
1813
Огюст Маке (французское имя — Auguste Maquet)
французский романист и драматург, известный своим сотрудничеством с Александром Дюма-отцом. Родился в Париже. Старший из восьми детей богатого фабриканта. Учился в Лицее Карла Великого с 1821 по 1830 год вместе с Теофилем Готье и Жераром де Нервалем. С 1833 года входил в объединение романтиков вместе с Готье, Нервалем, Арсеном Уссе, Селестеном Нантейлем и другими. Преподавал в лицее Карла Великого историю. С 1836 года работал в «Фигаро» и писал пьесы. В 1838 году Маке предложил директору театра Ренессанс Антенору Жоли пьесу «Карнавальный вечер». Жоли пьеса не понравилась, и Жерар Нерваль предложил показать её Дюма, который имел репутацию автора, способного исправить любое неудачное произведение. После того, как тот переписал пьесу (в окончательном варианте она получила название «Батильда»), её приняли к постановке. Премьера состоялась 14 января 1839 года. Нерваль представил Дюма своего друга Маке. В 1840 году Маке показал Дюма набросок романа, посвящённого заговору Челламаре, «Добряк Бюва». Дюма предложил переработать его. С этого романа, получившего название «Шевалье д’Арманталь», началось сотрудничество двух авторов. Роман печатался фельетонами в газете «Ля Пресс» за подписью одного Дюма, хотя сам он не возражал против указания имени Маке. Однако Эмиль де Жирарден воспротивился этому, считая, что книга за подписью одного Дюма будет продаваться лучше: «Роман, подписанный „Александр Дюма“, стоит три франка за строку, подписанный „Дюма и Маке“ — тридцать су». Маке получил компенсацию в восемь тысяч франков и продолжил совместную работу с Дюма. По его словам, вначале он был «благодарен Дюма, восхищён и очарован им».
Письмо Огюста Маке драматургу Викторьену Сарду
Следующим стал исторический роман из эпохи Людовика XIII, позднее названный «Три мушкетёра». Маке уверял, что он первый открыл «Мемуары господина д’Артаньяна…» Гасьена де Куртиля, однако, согласно формуляру марсельской библиотеки в 1843 году именно Дюма получил эту книгу. Вместе с Маке Дюма были написаны «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Виконт де Бражелон», «Сильвандир» и другие романы, некоторые из которых переделывались для постановки в театре. Судя по переписке обоих авторов, Маке принимал значительное участие в работе. В 1845 году в связи с выходом памфлета Эжена де Мерикура «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“», Дюма попросил у Маке письмо, в котором тот отказывался от авторских прав на совместно написанные произведения. Маке предоставил требуемое, но позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, утверждал, что письмо было «вырвано у него силой». Чтобы доказать, что он является автором «Трёх мушкетёров», Маке опубликовал свою версию главы о смерти Миледи, однако, по словам Моруа: … доказал совершенно обратное. Всё лучшее в этой сцене, всё, что придаёт ей колорит и жизненность, исходит от Дюма". На процессе о признании своего авторства, который Маке начал в 1858 году, ему не помогло письменное свидетельство бывшего главного редактора «Сьекль» Матареля де Фьенна, вспомнившего случай, когда Маке восстановил утерянную часть рукописи «Бражелона», с разницей с текстом Дюма в тридцать строк на пятьсот строк текста. Маке проиграл три процесса против Дюма. Друзья Дюма, в частности его секретарь Ноэль Парфе, пытались помирить бывших соавторов, но переговоры закончились ничем.

После смерти отца Дюма-сын обратился к Маке за разъяснениями о договорённостях, существовавших между старшим Дюма и ним. В своем письме Маке ответил, что каких-либо «тайных соглашений» между ними не было: Знайте также, что между Вашим отцом и мною никогда не было денежных недоразумений, но что нам никогда не удалось бы рассчитаться, ибо, не останься за ним полмиллиона, я был бы его должником. Маке был более 12 лет президентом Общества драматических авторов и композиторов. Офицер Ордена Почётного легиона (1861). Умер 8 января 1888 года в собственном замке в Сент-Мем, который, как любил говорить Маке, «выиграл своим пером». Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Вклад Маке в романы, подписанные Дюма, остаётся предметом дискуссий и в настоящее время. В 2010 году вышел фильм «Другой Дюма» про их соавторство и начало их соперничества. Произведения Огюста Маке: De La Fontaine comparé comme fabuliste à Ésope et à Phèdre (thèse de doctorat ès-lettres, soutenue en Sorbonne), 1832; Le Beau d’Angennes, 1843; Deux Trahisons, 1844; une partie de l'Histoire de la Bastille, 1844* Le Comte de Lavernie, 1852; La Chute de Satan (suite du précédent), 1854; La Belle Gabrielle, 1854—1855; Dettes de cœur, 1857; La Maison du baigneur, 1857; La Rose blanche, 1858 (pour l'étranger) et 1859 (France); L’Envers et l’Endroit, épisode de la fin du règne de Louis XIV, 1858; Les Vertes Feuilles, 1862; Paris sous Louis XIV. Monuments et vues, Paris, Laplace, Sanchez et Cie, 1883. В соавторстве с Франсуа Огюстом Жаном Арну и Жюлем Эдуардом Эльбаз ле Пуйолем: Histoire de la Bastille, 1844. Пьесы: Bathilde, 1839; Le Château de Grantier, 1852; Le Comte de Lavernie, 1854; La Belle Gabrielle, 1857; Dettes de cœur, 1859; La Maison du baigneur, 1864; Le Hussard de Bercheny, 1865. В соавторстве с Жюлем Лакруа: Valéria, 1851 (постановка Комеди Франсез); La Fronde, музыка Луи Нидермейера, (постановка Парижской Оперы), 1853. В соавторстве с Теодором Анне: La Chambre rouge, 1852; L’Enfant du régiment, 1854. В соавторстве с Дюма: «Шевалье д'Арманталь»; «Граф Монте-Кристо»; «Чёрный тюльпан»; «Женская война»; «Сильвандир»; «Бастард де Молеон»; «Инженю»; «Олимпия Клевская». Как принято считать, всего в соавторстве было написано 18 романов. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании этих 18 романов, но проиграл. Трилогия о гугенотских войнах: «Королева Марго»; «Графиня де Монсоро»; «Сорок пять». Трилогия о трёх мушкетёрах и д’Артаньяне: «Три мушкетёра»; «Двадцать лет спустя»; «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя». Три романа из четырёх, входящих в цикл «Записки врача»: «Жозеф Бальзамо»; «Ожерелье королевы»; «Анж Питу». Роман, который относят к циклу «Записки врача» по времени действия и фамилии героя, но точных указаний на то, что он входит в цикл, нет: «Шевалье де Мезон-Руж». Пьесы: Три мушкетёра, 1845; Королева Марго, 1847; Шевалье де Мезон-Руж, эпизод времён жирондистов, 1847; Граф Монте-Кристо, 1848; Catilina, 1848; Юность мушкетёров, 1849; Шевалье д’Арманталь, 1849; Женская война, 1849; Urbain Grandier, 1850; Le Comte de Morcef, 1851; Villefort, 1851; Вампир; Графиня де Монсоро, 1860.
Литература: А.Моруа. Три Дюма. — Москва: Пресса, 1992, ISBN 5-253-00560-9.
