• Авторизация


16 сентября родились 16-09-2025 03:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[481x700]
1887
Витольд Станевич (польское имя — Witold Staniewicz)
польский экономист и государственный деятель, профессор Львовской Политехники, Университета Стефана Батория, Университета имени Адама Мицкевича в Познани; ректор Университета Стефана Батория (1933—1936). Родился в Вильно. Гимназию окончил в Вильно с серебряной медалью. Учился в Ягеллонском университете в Кракове и в Мюнхенском политехникуме В 1913 году вернулся в Вильно и вёл хозяйство в семейном поместье в Трокском уезде. В 1922 году был делегатом Виленского сейма. После Майского переворота с 20 июня 1926 года до 4 декабря 1930 года был министр сельскохозяйственных реформ в восьми кабинетах министров. Был также делегатом Сейма. До 1931 года был профессором Львовской Политехники, в 1931—1939 годах — профессором Университета Стефана Батория (ректор в 1933—1936 годах). C 1946 года Университета имени Адама Мицкевича в Познани, позднее Высшей школы сельского хозяйства в Познани. Сын Рейстут Станевич (1929—2011) был историком. В 1911 году получил степень доктора биологических наук за работу „Badania doświadczalne nad trawieniem tłuszczu u wymoczków“, написанную под руководством Михала Седлецкого. Автор работ по экономике сельского хозяйства и аграрной политике. Умер в Познани 14 июня 1966 года. Награды: Кавалер Командорского креста со звездой ордена Возрождения Польши;‎ Золотой крест Заслуги. Основные труды: Witold Staniewicz. Deflacja polska w latach 1929–1936 / Wstęp i oprac. Kazimierz Badziak i Małgorzata Łapa. — Łódź: Ibidem, 2003. — ISBN 83-88679-35-X.

1887
Артур Джордж Фалтон (Arthur George Fulton)
британский стрелок, призёр летних Олимпийских игр. Родился в Лондоне. Фалтон участвовал в летних Олимпийских играх в Лондоне в стрельбе из армейской винтовки среди команд. Вместе со своей сборной он занял второе место. На следующих летних Олимпийских играх 1912 в Стокгольме Фалтон снова стал серебряным призёром в командной стрельбе из армейской винтовки, а также занял шестое и девятое места в одиночной стрельбе из армейской винтовки с трёх позиций и из любой позиции на 300 и 600 метров соответственно. Умер в Бруквуде (Суррей) 26 января 1972 года.

[448x700]
1888
Владимир Матвеевич Богославский
советский медик, организатор первой хирургической службы Донецкой области и всех хирургических кафедр Донецкого института. Владимир Матвеевич Богославский родился в 1888 году в Харьковской области. В 1908 году, после окончания первого курса физико-математического факультета Харьковского университета, перешел на медицинский факультет. С 1913 года стал слушателем Петербургской военно-медицинской академии, однако за участие в студенческой забастовке, обучение не завершил. В 1914 году закончил Юрьевский университет (ныне город Тарту). В марте 1917 года стал старшим врачом 112 Украинского пехотного полка. В сентябре того же года стал ординатором-хирургом местного лазарета. От 1917 года работал в клинике госпитальной хирургии под руководством С.И.Спасокукоцкого, до 1924 занимал должность приват-доцента, пока по конкурсу его не утвердили заведующим хирургического отделения 1-й Советской больницы в городе Сталино. Уже в 1925 и 1926 году Владимир Матвеевич продемонстрировал, соответственно на VII Всесоюзном Съезде хирургов и II Украинском съезде хирургов, законченный случай пластики пищевода, в общем, в шестой раз в своей практике. Вместе с этим он оперировал в разных областях хирургии — осуществлял операции на печени, селезенке, кишечнике, щитовидной железе, выполнял все виды урологических операций. В 1926 году на базе хирургического отделения, которым руководил Владимир Матвеевич, создан филиал Института усовершенствования врачей. 1930 года Богославский начал широко применять переливание крови, а в 1931 году возглавил только что открытую филиал Украинского института неотложной хирургии и переливания крови (позже Донецкая областная станция переливания крови). С 1930 года Владимир Матвеевич стал одним из основателей Донецкого медицинского института. В 1932 году он возглавил кафедру общей хирургии, с 1933 года заведовал кафедрой факультетской хирургии, получил звание профессора. В 1935 году стал во главе кафедры госпитальной хирургии института. В 1941 году эвакуирован вместе с больницей. Стал ведущим хирургом Калининского, Второго Прибалтийского, Третьего Белорусского фронтов. После войны продолжил работу в Областной центральной поликлинике (ныне Институт неотложной и восстановительной хирургии имени Г.К.Гусака). В 1947 году он первым в Донбассе провел при раке черезгрудинную резекцию пищевода и желудка. С 1950 года - профессор Богославский стал депутатом Верховного Совета СССР. 16 марта 1953 года Владимир Матвеевич умер. Похоронен на Мушкетовском кладбище Донецка. В его честь и в честь его сына Ростислава Владимировича Богославского названа улица в Куйбышевском районе города. Владимир Матвеевич Богославский был награждён: орденом «Отечественной войны» I степени; орденом «Красной Звезды»; орденом Ленина (1948); медалями.

