• Авторизация


12 октября родились... 12-10-2025 08:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[636x700]
1886
Карл Дейн (Karl Dane)
американский киноактёр датского происхождения. Играл в немых фильмах, не сумев перейти в эпоху звукового кино из-за своего акцента, полностью разорившись, потеряв всех жён, совершил самоубийство. Расмус Карл Теркельсен Готлиб (датское имя — Rasmus Karl Therkelsen Gottlieb — таково настоящее имя актёра) родился в Копенгагене. Отец — Расмус Карл Мариус Готлиб, мать — Анна Катрина Симонсен Готлиб, два брата — Рейнальд Мариус и Вигго Эйлер. Будущий актёр рос в неблагополучной семье: его отец много пил, мало зарабатывал, поэтому семья в 1903 году распалась. Подростком вместе с братом получил профессию машиниста тепловоза. В 1907 году был призван на службу в армию, два года был артиллеристом, дослужившись до звания младший капрал. 10 сентября 1910 года женился на портнихе Карле Дагмар Хаген, от этого брака остались двое детей: Эйлерт Карл (родилась в 1911) и Ингеборга Хелен (родилась в 1912). С началом Первой Мировой войны снова был призван в армию, прослужил год, уволившись в звании капрала. Поскольку тогда в Дании, да и вообще в Европе, работы было мало, Расмус Карл Теркельсен Готлиб решил уплыть в США. Семью с собой он не взял, пообещав вернуться к ним богатым. 25 января 1916 года он сел на пароход «Оскар II» с 25 долларами в кармане и без малейшего знания английского языка. Две с половиной недели спустя будущий актёр впервые ступил на американскую землю. Вместе с приятелем, Чарльзом Линдгреном, он поселился в Бруклине, нашёл работу металлурга, но спустя несколько месяцев уехал в Линкольн (штат Небраска), где устроился автомехаником, но уже летом 1917 года вновь вернулся в Нью-Йорк, устроившись по специальности, машинистом, зарабатывая около 3 долларов в неделю. В конце 1917 года Готлиб впервые снялся в эпизодической роли в малобюджетном короткометражном фильме, в итоге, правда, сцены с его участием были вырезаны, но зарплата в семь раз большая (3 доллара (почти 56 долларов в ценах 2016 года) в день), чем его нынешняя, сподвигла его вплотную заняться актёрской карьерой. Уже в следующем году он снялся в заметной роли в германофобском фильме «Мои четыре года в Германии», имевшем большой успех, и с тех пор появлялся в кино регулярно, став профессиональным актёром немого кино. Снявшись в 1918—1919 годах ещё в трёх лентах той же анти-германской направленности, актёр, взявший псевдоним Карл Дейн, переехал в Голливуд. В 1919 году он развёлся со своей женой, оставшейся за океаном. В начале 1921 года Дейн встретил эмигрантку из Швеции, Хелен Бенсон, 15 июня того же года пара поженилась, Карл бросил свою зарождавшуюся актёрскую карьеру, переехав с женой в город Ван-Найс (штат Калифорния), где они завели куриную ферму. 9 августа 1923 года Бенсон умерла при родах, новорождённую спасти также не удалось. Из депрессии Дейна вывел его друг, Чарльз Хатчисон, который в декабре 1923 года уговорил его сняться в своём киносериале. 8 марта 1924 года он женился в третий раз на телефонистке Эмме Ауилде Пибоди Сойер, которая была старше его на семь лет, но этот брак продолжался лишь до 30 сентября того же года. Больше Дейн женат никогда не был, хотя с июня по ноябрь 1928 года жил гражданским браком с русской танцовщицей и актрисой Таис Вальдемар (урождённая Анастасия Георгиевна Киселёва-Волконская). После окончания отношений она потребовала взыскать с него 75 000 долларов за нарушение обещания жениться, но суд её просьбу отклонил. На пике своей карьеры, в 1926—1927 годах, Дейн зарабатывал огромную по тем временам сумму до 1500 долларов в неделю. 13 июля 1928 года он официально стал гражданином США, и тогда же официально поменял себе имя на Карл Дейн. С 1928 года превосходство звукового кино над немым стало очевидно. Многие хорошие актёры, имевшие акцент, очень часто становились невостребованными; так произошло и с Дейном. В 1930 году Metro-Goldwyn-Mayer, на которую Дейн работал последние четыре года, разорвала контракт с актёром. В 1930—1931 годах Дейн работал на Paramount Pictures в водевильных выездных турах. В ноябре 1931 года Дейн с несколькими компаньонами организовали горнодобывающую корпорацию, но она прогорела спустя два месяца. В феврале 1932 года Дейн вернулся в водевиль, теперь с сольными выступлениями, но выступал лишь несколько месяцев. В 1933 году появился в своём последнем фильме и с лета этого года пытался самостоятельно заключить сделку в горнодобывающей отрасли, потратив на это остатки сбережений и полностью разорившись. Он пытался работать слесарем, столяром, официантом, даже продавал хот-доги у офиса Metro-Goldwyn-Mayer, где он когда-то был «звездой», но нигде не задерживался надолго. 13 апреля 1934 года у Дейна на улице вытащили все его деньги — 18 долларов (около 335 долларов в ценах 2016 года). На следующий день он должен был идти в театр с молодой подругой по имени Франсис Лик, но на свидание не пришёл. Франсис забеспокоилась, пришла к нему домой и с помощью домовладелицы выломала дверь. Карл Дейн сидел мёртвый в кресле, в его руке был пистолет, в голове — дыра. Предсмертная записка актёра гласила: «Франсис, все мои друзья, прощайте». Никто не выразил желания забрать тело и похоронить Дейна, поэтому в полицейский морг труп поступил с сопроводительной запиской: «Возможно, есть родственники в Дании. Подождать некоторое время». Его родственников честно пытались разыскать, даже дали объявления в нескольких ведущих копенгагенских газетах, но родственники узнали о смерти Дейна лишь спустя несколько недель. Известный актёр, земляк Дейна, Джин Хершолт, смог уговорить «Metro-Goldwyn-Mayer» организовать и оплатить похороны, которые состоялись 18 апреля в присутствии примерно полусотни человек на кладбище «Голливуд навсегда». Всё наследство, оставшееся от некогда успешной и богатой звезды кинематографа, было оценено в 197 долларов. 8 февраля 1960 года на Голливудской Аллее Славы была открыта звезда Карла Дейна (6140, Голливудский бульвар). У себя на родине, в Дании, Карл Дейн долго оставался малоизвестным актёром, пока в 2006 году, на его 120-летие, не был опубликован развёрнутый материал в журнале Fokus. В 2009 году вышла биография актёра. За 10 лет в кинематографе Карл Дейн снялся в 52 фильмах. Избранная фильмография: 1918 — К чёрту кайзера! / To Hell with the Kaiser! — фон Хольвег; 1925 — Большой парад / The Big Parade — Слим; 1925 — Огни Старого Бродвея / Lights of Old Broadway — отец Рузвельта; 1925 — Его секретарша / His Secretary — швейцар; 1926 — Богема / La Bohème — Бенуа, швейцар; 1926 — Алая буква / The Scarlet Letter — Джилс; 1926 — Барделис Великолепный / Bardelys the Magnificent — Роденард; 1926 — Сын шейха / The Son of the Sheik — Рамадан; 1927 — Красная мельница / The Red Mill — капитан Якоп ван Гооп; 1928 — Люди искусства / Show People — гость на банкете (камео, в титрах не указан); 1928 — Тропа 98-го года / The Trail of '98 — Ларс Петерсен; 1928 — Псевдоним «Джимми Валентайн» / Alias Jimmy Valentine — швед; 1929 — Таинственный остров / The Mysterious Island — (в титрах не указан); 1929 — Герцог уходит прочь / The Duke Steps Out — Барни, шофёр Герцога; 1930 — Казённый дом / The Big House — Олсен; 1930 — Луна Монтаны / Montana Moon — Хэнк; 1930 — Билли Кид / Billy the Kid — Свенсон; 1933 — Шепчущая Тень / The Whispering Shadow — Спаркс, диспетчер.

