• Авторизация


12 сентября родились... 12-09-2025 07:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[462x700]
1934
Мария Прокофьевна Довгей
звеньевая колхоза имени М.В.Фрунзе Черновицкого района Черновицкой области Украинской ССР. Родилась в селе Волока (ныне Глыбокского района Черновицкой области, Украина). В 1948 году окончила школу в родном селе. С 1949 года, после организации в селе колхоза, работала в полеводческой бригаде. Вскоре была назначена звеньевой звена по выращиванию сахарной свеклы. Звено стало одним из лучших в районе. Особенно высоким был урожай 1957 года – звено вырастило и собрало по 598 центнеров сахарной свеклы с гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1958 года за особые заслуги в развитии сельского хозяйства и достижение высоких показателей по производству зерна, сахарной свеклы, мяса, молока и других продуктов сельского хозяйства и внедрение в производство достижений науки и передового опыта Довгей Марии Прокофьевне присвоено звание Героя Социалистического Tруда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Продолжала работать звеньевой в колхозе до выхода на пенсию. Избиралась депутатом Черновицкого областного совета. Жила в селе Волока Глыбокского района Черновицкой области (Украина). Умерла 4 июля 2004 года. Похоронена на кладбище села Волока. Награждена орденом Ленина (26 февраля 1958), медалями, в том числе, медалью «За трудовое отличие» (8 апреля 1971).

1934
Владислав Маркович Иллич-Свитыч
российский языковед-компаративист. Родился в Киеве. Обосновал ностратическую теорию родства индоевропейских, картвельских, семито-хамитских, дравидийских, уральских и алтайских языков, создав сравнительную фонетику и сравнительный словарь общих корней: «Опыт сравнения ностратических языков» (том 1, 1971). Автор фундаментальной работы «Именная акцентуация в балтийском и славянском» (1963), этимологических и сравнительно-фонетических исследований по славянским, балтийским языкам, по индоевропеистике, по уральским, алтайским, картвельским, чадским языкам. Составил первый македонско-русский словарь (совместно с Д.Толовски). Умер в местечке Загорянская Московской области 22 августа 1966 года. Сочинения: Древнейшие индоевропейско-семитские языковые контакты, в сборнике: Проблемы индоевропейского языкознания, Москва, 1964; Материалы к сравнительному словарю ностратических языков, в сборнике: Этимология. 1965, Москва, 1967; Соответствия смычных в ностратических языках, в сборнике: Этимология. 1966, Москва, 1968.

1934
Энмарк Шакирович Салихов
композитор. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1984). Родился в Ташкенте. В 1963 окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции Б.И.Зейдмана. В 1964—1965 художественный руководитель эстрадно-симфонического оркестра Государственного комитета по телевидению и радиовещанию Узбекской ССР. В 1969—1970 художественный руководитель эстрадного оркестра Узгосфилармонии.

1934
Тамара Григорьевна Шубина
режиссер научно-популярного кино.

1935Belov_Aleksandr_Yevstafyevich1 (499x700, 153Kb)
1935
Александр Евстафьевич Белов
помощник мастера Тушинской чулочной фабрики Министерства текстильной промышленности РСФСР, город Москва. Родился на территории современной Калужской области. Русский. После окончания школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и срочной службы в Советской армии в 1957 году поступил работать на Тушинскую чулочную фабрику в Москве. Первоначально он трудился вязальщиком, затем – помощником мастера 2-го вязального цеха. Двухсменная бригада наладчиков и вязальщиц, которой он руководил на общественных началах, выпускала детские носки, чулки и колготки из хлопка – товары повышенного спроса. По итогам работы в восьмой пятилетке (1966–1970) бригадир был награждён орденом Трудового Красного Знамени, за успехи в девятой пятилетке (1971–1975) – орденом Ленина. В период десятой пятилетке (1976–1980) передовой работник внёс 40 рационализаторских предложений, внедрение которых сэкономило около 5 тысяч рублей. В последующие годы он продолжал высокоэффективно трудиться, обслуживал 18 круглочулочных автоматов при отраслевой норме 14 автоматов, 94,2 процента выпускаемой им продукции имело первый сорт при плане 90,5 процента. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1982 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение плана и социалистических обязательств 1981 года Белову Александру Евстафьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Задание трёх лет одиннадцатой пятилетки (1981–1985) возглавляемая им бригада выполнила 28 июня 1983 года, средний процент уплотнения обслуживания оборудования составил 129 процентов. Главный комитет Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР наградил бригадира-новатора золотой медалью, а в 1985 году – натуральной премией легковым автомобилем «Москвич-412». На фабрике была создана постоянно-действующая школа по изучению опыта работы А.Е. Белова, который являлся членом Центрального совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). За 32 года работы на фабрике он внёс около 220 рационализаторских предложений. Избирался депутатом Московского городского Совета народных депутатов. Делегат XXVII съезда КПСС (1986). В 1995 году вышел на пенсию. Проживал в Москве. Скончался 21 ноября 2013 года. Награждён 2 орденами Ленина (4 марта 1976; 3 июня 1982), орденом Трудового Красного Знамени (5 апреля 1971), медалями, а также золотой медалью ВДНХ СССР (30 мая 1984).

[484x699]
1935
Ян Поплухар
чешский футболист, вице-чемпион мира.

1936
Александр Владимирович Панин
кандидат философских наук, заведующий кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ, член Ученого совета МГУ (1997).