1888
Василий Григорьевич Воскресенский
русский военный, театральный деятель, антрепренёр, один из директоров «Русской Оперы в Париже», организатор и генеральный директор трупп «Les Ballets Russes de Monte Carlo», «Covent Garden Ballet Russe», «Original Ballet Russes», под псевдонимом Полковник де Базиль (Colonel W. de Basil). Родился в Ковно (ныне Каунас, Литва). Участник Русско-японской и Первой мировой войн. В 1904 году в 16 лет, будучи ещё несовершеннолетним, ушёл на фронт добровольцем. Служил в конном отряде генерала Мищенко. Войну 1914 года начинает в чине прапорщика. Сражался на Кавказском фронте в составе Кубанского казачьего войска. С 1915 года — в русском экспедиционном корпусе в Персии. В 1916 году Воскресенский — полковой адъютант (начальник штаба) 3-го Сводно-Кубанского полка. С августа 1916 года, когда в составе корпуса начинается формирование партизанских сотен, становится сотником — командиром особой сотни партизан. В 1918 году в Баку Воскресенский был уже в чине полковника (с декабря 1918 г) и проходил как «главноуполномоченный по военно-морским делам». Сам Воскресенский признавался: «Я был безработный профессиональный военный, мои навыки не имели никакой коммерческой ценности. Я не смог устроиться таксистом, а лишь шофером восьмитонного грузовика». Воскресенский сотрудничал с такими признанными мастерами сцены как Михаил Фокин, Джордж Баланчин, Леонид Мясин, Бронислава Нижинская, Сергей Григорьев, Давид Лишин, Ваня Псота, Джон Тарас. В его балетных труппах танцевали Любовь Чернышёва, Александра Данилова, Тамара Туманова, Ирина Баронова, Татьяна Рябушинская, Анна Волкова, сёстры Нина Вершинина и Ольга Морозова, Татьяна Степанова. Балетные труппы, возглавляемые полковником де Базилем внесли немалый вклад в развитие балета по всему миру, посетив с гастролями 600 городов в 70 странах и дав в турне более 4000 спектаклей. Воскресенский В.Г. организатор и генеральный директор "Русских балетов" за рубежом: "Ballets Russes" dir.W. de Basil 1921-1925; "Zerbason", "Opera Russe a Paris" 1925-1931; "Les Ballets Russes de Monte Carlo" 1931-1937; "Ballets Russes du Col. W. de Basil" 1936-1938; "Covent Garden Ballet Russe" 1938-1939; "Original Ballet Russe" 1940-1951. Умер в Париже 27 июля 1951 года. Прах В.Г.Воскресенского покоится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На могиле, под православным крестом написано по-русски «Полковник Василий Григорьевич Воскресенский» и по-французски — «Colonel de Basil». Выше обеих надписей строчка, которая была смыслом его жизни: «Да здравствует Матушка Россия!». Награды: Орден Святого Георгия IV степени; Георгиевское Оружие; Орден Святого Владимира IV степени с мечами; Георгиевские Кресты с лавровой ветвью I и II степеней (начиная с 1917 г. этими крестами награждались офицеры по ходатайству нижних чинов); Орден Святого Станислава III степени (30 ноября 1915); Орден Святой Анны IV степени (с надписью за храбрость, 28 января 1917); Медаль «В память русско-японской войны» (вручалась лицам, имевшим отношение к русско-японской войне); Ряд отличий союзных армий, в том числе британский Военный крест; Медаль В.Нижинского, 1 февраля 2003; Орден С.Дягилева I степени, 23 августа 2013. Первая жена (1908 - март 1914) — Вера Николаевна Воскресенская, в девичестве Геевская, дочь тифлисского мирового судьи Николая Николаевича Геевского и учительницы Веры Семеновны Геевской (урождённой Робиташвили). 14 января 1912 г. в Тифлисе у них родился сын Игорь (10 ноября 1941 г. ушёл на фронт из Москвы, погиб 3 июня 1943 года. Похоронен в городе Велиж Смоленской области). Внук — Валерий Игоревич Воскресенский, родился в 1939 г. в Москве, в 1972 г. с семьей переехал в Минск. Вторая жена — балерина Леонидова, Нина, Третья жена (1938 - 1951) — балерина Ольга Морозова де Базиль. В июле-сентябре 2011 года Дом русского зарубежья им. А.И.Солженицына (Москва) провёл выставку, посвящённую 60-летию со дня его смерти. В августе-сентябре 2013 года Театральный музей имени А.А.Бахрушина (Москва) провёл выставку «Русские балеты полковника де Базиля», посвящённую 125-летию со дня его рождения. Литература: Безугольный А.Ю. Бичерахов и его Кавказская армия 1917—1919, Москва, 2011; Стрелянов П.Н. Корпус генерала Баратова 1915—1918, Москва, 2002; Стрелянов (Калабухов) П. Н. Казаки в Персии 1908—1918, Москва, 2007.Центрполиграф ISBN 978-5-9524-3057-0; Кручинин А.С. Люби славу и не бойся бедности. «Театральный мир» 2011, № 8-9, Страницы 52-59, № 10, Страницы 60-71; Мейлах М. Эвтерпа, ты? Художественные заметки. Беседы с артистами русской эмиграции. Том I: Балет. — Москва, 2008; Kathrin Sorley Walker DE BASIL'S BALLETS RUSSES. Alton, 1982, 2010; Garcia-Marquez, Vicente The Ballets Russes: Colonel de Basil's Ballets Russes de Monte Carlo 1932-1952. New York: 1990. Alfred A. Knopf. ISBN 0-394-52875-1; Victoria.Garcia Victorica El Original Ballet Russe en America Latina. Buenos Aires., 1947; Васильев А.А., Триполитова К.А. Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки. Москва, 2010; Хетагуров Г.А.. Правда о генерале Бичерахове. «Дарьял», 2008, № 1, 2, 3; Суриц Е.Я. Об антрепенере де Базиле — полковнике В.Г.Воскресенском. «Вестник Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой», 2011, № 1 (25), С. 81-94; Никитин Б.В. Роковые годы. — Париж, 1937, Москва 2007.

[299x700]
1888
Карл Йохан «Кёпинг» Гу́стафссон (шведское имя — Karl Johan «Köping» Gustafsson)
шведский футболист, нападающий. Автор первого гола, забитого сборной Швецией по футболу. Участник 3-х летних Олимпиад. Родился в Кёпинге, Вестманланд. Карл Густафссон начал свою карьеру в команде «IFK Köping» в возрасте 15-ти лет. Со временем он стал основным нападающим команды, например, в матче с клубом «Сала», после первого тайма «Чёпинг» вёл со счётом 4:0, по голу забили все, кроме Густафссона, в перерыве он подвергся насмешкам, вышел на поле и за один тайм забил 10 мячей. Или матч 1906 года против клуба «Арбуга», где Густафссон забил 12 мячей (игра закончилась со счетом 17:0). Участвовал Густафссон в первом матче национальной сборной Швеции. Это произошло 12 июля 1908 года против Норвегии в Гётеборге, Карл открыл счёт, став автором первого гола в истории сборной Швеции, матч же закончился со счётом 11:3 в пользу шведов. Карл Густафссон принял участие в 3-х Олимпиадах, в 1908, 1912 и 1920, а также был резервным игроком на Олимпиаде 1924 года.
[700x389]
Состав первой сборной Швеции. Густафссон третий слева.
