
1896
Тадеуш Шелиговский (польское имя — Tadeusz Szeligowski)
польский композитор XX века. Профессор. Председатель Союза польских композиторов (1951—1954). Офицер Ордена Возрождения Польши (1952). Родился в городе Лемберг, Цислейтания, Австро-Венгрия (ныне Львов, Украина). С 1918 по 1923 годы учился во Львовской консерватории, Ягеллонском университете в Кракове. С 1929 по 1931 годы обучался композиции в Париже у Н.Буланже. В 1939 году окончил Вильнюсскую консерваторию. До 1941 года занимался преподавательской деятельностью в Вильнюсе и Познани. С 1939 по 1945 служил в костёле Вильнюса органистом. В 1945 году Шелиговский работал директором музыкальной школы в Люблине. С 1947 по 1950 год руководил Государственной высшей оперной школой и филармонией в Познани.

Дом, где жил и работал композитор Тадеуш Шелиговский
Профессор композиции в Государственной высшей музыкальной школе в Познани с 1950 года. С 1951 года профессор Варшавской консерватории. С 1951 по 1954 год являлся председателем Союза польских композиторов. Тадеуш Шелиговский многократный лауреат польских и международных премий. Дважды лауреат Государственной премии. Умер в городе Познань, ПНР (ныне Польша), 10 января 1963 года.
Награды: Кавалер Офицерского креста ордена Возрождения Польши — 1952; Золотой крест Заслуги.
Творчество
В музыкальных произведениях Шелиговского обнаруживается влияние музыки К. Шимановского и парижской «Шестёрки». В кантатах и прочих вокальных сочинениях прослеживаются элементы польского народного фольклора и влияние советской массовой песни. В числе наиболее известных сочинений Шелиговского — опера «Бунт жаков» (1951), впервые исполненная в СССР во время гастролей Варшавской оперы. Композитором также написан ряд инструментальных концертов, камерных и сценических опусов.
Мемориальная доска на доме Шелиговского в Познани
Память
В честь Тадеуша Шелиговского названа одна из польских улиц в Люблине. Именем Тадеуша Шелиговского названа Познанская Филармония в городе Познань. На стене дома по улице Chełmońskiego 22 в Познани, где с 1947 года проживал Тадеуш Шелиговский, в 1966 году была установлена мемориальная доска. Имя Тадеуша Шелиговского носят несколько музыкальных школ в Польше.
1897
Арнольд Григорьевич Арнольд (настоящая фамилия — Барский)
советский актёр, сценарист и режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963). Считался одним из лучших цирковых режиссёров времён советского периода. В 1907 начал свою сценическую деятельность в еврейской детской труппе антрепренёра Горина, затем играл у Н.Н.Соловцова в Киеве и в других драматических театрах. С 1921 — режиссёр цирка, эстрады и кино. В 1943—1955 — главный режиссёр Московского цирка на Цветном бульваре. В своих воспоминаниях Ю.В.Никулин с теплотой отзывался о времени работы под руководством Арнольда и так описывал его характер и мастерство:
«Он приходил в цирк на репетицию, быстрым взглядом оценивал, что происходит, мгновенно схватывал ситуацию, на лету включался в работу, тут же придумывал мизансцены, трюки, изменял текст. И все это проделывал с блеском, с иронией и, как правило, с поразительным результатом. Любая сценка, интермедия, любой номер в руках у Арнольда становились лучше. Репетиции он проводил шумно, эмоционально, яростно жестикулируя. Если артист что-нибудь делал не так, то Арнольд Григорьевич выбегал на манеж, великолепно показывал, как надо делать, и при этом ругал актёра, иногда и маститого. Ругал так, что все кругом лежали от хохота, и артист, которого ругали, тоже смеялся. На Арнольда никто не мог обижаться. Артисты уважали своего главного режиссёра за юмор, выдумку, знания. Превосходно зная психологию актёров, Арнольд легко находил общий язык с любым участником представления.»
С 1956 — художественный руководитель Центральной студии циркового искусства. Осуществлял постановки в московском, ленинградском и многих других цирках. Снимался в эпизодах кинофильмов «Весёлые ребята» и «Девушка спешит на свидание». Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 19 июня 1969 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища, секция 124-31-4.
Награды и звания: Орден «Знак Почёта» (9 октября 1958); Заслуженный деятель искусств РСФСР (23 октября 1963).
Основные постановки: Мариэтта и клоун Пипо (1922); Пантомима «Чёрный пират» (1928); Год четырнадцатый (1931); Эпрон (1933); Четыре программы иллюзионного аттракциона под руководством Кио.
1897
Михаил Иванович Букин
советский коллаборационист периода Великой Отечественной войны, осуждённый как государственный преступник. В 1942—1943 годах занимал должность начальника Орловского сыскного отделения полиции («Русского гестапо»), действовавшего под эгидой немецких оккупантов. Бежав из оккупированного Орла в августе 1943 года, Букин исчез из поля зрения сотрудников НКВД и затем КГБ на 14 лет. В 1957 году был арестован и приговорён к смертной казни, а в следующем году расстрелян по приговору суда. Михаил Букин родился в городе Орёл, Российская империя, в семье Ивана Букина, купца 1-й гильдии и его супруги, также имевшей купеческое происхождение. После окончания 1-го коммерческого реального училища в Орле он отправился в Киев, где поступил в Киевский коммерческий институт. После занятия Киева частями Германской имперской армии в 1918 году Букин вернулся в Орёл. 13 октября 1919 года в город вошли белые (1-й корпус Добровольческой армии под командованием генерала А.П.Кутепова). Согласно показаниям Елены Поздняковой, соседки Букиных, в тот день «все члены семьи Букиных стояли у своего дома празднично одетые. Его мать держала в руках традиционный хлеб-соль. Букин стоял рядом и махал рукой». Она же вспоминала, что на второй день пребывания белых в Орле «Букин с белым офицером стучали в дом евреев», и что во время Гражданской войны соседи прятали в своём доме жандарма. 20 октября белогвардейцы оставили город.
При Советской власти
Согласно автобиографии Букина, с 1920 по 1941 год он сменил шесть мест работы. За эти годы он успел поработать помощником бухгалтера, штатным кассиром, кладовщиком, начальником обеспечения по матчасти. Последним местом работы Букина перед его вторым арестом стало орловское отделение треста «Росглавхлеб», где он занимал должность старшего товароведа-консультанта. Арестовывался Букин дважды. В 1932 году он был впервые задержан сотрудниками ОГПУ по подозрению в хранении золотой валюты. Отбыв три месяца в заключении, он был отпущен. В апреле 1941 года Орловский народный суд приговорил Букина к двум годам лишения свободы, посчитав, что тот не имел права на закупку труб для Брянского хлебозавода. Бывший товаровед был этапирован в тюрьму города Гомеля.
