• Авторизация


16 сентября родились 16-09-2025 03:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[525x700]
1883
Николай Евгеньевич Какурин
русский офицер Генерального штаба, советский военачальник, военный теоретик, публицист, историк и педагог. Член КПСС с 1921. Родился в городе Орёл, Российская империя, в семье офицера. Православный. Из дворян. Образование получил в Житомирской гимназии. В службу вступил 13 сентября 1902. Окончил Михайловское артиллерийское училище (1904). Из училища выпущен Подпоручиком (старшинство 22 августа 1904) в 30-ю артиллерийскую бригаду. Позже служил в 18-й артиллерийской бригаде. Поручик (старшинство 23 августа 1907). Окончил Николаевскую военную академию (1910; по 1-му разряду). Штабс-Капитан (приказ 8 июня 1910; старшинство 5 июня 1910; за отличные успехи в науках). Цензовое командование ротой отбывал в 17-м пехоном Архангелогородском полку (6 декабря 1910 - 6 декабря 1912). Капитан (приказ 19 декабря 1912; старшинство 19 декабря 1912; на основании СВП 1869, VII (издание 2), 243). Старший адъютант штаба 5-й пехотной дивизии (с 7 декабря 1912; 2 года 2 месяца). Участник мировой войны. На 16 января 1915 в том же чине и должности. Старший адьютант (обер-офицер для поручений?) штаба 10-го армейского корпуса (3,5 месяца). Исполняющий должность старшего адъютанта крепости Перемышль (7 месяцев). Подполковник (старшинство 19 декабря 1915). И.д. начальника штаба 71-й пехотной дивизии (с 19 декабря 1915; 8 месяцев). Исполняющий должность начальника штаба 3-й Забайкальской казацкой бригады (с 23 августа 1916; 1 год 3 месяца) входившей в состав отд. корпуса ген. Баратова, действовавшего в Персии. Одновременно начальник штаба Урмийского отряда. На 16 января 1917 старшинство в чине Подполковника установлено с 19 декабря 1914. 12 августа 1917 старшинство в чине Подполковника установлено с 19 декабря 1913. Полковник (приказ 28 августа 1917). В октябре 1917 уехал с фронта в отпуск в Киев, где находилась его семья. Назначен командиром 7-го Кавказского строевого полка (10 декабря 1917; вероятно в должность не вступил, т.к. на фронт из отпуска уже не вернулся). Проживал в Киеве во время взятия города красными войсками Муравьева и германской оккупации. С 8 марта 1918 в армии УНР. Помощник начальника Генерального штаба УНР (руководил 2-м квартирмейстерством). В армии Украинской Державы в той же должности. В декабре 1918 после падения режима гетмана П.П.Скоропадского в армии УНР. Получив предложение выбрал противопольский фронт. Помощник начальника штаба Холмско-Галицкого фронта (командующий - А. Шаповал) армии УНР (с 30 декабря 1918). После того как А.Шаповал стал военным министром УНР (март 1919) последовал за ним в Винницу, где выполнял различные его поручения. После ухода А.Шаповала с поста военного министра (апрель 1919) - в Украинской Галицийской армии: сначала в штабе 3-го корпуса, позже - начальник штаба вновьсформированного 4-го корпуса (апрель-июль 1919). После отхода Галицийской армии на восточный берег Збруча и расформирования 4-го корпуса жил в Каменце. Осенью 1919 Галицийская армия, утратившая боеспособность из-за эпидемии тифа, вошла в состав ВСЮР на правах автономии. Состоял в резерве армии. В марте 1920 в условиях наступления частей РККА на правобережной Украине в Галицийской армии был создан Военно-Революционный комитет и армия перешла на сторону РККА. После этого в числе других офицеров бывш. русской службы выехал в штаб 12-й армии в Киев (март 1920). Оттуда, перенеся заболевание возвратным тифом, в конце апреля 1920 был отправлен в Москву (приехал 1 мая 1920). 7 мая 1920 арестован в Москве "за службу в украинской и галицкой армиях", в июне 1920 освобожден. В распоряжении начальника Всероглавштаба. В распоряжении наштарма 16 (с 14 июля 1920). Начальник штаба 8-й стрелковой дивизии, начальник 10-й стрелковой дивизии, с которой проделал поход на Варшаву и обратно. Включен в список Генштаба РККА от 7 августа 1920. Временный командарм 4-й армии (17 октября – 22 октября 1920). Командарм 3-й армии (24 октября –21 декабря 1920). После расформирования 3-й армии 2-й помощник командующего Западным фронтом (М.Н.Тухачевского; с 28 декабря 1920). После назначения М.Н.Тухачевского командующим Тамбовской группой войск, предназначенной для борьбы с Антоновщиной, получил назначение начальником штаба той же группы войск. Награжден орденом Красного Знамени (11 ноября 1921). Комвойск Витебского района (август-октябрь 1921). Главный руководитель кафедры тактики в Военной академии РККА. С 25 марта 1922 командующий войсками Бухарско-Ферганского района. С 17 июня 1922 помкомвойск Туркфронта. Руководил борьбой с басмачами. Награжден бухарским орденом Красной Звезды (1922). Вернулся в Москву, заболев малярией. Старший руководитель по тактике в Военной академии РККА (с августа 1922). С 1923 начальник отдела по истории гражданской войны при Штабе РККА. Затем в Военно-научном отделе Управления по исследованию и использованию опыты войны Штаба РККА. В 1925-1930 в Военной академии имени М.В.Фрунзе. 19 августа 1930 арестован (с 1922 на него доносила его двоюродная сестра О.А.Зайончковская, которой он доверял) и 19 февраля 1932 приговорен к 10 годам заключения. Содержался в Ярославской тюрьме, где и умер в заключении 29 июля 1936 года.
Награды
Российской империи: Медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года» (1912); Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ от 16 января 1915); Орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (Высочайший приказ от 11 февраля 1915); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (утверждён Высочайшим приказом от 14 июня 1915); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ от 25 июня 1915); Орден Святого Станислава II степени с мечами (утверждён Высочайшим приказом от 26 марта 1916). Советских республик: Орден Красного Знамени; РСФСР (Приказ РВСР № 306 от 11 ноября 1921); Орден Красной Звезды I степени; Бухарская Народная Советская Республика (1922).
Семья
Жена — Эльвира-Анна Леопольдовна Какурина, урождённая Мерелли (1885—1963, Пермь), итальянка римско-католического вероисповедания.