В январе 1912 Густафссон путешествует в Англию, чтобы изучить футбол, для этого он подписал любительский контракт с клубом «Лестер», за который провёл 11 матчей. В этот же период начинаются международные матчи в Европе. Один из самых замечательных в своей истории Швеция играет в 1916 году с Данией в Стокгольме и побеждает 4:0 на глазах 40000 зрителей. Карл Густаффсон сыграл 635 матчей, из них выиграл 296, проиграл 232 и свёл вничью 107 игр, в этих матчах он забил 483 гола. Он сыграл 32 матча за сборную Швеции и 7 игр сыграл на Олимпиадах. 44 матча он сыграл в национальном чемпионате и 66 товарищеских международных матчей. Густафссон — один из первых футболистов, получивших награду Стура Граббарс Мёрке. Умер в родном городе 20 февраля 1960 года.

[507x700]
1888
Франс Эмиль Силланпяя (финское имя — Frans Eemil Sillanpää)
выдающийся финский писатель. В 1939 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой». Единственный лауреат Нобелевской премии в области литературы Финляндии. Наряду с почитанием, было также противоречивое отношение к Силланпяя, поскольку в межвоенный период, когда культурный мир страны оказался расколот надвое, он не встал ни на ту, ни на другую сторону. Франс Силланпяя родился в семье мелкого сельского арендатора, в деревне Киериккала, недалеко от Хямеэнкюрё. Его родители также походили с крестьянских семей, но семейные связи помогли Франсу получить образование в лицее в Тампере, что было нетипичным для выходцев из бедных семей. Годы учебы Силланпяя совпали с революционными событиями в обществе, а его кругозор существенно расширился благодаря знаниям, приобретенным в лицее и жизни в городе. После окончания лицея Силланпяя работал домашним учителем в семье местного фабриканта. По совету своего патрона Лильерооса поступил в университет на медицинский факультет. Медицина его мало интересовала, но карьера врача была более надежной в экономическом отношении. На медицинском факультете в Хельсинки Силланпяя проучился с 1908 по 1913 все время живя в долг. В это же время он заинтересовался новым философским течением, которое пыталось соединить религиозное мировоззрение с новым материалистическим мироощущением. Начал общение со многими представителями финской интеллигенции, как например Ян Сибелиус, Юхани Ахо и Пекка Халонен. В родную деревню Силланпяя вернулся в 1913. Не имея больше средств для продолжения учебы, он был вынужден остаться в деревне. С этого момента он начинает писать рассказы на социальные темы. В это же время женится на служанке одного с чиновников Сигрид Саломяки. В марте 1917 у них родилась дочь Саара. Литературный дебют Силланпяя состоялся осенью 1916 после публикации романа «Жизнь и солнце». Во время литературного застоя в стране роман был встречен очень тепло. После начала революции 1918 писатель жил вместе со своей семьей на хуторе Ала-Вакери, не обращая внимание на революционные события. Занимался переводческой деятельностью, в частности перевел на финский «Сокровища нищих» Мориса Метерлинка. После публикации романа «Праведная бедность» 1919 о Силланпяя узнали и за рубежом, в частности в Швеции. В это же время начались первые обсуждения о возможности выдвинуть кандидатуру Силланпяя на Нобелевскую премию. В 1920 гг. в Хямеен-кюрё писатель затеял постройку виллы, что повергло его в долги. Но в то же время он уже стал достаточно известным, как в Финляндии, так и в Швеции, а его сборники новелл были сразу же переведены на шведский. О Силланпяя узнают во Франции и Эстонии. Семья писателя, в которой в это время было уже шестеро детей, постоянно переезжала с места на место. В конце 1920-х ему удалось поправить своё финансовое положение, продав своё авторское право издательству «Отава». Начинает работу над своими фундаментальными романами «Рано усопшая» (1931), «Путь мужчины» (1932) и «Люди в летней ночи» (1934). В 1930-х гг. автор получил широкое признание и стал самым известным финским писателем. Силланпяя начинает заниматься и общественной деятельностью, занимается примирением нации, её объединение, укрепление контактов со Скандинавскими странами и выступает за культурный либерализм. Его ориентирование на Скандинавские страны встретило критику среди, как правых так и левых политических деятелей.
[579x700]
Он также поддерживает контакты с интеллектуалами и фольклористами Мартти Хаавио, Сакари Пялси, Кустаа Вилкуном и др. Он также выступил с жесткой критикой таких европейских диктаторов, как Гитлер, Сталин и Муссолини. Весной 1939 от воспаления легких умерла жена Силланпяя, которая стала матерью восьмерых его детей. Это стало тяжелым ударом для писателя. В 1939 Силланпяя стал лауреатом на Нобелевскую премию по литературе. После начала войны Силланпяя написал слова к военному маршу, который обрел большую популярность и очень поднимал военный дух среди финских солдат. В декабре 1939 он заключил новый брак со своей секретаршей Анной фон Герцен, с которой прожил только до 1941. После 1941 здоровье Силланпяя сильно пошатнулось, как результат развода, алкоголизма и нервного истощения. Таким образом, его принудительно поместили в больницу Каммио. После больницы он вернулся с бородой, а немного спустя его стали также называть в народе «дедушкой Силланпяя», так как он вел еще и публичные выступления на радио в канун Рождества с 1945 по 1963. С 1930 по 1950 его произведения неоднократно экранизировались, что сделало его творчество еще более популярным. Его произведения переведены на более чем 30 языков. Писатель умер в Хельсинки 3 июня 1964 года. После смерти Силланпяя интерес к его творчеству постепенно угас, а в европейской прессе в то время появлялись заметки о сомнительной ценности его творчества. Связано это по большой части с уходящими ценностями сельской жизни, о которых писал в своем творчестве Франс Силланпяя. Тем не менее, в финской литературе он считается писателем-реформатором и в наше время, а во Франции в своё время его творчество сравнивали с творчеством, напоминающим стиль Марселя Пруста. Творчество Франса Силланпяя известно большим интересом автора к сельской жизни и связи человека с природой. Сельскую жизнь он изображает по примеру писателей-импрессионистов и реалистов, но в то же время он рассматривал также связи человека в духе натуралистов, используя достижения теории эволюции и наследственности. В первом же романе «Жизнь и солнце» писатель постарался отобразить самую душу человека. Силланпяя описывает сельскую идиллию молодых людей, которые наслаждаются природой и своими эротическими переживаниями в то время, как в Европе идет война. В новеллах, которые вошли в сборник «Дети человеческие в потоке жизни» автор описывал похождения бедного студента, частично затрагивая социальные проблемы. В наиболее известном романе автора «Праведная бедность» (1919) Силланпяя исследовал истоки гражданской войны, пытаясь передать чувства «красных», которые в Финляндии потерпели поражение. Герой романа Юха Тайвола переживает период времени, начиная с голода 1860-х и заканчивая его гибелью в 1918. В 1923 появилась его повесть «Хилту и Рагнар», которая стала своего рода дополнением темы романа «Праведная бедность». Повесть рассказывает о том, как господский мальчик соблазняет служанку, которая в отчаянии бросается в озеро. Откровенная тема в повести вызвала неоднозначную оценку публики. В 1930-х появляются наиболее значимые романы писателя «Рано усопшая» (1931), «Путь мужчины» (1934) и «Люди в летней ночи» (1934). В первом романе автор рассказывает о служанке Сильи Салмелус, которая умирает от туберкулеза.