1937
Wesley Hall
восточноиндийский крикетер и политический деятель.

1938Golubev_Mikhail_Mikhaylovich2 (424x700, 214Kb)
1938
Михаил Михайлович Голубев
директор госплемзавода «Азановский» Медведевского района Марийской АССР. Родился в деревне Волоколам Ковернинского района Горьковской, ныне Нижегородской области, в крестьянской семье. Отец погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны. После окончания в 1963 году Горьковского сельскохозяйственного института трудился на сельскохозяйственных предприятиях Марийской АССР. В 1963-1965 годах – зоотехник Звениговского производственного колхозно-совхозного управления. 1965-1970 годы - главный зоотехник Параньгинского производственного управления. С февраля 1970 года по 2003 годы – директор госплемзавода «Азановский» Медведевского района Марийской АССР (с декабря 1992 года – Республики Марий Эл). За годы руководства госплемзаводом сделал хозяйство школой передового опыта в России и признанным лидером молочного производства в республике. Надои молока в хозяйстве на одну фуражную корову выросли более чем в 3 раза – с 2000 до 6300 килограммов в год. Указом Президента СССР от 17 октября 1991 года за достижение высоких результатов в производстве и продаже государству сельскохозяйственной продукции, большой личный вклад в решение социальных вопросов Голубеву Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 2003 года – на пенсии. Заслуженный зоотехник РСФСР (1986). Заслуженный зоотехник Марийской АССР (1980 год). Депутат Верховного Совета Марийской АССР 10-го (1980-1985 годы), 12-го (1990-1994 годы) созывов, Государственного Собрания Республики Марий Эл 2-го (1996-2000 годы), 3-го (2000-2004 годы) созывов, член Президиума Государственного Собрания 2-го созыва, председатель Комиссии по бюджету, банкам, налогам и финансам, член постоянной Комиссии Государственного Собрания третьего созыва по местному самоуправлению, национальной политике и межпарламентскому сотрудничеству. Награжден орденом Ленина (17 октября 1991), орденом Октябрьской Революции (12 ьапреля 1979), орденом Трудового Красного Знамени (14 февраля 1975), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (21 апреля 1998), медалями, в том числе медалью «За трудовое отличие» (8 апреля 1971), а также бронзовою медалью ВДНХ (1971).

1938
Станислав Михайлович Олефир
советский и российский писатель, член союза писателей России, автор книг посвященых природе и жизни Крайнего Севера.

1938Pozdnyakov_Vitaly_Nikolayevich (499x700, 152Kb)
1938
Виталий Николаевич Поздняков
аппаратчик-гидрометаллург Павлодарского алюминиевого завода имени 50-летия СССР Министерства цветной металлургии Казахской ССР. Родился в деревне Крутое Щигровского района Курской области. Русский. Окончив в 1956 году Краснотурьинское училище, начал работать токарем на Богословском алюминиевом заводе в городе Краснотурьинск Свердловской области. В 1957-1960 годах служил в Советской Армии. После увольнения из Вооружённых Сил СССР вернулся на свой завод токарем, а затем работал в глиноземном цехе: диффузорщиком, аппаратчиком, сепараторщиком 4-го разряда и автоклавщиком 5-го разряда БМО-2. В апреле 1966 года переведён на Павлодарский алюминиевый завод в городе Павлодар Павлодарской области Казахской ССР (ныне – Казахстана) и сразу был принят в цех спекания старшим аппаратчиком 6-го разряда. В 1968 году ему был присвоен 7-й разряд старшего аппаратчика, а в 1974 году стал аппаратчиком-гидрометаллургом цеха спекания.Работая на Павлодарском алюминиевом заводе, освоил еще несколько смежных профессий, что позволило ему не только более эффективно обслуживать свои агрегаты, но и значительно расширить зону обслуживания, а также помогать другим в освоении дополнительных профессий. Так родился почин Позднякова: «Каждому рабочему – вторую профессию» (80 процентов рабочих имели по 2 и более профессий). Сам же Виталий имел 7 смежных профессий. Вместе с товарищами поддержал почин стекольщика этого же завода Николая Степановича Софьина: «Продукцию отличного качества – с минимальными энергозатратами». За высокие производственные достижения по итогам восьмой пятилетки (1966-1970) награждён орденом Трудового Красного Знамени, а по итогам девятой пятилетки (1971-1975) – орденом Ленина. В 1976 году вступил в КПСС. В 1977 году поступил на заочное отделение, а затем перевелся на вечернее отделение Павлодарского индустриального института по специальности «автомобили и тракторы», который окончил в 1983 году, получив диплом инженера-механика. Наивысших успехов достиг в годы десятой пятилетки (1976-1980), когда им было внедрено 12 рационализаторских предложений, от которых получен экономический эффект в сумме 11500 рублей. В 1980 году занесен в Книгу почёта Павлодарской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1981 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств, проявленную трудовую доблесть Позднякову Виталию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Избирался депутатом районного Совета депутатов трудящихся/народных депутатов Индустриального района города Павлодара. В 1993 году выехал из Казахстана в Краснодарский край. Жил в городе Геленджик. Умер 30 июля 2002 года. Почётный металлург (1968). Награждён 2 орденами Ленина (10 марта 1976; 2 марта 1981), орденом Трудового Красного Знамени (30 марта 1971), медалями.

