• Авторизация


15 октября родились... 15-10-2025 03:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[499x698]
1881
Пелем Гренвилл Вудхаус (Pelham Grenville Wodehouse)
популярный английский писатель, драматург, комедиограф. Рыцарь-командор ордена Британской империи (KBE). Произведения Вудхауза, прежде всего, в юмористическом жанре, начиная с 1915 года пользовались неизменным успехом; высокие оценки его творчеству давали многие известные авторы, в том числе Редьярд Киплинг и Джордж Оруэлл. Наиболее известен цикл романов Вудхауза о молодом британском аристократе Берти Вустере и его находчивом камердинере Дживсе; во многом способствовал этой популярности британский телесериал «Дживс и Вустер» (1990—1993), где в главных ролях снялись Стивен Фрай и Хью Лори. Вудхауз — автор 15 пьес и около 30 музыкальных комедий. Он работал с Коулом Портером над мюзиклом Anything Goes (1934), с Рудольфом Фримлем — над мюзиклом The Three Musketeers (1928), регулярно сотрудничал с Джеромом Керном и Гаем Болтоном. Вудхауз — автор текстов популярных песен, в частности, тех, что вошли в мюзикл Гершвина-Ромберга Rosalie (1928). Пелем Гренвилл Вудхауз родился в Гилфорде (графство Суррей, Англия), в семье Генри Эрнста Вудхауза (1845—1929), английского судьи, работавшего в Гонконге, и Элинор Вудхауз (в девичестве Диэн). По отцовской линии семья принадлежала древнему норфолкскому роду (восходившему к рыцарю XI века, а к трону приблизившемуся в XVI веке, когда один из Вудхаузов породнился с Энн Болейн и был приближён к Елизавете I). Мать была дочерью викария Джона Бетхерста Диэна, чьи предки в XI веке служили Эдуарду Исповеднику и имели в числе родственников кардинала Ньюмена. В 1886 году Вудхауз поступил в школу Dame School (Кройдон, Суррей), три года спустя был переведён в Elizabeth College (Гернсни), а в 1891 году отправился в подготовительную школу Malvern House в графстве Кент. Все эти годы родителей он почти не видел, зато много общался с братом, от которого перенял любовь к искусству, и тётушками, ужас перед которыми впоследствии реализовал в образах тети Агаты, тети Далии, а также леди Констанции Кибл. Вудхауз утверждал, что с детства решил стать писателем. Его самое первое стихотворение, созданное в пятилетнем возрасте, было в 1907 году без исправлений, с ошибками, напечатано в журнале Captain. Первой публикацией в этом журнале, за которую Вудхаузу заплатили гонорар, была статья «Some Aspects of Game Captaincy»: её он написал ещё в школе и даже получил за неё приз в полгинеи в феврале 1900 года. В 1894 году Вудхауз поступил в колледж Далвич (Dulwich College), библиотека которого впоследствии была названа его именем, и здесь добился успехов на многих поприщах: стал главным редактором колледжского журнала «The Alleynian», вошёл в первые сборные по регби и крикету (1899, 1900), стал чемпионом по прыжкам в высоту (1900). Вудхауз был также превосходным боксёром, но вынужден был прекратить занятия из-за проблем со зрением. В Далвич-колледже Плам (как прозвали его друзья) регулярно участвовал в традиционных концертах по окончании семестра и играл на театральной сцене (в частности, в пьесах Аристофана). Основные интересы Вудхауза-студента концентрировались на литературе: изучая творчество классиков, он и сформировал свой уникальный стиль. Много лет спустя в автобиографии, говоря об авторах, оказавших на него влияние, Вудхауз отмечал и современников, в частности У.У.Джекобса. По окончании колледжа Вудхауз должен был отправиться в Оксфорд, но из-за финансовых трудностей, которые испытывала семья, сделать этого не смог. Сняв комнаты на Маркэм-сквер в Челси, он поступил на работу в Банк Гонконга и Шанхая (известный также как HSBC), вечерние часы посвящая сочинению рассказов, стихотворений и статей для журналов. Работа в банке предоставила Вудхаузу материал для одного из первых «взрослых» романов, «Psmith in the City» (1910), который во многих отношениях может считаться автобиографическим. В 1900 году Вудхауз начал профессиональную журналистскую деятельность, получив колонку в журнале «The Globe». В июле 1901 года в Public School Magazine появился его первый рассказ «The Prize Poem», а год спустя он оставил работу в банке. Также в 1902 году вышел первый роман Вудхауза «The Pothunters»: первая часть была напечатана с продолжениями в журнале «The Public School Magazine», который вынужден был затем прервать публикацию и всю вторую часть пересказать в форме письма одного из героев своему брату. В 1902—1909 годах вышли шесть школьных романов Вудхауза (пять из них до публикации печатались в журналах с продолжением) начиная с «The Pothunters» и кончая «Mike», в котором «суммировались» два литературных сериала о Майке Джексоне (во втором из них читатель впервые встречается с Псмитом). В 1908 году Вудхауз написал для журнала Chums школьный роман «Камень удачи» (The Luck Stone) под псевдонимом Бэзил Уинндхэм (Basil Wyndham). При том, что в этот период вышло около тридцати школьных рассказов Вудхауза, сборник был только один, «The Tales of St Austin’s», остальные лишь в 1997 году были собраны в коллекцию под названием «Tales of Wrykyn». В 1903 году Вудхауз переехал в Эмсуорт, где поселился в Трипвуд-колледже на Рекорд-роуд. Его часто видели в школе «Emsworth Hall», где он играл со школьниками в крикет и принимал активное участие в создании школьных спектаклей. Любовь к крикету Вудхауз пронес через всю жизнь и не раз привозил в Далвич-колледж собственную команду. Несколько раз он играл в Lord’s (за сборную Писателей — против сборной Актёров), причем однажды — бок о бок с сэром Артуром Конан Дойлем. Последний несколько раз с той же целью приглашал его к себе домой в Уиндлшем. В 1904 году Вудхауз написал текст для песни «Put Me In My Little Cell», которая вошла в мюзикл «Sergeant Brue», прошедший на Стрэнде и Prince of Wales Theatres. Двумя годами позже он внес значительный вклад в создание «The Beauty of Bath» (театры Олдвича и Хикса), в сотрудничестве с Джеромом Керном. В том же 1904 году Вудхауз, движимый страстным интересом к американскому боксу, впервые прибыл в Америку, где смог пообщаться с Кидом МакКоем в его тренировочном лагере в Уайт Плейнс. Эти впечатления легли в основу серии боксерских рассказов о Киде Брэди (позже этот персонаж появился и в «Psmith Journalist», романе, написанном в 1909 году, но опубликованном лишь 6 лет спустя). В 1906—1909 годах появились и четыре книги, к школьному циклу не имеющих отношения, в частности, роман «Любовь среди кур» (Love Among The Chickens, 1906), в котором впервые появляется Укридж. В «Not George Washington» заметны автобиографические мотивы (связанные с ранними попытками Вудхауза зарабатывать себе на жизнь литературой). «William Tell Told Again» — пересказ известной истории, заказанный издателем, который заранее подготовил гравюры и иллюстрации. В «The Swoop» (фантастической повести, высмеивающей господствовавшие тогда страхи перед возможной интервенцией) Англию захватывают сразу девять вражеских армий, а спасает — юный бойскаут Кларенс Чагуотер. В 1906 году Сеймур Хикс пригласил Вудхауза на постоянную ставку в театре Олдвич (Aldwych Theatre) для работы над шоу «The Beauty of Bath»: здесь он впервые познакомился с Джеромом Керном. Принято считать, что в эти годы в Лондоне писатель сватался к молодой вдове, Лилиан Армстронг, и получил отказ. Достоверно известно, что он долгие годы переписывался с её дочерью. Некоторые (в юмористическом ключе обыгранные) детали этой истории можно найти в полубиографическом романе «Не Джордж Вашингтон», написанном совместно с Гербертом Уэстбруком и опубликованном в 1907 году. В 1909 году Вудхауз несколько месяцев провел в Нью-Йорке: их для писателя оказалось достаточно, чтобы узнать всё о тамошних уличных нравах и коррупции — политической и полицейской. Под впечатлением от визита им были написаны два романа, в которых явственно звучит социальная сатира: «Psmith, Journalist» и «A Gentleman of Leisure». Также в 1909 году роман «Любовь на фоне кур» вышел в США, а два года спустя в Нью-Йорке с успехом прошла первая пьеса «A Gentleman of Leisure». Лондонская постановка «Brother Alfred» (1913), однако, провалилась, равно как и мюзикл «Nuts and Wine» (1914), к которому Вудхауз написал либретто. 30 сентября 1914 Вудхауз женился на Этель Ньютон, вдове-англичанке, с которой он познакомился в Нью-Йорке на вечеринке у друзей лишь за полтора месяца до свадьбы. У неё была дочь Леонора, которую писатель удочерил официально и с которой позже очень подружился. Пелам и Этель (несмотря на разницу в характерах: он — тихий, обаятельный и покладистый, она — бойкая и вспыльчивая) прожили счастливо более 60 лет. Жена пережила супруга на 9 лет и умерла в возрасте 99 лет в 1984 году. Не попав в армию из-за близорукости, Вудхауз большую часть военного времени провел в США, где нашёл для себя новую литературную нишу в престижном журнале Vanity Fair. С ним он активно сотрудничал в течение пяти лет (в основном на поприще театрального критика), используя псевдонимы — J Plum, Pelham Grenville, Melrose Granger, P Brooke-Haven, J Walker Williams, C P West. Первый всемирный успех Вудхаузу принёс роман (подписанный всеми именами: «Пелам Гренвилл Вудхауз») «Something New» (1915; английский вариант — «Something Fresh»), печатавшийся с продолжением в еженедельнике Saturday Evening Post. Следующие его 27 романов также предварительную публикацию проходили на журнальных страницах. Гонорар Вудхауза за роман-сериал в Saturday Evening Post за 25 лет вырос с 3,5 до 40 тысяч долларов. В сентябре 1916 года в Нью-Йорке с успехом прошла музыкальная комедия «Miss Springtime», написанная Вудхаузом, Болтоном и Керном. Был момент в 1917 году, когда на Бродвее шли сразу 5 пьес Вудхауза: лишь 75 лет спустя подобного успеха добился другой англичанин, Эндрю Ллойд Уэббер. В 20-е годы Вудхауз написал тексты для 12 мюзиклов. Среди композиторов, с которыми он сотрудничал, были Джордж Гершвин, Айвор Новелло, Коул Портер, Ирвинг Берлин, Иван Карилл, Эммерих Кальман и Рудольф Фримль. Большой успех имел в 1917 году и роман «Неудобные деньги». В какой-то мере сюжет произведения (герои которого пытаются откреститься от большого наследства) отразил чувства Вудхауза по отношению к свалившемуся на него богатству. Дживс (произносящий две фразы) и Берти (ещё без фамилии) впервые появились в 1915 году в рассказе «Extricating Young Gussie», позже включенном в сборник «The Man With Two Left Feet». В 1919 году вышел сборник «My Man Jeeves» с восемью рассказами, в четырёх из которых