[700x700]
Монета номиналом 2 евро (банк Финляндии) в честь 125-летия со дня рождения Франса Силланпяя.
В этом романе Силланпяя соединяет идеализм Рунеберга с реализмом при описании гражданской войны. Из-за темы исчезающего семейного рода роман сравнивали с «Будденброками» Томаса Манна, а из-за темы крушения старого мира с произведениями Джона Голсуорси. В романе «Путь мужчины» Силланпяя описал образ мужчины-крестьянина и попытался рассказать о земном счастье, как он его представляет. Таким образом, автор создал произведения, в котором соединил фатализм с биологическим детерминизмом, романтизм с реализмом. В романе «Люди в летней ночи» автор описывает события, которые происходят в одну летнюю ночь, с разными людьми в сельской местности. Поэтика этого произведения, главным героем которого является финская белая ночь, может быть сравнима с музыкальным произведением. Последние романы автора «Август» (1941) и «Прелесть и нищета человеческого бытия» (1945), рассказывающие о художнике, который пытается вырваться из обыденности и вернуться в прошлое, несут на себе отпечаток усталости, алкоголизма и морального истощения автора. Но тем не менее, в конце романов автор дает понять о биологической вере в будущее.
[700x501]
Марка Финляндии.
Основные работы: Жизнь и солнце (Elämä ja aurinko), (1916); Ihmislapsia elämän saatossa, (1917); Праведная бедность (Hurskas kurjuus), (1919); Моё любимое отечество (Rakas isänmaani), (1919); Хильту и Рагнар (Hiltu ja Ragnar), (1923); Enkelten suojatit, (1923); Omistani ja omilleni, (1924); Maan tasalta, (1924); Töllinmäki, (1925); Rippi, (1928); Kiitos hetkistä, Herra…, (1930); Усопшая в юности (Nuorena nukkunut), (1931); Путь мужчины (Miehen tie), (1932); Virranpohjalta, (1933); Люди в летней ночи (Ihmiset suviyössä), (1934); Пятнадцать (Viidestoista), (1936); Август (Elokuu), (1941); Ihmiselon ihanuus ja kurjuus (1945). Сочинения: Kootut teokset, nide 1—12, Hels., 1932—1950. Литература: Koskimies R., F.Е.Sillanpää, Hels., 1948; Laurilla A., F.Е.Sillanpää, Hels., [58]; Laitinen K., Suomen kirjallisuus 1917-1967, Hels., 1970; Сто замечательных финнов. Калейдоскоп биографий = 100 suomalaista pienoiselämäkertaa venäjäksi / Редактор Тимо Вихавайнен (Timo Vihavainen); перевод с финского И.М.Соломеща. — Хельсинки: Общество финской литературы (Suomalaisen Kirjallisuuden Seura), 2004. — 814 страниц — ISBN 951-746-522-X.

[700x560]
1889
Адриана Мануэла Рамона Еллинек (немецкое имя — Adriana Manuela Ramona Jellinek, по прозвищу Мерседес, Mercédès)
дочь австрийского предпринимателя Эмиля Еллинека. Родилась в Вене. Была названа в честь Девы Марии Милосердной (Maria de las Mercedes), как и автомобили марки «Мерседес-Бенц». Была третьим ребёнком в семье Эмиля Еллинека и Рахель Гоггман Ценроберт (Rachel Goggmann Cenrobert). В доме её прозвали по-испански «Мерседес» («Милосердие, грация»). Её отец, австрийский банкир и совладелец автомобильной фирмы Готтлиба Даймлера, назвал в честь дочери марку выпускаемого на предприятии автомобиля. «Мерседес» представлял собой сочетание элементов прежних моделей «Даймлера» и таких технических новшеств как штампованная рама и механический привод впускных клапанов, от которого позднее пришлось отказаться.
[700x376]
Машина оказалась необычайно послушной в управлении и, главное, надежной в эксплуатации. С того времени наименование «Мерседес» стало визитной карточкой фирмы «Даймлер»: все последующие модели этой фирмы выходят под этой маркой. Первой в серии был автомобиль «Mercedes 35 hp» модели 1901 года. 23 февраля 1902 года слово «Mercedes» было зарегистрировано в качестве официальной товарной марки. В том же году на автомобильной выставке в Париже был вывешен на стенде портрет Мерседес. А в июне 1903 года Эмиль Еллинек получил официальное разрешение на смену фамилии с «Еллинек» на «Еллинек-Мерседес». Мерседес жила в Вене, и была известна двумя скандальными разводами. Она музицировала, и у неё был неплохой голос, но отцовской любви к автомобилям она никогда не разделяла. Скончалась от туберкулёза 23 февраля 1929 года. Её брат — австрийский литератор Рауль Фердинанд Йеллинек (1888—1939).
[700x379]
Автомобили «Mercedes» были названы Эмилем Еллинеком в честь Maria de las Mercedes — Мария Милостивая (от латинского «merces», «дары, милость»), так же в честь которой он дал своей дочери — Адриане Рамоне, «дополнительное» имя Мерседес — равно как и всем остальным шестерым детям и от первого и от второго брака! Мерседесами Еллинек назвал не только детей, но и всю свою собственность — включая виллы, отели, яхты и автомобили, своего рода «освящая» именем Богородицы. «Вы можете называть свои автомобили как угодно — диктовал Еллинек свои условия самому Готтлибу Даймлеру, — Но те машины, которыми торгую здесь я, будут носить имя Mercedes!»