Valerij_Saruhanov (700x583, 94Kb)
1938
Валерий Арменович Саруханов
автор музыки, журналист. Родился в Ташкенте. В 1955 г. окончил с золотой медалью школу и музыкальную школу при Консерватории по классу скрипки и приехал в Ленинград, где поступил на Конструкторский (ныне Приборостроительный) факультет ЛКИ. Хотелось жить самостоятельно, отдельно от родителей, а в Ташкенте были все институты, кроме Кораблестроительного. Играет на фортепиано. В ЛКИ сразу окунулся в самодеятельность, организовал СЭТ (Студенческий Экспериментальный Театр), позже этот театр стал называться ТЕМП (Театр Молодежный Публицистический). В театре и зазвучали первые песни Саруханова. В 1957 году написал первую песню "Вот". Эта песня исполнялась Оркестром п/у Анатолия Бадхена в ДК Промкооперации (ныне Ленсовета) в программе "А мы отдыхаем так". Судьба песни причудлива, без вмешательства автора. Ее пела Эльмира Уразбаева с оркестром Олега Лундстрема, эстрадно-симфонический оркестр радио и телевидения Узбекистана п/у Евгения Живаева (одноклассника Саруханова), потом в Ленинграде ее включили в репертуар дуэт А.Копосова и А.Свистунова и семья Копосовых. В 1967 на 2-м Ленинградском конкурсе самодеятельной песни Саруханов был лауреатом как автор за песню "Коммунары не будут рабами" на стихи Е.Евтушенко, а также выступал с другими своими песнями. Копосов и Свистунов пели его песни дуэтом и врозь (Свистунов: "Казнь Стеньки Разина" на стихи Евтушенко из спектакля СЭТа "Братская ГЭС"; Копосов: "Бал выпускников", "На поверке" (все на стихи Е.Евтушенко); дуэт: "Коммунары не будут рабами" (Е.Евтушенко). После окончания ЛКИ в 1961 г. В.Саруханов окончил ЛВХПУ имени В.И.Мухиной (1965) по специальности дизайнер, а в 1972 — ЛГИТМИК по специальности режиссер. В 1965-1973 г. руководил одной из первых в городе лабораторией промышленного дизайна. Потом перешел на преподавательскую работу, параллельно все больше вживаясь в роль сценариста и режиссера ленинградского ТВ. В 1991-1992 г. был главным режиссером телерадиокомпании "Петербург", с 1992 г. — по настоящее время профессор кафедры телевизионного искусства Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Более тридцати лет Саруханов работал на телевидении в качестве сценариста, режиссера и композитора, создал около 100 игровых, художественно-постановочных работ (сказки, спектакли, фильмы). С Копосовыми записано на музыку Саруханова около 200 песен к сказкам и спектаклям. Автор многих книг, статей по различным вопросам культуры и искусства. Валерий Саруханов был создателем и художественным руководителем ансамбля "Гренада" Ленинградского кораблестроительного института (1967-1979 гг.). Любимые авторы песен: В.Высоцкий, Б.Окуджава, М.Таривердиев. Хобби — драматургия. Умер в Санкт-Петербурге 21 февраля 2005 года.

1938
Тофик Рзакулиевич Шахвердиев
российский режиссер документального и игрового кино, сценарист, оператор, фотограф, журналист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации . Родился в Баку. В 1960 г. окончил Радиотехнический институт в Таганроге, в 1970 г. - Киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого (мастерская кинорежиссуры В.Денисенко). Работал режиссером и сценаристом в творческом объединении «Экран» (1971-1974), на киностудиях: имени Горького (1974-1976), «Ленфильм» (1976-1978), «Мосфильм» (1980-1982), в ВПТО «Видеофильм» (1986-1991). С 1992 г. по настоящее время - руководитель НОУК "Студия ТШ" (Москва). Член Гильдии кинорежиссеров России (1988). Член Союза художников России, секция графиков и фотохудожников (1990). Постановщик фильмов "Горный Алтай", "Урок гимнастики", "Дети России", "Сталин с нами", "Умереть от любви", "Надувные шарики" из телевизионного сериала "Детство" (приз МКФ правозащитных фильмов "Сталкер", приз Гильдии кинокритиков и киноведов Союза кинематографистов Российской Федерации ; 2001), "Марш Победы" (премия "Ника", приз МКФ "Золотой витязь"; 2001), "Убить человека", "Памяти Антонио Гауди". Режиссер художественных фильмов "Двое в новом доме", "Предчувствие любви"