фигурировали Дживс и Вустер. В течение последующих семи лет вышли ещё три посвященных им сборника, за которыми последовали романы: «Thank You, Jeeves», «Right Ho, Jeeves» и другие (всего в этой серии их было 11). В 1919 году рассказом «A Woman is Only a Woman» (Saturday Evening Post) открылся цикл о гольфе, со Старейшим членом клуба в роли рассказчика. В 1923 году в «Космополитан» рассказом «Ukridge’s Dog College» была начата «серия с Укриджем». В 1926 году Вудхауза избрали почётным членом Королевского литературного общества (Royal Society of Literature). К этому времени он уже семь лет жил в Лондоне в роскошном особняке на Уолтон-стрит 16, время от времени пересекая океан, чтобы заняться в США очередной сценической постановкой. Начиная с 1925 года Вудхауз всерьез занялся драматургией: он адаптировал для театральной сцены (время от времени привлекая к сотрудничеству Иэна Хэя и Гая Болтона) не только многие свои работы, но также произведения зарубежных авторов (Молнар, Фодор, Гейер, Гютри и др.). Актриса Джоан Хиксон первую известность получила, сыграв главные роли в четырёх пьесах, поставленных по Вудхаузу (включая «Деву в беде») в 1928—1930 годы. В 1929 году Хилэр Беллок назвал Вудхауза «лучшим писателем из ныне живущих». В 1930 году Вудхауз подписал свой первый контракт с компанией MGM в Голливуде: сначала переписал диалог «Those Three French Girls», затем переработал мюзикл «Rosalie», в бродвейской постановке которого был до этого занят. Год спустя, в интервью «Лос-Анджелес Таймс» Вудхауз (получавший 2 тысячи долларов в неделю) пожаловался на то, что ему «платят слишком много за то, что он делает слишком мало». В Голливуде это заявление поняли буквально, и контракт с ним не возобновлялся до 1936 года. В 1934 году, чтобы избежать двойного налогообложения своих литературных произведений в Британии и США, Вудхауз поселился во Франции, в Ле Туке, где безмятежно, увлеченный работой прожил до 1939 года. В этом же году Оксфорд присвоил ему почётную докторскую степень за вклад в английскую литературу. Наконец, в том же 1934 году вышел знаменитый мюзикл «Anything Goes»: музыку к нему и часть текстов написал Кол Портер — по книге Болтона и Вудхауза. Позже, однако, потребовалась переработка сюжета, её осуществили Линдсей и Крауз — их имена с тех пор и остались на обложках. Но Вудхауз активно участвовал в организации лондонской постановки: он же написал и тексты двух самых известных хитов: «You’re the Top» и «Anything Goes». Когда началась война, Вудхауз дописывал роман «Раз — и готово» (Quick Service): он, как и большинство живших здесь иностранцев, не подозревал об опасности и не хотел возвращаться в Англию. Но Франция пала очень быстро, и 21 июля 1940 года Вудхауз оказался в лагере для перемещенных лиц в Верхней Силезии («Если эта Силезия у них „верхняя“, могу себе представить, что представляет собой „нижняя“ из них…» — позже писал он.) Петиция, направленная в Германию американскими читателями Вудхауза, натолкнула германское министерство иностранных дел на мысль: досрочно освободить писателя и с помощью Вернера Плака (давнего приятеля по голливудской работе) уговорить того записать несколько радиопередач для Америки — исключительно ради того, чтобы успокоить волнующихся читателей. Геббельсовское министерство пропаганды перехватило пленки и ретранслировало передачи на Англию. Несмотря на то, что мало кто услышал нарочито беззаботные рассказы Вудхауза о лагерной жизни, они вызвали политический скандал невероятных пропорций, и Вудхауза обвинили в коллаборационизме. Официально травлей руководил журналист Коннор, который называл Вудхауза «марионеткой Геббельса». Из писателей его главным критиком был А.А.Милн (автор книг о «Винни-Пухе»; позже Вудхауз ответил на это созданием образа Тимоти Боббина, который преуспел в чтении пародий на детские произведения Милна). Напротив, защищали писателя Ивлин Во, Дороти Сэйерс и Джордж Оруэлл. Сам писатель объяснял случившееся собственной политической наивностью. С другой стороны, британская разведка MI5 отмечала крайне правые взгляды писателя и получение им платежей от немецкого представительства во Франции и немецкой компании, занимающейся производством пропаганды. Освободившись, Вудхауз с Этель ещё два года прожили в Германии, где он написал «Радость поутру» (Joy in the Morning) и «Полную луну» (Full Moon) и начал «Деньги в банке» (Money in the Bank). В 1943 году супружеской паре было разрешено вернуться в Париж. В апреле 1947 года они вылетели в США: некоторое время жили в отелях, затем сняли квартиру на Парк-Авеню и наконец в 1952 году приобрели дом в Ремзенбурге, на Баскет-Нек Лейн (неподалеку от дома Гая Болтона), где и прожили все последующие годы в обществе многочисленных животных. Людей Вудхауз чуждался и общался лишь с немногими близкими друзьями. Выход в 1952 году романа «Pigs Have Wings» («Перелетные свиньи»), считающегося одним из лучших в Блэндингском цикле, стал поворотным пунктом: общественное мнение по обе стороны океана вновь обратилось лицом к Вудхаузу. Хорошо была принята и автобиографическая книга «Performing Flea» («Дрессированная блоха»; так назвал его во время травли драматург Шон О’Кейси). 16 декабря 1955 года Вудхауз принял американское гражданство, ознаменовав это событие заметками «America, I Like You» (у нас вышедшими под заголовком «За семьдесят»), в которой с характерной скромностью охарактеризовал свой вклад в историю литературы: «Я занимаюсь тем, что называется легкой (а иногда юмористической) литературой, на которую интеллигенция смотрит с высокомерной усмешкой», — написал он. В числе своих любимых авторов Вудхауз назвал здесь Фрэнка Салливана, А.П.Херберта и Алекса Аткинсона. Однако вспоминал, что в немецкий лагерь для интернированных взял с собой только Шекспира и Теннисона. Летом 1961 года компания Би-би-си передала речь под названием «An Act of Homage and Reparation» Ивлина Во в защиту Вудхауза. Новую волну популярности писателя вызвал выход в мае 1965 года на английские телеэкраны телесериала «The World of Wooster» c Иэном Кармайклом и Деннисом Прайсом в главных ролях. Два года спустя в Англии был снят сериал «Blandings Castle», где снялись сэр Ральф Ричардсон, Мериэл Форбс и Стэнли Холлоуэй. В начале 70-х годов в гостях у Вудхауза побывали Эндрю Ллойд Уэббер и Алан Эйкборн: все трое обсуждали перспективу создания мюзикла о Дживсе. В 1973 году на BBC Radio развернулся грандиозный проект по драматизации многочисленных рассказов о Дживсе и Вустере под общим названием «What Ho, Jeeves». Серия была завершена в 1980 году, но с тех пор появились и радиопостановки по другим его книгам: «Bring on the Girls», «The Luck of the Bodkins», «Blandings», «Quick Service», «Heavy Weather», «Pigs Have Wings», «Galahad at Blandings», «Uncle Dynamite». C Вудхауза официально сняли все обвинения в коллаборационизме, а к Новому 1975 году (в компании с Чарли Чаплином) 93-летний писатель стал кавалером Ордена Британской империи (KBE). В интервью BBC Вудхауз сказал, что теперь, когда он стал Кавалером рыцарского ордена и представлен в музее восковых фигур мадам Тюссо, у него не осталось в жизни нереализованных амбиций. 14 февраля 1975 года, в день Святого Валентина Вудхауз находился в больнице, где работал над своим очередным романом из Блэндингс-серии. Поднявшись с постели, он потерял сознание; врач обнаружил его уже бездыханным. Ричард Асборн завершил роман, руководствуясь заметками, которые оставил покойный. Последняя книга Вудхауза вышла под названием «Sunset at Blandings». Наиболее известные персонажи Вудхауза: Берти Вустер; Дживс;Лорд Эмсворт; Дядя Фред, пятый граф Икенхемский; Мистер Маллинер; Стэнли Укридж; Руперт Псмит; Старейший член клуба (цикл произведений о гольфе). Персонажи Вудхауза (особенно Берти Вустер) были весьма непопулярны у представителей британского истеблишмента. Согласно рассекреченным позже документам, когда Вудхауза в 1967 году рассматривали в качестве кандидата на Companion of Honour, сэр Патрик Дин, посол Великобритании в Вашингтоне, заметил, что «это весьма укрепило бы образ Берти Вустера как воплощение британского характера, вопреки всем нашим попыткам эту ассоциацию искоренить». Персонажи Вудхауза часто эксцентричны, имеют самые странные пристрастия, например, к свиньям (лорд Эмсуорт), тритонам (Гасси Финк-Ноттл) или носкам (Арчибальд Маллинер). Как правило, они добродушны, но, попадая в трудную ситуацию, крайне ухудшают свое положение любой попыткой её улучшить. Причем в первую очередь аристократы у Вудхауза выглядят и ведут себя наиболее странно: именно их чудаковатые выходки как раз и усложняют сюжет повествования. Значительную роль в сюжетах Вудхауза играют родственники, особенно тетушки: как правило, они вредят на финансовом фронте, мешают героям устроить личную жизнь и вообще делают все, чтобы испортить им настроение. Друзья также редко приходят на помощь главным героям: их главная функция состоит в том, чтобы вызывать всевозможные осложнения. Часто в произведениях Вудхауза главный герой ставит себя в затруднительное положение как раз затем, чтобы выручить друга. Полисмены и другие представители власти как правило предстают перед читателем персонажами неприятными, но недалекими — их легко обвести вокруг пальца, иногда всего лишь представившись не своим именем. А вот слуг (в лучших традициях римской комедии) Вудхауз наделяет почти сверхъестественными интеллектуальными способностями. В большинстве случаев они как минимум намного умнее своих хозяев, идеальным примером чему служит Дживс. В том же духе действует и чрезвычайно полезный (хоть и презираемый) Бакстер, секретарь лорда Эмсуорта. В 1936 году в Оксфорде в комнату, где занимались студенты, вошёл один из преподавателей, попросил всех встать и сказал: «Джентльмены, сегодня скончался Честертон. Теперь в Англии остался только один хороший писатель — Вудхауз». Имя преподавателя было Джон Рональд Руэл Толкин. Именно Пеламу Г.Вудхаузу приписывается фраза «Элементарно, Ватсон» («Elementary, my dear Watson»), которую никогда не употреблял А.Конан Дойль и которая позже появилась в фильмах о Шерлоке Холмсе. В данном виде она впервые была использована в романе Вудхауза Psmith Journalist (1915). Вудхауз написал 96 книг в течение 73-летней творческой карьеры (1902—1975). Среди них множество романов и рассказов, часть из которых объединена в серии (например, серия произведений о Дживсе и Вустере). Серии: Дживс и Вустер; Замок Блэндингс; Дядя Фред; Клуб «Трутни»; Рассказы о гольфе; Мистер Муллинер; Псмит; Школьные истории; Укридж.

