
1880
Куллерво Ахиллес Маннер (финское имя — Kullervo Achilles Manner)
финский революционер, журналист, политик, депутат парламента, председатель Социал-демократической партии Финляндии 1917—1918, Председатель Совета народных уполномоченных Финляндии 1918, один из основателей Коммунистической партии, её председатель в 1920—1934. Родился в семье священника в городе Кокемяки, Великое княжество Финляндское, Российская империя. Окончив университет в 1900 году, работал журналистом газеты в Порвоо 1900—1906, после революции 1905 вступил в СДПФ. В 1906 основывает в Порвоо газету «Трудящийся» (финское название — Työläinen) и становится её главным редактором. Появившаяся в 1911 в газете статья стоила ему шесть месяцев тюрьмы за «оскорбление величества». После этого он переезжает в Хельсинки и вливается в команду газеты «Рабочий» (финское название —Työmies). Был депутатом от социал-демократической партии в 1910—1914 и 1917 от пристоличного округа. Стал известен как одарённый оратор, который на начальном этапе концентрировал своё внимание на правах Финляндии как государства. Весной 1917 в собравшемся после многолетнего перерыва парламенте, СДПФ получает большинство и Маннер выбран председателем. В этом же году ранее он стал председателем СДПФ после Матти Паасивуори. Звёздный час Маннера, как среди левых, так и среди правых, — июль 1917, — одобрение в парламенте закона о высшей власти, в соответствии с которым во внутриполитических вопросах высшим носителем власти в Великом княжестве является Эдускунта. Это было одним из шагов к независимости страны. Призыв Маннера «К свободной Финляндии» был поддержан при окончании полного заседания Эдускунты. Когда Временное правительство России по просьбе финских консерваторов распускает Эдускунту, Маннер становится лидером «конституционного сопротивления». Он отказывается признавать роспуск и призывает депутатов собраться 29 августа 1917 в 12.00, но российские жандармы препятствуют входу в здание заседаний. Позднее осенью «Эдускунта Маннера», прежде всего входящие в «конституционное сопротивление» депутаты, всё же демонстративно собирается, но вынуждены одобрить участие в новых выборах за отсутствием альтернативы. Когда СДПФ теряет на этих выборах большинство в Эдускунте, социал-демократы заявляют, что «Эдускунта Маннера» является единственной законной. На этом основании планирование государственного переворота может выглядеть оправданным. Маннер переходит от сторонника законности на сторону революции.
ЦК КПФ в Москве в 1920 году. Слева направо: К.М.Эва, Юкка Рахья, Яло Кохонен, Куллерво Маннер, Эйно Рахья, Манди Сирола, Юрьё Сирола.
Работа во время гражданской войны
С началом гражданской войны в Финляндии Маннер был назначен 28 января 1918 председателем самопровозглашённого правительства Финляндии, захватившего власть в Хельсинки — Совет народных уполномоченных Финляндии. В том же году, 10 апреля, красные полностью реформировали правительство и Маннер стал главой страны и главнокомандующим Красной гвардии с диктаторскими полномочиями. Он второй человек в истории Финляндии после Николая Бобрикова, получивший такие широкие полномочия. Когда поражение в гражданской войне стало очевидно, Маннер и другие члены Совета народных уполномоченных уезжают в Советскую Россию 25 апреля 1918.
К.Маннер на Втором конгрессе Коминтерна (1920). Портрет работы И.Бродского
В Советской России
В августе 1918 Маннер участвует в Москве в собрании, учредившем Коммунистическую партию Финляндии. Он становится вторым председателем партии в 1920 после Юрьё Сирола, и членом исполнительного комитета Коминтерна. Как руководителя партии, Маннера характеризуют строгая, чисто теоретическая линия и распоряжения, которые коммунисты, работающие в Финляндии, считали часто невозможными и трудноосуществимыми. Маннер бежал в Советскую Россию с женой Ольгой Маннер, но брак распался, когда в 1920-х он начал открытые отношения с Ханной Мальм, также входящей в руководство КПФ. Активная деятельность Ханны Мальм испортила отношения Маннера с Юрьё Сирола и Отто Куусиненом. В 1920 и 1928 годах Маннер избирался членом ИККИ. Маннер и Мальм вели с Куусиненом борьбу за генеральную линию и руководство партией. В 1920-х они одерживают верх, но положение меняется к 1930-м: начавшееся в Финляндии крестьянское антикоммунистическое движение Лапуа послужило поводом к обвинению Маннера и Мальм. Мальм оказывается объектом для судебного преследования. Маннер отказался осудить деятельность Мальм. В январе 1931 года в Куллерво Маннер в сопровождении Айно Куусинен с подложными паспортами отправился в Канаду, чтобы представлять Исполком Коминтерна на конгрессе канадской компартии в Торонто. Добирались поездом Москва—Берлин, затем поездом Берлин—Шербур, затем на корабле до Галифакса. Маннер прибыл в Торонто в середине марта, а Айно Куусинен отправилась в США. В мае 1934 года Политсекретариат ИККИ отстранил Маннера от работы в Коммунистической партии Финляндии. Он работает недолго референтом по делам Коминтерна в Латинской Америке. В начале 1935 года Отто Куусинен подал в Интернациональную контрольную комиссию Коминтерна, руководителем которой был литовец Ангаретис, докладную с обвинениями против Маннера и его жены Ханны Мальм. Вскоре обоих исключили из партии. Маннер и Мальм жили в общежитии Коминтерна «Люкс», они занимали отдельную комнату. В ночь с 13 на 14 апреля 1935 года сотрудники органов НКВД пришли с обыском в их комнату и арестовали Ханну Мальм. Её поместили в Бутырскую тюрьму. 2 июля 1935 года арестовали Маннера.
Заключение и смерть
На показательном процессе Маннера обвинили в том, что он состоит в «тайном союзе с финскими фашистами». 12 ноября 1935 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Маннера к 10 годам принудительных работ в ИТЛ с конфискацией имущества. Маннер был отправлен в Ухтинско-Печорский исправительно-трудовой лагерь (Ухтпечлаг) в республике Коми в посёлке Чибью (с 1939 года — Ухта). 16 февраля 1936 года Маннер находился на станции «Медвежья», 1-е медгорское отделение, 3-й лагпункт, 19-й трудколонии Белбалтлага. Ханна Мальм получила в ноябре 1935 года такой же срок и была отправлена в Соловецкий лагерь особого назначения, где позже погибла (утонула в ручье). Упоминала об этом в своих мемуарах Айно Куусинен. В Ухтпечлаге осуществлялось бурение на нефть, переработка нефтепродуктов и добыча каменного угля и радия. Маннера описывали как примерного работника и ударника. Маннер умер в лагере 15 января 1939, согласно свидетельству о смерти, от туберкулёза. Похоронен в посёлке Чибью (ныне Ухта). Профессор Александр Попов предположил, что истинной причиной смерти могла быть лучевая болезнь, которую Маннер мог получить, так как работал с водой, содержащей радий. Официально реабилитирован в 1962 году.
Другое
Куллерво Маннер наряду с Оскари Токоем — второй председатель Эдускунты, который не умер в Финляндии и не похоронен в Финляндии. Переписка Куллерво Маннера и Ханны Мальм 1930-х годов опубликована в 1997 под названием Любимый, дорогой товарищ.
Литература: Народные избранники Карелии: Депутаты высших представительных органов власти СССР, РСФСР, РФ от Карелии и высших представительных органов власти Карелии, 1923—2006: справочник / автор-составитель А.И.Бутвило. — Петрозаводск, 2006. — 320 страниц.
[559x700]
1880
Джеймс Хили Уиллан (James Healey Willan)
канадский композитор, органист, дирижер и педагог первой половины XX века. Писал духовную, симфоническую и оперную музыку, произведения для органа, фортепиано, хора и голоса соло. Компаньон ордена Канады (1967). Хили Уиллан родился в пригороде Лондона Белхеме, Англия, Великобритания. В 1897 году его принимают в Королевское общество органистов, и с 1903 по 1913 год он занимает место органиста и хормейстера церкви святого Иоанна Крестителя в Кенсингтоне. В 1913 году он переезжает в Торонто (Канада), где становится директором отделения теории Торонтской консерватории, а с 1920 года — заместителем ректора. С 1937 по 1950 год Уиллан является профессором музыки в Университете Торонто. С 1921 года и до самой смерти он выполнял обязанности органиста и хормейстера в англиканской церкви святой Марии Магдалины.
Хили Уиллан за органом, 1918 год
Творчество
Уиллан начал сочинять музыку в молодости. Уже в 1916 году в Торонто прошел концерт, состоящий полностью из его песен и камерных произведений. Десять лет спустя аналогичный концерт, состоящий из произведений Уиллана для органа и хора, прошел в Монреале. Всего за свою творческую карьеру Уиллан создал около 800 произведений (каталог, составленный в 1972 году, состоит из 784 наименований), включающих несколько опер, две симфонии, фортепианный концерт, музыку для органа, хора и голоса соло. Духовная музыка составляет более половины его наследия. Его творчество не затронули современные веяния в музыке, и в нем прослеживаются традиции англо-католической литургии, хоральной музыки времён Тюдоров, а также немецкого романтического стиля XIX века. Среди произведений Уиллана гимн «O Lord Our Governour», заказанный ему к коронации Елизаветы II в 1953 году. Уиллан стал первым композитором, не представляющим Великобританию, которому был сделан подобный заказ. Литургические произведения Уиллана исполняются по настоящее время, в 1990-е годы фирмами «Virgin Records» и «Gothic» на компакт-дисках были выпущены записи его хоровых мотетов, месс и произведений для органа, вошедшие в число бестселлеров в жанре классической музыки.
Признание заслуг
Хили Уиллана, патриарха канадской музыки, часто уважительно называли «деканом канадских композиторов». В 1956 году архиепископом Кентерберийским ему было присвоено почётное звание Mus. D Cantaur (доктора музыки). В 1967 году, с учреждением ордена Канады, Уиллан стал его компаньоном, что является высшей степенью ордена. В память о нем раз в два года проводится конкурс хоровых коллективов, спонсируемый CBC. Умер в городе Торонто, провинция Онтарио, Канада, 16 февраля 1968 года.
1880
Луи Эмон (французское имя — Louis Hémon)
французский писатель. Родился в городе Брест, департамент Финистер, Франция. Известный благодаря своему роману «Мария Шапделен» (Maria Chapdelaine), написанном в 1912 — 1913 годах в Квебеке. Действие романа происходит в квебекской деревни возле озера Сен-Жан. Луи Эмон, который успел пожить между квебекцами, описал их обычаи, жизнь, традиции, мировоззрение. Ему это удалось настолько хорошо, что многие считают его не только французским, но и квебекским писателем. Другие возражают тем, что он жил в Канаде менее, чем 2 года — с октября 1911 года до смерти в июле 1913 года. Умер в городке Шапло, округ Садбери, провинция Онтарио, Канада, 8 июля 1913 года. В 1938 году в деревне Перибонка (Péribonka) возле озера Сен-Жан был открыт музей памяти Луи Эмона.
[493x700]
1881
Михаил Дафинкичев Димитров
болгарский историк и философ, академик Болгарской Академии Наук (1946), народный деятель науки (1963). Член БКП с 1944. Родился в селе Чупрене Видинского округа. Профессор Софийского университета (1946-1950). В 1947-1957 вице-президент Болгарской Академии Наук. Специалист по истории болгарского Возрождения, исследователь жизни и творчества Х. Ботева и Л. Каравелова. Димитровская премия (1950). Награжден орденом Георгия Димитрова (1951). Умер в Софии 6 октября 1966 года.
Сочинения: Христо Ботев. Биография, София, 1948; Любен Каравелов. Биография, София, 1959.
Литература: Белева Зл., Унджиев И., Михаил Димитров. Биобиблиография, София, 1958.
1881
Карлос Лопес Бучардо (испанское имя — Carlos López Buchardo)
аргентинский композитор и музыкальный педагог. Родился в городе Буэнос-Айрес, Аргентина. Учился сначала в Буэнос-Айресе у Альфонса Тибо и Константино Гайто, затем в Париже у Альбера Русселя. Писал оперы, оперетты, оркестровую, фортепианную и вокальную музыку. Внёс значительный вклад в развитие аргентинской системы музыкального образования, был одним из основателей Национальной консерватории в Буэнос-Айресе, возглавлял знаменитый буэнос-айресский оперный театр «Колон». Среди учеников Лопеса Бучардо — Альберто Хинастера. Умер в родном городе 21 апреля 1948 года.
[512x698]
1881
Иван Григорьевич Мясоедов
русский и лихтенштейнский художник, мастер живописи и графики, представитель символизма и модерна, создатель почтовых марок. Родился в городе Харьков, Российская империя, в семье художника-передвижника Григория Мясоедова и его второй жены К.В.Ивановой, тоже художницы. Отец не позволял жене проявлять материнские чувства, а мальчику внушал, что его мать всего лишь кормилица. В конце концов Г.Г.Мясоедов, оторвав ребёнка от матери, доверил его заботам семьи своего друга — пейзажиста А.А.Киселёва. С 1889 года Иван Мясоедов жил с матерью в родовой усадьбе Павленки под Полтавой (теперь район в Полтаве). С 1884 по 1895 год посещал частную художественную школу, организованную в Полтаве его отцом. С 1896 по 1901 годы занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, участвовал в ученических художественных выставках и, окончив училище, получил звание «неклассного художника». Это дало ему возможность, минуя предварительные общие классы, поступить в 1907 году в батальную мастерскую Императорской Академии художеств, которую он закончил в 1909 году. В это же время или несколько позднее посещал мастерскую по гравюре, руководимую гравёром профессором Василием Матэ. Будучи студентом училища, Мясоедов увлёкся силовым спортом, поэтому учёбу в академии он совместил с занятиями в Санкт-Петербургском атлетическом обществе графа Георгия Рибопьера. На Всероссийском чемпионате по тяжёлой атлетике, проводимом в 1909 году, Мясоедов выиграл II приз в средней весовой категории (выступая под псевдонимом Де Красац). В 1909 году, во время заграничной поездки по Италии, которая в ту пору была встревожена мессинским землетрясением, Мясоедов посетил римский цирк. На манеже цирка выступали лучшие силачи мира. Под конец программы шпрехшталмейстер объявил, что если среди публики найдётся желающий испробовать силу и повторить хотя бы один номер из программы, то цирк отдаст ему весь кассовый сбор. Вызвалось несколько зрителей, но их попытки были тщетны. Тогда на манеж вышел Мясоедов. Он с лёгкостью жонглировал гирями, превзойдя своей силой цирковых атлетов. Приняв от директора цирка поднос с деньгами, Мясоедов заявил, что он жертвует «весь кассовый сбор в пользу бедных итальянцев, пострадавших от землетрясения в Мессине». Н.Елисеев говорит об этом иначе:
«В Риме в 1911 году учудил штуку: когда силовые акробаты в кабаре «Реджина Маргерита» предложили желающим из публики повторить их номера за 500 франков, поднялся на сцену, повторил, а полученные франки пожертвовал в пользу семей солдат, погибших в итало-абиссинской войне.»
В 1911 году, после смерти отца, Мясоедов вернулся в Полтаву, где в 1912—1913 годах организовал посмертные выставки отцовских произведений и собранных им коллекций, продолжил работать как художник, выступал в цирке как профессиональный борец и гиревик. В Санкт-Петербурге выставлял свои новые произведения на «весенних» выставках в залах Академии художеств. Поддерживал отношения с различными художественными кругами столицы, занимался оформлением ряда изданий, участвовал в выпуске посвящённого спорту петербургского журнала «Геркулес». Позднее стал ректором одного из киевских художественных учебных заведений. В 1912 году женился на итальянской танцовщице и артистке цирка Мальвине Верничи. Некоторое время супруги жили в Павленках, где построили новый двухэтажный дом в итальянском стиле.
Могила Мясоедова и его напарницы Мальвины (1887-1972) в Вадуце.
Во время гражданской войны Мясоедов уехал в Крым, где в 1919 году служил художественным корреспондентом в армии А.И.Деникина. В 1921 году через Севастополь на германском корабле «Вигберт» Мясоедов эвакуировался из Крыма в Константинополь, оттуда в Триест, затем в Баварию и обосновался в Берлине. Обладая мастерством рисовальщика и гравёра, Мясоедов успешно подделывал бумажные денежные купюры, в частности, английские фунты и американские доллары, а Верничи их сбывала. В 1923 году они были арестованы. Мясоедов провёл три года в Моабитской тюрьме. В 1933 году он снова был арестован за фальшивомонетничество. Второй срок с 1933 по 1934 год отбывал в германском городе Лукау. После освобождения Мясоедов вместе с женой и дочерью уехал в Ригу. Оттуда по фальшивым паспортам на имя чехословацких граждан Евгения и Мальвины Зотовых семья Мясоедовых перебралась в Бельгию. В 1938 году семья Зотовых-Мясоедовых поселилась в столице княжества Лихтенштейн Вадуце. Здесь Мясоедов вёл жизнь придворного художника, создавая портреты членов местного княжеского дома и эскизы почтовых марок. В 1946 году Чехословацкое генеральное консульство выявило местонахождение проживающих в Лихтенштейне с фальшивыми паспортами Зотовых, о чём известило правительство страны. Зотовы были лишены гражданства. В 1948 году Мясоедов снова попал под арест «за попытку подделки государственных кредитных бумаг». Лихтенштейнский суд приговорил его к двум годам заключения. В 1953 году семья Мясоедовых переехала в Аргентину. Во время поездки Мясоедов тяжело заболел и 27 июля 1953 года, через три месяца после прибытия в Буэнос-Айрес, умер от рака печени.
И.Мясоедов. «Манифест о наготе»
И.Мясоедов. «Манифест о наготе»
Творческая деятельность
Для ранней живописи Мясоедова характерны антично-мифологические полотна, близкие по манере исполнения к немецкому модерну. В октябре 1909 года на конкурсной выставке в Академии художеств им была представлена большая картина на античный сюжет «Поход минийцев (Аргонавты, отплывающие от берегов Греции за золотым руном в Колхиду)» (Музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург), за которую он получил не только звание художника, но и высшую награду Академии — поездку за границу для усовершенствования. Под руководством Ф.А.Рубо Мясоедов участвовал в создании панорамы «Бородинская битва» (1910). Мясоедов, будучи сторонником культа античности, доминировавшего в начале XX века в Академии художеств, всячески пропагандировал красоту нагого тела. В 1911 году в сборнике «Нагота на сцене» (под редакцией Н.Н.Евреинова) опубликовал на данную тему манифест. Книга эта наделала много шума, высказывались протесты со стороны ревнителей нравственности и ханжески настроенной публики. Мясоедов профессионально увлекался фотографией. Создал серию фотокомпозиций на исторические и мифологические темы, где снимался в обнажённом виде, изображая Бахуса, Меркурия и античных героев. В своем имении в Павленках создал что-то вроде художественно-философского объединения единомышленников, которое назвал «Садом богов».
И.Мясоедов в группе русских художников в Берлине (1928)
В Берлине И.Мясоедов пользовался большим успехом как портретист. Ему заказывали свои портреты российские дворяне-эмигранты, представители буржуазии и дипломатического корпуса, актёры и оперные певцы. К берлинскому периоду относится цикл картин на темы народной жизни Украины и России, в которых ощущаются ностальгические мотивы: «Прощание с Павленками», «Татарское кладбище в Крыму», «Русский пасхальный стол». Отдельные его произведения издаются на открытках берлинского издательства «Ольга Дьякова и К°». В 1929 году Мясоедов снялся в роли боярина в фильме В.Стрижевского «Игры императрицы» (немецкое название — Der Adjutant des Zaren). Участие в фильме было связано с необходимостью заработка и поиском новых форм самовыражения. Роль Мясоедову удалась, его боярин был величественным и грандиозным. Мясоедов нарисовал рекламный плакат для фильма «Трейдер Хорн» (студия «Metro-Goldwyn-Mayer»), который он создал используя натурные зарисовки животных, сделанные им в Берлинском зоопарке. В Брюсселе в итальянском консульстве И.Мясоедов написал пышный портрет Бенито Муссолини, которым тот остался весьма доволен. Позднее этот портрет был опубликован на обложке пропагандистского журнала «Новая Италия». Даже находясь в заключении в Моабитской тюрьме, Мясоедов занимался творческой деятельностью. Там он расписал фресками тюремную молельню. Во время второго срока в 1933—1934 годах, на основании вида из окна тюремной камеры он написал одно из лучших своих произведений. Живя в Лихтенштейне, Мясоедов получил известность как талантливый живописец, превосходный рисовальщик и гравёр. Им были написаны многочисленные пейзажи и натюрморты, выполненные в импрессионистической манере, религиозные композиции, разнообразные портреты, многие графические работы карандашом, пером, различными техниками гравюры. Мясоедов работал над стенными росписями звукового кинотеатра в Вадуце, фресками частных особняков. Довольно часто художник использовал свои работы в качестве денежного эквивалента, расплачиваясь ими за услуги с врачом или адвокатом. Средняя стоимость его работ в это время составляла примерно 500 швейцарских франков. В последние годы жизни художник был подвержен частым депрессиям и меланхолии. Пессимистические настроения нашли отражение в полотнах на политические темы, в основном сюжетно связанных с Россией. К его прежним модернистским мифологиям и аллегориям добавился цикл «исторических кошмаров» — с революциями и войнами, воплощёнными в картинах «Революция» и «Толпа демонов» (1940-е годы) (Фонд Зотова-Мясоедова, Вадуц). Мясоедов работал также над философским трактатом «Энциклопедия общеутверждающих понятий» (не опубликован), в котором он подверг всю современную цивилизацию уничтожающей критике с позиций мистического анархизма. Творческое наследие Мясоедова составляет примерно 4 тысячи произведений из числа выявленных. Это картины, гуаши, пастели, офорты, фотографические и текстильные работы, почтовые марки, документальные материалы. Значительная его часть — около 3200 экспонатов находится в коллекции Фонда Е.Зотова — И.Мясоедова в Вадуце. Больше половины произведений мастера приобретено фондом на пожертвования, в частности, у внуков художника Мишеля и Наниты Модлер. Коллекция работ, относящаяся к раннему периоду творчества И.Мясоедова, принадлежит Полтавскому художественному музею. Она включает более 20 живописных и несколько графических работ, которые попали в музей из усадьбы автора. До Великой Отечественной войны в экспозиции было 67 произведений. Предполагают, что многие работы художника вместе с другими ценными экспонатами, вывезли оккупировавшие Полтаву немцы. Считается также, что к значительным потерям привел пожар в полтавской галерее в 1943 году.

Конверт с почтовыми марками Лихтенштейна, посвящённый И.Г.Мясоедову и его творчеству, 1996 (Mi #1138—1140; Sc #1089—1091)
Создание почтовых марок
Особое место в творчестве Ивана Мясоедова занимает его работа над рисунками для почтовых марок Лихтенштейна. Впервые его серия из трёх марок достоинством в 20, 30 и 50 раппов появилась в Лихтенштейне в 1938—1939 годах (Mi #180—182). Эта серия называется «Huldigung» («Принесение присяги на верность») и выпущена была в ознаменование принесения присяги 28 мая 1939 года вступившего в правление Лихтенштейном его светлости князю Францу-Иосифу II. Это были первые почтовые марки в истории страны, которые создавались профессиональным художником высочайшего уровня. В работе над марками княжества проявилось незаурядное композиционное мастерство Мясоедова, умение выделить центральные персонажи сцены. Образцом работы И.Мясоедова явилась марка с изображением несколько стилизованной «Мадонны-утешительницы» из капеллы Святой Марии в Дуксе достоинством в 10 франков, вышедшая в свет 7 июля 1941 года (Mi #197). Эскиз марки был создан художником Иоханнесом Тройером, но гравюру на стали выполнил Мясоедов. Наиболее эффектной работой Мясоедова считается появившаяся в свет 22 апреля 1942 года историческая серия из пяти марок, посвящённая 600-летию территориального разграничения на землях нынешнего Лихтенштейна и Швейцарии владений потомков графа Гуго Монфора (Mi #202—206). Все рисунки для этих марок были исполнены в технике гравюры на стали.
Последняя осуществлённая Мясоедовым серия марок Лихтенштейна — «Binnenkanal» («Внутренний канал в Лихтенштейне»), состоящая из четырёх марок достоинством в 10, 30, 50 раппов и 1 франк. Марки были выпущены 6 сентября 1943 года (Mi #218—221).

Мемориальная доска в честь художника на его доме в Полтаве
Память
В год 100-летия со дня рождения художника, в 1981 году, художественное общество княжества Лихтенштейн, создало комиссию по собиранию и изучению творческого наследия Е. Зотова — И. Мясоедова — «Архив профессора Е. Зотова», позже преобразованную в постоянный фонд «профессора Евгения Зотова — Ивана Мясоедова». В картотеке фонда насчитывается около четырёх тысяч специальных анкет — карточек по отдельным произведениям художника. В архив попали не только его работы, оставшиеся в частных руках, но и произведения, принадлежащие семье художника. Большую помощь в создании фонда оказала дочь художника Изабелла Верничи фон Мигке-Колланде, танцовщица, хореограф и балетмейстер, проживавшая в Мюнхене.
В 1996 году почта Лихтенштейна выпустила три марки из серии «Художники Лихтенштейна», на которых воспроизведены картины И.Г.Мясоедова (Евгена Зотова) «Сельский пейзаж в Полтаве», «Купание в Берлинском парке», «Вид Вадуца» и конверт с портретом художника.
Литература: Вареник Н. Зотов із роду Мясоєдових, знаний у Ліхтенштейні, забутий в Україні // Україна. — 1994. — № 9. — Страницы 1, 2; Коваленко А. Жизнь — легенда // Художник. — 1993. — № 1—2. — Страницы 23—26; Коваленко А. Иван Мясоедов — художник (недоступная ссылка) Серебряного века. — Севастополь: Мир, 1998. — 204 с. — ISBN 5-87314-172-X; Коваленко А. Український світ у творчості Івана Мясоєдова // Образотворче мистецтво. — 1999. — № 3—4. — Страницы 90—92; Коваленко А. Творча спадщина Івана Мясоєдова (Дослідження методу стилетворення в українському образотворчому мистецтві початку XX століття) / Дисертація на здобуття наукового ступеня. — Львів, 2002; Колон Е. Художник — атлет из «Сада богов» // Зеркало недели. — 1998. — № 20 (189). — 16—22 мая; Кончин Е. Моя биография мне не удалась. Путь скитаний Ивана Мясоедова // Культура. — 1998. — № 20 (7131). — 4—10 июня; Шлеев В. Наш Иван Мясоедов в Лихтенштейне // Филателия. — 1992. — № 3. — Страницы 8—13.
[511x700]
1881
Нина Платоновна Чхеидзе (грузинское имя — ნინო ჩხეიძე; настоящее имя – Нуца Чхеидзе, ნუცა ჩხეიძე)
грузинская актриса, народная артистка Грузинской ССР ("Дарико", 1925). Родилась в Кутаиси. Мать и сестра были актрисами Грузинского театра. Впервые выступила на сцене в 13-летнем возрасте в роли Эммы ("Семья преступника" Джакометти, 1894). В 1938—1948 в Грузинском театре имени Шота Руставели (Тбилиси). Актриса трагического склада. Впоследствии воспитывалась на принципах героико-романтической школы (В.С.Алекси-Месхишвили, К.Месхи). Обладала замечательными данными для исполнения трагедийных ролей, сильным голосом, прекрасной сценической внешностью. Сценические образы были наделены драматической жизненной силой. Игра актрисы отличалась мощным темпераментом, психологической глубиной, яркой национальной самобытностью. Умерла в Тбилиси 14 октября 1963 года. Театральные работы: Зейнаб, Гаянэ, Рукайя ("Измена" Сумбатова-Южина), Кетеван ("Родина" Эристави), Марина ("Брат и сестра" Гуниа), Наташа, Любовь ("На дне", "Последние" Горького), Медея (одноименная пьеса Суворина и Буренина), Кручинина, Полина ("Без вины виноватые", "Доходное место"), Офелия, Дездемона; Луиза, Амалия ("Коварство и любовь", "Разбойники"), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Магда ("Родина" Зудермана), фру Альвинг, Нора; Иокаста, Антигона ("Царь Эдип", одноименная пьеса Софокла), Мехру ("Хатидже" Каладзе), Мать ("Георгий Саакадзе" Шаншиашвили), Татьяна ("Разлом"). Роли в кино: 1938 Великое зарево :: мать Гудушаури; 1937 Арсен :: Дареджан; 1936 Дарико :: Бабале; 1934 Мрачная долина :: Мариам; 1934 До скорого свидания! :: мать Спиридона; 1930 Угубзиара :: жена Джоты; 1930 Камера № 79 :: Маро; 1927 Гоги Ратиани (короткометражный) :: мать Гоги.
[428x700]
1882
Герман Вольфганг Сарториус фон Вальтерсхаузен (немецкое имя — Hermann Wolfgang Sartorius von Waltershausen)
немецкий композитор, музыковед, дирижёр, музыкальный педагог. Родился в городе Гёттинген, Германская империя. Сын экономиста Августа Сарториуса. Начал заниматься музыкой в Страсбурге у Мари Жозефа Эрба. С 1901 г. жил в Мюнхене и изучал композицию под руководством Людвига Тюйе, с 1905 г. начал также брать уроки игры на фортепиано у Августа Шмида-Линднера. С 1917 года вёл частный музыкальный семинар, в котором в разное время занимались многие заметные музыканты — в частности, Ойген Йохум. В 1920—1933 гг. преподавал также в мюнхенской Государственной академии музыки, с установлением власти нацистов вернулся к частной педагогической практике. Композиторское творчество фон Вальтерсхаузена выдержано в позднеромантическом духе. Его основные произведения — пять опер, из которых наиболее известна «Полковник Шабер» (немецкое название — Oberst Chabert; 1910, по одноимённому роману Оноре де Бальзака), возобновлённая в 2010 году Немецкой оперой в Берлине, несколько крупномасштабных симфонических полотен, в том числе «Апокалиптическая симфония» (немецкое название — Apokalyptische Symphonie; 1924) и симфоническая поэма «Геро и Леандр» (1925), вокальные сочинения, среди которых «Семь песен» на стихи Рикарды Хух (1913). Из музыковедческих работ фон Вальтерсхаузена наиболее значителен четырёхтомник «Музыкальная стилистика в подробном изложении» (нем. Musikalische Stillehre in Einzeldarstellungen; 1920—1923): каждый том детально анализирует одно произведение — это «Волшебная флейта» Моцарта, «Зигфрид-идиллия» Рихарда Вагнера, «Вольный стрелок» Вебера и «Орфей и Эвридика» Глюка. Он опубликовал также книгу о Рихарде Штраусе (1921), две книги о дирижёрском искусстве, сборник стихов. Почётный доктор Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гёте. Умер в Мюнхене 13 августа 1954 года.
1882
Гарри Лидтке (немецкое имя — Harry Liedtke)
немецкий актёр театра и кино. Лидтке родился городе Кёнигсберг, Королевство Пруссия, Германская империя, в многодетной семье коммерсанта и был седьмым из двенадцати детей. После смерти отца с 1896 года воспитывался в приюте, учился в гимназии в Кёнигсберге, работал в лавке колониальных товаров. Познакомившись с Гансом Оберлендером, руководившим Королевским театром в Берлине, принял решение учиться на актёра. Осенью 1904 года он уже получил первую роль в городском театре Фрайберга, а также играл во многих других театрах. В 1908 году работал в Новом немецком театре в Нью-Йорке, а в 1909 году был занят в постановках Немецкого театра в Берлине. В 1913—1914 годах служил в мангеймском придворном национальном театре. Первую роль в кино Лидтке исполнил в 1912 году. Ему доставались преимущественно роли молодых любовников, джентльменов и легкомысленных дворян. Поначалу снимался в фильмах Оскара Местера, затем играл у Эрнста Любича. Лидтке пользовался большой любовью у публики, в особенности во второй половине 1920-х годов, сыграв в многочисленных опереттах немого кино, в частности, с Марлен Дитрих в «Целую вашу руку, мадам». Карьера в звуковом кино продвигалась для Лидтке со сложностями, возраст заставлял его перейти к возрастным ролям. Значительным этапом в творчестве Лидтке стала роль в фильме Хайнца Рюмана Sophienlund. Последнюю роль в кино Лидтке сыграл в 1944 году в ленте «Концерт». В 1920—1928 годах Лидтке был женат на актрисе Кете Дорш, затем находился в отношениях с Марией Паудлер. Гарри Лидтке был убит на своей вилле в общине Бад-Заров, Одер-Шпре, Бранденбург, Германия, 28 апреля 1945 года. Обстоятельства смерти не ясны, о них бытуют противоречивые представления. По одной из версий, причиной гибели Лидтке послужила его страсть к охоте: в его доме солдатами наступавшей Красной армии было найдено запрещенное к хранению огнестрельное оружие. Другая версия предполагает, что Лидтке был убит группой солдат при попытке защитить от посягательств свою вторую супругу, актрису Кристу Торди. Похоронен в Бад-Зарове на кладбище при деревенской церкви в районе Писков.
Фильмография: 1912: Zu spat; 1913: Der wankende Glaube; 1913: Eva; 1914: Schuldig; 1915: Die Tat von damals; 1915: Der Krieg brachte Frieden; 1916: Das rätselhafte Inserat; 1916: Leutnant auf Befehl; 1916: Wie ich Detektiv wurde; 1916: Der Amateur; 1916: Arme Eva Maria; 1916: Das Bild der Ahnfrau; 1916: Die bleiche Renate; 1917: Das fidele Gefängnis; 1917: Das Geheimnis der leeren Wasserflasche; 1917: Die Hochzeit im Excentricclub; 1917: Lulu; 1917: Dornröschen; 1917: Дама с камелиями — Die Kameliendame; 1918: Der Flieger von Goerz; 1918: Das Opfer; 1918: Der Rodelkavalier; 1918: Die blaue Mauritius; 1918: Das Rätsel von Bangalor; 1918: Кармен — Carmen; 1918: Das Mädel vom Ballett; 1918: Жёлтый билет /Der gelbe Schein; 1918: Die Augen der Mumie Ma; 1919: Komtesse Dolly; 1919: Мадам Дюбарри — Madame Dubarry; 1919: Вендетта — Vendetta; 1919: Die Tochter des Mehemed; 1919: Kreuzigt sie!; 1919: Die Austernprinzessin; 1919: Moral und Sinnlichkeit; 1919: Irrungen; 1919: Rebellenliebe; 1919: Retter der Menschheit; 1919: Der Tempelräuber; 1920: Сумурун — Sumurun; 1920: Der Gefangene; 1920: Das einsame Wrack; 1920: Indische Rache; 1920: Die Tänzerin Barberina; 1920: So ein Mädel; 1920: Человек без имени — Der Mann ohne Namen; 1921: Mein Mann — Der Nachtredakteur; 1922: Das Weib des Pharao; 1922: The Last Payment; 1923: Венецианский купец — Der Kaufmann von Venedig; 1923: Летучая мышь — Die Fledermaus; 1923: Die Liebe einer Königin; 1923: Таковы мужчины / Маленький Наполеон — So sind die Männer; 1923: Der Seeteufel; 1924: Orient — Die Tochter der Wüste; 1924: Ein Traum vom Glück; 1924: Nanon; 1924: Финансы великого герцога — Die Finanzen des Großherzogs; 1925: Die Frau für 24 Stunden; 1925: Gräfin Mariza; 1925: Liebe und Trompetenblasen; 1925: Um Recht und Ehre; 1925: Die Insel der Träume; 1925: Die Puppenkönigin; 1926: Мадам не хочет детей — Madame wünscht keine Kinder; 1926: Die lachende Grille; 1926: Die Welt will belogen sein; 1926: Der Feldherrnhügel; 1926: Das Mädel auf der Schaukel; 1926: Kreuzzug des Weibes; 1926: Der Veilchenfresser; 1926: An der schönen blauen Donau; 1926: Die Wiskotten; 1926: Die Försterchristel; 1926: Der Abenteurer; 1926: Der Mann ohne Schlaf; 1926: Nixchen; 1927: Wochenendzauber; 1927: Das Schicksal einer Nacht; 1927: Ein Mädel aus dem Volke; 1927: Die rollende Kugel; 1927: Das Heiratsnest; 1927: Das Fürstenkind; 1927: Regine, die Tragödie einer Frau; 1927: Die letzte Nacht/The Queen Was in the Parlour; 1927: Durchlaucht Radieschen; 1927: Der Soldat der Marie; 1927: Die Geliebte; 1927: Faschingszauber; 1927: Eine tolle Nacht; 1927: Die Spielerin; 1927: Нищий студент — Der Bettelstudent; 1928: Der Herzensphotograph; 1928: Der Faschingsprinz; 1928: Der moderne Casanova; 1928: Das Spiel mit der Liebe; 1928: Robert und Bertram; 1928: Amor auf Ski; 1928: Dragonerliebchen; 1928: Mein Freund Harry; 1929: Die Konkurrenz platzt; 1929: Vater und Sohn; 1929: Der schwarze Domino; 1929: Großstadtjugend; 1929: Der lustige Witwer; 1929: Der Held aller Mädchensträume; 1929: Die Zirkusprinzessin; 1929: Целую вашу руку, мадам — Ich küsse Ihre Hand, Madame; 1930: Der keusche Joseph; 1930: Der Korvettenkapitän; 1930: O Mädchen, mein Mädchen, wie lieb' ich Dich!; 1930: Delikatessen; 1930: Donauwalzer; 1930: Образование для дочери — Der Erzieher meiner Tochter; 1931: Nie wieder Liebe; 1931: Der Liebesarzt; 1932: Liebe in Uniform; 1933: Der Page vom Dalmasse-Hotel; 1933: Wenn am Sonntagabend die Dorfmusik spielt; 1934: Zwischen zwei Herzen; 1935: Liebesleute; 1936: Город Анатоль — Stadt Anatol; 1937: Gefährliches Spiel; 1938: Es leuchten die Sterne; 1938: Прусская любовная история — Preußische Liebesgeschichte (UA: 1950); 1941: Квакс, незадачливый пилот — Quax, der Bruchpilot; 1942: Sophienlund; 1943: Der Majoratsherr; 1944: Das Konzert.