Shulyak_Yevgeny_Aleksandrovich (457x700, 100Kb)
1939
Евгений Александрович Шуляк
кузнец-штамповщик Минского автомобильного завода Белорусского объединения по производству большегрузных автомобилей имени 60-летия Великого Октября Министерства автомобильной промышленности СССР, Белорусская ССР. Родился в деревне Жирблевичи Коренского сельсовета Логойского района Минской области Белорусской ССР, ныне в составе (с 1960 года) Гайненского сельсовета Логойского района Минской области Белоруссии. Белорус. Отец, Александр Андреевич Шуляк, работал в Логойском райкоме Компартии (большевиков) Белорусси. С началом Великой Отечественной войны он ушёл на фронт, где погиб в первые же дни, а его семья осталась на территории района, оккупированного с июля 1941 по июль 1944 года немецкими захватчиками. Вместе с односельчанами она стойко пережила все ужасы и невзгоды военного времени. Особенно тяжёлые испытания на их долю выпали в период проведения карательных операций на территории Логойщины в 1942—1944 годах, когда мирным жителем приходилось скрываться в лесах и на болотах. После войны Евгений пошёл в местную семилетнюю школу, но закончить учёбу в последнем классе не дала тяжёлая болезнь (ревматизм как последствие нахождения в холодной болотной воде), которая на два долгих года приковала подростка к постели. После выздоровления он в 1955 году вступил в местный колхоз «Чирвоная Логойщина» («Красная Логойщина»; центральная усадьба — в деревне Михалковичи Коренского сельсовета; ныне не существует). Сперва трудился рядовым колхозником. В каждодневном труде восстановил здоровье, подорванное войной, и окреп физически. Проявил способности и большое тяготение к технике, потому в 1959 году был направлен колхозным правлением на учёбу в училище механизации сельского хозяйства №204 в городском посёлке Смолевичи Минской области. Через год окончил училище (ныне — Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей), где приобрёл специальность тракториста-машиниста, и поступил по ней работать в новообразованный совхоз «Гайна» (ныне — сельскохозяйственный цех «Гайна» ОАО «Минский тракторный завод») в одноимённой деревне Гайненского сельсовета Логойского района. С 1960 по 1963 год проходил срочную службу в Советской Армии в рядах 7-й танковой Краснознамённой армии из состава Белорусского военного округа (город Борисов, Минская область). На второй год службы вступил в КПСС. После увольнения в запас приехал в город Минск, где устроился работать на Минский автомобильный завод (МАЗ) [Минский (в 1966 году награждён орденом Ленина, в 1974 году – орденом Октябрьской Революции) автомобильный завод входил в структуру Главного управления по производству большегрузных автомобилей Министерства автомобильной промышленности (с 1988 года – Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения) СССР. С октября 1974 года МАЗ (в 1977 году награждён вторым орденом Ленина) – головное предприятие производственного объединения «АвтоМАЗ», в сентябре 1975 года преобразованного в Белорусское объединение по производству большегрузных автомобилей (БелавтоМАЗ; с октября 1977 года носило имя шестидесятилетия Великого Октября) в том же подчинении.] подручным кузнеца. Эта профессия была связана с тяжёлым физическим трудом на специальных штамповочных молотах, но армейская закалка и увлечённость спортом (ещё во время учёбы в училище Евгений Шуляк получил второй спортивный разряд по лыжным гонкам) позволили молодому рабочему успешно освоить основы кузнечного дела и остаться работать на предприятии до самого выхода на пенсию. Стремясь постигнуть тонкости кузнечного мастерства, сущность технологического процесса в цехе, он быстро и в совершенстве овладел профессией, в короткий срок зарекомендовал себя как талантливый рационализатор, ответственный и инициативный специалист высокой квалификации. Став одним из лучших кузнецов завода, выделялся не только целеустремлённостью, умением трудиться с полной отдачей, но и постоянным творческим поиском, стремлением сделать как можно больше и лучше, а также смекалкой рабочего человека, который к каждому заданию мастера, к каждой производственной операции относился с привычной обдуманнотью. С каждым новым заданием стремился как можно быстрее находить решение, как можно лучше сделать новую поковку. В совершенстве освоил три смежные специальности (наладчик, слесарь-ремонтник, электросварщик) и успешно совмещал основную работу с операциями наладки, зачистки и наварки кузнечных штампов, что позволяло существенно экономить рабочее время на отдельных этапах кузнечного производства и гарантировало высокое качество продукции. Несмотря на особенности работы, успешно перевыполнял сменные задания, одним из первых в цехе стал работать с личным клеймом качества. Делал поковки сложные, многооперационные. Неоднократно выходил победителем социалистического соревнования и был удостоен почётного звания ударника коммунистического труда. Из года в год совершенствовал своё мастерство, повышал производительность труда. Неустанным трудом экономя часы, дни, месяцы, он досрочно выполнял плановые задания пятилеток. В числе других новаторов производства Евгений Александрович вносил весомый вклад в трудовые свершения коллектива кузнечного цеха, который работал слаженно, ритмично и неоднократно занимал первые и другие призовые места в социалистическом соревновании на заводе. Именно он был одним из тех рабочих, которые задавали тон в заводском соревновании и которым принадлежала ведущая роль в выполнениии производственных заданий коллективом этого большого предприятия, одного из флагманов белорусского машиностроения. Активно участвовал в наладке и пуске новой механизированной линии штамповки, что позволило облегчить труд рабочих кузнечного цеха, улучшить качество работы и на 12 процентов уменьшить расходование материалов. Производительность труда в результате модернизации возросла в полтора раза. Возглавив бригаду из 42 человек, Е.А.Шуляк проявил себя волевым, энергичным организатором кузнечного производства, сумев создать сплочённый коллектив единомышленников, который отличали крепкая дисциплина, трудовой энтузиазм и неустанное творчество. В умелой организации социалистического соревнования он воспитывал у рабочих бережливое отношение к материальным и энергетическим ресурсам производства. Каждый из членов бригады трудился самоотверженно, настойчиво повышая производительность труда за счёт профессионального мастерства, рационального использования каждой рабочей минуты при правильной организации рабочего места. С началом девятой пятилетки (1971—1975) Е.А.Шуляк выступил одним из инициаторов движения новаторов и передовиков за высокую производительность труда на каждом рабочем месте, активно включился в движение наставничества. Будучи сторонником изыскания и использования резервов в технологическом процессе, он перешёл на расширенную зону обслуживания оборудования. Так, при поковке тяги запора стал использовать не один штамп, а два. Это технологическое новшество было внедрено в цехе и позволило в два раза увеличить производительность труда, более чем на половину снизить трудоёмкость работ и сэкономить только за год 8 тонн металла. Вместе со старшим мастером А.Кашлачом передовой кузнец-штамповщик усовершенствовал процесс изготовления поковок мотошатуна, в результате чего значительно улучшилось заполнение формы в штампе, а это дало возможность сделать заготовку более короткой на 8 миллиметров и тем самым сэкономить за год 10 тонн металла. Возглавляемая им бригада уже в период девятой пятилетки показала образцы высокопроизводительного труда, была удостоена почётного звания «коллектив коммунистического труда», неоднократно занимала классные места во Всесоюзном социалистическом соревновании, добиваясь наилучших производственных показателей на предприятии. Её работу отличали высокая культура производства, чёткое соблюдение производственных графиков, безукоризненная технологическая и трудовая дисциплина. Личное задание девятой пятилетки и принятые социалистические обязательства бригадир выполнил досрочно, при высоком качестве выпущенных изделий, за что был награждён в 1976 году орденом Ленина. Ещё более высоких производственных показателей Евгений Александрович добился в период выполнения плановых заданий десятой пятилетки (1976—1980) и выполнил их за четыре года. За этот период он успешно внедрил в производство 20 рационализаторских предложений, что позволило сэкономить 120 тонн металла. За выдающиеся успехи в труде, достигнутые на основе совершенствования производственных процессов, внедрения передовых методов труда и инициативу в развитии социалистического соревнования за повышение эффективности производства и качества работы был удостоен Государственной премии Белорусской ССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1981 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств, и проявленную трудовую доблесть Шуляку Евгению Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Высокое рабочее мастерство, настойчивость, активная рационализаторская деятельность привели передовика Шуляка к тем трудовым свершениям, которые получили известность на заводе, в городе, в республике. Ведомая им бригада, которая тесно сотрудничала с инженерами, продолжила выполнять и перевыполнять плановые задания при отличном качестве продукции и строгом соблюдении технологических требований. Так, на трудовой вахте новой, одиннадцатой пятилетки (1981—1985) они внесли весомый вклад в новые достижения многотысячного коллектива автозаводцев. Только за три первых года пятилетки бригадир нашёл возможность сэкономить на поковках 75 тонн металла (а до конца пятилетки — ещё почти 15 тонн), в результате чего производительность труда в цехе возросла на 1,1 процента. Он же внёс значительное усовершенствование в процесс подачи заготовок из нагревательной печи к молоту. Благодаря очередному новшеству удалось значительно увеличить скорость транспортировки заготовок и лучше организовать труд кузнеца.
Shulyak01 (700x437, 194Kb)
Герой Социалистического Труда Евгений Александрович Шуляк с членами своей бригады.
Всего же на его счету — более ста рационализаторских предложений, успешно внедрённых в производство. Как рационализатор и новатор производства Евгений Александрович несколько раз принимал участие в работе Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР, был отмечен серебряной медалью и дипломами Главного выставочного комитета. Перейдя по состоянию здоровья в 1990 году работать наладчиком кузнечно-прессового оборудования, он продолжал трудиться так же добросовестно и самоотверженно ещё 11 лет. Много и охотно занимался общественной работой, популяризацией физической культуры, выступал перед молодёжью в воинских частях и различных учебных заведениях, шефствовал над одним из школьных классов, устраивал в строительные отряды трудных подростков, проводил экскурсии и «дни открытых дверей» на заводе.
Shulyak02 (650x700, 375Kb)
Полный кавалер ордена Трудовой Славы Валентина Николаевна Гулидова и Герой Социалистического Труда Евгений Александрович Шуляк.
На МАЗе (ныне имеет статус открытого акционерного общества) работали жена Героя — Мария Иосифовна (в покрасочном цехе), дочь (на конвейере) и сын Александр (один из его учеников, в кузнечном цехе). Избирался членом бюро Минского горкома Компартии Белоруссии, членом парткома завода, партгруппоргом участка, депутатом Совета Национальностей (член Комиссии по промышленности) Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984—1989), депутатом Заводского районного (город Минск) Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов). Делегат XXVII съезда КПСС (1986). Живёт в Минске, столице Белоруссии. Награждён 2 орденами Ленина (18 марта 1976; 31 марта 1981), орденом «Знак Почёта» (5 апреля 1971), медалями, в том числе серебряной медалью ВДНХ СССР. Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1978) за выдающиеся достижения в труде.

