1880
Гурий (в миру — Алексей Иванович Степанов)
епископ Православной российской церкви, архиепископ Суздальский, викарий Владимирской епархии. Духовный писатель, лингвист-монголовед. Доктор церковной истории (1916). Родился в городе Чебоксары, Казанская губерния, Российская империя, в семье отставного унтер-офицера. В 1893 году окончил Чебоксарское городское трёхклассное училище, в 1896 году — Чебоксарское духовное училище, в 1902 году — Казанскую духовную семинарию. 29 апреля 1905 года пострижен в монашество с именем Гурий в честь святителя Гурия Казанского. 7 июля рукоположён во диакона, 8 апреля 1906 года — во иерея. В 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, правом преподавания в семинарии и получения степени магистр богословия без нового устного испытания. Был лучшим студентом на курсе, его кандидатская работа «Буддизм и христианство в их учении о спасении» была признана соответствующей по научному уровню магистерской диссертации и удостоена студенческой Макарьевской премии. По специальным предметам монгольского отдела приобрёл настолько блестящие познания, что по окончании академии без дополнительной подготовки был допущен к преподаванию этих предметов студентам. Член Совета Казанского отдела Русского собрания, эконом архиерейского дома, лауреат Макариевской премии (1906), год стажировался в Санкт-Петербургских Академии наук и университете, затем работал в архиве Калмыцкого управления и духовной консистории, магистр богословия (1909), Магистр богословия (1909). Доктор церковной истории (1916; тема диссертации: «Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племён»). В 1906—1909 годах — исполняющий должность доцента по кафедре калмыцкого языка Казанской духовной академии. В 1909—1910 годах стажировался в Санкт-Петербургских Академии наук и университете, затем работал в архиве Калмыцкого управления и духовной консистории. С 12 октября 1910 года — экстраординарный профессор Казанской духовной академии. В 1911 году наблюдатель и преподаватель Миссионерских курсов в Казани. С 1912 года — архимандрит, инспектор Казанской духовной академии. С 5 октября 1912 года одновременно временный преподаватель миссионерских предметов на миссионерских курсах. С 1916 года — ординарный профессор Казанской духовной академии по кафедре миссионерских предметов. Автор трудов по буддизму. Пользовался среди учащихся большим авторитетом, его называли душой казанского академического иночества. В своей квартире устраивал учёные собрания, на которых преподаватели и студенты обменивались мнениями по разным вопросам, в том числе и политическим. Член Поместного собора Православной российской церкви 1917—1918 годов по избранию от монашествующих, участвовал во всех трёх сессиях, секретарь XI и член II, III, IX, XII отделов. В июле — августе 1919 года назначен управляющим Московского Сретенского монастыря, а впоследствии стал его настоятелем. Товарищ председателя Миссионерского совета при Синоде. В октябре начались первые аресты насельников обители. Архимандрит Гурий был арестован 3 октября и помещён в Бутырскую тюрьму. В 1920 году — архимандрит Московского Покровского миссионерского монастыря.
Архиерей
8 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. При этом он оставался в Москве и до 2 апреля управлял Сретенским монастырём, а позже московским Покровским монастырем. Священнослужители Москвы в это время при совершении служб в разных храмах должны были уведомлять об этом организационно-учётный отдел Моссовета. 27 июня 1920 года арестован вместе с епископом Феодором (Поздеевским) в связи с тем, что при проведении обыска в монастыре у его ворот собралась толпа. Приговорён к заключению в лагере до конца гражданской войны, по амнистии этот приговор был заменён тюремным заключением на 5 лет. Находился в заключении в Бутырской и Таганской тюрьмах. 24 марта 1922 года освобождён. В 1922—1923 годах проживал в Москве без права выезда, управлял Покровским монастырём, входил в состав консервативной группы архиереев, возглавляемой владыкой Феодором (Поздеевским).
3 августа 1923 года распоряжением патриарха Тихона № 54 «В заботах о благоустроении Петроградской епархии и для удовлетворения ходатайств верующих — Временное Высшее Церковное Управление поручает Вашему Преосвященству вступить во временное управление православными приходами Петроградской епархии. Одновременно с сим поручается Вашему Преосвященству забота и архипастырское попечение и о православных приходах Псковской епархии». Как писал он сам в обращении патриарху Тихону 22 марта 1924 года: «по назначении его летом прошлого года, на Петроградскую кафедру в связи с попечением о приходах Пскова вечером выехал к месту назначения, — а утром, по приезде в Петроград, — узнал о массовых арестах священников. По приезде во Псков, попал в полосу тоже массовых арестов, был закрыт Елеазаров монастырь и сам Гурий провел в заключении 4 месяца». Освобождён после 4 месяцев заключения, когда в Петроград был назначен новый управляющий епархией. Вернулся в Москву. (Указание, в том числе в Православной энциклопедии, на то, что «епископ уехал в Псково-Печерский монастырь, где поступил в число братии», совершенно недостоверно: монастырь находился тогда за границами РСФСР, на территории «буржуазной» Эстонской Республики). 7 февраля 1924 года назначен архиепископом Иркутским, но как написал он в том же обращении: «До настоящего времени я не могу получить положительных гарантий на благонадежное пребывание в Иркутске. Убедившись ныне, что получение подобной гарантии в виду своей политической физиономии невозможно, я должен, на основании бывшего опыта, необходимо заключить, что мое появление в Иркутске не только не принесет ожидаемой пользы, но неизбежно вызовет расстройство в тамошней православной довольно устойчивой церковной жизни. При так сложившихся условиях, не сочитете ли Ваше Святейшество, целесообразным — применительно к церковным правилам и ради блага церковного, отменить сделанное Вами назначение меня архиепископом Иркутским», однако Патриарх Тихон 26 марта 1924 года составил резолюцию: «Мне достоверно известно, что со стороны сов. власти нет препятствий к выезду и пребыванию Вашему в Иркутске как епархиальному архиерею, а посему предлагаю Вам без промедления выехать к месту назначения». В 1924 году вновь ненадолго арестован. В ноябре 1925 года был арестован в Московском Покровском монастыре по делу митрополита Петра (Полянского) и заключён в Бутырскую тюрьму. 21 мая 1926 года осуждён Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Сибирь, которую отбывал в Якутии. 8 октября 1928 года вновь осуждён на 3 года высылки «с прикреплением к определённому месту жительства».