[523x700]
1889
Стефан Ильич Зорьян (армянское имя — Ստեփան Եղիայի Զորյան; настоящая фамилия – Аракелян, Առաքելյան)
армянский советский писатель. Академик Академии Наук Армянской ССР (1965). Родился в селе Караклис, ныне город Ванадзор (Армения), в крестьянской семье. Первоначальное образование получил в городском училище, по окончании которого занялся самообразованием. В 1906 году переехал в поисках заработка в Тифлис. Там работал сначала корректором в типографии, затем переводчиком в редакции армянской газеты «Սուրհանդակ», в 1912—1919 годах — как переводчик и стилист в газете «Մշակի». В 1919 году ненадолго вернулся домой, затем переехал в Ереван. С 1922 по 1925 год работал в в Наркомпросе СССР, в 1929 году был избран членом ЦК, оставаясь в его составе до 1937 года. С 1950 по 1954 год был секретарём Союза писателей Армянской ССР. В 1953 и 1957 году избирался в состав Верховного совета СССР. Умер в Ереване 14 октября 1967 года. Награды: Орден Ленина; Орден Трудового Красного Знамени; Орден «Знак Почёта». В 1972 году в родной деревне Зорьяна был открыт дом-музей писателя. Писать начал с 17-летнего возраста, то есть ещё в период Российской империи; его первые рассказы были посвящены тяжёлой жизни армянского крестьянства. Печататься начал в 1909.
[581x700]
Первый сборник рассказов Зорьяна «Хмурые люди» (1918) проникнут любовью к обездоленным людям. После Октябрьской революции поддержал установление советской власти и начал писать рассказы о новой жизни в армянском обществе. В повестях "Председатель ревкома" (1923) и "Девушка из библиотеки" (1926) Зорьян впервые в армянской литературе создал образы участников Гражданской войны 1918-1920, сильных, волевых людей, преданных революции. Социалистические преобразования в маленьком городке показаны в романе "Белый город" (1930). Впоследствии написал несколько исторических романов (в том числе о раннем периоде армянской государственности), о Великой Отечественной войне, воспоминания, ряд произведений для детей и юношества, несколько сценариев к фильмам по собственным же произведениям (например, к фильму «Яблоневый сад» 1985 года по его же рассказу 1917 года). Автобиографический роман "История одной жизни" (тома 1-2, 1934-1938) - драматическая картина жизни дореволюционного Закавказья, история нравственных исканий героев, нашедших правду в революции. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 написал исторический роман "Царь Пап" (1944) о героической борьбе армян против чужеземных захватчиков в 4 в. Начатый еще в 1930-е гг. роман "Семья Амирянов" полностью опубликован в 1963.
[700x523]
В "Книге воспоминаний" (1958) Зорьян рассказал о встречах с М.Горьким, О.Туманяном, А.Ширванзаде и др. Манера письма Зорьяна лирически мягкая, искренняя, лаконичная. Перевел на армянский язык "Войну и мир" Л.Н.Толстого, ряд произведений И.С.Тургенева Генрика Сенкевича, Марка Твена, Стефана Цвейга и др.
Наиболее известные произведения: сборников рассказов «Грустные люди» (1918), переведённые на русский язык повести «Председатель ревкома» (1923), «Девушка из библиотеки» (1925), автобиографический роман «Повесть жизни» (1935—1939), исторические романы «Царь Пап» (1944) и «Армянская крепость» (1959), мемуары «Книга памяти» (1958). Сочинения: в русском переводе - Избранное, Москва, 1956; Рассказы, Москва, 1959; История одной жизни, Москва - Ленинград, 1961; Семья Амирянов. Роман, Москва, 1967. Литература: Браинина Б. и Хитарова С., Стефан Зорьян. Очерк творчества, Москва, 1960; Агабабян С., Стефан Зорьян, Ереван, 1956; История армянской советской литературы, Москва, 1966.

[495x700]
1890
Эрнст Дойч (немецкое имя — Ernst Deutsch)
австрийский и немецкий актёр. Родился в Праге, в еврейской семье: отец — коммерсант Людвиг Дойч, мать — Луиза Краус. Дебютировал на сцене Пражского театра. В 1920—1930-х годах работал в театрах Вены, Дрездена и Берлина. В кино дебютировал в 1916 году («Месть умершей»). Снимался у таких режиссёров, как Пауль Вегенер, Эвальд Андре Дюпон, Рихард Освальд, Хенрик Галеен, Джо Мэй, Ханс Штайнхоф, Жюль Дассен, Георг Вильгельм Пабст, Кэрол Рид, Вольфганг Либенайнер и других. После прихода в Германии к власти нацистов в 1933 году вынужден был эмигрировать — сначала в Великобританию, а в 1938 году — в США, где снимался под псевдонимом Эрнст Дориан. В 1947 году вернулся в Вену, где стал выступать на сцене Бургтеатера. В 1951 году перебирается в Западный Берлин; становится актёром разных театров, снимается в кино и на телевидении. Погиб в железнодорожной аварии на пути из Цюриха в Мюнхен 22 марта 1969 года. Похоронен на еврейском кладбище в Берлине. В 1973 году городской театр Гамбурга стал носить имя актёра Ernst-Deutsch-Theater.
[700x525]
Эрнст Дойч в фильме "Третий человек" (1949).