Начало войны
Когда началась Великая Отечественная война, Букин всё ещё продолжал отбывать срок в гомельской тюрьме. Во время поспешной эвакуации тюремных работников заключённые были брошены на произвол судьбы. Впоследствии Букин вспоминал:
«В первый день войны лагерь был обстрелян немецкими самолётами. Начальства никакого. Люди пошли — кто куда. Документов у меня не было. Вскоре меня и других задержали немцы. В Карачеве нас поместили в так называемый сборочный пункт. Нам выдали «аусвайсы». Получив документы, я пошел в Орёл. Я находился в различных деревнях, уже занятых немцами. Чтобы остаться живым — работал. За это мне давали питание. 3 октября немцы заняли Орёл, и я начал понемногу приближаться. В Орёл прибыл 28 октября.»
В оккупированном Орле Букина ждала супруга Анастасия. Соседкой семьи Букиных по коммунальной квартире была 48-летняя Ольга Стёпина, работавшая переводчицей в орловском отделении СД. Однажды вечером, будучи в гостях у Стёпиной, Букин познакомился с немецкими офицерами-переводчиками Кригером и Клатманном. Как впоследствии утверждал на допросе Букин, один из них поинтересовался, чем Букин будет заниматься в оккупированном городе. Тот ответил: «Не знаю», и тогда офицеры предложили устроить его в городскую полицию. Букин согласился. На следующий день те же офицеры приехали к нему домой и пригласили его к орловскому бургомистру А.С.Старову, с которым Букин был хорошо знаком. Работая полицейским, Букин, как и многие другие полицейские, за взятки покровительствовал нелегальным самогонщикам. 11 января 1942 года при содействии Старова он стал бухгалтером Орловской городской управы, 14 января был переведён в паспортный отдел полицейского управления, а 1 апреля — назначен старшим агентом в т. н. «Розыскную группу», действовавшую при полицейском управлении. 15 апреля Букин встал во главе этой группы.
Сыскное отделение
Общая характеристика
В мае 1942 года группа, возглавляемая Букиным, была реорганизована в Орловское сыскное отделение полиции и передана в подчинение орловской полиции безопасности и СД во главе с Гансом Германом Кохом. Первоначально отделение разместилось в одноэтажной постройке по адресу: улица Черкасская, 51 (здание не сохранилось). В полуподвальном помещении с земляными полами находились три камеры, а четвёртая была оборудована в домике во дворе. Арестанты содержались в антисанитарной обстановке: в тесных камерах были вши и клопы, воздух был спёрт. Вместо обуви заключённым выдавались деревянные колодки с ремешками. В самой большой камере площадью 16 м² содержалось до 30 человек. Мужчины и женщины содержались в камерах совместно. Несмотря на то, что в зимнее время в подвале топили «буржуйки», в камерах стоял холод; люди спали на полу. Кроме того, они рисковали отравиться угарным газом, что при подобном способе отопления подвала было крайне вероятно. По вечерам арестантов выводили во двор на прогулки, во время которых горожанам иногда удавалось передавать им немного еды. Одна очевидица позже вспоминала, что «некоторые арестованные были настолько истощены, что вместо слов издавали мычание». В список задач Орловского сыскного отделения входили: выявление лиц, враждебно настроенных к новой власти (коммунистов, комсомольцев, подпольщиков, партизан), а также евреев, сбор сведений о настроениях среди населения, проверка благонадёжности лиц, поступавших на службу к оккупантам. Задержания неблагонадёжных лиц проводились совместно с немцами. О результатах своих расследований тайные агенты докладывали лично Букину, а он — в Управление полиции безопасности и СД. Утверждением списков «неблагонадёжных» занималась специальная комиссия в составе самого Букина, его заместителя Ковригина, сотрудников полиции Круппа, Калганова, Григорьева и Романова. После утверждения все списки передавались в немецкую службу безопасности. Всем сотрудникам сыскного отделения предписывалось ходить в гражданской одежде, выглядеть опрятно, обращаться друг к другу словами «господин», «госпожа». При входе в здание отделения каждый был обязан предъявить пропуск. Допускалось ношение колец, перстней, бус. Ежемесячное жалованье сотрудника составляло 50—200 рейхсмарок.
Методы работы
Частым явлением в Орловском сыскном отделении были избиения заключённых, поощряемые Букиным. В качестве орудий побоев использовались ремни, плети, резиновые шланги. Если допрашиваемый терял сознание, его обливали холодной водой, дожидались, пока человек придёт в себя, после чего продолжали допрос. Иногда арестантов раздевали догола, запирали в камере на несколько дней и лишь тогда вызывали на допрос. Зачастую агенты сыскного отделения прибегали к психологическим приёмам во время допросов, угрожая расправой над членами семьи арестованного и заставляя его сознаться в подпольной деятельности или же устраивая очные ставки со лжесвидетелями. По воспоминаниям одной из орловчанок, переживших оккупацию, однажды «во время допроса одного из подпольщиков в кабинет ввели неизвестного. Ткнув в него пальцем, Букин заявил: „Он говорит, что вы договорились вместе взорвать мост“».
Букин лично руководил арестами, обысками, засадами, осуществляемыми сотрудниками отделения. Он ежедневно проводил осмотр камер, допрашивал арестованных, либо присутствовал на допросах, самостоятельно проводил занятия с агентами.

М.И.Букин (сидит) с супругой и неизвестным молодым человеком
Борьба с подпольщиками
Раскрытие внутреннего заговора
Во второй половине 1942 года при непосредственном участии Букина агентами сыскного отделения была разоблачена подпольная группа, действовавшая внутри орловской полиции. В августе-сентябре были арестованы её члены: начальник полиции Орла В.И.Головко, полицейские Д.Сорин и П.Кунце, а также Н.Челюскин, заведовавший паспортным столом. В 1957 году Букин вспоминал о ликвидации группы следующим образом:
«В середине сентября 1942 года тайный агент сообщил, что в Орле проживает Челюскин, который переброшен в тыл немцев со специальным заданием. Я поручил подчинённым проверить и собрать дополнительные данные о Челюскине. В результате было установлено, что Челюскин работает в паспортном столе городской полиции и до этого непродолжительное время содержался под арестом в комендатуре. Получив эти данные, я принял решение арестовать Челюскина.»