Дочери: Анна (1911—1985; в замужестве Кнерцер, Федотова); Анастасия (1915—1993, Москва), — артистка балета, педагог, театровед. Окончила Московское хореографическое училище при Большом театре СССР и заочно театроведческий факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского по специальности «История и теория театра». Работала в Пермском театре оперы и балета, преподавала в Пермском государственном хореографическом училище, в Воронежском хореографическом училище. Муж (3-й брак) — Николай Федорович Орешкевич, артист балета, педагог. Заслуженный артист РСФСР. Племянник (сын сестры Ольги Евгеньевны Какуриной, в замужестве Поляковой) — митрополит Леонид (Лев Львович Поляков), епископ Русской Православной Церкви, митрополит Рижский и Латвийский. Труды: Стратегия пролетарского государства. (Этюд), [б. м.], 1921; Русско-польская кампания 1918—1920, Москва, 1922; Война с белополяками, 1920 г. (в соавторстве с В.А.Меликовым). Москва: Госвоениздат, 1925; Современная тактика, 3-е издание, Москва, 1927; Встречный бой, Москва, 1927; Как сражалась революция: в 2 томах. Москва.: Политиздат, 1990. 2-е издание, дополненное, 500 страниц; Какурин Н.Е. Стратегический очерк гражданской войны Москва; Ленинград: Воениздат. 1926. 160 страниц; Восстание чехословаков и борьба с Колчаком, Москва, 1928; Борьба за Петроград в 1919, Москва; Ленинград, 1928; Война с белополяками, Москва; Ленинград, 1930; Какурин Н.Е., Вацетис И.И. Гражданская война. 1918–1921. — Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Полигон», 2002. — 672 страницы — (Великие противостояния). — 5 100 экземпляров — ISBN 5–89173–150–9. Источники: Как сражалась революция. Москва, том 1, 1990; Гражданская война и военная интервенция в СССР. Москва, 1983; Список лиц с высшим общим военным образованием состоящих на службе в РККА по данным на 1 марта 1923. Москва 1923; Кавтарадзе А.Г. Военспецы на службе Республики Советов. Москва, 1988;. Список Генерального штаба. Исправлен на 1 июня 1914. Петроград, 1914; Список Генерального штаба. Исправлен на 1 января 1916. Петроград, 1916; Список Генерального штаба. Исправлен на 3 января 1917. Петроград, 1917; Список Генерального штаба. Исправлен по 1 марта 1918.//Ганин А.В. Корпус офицеров Генерального штаба в годы Гражданской войны 1917-1922 гг. Москва, 2010; Обречены по рождению ... По документам фондов: Политического Красного Креста. 1918-1922. Помощь политзаключенным. 1922-1937. Санкт-Петербург, Издательство журнала "Звезда", 2004; Приказ по Армии и Флоту 30 июля 1917; Тинченко Я. Офицерский корпус армии Украинской Народной Республики. Киев, 2007; Высочайший Приказ по военному ведомству//Разведчик №1154, 11 декабря 1912; Протокол допроса Н.Е.Какурина (ДА СБУ. - Спр.67093-ФП, т.54.-Арк.18-22 зв., 24-27 зв., 29-32 зв., 34-38, 40-43. Рукопис на бланку. Оригінал) Русский Инвалид. №81, 24 марта 1916//Информацию предоставил Павел Резниченко; Высочайший Приказ по военному ведомству//Разведчик №1023, 8 июня 1910; Высочайший Приказ по военному ведомству//Разведчик №1263, 20 января 1915; Высочайший Приказ по военному ведомству//Разведчик №1269, 3 марта 1915; Высочайший Приказ по военному ведомству//Разведчик №1293, 18 августа 1915; Высочайший Приказ по военному ведомству//Разведчик №1296, 8 сентября 1915.

[479x700]
1883
Томас Эрнест Хьюм (Thomas Ernest Hulme)
английский философ, поэт, теоретик искусства. Родился в семье состоятельного бизнесмена. В 1902 поступил в Кембриджский университет, где изучал философию, математику, искусство. В марте 1904 по неясным причинам исключён из университета. Слушал курс биологии и физики в Университетском колледже Лондона, "нелегально" - лекции по философии в Кембридже. В конфликте с отцом, осуждавшим его увлечение "эфемерной" философией, в июле 1906 уехал в Канаду, где, работая лесорубом, ощутил бесконечность пространства прерий, космическое ничтожество человека и мощь Бога. Один из ранних английских бергсонианцев: с 1907 лично знаком с Бергсоном. В 1912 благодаря его ходатайству вновь принят в Кембриджский университет, но так и не закончил его. С 1908 признанный лидер поэтико-философского авангарда в Лондоне. Один из организаторов Клуба поэтов. Сочтя его дилетантским, собрал свою группу поэтов, романистов, художников, скульпторов, еженедельно встречавшихся в ресторане "Башня Эйфеля" в Сохо среди них Ф.С.Флинт, Э.Паунд. Их объединяло желание реформировать искусство, вывести поэзию из состояния романтико-декадентской комы, придать хаотическому бунту направление и форму. В 1914 ушёл добровольно на фронт и погиб 28 сентября 1917 года. За 7 лет с 1908 Хьюм напечатал 40 статей о "новой философии" и искусстве. В январе 1914 для иллюстрации своей теории опубликовал 5 из 6 стихотворений под ироническим названием "Полное собрание сочинений" в политическом и литературном еженедельнике "Нью эйдж". Очевидна склонность Хьюма к неоклассицизму, который был для него, как и для Т.С.Элиота, идеологической суперструктурой - надстройкой; природная же склонность, вкус влекли его к образному, особенному, иррациональному - бергсонианству. Хьюм - автор статей о Бергсоне как философе, давшем ответ на "кошмар материализма" в 1913 перевёл на английский его "Введение в метафизику". Общие контуры политических взглядов Хьюма: негативное отношение к либерализму, "гедонистической", "пацифистской" демократии, прогрессу, признание авторитарной власти; восхищался Ж.Сорелем в 1916 перевел на английский его "Размышления о насилии", Ницше, неороялистскими писателями, группировавшимися вокруг "Аксьон Франсэз". В "Военных заметках" в журналах "Нью эйдж" и "Кембридж мэгезин" в 1915-1916 - под псевдонимом Норт Стаффс North Staffs - писал о практике артиллерийского дела, о стратегии, обосновывал идеологию милитаризма. Однако крайнего национализма, расизма, культа насилия в его критике демократии не было. Наследие Хьюма собрано Г.Фидом в двух посмертно изданных книгах: "Умозрения: Эссе о гуманизме и философии искусства" "Speculations: Essays on Humanism and the Philosophy of Art", 1924 и "Заметки о языке и стиле" "Notes on Language and Style", 1929. Книга о его друге, скульпторе Якобе Эпштейне, и об эстетике скульптуры погибла вместе с ним. Как философ Хьюм развивал традиции Свифта, де Местра, Карлайла: считал человечество неизлечимо глупым и злым, размышлял, как сделать мир безопасным для просвещённого меньшинства и индивида. В программном эссе "Романтизм и классицизм" утверждал: после 100-летнего господства романтизма мы находимся на этапе возрождения классицизма, трезво оценивающего человека как существо низменное и ограниченное - добиться толку от него можно лишь с помощью традиции и дисциплины. В романтизме с его руссоистской идеализацией природной доброты человека видел главный источник идеологии индивидуализма, ведущей к разгулу страстей, хаосу эмоций, обожествлению человека. Строил свою философию на догме первородного греха "злоязычник" У.