1887
Михаил Гушуляк (румынское имя — Mihail Gușuleac)
румынский ботаник. Михаил Гушуляк родился в селе Лукавцы (ныне расположено на Украине. Гушуляк был членом Румынской академии. Умер в Бухаресте 11 сентября 1960 года. Михаил Гушуляк специализировался на семенных растениях.

[521x700]
1887
Мария Степановна Заболотская
медицинский работник, экскурсовод, музейный работник, писатель-беллетрист. Вторая жена поэта Максимилиана Волошина (официально с 1927 года; вдова с 1932 года). Отец — Стефан Якубович Заболоцкий, поляк по национальности, квалифицированный рабочий-слесарь. Мать — Параскева Антоновна (урожд. Антонюк) — из семьи латгальских староверов. Отношения с родственниками матери были крайне натянутыми из-за её брака с чужим им по вере человеком. Вскоре после рождения дочери родители переехали в Режицу (нынешнее Резекне). В воспоминаниях, написанных Заболоцкой в зрелом возрасте, упомянут дедовский дом на горе, его мастерская, «со свежими стружками, запахом лаков и скипидара. Внизу пожня, река, вдали железнодорожный мост, за ним лес, куда мы ходили за грибами… Сколько там было солнца, радости, запахов». Дед, токарь Антон Антонюк, был образованным человеком, знал пять языков, много читал. В 1895 году отец умер от туберкулеза. Детство Марии стало трудным и тяжелым. Мать её из милости была пущена своими родственниками в Санкт-Петербурге жить «в углах». Старший брат Марии — Степан ушёл в беспризорники, жизнь его не сложилась, он сидел в тюрьме, погиб в 1919 году. Мать изнуряла себя работой прачки, тяжело болела (туберкулез), ей трудно давалась жизнь. В возрасте 12 лет Мария совершила попытку суицида, отравившись ядом (сулема), который тайно крала у знакомой матери женщины-врача, поскольку решила, что если она отравится, то матери одной будет легче прожить. К счастью, отравление вовремя обнаружили и спасли Марию в больнице. Сведения об этом случае попали в газеты. Несколько состоятельных семей изъявили желание взять её на воспитание. С 1899 года Мария жила у сестёр Лебедевых. Среди принявших участие в её судьбе была жена брата известного художника Николая Ярошенко — Елизавета. Мария получила возможность летом отдыхать в калужском имении Ярошенко — Степановском. «Похоже, что именно эти годы привили ей серьезный и, увы, односторонний взгляд на живопись.» — Воспоминания Всеволода Рождественского. В Степановском познакомилась с А.П.Чеховым, М.Горьким, И.В.Цветаевым, артистами МХТа, В.Ф.Комиссаржевской. В 1900 году поступила во 2-й класс Санкт-Петербургской гимназии М.Н.Стоюниной, которая, узнав из газет об этой девочке, подготовила её к поступлению в гимназию. В гимназии отличалась ярко выраженным характером и самостоятельностью своих мнений (эти черты характера сохранила на всю жизнь). С осени 1902 года жила в пансионе Е.И.Шмидт. В январе 1905 года для укрепления здоровья был отправлена в Ялту, где жила и училась. Через некоторое время оттуда пришло письмо, что Заболотская скончалась. Была отслужена панихида, но вскоре выяснилось, что эти сведения неверны. Такое событие сочли добрым знаком (распространено мнение, что если отслужить панихиду по живому человеку, не зная, что он жив, то ему обеспечено долголетие). В 1905 году переехала в Одессу, поступила в 6 класс гимназии С.А. фон Гирш-Брамм. В августе 1905 года умерла мать, П.А.Заболотская. В июле 1906 году закончила гимназию с серебряной медалью. В 1907—1908 годах вновь училась в гимназии Стоюниной (8-й дополнительный класс), получила диплом домашней наставницы. В 1909 году поступила на Бестужевские курсы. В 1910 году ходила на лекции И.П.Павлова в психоневрологическом институте, затем окончила отделение Повивального института, работала акушеркой. С началом Первой мировой войны оставила медицинский институт и ушла в армию помощником лекаря. С осени 1915 года работала в Петроградской Ссудной кассе. После революции переехала в Ейск, куда была эвакуирована Ссудная касса, оттуда — в Старый Крым. В 1919 году Заболоцкая получила место заведующей амбулатории в селе Дальние Камыши под Феодосией (ныне — Приморский). Осенью произошла первая её встреча с М.Волошиным. Волошин находился на лечении в Феодосии с 17 октября 1921 года. 23 декабря 1921 года на вечере медиков в Феодосии М.С.Заболоцкая слушала чтение стихов М.Волошина. В декабре состоялся её разговор с ним, шедшим из санатория на костылях. Первое упоминание М.Волошина о Заболоцкой имеется в его письме к матери, Елене Оттобальдовне, от 20 февраля 1922: «Только что у меня была одна знакомая фельдшерица из Бол. Камышей, Мария Степановна Заболоцкая». В 1923 году он писал: «К великому моему счастью, я все-таки остался не один: ко мне приходит из Феодосии и помогает Мария Степановна Заболоцкая… Это ученица и воспитанница Н.К.Михайловского. Мы с ней дружны давно, а с мамой она очень подружилась, навещая её во время моего отсутствия летом. Без неё не знаю, что бы я стал делать…».
[574x700]
Мария Волошина с мужем Максимилианом Волошиным.
В 1934 году ей была назначена пенсия республиканского значения. Вместе с домом и архивом Мария Степановна пережила немецкую оккупацию Коктебеля (3 ноября 1941—13 апреля 1944), сумев сохранить от разграбления и уничтожения наследие М.А.Волошина. Рискуя жизнью, отстаивала «каждую доску и тряпку — ни в чем не уступала». Дом стоял один на берегу, обшарпанный, без стекол, расшатанный, с текущей крышей, с потрескавшимися стенами. Он подпрыгивал в буквальном смысле слова от выстрелов из пушек всех калибров, от разрывов снарядов, мин, бомб, почти 2,5 года и выстоял. 15 февраля 1944 в Симферопольской больнице перенесла операцию иссечения опухоли (возможно, раковой) желудка и пищевода. В 1945 году утверждена в должности хранителя музея (но в 1950 году эта должность была ликвидирована). 25 декабря 1961 года в дом-музей в первый раз пришёл В.П.Купченко, ставший на многие годы помощником М.С.Волошиной по работе в Доме поэта. 15 декабря 1976 года потеряла сознание, врач констатировал отёк мозга. Скончалась, не приходя в сознание, 17 декабря 1976 года.
[700x525]
Могила Максимилиана и Марии Волошиных в Коктебеле.
20 декабря 1976 года похоронена на горе Кучук-Енишар рядом с М.Волошиным. Среди провожавших её в последний путь — М.Н.Изергина, В.П.Купченко, Екатерина Никитична Толстая, С.В.Цигаль, Мирэль Яковлевна Шагинян. Волошин посвятил М.С.Заболоцкой стихотворение «Заклинание (Марусе)» (1929). Литература: М.С.Волошина. О Максе, о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Москва: «Коктебель», 2003. — 368 страниц. — ISBN 5-9423-005-8.

