1868
Сергей Тимофеевич Варун-Секрет
русский общественный деятель и политик, член Государственной думы от Херсонской губернии. Старший товарищ председателя IV Государственной думы. Родился в городе Елисаветград, ныне Кропивни́цкий, Украина. Из потомственных дворян Херсонской губернии. Землевладелец Елисаветградского уезда (родовые 1870 десятин при деревне Софиевке и приобретенные 1004 десятины при деревне Елисаветовке). Его братья: Владимир (ум. 1973), ротмистр 6-го гусарского полка, участник Белого движения, и Георгий (1870—1942), полковник того же полка, участник Белого движения. Окончил Петровский Полтавский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище по 1-му разряду (1887), откуда был выпущен корнетом в 21-й драгунский Белорусский полк. В 1890 году вышел в отставку и поселился в своем имении Елисаветградского уезда, где посвятил себя сельскому хозяйству и общественной деятельности. Избирался гласным Елисаветградского уездного и Херсонского губернского земских собраний, почетным мировым судьей по Елисаветградскому уезду (1898—1906) и председателем Елисаветградской уездной земской управы (1904—1906). В 1899—1904 годах был также земским начальником 8-го участка Елисаветградского уезда. В 1906 году был избран в члены I Государственной думы от Херсонской губернии съездом землевладельцев. Примыкал к мирнообновленцам. Подписал законопроект об амнистии. В 1907 году был переизбран во II Государственную думу от съезда землевладельцев. Примыкал к фракции «Союза 17 октября». Состоял членом продовольственной комиссии. После роспуска II Думы вернулся к земской деятельности. Был избран почетным мировым судьей (с 1907), Елисаветградским уездным предводителем дворянства (1907—1910) и председателем Елисаветградской уездной земской управы (1911—1917). Дослужился до чина титулярного советника (1911). В 1912 году был вновь избран в члены Государственной думы от Херсонской губернии съездом землевладельцев. Был одним из руководителей фракции октябристов, после её раскола входил в группу земцев-октябристов. 26 ноября 1913 был избран старшим товарищем председателя Думы. Был председателем Земской группы. Также входил в Прогрессивный блок. Был докладчиком и товарищем председателя 1-го отдела Думы. После речи Милюкова 1 ноября 1916 года отказался от должности товарища председателя 1-го отдела, а 3 ноября покинул пост старшего товарища председателя Думы. Состоял членом комиссий: по местному самоуправлению, о народном здравии, распорядительной и по борьбе с немецким засильем. 10 марта 1917 года, после Февральской революции, по должности председателя уездной земской управы был назначен уездным комиссаром Временного правительства и Временного комитета Государственной думы. После Октябрьской революции жил в Киеве. В 1918—1919 годах некоторое время занимал пост товарища министра внутренних дел в правительстве гетмана Скоропадского. Затем участвовал в Гражданской войне в составе ВСЮР. В эмиграции в Югославии, затем во Франции. Был одним из организаторов Русской национально-демократической партии (1921), членом ЦК Русского народно-монархического совета и председателем Русского монархического съезда в Берлине (март 1922). Участвовал в работе Российского эмигрантского национального центра во Франции. В 1948 году занимался организацией Выборного комитета по организации представительства русской эмиграции во Франции. Последние годы был пансионером Русского дома в Кормей-ан-Паризи. В 1958 году отмечалось его 90-летие. Скончался 30 апреля 1962 года. Похоронен на местном кладбище в Кормей-ан-Паризи. Был женат, имел четверо детей.
Источники: Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008; Российское зарубежье во Франции 1919—2000 / Л.Мнухин, М. Авриль, В.Лосская. — Москва, 2008; Варун-Секрет, Сергей Тимофеевич на сайте История Полтавы
1868
Михаил Эдуардович Гильхен
бессарабский губернатор (1912—1915), камергер. Из потомственных дворян Курской губернии. Сын Эдуарда Викентьевича Гильхена, генерала артиллерии и Теклы Константиновны Гильхен (урожденная Комар). По окончании Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата прав в 1892 году, был причислен к Министерству внутренних дел. Последовательно занимал должности: помощника столоначальника департамента общих дел (1893—1895), и. д. столоначальника того же департамента (1895—1897), делопроизводителя особого делопроизводства департамента (1897—1901) и, наконец, чиновника особых поручений министра внутренних дел (1901—1905). 10 декабря 1905 года назначен курским вице-губернатором, а 17 декабря 1907 года — курским губернатором. В 1912 году был переведен на должность губернатора в Бессарабскую губернию, в каковой оставался до 1915 года. Дослужился до чина действительного статского советника (1910), с 1906 года состоял в придворном звании камергера. На 1 марта 1916 года состоял директором Шлиссельбургского уездного отделения Общества попечительного о тюрьмах. После Октябрьской революции в эмиграции, сначала в Польше в Варшаве, а после начала Второй мировой войны в Германии, в Берлине. Умер в Нойштадте, Германия, в декабре 1945 года.
Награды: Высочайшая благодарность (1897); Орден Святого Станислава II степени; Орден Святой Анны II степени (1906); Высочайшая благодарность (1908); Высочайшая благодарность (1911) Высочайшая благодарность (1911); Орден Святого Владимира III степени (1913); Высочайшая благодарность (1914); Орден Святого Станислава I степени (1914).
Источники: Список гражданским чинам четвертого класса на 1915 год. — Петроград, 1915. — Страница 1272; Абакумова-Забунова Н.В. Русское население городов Бессарабии XIX века. — Кишинев, 2006. — Страница 424.
[444x700]
1868
Павел Никитич Сакулин
русский и советский литературовед. Доктор русского языка и словесности. Почётный член ГАХН (1927). Академик Академии Наук СССР (12 января 1929, член-корреспондент Академии Наук СССР c 1 декабря 1923). Родился в селе Воскресенское, Самарская губерния Окончил с золотой медалью Самарскую классическую гимназию. Окончил с дипломом первой степени словесное отделение историко-филологического факультета Московского университета (1887—1891). В 1897—1901 годах преподавал в Московском училище ордена Святой Екатерины. В 1902—1911 годах преподавал в Московском университете. Также преподавал на Московских высших женских курсах, Московском университете имени А.Л.Шанявского и др. В 1911 году вместе с многими другими преподавателями покинул Московский университет в знак протеста против политики министра просвещения Л.А.Кассо. Возглавлял советскую делегацию на I конгрессе филологов-славистов в Праге (1929). Последний председатель Общества любителей российской словесности, после смерти которого Общество прекратило свою деятельность. В 1920-х годах Сакулин обратился к проблемам теории литературы, что нашло отражение в его сочинениях Синтетическое построение истории литературы (1925), Социологический метод в литературоведении (1926), Теория литературных стилей (1928). Умер Сакулин в поезде «Москва — Ленинград» 7 сентября 1930 года. Похоронен в Москве. Жена - Сакулина Клавдия Сергеевна (1875-1951) - товарищ председателя попечительского совета гимназии. Дочь - Сакулина Нина Павловна (1898-1975) - доктор педагогических наук, специалист в области художественного воспитания дошкольников.