1813
Джон Седжвик (John Sedgwick)
американский учитель, офицер и генерал армии Союза в американской гражданской войне. Участвовал во многих сражениях, погиб от пули снайпера в сражении при Спотсильвейни. Седжвик родился в городе Литчфилд-филдс, округ Корнуолл, штат Коннектикут. Его назвали в честь деда, Джона Седжвика, (брата Теодора Седжвика) генерала Американской войны за независимость, служившего вместе с Вашингтоном. В 1837 году он окончил Военную Академию 24-м из 50-ти кадетов и был направлен во 2-й артиллерийский полк в звании второго лейтенанта. Участвовал в Семинольских войнах, получил два временных повышения за Мексиканскую войну: капитана за Контрерас и Чурубуско, и майора за Чапультепек. После войны служил в Канзасе, участвовал в Ютских войнах и Индейских войнах. 26 января 1849 года стал капитаном регулярной армии. Через несколько лет перешел в кавалерию и 8 марта 1855 года стал майором 1-го кавалерийского полка. Летом и осенью 1860 года командовал экспедицией, основавшей форт на реке Платтер (Platte River) в районе современного штата Колорадо. Несмотря на проблемы со снабжением, Седжвику удалось построить каменные жилища до наступления холодов. Когда началась Гражданская война, Седжвик служил полковником и генеральным инспектором в военном департаменте Вашингтона. Он пропустил Первое сражение при Бул-Ране, так как в этот момент восстанавливал силы после холеры. 31 августа 1861 он был повышен до бригадного генерала и начал командовать бригадой в дивизии генерал-майора Самуэля Хейнтцельмана, сформированной 3 октября 1861 года. Бригада Седжвика состояла из четырёх пехотных полков: 3-й Мэнский пехотный полк, полковник Генри Степлс; 4-й Мэнский пехотный полк, полковник Хайрем Берри; 38-й Нью-Йоркский пехотный полк, полковник Джон Уорд; 40-й Нью-Йоркский пехотный полк, полковник Эдвард Райли.
Седжвик и его штабные офицеры.
В феврале 1862 года Седжвик был повышен в звании и получил в командование 2-ю дивизию II-го корпуса Потомакской армии (после ареста её прежнего командира, Чарльза Стоуна) — как раз во время Кампании на Полуострове. Дивизия состояла из бригад Уильяма Гормана, Уильяма Бёрнса, Наполеона Дэйна и трёх батарей. Он сражался под Йорктауном и в сражении при Севен-Пайнс, где его решительность спасла от разгрома два федеральных корпуса и фактически решила исход сражения. Участвовал в Семидневной битве и был ранен в руку и ногу в бою при Глендейле. 4 июля 1862 повышен до генерал-майора. В сражении на Энтитеме командир II-го корпуса, Эдвин Самнер, необдуманно послал дивизию Седжвика в атаку без предварительной рекогносцировки. В итоге дивизия попала под удар с трех сторон и потеряла 2 200 человек. Сам Седжвик был ранен тремя пулями — в запястье, ногу и плечо, и в результате надолго выбыл из строя. Ранение не позволило ему участвовать в сражении при Фредериксберге. С 26 декабря 1862 года он недолго возглавлял II-й корпус, затем IX-й корпус, затем, наконец, возглавил VI-й корпус Потомакской армии, которым командовал до самой своей смерти в 1864 году. Во время сражения при Чанселорсвилле от Седжвика зависел исход всего сражения. Его корпус (20 000 чел.) занимал позиции против высот Мари, в то время как остальные четыре корпуса были переброшены на правый фланг. Седжвику противостояли 10 000 конфедератов под командованием Джубала Эрли. Главнокомандующий генерал Хукер приказал Седжвику взять высоты Мари, выйти в тыл армии Ли с целью её окружения и уничтожения. Генерал Ли полагался на неприступность высот Мари, но корпус Седжвика сделал то, что не удалось до этого всей федеральной армии — он взял высоты Мари. План генерала Ли рухнул. Однако Седжвик, всегда излишне методичный, желал наступать именно в предписанном приказом порядке и потратил три часа на перегруппировку. Когда он начал наступление, на его пути успела развернуться дивизия Мак-Лоуза. В то же время генерал Хукер, до этого ожидавший атаки Седжвика, внезапно приказал ему действовать по своему усмотрению, а затем приказал отойти к Раппаханоку. В итоге, имея все шансы уничтожить армию Ли ударом в тыл, Седжвик был вынужден отступать. Битва при Геттисберге прошла фактически без его участия, Седжвик прибыл только в конце 2-го июля, и только некоторые части его корпуса успели принять участие в бою за Уэтфилд. Через несколько месяцев его войска участвовали в преследовании Северовирджинской армии и одержали эффектную победу в сражении при Раппаханок-Стейшен, которая стала первой однозначной победой Севера в том году. В кампанию 1864 года его VI-й корпус находился на правом фланге, и во время Битвы в Глуши сдерживал атаки II-го корпуса Конфедерации под ком. Ричарда Эвелла.

Монумент на месте гибели Седжвика.
Седжвик погиб 9 мая 1864 года в самом начале сражения при Спотсильвейни. Он занимался управлением огнём артиллерии, когда снайперы конфедератов открыли стрельбу с дистанции примерно километра, вынудив офицеров штаба прижиматься к земле. Седжвик огляделся и сказал: «Что? Разве мужчины кланяются пулям? Что же вы будете делать, когда они откроют огонь по всей линии? Мне стыдно за вас. С такой дистанции они не попадут даже в слона». Видя, что его слова не действуют на солдат, он повторил: «Мне стыдно за вас. С такой дистанции они не попадут даже в слона». Через пару секунд пуля пробила ему навылет голову, пройдя под левым глазом.
Седжвик был самым высокопоставленным офицером Союза, погибшим в ту войну. Узнав о его гибели, генерал Грант несколько раз повторил: «Неужели он действительно убит?»

Бронзовая статуя генерала Седжвика стоит сейчас на плацу академии Вест-Пойнт.
Седжвик изображен в сапогах со шпорами, звезды которых свободно вращаются. Среди кадетов академии существует поверье, что если повернуть ночью звезду шпоры на этой статуе, то это принесет удачу на экзамене. В компьютерной игре «Empire: Total War» при загрузке карты появляются различные цитаты известных и не очень людей, в том числе и цитата генерала Седжвика, недооценившего снайперов.
1814
Николас Беетс (нидерландское имя — Nicolas Beets)
голландский поэт, беллетрист, историк литературы, переводчик Байрона. Родился в Харлеме, Нидерланды, в семье аптекаря. С 1833 по 1839 год изучал богословие в Лейдене, окончив его со степенью доктора; одновременно с юных лет увлекался поэзией. С 1839 по 1874 гг. служил пастором в приходах Хеемстеде и Утрехта, с 1874 по 1884 гг. был профессором Утрехтского университета. Впоследствии преподавал в Лейденском университете и с 1840 года был пастором в родном городе. В 1852 году основал школу в Хеемстеде. В 1854 году был переведён пастором в Утрехт, где с 1874 по 1884 год был профессором церковной истории в местном университете. Скончался в Утрехте, Нидерланды, от инсульта 13 марта 1903 года. Как и многие представители его поколения, в юности был приверженцем байронизма, поэтому его ранние работы, «Jose» (1834), «Kuser» (1835) и «Guy de Vlaming» (1837), представляют собой мрачные романтические поэмы. В это же время, однако, он начал работу над сложным прозаическим произведением, нисколько не связанным с байронизмом и принесшим ему известность, — «Camera Obscura» (1839), сборник идиллических бытовых рассказов о жизни нидерландского крестьянства.