[459x700]
1887
Абулькасим Ахмедзаде Лахути (персидское имя — ابوالقاسم لاهوتی; таджикское имя — Абулқосим Лоҳутӣ)
персидский-таджикский советский поэт и политический деятель, классик современной таджикской литературы. Национальный герой Таджикистана. Родоначальник большой семьи современной российской интеллигенции. Член КПСС с 1924. Родился в Западном Иране в городе Керманшахе, в семье башмачника. Был учеником кузнеца, слугой, башмачником — работал с отцом. Лахути начинает сочинять под влиянием отца-поэта, прозванного крестьянами «Хаким Ильхам» (философ Ильхами). Своими первыми стихами Лахути участвует в религиозно-шиитских мистериях и благодаря им становится популярным. Отец ираниста Лейлы Лахути, филолога, логика, философа и переводчика Делира Лахути и писателя, журналиста и литературоведа Гива Лахути. Дед реставратора и переводчика Майи Лахути и композитора Феликса Лахути. Его первая поэма была напечатана, когда поэту было 18 лет, в Калькутте в газете «Habl al-Mateen». Со временем Лахути занялся политикой, даже получив серебряную медаль от Саттар-хана. Поначалу он стал изучать исламское богословие, но потом уехал в Болгарию, где писал поэтические произведения на мусульманскую тематику. Вернувшись в Иран, служил в армии, достигнув звания капитана. После вынесения ему смертного приговора судом в Куме, Лахути убегает в Турцию, но вскоре возвращается и вступает в повстанческую армию шейха Мухаммеда Хиябани в Тебризе. Повстанцы потерпели поражение, и поэт убегает в Баку. Живя в Нахичевани, Лахути увлекается коммунистическими идеями. Женившись на российской поэтессе Цецилии Бану (урожденная Бакалейщик) и почувствовав невозможность совершения государственного переворота против иранских властей, в 1922 эмигрировав в Советский Союз, он остался там до конца жизни. Умер в Москве 16 марта 1957 года.
[700x543]
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Именем Лахути назван Таджикский академический драматический театр в Душанбе, близ которого ему поставлен памятник и бюст Лахути.
[525x700]
Памятник Абулькасима Лахути в Душанбе.
Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами. Умер в Москве 16 марта 1957 года. В Советское время часть нынешнего проспекта Рудаки в Душанбе называлась улицей Лахути. Улица Лахути в Мирабадском районе Ташкента. Ныне это часть Шахрисабзской улицы. Сочинения: Куллиет, части 1—6, Душанбе, 1960—1963; в русском переводе — Избранное, Москва, 1959. Литература: Очерк истории таджикской советской литературы, Москва, 1961; Исаков И.С., Испытание Лахути, Душанбе, 1967.

[499x700]
1887
Эдуард Самуилович (Самойлович) Панцержанский
русский и советский военно-морской деятель, флагман 1-го ранга (1935), во время Гражданской войны командующий Онежской военной флотилией, начальник Морских сил Каспийского моря, Морских сил Чёрного моря. После окончания войны — начальник Морских сил СССР. Родился в Либаве, в семье обедневшего польского дворянина. Учился в рижском Политехническом институте. В 1910 году окончил экстерном Морской кадетский корпус и 11 сентября был произведен в чин корабельного гардемарина, в 1913 году произведён в офицеры, служил на Балтийском флоте на линейном корабле «Слава» и крейсере «Рюрик». Участник первой мировой войны 1914—1918 годов на Балтике, участвовал на эсминце «Гром» в Моонзундской операции 1917 года, был контужен. 19 декабря 1914 года произведен в чин лейтенанта. В 1916 году окончил Офицерский штурманский класс с присвоением 1 сентября звания минного офицера 2-го разряда. Затем флагманский минёр Шхерного отряда. В феврале 1918 года избран начальником Шхерного отряда Балтийского моря. С ноября 1918 года командовал Онежской военной флотилией, руководил в 1919 году Видлицкой, Лижемской и Повенецкой операциями против белогвардейцев и финских войск. В 1920 году начальник обороны Кольского залива, начальник Морских сил Каспийского моря, с ноября 1920 года — начальник Морских сил Чёрного моря, а с апреля 1921 года помощник командующего войсками Украины и Крыма по морской части. С ноября 1921 по апрель 1924 года — командующий Морскими силами Республики, а в апреле — декабре 1924 года начальник Морских сил СССР. В 1925—1926 годах начальник Морских сил Чёрного моря. В марте 1937 года назначен начальником морского отдела и старшим руководителем кафедры Военной академии Генштаба РККА. 13 июня 1937 года арестован, в том числе на основании показаний Б.М.Фельдмана. 26 сентября 1937 года Военной Комиссией Верховного Суда приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день на полигоне Коммунарка. В 1956 году реабилитирован Военным Трибуналом Верховного Суда СССР. Награды: Орден Красного Знамени (1925). Литература: Коллектив авторов. Военно-морской словарь. — Москва: Воениздат, 1990. — 303 страницы — ISBN 5-203-00174-X; Коллектив авторов, главный редактор С.С.Хромов. Гражданская война и военная интервенция в СССР. — Москва: Советская Энциклопедия, 1983. — 422 страницы; Близниченко С.С. К 120-летию со дня рождения флагмана 1 ранга (вице-адмирала) Э.С.Панцержанского// Военно-исторический архив. 2007. № 9. Страницы 3-10; Лазарев С.Е. Судьба Э.С.Панцержанского в контексте трагических событий 1930-х годов // Научная жизнь Кавказа. Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного Федерального Университета. 2011. № 2. Страницы 125–129; Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные): 1937—1941; Биографический словарь. — Москва: Кучково поле; Мегаполис, 2012. — Страницы 131—133. — 496 страниц. — 2000 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0217-8.

[700x588]
1887
Паула фон Прерадович (немецкое имя — Paula Preradović)
австрийская писательница и поэтесса, автор текста официального гимна Австрии. Родилась в Вене, приходилась внучкой сербскому поэту и генералу австро-венгерской армии Петару Прерадовичу. В 1889 году, в возрасте двух лет переехала с родителями в Пулу, где проходил службу её отец, офицер флота Душан Прерадович. Паула прожила в Пуле с 1889 по 1913 годы, в 1901—1905 годах училась в школе-интернате в Санкт-Пёльтене. В 1913 году переехала в Мюнхен, где окончила курсы медсестёр, а после начала Первой мировой войны поступила на службу в военный госпиталь при Венском университете. В 1916 году вышла замуж за историка и журналиста Эрнста Молдена, с которым некоторое время жила в Копенгагене, а с 1920 года до конца жизни — в Вене. В браке у них было двое сыновей — Отто и Фриц. Паула Прерадович начала писать стихи в юности, в 1920-х годах опубликовала несколько сборников стихов. С конца 1930-х годов писала также прозу, в 1940 году опубликовала роман «Паве и Перо» (немецкое название — Pave und Pero), в основу которого легла переписка её деда, Петара Прерадовича (Перо) со своей первой женой Полин де Понте (Паве). В 1946 году Паула Прерадович по просьбе тогдашнего министра образования Австрии Феликса Хурдеса приняла участие в конкурсе по сочинению текста нового национального гимна Австрии. Её стихотворение «Край гор и вод, страна потоков» (немецкое название — Land der Berge, Land am Strome) было признано лучшим вариантом и после внесения небольших поправок 25 февраля 1947 утверждено официальным текстом национального гимна Австрийской Республики. Умерла в Вене 25 мая 1951 года, похоронена на Центральном кладбище Вены рядом с мужем. В 1954 году в её честь была названа улица Прерадовичгассе (немецкое название — Preradovicgasse) в венском районе Пенцинг.
[700x546]
Паула фон Прерадович на почтовой марке Австрии (1966 год). Серия: Европа. Замечательные женщины.