Фильмография: 1916 — Месть умершей / Die Rache der Toten — Шрайбер; 1918 — Die zweite Frau — иезуит; 1918 — Пиковая дама / Pique Dame — граф Сен-Жермен; 1918 — Апокалипсис / Apokalypse (к/м); 1919 — Irrungen — Франц, работник; 1919 — Гейша и самурай / Die Geisha und der Samurai; 1919 — Die Frau im Käfig; 1919 — Blondes Gift; 1919 — Der Galeerensträfling — Galeerensträfling; 1919 — Vom Schicksal erdrosselt; 1919 — Аладдин и волшебная лампа / Aladdin und die Wunderlampe; 1919 — Fluch der Vergangenheit; 1919 — Die Tochter des Henkers; 1919 — Сандомирский монастырь / Das Kloster von Sendomir; 1920 — Моника – певчая птичка / Monika Vogelsang — Йоханнес Вальтершпиль; 1920 — Gerechtigkeit; 1920 — Erpreßt; 1920 — Die Jagd nach dem Tode; 1920 — Die Jagd nach dem Tode 2.Teil: Die verbotene Stadt; 1920 — Голем, как он пришёл в мир / Der Golem, wie er in die Welt kam — прислужник раввина; 1920 — Юдит Трахтенберг / Judith Trachtenberg — брат Юдит; 1920 — С утра до полуночи / Von morgens bis mitternacht — кассир; 1921 — Brennendes Land — викарий Бенедикт; 1921 — Леди Годива / Lady Godiva; 1922 — Die Dame und der Landstreicher; 1922 — Конец герцога Ферранте / Herzog Ferrantes Ende — Орландо; 1922 — Борьба за себя / Der Kampf ums Ich; 1923 — Пагода / Die Pagode; 1923 — Жгучая тайна / Das brennende Geheimnis; 1923 — Старый закон / Das alte Gesetz — Борух / его сын; 1924 — Дебет и кредит / Soll und Haben — Бернхард; 1926 — Жизнь за жизнь / Dagfin — Асарян, армянин; 1927 — Das Frauenhaus von Rio — Boydell; 1927 — Zwei unterm Himmelszelt — Pierre Marescot, Eintänzer; 1928 — Артисты / Artisten — иллюзионист Маранофф; 1936 — Женитьба Корбала / The Marriage of Corbal — беглец; 1940 — Мужчина, за которого я вышла замуж / The Man I Married — Отто; 1941 — Так кончается наша ночь / So Ends Our Night — доктор Бер; 1942 — Узник Японии / Prisoner of Japan — Мацуру; 1942 — Enemy Agents Meet Ellery Queen — Dr. Morse, Lido Club Physician; 1942 — Снова вместе в Париже / Reunion in France — капитан; 1943 — Луна зашла / The Moon Is Down — Maj. Hunter; 1943 — Night Plane from Chungking — Major Brissac; 1945 — Остров мёртвых / Isle of the Dead — доктор Дроссос; 1948 — Процесс / Der Prozeß — Шарф, прислужник в храме; 1949 — Третий человек / The Third Man — «барон» Курц; 1952 — Wenn abends die Heide träumt; 1958 — Себастьян Кнайп / Sebastian Kneipp — папа Лев XIII; 1962 — Перед заходом солнца / Vor Sonnenuntergang — Geheimrat Clausen (ТВ). Награды: 1948 — Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль второго плана 9-го Венецианского кинофестиваля («Процесс»). Литература: Кино: Энциклопедический словарь / Главный редактор С.И.Юткевич Москва, Советская энциклопедия, 1987. — страницы 127—128; Kurtz Rudolf, Expressionismus und Film. — В., 1926, S. 66—70; Zglinicki Friedrich von, Der Weg des Films. — В., 1956, S. 586, 591.

[430x700]
1890
Трауготт Херр (немецкое имя — Traugott Herr)
немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал танковых войск, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями и Мечами. Родился в Веферлингене. В апреле 1911 года поступил на военную службу, фанен-юнкером (кандидат в офицеры), в пехотный полк. С августа 1912 года — лейтенант. С 5 августа 1914 года — на фронте. В декабре 1914 и в августе 1916 года — ранен. С января 1917 года — командир пулемётной роты, с ноября 1917 года — старший лейтенант. С марта 1918 года — командир пехотного батальона. За время войны награждён Железными крестами обеих степеней и ещё двумя орденами. Продолжил службу в рейхсвере. К началу Второй мировой войны — командир пехотного полка, полковник. Участвовал в Польской и Французской кампаниях. С октября 1940 года — командир пехотного полка (в составе 13-й танковой дивизии). С 22 июня 1941 года участвовал в германо-советской войне. Бои на Украине. В октябре 1941 года награждён Рыцарским крестом. С декабря 1941 года — командир 13-й танковой дивизии. Бои на реке Миус. С апреля 1942 года — генерал-майор. Бои на Кубани и Северном Кавказе. В августе 1942 года награждён Дубовыми листьями (№ 110) к Рыцарскому кресту. Тяжело ранен 31 октября 1942 года. С января 1943 года — командующий 76-м армейским корпусом (во Франции), с февраля 1943 — генерал-лейтенант. В июле корпус переформирован в 76-й танковый корпус, в августе 1943 года корпус направлен в Италию, с сентября 1943 года Трауготт Херр произведён в звание генерал танковых войск. В декабре 1944 года за бои в Италии награждён Мечами (№ 117) к Рыцарскому кресту с Дубовыми листьями. Назначен командующим 14-й армией (в Италии). С февраля 1945 года — командующий 10-й армией (в Италии). 2 мая 1945 года сдался в плен британским войскам. Умер в Ахтервере 13 апреля 1976 года. Литература: Berger, Florian. Mit Eichenlaub und Schwertern. Die höchstdekorierten Soldaten des Zweiten Weltkrieges. Selbstverlag Florian Berger, 2000. ISBN 3-9501307-0-5.

Anton_Balicki0 (563x700, 192Kb)
1891
Антон Васильевич Балицкий (белорусское имя — Антон Васілевіч Баліцкі)
белорусский государственный деятель; нарком просвещения Белорусской ССР (1926—1929); один из создателей и проводников государственной политики беларусизации. Родился в деревне Баличи, Лашанская волость, Гродненский уезд, Гродненская губерния, Российская империя, в крестьянской семье. В 1910 г. окончил Свислочскую учительскую семинарию, в 1916 г. — Витебский учительский институт. В 1916—1917 гг. служил в русской армии, воевал на Румынском фронте. Участвовал в гражданской войне. После демобилизации работал в Главсоцвосе при Одесском наркомате образования, затем — председатель Союза работников просвещения в Одессе. В 1920 г. вступил в РКП(б). С 1921 г. жил в Минске. С 1922 г. — заместитель наркома, с 1926 г. — нарком просвещения Белорусской ССР. Возглавлял секцию белорусского языка и литературы Института белорусской культуры. С 1929 г. — член Президиума Белорусской Академии наук. Избран кандидатом в члены ЦК КП(б) Белоруссии и членом ЦИК Белорусской ССР.
Anton_Balicki (525x700, 249Kb)
В 1929 г. его критиковали за национал-демократические взгляды. В августе 1929 г. переведён на работу на завод имени Ланцуцкого в Гомеле.