[465x700]
1881
Гюнтер Швантес (немецкое имя — Günther Schwantes)
немецкий военный деятель, генерал-лейтенант. Участник Первой и Второй мировых войн. Руководитель абвера в 1927—1930 годах. Родился в Кольберге, в семье судьи Юлиуса Швантеса. В октябре 1899 года в чине фанен-юнкера начал службу в 1-м нижнесилезском полку полевой артиллерии «фон Подбельски» № 5, где 18 августа 1900 года был произведен в фенрихи, а после окончания училища — и в лейтенанты (18 мая 1901 года) того же полка. С 1 октября 1904 года — адъютант конного артиллерийского дивизиона, позже оберлейтенант, в 1908 году отправлен в военную академию, а в 1912 году — в генеральный штаб. С началом войны повышен до капитана и назначен в штаб VI армейского корпуса; с 14 мая 1916 года в штабе 4-й запасной дивизии; затем, с 26 ноября 1916 года в штабе 39-й пехотной дивизии, где и оставался до конца войны. После демобилизации армии оставлен в рейхсвере, направлен в штаб I участка нейтральной зоны Рурской области. В мае 1919 года в том же чине капитана зачислен в рейхсхеер и назначен командиром пехоты 31-й бригады. С 1 октября 1919 года в комиссии по перемирию. В других источниках, в том числе списках сокращаемой до 200, а затем и до 100 тысяч человек армии — не значится. В середине февраля 1921 года назначен в штаб 7-го (прусского) кавполка, располагавшегося в Бреслау. 5 марта 1922 года произведен в майоры. С 25 августа 1922 года командир эскадрона 11-го кавалерийского полка. В середине 1923 года вновь попадает в штаб кавалерийской части, на сей раз — 2-й дивизии. 12 февраля 1924 года женился на Эдит фон Эйке унд Польвитц. С сентября 1925 года работает в Имперском военном министерстве в Берлине, в «статистическом отделе пехоты (T3) Управления войск (TA)». Под этим обозначением был скрыт Абвер. С весны 1927 года в разведотделе сухопутных войск, с 1 февраля 1928 года — подполковник, в этом чине 1 апреля, сменив полковника Фридриха Гемппа, возглавляет отдел, объединённый с разведкой ВМФ. 31 января 1930 года сдаёт отдел подполковнику Фердинанду фон Бредову и уже 1 февраля сам сменяет подполковника фон Рейнерсдорфф-Паченски унд Тенчин на посту командира 11-го (прусского) кавалерийского полка в верхнесилезском Нойштадте, получив 1 января следующего года чин полковника. В той же должности его застало и очередное повышение, случившееся 1 октября 1933 года. Однако, уже 30 ноября, сдав командование полковнику Фридриху Кирхнеру, Швантес уходит в отставку. Мало что известно о его деятельности с этого момента до 1 октября 1936 года, когда он был назначен командиром 4-й служебной инстанции в Швайднице вместо полковника Германа Винклера. Во время следствия по делу Бломберга и Фрича в феврале 1938 года сдал пост генерал-майору Гансу-Юргену фон Арниму и 1 марта был назначен командиром 19-й пехотной дивизии (в Ганновере) после генерала кавалерии Конрада фон Госслера. 1 июня 1938 года был произведён в генерал-лейтенанты. С началом очередной войны Швантес участвует в польской кампании, в конце 1939 года вместе со своей дивизией переведён на западный фронт. После случившегося с ним в январе 1940 году инсульта переведён в резерв (дивизию принял Отто фон Кнобельсдорф). 1 сентября 1941 года Гюнтер Швантес окончательно ушёл в отставку и менее чем через год, 11 августа 1942 года скончался. Награды: Знак за ранение III степени («чёрный»); Рыцарский крест ордена Дома Гогенцоллернов с мечами; Железный крест II и I классов; другие награды.