Поэзия: Südlicher Sommer, Verlag Kösel/Pustet, München 1929; Dalmatinische Sonette, Paul Zsolnay Verlag, Berlin/Wien/Leipzig 1933; Lob Gottes im Gebirge, Verlag Pustet, Salzburg/Leipzig 1936; Ritter, Tod und Teufel, Österreichische Verlagsanstalt, Innsbruck 1946. Проза: Pave und Pero. Kroatischer Roman 1940; Wiener Chronik, 1945; Königslegende, 1950; Die Versuchung des Columba, 1951; Tagebuch, veröffentlicht 1995. Литература: Schoolfield, G. C. (1954). «Paula von Preradović – an Introduction». German Life and Letters 7 (4): 285–292. DOI:10.1111/j.1468-0483.1954.tb00671.x.

[695x700]
1887
Анатолий Константинович Тимофеев
российский военный летчик, Клястицкий гусар, участник Первой мировой войны, кавалер ордена Святого Георгия IV класса. Родился в селе Красниково, Обоянского уезда Курской губернии (по метрикам в Курске), в дворянской семье. Отец — подполковник 123 пехотного Козловского полка Константин Федорович Тимофеев, мать - Эмилия Максимилиановна Рутковская. В 1906 году по окончании Воронежского кадетского корпуса поступает в Елисаветградское кавалерийское училище. 15 июня 1908 г. выпущен корнетом в Клястицкий 6-й гусарский генерала Кульнева полк, стоявший в г. Млава, назначен младшим офицером 6-го эскадрона. Вместе с полком уходит на войну в 1914 году, получает ранение и эвакуирован. 16 июля 1915 года в чине штабс-ротмистра назначен наблюдателем 14-го корпусного авиационного отряда, а после окончания Военной школы летчиков с 24 сентября 1917 года — ротмистр, наблюдатель-пулеметчик 8-го авиационного дивизиона. Награды: Орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» - 20 декабря 1915 г.; Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом - 8 июля 1916 г.; Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом – 7 декабря 1916 г.; Орден Святого Станислава II степени с мечами; Орден Святой Анны II степени с мечами; Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом; Орден Святого Георгия IV степени «за то, что производя ряд полетов мужественно, с опасностью для жизни, под огнём неприятельских зенитных орудий и пулеметов корректировал стрельбу наших батарей и помог пристрелять три неприятельской батареи, произвел фотографирование неприятельских позиций в районе верхнего течения ручья Барат - притока реки Путна, чем и способствовал овладению высотой 1292 войсками 36-го армейского корпуса». С 1918 г. вступает в Добровольческую армию, участвует в в 1-м Кубанском «Ледяном» походе в составе 1-й инженерной роты. С 10 марта 1919 г.- летчик-наблюдатель 2-го авиационного отряда ВСЮР. В Русской армии генерала П.Н.Врангеля - штатный наблюдатель 1-го авиационного генерала Алексеева отряда, затем 4-го авиационного военного летчика полковника Казакова отряда и 19 мая 1920 г. переведен в резерв летчиков. Заканчивает войну в чине полковника. По одной из версий, сдался частям Красной Армии. Принят на службу в РККА, после гражданской войны работал младшим авиационным техником в Академии военно-воздушного флота РККА имени профессора Н.Е.Жуковского, а 21 июня 1933 г. уволен в долгосрочный отпуск. Однако также известно, что 12 ноября 1920 года был эвакуирован из Севастополя в Константинополь, а затем по прибытию в Королевство Сербов, зачислен в колонию города Вышеграда Поступил на работу в 1923 году в 1-ю Русско-сербскую девичью гимназию в город Великая Кикинда экономом. Просит о советском гражданство 6 сентября 1946 года. Находит пристанище вблизи границ Румынии, на территории современной Сербии, в провинциальном городке Белая Церковь, где прожил еще полвека. Скончался Анатолий Константинович 17 августа 1985 года.
[525x700]
Похоронен на «кадетском кладбище» в городе Бела — Црква, Сербия.
Журнал «Кадетская перекличка» в № 41 за октябрь 1986 года поместил некролог: «17-го августа 1985 года в городе Бела-Црква в Югославии на 98 году жизни, скончался Анатолий Константинович Тимофеев, Клястицкий гусар и военный летчик. Покойный окончил Воронежский кадетский корпус и Елизаветградское кав. училище. В 1908 году вышел в 6-й гусарский Клястицкий ген. Кульнева полк, стоявший в городе Млава. c полком пошел в августе 14-го года на войну. Анатолий Константинович был конник Божьей милостью и действия нашей конницы, особенно на Германском фронте, его не удовлетворяли. Несмотря на всю любовь к родному полку пришлось сменить коня на мотор и поступить в авиацию. Здесь он сразу получил орден Святого Георгия и закончил войну ротмистром. В гражданскую войну А.К. участник 1-го Кубанского похода. Войну заканчивает в чине полковника. Судьба его заставила жить в Югославии при Тито, но он умел так себя поставить, что даже „титовцы“ его уважали. Этот „долгожитель“ в последние годы стал „тихим подвижником“. Мир твоему праху и да упокоится душа твоя доблестный офицер и „Белый воин“».

1888
Отто Герман Фолькман (немецкое имя — Otto Hermann Volkmann)
немецкий дирижёр. Родился в Герресхайме, ныне в черте Дюссельдорфа. Учился в Тюбингене у Фрица Фольбаха, затем в 1910—1914 гг. в Мюнхенском университете (в том числе у Вальтера Курвуазье). Руководил хором в Халле, затем в 1920—1924 гг. в Магдебурге. С 1924 г. работал дирижёром и директором музыкальной школы в Оснабрюке. В 1933—1944 гг. возглавлял Дуйсбургский филармонический оркестр, пока тот не прекратил свою деятельность из-за военных действий. В 1949—1957 гг. генеральмузикдиректор Бонна и, тем самым, главный дирижёр оркестра Бетховенхалле. Сочинял вокальную музыку. Умер в Бонне 25 сентября 1968 года.

[588x700]
1888
Лотар Эрдман (немецкое имя — Lothar Erdmann)
немецкий журналист, редактор, социал-демократ, антифашист. Видный деятель профсоюзного движения. Родился в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Сын профессора философии. Изучал историю и философию в Боннском и Фрайбургском университетах, затем в Лондоне, где познакомился с Бернардом Шоу. Участвовал в работе Фабианского общества, в результате чего, со временем, пришел к социалистическим идеям. Участник Первой мировой войны, добровольцем вступил в немецкую армию, в чине лейтенанта командовал ротой на Западном фронте. Гибель его друга Августа Маке сильно повлияла на отношение Л.Эрдмана к войне. Серьезный нервный срыв в 1916 году закончился для него отправкой в тыл. Устроился на работу в телеграфное агентство. В 1916 году женился на Элизабет Маке, вдове своего друга Августа Макке. После войны работал журналистом, был профсоюзным деятелем. Пресс-атташе при Международной конфедерации профсоюзов в Амстердаме. Стал членом СДПГ. Работал в Кельне в качестве редактора Rheinische Zeitung. В 1924 основал журнал Die Arbeit. Оставался главным редактором нового журнала до 1933 года, оказывал значительное влияние на влияние на профсоюзное руководство Германии по текущим вопросам предвоенного времени. Выступал в статьях против фашизма.
[596x700]
Лотар Эрдман на почтовой марке ГДР. 1960 г.
Л.Эрдман продолжал заниматься журналистикой и после установления в Германии диктатуры национал-социалистов. В 1939 он был отправлен в концлагерь Заксенхаузен, «по превентивным соображениям». Пытаясь протестовать против жестокого обращения с заключенными, Эрдман подвергся ужасным избиениям и от полученных повреждений внутренних органов скончался 18 сентября 1939 года.

