Петербург, Пассаж (с картинами «Вечер», «Цветы», «Осень»); 1910—1911 — «Бубновый валет», Москва, декабрь 1910 — январь 1911 (с картинами Nature morte, Paris, Luxembourg, Aprè smidi, «За столиком», «Пейзаж», «Сосны»); 1911 — 2-я выставка картин общества художников «Союз молодёжи», Санкт-Петербург; 1912 — Выставка картин группы художников «Ослиный хвост», Москва, Московское училище живописи, ваяния и зодчества (с картинами «Чаепитие», «Зима», Nature morte, «Цветы», «Мясники», «Пейзаж», «Пейзаж», «Окно», «Пейзаж», «Зимний пейзаж», «В ресторане», «Пейзаж», «Мясная лавка», «В чайной», «За столом», «Пляска», «Перед грозой», «Пейзаж», «В чайной»); 1912 — Выставка картин «Мир искусства»; 1913 — Выставка картин общества художников «Бубновый валет» (с 10 картинами); 1913—1914 — Выставка картин общества художников «Союз молодёжи», Санкт-Петербург, 10 ноября 1913 — 10 января 1914; 1914 — Выставка картин общества художников «Бубновый валет» (с картинами «Пейзаж», «Голова старика», «Цветы», «Цитрист», «Франт» [рисунок], «Автопортрет», «Чернильница», «Графин с вином»); 1915 — 1-я футуристическая выставка картин «Трамвай В», Петроград, Малый зал Императорского общества поощрения художеств (с картинами «Цветы», «Голова старика», «Музыкальный инструмент», «Автопортрет», «Франт», «Алкоголь», «Пейзаж», «Скачки», «Гимназист», «Завтрак», «Портрет дамы», «Авиатор», «Куритель опиума», «Матрос», «Почтальон», «Всадник»); 1916 — «Магазин», Москва; 1917 — «Московский салон», Москва; 1919 — 5-я государственная выставка картин, Москва; 1922 — Берлин; 1925 — 3-я художественная выставка картин калужских и московских художников; 1929 — 2-я выставка картин и скульптуры Общества московских художников, Москва, Парк культуры и отдыха (с картинами «Зрители» [эскизы], «Сидящая женщина», «Идущий мальчик», Nature morte, «Пейзаж»); 1929 — «Дети в искусстве», Москва (с картиной «В татарской школе»); 1929 — Exhibition of contemporary art of Soviet Russia, Нью-Йорк, Grand Central Palace (с картиной Boat Landing); 1931 — 6-я выставка «Крым и Кавказ — здравницы С. С. С. Р.», Москва (с картинами «Кавказ», «Туапсе», «Хоста», «Шоссе Сочи — Сухум»); 1931 — 3-я передвижная выставка, Свердловск, Магнитогорск, Омск, Новосибирск, Кузбасс, Семипалатинск, Алма-Ата, Ташкент, Самарканд, Ростов-на-Дону, Краснодар, Грозный, Новороссийск, Совхоз «Гигант», Минск, Смоленск (с картиной «Нефтепровод в Туапсе»); 1932 — Юбилейная выставка «Художники РСФСР за 15 лет», Ленинград, Государственный Русский музей (с картинами «Днепрострой», «Шоссе Сочи — Сухум», «Хоста. Чёрное море»); 1933 — Передвижная художественная выставка (с картиной «Туапсе. Нефтепровод»). Посмертные выставки: 2004—2005 — Русский авангард из собрания Российского государственного архива литературы и искусства («АРХИВажный авангард»), Москва, Государственная Третьяковская галерея (8 июня — 15 августа 2004); Санкт-Петербург, Государственный Русский музей (11 августа — 12 сентября 2005); 2005 — «Бубновый валет», Москва, Государственная Третьяковская галерея, 1 февраля — 15 мая. Местонахождение произведений: Государственная Третьяковская галерея («Портрет»); Государственный музей современного искусства (Салоники) («Стоящая фигура (авиатор)», «Лаборатория авиатора», «Натюрморт с гребнем», «Натюрморт с колесом»); Центр Харджиева—Чаги; Чикагский институт искусств («Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова»); Государственный Русский музей («Композиция с буквой Ю»); Ярославский художественный музей («Мясная лавка»); Курская областная картинная галерея имени А.А.Дейнеки («Под розовой тенью»); Калужский музей изобразительных искусств («Чайная № 5»); Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А.Коваленко («Композиция № 1»); Таганрогский художественный музей («Демонстрация»); Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре («Река Томь», «Профиль плотины», «Лунная ночь», «Сосны», «Дорога в Хосту», «Туапсе», «Декоративный мотив», «Здравница Кисловодск», «Кисловодск», «Зима. Дворик», «Усадьба с башнями», «Цветы», «Пейзаж», «Днепрострой»); Слободской краеведческий музей («Композиция», 1915–1916). Средства на реставрацию картины были собраны при помощи краудфандинга в 2021 году. Сочинения: Ган Ал., Моргунов А., Малевич К. Задачи искусства и роль душителей искусства // Анархия. — 23 марта 1918 года. — № 25; Моргунов А. К чёрту! // Анархия. — 29 марта 1918 года. — № 30; Моргунов А. Заколдованный круг // Анархия. — 4 апреля 1918 года. — № 35; Моргунов А.