Льюис дал ему кличку "первородный грех". Хьюм рассматривал религию как человеческую потребность, аналогичную аппетиту или сексуальному инстинкту. Подавляемая или Отрицаемая, она обретает извращенную форму выражения: Богом считают человека, небеса ищут на земле. Романтическая вера в бесконечные возможности человека - это, по определению Хьюма, "расщепленная религия", т. е. искажённая форма религиозного импульса, как поэзия для романтиков - заменитель религии. Хьюм разработал теоретическую программу имажизма. В ней антропоцентризму, романтической, субъективистской эстетике самовыражения противопоставлялись ценности божественного происхождения, культ мастерства, верлибр для преодоления инерции традиционной ритмики. Когда мир страшен и кажется хаосом, лишённым всякой закономерности, рассуждал Хьюм, у человека есть только одно средство преодолеть хаос - заковать его в неподвижную систему железной геометрической закономерности. Отвергая идею поэтического вдохновения, Хьюм пропагандировал интеллектуальную поэзию, не воспроизводящую "внешнюю природу", а рационально реконструирующую глубинный изначальный "объект", скрытый за зримыми формами предметов. Искусство имажизма, по Хьюму, как совокупность геометрических форм знакомо и художникам глубокой древности, но ныне эти формы ассоциируются с идеей машины. Цель поэта - точность изображения, лаконизм, ясность языка, в идеале приближение к формам японской классической лирики - минимум "информации" и максимум "подтекста" суггестивности. Стихотворения Хьюма - образцы "классического имажизма", холодное, рациональное словотворчество. В "Лекции о современной поэзии" Хьюм опровергал метафизические претензии поэзии, более не имеющие дела с героическим действием, она интроспективна и передаёт мгновенные состояния поэта. В этой связи Хьюм привёл суждение Г.К.Честертона: если в прошлом описывалась осада Трои, ныне пытаются выразить эмоции мальчика на рыбалке. Хьюму близко абстрактное искусство, ориентированное на обнаженность, структурность. Он отрицал воображение как средство романтического выражения эмоций. В теории Колриджа ему ближе строящаяся по ассоциативным законам памяти концепция "поэзии как фантазии", чем поэзия "неограниченного спонтанного воображения". Хьюм обрел посмертную славу как идеолог европейского модернизма и революции в англоязычной поэзии, основоположник имажизма, но главное - как философ нового антилиберального образца, антипод толерантного, демократического сознания 19 в. "Классицист, реакционер и революционер", по замечанию Т.С.Элиота 1924, Хьюм сыграл важную роль в формировании догматического, нетерпимого, авторитарного сознания 20 в. Во многом предвосхитил теории Т.С.Элиота, повлиял на формирование воззрений У.Льюиса и Э.Паунда. Сочинения: Further Speculations / Ed. by S. Hynes. Minneapolis, 1955; Poems. L., 1973; в русском переводе: [Стихотворения] // Антология новой английской поэзии. Ленинград, 1937. Литература: Ионкис Г.Э. Эстетические концепции Т.Э.Хьюма // Ионкис Г.Э. Эстетические искания поэтов Англии 1910-1930. Кишинев, 1979; Roberts М. Т.Е.Hulme. L., 1938; Jones A.R. The Life and Opinions of Т. Е. Hulme. L., 1960.

[501x700]
1885
Карен Хорни (Karen Horney; урождённая Даниельсен)
американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма. Акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации. Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в районе Бланкенез, неподалеку от Гамбурга, Пиннеберг, Шлезвиг-Гольштейн, Германская империя. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной» (Rubins, 1978,р. 14). В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства (Rubins, 1978). К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа — все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями. Карен Хорни переехала в США из Германии в 1932 году для работы в Чикагском психоаналитическом институте. В 1934 она переезжает в Нью-Йорк, где ведёт занятия в Новой школе социальных исследований, а также в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. В 1941 году коллеги изгоняют её из института в связи с её отходом, в теории и практики работы, от ортодоксального психоанализа и она основывает собственную Ассоциацию содействия развитию психоанализа (Association for the Advancement of Psychoanalysis). Умерла в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 4 декабря 1952 года. Карен Хорни имела в браке трёх дочерей, из них одна, Бригитта Хорни, стала известной актрисой в Германии в 1930—1940-е годы.
Научная деятельность
В результате переезда из Германии в США ей удалось проанализировать, в какой мере культурная среда влияет на образование невротического поведения:
«Тогда я увидела, что отношения между людьми и неврозы в этой стране во многом отличаются от тех, которые я наблюдала в европейских странах. И что объяснить это может лишь различие в цивилизациях.» — Хорни К. Наши внутренние конфликты.
Невроз формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Ортодоксальный психоанализ же ориентируется на генетические и инстинктивные причины. Например, подавление (культурой) инстинктов приводит к формированию невроза (пример — Эдипов комплекс). В результате меняется смысл терапии. Цель ортодоксального психоанализа — помочь справиться со своими инстинктами. По Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни. В основе любого невроза обычно усматривают внутренний конфликт (противоборство между чем-то и чем-то в психике человека). Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Хорни в своих ранних работах выдвинула положение о том, что динамическим центром невроза является противоречие между взаимоисключающими невротическими тенденциями личности.
«Описанная мною структура неврозов не противоречит в принципе теории Фрейда. … Но хотя я согласна, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза, я не считаю это условие достаточным. … Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность и если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и являются в равной мере настоятельными, тем не менее несовместимы друг с другом.» — Хорни К. Невротическая личность нашего времени // Хорни К. Собрание сочинений в 3-х томах — Москва : Смысл, 1997. — Том 1. — Глава 5. — Страница 346.
