• Авторизация


15 октября родились... 15-10-2025 03:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Котомкин (444x700, 251Kb)
1885
Александр Ефимович Котомкин (Котомкин-Савинский)
русский поэт, гусляр, складатель, драматург. Родился в деревне Савино, Царевококшайский уезд, Казанская губерния, Российская империя, в крестьянской семье. Родители — Ефим Гордеевич (1858—1901) и Степанида Александровна (умерла в 1890 году) Котомкины. После смерти отца Александр жил в семье дяди, Матвея Гордеевича Котомкина. В начале 1900-х годов окончил Княжнинское мужское начальное училище; с 1901 по 1904 год учился в 1-м Реальном училище в Казани. Стихи начал писать в возрасте 15 лет. Во время обучения в Казани издал свой первый сборник «Думы», включивший 28 стихотворений. В 1904 году был призван на военную службу и переведён в Московское пехотное юнкерское военное училище (с 1906 года — Алексеевское военное училище), где в 1905 году познакомился с известным в то время поэтом К.Р. — Великим Князем Константином Романовым (Константин Константинович), бывшим тогда в должности Главного начальника Военно-учебных заведений страны. К.Р. заметил молодого поэта, и вскоре между ними завязалась переписка, продолжавшаяся до самой смерти К.Р. в 1915 году Александр Котомкин высоко ценил творчество К.Р. и считал его своим учителем и наставником. В 1906 году А.Е.Котомкин по окончании обучения был произведён в чин подпоручика и направлен для прохождения службы в 236-й Лаишевский резервный батальон, расположенный близ Казани; с конца 1909 года служил в 95-м Красноярском пехотном полку в Лифляндской губернии, жил в Дерпте (с 1918 — Тарту). Много работал в библиотеке Дерптского университета, собирая материалы для задуманной им исторической поэмы. В декабре 1909 года женился на фрейлине двора Великого Князя Константина Константиновича Елене Ивановне Григолейт. Всё это время продолжал писать стихи и подготовил к печати новый сборник, вышедший в 1910 году с предисловием Константина Романова. В 1911 году Александр Ефимович оставил военную службу и начал работать земским начальником в Самарской губернии. С началом Первой мировой войны А.Е.Котомкин вернулся в армию. Был отправлен на Юго-Западный фронт, в Галицию. Летом следующего года был демобилизован по ранению; лечился в Киеве и тогда же выпустил в киевском издательстве книгу стихов, посвящённую памяти К. Р., умершего 2 июня 1915 года. Осенью приехал в Царевококшайск, снова поступил на земскую службу и стал начальником 2-го участка Царевококшайского уезда. Был членом различных комиссий и комитетов (по улучшению социального положения учителей; по оказанию помощи увечным воинам и т. д.). В 1916 году издал поэму «Князь Вячко и меченосцы», работу над которой начал ещё в Дерпте. Подписывая это произведение, он впервые добавляет к своей фамилии псевдоним «Савинский» (по названию своей родной деревни Савино). В августе 1917 года уехал в Казань, оставив семью в Царевококшайске, и поступил в Казанский университет на историко-филологический факультет, однако проучился там совсем немного, так как университет был вскоре закрыт пришедшими к власти большевиками. А.Е.Котомкин работал как театральный рецензент; опубликовал историческую драму «Ян Гус», ранее запрещённую цензурой; весной 1918 года принял участие в создании Казанского губернского Союза увечных воинов и стал одним из его руководителей, а также главным редактором печатного органа Союза — литературно-общественного журнала «К Свету». В сентябре 1918 года А.Е.Котомкин покинул Казань вместе с труппой Казанского театра, прибыл в Челябинск, и оттуда вместе с белыми частями в Сибирь, на территории, подвластные Колчаку. В военных действиях не участвовал, так как не считал возможным лично применять оружие против своего народа. Руководил передвижным театром и сам участвовал в концертах для Чехословацкого корпуса и колчаковских военнослужащих. В Иркутске, на спектакле по своей драме «Ян Гус», поставленному по случаю приезда президента Чехословакии Т.Масарика, получил личное приглашение Масарика приехать в Прагу. Участвовал с начала декабря 1919 года в Великом Сибирском ледяном походе под командованием генерала Каппеля. На похоронах генерала Владимира Каппеля в Чите 22 февраля 1920 года прочитал своё стихотворение «На смерть Каппеля». В нём, в частности, говорилось:

И Каппеля имя, и подвиг без меры,
Средь славных героев вовек не умрёт…
Склони же колени пред Символом веры,
И встань за Отчизну, родимый народ.