Manuel Goded Llopis (535x700, 230Kb)
1882
Мануэль Годед Льопис (испанское имя — Manuel Goded Llopis)
испанский военачальник, генерал.
Военная служба
Родился в городе Сан-Хуан де Пуэрто-Рико. Окончил пехотное училище в Толедо, Высшую военную школу. С 1913 — офицер Генерального штаба. С 1920 — майор. В 1924—1927 он отличился в боевых действиях в Марокко, в 1924 награждён личной Военной медалью. Участвовал в высадке испанских войск в заливе Алусемас в 1925, которая стала решающим фактором в победе испанцев над марокканскими племенами. Был начальником штаба у генерала Хосе Санхурхо. В 1926 произведён в бригадные генералы, а уже в следующем году стал дивизионным генералом. Вначале поддерживал диктатуру генерала Мигеля Примо де Риверы, но затем стал её противником, в связи с чем был отдан под суд и уволен в резерв. После отставки генерала Примо де Риверы Годед вернулся на действительную службу: в 1930 он стал заместителем военного министра. Провозглашение Испании республикой в 1931 привело к его назначению на высокий пост начальника Генерального штаба. В августе 1932 он принял участие в военном выступлении во главе с генералом Санхурхо («санхурхаде»), после неудачи которого вновь был отстранён от активной деятельности. В 1934 Годед сотрудничал с генералом Франсиско Франко при подавлении восстания рабочих в Астурии. В 1935 он был назначен командующим войсками на Балеарских островах, а вскоре правоцентристское правительство (военным министром в нём был Хосе Мария Хиль-Роблес) продвинуло его на должности генерального директора аэронавтики и 3-й инспекции армии.
Противник Народного фронта
В начале 1936 был участником военного заговора против правительства республики, направленного на предотвращение прихода к власти левого Народного фронта. В связи с этим был вновь переведён на должность командующего войсками на Балеарах, что означало почётную ссылку. Почти сразу же включился в новый заговор, результатом которого стало выступление военных в июле 1936, начавшее гражданскую войну. 19 июля он возглавил выступление на Балеарских островах, которое привело к тому, что восставшие установили контроль над островами Майорка и Ивиса. Затем вылетел на гидроплане в Барселону, где возглавил попытку занятия и этого города, в котором позиции республиканцев были особенно сильны. 20 июля войска под командованием смелого и решительного (по определению российского историка С.Ю.Данилова) генерала Годеда взяли под контроль центр Барселоны, однако для захвата большого города у него не хватило сил. На стороне республики здесь выступили как анархо-синдикалисты и активисты других левых организаций, так и Гражданская гвардия. В результате войска Годеда были оттеснены в казармы Атаранасас и Маэстранса, где блокированы. В ночь с 20 на 21 июля республиканцы взяли казармы штурмом. Таким образом, военное выступление в Барселоне потерпело неудачу, и генерал Годед был арестован. После поражения восстания был вынужден выступить по радио с весьма сдержанным заявлением, в котором призвал своих коллег по заговору прекратить военные действия. Он заявил: Я не достиг успеха. Те, кто намерен продолжать борьбу, не должны более рассчитывать на меня. Существует мнение, что выступление Годеда было предупреждением для групп восставших, которые направлялись в Барселону, чтобы те отказались от данных планов.
Суд и расстрел
Находился в заключении на корабле «Уругвай», превращённом в тюрьму. Был предан суду и приговорён к расстрелу. По словам историка Хью Томаса, Годед и генерал Фернандес Буррьель (также приговоренный к смерти) во время процесса держались с бесстрастным достоинством. 12 августа генерал Годед был расстрелян в замке Монтжуик, город Барселона, Испания. Библиография: Томас Х. Гражданская война в Испании. 1931—1939 гг. — Москва : Центрполиграф, 2003. — 573 страницы. — ISBN 5-9524-0341-7; Данилов С. Ю. Гражданская война в Испании (1936—1939). — Москва : Вече, 2004. — 352 страницы. — ISBN 5-9533-0225-8.

Fernand Gillet (700x522, 192Kb)
1882
Фернан Жилле (французское имя — Fernand Gillet)
французско-американский гобоист и педагог. Родился в X округе города Париж, Франция. Сын Эрнеста Жилле, племянник и ученик Жоржа Жилле. Отец Жилле готовил сына к карьере пианиста и по достижении мальчиком двенадцатилетнего возраста обратился к брату с просьбой порекомендовать наилучшего педагога. Жорж Жилле, однако, оставил ученика себе, и уже в 15 лет Фернан Жилле получил первую премию на консерваторском конкурсе. В 1901 г. он занял пульт первого гобоя в Оркестре Ламурё, с 1902 г. одновременно играл в оркестре Гранд-Опера, а с 1908 г. также в децимете «Le Decem» (пять струнных и пять духовых). С началом Первой мировой войны ушёл на фронт, был военным лётчиком, награждён Военным крестом. После демобилизации вернулся к музыкальной карьере. В 1922 г. был приглашён Сергеем Кусевицким в сборный оркестр, с которым он гастролировал по Франции; за Кусевицким Жилле последовал в США и в 1925—1946 гг. занимал пульт первого гобоя в Бостонском симфоническом оркестре. Он также преподавал в Консерватории Новой Англии и Монреальской консерватории, был удостоен почётных докторских степеней в Консерватории Новой Англии и Истменовской школе музыки. Умер в городе Бостон, штат Массачусетс, США, 8 марта 1980 года. В память о Жилле с 1981 г. проводится конкурс молодых гобоистов и фаготистов (The Fernand Gillet Young Artist Competition).