В скором времени Челюскин был арестован. В результате обыска в его сарае был обнаружен свёрток с бланками паспортов и другими документами, выкраденными им в паспортном столе орловской полиции. Допрос Челюскина, оказавшегося советским разведчиком, вёл лично Букин. Пока сам разведчик содержался под арестом, на его квартире находились два тайных агента, ожидавших прихода подпольщика-связного. Букин пытался узнать, с каким заданием разведчик прибыл в немецкий тыл и с какими лицами был связан, однако Челюскин отказывался отвечать на его вопросы, утверждая, что перешёл линию фронта только для того, чтобы жить в Орле вместе с матерью. Последней попыткой Букина склонить заключённого к передаче каких-либо сведений стало привлечение матери Челюскина к присутствию на допросах. Рассчитывая на то, что она убедит Челюскина сотрудничать с оккупационными властями, Букин трижды организовывал встречи между матерью и сыном. Глава сыскного отделения напоминал ему об отце, репрессированном в годы советской власти, и о дворянском происхождении Челюскина, но и это не помогло. Как сам он впоследствии показал на допросе, «эти старания ни к чему не привели. Челюскин ни в чём не признался». В конечном итоге, так и не добившись никаких признаний со стороны последнего, он отдал приказ о расстреле Челюскина. В 1950-х годах один из бывших агентов полиции, допрошенный по делу Букина, вспоминал:
«Я был очевидцем, когда Букин непосредственно в здании сыскного отделения арестовал своего личного секретаря Сорина Дмитрия, который занимался изготовлением и распространением по г. Орлу листовок с призывом бороться против немцев. Вскоре был арестован полицейский Кунце Павел. Оба они были расстреляны. Чуть позже были арестованы полицмейстер Головко и начальник паспортного стола Челюскин… Головко умер от побоев, а Челюскина расстреляли…»
Другой экс-сотрудник сыскного отделения рассказывал о допросах Кунце, Головко и Челюскина таким образом:
«Когда мы вошли в кабинет к немцам, то увидели, что Головко лежит на полу без сознания. Мы унесли его в указанный Букиным кабинет № 5. Букин шел впереди и, когда мы положили Головко на пол, тут же стал ногами ему на грудь и начал подпрыгивать, что-то приговаривая… Букин несколько раз подпрыгнул на груди у Головко… Тот пролежал до утра и умер, не приходя в сознание…»
Владимир Ефимович Сечкин, возглавлявший крупнейшую подпольную организацию Орла — «группу Сечкина». Разоблачён, арестован и ликвидирован сотрудниками ведомства Букина
Предотвращение взрыва театра
На 3 октября 1942 года немецкими властями были намечены торжественные мероприятия, приуроченные к годовщине занятия Орла, в том числе банкет для высокопоставленных лиц. Банкет предполагалось организовать в городском драматическом театре, где должны были собраться члены городской управы во главе с бургомистром, а также представители немецкого командования. Узнав об этом, лидеры подполья разработали план взрыва театра. Осуществление взрыва было поручено подпольщикам Н.Алексеевой, В.Сечкину и Е.Цыганкову, устроившимся в театр на работу, а подготовку к акции взяла на себя разведчица Е.Зуева. Воплотить задуманное в жизнь подпольщикам не удалось. За два дня до банкета были арестованы В.Сечкин, Н.Алексеева, В.Булгаков, М.Земская, Е.Цыганков, А.Подделков, П.Маяцкий, а вскоре и другие члены организации — всего 26 человек, а также связная М.Ушакова. Впоследствии все они подверглись жестоким пыткам, а после — расстреляны. Вместе с Марией Земской была расстреляна её двухлетняя дочь Валя. Подпольная группа была разоблачена при помощи внедрённого в её состав тайного агента, личность которого до сих пор не установлена.
Последние месяцы
К началу 1943 года ведомство Букина достигло максимальных успехов за всю историю своей деятельности. В мае немецкая администрация выделила на нужды сыскного отделения два кирпичных здания. Во время ремонтных работ в одном из этих зданий произошёл инцидент: вступив в скандал с сотрудниками городской управы, которые, по его мнению, делали ремонт недостаточно старательно, Букин ударил техника управы. В результате служебного расследования, проведённого немцами, он был оштрафован на 200 рейхсмарок. 1 апреля 1943 года на общем собрании сотрудников сыскного отделения Букин и его заместитель Ковригин были торжественно награждены немецкими орденами для Восточных народов. На следующий день пронемецкая орловская газета «Речь» опубликовала заметку о том, что накануне «Господин Главнокомандующий наградил руководителя Орловского сыскного отделения господина Букина и его заместителя орденом „За храбрость“». Командование выразило обоим награждённым благодарность «за их испытанную работу на пользу общественного спокойствия и безопасности». В июне 1943 года штат Орловского сыскного отделения насчитывал около 150 тайных агентов (при населении Орла примерно 120 тысяч человек), среди которых было много женщин. Вербовка новых агентов была одной из важнейших задач отделения. Существовал даже определённый план: каждый сотрудник был обязан завербовать 10—12 человек. Во время вербовки тайный агент в обязательном порядке давал подписку. Встречи с завербованными происходили на их квартирах, реже — в самом сыскном отделении, куда агенты приходили под видом посетителей. Имена наиболее важных тайных агентов Букин тщательно скрывал от подчинённых. Среди них была и некая Татьяна П. — работница городской управы, тайно наблюдавшая за «конкурентом» Букина — бургомистром А.Н.Старовым.
Отступление
В июле 1943 года, в свете громкой победы Красной армии в сражении под Прохоровкой, советское командование приняло решение о начале Орловской наступательной операции (кодовое название — операция «Кутузов»), что создало непосредственную угрозу взятия Орла частями Красной армии. В городе началась подготовка к эвакуации. Позже Букин вспоминал, что в те дни он «к работе в сыскном отделении относился несерьёзно», «больше находился дома, чем на службе» и «думал только о том, чтобы своевременно убраться из Орла».
24 июля товарный вагон, который немцы выделили для эвакуации сотрудников Орловского сыскного отделения и их семей, в составе одного из поездов отбыл в направлении Брянска. 32 места — треть вагона — занимали вещи, принадлежавшие Букину и его супруге. Коллаборационисты были доставлены на станцию Жуковка (совр. Брянская область), а затем в Брянск, где содержались ещё в течение нескольких недель. 28 августа 1943 года Букин был отправлен в Каунас, в распоряжение СД. По личному приглашению коменданта литовского концлагеря «Правенишкес» Отто Андерсона Букин занял место его помощника, был произведён в унтер-офицеры и, впервые в жизни, надел военную форму. Летом 1944 года, в связи с новым наступлением Красной армии, персонал концлагеря был эвакуирован. Букиных доставили в город Готенхафен, где супруги устроились на завод по покраске деталей для немецких субмарин. Перед освобождением города советскими войсками Букин выбросил все немецкие награды и уничтожил компрометирующие его документы.
В знак уважения к Букину немцы фиктивно заключили их с женой в концлагерь. В апреле 1945 года они были освобождены. В числе прочих беженцев, массово возвращавшихся на родину, супруги вернулись в СССР. Чтобы избежать разоблачения, Букин внёс поправки в свою биографию. Согласно придуманной им легенде, он родился в 1891 году в Царицыне, с 1912 года работал в Ростове у купца Елисеева, с 1939 по 1941 год болел малярией, с 1942 по 1944 годы — работал добровольцем в Кизляре в санитарном госпитале № 1049. Имя, отчество и фамилию, однако, он оставил без изменений, рассчитывая на то, что на однофамильца подозрение не падёт.
Разворот советского паспорта Букина. Данные о дате и месте рождения указаны неверно, согласно легенде, придуманной Букиным для скрытия истинного лица
Днепропетровск
В 1945 году Букин с женой обосновались в Днепропетровске, поселившись по адресу: ул. Шмидта, 2. 27 июля 1950 года Букину был выдан советский паспорт. Незадолго до ареста бывший коллаборационист устроился в днепропетровский трест «Горкоммунжилстрой» сторожем.