25 июня 1930 года назначен архиепископом Костромским; назначения не принял. 13 августа 1930 года назначен архиепископом Суздальским, викарием Владимирской епархии. По собственным воспоминаниям: «Последнее назначение меня управляющим Владимирской епархией мною было принято. Я поехал в Иваново-Вознесенск на предмет регистрации, но меня там не зарегистрировали, а взяли мой адрес и обещали уведомить письменно о разрешении служить. Вернувшись в Москву, я вскоре заболел болезнью, осложнившейся невритом правой руки и расширением подключичной артерии, и с 12 марта 1930 года я проживал под Москвой, лечился и фактически церковными делами не занимался».
В 1931 года арестован по делу «филиала Истинно-православной церкви». В 1932 году осуждён на 3 года ИТЛ, срок отбывал в лагере под Новосибирском, где был вновь арестован. К 1937 году проживал на покое в городе Арзамас. Как участник «к/р церковно-фашистской диверсионно-террористической организации», якобы возглавляемой А.И.Черноуцаном, Тройкой НКВД приговорён к расстрелу (виновным себя не признал) и 1 ноября 1937 года расстрелян в городе Горький, РСФСР, СССР.
Канонизация
В 1981 году решением Архиерейского Собора РПЦЗ канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских.
Труды: Христианский взгляд на собственность // Деятель. 1904. № 3; Ветхозаветная политика // Странник. 1905. № 10; К вопросу о панмонголизме. Казань, 1905; Государство и Церковь // Тамбовские ЕВ; Преосвященный Вениамин [Пуцек-Григорович], митрополит Казанский и Свияжский. Казань, 1906; Неоидеализм и христианство // Возрождение. 1907. Книга 2 (май); Христианство пустоты; Учение древнего буддизма; Тайна христианской жизни // Вера и Церковь. 1907. № 2, 6-8; Калмыки // Православная богословская энциклопедия. Том 8; К статье Г.А. Воробьёва «Вениамин Пуцек-Григорович» // Русская старина. 1908. Том 133; Похвальное слово в честь и память святейшего патриарха Гермогена; Блаженная кончина архиепископа Димитрия // Известия по Казанской епархии. 1908. № 11; Жемчужина христианства. Казань, 1908; Болезнь и кончина Архипастыря; Слово на день св. Архистратига Божия Михаила // Православный собеседник. 1908. № 5, 11; Философия буддизма. // Православный собеседник. 1908. Январь, март; Тайна христианской жизни. Казань, 1908 (переиздание: Москва, 2002); Буддизм и христианство в их учении о спасении. Казань, 1908; Философия смерти и религия жизни. (Буддизм и христианство). Сергиев Посад, 1908; Нигилистический принцип буддийской философии. // Православный собеседник. 1909. Апрель; Первые (дошедшие до нас) труды по исследованию калмыцкого языка. Казань, 1910; О крещеных калмыках в станицах астраханского казачьего войска // Православный собеседник. 1910. № 3; О переводческой деятельности на калмыцкий язык // Православный собеседник. 1910. № 7/8; Православная миссия среди ламаитов и меры к ея наилучшей постановке по трудам Казанского и Иркутского миссионерских съездов; Православная миссия среди калмыков.; Слово на день архистратига Божия Михаила // Православный собеседник. 1911. № 1, 3-8, 12; О богопознании. Казань, 1911; Донские калмыки и история их христианского просвещения. Санкт-Петербург, 1911; Из истории протестантской миссии среди калмыков. Астрахань, 1911; Работа по дневнику о. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» // Православный собеседник. 1912. № 4; Первая православная миссия калмыков и её историческая жизнь. // Православный собеседник. 1914. Февраль-апрель; Православная миссия среди астраханских калмыков в XVIII и XIX ст. // Православный собеседник. 1914. № 4; Забытая жатва. Миссионерская деятельность среди приволжских калмыков. // Православный собеседник. 1915. Январь; Бодимур и его критический разбор. // Православный благовестник. 1915. № 5/6, 7/8, 10, 12; Очерки распространения христианства среди монгольских племён. Том 1: Калмыки. Части 1-2. Казань, 1915; Православная миссия ламаитов и меры к её наилучшей постановке. Казань, 1915; Der Buddhismus des Mahayana. // Anthropos. 1921/22. № 16/17; 1923/24. № 18/19; Якутский язык в его отношении к тюркскому и монгольскому языкам // Сб. трудов исследовательского общества «Саха Кэскилэ». Якутск, 1927. Выпуск 4. Страницы 75-93; 1928. Выпуск 5. Страницы 29-60; 1936. Выпуск 1. Страницы 71-91; Богозданный человек (Опыт православной теодицеи жизни) // Богословские труды. Москва, 1974. № 12. страницы 5-72.
Литература: Зосима (Давыдов), епископ Новые данные о якутской ссылке архиепископа Суздальского Гурия (Степанова) на основе документов НАРС(Я) // Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ. 2006. — Том 1. — Страницы 129—134; Зосима (Давыдов), епископ Гурий (Степанов) // Православная энциклопедия. — Москва, 2006. — Том XIII : «Григорий Палама — Даниель-Ропс». — Страницы 479—482. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6; Павел Кириллов, иерей. Архиепископ Суздальский Гурий (Степанов): Биографическое исследование // Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. Вып. 1 (16) — 2008. — Казань: Казанская духовная семинария, 2008. — 238 страниц. — Страницы 139—179; Иоанн (Лудищев), иером. Жизнеописание святителя Гурия (Степанова): 1919—1937 годы (по архивным материалам) // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2013. — Выпуск 4. — Страницы 204—255; Пермикина Н.А. Архивные материалы о миссионерской деятельности архиепископа Гурия (Степанова) Суздальского в якутской ссылке 1926-1928 гг // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. — 2019. — № 6. — Страницы 123—127. — doi:10.24411/2686-9497-2019-00018.
1880
Данаил Василев Крапчев (болгарское имя — Данаил Василев Крапчев)
болгарский журналист и националистический политик. Активист ВМОРО и ВМРО. Редактор популярных право-националистических изданий. Убит боевиками БКП, посмертно приговорён Народным судом к смертной казни. Реабилитирован в 1994 году. Считается одним из основателей болгарской журналистики.
Болгаро-македонский активист. Начало журналистской деятельности
Родился в городе Прилеп, в семье националистического политика Васила Крапчева, активного участника болгарского движения в Македонии. Политически разделял позиции отца. В 1906 окончил исторический факультет Софийского университета. Журналистскую деятельность Данаил Крапчев начал в еженедельнике Македоно-одрински преглед. Возглавлял ячейку ВМОРО. Вместе с Пейо Яворовым и Василом Пасковым редактировал нелегальное издание ВМРО Илинден, затем газеты Отечество, Родина, Вардар, Българин, Пряпорец. В годы Первой мировой войны Крапчев был военным корреспондентом в болгарской армии.