А. [Воспоминания] // Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. — Москва, 1997. — Том I. Литература: РГАЛИ. Фонд 1938. Опись 1. Единиц хранения 41; Фонд 1334. Опись 1. Единиц хранения 1298; Фонд 665. Опись 1. Единиц хранения 35; Фонд. 660. Опись 1. Единиц хранения 739; Обольсина О. Забытые страницы советского искусства // Искусство. — 1974. — № 3. — Страницы 32—37; Котович Т.В. Моргунов Алексей Алексеевич // Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. — Минск: Экономпресс, 2003. — Страница 210. — ISBN 985-6479-30-4; Шатских А.С. Февралист-«лошкарь» Моргунов // Казимир Малевич и общество Супремус. — Москва: Три квадрата, 2009. — Страницы 37—39. — 700 экземпляров — ISBN 978-5-94607-120-8; Моргунов, Алексей Алексеевич (Morgunov, Alexei) // Русский музей. Живопись. Первая половина XX века. Каталог (Russian Museum. Painting. First Half of the 20th Century. Catalogue) / В. Леняшин (научный редактор тома) и др. — СПб.: Русский музей, Palace Editions, 2011. — Том 11: Ленинград, Москва — Страницы 138—140; Сарабьянов А.Д. Моргунов Алексей Алексеевич // Энциклопедия русского авангарда / Авторы-составители В. И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов; научный редактор А.Д.Сарабьянов. — Москва: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Том II: Биографии. Л—Я. — Страницы 138—140. — ISBN 978-5-902801-11-5.

[466x700]
1885
Петр Петрович Будников
заведующий кафедрой Московского химико-технологического института имени Д.И.Менделеева, член-корреспондент Академии наук СССР. Родился в городе Смоленске, в купеческой семье. Русский. Его отец, переехав в Смоленск из Витебской губернии, построил паровой кафельно-изразцовый завод, стал в 1879 году купцом второй гильдии. Петр в 1906 году окончил смоленское Александровское реальное училище. В 1911 году окончил Рижский политехнический институт, выполнив за четыре года пятилетнюю программу химического отделения. Непродолжительное время работал в лаборатории института, затем инженером на Кудиновском заводе электроуглей (ныне город Электроугли) под Москву. Но уже в 1912 году стал преподавателем химии и химической технологии в мануфактурно-промышленном училище в городе Лодзь (Польша). В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Лодзинское училище было эвакуировано в Москву и П.П.Будников, продолжая преподавать в нем, одновременно стал руководителем производства Московского химического завода. В 1918 году в город Иваново-Вознесенск (ныне Иваново) был эвакуирован Рижский политехнический институт. П.П.Будников был приглашен на работу в новый вуз, был избран доцентом кафедры химической технологии, а в 1919 году профессором и заведующим кафедрой химии и технологии минеральных веществ. Плодотворно занимаясь научной работой, постепенно отошел от текстильной химии к химии силикатов, технологии вяжущих веществ, керамических материалов. Состоял членом Технического Совета Комиссии по строительным материалам при Госстрое СССР и членом Ученого Совета Государственного экспериментального института силикатов (ГЭИС) в Москве. В 1926 году П.П.Будников уехал работать в Харьков. Был главным инженером силикатных заводов (1926-1928 годы); директором центральной научно-исследовательской лаборатории Украинского треста огнеупорно-цементной промышленности (1927-1932 годы); заведующим отделением химически стойких керамических материалов Харьковского института силикатов (1932-1935 годы). С 1934 работал в Харьковском химико-технологическом институте деканом химико-технологического факультета и факультета технологии силикатов. В 1939 году стал членом-корреспондентом Академии Наук СССР и действительным членом Академии Наук Украинской ССР. С 1941 года председатель отделения физико-химических, математических и геологических наук Академии наук УССР. Продолжал руководить отделением и в эвакуации в Уфе. С 1944 года профессор Будников стал заведующим кафедрой общей технологии силикатов Московского химико-технологического института имени Д.И.Менделеева (ныне Российский химико-технологический университет) и бессменно руководил ею до самой кончины. В 1945 году организовал Московский институт гипсовой промышленности (НИИ гипса, позднее - ВНИИ стройматериалов), а 1945-1947 годах был директором института. Научная работа П.