Ещё в 1947 году в органы госбезопасности поступили сведения о том, что Букина видели в городе Ново-Белице Гомельской области (ныне часть Гомеля). Группа чекистов срочно прибыла на место, но следов Букина так и не обнаружила. После долгих поисков человек, похожий на Букина, был обнаружен в Днепропетровске. После проведения графической экспертизы, подтвердившей факт того, что глава сыскного отделения Букин и его полный тёзка — житель Днепропетровска — один и тот же человек, 15 апреля 1957 года прокурор Орловской области В.И.Тимофеев санкционировал арест Букина, отправив в Днепропетровск оперативную группу в составе сотрудников областного УКГБ полковника М.А.Шинелева и капитанов В.Я.Пирогова и И.Я.Хотинского для его задержания. Вечером 17 апреля бывший начальник Орловского сыскного отделения был арестован. Позже В.Я.Пирогов в своём очерке «Конец оборотня» описывал процесс ареста следующим образом:
« Однажды под вечер сменившегося с дежурства сторожа вызвал комендант общежития и сказал, что необходимо подменить кого-то из внезапно заболевших вахтёров. Невольно пожав плечами, сторож отправился к себе, переоделся в рабочее платье и, потоптавшись у двери, направился во двор к воротам.
Когда на его руках щёлкнули наручники, сторож, он же Букин, упавшим голосом произнёс:
— Так и знал. Давно ждал…»
После задержания в квартире Букина был проведён обыск. Сотрудники КГБ изъяли две расчётные книжки, карманные часы немецкой фирмы «Thiel», четыре экземпляра автобиографии Букина, облигации госзаймов, 24 фотокарточки, письма. В качестве понятых выступили соседи бывшего коллаборациониста — Георгий Привалов и Софья Соловей. Для них, как и для рабочих со стройки, которую охранял Букин, арест соседа оказался полной неожиданностью: пожилой мужчина был тих, приветлив, немногословен. Будучи совершенно одиноким (супруга Букина скончалась за несколько лет до его ареста), в последнее время он охотно уделял внимание соседским детям, присматривал за ними в отсутствие родителей.
Первый допрос задержанного состоялся через полчаса после обыска. На первую же просьбу об уточнении даты и места рождения Букин честно ответил: «Я родился в городе Орле 13 сентября 1897 года». На следующий день арестант был переправлен в Орёл, где должен был состояться суд.
Суд
До начала суда Букин содержался в тюрьме № 1 УВД по Орловской области, где 20 апреля состоялся его допрос. Дело Букина было поручено одному из сотрудников, задерживавших его в Днепропетровске, — следователю Исааку Яковлевичу Хотинскому. К моменту допроса он проделал огромную работу: сотрудники КГБ на протяжении полутора месяцев собирали свидетельские показания. В качестве свидетелей привлекались бывшие подпольщики, разведчики, граждане Орла, пережившие оккупацию, бывшие коллаборационисты, в том числе сотрудники Орловского сыскного отделения. По инициативе Хотинского в адресные бюро по всему СССР было направлено более 200 запросов, в совокупности занявших в уголовном деле Букина примерно полтома. На первом же допросе задержанный подробно рассказал о том, как бежал из гомельской тюрьмы, прибыл в Орёл, перешёл на службу к немцам, сознался в том, что «скрывался от ответственности за совершенные преступления». На вопросы, касавшиеся деятельности сыскного отделения, отвечал уклончиво, утверждая, что «грязную работу делали мои подчиненные и немцы», и отрицая свою причастность к убийствам подпольщиков и партизан. Букин признал свою вину только после проведения нескольких очных ставок с бывшими заключёнными его ведомства. 12 ноября 1957 года Букин ознакомился с копией обвинительного заключения, а 20 ноября начался судебный процесс по его делу под председательством судьи Алёшина и народных заседателей Стукалова и Микка. Он проходил в течение шести дней в актовом зале орловского учётно-кредитного техникума (совр. Банковская школа). Ввиду того, что зал не мог вместить всех желающих присутствовать на процессе, все судебные заседания транслировались во дворе и в фойе техникума, где были установлены мощные репродукторы. В актовом зале присутствовало около 600 человек. Суд заслушал показания 78 свидетелей, как из Орла, так и из других городов СССР: Москвы, Горького, Ленинграда, Сталинграда, из Украинской и Литовской ССР. 26 ноября начались судебные прения. Государственный обвинитель Виктор Тимофеев попросил суд приговорить Букина к высшей мере наказания — смертной казни через расстрел. Выступая с последним словом, подсудимый сказал: «Прошу суд не лишать меня жизни!». В тот же день суд вынес Букину смертный приговор. Зрители, присутствовавшие в зале, встретили его аплодисментами. На следующий день после приговора газета «Орловская правда» опубликовала краткую заметку о вынесении приговора Букину. 2 декабря Букин получил копию приговора. В течение ещё нескольких месяцев он содержался под стражей и даже подал в Президиум Верховного Совета РСФСР ходатайство о помиловании. 2 апреля 1958 года оно было отклонено. Приговор Букину был приведён в исполнение в апреле или мае того же года (точная дата неизвестна). За успешное проведение следственных мероприятий по уголовному делу Букина председатель КГБ И.А.Серов объявил благодарность следователю Хотинскому.
Награды: Знак отличия для восточных народов II класса «в бронзе» (Германия)
Личная жизнь
Быт
В период оккупации Орла чета Букиных, не имевшая детей, жила в большой квартире в доме № 16 по улице 1-й Посадской, располагавшемся в одном из центральных районов города. Квартира была обставлена вещами, изъятыми у горожан сотрудниками сыскного отделения. На рабочем столе в личном кабинете Букина находилась выточенная из малокалиберного снаряда зажигалка, на тумбочке — скульптура медведя, на которую Букин обычно вешал свою плётку, используемую во время допросов. На начальника сыскного отделения работали два телохранителя, личная портниха и несколько арестантов, которые трудились на огороде Букина.
Дом № 16 по улице 1-й Посадской (Орёл), где во время оккупации города жил М.И.Букин
Личные качества
По воспоминаниям современников, Букин с молодости придерживался образа денди, был падок на красивые вещи, драгоценности и украшения, а особенно на перстни, ношение которых не воспрещалось для сотрудников Орловского сыскного отделения. Как позже вспоминали соседи Букина, в молодости он «имел прозвище „парчечный барин“. Одевался по последней моде, в руке держал трость, на руках — кольца. Держался на людях гордо. К бедным относился с пренебрежением». Кроме того, Букин был крайне жесток, о чём можно судить, как минимум, по его высказываниям. Когда в одной из камер сыскного отделения повесился красноармеец, Букин сказал: «Туда ему и дорога!». На смерть подпольщика Дмитрия Сорина от пыток во время допроса он отреагировал словами: «Собаке — собачья смерть!». Также доподлинно известно, что Букин лично забил до смерти разоблачённого в «предательстве» (по отношению к оккупантам) полицейского В.И.Головко в сентябре 1942 года. Бывший шеф орловского отделения полиции безопасности СД Ганс Герман Кох, задержанный сотрудниками СМЕРШа в ноябре 1945 года, сказал на допросе, что при эвакуации из Орла «Букин оказался большим трусом».