[459x700]
1889
Михаил Прокофьевич Герасимов
русский пролетарский поэт. Родился, как он сам писал в автобиографии, «в железно-дорожной будке Самаро-Златоустовской железной дороги, около города Бугуруслана». Сын железнодорожного рабочего. Учился в Самарском железнодорожном техническом училище. С 1905 — член РСДРП; был арестован за революционную деятельность; в 1907 освобождён, бежал из России и 9 лет провел в эмиграции в Бельгии и Франции. В Париже был связан с пролетарскими литературными кругами (А.Гастев, А.Луначарский и др.). В 1914 вступил волонтером во французскую армию, но в 1915 за антивоенную пропаганду выслан в Россию. Публиковал стихи начиная с 1913 в газете «Правда» и других большевистских органах; с 1917 выпускал многочисленные сборники стихов. Исполнял обязанности заместителя председателя ВАПП; в 1918 наряду с руководящей политической работой в Самаре (председатель Самарского совета солдатских депутатов, зампредревкома) был также председателем местного Пролеткульта. В 1920 вместе с В.Александровским, С.Обрадовичем, В.Казиным и другими, основал литературную группу «Кузница». Герасимов был жестоко разочарован введением НЭП и в 1921 вышел из партии. По воспоминаниям Варлама Шаламова, Герасимов в начале 20-х «высокий, черный, угловатый, в красноармейской шинели с яркими петлицами фасона Гражданской войны, в зеленой поношенной гимнастерке, в старых военных штанах, листал громадными пальцами новенькую, пахнущую типографской краской, только что вышедшую книжечку собственных стихов, с волнением или трудом отыскивая желаемое, отставив черную ладонь, в которой еле умещалась книжечка, — читал. Невыразительно.» В мае 1937 арестован и расстрелян в Москве 26 июня 1937; однако в справке о реабилитации утверждалось, что Герасимов умер в заключении в 1939, и эта фиктивная дата смерти по-прежнему фигурирует в большинстве энциклопедий. «Обращает на себя внимание частое употребление поэтом библейской лексики и обращение к образам природы… В своем творчестве Герасимов отражает революцию не как конкретное событие, а как нечто абстрактно-эмоциональное» (Вольфганг Казак). «Брюсову Герасимов часто обязан построением строфы (имею в виду её внутреннюю структуру), Бальмонту — инструментовкой стиха, Белому — ритмом своего четырёхстопного ямба» (Владислав Ходасевич). Книги: Вешние зовы, Петроград, «Парус», 1917; Монна Лиза, Москва, издательство Пролеткульта,1918; Завод весенний, Москва, издательство Пролеткульта,1919; 2-е издание Москва, «Кузница», 1923; Железные цветы, Самара, Центропечать, 1919; Цветы под огнём, рассказы, Москва, издательство Пролеткульта, 1919, 1923; Чучело, издательство "Кузница", 1921; Чёрная пена, «Кузница», 1921; Четыре поэмы, Москва, 1921; Негасимая сила, Москва, 1922; Электрификация, Петроград, ГИЗ, 1922; Стихотворения, КН, 1923; Электропоэма, Москва, «Кузница», 1923; Железное цветение, Москва, ГИЗ, 1923; Северная весна ГИЗ, 1924; Покос, Москва, Мосполиграф, 1924; Дорога, КН, 1924; Стихи о заводе и революции, 1925; Поэма о 1905 годе., 1925; На Волге, 1925; Земное сияние, Ленинград. ГИЗ, 1927; Бодрое утро, 1928; К соревнованию!, 1930; Заряд. Стихи, 1910—1930, 1933; Стихи, 1936; Стихотворения, 1958; Стихотворения, 1959; Стихи и поэмы, Куйбышев, Книжное издательство, 1982. Источники: Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [перевод с немецкого]. — Москва : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491 страница — 5000 экземпляров — ISBN 5-8334-0019-8.

[491x700]
1889
Дитрих фон Гильдебранд (немецкое имя — Dietrich von Hildebrand)
католический философ-феноменолог, полемист, критик современной культуры. Родился во Флоренции, в семье известного немецкого скульптора Адольфа фон Гильдебранда, является внуком известного экономиста Бруно Гильдебранда. Был младшим ребенком в семье и имел пять старших сестер. Получив хорошее образование, он приступил к изучению философии в Мюнхенском, затем — в Геттингенгском университете. Среди его учителей были Макс Шелер, Адольф Райнах и Эдмунд Гуссерль. Под влиянием Шелера фон Гильдебранд и его жена Маргарита обратились в католичество (формально в 1914 г.). Обращение сопровождалось радикальным духовным переворотом и ознаменовало начало интенсивной религиозной жизни. После этого фон Гильдебранд стал автором таких работ, как «В защиту чистоты» (1927), «Брак» (1929), «Литургия и личность» (1933), «Преображение во Христе» (1940). В то же время в 1925—1926 гг. он занимался изданием многочисленных книг по христианскому искусству. Папа Пий XII называл фон Гильдебранда «Отцом Церкви XX столетия». Фон Гильдебранд был решительным противником национал-социализма. В 1933 г. он переселился в Вену, где издавал газету «Der Christliche Ständestaat» («Христианское корпоративное государство»), призванную противоборствовать возрастающей популярности нацистской идеологии. После присоединения Австрии к нацистской Германии в 1938 году, Дитрих и Маргарита фон Гильдебранд бежали из страны. В декабре 1940 г. они поселились в Нью-Йорке, где остались и после войны. В Нью-Йорке Гильдебранд получил место преподавателя философии в Фордхеймском университете, где он встретил свою будущую супругу, католического философа Алису фон Гильдебранд (Журден). В Америке он написал такие книги как «Этика» (1952), «Что такое философия?» (1960), «Природа любви» (1971), «Мораль» (1978) и «Эстетика» (1977, 1984). В них мыслитель разрабатывает теорию христианского персонализма. Умер в городе Нью-Рошелл (Уэстчестер, штат Нью-Йорк, США) 26 января 1977 года. Идеи Гильдебранда оказали большое влияние на многих отцов Второго Ватиканского Собора, в том числе на будущего Папу Иоанна Павла II. Гильдебранд соединял традиционную для средневекового и посттридентского католицизма схоластическую философию с феноменологическим методом. При этом он решительно выступал против гуссерлевского крайнего феноменализма (восходящего к Канту). Он недвусмысленно оговаривает, что существование внешнего мира несомненно, его познание основано на адекватности объектов и результатов познания, а акт познания не предусматривает создания, конструирования каких-то особых объектов, отличающихся от вещей познаваемого мира; речь может идти только о проникновении в познаваемую вещь (позиция, находящаяся в полном соответствии со схоластической гносеологией, напр., в томистском её варианте). В области онтологии оговаривал уникальный статус Церкви, которая не может быть редуцирована к какой-либо иной социальной реальности. Говоря о соотношении общества и личности безоговорочно выступает в пользу онтологического и этического примата последней. Феноменологический анализ духовной жизни включал и феноменологию святости. Одна из причин кризиса современности - оскудение святости, которая обладает реальной силой преобразования мира. Один из объектов критики Гильдебранда - философия П.