1854
Леонард Охтман (Leonard Ochtman)
американский художник-импрессионист голландского происхождения. Специализировался на пейзажах, был одним из основателей художественной колонии Cos Cob Art Colony в Коннектикуте, членом общества Greenwich Society of Artists. Родился в городе Зоннемайре голландской провинции Зеландия, в семье художника-декоратора. В 1866 году его семья переехала в США в город Олбани, штат Нью-Йорк, где в раннем возрасте Леонард начал работать чертежником в деревообрабатывающей фирме. В 1879 году он переехал из Олбани в Нью-Йорк, где делил комнату с товарищем, художником Чарльзом Итоном (Charles Warren Eaton). В Нью-Йорке Леонард работал с группой художников, которые играли важную роль в развитии импрессионизма в Соединенных Штатах. Он обучался в Лиге студентов-художников из Нью-Йорка в 1879 году, но в основном был самоучкой. В течение нескольких лет его студию в Нью-Йорке располагалась в том же здании, что Джорджа Иннесса, лидера тонализма; художники сотрудничали друг с другом. В 1882 году Охтман выставлял свои пейзажи в Национальной академии дизайна. В 1886 году он путешествовал по Европе, где познакомился с работами голландских художников Гаагской школы живописи — Якоба Мариса и Антона Мауве. В Нью-Йорк вернулся в 1887 году. Академиком стал в 1904 году. Леонард Охтман был женат на художнице-импрессионистке Мине Охтман (1862—1924). В 1891 году они переехали в местечко Mianus, Коннектикут, где стали основателями и членами арт-колонии в городке Кос Коб. Её членами являлись также Джон Тавхтман, Чайльд Гассам, Джулиан Уир, Теодор Робинсон и Elmer Livingston MacRae. Охтман построил дом Grayledge, в котором проводил мастер-классы New York Summer School. Его студентами были Кларк Вурхис и Harriet Randall Lumis. В 1912 году Охтман и его друг скульптор Эдвард Поттер (Edward Clark Potter) создали в Гринвиче, Коннектикут, общество Greenwich Art Society и музей Bruce Museum. Охтман был вице-президентом общества с 1912 года и его президентом в 1916—1932 годах. Умер в Гринвиче, штат Коннектикут, США, 27 октября 1934 года. Его дочь Дороти (Dorothy Ochtman, 1892—1971) — училась живописи у родителей и стала художником, писавшим натюрморты. Наиболее характерные работы художника связаны с проливом Лонг-Айленд и видами Коннектикута. Его работы находятся во многих музеях и частных коллекциях США.
Некоторые работы

Dutch landscape

Landscape Path to the water
On the Mianus river

Old Pastures
[507x700]
1856
Яков Степанович Калишевский
украинский хоровой дирижер, певец (баритон). Яков Степанович Калишевский родился в городе Чигирине, в семье дьячка черкасского Николаевского собора Степана Онуфриевича Калишевского и его жены Стефаниды Евсеевны. Девяти лет маленький Яков (Иаков) был отдан в Черкасскую духовную школу. Видно, сама природа заложила в него что-то регентское, ибо уже в 11 лет он руководил школьным хором. Потом учился в Киево-Подольском духовном училище (бурсе). Мать-природа не обделила его и вокальными данными. Очень скоро начал петь в хоре Духовной академии, называемом Лаврским, который сопровождал богослужения в Киево-Печерской лавре. Именно там, в Ближних пещерах, он впервые выступил в качестве дирижера-хормейстера. Это случилось в 1872 году, Якову Калишевскому шел 16-й год. Незаурядные способности молодого регента были замечены, его привлекли к записыванию лаврских напевов с голоса. Почувствовав призвание дирижера-хормейстера, энергичный, пытливый, жаждущий живого творческого дела Калишевский в 1873 г. организовывает хор наборщиков при типографии С.Кульженко и через год дает с этим хором первый в Киеве духовный концерт. В 1882 г. он создает хор при типографии Корчак-Новицкого, а в 1883 г. - при школах Сулимовских благотворительных заведений. В то время в Западной Европе было принято содержать при промышленных предприятиях любительские ансамбли (оркестры, хоры, театры и т.п.), что нашло одобрение и подражание у киевских пролетариев. Так, в 1881 г. при Киевских Главных железнодорожных мастерских открылась музыкальная школа, чтобы подготовить музыкантов для духового оркестра. Созданные Я.Калишевским «типографские» хоры скоро обратили на себя внимание качеством звучания, классическим репертуаром и, главное, интересными образцами интерпретаций. Митрополит Платон (в миру Николай Шалюхин-Городецкий), приняв в 1882 г., на 79-м году жизни, чин архипастыря Киевской епархии, проявил живейшую заинтересованность в возвышении благолепия церковных служб в Кафедральном Софийском соборе. До Платона хор собора в воскресные и праздничные дни часто отзывался в лавру и даже в Санкт-Петербург. Платон узаконил в Софийском соборе архиерейские службы (раньше происходившие только в высокоторжественные праздники), в связи с чем половину содержания хора отнес на средства собора, с тем, чтобы хор пел в соборе в воскресные и праздничные дни. В июле 1885 г. на первых страницах «Киевлянина» появилось объявление: «Сад минеральных вод. (Находился на территории двора нынешней филармонии.) При летнем помещении Купеческого собрания, 28 июля, в бенефис дирижера оркестра Г.Грациа, дан будет вокально-инструментальный вечер. На садовой эстраде усиленным оркестром и хором С.В.Кульженко, состоящим из 50 человек, под управлением Калишевского, впервые исполнены будут: 1) «Кантата», сочинение Чайковского, написанная по случаю коронации Его Императорского Величества Александра III, 2) Хор из оперы «Тангейзер» и 3) Коронационный марш, сочинение Чайковского. На летней сцене хором господина Калишевского исполнено будет несколько русских народных песен». Летом 1885 г. Я.Калишевский выступал с хором наборщиков типографии С.Кульженко, основанном им же в 1873 году. Концерты в подобных «увеселительных заведениях», естественно, никем не рецензировались, и представить, хоть отдаленно, исполнительский уровень «хора печатников» невозможно. Но наличие в программе произведений Чайковского и Вагнера, а также народных песен говорит о широте профессиональных и творческих интересов хормейстера. А отзывы о его работе с другими коллективами позволяют заключить, что Яков Степанович Калишевский был в то время известен в Киеве как талантливый и опытный хормейстер и являлся вполне подходящей кандидатурой для регента кафедрального собора. Однако дряхлеющий митрополит Платон (очевидно, уже и плохо слышащий) в приглашении регента проявлял особую осторожность, ожидая, как видно, более авторитетного мнения со стороны. И оказия скоро представилась. 28 августа 1885 г., как раз в те дни, когда Калишевский с хором наборщиков выступал в летнем саду, в Киев прибыл Александр III. Царский кортеж, как и предполагал митрополит Платон, прямо с вокзала «изволил прибыть» в Софийский собор. А на следующий день, в числе других киевских достопримечательностей, царская чета почтила своим присутствием Сулимовские благотворительные заведения. Есть сведения, что в 1883 г. киевский генерал-губернатор А.Дрентельн пригласил Калишевского создать хор при Сулимовских школах и что этот хор во время царского посещения 1885 г. пел перед Их Величеством. Отзывы о пении хора в присутствии императора, очевидно, и дали ожидаемую митрополитом Платоном «авторитетную поддержку со стороны», решив вопрос о регентстве Якова Степановича в Кафедральном Софийском соборе. В делах канцелярии Софийского собора имя Калишевского впервые упоминается в документе, датированном 22 марта 1887 г. Это прошение «содержателя Кафедрального Митрополитского хора певчих, дворянина Якова Степановича Калишевского» на имя протоиерея собора П.Лебединцева. В прошении говорится: «Ввиду приближения срока, на который заключен мною... контракт на содержание Митрополитского хора, имею честь покорнейше просить... заключить со мною контракт... и на дальнейшее время, и при том на срок не менее трех лет, а если возможно, то и на пять лет, так как только при таких условиях возможно будет удержать лучшие голоса в хоре и достигнуть лучшего благолепия в церковном пении».