Vendelin_javorka (503x700, 200Kb)
1882
Венделин Михайлович Яворка (словацкое имя — Vendelín Javorka)
словацкий католический священник, иезуит, византийского обряда, доктор философии, участник Русского апостолата в Зарубежье, ректор Руссикума, узник ГУЛАГа. Родился в Чернова, ныне в черте города Ружомберок на территории Австро-Венгрии, ныне Словакия, 14 августа 1903 года вступил в новициат ордена иезуитов, в 1906—1909 обучался на философском факультете университета Коменского в Братиславе, в 1912—1915 в университете имени Леопольда и Франца в тирольском городе Инсбрук в Австрии, где защитил докторскую диссертацию. Рукоположен в сан священника 15 августа 1915 года. С 1919 года назначен ректором Педагогического института в Трнава, на западе Словакии. По рекомендации генерала ордена иезуитов Владимира Ледуховского прибыл в Рим, где преподавал в Папском восточном институте и в 1929 году стал первым ректором Руссикума. В 1934 году прибыл в Харбин для работы с русскими эмигрантами в общине, сформировавшейся в Маньчжурии, где Католическая церковь создала Апостольский экзархат Харбина для русских. В 1936 году переехал в Шанхай, где действовала Русская католическая миссия в Шанхае, служил в храме святителя Николая. В 1939 году вернулся в Руссикум. В 1941 году направлен для работы среди католиков славянского происхождения, проживающих на территории Румынии, служил в греко-католических приходах Буковины и был настоятелем иезуитской миссии и монастыря в Черновцах, арестован 19 июня 1944 года органами НКВД, постановлением Особого совещания коллегии НКВД от 12 декабря 1945 года, как «агент Ватикана, прибывший в СССР для ведения шпионской работы», приговорен по ст. 58-6 УК РСФСР к 17 годам лишения свободы в ГУЛАГе. Отправлен в Темниковский исправительно-трудовой лагерь в автономной республике Мордовия, в 1954 году переведен в «Минлаг» в поселке Инта, Коми АССР. Досрочно освобожден по болезни 9 января 1954 года, проживал в инвалидном доме в Воркуте, в марте 1955 года переведен в Потьму, Мордовская АССР, затем в Абезь. В 1956 году, благодаря ходатайству родного брата, гражданина Чехословакии, Яворке разрешено выехать на родину. В 1989 году Генеральной прокуратурой СССР реабилитирован; следственное дело Яворки хранится в Центральном архиве Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ). Умер в городе Жилина, ЧССР, ныне Словакия, 24 марта 1966 года. Источники: Колупаев В.Е. Яворка Венделин // Католическая энциклопедия. — Москва : Изд-во францисканцев, 2013. — Том 5. — Страница 585. ISBN 978-5-89208-114-6; Колупаев В.Е. Католические священники Буковины и Транснистрии в период Второй мировой войны // Analecta catholica. Vol VII—VIII, 2011—2012. Chişinău: Episcopia romano-catolică de Chişinău http, 2013. pp. 271—294.

1883
Карл Густав Винквист (шведское имя — Karl Gustaf Vinqvist)
шведский гимнаст, чемпион летних Олимпийских игр 1908. Родился а коммуне Тивед, Швеция. На Играх 1908 в Лондоне Винквист участвовал только в командном первенстве, в котором его сборная заняла первое место.Умер в городе Лунд, Швеция, 19 ноября 1967 года.

[465x700]
1883
Владимир Михайлович Волькенштейн
советский поэт, драматург, театральный критик и сценарист. Член режиссерской коллегии и Совета 1-й студии МХТ. Родился в Санкт-Петербурге, в семье интеллигентов. Его отец — известный адвокат, присяжный поверенный Михаил Филиппович Волькенштейн (Моисей Фишелевич Волкенштейн; 1859—1934) — одноклассник Чехова, дружил с Шаляпиным, Короленко, Станюковичем, Гарин-Михайловским, Добужинским (последний был женат на двоюродной сестре М.В Волькенштейна — Елизавете Осиповне Волькенштейн, 1874—1965); с 1895 года был владельцем и редактором журнала «Новое слово», затем директором «Общества подъездных и железнодорожных путей в России», после революции жил в Таллине. Дядя — присяжный поверенный Лев Филиппович Волькенштейн (Исаак-Лейб Фишелевич Волкенштейн; 1858—1935), также был гимназическим товарищем А.П.Чехова, состоял с ним в переписке и оставил о нём воспоминания, после революции жил во Франции. Владимир учился в гимназии святой Анны, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1907, окончил Гейдельбергский университет. Член режиссёрской коллегии и Совета 1-й студии МХТ. На драматургическое поприще выступил в 1907, — в альманахе «Шиповник» были напечатаны сцены «Иван Грозный». Далее следуют — романтическая драма «Паганини», трагедия «Ирод и Марианна», «Далай Лама», «Ахер» и несколько одноактных пьес. На сцене дебютирует пьесой «Калики перехожие» (Первая студия Художественного театра). В революционный период В. написаны комедии: «Опыт мистера Вебба» (московский театр бывший Корша), «Гусары и голуби» (московский Малый театр) и трагедия «Спартак» (московский «Театр революции»), для клубного театра — сцены «Медвежий лог» и для детского театра — «Маугли» (по Киплингу). Из более крупных теоретических работ В. надо отметить монографию о Станиславском и «Драматургию». Волькенштейн — защитник стиля монументально-героической драмы. Классическому построению драмы в стиле больших трагедийно-романтических полотен Геббеля посвящена и его книга «Драматургия». На пьесах В. (особенно трагедиях) лежит печать некоторой рассудочности, схематичности и декламационной напыщенности. Построены они по канонам классической драматургии со всеми ее условностями, соблюдением единств и прочее. Тематика Волькенштейна лишена конкретности сегодняшнего дня и лишь косвенно отображает его либо через романтику исторических сюжетов («Спартак», «Гусары и голуби»), либо через внебытовую проблемность («Опыт мистера Вебба»). Связанный в своих первых шагах с немецкой идеалистической философией (Гейдельберг), русским либерализмом («Русская мысль») и сценическим реализмом Художественного театра, Волькенштейн сохраняет в основном этот комплекс влияний. Книги и пьесы Волькенштейна говорят о большой культурности автора как художника и как теоретика. Печатался в «Журнале для всех», «Современном мире», «Русской мысли», «Русском богатстве», «Слове» и др. Профессор с 1923. Преподавал в институте имени В.Брюсова. Умер 30 ноября 1974 года.
Семья: Первая жена (1907—1909) — поэтесса София Парнок; Сын от второго брака — физик М.В.Волькенштейн; Третья жена — Мария Степановна Гамбарян (родилась в 1925), пианистка, профессор Российской Академии Музыки имени Гнесиных, заслуженная артистка Армянской ССР, заслуженная артистка РСФСР; Двоюродная сестра — публицист Ольга Акимовна Волькенштейн. Двоюродный брат — адвокат Фёдор Акимович Волькенштейн.
Творчество
Трагедии: «Иоанн Грозный» (1908); «Калики перехожие» (1914); «Герод и Мириамна» (1916); «Паганини» (1920); «Ахер» (" Ахэр", " Ахур") (1922); «Далай-лама» (1926); «Спартак» (1923, пьеса поставлена 6 сентября 1923 в Московском театре Революции. Постановка В.М.Бебутова, художник В.А.Шестаков, музыка Н.Н.Попова); «Рустам и Сухроб» (1941); «Смерть Линкольна» (1966); «Папесса Иоанна», по неосуществённому замыслу трагедии А.С.Пушкина. Комедии: «Маринка» (1918); «Опыт мистера Вебба» (1918, 1922); «Гусары и голуби» (1928); «Махновцы» (1930). Другое: «Ведьма» (1915); «Чёрный рыцарь» (1922); «Маугли», инсценировка (1923); «Новый Прометей» (1960). Сочинения: Театр. Трагедии, Петроград., 1923; Станиславский, Москва,1922, 2-е издание, Ленинград, 1927; Драматургия. Метод исследования драматических произведений, Москва, 1923, издание исправленное и дополненное, Москва, 1960; Опыт современной эстетики, Москва-Ленинград, 1931; Качалов - Иван Карамазов, в сборнике: Москва театральная, Москва, 1960, страницы 335-346. Литература: Очерки истории русского советского драматического театра, том l, Mосква, 1954, страницы 59-60, 265, 352; Oснос Ю., Советская историческая драматургия, [Mосква, 1947, страницы 30-33; Фролов В., Жанры советской драматургии, Москва, 1957, страницы 267-268, 279-280. Библиография: Владиславлев И.В., Литература великого десятилетия, том I, Гиз, Москва, 1928; Писатели современной эпохи, том I, редактор Б.П.Козьмина, Издательство ГАХН, Москва, 1928; Балухатый С., Теория литературы. Аннотированная библиография, I, Общие вопросы, издательство «Прибой», Ленинград, 1929.