В августе 1930 г. уволен; вернулся в Минск. Ночью 4 сентября 1930 г. арестован по сфальсифицированному делу контрреволюционной нацдемовской организации «Союз освобождения Белоруссии», исключён из партии; вместе с Д.Прищеповым, А.Адамовичем и П.В.Ильюченком постановлением Коллегии ОГПУ БССР от 18 марта 1931 г. по статье 58, п. 2, 11 УК РСФСР приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, в августе 1931 г. этапирован в Соловецкий лагерь особого назначения. В ноябре 1931 г. его жена просила Е.П.Пешкову ходатайствовать о помиловании. Осенью 1937 г. арестован, 30 октября Военной коллегией Верховного суда СССР 30 октября 1937 г. по статьям 68 пункт «а», 69, 70 и 76 УК Белорусской ССР приговорён к исключительной мере наказания; расстрелян в городе Минск, Белорусская ССР, СССР, 31 октября 1937 года. Реабилитирован: по первому приговору — 14 июня 1988 г. Верховным судом Белорусской ССР; по второму приговору — 25 марта 1958 г. Военной коллегией Верховного суда СССР. Имя А.В.Балицкого носит одна из улиц в Гродно. Семья: Жена — Т.П.Балицкая, врач; двое детей. Литература: Васілеўская Н. У. Абвінавачваецца ў нацыянал-дэмакратызме: (Пра наркома асветы Беларусі А. В. Баліцкага) / Пад рэд. У. А. Палуяна. — Мінск: Навука і тэхніка, 1995. — 63 страницы. — (Вернутыя імены). — ISBN 5-343-01240-X; Возвращённые имена : Сотрудники АН Беларуси, пострадавшие в период сталинских репрессий / Составление и автор предисловия Н.В.Токарев; Под редакцией А.С.Махнача. — Минск: Навука i тэхніка, 1992. — Страницы 20—21. — ISBN 5-343-01246-9.

Julie_Winnefred_Bertrand (700x468, 427Kb)
1891
Жюли Виннефред Бертран (французское имя — Julie Winnefred Bertrand)
канадская долгожительница. Родилась в городе Монреаль, Канада. С 29 ноября 2004 года по 18 января 2007 года старейшая жительница Канады. Старейшая женщина Земли с 11 декабря 2006 по 18 января 2007 года. Она была всего на 25 дней моложе Эмилиано Меркадо дель Торо, который в середине декабря 2006 года стал старейшим жителем Земли. В молодости за Жюли ухаживал адвокат и будущий премьер-министр Канады Луи Сен-Лоран (1882—1973), однако ни будущий политик, ни другие кавалеры не смогли покорить её сердце и за свою жизнь она так и не вышла замуж. В 113 лет Жюли Бертран была в достаточно хорошем здравии, самостоятельно одевалась, раз в две недели меняла причёску, узнавала всё своё близкое окружение, а в праздник могла позволить бокал вина. Старейшей женщиной Земли и вторым по возрасту человеком в мире была признана 11 декабря 2006 года после смерти американской долгожительницы Элизабет Болден. Умерла в родном городе 18 января 2007 года. По состоянию на май 2019 года Жюли Бертран занимала 32 место среди людей, когда-либо живущих на Земле.

Stephanie Julianne von Hohenlohe (455x700, 233Kb)
1891
Стефания Юлиана фон Гогенлоэ (полное немецкое имя — Stéphanie Maria Veronika Juliana Prinzessin zu Hohenlohe-Waldenburg-Schillingsfürst, сокращённо Stephanie Julianne von Hohenlohe; в девичестве — Стефания Юлиана Ри́хтер, Stephanie Julianne Richter)
первая жена австрийского дипломата принца Фридриха Франца фон Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрста. Предположительно, имела еврейское происхождение. Родилась в городе Вена, Австро-Венгрия, ныне Австрия. Будучи подданной Венгрии, после развода с мужем Фридрихом Францем она переехала в Лондон, где в 1930-х годах подозревалась в шпионаже в пользу Германии. Находилась в тесных связях с высшим партийным руководством нацистской Германии, в том числе с самим Адольфом Гитлером. В Великобритании была вхожа также во влиятельные круги, одним из её покровителей был Гарольд Сидни Хамсуорт, 1-й виконт Ротермир. Продвигала идеи о поддержке германской политики в британском обществе. Правительства Великобритании, Франции и США подозревали её в шпионаже. За свои услуги в 1930-х годах Гогенлоэ была награждена Золотым партийным знаком НСДАП. Сбежав из Великобритании в Сан-Франциско в 1939 году после объявления войны, она попала под особое наблюдение спецслужб США. После нападения на Перл-Харбор была арестована ФБР и заключена под стражу как гражданка враждебного государства. Гогенлоэ предоставила информацию Управлению стратегических служб, которая использовалась при составлении доклада о личности Адольфа Гитлера в 1943 году. В мае 1945 года Стефания была досрочно освобождена и вернулась в Германию, где продолжила налаживать влиятельные связи в послевоенном немецком обществе. Стефания Рихтер родилась в Вене, в семье Людмилы Куранды (которая, по некоторым данным, была еврейкой) и Иоганна Себастьяна Рихтера, который якобы был стоматологом или адвокатом. Своё имя она получила в честь Стефании Бельгийской, кронпринцессы Австро-Венгрии. Однако в биографии, составленной Мартой Шэд в 2004 году, утверждается, что Стефания была дочерью двух иудеев, притом родилась вне брака. В 1906 году Рихтер была зачислена в балетную школу Венской придворной оперы. Будучи молодой девушкой, она использовала свою красоту, шарм и изысканные манеры, чтобы быть представленной в высшее общество Вены. Когда ей было около 20 лет, у Рихтер завязался роман с эрцгерцогом Францем Сальватором, принцем Тосканы. Он был зятем императора Франца Иосифа I и мужем эрцгерцогини Марии Валерии. Будучи беременной от Франца Сальватора, Стефания убедила Фридриха Франца фон Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрст (1879—1958), немецкого князя династии Гогенлоэ, с которым у неё также были интимные отношения, в том, что ребёнок был от него. Они поженились 12 мая 1914 в Лондоне, свадьбу провели скромно, чтобы не привлекать излишнего внимания. После этого она получила титул «принцессы», который затем использовала всю оставшуюся жизнь. Её сын родился в Вене 5 декабря 1914 года, и был назван Францем-Иосифом. (По данным ФБР от октября 1941 года семья Гогенлоэ имела некоторые сомнения относительно того, был ли ребёнок действительно их, но тем не менее признала его.) Полное имя ребёнка было «Франц-Иосиф Рудольф Ганс Верианд Макс Стефан Антон фон Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрст». Во время Первой мировой войны была сестрой милосердия в полевом госпитале у Лемберга. По её прошению муж был переведён из своего полка на русско-австрийский фронт, где она сама и находилась.