[557x699]
1940
Роджер Кейт Крауч (Roger Keith Crouch)
американский ученый-астронавт. Получил степень бакалавра в Политехническом институте Теннеси (1962). Магистр, доктор философских и физических наук Политехнического института Виргинии (1968-1971). С 1979 по 1980 гг. работал ученым в Массачусетском институте технологий. С 1985 г. работал главным ученым центра Микрогравитации НАСА. Нес ответственность за то, что эксперименты в программе полета достигли высочайшего уровня возможных научных результатов. Издал свыше 40 технических работ и более чем 40 технических отчетов в различных областях. Исследовал, начиная с 1978 г., влияние гравитационных сил на свойства материалов. Количество полетов: 2 (1997). Общее время полетов: 19,66. Космические аппараты: «STS-83», «STS-94».

wayne-mclaren-wallpapers (700x549, 568Kb)
1940
Уэйн Макларен (Wayne McLaren)
американский каскадёр, модель, актёр и участник родео. Родился в городе Лейк-Чарльз, Луизиана, США. Перед своим появлением в рекламе Мальборо Макларен работал каскадёром и всадником родео. В 1976 году он сделал рекламные работы для знаменитой рекламной кампании сигарет «Мальборо» в качестве Человека Мальборо. Он курил по полторы пачки в день, но после того, как в 1990 году у него развился рак лёгких, Макларен стал участником общественного движения по борьбе с курением, ссылаясь на свой 30-летний стаж курения в качестве причины своего рака. Во время деятельности Макларена по борьбе с курением, „Philip Morris International“ отрицала, что Макларен когда-либо появлялся в рекламе «Мальборо». В ответ на это Макларен подготовил письменное показание под присягой от агентства, которое представляло его, утверждая, что ему было заплачено за работу в «Мальборо». Незадолго до его смерти был снят телевизионный ролик, показывающий изображения его появления как ковбоя, которые сопоставляются с тем им на больничной койке; его брат, Чарльз Макларен говорил закадровым голосом о вреде курения, и отметил, что табачная промышленность способствовала «независимому образу жизни», после чего подводил неутешительный итог: «Лёжа со всеми этими трубами в тебе, как действительно Вы можете быть независимы?». Химиотерапия и удаление одного лёгкого не помогли остановить рак, потому что болезнь рассеялась и метастазы нанесли ущерб головному мозгу. Через два года после установления диагноза, незадолго до своего 52-летия, он скончался в Ньюпорт-Биче, Калифорния, США, 22 июля 1992 года. Утверждается, будто за несколько минут до смерти он сказал дочери: «Я заканчиваю свою жизнь в кислородной палатке. Я говорю вам, что курение того не стоит». Одна из его дочерей является наиболее известной антитабачной активисткой в США и утверждает, что её отец не умер напрасно, так как он открыл глаза миру. В американском фильме «Здесь курят» 2005 года фигура Лорни Луч (Сэм Эллиотт) списана с Уэйна Макларена.