Это произведение, написанное им под псевдонимом Хильдебранд, получило высокую оценку критиков, отметивших наблюдательность автора, частое использование юмора и пафосный стиль, и неоднократно переиздавалось. В более поздние годы им были написаны поэтические сборники, такие как «Korenbloemen» (1854) и «Nieuwe gedichten» (1857), в которых романтическая меланхолия уступила место сентиментализму и религиозным мотивам. В 1873—1875 годах был издано трёхтомное собрание его сочинений, в 1886—1891 годах — пятитомное. В апреле 1883 года получил степень почётного доктора богословия. Все прочие прозаические произведения Беетса, которые он во множестве публиковал в течение своей чрезвычайно успешной церковной карьеры, большого художественного значения, по отзывам нидерландских литературоведов, не имеют.
[503x700]
1814
Александр Людвигович фон Штиглиц
барон, крупнейший российский финансист, промышленник, управляющий Государственным банком России (1860—1866), меценат. Родился в Санкт-Петербурге, в семье придворного банкира, основателя банкирского дома «Штиглиц и К°», барона Людвига фон Штиглица (1778—1843) и Амалии Анжелики Кристины Готтшалк (1777—1838). Окончив Дерптский университет, в 1840 году А.Л.Штиглиц поступил на государственную службу в Министерство финансов Российской Империи, на должность члена Мануфактурного совета. В 1843 году, после смерти отца, как единственный сын, унаследовал всё его огромное состояние, а также и дела его банкирского дома, и занял должность придворного банкира. В 1840—1850 годах успешно реализовал за границей шесть 4-процентных займов на строительство Санкт-Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги. При его участии во время Крымской войны были получены значительные внешние займы. АЛ.Штиглиц занимался предпринимательской деятельностью. Им были основаны в Нарве суконная и льнопрядильная фабрики, преобразованные в 1880 году в Товарищество нарвской суконной мануфактуры, и Екатерингофская бумагопрядильня.
Барон Александр Штиглиц на портрете К.Штейбена (1840-е)
В 1846 году был избран, биржевым купечеством Санкт-Петербурга, председателем Биржевого комитета. Неоднократно переизбирался, занимал эту должность в течение 13 лет. Принимал участие во всех крупных операциях российского правительства на внутреннем и внешнем рынках. Через банкирский дом барона Штиглица правительство России поддерживало отношения с банкирскими домами Амстердама, Лондона и Парижа. В 1855 году Штиглиц совместно с бароном Фелейзином занялся постройкой железной дороги из Санкт-Петербурга в Петергоф (Петергофская железная дорога) и из Гатчины в Лугу (Балтийская железная дорога), которую затем подарил своему компаньону. В 1857 году А.Л.Штиглиц выступил соучредителем Главного общества российских железных дорог, созданного для постройки и эксплуатации железнодорожных линий, которые должны были связывать земледельческие районы России с Санкт-Петербургом, Москвой, Варшавой, побережьем Балтийского и Чёрного морей. В 1848 году назначен членом Коммерческого совета Министерства финансов. В 1854 году «за особенное на пользу общую усердие» произведён в статские советники, а в 1855 году — в действительные статские советники. В 1860 году Штиглиц ликвидировал все свои частные банкирские дела и по собственному желанию был уволен с должности председателя Биржевого комитета. 12 июня 1860 года, на основании Указа Александра II, Коммерческий банк был преобразован в Государственный банк и 22 июня 1860 года А.Л.Штиглиц был назначен его управляющим. В 1866 году он был уволен с этой должности с оставлением при Министерстве финансов по кредитной части и в качестве почётного члена Совета торговли и мануфактур. В 1862 году пожалован в тайные советники, а в 1881 году произведён в действительные тайные советники. Штиглиц скончался в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких 5 ноября 1884 года. Похоронен, по собственному желанию, в Ивангороде в церкви Святой Троицы, лично им сооружённой над могилой жены, для духовных нужд местного фабричного населения.

Каролина Штиглиц (1846)
Александр Людвигович был женат на Каролине Карловне Миллер (умерла в 1873), их единственный сын Людивиг (1842—1843) умер младенцем. Бездетная чета Штиглицев в 1844 году усыновила внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича, девочка было подброшена к ним в дом и получила имя Надежды Михайловны Июневой (Юненой) (1843—1908). В 1861 году она с миллионным приданым вышла замуж за А.А.Половцова. Благотворительная деятельность Штиглица, являвшаяся как бы продолжением благих начинаний его отца, касалась больше всего нужд просвещения и интересов его подчинённых. Ещё в 1843 году, тотчас же по смерти отца, Штиглиц был утверждён почётным членом совета Санкт-Петербургского коммерческого училища и действительным членом совета Санкт-Петербургского высшего коммерческого пансиона. В последнем звании он состоял до самого закрытия пансиона в 1858 году и, за свои заботы об этом учреждении и неоднократные щедрые пожертвования в его пользу, в 1846 году удостоен был Высочайшего благоволения, точно так же, как и за крупнее пожертвование на нужды коммерческого училища в 1845 году. 13 января 1853 года, в день празднования пятидесятилетнего юбилея торгового дома «Штиглиц и К°», молодой владелец фирмы щедро наградил и обеспечил на будущее время всех своих служащих, причём никто не был забыт, до артельщиков и сторожей включительно.
Александр Штиглиц (1865)
Во время Крымской войны им было сделано два крупных пожертвования (по 5 000 рублей каждое) на нужды российского воинства: в 1853 году — в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году — в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе. В 1858 году, одновременно с пожертвованием на сооружение памятника императору Николаю I в биржевом зале, Штиглиц внёс значительную сумму на содержание воспитанников в учебных заведениях столицы в память покойного императора, а в 1859 году, также на нужды просвещения, пожертвовал капитал, в ознаменование совершеннолетия наследника цесаревича. После вступления в должность управляющего Государственного Банка, Штиглиц озаботился нуждами своих сослуживцев. При его ближайшем содействии, в 1862 году, была учреждена ссудо-сберегательная касса служащих в Государственном Банке, затем в течение 3-х лет подкреплял средства кассы пожертвованиями (оставляя в её пользу часть своего жалованья), составившими в общем сумму в 10 290 рублей. В 1880-х годах, депутатское собрание кассы придало этой сумме наименование «капитала имени барона А.Л.Штиглица». Из его процентов ежегодно выдавались пособия вдовам и сиротам членов кассы. Кроме перечисленных учреждений, Штиглицем в разное время были облагодетельствованы и многие другие, в том числе на его пожертвования продолжал существование детский приют в Коломне, основанный его отцом.

Барон А.Л.Штиглиц на портрете И.Тюрина (1872)
Самым важным пожертвованием Штиглица, самым ценным для России, которое одно способно было бы обессмертить его имя, — было учреждение на его средства в Санкт-Петербурге Центрального училища технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. Это училище было любимым детищем Штиглица, горячего поклонника искусства вообще. Пожертвовав на первоначальное устройство училища 1 000 000 рублей, он продолжал субсидировать его и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почётным попечителем и после смерти завещал ему очень большую сумму, благодаря чему училище могло получить самое широкое и благотворное развитие. Завещание, оставленное Штиглицем, вообще представляет образец заботливости о созданных им учреждениях и лицах, находившихся к нему в каких бы то ни было более-менее близких отношениях. Так, между прочим, в пользу служащих Государственного Банка им было завещано 30 000 рублей; не были забыты и его личные служащие: любимый камердинер, например, получил 5 000 рублей.