[558x700]
Резолюция на прошении гласит: «...собор находит возможным продолжить на три года вперед заключенное с Калишевским соглашение на один год». Из приведенного видно, что первый контракт между Я.Калишевским и Софийским собором был заключен весной (а точнее, в марте) 1886 года, на годичный срок (что лишний раз демонстрирует «осторожность» митрополита Платона), по истечении которого собор «нашел возможным» продлить таковой «на три года вперед», т.е. с 1887 по 1890 гг. Таким образом, начало службы Калишевского в Софийском соборе в 1886 г. документально подтверждается, а все другие года подобными подтверждениями не обеспечиваются. Трехлетний срок контракта позволил «содержателю Митрополитского хора» заняться вплотную подготовкой малолетних певчих — мальчиков, исполняющих в хоре партии сопрано и альтов (в то время участие женщин в церковных хорах не допускалось). Поиск мальчиков с хорошими голосами и слухом требовал невероятных усилий и энергии. Их находили в семьях мещан и крестьян, проживающих в окрестностях Киева, ибо только в этих беднейших слоях соглашались отдавать детей «на сторону». Но хороший мальчишеский голос — это далеко не все; мальчик должен уметь петь правильно поставленным голосом, должен знать нотную грамоту, чтобы петь с нот, так как удержать в памяти обширный репертуар митрополитского хора невозможно, и далеко не последней должна быть физическая выносливость голосового аппарата, что целиком зависит от обработки голоса и недопущения его перегрузок. Эта, одна из самых трудных задач, стоящих перед регентом, решалась созданием при соборном хоре специальной школы. С родителями отобранных мальчиков заключались условия на известное число лет, по которым мальчики, до полного их обучения, принимались в хор на полное содержание, с квартирой, столом, обувью и обязательно с обучением в школе. Школа (вернее, пансион) размещалась в доме регента по Десятинному переулку №10, где в то время жил Яков Степанович. Условия жизни мальчиков в школе Калишевского не были идеальны. Это были типичные для того времени «мальчики в услужении», с домашними тяжелыми работами, посылками на базар и телесными наказаниями. Но главную свою задачу школа выполняла блестяще. Энергичный, талантливый, здоровый физически и не знающий усталости регент оказался не только блестящим знатоком хорового пения. Получив добротную вокальную подготовку у маэстро Росси-де-Руджиеро, он открыл в себе еще и редкий талант педагога-вокалиста, умеющего прекрасно ставить певческие голоса, выявлять и брать от певца все, что у него есть хорошего. Успехи Калишевского в постановке и обработке детских голосов очень скоро стали заметны и ощутимы: звучание дискантов и альтов в хоре Софийского собора потрясало и завораживало. То же самое говорили и о мужских голосах, особенно о басовой группе. Школа малолетних певчих содержалась на средства регента, которые он получал в Софийском соборе «по третям года», т.е. раз в четыре месяца. На треть года отпускалось 1000 рублей, регент получал на руки 666 руб. 66 коп., остаток же шел на парадную одежду, свечи и другие ритуальные надобности. Сумма, получаемая регентом, предназначалась на содержание всего хора и расходовалась по усмотрению «содержателя». Работа с любительскими хорами (и ее блестящие результаты) отточила профессиональное мастерство, обогатила бесценным практическим опытом. И тридцатилетнему, далеко не начинающему хормейстеру, ставшему перед Кафедральным Митрополитским хором, сразу стало ясно, где и как применять свои умения и знания. Первая забота — мальчишеские голоса. Мальчики вырастали, голоса мутировались, и нужно заранее готовить замены. Да и взрослый состав хора нуждался и в корректировке, и в вокальной воспитанности. Судя по отзывам современников, вся эта ежедневная, скрупулезная работа проводилась регентом не под эгидой слова «надо!», а диктовалась присущим всякой талантливой личности внутренним стремлением к высокому совершенству. Пробы, варианты, поиски... Ведь талант всегда делает что-то не так, как все, а получается лучше других! Правда, бывает, что и вообще не получается... Но тут стало получаться. Начинание регента скоро превратилось в процесс, процесс творческий, развивающийся, устремленный к идеалу. Движение этого процесса не должно было останавливаться. И потому, когда в 1890 году истекал срок трехлетнего контракта, Яков Степанович в докладной записке на имя кафедрального протоиерея выразил просьбу продолжить заключенный с ним контракт на пять лет вперед. В записке он просил также увеличить годовое содержание хора (4000 рублей) еще на 1000 рублей. За двухлетнее регентство Калишевского соборный хор привлек внимание киевлян «безукоризненным» пением и стал считаться «лучшим в Киеве». С этого периода воскресные литургии с участием хора Калишевского привлекают в собор все увеличивающуюся массу молящихся и просто слушающих. Сопроводительные песнопения превращаются в запоминающиеся концерты. Деятельность Калишевского не ограничивалась Софийским собором. Продолжая руководить хором наборщиков типографии Корчак-Новицкого, он еще около двух лет вел хор в училище слепых, а в том же 1888 г. Яков Степанович взял на себя еще и руководство хором киевского университета (ведущим свою историю с 1843 г., но в 1880-х годах почти прекратившим официальное существование). С приходом Калишевского возобновились регулярные занятия-спевки (в девятой аудитории главного корпуса), численность хора достигла 100 человек, возобновились концертные выступления. Разучивались произведения русской и западноевропейской классики: Орландо Лассо, Перголези, Бортнянского, а также духовных композиторов — Львова, Архангельского, Компенейского. Университетский хор вскоре приобрел звучание необыкновенной тембровой красоты и прозрачности и стал одним из лучших в городе. Плату за это Калишевский не получал. Будучи пытливым и разносторонним музыкантом, Яков Степанович не замыкался сам и старался не ограничивать свой основной коллектив, хор Софийского собора, рамками соборных ритуалов, вынося выступления на концертную эстраду. Так, 26 февраля в зале Городского дома (Думы) состоялся духовный концерт «певческой капеллы Калишевского». А 6 марта в четвертом симфоническом собрании Киевского отделения РМО хор Калишевского совместно с хором Музобщества исполнял Девятую симфонию Бетховена — одну из сложнейших хоровых партитур (дирижировал Евгений Рыб). Не отказывался Яков Степанович и от участия в благотворительных акциях, одна из которых имела место в том же 1889 году. Газета «Киевское слово» от 24 марта сообщала: «В воскресенье, 7 апреля, в зале Купеческого собрания состоится большой духовный концерт капеллы Калишевского при участии хора Ф.Грекова и любителей до 100 человек. Будут исполнены два больших духовных концерта: «Кто Бог великий, яко Бог наш» и «Кто взыдет на гору Господню». Сбор назначается на благое дело — устройство ограды вокруг Байкового кладбища, а потому желательно, чтобы публика не забыла ни этого концерта, ни его назначения». Но концерт, несмотря на благую цель, надежд устроителей не оправдал. Зал был далеко не полон и дефицит по устройству кладбищенской ограды остался непокрытым. «Что же касается самого концерта, — отмечала газета от 10 апреля, — то его можно считать вполне удавшимся: все пьесы исполнены были безукоризненно, а пьесы местного композитора господина Пухальского, благодаря прекрасному исполнению, вызвали громкие аплодисменты, и публика потребовала автора, который, после вторичного вызова, в свою очередь выразил благодарность господину Калишевскому». В советское время Калишевский руководил Киевской хоровой капеллой имени Лысенко — одним из первых государственных хоров на Украине. Мастерство Якова Калишевского высоко ценил П.Чайковский. Восторженные воспоминания оставили художники М.Нестеров и В.Васнецов. Такие видные мастера хорового пения, как Н.Лысенко, Д.Агренев-Славянский, Гордовский, восторгались и преклонялись перед хором Калишевского. Александр Кошиц назвал его «гениальным». Творчество Я.Калишевского занимает видное место в истории украинской музыкальной культуры. Умер в 1923 году.