Тейяра де Шардена, которую он оценивает не только как модернистскую в религиозно-догматическом плане, но и как беспомощную философски. "Еще одна серьёзная ошибка связана с его (Тейяра) концепцией человека, а именно с его неспособностью понять радикальное отличие духа от материи" ("Тейяр де Шарден: на пути к новой религии"). В целом позиция Гильдебранда может быть охарактеризована как последовательно консервативная. Послесоборную ситуацию в Католической церкви он оценивал со сдержанной критикой, не касаясь в критическом ключе вопросов, связанных с каноничностью деятельности Собора. Говоря о модернистском кризисе, Гильдебранд избегал оценок деятельности самого II Ватиканского собора как обновленческой, а говорил о катастрофичной по последствиям интерпретации его решений в модернистском духе, что и определило в целом постсоборный курс. Особенно критически выдержанной оказалась его книга "Опустошенный вертоград" ("Разоренный виноградник"), где, в частности, была дана резко негативная оценка литургической реформе (на самом II Ватиканском соборе конкретных постановлений об изменении Литургии было принято мало, поэтому резкая критика выглядит как не задевающая Собор непосредственно). Также он безоговорочно выступал в защиту целибата. Несмотря на некоторую непроясненность позиции Гильдебранда относительно деятельности Собора, его работы стали весьма популярными в консервативно-традиционалистских католических кругах. Наиболее значимые работы: «В защиту чистоты» (1927); «Брак» (1929); «Литургия и личность» (1933); «Преображение во Христе» (1940); «Этика» (1952); «Мораль» (1978); «Эстетика» (1977, 1984); «Что такое философия?» (1960); «Новая Вавилонская башня» («The New Tower of Babel», 1954); «Милосердное проклятие» («The Charitable Anathema», 1993); «Сущность любви» («DasWesenderLiebe», 1971)

[477x700]
1889
Жозеф Ланьель (французское имя — Joseph Laniel)
французский государственный и политический деятель Четвёртой Республики консервативного толка. Родился в Вимутьер, департамент Орн. Премьер-министр Франции с 28 июня 1953 по 19 июня 1954 года. Соучредитель Республиканской Партии Свободы (PRL), затем Национального Центра независимых и крестьян (CNIP), его кабинет был свергнут после французского поражения при Дьенбьенфу в Индокитае в 1954. Его сменил на посту Пьер Мендес-Франс. Умер в Париже 8 апреля 1975 года. Награды: Офицер ордена Почётного легиона; Кавалер ордена Почётного легиона. Министерство Ланьеля, 28 июня 1953 — 19 июня 1954: Жозеф Ланьель — председатель Совета Министров; Анри Кей — вице-председатель Совета Министров; Поль Рейно — вице-председатель Совета Министров; Пьер-Анри Тетжен— вице-председатель Совета Министров; Жорж Бидо — министр иностранных дел; Рене Плевен — министр национальной обороны и вооруженных сил; Леон Мартино-Депла — министр внутренних дел; Эдгар Фор — министр финансов и экономических дел; Жан-Мари Лувель — министр торговли и промышленность; Поль Бэкон — министр труда и социального обеспечения; Поль Рибейр — министр юстиции; Андре Мари — министр национального образования; Андре Мюттер— министра по делам ветеранов и жертв войны; Луи Жакино — министр по делам заграничной Франции; Жак Шастеллэн — министр общественных работ, транспорта и туризма; Поль Косте-Флоре — министр здравоохранения и народонаселения; Морис Лемэр — министр восстановления и жилищного строительства; Пьер Ферри — министр почт; Эдмон Баррашен — министр конституционной реформы; Эдуар Корнильон-Молинье — государственный министр. Изменения: 3 июня 1954 — Эдуар Фредерик-Дюпон входит в правительство как министр отношений с государствами-партнерами.

[700x488]
1889
Кристофер Генри Доусон (Christopher Henry Dawson)
крупнейший английский историк, философ и культуролог, чьи произведения в своё время по достоинству были оценены такими западными мыслителями, как А.Дж.Тойнби , Т.С.Элиот, Ж.Маритен, Э.Жильсон, О.Хаксли, К.С.Льюис, Дж.Р.Толкиен и др. Имя Доусона часто ставили в одном ряду с именами таких выдающихся исследователей культуры XX века, как О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби и Ф.Нортроп. Кристофер Генри Доусон родился в Харлингтон Холле (Скайптон), Йоркшир, образование получил в Винчестере и в Тринити-колледже (Оксфорд). После окончания Оксфорда в 1911 г. он изучал экономику в Швеции в качестве частного ученика у выдающегося шведского экономиста, профессора Густава Касселя. В 1914 г. Доусон принимает католичество и в течение 12 лет читает лекции в колледже в Эксетере, где продолжает свою научную деятельность. В 1916 году он женился на католичке Валери Миллс (Valery Mills). В конце этого периода Доусон начинает писать свои первые книги. В 1930—1936 гг. он читает в том же колледже лекции по истории культуры и параллельно (1933—1934) — форвудовские лекции по философии религии в Ливерпульском университете. В 1947 и 1948 гг. он — джиффордский лектор в Эдинбургском университете (джиффордские лекции, как правило, посвящались естественной теологии), в 1943 г. становится членом Британской Академии. В 1958—1962 гг. в качестве избранного профессора римско-католических исследований читает лекции в Гарвардском университете. 25 мая 1970 года Кристофер Доусон скончался на восемьдесят первом году жизни. Уже в Оксфорде Доусон начал заниматься специальным исследованием отношений между религией, социологией и культурой, и в этой области находится дело всей его жизни. Он пришел тогда к осознанию глубокого, непроходимого разрыва между прошлым и настоящим, между средневековым миром, связанным воедино верой, и новым миром, испытавшим полный распад своих культурных и общественных связей и еще доныне мало сознающим их утрату. Есть немало социологов, широко охватывающих социальные связи, но нигде и никогда они не принимали во внимание социальные функции религиозной веры. Есть ученые, изучающие религии, но они ограничиваются психологической или этической стороной материала. В этой ситуации Доусон находит свою собственную и важную задачу, лежащую в пограничной зоне между социологией и философией религии. Все более настоятельно выдвигающийся вопрос о влиянии религиозности на всякое культурно-творческое общество вызывал в нем побуждение к созданию главного его труда и дал ему направление, суть которого состоит в уяснении истории, исследовании смысла современности; это один из важных путей к объяснению основ европейской культуры. Немецкий исследователь доусоновской философии Ф.К.Шлагбергер выделяет несколько основополагающих влияний, сформировавших творческую индивидуальность английского мыслителя. Во-первых, это аристотелевская «Политика», игравшая в оксфордском образовании очень большую роль (определенные отголоски этого влияния видны в доусоновской антропологии, в частности, в одной из первых работ — «Природа и судьба человека»). Затем на молодого Доусона повлиял его учитель сэр Эрнест Баркер, у которого он в 1911—1914 гг. изучал историю. Баркеру принадлежит множество книг по политической философии, из них наиболее известная и фундаментальная посвящена политическому миру идей Византийской империи. В 1912 г. Доусон знакомится с работами Эрнеста Трёльча и с тех пор, по его собственному признанию, почти всецело посвящает себя проблеме отношений между религией и культурой. Историзм Э.Трёльча и М.