После смерти
В советский период теме нацистского коллаборационизма на территории Орла и области уделялось минимальное внимание. В настоящий момент личность Букина практически не рассматривается в рамках научных трудов и публикаций краеведов Орла и области. Характеристика для Букина со стороны орловских писателей и краеведов вполне однозначна: видный орловский публицист М.М.Мартынов (1912—1986) характеризует его как «садиста и убийцу», журналист Александр Алоян, посвятивший теме орловского подполья времён оккупации ряд статей в газете «Просторы России», стал автором дилогии о Букине под названием «Зверь». Материалы уголовного дела Букина по-прежнему недоступны для ознакомления. Согласно части 3 статьи 25 действующего федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», принятого 22 октября 1944 года, документы будут раскрыты лишь по прошествии 75 лет со дня вынесения приговора, то есть в 2032 году. Единственным публичным местом в городе Орле, где на сегодняшний день можно увидеть фотографию Букина, является экспозиционный зал, посвящённый периоду оккупации Орла, Орловского военно-исторического музея (Музея-диорамы). Репродукция фотографии Букина расположена на чёрном фоне. Во время экскурсий гиды представляют Букина как «чёрного человека» в истории Орла. Все остальные фотографии, изъятые во время обыска квартиры супругов в Днепропетровске, хранятся в архивах Управления ФСБ России по Орловской области.
Литература: Меренов И.Я., Борисов В.Ф. Незримого фронта солдаты. — Тула: Приокское книжное издательство, 1971; Балакин Ю. От первого мгновенья до последнего. Книга памяти. Российская Федерация. Орловская область. — Орёл: Орёлиздат, 1998; Жуков Д., Ковтун И. Русская полиция. — Москва : Вече, 2010. — (Враги и союзники). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-4433-3; Яворская Е. Орёл в годы войны: от Первого салюта до Великой победы. — Орёл: Изд. Александра Воробьёва, 2010. — 128 страниц. — 999 экземпляров.

1897
Александр Иванович Пастревич
советский военный деятель, генерал-майор (4 июня 1940 года). Родился в городе Чериков, Российская империя (ныне Могилёвская область, Республика Беларусь).
Первая мировая и гражданская войны
В мае 1916 года призван в ряды Русской императорской армии и направлен на учёбу в учебную команду 58-го запасного пехотного полка, дислоцированного в Воронеже. После окончания учебной команды направлен в Ташкентскую школу прапорщиков, с окончанием которой в 1917 году в чине прапорщика принимал участие в боевых действиях на Юго-Западном фронте, находясь на должностях, где на должностях командира отделения 319-го Бугульминского пехотного полка и выборного командира роты 25-го Смоленского пехотного полка (7-я пехотная дивизия). В декабре 1917 года вступил в ряды Красной гвардии, после чего назначен на должность командира сотни красногвардейского отряда в Пензе. 3 мая 1918 года призван в ряды РККА и назначен на должность командира роты Пензенского сводного отряда 2-го советского полка, после чего принимал участие в боевых действиях по подавлению мятежа Чехословацкого корпуса в районе Пензы. Вскоре после назначения на должность командира батальона особого назначения принимал участие в боевых действиях на Южном фронте против войск под командованием А.И.Деникина. В 1920 году направлен на Северный фронт, где находясь на должностях командира батальона и помощника командира 382-го стрелкового полка (7-я армия), принимал участие в боевых действиях против английских и финских войск.
Межвоенное время
С 1921 года Пастревич служил в 46-м стрелковом полку (Ленинградский военный округ) на должностях командира роты, взвода, помощника командира батальона школы комсостава, а затем — на должности начальника полковой школы 48-го стрелкового полка. В 1924 году окончил Стрелково-тактические курсы «Выстрел». В ноябре 1927 года назначен на должность командира батальона 47-го стрелкового полка, в октябре 1933 года — на должность помощника командира 167-го стрелкового полка по строевой части, в июне 1937 года — на должность командира 199-го стрелкового полка, в 1938 году — на должность командира 56-го стрелкового полка, а в августе 1939 года — на должность командира 138-й стрелковой дивизии, после чего принимал участие в боевых действиях в ходе советско-финской войны.
15 февраля 1940 года Пастревич назначен на должность командира 150-й стрелковой дивизии, а 17 января 1941 года — на должность командира 95-й стрелковой дивизии.
Великая Отечественная война
С началом войны дивизия в составе Южного фронта под командованием А.И.Пастревича принимала участие в оборонительных боевых действиях на реке Прут. По приказу А.И.Пастревича 15 июля 1941 года были взорваны все важные объекты и здания Кишинева, и начат отвод войск за р. Днестр. 16 июля за отданный приказ отступления дивизии был снят с занимаемой должности командира дивизии. В октябре 1941 года назначен командиром формировавшегося 6-го воздушно-десантного корпуса, а в августе 1942 года — командиром вновь сформированной на базе 6-го воздушно-десантного корпуса 40-й гвардейской стрелковой дивизии, которая вскоре принимала участие в оборонительных боевых действиях в ходе Сталинградской битвы, а затем с 22 ноября — в ходе Среднедонской, Северо-Кавказской и Ростовской наступательных операций, а также в освобождении станции Обливская и города Шахты, и после выхода на реку Миус перешла к обороне. За успехи, достигнутые в ходе боевых действий, дивизия была награждена орденом Красного Знамени. После окончания ускоренного курса при Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова 21 июля 1944 года назначен на должность командира 1-й гвардейской стрелковой дивизии, принимавшей участие в ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции и освобождении Львова. 3 августа решением Военного совета 1-го Украинского фронта Пастревич был снят с занимаемой должности и назначен заместителем командира 8-го гвардейского стрелкового корпуса. 26 октября назначен на должность командира 18-й гвардейской стрелковой дивизии, которая принимала участие в ходе Гумбинненской наступательной операции, а также в освобождении городов Голдап и Гросс-Ротимей. 6 декабря вновь был назначен на должность заместителя командира 8-го гвардейского стрелкового корпуса. С февраля 1945 года Пастревич находился на лечении по болезни.
Послевоенная карьера
В сентябре 1945 года назначен на должность начальника Отдела боевой и физической подготовки штаба Воронежского военного округа, в феврале 1946 года — на ту же должность в Московском военном округе, в октябре того же года — на должность заместителя командира 357-й стрелковой дивизии (Туркестанский военный округ), в апреле 1949 года — на должность заместителя командира 367-й стрелковой дивизии (Белорусский военный округ), а в мае 1951 года — на должность начальника Окружных объединённых курсов усовершенствования офицерского состава Северного военного округа. Генерал-майор Александр Иванович Пастревич в августе 1952 года вышел в запас. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 18 сентября 1973 года.
Воинские звания: Майор (17 февраля 1936 года); Полковник; Комбриг (4 ноября 1939 года); Генерал-майор (4 июня 1940 года).