1856
Йозеф Ноа или Йожеф Ноа (немецкое имя — Josef Noa; венгервское имя — Jozsef Noa)
австро-венгерский шахматист. По профессии — судья. Родился в городе Надьбечкерек, ныне Зренянин, Воеводина, Сербия.
Основал шахматный клуб "Neusatz" и был его первым председателем. Умер в городе Будапешт, Австро-=Венгрия, 1 июня 1913 года.
Спортивные результаты
[575x700]
1859
Франсиско Масиа (Масиа-и-Льюса; Maciá у Llusa)
деятель каталонского национального движения. Родился в Вильянуэва-и-Жельтру. В 1922 основал партию Каталонское государство, выступившую за предоставление широкой автономии Каталонии. В 1923-1931 в эмиграции во Участвовал в организации вооруженных выступлений в Каталонии (1924, 1926) против диктатуры Примоде Риверы. Вместе с Л.Компанисом Ховером был одним из создателей в марте 1931 Левой республиканской партии Каталонии. После установления республики в Испании (апрель 1931) был в 1931-1932 главой Исполнительного совета, в 1932-1933 президентом автономного Каталонского правительства (Генералидада). Умер в Барселоне 25 декабря 1933 года.
1859
Эжен де Пузарге (французское имя — Eugène de Pousargues)
французский зоолог и анатом. Родился в Сент-Омер, департамент Па-де-Кале, Франция. С 1885 он был помощником Альфонса Мильна-Эдвардса (1835—1900), и служил в качестве препаратора в лаборатории Национального музея естествознания (Париж). В 1900 году стал куратором млекопитающих и птиц в этом музее. Умер в Париже Рот сепсиса, связанного с выполнением рассечения 24 января 1901 года. Описал следующие виды животных: Dologale dybowskii, Nomascus concolor, Rhinolophus maclaudi, Steatomys opimus.
Труды: 1894: Description d’une nouvelle espece de mam-mifere du genre Crossarchus; 1895: Note sur Ibppareil genital male des orang-outans; 1897: Étude sur les mammifères du Congo français; 1898: Le rhinopithèque de la vallée du Haut Mékong (rhinopithecus bieti, A. M.-E.) (с Мильном-Эдвардсом).
Литература: International Union for Conservation of Nature and Natural Resources; Bo Beolens, Michael Watkins, Michael Grayson. The eponym dictionary of mammals. — JHU Press. — 2009. — Страница 327. — ISBN 0801893046.
1860
Александр Михайлович Клитин
религиозный писатель, священник, профессор богословия в Новороссийском университете. Родился в Смоленской губернии, в семье инспектора духовного училища. В 1884 году окончил Московскую духовную академию. Преподавал греческий язык в Севском духовном училище (Оренбургская губурнии). Магистерская работа Александра Клитина была посвящена аргументации в пользу принадлежности Пастырских посланий апостола Павлу («Подлинность посланий святого апостола Павла к Тимофею и Титу», К, 1887). После защиты диссертации (1889) преподавал в КДС и кадетском корпусе (1893). В 1893 году принял сан священника. Был настоятелем Александро-Невской церкви при Императорском Новороссийском Университете. В 1903 году был командирован за границу для научных занятий. В дальнейшем А.М.Клитин работал в области основного богословия, курс которого вел, являясь профессором Новороссийского университета с 1900 года. Умер в 1919 году.
Религиоведение: Клитин был одним из тех, кто стоял у истоков российского религиоведения как научной дисциплины в России. Основной труд Клитина «История религии» остался незавершённым. К изучению религий исследователь подходил с научных позиций, что было ново для православного богословского образования. Учёный выявлял общие элементы религий, давал их классификацию. Он стремился определить, каким образом связаны понятия религии и цивилизации. В вышедшем томе автор рассмотрел общие вопросы религиоведения, подробно охарактеризовал религии доисторчсеских народов, таких как кельты, германцы, славяне, народов Азии, Африки, Америки, Австралии и особенно детально — религии народов семитской группы (ассиро-вавилонян, финикиян, сирийцев, хеттов, арабов, древних египтян, евреев). Клитин ставит очень важный вопрос об источниках библейского иудаизма; анализируя его, автор знакомит читателя с современной западной историографией вопроса, и прежде всего с мнениями критической школы и в особенности Валльгаузена о составе и характере Пятикнижия. Анализ иудаизма автор проводит в ряде плоскостей, выявляя характер и свойства бога в монотеистической религии, определяя идеи духовности и отрешенности бога от мира, разбирая законодательство Ветхого Завета, исследуя феномен пророчества. Он подчеркивает роль последнего в религиозной истории человечества. «Только у пророков, — писал А. М. Клитин, — понятие Божества, в круге унаследованных исторических идей, достигает той высоты, премирной и абсолютно духовной, нравственной Личности, той, даже скажем, значительной высоты, которая, хотя и не может быть названа откровением нового имени Божества, но все же говорит о движении возвышенной мысли и глубокого самосознания».
Его важнейшие труды: «Подлинность посланий святого апостола Павла к Тимофею и Титу» (Киев, 1889, магистерская диссертация); «Итоги XIX века» (Киев, 1899); «Отношение богословской науки к всемирным задачам Богочеловечества» (Одесса, 1901); «Памяти Н.В.Гоголя и В.А.Жуковского» (ib., 1902); «О современном положении богословской науки» (Москва, 1903); «Современные вопросы западной богословской науки» (Одесса, 1904); «Научное и педагогическое значение вопросов современного богословия» (ib., 1905); «Курс богословских знаний в его основных положениях» (ib., 1905); «Краткое слово о религиозной личности нашего времени» (ib., 1905).
Литература: Клітін О. // ПОНУ — Том 3. — Одеса, 2005. — Страницы 65-66; Водько В.И. Богословие в Новороссийском Императорском Университете; Клитин, Александр Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1860
Яков Федотович Пацапай
полковник Терского казачьего войска, герой Первой мировой войны. Происходил из терских казаков. Образование получил во Владикавказских межевых классах и 6 октября 1879 года поступил в Военно-топографическое училище в Санкт-Петербурге. Выпущен из училища 19 августа 1882 года подпоручиком в Корпус военных топографов. 24 октября 1883 года перешёл на службу в казачьи войска и был переименован в сотники. Служил в 1-м Хоперском полку Кубанского казачьего войска. 25 октября 1888 года произведён в подъесаулы, 14 июня 1904 года — в есаулы. В течение пяти лет командовал в полку сотней. 11 марта 1907 года получил чин войскового старшины. 8 сентября 1910 года Пацапай был назначен командующим кадром 2-го Таманского полка Кубанского казачьего войска и 19 декабря 1910 года произведён в полковники. С 30 июня 1912 года командовал кадром 2-го Линейного полка Кубанского казачьего войска. 24 января 1913 года получил в командование 1-й Волгский полк Терского казачьего войска, во главе которого встретил начало Первой мировой войны. Высочайшим приказом от 7 мая 1915 года полковник Пацапай был посмертно награждён орденом Святого Георгия IV степени «За то, что 24 декабря 1914 года лично повёл в атаку в конном строю 3 сотни, истребил и взял в плен около батальона неприятельской пехоты с пулемётами, причём сам был убит в цепи противника.»