Сочинения: Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский, части 1-2, Москва, 1913; Наука о литературе. Ее итоги и перспективы. Социологический метод в литературоведении, Москва,1925; Русская литература. Социологический обзор литературных стилей, части 1-2 Москва, 1928-1929.
Литература: Памяти П.Н.Сакулина. Сборник статей, Москва, 1931; Николаев П., Павел Никитич Сакулин, "Вопросы литературы", 1969, № 4.
1869
Лев Сергеевич Зак (псевдоним Странник)
российский экономист, журналист. Лев Сергеевич родился вгороде Старый Быхов, Могилёвская губерния, его брат Самуил (Сергей) Сергеевич Зак (1868—1930) — будущий научный сотрудник Госплана РСФСР. Учился в гимназии, на физико-математическом факультете Новороссийского университета (но за участие в революционной деятельности учёба была прекращена), учился химии в Дрездене и Шарлоттенбурге (Германия). В 1898 году сдал экзамен экстерном на юридическом факультете Новороссийского университета. Работал в губернской земской управе Нижегородской и Таврической губерний. С 1908 года экономист в области кооперации. Печатался в «Русском богатстве», «Русской мысли», «Вестнике Европы», «Вестнике кооперации». Основал и редактировал газету «Жизнь Крыма» (1906—1907). Печатался также в «Одесском вестнике», «Минском листке», «Речи», «Вестнике Таврического землячества», «Заветах». Редактировал «Южные ведомости» (1907-1908). Автор статей в 7-м издании Энциклопедического словаря Гранат. Автор статьи о Николае Чернышевскомъ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Был членом ПСР. В 1917 году был включен в предварительный список обязательных кандидатов в Учредительное собрание от ЦК ПСР, но ни в один из окончательных избирательных списков не попал.
Сочинения: Народные переписи: Общедоступный очерк — Одесса : Типография Южно-русского общества печатного дела, 1897. — 52 страницы; Регулирование заработной платы (Москва, 1907); Условные вклады (Санкт-Петербург, 1911).
Литература: «Одесский вестник» (1893, № 120, 140, 150, 156, 162, 170, 186, 199); Минский листок (1891, № 63, 6 августа); Вестник Таврического землячества (1904, № 10); Заветы (1912, № 5).
[499x700]
1872
Виктор Константинович Коленда
российский художник театра. Родился в селе Выкса Нижегородской губернии, в семье заводского врача. Окончил Московский университет (медицинский факультет). Учился в мастерских К.А.Коровина и В.А.Серова в Москве (до 1899), у Ж.П.Лоранса в Париже (1899-1901). Оформил спектакли: «Последняя жертва» А.Н.Островского (1902), «На дне» М.Горького (1903) - в Нижегородском театре (антреприза Д.И.Басманова); «Дачники» (1904) и «Дети солнца» (1905) Горького, «В городе» С.С.Юшкевича (1906), «Чудо святого Антония» М.Метерлинка (1906), «Жизнь человека» Л.Н.Андреева (по плану В.Э.Мейерхольда, 1907) - в Театре В.Ф.Комиссаржевской; «Много шума из ничего» У.Шекспира (1907, Малый театр), «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1911, Театр Ф.А.Корша), «Гроза» Островского (1913, Введенский народный дом, Москва), а также спектакль «Двойная игра» М.Беринга (Театр «Кингсуэй», Лондон, 1912). Творчество развивалось под влиянием реалистических принципов оформления спектаклей, сложившихся в МХТ в начале ХХ в. После 1917 г. работал главным образом в области станкового архитектурного пейзажа, эпизодически возвращался в театр: «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина (1926, Малый театр). Преподавал во Всесоюзной Академии художеств. Умер в Москве 28 февраля 1945 года.
[700x651]
Урна с прахом в 18 (закрытом) колумбарии Донского кладбища.

1872
Кидзюро Сидэхара (японское имя — 幣原 喜重郎)
политический деятель, заметный дипломат межвоенного периода, а также 44-й премьер-министр Японии с 9 октября 1945 года по 22 мая 1946 года. Он был ярым сторонником пацифизма в Японии, как до так и после Второй мировой войны. Кроме того он был последним премьер-министром входившим в состав кадзоку. Его жена, Масако, была четвёртой дочерью Ивасаки Ятаро — основателя дзайбацу «Мицубиси».Сидэхара родился в городе Кадома, префектура Осака. Его отец был первым президентом Тайбэйского императорского университета. Сам Сидэхара окончил в 1895 году Токийский университет по специальности юриспруденция. После окончания университета он получает должность в Министерстве иностранных дел, там, в 1896 году, Сидэхару назначают на его первую дипломатическую должность в совет города Инчхон, Корея. Впоследствии Сидэхара служил в Японских посольствах в Лондоне, Антверпене и Вашингтоне и, будучи послом на территории Нидерландов, в 1915 году он возвращается в Японию. В 1915 году Сидэхара становится заместителем министра иностранных дел, и вплоть до 1919 года занимает эту должность при пяти различных министрах иностранных дел. В 1919 году назначен послом в Соединённых Штатах, являлся представителем японской делегации на протяжении Вашингтонской конференции. Его дипломатические действия привели к возвращению провинции Шаньдун Китаю.
[496x700]
Сидэхара в годы дипломатической службы
Несмотря на это, при Сидэхаре Соединённые Штаты ввели новые дискриминационные иммиграционные законы против японцев, что породило в Японии волну недоброжелательности. В 1920 году Сидэхара вошёл в состав высшей японской аристократии кадзоку (японское название —華族) ему был присвоен титул дансяку (японское название — 男爵), и уже в 1925 году он занимает место в Палате пэров.
Первый срок на посту министра иностранных дел
В 1924 году Сидэхара становится министром иностранных дел в кабинете премьер-министра Като Такааки, и продолжает занимать эту должность при премьер-министре Вакацуки Рэйдзиро. Несмотря на растущие милитаристские настроения, Сидэхара пытался сохранить дружественные отношения с Великобританией и Соединёнными Штатами, и воспрепятствовать интервенционистской политике в отношении Китая. В своей вступительной речи перед японским парламентом он обязался следовать принципам Лиги Наций и недавно заключённым вашингтонским договорённостям. В 1920-х годах стало нарицательным понятие «дипломатия Сидэхары», которое описывало примирительную внешнюю политику Японии в этот период. В октябре 1925 года он удивил делегатов Пекинской таможенной конференции настояв на признании тарифной автономии Китая. В марте 1927 года, во время нанкинского инцидента, он отказался принять подготовленный другими иностранными державами ультиматум, который грозил расплатой гоминьдановским армиям Чан Кайши за их нападение на иностранные посольства и поселения в Нанкине. Военные были недовольны политикой Сидэхары, что стало одной из основных причин смещения администрации премьер-министра Вакацуки в апреле 1927 года.