Izenbek (571x700, 187Kb)
1883
Сергей Артурович Изенбек
советский военно-морской деятель, инженерный работник, крупный организатор промышленности и специалист в области морского приборостроения, преподаватель, основатель и руководитель кафедры счётно-решающих приборов в Ленинградском институте точной механики и оптики, профессор (1939), инженер-капитан 1-го ранга (1940), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1961). Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя Из купеческой семьи немецкого (Вестфалия) происхождения; мать — русская, бабушка, вероятно, англичанка. Старший брат художника и участника белого движения Фёдора Изенбека. Владел французским, английским и немецким языками. На службе с 1900. Окончил Морской кадетский корпус унтер-офицером в 1903. Окончил Артиллерийский офицерский класс в 1910, зачислен в артиллерийские офицеры I разряда в 1912. По производству в офицеры назначен в учебный артиллерийский отряд Балтийского моря на броненосец «Император Александр II». В декабре 1903 года подал рапорт о переводе на Тихий океан, в январе 1904 года прибыл в Порт-Артур. Назначен на бронепалубный крейсер «Паллада», затем переведён на эскадренный броненосец «Ретвизан» вахтенным офицером, командовал башней главного калибра. Во время отражения атаки японских брандеров 22 февраля 1904 контужен, после выздоровления назначен командиром батареи морских орудий. В октябре 1906 назначен старшим офицером минного крейсера «Охотник». Старший артиллерийский офицер линейного корабля «Император Павел I» (1910—1914). С началом 1-й мировой войны в 1914 назначается флагманским артиллерийским офицером 2-й бригады линкоров Балтийского флота (четыре корабля класса «Севастополь»), имевших новейшие ПУС, в которых провел ряд усовершенствований, в частности, выполнил крупную конструкторскую работу по полуавтоматическому заряжанию крупнокалиберных башен на 12 башнях 2-х линкоров. В 1915 на основе эксплуатации 12"/52 трёхорудийных башен балтийских дредноутов разработал и подал предложения по устройству 16" башен для будущих линкоров. Служил в Главном морском штабе (1914—1917). Командирован в Англию как артиллерийский специалист для передачи опыта (с августа 1916 по апрель 1917). Во время Гражданской войны служил в штабе РККФ. Назначен начальником Морского генерального штаба (1919). Служил начальником Оперативного управления штаба морских сил республики, начальником технического управления штаба (1919—1923). С 1923 работал над вопросами специального приборостроения, в частности, разработкой приборов управления стрельбой; в 1924 году создал «Зэтовый множительный механизм», применяемый в приборах управления стрельбой. С 1925 возглавлял техническое бюро по разработке морских ПУС, в 1929 реорганизованное в предприятие по их производству. В 1930-е годы им предложены «Метод разделения ошибок для стрельбы по измеренным дальностям», «Проект трансформатора азимута и дистанции», теория «Оптического решения горизонтально-базисного дальномера», метод «Стабилизации кустов наводки», «Решение задач маневрирования в системе поворотных прямоугольных координат», «Исследование положения координатных осей на корабле», теория «Кинематики и конструкции механизмов точной механики», «Теория и проектирование ПУС», «Теория стабилизации визиров и орудий на корабле», «Проект кабинета стрельбы». Под его руководством проектировались все отечественные системы управления артиллерийским огнём в 1920-х — начале 1950-х. Работал на приборостроительных предприятиях Ленинграда (завод «Красная Заря», завод им. Кулакова, завод «Электроприбор», завод № 212). Работал в ряде высших учебных заведений (1933—1947): ЛЭТИ, Военно-морской академии имени К.Е.Ворошилова, Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н.Крылова, ЛИТМО. В 1959 утверждён в звании профессора, заведовал кафедрой приборов управления стрельбой Военно-морской академии. Умер в родном городе 27 июля 1962 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Звания: Мичман (19 мая 1903); лейтенант(6 декабря 1906); Старший лейтенант (19 декабря 1913); Капитан II ранга (19 декабря 1915); Инженер-флагман III ранга (1 июня 1940); Инженер-капитан I ранга (30 ноября 1940); Награды: Орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (19 сентября 1904); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (20 сентября 1904); Орден Святой Анны III степени (19 декабря 1908); Орден Святого Станислава II степени (19 декабря 1914); Мечи к ордену Святого Станислава II степени (3 апреля 1916); Орден Трудового Красного Знамени (1939). Литература: Доценко В.Д., Щербаков В.Н. Профессора Военно-морской академии / Под редакцией Н.Д.Закорина. — Санкт-Петербург, 2004. — 328 страниц. — Страница150; Основоположник вычислительной техники (к 120-летию со дня рождения). Публикация в газете Университет ИТМО, № 43 (1548), октябрь 2003; 75 славных лет (к 75-летию со дня рождения). Публикация в газете Кадры приборостроению, № 33 (323), октябрь 1958 года; ЦНИИ РТК Энциклопедия космонавтики. Изенбек Сергей Артурович; Призвание (о С.А.Изенбеке) // Газета Кадры приборостроению, 1957, № 35 (179); Биография и исторические материалы профессора С. А. Изенбека опубликованы в книге: Война и блокада / Под редакцией Н.К.Мальцевой. — Санкт-Петербург : СПбГУ ИТМО, 2010. — 260 страниц. Серия книг «Национальный исследовательский университет ИТМО: Годы и люди». Часть четвёртая. — Страницы 247—250.

1883
Аксель Вильгельм Рунстрём (шведское имя — Axel Wilhelm Runström)
шведский ватерполист и прыгун в воду, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в городе Стокгольм, Швеция. На Играх 1908 в Лондоне Рунстрём входил в состав шведской сборной по водному поло. Проиграв в полуфинале, он в итоге занял третье место и получил бронзовые медали. В прыжке с 10-метровой платформы он вышел уже из первого раунда. На следующих Играх 1912 в Стокгольме Рунстрём стал шестым в простом прыжке и дошёл до первого раунда в прыжке с платформы. Умер в родном городе 10 августа 1943 года.