[700x382]
Общая сумма, распределённая по завещанию Штиглица между разными лицами и учреждениями, достигала, по слухам, 100 000 000 рублей (не считая недвижимости), однако в действительности была скромнее — около 38 млн. Любопытно отметить, что, будучи человеком вполне независимым, капиталы которого охотно принимались во всех странах, Штиглиц помещал своё огромное состояние почти исключительно в русских фондах и на скептическое замечание одного финансиста о неосторожности подобного доверия к русским финансам однажды заметил: «Отец мой и я нажили все состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе все своё состояние». Награды А.Л.Штиглица: Орден Святого Станислава I степени — 1857 год: за постройку Балтийской железной дороги; Орден Святого Станислава III степени; Орден Святого Владимира IV степени и золотая украшенная бриллиантами табакерка с вензелем Николая I — 1846 год: за успешно реализованные три 4-процентных займа на сооружение Санкт-Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги; Орден Святой Анны I степени; Орден Святой Анны I степени, украшенный императорской короной — 1864 год: за труды по устройству дел Государственного банка; Орден Святой Анны II степени — 1847 год: за услуги, оказанные ведомству министерства финансов; Орден Святой Анны II степени, украшенный императорской короной — 1849 год: за труды на должности председателя Биржевого комитета в первое трёхлетие; Орден Святого Владимира III степени.
[700x698]
Памятная монета Банка России с портретом А.Л.Штиглица, серебро, 25 рублей, 2007 год
Особняк барона Штиглица в Санкт-Петербурге (Английская набережная, дом № 68) был построен в 1859—1863 годы по проекту А.И.Кракау (1817—1888). В новое здание были включены более старые дома. К настоящему времени частично сохранились интерьеры здания. Особняк барона Штиглица является памятником истории и архитектуры федерального значения. В декабре 2006 года Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, основанной на средства барона, возвращено его имя. На вокзале Новый Петергоф(арх.Бенуа),строительство которого спонсировал барон,открылось кафе,названое в его честь. Ново-Петергофский мост в Санкт-Петербурге ранее носил название Штиглицкий мост, по близости Балтийского вокзала, от которого начиналась Петергофская железная дорога, построенная бароном. 11 июля 2009 года на станции Новый Петергоф Октябрьской железной дороги состоялось торжественное открытие памятника барону Александру Людвиговичу Штиглицу. Памятник создан скульптором Я.Я.Нейманом в соавторстве с С.П.Одноваловым. 10 июня 2011 года состоялась торжественная церемония возвращения памятника Александру Людвиговичу Штиглицу в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию.
Литература: Барон Штиглиц Александр Людвигович // Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1-е октября 1883 года. — Санкт-Петербург: Типография Правительствующего сената, 1883. — Страницы 78—79; Кичеджи, Василий; Малышев, Владимир. Загадки барона Штиглица. — Санкт-Петербург: Информационно-издательский центр ОАО «Петроцентр», 2015. — 112 страниц. — 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-91498-075-4; Прохоренко Г.Е., Власова Г.А. Музей барона Штиглица: прошлое и настоящее. — Санкт-Петербург, 1994; Штиглиц, Александр ЛюдвиговичРусский биографический словарь: В 25 томах. / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918; Штиглиц М.С. Промышленная архитектура Петербурга. — Санкт-Петербург: Журнал «НЕВА», 1996. — 132 страницы. — ISBN 5-87516-049-7.

1816
Генрих Эдуард фон Папе (немецкое имя — Heinrich Eduard von Pape)
германский юрист, учёный-правовед. Родился в Брилоне (Хохзауэрланд, Арнсберг, Вестфалия, Королевство Пруссия, Германский союз), в семье брилонского магистрата; вырос в родном городе, там же окончил прогимназию. Затем учился в Петринумской гимназии в Брилоне и, с 1831 года, В Петринумской гимназии в Реклингаузене, получив там же в 1833 году аттестат зрелости. В 1833—1836 годах изучал право в Рейнском университете Фридриха-Вильгельма и университете Фридриха-Вильгельма. С 1837 года служил аускуларием в прусской судебной системе. В 1843 году с отличием сдал экзамен на звание асессора, после работал помощником судьи в Высшем земельном суде, а с 1850 года окружным судьёй и заседателем в Морском и Коммерческом суде в Штеттине, с 1856 года — в Апелляционном суде в Кёнигсберге. С 1858 по 1861 год участвовал в разработке Торгового кодекса Пруссии, в 1859 году получил ранг тайного советника юстиции. С 1861 по 1864 год работал государственным экспертом по гражданскому праву, в 1867 году стал тайным обер-советником юстиции и представителем Пруссии в Северогерманском союзе по таможенным вопросам, участвовал в разработке общегерманского Гражданско-процессуального кодекса. В 1869 году возглавил Земельный и Высший Торговый суд в Лейпциге. Когда в 1879 году этот суд был объединён с Верховным, ему предложили звание сенат-президента в министерстве юстиции, от которого он отказался. С 1874 года был назначен Отто фон Бисмарком президентом комиссии по разработке Гражданского кодекса Германской империи. С 1879 года был почётным доктором Лейпцигского университета и почётным гражданином Лейпцига, с 1887 года — почётным гражданином Брилона. Умер в Берлине 11 сентября 1888 года.
Литература: Папе, Генрих-Эдуард // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1817
Джон Маколей Палмер (Джон Маколи Памер; John McAuley Palmer)
американский офицер и политический деятель, генерал армии Союза во время гражданской войны и 15-й губернатор штата Иллинойс. Кандидат от национальных демократов на президентских выборах 1896 года. Сторонник системы золотого стандарта и свободы торговли. Палмер несколько раз менял партийную принадлежность. Ему пришлось быть демократом, республиканцем, либеральным республиканцем, затем снова демократом и наконец «бурбонным демократом». «У меня есть свои взгляды, — говорил он, — и я не служу никакой партии». Умер в Спрингфилде (штат Иллинойс, США) 25 сентября 1900 года.
[585x700]
1818
Гюстав Эмар (французское имя — Gustave Aimard; псевдоним; настоящее имя — Оливье Глу, Olivier Gloux)
французский писатель, автор приключенческих романов, один из классиков жанра вестерн в литературе. Наряду с Эженом Сю и Полем Февалем — популярнейший представитель французской массовой литературы XIX века. Родился в Париже. Своим отцом Эмар считал генерала Себастьяни, а матерью — жену герцога Ровиго, которая была в родстве с императрицей Жозефиной. Брошенный родителями, он жил в приёмной семье Глу. В 12 (по другим источникам — в 9 или 7) лет убежал из дома и поступил юнгой на корабль. Он прибыл в Патагонию, затем отправился в Северную Америку, где вёл жизнь золотоискателя и траппера. В 1835 году был поступил на службу в военно-морской флот, откуда дезертировал четыре года спустя во время остановки в Чили. Эмар женился на команчи, после чего начал путешествовать по Европе и Кавказу. В 1847 году Эмар вернулся во Францию. В 1848 году являлся офицером мобильной гвардии в Париже, участвовал в революции 1848 года. В 1851 году принимал участие в экспедиции в Мексику графа Гастона де Рауссе-Бульбона. В 1852 году вернулся во Францию. Здесь он женился на актрисе Адель Люси Даморо и занялся писательской деятельностью. Во время Третьей республики собирал в Америке материалы для своих книг, командовал отрядом «вольных стрелков» во франко-прусской войне. В 1879 году Эмар отправился в Рио-де-Жанейро, где поддерживал связь с императором Педру II. В 1883 году, через два года после возвращения из Латинской Америки, у Эмара диагностировали манию величия, и он закончил свою жизнь в психиатрической больнице Святой Анны в родном городе 20 июня 1883 года. Сначала он был похоронен на кладбище Иври, позже его тело было перенесено в склеп семьи его жены Даморо в Экуане. Литературным творчеством Эмар занялся в 1856 году. Первым его значительным романом является книга «Арканзасские трапперы» (1858), посвященная «золотой лихорадке» и американской экспедиции Гастона де Рауссе-Бульбона, в которой, возможно, Эмар принимал участие. Эмар работал в исключительно высоком темпе и только за 1867 год выпустил 12 романов. Эмар критиковался за самоплагиат. Произведения Эмара пользовались большой популярностью в дореволюционной России. В 1899 году в Санкт-Петербурге вышло 12-томное издание его сочинений. Романами писателя зачитывались Николай Гумилёв, Александр Грин, Самуил Маршак.