Второй срок на посту министра иностранных дел
В 1929 году Сидэхара снова занимает пост министра иностранных дел в кабинете премьер-министра Осати Хамагути. Он предпринимает попытки по восстановлению дипломатических отношений с Чан Кайши и Гоминьданом, правительство которых, казалось бы, уже закрепились в Китае. Однако правительство Танака Гиити в предыдущие два года провело несколько удачных вторжений на территорию Китая. Поэтому политика Сидэхара опять вступала в противоречие с интересами военных, которые считали такие действия ослаблением государства. Ко всему этому, из-за принятия Сидэхарой положений Лондонской морской конференции в апреле 1930 года, его политика компромисса с Западом подверглась резкой критике, что вызвало в Японии глубокий политический кризис.
[494x700]
Кидзюро Сидэхара на обложке журнала «TIME», 12 октября 1931
Когда Осати был серьёзно ранен при покушении на убийство, Сидэхара временно исполнял обязанности премьер-министра с ноября 1930 года по апрель 1931 года. В сентябре 1931 года в результате маньчжурского инцидента квантунская армия без санкции правительства вторглась и оккупировала Маньчжурию. Это событие стало крахом надежд Сидэхары по мирному урегулированию отношений с Китаем, и концом его карьеры в роли министра иностранных дел. В октябре 1931 года Сидэхара попал на обложку журнала «TIME» под заголовком «Японец Войны и Мира»В дальнейшем Сидэхара сохранил место в правительстве как член Палаты пэров, он оставался в тени вплоть до окончания Второй мировой войны.
Премьер-министр
Несмотря на преклонный возраст и во многом благодаря своей проамериканской репутации Сидэхара назначается на пост второго послевоенного премьер-министра, он занимает эту должность с 9 октября 1945 года по 22 мая 1946 года. В качестве премьера Сидэара выступал за сохранение императорской системы в Японии. В это же время Сидэхара становится президентом Прогрессивной партии Японии (японское название — 日本進歩党). Руководствуясь инструкциями Дугласа Макартура кабинет Сидэхары подготавливает черновой вариант конституции и 8 февраля 1946 года он передаётся на рассмотрение американского командования, которое признаёт его совершенно негодным. Конституция в этом варианте претерпела лишь косметические изменения, так, например, предусматривалось сохранение тайного совета в качестве стоявшего над правительством и парламентом консультационного органа при императоре. Впрочем, Макартур утверждал, что именно Сидэхара настаивал на включение знаменитой девятой статьи в новую конституцию, однако его роль в этом вопросе до сих пор неоднозначна. Кабинет Сидэхары ушёл в отставку на первых послевоенных выборах, когда Либеральная партия набрала большинство и премьер-министром стал Сигэру Ёсида. Годом позже, после того как премьер-министр Тэцу Катаяма формирует социалистический кабинет, Сидэхара присоединяется к либеральной партии Ёсиды. Сидэхара становится спикером Палаты представителей в 1949 году. Сидэхара умирает в Токио от сердечного приступа 10 марта 1951 года. В том же 1951 году были изданы мемуары Сидэхары «50 лет дипломатии» (японское название — 外交五十年).
1873
Евгений Григорьевич Булюбаш
генерал-майор, участник Первой мировой войны и Белого движения на Юге России, первопоходник, военный преподаватель. Эмигрант. Автор воспоминаний.
Первые годы
Родился в городе Полтава, Российская империя, в дворянской семье. Поступил во Владимирский Киевский кадетский корпус, который закончил в 1892 году. С 13 сентября 1892 года Булюбаш поступил на военную службу. В 1894 году окончил Павловское военное училище. 20 августа 1894 года выпущен подпоручиком в лейб-гвардии Санкт-Петербургский полк. В 1898 году произведён в поручики. Окончил в 1900 году Николаевскую академию Генштаба (по 2-му классу 2-му разряду).
Булюбаш до Первой мировой войны
В 1902 году произведён в штабс-капитаны, с 1904 года командовал ротой Павловского военного училища. В 1906 году капитан, в 1912 году полковник.
Первая мировая война
Накануне Первой мировой войны служил в 170-м пехотном Молодечненском полку, с которым и ушёл на фронт. Участник Восточно-Прусской операции, 27 августа 1914 года во время исполнения обязанностей парламентёра попал под обстрел в районе укрепления Летцен и получил тяжелое ранение.
Полковник Булюбаш, 1913 год
На излечении в тылу, затем с октября 1915 года преподаватель Павловского военного училища, командир батальона училища (не ранее чем до 1916 года). В 1917 году снова на фронте, командир Пятигорского 151-го пехотного полка.
Участник Белого движения
В Добровольческой армии с 16 декабря 1917 года. Начальник гарнизона города Новочеркасска. Участник Ледяного похода, в котором командовал 1-м (офицерским) батальоном Корниловского полка. С декабря 1918 года в составе Донской армии. Командир 1-го Донского пластунского батальона (затем развёрнутого в полк). В конце 1918 года после повторного тяжелого ранения окончательно выбыл из строя. Переведён командованием в тыл на должность преподавателя Кубанского Алексеевского военного училища. В 1920 году в Крыму, откуда в ноябре эвакуирован с частями Русской армии в Галлиполи.
Эмиграция
В Галлиполи 21 марта 1921 года был произведён в генерал-майоры по совокупности боевых заслуг. После Галлиполийского сидения в 1922 году переехал в Болгарию. С началом Второй мировой войны переехал в Германию в город Мюнхен. В 1950 году эмигрировал в США. Умер в городе Мартинсберг, штат Западная Вирджиния, США, 2 октября 1967 года По завещанию Булюбаша его прах был перенесен в Мюнхен и захоронен рядом с могилой жены на кладбище Вальдфридгоф.
Награды: Орден Святого Станислава II степени (Высочайший приказ 19 декабря 1908); Орден Святой Анны II степени (1911); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 2 мая 1915); Орден Святого Владимира III степени (доп. к «Приказу по армии и флоту» от 17 марта 1917, с 19 декабря 1916); Знак 1-го Кубанского (Ледяного) похода.
Литература: Рутыч Н.Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России: Материалы к истории Белого движения. Москва, 2002; Волков С.В. Офицеры российской гвардии: Опыт мартиролога. — Москва: Русский путь, 2002; Список полковникам по старшинству. Составлен по 14 марта 1914. Санкт-Петербург, 1914; Список полковникам по старшинству. Составлен по 14 августа 1916. Петроград, 1916; Первый Кубанский «Ледяной» поход. Москва. 2001.