Межвоенный период
Принцесса Стефания и её муж развелись в 1920 году. В том же году он женился на венгерской графине Эмануэле Баттьяни фон Немет-Ужвар. Свадьба состоялась в Будапеште 6 декабря 1920. Детей в браке не было. В конце Второй мировой войны семейная пара бежала в Бразилию. После развода принцесса Стефания оставила себе фамилию цу Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрст, как того требовал австрийский обычай. В последующие годы своей жизни она всегда представлялась принцессой Гогенлоэ. Некоторое время она жила в Париже, но затем французское правительство вынудило её покинуть страну по подозрению в шпионаже. Затем, в 1932 году, она переехала в Лондон, поселившись в роскошном отеле «Дорчестер», что находится в районе Мейфэр. В этот период она заводила дружбу, а иногда — и более интимные отношения со многими влиятельными мужчинами, среди которых был Гарольд Сидни Хамсворт, 1-й Виконт Ротермир, англо-ирландский магнат, который владел газетами Daily Mail и Daily Mirror в Лондоне, а также Иоахим фон Риббентроп, который в 1930-х годы был послом Германии в Великобритании. Тогда же она познакомилась со многими высшими представителями партийной иерархии НСДАП. Будучи принцессой, она вращалась в кругах британской аристократии, а это были именно те связи, которые нацисты считали ценными для себя после того, как они пришли к власти в 1933 году. В круг её близких знакомых входили леди Маргот Асквит, вдова бывшего премьер-министра Герберта Генри Асквита, леди Этель Сноуден, жена бывшего канцлера казначейства, леди Лондондерри и её муж Чарльз Вейн-Темпест-Стюарт, 7-й маркиз Лондондерри. После того, как Гитлер получил власть в Германии в 1933 году, МИ-6 опубликовала доклад, в котором утверждалось, что французские спецслужбы обнаружили документы в квартире принцессы в Париже, в которых её просили уговорить лорда Ротермира начать кампанию в прессе по возвращению Германии части территорий, отошедших к Польше в конце Первой мировой войны. За это она должна была получить £300,000, что составляет £13 миллионов по сегодняшним меркам, если бы ей это удалось. Принцесса Стефания получала финансовую поддержку от Ротермира, который изначально был поклонником Гитлера и в первой половине 1930-х годов выступал за союз с Германией. В 1930-х годах он платил принцессе Стефании ежегодный гонорар в размере £5,000 (£200,000 по сегодняшним меркам), чтобы она могла продвигать идею о поддержке германской политики среди британских кругов. Он также надеялся, что она представит его высшему руководству нацистской партии. Когда стало ясно, что скоро начнётся война, Ротермир начал выступать за перевооружение британской армии, а его отношения со Стефанией похолодели и он перестал перечислять ей деньги. Принцесса подала на него него в суд, утверждая, что он обещал пожизненные выплаты, но дело проиграла. Во время своих визитов в Германию она познакомилась со многими видными нацистами, в том числе с самим Адольфом Гитлером, который называл её своей «дорогой принцессой». У неё сложились тесные отношения с Германом Герингом и Генрихом Гиммлером, который объявил её «почетным арийцем». В докладе МИ-6 в 1938 году о ней сообщается следующее: «её часто вызывает фюрер, который ценит её ум и дельные советы. Она, пожалуй, является единственной женщиной, которая может оказывать влияние на него» (Этот документ был рассекречен в 2005 году.) В Британии принцесса Стефания действовала в качестве курьера, доставляя секретные сообщения членам высокопоставленных британских кругов, которые симпатизировали нацистскому режиму. В 1937 году она устроила визит лорда Галифакса в Германию и его встречу с Герингом. В том же году она также сыграла важную роль в подготовке визита Эдуарда, герцога Виндзорского и его супруги Уоллис, герцогини Виндзорской в Германию. В 1937 году Стефания завела роман с Фрицем Видеманом, адъютантом Гитлера. Когда Видемана назначили генеральным консулом Германии в Сан-Франциско, она переехала к нему в США в конце 1937 года, затем улетела обратно в Европу в следующем году. В 1938 году нацисты конфисковали имущество австрийских евреев, в том числе и Леопольдскрон, замок в Зальцбурге, который находился в собственности режиссёра Макса Рейнхардта. По некоторым сообщениям, замок был передан Стефании Герингом. Другие источники говорят, что она арендовала его. Есть версия о том, что Гогенлоэ получила поручение от Геринга о переделке замка в гостевой дом для видных деятелей культуры Рейха, который одновременно мог бы служить в качестве резиденции для Гитлера.
Вторая мировая война
Принцесса Стефания вернулась в Великобританию в 1939 году, но после начала войны покинула страну, опасаясь обвинения в шпионаже. Она возвратилась к своему бывшему любовнику Фрицу Видеманну, который продолжал занимать должность консула в Сан-Франциско. За ней сразу же установили слежку агенты ФБР. В марте 1941 года Стефания была задержана на несколько дней иммиграционными властями. Тогда же она познакомилась с Лемюэлем Шофилдом, директором американской Службы иммиграции и натурализации в Вашингтоне, округ Колумбия. Он поместил её в тот же отель, где жил сам, и затем у них начался роман, который продолжался несколько месяцев. После этого в течение некоторого времени она жила в Александрии, штат Виргиния, вместе с сыном и матерью. В октябре того же года в ФБР составили заметку о принцессе, где она характеризуется как «чрезвычайно опасная и хитроумная женщина», и утверждается, что «как шпион она опаснее десяти тысяч мужчин.» В характеристике также содержалась рекомендация к немедленной депортации, а также отмечался тот факт, что британцы и французы также подозревали её в шпионаже. Гогенлоэ, тем не менее, продолжала оставаться в стране. После японской атаки на Перл-Харбор и официального вступления США во Вторую мировую войну Стефания была арестована с санкции ФБР и интернирована в лагере в Филадельфии. Затем она была переведена в другой лагерь для граждан враждебных государств, который находился в Техасе. Во время своего пребывания в лагере её допрашивали сотрудники недавно образованного Управления стратегических служб (УСС). В мае 1945 она получила условно-досрочное освобождение. В 2005 году МИ-6 и ФБР рассекретили документы военных лет, которые теперь доступны исследователям. Американские документы содержат информацию о том, что её показания, данные в ходе допросов, легли в основу доклада о личности Адольфа Гитлера, который был составлен Генри Мюрреем и Уолтером Лангером.
Послевоенные годы
После войны Стефания вернулась в Германию, где продолжала поддерживать связи с высшими кругами страны. Она сотрудничала с такими руководителями средств массовой информации, как Генри Наннен, главный редактор новостного журнала Stern, и Аксель Шпрингер, владелец Axel Springer AG. Для Шпрингера она организовала интервью с Джоном Кеннеди и Линдоном Джонсоном. Принцесса Стефания Юлиана цу Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингфюрст умерла в городе Женева, Швейцария, 13 июня 1972года и была похоронена там же.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 16 сентября родились | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»