Влиятельный редактор. Националист, демократ, антикоммунист
В 1919 году Данаил Крапчев основал ежедневную газету Зора, выходившую 25 лет. «Зора» являлась одним из самых популярных и авторитетных изданий Болгарии, серьёзно влияла на общественные настроения. Профессиональными образцами для газеты являлись Le Temps и The Times. Политически «Зора» ориентировалась на Демократическую партию Александра Малинова и Андрея Ляпчева. При этом сам Крапчев не являлся членом партии и строго соблюдал принцип организационной и финансовой независимости издания. Крапчев занимал революционно-националистические позиции, призывал к объединению болгар в национальном государстве, был сторонником присоединения Македонии к Болгарии, противником югославских властей сербского национализма (при этом у него установились дружественные отношения с националистами хорватскими). В то же время Крапчев был сторонником демократического строя. Он выступал против лево-аграристского авторитаризма Александра Стамболийского, но резко критиковал и репрессивную политику Александра Цанкова. После переворота 19 мая 1934 Крапчев был интернирован правительством Кимона Георгиева. Освобождён после отстранения группы «Звено» от власти. Данаил Крапчев был последовательным антикоммунистом и выступал с антисоветских позиций:
«Нет большего блага для человека, чем личная свобода. Она есть цель сама по себе. Без неё человек как рыба на суше. Поэтому диктатура, проповедуемая, например, коммунистами, есть мракобесие.
Любая партия власти, как коммунисты, может переарестовать своих политических противников, избавиться от конкурентов. Так правят русские большевики. Это никакая не демократия — это тирания.»
Подвергался критике в коммунистической печати. Крайне негативно упоминал Крапчева в политических памфлетах коммунистический публицист и художник-карикатурист Александр Жендов. Занимался медиа-менеджментом, руководил акционерными обществами Български печат и Преса. Данаил Крапчев активно участвовал в деятельности болгаро-македонских организаций. Был соучредителем Македонского научного института, руководился Союзом македонских молодёжных организаций. После убийство Александра Протогерова в 1928 некоторое время редактировал газету Македония.
Позиция во Второй мировой войне. Правительство и Комитеты действия
К участию Болгарии во Второй мировой войне Крапчев подходил с точки зрения болгарского национально-объединительного проекта. Поддержал сотрудничество с Третьим рейхом, хотя не являлся сторонником нацизма и фашизма.
« Коммунисты нападали на Крапчева как на германофила и фашиста. Они не знали, что на самом деле Крапчев был убеждённым демократом. К национал-социализму он относился отрицательно. Но он размышлял: «Если Советский Союз делает общее дело с ультракапиталистической Англией и ультракапиталистической Америкой, почему нам во имя наших национальных интересов не принять сотрудничества с гитлеровской Германией, которая обещает нам помочь? Это вовсе не означает отрицания демократии».» — Петр Тодоров, министр финансов Болгарии в 1923—1926 и 1934—1935.
В апреле 1941 премьер-министр Богдан Филов поручил Данаилу Крапчеву организовать взаимодействие правительства с Болгарскими комитетами действия, готовившими присоединение к Болгарии оккупированных югославских территорий.
Убийство и посмертная казнь. Реабилитация и память
В 1942 Центральная военная комиссия компартии приняла решение об убийстве Данаила Крапчева как «главного из преступников пера». Было совершено покушение, в результате которого Крапчев получил ранение. 9 сентября 1944 Данаил Крапчев был захвачен коммунистическими боевиками и на следующий день убит в городе Горна Джумая. Посмертно приговорён Народным судом к смертной казни. Жена и дети Крапчева были интернированы, семейное имущество конфисковано. Газета «Зора» подверглась запрету, редакция разгромлена, некоторые сотрудники убиты. В 1994 году Данаил Крапчев реабилитирован Верховным судом Болгарии. В современной Болгарии Данаил Крапчев пользуется уважением за патриотизм и демократические взгляды, считается одним из основателей национальной журналистики.
1880
Андрей Андреевич Пантелеев
полковник Кавалергардского полка, монархист, участник Белого движения. Из дворянского рода Пантелеевых. Сын тайного советника Андрея Васильевича Пантелеева и жены его фрейлины Марии Владимировны Родзянко. Окончив курс в Александровском лицее, 13 сентября 1902 года поступил на службу в Кавалергардский полк. 9 октября 1904 года произведен корнетом. В том же году был назначен помощником начальника учебной команды. Заведывал артелью нижних чинов с 8 мая 1904 по 15 апреля 1905 года, когда переведен в Нежинский драгунский полк для участия в русско-японской войне. За боевое отличие был награждён орденом Святой Анны IV степени. 14 декабря 1905 года вернулся в Кавалергардский полк, а в следующем году был вновь назначен помощником начальника учебной команды. Реагируя на события первой русский революции, вступил в монархическую организацию, создававшуюся в гвардейских полках. В Первую мировую войну вступил с Кавалергардским полком. Был произведен в ротмистры, командовал 4-м эскадроном полка. 20 апреля 1917 года произведен в полковники. После развала фронта вернулся в Петроград и стал членом подпольной монархической организации Н.Е.Маркова «Великая единая Россия», занимая должность одного из помощников Маркова по военной части. По заданию организации был направлен в Киев, где вступил в армию Украинской державы гетмана П.П.Скоропадского. Состоял адъютантом штаба генерала Ф.А.Келлера, командующего русскими добровольческими частями на Украине. Во время взятия Киева петлюровцами оставался при графе Келлере, пытаясь собрать отряды из оставшихся в городе офицеров. 21 декабря 1918 года был захвачен и расстрелян в городе Киев вместе с графом Келлером и штабс-ротмистром Н Н.Ивановым.
Награды: Орден Святой Анны IV степени (1905); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 19 октября 1914); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 22 ноября 1914).