Весной 1920 года Котомкин в звании подполковника прибыл во Владивосток в качестве официального посланника атамана Семёнова. Во время своего творческого вечера в театре познакомился с учительницей Ниной Петровной Шкляевой, которая согласилась стать его женой. Почти сразу же они отправились в Европу — в конце 1920 года прибыли в Болгарию, а с начала 1921 года поселились в Чехословакии, в Праге, в районе Горние Мокропсы. Здесь Александр Ефимович читал лекции; в сборнике «Славяне и Восток» опубликовал драму «Сатанисты». Русский Камерный театр поставил его пьесу «Ян Гус». После премьеры спектакля, состоявшейся на сцене Чехословацкого Национального театра 6 июля 1922 года А.Е.Котомкину было присвоено звание «Почётный гражданин Праги». Нина Петровна поступила в Русский педагогический институт имени Яна Амоса Каменского, который закончила в 1926 году. 5 октября 1924 года родилась их дочь Ирина. Летом 1926 года Котомкины выехали из Праги в Париж. Здесь Александр Ефимович начал выступать как гусляр-складатель; пел свои стихи под гусли. Ездил с концертами по городам Франции, пел на благотворительных вечерах, в различных эмигрантских обществах и кружках. Записал пластинку совместно с исполнительницей русских песен Юлией Кутыриной, племянницей И.С.Шмелёва. Выпустил в 1927 году сборник стихотворений «За Россию», а в 1930 году — небольшую книгу воспоминаний «О чехословацких легионерах в Сибири. 1918—1920». Участвовал в работе Парижского Союза увечных русских воинов. Семья жила очень бедно; часто переезжали в поисках более удобной и дешёвой квартиры и сменили в Париже более 20 адресов. Нина Петровна зарабатывала подённой работой, так как для работы по специальности требовалось французское гражданство, которое ни Александр Ефимович, ни Нина Петровна принципиально не хотели принимать. Нина Петровна опубликовала в русском журнале свой «Дневник сельской учительницы» («Современные записки» № 46 за 1931 год). Она также много времени отдавала добровольной работе в русской церкви Трёх Святителей на улице Петель. Котомкины организовывали детские православные праздники (Рождество, Пасха), ставили спектакли для русских детей, сами придумывали и шили костюмы. В 1938 году Котомкин отправился с концертами в турне по Европе, не смог вернуться во Францию из-за начавшейся войны и вскоре был задержан немецкими властями и интернирован в лагерь для перемещённых лиц в Дании. В 1945 году его нашла в этом лагере бывшая фрейлина Гертруд фон Поэль и помогла перебраться в Гамбург. Здесь Александр Ефимович прожил до своей смерти в 1964 года; последние годы жил в небольшом семейном пансионе под Гамбургом. Некоторое время работал в Берлинском институте исследования звука, но основным заработком были концерты. Выступал в ресторанах, клубах, выступал как уличный гусляр. Переписывался с женой и дочерью, которые оставались во время войны во Франции и принимали участие в движении Сопротивления, а в 1954 году вернулись на Родину. Для самого Александра Ефимовича возвращение домой в то время было невозможно из-за его участия в белом движении и крайней антибольшевистской направленности многих стихов. В 1960 году он издал на немецком языке книгу «Из старой Святой Руси», посвящённую собранному им фольклору. Умер в городе Гамбург, ФРГ 23 ноября 1964 года. Похоронен на кладбище под Гамбургом. В своих стихах, поэмах и пьесах А.Е.Котомкин часто обращался к истории славян, долгое время исповедовал идею объединения славянских народов. Главной темой его творчества всегда была Россия.
Прижизненные публикации: Думы: стихотворения. Собрание стихотворений А.Е.Котомкина-Герпулева. Казань, типография А.М.Петрова, 1904; «Призыв», стихотворение. Журнал «Нива» № 46 (14 ноября) за 1909; Сборник стихотворений (1900—1909). Со вступительной статьёй К.Р. Санкт-Петербург, Артистическое заведение издательства А.Ф.Маркс, 1910; Блаженной памяти Св. Иоанна Златоуста. Казань, Братство Христа Спасителя, 1907 (подписано «Котомкин-Герпулев); Кантата к 300-летию царствования дома Романовых. Санкт-Петербург, типография „Сельского вестника“, Москва, товарищество И.Д.Сытина, 1912; „1812 — 1912“. Кантата к 100-летию Отечественной войны. Саратов, типография С.М.Панина, 1913; „Льётесь вы, слёзы народные“, стихотворение. Журнал „Нива“ № 27 (5 июля) за 1914 год; Из галицийских мотивов, стихотворение. „Нива“ 3 13 (28 марта) за 1915 год; Песни, посвящённые Августейшему Поэту К.Р. Его Императорскому Высочеству Великому Князю Константину Константиновичу». Киев, товариществоа"Печатня С.П.Яковлева, 1915; Князь Вячко и меченосцы. Историческая поэма. Петроград, типография товарищества А.Ф.Маркс, 1916 (подписано «Котомкин-Савинский»); Ян Гус. Историческая драма в 6-ти действиях в стихах. Казань, типография оварищества «Труд», 1918; «Света! Больше света!», стихотворение; «Всем, кто вышел из народа», стихотворение; «Люблю я деревню, родимые нивы», стихотворение; «Казанский губернский съезд Союза увечных воинов», статья; «Письмо к свату на Савино», стихотворение; «Большой театр (дирекция Розенберга)», критическая заметка; Романс, стихотворение; «Мусульманский театр», критическая заметка, — журнал «К Свету», № 1 за 1918, Казань; Меченосцы, историческая драма в 5-ти действиях и 2-х картинах, — журнал «К Свету», № 2 за 1918, Казань; Меченосцы. Издание 2-е. «Свободное слово», Тюмень, 1919; Ян Гус. Историческая драма в стихах. «Свободное слово», Тюмень, 1919; На смерть Каппеля, стихотворение. «Забайкальская новь» (Чита) от 25 февраля 1920; Ян Гус. Со вступительной статьёй профессоров М.В.Бречкевича и Н.М.Петровского. «Славянское изд-во», Прага, 1921; Сатанисты. Пьеса-драма. Сборник «Славяне и Восток», Прага, 1921; Отзыв на журнал «Полевые цветы». «Полевые цветы» (Эстония), № 3/4 за 1930; «За Россию», сборник. Париж, 1927; О чехословацких легионерах в Сибири. 1918—1920. Воспоминания и документы. Париж, 1927; Из старой Святой Руси (на немецком языке.). Фленсбург-Гамбург, 1962.
КотомкинПамятник_ (525x700, 428Kb)
Памятник А.Е.Котомкину в Йошкар-Оле
Памятник Котомкину
Установлен 21 июня 2013 года в городе Йошкар-Ола на бульваре Чавайна, перед площадью имени Никонова; торжественно открыт 24 июня 2013 года. Скульптурная композиция однофигурна: на облицованном гранитом постаменте — бронзовая полноростовая фигура. На постаменте — цитата из стихов А.Е.Котомкина и надпись:
Александр Ефимович Котомский (Савинский). Русский поэт первой половины XX века, известный гусляр-складатель, участник Первой мировой войны, знаменитый царевококшаец, уроженец деревни Савино (1885—1964 гг.)
Авторы памятника — Анатолий Ширнин и Сергей Яндубаев. Памятник был отлит в Казани, высота скульптуры — 4 метра. Литература: 1918 год на Востоке России, Молсква, 2003. Страница 447 (биографическая справка); С.В.Стариков. «Александр Котомкин (Савинский). Жизнь. Творчество. Судьба.» Йошкар-Ола, Издательский дом «Сельские вести», 2012 г; Марийская биографическая энциклопедия / Автор-составитель В.А.Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — Страница 186. — 2032 экземпляров. — ISBN 5-87898-357-0; Сануков К.Н. Поэт из деревни Савино / Сануков К.Н. // Наши земляки: пути и судьбы. Очерки. — Йошкар-Ола: ООО «Издательство Мари Книга», 2011. — Страницы 28—42. — ISBN 978-5-91895-006-7.

Jóhannes_Sveinsson_Kjarval (700x525, 204Kb)
1885
Кьярваль (исландское имя — Kjarval; псевдоним; настоящее имя — Йоуханнес Свейнссон, Jóhannes Sveinsson Kjarval)
исландский живописец. Представитель национального романтизма. Известен своими реалистичными картинами исландской природы, а также картинами на мифологические темы, изображающими эльфов и троллей. Родился в Эври-Эй, Исландия, в нищете , был усыновлён. Работал рыбаком. В свободное время занимался рисованием и живописью. Учился на картинах Асгримура Йонссона. В возрасте 27 лет при финансовой поддержке его товарищей-рыбаков и Исландской конфедерации труда сдал вступительные экзамены и был принят в Датскую королевскую академию изящных искусств, где получил высшее образование. Во время его пребывания в Копенгагене художник изучал различные направления искусства, такие как импрессионизм, экспрессионизм и кубизм. Позже он совершал короткие поездки во Францию и Италию. В 1910 году начал использовать псевдоним Кьярваль (дословно Милый кит). Основоположник исландского изобразительного искусства, представитель национально-романтической пейзажной школы. На протяжении всего своего творческого пути Кьярваль не изменял своей философии, исповедуя мысль, что у природы есть душа. В обыденном и скромном художник видел восхитительную сложность и красоту. Объектами изображения в картинах художника стали горы, лавовые поля и пробивающийся сквозь лаву мох. Кьярваль наделил исландскую лаву, ранее ­считавшуюся предельно безобразной, новым эстетическим смыслом. В этих работах представлено богатство формы, фактуры и оттенков лавовых полей с их скудной растительностью. Но Кьярваль создавал и работы другого плана, называя их «фантазиями». Как и символисты, он искал вдохновение в фольклоре и передаваемых из поколения в поколение сказках, литературном наследии и мистике. «Фантазии» отражают убежденность художника в том, что мир — это не только то, что подвластно нашему зрению. За пределами видимого есть иные измерения, где порядок вещей определяют таинственные, неземные существа или души. Автор многоцветных панорамных пейзажей с осязательно точно разработанным передним планом, нередко насыщенных символикой, сказочностью ("Гора Вивильсфедль", 1934, Государственная художественная галерея, Рейкьявик), а также портретов, в которых запечатлены национальные исландские типы. Умер 13 апреля 1972 года.
Jóhannes_Sveinsson_Kjarvaгроб (525x700, 625Kb)
Похоронен на кладбище Хоулавадлагардюр в Рейкьявике.
Художественный музей Рейкьявика носит имя Кьярваля. Изображён на купюре 2000 исландских крон. Труды: Johannes S. Kjarval Kjarval í Listasafni Islands 1885-1985 : Október 1985-Apríl 1986. 181 pages National Gallery, 1985 OCLC 493564255. Литература: Laxness Н. К., Jóhannes Sveinsson Kjarval, [Reykjavík], 1950.