В своей более поздней работе «Самоанализ» (1942) Хорни назвала эти защитные тенденции «невротическими наклонностями» (neurotic trends), понимая под ними навязчивые, лежащие «в основе психических расстройств… бессознательные побуждения, которые получают развитие, поскольку позволяют человеку справиться с жизнью, несмотря на его страхи, беспомощность и одиночество». Выделив в «Самоанализе» десять таких патогенных стремлений, Хорни в этот период считала, что
основой неврозогенеза… становится конфликт нескольких невротических наклонностей, когда следование одним наклонностям будет постоянно препятствовать осуществлению противоположных. В такой ситуации человек «заходит в тупик». — Менделевич В Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. — Москва : МЕДпресс-информ, 2002. — Страницы 27-28. — ISBN 5-901712-27-7.
Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). В принципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь — в широком смысле слова). У невротических наклонностей обычно есть функция (скрытая выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности конкретной личности. Свою трактовку невротических конфликтов Хорни видоизменила в своей главной и наиболее зрелой работе «Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию» (1950). В противоборстве несовместимых невротических наклонностей Хорни стала усматривать лишь частный случай невротических конфликтов. Вводя понятие «центрального внутреннего конфликта» как конфликта между «реальным» и «идеальным» Я, Хорни подчеркивала, что он является более глубоким, чем конфликт различных невротических сил:
«Когда ранее, в других своих книгах, я использовала термин «невротический конфликт», я имела в виду конфликт между двумя несовместимыми компульсивными влечениями. Однако центральный внутренний конфликт — это конфликт между здоровыми и невротическими, конструктивными и деструктивными силами. Следовательно, мы должны будем расширить наше определение и сказать, что невротический конфликт может действовать либо между двумя невротическими силами, либо между здоровыми и невротическими. Важность этого различия выходит за пределы терминологического разъяснения. … По аналогии с государством, это различие между столкновением интересов отдельных групп и вовлечением всей страны в гражданскую войну.» — Хорни К. Невроз и развитие личности // Хорни К. Собрание сочинений в 3-х томах — Москва : Смысл, 1997. — Том 3. — Глава 5. — Страница 359.
«Невротическая личность нашего времени» (1937) преднамеренно написана доступным неспециалисту языком (самолечение предполагается). Главная ценность книги — системное описание невроза. Последовательно изложен большой объём различных причинно-следственных связей. Основные темы — тревога, враждебность, компульсивное стремление к любви и к власти, невротическое чувство вины. «Новые пути в психоанализе» (1939) содержит специальную терминологию, что не слишком мешает прочтению. Умерла в Нью-Йорке 4 декабря 1952 года. Библиография: Хорни К. Собрание сочинений в 3-х т. — Москва : Смысл, 1997; Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — Москва : Академический проект, 2006; Хорни К. Наши внутренние конфликты. — Москва : Академический проект, 2006; Хорни К. Невроз и рост личности. — Москва : Академический проект, 2008; Хорни К. Самоанализ. — Москва : Академический проект, 2009; Хорни К. Новые пути в психоанализе. — Москва : Академический проект, 2009; Хорни К. Психология женщины. — Москва : Академический проект, 2009; Хорни К. Невротическая потребность в любви. — Москва : Астер-Х, 2011. Литература: Хорни К. Тревожность // Хорни К. Собрание сочинений в 3-х томах — Москва : Смысл, 1997. — Том 2. — Страницы 174—180. (Это неполный текст 12-й главы из книги К.Хорни «Новые пути в психоанализе» (1939). В Интернете эта книга пока доступна только в подлиннике: Horney K. New Ways In Psychoanalysis.); Rubins J. L. Karen Horney: Gentle rebel of psychoanalysis. — New York : Dial Press, 1978; Отрывок из книги «Невротическая личность нашего времени».

[488x700]
1886
Жан Арп (Ханс Арп; французское имя — Jean Arp; немецкое имя — Hans Arp)
немецкий и французский поэт, художник, график, скульптор, один из основоположников абстрактной скульптуры и основателей дадаизма – направления в искусстве, использовавшего в качестве средства выражения элементы бессмыслицы и абсурда. Арп много работал в области литературы; его поэзия, эпиграммы, критические произведения и размышления получили широкую известность. Эльзасец Арп писал по-французски и по-немецки. В течение всей жизни он использовал два имени – Жан и Ханс (второе – его настоящее имя, поскольку в 1887 Эльзас принадлежал Германии). Родился в Страсбурге. Отец — немец из Киля, мать — родом из Эльзаса. Арп учился в Страсбургской школе искусств и ремесел, в 1908 году — в Академии Жюлиана в Париже. В 1912 году уже был знаком с ведущими европейскими художниками, в том числе с членами группы «Синий всадник», которую возглавляли Василий Кандинский и Пауль Клее. Начал публиковаться как поэт. В 1914 в Кёльне познакомился с Максом Эрнстом, в том же году встретился в Париже с Аполлинером, Пикассо, Модильяни, Соней и Робером Делоне. В 1915 Арп уехал в Цюрих, где и жил до конца войны; здесь он впервые показал на выставке свои геометрические коллажи. Многие работы были выполнены им в соавторстве с художницей Софи Тойбер, на которой он женился в 1922. В 1916 в Цюрихе Арп основал группу «Дада». Абстрактные деревянные рельефы, созданные художником, кажутся забавными; игровой, шутливый характер произведений характерен для дадаизма, однако за показной несерьезностью всегда стоят сложная интеллектуальная деятельность и глубокая творческая проницательность. Иллюстрировал книги сотоварищей — Тристана Тцара, Бенджамена Пере, Рихарда Хюльзенбека. В 1917 начал заниматься скульптурой. В 1919–1920 Жан Арп и Макс Эрнст возглавили немецкую группу дадаистов в Кёльне. В 1920 познакомился в Берлине с Лисицким и Куртом Швиттерсом. В 1924 г. переезжает в Париж, знакомится с Мондрианом. В 1925 участвовал в первой выставке сюрреалистов, проходившей в Галери Пьер.
[427x700]
Х.Арп. «Пастух облаков». Венесуэльский университет. Каракас.