П.Будникова в Иваново-Вознесенске, Харькове, Москве была исключительно плодотворной. Он изучал физико-химические свойства и превращения природных и синтезированных силикатных материалов; термодинамику, кинетику, механизмы реакций в твердых и жидких фазах при высоких температурах; зависимость свойств синтетических силикатов от их микроструктуры; рост кристаллов в высокоогнеупорных материалах и оксидах, его ускорение. Исследовал условия синтеза вяжущих веществ с наибольшей гидравлической активностью; процессы спекания силикатных материалов, их интенсификацию; процессы при коррозии огнеупоров и химически стойких материалов, в частности бетона. Изыскивал и синтезировал огнеупоры из чистых оксидов. Получал строительные материалы оборонного значения, а также для скоростного восстановительного и нового строительства. Занимался созданием новых видов вяжущих веществ, огнеупорных, изоляционных, керамических и прочих материалов. Обследовал минеральные богатства страны (каолины, глины, кварциты и др.), искал пути их применения. Разрабатывал новые методы исследования и анализа силикатов, контроля производства огнеупоров и стройматериалов. Научные изыскания ученого и учеников его школы позволили создать материалы для работ по реконструкции, а затем послевоенного восстановления и развития химической, металлургической, огнеупорной, строительной отраслей промышленности. П.П.Будников получил целый ряд новых цементов: ангидритовый (Сталинская премия, 1942 год); цементы из отходов - доменных шлаков, зол электростанций, нефелинового шлама; быстротвердеющий сверхпрочный цемент для массивных бетонных сооружений; расширяющиеся гипсоглиноземистый и портландский цементы; щелочеупорный цемент и др. Им создано множество огнеупоров: хромсодержащие - для доменных, мартеновских, вращающихся цементных печей, полукислые - для коксо- и нефтехимии, шамотные и муллитовые - для стекольной отрасли промышленности и др. Им найдены методы получения высокопрочного отделочного гипса, автоклавного глино- и песчано-известкового строительного раствора. Вместе с сотрудниками Будников разработал технологию производства высококачественных запальных свечей и корундовых огнеупорных изоляторов для двигателей внутреннего сгорания с форсированным режимом (Сталинская премия, 1950 год). В 1952 году ученый стал лауреатом Сталинской премии за выполнение спецзадания правительства. У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1965 года «за выдающиеся заслуги в развитии силикатной и химической промышленности, подготовке инженерных и научных кадров и в связи с 80-летием» Будникову Петру Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». П.П.Будников непосредственно участвовал в определении путей развития многих отраслей промышленности, в проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий, сооружений. Он являлся членом их технических советов, в частности Министерства стройматериалов в СССР и РСФСР (1947-1968), возглавлял секцию стройматериалов для гидроэлектростанций, каналов, оросительных систем (1950-1956). Десять лет он был главным редактором журнала «Строительные материалы», 15 лет - членом президиума ВХО имени Д.И.Менделеева, затем его вице-президентом и заместителем председателя Центрального правления. За 60 лет научной и технической деятельности Будников опубликовал более 1500 работ, включая учебники, монографии, учебные пособия; получил около 90 авторских свидетельств и патентов; подготовил более 2000 инженеров и более 100 кандидатов и докторов наук. Уже в 1922 году Будников был избран членом Немецкого химического общества, в 1924, 1929, 1934 годах - Американского, Немецкого, Чехословацкого керамических обществ, в 1956 году - академиком Польской академии наук. Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР Жил в Москве. Скончался 6 декабря 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награжден 2 орденами Ленина, 5 другими орденами, а также медалями. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудовoгo Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Знак Почета, медалями. В Москве, на доме где жил учёный, установлена мемориальная доска. С 1975 года его имя носит один из старейших научно-исследовательских институтов строительных материалов - ОАО «ВНИИстром имени П.П.Будникова»
[557x700]
Мемориальная доска установлена в городе Уфе на улице Ленина.