1880
Роберт Андреевич Пельше
советский партийный и научный деятель, академик Академии Наук Латвийской ССР (1951), заслуженный деятель культуры Латвийской ССР (1945). Член Коммунистической партии с 1898. Родился в Элейской волости, ныне Елгавского района Латвии, в крестьянской семье. Участник Революции 1905-1907 в Латвии; член Рижского, Елгавского, Лиепайского комитетов, в 1907-1912 член ЦК Социал-демократической партии Латышского края (СДЛК). Делегат 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (1907). В 1912-1915 в эмиграции, был секретарем Парижской секции СДЛК. В 1917 участник октябрьских боев в Москве, член ВРК Лефортовского района, затем член МК РСДРП (б). Делегат 7-го (1918) и 8-го (1919) съездов РКП (б). В 1920-1924 на дипломатической и советской работе. С 1924 заведующий художественным отделом Главполитпросвета Наркомпроса РСФСР. Был редактором журнала "Советское искусство". В 1946-1955 директор института этнографии и фольклора Академии Наук Латвийской ССР. Один из первых латышских марксистских критиков, Пельше писал о пролетарской эстетике, о драматургии Я.Райниса, А.Упита и др. Автор работ по вопросам теории искусствоведения: "Нравы и искусство Французской революции" (1919), "Проблемы современного искусства" (1927), "Наша театральная политика" (1929), "Связи латышской и русской культуры" (1951) и других. Награжден 3 орденами. Умер в Риге 19 июня 1955 года.
1880
Мэри Шарлотта Кармайкл Стоупс (Marie Charlotte Carmichael Stopes)
британская писательница, учёная, активный борец за права женщин. Стоупс основала первую в Великобритании клинику контроля рождаемости, которая стала международной организацией её имени, действующей до сих пор. Мэри была редактором бюллетеня «Birth Control News» («Новости контрацепции»), в котором давались подробные и откровенные практические советы. Её руководство по сексу «Любовь в замужестве» было принято неоднозначно, но оказало огромное влияние на общество благодаря высказанным там идеям (например, обсуждение идеи контрацепции с медицинской точки зрения, а не с моральной; сексуальное желание женщин совпадает с овуляцией в период прямо перед менструацией; в браке должны быть равноправные партнеры). Стоупс выступала против абортов, утверждая, что концепция предохранения — это всё, что необходимо знать для предотвращения нежелательных беременностей. Известна также как учёный-ботаник. Она занималась в основном палеоботаникой и внесла значительный вклад в систематизацию каменного угля; была первой женщиной-преподавателем Манчестерского университета.
Ранние годы и образование
Мэри родилась в Эдинбурге. Её отец, Генри Стоупс, родом из Колчестера, был пивоваром, инженером, архитектором и палеонтологом. Её мать, Шарлотта Кармайкл Стоупс, родом из Эдинбурга, была шекспироведом и борцом за женские права. В возрасте шести недель семья покинула Шотландию; ненадолго задержавшись в Колчестере, они затем переехали в Лондон, где её отец купил дом в Верхнем Норвуде. Оба её родителя были членами Британской научной ассоциации, где они ранее и познакомились. Они брали Мэри с собой на заседания, где она видела знаменитых учёных того времени. Сначала её обучали дома, но с 1892 по 1894 года она обучалась в Школе Святого Георгия для девочек в Эдинбурге. Позже её перевели в Академическую Школу Северного Лондона, где она подружилась с Ольгой Фрёбе-Каптейн. Стоупс стала студентом-стипендиатом Университетский колледж Лондона, где она изучала ботанику и геологию, и, посещая дневные и вечерние курсы, после двух лет обучения, в 1902 году она получила степень бакалавра наук (B.Sc.). Затем Стоупс получила степень кандидата наук (D.Sc.) в Университетском колледже Лондона, став самым молодым кандидатом наук Великобритании. В 1903 году она опубликовала работу по ботанике недавно высохшей реки Эббсфлит. После проведённого исследования растений каменноугольного периода в Университетском колледже Лондона, она продолжила обучение в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана, где в 1904 году получила степень Ph.D. по специальности палеоботаника. Она была также ассоциированным членом (fellow) и преподавателем палеоботаники в Университетском колледже Лондона и Манчестерском университете, став первой женщиной-преподавателем в этом университете. Она пробыла на этой должности в Манчестере с 1904 по 1907 года.
Синяя мемориальная доска Мэри Стоупс в Манчестерском университете
Научные исследования
Во время пребывания в Манчестере, Стоупс изучала уголь, угольные почки[en] и папоротникообразные растения (семенные папоротники). Целью была попытка доказать теорию Эдуарда Зюсса о существовании древнего суперконтинента Гондвана или Пангея. Случайная встреча с полярным исследователем Робертом Скоттом во время одной из его лекций по сбору денежных средств в 1904 году предоставила возможность доказательства теории Зюсса. Её огромное желание доказать теорию Зюсса привели Стоупс к идее стать членом следующей экспедиции в Антарктиду. Она не смогла это сделать, но Скотт пообещал привезти обратно образцы окаменелостей, которые могли бы служить доказательствами теории. Скотт умер во время экспедиции Терра Нова в 1912 году, но окаменелости с хребта Куин-Мод, найденные позже возле тел Скотта и его компаньонов, обеспечили эти доказательства. В 1907 году Стоупс поехала в Японию с научной миссией. Она провела восемнадцать месяцев в Токийском университете и исследовала угольные шахты на острове Хоккайдо на предмет наличия окаменелых растений. В 1910 году она опубликовала свои впечатления о жизни в Японии под названием «Японский дневник: ежедневные записи о жизни с точки зрения учёного» (Journal from Japan: a daily record of life as seen by a scientist). В 1910 году геологическая служба Канады поручила Стоупс определить возраст одной из геологических структур, так называемой «Fern Ledges», в городе Сент-Джон (Нью-Брансуик). Эта структура является частью ранней пенсильванской эпохи формации Ланкастера. Стоупс прибыла в Северную Америку в канун Рождества. В Сент-Луисе, штат Миссури, 29-го декабря она встретила канадского исследователя Реджинальда Гэйтса и два дня спустя они обручились. В феврале 1911 года она начала усердно работать над «Fern Ledges», провела полевые геологические исследования и изучила геологические коллекции в музеях, отправила образцы в Англию для дальнейшего изучения. Пара узаконила свои отношения в марте, и 1 апреля того же года они вернулись в Англию, где Стоупс продолжила свои исследования. В середине 1912 года она представила свои результаты, обнаруженные в ходе изучения пенсильванского (позднего каменноугольного) периода. Правительство Канады опубликовало её результаты в 1914 году. Позднее в том же году её брак с Гейтсом был аннулирован. Во время Первой мировой войны Стоупс занималась изучением угля по заданию правительства Великобритании. В 1917 году по результатам проведенного исследования совместно с Р.В.Уиллером (R.V. Wheeler) был написан труд «Монография о строении угля». Успех работы Стоупс в области, касающейся вопросов замужества и контрацепции, заставили её уменьшить научную деятельность; её последняя научная публикация была сделана в 1935 году. Согласно В.Г.Чалонеру (W. G. Chaloner): «Между 1903 и 1935 годами она опубликовала серию палеоботанических работ, которые позволили поместить её в первую пятёрку ведущих палеоботаников Великобритании того времени». Стоупс сделала значительный вклад в изучение ранних покрытосеменных, формировании угольных шаров и природы мацерала угля. Схема классификации и терминология, которые она разработала и предложила, используются до сих пор. Стоупс также написала научно-популярную книгу по палеоботанике, «Древние растения» (1910 г., Блэки, Лондон), что было одной из первых попыток объяснить этот предмет на доступном уровне для неподготовленного читателя.