Библиография: 1858 — «Арканзасские трапперы» (Les Trappeurs de l’Arkansas); 1858 — «Вождь окасов» (Le Grand Chef des Aucas); 1858 — «Искатель следов» (Le Chercheur de pistes); 1858 — «Степные разбойники» (Пираты прерий) (Les Pirates des prairies); 1859 — «Суд Линча» (La Loi du Lynch); 1859 — «Фланкер» (L’Eclaireur); 1860 — «Флибустьеры» (La Grande Flibuste); 1860 — «Золотая лихорадка» (La Fievre d’or); 1860 — «Курумилла» (Curumilla); 1861 — «Пограничные бродяги» (Les Rodeurs de frontieres); 1861 — «Вольные стрелки» (Les Frans-Tireurs); 1861 — «Чистое Сердце» (Le Coeur-Loyal); 1861 — «Меткая пуля» (Balle-Franche); 1862 — «Валентин Гиллуа» (Valentin Guillois); 1862 — «Твёрдая Рука» (La Main-Ferme); 1863 — «Авантюристы» (Les Aventuriers); 1863 — «Текучая вода» (L’Eau-qui-court); 1864 — «Охотники за пчелами» (Les Chasseurs d’abeilles); 1864 — «Каменное Сердце» (Le Coeur de pierre); 1864 — «Гуарани» (Le Guaranis); 1864 — «Монто-Неро» (Le Montonero); 1864 — «Зено Кабрал» (Zeno Cabral); 1864 — «Мексиканские ночи» (Les Nuits mexicaines); 1864 — «Арауканец» (L’Araucan); 1864 — «Сыны черепахи» (Les Fils de la tortue); 1864 — «Лев пустыни» (Le Lion du desert); 1864 — «Флибустьеры Соноры» (Les Flibustiers de la Sonore); 1865 — «Морские цыгане» (Les Bohemes de la mer); 1865 — «Золотая Кастилия» (La Castille d’or); 1865 — «Un hiver parmi les indiens Chippewais»; 1866 — «Гамбусино» (Les Gambucinos); 1866 — «Сакрамента» (Sacramenta); 1866 — «Мексиканская месть» (Une vendetta mexicaine); 1867 — «Масорка» (Мас-Горка) (La Mas-Horca); 1867 — «Росас» (Rosas); 1867 — «Поклонники змеи» (Вуду) (Les Vaudoux); 1867 — «Мексиканские охотники» (Les Chasseurs mexicains); 1867 — «Les Invisibles de Paris» 5 volumes; 1868 — «La Legende du Saltimbanque»; 1868 — «Миссурийские разбойники» (Les Outlaws du Missouri); 1868 — «Медвежонок Железная Голова» (Ourson Tete-de-Fer); 1869 — «Лесник» (Le Forestier); 1869 — «Король золотых приисков» (Le Roi des placeres d’or); 1870 — «Девственный лес» (La Foret vierge. 3 volumes); 1871 — «Священная война в Эльзасе» (La Guerre Sainte en Alsace); 1873 — «Морские титаны» (Les Titans de la mer); 1873 — «Приключения Мишеля Гартмана» (Aventures de Michel Hartmann:1 vol."Les Marquards", 2 vol."Cien noir"); 1873 — «Скальпы бледнолицых» (Les Scalpeurs blancs. 2 volumes); 1874 — «Форт Дюкен» (La Belle riviere: 1 vol."Le Fort Duquesne"); 1874 — «Атласная змея» (La Belle riviere: 2 vol."Le Serpent de satin"); 1874 — «Карденио» (Cardenio); 1874 — «La Guerilla Fantome»; 1875 — «Сожженные леса» (Les Bois-Brules: vol.1 «Le Voladero»); 1875 — «Тайные чары великой Индии» (Les Bois-Brules: vol.2 «Le Capitaine Kild»); 1875 — «Вождь Сожженных лесов» (Les Bois-Brules: vol.3 «Le Saut de l’elan»); 1876 — «Охотник за крысами» (Le Chasseur de Rats); 1877 — «Les Rois de l’ocean» (vol.1 «L’Olonnais», vol.2 «Vent-en-Panne»); 1878 — «Тунеядцы Нового моста» (Рыцари Веры)(Les Vauriens du Pont-Neuf); 1878 — «Капля черной крови» (Une Goutte de sang noir); 1879 — «Les Coupeurs de routes» 2 volumes; 1879 — «На море и на суше» (Par mer et par terre: vol.1 «Le Corsaire», vol.2 «Le Batard»); 1881 — «Ранчо у моста Лиан» (Le rancho du pont des Lianes); 1881 — «Бандиты Аризоны» (Les Bandits l’Arizona); 1882 — «Сурике» (Le Souriquet); 1882 — «Корнелио д’Армор» (Cornelio d’Armor); 1883 — «Следопыт» (Le Rastreador: vol.1 «Les Plateados»); 1883 — «Перст Божий» (Le Rastreador: vol.2 «Le doigt de Dieu»); 1886 — «Новая Бразилия» (Le Bresil nouveau); 1888 — «Заживо погребенная» (Les Peaux-Rouges de Paris); 1888 — «Le Trouveur de sentiers»; 1888 — «Альпийский Робинзон» (Le Robinson des Alpes); 1893 — «Чёрная птица» (L’Oiseau noir).
Литература: Трескунов М.С. Эмар // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва: Советская энциклопедия, 1962—1978. — Том 8: Флобер — Яшпал. — 1975. — Столбцы 886—887; Jean Bastaire. Sur la piste de Gustave Aimard, trappeur quarante-huitard. — P., 2003.