Награды: Орден Святого Станислава III степени (1907); Орден Святой Анны III степени (1911); Орден Святого Георгия IV степени (1914). Его брат Василий в чине войскового старшины служил в 1-м Кавказском полку Кубанского казачьего войска.
Источники: Высочайшие приказы по военному ведомству. К № 1285 «Разведчика». — Санкт-Петербург, 1915. — Страница 605; Список полковникам по старшинству. Составлен по 1 марта 1914 г. — Санкт-Петербург, 1914. — Страница 873; Шабанов В.М. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769—1920. Биобиблиографический справочник. — Москва, 2004. — Страница 685. — ISBN 5-89577-059-2.
1860
Николай Васильевич Трингам
русский офицер (посмертно генерал-майор), герой Первой мировой войны. Православный. Сын надворного советника. Получил домашнее образование. В военную службу вступил в 1878 году. В 1881 году окончил Тверское кавалерийское училище, откуда выпущен был корнетом в 14-й драгунский Литовский полк. Чины: поручик (1885), штабс-ротмистр (1889), ротмистр (1894), подполковник (1903), полковник (за отличие, 1907). Более пяти лет командовал эскадроном Литовского полка. Окончил Офицерскую кавалерийскую школу „успешно“. В 1898—1907 годах состоял в постоянном составе Офицерской кавалерийской школы. Затем служил в 20-м драгунском Финляндском полку. 20 декабря 1911 года назначен командиром 12-м гусарского Ахтырского полка, с которым и вступил в Первую мировую войну. Погиб в бою и был посмертно награждён орденом Святого Георгия IV степени «За то, что в бою 29-го августа 1914 года, командуя четырьмя эскадронами, атаковал в конном строю пехоту противника, чем остановил успех противника и расстроил наступления его части. Ведя в атаку свой полк, полковник Трингам был убит.» 14 октября 1914 года исключён из списков убитым в бою с неприятелем. Высочайшим приказом о чинах военных от 17 сентября 1915 года полковник Трингам был посмертно произведён в генерал-майоры со старшинством со дня гибели — 29 августа 1914 года. Был женат, сын Александр (1891—1976) — корнет, в эмиграции, во Вторую мировую войну служил в Русском корпусе, умер в США.
Награды: Орден Святого Станислава III степени (1895); Орден Святой Анны III степени (1897); Орден Святой Анны II степени (Высочайший Приказ 26 агуста 1911); Орден Святого Владимира IV степени (Высочайший Приказ 8 апреля 1914); Орден Святого Георгия IV степени (Высочайший Приказ 13 января 1915).
Источники: Список полковникам по старшинству. Составлен по 1-е марта 1914 г. — Санкт-Петербург, 1914. — Страница 214. С.В.Волков, П.Н.Стрелянов (Калабухов) Чины Русского корпуса: биографический справочник в фотографиях. — Москва, 2009. — Страница 434; Трингам, Николай Васильевич. // Проект «Русская армия в Великой войне». Военно-исторический клуб Ахтырские гусары

1860
Павел Дмитриевич Шипов
генерал-лейтенант, русский художник, мастер военного портрета. Участник первой мировой войны. Женат, 2 дочери (на 14 ноября 1907 г.). Расстрелян большевиками в Петрограде 23 июля 1919 года. Православный. Из дворян Костромской губернии. Образование получил в Пажеском корпусе в 1883 году. (1-й разряд, в лейб-гвардии Преображенский полк).
Служба Прапорщик гвардии (старшинство 24 августа 1883), подпоручик (старшинство 24 августа 1884), поручик (старшинство 24 августа 1887), штабс-капитан (старшинство 12 сентября 1894), капитан (старшинство 18 декабря 1899), переименован в подполковники (18 декабря 1899), полковник со старшинством 30 августа 1904 г. (1905), флигель-адъютант (1908), генерал-майор Свиты (старшинство 19 мая 1913), генерал-лейтенант со старшинством 6 мая 1915 г. (23 октября 1915). Командир роты — 7 лет 6 месяцев, командир батальона — 6 месяцев, командующий 22-м Восточно-Сибирским стрелковым полком (13 января 1905-22 марта 1905), В 1904 году (после начала русско-японской войны) переведен в 26-й, а затем в 11-й Восточно-Сибирский стрелковый полк. Участник русско-японской войны 1904-1905 гг. командир 21-го Восточно-Сибирского стрелкового полка (22 марта 1905-23 февраля 1909), в Свите (23 февраля 1909). Участник мировой войны. Командир 1-й бригады 9-й пехотной дивизии (30 октября1914 -1 января 1915). Начальник 74-й пехотной дивизии (1 января 1915-11 июня 1917), в резерве чинов при штабе Киевского военного округа (11 июня 1917-?)

Атака Лейб-Гвардии Гусарского полка в конном строю. 1912
Художник: Образование получил в Академии Художеств. Писал портреты солдат, наблюдая их и в боях, и на отдыхе. Делал карандашные зарисовки и акварельные портреты. Один из главных представителей русского военного портрета.

«Стрелец», 1913 г.
Награды: Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1905); Орден Святого Станислава II степени с мечами (1905); Орден Святой Анны II степени с мечами (Высочайший приказ 11 февраля 1906); Золотое оружие «За храбрость» (Высочайший приказ 22 февраля 1907); Орден Святого Владимира III степени с мечами (Высочайший приказ 23 апреля 1907); Орден Святого Георгия IV степени (Высочайший приказ 16 февраля 1915); Орден Святого Станислава I степени с мечами (Высочайший приказ январь 1915); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 8 сентября 1916); Орден Святой Анны I степени с мечами (Высочайший приказ 29 октября 1916).
Сочинения: Русская военная одежда. — Санкт-Петербург, 1901. — 29 страниц: иллюстрации.