Обложка бестселлера Мэри Стоупс «Любовь в замужестве».
«Любовь в замужестве»
В начале своего бракоразводного процесса в 1913 году Стоупс взялась за книгу о своих взглядах на брак. В июле 1913 года она познакомилась с Маргарет Сэнгер, которая накануне на встрече в Фабианском обществе прочитала лекцию о контроле над рождаемостью. Стоупс показала ей свой труд и попросила совета по главе, касающейся контрацепции. Книга была закончена в 1913 году. Стоупс предложила её издательству «Блэки и Сын», но получила отказ. Несколько других издательств ей также отказали по причине спорности данного произведения. Когда Бэнни Данлоп (Binnie Dunlop), секретарь Мальтузианской лиги, представил её Хамфри Вердону Роу — её будущему избраннику, ставшему вторым мужем в 1917 году, — она получила необходимую поддержку для опубликования своей книги. Филантроп Роу интересовался вопросами контроля над рождаемостью и оплатил издание книги Стоупс. Мгновенно книга стала бестселлером (было пять переизданий только в первый год публикации) и принесла Стоупс национальную известность. «Любовь в замужестве» была издана 26 марта 1918 года; в тот день Стоупс посетила Хамфри Роу, который недавно вернулся с Первой мировой войны со сломанным коленом в результате крушения его самолёта. Менее чем через два месяца они поженились, и у Стоупс появилась первая возможность осуществить на практике то, о чём она говорила в своей книге. Успех книги «Любовь в замужестве» поощрил Стоупс продолжить литературную деятельность. Уже написанное руководство по контролю над рождаемостью «Мудрое отцовство и материнство: книга для женатых людей» было издано позже в тот же год. Многие читатели обращались к Стоупс за персональными советами, которые она всегда старалась давать — временами она получала до 1000 писем в неделю, а в Британской библиотеке сохранилось более 10 тысяч писем адресованных ей. В следующем году Стоупс опубликовала «Письмо работающим матерям, как иметь здоровых детей и избежать осложнений во время беременности», краткую версию книги «Мудрое отцовство и материнство», предназначенную бедным слоям населения. Это был 16-страничный буклет, предназначенный для бесплатного распространения. До этой работы Стоупс ориентировалась только на аудиторию среднего класса и уделяла незначительное внимание рабочему классу. Опубликование Письма было направлено на то, чтобы изменить эту ситуацию. 16 июля 1919 года Стоупс — беременная 10 месяцев — поступила в частную клинику. Стоупс и доктора спорили о позе во время родов: вопреки желанию роженицы ей не позволили рожать, стоя на коленях. Ребёнок родился мёртвым. Врачи предположили, что это было результатом сифилиса, но последующая медицинская экспертиза показала, что это не так. Стоупс была в ярости и сказала, что её ребёнок был убит. На тот момент ей было 38 лет.
Новое Евангелие
В 1920 году, после успешного восстановления, Стоупс вернулась к работе; она занимается публичными выступлениями и отвечает на письма, в которых спрашивают её советов по вопросам брака, секса и контрацепции. Она послала миссис Е.Б.Мейн распространять Письмо работающим матерям в трущобы восточного Лондона. Мейн обходила примерно двадцать семей в день и спустя несколько месяцев пришла к заключению, что рабочий класс не доверял ей, являвшейся к ним с благими намерениями. Эта неудача заставила Стоупс искать другой подход для передачи её идей контрацепции и планирования семьи бедным слоям населения. В июне должна была состояться Конференция англиканских епископов, незадолго до которой у Стоупс было видение. Она позвала своего секретаря и начала диктовать своё послание епископам, которое начиналось так: «Милорды, я обращаюсь к Вам от имени Бога. Вы его священники. Я пророк его. Я говорю Вам о таинстве мужчин и женщин». В 1922 году Стоупс написала Новое Евангелие Всем Народам. Епископы не восприняли её послание; среди решений, вынесенных в ходе конференции, одно было против «преднамеренного культивирования сексуального брачного союза», а другое — против «непристойной литературы, театральных постановок и фильмов эротического характера, и открытой или тайной продажи контрацептивов». Реакция Католической Церкви была ещё более резкой, отмечая тем самым начало конфликта, который продолжался до конца жизни Стоупс.
Дом Мэри Стоупс на Уитфилд-стрит, который был первой клиникой по контролю за рождаемостью в Великобритании, после переезда из первоначального места жительства в Холловей (Holloway) в 1925 году.