[483x699]
1819
Клара Жозефина Вик Шуман (немецкое имя — Clara Josephine Wieck Schumann)
немецкая пианистка, композитор и музыкальный педагог. Жена композитора Роберта Шумана. Родилась в Лейпциге. Отец Клары, Фридрих Вик (1785—1873), по образованию теолог, давал уроки игры на фортепиано и основал фортепианную фабрику. Её мать, Марианна Тромлиц (немецкое имя — Marianne Tromlitz), была концертирующей певицей и пианисткой. Клара родилась вторым ребёнком (её старшая сестра Адельгейда умерла во младенчестве), за ней следовали братья Альвин, Густав и Виктор; на момент рождения Виктора (1824) родители уже были разведены. В 1828 году Фридрих Вик женился на Клементине Фехнер (нем. Clementine Fechner), бывшей на 20 лет моложе него; в этом браке родилась дочь Мария, которую отец позже обучал игре на фортепиано. Марианна Вик вторым браком вышла за Адольфа Баргиля (немецкое имя — Adolph Bargiel); их сын Вольдемар Баргиль (1828—1897) стал известным композитором. Фридрих Вик, посвятивший свою жизнь воспитанию детей, считался авторитарным и строгим, но справедливым. Всё внимание он уделял Кларе, намереваясь из-за её музыкального таланта как можно скорее заявить о ней как о вундеркинде и пианистке-виртуозе. Так, он забрал Клару из начальной школы и устроил ей приватные занятия, чтобы никакие внешние влияния не мешали концентрироваться на совершенствовании фортепьянной игры. Пока Клара не умела писать, он вёл дневник от её лица, как будто бы Клара была автором. И позже он таким образом влиял на ведение дневника Кларой, чтобы дневник был доступен ему для чтения. Это объясняет записи дневника девятилетнего ребёнка, как, например: «Мой отец, который уже давно напрасно надеялся на изменение моего осознания, сегодня заметил ещё раз, что я все ещё так ленива, небрежна, беспорядочна, упряма, непослушна и т. д., что я проявила это в особенности в игре на фортепьяно, и я играла новые вариации (op. 26) Хюнтена, по его мнению, так плохо, … что он на моих глазах разорвал ноты, и с сегодняшнего дня он больше не хочет преподавать мне ни одного часа, и я ничего больше не могу играть, кроме гамм, этюдов Крамера и упражнений на трели Черни.» Его склонность полностью контролировать Клару впоследствии приняла прямо-таки тиранический характер, когда зашла речь об разлучении её с Робертом Шуманом. Вик лично занимался с дочерью, и с немалым успехом, о чём свидетельствовали аплодисменты, сопровождавшие выступления его дочери. Клара была своеобразной «рекламой» его фортепианно-педагогического метода, который также сделал концертирующими пианистами Роберта Шумана и Ганса фон Бюлова. Тем не менее метод не был жёсткой пианистической тренировкой. Кроме того, общемузыкальное образование, которое получала Клара Шуман, было невелико. Согласно Еве Вайсвайлер (нем.), отцовское влияние можно оценить даже по концертной программе Клары. Только после того, как отцовское влияние уменьшилось, Клара Шуман исполняла на своих концертах произведения Бетховена, Баха и Шумана. До этого её программа состояла из произведений Фридриха Калькбреннера, Камиллы Плейель, Игнаца Мошелеса и Анри Герца. Вик видел себя в качестве импресарио, который организовывал гастроли Клары, нередко связанные с трудностями. Он заботился о рассылке приглашений на концерт, выборе удобного зала и состоянии инструмента. Как раз последний пункт был особенным вызовом как для отца, так для дочери. В начале XIX века не было редкостью, что рояль — который нельзя взять с собой в почтовой карете — в месте концерта купить сложно, а имеющийся не настроен или не исправен. Перед каждым концертом возникал вопрос, «поучаствует» ли механика рояля в игре. Во время исполнения внезапно могла застрять клавиша или отказать демпфер, из-за чего звенящая струна разрушала всю игру. Поэтому Вик всегда возил с собой весь набор инструментов и перед концертом настраивал и ремонтировал рояль. Вскоре он перешёл к тому, чтобы заранее посылать специально выбранный инструмент к месту выступления, чтобы Клара могла играть на знакомом ей рояле. Известно, что Клара очень поздно научилась говорить. Это произошло, вероятно, в возрасте 4 лет, когда она провела один год отдельно от отца у своих бабушки и дедушки. Предполагается психическая причина такой задержки, но однозначного подтверждения нет.
[700x353]
В возрасте 5 лет она начала интенсивно обучаться игре на фортепиано, а 20 октября 1829 (в возрасте 10 лет) впервые выступила публично — исполняла пьесу Ф.Калькбреннера с другой ученицей в четыре руки. Лейпцигская «Allgemeine musikalische Zeitung» писала: «На том же концерте нам было особенно приятно слышать ещё только девятилетнюю, с большими музыкальными данными Клару Вик, исполнившую вариации в четыре руки на марш из «Моисея» Калькбреннера с общим и заслуженным одобрением. Под руководством её опытного в музыке, искусстве фортепианной игры, пожалуй, понимающего и при этом с любовью действующего отца мы можем ожидать от неё самые большие надежды.» Клара играла перед Гёте и была лично знакома с Никколо Паганини и Ференцем Листом. В юные годы она выступала во многих городах, а также в ближнем зарубежье. В Вене в 18-летнем возрасте она была удостоена чести быть назначенной императорско-королевским придворным виртуозом. Очень рано она стала активна как композитор. Четыре полонеза op. 1 были опубликованы, когда Кларе было 10 или 11 лет. Далее последовали Каприз в форме вальса, Романтические вальсы, Четыре характерные пьесы, Музыкальные вечера, фортепианный концерт и многое другое. Клара знала Роберта Шумана с детства. Когда ему было двадцать лет, он некоторое время жил у Виков и продолжал брать уроки у отца Клары. Он тепло относился к детям: так, он рассказывал Кларе и её братьям сочинённые им же сказки. Тогда он мечтал об ученице Вика, Эрнестине фон Фрикен, которая была на 3 года старше Клары. Он воздержался от помолвки, когда узнал, что она — принятый ребёнок и не имеет право на наследство. При всём том он посвятил Эрнестине «Карнавал». Клара всегда была поражена этим мужчиной и обожала его. Когда ей исполнилось 16 лет, они стали ближе; Роберт мечтал о первом поцелуе и в более поздних письмах. Она была его «Цилия», его «Кьяра», как он нежно называл её; он посвятил ей пьесу «Киарина». Тем не менее, отец Клары совершенно не был готов отдать её неимущему, не имеющему профессии молодому человеку, который больше не мог быть пианистом, так как воспаление сухожилий безымянного пальца правой руки преждевременно закончило эту карьеру. Даже тот факт, что Роберт был успешным музыкальным редактором и основал собственный журнал (Neue Zeitschrift für Musik), не мог переубедить его. Вик запрещал влюблённой паре любой контакт. Свидания и переписка запрещались. Вик добился разлуки тем, что запланировал Кларе многочисленные концертные турне. Он наблюдал за ней почти круглые сутки; очевидно, он лишал её даже чернил, чтобы она не могла писать. Письма Клары к Роберту показывают эти ограничения: «Только не обижайся на меня, что я так страшно плохо написала, представь себе, что я стою, а лист лежит на комоде, за которым я пишу. Чтобы макнуть перо в чернильницу, я каждый раз бегаю в другую комнату.» И в другом письме: «Я прошу тебя, не сердись, что письмо оказалось таким коротким, подумай, уже 10 ч., а я в полном смятении пишу стоя в своей комнате.» Наконец, в сентябре 1839 года Роберт и Клара подали жалобу в суд Лейпцига с заявлением либо обязать отца Клары согласиться с запланированным браком, либо официально дать согласие. Процесс затягивался, не в последнюю очередь также действиями Фридриха Вика, но 1 августа 1840 года суд дал, наконец, согласие на бракосочетание, которое состоялось 12 сентября 1840 года в деревенской церкви Шёнефельда под Лейпцигом. Первые 4 года семейная пара жила в сегодняшнем доме Шумана в Лейпциге. Такие персоны, как Феликс Мендельсон-Бартольди, Ганс Христиан Андерсен и Ференц Лист, были вхожи в дом; в концертном зале устраивались концерты и чтения. Примирение между Виком и супружеской парой Шуманов наступило в 1843 году; первый шаг к нему сделал отец. Желанная домашняя общность с Робертом Шуманом представляла для Клары некоторые опасения. Годы разлуки сохраняли её любовь возвышенной; теперь ей предстояло существовать в будни. Хотя Клара освободилась от отцовского доминирования, брак также накладывал определённые ограничения. Роберт Шуман, наверное, не был деспотичен, всё же то время по-своему определяло отношения супругов. Тем не менее, в браке у Клары Шуман, наконец, появилась возможность восполнить пробелы общего образования, возникшие под отцовским режимом. Она читала Гёте, Шекспира и Жана Поля и интенсивнее, чем раньше, наряду с произведениями мужа изучала Л. ван Бетховена, И.