Вошёл в круг сюрреалистов, был близок к абстракционизму. C 1925 вместе с женой, художницей Софи Тойбер, поселился в городке Кламар, на границе Мёдонских лесов, к юго-западу от Парижа. Написал сценарий фильма Ханса Рихтера «День как день» (1929 г., в одной из ролей снялся С.Эйзенштейн). В 1930 он создал первые трехмерные скульптуры из дерева и вскоре начал работать в гипсе, бронзе и камне. Для стиля Жана Арпа характерно использование мягких, ясных и простых, взятых у природы форм, таких, как облака, листья, человеческие тела. В 1940—1946 гг., спасаясь от гитлеровцев, жил в Швейцарии, затем снова в Кламаре. В 1959 г. обосновался в Сольдуно, под Локарно. В 1958 в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла ретроспективная выставка произведений Арпа. Среди представленных на ней работ были Квадраты, размещенные согласно законам вероятности (коллаж, 1916–1917); Стол с яйцом (деревянный рельеф, 1922), Человеческая конкреция (бетон, 1935) и Птолемей (известняк, 1953). Художник принимал участие в украшении здания ЮНЕСКО в Париже. Умер Арп в Базеле (Швейцария) 7 июня 1966 года. В 1954 получил на Биеннале в Венеции Большую премию по скульптуре, в 1959 — Орден Почётного легиона. В 1961 стал кавалером Ордена литературы и искусства. В 1963 Арпу присуждена Большая национальная художественная премия Франции, в 1964 — Большая художественная премия земли Северный Рейн — Вестфалия и Премия Карнеги, в 1965 — Золотая медаль Министерства культуры Италии, Премия Гёте Гамбургского университета. Самая крупная коллекция произведений Арпа находится в Музее нового и современного искусства в Страсбурге, площадь перед которым носит имя художника. Его именем назван также культурный центр в Кламаре, улица в XIII округе Парижа. С 1979 в Кламаре действует Фонд Арпа (в 2004 получил статус национального музея). Каталоги выставок: Hans Arp 1886—1986. Rolandseck: Stiftung Hans Arp und Sophie Taeuber-Arp; Stiftung Bahnhof Rolandseck, 1986; Hans Arp (1886—1966) zum 100. Geburtstag. Zürich: Kunsthaus Zürich, 1986; Hans Arp 1886—1966: Druckgrafik. München: Edition e, 1986; Hans Arp, Sophie Taeuber-Arp. Ostfildern-Ruit: G. Hatje, 1996; Hans Arp 1886—1966. Berlin: Kulturstiftung der Länder, 1997; Hans Arp, Worte Ania Harms (Hrsg.). Oberursel: A. Harms, 2002; Schwitters — Arp/ Hrsg. Hartwig Fischer. Ostfildern-Ruit: Hatje Cantz, 2004; Hans Arp, Göttinnen umgeben von ihren Rosen und Schlangen/ Ania Harms (Hrsg.). Oberursel: A. Harms, 2005; Hans Arp, Singendes Blau/ Ania Harms (Hrsg.). Oberursel: A. Harms, 2006; Ханс Арп. Скульптура. Графика. — Москва: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1990. Литературные Сочинения: Gesammelte Gedichte. Bd.1-3. — Zurich; Wiesbaden, 1966—1984; Arp on Arp: poems, essays, memories. — New York: Viking Press, 1972; Sable de lune: poèmes choisis. — Paris: Arfuyen, 2005; [Стихи] / Перевод В.Куприянова // Вести дождя Стихи поэтов ФРГ и Западного Берлина. — Москва: 1987. — Страницы 168—173; [Стихи] / Перевод В.Микушевича // Ханс Арп. Скульптура. Графика. — Москва: ГМИИ имени А.С.Пушкина, 1990. — Страницы 174—187; Безымянный зверинец. Перевод С.Дубина // Андре Бретон. Антология чёрного юмора. — Москва: Carte Blanche, 1999. — Страницы 379—381; Насос облаков. Перевод В. Парнаха // Парнах В. Жирафовидный истукан. — Москва: «Пятая страна», «Гилея», 2000. — Страница 107. — ISBN 5-901250-01-X; Поэзия французского сюрреализма. — Санкт-Петербург: Амфора, 2003. — Страницы 217—228. Литература о поэте и художнике: Last R.W. Hans Arp: the poet of Dadaism. — London: Wolff, 1969; Poley St. Hans Arp: die Formensprache im plastischen Werk. — Stuttgart: G. Hatje, 1978; Fauchereau S. Arp. — New York: Rizzoli, 1988; Rossi P.L. Hans Arp. — Paris: Virgile, 2006.

[496x700]
1886
Геронтий Дмитриевич Кикодзе (грузинское имя — გერონტი დიმიტრის ძე ქიქოძე)
советский критик и переводчик. Родился в Бахви (ныне Озургетский муниципалитет, Грузия). Окончил философский факультет Лейпцигского университета в 1915. Печататься начал в 1905. За левые общественно-политические выступления Кикодзе подвергался арестам в Грузии (1905, 1910). Автор исследований, критических статей по литературе, искусству, эстетике: "Статьи об искусстве" (1936), "История грузинской литературы" (1947), "Воспоминания, речи, письма" (1956), "Этюды и портреты" (1958). Переводил на грузинский язык работы классиков марксизма-ленинизма, а также произведения О.Бальзака, Стендаля, П.Мериме, А.Доде, А.Франса и др. Умер в Тбилиси 1 августа 1960 года. Сочинения: в русском переводе: Грузинские классики, Тбилиси, 1942; Ираклий Второй, 2-е издание, Тбилиси, 1948. Литература: ზ.ბაბუნაშვილი, თ.ნოზაძე, „მამულიშვილთა სავანე“ — თბილისი, 1994; გერონტი ქიქოძე, „თანამედროვის ჩანაწერები“ — „არეტე“, თბილისი, 2003 ISBN 99940-745-6-3; გერონტი ქიქოძე, „ეტიუდები და პორტრეტები“ — თბილისი, 1958

[458x700]
1886
Рудольф Франк (немецкое имя — Frank Rudolph)
немецкий и швейцарский актёр и режиссёр, журналист и писатель. Родился в Майнце (Рейнланд-Пфальц), в еврейской семье. Изучал право, однако решил посвятить себя театральной карьере. Играл в Хофтеатре (Майнинген), Франкфуртском Новом театре (немецкое название - Neues Theater (Frankfurt am Main)), Мюнхенском камерном театре (немецкое название - Münchner Kammerspiele), гастролировал за рубежом. До начала 1930-х гг. часто публиковал фельетоны, также автор молодёжного романа «Череп африканского вождя Макауа» («Мальчик, который забыл свой день рождения»). После прихода к власти нацистов ему было запрещено заниматься актёрско-режиссёрской деятельностью, однако какое-то время он обходил этот запрет, работая под псевдонимами. Кроме того, снялся в нацистском пропагандистском фильме «Штурмовик Бранд» в роли еврея-промышленника. В 1936 г. благодаря покровительству великого герцога Эрнста Людвига Гессен-Дармштадтского и актёра Отто Лаубингера эмигрировал в Австрию, откуда, вскоре после аншлюса, эмигрировал в Италию, а затем в Швейцарию, где получил разрешение на работу и зарабатывал переводами книг. После 1945 г. решил остаться в Базеле, где в 1948 г. получил постоянный вид на жительство и продолжил свою карьеру в театре и литературе. В 1918 г. женился на Оттилии Миттендорф, которая в следующем году родила ему дочь. Брак был расторгнут в 1927 году. В 1929 г. его женой стала артистка Анна Амелия Смолл (умерла в Тель-Авиве в 1977), от которой родились два сына (1930 и 1936). Умер в Базеле 25 октября 1979 года.