Семейное планирование
В 1917 году, до встречи со Стоупс, Хамфри Роу предложил финансовую поддержку клинике контроля рождаемости при госпитале Святой Марии в Манчестере. Он предложил, чтобы все пациенты были женаты и чтобы не делалось никаких абортов, но его предложение было отклонено. Для Роу это оставалось важной темой, и после брака со Стоупс они планировали открыть клинику для бедных матерей в Лондоне. Маргарет Сэнгер, другой пионер идей контрацепции, открыла клинику контроля рождаемости в Нью-Йорке, но полиция закрыла её. В 1920 году Сэнгер предложила открыть клинику в Лондоне; это поощрило Стоупс действовать более творчески и конструктивно, но её планам не дано было осуществиться. Стоупс оставила преподавательскую деятельность в Университетском Колледже Лондона в конце 1920 года с целью сконцентрировать все свои силы на клинике; она основала «Общество конструктивного контроля над рождаемостью и Национального прогресса», организацию поддержки для клиники. Три месяца спустя, 17 марта 1921 года, Стоупс и Роу открыли Клинику для матерей на Мальборо-роуд 61, Холловэй[en], Северный Лондон. Клиникой управляли акушерки и поддерживали посещающие врачи; там предлагали матерям советы по контрацепции и учили методам контроля рождаемости, а также раздавали цервикальный колпачок «Pro-Race» собственного бренда Стоупс. Бесплатная клиника была открыта для всех замужних женщин, которые интересовались вопросами репродуктивного здоровья. Стоупс была против абортов; она пыталась найти альтернативные пути для семейных пар и увеличить знания и осведомлённость о методах контроля над рождаемостью и репродуктивных системах человека. Вариантами были маточные колпачки, которые были наиболее популярными методами контроля, и спермициды в составе мыла и масел[36]. Стоупс заново открыла метод использования тампонов, пропитанных оливковым маслом, как метод контрацепции. Оливковое масло использовалось как спермицидное средство ещё со времён древних греков и римлян. Её рецепт оказался очень эффективным. Многие свои контрацептивы она испытала на пациентах клиники. Стоупс заинтересовалась контрацептивным прибором под названием «золотая булавка» (англ. "gold pin"). Сообщалось, что этот прибор успешно применялся в Америке. Несколькими месяцами позже она спросила Нормана Хейра[en], молодого австралийского доктора, заинтересован ли он в проведении клинических испытаний этого прибора, так как у неё есть два пациента, которые хотели бы его испытать. Хейр, как оказалось, уже испытывал этот прибор и нашел его довольно опасным. В ноябре 1921 года Хейр стал работать в другой клинике контроля рождаемости, открытой в Уолворте; позже соперничество между Стоупс и Хейрром вылилось на страницы медицинского журнала The Lancet. Хейр рассказал про историю, связанную с «золотой булавкой», несмотря на то, что клиника Стоупс никогда не использовала этот прибор. Случай с «золотой булавкой» также всплыл несколько лет спустя, в деле о клевете Стоупс-Сазерленд. В 1925 году клиника переехала в Центральный Лондон, где и находится по настоящий момент. Постепенно Стоупс открыла сеть небольших клиник по всей Великобритании, работая для их финансирования. Она открыла клиники в Лидсе в апреле 1934 года; в Абердине в октябре 1934 года; в Белфасте в октябре 1936 года; в Кардиффе в октябре 1937 года; и в Суонси в январе 1943 года.
Международная организация Мэри Стоупс
Клиники продолжали работать и после смерти Стоупс, но в начале 1970-х они испытывали финансовые трудности и в 1975 году добровольно перешли под внешнее управление. Международная организация Мэри Стоупс[en] была основана годом позже, в качестве общественной организации, работающей в области репродуктивного и сексуального здоровья. Всемирное партнёрство взяло на себя ответственность за главную клинику, и в 1978 году впервые за рубежом была открыта клиника в Нью-Дели, Индия. С тех пор организация продолжает расти; на сегодняшний день организация работает более чем в сорока странах мира, у неё 452 клиники и есть офисы в Лондоне, Брюсселе, Мельбурне и США.
Противодействие и дело о клевете
В 1922 году доктор Холлидей Сазерленд написал книгу под названием Контроль над рождаемостью: Утверждение христианской доктрины против нового мальтузианства. В военные годы контроль над рождаемостью и евгеника были тесно связаны; согласно Джейн Кэри, они были «настолько переплетены, что являлись практически синонимами». После нападок на «основные заблуждения мальтузианского учения» Сазерленд нападает на Стоупс. Под заголовками «Особо пагубно для бедных» и «Эксперименты над бедными» можно прочесть:
«Среди лондонских трущоб, женщина, доктор немецкой философии (Мюнхен), открыла клинику контроля рождаемости, где работающие женщины обучаются методам контрацепции, описываемые профессором МакИлроем как «самый вредный метод, с которым я когда либо сталкивался». Затем мы вспоминаем о том, что миллионы были потрачены Министерством Здоровья и местными властями на чистое молоко для нуждающихся беременных женщин и кормящих матерей, на роддомы для защиты и поддержания здорового состояния матерей до и после родов, для предоставления опытных акушерок, а также детских центров социального обеспечения. Вызывает удивление, что такая чудовищная кампания контроля рождаемости существует без надзора со сторон Министерства Внутренних Дел. Чарльз Брэдлоу был осужден за меньшие преступления.»
Стоупс была взбешена. Намёк на «доктора немецкой философии» стремился задеть Стоупс, так как она не была доктором медицины, и, будучи сразу после недавней Первой Мировой Войны, стремился использовать антинемецкие настроения. Работа Стоупс была приравнена к работе Брэдлоу, который был осуждён за непристойности 45 годами ранее, когда он опубликовал текст Американского Мальтузианства в Великобритании, который «выступал и дал полную информацию о методах контрацепции». Стоупс призвала Сазерленда к публичной дискуссии. Сазерленд не реагировал и Стоупс подала иск о клевете. Заседание началось 21 февраля 1923 года. Суд присяжных был на стороне Стоупс, отвечая на четыре вопроса судьи.
1. Слова, на которые была подана жалоба, были ли они порочащими истца? Да.
2. Были ли они правдивыми по содержанию и по факту? Да.
3. Были ли это справедливые замечания? Нет.
4. Размер ущерба, если он был? £100.
Судья проигнорировал общую тональность решения суда присяжных и вынес решение в пользу Сазерленда, основываясь на ответе на вопрос № 2. Это была моральная победа для Стоупс, как писала пресса, и она подала на обжалование. Апелляционный суд, 20 июля, отменил предыдущее решение, и вынес решение в пользу Стоупс возместить ущерб в размере £100, в ответ на это, католическая община была мобилизована с целью поддержать католика Сазерленда, и подать окончательное обжалование в Палату Лордов 21 ноября 1924 года. Окончательное и неизменное решение Лордов было в пользу Сазерленда. Финансовые траты Стоупс были значительными;, но гласность этого дела и продажи книг частично компенсировали её потери. Этот суд сделал контроль над рождаемостью публичной темой и число клиентов посещающих клинику удвоилось.
Точка зрения на аборты
Стоупс была категорически против прерывания беременности; в течение её жизни клиники не предлагали подобных услуг. Стоупс полагала, что контрацепция — это единственный способ, который должны использовать семьи, чтобы ограничить число своих потомков. Медсестры в клинике Стоупс должны были подписать заявления не «делиться какой-либо информацией или оказывать какую-либо помощь человеку, заведомо приводящей к уничтожению in utero (с лат. — «В утробе») продуктов зачатия». Когда Стоупс узнала, что один из друзей Авро Манхеттен сделал аборт, она обвинила его в убийстве нерождённого ребёнка.