[463x698]
1873
Константин Каратеодори (Сonstantin Caratheodory)
греческий математик. Родился в Берлине. Окончил Высшую военную школу в Брюсселе (1895). Принимал участие в работах по регулированию вод Нила. Учился в Берлинском университете (1900-1902), окончил Гёттингенский университет (1904). Ученик Ф.Клейна, Д.Гильберта, Г.Минковского. В 1909 г. - профессор Ганноверского, в 1910 г. - в Бреслау, в 1913-1918 гг. - Гёттингенского, в 1918-1920 гг. - Берлинского университетов. В 1920-1924 гг. работал в Греции. В 1920 г. основал греческий университет в Смирне. В 1924-1939 гг. - профессор Мюнхенского университета, с 1939 г. - ректор Афинского университета. Основные работы посвящены вариационному исчислению, теории функции и прикладным вопросам математики. Ранние исследования посвящены вариационной проблеме на плоскости и в п-мерном пространстве. На основании идей Х.Гюйгенса и И.И.Бернулли установил связь между вариационным исчислением и теорией дифференциальных уравнений с частными производными первого порядка. Построил новое направление в теории поля, связав ее с теорией частных производных. Развил теорию функций нескольких комплексных переменных, теорию конформных отображений. Занимался также вопросами интегрального исчисления и его алгебраизацией. Ряд работ относится к механике и теории относительности. Применил вариационное исчисление к задачам геометрической оптики. Предложил аксиоматическое построение термодинамики. Член многих академий наук. Умер в Мюнхене 2 февраля 1950 года.
Сочинения: Gesammelte mathematische Schriften. Bd 2, Münch.,(1955); Funktionentheorie, Bd 1—2, Basel, 1950; в русском переводе — Конформное отображение, Москва — Ленинград, 1934.)
[507x700]
1873
Джон Харолд Клэпем (John Harold Clapham)
английский историк, специалист по экономической истории Великобритании. Родился в Манчестере. Окончил Кингз-колледж Кембриджского университета. Читал лекции по истории и экономике в Кембридже в 1898-1902, затем стал профессором экономики университета Лидса. Возвратился в Кембридж в 1908 в качестве декана Кингз-колледжа; был наставником в этом колледже в 1913-1928 и вице-ректором в 1933-1943. В 1928 был избран первым профессором экономической истории Кембриджского университета и занимал эту должность вплоть до своей отставки в 1938. В 1940 стал президентом Британской Академии. Возведен в рыцарское достоинство в 1943. Работы Клэпема освещают развитие различных отраслей производства, финансов, демографические и социальные процессы. Мнимый объективизм Клэпема (Клэпем усматривал свою задачу в том, чтобы дать материал для любых концепций, тщательно избегая обобщений) фактически имеет антимарксистскую направленность. Клэпем стремился "развеять" так называемые легенды, под которыми он понимал представления об отрицательных социальных последствиях развития капитализма (в частности об ухудшении экономического положения рабочих в эпоху промышленного переворота); игнорировал подлинную картину развития монополий и финансового капитала в эпоху империализма. Умер в поезде, на пути между Лондоном и Кембриджем, 29 марта 1946 года. Награжден орденом Британской империи. Входит в список «ста великих экономистов до Кейнса» по версии М.Блауга.
Основные произведения: Экономическое развитие Франции и Германии" (The Economic Development of France and Germany, 1921); «Экономическая история современной Британии» в 3-х томах (An Economic History of Modern Britain, 1926-1938); «Краткая экономическая история Британии от древнейших времен до 1750 г.» (A Concise Economic History of Britain, from the Earliest Times to 1750, 1949).
Литература: Блауг М. Клэпхем, Джон Гарольд // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — Санкт-Петербург: Экономикус, 2008. — Страницы 142-144. — 352 страницы — (Библиотека «Экономической школы», выпуск 42) — 1 500 экземпляров — ISBN 978-5-903816-01-9; Клэпем Джон Харолд // Кварнер — Конгур. — Москва : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров; том 12).
[564x700]
1873
Джордж Вашингтон Ламберт (George Washington Lambert)
австралийский живописец, рисовальщик и скульптор, один из немногих мастеров изобразительного искусства Австралии, чье творчество получило известность и за пределами страны. Родился в Санкт-Петербурге, Российская Империя. Его отец умер ещё до рождения сына, и мать с ребёнком переехала в Вюртемберг, в Германию. Ламберт получил образование в Кингстонском Колледже в Сомерсете (Kingston College, Yeovil, Somerset). Семья Ламберта, состоящая из матери и трех его сестер, решила эмигрировать в Австралию. Они прибыли в Сидней 20 января 1887. Ламберт учится в художественной школе Julian Ashton's art school вплоть до 1900 г. и начинает выставлять свои картины в Художественном Обществе и Обществе Художников. В 1901 году Ламберт уезжает в Париж для продолжения образования и занятий живописью. В это время его творчество находится под влиянием работ Диего Веласкеса и Эдуарда Мане. Также, нa него сильное влияние оказали картины Сандро Ботичелли. Ламберт провел год в Париже прежде, чем переехать в Лондон, где он выставлял свои работы в Королевской Академии. В 1911 году живопись Ламберта получила серебряную медаль на международной выставке. В это время Ламберт был больше всего известен как портретист. Во время Первой мировой войны Ламберт становится официальным австралийским военным художником. Его картины находятся в австралийской военной мемориальной коллекции (Australian War Memorial collection). Все военные годы Ламберт провёл в Лондоне и лишь в 1921 году вернулся в Австралию, где и умер спустя 9 лет, 29 мая 1930 года.
1874
Николае Гетти (Nicholas Gatty)
английский композитор. Музыке обучался в Королевском музыкальном колледже в Лондоне у Ч.Станфорда (1898-1901). В начале 20 в. работал дирижёром в театре "Ковент-Гарден"; приобрёл известность как органист и музыкальный критик. Автор опер "Грейстил" (1906, Шеффилд), "Герцог или дьявол" (1909, Манчестер), "Принц Ферелон" (1919, Лондон), "Буря" (1920, Лондон) и "Макбет"(не была поставлена) по Шекспиру, оперетты "Старьёвщик" (1900, Лондон), симфонических и других сочинений. Умер 10 ноября 1946 года.