1883
Борис Дмитриевич Тюнеев
русский музыковед, музыкальный критик, историк музыки, лектор, музыкально-общественный деятель. Профессор Одесской консерватории. Родился в гароде Одесса, Российская империя. Окончил юридический и филологический факультеты Новороссийского университета. В 1905-1918 сотрудник Русской Музыкальной Газеты ("РМГ") в Санкт-Петербурге. Автор многочисленных музыкально-критических статей, посвященных творчеству Кастальского, Гречанинова, Скрябина, Бородина, Рахманинова, Стравинского, Черепнина и других ведущих музыкантов эпохи. Профессор Одесской консерватории (1920-е - 1930-е гг.). Был дружен с Т.Д.Рихтером и Н.Н.Вилинским. Умер в родном городе 21 июля 1934 года.

Dimitrije_Georgijević (487x700, 217Kb)
1884
Димитрие Георгиевич-Бугарский (сербское имя — Димитрије Георгијевић-Бугарский; имя при рождении — Димитрије Бугарски)
югославский военный деятель, генерал-полковник, участник обеих мировых войн. Родился в городе Пожаревац, Королевство Сербия (урождённый Димитрие Бугарский). О довоенной жизни известно не очень много: состоял в социал-демократической рабочей партии с 1908 года. В 1914 году был призван в австро-венгерскую армию на фронт Первой мировой войны, в одном из сражений попал в плен к русским. До 1917 года находился в плену, после Февральской революции вступил в РККА и принял участие в Октябрьской революции. После успешного прихода к власти большевиков сменил свою фамилию на Георгиевич, с 1919 года состоит во Всероссийской коммунистической партии (большевиков). Служил в РККА до 1922 года, после чего занимал разные должности в СССР. Окончил Аграрный институт Свердловского государственного университета. С 1937 по 1939 годы участвовал в гражданской войне в Испании, но после победы националистов вернулся в СССР. В годы Великой Отечественной войны занимал разные должности в войсках РККА, а в июне 1944 года возглавил 1-ю отдельную югославскую пехотную бригаду, получив должность политрука. В октябре 1944 года с бригадой прорвался на родину и вошёл в состав 23-й сербской дивизии из 14-го сербского корпуса НОАЮ. В послевоенные годы дослужился до звания генерал-подполковника Югославской народной армии. Занимал должность члена Ревизионной комиссии при ЦК КПЮ. В 1952 году ушёл в отставку. Скончался в городе Белград, СФРЮ, ныне Сербия, 30 января 1959 года. Похоронен на Новом кладбище в Белграде. Награды: Золотая звезда ордена Братства и единства; Золотая звезда ордена За заслуги перед народом; Орден Партизанской звезды II степени. Литература: Иван Очак. Югославы в Октябре. — Белград, 1967; Военная энциклопедия (книга вторая). Белград, 1971.

Авдалбегян (554x700, 256Kb)
1885
Тадэос (Тадеос, Тадевос) Айрапетович Авдалбегян (армянское итмя — Թադևոս Հայրապետի Ավդալբեգյան)
армянский учёный-энциклопедист (историк-археолог, марксистский экономист и филолог-лингвист). Родился в городе Маку Иран, в семье кузнеца. В 1907 году окончил духовную семинарию в Эчмиадзине и начал карьеру преподавателя. В 1913 году, за книгу о Микаэле Налбандяне, арестован царскими властями по обвинению в «рассуждениях о свержении государственного и общественного порядка», но бежит за границу. В 1917 году возвращается в Армению. В 1918—1919 годах член социал-демократической фракции совета Армении. Затем заведующий научным отделом Госиздата Армении. В 1922—1924 годах преподает историю армянской общественной мысли и экономического развития. Автор нескольких русско-армянских словарей, ввел в армянский язык около 30 тысяч новых терминов. Переводчик экономической литературы, в том числе работ Ленина, Розы Люксембург, Франца Меринга и Карла Маркса (выполнил полный перевод «Капитала» на армянский язык). Автор многочисленных работ по истории Армении с V по XIX век. Предложил схемы простого и расширенного воспроизводства в экономике. Умер в 1937 году.
Критика
По мнению историка искусства и переводчика Вардана Азатяна, наряду с Ашотом Иоаннисяном, Тадэос Авдалбегян принадлежал к той марксистской революционной интеллигенции Армении, что в годы сталинизма были либо сосланы, либо казнены, а в современной Армении «подвергаются яростной, почти маниакальной критике со стороны националистических армянских ученых», создающих национальную идеологию. Библиография: К вопросу о золоте в схемах простого воспроизводства. Эривань, 1930; Основные гипотетические схемы расширенного воспроизводства. Эривань, 1931. Литература: Ара Маркосян. Тадэос Авдалбегян. Страницы жизни и деятельности. Ереван: Гаспринт, 2007; Русско-армянский словарь экономических терминов. Ереван, 1964; Маркосян А. Возвращение или...? Об «Интеллектуальном одиночестве Тадэоса Авдалбегяна и воспроизводственной традиции». — Ереван, 2021. — 80 страниц. — ISBN 978-9939-0-3747-9.

Андгуладзе, (488x700, 265Kb)
Андгуладзе (525x700, 107Kb)
1895
Давид Ясонович Андгуладзе (грузинское имя — დავით იასონის ძე ანდღულაძე)
грузинский, советский оперный певец (драматический тенор), педагог. Народный артист СССР (1950). Давид Андгуладзе родился в селе Бахви, Озургетский уезд, Кутаисская губерния, Кавказская администрация, Российская империя (ныне в крае Гурия, Грузия). С 1925 года выступал в Тифлисской оперной студии под руководством К.А.Марджанишвили. В 1926 году дебютировал в партии Ричарда (опера «Бал-маскарад» Дж. Верди) на сцене Грузинского театра оперы и балета (Тифлис, ныне Тбилиси). В 1927 году окончил Тбилисскую консерваторию (класс профессора Е.А.Вронского). В 1927—1929 годах — солист Московского оперного театра имени К.С.Станиславского (ныне Московский академический музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко). С 1929 по 1933 и с 1935 по 1955 год — солист Грузинского театра оперы и балета имени З.П.Палиашвили (в 1945—1949 — художественный руководитель). В 1933—1935 годах — солист Большого театра (Москва). Выступал в концертах и как камерный певец. Гастролировал во многих городах СССР. С 1946 года преподавал в Тбилисской консерватории имени В.Сараджишвили (с 1958 — профессор). Среди его учеников Зураб Анджапаридзе, Нодар Андгуладзе, Зураб Соткилава. В 1946 году вступил в ВКП(б). Умер в городе Тбилиси, Грузинская ССР, СССР, ныне Грузия, 29 ноября 1973 года. Похоронен в Дидубийском пантеоне.
Семья
Сын — Нодар Андгуладзе (1927—2013), оперный певец. Народный артист Грузинской ССР (1965). Звания и награды: Народный артист Грузинской ССР (1941); Народный артист СССР (1950); Сталинская премия (1947) — за исполнение заглавной партии в опере «Сказание о Тариэле» Ш.М.Мшвелидзе; Государственная премия Грузинской ССР имени З.П.Палиашвили (1973); Два ордена Ленина (1946, 1950); Орден Трудового Красного Знамени (14 января 1937) — за выдающиеся заслуги в деле развития грузинского оперного искусства, грузинской музыки, песен и танцев
Репертуар: «Сказание о Тариэле» Ш. М. Мшвелидзе — Тариэль; «Абесалом и Этери» З.П.Палиашвили — Абесалом; «Даиси» З.П.Палиашвили — Малхаз; «Сказание о Шота Руставели» Д.И.Аракишвили — Шота; «Пиковая дама» П.И.Чайковского — Герман; «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова — Григорий; «Аида» Дж. Верди — Радамес; «Отелло» Дж.Верди — Отелло; «Кармен» Ж. Бизе — Хозе; «Тоска» Дж. Пуччини — Кавародосси; «Паяцы» Р. Леонкавалло — Канио. Московский оперный театр им. К.С. Станиславского: «Богема» Дж. Пуччини — Рудольф; «Борис Годунов» М.П.Мусоргского — Григорий; «Майская ночь» Н.А.Римского-Корсакова — Левко. Большой театр: «Трубадур» Дж.Верди — Манрико; «Гугеноты» Дж.Мейербера — Рауль.