[473x700]
1885
Эгон Джозеф Веллес (Egon Joseph Wellesz)
австрийский и британский композитор, музыковед, педагог. Представитель Новой венской школы. Веллес — один из наиболее известных западных музыковедов-медиевистов XX в., исследователь византийской церковной музыки. Доктор философии (1908). Родился в Вене. Учился в Вене у Г.Адлера (музыковедение) и К.Фрюлинга (фортепиано, гармония) в университете, а также у А.Шёнберга (контрапункт, композиция). В 1911-1915 преподавал историю музыки в Новой консерватории, с 1913 — в университете в Вене (с 1929 профессор). После захвата Австрии нацистской Германией, с 1938 жил в Англии. Вёл педагогическую и научную работу в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, в Кембриджском, Оксфордском (руководил исследованиями византийской музыки), Эдинбургском университетах, а также в Принстонском университете (США). Веллес — один из крупнейших исследователей византийской музыки; основатель Института византийской музыки при Венской национальной бибилотеке (1932), участвовал в работе Византийского исследовательского института в Думбартон-Оксе (США). Один из основателей монументального издания «Памятники византийской музыки» («Monumenta musicae Byzantinae»), многие тома которого подготовил самостоятельно. Одновременно с Г.Тильярдом расшифровал византийскую нотацию т.н. «среднего периода» и раскрыл композиционные принципы византийского пения, определив тем самым новый этап в музыкальной византологии. Участвовал как автор и редактор в «Новой Оксфордской истории музыки»; написал монографию об А.Шёнберге, опубликовал статьи и брошюры о новой венской школе. Как композитор сложился под влиянием Г.Малера и Шёнберга. Писал оперы и балеты, главным образом на сюжеты древнегреческих трагедий, которые ставились в 1920-х гг. в театрах различных немецких городов; среди них — «Принцесса Гирнара» (1921), «Алкестида» (1924), «Жертвоприношение пленного» («Opferung der Gefangenen», 1926), «Шутка, хитрость и месть» («Scherz, List und Rache», по произв. И.В.Гёте, 1928) и др.; балеты — «Чудо Дианы» («Das Wunder der Diana», 1924), «Персидский балет» (1924), «Ахилл на Скиросе» (1927) и др. Веллес — автор 5 симфоний (1945-58) и симфонических поэм — «Предвесеннее» («Vorfrühling», 1912), «Торжественный марш» (1929), «Заклинания Просперо» («Prosperos Beschwörungen», по «Буре» Шекспира, 1938), кантат с оркестром, в том числе «Середина жизни» («Mitte des Lebens», 1932); для хора с оркестром — цикл на слова Рильке «Молитва девушек к богоматери» («Gebet der Mudchen zur Maria», 1909), концерта для фортепиано с оркестром (1935), 8 струнных квартетов и других камерно-инструментальных произведений, хоров, месс, мотетов, песен. Умер в Оксфорде 9 ноября 1974 года. Награды: 1953 Preis der Stadt Wien für Musik; 1957 Commander of the Order of the British Empire; 1957 Große Silberne Medaille der Stadt Paris; 1959 Großes Goldenes Ehrenzeichens für Verdienste um die Republik Österreich; 1961 Großer Österreichischer Staatspreis für Musik; 1961 Verleihung des Gregoriusorden durch Papst Johannes XXIII; 1971 Österreichisches Ehrenzeichen für Wissenschaft und Kunst; 1973 Ehrenmitglied der Gesellschaft der Musikfreunde in Wien. Этапные работы: Das Wunder der Diana, op. 18 (1914—1917), Ballett nach Béla Balázs; Die Prinzessin Girnara, op. 27 (1919—1920), Libretto von Jakob Wassermann; Persisches Ballett, op. 30 (1920), Ballett