[549x700]
1885
Петр Гаврилович Сергеев
советский химик-технолог. Родился в Москве. Окончил Московское высшее техническое училище (1920). Работал там же (с 1930 профессор). В 1930—1938 в Военной химической академии. В 1938— 1946 находился в заключении по ложному обвинению. С 1953 в Научно-исследовательском институте синтетических спиртов и органических продуктов. Основные работы посвящены органическому синтезу. Провел (1930) исследования полифенилированных производных дитолила. Изучал (с 1939) жидкофазное каталитическое окисление ароматических углеводородов. Совместно с Р.Ю.Удрисом, Б.Д.Кружаловым и М.С.Немцовым разработал (1949) технологический процесс получения ацетона и фенола из бензола и пропилена через кумол (кумольный метод), нашедший применение в промышленности. Сталинская премия (1951). Умер 12 марта 1957 года.

FrankHurley (469x700, 210Kb)
1885
Джеймс Фрэнсис (Фрэнк) Хёрли (James Francis Hurley)
австралийский фотограф, военный фотограф первой мировой войны, режиссёр-документалист, путешественник — участник нескольких этнографических и трёх экспедиций в Антарктиду.
Ранние годы жизни
Фрэнк Хёрли родился в пригороде города Сидней, Австралия, в семье Эдварда и Маргатет Хёрли. Третий из пяти детей в семье. В 13 лет Фрэнк бросил школу и устроился на работу на сталелитейный завод «Esk Bank Ironworks» в городке Литгоу. Интерес к фотографии юному Хёрли привил его мастер-наставник на заводе, который был страстно увлечен этим, довольно новым тогда видом искусства, и который часто брал его с собой на «фотопрогулки» в Голубые горы, в окрестностях которых расположен городок. Через два года Фрэнк Хёрли вернулся домой. По вечерам он продолжал образование в местной технической школе, слушал лекции в Сиднейском университете[10], а днём работал в телеграфном офисе, где с помощью коллег ближе познакомился с технической стороной фотодела. В это же время он приобрел свою первую фотокамеру Кодак. Свой первый гонорар за сделанные фотографии Фрэнк получил от «Edison Phonograph Company». В 1905 году Хёрли устроился на работу фотографом в Сиднейскую почтовую компанию «Harry Cave», занимавшуюся изготовлением почтовых открыток, и вскоре приобрел известность как профессионал своего дела, а также за ряд выдающихся для своего времени фотографий, в частности, за фотографию приближающегося поезда, снятую непосредственно с железнодорожного полотна. В 1910 году провёл первую выставку своих работ. Из-за экономического кризиса в 1910 году «Harry Cave» обанкротилась, и Фрэнк Хёрли остался без работы.
Первые антарктические экспедиции
FrankHurleyветер1912 (700x530, 191Kb)
Антарктический ветер. Фрэнк Хёрли, 1912
1911—1913
В 1911 году доктор Дуглас Моусон пригласил Фрэнка Хёрли принять участие в качестве фотографа в первой Австралийской антарктической экспедиции. Хёрли принял предложение, и с декабря 1911 по март 1913 года снимал на фото и кинокамеру её работу. Помимо своих основных обязанностей, Хёрли принял активное участие в решении повседневных экспедиционных задач, а также стал участником похода «Южной партии» под руководством астронома Эдварда Бейджа, целью которой было проведение наблюдений за земным магнетизмом в непосредственной близости от южного магнитного полюса земли. С 10 ноября 1912 года по 11 января 1913 года партия в условиях жестокой непогоды прошла по Антарктиде более 600 миль. Наиболее известными фотографиями Фрэнка Хёрли из этой экспедиции стали «Ледяной гриб»[12], «Буря на мысе Денисон», «В ледяной пещере»[14] и другие. Хёрли вернулся в Сидней осенью 1913 года и уже в августе представил на суд общественности свой фильм «Родина снежных бурь» (англ. Home of the Blizzard), который принес ему всемирную славу. Однако все вырученные от проката фильма деньги и гонорары за опубликованные фотографии, в соответствие с условиями контракта Хёрли, пошли на погашение долгов экспедиции.
FrankHurleyEndurance (540x700, 246Kb)
Эндьюранс во мраке полярной ночи, 27 августа 1915, Фрэнк Хёрли
1914—1916
В октябре 1914 года Фрэнк Хёрли в должности фотографа присоединился к Имперской трансантарктической экспедиции под руководством Эрнеста Шеклтона. На этот раз по условиям контракта Хёрли полагалась зарплата £6 в неделю и 25 % прав на публикацию отснятых фото и видео материалов, однако, по мнению историков, вряд-ли условия контракта были выполнены. Целью экспедиции Шеклтона было сквозное пересечение Антарктиды от моря Уэдделла до моря Росса. Однако в феврале 1915 года экспедиционное судно Шеклтона «Эндьюранс» оказалось зажатым паковым льдом в море Уэдделла и после продолжительного дрейфа затонуло. Полярникам пришлось значительное время провести на дрейфующей льдине, а после этого по открытому штормовому морю добираться на спасательных шлюпках до ближайшей земли — острова Элефант, откуда они были эвакуированы Шеклтоном в августе 1916 года, после знаменитого путешествия последнего до острова Южная Георгия. Как фотограф экспедиции Хёрли тщательно снимал все её этапы — путь к югу, зимовку на дрейфующем «Эндьюранс», героическую борьбу экипажа за жизнь после гибели судна. Во время экспедиции у её участников сложилось мнение о Фрэнке Хёрли как о человеке, «сделанном из железа» (hard as nails), за его выдающиеся способности выдерживать любые самые суровые испытания и готового пойти на любые жертвы ради удачного снимка. Из описания Шеклтона гибели «Эндьюранс»:
«Тем временем Хёрли настроил свою кинокамеру и снял погибающий «Эндьюранс». В процессе съемки лед с грохотом снес крепления такелажа фок, грот и бизань-мачт. Фор-марс и брам-мачта упали вниз и повисли на обломках фок-мачты с фок-реем. Следом за ними грохнулась грот-мачта, обломившись в 10 футах над главной палубой. «Воронье гнездо» упало в 10-ти футах от крутящего ручку своей камеры Хёрли, но тот даже не пошевелился и запечатлел уникальную, хотя и грустную картину.»
С другой стороны, за свою некоторую «надменность» и «высомерие» он получил прозвище «Принц». Помимо обязанностей фотографа Хёрли отвечал за тренировки, обучение и кормление своей собачьей упряжки. 17 июня 1915 года упряжка Хёрли победила в так называемом «Антарктическом Дерби» — соревновании собачьих упряжек, устроенном Шеклтоном в честь праздника середины зимы и проведённом во тьме полярной ночи. Полярной же ночью Хёрли сделал одну из своих наиболее известных фотографий окружённого льдом «Эндьюранс». Будучи «мастером на все руки» в мае 1915 года Хёрли смог запустить небольшую электрическую установку, имевшуюся на «Эндьюранс», он разместил лампы освещения в обсерватории, метеостанции и других местах. Помимо этого он также установил два мощных светильника на мачтах, освещавших корабль от борта до борта. Эти лампы имели неоценимое значение на случай возможного разрушения окружавшей корабль льдины. Руками Хёрли была также изготовлена жировая печь, которой полярники пользовались во время дрейфа на льдине и во время зимовки на острове Элефант.. Всего до начала ноября 1915 года Хёрли отснял более 500 негативов, но, к сожалению, бо́льшая их часть решением Шеклтона была уничтожена, было оставлено всего 120, из них двадцать цветных, а также альбом с уже напечатанными фото. Остальные немногочисленные, но ставшие всемирно известными фотографии, такие как, например, «Спасение», были сняты Хёрли на карманный фотоаппарат Кодак. Из тех фото и киноматериалов, что удалось спасти, в 1919 году Хёрли смонтировал фильм «Юг!» (South!, другое название — «В объятиях полярных льдов» (In The Grip of The Polar Pack Ice)), который имел огромный успех. В XXI веке на основе этих же материалов было создано несколько документальных фильмов, посвященных экспедиции.