1886
Деметер Чипарус (румынское имя — Dumitru Chipăruș)
румынский скульптор эпохи ар-деко, учился и работал в Париже. Родился в Дорохое, Румынии. В 1909 году отправился в Италию. Учился у скульптура Раффаелло Романелли. В 1912 году Чипарус эмигрировал в Париж, где посещал занятия Парижской Академии Изящных искусств, брал уроки у Антонина Мерсье и Жана Буше. Чипарус начинал с небольших скульптур реалистического характера, первый показ которых состоялся в 1914 г. в на Парижском салоне. Первые серии скульптур мастера, запущенные в производство, представляют собой изображения детей. С 1920-х гг. сложился зрелый стиль Чипаруса, отличавшийся высокой декоративностью и эффектностью. Отныне творчество мастера было посвящено преимущественно изображению танцовщиц и прекрасных женщин своего времени. Большая часть прав на реализацию скульптур Чипаруса была приобретена бронзолитейным заводом «Edmond Etling et Cie», директором которого был Жюльен Дрейфус. Мастерские «Les Neveux de J. Lehmann» были вторым бронзолитейным заводом, постоянно сотрудничавшим с Чипарусом. Чипарус редко выставлял свои работы на ежегодных парижских салонах. В 1928 году он продемонстрировал скульптуру «Метальщицу копья», в 1928 году — танцовщицу «Та-Кео». В период нацистских гонений и второй мировой войны работы Чипаруса почти перестали приобретаться литейными мастерскими. Экономическая ситуация не благоприятствовала развитию декоративного искусства, материальное положение многих скульпторов ухудшилось. С начала 1940-х гг. Чипарус не продал почти ни одной своей модели, но продолжал работать для себя, выполняя анималистические скульптуры в манере Art Deco. В 1942 году на Парижском салоне были выставлены его скульптуры «Полярный медведь» и «Американский бизон» из гипса, а в 1943 году в им были показаны скульптуры полярного медведя из мрамора и пеликана из гипса. Мастер умер в Париже 22 января 1947 года. Скульптуры Чипаруса являются классическим проявлением стиля Art Deco в декоративной скульптуре из бронзы и слоновой кости. Традиционно выделяется три фактора воздействия на творчество мастера: «Русский балет Дягилева», искусство Египта и в меньшей степени авангардное искусство. Некоторые скульптуры Чипаруса были напрямую вдохновлены танцовщиками русской труппы — так, например, лица фигур скульптурной группы «Персидский танец» имеют портретные черты Вацлава Нижинского и Иды Рубинштейн, а костюм скульптуры «Морская звезда» в точности повторяет эскиз костюма Золотой Рыбки Л. Анненского для балета «Подводное царство» на музыку Римского-Корсакова. Скульптор мог испытывать влияние русского театра и опосредованно, через адаптированные для широкой французской публики представления французских мюзик-холлов. Нередко Чипарус создавал свои скульптуры по фотографиям парижских танцовщиц — так, фигура «Танцовщица с обручем» является почти точным повторением известной в то время фотографии из альбома «Парижский мюзик-холл». Искусство Древнего Египта и Востока вошло в парижскую моду после открытия могилы Тутанхамона в 1922 году и также отразилось в творчестве Чипаруса. Существует ряд скульптур с изображением египетской царицы Клеопатры, а также «Египетские танцовщицы» в творчестве Дмитрия Чипаруса и Клер Колине. Работы Чипаруса являются абсолютным отражением своего времени, воплощением духа 1920—1930-х гг. Опираясь на старейшую парижскую традицию высококачественного декоративного искусства, они совместили в себе элегантность и роскошь, воплотили сущность своего времени. Художественный интерес к работам Чипаруса появился в 1970-е годы, а с 1990-х гг. он постоянно возрастает. В России крупнейшей коллекцией работ Чипаруса обладает Русский Дом Art Deco — собрание насчитывает более 100 работ румынского мастера. Литература: Victor Arwas. «Art deco» — London: 1992; Victor Arwas. «Art Deco Sculpture: Chryselephantine Statuettes of the Twenties and Thirties» — London: 1975; Bryan Catley. «Art Deco and other Figures» — Woodbridge, Suffolk: 1978; Alberto Shayo. «Chiparus: Master of Art Deco» — New York: 1993; Окроян, М. О.. «Скульптура ар деко: истоки и рассвет» (том 1) — Москва: Russian Art Institute, 2008

[637x700]
1887
Луиза Арнер Бойд (Louise Arner Boyd)
известная американская исследовательница и путешественница, член Американского географического общества. За изучение Арктики и Гренландии получила прозвища «Королева Льда» и «Леди Арктика». Открыла Америке и всему западному миру красоты Полесья, в особенности Пинского Полесья. Отец будущей путешественницы владел золотым рудником в Калифорнии. Родилась в Сан-Рафаэл, Марин, Калифорния, США. Помимо Луизы, в семье было два старших брата, которые скончались в юности из-за болезни сердца. Вскоре умерли отец и мать, так в 1919 году в возрасте 33 лет Луиза Арнер Бойд стала обладательницей многомиллионного состояния, одной из богатейших женщин Америки. С юности Луиза отличалась неординарным, импульсивным характером. В 1918 году покинув США, Бойд уехала в Европу и Египет, чтобы в качестве медсестры бороться с эпидемией испанки, это опасная болезнь ХХ столетия, унесшая жизнь около 100 миллионов человек. В 1924 году Луиза Арнер Бойд впервые увидела полярные льды на архипелаге Шпицберген. Начинающую исследовательницу заинтересовали бескрайние льды и она организовала первую экспедицию в Арктику. В 1926 году американка зафрахтовала норвежское судно «Хобби» и вновь отправилась покорять Арктику. В ходе второй экспедиции отснят фильм (21 тысяча футов кинопленки), сделано 700 фотографий и добыто 11 шкур белых медведей. В 1928 году Луизу Бойд правительство Норвегии наградило крестом Святого Олафа — американка стала третьей женщиной в мире, получившей столь высокую награду. Такой жест Норвегии — знак благодарности Луизе Бойд за полугодовые поиски в Баренцевом море Руаля Амундсена. Знаменитый полярник первой половины ХХ века Руаль Амундсен потерпел крушение в Баренцевом море, когда направился на поиск итальянского воздухоплавателя Умберто Нобиле. Дирижабль «Италия», на борту