nach Ellen Tels; Achilles auf Skyros, op. 33 (1921), Ballett nach Hugo von Hofmannsthal; Alkestis, op. 35 (1923), Libretto von Hugo von Hofmannsthal nach Euripides; Die Nächtlichen. Tanzsinfonien, op. 37 (1923), Ballettszenen nach Max Terpis; Die Opferung des Gefangenen, op. 40 (1924—1925), Kultisches Drama nach Eduard Stucken; Scherz, List und Rache, op. 41 (1927), Libretto nach Johann Wolfgang von Goethe; Die Bakchantinnen, op. 44 (1931), Libretto des Komponisten nach Euripides, Oper in 2 Akten; Hymne der Agave aus Die Bakchantinnen, op. 44, Konzertbearbeitung vom Komponisten; Incognita, op. 69 (1950), Libretto von Elizabeth MacKenzie und William Congreve (Autor)|William Congreve. Произведения для хора: Drei gemischte Chöre, op. 43 (1930), Text: Angelus Silesius; Fünf kleine Männerchöre, op. 46 (1932) aus dem Fränkischen Koran von Ludwig Derleth; Drei geistliche Chöre, op. 47 (1932) für Männerstimmen zu Gedichten aus Mitte des Lebens von Rudolf Alexander Schröder; Zwei Gesänge, op. 48 (1932) nach Gedichten aus Mitte des Lebens von Rudolf Alexander Schröder; Quant'è bella Giovinezza, op. 59 (1937), Frottola für Frauenchor; Carol, 62a (1944) für Frauenchor; Proprium Missae, Laetare, op. 71 (1953) für Chor und Orgel; Kleine Messe G-dur, op. 80a (1958) für drei gleiche Stimmen a cappella; Alleluia, op. 80b (1958) für Sopran oder Tenor solo; Laus Nocturna, op. 88 (1962); Missa brevis, op. 89 (1963) für Chor; To Sleep, op. 94 (1965) für Chor; Festliches Präludium, op. 100 (1966) über ein byzantinisches Magnificat für Chor und Orgel. Произведения для оркестра: Heldensang, op. 2 (1905), symphonischer Prolog für großes Orchester; Vorfrühling, op. 12 (1912), symphonisches Stimmungsbild für Orchester; Suite für Orchester, op. 16 (1913); Mitte des Lebens, op. 45 (1931-1932), Kantate für Sopran, Chor und Orchester; Klavierkonzert, op. 49 (1933); Amor Timido, op. 50 (1933), Arie für Sopran und kleines Orchester. Text: Pietro Metastasio; Prosperos Beschwörungen, op. 53 (1934-1936), fünf symphonische Stücke nach William Shakespeares The Tempest; Lied der Welt für Sopran und Orchester, op. 54 (1936-1938), Text: Hugo von Hofmannsthal; Leben, Traum und Tod für Alt und Orchester, op. 55 (1936-1937), Text: Hugo von Hofmannsthal; Schönbüheler Messe C-dur, op. 58 (1937) für Chor, Orchester und Orgel; Symphonie Nr. 1, op. 62 (1945); Symphonie Nr. 2, op. 65 (1947-1948), Die Englische; Symphonie Nr. 3, op. 68 (1949-1951); Symphonie Nr. 4, op. 70 (1951-1953), Austriaca; Symphonie Nr. 5, op. 75 (1955-1956); Violinkonzert, op. 84 (1961) Dem Geiger Eduard Melkus gewidmet. Als CD 2010 eingespielt von David Frühwirth; Four Songs of Return für Sopran und Kammerorchester, op. 85 (1961) nach Texten von Elizabeth Mackenzie; Duineser Elegie, op. 90 (1963) für Sopran, Chor und Orchester nach Rainer Maria Rilke; Ode an die Musik, op. 92 (1965) für Bariton oder Alt und Kammerorchester, Text: Pindar, in freier Nachdichtung von Friedrich Hölderlin; Symphonie Nr. 6, op. 95 (1965); Vision für Sopran und Orchester, op. 99 , (1966), Text: Georg Trakl; Mirabile Mysterium, op. 101 (1967) für Soli, Chor und Orchester; Symphonie Nr. 7, op. 102 (1967-1968), Contra torrentem; Canticum Sapientiae, op. 104 (1968) für Bariton, Chor und Orchester nach Texten des Altes Testament|Alten Testaments; Divertimento für kleines Orchester, op. 107 (1969); Symphonischer