Frank_HurleyMorning_a_Passchendaele (634x700, 439Kb)
Утро в Пашендале, 1917 (композитная фотография)
Служба военным фотографом
В августе 1917 года Фрэнк Хёрли вступил в ряды Австралийских вооруженных сил (AIF) и в звании капитана был направлен на западный фронт официальным фотографом AIF, где служил вместе с Хьюбертом Уилкинсом. За свою безрассудную храбрость, проявленную при съемке фотографий, Хёрли получил прозвище «Мэд» («Безумный фотограф»). К числу наиболее известных относят фотографии, сделанные Хёрли во время третьей битвы под Ипром, известной также как битва при Пашендале. Это, в первую очередь, «Утро в Пашендале», «Взгляд сквозь окно собора на кладбище, ставшее полем боя», «Лес Шато под Ипром» и другие. Историческая ценность некоторых фотографий, впрочем, была подвергнута серьезной критике (а то и вовсе названа подделкой с запретом на публикации) со стороны военного корреспондента и официального историка AIF Чарльза Бина — Хёрли был убежденным сторонником пикториализма, он считал, что и военные фотографии должны рассказывать историю и вызывать эмоции, и поэтому часто прибегал к фотомонтажу путём создания фотографий методом композитного наложения нескольких фотопластин. Конфликт с Бином привел к тому, что в конце 1917 года Хёрли подал в отставку, но был направлен на Ближний восток, где и прослужил до конца войны.
Последующие годы жизни
Во время службы в Каире Фрэнк Хёрли познакомился с молодой оперной певицей Антуанеттой Розалин Лейтон — дочерью офицера Индийской армии и после десятидневного романа женился на ней 11 апреля 1918 года, а после окончания войны вместе с ней вернулся в Сидней. Последующие четыре десятилетия Фрэнк Хёрли продолжал заниматься любимым делом — снимать фильмы. В начале 1920-х годов он принял участие в экспедициях на острова Торресова пролива и Папуа-Новая Гвинея, в 1929—1931 годах в Британско-австрало-новозеландской антарктической исследовательской экспедиции доктора Моусона (БАНЗАРЭ). В 1930-х он работал на кинокомпанию «Cinesound Movietone Productions», снимая фильмы, прославляющие австралийские достижения, такие как «Симфония стали» (Symphony of Steel, 1932) и «Становление нации» (англ. A Nation Is Built, 1938). Во время второй мировой войны работал военным фотографом на Ближнем востоке, подготовив более 60 видеообзоров текущих событий и сняв 11 фильмов для британского Министерства информации. После войны в 1946 году окончательно осел в Австралии и большую часть времени занимался чтением лекций, публикацией фотографий и журналистикой. В 1948 году была издана его книга «Аргонавты Шеклтона» (Shackleton's Argonauts), а в 1955 «По Австралии вместе с камерой» (англ. Australia: A Camera Study). Фрэнк Хёрли умер у себя дома на Колларой плато (северный пригород Сиднея) от сердечного приступа 16 января 1962 года. У него остались сын и трое дочерей. Наиболее ёмкую характеристику Фрэнку Хёрли — профессионалу своего дела, дал Лайонель Гринстрит — первый помощник капитана «Эндьюранс»:
«Хёрли — это воин со своей камерой, готовый отправится куда угодно или сделать всё, что угодно, ради фото.»
Награды: Полярная медаль (1914) — за участие в Австралийской антарктической экспедиции; Полярная медаль (1916) — за участие в Имперской трансантарктической экспедиции; Воинская медаль (1918) — за мужество и преданность долгу; Полярная медаль (1934) — за участие в Британско-австрало-новозеландской антарктической исследовательской экспедиции; Орден Британской империи (1941) — за службу военным фотографом AIF.
Некоторые из наиболее известных фотографий
Frank_Hurley01 (700x524, 230Kb)
Эндьюранс в паковом льду (1915)
Frank_Hurley02 (481x700, 234Kb)
Эндьюранс
Frank_Hurley03 (525x700, 354Kb)
Фрэнк Хёрли и Эрнест Шеклтон в "Океанском лагере"
Frank_Hurley04 (700x536, 265Kb)
Лес Шато под Ипром, 1917
Frank_Hurley05 (700x548, 142Kb)
1-й австралийский дивизион около Хоге, 1917
Краткая фильмография: Родина снежных бурь (Home of the Blizzard) (1913) (документальный); В неизвестности (Into the Unknown) (1914) (документальный); «Юг!» на сайте Internet Movie Database (1919) (документальный) — оператор, режиссёр; Pearls and Savages (1921) (документальный) — режиссёр; «Женщина джуглей» на сайте Internet Movie Database (1926) — автор сценария, режиссёр; The Hound of the Deep (1926) — автор сценария, режиссёр; The Squatter's Daughter на сайте Internet Movie Database (1933) — оператор; The Silence of Dean Maitland (англ.) на сайте Internet Movie Database (1934) — оператор; Grandad Rudd (англ.) на сайте Internet Movie Database (1935) — оператор.

[563x700]
1886
Владимир Давидович Абаев
советский государственный и партийный деятель. Доктор экономических наук. Заслуженный деятель науки Грузинской ССР. Родился в деревне Сба, Тифлисская губерния, Российская империя. Образование: учёба в Тифлисском учительском институте; в 1913 слушатель сельскохозяйственных курсов животноводства и молочного хозяйства. После окончания в 1917 института, работает учителем городского училища (Владикавказ). После переворота, сначала работает в 1918 в Терском СНК, а с 1919 по 1920 учителем гимназии (Цхинвал). Назначен в 1920 председателем Революционного комитета Южной Осетии. С 1921 по 1922 редактор газеты «Горская беднота» (Владикавказ). Затем на государственной службе - секретарь ЦИК Автономной области Юго-Осетии, позже представитель Горской АССР при Президиуме ВЦИК, руководитель НАЦБЮРО. В 1930 переведен на научную и преподавательскую деятельность - 1930 в Московском аграрном институте. В связи с ухудшением здоровья в 1934 назначен директором Никитского ботанического сада (Крымская АССР) и занимал данную должность до 1937. В 1937 был арестован. Освобожден 1940. С 1941 по 1951 директор Юго-Осетинского научно-исследовательского института Академии наук Грузинской ССР, с 1951 старший научный сотрудник Юго-Осетинского научно-исследовательского института Академии наук Грузинской ССР. Умер в Цхинвали (Юго-Осетинская автономная область, Грузинская ССР) в 1964 году. Награды: Орден Трудового Красного Знамени.