[468x698]
1874
Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (немецкое имя — Arnold Franz Walter Schoenberg; изначально Schönberg)
австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр, публицист. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, основоположник новой венской школы, автор таких техник, как додекафония (12-тоновая) и серийная техника. Арнольд Шёнберг родился в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто), в еврейской семье. Его мать Паулина Наход (1848—1921), уроженка Праги, была учительницей фортепиано. Отец Самуил Шёнберг (1838—1889), родом из Пресбурга (куда его отец перебрался из Сеченя), был владельцем магазина. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у своего шурина Александра фон Цемлинского (в 1901 году Шёнберг женился на сестре Цемлинского Матильде). В 1901—1903 годах жил в Берлине, вёл класс композиции в Консерватории Штерна. В 1903 году вернулся в Вену, где работал преподавателем в одной из музыкальных школ. Первым публично исполненным сочинением композитора был созданный в 1897 году Струнный квартет D-dur (без обозначения опуса), прозвучавший в венском Музикферейне 20 декабря 1898 года. Двадцатилетним молодым человеком Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь», ор. 4 (1899). Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902—1903), кантате «Песни Гурре» (1900—1911), Первом струнном квартете (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты как Густав Малер и Рихард Штраус. С 1904 года он начинает частное преподавание гармонии, контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его Первая камерная симфония (1906). Летом 1908 года жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герстля. Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герстль покончил жизнь самоубийством. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром его музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые атональные сочинения, романс «Ты прислонилась к серебристой иве» («Du lehnest dich wieder zu einen Weinenbaum an») и наиболее революционное из своих ранних сочинений — Второй струнный квартет, ор.10 (1907—1908), где в финале добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге. В «Пяти пьесах для оркестра» ор.16 (1909) впервые применяет своё новое изобретение — метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie). Летом 1910 года Шёнберг пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о гармонии» («Harmonielehre»). Затем создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро, используя технику Sprechstimme — вокальной рецитации, средней между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов, её исполняли на собраниях литературного «Нового клуба». В начале 1920-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония», впервые пробуя его в своей Серенаде ор. 24 (1920—1923). Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века. До 1925 года Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 году он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств. В 1933 году после прихода к власти нацистов Шёнберг эмигрировал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 года — в Университете Южной Калифорнии, с 1936-го — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 1930-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере Sprechgesang, роль Аарона поручена тенору. В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Стефания Туркевич, Ханс Эйслер, Роберто Герхард. Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу, известную под названием «новая венская школа». Хауэр свои ранние произведения писал под влиянием атональной музыки Шёнберга. В 1935 году, уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж. Одновременно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью. Скончался 13 июля 1951 года в Калифорнии.
Похоронен на Центральном кладбище Вены.
В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии. Изображен на австрийской почтовой марке 1974 года.
Интересные факты
Арнольд Шёнберг страдал трискаидекафобией. Именно поэтому последняя его опера носит название «Моисей и Арон» («Moses und Aron») вместо корректного «Моисей и Аарон» («Moses und Aaron»): число букв во втором названии равно тринадцати. Он родился 13-го числа, что всю жизнь считал дурным предзнаменованием, и 13-го же числа умер. Однажды он наотрез отказался взять в аренду дом под номером 13 и боялся того дня, когда ему исполнится 76, потому что в сумме эти цифры составляют пресловутое число 13. Согласно легенде, в последний день жизни 13 июля 1951 года он весь день пролежал в постели, предчувствуя приближающуюся смерть. Жена композитора пыталась уговорить его встать и «прекратить эти глупости», и каково же было её потрясение, когда тот лишь вымолвил слово «гармония» и умер. Арнольд Шёнберг скончался в 11:47 вечера, за 13 минут до полуночи. В 1898 году Шёнберг перешёл в протестантство. В 1933 году прошёл в синагоге в Париже обряд возвращения в иудаизм. С началом Первой Мировой Войны писал «У меня открылись глаза на то, почему у меня всегда было столько чувств против иностранцев. Мои друзья знают, я им это часто говорил: я никогда не мог найти ничего хорошего в иностранной музыке. Она всегда казалась мне выдохшейся, пустой, отвратительно слащавой, изолгавшейся и неумелой. Без исключения. Теперь я знаю, кто такие французы, англичане, русские, бельгийцы, американцы и сербы: черногорцы! Это мне уже давно сказала музыка. Я был удивлён, что не все чувствовали то же, что и я. Эта музыка уже давно была объявлением войны, нападением на Германию. Но теперь наступает время платить по счетам! Теперь мы снова возьмём в рабство всех этих посредственных создателей китча, и они должны будут прославлять немецкий дух и молиться немецкому богу». — Из частного письма Альме Малер-Верфель.
Арнольд Шёнберг. Лос-Анджелес, 1948
Семья
Первая жена композитора умерла в октябре 1923 года, а в августе следующего года Шенберг женился на Гертруде Колиш (1898—1967), сестре своего ученика, скрипача Рудольфа Колиша. У них было трое детей: Нурия Доротея (родилась в 1932), Рональд Рудольф (родился в 1937) и Лоуренс Адам ((родился в 1941). Дочь Нурия Шёнберг была с 1955 года замужем за композитором Луиджи Ноно.