1941
Виктор Алексеевич Епанешников
российский исполнитель на ударных инструментах. Стал известен в 1970-е гг. как участник ансамбля «Аллегро». В 1961-1962 гг. учился в Саратовском музыкальном училище, в 1964-1967 гг. работал в эстрадном ансамбле местного театра миниатюр (театр «Микро» Льва Горелика). С 1968 г. постоянно сотрудничал с Николаем Левиновским, выступал с ним на многих фестивалях, в 1972 г. переехал в Москву, работал в ансамблях и оркестрах радио, а также в Государственном эстрадно-симфоническом оркестре Азербайджана (1975-1978). Вошел в первый состав созданного Левиновским ансамбля «Аллегро», выступал на крупнейших отечественных фестивалях (Москва, Ленинград, Тбилиси, Донецк) и за рубежом (София, Будапешт, Сибиу, Пори, Братислава). После ухода из «Аллегро» играл в трио с Тамазом Курашвили и Михаилом Окунем (1986-1993). В 1995-1998 гг. был барабанщиком в оркестре Олега Лундстрема, в то же время собирал ансамбли с молодыми московскими музыкантами (Алексеем Николаевым, Дмитрием Мосьпаном, Виталием Головневым и др.). В 2000 г. вошел в квартет «Четверо» (с Давидом Голощекиным, Гасаном Багировым и контрабасистом Сергем Хутосом).

1941
Константин Васильевич Краснобаев
профессор кафедры аэромеханики и газовой динамики механико-математического факультета, лауреат премии имени С.А.Чаплыгина (1982 г.), лауреат 1-ой премии имени М.В.Ломоносова за работу "Сверхзвуковое обтекание тел при наличии внешних источников энерговыделения" (совместно) 1991 г.

1943
Светлана Ивановна Коркошко
российская артистка театра и кино, актриса МХАТ имени Горького, народная артистка РСФСР (1988). Родилась в Харькове. Окончила Харьковский театральный институт (1964). В 1964-1967 гг. играла на сцене Киевского академического театра имени И.Франко, театра "Современник", Областного драматического театра имени Островского. С 1967 года - актриса МХАТ. Заслуженная артистка РСФСР (1977). Снималась в фильмах "Гибель эскадры", "Софья Перовская", "Братья Карамазовы", "Мертвый сезон", "Почтовый роман", "Укрощение огня", "Последнее дело комиссара Берлаха", "Круг", "Пароль "Отель Регина", "Странная женщина" и др.

1943
Мария Малдер
ветеранша блюза со времен jug-бэндов конца 1950-х. Затем в 1970-х ей даже удалось засветиться, пусть даже одним, но зато суперхитом “Midnight At The Oasis”. С тех пор вплоть до наших дней Мария остается очень желанной вокалисткой на любой клубной сцене Европы и Америки. В гастролях по клубам в основном и проходит ее творческая жизнь. Вот и в этом альбоме атмосфера вполне клубная. Иногда кажется, что такой блюз исполняли где-нибудь в “Коттон-клубе” еще в 1930-х, во времена первой волны блюзового бума, когда раскаты свингующей меди на заднем плане придавали вокалу яркости и усиливали впечатление. И хотя здесь все аранжировки во многом современны, все же — это слегка стилизованный блюз времен Эль Каппоне. Мария Малдер поет нарочито черным, хрипловатым, слегка сдавленным переизбытком эмоций голосом. Часто, впрочем, она переходит на умеренный темп. Медь заднего плана исчезает, и в аккомпанементе лишь лирично поют гитара и фортепиано. Возникает камерная атмосфера более современного клуба. Аранжировки сработаны по-джазовому очень изысканно. И вообще, джаза здесь, возможно, больше, чем блюза. В целом это легкий, развлекательный альбом. Отличный аудиофон для вечернего отдыха. Приверженцам сурового капреализма Мадди Уотерса он, конечно, удовольствия не доставит. Зато понравится утонченному любителю комфорта, ценителю сверкающих бокалов и прочей “голливудщины”. Здесь гораздо больше блеска, чем в реальной жизни. На это ведь оно и искусство.