[486x700]
1886
Вратислав Хуго Бруннер (чешское имя — Vratislav Hugo Brunner)
чешский художник, типограф, график, сценограф, карикатурист, известный книжный иллюстратор. Родился в Праге. Обучался в Пражской академии изобразительных искусств у Влахо Буковаца и Богумира Роубалика. Работал с Якубом Обровски и Максимиллианом Пирнером. С 1906 работал в области книжной иллюстрации и карикатуры. В 1912 продолжил обучение в Лейпциге и Мюнхене. С 1919 — профессор в Школе декоративного искусства в Праге. В мае 1919 года почта Чехословакии объявила конкурс на марку, посвященную первой годовщине со дня основания государства. Бруннер стал победителем. Совместно со своим учеником, а позже помощником Йозефом Каплицки в 1921 создал дизайн павильона Первой выставки Союза чешских художников. В 1925 выиграл первую премию и золотую медаль за книжное оформление Всемирной выставки в Париже. В том же году создал ряд картин для чехословацкого посольства в Пеште. В течение года работал в Государственной высшей школе графики, вëл курс художественного переплëта. В 1925—1927 — сотрудник журнала «Pestrý týden». В связи с тяжелым заболевание отправился в Италию, жил на Сицилии. Умер в Ломнице близ Йилове после продолжительной болезни 13 июля 1928 года. На начальном этапе творчества находился под влиянием Обри Бёрдслея, Мунка, О.Домье, Т.-А.Стейнлена. Творчество В.Бруннера оказало значительное влияние на развитие чешской книжной иллюстрации. Оформил более 600 книг. Разработал серию пользовательских шрифтов, ряд экслибрисов, игрушек и др. Занимался оформлением театральных спектаклей в Национальном театре Праги, в частности, В.Альфьери, Й.Тыла, Ю.Зейера и других драматургов.