Сочинения: 2 Gesänge (2 Песни) для баритона и фортепиано, op. 1 (1897—1898); 4 Lieder (4 Песни) для голоса и фортепиано, op. 2 (1899); 6 Lieder (6 Песен) для голоса и фортепиано, op. 3 (1899/1903); «Verklärte Nacht» («Просветлённая ночь»), op. 4 (1899); «Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра (1900, оркестровка 1911); «Pelleas und Melisande», («Пеллеас и Мелисанда») op. 5 (1902/1903); 8 Lieder (8 Песен) для сопрано и фортепиано, op. 6 (1903/1905); Первый струнный квартет, D minor, op. 7 (1904/1905); 6 Lieder (6 Песен) with orchestra, op. 8 (1903/1905); Kammersymphonie no. 1 (Первая камерная симфония), op. 9 (1906); Второй струнный квартет, фа-диез минор (с сопрано), op. 10 (1907/1908); 3 Stücke (3 Пьесы) для фортепиано, op. 11 (1909); 2 Balladen (2 Баллады) для голоса и фортепиано, op. 12 (1906); «Friede auf Erden» («Мир на земле») для смешанного хора, op. 13 (1907); 2 Lieder (2 Песни) для голоса и фортепиано, op. 14 (1907/1908); 15 Gedichte aus Das Buch der hängenden Gärten; (15 стихотворений из «Книги висячих садов» Штефана Георге), op. 15 (1908/1909); Fünf Orchesterstücke (Пять пьес для оркестра), op. 16 (1909); «Erwartung» («Ожидание») Монодрама для сопрано и оркестра, op. 17 (1909); «Die Glückliche Hand» («Счастливая рука»); Драма с музыкой для хора и оркестра, op. 18 (1910/1913); Три маленькие пьесы для камерного оркестра (1910); Sechs Kleine Klavierstücke (6 Маленьких пьес) для фортепиано, op. 19 (1911); «Herzgewächse» («Побеги сердца») для сопрано и ансамбля, op. 20 (1911); «Pierrot lunaire», («Лунный Пьеро») 21 мелодрама; для голоса и ансамбля на стихи Альбера Жиро, op. 21 (1912); 4 Lieder (4 Песни) для голоса и оркестра, op. 22 (1913/16); 5 Stücke (5 Пьес) для фортепиано, op. 23 (1920/23); Serenade (Серенада) для ансамбля и баритона, op. 24 (1920/1923); Suite (Сюита) для фортепиано, op. 25 (1921/1923); Духовой квинтет, op. 26 (1924); 4 Stücke (4 Пьесы) для смешанного хора, op. 27 (1925); 3 Satiren (3 Сатиры) для смешанного хора, op. 28 (1925/1926); Suite, op. 29 (1925); Третий струнный квартет, op. 30 (1927); Variations for Orchestra, op. 31 (1926/1928); «Von heute auf morgen» («С сегодня на завтра»); одноактная опера для 5 голосов и оркестра, op. 32 (1929); 2 Stücke (2 Пьесы) для фортепиано, op. 33a (1928) & 33b (1931); Begleitmusik zu einer Lichtspielszene; (Музыка к киносцене) для оркестра, op. 34 (1930); 6 Stücke (6 пьес) для мужского хора, op. 35 (1930); Скрипичный концерт, op. 36 (1934/36); Четвёртый струнный квартет, op. 37 (1936); Камерная симфония № 2, op. 38 (1906/39); «Kol nidre» («Все обеты») для хора и оркестра, op. 39 (1938); Вариации на «Речитатив» для органа, op. 40 (1941); «Ода Наполеону» (Ode to Napoleon Buonaparte) для голоса и фортептанного квинтетa, op. 41 (1942); Фортепианный концерт, op. 42 (1942); Тема с вариациями для духового оркестра, op. 43a (1943); Тема с вариациями ля симфонического оркестра, op. 43b (1943); «Прелюдия к Исходу» (Prelude to «Genesis») для хора и оркестра, op. 44 (1945); Струнное трио, op. 45 (1946); «Уцелевший из Варшавы» (A Survivor from Warsaw), op. 46 (1947); Фантазия для скрипки с фортепиано, op. 47 (1949); 3 песни для низкого голоса и фортепиано op. 48 (1933—1943); 3 народные песни для хора, op. 49 (1948); «Трижды тысяча лет» (Dreimal tausend Jahre) для смешанного хора, op. 50a (1949); Псалом 130 «De profundis» для смешанного хора, op. 50b (1949—1950); «Современный псалом» (Modern psalm) для чтеца, смешанного хора и оркестра op. 50c (1950, не закончен); «Моисей и Аарон» (Moses und Aron). Опера в трёх действиях (1930—1950, не закончена); «Песни кабаре» (Brettl-Lieder). 8 песен для сопрано и фортепиано (без опуса).
Музыковедческие работы: Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы / Составление, перевод, комментарии Н.О.Власовой и О.В.Лосевой. Москва, 2006. ISBN 5-85285-838-2; Schoenberg, Arnold. Structural Functions of Harmony. (Перевод Леонарда Штайна) New York, London: W. W. Norton and Company. 1954, 1969 (revised). ISBN 0-393-00478-3; Schoenberg, Arnold (translated by Roy E. Carter). Harmonielehre (translated title Theory of Harmony). Berkeley, Los Angeles: University of California Press. Originally published 1911. Translation based on Third Ed. of 1922, published 1978. ISBN 0-520-04945-4; Schoenberg, Arnold (edited by Leonard Stein). Style and Idea. London : London, Faber & Faber [5]. ISBN 0-520-05294-3; Some translations by Leo Black; this is an expanded edition of the 1950 Philosophical Library (New York) publication edited by Dika Newlin. The volume carries the note Several of the essays…were originally written in German [and translated by Dika Newlin] in both editions; Schoenberg, Arnold (edited by Gerald Strang and Leonard Stein). Fundamentals of Musical Composition. Belmont Music Publishers; Schoenberg, Arnold. Die Grundlagen der musikalischen Komposition. Universal Edition; Schoenberg, Arnold. Preliminary Exercises in Counterpoint. Los Angeles: Belmont Music Publishers 2003.
Литература: Соллертинский И.И. Арнольд Шёнберг. — Ленинград, 1934; Власова Н.О. Творчество Арнольда Шёнберга. — Москва, 2007. — ISBN 978-5-382-00367-2; Рыжинский А.С. Хоровое творчество Арнольда Шёнберга. — Москва, 2010. — ISBN 978-5-9973-0966-4; Витоль И., Учение о гармонии («Harmonielehre») Арнольда Шёнберга, «Музыкальный современник», 1915, № 2; Рославец Н., «Лунный Пьеро» Арнольда Шёнберга, «К новым берегам», 1923, № 3; Каратыгин В., Арнольд Шенберг, «Речь», 1912, № 339, то же, в сборнике: В.Г.Каратыгин. Жизнь, деятельность, статьи и материалы, том 1, Ленинград, 1927; Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], А. Шёнберг и его «Gurre-Lieder», [Приложение к программе симфонического концерта 7 XII 1927], Ленинград, 1927, то же, в сборнике: Асафьев Б.В., Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца десятых — начала тридцатых годов, Ленинград, 1967; Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, Москва, 1960, 1964; Шнеерсон Г., О письмах Шенберга, в сб.: Музыка и современность, выпуск 4, Москва, 1966; Холопов Ю., О трёх зарубежных системах гармонии, в сб.: Музыка и современность, выпуск 4, Москва, 1966; Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сборнике: Музыка и современность, выпуск 6, Москва, 1969; Павлишин С. Творчество А.Шёнберга, 1899—1908 гг., в сборнике: Музыка и современность, выпуск 6, Москва, 1969; Павлишин С. «Місячний П’еро» А.Шенберга, К., 1972; Павлишин С. Арнольд Шёнберг: Монография. — Москва, 2001. — 477 страниц; Лаул Р., О творческом методе А. Шёнберга, в сборнике: Вопросы теории и эстетики музыки, выпуск 9, Ленинград, 1969; Лаул Р., Кризисные черты в мелодическом мышлении А. Шёнберга, в сборнике: Кризис буржуазной культуры и музыка, Москва, 1972; Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Ленинград, 1970; Элик М., Sprechgesang в «Лунном Пьеро» А. Шёнберга, в сборнике: Музыка и современность, выпуск 7, Москва, 1971; Друскин М., Австрийский экспрессионизм, в его книге: О западноевропейской музыке XX века, Москва, 1973; Шахназарова Н., Об эстетических взглядах Шёнберга, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 2, Москва, 1973; Шахназарова Н., Арнольд Шёнберг — «Стиль и идея», в кн.: Проблемы музыкальной эстетики, Москва, 1974; Auner, Joseph. A Schoenberg Reader. Yale University Press. 1993. ISBN 0-300-09540-6; Brand, Julianne; Hailey, Christopher; and Harris, Donald, editors. The Berg-Schoenberg Correspondence: Selected Letters. New York, London: W. W. Norton and Company. 1987. ISBN 0-393-01919-5; Shawn, Allen. Arnold Schoenberg’s Journey. New York: Farrar Straus and Giroux. 2002. ISBN 0-374-10590-1; Stefan, Paul. Arnold Schönberg. Wandlung — Legende — Erscheinung — Bedeutung. — Wien/Berlin/Leipzig: Zeitkunst-Verlag; Berlin/Wien/Leipzig: Zsolnay, 1924; The Origin of Music — Bob Fink. Reviews; ISBN 0-912424-06-0. One or more chapters deal with modern music, atonality and Schoenberg; Weiss, Adolph (March-April 1932). «The Lyceum of Schonberg», Modern Music 9/3, 99-107; Freitag, Eberhard. Schönberg. 12. Auflg. Reinbek bei Hamburg 2004. ISBN 3-499-50202-X; Schmid B. Neues zum Doktor Faustus-Streit zwischen Arnold Schönberg und Thomas Mann // Augsburger Jahrbuch für Musikwissenschaft 6 (1989), S. 149-179.