1861
Сергей Михайлович Баратаев
депутат Государственной думы I созыва от Симбирской губернии. Потомок знатного княжеского рода. Родился в селе Баратаевка. Сын Михаил Михайловича и его жены Александры Сергеевны Баратаевой (1826—1893). Внук Михаила Петровича Баратаева. Окончил Симбирскую классическую гимназию, затем окончил с золотой медалью за работу по органической химии и со званием кандидата естественный факультет Казанского университета. С 1887 избран гласным уездного и губернского земств. С 1889 член Симбирской губернской земской управы. В 1901—1906 председатель Симбирской губернской земской управы. Почётный мировой судья. Входил в состав уездного училищного комитета. Член-учредитель Симбирской учёной комиссии. Член «Союза освобождения». В 1904—1905 участник земских и городских съездов. Организатор и председатель Симбирского комитета Конституционно-демократической партии. 26 марта 1906 избран в Государственную думу I созыва от общего состава выборщиков Симбирского губернского избирательного собрания. Вошёл в Конституционно-демократическую фракцию. Член комиссии по исполнению государственной росписи доходов и расходов, распорядительной и продовольственной комиссий. Подписал законопроект о гражданском равенстве. Выступил при обсуждении аграрного вопроса. К суду по делу о Выборгском воззвании не привлекался. Но фамилия С.М.Баратаева стояла на некоторых листовках с текстом воззвания, в связи с этим был лишён права находиться на государственной службе, исключён из списков дворян Симбирской губернии. После Февральской революции 1917 вновь был избран гласным Городской думы. Возглавил городской «Комитет народной власти», в котором руководящие посты заняли кадеты. Член учётно-ссудного комитета Симбирского отделения Государственного банка. После Октябрьской социалистической революции не эмигрировал, а остался в России. Крестьяне с Баратаевки при разделе земли после большевистского «Декрета о земле» выделили бывшему князю душевой крестьянский надел. С.М.Баратаев жил в Ульяновске в домике недалеко от Венца, на Тихвинской улице. В 1919 передал симбирской секции Губернского отдела народного образования большую коллекцию антиквариата. С октября 1925 председатель правления Ульяновского общества взаимного кредита. 10 июня 1927 года арестован по обвинению по статье 58-11 УК РСФСР, 15 августа того же года освобождён в связи с прекращением уголовного дела. Скончался от крупозного воспаления лёгких 12 января 1930 года. Похоронен на Старом городском кладбище (улица К.Маркса) города Ульяновска под мраморным надгробием, перенесённым с могилы его матери, Александры Сергеевны (1826—1893) из фамильного склепа Баратаевых, с гибнущего кладбища Покровского монастыря.
Семья: Жена — Баратаева Мария Петровна. Сын — Пётр Сергеевич, (1894 года рождения), химик молочной лавки, «бывший князь», арестован в 1920 г. по обвинению в «антисоветской деятельности». Реабилитирован 7 декабря 1992 г. Внучка — Елизавета Петровна Ханжина, урождённая Баратаева (1912—1970) — внебрачная дочь П.С.Баратаева, удочерённая С.М.Баратаевым.
Литература: Государственная дума Российской империи: 1906—1917. Б.Ю.Иванов, А.А.Комзолова, И.С.Ряховская. Москва. РОССПЭН. 2008. Страницы 36-37; Боиович М.М. Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв. Москва 1906. Страница 318; Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. — Москва : Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1906. — 175 страниц; Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. — Москва: «Возрождение», 1906. Страница 53; Ульяновская — Симбирская энциклопедия. Ульяновск, 2000. Том 1. Страница 52; Ахметов А. Симбиряне в первой Госдуме. // Ульяновская правда. — 1994. — 16 марта; Точёный Д.С. Князь — депутат (С.М.Баратаев) // Точёный Д.С. Исторические портреты, очерки и фельетоны / Д.С.Точёный, Н.Г.Точёная. — Ульяновск, 2001. — Страницы 115—122; Российский государственный исторический архив. Фонд 1278. Опись 1 (1-й созыв). Дело 52. Лист 21; Фонд 1327. Опись 1. 1905 г. Дело 141. Лист ЗЗ оборот.
1861
Шарль Ван Лерберг (французское имя — Charles Van Lerberghe)
бельгийский поэт, новеллист и драматург. Писал на французском языке. Родился в Ледеберге, близ Гента. Окончил Брюссельский университет. В 1886 г. впервые опубликовал стихи в парижском символистском журнале «Плеяда». Сотрудничал в журналах «Молодая Бельгия», «Валлония». Его одноактная пьеса «Прислушивающиеся» (1889), воссоздающая мрачную атмосферу смерти, предчувствий, томительных ожиданий, предвосхитила символистские драмы М.Метерлинка. В 1898 г. в Париже вышел принесший автору известность поэтический сборник «Смутные видения», включающий около 60 стихотворений, которые отражают символистскую эстетику. Для них характерны неоднозначная сложная образность, лексическая ясность, важна музыкальная сторона стиха. В поэме «Песнь Евы» (1904), одной из лучших символистских поэм, сочетающей традиционный и свободный стих, воспевается пантеистическая радость жизни. Сатирическая комедия «Пан» (1906) рисует конфликт христианства и языческого пантеизма. (1861-1907). На стихи Ван Лерберга писал музыку Габриэль Форе. Сочинения Лерберга примыкают к творчеству парнасцев и символистов, но не могут быть отнесены к ним бесспорно: лишь некоторые пьесы Лерберга проникнуты мистическим духом. Кроме К.Бальмонта, стихи Ван Лерберга на русский переводили Иван Тхоржевский, Сергей Рафалович, Борис Пастернак. Умер Ван Лерберг в Брюсселе 26 октября 1907 года.
Сочинения: Contes hors du temps, Brux., 1931; в русском переводе — Стихи, в сборнике: Молодая Бельгия, под редакцией М.Веселовской, Москва, [1907]; Они почуяли. Мадмуазель Коси-Сено. Пан, Москва, 19U8; Пан, Москва, 1911, 2-е издание, Москва, 1916; «Мадемуазель Коси-Сено, или Синяя паучиха» (постановлена в России в 1915 году в Передвижном театре под руководством П.П.Гайдебурова); 1906 — «Пан» (Театр «Эвр»; поставлена в Театре имени В.Ф.Комиссаржевской в 1917 году); 1909 — «Ищейки» (Драма, перевод с французского К.Бальмонта и Елены Ц.); 1889 — одноактная драма «Они почуяли» (1892, «Театр д’ар»); «Мадемуазель Коси-Сено, или Синяя паучиха» (постановлена в России в 1915 году в Передвижном театре под рук. П.П.Гайдебурова); 1906 — «Пан» (Театр «Эвр»; поставлена в Театре имени В.Ф.Комиссаржевской в 1917 году); 1909 — «Ищейки» (Драма, перевод с французского К.Бальмонта и Елены Ц.); Кроме К.Бальмонта, стихи Ван Лерберга на русский переводили Иван Тхоржевский, Сергей Рафалович, Борис Пастернак.
Литература: Christophe L., Charles Van Lerberghe..., Brux., 1943; Davignon H., Charles Van Lerberghe et ses amis, Brux., 1952; Guillaume J., La poésie de Van Lerberghe. Essai d'exégese intégrale, Namur, 1962; Лерберг, Ш. Пан. Они почуяли. М.-llе Коси-Сено… Москва, 1908; Ван Лерберг, Шарль — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939; Стихи Ван Лерберга в переводе К.Бальмонта; Лерберг, Ш. Пан. Они почуяли. М.-llе Коси-Сено… Москва, 1908; Ван Лерберг, Шарль // Литературная энциклопедия : в 11 томах. — [Москва], 1929—1939; Стихи Ван Лерберга в переводе К.Бальмонта; О художественных концептах в поэзии Ш.Ван Лерберга.