С.Баха и Ф.Шопена. Роберт без энтузиазма смотрел на желание Клары концертировать; он хотел, чтобы она больше времени уделяла ему. По его просьбе Клара ограничила занятия на фортепиано — иначе Роберт не мог концентрироваться на сочинении. Ситуация изменилась только тогда, когда они переехали в большую квартиру в Дрездене, где Клара могла играть на фортепиано в отдельной комнате. Кроме того, он хотел, чтобы Клара больше занималась композицией. И здесь Роберт пытался оказывать влияние, так как ему казались несерьёзными романтические сочинения, ограниченные в виртуозности и бравурности. Клара должна была сочинять, как он; его целью было музыкальное единство двоих. И таким образом опубликованный в 1841 году цикл песен супружеской пары Шуман привёл рецензентов в смущение, они не могли сказать, какую интонацию приписать Роберту, а какую — Кларе. Роберт ввёл семейный дневник, в который супруги писали поочерёдно. Это было похоже на «из огня, да в полымя»: после дневника, контролируемого отцом, она участвовала в дневнике, который читал супруг! Всё же это нововведение известного своей молчаливостью Шумана было удобно для того, чтобы вписать сообщения и просьбы, когда не достаточно (устного) слова. Поэтому Клара извлекла пользу из дневника и использовала его, чтобы сообщать Роберту свою точку зрения. То, что не было доведено до конца в беседе, находило письменный путь и могло повлиять на некоторые его решения. У четы Шуманов родились 8 детей: Мария (1841—1929), Элиза (1843—1928), Юлия (1845—1872), Эмиль (1846—1847), Людвиг (1848—1899), Фердинанд (1849—1891), Евгения (1851—1938) и Феликс (1854—1879). Их растили и воспитывали, как тогда было принято у буржуа, кормилицы или няни. После смерти Роберта Шумана Клара отпустила пятерых: Мария и Элиза отправились в Лейпциг, Юлия — в Берлин, Людвиг и Фердинанд — в Бонн; только Евгения и Феликс остались с ней. Наиболее жестокая судьба постигла через несколько лет Людвига, который был медлителен и по-своему неловок. Клара сетовала: «Людвиг мне — не опора» и после серьёзного ухудшения его состояния в 1870 году поместила молодого человека в психиатрическую больницу в замке Колдиц, где он умер ослепшим. Скоро Клара снова осуществила своё желание гастролировать. Не в последнюю очередь этому способствовала и финансовая ситуация семьи; доходы от концертов Клары составляли существенную долю семейного бюджета. Впрочем, её концерты помогали также самому Роберту: так как из-за проблем правой руки он больше не мог выступать публично, она исполняла его произведения и сделала его известным во всей Европе. Таким образом, она заботилась большей частью о его композиторской славе. В конце 1849 года Р.Шуман получил предложение стать генеральмузикдиректором Дюссельдорфа, куда семья и переехала в 1850 году. Клара давала концерты и помогала мужу в оркестре и хоре. Их удручала недисциплинированность музыкантов, вследствие которой репетиции и выступления не увенчались желаемым успехом. Серьёзным испытанием для супругов стал вынужденный переезд в пределах Дюссельдорфа, а также выкидыш. В начале 1854 года заболевание Роберта и, соответственно, нагрузки Клары достигали нового апогея. У Шумана нарастали «аффекты слуха»: он описывал не просто шумы, а скорее назойливые звуки вплоть до полных музыкальных произведений, которые не давали ему спать, причиняли невыносимые боли и нередко доводили до галлюцинаций. Дневниковые записи Р. Шумана сообщают об этом до 17 февраля 1854 года; затем подобные записи больше не встречаются. 27 февраля он пытался покончить с собой, бросившись в Рейн с понтонного моста, но был спасён; 4 марта 1854 года Роберта поместили в больницу в Энденихе близ Бонна. Клара в это время была беременна Феликсом, и врачи не рекомендовали ей видеться с мужем в его достойном сожаления состоянии. Каждая новая биография о Кларе Шуман ставит вопрос: Что было между Кларой и Иоганном Брамсом? Клара познакомилась с композитором, который был на 14 лет моложе её, в 1853 году; в статье «Новые дороги» (немецкое имя — Neue Bahnen) для Neue Zeitschrift für Musik Р. Шуман был озабочен привлечением внимания к неизвестному до тех пор художнику. Вскоре после госпитализации Шумана в 1854 году контакты Клары и Брамса стали интенсивнее. Брамс был влюблён в Клару, об этом свидетельствуют многочисленные письма. Однако то, что происходило между ними в 1854—1856 годах, освещено мало. По взаимному согласию Клара и Брамс уничтожили почти всю переписку того времени, вплоть до 1858 года. Брамс полностью выполнил соглашение; Клара же сохранила несколько писем, которые дают представление об их отношениях. Известно, что Брамс некоторое время жил вместе с Кларой в дюссельдорфской квартире. Весьма редко он сопровождал её на гастролях. По его записям, он часто хотел бы её близости, но не решался: «Как часто я думал идти к Вам. Но я боялся неподходящего. Всё попадает в газеты.» В его письмах можно встретить все формы обращения: вначале «уважаемая госпожа», затем «самая дорогая подруга», «искренне любимая подруга» и, наконец, «возлюбленная госпожа Клара». В письме от 25 ноября 1854 внезапно сообщается: «Дражайшая подруга, как заботливо смотрит на меня уютное «ты»! Тысяча благодарностей, что я могу не только достаточно рассматривать и читать его, всё же я только слышал его; редко мне нужно было слово так, как при чтении Вашего последнего письма.» Он как более молодой не решался предложить «ты», внезапно стал против и медленно подходил к такому интимному обращению. В письме от 31 мая 1856 года он пишет совершенно ясно: «Моя любимая Клара, я хотел бы, я мог бы писать тебе так нежно, как я люблю тебя, и делать столь много дорогого и хорошего, как я желаю это тебе. Ты настолько бесконечно дорога мне, что я вовсе не могу сказать это. Беспрерывно я хотел бы называть тебя любимой и всеми возможными [словами], не насыщаясь, льстить тебе. […] Твои письма мне как поцелуи.» Реакция Клары на восторг Брамса не передана. Как она хотела видеть себя, следует из сохранённых дневниковых записей: Клара должна была войти в историю как прославленная художница — и как любящая, но ограниченная персоной Роберта Шумана. Интенсивность переписки между нею и Брамсом после смерти Р.Шумана в 1856 году заведомо снизилась, о чём можно судить по существу только по письмам от Брамса, застывшим в сдержанной озадаченности. В 1863 году Клара переехала в Баден-Баден. Последующие годы были насыщены успешными гастролями в многочисленные города Германии и Европы. До самой смерти Клара оставалась знаменитой пианисткой. В 1878 году её пригласили в качестве «первого педагога фортепьяно» во вновь созданную консерваторию Хоха во Франкфурте-на-Майне (в которой она преподавала до 1892 года). Она была занята также редакцией произведений Р.Шумана и опубликовала ряд его писем. Свой последний концерт она дала 12 марта 1891 года в возрасте 71 года. 26 марта 1896 года Клара перенесла апоплексический удар и умерла спустя несколько месяцев во Франкфурте-на-Майне 20 мая 1896 года. Согласно её желанию она была похоронена в Бонне на Старом кладбище рядом с мужем. Небольшая мемориальная доска на Мюлиусштрассе, 32 во Франкфурте-на-Майне напоминает о её последнем месте деятельности.