Награды: Орден Ленина (22 февраля 1945); Три ордена Красного Знамени (21 марта 1940, 3 ноября 1944, 20 июня 1949); Орден Отечественной войны I степени (17 марта 1943); Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медали.
Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва: Жуковский, Кучково поле, 2006. — Том 2. — Страницы 33—35. — ISBN 5-901679-12-1; Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. Командиры стрелковых, горнострелковых дивизий, крымских, полярных, петрозаводских дивизий, дивизий ребольского направления, истребительных дивизий. (Ибянский — Печененко). — Москва: Кучково поле, 2015. — Том 4. — Страницы 1129-1130. — 330 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0602-2.
1898
Артур Дж.Беркс (Arthur J. Burks)
американский писатель-фантаст, автор романов "Большое зеркало", "Спящая планета", "Земля, мародер", "Мастер разума", "Выживание", 'Exodus", "Дальний объезд", сборника "Черная медицина". Профессиональный военный. Участник Второй мировой войны, служил в морской пехоте. Первая Ф публикация - рассказ "Так говорила пророчица" ("Thus Spake the Prophetess", 1924, как Estil Critchie). Первая НФ публикация - "Чудовище Мойена" ("Monster of Moyen", 1930). Публиковался также под псевдонимами Estil Critchie, Burke MacArthur, Spencer Whitney. Умер 13 мая 1974 года.
Публикации: [Б.а.] Burks, Arthur J. //Tuck D.H., compl. The Encyclopedia of Science Fiction and Fantasy. Through 1968. Vol. 1. - Chicago: Advent, 1974. P. 77; Ash B. Arthur J. Burks //Ash B. Who Is Who in Science Fiction. - Lnd.: Elm Tree Books, 1976. P. 96; [JC/MJE] Burks, Arthur J. //The Encyclopedia of Science Fiction. - Lnd.: Granada, 1981. P. 94-95; [JC/MJE] Burks, Arthur J. //The Encyclopedia of Science Fiction. - N.Y.: St.Martin's Press, 1993. P. 176; [JC/MJE] Burks, Arthur J. //The Multimedia Encyclopedia of Science Fiction. Ver. 1.0. - Danbury, CT: Grolier Electronic Publishing, Inc., 1995; Burks, Arthur J. //Who Goes There: A Bibliographic Dictionary of Pseudonymous Literature in the Fields of Fantasy and Science Fiction /Comp. by J.A. Rock. - Bloomington, Indiana: James A. Rock & Co., 1979. P. 25.
1898
Роже Дезормьер (французское имя — Roger Désormière)
французский дирижёр и композитор. Родился в городе Виши, департамент Алье, Франция. Учился в Парижской консерватории по классу флейты у Ф.Гобера; брал уроки теории музыки и композиции у Ш. Кеклена. Дебютировал как дирижёр в 1921 в зале «Concerts Pleyel». В 1-й половине 1920-х входил в круг младших друзей и единомышленников Эрика Сати, дирижировал премьерой его одноактного балета «Меркурий» (1924). В середине двадцатых годов был участником объединения композиторов «Аркейская школа», в формировании которой принимал участие Сати. В 1924-25 дирижёр «Шведских балетов» (концертная организация в Париже). В 1925-29 — главный дирижёр «Русских сезонов» С.П.Дягилева, в том числе дирижировал балетами С.С.Прокофьева («Стальной скок», 1927, мировая премьера), И.Ф.Стравинского, Ж.Орика, Ф.Пуленка и др. В 1934-46 главный дирижёр, в 1944-1946 директор парижской «Опера-Комик». Дезормьер внёс весомый вклад в процесс возрождения старинной музыки (Аутентичное исполнительство). В 1930-1932 гг., возглавляя парижское «Общество музыки прошлого» (Société de Musique d’Autrefois), выполнял редакции не исполнявшихся прежде французских сочинений эпохи барокко (А.Кампра, М.Р.Делаланда, Ж.Ф.Рамо) и Ренессанса (К.Лежёна) и исполнял эту музыку в концертах Общества. Дезормьер — один из основателей и дирижёр (1934-1951, с 1947 главный дирижёр) Оркестра Французского радио (ORF; ныне существует под названием Национальный оркестр Франции). В 1936 под его управлением прошёл первый концерт группы композиторов «Молодая Франция». Гастролировал как оперный (в миланском театре «Ла Скала», лондонском «Ковент-Гардене») и симфонический дирижёр, в том числе выступал в СССР (1935). Участник знаменитых международных музыкальных фестивалей — Эдинбургского (1949) и Экс-ан-Прованского (1950). В связи с болезнью мозга (афазия с 1952) рано закончил публичные выступления. Одно из последних появлений Дезормьера на эстраде — концерт современной музыки в Париже 3 декабря 1951, в котором прозвучали (среди прочего) «Аполлон Мусагет» Стравинского и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Б.Бартока (солистка И.Лорио). Дезормьер прославился как неутомимый пропагандист французской музыки — старинной, классической и современной. Был близок «Шестёрке» (дирижировал балетными премьерами «Салата» Д.Мийо и «Меркурия» Э.Сати), исполнял также О.Мессиана («Три маленькие литургии», мировая премьера с Оркестром концертного общества Парижской консерватории, 1945; «Турангалила», впервые во Франции, 1950) и раннего П.Булеза (кантата «Солнце вод», мировая премьера, 1950). Среди известных аудиозаписей — «Море» (с Чешским филармоническим оркестром; 1950) и «Пеллеас и Мелизанда» К.Дебюсси (1941, первая полная запись оперы), «Поручик Киже» С.С.Прокофьева (1950-52). С.Т.Рихтер высоко ценил запись симфонической пьесы «Море» под управлением дирижёра. Так, 22 декабря 1975 года, после очередного прослушивания триптиха Рихтер записал в дневнике, что это «чудо Дебюсси», а сама пластинка с записью была проиграна «вероятно около 100 раз». Автор музыки к нескольким кинофильмам (с 1935), среди них — известный шедевр французского кинематографа «Правила игры» (совместно с Ж.Космой, 1939). Умер в городе Париж, Франция, 25 октября 1963 года.
Литература: Roger Désormière et son temps, ed. D. Mayer, P. Souvchinsky. Monaco, 1966; Дезормьер // Современные дирижёры. Составитель Л.Григорьев, Я.Платек. Москва: Советский композитор, 1969, страницы 77-78; Дезормьер, Роже // Большая российская энциклопедия. Том 8. Москва, 2007, страница 428.