[554x700]
1886
Джонас Ховард Ингрэм (Jonas Howard Ingram)
адмирал Флота США, кавалер высшей военной награды США — Медали Почёта. Выпускник Военно-морской академии США. Джонас Ховард Ингрэм родился в Джефферсонвилле (штат Индиана, США). Его отец, Уильям Томас Ингрэм, работал подрядчиком, а мать, Энн Говард Ингрэм, была дочерью Джонаса Дж.Говарда — члена Палаты представителей США от Индианы в 49-м и 50-м Конгрессах. У Джонаса было два брата — Уорланд и Билл, которые впоследствии избрали спортивную карьеру. Джонас Ингрэм учился в средней школе Джефферсонвилля. В 1903 году окончил Военную академию Калвера, после чего в возрасте 17 лет поступил в Военно-морскую академию США. Там он был членом команды по гребле, бегу и регби, играя на позициях фуллбэка и лайнбэкера. В 1906 году Ингрэм привёл команду «Нэйви Мидшипмен» к первой победе за шесть лет противостояния над непримиримым соперником—командой «Арми Блэк Найтс. За свои спортивные достижения он получил престижную награду «Спортивный меч». В 1907 году Ингрэм окончил Военно-морскую академию. Примечательно, что выпускником того же года стали трое будущих кавалеров Медали Почёта — Уиллис Уинтер Брэдли-младший, Джордж Маккэлл Куртс и Клод Эштон Джонс. В качестве мидшипмена Ингрэм прослужил два года на броненосце «USS Nebraska». В июне 1909 года в звании энсина он был направлен на тренировочное судно «USS Hartford[en]», а затем переведён на броненосец «USS Iowa». Во время службы на крейсере «USS Tacoma», в июне 1912 года Ингрэм получил звание лейтенанта младшего класса и сентябре переведён на броненосец «USS Arkansas». Входя в расчёт башни, он установил мировой рекорд по стрельбе из 12-дюймовых (305 мм) орудий. 22 апреля 1914 года Ингрэм принял участие в оккупации Веракруса на территории Мексики. Генеральным указом № 177 от 4 декабря 1915 года лейтенант младшего класса Ингрэм был награждён Медалью Почёта. В течение трёх сезонов с 1915 по 1917 год Ингрэм занимал должность 15-го главного тренера футбольной команды Военно-морской академии, базирующейся в Аннаполисе (штат Мэриленд). За это время команда под его руководством одержала девять побед, потерпела 8 поражений и 2 ничьи. В связи с этим, Ингрэм отмечал, что «ближе всего к войне в мирное время это футбол». В то же время, за Ингрэмом закрепилось прозвище «Однорукий адмирал», потому что он часто повторял — «я отдам свою правую руку, чтобы выиграть эту игру с мячом». В период Первой мировой войны Ингрэм служил на суднах «USS Wisconsin», «USS Kearsarge», «USS Kentucky» и «USS Alabama». В августе 1916 года произведён в лейтенанты, а в октябре 1917 года повышен до лейтенант-командера и назначен помощником и флаг-офицером командира Третьего дивизиона Боевых сил Атлантического флота и Девятого дивизиона броненосцев британского Большого флота контр-адмирала Хью Родмана. За «выдающуюся службу» в штабе Родмана, Ингрэм был награждён Военно-морским крестом. После того как в июле 1919 года Родман стал главнокомандующим Атлантического флота, Ингрэм остался его помощником. В 1921 году он стал начальником штаба коменданта Девятого военно-морского округа в районе Великих озер (штат Иллинойс). Получив в июне 1924 года звание коммандера, Ингрэм стал командиром эскадренного миноносца «USS Stoddert». С 1926 по 1930 год Ингрэм занимал пост руководителя по спортивной подготовке футбольной команды Военно-морской академии. С 1930 по 1933 год он был командиром линкора «USS Pennsylvania», в 1932 году стал исполняющим обязанности начальника отделения по связям с общественностью Управления руководителя военно-морскими операциями в Вашингтоне (округ Колумбия), а с 1933 по 1936 год находился на посту помощника секретаря флота. После присвоения звания капитана в июне 1935 года, Ингрэм стал командиром Шестой эскадры эсминцев Боевых сил на борту эсминца «USS Litchfield». С 1937 по 1939 год он был капитаном Нью-Йоркской военно-морской верфи в Бруклине (штат Нью-Йорк), в 1940 году посещал Военно-морской колледжв Ньюпорте (штат Род-Айленд), а затем был командиром линкора «USS Tennessee». После начала Второй мировой войны, 10 января 1941 года Ингрэм был возведён в звание контр-адмирала и назначен командиром Второго дивизиона крейсеров на борту «USS Memphis». В феврале 1942 года он был повышен в звании до вице-адмиралаи назначен командиром Третьей целевой группы, впоследствии переименованной в Двадцать третью целевую группу. В сентябре того же года Ингрэм назначен командующим Четвёртого флота и командиром Южно-Атлантических силАтлантического флота США со штаб-квартирой в Ресифи (Бразилия). Флот был направлен в Бразилию по просьбе руководства этой страны и 30 сентября того же года в расположение командования с инспекцией прибыл секретарь флота США Фрэнк Нокс. Президент Бразилии Жетулиу Варгас уважал Ингрэма как своего секретного военного советника и называл его «властелином моря», открыв для флота США все бразильские порты и аэродромы, а также предоставив американцам оперативный контроль над силами береговой обороны. Ингрэм в свою очередь руководил обучением и вооружением состава военно-морских сил Бразилии и с помощью бразильских судов организовал оборону побережья от немецких субмарин «U-boat», выходивших в море из французских портов. В 1942 году Ингрэм был награждён медалью «Пурпурное сердце» за ранение, полученное во время встречи с «волчьей стаей» немецких подлодок. 19 марта 1944 года он был награждён медалью «За выдающуюся службу» за «разработку и реализацию обстоятельных и эффективных планов для борьбы и в конечном счете уничтожения вражеские силы в жизненной важной и относительно незащищенной Южной Атлантике». В ноябре того же года Ингрэм был произведён в адмиралы и 15 ноября назначен главнокомандующим Атлантического флота США. 22 ноября 1944 года Ингрэм был награждён золотой звездой к медали «За выдающуюся службу» за «проявление самые высоких качеств инициативы и лидерства в ведении войны против вражеских подводных и надводных сил, действующих в Южной Атлантике». 9 ноября 1944 года журналист Энди Руни опубликовал статью в газете «The New York Times», в которой рассказал о том, как его друг-офицер разведки увидел, что рядом с Нью-Йорком пролетела ракета, запущенная с немецкой подлодки, после чего пошли слухи о том, что в нацистской Германии доработали ракеты ФАУ-2, которые могут долететь до континентальной части США. 8 января 1945 года Ингрэм заявил в радио-эфире, что «не только возможно, но и вероятно», что Нью-Йорк и Вашингтон станут мишенью бомб-роботов в течение «от 30 до 60 дней», однако такая атака не нанесёт много урона, но «безусловно вызовет потери в ограниченной области, которую бомба может поразить. Для тревоги нет причин. Чтобы предупредить эту угрозу были приняты эффективные меры». После этих слов у железнодорожных и автобусного вокзалов Нью-Йорка и Вашингтона скопились толпы людей, и руководство флота США выпустило опровержение, в котором было сказано, что «больше нет причин верить тому, что Германия сейчас нападёт на нас с бомбами-роботами, как 7 ноября 1944 года». 14 декабря 1945 года Ингрэм был награждён второй золотой звездой к медали «За выдающуюся службу» за «выдающуюся квалификацию и смелую стратегию, в которыми он направил силы Атлантического флота в успешную борьбу с угрозой немецких подводных лодок». 26 сентября 1946 года он ушёл с поста главнокомандующего Атлантического флота США, а 1 апреля 1947 года вышел в отставку после 44 лет военной службы. С 1947 по 1949 год Ингрэм был комиссаром Всеамериканской футбольной конференции, получая более 30 тысяч долларов США в год. С 1947 по 1952 год Ингрэм занимал пост президента «Acme Fuel Company», а с 1949 по 1952 год — директора «Reynolds Metals Company». Также Ингрэм являлся почётным членом яхт-клуба Максинкаки. В последние годы Ингрэм жил в Коронадо(штат Калифорния). В августе 1952 года во время службы на посту супер-интенданта летних школ Военной академии Калвера, он перенес первый сердечный приступ, а 9 сентября — второй. Джонас Ховард Ингрэм скончался вечером 10 сентября 1952 года в Военно-морском госпиталев Сан-Диего (штат Калифорния). Похоронен в могиле № 643 секции № 30 на Арлингтонском национальном кладбище в Арлингтоне (штат Виргиния). Жена — Джин Флетчер Коффин (1892—1954), сестра Чарльза Харви Брэдлииз Индианаполиса. Двое детей — Мэри-Бирч Ингрэм (жена полковника Корпуса морской пехоты Лоуренса С.Хейса) и Уильям Томас Ингрэм II (в 1938 году окончил Военно-морскую академию, регбист и баскетболист, участник Второй мировой войны, в 1947 году вышел в отставку в звании коммандера, занимался бизнесом в «Reynolds Metals Company»). Strong>Награды: США — Медаль Почёта, Военно-морской крест, Медаль «За выдающуюся службу» с двумя золотыми звёздами, Медаль «Пурпурное сердце», Медаль службы в Мексике, Медаль Победы в Первой мировой войне с планкой«Большой флот», Американская медаль оборонной службыс бронзовой литерой «A», Медаль «За Американскую кампанию», Медаль «За Европейско-африканско-ближневосточную кампанию», Медаль Победы во Второй мировой войне; Бразилия— Великий офицер Ордена Южного Креста, Великий офицер Ордена Военных заслуг, Орден Морских заслуг, Великий офицер Ордена Авиационных заслуг; Бельгия—Орден Леопольда II; Великобритания — Рыцарь-командор Ордена Британской империи; Франция — Командор Ордена Почётного легиона. В 1957 году именем Ингрэма был назван эсминец «USS Jonas Ingram» типа «Форрест Шерман», находившийся в строю до 1983 года. В 1968 году имя Ингрэма было внесено в Зал славы колледж-футбола. В честь Ингрэма назван «Ингрэм-филд» — поле Военно-морской академии в Аннаполисе для занятий различными видами лёгкой атлетики. Литература: Spencer Tucker. Ingram, Jonas Howard (1886—1952) // World War II at Sea: An Encyclopedia. — ABC-CLIO, 2011. — P. 380—381. — 925 p. — ISBN 9781598844580.

[438x700]
1886
Граф Рудольф фон Маронья-Редвиц (немецкое имя — Rudolf von Marogna-Redwitz)
немецкий военный разведчик (полковник), участник Заговора 20 июля. Родился в Мюнхене. Происходил из старинного баварского аристократического рода, его отец был гофмаршалом короля Баварии Отто. Молодой граф учился в Мюнхене, желая стать музыкантом, но по семейной традиции был определён в военную службу и участвовал в Первой мировой войне, в том числе и на русском фронте. В послевоенные годы он жил в своём поместье, пока в 1933 г. не был привлечён к разведывательной работе адмиралом Канарисом. В 1938 г. он возглавил отделение абвера в Вене. После падения Канариса в 1944 г. был отозван в резерв Верховного командования. Маронья-Редвиц принадлежал к ближайшему окружению Клауса фон Штауффенберга и согласно плану Заговора 20 июля должен был представлять заговорщиков в Вене.
[469x700]
После неудачи заговора он был арестован и казнён в тюрьме Плётцензее 12 октября 1944 года. Дочь графа Элизабет фон Лёбен опубликовала в 1984 году его биографию.