Asatkin (470x700, 199Kb)
1885
Александр Николаевич Асаткин-Владимирский (1885—1937)
российский революционер, советский военный и хозяйственный деятель, член РВС СССР. Расстрелян в 1937 году. Реабилитирован посмертно.
Родился в селе Вознесенское Костромской губ. Образование незаконченное высшее. Член РСДРП(б) с 1904 года, профессиональный революционер. Ответственный организатор Владимирской окружной организации РСДРП(б) в 1906—1907. Делегат с решающим голосом на V (Лондонском) съезде РСДРП. Арестован в Саратове в 1907 году и отправлен в Сибирь в ссылку в Нарымский край. В дальнейшем неоднократно арестовывался, ссылался. В августе 1917 года был делегатом с правом совещательного голоса на VI съезде РСДРП (большевиков)[1]. В 1917 году комиссар труда Иваново-Вознесенской губернии, затем председатель ЦК Союза текстильщиков, член Президиума ВЦСПС. В 1920 году временно исполняющий должность начальника, военком 23-й стрелковой дивизии, член РВС Западного фронта, затем ответственный инструктор ЦК РКП(б). В 1923—1924 годах кандидат в члены Центральной контрольной комиссии РКП(б). С 10 мая до 3 декабря 1924 года член Реввоенсовета СССР. В том же году секретарь Временного Белорусского бюро ЦК РКП(б), 1-й секретарь ЦК КП(б) БелССР. Секретарь Владимирского губкома партии в 1924—1927 годах. Также в 1925—1927 годах член Центральной ревизионной комиссии ВКП(б), председатель правления Всесоюзного сельскохозяйственного банка. Со второй половины 1930 года до 1931 года председатель исполкома Дальне — Восточного краевого совета. В 1931—1932 гг. — торговый представитель СССР в Японии. В 1932—1934 годах заведующий сектором машинно-тракторных станций народного комиссариата земледелия СССР. В 1933—1937 годах член ЦК КП(б) Украинской ССР. В 1933—1937 годах член Оргбюро ЦК КП(б)У. В 1934—1937 годах начальник Управления народно-хозяйственного учёта при СНК Украинской ССР, директор Института экономики Академии Наук Украинской ССР и член Президиума Академии Наук Украинской ССР. 26 января—10 февраля 1934 года делегат XVII съезда ВКП(б). Исключён из состава ЦК КП(б)У постановлением пленума ЦК, проходившего 3 и 4 июля 1937 года в Киеве. На следующий день, 5 июля, арестован. Внесен в Сталинский расстрельный список от 25 августа 1937 года («Центральный аппарат УГБ НКВД Украинской ССР») («за» Сталин и Молотов). 1 сентября 1937 г. выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР в городе Киев приговорён к смертной казни по статье 54-6 («шпионаж»), статье 54-7 («вредительство»), статье 54-8 («террор»), статье 54-11 («участие в антисоветской троцкистской организации») УК Украинской ССР. Расстрелян в городже Киев, Украинская ССР, СССР, в ночь на 2 сентября 1937 года вместе с группой осужденных в/с ВКВС СССР (С.А.Саркисов, Н.А.Алексеев, А.Г.Соколов, И.А.Гаврилов, Р.Я.Потапенко, И.А.Воробьев, В.Н.Струц и др.). Место захоронения — спецобъект НКВД Украинской ССР «Быковня». В 1957 году посмертно реабилитирован ВКВС СССР.
Память
Его именем названа одна из улиц Владимира. Установлена мемориальная доска по адресу где проживал, улица Большая Московская, дом 81.[4]
Литература: Деятели революционного движения в России : Био-библиографический словарь. — Москва, 1931. — Том 5 : Социал-демократы. 1880—1904 : Выпуск 1 : А — Б / Составлен Э.А.Корольчук и Ш.М.Левиным ; Редактор [и автор предисловия]: В.И.Невский. — Столбцы 147—149; Марочко В. І. О. М. Асаткін — вигаданий «фальсифікатор» перепису населення 1937 р. // Український історичний журнал. — 2017. — № 4. — Страницы 129—149.

Fridtjof_Backer_Gröndahl (448x700, 186Kb)
1885
Фритьоф Баккер-Грёндаль (норвежское имя — Fridtjof Backer-Grøndahl)
норвежский пианист и композитор. Сын Агаты Баккер-Грёндаль. Бакер-Грёндаль родился в городе Кристиания, ныне Осло, Норвегия, в семье дирижера и учителя пения Олауса Андреаса Грёндаля. Учился у своей матери. Дебютировал как концертный пианист в 1903 году, выступая впоследствии в Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Франции и Италии. Затем совершенствовал своё мастерство в Берлинской Высшей школе музыки у Эрнста Рудорфа, частным образом занимался также у Эрнста фон Донаньи (фортепиано) и Филиппа Шарвенки (композиция). С 1905 года концертировал в Германии и соседних странах, в том числе в 1906—1907 годах солировал при исполнении фортепианного концерта Эдварда Грига при гастрольных выступлениях композитора в качестве дирижёра, а также с оркестром под управлением Юхана Свенсена. В 1920—1930 годах жил и работал в Великобритании, пропагандируя норвежскую музыку как исполнитель, а также как лектор лондонского Университетского колледжа. Помимо произведений Грига и других норвежских авторов, основу его репертуара составляла музыка Бетховена, Шопена, Шумана, Брамса. Среди немногочисленных записей Баккера-Грёндаля — сочинения Грига и его матери. Композиторское наследие Баккера-Грёндаля невелико и включает два десятка фортепианных пьес и несколько вокальных циклов. Он записал небольшое количество «Лирических пьес» Эдварда Грига. Также он сделал записи фортепианных пьес своей матери Агаты Бакер-Грёндаль. Умер в родном городе 21 июня 1959 года.

[570x700]
1885
Иван Иванович Вахрамеев
активный участник Октябрьской революции и Гражданской войны. Член КПСС с 1917. Родился в Ярославле. В 1908—1911 Вахрамеев служил на флоте унтер-офицером. В годы 1-й мировой войны был вновь призван и направлен на Балтийский флот. После Февральской революции избран председателем судового комитета 4-го дивизиона подводных лодок. Участник 2-го съезда Балтийского флота. Делегат 2-го Всероссийского съезда Советов. С 8 ноября 1917 — председатель Военно-морского революционного комитета, созданного вместо Центрофлота. Принимал участие в разгроме мятежа Керенского—Краснова. В 1918—1919 — член коллегии Наркомата по морским делам, уполномоченный РВС Республики по снабжению Военно-морских сил и управляющий технико-хозяйственной частью морского ведомства. После окончания Гражданской войны в период 1922—1932 на административно-хозяйственной работе в Ленинградском порту. В 1932 вновь призван на действительную военную службу, работал в военно-морских учебных заведениях. С 1949 в отставке в звании полковника. Умер в Ленинграде 20 июля 1965 года. Литература: Кондратьев Н.Д. Иван Вахрамеев. Москва, 1957; Большевики Петрограда в 1917 г. Хроника событий. Ленинград, 1957; Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции. Москва— Ленинград, 1957.

1885
Уилфрид Джонсон (Wilfrid Johnson)
британский игрок в лакросс, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в городе Лондон, Англия, Великобритания. На Играх 1908 в Лондоне Джонсон участвовал в мужском турнире, в котором его сборная заняла второе место, проиграв в единственном матче Канаде. Умер в деревне Нитон Остров Уайт, Юго-Восточная Англия, Англия, Великобритания, 21 июня 1960 года.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 15 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»