1898
Эмилио Нуньес Портуондо (испанское имя — Emilio Núñez Portuondo)
кубинский политический деятель, премьер-министр Кубы в 1958 году. Родился в городе Филадельфия, штат Пенсильвания, США. Сын генерала Эмилио Нуньеса Родригеса, который был вице-президентом Кубы, мэром Гаваны и министром сельского хозяйства Кубы; брат Рикардо Нуньеса Портуондо, кандидата в президенты Кубы в 1948 году. Был женат три раза и имел пятерых детей: Эмилио Нуньес Бланко, Рукардо Нуньес Гарсиа, Мария Стана Нуньес Гарсия, Долорес Брунильда Нуньес Фабрега и Фернандо Нуньес Фабрега. Окончил Гаванский университет в 1919 году. Затем работал послом Кубы в Панаме, Перу, Нидерландах, Бельгии и Люксембурге. С 6 по 12 марта 1958 года был премьер-министром Кубы при диктаторе Фульхенсио Батисте. Его сын, Эмиль Нуньес Бланко, был женат на бывшей первой жене Фиделя Кастро, Мирте Диас-Баларт. Умер в городе Панама, Панама, 19 августа 1978 года. Похоронен там же.
[493x698]
1898
Марк Исаакович Прудкин
советский российский актёр театра и кино, актёр Московского художественного академического театра СССР имени М.Горького, народный артист СССР. Родился в городе Клин Московской области, в семье портного. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. В детстве мечтал о карьере оперного певца. После ролей Любима Торцова и Мизгиря в любительских спектаклях «Бедность не порок» и «Снегурочка» А.Н.Островского принял решение стать актёром. Ещё не окончив реального училища, в 1916 году отправился в Москву и одновременно пытался поступить в Камерный театр и в Московский художественный академический театр. После завершения учёбы в Клину в 1918-1924 годах – студиец 2-й Студии МХАТа (параллельно в 1918-1919 годах учился на юридическом факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова).В МХАТе Прудкиным были сыграны: Приклонский («Узор из роз» Ф.К.Сологуба, 1920), Володя («Зелёное кольцо» З.Н.Гиппиус, 1922), Карл Моор («Разбойники» Ф.Шиллера, 1923), Дон Люис («Дама-невидимка» П.Кальдерона, 1924), Раскольников и князь Мышкин в отрывках по «Преступлению и наказанию» и «Идиоту» Ф.М.Достоевского. В 1924 году вместе с соучениками по 2-й Студии Прудкин вошёл в труппу МХАТ, которому отдаст последующие семь десятилетий. С первых шагов на сцене МХАТа, когда К.С.Станиславский доверил ему роль Чацкого в возобновлённом «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1925), артистический темперамент Прудкина был воспринят в одной определённой тональности – лирико-романтической. В 1920-1930-е годы были сыграны: Лысов («Пугачевщина» К.А.Тренева, 1925), Князь Голицын («Николай I и декабристы» А.Р.Кугеля, 1926), Шервинский («Дни Турбинных» М.А.Булгакова, 1926), Незеласов («Бронепоезд 14-69» В.В.Иванова, 1927), Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше, 1929), прокурор Бреве («Воскресение» по Л.Н.Толстому, 1930), Кастальский («Страх» А.Н.Афиногенова, 1931), Бакин («Таланты и поклонники» А.Н.Островского, 1933) и другие. Среди бесспорных актёрских удач (после бесшабашного Шервинского и язвительного Бреве) – роль фата Мехти из «Глубокой разведки» А.А.Крона (1943). В.И.Немирович-Данченко, размышляя незадолго перед смертью о «Лесе» А.Н.Островского, намечал Прудкина на роль Аркашки Счастливцева. В 1943 году Прудкин – член одного из руководящих органов МХАТа тех времён – художественно-режиссёрской коллегии (состояла из пяти человек). Роли Прудкина 1940-1950-х годов были преимущественно сыграны в постановках, выражавших «линию партии и правительства» (именно они были удостоены Сталинских премий): Гайдар во «Фронте» А.Е.Корнейчука (1942), Крутилин в «Зелёной улице» А.А.Сурова (1948), Устинов в «Потерянном доме» С.В.Михалкова (1951), Керенский в «Залпе «Авроры» М.В.Большинцова и М.Э.Чиаурели (1952). Позже им были воплощены на сцене: циник Басов («Дачники» М.Горького, 1953), английский писатель («Кремлёвские куранты» Н.Ф.Погодина, 1956), академик Кареев («Золотая карета» Л.М.Леонова, 1957), Яков Коломийцев («Последние» М.Горького, 1971), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, 1973), Шабельский («Иванов» А.П.Чехова, 1976), Светловидов («Чеховские страницы» по пьесам и рассказам А.П.Чехова, 1977), Друг («Всё кончено» Э.Олби, 1979), князь Абрезков («Живой труп» Л.Н.Толстого, 1982), Понтий Пилат («Бал при свечах» Г.С.Епифанцева по «Мастеру и Маргарите» М.А.Булгакова, 1983) и другие. Прудкин был участником (пан Хмелик) незабываемого ансамбля артистов второго поколения Художественного театра в ностальгическом спектакле «Соло для часов с боем» О.Заградника (1973). В 1961 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР». Своеобразно складывались отношения Прудкина с кино: снявшись в 1927 году в немом фильме «Человек из ресторана» (в роли офицера), а затем в фильме «Седьмой спутник» (также в роли офицера, 1928), артист на протяжении более чем сорока лет с этим видом искусства дела не имел, не решаясь перешагнуть порог сцены. Кинорежиссёр И.А.Пырьев дважды смотрел Прудкина в роли Федора Павловича Карамазова (1960) в спектакле В.И.Немировича-Данченко «Братья Карамазовы» по Ф.М.Достоевскому и настойчиво приглашал артиста перенести своего театрального героя на экран. Прудкин уговорам поддался: фильм вышел в 1969 году. От предложения Г.М.Козинцева сняться в роли Короля Лира артист решительно отказался, не ощущая близости с искусством кинематографа. Всего снялся в нескольких фильмах, среди которых: «Штрихи к портрету», «Кремлёвские куранты» (оба – 1970), «Соло для часов с боем» (1974), «Лебединая песня» (1975), «Двенадцать стульев» (1976), «Чеховские страницы» (1977), «Две главы из семейной хроники», «Блондинка за углом» (оба – 1983), «Затерянные в песках» (1984). Прудкин – участник телевизионного цикла «Театральные мемуары» (совместно с А.И.Степановой). В 1987 году была выпущена грампластинка с записями фрагментов лучших работ артиста последних лет в театре, на телевидении и на радио. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1989 года за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства артисту Московского художественного академического театра СССР имени М.Горького Прудкину Марку Исааковичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 24 сентября 1994 года, на 97-м году жизни.
[549x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 10) в Москве. Награждён двумя орденами Ленина (26 октября 1948, 18 августа 1989), орденом Октябрьской Революции (14 сентября 1978), орденом Трудового Красного Знамени (13 сентября 1973), орденом Дружбы народов (18 октября 1983), орденом «Знак Почёта» (3 мая 1937), медалями. Лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949), Государственной премии РСФСР (1974).
[661x700]
Мемориальная доска установлена в Москве по адресу: Глинищевский переулок, 5/7.