которого было 16 человек, пропал в мае 1928 года, возвращаясь с Северного полюса Земли. Попытки американки найти потерпевших бедствие коллег оказались тщетны, но сам факт заставил научное сообщество по-другому относиться к неординарной гражданке США. Путешественница сыскала уважение и авторитет. Активное изучение Гренландии и глубин океана вблизи северо-восточной оконечности Норвегии американка осуществляла в 1937—1938 годах. Несмотря на признание мировой общественностью заслуг и преклонный возраст, Луиза Арнер Бойд в 1955 году на самолете «Дуглас DC-4» отправилась в рискованный полет. Авиалайнер, пробыв 16 часов в воздухе, достиг Северного полюса и вернулся обратно в Норвегию. Так, 67-летняя американская путешественница стала первой женщиной, побывавшей на Северном полюсе. Все свои гигантские сбережения легендарная американка вложила в науку. Луиза Арнер Бойд доказала всему миру, что деньги могут служить добру и человеку. Известная исследовательница скончалась на 85-м году жизни, 14 сентября 1972 года. Спецзадание от правительства США Во время Второй мировой войны (1939—1945) Луиза Арнер Бойд получила специальное задание от правительства США. Исследовательница должна была детально изучать магнитное поле Северного полюса, так как через этот регион Земли проходили международные сеансы радиосвязи «Европа—США» и очень часто случались помехи. Бойд разобралась в проблеме и подготовила отчёт про возможность обустройства военного аэродрома на Баффиновой Земле. В 1934 году американская исследовательница приняла участие в работе международного конгресса географов в Варшаве. Тогда же она совершила научную экспедицию по землям так называемых «восточных крессов». С 1921 по 1939 год Западная Беларусь и Западная Украина входили в состав Польши. Путь американки пролег от Перемышля и Львова, через Ковель, Кобрин, Пинск, Клецк, Несвиж и далее через Слоним на Вильно. Особым желанием у неё было посмотреть «экзотику среди болот» — Пинское Полесье. В сентябре-октябре 1934 года Бойд находилась в Пинске и современном Пинском районе (Брестская область, Беларусь). Помимо личного водителя, её сопровождали польские географы Станислав Гожуховский и Ванда Ревеньская. В Пинске, в городской гостинице «Английская» (здание сохранилось до наших дней за адресом: город Пинск, улица Ленина, 2) расположился временный штаб экспедиции, откуда американка выезжала в пинские сёла. Древний Пинск и его окрестности — Городище, Кнубово, Кудричи, Курадово, Пинковичи, Тупчицы, очаровали легендарную американку. Вот, что сама Луиза Бойд писала в своих дневниках по визиту на Пинское Полесье: «За свою жизнь я видела много различных ярмарок в разных странах мира, но нигде не видела того уникального и интересного, что я увидела в Пинске. Этот город является перекрестком путей, где со всей околицы прибывают и встречаются люди, которых разделяют десятки километров воды. «...» Обычно болота описываются как нечто экстремально плоское и монотонное, чего я здесь не увидела, так как моей главной целью были только местные жители... Живущие на водных путях или среди них, создают своеобразный этнический стержень, который отличает этих людей от других.» Множество фотографий посвящено рекам, болотам, озерам, многочисленным протокам и, несомненно, рыбакам и челнам. Результатом поездки явилась публикация в 1937 году в Нью-Йорке фотоальбома «Польская провинция» (Polish Countrysides) и, несомненно, открытие для всего мира Полесья во всей его многогранности, самобытности и оригинальности. Историк-краевед из Пинска Эдвард Злобин заявил в интервью Белорусскому Радио Рация: «...Беларуси и нашему Полесью открывается имя американки Луизы Арнер Бойд, которая известная во всем мире в том числе своей экспедицией по стране лесов и болот. Не забывайте, что именно Луиза Бойд сделала открытие для американского мира Полесье во всей его многогранности, самобытности и оригинальности.» Умерла Луиза Арнер Бойд в Сан-Франциско (штат Калифорния, США) 14 сентября 1972 года. В 1984 году в Милуоки (США) с грандиозным успехом прошла выставка «Полешук глазами Луизы Бойд», которая через три года экспонировалась в Польше. А в 1991 году в Кракове был издан фотоальбом «Кресы», большая часть снимков которого посвящена Полесью. Дорогами экспедиции Луизы Бойд. В 2002 году Норвежский институт полярных исследований и Всемирный фонд дикой природы (WWF) создали специальный сайт для отслеживания перемещений белых медведей по Арктике. Одну из самок, которую взяли на контроль, назвали Луизой в честь американской исследовательницы Луизы Арнер Бойд (1887—1972). В США создан и действует музей-библиотека имени легендарной путешественницы. В США и Польше регулярно проходят вечера и выставки, посвящённые исследовательнице. В 2015 году до увековечивания памяти Луизы Арнер Бойд присоединилась Беларусь. Информационно-просветительское учреждение «Институционального развития» при поддержке Посольства США в Республике Беларусь и при содействии белорусских властей реализует долгосрочный межгосударственный проект «Дорогами экспедиции Луизы Арнер Бойд. К 80-летию легендарной экспедиции американки». Проект реализуется на территории Пинского района (Республика Беларусь, Брестская область), им предусмотрены съёмки документального фильма, установление памятной композиции. В апреле 2015 года в Пинске состоялась презентация туристического маршрута «Дорогами экспедиции Луизы Арнер Бойд. Туристический маршрут пролегает через те деревни и сёла Пинского района, в которых побывала легендарная американка. В декабре 2015 года в д.Пинковичи (Пинский район, Брестской области) состоялась презентация фотоальбома «Полесье Луизы Бойд» и показ документального фильма «Полесье Луизы Бойд». 1 августа 2016 года Информационно-просветительское учреждение «Институционального развития» при гуманитарной поддержке Посольства США в Республике Беларусь и при организационной поддержке Пинского районного исполнительного комитета учредили Первый полесский фотоконкурс имени Луизы Арнер Бойд.