Евгеника
Согласно Джун Роуз, Стоупс была «элитарной, идеалисткой, заинтересованной в создании общества в котором только лучшие и красивые должны были выжить». Евгеника была центральным элементов в её видении контроля над рождаемостью. Энтузиазм Стоупс по отношению к евгенике разделяли многие интеллектуалы того времени, например Хэвлок Эллис, Мейнард Кейнс, Кирилл Бёрт и Бернард Шоу. Будучи ещё ребёнком она повстречала, в Великобританской Научной Ассоциации, основателя движения евгеники Фрэнсиса Гальтона. Стоупс посетила первый конгресс общества евгеники в 1912 году. и стала её членом в 1921 году. В тот же год, она основала «Общество конструктивного контроля над рождаемостью и Национального прогресса» с целью «содействия евгенического контроля над рождаемостью», отчасти из-за того, что «Общество отказалось выдвигать идею контроля над рождаемостью на видное место». Клиника контроля рождаемости была основана в 1921 году с целью содействовать целям евгеники; это привело к созданию, например, так называемого цервикального колпачка «Pro-Race». В книге Стоупс Лучезарное материнство, она выступала за «стерилизацию тех, кто полностью непригоден стать родителем». К «неподходящим» относились «падшие, развратные и слабоумные». Стоупс использовала терминологию в соответствии с Законом об Умственной Отсталости 1913 года, который классифицировал людей с психическими проблемами и инвалидов на «идиоты», «имбецилы», «морально ущербные» и «слабоумные».
Она написала главу Контроль за отцовством и материнством в 1920 году, содержащий манифест для её круга приверженцев евгеники, приводя доводы в пользу «утопии», которой можно достигнуть посредством «очищения расы»:
«Те, кто вырос и относится к активному поколению, зрелый и закалённый, со всеми своими слабостями и недостатками, не могут сделать слишком многого, хотя они могут сделать что-то с собой. Они могут, в частности, изучить условия при которых они сами появились на свет, определить где находятся главные источники дефекта, и устранить эти источники дефекта для последующих поколений, тем самым удалить излишнее бремя нагрузки на нашу расу.»
В главе Стоупс говорит о том, что главными причинами «расовой дегенерации» являются перенаселённость и венерические заболевания. Приходит к заключению, отчасти не совсем ясному, что расовое сознание должно быть улучшено так, чтобы «женщины всех классов должны были бояться и опасаться нежелательной беременности» чтобы попасть в обетованную утопию. Стоупс также провела кампанию с целью найти поддержку идей евгеники властьпридержащими. В 1920 году, она послала копию «Лучезарного Материнства» секретарю премьер-министра Ллойда Джоржжа и привлекла внимание к главе об евгенике. В 1922 году она послала декларацию кандидатам на предстоящих выборах в парламент, с просьбой подписать её и получила 150 ответов. В 1935 году Стоупс приняла участие в берлинском Международном Конгрессе посвящённому перенаселению. Её обвиняли в антисемитизме чаще, чем какого-либо другого пионера движения контроля рождаемости. Во время Второй Мировой Войны, Стоупс получила письмо от друзей, которых она пригласила на обед, спрашивавших её могут ли они привести с собой еврейских беженцев из нацистской Германии; Стоупс ответила отказом, мотивируя тем, что другие её гости могли бы быть оскорблены.
Католики, пруссаки,
Евреи и русские,
Это проклятие,
Или даже хуже...
—Стоупс, Мэри; 1942.
Согласно Рут Холл, Стоупс написала поэму, выражающую её антипатию к пруссакам, католикам и русским. В августе 1939 года она послала копию своей книги «Песнь любви для юных возлюбленных» Гитлеру, с сопроводительным письмом следующего содержания:
«Уважаемый господин Гитлер,
Любовь это величайшее событие в жизни. Не согласились бы Вы принять от меня эти поэмы, которые возможно Вы бы позволили иметь молодым людям вашей нации? Молодые должны сначала научиться любить индивидуальное, прежде чем они станут достаточно мудры для всеобщего. Я также надеюсь, что и Вам эта книга понравится и Вы сможете ею насладиться.»
Она хотела, чтобы её поэмы распространялись среди немецких клиник контроля рождаемости, но её письмо было интерпретировано всего лишь как письмо, оказывающее симпатию Гитлеру. Однако, согласно Роуз, когда Гитлер закрыл клиники, все возможно имеющиеся симпатии у Стоупс исчезли.
Личная жизнь
У Стоупс были отношения, главным образом по переписке, с японским ботаником Кэндзиро Фудзии, с которым она встретилась в 1904 году в университете Мюнхена во время проведения своего исследования на получение степени доктора философии. В 1907 году, в период её пребывания 1904—1910 годы на должности доцента в Манчестерском университете, она организовала для себя исследования в Японии, что позволило ей быть с Фудзии. Отношения были позже прекращены. В 1911 году, Стоупс вступила в брак с канадским генетиком Реджинальдом Гэйтсом. Она оставила свою девичью фамилию из принципа; её работа набирала обороты, в то время как его постепенно угасала. Он также был обеспокоен тем, что Стоупс стала участницей движения за предоставление женщинам избирательных прав. Он не смог утвердить за собой позицию главы семьи и был разочарован. Ещё через один год, она обратилась за юридической консультацией о прекращении брака. Не найдя таковой, она начала самостоятельно изучать законодательство, в поисках пути прекращения брака. Брак развалился на фоне бытовых неурядиц и финансовых затруднений. Стоупс подала на развод 11 мая 1913 года, на том основании, что брак не был консуммирован. В следующем году Гейтс покинул Англию и не возражал против развода. В 1918 году она вступила в брак с Хемфри Роу, финансовым покровителем её самой известной работы Любовь в замужестве. Их сын, Гарри Стоупс-Роу родился в 1924 году. Стоупс недолюбливала спутницу Гарри, Марию Уоллес, дочь известного инженера Барнса Уоллеса. Когда Гарри объявил в октябре 1947 года об их помолвке, его мать сказала, что «постарается саботировать этот союз». Она пыталась получить поддержку Хамфри против этого брака, утверждая, что внуки могли наследовать близорукость, имеющуюся у Марии, но он её не поддержал. Позже, веря «что он предал её посредством этого брака», Стоупс удалила его из списков наследников. В 1923 году Стоупс купила Старый Маяк на острове Портленд в Дорсете, как убежище от тяжелой обстановки в Лондоне во время её процесса против Сазерленда. Ископаемые юрского периода, имеющиеся на острове, бесконечно её интересовали. Она основала и курировала Музей Портленда, который был открыт в 1930 году. Стоупс умерла в своем доме в Доркинге, Суррей, от рака молочной железы 2 октября 1958 года. Её воля была передать клиники институту Гальтона (обществу Евгеники); большая часть её имущества отошла Королевскому Обществу Литературы. Её сын Гарри получил экземпляр Большого Оксфордского Словаря и другие незначительные предметы.