[700x698]
1887
Фредерик Флит (Frederick Fleet)
британский моряк. Известен тем, что 14 апреля 1912 года первым увидел айсберг, погубивший лайнер «Титаник». Пережив катастрофу, продолжал служить на флоте до 1936 года. Позже стал газетчиком в Саутгемптоне. Флит родился в Ливерпуле, Великобритания. Он никогда не знал отца, а его мать вскоре сбежала с другом в Спрингфилд, Массачусетс. Флит воспитывался в приёмных семьях и дальними родственниками. В 12 лет впервые вышел в море на судне «Конвей». В 1903 году был нанят на флот юнгой. В 1908 году перешёл на Уайт Стар Лайн, где был направлен на «Океаник». В 1912 году Флит был назначен на лайнер «Титаник». 10 апреля 1912 года Титаник вышел из Саутгемптона, а затем сделал две остановки в Шербуре и Куинстауне. Как вперёдсмотрящий Флит дежурил по два часа днём, чередуясь с другими наблюдателями, и от двух до четырёх часов ночью. 14 апреля 1912 года он, вместе с Реджинальдом Ли, заступил на дежурство в 22 часа. Второй офицер, Чарльз Лайтоллер, приказал им внимательно следить за льдами. В 23:40 Флит замечает айсберг. Он звонит три раза в колокол, а потом на мостик. Джеймс Муди, находившийся на мостике, спросил Флита: «Что ты видишь?» Флит: «Айсберг, прямо по курсу!» Муди: «Спасибо!». Опасаясь, что айсберг заденет мачту, Флит принимает решение её покинуть. Но лёд упал на палубу, не повредив ни мачту, ни «воронье гнездо».
[589x700]
Спасательная шлюпка № 6.
Во время эвакуации Флит занял спасательную шлюпку номер 6, в которой находилась «непотопляемая» Маргарет Браун. Перед спуском в шлюпку, в качестве гребца, по канату спустился Артур Пеукэн. После спуска их шлюпка пыталась достичь огни таинственного корабля, но безуспешно. Рулевой Роберт Хитченс спорил с пассажиркой I класса Хелен Кэнди, которая, упав в шлюпку, сломала лодыжку. Она настаивала, что нужно вернуться обратно и спасти выживших. 15 апреля 1912 года в 6 часов утра шлюпку спасла «Карпатия». Флит давал показания и американской и британской следственной комиссии. Сенатор Уильям Олден Смит спрашивал про отсутствие биноклей, которые, по его мнению, могли предотвратить столкновение. Перед британской комиссией Флит прошёл долгий допрос, с часто повторяющимися вопросами. Председатель комиссии, лорд Мерси, поблагодарил его: «Я вам благодарен, я думаю, что вы очень хорошо отвечали на наши вопросы». В августе 1912 года Флит покинул Уайт Стар. В течение 24 лет он ходил на судах различных судоходных компаний. В 1936 году из-за сложного финансового положения стал газетчиком в Саутгемптоне. После смерти жены 28 декабря 1964 года её брат, в чьём доме на Норманд-Стрит 8 они жили, выселил Флита и тот некоторое время проживал у сына. Фредерик Флит был найден повесившимся 10 января 1965 года в своём саду на Норманд-Стрит, тело было обнаружено его шурином. В отчёте коронера указывалось, что у Флита было умственное помрачение, но его знакомые считали, что всё дело было в его депрессивном состоянии, которое началось после смерти жены и отчасти было вызвано ещё тем, что Флит так и не избавился от чувства вины за гибель пассажиров. Он был похоронен без всяких почестей в могиле «нищего» на кладбище Холлибрук в Саутгемптоне. На его могиле не было даже надгробия и только в 1993 году общество «Titanic Historical Society Inc.» на деньги частных пожертвований установило на его могиле памятную плиту с гравюрой, изображающей «Титаник». В фильме 1997 года «Титаник» Флита сыграл Скотт Андерсон.

[395x700]
1888
Кристофер Уильям «Крис» Гитшем (Christopher William "Chris" Gitsham)
южноафриканский легкоатлет, призёр олимпийских игр. Крис Гитшем родился в Питермарицбурге. На Олимпиаде-1912 в Стокгольме он участвовал в соревнованиях по марафону, и завоевал серебряную медаль, уступив 58 секунд своему товарищу по команде Кеннету Макартуру. Гитшем принимал участие в соревнованиях по марафону на Олимпиаде-1920, но сошёл с дистанции. Умер в ЮАР 16 июня 1956 года.

[530x700]
1888
Кушаев Хафиз Кушаевич (башкирское имя — Ҡушаев Хафиз Ҡушай улы)
государственный и общественный деятель, председатель БашЦИКа (1922—1929). Кушаев Хафиз Кушаевич родился в деревне Салеево Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне Аргаяшского района Челябинской области). Кушаев сначала обучался в сельском мектебе. Затем он продолжил обучение в медресе «Галия» города Казань, которое не закончил по причине исключения его за участие в революционном движении. В период с 1909 года по 1917 года Кушаев Хафиз служил в армии Российской империи. В 1917 году становится командиром взвода в Иркутском гарнизоне. После Октябрьской революции, становится активным участником Башкирского национального движения за создание автономии Башкурдистана. В январе 1918 года на районном съезде Кушаев Хафиз Кушаевич избран членом Аргаяшского кантонного совета (шуро), заведовал земельным отделом. После образования Башкирской АССР, в период с 1919 года по 1921 год Хафиз Кушаевич работал военным комиссаром и председателем исполнительного комитета Аргаяшского кантона. После расширении территории Башкирской АССР в 1922 году, Кушаев Хафиз был избран председателем нового состава Башкирского центрального исполнительного комитета и работал в этой должности до 1929 года. Принимал участие в создании нового башкирского алфавита на латинской графике, взамен арабской. В период с 1929 года по 1937 год Хафиз Кушаевич работал в ЦИК СССР, а с марта по июль 1937 года занимал должность заместителя редактора издательства «Власть советов». В 1937 году Кушаев Хафиз Кушаевич был репрессирован: 19 июля — арестован, расстрелян 27 сентября. Похоронен в Донском кладбище. Реабилитирован 30 июля 1957 года. Жена — Рабига Юмагуловна Кушаева-Юмагулова (1901—1937), сестра Хариса Юмагулова. Являлась делегаткой I Всебашкирского курултая (съезда), работала редактором газеты «Азат ҡатын» («Свободная женщина»). В 1937 году была убита во время рабочей командировки в город Калинин. Дети: Минсылу, умерла от дифтерии в 1923 году; Тансылу (Дина), стала солисткой Пермского оперного театра. Народная артистка РСФСР. (5 апреля 1925 – 17 августа 1996); Ирек, после смерти родителей в возрасте 5 лет был отдан в детский дом. Дальнейшая его судьба неизвестна. В 2008 году деревне Кузяш Аргаяшского района Челябинской области состоялось открытие мемориальной доски в честь государственного деятеля Хафиза Кушаева.

[700x700]
1888
Стивен Ван Дайн (S.S.Van Dine; псевдоним; настоящее имя — Уиллард Хантингтон Райт, Willard Huntington Wright)
американский журналист, искусствовед, художественный критик, писатель. Родился в семье Арчибалда Дэвенпорта Райта и Энни Ван Вранкен Райт в городе Шарлотсвилл, штат Вирджиния, США. Являлся одним из представителей золотого века детектива (1920-е, 1930-е годы). Известен как автор свода «20 правил для пишущих детективы». Умер в Нью-Йорке 11 апреля 1939 года.