[454x698]
1861
Георгий Евгеньевич Львов
русский общественный и государственный деятель, глава Временного правительства России в марте-июне 1917, активный участник земского движения. Родился в Дрездене. Происходит от удельных ярославских князей и их главного предка – Льва Даниловича Зубатова-Ярославского, в 14 в. служившему вел.кн. тверскому Ивану Михайловичу. Его отец, Е.В.Львов прославился своими либеральными взглядами; включившийся в управление собственными вотчинами лишь после 1861, когда они сильно оскудели и почти не приносили доходов. Мать, Варвара Алексеевна, происходила из семьи мелкопоместных дворян. Детство Львова и его братьев прошло в имении Поповка Тульской губернии; когда дети выросли, семья перебралась в Москву. После окончании гимназии в 1880–1885 он учился на юридическом факультете Московского университета, а по его окончании в 1886 – 1889 работал членом губернского присутствия в Туле. Здесь же вступился за жестоко наказанных начальником крестьян, что привело к его разрыву с местными властями и выходу в отставку. В феврале 1900 избран земским начальником в Московском уезде. Совмещал работу с хозяйственной деятельностью в имении, которое стало приносить доход. В 1900 стал председателем Тульской земской управы, тогда же женился на гр. Ю.А.Бобринской (умерла в 1903). Неославянофил по политическим взглядам, он быстро стал активным участником земского движения, в начале 20 в. организовывал борьбу с голодом. Во время русско-японской войны был членом комиссии 360 уполномоченных от 14 губернских земских организаций, выехавшей в Манчжурию для организации передвижных медицинских пунктов для русских солдат. Известна его помощь командующему армией генералу А.Н.Куропаткину в организации в Харбине лазаретов для раненых и их перевозку с полей сражений. После возвращения в Москву в конце 1904 принимал участие в Первом общеземском съезде, а также и в последующих шести съездов «земцев» 1904–1905. В мае 1905 был в составе делегации от земских организаций, принятых царем Николаем II: делегация была направлена для передачи «адреса» от председателей губернских управ и земских гласных, а также членов городских дум по поводу созыва представительного органа власти. Убежденный толстовец, Львов полагал своей главной задачей содействовие «постепенному обновлению общественного строя в целях устранения из него господства насилия и установления условий, благоприятных доброжелательному единству людей». После обнародования Манифеста 17 октября, С.Ю.Витте предложил Львову пост министра земледелия, однако он отказался, считая Манифест «великой ложью времени». Был выбран от блока кадетов и октябристов Тульской губернии в I Государственную думу, а после ее роспуска – во II Государственную думу. Как депутат, участвовал в благотворительных мероприятиях по оказанию помощи голодающим и малоимущим погорельцам. Разделял некоторые из идей П.А.Столыпина, в годы премьерства которого был направлен в Иркутск для оказания помощи переселенцам (1908). В 1909 издал книгу Приамурье, в которой критиковал российские власти за неумение обеспечивать быт переселенцев, и за свой счет выехал в Канаду для изучения переселенческого дела. В 1912 его кандидатура на пост Московского городского главы была отклонена министром внутренних дел, усмотревшим в публичных выступлениях Львова «яд противоправительственной пропаганды». С началом Первой мировой войны Львов, проявив себя как человек недюжинных организаторских способностей, возглавил Всероссийский земский союз помощи больным и раненным воинам (ВЗС), а после объединения этого союза с Всероссийским союзом городов (ВСГ) и создания так называемого Земгора возглавил его. За короткий срок эта организация помощи армии с годовым бюджетом в 600 млн. руб. стала основным общественным институтом, занимавшимся оборудованием госпиталей и санитарных поездов, поставками одежда и обуви для армии (в ее ведении находилось 75 поездов и 3 тысяч Лазаретов, в которых получили лечение свыше 2,5 млн. больных и раненых солдат и офицеров). В августе 1915 Львов попал в список «правительства доверия», составленный членами «Прогрессивного блока» как претендент на пост министра внутренних дел. В сентябре 1915 участвовал в съезде земских деятелей в Москве, обсуждавшем вопрос помощи беженцам. Год спустя, в декабре 1916, на собрании земцев призывал создать при монархе «ответственное правительство». По воспоминаниям современников (А.И.Гучкова и др.) предлагал в конце 1916 план «дворцового переворота», по которому изменения в системе управления должен был сделать великий князь Николай Николаевич, в правительство которого, если таковое будет создано, Львов был готов войти. В Февральскую революцию 1917 был выдвинут Думой на пост главы Временного правительства (его главным соперником в назначении на этот пост был М.В.Родзянко, но кандидатуру Львова продвинул лидер кадетов П.Н.Милюков). Как глава Временного правительства, со 2 марта 1917 Львов возложил на себя также полномочия министра внутренних дел. 6 марта по его распоряжению функции губернских и уездных властей стали исполнять председатели земских управ как «комиссаров» правительства. В условиях двоевластия, в распадающемся государстве кабинет Львова объявил амнистию всем заключенным, отменил смертную казнь, национальные и конфессиональные ограничения, ввел хлебную монополию, начал подготовку к созыву Учредительного собрания. Активно начали работать земельные комитеты по аграрному законодательству, была возвращена независимость Финляндии, начались переговоры с Польшей, Украиной, Литвой о самоопределении. Советы рабочих депутатов Львов считал «досадной помехой», а не «второй властью». Тем не менее, 27 апреля 1917 на заседании Временного правительства он выдвинул идею «коалиции с социалистами». Отказываясь понимать такой его поступок и предпочитая «твердую власть», министры П.Н.Милюков и А.И.Гучков 5 мая вышли из правительства Львова. Но новое, коалиционное правительство с министрами-социалистами лишь ослабило правительственный аппарат и не могло справиться с нараставшими крестьянскими волнениями, которыми был отмечен май 1917. К тому же наступление на фронте, на успех которого Львов надеялся, окончилось поражением. 7 июля 1917 он подал в отставку, уехал в Москву и оттуда удалился в Оптину пустынь. Львов никогда не думал о революции, был сторонником мирной борьбы (современники называли его мастером компромисса); выступал за демократические преобразования, осуществляемые только по инициативе царя. Будущее России он представлял в виде монархии с министрами, ответственными перед законно избранным народным представительством. Когда ему задавали вопрос: «Не лучше ли было отказаться?» (возглавить правительство), он отвечал: «Я не мог не пойти туда». С приходом к власти большевиков бежал в Тюмень, где был арестован в феврале 1918, препровожден в Екатеринбург. Снова бежал, уже в Омск, связался с представителями белого движения, с их помощью уехал в октябре 1918 в Америку, там встречался с президентом Вильсоном. В 1919 с целью участия в Парижской мирной конференции стал организатором созыва Русского политического совещания из бывших российских послов царской России, деятелей белого движения и эмигрантов. Но его полномочия не были признаны союзническими державами. В апреле 1920 открыл Биржу труда для русских эмигрантов на средства Земгора, часть которых находилась в зарубежных банках в Париже. В том же городе и умер 6 марта 1925 года.