Вебера имел сильное воздействие на Доусона в продолжение всей его учебы в аспирантуре. В 1914 г. Доусон, выросший в англиканском окружении, переходит в римское католичество. Этот серьезный шаг явился результатом мучительных духовных поисков мыслителя, разочарованного состоянием современной культуры и не находившего удовлетворения в той чисто формальной религиозности, которую исповедовало английское общество. Именно в католицизме Доусон видел воплощение христианских идей в наибольшей чистоте и подлинности. С другой стороны, католицизм как нельзя лучше соответствовал традиционалистским симпатиям Доусона. В религиозной сфере наибольшее влияние на него оказал Блаженный Августин и вся традиция патристики, определив, таким образом, его поворот к средневековой истории. В первые годы после Мировой войны на социологические исследования Доусона сильно повлияли идеи французского католического социолога Фредерика Ле Пле (1806—1882), а также его английских продолжателей, группировавшихся вокруг журнала «Социологическое обозрение» (прежде всего, идеи П.Геддеса и В. Брэнфорда). Другим (правда, не столь прямым) было влияние немецких католических романтиков — Адама Мюллера (1770—1829) и его современного последователя Оттмара Шпанна (1878—1950) — у которых, по мнению Шлагбергера, Доусон ознакомился с «замечательной параллельностью идей». В этом ему также в известной степени помог до 1930-х гг. ни разу не упомянутый теоретик консерватизма Эдмунд Бёрк (1729—1797). Консервативным устремлениям Доусона были близки (еще в студенческие годы) и французские писатели-рационалисты конца XIX в. М.Баррес (1862—1923) и Ш. Моррас, но в особенности — Шарль Пеги (1873—1914), демократическо-католический рационалист, который соединил в грандиозном личном синтезе столь разнообразные духовные течения. Наконец, последнее серьезное влияние на Доусона (не только как на верующего католика, но и как на мыслителя) оказали традиции Оксфордского движения и прежде всего его основатель кардинал Дж.Г.Ньюмен (1801—1890), в разное время являвшийся авторитетом и образцом для многих видных деятелей английской культуры (в частности, О. Уайльд называл воззрения Ньюмена «великой школой мышления»). В различное время Доусон испытывал разнообразнейшие влияния, и с этим связана определенная трудность в однозначной характеристике его идей. Привыкшие к мышлению в «черно-белых» категориях критики и обозреватели доусоновских книг, чтобы идентифицировать идеи английского мыслителя, «использовали противоречащие ярлыки: капиталист, марксист, фашист, либерал, консерватор, реакционер. В действительности ярлык, наиболее подходящий Доусону, следовало бы начать с определения „римский католик“ и затем добавить такие эпитеты, как „августинианский“ и „социальный плюралист“», — замечает американский историк Мак-Интайр. В течение своей жизни Доусон написал свыше тридцати книг и около ста пятидесяти статей. Наиболее известные его произведения: «Век богов», «Прогресс и религия», «Становление Европы», «Религия и современное государство», «По ту сторону политики», «Средневековая религия», «Религия и культура», «Религия и возникновение западной культуры», «Постигая Европу», «Динамика всемирной истории», «Кризис западного образования», «Боги революции». Основным трудом жизни Доусона являлась задуманная им пятитомная история культуры, которая должна была носить заглавие «Жизнь цивилизаций», но которая никогда полностью не была завершена. Как считает К.Скотт, книга «Прогресс и религия» (1929) — наиболее яркое произведение — создавалась в качестве краткого изложения всего замысла. Первым томом был «Век богов» (1928), посвященный доистории (от Ледникового периода до конца II тысячелетия до н. э.), а «Становление Европы» (1932), посвященное раннему средневековью, замышлялось в качестве третьего. Второй том, написанный частично, но незавершенный, должен был называться «Возникновение мировых религий» и покрывать период с 1200 по 300 гг. до нашей эры. Четвертый том охватывал бы период позднего средневековья (очевидно, частью его является «Средневековая религия» (1934)). Последний том, посвященный периоду с эпохи Просвещения до современности, также остался незавершенным. Главы, относящиеся к Французской революции, появились в посмертной публикации — книге «Боги революции» (1974). Ф.К.Шлагбергер замечает, что в джиффордских лекциях 1947 и 1948/1949 гг., опубликованных под названиями «Религия и культура» и «Религия и возникновение западной культуры», а также в книгах «Постигая Европу», «Движение мировой революции» и «Кризис западного образования» дан материал для последней части задуманного труда. Таким образом, в произведениях Доусона содержится анализ практически всей истории Европы — от Ледникового периода до наших дней. Грандиозности замысла соответствуют ясность изложения и колоссальная эрудиция автора. Основная мысль, проходящая через весь замысел, — показать, что изменения в культуре сопровождались (и были обусловлены) изменениями в религиозных верованиях человека и в духовном отношении к жизни, что культура не может сохранять свою жизненность без религии (как это выясняется из изучения Доусоном всемирной истории) и что единственный выход из существующего духовного кризиса может заключаться лишь в обращении к этому вечному источнику культурного творчества.
“Я читал последнюю работу [ныне] живущего историка и мыслителя, чьи книги я всегда читаю с рвением и принимаю близко к сердцу”.
“Достоинства Кристофера Доусона стали известны читателям его книг, опубликованных при его жизни… Работа Доусона '''всегда была и оригинальной, и искренней. Его мысли и чувства – всегда его собственные. Они никогда не были получаемы из вторых рук, и это качество делает его трактовку достойной вознаграждения. Хотя часто отдельный предмет мог рассматриваться его предшественниками, трактовка Доусона бросает на него новый свет”. - А.Дж.Тойнби.
“Его последняя книга дала мне то, в чем я нуждался в течение сорока лет, будучи не в состоянии где-либо это найти: разумное и надежное объяснение истории средневековой философии. Я желал бы иметь такую книгу до того, как написал свою “Философию в средние века”. - Э.Жильсон.
“Кристофер Доусон, возможно, самый мыслящий, стимулирующий и внушительный историк католической религии, который в это столетие посвятил себя общей истории цивилизации. Он более приближен к земле и более убедителен, чем Шпенглер и Тойнби… Это книга (“Динамика всемирной истории” ), которую не может без вреда для себя игнорировать мыслящий историк, и она столь же современна, сколь и полезна для просвещения”. - Г.Э.Барнес.
“По масштабу и проницательности доусоновская концепция истории стоит в одном ряду с работами Шпенглера, Нортропа и Тойнби”. - Дж.Дж.Маллой.
“”Динамика всемирной истории”– блестящий синтез исторической мысли Кристофера Доусона. Это книга, которую следует читать и перечитывать не только студентам и профессорам истории, но и всем, кто хочет получить более глубокое понимание цивилизации, её динамики и смысла”. - М.Р.П.Мак-Гуир.
“Он близко знаком с антропологией, социологией, психологией и с остальными отраслями наук о поведении, но он делает своё дело так, чтобы сохранить достоинства историка перед лицом всех их. Он чувствует себя дома в средневековой интеллектуальной истории – месте, не часто сильном у современных искателей целостной модели прошлого”. К. Бринтон.
“…впечатляющее проявление социологической и антропологической эрудиции… Прискорбно, что он не лучше известен за пределами Англии, где его положение историка культуры серьезно не подвергается сомнению даже критиками, не симпатизирующими его точке зрения”. - Дж.Личтайм.