[471x699]
1943
Майкл Ондатжи (Michael Ondaatje)
канадский писатель и поэт. Его стихи и проза отличаются музыкальностью, насыщенным, экспериментальным языком, в них переплетены мифология, история, джазовые мотивы, личные воспоминания. Ондатжи начал писать стихи раньше прозы, и в его творчестве проза сближается с поэзией, их границы размываются. «Переходя от воображаемого пейзажа к портрету, к документальному повествованию, анекдоту или легенде, Ондатжи творит одновременно для слуха и для глаз», – писала Диана Ваковски в журнале «Контемпорари Поэтс». Филип Майкл Ондатжи родился в Коломбо на острове Цейлон (ныне Шри-Ланка). Недовольный британской системой высшего образования, он иммигрировал в Канаду в 1962. В 1965 он окончил университет Торонто со степенью бакалавра английского языка, а в 1967 получил магистерскую степень в Королевском университете Кингстона, Онтарио. Он преподавал английский язык в университете Западного Онтарио с 1967 по 1971, а с 1971 в университете Йорка в Торонто. Первой публикацией Ондатжи стал поэтический сборник «Изящные чудовища» (The Dainty Monsters, 1967), название которому дали слова из стихотворения Шарля Бодлера. В первой его части воспеваются фантастические звери и другие потусторонние существа, например, мантикоры (голова человека, тело льва, хвост дракона), обитающие, как утверждается в одном из стихотворений, в канализационной системе Торонто. Вторая часть, «Троя» (Troy Town), состоит из нескольких взаимосвязанных стихотворений на античные сюжеты. Изящные чудовища, первая книга неизвестного поэта, вышедшая малым тиражом, была тут же замечена и сделала Ондатжи заметной фигурой в новом поколении молодых канадских поэтов. Книга пользуется спросом и регулярно переиздается. Увлечение Ондатжи культурой американского Запада отразилось в его прославленной стилизации Избранные сочинения Крошки Билли: «Стихи, написанные левой пяткой» (The Collected Works of Billy the Kid: Left Handed Poems, 1970). Это произведение, в котором автор воссоздает легендарный образ Дикого Запада, граничит с прозой, сохраняя, однако, сильную поэтическую интонацию. Его часто называют притчей о писателе вне закона, в нем сочетаются элементы повествования, истории, мифа, сюда же включены фотографии, интервью и даже комиксы. Все художественные средства (графика, поэзия и проза) направлены на то, чтобы заставить читателя задуматься над природой героизма и жестокости. За эту книгу Ондатжи был удостоен одной из высших канадских наград в области поэзии – Премии Генерал-губернатора за 1971. Свой прототип был и у первого романа Ондатжи – «Пришествие посреди резни» (Coming Through Slaughter, 1976). В нем рассказывается о джазовом музыканте из Нового Орлеана Бадди Болдене, которого считают создателем джазового стиля диксиленд, впоследствии потерявшем рассудок. Так как записей Болден не оставил, и о нем мало что известно, Ондатжи в 1973 отправился в Новый Орлеан, чтобы работать над книгой. Рассказ в ней ведется не в хронологическом порядке, описание событий перемежается внутренними монологами. «Ондатжи удается донести до читателя болденовскую манеру игры, – писал Рой МакСкимминг – Сама ткань его текста имеет ту же полнокровную, волнующую, импровизационную природу, обогащенную дополнительными возможностями, которые дает литература, а именно красотой языка и изображением сложной человеческой природы». Следующая значительная работа Ондатжи – «Я учусь орудовать ножом. Стихотворения 1963–1978» (There's a Trick with a Knife I'm Learning to Do: Poems 1963–1978). Сборник был опубликован в 1979 и в 1980 принес автору вторую Премию Генерал-губернатора. В мемуарах «Навстречу семье» (Running in the Family, 1983), написанных после поездки в Шри-Ланку к родственникам, Ондатжи пытается проследить, как история его семьи связана с прошлым острова, бывшего под властью британской короны. В этот же период распадается брак Ондатжи, и в его «канадской» семье происходят изменения. Стихотворения сборника «Вечная любовь» (Secular Love, 1984) отражают эти перемены, отмечая, как постепенно нарастает отчуждение, сводящее на нет годы совместной жизни. В который раз поэзия Ондатжи снискала похвалу литературной элиты. Ондатжи снова обращается к романной форме, и в 1987 выходит его новое произведение, «В шкуре льва» (In the Skin of Lion). За основу истории о живущем в Торонто молодом человеке, чье взросление приходится на 1920–1930 гг., Ондатжи берет реальный случай того времени – таинственное исчезновение знаменитого миллионера. Роман в не меньшей степени, чем поискам пропавшего магната, посвящен иммигрантским общинам и их роли в строительстве Торонто. По роману была написана пьеса, поставленная в том же году. Критик Литературного приложения к «Таймс», Майкл Халс, сравнил картину растущего города, созданную Ондатжи, с панорамой ирландской столицы в Дублинцах Джеймса Джойса. Однако всеобщую известность Ондатжи принесла экранизация его романа 1992 «Английский пациент» (The English Patient). Ондатжи понадобилось восемь лет, чтобы закончить этот роман, действие которого происходит в Италии времен Второй мировой войны. Он начинается рассказом о канадской медсестре по имени Хана (позже читатель узнает, что она дочь главного героя романа В шкуре льва), покинутой в разрушенном бомбежкой монастыре, где располагался военный госпиталь. Хана задержалась там из-за тяжело раненного пациента, доживающего последние дни. Его самолет разбился в пустыне Северной Африки, сам он едва спасся, и теперь никто не знает его имени, полагают только, что он англичанин. Хана читает ему вслух, дает ему морфий, лечит его ожоги. Ондатжи вводит в роман еще двух персонажей. Один из них искалеченный вор, другой – индус-сикх, служащий сапером. В романе прослеживается, как пересекаются судьбы четырех героев, повествующих о своем прошлом. В 1992 Английский пациент получил Букеровскую премию и собрал множество восторженных рецензий. Сценарий для киноверсии романа был написан режиссером фильма Энтони Мингеллой. Фильм получил премию «Оскар» за лучшую картину в 1996. Среди других стихотворных сборников Ондатжи: «Нож для чистки корицы» (The Cinnamon Peeler, 1989) и «Почерк» (Handwriting, 1998). Им также написана книга «Леонард Коэн» (Leonard Cohen, 1970), исследование, посвященное творчеству канадского поэта и певца, оказавшего на Ондатжи большое влияние. Роман «Дух Энила» (Anil's Ghost, 2000) получил канадскую премию Гиллера 2000.