1862
Сергей Александрович Зыбин
начальник Самарского трубочного завода. Организатор оборонного производства на ведущих оружейных заводах Российской Империи — Императорском Тульском оружейном заводе и Ижевском оружейном и сталеделательном заводе. Историк, автор фундаментального исторического труда — «История Тульского Императора Петра Великого оружейного завода». Генерал-майор (Российская Империя). Сергей Зыбин родился в многодетной семье мелкопоместного дворянина, отставного поручика Александра Николаевича Зыбина. После смерти отца в 1870 году поступил во 2-й Московский кадетский корпус, который окончил в 1882 году. В том же году поступил в Михайловское артиллерийское училище. В 1885 году после выпуска из училища был направлен в 28-ю артиллерийскую бригаду для дальнейшего прохождения службы. Занимал административную должность в 6-й артиллерийской бригаде. В 1888 году С.А.Зыбин успешно сдал экзамены в Михайловскую артиллерийскую академию. Окончив полный курс академии по первому разряду, в чине штабс-капитана был направлен на Сестрорецкий оружейный завод на должность помощника начальника мастерской в 1891 году. В 1893 году был переведён на знаменитый Императорский Тульский оружейный завод (ИТОЗ) на должность начальника замочной мастерской. На этом оборонном предприятии Зыбин работал в течение последующих 20 лет. Деятельность ИТОЗ в 1891—1893 гг. в первую очередь была направлена на серийное производство винтовки Мосина для скорейшего перевооружения ею русской армии. В эти годы на заводе работал ряд выдающихся оружейников, каждый из которых внёс огромный вклад в дело создания новых образцов оружия: Сергей Иванович Мосин, Павел Петрович Третьяков, Николай Григорьевич Дмитриев-Байцуров и другие. В тесном общении с ними С.А.Зыбин приобрёл значительный опыт и знания, получил большие навыки в методах организации современного производства и стиле руководства им. В конце 1901 года его назначили начальником «починочной и по изготовлению охотничьих ружей мастерской» ИТОЗ. При этом встал вопрос об организации на ИТОЗе машинного способа выделки охотничьего оружия, поскольку в основном все работы по изготовлению подарочного оружия с художественной отделкой, парадного и наградного оружия, охотничьих ружей выполнялись вручную. С.А.Зыбин был отправлен в командировку за рубеж для ознакомления с постановкой оружейного дела в Бельгии, Англии, Австро-Венгрии, Франции и Германии. По возвращении в Тулу он представил подробный отчет с детальным анализом состояния оружейного дела в названных странах, внёс свои предложения по организации отечественного машинного производства охотничьего оружия. Вскоре такое производство на ИТОЗе было налажено. В этот период Зыбин проявил себя ещё и как писатель. О поездке в Бельгию им был написан сравнительный очерк «Льеж и Тула». В 1910 году С.И.Зыбин был назначен штаб-офицером по технической части, а ещё через два года исполняющим должность «старшего техника для заведывания производствами». Следует отметить также общественную деятельность С.А.Зыбина. Он добился открытия на оружейном заводе начальной и ремесленной школ для детей мастеровых и рабочих. Организовал вечернюю школу и библиотеку для рабочих. Организовал пошивочную мастерскую, где находили работу вдовы оружейников и девочки-сироты оружейного сословия. Открыл богадельню для престарелых работников завода. Создал театральный коллектив, в котором актёрами были простые работники завода. С.А.Зыбин занимал ряд общественных должностей в городе Туле: действительный член губернского статистического комитета, член городского комитета Попечительства о народной трезвости, член правления отделения Попечительства о домах трудолюбия, член совета отделения Императорского Русского технического общества, член комитета Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии. К 200-летию Тульского оружейного завода гвардии полковник С.А.Зыбин написал монографию «История Тульского Императора Петра Великого оружейного завода». Это сочинение кардинально развивало и дополняло существовавшее ранее сочинение И.Х.Гамеля, также посвящённое истории ТОЗа — «Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношении». В 1913 году С.А.Зыбин был назначен помощником начальника Ижевского оружейного и сталеделательного завода. На следующий год он уже стал председателем строительного комитета Пензенского трубочного завода, а с августа 1915-го по 1918-й гг. был начальником Самарского трубочного завода. С.А.Зыбин принял Октябрьскую революцию 1917 года, вступил в ВКП(б) и продолжал работать как военспец на Самарском трубочном заводе, а затем после освобождения от этой должности — в ВСНХ в Москве. В 1918 году возглавил примирительную комиссию на Тульском оружейном заводе. Эта комиссия решала трудовой спор между бывшим начальником ТОЗ генерал-майором П.П.Третьяковым и вновь созданным Правлением первого оружейного завода. После смерти жены в начале 1924 года С.А.Зыбин покинул столицу и переехал в Самару к дочери. Там он некоторое время работал учителем математики в школе, а затем был назначен исполняющим обязанности профессора высшей математики и теоретической механики в Самарском сельскохозяйственном институте. В 1930 г. Зыбин был арестован, обвинён по статье 58-11 УК РСФСР и Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён к трём годам ссылки в Сольвычегодске и Архангельске. Реабилитирован лишь 30 сентября 1957 г. Куйбышевским облсудом. После ссылки проживал в Казани. У четы Зыбиных было пятеро детей: три сына и две дочери. Сергей Александрович Зыбин скончался 30 июня 1942 года. Похоронен на Арском кладбище в Казани.
Награды: Досрочное присвоение чина капитана, 1895; Высочайшее благоволение, 1898; Орден Святого Станислава III степени, 1898; Орден Святого Станислава II степени, 1906; Орден Святой Анны II степени, 1910; Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира III степени, 1913; Медаль «В память царствования императора Александра III»; Нагрудный знак «В память 200-летнего юбилея основания Императорского Тульского оружейного завода императором Петром I Великим»; Нагрудный знак «В память 50-летнего состояния великого князя Михаила Николаевича в должности генерал-фельдцейхмейстера».
Производство в чинах: В службу вступил нижним чином 12 сентября 1882; Подпоручик армейский с 19 августа 1885 г. со старшинством от 24 августа 1883; Поручик, 1887; Штабс-капитан, 1891; Капитан, 1895; Штабс-капитан гвардейской лёгкой артиллерии, 1896; Капитан гвардейской лёгкой артиллерии, 1898; Полковник гвардейской лёгкой артиллерии, 1902; Генерал-майор, 1913.
Труды: История Тульского Императора Петра Великого оружейного завода; Краткая история Тульского Императора Петра Великого оружейного завода; Льеж и Тула. Сравнительный очерк; Пьеса «Царь-работник».
Литература: Г.М.Чуднов. История Тульского края. Учебное издание. — Тула: Издательский дом «Пересвет», 2000. — 319 страниц. — ISBN 5-86714-030-X; Г.М.Чуднов, О.Н.Савенко. Сокровища Тульского музея оружия. — Тула: Приокское книжное издательство, 1979. — 190 страниц; Списки генералам по старшинству. — Военная типография, Санкт-Петербург, 1914—1916; Списки полковникам по старшинству. — Военная типография, Санкт-Петербург, 1905—1913; Список по старшинству в чинах генералам, штаб и обер-офицерам Главного артиллерийского управления и подведомственных ему учреждений и заведений. Составлен по 1 апреля 1915 года. —Типография военно-окружного артиллерийского управления. Петроград. 1916; Список генералам, штаб и обер-офицерам и классным чиновникам Тульского Императора Петра Великого оружейного завода. Государственный архив Тульской области. Фонд № 187 «Тульский оружейный завод. 1712—1917», опись № 1, дело № 9547; Памятные книжки Тульской губернии. — Типография Губернского правления, Тула, 1893—1913 гг.

1864
Августо Наполеоне Берлезе (итальянское имя — Augusto Napoleone Berlese)
итальянский ботаник, миколог и фитопатолог. Августо Наполеоне Берлезе родился в итальянском городе Падуя. Учился в Падуанском университете, в 1885 году закончил его. В том же году он стал работать в Ботаническом институте, продолжил учиться ботанике и микологии у Пьера Андреа Саккардо. Берлезе принимал участие в обработке слизевиков и зигомицетов (совместно с Джованни де Тони) для работы Саккардо Sylloge Fungorum. В 1889 году Берлезе стал профессором естественных наук, а также лектором по микологии и фитопатологии в лицее в Асколи-Пичено. В 1892 году он был назначен профессором энологии в Авеллино. В том же году Августо и его брат, энтомолог, Антонио, основали журнал Rivista di patologia vegetale. В 1895 году Августо Наполеоне стал профессором ботаники и зоологии Камеринского университета. В 1899 году он стал профессором Сассарского университета. С 1901 года он преподавал в Сельскохозяйственном училище в Милане. Августо Берлезе скончался в Милане 26 января 1903 года.