1898
Николай Иванович Терещенко (украинское имя — Микола Іванович Терещенко; псевдоним — Микола Терещенко)
советский украинский поэт, переводчик. Член Союза писателей СССР (1934), участник Первого съезда советских писателей. Редактор киевского журнала «Жизнь и Революция», редактор Гослитиздата УССР. Лауреат Литературной премии имени М.Рыльского (1973, посмертно; первый в истории премии). Родился в селе Щербиновка, Кропивянская волость, Уманский уезд, Полтавская губерния, Российская империя, в казачьей семье. После окончания начальной сельской школы учился в Золотоношской классической гимназии, которую и закончил в 1917 году. Ещё учась в гимназии заинтересовался революционными идеями и вошел в юношеский социал-демократический кружок, в декабре 1918 года участвовал в восстании против гетмана Скоропадского. После окончания гимназии переехал в Киев, где в 1917—1922 годах учился на химическом факультете Киевского политехнического института. Работал в органах политпросвещения и народного образования Украинской ССР, был корреспондентом газет «Большевик» и «Пролетарская правда».
Сначала принадлежал к группе символистов «Музагет», позже к литературным организаций «Комункульт», «Октябрь», а с 1927 года — член Всеукраинского союза пролетарских писателей. В 1925—1934 годах — редактор киевского журнала «Жизнь и Революция». С 1932 — года член оргкомитета Союз советских писателей Украины, был делегатом от Украинской ССР на Первом съезде писателей СССР, став одним из первых членов Союза писателей СССР. Во время Великой Отечественной войны работал в эвакуации на радиостанции в Ташкенте, ведя на украинском передачи для эвакуированных украинцев. После войны — редактор Гослитиздате УССР в Киеве.
Умер в городе Киев, Украинская ССР, СССР (ныне Украина), 30 мая 1966 года.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Награды: Медаль «За трудовую доблесть» (24 ноября 1960 года) — отмечая выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и искусства и в связи с декадой украинской литературы и искусства в городе Москва.
Память
В 1968 году в Киеве в честь него названа улица — улица Николая Терещенко.
На доме № 51-а по улице Владимирской, в котором жил в 1928—1966 годах, установлена мемориальная доска.
«Культурный писатель это — все. Он — исследователь жизни, он и ученый, он и мыслитель. Я знавал в своей жизни много талантливых литераторов. Но редко кому из них можно было адресовать высшую горьковскую похвалу. К Миколе же Ивановичу Терещенко она подходила полностью. …
Для меня было загадкой, когда он, до предела загруженный всяческой работой, — исследовательской, издательской, переводческой, — пишет свои собственные оригинальные произведения. Но вот, засидевшись у него однажды допоздна, я заторопился (хозяину-то ведь надо спать!) и начал прощаться.
— Ничего, — сказал он, — я все равно еще не скоро лягу. Только сейчас и начинается мое любимое время. Вот сяду в эту качалку, выключу верхний свет и — «гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь».
И в подтверждении своих слов, желая показать мне, как это делается, он сел в качалку, положив на колени какую-то большеформатную книгу, а поверх нее листы чистой бумаги… В доме уже все спали когда я уходил от него. Это была наша последняя встреча в доме на Владимирской...» — Леонид Вышеславский
Мемориальная доска
Творчество
Поэт и переводчик
Первые стихи появились в печати в 1918 году, первый сборник стихотворений самого Николая Терещенко — «Лаборатория» — был издан в 1924 году. Затем последовали сборники стихов «Чернозем» (1925), «Цель и предел» (1927), «Страна работы» (1928), «Республика» (1929), «Леса» (1930), «Порыв» (1932), «Сенька-арсеналец» (1930), «Цэнь-Цань» (1930). Стихи выходили в Киеве в переводе на русский язык, а в 1933 году сборник «Стихи» был издан на русском языке в Москве издательством «Советская литература». Стихи периода Великой Отечественной войны составили сборники «Девушка с Украины» (1942), «Верба рясна» (1943), «Зори» (1944). После войны вышли сборники стихов «В битвах и трудах» (1951), «Правда» (1952), «Щедрая земля» (1956), «Лирический летопись» (1958), «годы и люди» (1960), «Сердце человеческое» (1962). В 1966 году было посмертно издано двухтомное собрание стихов поэта. Автор книги «Литературный дневник» (1966). Известен как переводчик поэзии на украинский язык. Первый сборник переводов — «Поэзии» Эмиля Верхарна был издан в 1922 году. Переводил стихотворения русских поэтов — А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Ф.Рылеева, Н.А.Некрасова, Владимира Маяковского, Демьяна Бедного; белорусских поэтов — Янка Купала, Якуб Колас; а также стихи французских, польских, чехословацких поэтов. Лауреат Литературной премии имени М.Рыльского (1973, посмертно; за переводы и составление 2-томной антологии французской поэзии).
Критика
«Один из зачинателей украинской советской поэзии. Ранние стихи Терещенко отмечены влиянием символизма. В первом сборнике «Лаборатория» (1924) проявилось стремление к реалистичной выразительности художественного слова. Терещенко становится певцом нового человека, темы труда и дружбы народов.» — Краткая литературная энциклопедия
Николай Бажан отметил, что поэту достаточно одного такого стихотворения, как «Печаль и нежность» Терещенко, чтобы навеки остаться в украинской поэзии.
Библиография
Некоторые издания, на украинском языке: Лабораторія: збірка вибраних віршів (1917—1923). — Харків: Шлях освіти, 1924. — 77 страниц; Республіка: поезії. — Київ: Держвидав УСРР, 1929. — 63 страницы; Зорі: поезії. — Харків: УДВ, 1944. — 82 страницы;
Ужинок: поезії. — Київ: Держлітвидав, 1946. — 192 страницы; Вибрані поезії. 1917—1948. — Київ: Держлітвидав України, 1949. — 254 страницы; У битвах і трудах: поезії. — Київ: Літвидав, 1951. — 251 страница; Правда: поезії. — Київ: Радянський письменник, 1952. — 214 страниц; Щедра земля: вірші та пісні. — Київ: Радянський письменник, 1956 . — 133 страницы; Ліричний літопис: вірші та поеми (1917—1957). — Київ: Держлітвидав УРСР, 1958. — 479 страниц; Літа і люди: вірші. — Київ: Держлітвидав УРСР, 1960. — 159 страниц; Крилате відлуння: вибране. — Київ: Дніпро, 1966. — 199 страниц; Твори: в 2 томах. Том 2: Переклади. — Київ: Дніпро, 1968. — 422 страницы; Поезії. — Київ: Радянський письменник, 1979. — 199 страниц.
Издания на русском языке: Сенька-арсеналец / Перевод с украинского Николая Ушакова. Рисунки Бориса Крюкова. — Киев: Культура, 1930. — 12 страниц. (тираж 50 000 экземпляров); Цень-Цань / Перевод с украинского Николая Ушакова. Рисунки Бориса Крюкова. — Киев: Культура, 1930. 16 страниц (тираж 40 000 экземпляров); Избранные: стихи / Перевод с украинского Н.Ушакова. — Киев: АРП, 1930. — 32 страницы; Стихи: перевод с украинского / Микола Іванович Терещенко. — Москва: Советская литература, 1933. — 62 страницы.
Литература: Засенко О., Микола Т, в книге: Українськi радянськi письменники. в. 7, Київ. 1973.