Основные работы: Досон (sic!) К. Христианский взгляд на историю // Философия истории: Антология: Пособие для студентов гуманит. вузов / Составление, редакцияи встуительная. статья Ю.А.Кимелева. – Москва: АО «Аспект Пресс», 1994. – Страницы 248-261; Доусон К.Г. Религия и культура / Перевод с английского, вступительная статья, комментарии К.Я.Кожурина. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. — 281 страница. — (Миф, религия, культура); Доусон К.Г. Боги революции / Перевод с английского, вступительная статья, комментарии К.Я.Кожурина. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. — 332 с. — (Миф, религия, культура); The Age of the Gods. A study in the origins of culture in prehistoric Europe and the ancient East. [With a bibliography]. - London: John Murray, 1928. - XX, 446 p., III pl; Progress and Religion. An historical enquiry. - London: Sheed & Ward, 1929. - XVII, 254 p; Christianity and Sex. - London: Faber & Faber, 1930. - 40 p. - [Criterion Miscellany. No. 13]; Christianity and the New Age. - London: Sheed & Ward, 1931. - 110 p. - [Essays in Order. No. 3]; The Making Europe. An introduction to the history of European unity. [With a bibliography, plates and folding maps]. - London: Sheed & Ward, 1932. - XXIV, 317 p; The Modern Dilemma: the problem of European unity. - London: Sheed & Ward, 1932. - 113 p. - [Essays in Order. No. 8]; Enquires into Religion and Culture. - London and New York: Sheed & Ward, 1933. - XI, 347 p; The Spirit of the Oxford Movement. - London: Sheed & Ward, 1933. - XV, 144 p; Mediaeval Religion - The Forwood Lectures, 1934 - and other essays. - London: Sheed & Ward, 1934. - VII, 195 p; Edward Gibbon... From Proceedings of the British Academy, etc. - London: Humphrey Milford, [1934]. - 24 p. - [British Academy. Annual Lecture on a Master Mind, Henriette Hertz Trust, 1934]; Religion and the Modern State... With a frontispiece by Eric Gill. - London: Sheed & Ward, 1935. - XXII, 154 p; Mediaeval Christianity. - London: Catholic Truth Society, 1935. - 32 p. - [Studies in Comparative Religion. No. 25]; Twelve Selections from Christopher Dawson. Sheed and Ward samplers. - New York: Sheed & Ward, 1936; Beyond Politics. - London: Sheed & Ward, 1939. - 136 p; The Sword of the Spirit. [Reprinted from “The Dublin Review”]. - London: Sands, [1942]. - 15 p. - [Sword of the Spirit Pamphlets]; Christian Freedom. - London: Sands, [1943]. - 12 p. - [Sword of the Spirit Pamphlets. No. 5]; The Judgement of the Nations. - London: Sheed & Ward, 1943. - V, 154 p; In the Power of the Spirit. - London: Sword of the Spirit, [1943]. - 12 p; The Renewal of Civilization. - London: National Peace Council, [1943]. - 11 p. - [Peace Aims Pamphlet. No. 20]; Europe – a Society of Peoples. – London: Catholic Truth Society, 1946. – 16 p; It shall not happen here. – London: Sword of the Spirit, [1947]. – 18 p; Religion and Culture. Gifford Lectures. Delivered in the University of Edinburgh in the year 1947. – London: Sheed & Ward, 1948. – V, 225 p; Religion and the Rise of Western Culture. Gifford Lectures. Delivered in the University of Edinburgh in the year 1948-1949. [With plates]. – London: Sheed & Ward, 1950. – XVI, 286 p; Understanding Europe. – London and New York: Sheed & Ward, 1952. – IX, 261 p; Medieval Essays. – London and New York: Sheed & Ward, 1953. – VII, 271 p; The Makers of Christendom. General editor: C. Dawson. – London and New York: Sheed & Ward, 1954; The Mongol Mission. Narratives and letters of the Franciscan missionaries in Mongolia and China in the thirteenth and fourteenth centuries. Translated by a nun of Stanbrook Abbey. Edited and with an introduction by C. Dawson. [With genealogical plates and a map]. – London and New York: Sheed & Ward, 1955. – XXXIX, 246 p. – [The Makers of Christendom]; The Dynamics of World History… [Selected writings]. Edited by John J. Mulloy. [With a portrait]. – London: Sheed & Ward, 1957. – XIV, 489 p; The Revolt of Asia. [Reprinted from “The Tablet”]. – London and New York: Sheed & Ward, 1957. – 48 p; The Movement of World Revolution. – London: Sheed & Ward, 1959. – 179 p; America and the Secularization of Modern Culture. The Smith Lecture sponsored by the Department of History of the University of St. Thomas. – Houston: University of St. Thomas, 1960. – 31 p; The Historic Reality of Christian Culture. A way to the renewal of human life. – New York: Harper & Bros., [1960]. – 124 p. – [Religious Perspectives. Vol. 1]; The Crisis of Western education… With specific programs for the study of Christian culture by John J. Mulloy. – London: Sheed & Ward, 1961. – VI, 246 p; The Dividing of Christendom. Foreword by Douglas Hotron. – New York: Sheed & Ward, [1965]. – X, 304 p. (English edition with an introduction by David Knowles. – London: Sidgwick & Jackson, 1971. – X, 286 p; Mission to Asia. (Medieval Academy reprints for Teaching Ser.) – Toronto: Harper & Row Publ., 1966; The Formation of Christendom. – New York: Sheed & Ward, [1967]. – X, 309 p; The Gods of Revolution. – London: Sidgwick & Jackson, 1972. – XVII, 173 p; Religion and World History: selection from the works of Christopher Dawson / edited by James Oliver and Christina Scott; foreword by R. C. Zaehner. 1st ed. – Garden City, New York: Image Books, 1975. – 351 p. – (An Image book original); Christianity in East and West. Ed. John Mulloy. – La Salle, Illinois: Sugden, 1981; Religion and Western. – New York, 1991; Democracy and Peace. Christopher Dawson and Malcolm Spencer. [Containing the complete text of an address by C.H. Dawson entitled “The Two Currents in the Modern Democratic Tradition”, delivered at the conference on “Democracy and Peace” held at Oxford in April. 1945. With a compilation by M. Spencer from material contributed by various other speakers at the conference]. – London: National Peace Council, [1945]. - 32 p. – [Peace Aims Pamphlet].

[476x700]
1890
Луиш Мария да Кошта ди Фрейташ Бранку (португальское имя — Luís Maria da Costa de Freitas Branco)
португальский композитор, педагог, историк музыки. Родился в Лиссабоне. Из старинной аристократической семьи, получил космополитическое воспитание. С детских лет учился игре на фортепиано и скрипке, рано начал сочинять. В 17 лет дебютировал как музыкальный критик. В 1909-1910 учился музыке в Берлине и Париже у Хумпердинка, Дезире Пака, познакомился с Дебюсси. С 1916 преподавал в Лиссабонской консерватории, в 1919-1924 был заместителем её директора, среди его учеников – Жоли Брага Сантуш. В 1930-х пришел в конфликт с властями и в 1939 после развязанной против него националистической кампании оставил пост. Продолжал изучать и публиковать старинную португальскую музыку (в частности, музыкальные сочинения короля Жуана IV), сочинять. Брат – дирижёр Педру ди Фрейташ Бранку. Представитель позднего романтизма, испытал влияние французских импрессионистов, Сезара Франка.
[534x700]
Автор сакральной музыки, не раз обращался к поэзии французских символистов. Умер в Лиссабоне 27 ноября 1955 года. Симфонии: Symphony No. 1 (1924); Symphony No. 2 (1926); Symphony No. 3 (1944); Symphony No. 4 (1952). Другие сочинения: A Morte de Manfredo/ Смерть Манфреда для струнного ансамбля, по Байрону (1906); Scherzo Fantastique (1907); Depois de uma leitura de Antero de Quental/ По прочтении Антеру ди Кентала, симфоническая поэма (1908); Depois de uma leitura de Júlio Diniz/ По прочтении Жулиу Диниша, симфоническая поэма (1908); Depois de uma leitura de Guerra Junqueiro/ По прочтении Герры Жункейру, симфоническая поэма (1909); Paraísos Artificiais/ Искусственный рай, симфоническая поэма по Де Квинси и Бодлеру (1910); Tentações de S. Frei Gil/ Искушения блаженного Жиля Сантаремского, оратория (1911); Vathek/ Ватек, симфоническая поэма по Бекфорду (1913); Violin Concerto (1916); Viriato, симфоническая поэма (1916); Canto do Mar/ Песнь моря для сопрано (или тенора) и оркестра (1918); Alentejo Suite No. 1/ Алентежанская сюита No. 1 (1919); Alentejo Suite No. 2 / Алентежанская сюита No. 2 (1927); Dez Madrigais Camonianos/ Десять мадригалов на стихи Камоэнса для смешанного хора а капелла (1930-1935-1943); Noemi/ Ноеминь, кантата для солистов, хора, оркестра и органа (1937-1939); Homenagem a Chopin/ В честь Шопена, пьеса в форме польки (1949); Solemnia Verba, симфоническая поэма (1951); Музыка Фрейташа Бранку звучит в фильмах Оливейры (Работы на реке Дору, 1931), Рауля Руиса (Лиссабонские тайны, 2010) и др. Литература: Delgado A., Telles A., Bettencourt Mendes N. Luís de Freitas Branco. Lisboa: Editorial Caminho, 2007.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 12 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»