Литература: Соловьёв Н.Ф., — Вик, Клара Жозефина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Соловьёв Н.Ф., — Шуман, Клара // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Житомирский Д.В., «Роберт и Клара Шуман в России». — Москва, 1962 год; Шохирева Н.А., «Фортепианное искусство Клары Шуман». — Москва, 2008 под руководством Российской Академии Музыки имени Гнесиных и Московской Государственной Консерватории имени П.И.Чайковского.
1820
Максим Пантелеймонович Богацевич
русский генерал-майор, участник Кавказских и Туркестанских походов. Воспитывался в 1-м кадетском корпусе. В 1836 году начал службу в Муромском полку; в 1855 году был переведён в стрелковый полк Императорской Фамилии, впоследствии переименованный в лейб-гвардии стрелковый батальон. Затем Богацевич был командиром 10-го Сибирского линейного батальона, 8-го Сибирского линейного батальона, 1-го Туркестанского стрелкового батальона. В чине полковника назначен в Псков командовать Каспийским пехотным полком (1866—1872); затем, в чине генерал-майора (11 ноября 1872) — 2-й бригадой 5-й пехотной дивизии (1873—1880). Также принял командование в июле 1877 года Козловским пехотным полком после смерти его начальника полковника А.И.Степанова. Участвовал в Венгерской и Кавказских войнах, в покорении Туркестана и в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.. Отличился при взятии крепостей Аулие-Ата в Туркестане и Никополя в Турции, в сражениях у Сгалевице и Пелишат и при взятии Плевны. Награждён орденом Святого Георгия IV класса (13 апреля 1878). Умер в селе Борзна, Борзнянский уезд, Черниговская губерния, Российская империя 12 апреля 1880 года.
Похоронен на погосте Христорождественской церкви, Борзна, Украина.
Литература: Богацевич, Максим Пантелеймонович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Памятник Восточной войны 1877-1878 гг.… / Составитель А.А.Старчевский. - Санкт-Петербург: М.Г.Назимова, 1878. — 490 страниц — Страницы 27—28.

1825
Уильям Райнхарт (Ринехарт; William Henry Rinehart)
американский скульптор. Родился в городе Юнион-Бридж, штат Мэриленд, США. Сын Исраеля Райнхарта (1792-1871) и Мэри (Снейдер) Райнхарт (1797-1865). До восемнадцати лет учился в местной школе. Затем обучался в школе Baughman and Bevan (ныне Консерватория Пибоди) в Балтиморе, и изучал скульптуру в мэрилендском колледже Maryland Institute College of Art. В 1855 году Райнхарт отправился для продолжения учебы скульптуре в Италию, где выполнил одну из своих первых работ «Утро и вечер» (Morning and Evening). Вернувшись через два года в США, открыл в Балтиморе собственную студию, где выполнял свои работы. В 1858 году Райнхарт поселился в Риме, где прожил остаток своей жизни, посетив Соединенные Штаты в 1866 и 1872 годах. Умер в Риме, Италия, 28 октября 1874 года. Похоронен в Балтиморе на кладбище Green Mount Cemetery.

Автопортрет
Уильям Райнхарт был финансово достаточным художником, выполнив множество работ для состоятельных клиентов. У него были американские покровители, которые ездили в Италию для обсуждения с ним своих проектов. Наиболее важным из них был Уильям Уолтерс, основатель балтиморской галереи Walters Art Gallery (ныне Художественный музей Уолтерса). Выполненные им скульптуры находятся во многих государственных коллекциях, включая Метрополитен-музей, Национальную галерею искусства, Художественный музей Уолтерса, Бостонский музей изобразительных искусств, Бруклинский музей искусств и другие.
1826
Виктор Петрович Рождественский
русский деятель духовного просвещения, педагог, магистр богословия (1853); духовный писатель, протоиерей. Родился в Москве, в семье священника. Окончил Московскую духовную семинарию в 1846 году и Московскую духовную академию в 1851 году. Преподавал в Калужской семинарии. В 1856 году стал священником московской церкви Святых Отцов Седьми Вселенских Соборов на Девичьем поле, через год был переведен в Ризоположенскую церковь на Донской улице. С 1856 по 1860 годы преподавал катехизис, в 1859—1866 годах вел Закон Божий в Варваринском сиротском доме Лобковых. С 1862 по 1866 годы был членом временного Ревизионного комитета по проверке экономических отчетов в Московской духовной семинарии, в 1862—1891 годах — законоучителем Земледельческой школы. Один из создателей и участников Общества любителей духовного просвещения (1863). С 1867 по 1876 годы избирался депутатом на съезд духовенства Донского училищного округа и членом правления Донского училища. В 1868 году участвовал в Губернской земской комиссии по народному образованию. В 1870 году был избран председателем Комиссии по Закону Божию при Московском комитете грамотности. С 1870 по 1883 годы Рождественский был законоучителем в Женской учительской семинарии. В 1874—1877 годах состоял членом Московского уездного училищного совета. В 1877 году был возведен в сан протоиерея, а в 1886 году — награждён палицей. В 1878 году стал членом совета Братства Святого Николая Чудотворца и одним из его деятельных участников. В 1886 году переведен в церковь Николая Чудотворца Явленного на Арбате. В 1889 избран почётным членом Московской духовной академии. Также занимался писательской деятельностью. С 1868 был редактором «Московских церковных ведомостей», с 1870 года — журналов «Чтения в Московском Обществе любителей духовного просвещения» и «Воскресные беседы». Кроме редактирования, В.П.Рождественский писал статьи, в которых, в частности, поднимал вопросы о народном образовании и распространении общедоступных книг. Также известен многими учеными исследованиями, статьями, проповедями и руководствами к изучению Закона Божия. Умер в родном городе 23 апреля 1892 года. Похоронен на кладбище Донского монастыря 5 участок. Отец И.В.Рождественского.
Семья: Жена Елизавета Алексеевна Рождественская (1836 - 1910).
Дети: Сергей Викторович (1858 - 1918); Иван Викторович (1861 - 1890); Екатерина Викторовна (1870 - 1937), жена Розанова Павла Петровича; Вера Викторовна, жена Розанова Алексея Петровича; Николай Викторович (1877 - 1920), историк, исследователь архивов Юсуповых; Людмила Викторовна; Мария Викторовна (? - 1920), супруга Миловского Николая Михайловича.
Источники: Рождественский Виктор Петрович // Московская энциклопедия. / Главный редактор С.О.Шмидт. — Москва, 2007—2014. —Том I. Лица Москвы: [в 6 книгах].
1828
Федор Григорьевич Гилленшмидт
русский промышленник, основатель первого в России частного Тульского патронного завода. Умер в октябре 1903 года.