[700x600]
1944
Леонард Пелтиер
американский борец за права коренного населения Северной Америки, политзаключенный. В 1976 году он был приговорен к двум пожизненным срокам заключения по обвинению в убийстве годом ранее двух агентов ФБР во время перестрелки в индейской резервации Пайн-Ридж. Правозащитники считают, что все обвинения против Пелтиера от начала и до конца были сфабрикованы, но американское правосудие ни в ходе судебного процесса, ни впоследствии не приняло во внимание ни одного опровергающего выдвинутое обвинение факта. Пелтиер продолжает оставаться за решеткой. Он по-прежнему видная общественная фигура, его поддерживают соратники, международные правозащитные организации. В СССР была развернута мощная кампания в поддержку Пелтиера, телевидение, пресса постоянно сообщали о нем, вы могли отправить письмо президенту США с требование освободить лидера Движения американских индейцев. Где сегодня инициаторы и проводники той кампании, кто вообще здесь знает имя вот уже почти 30 лет находящегося в заключении за свои убеждения человека? Можно по разному относиться к проводившимся тогда подобным акциям в Советском Союзе, на самом деле во многом носившим пропагандистский характер, но несомненно, что смена ориентиров сегодня привела к предательству тех, кого называли друзьями. И что-то совсем не слышно о поддержке ни в собственных пределах, ни за рубежом (что в некотором роде проще) тех, кто не может профинансировать избирательную кампанию, выход периодических изданий, сам не обладает (пусть хотя бы в прошлом) какой-либо властью.

1944Spivakov_Vladimir_Theodorovich (499x700, 201Kb)
1944
Владимир Теодорович Спиваков
президент государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский международный Дом музыки». Родился в городе Уфа – административном центре Башкирской АССР (ныне – столице Республики Башкортостан), где его родители находились в эвакуации в годы Великой Отечественной войны. После окончания войны семья вернулась в город Ленинград (с 1991 года – Санкт-Петербург): мать преподавала в музыкальной школе, отец работал врачом-диетологом. Обучался игре на скрипке с 6-летнего возраста у Б.Э.Крюгера. В 1953 году был зачислен в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где занимался у Л.М.Сигал и В.И.Шера. В детстве занимался боксом. В 1963 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1963-1967 годах учился в Московской консерватории по классу скрипки у Ю.И.Янкелевича. В 1970 году окончил аспирантуру под его же руководством. Концертирует с 1965 года. С 1970 года – солист Московской филармонии. В скрипичном репертуаре видное место занимают произведения западноевропейских классиков и сочинения советских авторов. В качестве солиста выступал со многими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Ленинграда, Лондона, Вены, Берлина и Нью-Йорка, оркестр Консертгебау, симфонические оркестры Парижа, Филадельфии, Питтсбурга, Чикаго и Кливленда под управлением таких дирижёров, как Е.А.Мравинский, Е.Ф.Светланов, К.П.Кондрашин, К.М.Джулини, Ю.Х.Темирканов, М.В.Ростропович, С.Одзава, Л.Маазель, Р.Мути, Л.Бернстайн, К.Аббадо. Дирижёрскому мастерству обучался у профессора Нижегородской консерватории имени М.И.Глинки И.Б.Гусмана в России, а также у дирижёров Л.Бернстайна и Л.Маазеля в США. В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», которым руководит по настоящее время, являясь его художественным руководителем и главным дирижёром. В этом же году дебютировал как симфонический дирижёр с Чикагским симфоническим оркестром.
[699x597]
В 1984 году получил знаменательный подарок от Л.Бернстайна – его дирижёрскую палочку. С 2003 года – президент ГБУ культуры города Москвы «Московский международный Дом музыки» (с 2002 года – основатель этого же учреждения).
В 1999-2003 годах возглавлял Российский национальный оркестр. В настоящее время руководит Национальным филармоническим оркестром России. В качестве дирижёра выступал в крупнейших концертных залах мира не только с «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром России, но и с известными европейскими и американскими оркестрами, среди которых симфонические оркестры Лондона, Чикаго, Филадельфии, Кливленда и Будапешта, оркестры театра «Ла Скала» в Милане и Академии Санта-Чечилия, Кёльнской филармонии и Французского радио. В 1975-1990 годах преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне – Российская академия музыки имени Гнесиных), получив учёное звание профессора. В 1994-2005 годах вёл мастер-классы в Цюрихе. В 1989-2022 годах – художественный руководитель Музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году организовал Московский Международный Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», с периодичностью в два года (второй состоялся в 2003 году, третий – в 2005 году). С 1989 года – член жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале) и президент конкурса скрипачей имени Сарасате в Испании. В 2002 году возглавлял жюри скрипачей на XII Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве. Постоянный участник ежегодного Международного музыкального фестиваля «Крещендо». В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, стипендиатами которого стали многие одарённые юные музыканты. С 26 июля 2010 года – член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь). Указом Президента Российской Федерации от 1 мая 2025 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом Спивакову Владимиру Теодоровичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Герой Труда Российской Федерации». С 1989 года проживает в Москве, Испании и Франции. Лауреат премии Ленинского комсомола (1982), Государственной премии СССР (1989), Государственной премии Российской Федерации (5 июня 2012), премии Правительства Российской Федерации в области культуры (17 декабря 2012). Заслуженный артист РСФСР (27 ноября 1978). Народный артист РСФСР (28 марта 1986). Народный артист Армянской ССР (1989). Народный артист СССР (28 февраля 1990). Народный артист Украины (28 октября 1999, лишён 22 ноября 2024). Народный артист Республики Северная Осетия – Алания (2005). Народный артист Республики Дагестан (2013). Народный артист Республики Башкортостан (2014). Артист ЮНЕСКО во имя мира (2006). