• Авторизация


12 октября родились... 12-10-2025 08:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[615x700]
1872
Владимир Михайлович Шулятиков
литературный критик, переводчик с итальянского, испанского, английского, историк философии, публицист. Псевдонимы литературные — Б-ич, В.Ш., Д., Д-ъ, -ич М. М., Ш., Еpatо, Donnerwetter, партийный псевдоним — Донат. Семья
Отец — Шулятиков, Михаил Иванович (1845—1893), Мать Александра Кузьминична (девичья фамилия не установлена); Сестры: Анна (по мужу Распутина) дважды была заключена в Петропавловской крепости (1897 и 1908 гг.) прототип «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева; Младшая сестра Ольга (по мужу Кравцова). Муж её Василий Платонович Кравцов - художник, преподаватель в Первой Московской гимназии. Учитель рисования Бухарин, Николай Ивановича; Жена Софья Дмитриевна Шулятикова (девичья Хасидович. Фамилия дана усыновителями отца-Хасидович Дмитрия Петровича (1842 г – 11 ноября 1910). Дочь её брата - Владимира (Хасидович-Туманов Владимир Дмитриевич. (Отец Тамары). Незабытые могилы. Российское зарубежье. Некрологи 1917-2001. Том 6, книга 3, Х-Я, 2007. Страница 47) всемирно известная балерина Тамара Туманова (1919-1996) (Туманова сценический псевдоним); Дети: Игорь (1902—1982); Георгий (1905-1987); Нина (1907—1997); Борис (1911—1996). В Москве Шулятиков с 1882 года. Учился и окончил 1-ю Московскую гимназию с серебряной медалью (1882—1892). В 1892 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1894 году вместе с В.М.Фриче, А.А.Курсинским, К.А.Хлебовским и П.С.Коганом организовал «кружок любителей западноевропейской литературы». О роли Шулятикова можно судить по словам Фриче в «Автобиографии»: «Вынесенное из стен московского университета царившее в особенности на историко-филологическом факультете характерное для 1880-х гг. аполитичное настроение изживалось лишь постепенно, однако к концу 1890-х гг. шёл определенно на путях к марксизму, чему был обязан в значительной степени учившемуся вместе со мной и состоявшему членом нашего студенческого литературного кружка В.М.Шулятикову, уже причастному в то время к социал-демократическому движению». В 1898 г. окончил Московский Университет. С 1890-х гг. — участник социал-демократического движения. В период 1896-1898 годов имеются его статьи в журнале «Театрал» и газете «Русские ведомасти». С 1900 сотрудник газеты «Курьер» вместе с Фриче В.М и Коганом П.С. В 1902—1903 гг. — член Московского комитета РСДРП. В 1902 году арестован и выслан в Тверь, затем в Сумский Посад, Онегу, Архангельск. В 1903—1905 гг. член Архангельского комитета РСДРП, с 1903 г. — большевик. C октября 1905 года вернулся в Москву из Архангельска и вошёл в литературно-лекторскую группу при МК РСДРП. Организатор и сотрудник газет — журналов «Борьба» (1905, 1907) «Светоч» (1906), «Рабочее знамя» (1908), «Вестник труда», «Рабочее дело», «Пролетарий» (1909), «Голос жизни», «Наш путь». (1910), «Наше время» (1911). Член Московского и Областного бюро Центрального промышленного района РСДРП в 1908—1909 годов. Делегат «1-го съезда Фабричных врачей и представителей фабрично-заводской промышленности» с мандатом от общества рабочих текстильного производства проходившем в Москве с 14 по 19 апреля 1909 года. Входил в бюро рабочей группы съезда. Делегат от Московского Областного бюро на Совещание расширенной редакции газеты «Пролетарий» в 1909 году проходившем в Париже 4—12 июля 1909. В 1909—1912 годах председатель следственной комиссии по провокаторским делам при московском комитете - МК РСДРП. Последний раз Шулятиков был арестован в 1910 г. Умер от рака желудка в Солдатеннковской больнице после операции. 1 мая 1912 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище, 4 участок . В 1913 году рядом был похоронен Чарушников, Александр Петрович, дядя Шулятикова, первый издатель книг М.Горького. (Москва). По ходатайству министра юстиции Курский, Дмитрий Иванович. семье Шулятикова назначена персональная пенсия. Решение Малого Совнаркома подписано В.И.Лениным. Основной философской работой Шулятикова является «Оправдание капитализма в западноевропейской философии (от Декарта до Э.Маха)». Пометки В.И.Ленина на этой книге были впервые опубликованы в 1937 году М.Д.Каммари в журнале «Пролетарская революция» № 8. Историк русской философии Б.В.Яковенко, выделяя в ортодоксальном марксизме начала ХХ в. два течения — эмпириокритицистское (А.А.Богданов, А.В.Луначарский, В.А.Базаров, и др.) и «старое учение» защищаемое Плехановым, в целом относил Шулятикова к сторонникам плехановского марксизма, вместе с В.И.Лениным и Л.И.Аксельрод. Но Шулятиков так же известен как сторонник вульгарно-социологического подхода к философским системам и категориям (книга 1908), и с этой его точкой зрения не соглашался В.И.Ленин (Полное собрание сочинений, том 29, страница 474). Шулятиков не отвергал, однако, полностью значения индивидуализирующего подхода в историко-философской науке, но настаивал на приоритетности социально-генетического анализа, не оставлявшей, в конечном счёте, места всем другим подходам. И в демонстрации тех результатов, к которым мог бы вести такой анализ, он видел смысл своего выступления. Шулятиков писал: «обычно на философию «смотрят, как своего рода Privatsache (частное дело), как на нечто такое, что составляет область индивидуального благоусмотрения, индивидуальных оценок, индивидуального творчества. Утверждают, что расхождение, даже самое коренное, в философских вопросах отнюдь не должно свидетельствовать о наличности социальных разногласий. Философские идеи представляются слишком мало и слишком слабо связанными с какой бы то ни было классовой подпочвой». И защита определённой классовой позиции не обусловливает поэтому, «согласно общераспространенному взгляду, симпатий к определённой философской школе. Напротив, в данном случае допускается широкая свобода выбора» (Книга 1908. Страница 5). Придерживаться такого взгляда, считал Шулятиков, значит допускать наивную ошибку. Если придерживаться марксизма, то нужно произвести переоценку всех философских систем прошлого. Мы обнаружим в них и в философских категориях («дух», «материя», «субстанция», «вещь в себе») социологическое основание. В философии буржуазия «говорит ни о чём ином, как о своих ближайших классовых выгодах и стремлениях, но говорит очень своеобразным, трудно понимаемым языком… Имея дело с философской системой того или другого буржуазного мыслителя, мы имеем дело с картиной классового строения общества нарисованной с помощью условных знаков и воспроизводящей социальной profession de foi известной буржуазной группы» (там же, страница 6). Считал всякую идеологию скрытой апологией господствующего класса, заведомой ложью, прячущей прямой и ближайший экономический интерес. Так, все философские системы от Декарта до Маха Шулятиков представлял как теоретическое обоснование торгашеских выгод разложившихся слоев буржуазии. Антитезу «дух-материя» Шулятиков выводит из социального антагонизма и объясняет апологетическими устремлениями «руководителей». Непосредственно связывал философские системы с формами организации производства: «Спинозовское миропонимание — песнь торжествующего капитала, капитала, всё поглощающего, всё централизующего. Вне единой субстанции нет бытия, нет вещей: вне крупного, мануфактурного предприятия производители существовать не могут. Первый член капиталистического „Символа веры“, переведенный некогда на философский язык Декартом, получает теперь особенно ясную и решительную формулировку» (там же, страница 42). Наличие материалистических философских систем не устраивает верховенства «организующей воли», но связывается лишь с более «тёмными» категориями, например, «силой». Среди «материальных частиц» Т.Гоббса, соединяющихся согласно имманентным законам, «дух» выделяется как «тонкое» тело, тело высшего ранга. В тот период английская буржуазия закладывала фундамент крупнокапиталистического хозяйства; требовалось соединить на одном предприятии рабочих разной квалификации и разных профессий. Шулятников пишет: «Соединение рабочих было боевым лозунгом мануфактуристов. И философы их разъясняли, на своем языке, этот лозунг, возводили его на степень универсальных обобщений. Весь мир изображался ими в виде организации материальных частиц» (там же, страница 23). Подобный социально-генетический анализ Шулятиков давал концепциям Декарта, Лейбница, Канта, Фихте, Гегеля, Маха, Авенариуса, Вунда и др. «Область философии — настоящая Бастилия буржуазной идеологии. До сих пор для штурма её сравнительно мало сделано. И момент решительного штурма ещё не наступил. Но, во всяком случае, он приближается. И от нас, марксистов, зависит его наступление» (там же, страницы 148—149). Необходимо, считал Шулятиков, последовательно поводить тезис марксизма: всякая идеология, как вообще всякое явление в жизни человеческого общества, должна объясняться из условий производства (а не распределения или обмена). "Философия — это наука об организаторах и организуемых, о дирижирующих «центрах» и дирижируемой «массе» (там же, страница 150). Для марксизма «науки» об «организаторах» и организуемой «массе» существовать не может. «И потому он, без малейших оговорок, должен отвергнуть её» (там же). Шулятиков отрицательно относился к самостоятельности не только философии, но и наук, литературы. Задачи литературной критики Шулятиков видел в том, чтобы раскрыть для читателя классово-экономические мотивы поведения героя и замысла писателя, дать социологическую оценку его творчества. Сочинения: Восстановление разрушенной эстетики. О современных идеалистических течениях в русской литературе // Очерки реалистического мировоззрения. Сборник статей по философии, общественной науке и жизни. Санкт-Петербург, 1904; Из теории и практики классовой борьбы. Москва, 1907; Профессиональное движение и капиталистическая буржуазия. Москва, 1907; Тред-юнионистская опасность. Москва, 1907; Оправдание капитализма в западноевропейской философии (от Декарта до Э.Маха). Москва, 1908. (Переиздана в 2012 году в серии "Из наследия мировой философской мысли социальная философия" издательством Либроком, ISBN 978-5-397-02463-1); Избранные литературно-критические статьи. Москва-Ленинград, 1929; «Этапы новейшей русской лирики: Надсон, Апухтин, Владимир Соловьев, Мережковский, Голенищев-Кутузов, Бунин» — сб «Из истории новейшей русской литературы», изд. «Звено», Москва, 1910, страницы 199—294; Собрание сочинений В.М.Шулятикова; книги: В.Шулятиков и А.Луначарски. Съвременните руски писатели. (на болгарском языке) Горна Оряховица, 1905. Переводы: Ада Негри. Стихотворения. Перевод с итальянского. С портретом Ады Негри и предисловием переводчика. Выпуск I. Издательство П.С.Когана. Москва, Типолитография А.В.Васильева. Петровка, дом Обидиной. 1900; Висенте Бласко Ибаньес. Мертвые повелевают. Роман. Переводъ с испанскаго В.М.Шулятикова. Книгоиздательство «Современныя проблемы» Москва. 1911; Висенте Бласко Ибаньес. Восток . Единственный разрешенный автором перевод с испанского В.М.Шулятикова. Книгоиздательство «Современные проблемы» Москва-1912; Висенте Бласко Ибаньес.Вторжение. Издательство «Прогресс» 1911 г.; Висенте Бласко Ибаньес.Гетера Сонника. Издательство «Прогресс» 1911 г.; Альфред Иеремиас. Вавилонские элементы в новом завете. 1912; Джон Митчел. Организованный труд. Его проблемы, задачи, идеалы, настоящее и будущее американских рабочих. Полный перевод с английского подлинника. Издание Товарищества Братья А. и И.Гранат и Ко, Москва, 1907 г; Оливетти А.О. Проблемы современного социализма / А.О.Оливетти; Перевод с итальянского Г.К.Кирдецова под редакцией В.М.Шулятникова.- Москва: Издательство С.Дороватовского и А.Чарушникова, 1908.- 233 страницы; Шоу Джордж Бернард. Том 1. Справочник разрушителя.- Цезарь и Клеопатра (перевод Шулятикова В.М.). С отзывом Л.Н.Толстого о Шоу. 1910. 271 страница, Полное собрание сочинений. В 9-ти томах. Тома 1-9. Москва, «Современные проблемы», 1910—1911; Хосе Мария Вальдо Эчегарай-и-Эйсагирре. Мариана. -журнал «Театрал». 1896; Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна. (Овечий источник.) Пьеса в трех действиях. Перевод с испанского. Газета «Курьер»: О газете «Курьер»; Теоретик интеллигенции (по поводу романов А.К.Шеллера) «Курьер», 1900 г., No 239; «Новое искусство» Курьер. 1900. NoNo 322, 336, 345, 352, 360; О драмах Чехова Курьер. 1901. No 70; Крические этюды (О творчестве А.П.Чехова) «Курьер», 1903 г., No 296; Рассказы о «бездомных и безродных» интеллигентах (Очерки и рассказы Евгения Чирикова, кн. 1 и 2) Курьер.. 1901. No 22; О Максиме Горьком Курьер. 1901. No 222, 236; О новейшем реализме Курьер. 1901. No 145; Ф.М.Достоевский (По поводу двадцатилетия со дня его смерти) «Курьер», 1901 г., NoNo 22, 36; Назад к Достоевскому."Курьер", 1903, No 287. Журнал «Театрал»: Два благородных родственника (спорный вопрос Шекспировской критики) 1896, № 86 — страницы 72-77 № 88 — страницы 46-51; «Дон Кихот», В.Сарду. Театр господина Корша.// «Театрал». — 1895. — N 48; Хосе Мария Вальдо Эчегарай-и-Эйсагирре. Мариана. -журнал Театрал.1896. Газета «Русские Ведомости» № 079, 1898 год. Публицистика: Мобилизация революции и мобилизация реакции. Сборник «Текущий момент», 1906 год. Газета «Рабочее знамя»: «К очередным вопросам» «Рабочее знамя», N 7, 1908 г декабрь перепечатана «Письмо партийного работника» в газете «Пролетарий», (N 42, 1909 г., 12(25) февраля, четверг). Газета «Пролетарий»: Ещё об итогах съезда фабрично-заводских врачей (письмо участника съезда). Пролетарий. №46, 11 июля 1909; Письмо партийного работника.Пролетарий, (N 42, 1909 г., 12(25) февраля, четверг). Литература: Алексеев П.В. Философы России ХIХ—ХХ столетий. Биографии. Идеи. Труды.— Москва, «Академический Проект», 2002.— страницы 1108—1109; Автобиография Фриче, Владимир Максимович; Биография Коган, Петр Семенович; Кружок любителей западноевропейской литературы; Шулятиков И.В. Шулятиков В.М. (биография); Закирова Н.Н.. 'Искусство памяти: отражение российской истории в родословной Шулятиковых. Наследие Н.Н.Добролюбова в 21-ом веке: Миссия человека и гражданина в глобальном мире. Сб.докладов 35 Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Добролюбовские чтения» и Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Семья: от частной жизни — к гражданскому служению». Нижний Новгород. 2011. страницы 335-340. ISBN 978-5-93530-367-9; Закирова Н.Н.Вятские корни рода Шулятиковых// Десятые Петряевские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции: 25-26 февраля 2010 г.-Киров, 2010.- Страницы 232-235; Закирова Н.Н.Новые страницы истории Глазова// Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность: Материалы Междунар. научно-практической конференции -Глазов, 2010.- Страницы 131-136. Критические оценки работ В.М.Шулятикова: Михайлова М.В. Шулятиков В.М. Словарь — «Русские писатели» (Москва, 1990); Гурштейн А., Один из первых, (О В.Шулятикове) «На литературном посту», Москва, 1929, No 18; Добрынин М.К. В.М.Шулятиков. (Из истории русской марксистской критики). Некрологи В.М. Шулятикову: Русские ведомости. 1912 год, No 72, страница 4; Русское слово, 1912 год, No 73, страница 5; Звезда, No 24, 1912 год Р.Раскольников; Ранее утро, 1912 год, No 73, страница 3.

Nadezda_Petrovic (456x700, 202Kb)
1873
Надежда Петрович (сербское имя — Nadežda Petrović / Надежда Петровић)
сербская художница. Родилась в городе Чачак, Княжество Сербия, в семье Димитрия и Милевы Петрович. Её отец преподавал искусство и литературу, увлекался коллекционированием произведений искусства. Позже он работал сборщиком налогов и писал о живописи. Её мать Милева была учительницей и родственницей известного сербского политика Светозара Милетича. Её младший брат Растко Петрович стал писателем. В 1884 году семья переехала в Белград, где Надежда окончила Высшее женское училище (1891) и стала ученицей художника Джордже Крстича. В 1898 году училась живописи у Антона Ажбе в Мюнхене, затем у Юлиуса Экстера (1901—1903). В 1900 году в Белграде состоялась её персональная выставка. В 1903—1910 годах Петрович работала в Сербии, приняла участие во множестве югославских выставок, имела вторую персональную выставку в Любляне (1910). В 1910—1912 годах участвовала в выставках югославских художников в Риме и Париже. В 1912 году открывает свою школу живописи в Белграде. В том же году Надежда становится сестрой милосердия и принимает участие в балканских, затем и в Первой мировой войнах. В 1915 году, находясь на фронте, заразилась тифом и умерла в Валево 3 апреля 1915 года.
Nadezda_Petrovic01 (700x550, 570Kb)
«Поле диких пионов» (1913)
Творчество
Творчество Петрович является очень значимым для сербской живописи. Она ввела в сербское искусство тенденции современного ей европейского. За 15 лет деятельности художница прошла от реализма к импрессионизму и фовизму. Петрович использовала яркий и динамичный цвет, во многих её произведениях преобладают ярко-красный и зелёный цвета, ей характерны сильные удары кисти и широкий мазок. Петрович рисовала портреты и пейзажи, чаще всего из патриотических побуждений выбирая сербские пейзажи и натурщиков-сербов. Её творчество принято делить на четыре периода: первый — мюнхенский период (1898—1903), когда художница обучалась у Ажбе, затем у Экстер; второй — сербский период (1903—1910); третий — парижский период (1910—1912); четвёртый — военный период (1912—1915). Среди пейзажей Петрович есть и отдельные фрагменты, и панорамы. К первому типу относится «Высохшее дерево» (1902), ко второму «Вид в Реснике» (1904) и «Поле диких пионов» (1913). В панорамных пейзажах художница старалась развернуть пространство в ширину полотна. Источники: Редактор Л.П.Анурова. Петрович // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — Москва: Белый город. — 2006.

Tedeschini0 (549x700, 203Kb)
1873
Федерико Тедескини (итальянское имя — Federico Tedeschini)
итальянский куриальный кардинал и ватиканский дипломат. Родился в городе Антродоко, регион Лацио, королевство Италия. Апостольский нунций в Испании с 31 марта 1921 по 16 декабря 1935. Титулярный архиепископ Лепанто с 30 апреля 1921 по 16 декабря 1935. Апостольский Датарий с 25 февраля 1938 по 2 ноября 1959. Архипресвитер патриаршей Ватиканской базилики и Префект Священной Конгрегация Преподобного Собора Святого Петра с 14 марта 1939 по 2 ноября 1959. Камерленго Священной Коллегии Кардиналов с 18 февраля 1946 по 10 марта 1947. Кардинал in pectore с 13 марта 1933 по 16 декабря 1935. Кардинал-священник с 16 декабря 1935, с титулом церкви Санта-Мария-делла-Виттория с 18 июня 1936 по 28 апреля 1951. Кардинал-епископ Фраскати с 28 апреля 1951. Умер в Риме, Италия, 2 ноября 1959 года.

[700x496]
1874
Принц Рандиан (Prince Randian)
также известный под псевдонимами «Человек-змея», «Живой торс», «Человек-гусеница» и другими, — американский актёр с врождённым синдромом тетраамелии, родившийся без рук и ног. Был знаменитым актёром в начале 1900-х годов, более всего известным своим умением скручивать сигареты губами. Родился в Демерара, Гайана. Он, как сообщается, был привезён в США Финеасом Барнумом в 1889 году и был популярным артистом на карнавалах и уличных цирковых представлениях в течение 45 лет. Принц Рандиан снимался в фильме 1932 года «Уродцы». Рандиан, чьё настоящее имя неизвестно, родился в Демераре (Британская Гвиана). Он был индийцем по происхождению и говорил на хинди, английском, французском и немецком языках. В браке со своей женой, известной под именем принцесса Сара, он стал отцом четырёх дочерей и сына. Он и его жена жили на 174 Water Street, Патерсон, Нью-Джерси, вплоть до его смерти.
[539x700]
Во время своих выступлений Рандиан был одет в цельную шерстяную одежду, которая плотно облегала его тело, придавая ему вид гусеницы или змеи, и перемещался по сцене самостоятельно, двигая своими плечами и бёдрами. Его самой известной способностью было умение скручивать и зажигать сигарету, используя лишь собственные губы, но он также был способен рисовать и писать, держа кисть или перо в губах, и брить себя, удерживая бритву в специальном деревянном блоке. Он держал весь реквизит и материалы, использовавшиеся им на выступлениях, в деревянной коробке, которую он якобы самостоятельно построил, окрасил и сам же закрывал на замок. Его трюк со скручиванием сигареты был показан в фильме «Уродцы» студии «Metro-Goldwyn-Mayer». Из-за многочисленных цензурных сокращений в фильме у него осталась всего одна реплика — на бахвальство силача, утверждающего, что посетители ходят смотреть только на его номер, Рандиан язвительно отвечает «И чем вы их собираетесь удивить?». Принц Рандиан умер в Нью-Йорке в 7:00 вечера 19 декабря 1934 года вскоре после своего последнего выступления на «14th Street Museum». Ему было 60 лет.

Joe_Dempsey_LCCN2014709790 (519x700, 190Kb)
1875
Джозеф Фрэнсис Демпси (Joseph Francis Dempsey)
американский гребец, чемпион летних Олимпийских игр 1904. Родился в городе Филадельфия, штат Пенсильвания, США. На Играх 1904 в Сент-Луисе Демпси участвовал только в соревнованиях восьмёрок. Его команда заняла первое место с результатом 7:50,0 и выиграла золотые медали. Умер в родном городе 9 октября 1930 года.

Aleister_Crowley,_thinker (560x700, 277Kb)
1875
Алистер Кроули (Aleister Crowley; имя при рождении — Эдвард Александр Кроули, Edward Alexander Crowley)
английский оккультист, поэт, художник, писатель и альпинист, был известен как чёрный маг и сатанист, один из «видных идеологов оккультизма и сатанизма» XX века. Основатель религиозного течения телемы, считавший себя пророком. Кроули родился в богатой семье, в курортном городе Ройал-Лемингтон-Спа, графство Уорикшир. В юности он отказался от фундаменталистской веры, которую исповедовали его родители — христианских Плимутских братьев — проявив интерес к западному эзотеризму . Кроули получил образование в Тринити-колледже Кембриджского университета, где сосредоточил своё внимание на альпинизме и поэзии, результатом чего стал выпуск нескольких печатных публикаций студента. Некоторые биографы утверждают, что в этот период он был завербован британским разведывательным агентством ,предполагая, что он оставался шпионом на протяжении всей своей жизни. В 1898 году Кроули примкнул к эзотерическому Герметическому ордену «Золотой зари», где его обучали церемониальной магии Сэмюэль Лидделл Макгрегор Мазерс и Аллан Беннетт. Переехав в манор Болескин-Хаус на озере Лох-Несс в Шотландии, он отправился в Мексику заниматься альпинизмом с Оскаром Экенштейном, после чего начал изучать индуистские и буддийские практики в Индии. В 1904 году женился на Роуз Эдит Келли, с которой провёл медовый месяц в Каире, где, по его словам, с ним связалась сверхъестественная сущность по имени Айвасс, которая даровала ему «Книгу закона», священный текст, который послужил основой для Телемы. Объявляя о начале эона Гора, текст книги провозглашал, что её последователи должны «Творить то, что им вздумается» и стремиться познать свою «истинную волю» посредством практики магики. После попытки восхождения на Канченджангу и визита в Индию и Китай Кроули вернулся в Великобританию, где привлёк к себе внимание как плодовитый автор стихов, романов и оккультной литературы. В 1907 году вместе с Джорджем Сесилом Джонсом он основал эзотерический орден A∴A∴, через который распространял учение Телемы. В 1912 году во время визита в Алжир Кроули был посвящён в эзотерический Орден восточных тамплиеров (О.В.Т.), базирующийся в Германии, став лидером его британской ветви, которую адаптировал под свои телемитские верования. Посредством О.В.Т. сообщества телемитов были созданы в Англии, Австралии и Северной Америке. Кроули провёл Первую мировую войну в США, где занимался живописью и агитировал за военные действия Германии против Великобритании, позже объявив, что таким образом проник в прогерманское движение, чтобы помочь британским спецслужбам. В 1920 году он основал Аббатство Телемы ,религиозную общину в Чефалу, на Сицилии, где жил вместе со своими последователями. Его распутный образ жизни привёл к разоблачениям в британской прессе, вследствие чего итальянское правительство депортировало его в 1923 году. Следующие два десятилетия он провёл между Францией, Германией и Англией, продолжая продвигать религию Телемы до самой своей смерти. Кроули получил широкую известность при жизни, будучи приверженцем рекреационного использования наркотиков, бисексуалом и индивидуалистским социальным критиком.
Aleister_CrowleyДом №30  (700x468, 395Kb)
Дом №30 на Кларендон-сквер, в городе Ройал-Лимингтон-Спа, графство Уорикшир, где 12 октября 1875 года родился Алистер Кроули
Эдвард Александр Кроули родился на Кларендон-сквер, 30 в курортном городе Ройал-Лимингтон-Спа, графство Уорикшир. Его отец, Эдвард Кроули (1829—1887), получил образование инженера, но его доля в прибыльном семейном пивоваренном бизнесе, Crowley’s Alton Ales, позволила ему уйти на пенсию ещё до рождения сына. Мать Кроули, Эмили Берта Бишоп (1848—1917), происходила из семейства Девоншир-Сомерсет, и у неё были натянутые отношения с сыном; она называла его «Зверем» (англ. the Beast), имя, которое ему чрезвычайно нравилось. Пара поженилась в лондонском кенсингтонском ЗАГСе в ноябре 1874 года. Отец Кроули был крещён квакером, однако впоследствии обратился в «Исключительные братья» подгруппу христианского фундаменталистского течения, известного как «Плимутские братья», Эмили также присоединилась к этому религиозному направлению после женитьбы — став евангелистской христианкой. Отец Кроули был очень набожным человеком — он проводил своё свободное время в качестве странствующего проповедника и каждый день после завтрака читал главу из Библии своей жене и сыну. Спустя год после смерти их маленькой дочери в 1880 году, семейство Кроули переехало в Редхилл, графство Суррей. В возрасте 8 лет Эдвард был отправлен в евангельскую христианскую школу-интернат имени Х.Т.Хабершона в Гастингсе, а затем в подготовительную школу Эбор в Кембридже, которой руководил преподобный Генри д’Арси Чампни, которого Кроули считал садистом- В марте 1887 года, когда Кроули было 11 лет, его отец умер от рака языка. Позже он описывал это как поворотный момент в своей жизни, так как всегда восхищался отцом, описывая его как «моего героя и друга». Унаследовав треть отцовского состояния, он превратился в школьного дебошира из-за чего был жестоко наказан Чампни; вскоре мать забрала его из учебного заведения, после того как у сына развилась альбуминурия. Кроули продолжил обучение в Малвернском колледже и Тонбриджской школе, которые, по его словам, презирал и покинул уже через несколько триместров. В этот период, он стал всё более скептически относиться к христианству, указывая на несоответствия в Библии преподавателям религии и пошёл против христианской морали своего религиозного воспитания, начав курить, мастурбировать и заниматься сексом с проститутками, от которых заразился гонореей. Отправленный жить под опеку представителей Исключительных Братьев в Истборн, он прошёл курсы химии в местном колледже. Кроули интересовался шахматами, поэзией и альпинизмом — в 1894 году он поднялся на Бичи-Хед, прежде чем побывать в Альпах и присоединиться к Шотландскому альпинистскому клубу. В следующем году он вернулся в Бернские Альпы, поднявшись на вершины: Айгер, Трифт ,Юнгфрау, Мёнх и Веттерхорн.
Учёба в Кембриджском университете: 1895—1898
Сменив имя на Алистер, в октябре 1895 года Кроули начал трёхлетний курс обучения в кембриджском Тринити-колледже, где поступил на факультет гуманитарных наук для изучения философии. С одобрения своего личного наставника он вскоре переключился на английскую литературу, которая в то время не входила в обязательную учебную программу. Кроули проводил большую часть свободного времени в университете, занимаясь своими хобби — он стал президентом студенческого шахматного клуба и практиковался в игре по два часа в день; одно время в серьёз рассматривая профессиональную карьеру шахматиста. Также он очень любил литературу и поэзию, особенно произведения Ричарда Фрэнсиса Бёртона и Перси Биша Шелли. Многие из его собственных стихов публиковались в студенческих изданиях, таких как «The Granta», «Cambridge Magazine» и «Cantab». Кроули продолжал заниматься альпинизмом, ежегодно приводя отпуск в Альпах в период с 1894 по 1898 годы, зачастую путешествовал со своим другом Оскаром Экенштейном, а в 1897 году совершил первое восхождение на Мёнх без гида. Благодаря этим заслугам его признали в альпийском сообществе альпинистов. «В течение многих лет я ненавидел, когда меня называли Аликом, отчасти из-за неприятного звука и вида этого слова, отчасти потому, что этим именем меня называла мать. Меня не устраивало имя Эдвард, а уменьшительные Тед или Нед были еще менее уместны. Александр было слишком длинным, а Сэнди подразумевало наличие белокурости с веснушек. Я прочитал в какой-то книге, что наиболее подходящим для прославления является имя, состоящее из дактиля, за которым следует спондей, как в конце гекзаметра: наподобие Джереми Тейлора. «Алистер Кроули» подходило под эти условия, кроме того Алистер — это гаэльская форма имени Александр. Принять его — удовлетворяло моим романтическим идеалам».
[470x700]
Алистер Кроули о смене имени
Кроули пережил свой первый полноценный мистический опыт во время отпуска в Стокгольме в декабре 1896 года. Несколько биографов, в том числе Лоуренс Сутин ,Ричард Качински и Тобиас Чертон ,придерживаются мнения, что он являлся результатом первого однополого сексуального опыта Кроули, который позволил ему признать свою бисексуальность. В Кембридже Кроули вёл активную половую жизнь с женщинами — в основном с проститутками, от одной из которых он заразился сифилисом, — но в конце концов стал участвовать в однополых связях, несмотря на их незаконность- В октябре 1897 года он познакомился с Гербертом Чарльзом Поллиттом ,президентом театрального клуба «Footlights» при Кембриджском университете, с которым у него начался роман. Они расстались, потому что Поллитт не разделял растущего интереса Кроули к западной эзотерике ,об этом разрыве последний сожалел долгие годы. В 1897 году Кроули отправился в Санкт-Петербург, Российскую империю. Впоследствии он утверждал, что таким образом пытался выучить русский язык, поскольку подумывал о будущей карьере дипломата. В октябре 1897 года непродолжительная болезнь Кроули подтолкнула его к размышлениям о смертности и «тщетности всех человеческих усилий», и он отказался от всех мыслей о дипломатической карьере в пользу занятия оккультизмом. В марте 1898 года он приобрёл «The Book of Black Magic and of Pacts» Артура Эдварда Уэйта, а затем «The Cloud Upon the Sanctuary» Карла фон Эккартсгаузена, тем самым подпитывая свой интерес к оккультизму. В 1898 году Кроули на собственные средства опубликовал 100 экземпляров своей поэмы «Aceldama: A Place to Bury Strangers In», которая не сыскала популярности. В том же году он опубликовал ряд других стихотворений, в том числе «Белые пятна» ,декадентский сборник эротической поэзии, который было решено печатать за границей, так как британские власти могли запретить его публикацию на родине. В июле 1898 года Кроули покинул Кембридж, не получив какой-либо учёной степени, несмотря на высшие оценки т. н. «первого класса» на экзаменах 1897 года и стабильные результаты с показателями «второго» до этого.
Aleister_CrowleyКроули был членом ордена 0  (472x700, 239Kb)
Кроули был членом ордена «Золотой зари» под именем «Брат Пердурабо» (Frater Perdurabo)
Герметический орден «Золотой зари»: 1898–1899
В августе 1898 года, во время визита в Церматт, Кроули познакомился с химиком Джулианом Л.Бейкером, в беседе с которым выявил их общий интерес к алхимии. После возвращения в Лондон, Бейкер познакомил Кроули с Джорджем Сесилом Джонсом ,своим зятем и одним из членов оккультного общества, известного как Герметический орден «Золотой зари», основанного в 1888 году. 18 ноября 1898 года Кроули был посвящён во Внешний орден «Золотой зари» лидером организации — Сэмюэлем Лидделлом Макгрегором Мазерсом. Церемония проходила в Храме Исиды-Урании Золотой Зари в лондонском Зале имени Марка Мейсона, где Кроули взял магический девиз и имя «Брат Пердурабо» (Frater Perdurabo), которые он интерпретировал как «Я буду терпеть до конца». Кроули переехал в роскошную квартиру на Чансери-лейн ,и вскоре пригласил старшего члена «Золотой зари» Аллана Беннетта жить с ним в качестве своего личного магического наставника. По большей части Беннетт обучал Кроули церемониальной магии и ритуальному использованию наркотиков — в том числе вместе выполняя ритуалы Гоэтии — пока Беннетт не уехал в Южную Азию изучать буддизм. В ноябре 1899 года Кроули приобрёл Болескин-Хаус — манор на берегу озера Лох-Несс, близ деревушки Фойерс . Начав жить в Шотландии он влюбился в местную культуру, называя себя «Лэрдом Болескина», и стал носить традиционную одежду горцев даже во время визитов в Лондон. На фоне этих событий Кроули продолжал писать стихи, опубликовав в период с 1898—1899 годы ряд новых произведений: «Jezebel and Other Tragic Poems», «Tales of Archais», «Songs of the Spirit», «Appeal to the American Republic» и «Jephthah» большинство из них получило неоднозначные отзывы литературных критиков — однако, наиболее успешным считался «Jephthah».
Вскоре Кроули прошёл через низшие ступени «Золотой зари» и был готов к посвящению во внутренний, Второй орден, братства. Он был непопулярен в организации; его бисексуальность и распутный образ жизни снискали ему плохую репутацию, из-за чего у Кроули возникла вражда с некоторыми её видными членами, включая поэта Уильяма Батлера Йейтса. Когда лондонская ложа «Золотой зари» отказалась проводить процедуру посвящения Кроули во Второй Орден, он посетил Мазерса в Париже, который лично инициировал его в «Младшие адепты». Между Мазерсом и лондонскими членами «Золотой зари», недовольными его автократическим правлением, возник раскол. Действуя по приказу Мазерса, Кроули — с помощью своей любовницы и соратницы Элейн Симпсон — попытался захватить Хранилище адептов, храмовое помещение на Блайт-роуд, 36 в Западном Кенсингтоне ,у членов лондонской ложи. Когда дело было передано в суд, судья вынес решение в пользу лондонской ложи, поскольку они заплатили за аренду помещения, в результате чего Кроули и Мазерс были изолированы от ордена.
Мексика, Индия, Париж и женитьба: 1900–1903
В 1900 году Кроули отправился в Мексику через Соединённые Штаты, поселился в Мехико и завязал отношения с местной женщиной. По мере того, как в нём росла любовь к этой североамериканской стране, он продолжал экспериментировать с церемониальной магией, изучая енохианские заклинания Джона Ди. Впоследствии он утверждал, что во время пребывания в Мексике был посвящён в масонство; там же сочинив пьесу, основанную на произведении Рихарда Вагнера «Тангейзер», а также серию стихов, опубликованных под общим названием «Oracles» (1905). Позже, в том же году, к нему приехал давний друг Экенштейн — вместе они совершили восхождения на несколько гор, в том числе Истаксиуатль, Попокатепетль и Колиму, последнюю из которых им пришлось покинуть из-за начавшегося извержения вулкана. Уехав из Мексики, Кроули направился в Сан-Франциско, а затем отплыл на Гавайи на борту «Nippon Maru». На корабле у него завязалась непродолжительная интрижка с замужней женщиной по имени Мэри Элис Роджерс; утверждая, что он влюбился в неё, Кроули написал серию стихов вдохновлённых их романом, позже опубликованных как «Alice: An Adultery» (1903).
Aleister_Crowley_во время экспедиции  (700x700, 328Kb)
Кроули во время экспедиции на К2
Сделав небольшие остановки в Японии и Гонконге, Кроули добрался до Цейлона, где встретился с Алланом Беннеттом, изучавшим там шиваизм. Они провели некоторое время в Канди, прежде чем Беннет решил посвятить себя буддийскому монашеству в традиции Тхеравады, отправившись для этого в Бирму. В свою очередь, Кроули решил совершить поездку по Индии, посвятив себя индуистской практике раджа-йоги, благодаря которой, как он утверждал, достиг духовного состояния дхьяны . Большую часть этого путешествия он провёл в храме Минакши в Мадурайе. Попутно Кроули активно сочинял стихи, которые впоследствии были выпущены в виде сборника «The Sword of Song» (1904). Там же он подхватил малярию, из-за чего пришлось лечить инфекцию в Калькутте и Рангуне. В 1902 году в Индии к нему присоединился Экенштейн и несколько других альпинистов: Гай Ноулз, Х.Пфанн, В.Уэссли и Жюль Жако-Гиллармод . Вместе экспедиция Экенштейна-Кроули совершила попытку восхождения на знаменитую вершину К2, которая, в тот период, считалась ещё непокорённой. Во время путешествия Кроули заболел гриппом, малярией и снежной слепотой, другие участники экспедиции тоже подхватили различные инфекции. В итоге, они добрались до высоты 20 000 футов (6 100 м), прежде чем повернуть назад. Приехав в Париж в ноябре 1902 года, Кроули наладил связи с другом и будущим зятем, художником Джеральдом Келли, и благодаря ему стал неотъемлемой частью местной творческой богемы. Находясь там, Кроули написал серию стихов о работе своего скульптора Огюста Родена, с которым поддерживал дружеские отношения. Впоследствии эти стихи были опубликованы под общим названием «Rodin in Rime» (1907). Одним из видных представителей парижской творческой среды был Уильям Сомерсет Моэм, который после беглой встречи с Кроули позднее использовал его в качестве прообраза для персонажа Оливера Хаддо в своём романе «Волшебник» (1908). В апреле 1903 года Кроули вернулся в Болескин-Хаус. В августе того же года он вступил с сестрой Джеральда, Роуз Эдит Келли ,в «брак по расчёту», чтобы предотвратить её замужество по договорённости; свадьба потрясла семью Келли и испортила его дружбу с Джеральдом. Отправляясь в медовый месяц в Париж, Каир, а затем на Цейлон, Кроули проникся к Роуз настоящей любовью и активно занимался творчеством, чтобы доказать свою симпатию. Во время медового месяца он посвятил ей серию любовных стихов, впоследствии опубликованных под общим названием «Rosa Mundi and other Love Songs» (1906), а также написал религиозную сатиру «Why Jesus Wept» (1904).
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕЛЕМЫ
Египет и «Книга Закона»: 1904
В феврале 1904 года Кроули и Роуз прибыли в Каир. Назвавшись принцем и принцессой, они сняли квартиру, в которой Алистер устроил храмовую комнату и начал призывать древнеегипетских божеств, попутно изучая исламский мистицизм и арабский язык. Согласно более поздним рассказам Кроули, находясь в квартире с Роуз регулярно случались приступы бреда во время которых она сообщала ему, что «они ждут тебя». 18 марта она объяснила, что под «ними» подразумевался египетский бог Гор, а 20 марта провозгласила, что «наступило равноденствие богов». Роуз отвела мужа в ближайший музей, где показала ему погребальную стелу VII века до н.э., известную как «Стела Анхефенхонсу»; Кроули считал, что номер экспоната — 666, число зверя в христианском вероисповедании, являлось знаком свыше, и в более поздние годы называл артефакт «Стелой откровения». Согласно более поздним заявлениям Кроули, 8 апреля он услышал голос сверхъестественной сущности, который утверждал, что он Айвасс — посланник Хоруса или Хур-па-Краата. По словам оккультиста, он записывал все, что говорил ему голос в течение трёх следующих дней, назвав итоговый текст «Liber AL vel Legis» или «Книгой закона». Писание провозглашало, что человечество вступает в новый эон, а Кроули является его пророком. Также, в ней говорилось, что в этом эоне должен был быть внедрён высший моральный закон: «Твори то, что вздумается, — таков весь Закон», и что люди должны научиться жить в согласии со своей истинной волей. Эта книга и философия, которую она продвигала, стали краеугольным камнем религии Кроули, Телемы. По прошествии лет оккультист говорил, что в тот период он не был до конца уверен, что ему делать с книгой. Часто негодуя по этому поводу, он говорил, что игнорировал инструкции, которые ему предписывал выполнять её текст, такие как: украсть «Стелу откровения» из музея, обустроить свой личный остров и перевести писание на все языки мира. По словам Кроули, вместо этого он отправил машинописные тексты «Книги Закона» нескольким знакомым оккультистам, отложив рукопись в долгий ящик и перестав обращать на неё внимание.
Aleister_CrowleyПанорама Канченджанги (700x466, 298Kb)
Панорама Канченджанги со стороны Дарджилинга
Канченджанга и Китай: 1905-1906
Вернувшись в Болескин-Хаус, Кроули пришёл к выводу, что Мазерс начал использовать против него чёрную магию, и их отношения сошли на нет. 28 июля 1905 года Роуз родила мужу первого ребёнка, девочку, которую назвали Лилит; чтобы развлечь выздоравливающую супругу, Кроули написал сборник порнографических рассказов — «Подснежники из сада пастора». В тот же период он основал издательскую компанию, посредствам которой публиковал свою поэзию, назвав её «Обществом распространения религиозной истины» (Society for the Propagation of Religious Truth), тем самым пародируя название известной организации — «Общество распространения христианских знаний». Среди её первых публикаций было «Collected Works» под редакцией Айвора Бэка, старого друга Кроули, который был одновременно практикующим хирургом и любителем литературы. Его стихи часто получали высокие оценки от критиков (как положительные, так и отрицательные), но никогда не продавались большими тиражами. Пытаясь привлечь больше внимания к своему творчеству, он учредил награду в размере 100 фунтов стерлингов за лучшее эссе о своей работе. Победителем стал Джон Фредерик Чарльз Фуллер, офицер британской армии и военный историк, в чьём эссе «The Star in the West» (1907) поэзия Кроули характеризовалась, как одна из величайших из когда-либо написанных. Кроули решил совершить восхождение на Канченджангу в непальских Гималаях, которая имела славу самой опасной горы в мире. Экспедиция ,в состав которой также входили Жюль Жако-Гиллармод ,Чарльз Адольф Реймонд, Алексис Паше и Альчести К. Риго де Риги, была омрачена многочисленными ссорами между Кроули и остальными её участниками, так как они считали его поведение безрассудным. В конце концов часть альпинистов взбунтовалась против главенствующего положения Кроули, и с приближением темноты трое из них (Жако-Гиллармод, де Риги и Паше) приняли решение начать спуск с горы, с группой носильщиков, несмотря на предупреждения Кроули о том, что это было слишком опасно. В результате этого манёвра Паше и ещё несколько человек погибли из-за несчастного случая, в чём бо́льшая часть альпинистского сообщества обвинила Кроули. Побывав с визитом Харихарпуре ,где он принял участие в охоте на крупную дичь и написал гомоэротический труд «The Scented Garden», Кроули встретился с Роуз и Лилит в Калькутте, прежде чем его депортировали из Индии из-за применения огнестрельного оружия против двух мужчин, которые пытались его ограбить. Затем, ненадолго навестив Беннета в Бирме, Кроули решил совершить поездку по Южному Китаю вместе со своей семьёй, наняв для этой цели носильщиков и няню. Выдвинувшись из Тэнчуна, на протяжении всего путешествия оккультист курил опиум — последовательно посетив Юнчхан, Дали, Куньмин, и Ханой. В дороге он уделял много времени духовной и магической работе, ежедневно читая «Bornless Ritual», призыв к своему Святому Ангелу-Хранителю. После возвращения Роуз и Лилит в Европу, Кроули направился в Шанхай, чтобы встретиться со своей старой подругой Элейн Симпсон, которая была очарована «Книгой Закона»; вместе они совершали ритуалы, пытаясь связаться с Айвассом. Затем Кроули отплыл в Японию, а после — посетил Канаду, прежде чем отправиться в Нью-Йорк, где безуспешно пытался заручиться поддержкой для повторной экспедиции на Канченджангу. По прибытии в Великобританию оккультист узнал, что его дочь умерла от брюшного тифа в Янгоне, в чем впоследствии винил растущую алкогольную зависимость Роуз. Из-за эмоционального стресса его здоровье начало ухудшаться, и он перенёс серию хирургических операций. В тот же период Кроули имел мимолётные романы с актрисой Верой «Лолой» Невилл (урождённая Снепп) и писательницей Адой Леверсон, а Роуз родила от него вторую дочь, Лолу Заза, в феврале 1907 года.
The A∴A∴ и «Священные книги Телемы»: 1907-1909
Вместе со своим старым наставником Джорджем Сесилом Джонсом Кроули продолжал практиковать ритуалы Абрамелина, занимаясь этими обрядами в колсдонском отеле Ashdown Park Hotel, графство Суррей. По словам оккультиста, за счёт них он достиг состояния самадхи, или единения с Богом, тем самым ознаменовав поворотный момент в своей жизни. Активное употребление гашиша во время ритуалов, подтолкнуло Кроули к созданию эссе «The Psychology of Hashish» (1909), в котором он отстаивал пользу этого наркотика как средства обретения нужного состояния для погружения в мистицизм. Он также утверждал, что Айвасс снова связался с ним в конце октября и в ноябре 1907 года, добавив, что тот продиктовал ему ещё два текста: «Liber VII» и «Liber Cordis Cincti Serpente», оба из которых позже были включены в сборник под названием «Священные книги Телемы». В течение следующих двух месяцев (ноябрь и декабрь) Кроули активно трудился над остальными телемитскими священными книгами, опубликовав в том числе: «Liber LXVI», «Liber Arcanorum», «Liber Porta Lucis, Sub Figura X», «Liber Tau», «Liber Trigrammaton» и «Liber DCCCXIII vel Ararita», и вновь утверждая, что получил их тексты от сверхъестественного источника. В июне 1909 года оккультист заявил, что после того, как рукопись «Книги Закона» была полностью переосмыслена в Болескине, он пришёл к выводу, что Телема представляет собой объективную истину. Наследство Кроули постепенно истощалось. Пытаясь заработать денег, он был нанят Джорджем Монтегю Беннеттом, графом Танкервиллем, который попросил защитить его от колдовства; признавая, что паранойя Беннета связана с частым употреблением кокаина, Кроули взял его на отдых во Францию и Марокко, чтобы восстановить силы. В 1907 году он также начал принимать студентов, которых обучал оккультной и магической практике на платной основе. Виктор Нойбург, с которым Кроули познакомился в феврале 1907 года, стал его сексуальным партнёром и ближайшим учеником; В 1908 году пара совершила поездку по северу Испании, после чего отправилась в Танжер. В следующем году Нойберг переехал в Болескин, где он и Кроули занимались садомазохизмом. В этот период оккультист продолжал плодотворно писать, сочинив такие поэтические произведения, как «Ambergris», «Clouds Without Water» и «Konx Om Pax», а также попытавшись создать свою первую автобиографии — «The World’s Tragedy». Признавая популярность коротких рассказов в жанре ужасов, Кроули написал несколько собственных, некоторые из которых были изданы в печатном виде, а также опубликовал несколько статей в журнале «Vanity Fair», редактором которого был его друг Фрэнк Харрис. Он также создал «Liber 777» ,книгу магических и каббалистических соответствий ,заимствованных у Мазерса и Беннета. В ноябре 1907 года Кроули и Джонс, при поддержке Фуллера, решили основать оккультный орден, который должен был стать преемником ордена «Золотой Зари». В результате появилась организация с аббревиатурой A∴A∴ — чья штаб-квартира и храм располагались на Виктория-стрит, 124 в самом центре Лондона, а её обряды во многом повторяли ритуалы ордена «Золотой Зари», но с добавлением телемитского базиса. В число первых ее членов входили солиситор Ричард Ноэль Уоррен, художник Остин Осман Спейр, Гораций Шеридан-Бикерс, писатель Джордж Раффалович, Фрэнсис Генри Эверард Джозеф Филдинг, инженер Герберт Эдвард Инман, Кеннет Уорд и публицист Чарльз Стэнсфельд Джонс. В марте 1909 года Кроули начал выпуск периодического издания под названием «Равноденствие» ,выходящего два раза в год. Объявив этот информационный бюллетень, который должен был стать «официозом» A∴A∴, «Печатным обозрением научного иллюминизма». Кроули все больше угнетал алкоголизм Роуз, и в ноябре 1909 года он развелся с ней на основании своей супружеской измены. Опека над Лолой перешла к матери; бывшие супруги осталась друзьями, и Роуз продолжала жить в Болескине. Однако, со временем её алкогольная зависимость усугубилась и в сентябре 1911 года она была помещена в больницу.
Телемское аббатство
Кроули большую часть своего времени работал над созданием имиджа аморального человека. В 1920 году Кроули уехал в Чефалу на Сицилии и основал там своё «аббатство» телемы. В нём, со своими немногочисленными последователями он предаётся беспорядочным половым связям, употреблению наркотиков и занятиям магией. В феврале в Чефалу умер ученик Кроули Рауль Лавдей (согласно одному из предположений, смерть произошла из-за отравления кошачьей кровью, чашу с которой якобы поднёс ему Кроули). Жена Лавдея, Бетти Мей, подняла в британской прессе («Sunday Express» и др.) кампанию против Кроули. В апреле итальянская полиция приказала Кроули и его последователям покинуть Сицилию («невзирая на петицию протеста против подобных действий властей, направленную синьору Муссолини и подписанную всеми выдающимися гражданами Чефалу»). Кроули уехал в Тунис и закончил там «Исповедь». В 1926—1928 годах он совершает путешествия во Францию, Германию и Северную Африку. В 1929 году Кроули был выслан из Франции, вслед за своим секретарём Израэлем Регарди, работавшим у него с 1928 года. В Германии Кроули женился на никарагуанке Марии Феррари де Мирамар.
Жизнь после аббатства
В 1937 году Кроули издал книгу «Равноденствие богов», а в следующем году — «8 лекций по йоге». В 1944 году выходит одна из самых знаменитых работ Кроули — «Книга Тота», но сама колода «Таро Тота» была издана только в 1969 году вместе с переизданием книги. В 1945 году Кроули переехал из Лондона в частный пансион «Незервуд» в Гастингсе, где закончил свою книгу «Магия без слёз»
Кроули и нацизм
Марта Кюнцель, одна из последовательниц Кроули в Германии, считала, что Адольф Гитлер был последователем наставлений Кроули, и с энтузиазмом следовала идеям нацизма. Однако как указывает Мартин Бут в книге «Жизнь Мага», сам Кроули неоднократно говорил о Гитлере как о «Маге, который не смог понять истинную суть таинства». Кроме того, хорошо известно, что друг и спонсор Кроули Карл Гермер был арестован нацистским правительством по обвинению в «сотрудничестве с врагом Рейха» Алистером Кроули. Однако несмотря на эти факты, после смерти Кроули представление о его влиянии на Гитлера получило весьма широкое признание в оккультной среде.
Кроули в конце жизни
Остаток жизни Кроули провёл, скитаясь по недорогим гостиницам, сначала в Лондоне, затем в Гастингсе. Там он занимался рассказами о своём учении и поиском денег на жизнь. Ряд биографов и историков проводят мысль о его пристрастии к героину в то время. В то же самое время он познакомился с Джеральдом Гарднером, основателем викки. Существует мнение, что основные книги виккан написал Кроули для Гарднера за деньги, но данное утверждение представляется сомнительным ряду исследователей.
1 декабря 1947 года Кроули скончался в пансионе «Незервуд» в Гастингсе. 5 декабря его тело было кремировано в Брайтоне. На похоронах, согласно его последней воле, были прочитаны избранные места из его «Книги закона» и сочинённый им незадолго до смерти «Гимн Пану». Биографические работы: Бут М. Жизнь мага: Биография Алистера Кроули. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2006. — 672 страницы. ISBN 5-9681-0107-5 (первое издание — в серии издательства «ЖZЛ», ISBN 5-9681-0001-X); Кинг Ф. Мегатерион. Зверь 666. — Москва: АСТ: Адаптек, 2009. — 316 страниц — (Альтернатива); Стивенсен П. Р. Легенда об Алистере Кроули. — Москва: Ганга, 2009. — 352 страницы ISBN 978-5-98882-097-0; Crowley A. The Confessions of Aleister Crowley. An Autohagiography — L.: Penguin Books / Arcana, 1989. — 984 p. ISBN 0-14-019189-5 (автобиография); Kaczynski R. Perdurabo. The Life of Aleister Crowley. Revised and expanded edition. — Berkeley: North Atlantic Books, 2010. — 720 p. ISBN 1-55643-899-0 (1-е издание: Kaczynski R. Perdurabo. The Life of Aleister Crowley. — Tempe: New Falcon Publications, 2002. — 560 p. ISBN 1-56184-170-6); Kaczynski R. Weiser Concise Guide to Aleister Crowley. — San Francisco, CA, Newburyport, MA: Weiser Books, 2009. — 128 p. ISBN 1-57863-456-3. Научная литература: Кроули, Алистер // Хронологический словарь всемирной истории / Редакционная коллегия словаря: кандидат исторических наук В.Л.Маслийчук, кандидат искусствоведения М.В.Панова, кандидат исторических наук С.В.Патрашиков, кандидат архитектуры Я.Л.Пундик, кандидат филологических наук В.Е.Татаринов, кандидат филологических наук А.В.Терихова, кандидат медицинских наук В.В.Чугунов, кандидат филологических наук Т.А.Шеховцова, д-р искусствоведения А.В.Шило, кандидат филологических наук Е.Ф.Широкорад. — Москва: Эксмо, 2006. — Страница 1428. — 1536 страниц — («Русский Webster»). — ISBN 5-699-14299-1; Саввин А.В. Современный сатанизм: идейные истоки, доктрина, практика / диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук: 09.00.06.. — Москва: РАГС, 1999. — 152 страницы; Фаликов Б.З. "Новый век" назад в будущее // Наука и религия : Ежемесячный научно-популярный журнал. — 2010. — № 12. — Страницы 12-16; Dyrendal, Asbjørn Satan and the Beast: The Influence of Aleister Crowley on Modern Satanism // Aleister Crowley and Western Esotericism. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. 369–394. — ISBN 978-0-19-986309-9; Hanegraaff, Wouter J. Foreword // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. vii–x. — ISBN 978-0-19-986309-9; Hutton, Ronald Crowley and Wicca // Aleister Crowley and Western Esotericism. / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. 285–306. — ISBN 978-0-19-986309-9; Moreman, Christopher M. Devil Music and the Great Beast: Ozzy Osbourne, Aleister Crowley, and the Christian Right // The Journal of Religion and Popular Culture. — 2003. — Vol. 3. Morgan, Mogg The Heart of Thelema: Morality, Amorality, and Immorality in Aleister Crowley's Thelemic Cult // The Pomegranate: The International Journal of Pagan Studies. — London: Equinox, 2011; Owen, Alex he Sorcerer and His Apprentice: Aleister Crowley and the Magical Exploration of Edwardian Subjectivity // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. 15–52. — ISBN 978-0-19-986309-9; Richmond, Keith Through the Witch's Looking Glass: The Magick of Aleister Crowley and the Witchcraft of Rosaleen Norton // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. 307–334. — ISBN 978-0-19-986309-9; Urban, Hugh B. The Occult Roots of Scientology? L. Ron Hubbard, Aleister Crowley, and the Origins of a Controversial New Religion // Aleister Crowley and Western Esotericism / Bogdan, Henrik; Starr, Martin P. — Oxford, New York: Oxford University Press, 2012. — P. 335–368. — ISBN 978-0-19-986309-9; Booth, Martin. A Magick Life: The Biography of Aleister Crowley. — London : Coronet Books, 2000. — ISBN 978-0-340-71806-3; Churton, Tobias. Aleister Crowley: The Biography. — London : Watkins Books, 2011. — ISBN 978-1-78028-012-7; Crowley, Aleister. The Confessions of Aleister Crowley: An Autohagiography. — London : Arkana, 1989. — ISBN 978-0-14-019189-9; Kaczynski, Richard. Perdurabo: The Life of Aleister Crowley. — 1st. — Berkeley, California : North Atlantic Books, 2010; Spence, Richard B. Secret Agent 666: Aleister Crowley, British Intelligence and the Occult. — Port Townsend, Washington : Feral House, 2008. — ISBN 978-1-932595-33-8; Sutin, Lawrence. Do What Thou Wilt: A Life of Aleister Crowley. — New York : St Martin's Press, 2000. — ISBN 978-0-312-25243-4; Symonds, John. The Beast 666: The Life of Aleister Crowley. — London : Pindar Press, 1997. — ISBN 978-1-89
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 12 октября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»