Некоторые работы: Marie C. Stopes. A Journal From Japan. — London: Blackie & Son, Limited, 1910; Marie C. Stopes. Botany; or, The modern study of plants. — London and Edinburgh: T.C. & E.C. Jack, 1912; Marie C. Stopes. Catalogue of the Mesozoic Plants in the British Museum (Natural History): The Cretaceous Flora: Part I – II — London: British Museum, 1913; Marie C. Stopes; Joji Sakurai. Plays of Old Japan. — London: William Heinemann, 1913; Marie C. Stopes; Joji Sakurai. Plays of Old Japan: The 'No'. — Eclipse Press, 1927; Marie C. Stopes. The 'Fern ledges' Carboniferous flora of St. John, New Brunswick — Ottawa: Government of Canada, Government Printing Bureau, 1914; Marie C. Stopes. Man, other poems, and a preface. — London: William Heinemann, 1914; Marie C. Stopes. Conquest; or, A piece of jade; a new play — London: French, 1917; Marie C. Stopes. Married Love. — London: Fifield and Co., 1918. — ISBN 0-19-280432-4; Marie C. Stopes. Wise Parenthood: A Treatise on Birth Control or Contraception — London: Rendell & Co., 1918. — ISBN 0-659-90552-3; Marie C. Stopes. On the Four Visible Ingredients in Banded Bituminous Coal: Studies in the Composition of Coal, No. 1 — Ottawa: Government of Canada, Government Printing Bureau, 1918; Marie C. Stopes. Radiant Motherhood. — London: Putnam, 1920; Marie C. Stopes. The Truth about Venereal Disease. — London: Putnam, 1921; Marie C. Stopes. Contraception (birth control) its theory, history and practice — London: J. Bale, Sons & Danielsson, 1923; Marie C. Stopes. Our Ostriches. — London: Putnam, 1923; Marie C. Stopes. Sex and the Young. — New York and London: Putnam, 1926; Marie C. Stopes. The Human Body. — New York and London: Putnam, 1926; Marie C. Stopes. A Banned Play and a Preface on the Censorship — London: J. Bale, Sons & Danielsson, 1926; Marie C. Stopes. Enduring Passion. — New York: Putnam, 1928; Marie C. Stopes. Marriage in My Time. — Rich & Cowan Ltd, 1935; Marie C. Stopes. Change of Life in Men and Women. — New York: Putnam, 1936; Marie C. Stopes. Your Baby's First Year. — London: Putnam, 1939; Marie C. Stopes. Oriri. — London: William Heinemann, 1940; Marie C. Stopes. The Bathe, an Ecstasy. — London: A. Moring, 1946.
Литература: Dr. Marie Stopes // The Medico-legal Journal. — 1958. — Том 26, № 2. — Страница 70—1. — PMID 13622045; Taylor, L. The unfinished sexual revolution (Marie Stopes) // Journal of Biosocial Science : journal. — 1971. — October (vol. 3, no. 4). — P. 473—492. — doi:10.1017/S0021932000008233. — PMID 4942965; Simms, M. Marie Stopes Memorial Lecture 1975. The compulsory pregnancy lobby—then and now (англ.) // The Journal of the Royal College of General Practitioners : journal. — 1975. — October (vol. 25, no. 159). — P. 709—719. — PMID 1104826. — PMC 2157852; Hall, L. A. The Stopes collection in the Contemporary Medical Archives Centre at the Wellcome Institute for the History of Medicine // The Society for the Social History of Medicine Bulletin : journal. — 1983. — June (vol. 32). — P. 50—1. — PMID 11611236; Hall, L. A. "Somehow very distasteful": doctors, men and sexual problems between the wars // Journal of Contemporary History : journal. — 1985. — Vol. 20, no. 4. — P. 553—574. — doi:10.1177/002200948502000404. — PMID 11617291; Bacchi, C. Feminism and the "eroticization" of the middle-class woman: the intersection of class and gender attitudes // Women's Studies International Forum (англ.)рус. : journal. — 1988. — Vol. 11, no. 1. — P. 43—53. — doi:10.1016/0277-5395(88)90006-4. — PMID 11618316; Davey, C. Birth control in Britain during the interwar years: evidence from the Stopes correspondence // Journal of Family History: journal. — 1988. — Vol. 13, no. 3. — P. 329—345. — doi:10.1177/036319908801300120. — PMID 11621671; Fairley, A. The birth of birth control // Canadian Medical Association Journal — 1990. — Май (том 142, № 9). — Страницы 993—995. — PMID 2183921. — PMC 1451747; Jones, G. Marie Stopes in Ireland—the Mother's Clinic in Belfast, 1936–47 (англ.) // Social History of Medicine : journal. — 1992. — August (vol. 5, no. 2). — P. 255—277. — doi:10.1093/shm/5.2.255. — PMID 11623088; Geppert, A. C. T. Divine sex, happy marriage, regenerated nation: Marie Stopes's marital manual Married Love and the making of a best-seller, 1918–1955 (англ.) // Journal of the History of Sexuality : journal. — 1998. — January (vol. 8, no. 3). — P. 389—433. — PMID 11620019; Fisher, Kate. Contrasting cultures of contraception: birth control clinics and the working-classes in Britain between the wars // Clio Medica : journal. — 2002. — Vol. 66. — P. 141—157. — PMID 12028675; Sakula, Alex. Plaques on London houses of medico-historical interest; Marie Stopes (1880–1958) // Journal of Medical Biography (англ.)рус. : journal. — 2003. — August (vol. 11, no. 3). — P. 141. — PMID 12870036; Aylmer Maude. The Authorized Life of Marie C. Stopes. — London: Williams & Norgate, 1924; Aylmer Maude. Marie Stopes: Her Work and Play. — London: John Bale & Sons and Danielsson, 1933; Keith Briant. Passionate Paradox: The Life of Marie Stopes (англ.). — New York: W.W. Norton & Co., 1962; Ruth Hall. Marie Stopes: a biography. — London: Virago, Ltd., 1978. — ISBN 0-86068-092-4; June Rose. Marie Stopes and the Sexual Revolution. — London: Faber and Faber, 1992. — ISBN 0-571-16970-8.
1880
Карло Фрегози (итальянское имя — Carlo Fregosi)
итальянский гимнаст. Родился в городе Савона, Италия. Двукратный чемпион Олимпийских игр 1912 и 1920 годов в командном первенстве. Умер в родном городе 13 ноября 1968 года.