Epilog, op. 108 (1969); Symphonie Nr. 8, op. 110 (1970); Symphonie Nr. 9, op. 111 (1970-1971). Камерная музыка: Streichquartett Nr. 1, op. 14 (1912); Streichquartett Nr. 2, op. 20 (1915-1916); Geistliches Lied, op. 23 (1918-19) für Singstimme, Violine, Viola und Klavier; Streichquartett Nr. 3, op. 25 (1918); Streichquartett Nr. 4, op. 28 (1920); Sonate für Violoncello solo, op. 31 (1920); Zwei Stücke für Klarinette und Klavier, op. 34 (1922); Sonate für Violine solo, op. 36 (1923); Suite für Violine und Kammerorchester, op. 38 (1924); Sonette der Elizabeth Barrett-Browning für Sopran und Streichquartett oder Streichorchester, op. 52 (1934); Suite für Violoncello solo, op. 39 (1924); Suite für Violine und Klavier, op. 56 (1937/1957); Suite für Flöte solo, op. 57 (1937); Streichquartett Nr. 5, op. 60 (1943); The Leaden Echo and the Golden Echo. Lied für Sopran, Klarinette, Violoncello und Klavier, op. 61 (1944). Text: Gerard Manley Hopkins; Streichquartett Nr. 6, op. 64 (1946); Streichquartett Nr. 7, op. 66 (1948); Oktett, op. 67 (1948-49) für Klarinette, Fagott, Horn, zwei Violinen, Viola, Violoncello und Kontrabass; Sonate für Violine solo, op. 72 (1953/1959); Suite, op. 73 (1954) für Flöte, Oboe, Klarinette, Horn und Fagott; Suite für Klarinette solo, op. 74 (1954); Suite für Oboe solo, op. 76 (1956); Suite für Fagott solo, op. 77 (1957); Fanfaren für Horn solo, op. 78 (1957); Streichquartett Nr. 8, op. 79 (1957); Quintett, op. 81 (1959) für Klarinette, 2 Violinen, Viola und Violoncello; Streichtrio, op. 86 (1962); Rhapsody für Viola solo, op. 87 (1962); Musik für Streichorchester in einem Satz, op. 91 (1964); Fünf Miniaturen für Violinen und Klavier, op. 93 (1965); Partita in Honorem Johann Sebastian Bach, op. 96 (1965) für Orgel; Streichquartett Nr. 9, op. 97 (1966); Vier Stücke für Streichquartett, op. 103 (1968); Vier Stücke für Streichtrio, op. 105 (1969, 2. Fassung 1971); Vier Stücke für Streichquintett, op. 109 (1970); Präludium für Viola solo, op. 112 (1971). Литература: Klaus Stübler, Christine Wolf: Harenberg Komponistenlexikon. Mayers Lexikonverlag, Mannheim 2004, ISBN 3-411-76117-2, S. 677,1019; Robert Schollum: Egon Wellesz. Verlag Lafite, Wien 1985, ISBN 978-3-85151-039-3, S. 80; Harald Kaufmann: Gespräch mit Egon Wellesz, in: H. Kaufmann Von innen und außen. Schriften über Musik, Musikleben und Ästheti, hg. von Werner Grünzweig und Gottfried Krieger, Wolke, Hofheim 1993, S. 181—182.

[476x700]
1886
Яков Ефимович Житников
революционный деятель, участник гражданской войны, участник борьбы за установление Советской власти в Средней Азии. Один из Асхабадских комиссаров. Член Коммунистической партии. Родился в городе Бирюч, ныне село Красногвардейское Белгородской области. В революционном движении с 1905 (в Воронежской губернии), в 1906 выслан в Асхабад (Ашхабад). В 1917 г. член солдатского комитета Асхабадского гарнизона, один из основателей большевистской организации Асхабада, председатель Асхабадского ревкома. В 1918 г. – комиссар продовольствия СНК Закаспийской области. В период борьбы против белоказачьего мятежа летом 1918 г. командовал отрядами Красной Гвардии Закаспия. Был схвачен мятежниками и расстрелян в числе 9 асхабадских комиссаров в 15 км от Ашхабада 24 июля 1918 года.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 21 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»