1875
Арвед Христофорович Берг
латвийский политический деятель, юрист, издатель, предприниматель первой независимой Латвии. Родился в городе Рига, Российская империя, в семье видного общественного деятеля и предпринимателя Карлиса Берга. Поступил в Юрьевский университет на юридическое отделение, которое с успехом закончил в 1896 году. После этого поступил на службу в Санкт-Петербург по полученной специальности — сперва проработал в Петербуржском окружном суде, затем практиковался в судебной палате. С 12 января 1904 года Берг — присяжный поверенный в Риге, одновременно пошёл по тропе предпринимательства, чем заработал достаточно денег для того, чтобы стать владельцем ряда доходных домов в условиях строительного бума в Риге в начале двадцатого века. В то же время пустил деньги в кредитный бизнес, став директором нескольких кредитных учреждений.
Начальные политические взгляды
Был членом Рижского латышского общества, в котором с 1880-х годов девятнадцатого века произошли определённые изменения в составе. Членство в обществе стало прерогативой исключительно зажиточных латышских слоёв столичного населения, которые пытались закрепить за собой основные сферы влияния в регионе. В частности, Берг прославился как выразитель праворадикальных идей «экстремистского» крыла общества, отстаивая интересы фабрикантов и домовладельцев в противовес устремлениям латышей из менее финансово обеспеченного слоя населения. Неоднократно отстаивал конформистские позиции в отношениях с остзейскими помещиками и царским режимом.
Издательская деятельность
Берг являлся создателем и политическим руководителем таких органов печати, которые отражали социальную идеологию его крыла, как «Вестнесис» («Вестник»), «Балтияс вестнесис» («Балтийский вестник»), «Балсс» («Голос»). В то же время на страницах этих газет отстаивал необходимость реформирования аграрного строя, что свидетельствует о некоторой эволюции его политических взглядов, а также предлагал несколько проектов реформирования местного самоуправления по принципу большей демократизации в национальном плане.
Активность в период Социал-демократической революции
С наступлением революции Арвед Берг окончательно посвятил себя политике, став во главе созданной им Латышской демократической партии. Эта инициатива не пришлась по душе центральному правительству, отличавшемуся реакционными настроениями, поэтому в конце 1907 года Берг был выслан из Латвии на время объявленного в регионе военного положения. После возвращения проявил себя сторонником либерально-демократических установок, в 1911 году инициировал создание Рижского либерального клуба.
Первая мировая война
С наступлением Первой мировой войны направил все свои предпринимательские и юридические способности для облегчения участи соотечественников, пострадавших в ходе боевых действий. В Петрограде способствовал основанию Центрального Комитета вспоможения латышским беженцам, одним из руководителей которого стал. Позже начал издавать новый печатный орган — газету «Балтия», которая выходила в 1916-1917 годах.
Изменение политического мировоззрения
В 1917 году заявил о своих устремлениях создать латышское национальное государство, в целях чего стал во главе Латышского временного национального совета. Являясь одним из лидеров этого не вполне самостоятельного объединения (часть страны контролировалась немецкими солдатами, большая часть населения симпатизировала большевикам), начал муссировать в печати идею возникновения полностью суверенного латышского государства. После осуществления мечты и провала намерений Бермонта-Авалова был избран на пост министра внутренних дел в 1919 году, каковым и оставался до 1921 года. По окончании пребывания в министерской должности Берг предпочёл заявить о новой политической силе и создал партию «Национальное объединение», которая до 1925 года носила название «Центр беспартийных националистов» и объединяла представителей политических сил, выражавших несогласие с избранной правительством линией. В основном в её состав вошли довольно зажиточные городские жители, которые пытались привлечь на свою сторону избирателей, недовольных курсом, которые избрали правящие партии. Однако эта партия, судя по всему, разочаровала своих избирателей, так как с новыми выборами она неизменно теряла представительство в сейме. В 1922 году от неё в сейм были избраны 4 депутата, в 1925 году — 3, а в 1928 в сейм попали только два народных представителя от этого объединения. При этой политической силе, которая позиционировала принципиальную оппозиционность в качестве своей идеологической изюминки, действовал орган печати — газета «Латвис». После 15 мая 1934 года эта партия, естественно, была упразднена и прекратила своё существование. Сам Берг ушёл с политической сцены и полностью погрузился в предпринимательство.
Депортация
С восстановлением Советской власти в Латвии в 1940 году Арвед Берг был депортирован органами НКВД в Оренбург. Умер в Оренбурге 19 декабря 1941 года.
Награды: Командор ордена Трёх звёзд (Латвия)
Роль в истории Латвии
Будучи сперва сторонником консервативных способов ведения диалога с властями предержащими в Лифляндской и Курляндской губерниях, а также с прибалтийско-немецкой аристократической верхушкой края, Берг вскоре поменял своё мировоззрение и стал яростным и последовательным сторонником либерализации общества и правления, особенно в канун революции 1905—1907 годов. После революции, основав либеральный клуб, постепенно приблизился к тому, чтобы заявлять о необходимости предоставления латышам полной самостоятельности в государственном плане. Наравне с Микелисом Валтерсом и рядом других идеологов его можно отнести к проектировщикам суверенной Латвии. Другое дело, что некоторые непосредственно заинтересованные стороны заставили их относительно благородные идеи играть «на себя», и с их помощью поддерживать состояние политической нестабильности довольно длительный период в истории страны.