1882
Алексей Алексеевич Кибардин
протоиерей Русской православной церкви, последний духовник преподобного Серафима Вырицкого. Родился в селе Всехсвятское, Слободской уезд, Вятская губерния, Российская империя (ныне — в Белохолуницком районе Кировской области), в семье священника.
Отец Алексий был женат на дочери протоиерея Сергия Сырнева Фаине Сергеевне (родилась 12 (24) апреля 1883 года). В их семье были дети: Сергей (родился 27 октября 1907 года); Василий (родился 13 января 1910). 28 июня 1903 года окончил Вятскую духовную семинарию по I разряду. С 23 сентября 1908 года по 25 июня 1912 года обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил со степенью кандидата богословия.
Служба в Вятской епархии
21 сентября 1903 года был назначен законоучителем Котельнического трёхклассного городского училища и женской прогимназии и в тот же день рукоположён во священника епископом Никоном (Софийским) к Троицкому собору Котельнича. 27 ноября 1904 года отец Алексий был перемещён к Никольской Котельнической церкви, а 14 сентября 1905 года назначен законоучителем Котельнического трёхклассного городского училища и женских городского и церковно-приходского Николаевского училищ. В 1906 году был избран депутатом от котельнического городского духовенства на проходившем в Вятке первом пастырско-мирянском собрании и епархиальном съезде духовенства. В связи с поступлением в Духовную академию 14 сентября 1908 года он был уволен за штат.
Служба в Санкт-Петербургской епархии
По окончании Академии, 14 сентября 1912 года отец Алексий был назначен законоучителем 1-го Санкт-Петербургского женского четырёхклассного городского училища, а 21 октября 1912 года определён к церкви святой Марии Магдалины Общины сестёр милосердия во имя Христа Спасителя в Санкт-Петербурге. В Общине он был замечен императрицей Александрой Фёдоровной, которая несколько раз посещала богослужения в Мариинском храме. 4 мая 1913 года отец Алексий был перемещён к Фёдоровскому собору Царского Села; одновременно он был назначен законоучителем Николаевской мужской гимназии. С 26 сентября 1914 года по 1917 год «безвозмездно исполнял пастырские обязанности» в лазарете при Фёдоровском соборе, шефство над которым взяли великие княжны Мария и Анастасия Николаевны. В 1922 году протоиерей Алексий стал настоятелем Фёдоровского собора.
Аресты и дальнейшее служение
28 декабря 1930 года он был арестован по «делу ленинградского филиала Истинно-православной церкви», а 8 октября 1931 года приговорён к пяти годам лагерей за «участие в контрреволюционной монархической церковной организации» по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР. Во время следствия содержался в Доме предварительного заключения в Ленинграде. Отбыл срок в Соловецком лагере особого назначения. С 10 ноября 1934 года работал бухгалтером в гражданских учреждениях Мурманска и Мончегорска. 5 июля 1941 года вернулся в Пушкин, но при занятии города немцами был эвакуирован вглубь Ленинградской области. С 25 марта 1942 года остался священником Покровской церкви села Козья Гора Осьминского района Ленинградской области. 3 августа 1945 года протоиерей Алексий был назначен настоятелем Казанской церкви в посёлке Вырица. В храме служил вместе с преподобным Серафимом Вырицким, который предлагал ему, во избежание ареста, принять монашество и поселиться в монастыре. 21 января 1950 года он был вновь арестован и приговорён 17 апреля 1950 года военным трибуналом войск МВД Ленокруга к 25 годам лагерей по статье 58-1а-1б УК РСФСР. Одной из причин вынесения приговора было личное знакомство с царской семьёй. 22 мая 1955 года освобождён «без поражения в правах и снятия судимости» из Ангарлага (Заярск) вследствие указа от 27 марта 1953 года «Об амнистии». При возвращении, в Москве у него произошло кровоизлияние в мозг. С 15 августа 1955 года протоиерей Алексий вновь стал служить в Казанской церкви Вырицы (вторым священником); но 17 августа 1957 года по состоянию здоровья вышел за штат и с тех пор проживал в Вырице. Получал пенсию, как заштатный протоиерей. Предполагал принять монашество с удалением в Псково-Печерский монастырь.
Скончался в посёлке городского типа Вырица, Гатчина, Ленинградская область, РСФСР, СССР, 5 апреля 1964 года и погребён на вырицком кладбище. Его могила постоянно посещается. Реабилитирован по делу 1950 года 10 сентября 1997 года.
Награды, знаки отличия
Церковные, богослужебные награды: Пасха 1908 года — набедренник; 19 мая 1914 года — камилавка; 13 июля 1915 года — синодальный наперсный крест; 6 мая 1916 года — золотой наперсный крест с драгоценными украшениями из Кабинета его величества; 1922 год — сан протоиерея; Пасха 1925 года — палица; Пасха 1927 года — митра; Пасха 1945 года — наперсный крест с украшениями.
Светские награды: 1913 год — Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых».
Литература: Вечная память почившим! [Кибардин А., протоиерей, Ленинградская епархия] // Журнал Московской Патриархии. — 1964. — № 7. — Страница 32; Филимонов В.П. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. — Санкт-Петербург, 1999. — 303 страницы; Бохонский Д.О. Духовенство и церковнослужители Феодоровского Государева Собора // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — Санкт-Петербург, 2001. — Выпуск 24. — Страницы 96—99; Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2006. — Страницы 323—327. — ISBN 5-7868-0076-8.

1882
Пётр Михайлович Никифоров
участник революционного движения в России, советский государственный деятель. Председатель совета министров Дальневосточной Республики (1921-1922), посол СССР в Монголии (1925—1927). Родился в селе Оёк (ныне Иркутского района Иркутской области России), в семье рабочего. С 1894 года рабочий. В революционном движении с 1901. Член РСДРП с 1904 года. В том же году призван на флот, вёл работу в Санкт-Петербургской военной организации РСДРП. Участник восстания матросов и солдат в Кронштадте в 1905 году; затем перешёл на нелегальное положение, работал во многих городах России. В 1908 году — один из руководителей военной организации РСДРП в Иркутске. В 1910 арестован, приговорён к смертной казни, заменённой 20 годами каторги. Через 7 лет, после февральской революции 1917 года — член Иркутского совета, заместитель председателя Владивостокского совета, член Дальневосточного краевого бюро РСДРП(б). С июня 1918 по январь 1920 находился в заключении у белогвардейцев. В 1920—1922 председатель Дальневосточного крайкома, член Дальбюро ЦК РКП(б), председатель Совета Министров Дальневосточной Республики. 2 октября 1922 года был освобождён от должности председателя Совета Министров решением Правительства ДВР. В 1925—1927 — полпред СССР в Монголии, затем работает в Совнаркоме СССР, после этого — заместитель наркомснаба РСФСР. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 на партийной работе. Автор воспоминаний о Гражданской войне. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, «Знак Почёта» и медалями. Умер в Москве 6 января 1974 года.
Сочинения: Муравьи революции. — Москва: Молодая гвардия, 1931; В годы большевистского подполья. — Москва: Молодая гвардия, 1952; Записки премьера ДВР. — Москва: Госполитиздат, 1963; Октябрь в Приморье. — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1968.
Литература: От Февраля к Октябрю, Москва, 1957; Этих дней не смолкнет слава..., Владивосток, 1966.
[546x700]
1883
Иван Снегаров
болгарский церковный историк-медиевист, академик (1943) Болгарской Академии Наук. Родился в городе Охрид. Первоначальное образование получил в греческо-болгарском классическом училище в Охриде. В 1900-1906 обучался в болгарской духовной семинарии в Константинополе. После ее окончания работал учителем в городе Енидже Вардаре (греческое название — Γιαννιτσά (Янница), город в Эгейской Македонии, территория современной Греции) и писарем в Болгарской Экзархии в Константинополе. В 1908-1912 обучался в Киевской Духовной Академии, которую окончил со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за диссертацию «История Охридской Архиепископии». В 1912-1916 — преподаватель болгарской духовной семинарии в Константинополе, педагогического училища в городе Сяр (греческое название — Σέρρες (Серес), город в северо-восточной части Эгейской Македонии, территория современной Греции), Солунской мужской гимназии, Софийской духовной семинарии и других учебных заведений. 1926 — доцент кафедры истории богословского факультета Софийского университета, 1929 — профессор общей и болгарской церковной истории, 1933 — член-корреспондент Болгарской Академии наук, 1943 — действительный член Болгарской Академии Наук. В 1928/29 и 1934/35 — декан богословского факультета. В 1947-1950 — директор Института болгарской истории Болгарской Академии Наук, 1951-1959 — директор Архивного института Болгарской Академии Наук. В 1958 награжден орденом святых Кирилла и Мефодия I степени. В 1920-1923 — редактор вестника «Автономна Македония». С 1924 — член Македонского научного института и сотрудник его печатного органа «Македонски преглед». Многие годы сотрудничал в периодических изданиях «Църковен вестник», «Духовна култура», «Народен страж», «Българска историческа библиотека». На богословском факультете Софийского университета профессор И.Снегаров читал следующие курсы: история Христианской Церкви (древняя и средневековая), история Болгарской Церкви (до конца XIV века), история современных Поместных Православных Церквей. Полный библиографический список трудов академика И. Снегарова включает в себя 660 позиций. Основным направлением его исследовательской деятельности была история Церкви в Македонии. Главным трудом его жизни стала фундаментальная «История Охридской Архиепископии» (в двух томах общим объемом около 1000 страниц). Также перу академика Снегарова принадлежит трехтомный курс истории Поместных Православных Церквей, явившийся плодом его многолетнего преподавания этого предмета на богословском факультете Софийского университета. Умер в Софии 1 марта 1971 года. Библиография работ автора: Книги: Охридската патриаршия. (Нейният произход, граници и епархии). София, 1919. 78 страниц; История на Охридската архиепископия. Том 1. От основаването й до завладяването на Балканския полуостров от турците. София, 1924. 347 с. + 17. II изд. София: Акад. изд. "М.Дринов", 1995 (Публикация в сети Интернет:
http://www.promacedonia.org/is/index.html); История на Охридската архиепископия – патриаршия. От падането й под турците до нейното унищожение (1394-1767). София, 1932. ХІ + 615 страниц; Солун в българската духовна култура. Исторически очерк и документи. София, 1937. 323 с. (Университетска библиотека № 180); Кратка история на съвременните Православни Църкви (Иерусалимска, Антиохийска, Александрийска, Цариградска, Кипърска, Синайска и Грузинска). Том I. София, 1944; Кратка история на съвременните Православни Църкви (Българска, Руска и Сърбска). Том II. София, 1946; Кратка история на съвременните Православни Църкви (Румънска, Гръцка, Албанска, Полска, Финландска, Чехословашка и бившите прибалтийски църкви). София, 1948; Духовно-културни връзки между България и Русия през средните векове (Х—XV векове). София, 1950; Културни и политически връзки между България и Русия през XVI—XVIII в. София, 1953; Турското владичество пречка на културното развитие на българсия народ и другите балкански народи. София, 1958; Българските земи през погледа на чужди пътешественици, 1828-1853. София, 1997. Статьи: Българският първоучител Св. Климент Охридски – живот и дейност. - Годишник на богословския факултет. ІV (1927-1928), страницы 219-334; Град Охрид (исторически очерк). – Македонски преглед, год. ІV, 1928, кн. 1, 2 и 3, 114 страниц;. Унищожението на охридската архиепископия. – Годишник на богословския факултет. ІІІ (1926-1927), страницы 113-138; Отношенията на българската църква и другите православни църкви след провъзгласяването на схизмата. - Църковен архив, 1929, кн. 3-5, 172 + 2 с. (Публикация в сети Интернет:
http://pravoslavie.domainbg.com/03/snegarov/snegarov_shizmata.html); Нов препис на кодекса на охридската архиепископия. – Годишник на богословския факултет. VІІІ (1930-1931), страницы 227-306; Поглед към изворите на св. Никола Софийски. - Годишник на богословския факултет. (1931-32), страницы 1-74; Пропуски и грешки в издадените книжовни паметници на Св. Никола Софийски. - Годишник на богословския факултет. ХІ (1933-1934), страницы 1-26; Учредяването на българската православна църква. - Македонски преглед, год. VІІ, 1932, кн. 1, страницы 1-40; Из арбанашките старопечатни книги в Софийската народна библиотека. - Списание на Българската академия, кн. LXI, 1937, страницы 141-176; Скопската епархия. Исторически очерк ивъзражения върху съчинението на проф. Р. Груич “Скопска митрополия” (Скопие 1935). - Годишник на богословския факултет. ХV (1937-1938), страницы 1-132; ХVІ (1938-1939), страницы 1-184; Георги Кастриота-Скендерберг (1405-1468 г.) и отношението на Дебър и Охрид към освободителната му борба. - Исторически преглед, книга 2, 1968, страницы 60-65. (Публикация в сети Интернет:
http://macedonia-history.blogspot.com/2006_11_16_archive.html). Переводы: Третият вселенски събор и първенството на римския епископ, от атинския архиепископ Христитос. (Превод от гръцки). София, 1934. Библиография работ об авторе: Васильев А. [Ведерников А.В.]. Профессор И.Снегаров. "Неизданные списки греческой службы святому Клименту Охридскому". Годишник на Духовната Академия св. Климент Охридский (ежегодник Болгарской Духовной Академии), Том V (XXXI), 1955-1956, страницы 221-240 // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1957. № 6. Страница 80; Васильев А. [Ведерников А.В.]. Профессор И.Снегаров. "Христианство в Болгарии до обращения князя Бориса". Годишник на Духовната Академия св. Климент Охридский (ежегодник Болгарской Духовной Академии), Том V (XXXI), 1955-1956, страницы 193-218 // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1957. № 6. Страницы 79-80; Ковачев М. Поважни трудове и статии на академик Иван Снегаров. — Изв. на Инст. за истор. Тома 14—15 (Сборник от трудове, посветени на академик Иван Снегаров по случай 80-годишнината му). София, 1964, страницы 27-35.
1884
Йоханн Студничка (немецкое имя — Johann Studnicka)
австрийский футболист, нападающий. Родился в город е Вена, ьАвстро-Венгрия. С 1897 по 1920 год защищал цвета клуба «ВАК». Трёхкратный победитель старейшего турнира Австро-Венгрии — Кубка вызова (1901, 1903, 1904). Чемпион Венской футбольной лиги в 1915 году. Всего в чемпионате провел 120 матчей, забил 90 голов. В составе национальной сборной дебютировал 12 октября 1902 года. В Вене хозяева поля убедительно победили сборную Венгрии (5:0), а Студничка трижды поражал ворота соперников. Участник летних Олимпийских игр 1912 года в Стокгольме, где австрийцы победили немецкую и итальянскую команды и потерпели поражение от сборной Нидерландов. Студничка на Олимпиаде отличился двумя забитыми мячами. Последний поединок за австрийскую сборную провел в мае 1918 года. Всего сыграл 28 матчей, забил 18 голов. В первой половине 1920-х годов был главным тренером венских команд «Фёрст», «Рудольфсхюгель» и швейцарского «Цюриха». С последним клубом завоевал титул чемпиона Швейцарии в 1924 году. Умер в родном городе 18 октября 1967 года
Статистика выступлений
1884
Григорий Кузьмич Королёв
российский революционер-большевик, советский партийный и государственный деятель. Григорий Кузьмич Королёв родился в деревне Мельничище, Кинешемский уезд, Костромская губерния, Российская империя (ныне — Заволжский район Ивановской области). Рано остался без отца, был вынужден работать подпаском, развивальщиком на льнофабрике, рабочим буфета, слесарем на фабрике. Во время своей последней работы сошёлся с социал-демократами. Участвовал в Первой русской революции, за участие в стачке был уволен с фабрики. Работал на железной дороге, откуда также был уволен в 1907 году за участие в маёвке. С 1914 года работал на фабрике Миндовского и Бакина в городе Наволоки, руководил подпольной большевистской организацией на фабрике и рабочим кооперативом. В начале 1917 года Королёв стал организатором стачки ткачей города Наволоки и инициатором создания фабрично-заводского комитета. После отречения от престола Николая II он стал членом Кинешемского Совета рабочих и солдатских депутатов, членом правления профсоюза текстильщиком Иваново-Кинешемского района. После Октябрьской революции Королёв стал активным проводником политики Советского правительства в этом районе, организовывал национализацию местных предприятий, их снабжение. С декабря 1918 года Королёв работал Иваново-Вознесенским губернским комиссаром труда, был членом Ивановского губкома РКП(б) и Иваново-Вознесенского губисполкома. Активно занимался запуском остановленных Гражданской войной текстильных предприятий региона, возглавлял Ударный комитет по пуску текстильных предприятий Иваново-Вознесенской губернии. В 1920 году стал председателем Иваново-Вознесенского губисполкома. В 1921—1922 годах работал инструктором ЦК РКП(б), в 1922—1923 годах — секретарём Костромского губкома РКП(б). С 1923 года работал членом коллегии Народного комиссариата здравоохранения, избирался членом ВЦИК и Президиума ЦИК СССР. С 1926 года до самой смерти работал в Центральном комитете профессионального союза текстильщиков. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 14 марта 1927 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. В честь Королёва названы улица и завод в Иваново, а также улица в Кинешме.

1884
Джон (Джок) Радерфорд (John (Jock) Rutherford; также известен как Джеки Радерфорд, Jackie Rutherford)
английский футболист, играл на позиции крайнего нападающего. Родился в деревне Перси Мейн, Нортумберленд, Англия, Великобритания. Выступал за сборную Англии. Часть карьеры пришлась на годы Первой мировой войны. Провёл больше всего игр в своей карьере за «Ньюкасл Юнайтед» — 334. Умер в городе Лондон, Англия, Великобритания, 21 апреля 1963 года. Достижения: «Ньюкасл Юнайтед»; Чемпион Англии: 1905, 1907, 1909; Обладатель Кубка Англии: 1910; Финалист Кубка Англии: 1908, 1911.
1885
Михаил Михайлович Багриновский
российский композитор и дирижер. Профессор Московской консерватории. Автор оперы «1812 год» и др. Михаил Михайлович Багриновский – русский советский дирижер и композитор. Родился в Москве. В 1908 году окончил Московское филармоническое училище (класс композиции А.Н.Корещенко, фуги А.А.Ильинского, анализа форм Р.М.Глиэра, дирижирования В.Кэса). С 1910 по 1917 год дирижировал в оперном театре Зимина (Москва), в 1913-1921 годах – также в Киеве и Харькове, затем в театрах Ростова-на-Дону, Саратова, Москвы. С 1919 года дирижировал симфоническими концертами и оперными спектаклями в Риге, Кисловодске, Харькове, Ростове-на-Дону. В 1922-1925 годах был дирижёром театра «Свободная опера». Под управлением Багриновского впервые была исполнена в Москве опера Н.А.Римского-Корсакова «Млада» (1913 г.). Одновременно с дирижерской деятельностью Багриновский выступал как музыкальный критик. В 1909-1913 годах музыкальный рецензент газет и журналов: «Рампа и жизнь», «Раннее утро», «Московская газета», «Утро России», «Новости сезона». Занимался педагогической деятельностью. Преподавал дирижирование в Харьковской музыкальной академии (1920-1921 гг.), в Тбилисской консерватории (1928-1931 гг.), Музыкальном политехникуме (1933-1934 гг.), в техникуме имени M.M.Ипполитова-Иванова (Москва, 1934-1935 гг.). С 1934 года — профессор. В 1936-1954 годах (с перерывами) преподавал дирижирование в Институте военных дирижёров и на военном факультете Московской консерватории, в 1938-1947 годах зав. кафедрой. С 1946 года музыкальный руководитель оперного класса Московской консерватории; с 1950 года профессор дирижёрского факультета, с 1956 года — кафедры хорового дирижирования. Среди его учеников — А.К.Андриашвили, Ш.И.Азмайпарашвили, Р.К.Габичвадзе, В.И.Мурадели, Ш.М.Мшвелидзе и др. Багриновский — автор оперы «1812 год» (1918 г., (по неоконченной повести А.С.Пушкина «Рославлев» и роману Г.П.Данилевского «Сожжённая Москва»), музыкальной комедии «Игра с Джокером» (написана под псевдонимом М.Миккель, 1927 г., Московский театр оперетты), вокально-симфонической сцены «Песнь о Соколе» (слова М.Горького, 1949 г.), симфонических и камерных произведений. Теоретические работы Багриновского: «Дирижерская техника рук» (Учебник. Москва, 1947 г., переиздавалась под названием «Основы техники дирижирования». Москва, 1963 г.), «Сборник упражнений для занятий по дирижированию» (Москва, 1953 г.), «Памяти С.В.Рахманинова» (в сборнике «Воспоминания о Рахманинове», том 2, Москва, 1957 г.). Скончался в Москве 13 января 1966 года.
Награды: Орден Трудового Красного Знамени (28 декабря 1946)