[560x700]
1887
Надя Буланже (французское имя — Nadia Boulanger)
французский музыкант, дирижёр, выдающийся педагог. Родилась в Париже, в семье потомственных музыкантов: отец — композитор, лауреат Большой Римской премии, преподаватель вокала в Парижской консерватории. Мать — певица Раиса Мышецкая, родилась в Санкт-Петербурге. Надя начала учиться музыке (орган, композиция) с 9-летнего возраста. С 1903 помогала Г.Форе в его органном музицировании в церкви Ла Мадлен в Париже. Училась в Парижской консерватории у Форе, Видора (композиция), Вьерна и Гильмана (орган) и др. После смерти любимой сестры Лили в 1918 г. отреклась от сочинительства, целиком посвятив себя преподаванию и пропаганде музыки. Начиная с 1920 г. преподавала в Нормальной школе музыки, затем в Американской консерватории в Фонтенбло и др. Из композиторов-современников Буланже выше всех ценила Стравинского, чья музыка наряду с творчеством Форе явилась ...эталоном, на который она ориентировалась в своей педагогической работе. Вела классы композиции в парижской Эколь-нормаль (между прочим, преподавала и историю музыки), Парижской консерватории и (с 1921) в Американской консерватории Фонтенбло (под Парижем); в 1940—1946 работала в США. Среди ее учеников: Б.Роджерс, Д.Мур, Пистон, Томсон, Шелиговский, Р.Харрис, Беркли, Финни, Суонсон, Шаловский, Картер, Сигмейстер, И.Маркевич, Франсе, В.Рудзиньский, Кубик, Списак, Бацевич, Дайамонд, Папино-Кутюр, М.Блицстайн, Зетер, Маседа, Сантору, Шейпиро, Хуса, Имбри, Сероцкий, Констан, Дж.Ламберт, Меркюр, Д.Эрб, Лучук, Масгрейв, Твардовский, Киляр, Нёргор, Моу, Краузе и многие др. музыканты, ...в большинстве своем тяготеющие к неоклассицизму. Собственное композиторское творчество Буланже представлено немногими произведениями, созданными преимущественно в 1900-х. Как дирижёр Буланже пропагандировала творчество Монтеверди, музыку Возрождения и барокко, исполняла произведения современных композиторов (под ее управлением в 1938 прошла премьера концерта Стравинского «Дамбартон Оукс»), а из традиционного концертного репертуара — прежде всего Реквием Форе. Буланже воспитала десятки потрясающих композиторов со всего мира, разных течений - авангардных, классических. У неё учились также: Джордж Гершвин, Аарон Копланд, Даниэль Баренбойм, Леонард Бернстайн, Филип Гласс, Уолтер Пистон, Пол Боулз, Жак Ибер, Дину Липатти, Мишель Легран, Джанкарло Менотти, Дариюс Мийо, Владимир Косма, Астор Пьяццола (полтора года) и др. Она была человеком колоссальной интуиции и тонко чувствовала перспективные направления в творчестве своих учеников. Так, услышав игру Астора Пьяццолы на бандонеоне, сказала: Уходи от меня! Я не могу тебе ничего дать! Учись народной музыке... Это твоё! Из российских музыкантов Буланже высоко оценила талант В.И.Мартынова. А Филип Гласс о своей учительнице: Надя Буланже считала, что нас, американцев, вообще неправильно учат. И в 27 лет я вынужден был переучиваться заново, занимаясь по восемь часов в день вместе с другими ее учениками. А я был старше их лет на десять-пятнадцать. Мишель Легран отзывался о Буланже, к тому времени (концу 1940-х гг.) солидной даме, как о "величественной, бдительной, с холодным рассудком, известной своей дисциплинированностью и либеральными взглядами на композицию". Многие ученики называли себя "Буланжистами". Они восхищались ее энциклопедическими знаниями, редким педагогическим мастерством. Надя Буланже увлекалась музыкой Стравинского и Прокофьева, познакомила американцев с новейшими сочинениями молодых французских композиторов группы "Шести", а также с лучшими сочинениями композиторов нововенской школы. Ее признавали подлинной звездой симфонических оркестров и называли "крестной матерью новой американской музыки". Надя Буланже стала первой женщиной, дирижировавшей симфоническим оркестром. Умерла в Париже 22 октября 1979 года. Среди её учеников: Джордж Антейл; Родольфо Арисага; Фил Ваксман; Гражина Бацевич; Даниэль Баренбойм; Леонард Бернстайн; Идиль Бирет; Пол Боулз; Иоанна Бруздович; Морис Журно; Джордж Гершвин; Элиотт Картер; Аарон Копланд; Владимир Косма; Джон Элиот Гардинер; Жан Франсе; Филип Гласс; Жак Ибер; Хидайят Инайят-Хан; Войцех Килар; Мишель Легран; Дину Липатти; Игорь Маркевич; Кшиштоф Мейер; Джанкарло Менотти; Дариюс Мийо; Пётр Мосс; Пер Нёргор; Астор Пьяццола; Куинси Джонс; Нед Рорем; Гейр Твейт; Вирджил Томсон; Генрик Шеринг; Биш, Диана; Ралф Киркпатрик; Томаш Сикорский. Литература: Kendall A. The tender tyrant, Nadia Boulanger: a life devoted to music: a biography. Wilton: Lyceum Books, 1977; Rosenstiel L. Nadia Boulanger: a life in music. New York: W.W. Norton, 1982; Campbell D.G. Master teacher, Nadia Boulanger. Washington: Pastoral Press, 1984; Monsaingeon B. Mademoiselle: conversations with Nadia Boulanger. Manchester: Carcanet, 1985; Spycket J. Nadia Boulanger. Stuyvesant: Pendragon Press, 1992; Potter C. Nadia and Lili Boulanger. Aldershot; Burlington: Ashgate, 2006; Nadia Boulanger et Lili Boulanger: témoignages et études/ Alexandra Laederich e.a., eds. Lyon: Symétrie, 2007.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 16 сентября родились | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»