[553x699]
1876
Шервуд Андерсон (Sherwood Anderson)
американский писатель, поэт, драматург, журналист. Родился в городе Камден, штат Огайо, США, в семье шорника, третий из семи детей. В 1883 году семья переехала в Клайд, штат Огайо. Этот город позже послужил прототипом Уайнсбурга в одноимённом произведении Андерсона. Не получил среднего образования, так как бросил школу и сменил множество разных занятий, чтобы содержать семью после смерти отца. Примерно через год после смерти матери (1895) уехал в Чикаго, где поступил на службу на склад, но сразу был призван в армию на Кубу (Испано-американская война). По возвращении (после 1900) год отучился в Виттенбергском колледже в городе Спрингфилд, штат Огайо, затем вернулся в Чикаго. Начал писать эссе и рассказы. В 1904 году женился на Корнелии Лэйн, переехал в город Кливленд, где стал главой почтовой фирмы, затем открыл собственный бизнес в Элирии, штат Огайо. В 1910 году начал писать романы, но в 1912 году пережил тяжёлый нервный срыв, после чего вернулся в Чикаго. В 1916 году развёлся (от первого брака осталось трое детей), в том же году женился на скульпторе Теннесси Митчелл, в 1924 — на управляющей книжным магазином Элизабет Пролл и поселился в Новом Орлеане, где познакомился с подчиненным своей жены, Уильямом Фолкнером. В 1929 году разошёлся и с этой женой, женился в четвёртый раз в 1933 году на Элинор Коуперхэйвер. В 1921 и 1927 годах путешествовал по Европе. В 1926 году купил ферму около Мэрион, штат Виргиния, где и поселился до конца жизни. В 1941 году отправился с женой в путешествие в Южную Америку, но на корабле заболел и умер от перитонита в городе Колдон, Зона Панамского Канала, 8 марта 1941 года.
Похоронен на кладбище Раунд-Хилл, город Мэрион, штат Вирджиния, США.
Творчество
Начал публиковаться в 1914 году, полностью посвятил себя литературе с 1923 года. Новеллистика Андерсона (сборники «Уайнсбург, Огайо» — 1919; «Торжество яйца» — 1921; «Кони и люди» — 1923, и другие) принадлежит к лучшим страницам американской словесности и стала образцом для Фолкнера, Томаса Вулфа, Стейнбека, Рэя Брэдбери. Хемингуэю принадлежит пародия на Андерсона — повесть «Вешние воды» (1926), ознаменовавшая творческий разрыв между писателями. Сборник «Уайнсбург, Огайо», объединяющий 25 рассказов о жизни вымышленного провинциального города на Среднем Западе (общей сюжетной линии нет, но многие персонажи переходят из рассказа в рассказ, а один — Джордж Уиллард — проходит почти через все рассказы сборника, и книга заканчивается его отъездом из Уайнсбурга), был с большим энтузиазмом воспринят критикой. Более позднее творчество Андерсона, 1920-х и особенно 1930-х, не получило столь восторженных оценок, и часто считается, что поздние произведения Андерсона не оправдали тех ожиданий, которые он создал своими ранними работами.
«В ногу!» Издание 1917 года
Избранные прозаические произведения: Windy McPherson`s Son (1916, роман); В ногу! (1917, роман); Mid-American Chants (1918); Уайнсбург, Огайо (1919); Poor White (1920, роман); The Triumph of the Egg (1921); Horses and Men (1923); Many Marriages (1923, роман); A Story Teller`s Story (1924, автобиография); Dark Laughter (1925, роман); Tar: A Midwest Childhood (1926, автобиография); Beyond Desire (1932, роман); Sherwood Anderson`s Memoirs (1942, воспоминания, посмертно).
Другие сочинения: Sherwood Anderson/Gertrude Stein: Correspondence and Personal Essays / Ed. by Ray Lewis White. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1972; Selected letters/ Ed. by Charles E Modlin. Knoxville: University of Tennessee Press, 1984; The Sherwood Anderson Diaries, 1936 — 1941 / Ed. by Hilbert H Campbell. Athens: University of Georgia Press, 1987; Early writings/ Ed. by Ray Lewis White. Kent: Kent State UP, 1989; American Spring Song: the Selected Poems of Sherwood Anderson/ Ed. by Stuart Downs. Kent: Kent State UP, 2007.
Публикации на русском языке: В ногу! Ленинград : Мысль, 1927; По ту сторону желания. Москва : Гослитиздат, 1933; История рассказчика. Москва :Гослитиздат, 1935; Рассказы. Москва :Гослитиздат, 1959; Избранное. Москва :Художественная литература, 1983; В ногу. Москва :Наука, 2000 (Литературные памятники); Уайнсбург, Огайо. Москва : Текст, 2002; Творчество Гертруды Стайн // Иностранная литература. 1999. № 7.
Литература: Howe I. Sherwood Anderson. New York: Sloane, 1951; Schevill G.E. Sherwood Anderson: His Life and Work. Denver: University of Denver Press, 1951; Sutton W.A. The Road to Winesburg: a Mosaic of the Imaginative Life of Sherwood Anderson. Metuchen: Scarecrow Press, 1972; Sherwood Anderson: a Collection of Critical Essays/ Ed. by W.B. Rideout. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1974; Rogers D.G. Sherwood Anderson: a Selective, Annotated Bibliography. Metuchen: Scarecrow Press, 1976; White R.L. Sherwood Anderson: a Reference Guide. Boston: G.K. Hall, 1977; Bloom H. Sherwood Anderson. Philadelphia: Chelsea House Publishers, 2003; Dunne R. A New Book of the Grotesques: Contemporary Approaches to Sherwood Anderson’s Early Fiction. Kent: Kent State UP, 2005; Динамов С. О творчестве Шервуда Андерсона; Шервуд Андерсон: «История рассказчика» // Он же. Зарубежная литература. Москва, 1960, страницы 367 — 395; Гайсмар М. Шервуд Андерсон: Последний из провинциалов // Он же. Американские современники. Москва, 1976, страницы 68 – 120; Быков Д.Л. Шервуд Андерсон // Портретная галерея // Дилетант. — 2020. — № 12; Панова О. «Тёмный смех» белой Америки. Шервуд Андерсон и американский «примитив» // Вопросы литературы. № 1. 2009.
1876
Адриан Ханс Эдуард Раппольди (немецкое имя — Adrian Hans Eduard Rappoldi)
немецкий скрипач. Родился в городе Берлин, Германская империя. Сын Эдуарда Раппольди и Лауры Раппольди-Карер. Учился в Дрезденской консерватории у Леопольда Ауэра (скрипка) и Феликса Дрезеке (композиция), затем в Берлине у Йозефа Иоахима и Августа Вильгельми. С юных лет концертировал в сопровождении своей матери. Был первой скрипкой в оркестре Беньямина Бильзе, затем работал концертмейстером в оркестрах Теплица, Хиршберга, Хемница, Риги, в Гельсингфорсском филармоническом оркестре. В 1910 году он вернулся в Дрезден, где преподавал в Дрезденской консерватории. Опубликовал два небольших сборника этюдов (состоявших отчасти из транскрипций, отчасти из собственных сочинений дидактического плана). Перевёл на немецкий язык «Школу игры на скрипке» Матьё Крикбома (1929). Имя «Раппольди» носит скрипка Антонио Страдивари (1719), приобретённая музыкантом в 1910 году. Умер в городе Бамберг, Верхняя Франкония, Бавария, Бизония, Германия, 12 октября 1948 года.