Некоторые научные работы А.Н.Берлезе: Berlese, A.N. (1885). Fungi Moricolae, Iconografia e Descrizione dei Funghi Parassiti del Gelso Fasc. 1. Padova; Berlese, A.N. (1888). Le nouveau genre Peltosphaeria. Revue Mycologique Toulouse 10 (1): 17-18; Berlese, A.N. (1889). Excursion mycologique dans le Frioul. Bulletin de la Société Mycologique de France 5: 36-59, 1 plate; Berlese, A.N. (1899). Icones Fungorum omnium hucusque cognitorum ad usum Sylloges Saccardianae adcommodatae 2: 113—216 [plates 144—178]. Avellino; E. Pergola; Berlese, A.N.; Bresadola, G. (1889). Micromycetes Tridentini. Contribuzione allo studio dei funghi microscopici del Trentino. Annuario delle Soc. degli Alpinisti Tridentini 14: 1-103, tab; Berlese, A.N.; De-Toni, J.B.; Fischer, E. (1888). Sylloge Fungorum 7 (1): 1-498; Berlese, A.N.; Saccardo, F.; Roumeguère, C. (1889). Contributiones ad floram mycologicam lusitaniae. II. Fungi lusitanici a cl. Moller lecti. Revue Mycologique Toulouse 11: 117—124; Berlese, A.N.; Voglino, P. (1886). Funghi anconitani. Contribuzione alla flora micologia Italiana. Atti della Soc. Veneto-Trentina Sc. Nat. 10: 209; Berlese, A.N.; Voglino, P. (1886). Sylloge Fungorum Omnium hucusque Cognitorum Digessit P.A. Saccardo. Additamenta ad Volumina I—IV. 1-484. Padua; Berlese & Voglino; Saccardo, P.A.; Berlese, A.N. (1885). Miscellanea mycologica. Ser. II. Atti dei Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti Ser. 6 3: 711—742; Saccardo, P.A.; Berlese, A.N. (1885). Fungi Australienses. Revue Mycologique Toulouse 7: 92-98; Saccardo, P.A.; Berlese, A.N. (1885). Fungi Brasilienses a cl. B. Balansa lecti (3). Revue Mycologique Toulouse 7: 155—158, 1 plate.
Организмы, названные в честь А.Н.Берлезе: Berlesiella Sacc., 1888; Anthostoma berlesii Sacc. & P.Syd., 1899, nom. nov; Aposphaeria berlesii Sacc. & Trotter, 1910, nom. nov; Cortinarius berlesianus Sacc. & Cub., 1887; Diaporthe berlesiana Sacc. & Roum., 1883; Diplodina berlesiana Sacc. & Traverso, 1903; Jattaea berlesiana Sacc. & Traverso, 1903; Leptosphaeria berlesei M.J.Larsen & Munk, 1952 [syn. Phaeosphaeria berlesei (M.J.Larsen & Munk) Hedjar., 1969]; Phyllosticta berlesiana Allesch., 1898, nom. nov; Phyllosticta berlesiana Sacc., 1907, nom. Illeg; Pleospora berlesii Oudem., 1897; Rhabdospora berlesii Sacc. & P.Syd., 1899, nom. nov; Rhachomyces berlesianus Bacc., 1904; Sphaerella berlesiana Traverso, 1913, nom. nov; Sporocybe berlesiana Sacc. & Roum., 1884; Stemphylium berlesii Oudem., 1902.
Литература: Cavara, F. (1903). «A.N. Berlese (Nécrologe)». Annales Mycologici 1 (2): 178—180; Saccardo, P.A. (1903). «Augusto Napoleone Berlese». Malpighia 17: 117—126; Stafleu, F.A., Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Utrecht: Bohn, Scheltema & Holkema, 1976. — Vol. 1. — P. 197—198; Barnhart, J.H. Biographical Notes Upon Botanists. — 1965. —. — Vol. 1. — P. 171; Giacomini, V. Berlese, Augusto Napoleone // Dizionario Biografico degli Italiani. — 1967. — Vol. 9.
[595x700]
1864
Эжен Ларманс (Eugene Laermans)
бельгийский живописец, график, один из виднейших художников-демократов рубежа XIX-XX веков. Родился в Моланбек-Сен-Жан, на территории Брюсселя. Ларманс учился в брюссельской Академии художеств (1887-1889), сформировался под влиянием Ж.Порталя, педагога, воспитавшего целый ряд значительных мастеров. Все свое творчество Ларманс посвятил изображению бельгийской деревни и рабочих окраин, их обитателей. Его мир характеризуют уже сами названия его картин; "Эмигранты", "Нищие", "Слепой", "Больной ребенок". Драматическая коллизия в основе многих произведений Ларманса и обеспечивает их сильное воздействие на зрителя. На многих картинах художника лежит печать трагической подавленности. Конечно, во многом это объясняется драматическими обстоятельствами жизни самого мастера - потеряв в детстве в результате болезни слух и речь, Ларманс жил под угрозой потери зрения. Однако острых, ранящих впечатлений он искал и как художник. Ларманс изображал то, что, живя на окраине города, он видел каждый день: крестьян с повозками, нагруженными овощами, рабочих, несущих свои инструменты. Он показал, что тяжелый, непосильный труд деформирует облик человека, накладывает на него характерный отпечаток. Лица с грубыми чертами угрюмы и походят одно на другое, одежда ложится тяжелыми крупными складками, придавая монументальность фигуре. Ларманс - художник эпического склада, он сообщает социальной драме всеобщий характер, создавая собирательный образ пустынной земли и скитающегося по ней, не находящего себе пристанища человека. Крестьяне и рабочие Ларманса, изображаемые им калеки и нищие населяют голую, бесприютную местность, чуждую и враждебную человеку. Фабричные здания напоминают тюрьмы, домишки, окруженные чахлыми деревцами, выглядят лачугами. Полотна художника часто очень большого размера. Они залиты безжизненным, мертвенно-бледным зеленоватым или белым светом. Живописная манера гладкая, рисунок же не резкий, нервный. Ларманс мастерски строит композицию, объединяя своих персонажей в выразительные группы, зигзагами дороги или реки разнообразя унылую и монотонную местность, заставляя взгляд зрителя двигаться в картине так, как это необходимо художнику. Избираемые Лармансом темы свидетельствуют не только о его приверженности демократической традиции в бельгийском искусстве XIX века. Они делают этого мастера преемником традиций старонидерландской живописи XVI века, и прежде всего творчества великого мастера Питера Брейгеля Старшего. О влиянии старонидерландского искусства свидетельствует и особая торжественность полотен Ларманса, их поэтичность, сдержанность и одновременно высокая концентрация эмоций. Общая архаизация приемов, упрощение и уплощение форм, большой формат картин, превращающий их в панно, а также активное использование символики свидетельствуют о живом восприятии Лармансом художественных вкусов, характерных для рубежа XIX-XX веков. В картине "Слепой" - одном из своих самых значительных произведений - Ларманс обратился к традиционной брейгелевской теме слепого с поводырем, которая воплощает для художника и мысль о том, что человек ощупью, вслепую блуждает во враждебном ему мире, и идею внутреннего, духовного, более истинного зрения. Извивающаяся в огромном пустом пространстве лента дороги - это символ долгого и сложного жизненного пути человека. Эжен Ларманс был широко известен не только как живописец. Он увлекался гравюрой - техникой офорта и мягкого лака, стал одним из основателей издававшихся в Бельгии начала XX века художественных журналов "Ради искусства" и "Искусство сегодня". Умер в Брюсселе 22 февраля 1940 года.
Литература: Colin ., Eugene Laermans, Brux., 1929.