[700x462]
1889
Сергей Андреевич Анучин
организатор образования в РККА, кандидат технических наук, военный комиссар Уральского военного округа, подпоручик. Родился в семье рабочего (по другим данным из мещан или торговцев). Дом, где он родился, отмечен мемориальной доской (сейчас по улице Ленина, дом 46). Мать его умерла в 1891. В 1904-1909 учится на строительном факультете Уральского горного училища. Уже на первом курсе примкнул к кружку марксистского направления, распространял на Берёзовском заводе прокламации и нелегальную литературу. Отец потребовал прекратить бунтарство, в октябре 1905 порывает с отцом. Зарабатывает на пропитание разгрузкой вагонов, учится, поднадзорный с 1908. Работал в Екатеринбурге (в т. ч. на строительстве городского театра, железной дороги и депо станции Кизел, здания епархиального училища). В 1914—1917 служил в царской армии, участник Первой мировой войны. Член РКП(б) с 1917, участвовал в революционной работе в Екатеринбурге. После Февральской революции — председатель полкового комитета. Принимал участие в борьбе за установление власти большевиков в стране. Делегат съезда фронтовиков в ноябре 1917 в Минске, участник заседания Всероссийского учредительного собрания в январе 1918. Был избран председателем армейского Совета, назначен командующим 3-й армией Западного фронта. С марта 1918 член Уральского областного военного комиссариата, с мая — комиссар Уральского военного округа, член революционного штаба Уральской области и Екатеринбурга (с июля 1918 одновременно — комиссар и член коллегии Северо-Урало-Сибирского фронта). Был отозван в Москву и назначен начальником политического отдела 10-й армии Юго-Восточного фронта. После размещения в Екатеринбурге Академии генерального штаба контролировал её деятельность, подбирал кандидатуры для краткосрочного обучения. С перемещением штаба и управления Уральского военного округа в Пермь, Вятку и Пензу участвовал в военно-организаторской и политической работе (в Вятке был членом губернского военкомата). В 1920 начальник политотдела 9-й и 4-й армий, помощник командующего войсками Терской области по политической части, член РВС Южного фронта. После Гражданской войны вернулся в Екатеринбург, затем был переведён в Москву. ЦК партии направляет председателем правления Екатеринбургского губернского Совета народного хозяйства. Но на Урале проработал всего 2 года, затем отозван в Москву на пост председателя правления Шёлктреста, одновременно учится в Московском текстильном институте. После успешного окончания института переходит на работу в это учебное заведение, на должность доцента кафедры прядения шёлка. Преподавал, занимался научной работой, имеет 25 научных трудов, монографий, учебников по технологии искусственного и натурального шёлка, защитил диссертацию. Умер в Москве от инфаркта 17 августа 1956 года. Звания: подпоручик. Награды: орден Красного Знамени (1921); медаль За трудовую доблесть (1953). Публикации: На первом этапе // В боях и походах. Воспоминания участников гражданской войны. — Свердловск. — 1959. Литература: Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. Москва, 1983; Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998; Протасов Л.Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. Москва, РОСПЭН, 2008; Сборник лиц, награждённых Орденом Красного Знамени и Почетным Революционным Оружием. — Москва: Госвоениздат, 1926; Блюхер В.В. По военным дорогам отца. — Свердловск: Сред.-Уральское книжное издательство, 1984; Плотников И.Ф. Гражданская война на Урале (1917-1922 гг.) Энциклопедия и библиография. Том 1. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2007. - 244 страницы; Коммунисты Урала в годы гражданской войны. Свердловск, 1959; Опенкина С.С. С.А.Анучин (1889-1956). Серия биографических справок на видных участников Великого Октября, гражданской войны и социалистического строительства на Урале. СОКМ, 1967; Опенкина С.С. Анучин Сергей Андреевич. Березовчане - участники Гражданской войны . - Березовский. - 1969. - Страницы 10-19; История Уральского военного округа. Москва, 1970; Уральская историческая энциклопедия. — Екатеринбург. — 2000; Дубленных В.В. Вооруженные формирования Урала периода гражданской войны. — Екатеринбург. — 2002; Азанова А. Мы живём на улицах героев. Березовский рабочий. - 1989. - 7 ноября. - Страница 3; Васьковский О.А. Екатеринбург в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны. Очерки истории Свердловска (1723-1973): справочник- Свердловск, 1973. - Страница 197.

[509x700]
1889
Бернхард Карлгрен (подлинное шведское имя — Klas Bernhard Johannes Karlgren; китайское имя — 高本漢; имя на пиньинь — Gāo Běnhàn)
шведский синолог-лингвист, известный работами в области грамматики и фонетики древнекитайского языка. Родился в Йёнчёпинге. Первый научный труд опубликовал в 16-летнем возрасте, это была статья о диалекте шведской провинции Даларна. В 1907—1909 гг. обучался в университете Упсалы, где специализировался по русскому языку, заинтересовался сравнительным языкознанием. Решив избрать предметом своей деятельности почти неизученный тогда китайский язык, перевёлся в Санкт-Петербург, изучал китайский язык у А.И.Иванова (китайский язык не преподавался в Швеции). В 1910—1912 гг. жил в Китае, где подготовил описание 24 провинциальных диалектов. В 1912 г. он переехал в Париж, позднее в Лондон, но окончательно решил работать в Упсале. В 1915 г. он защитил докторскую диссертацию (на французском языке), но все свои научные труды писал по-английски. В 1939 г. сменил Йохана Андерссона на посту директора Музея дальневосточных древностей (Östasiatiska Museet) в Стокгольме, которым заведовал до 1959 г. С 1929 по 1970 г. был главным редактором научного журнала Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities (BMFEA). Почти все его труды были изданы в этом журнале, или книжной серии музея. Карлгрен был первым учёным, использующим методы сравнительно-исторического языкознания применительно к китайскому языку. Это позволило ему впервые предложить реконструкцию фонетики древне- и среднекитайского языков. При реконструкциях Карлгрен не обращал внимания на фонологическую структуру языка, из-за чего некоторые его идеи были отвергнуты научным сообществом. Тем не менее, его работы были первыми в области, а потому на них всё ещё часто ссылаются. Умер в Стокгольме 20 октября 1978 года. Библиография: Études sur la phonologie chinoise. 1915—1926; Ordet och Pennan i Mittens Rike, 1918, adapted as Sound and Symbol in Chinese, Oxford, 1923. Reprinted 2007: Toronto: Global Language Press, ISBN 978-0-9738-9240-6; Analytic Dictionary of Chinese and Sino-Japanese 1923; «The Authenticity of Ancient Chinese Texts», Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, 1929; «The Early History of the Chou Li and Tso Chuan Texts», Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, 1931; «Word Families in Chinese», Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, 1933; «New Studies on Chinese Bronzes», Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, 1937; «Grammata Serica, Script and Phonetics in Chinese and Sino-Japanese», The Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, 1940; «Huai and Han», The Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, 1941; «Glosses on the Kuo Feng Odes», The Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, 1942; «Glosses on the Siao Ya Odes», The Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, 1944; «Glosses on the Ta Ya and Sung Odes», The Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, 1946; «Legends and Cults in Ancient China», The Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, 1946; «The Book of Documents», The Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, 1950; «Compendium of Phonetics in Ancient and Archaic Chinese», The Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, 1954; Grammata Serica Recensa. 1957. Кроме того, он написал множество научно-популярных работ на шведском языке, посвящённых истории и культуре Китая, а также три романа под псевдонимом Klas Gullman. Литература: William H. Baxter, A Handbook of Old Chinese Phonology. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 1992, pp. 3-4; Lothar von Falkenhausen. Review of Göran Malmqvist, «Bernhard Karlgren: Ett forskarporträtt». China Review International 8, no. 1 (2001): 15-33; Göran Malmqvist, Bernhard Karlgren: ett forskarporträtt [Bernhard Karlgren: Portrait of a Scholar], Stockholm: Norstedts. 1995. A biography of Karlgren with bibliography of his work; Hans Bielenstein, «Bernhard Karlgren (1889—1978)», Journal of the American Oriental Society, Vol. 99, No. 3. (Jul. — Sep., 1979), p. 553. A brief obituary. Available through JSTOR.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 15 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»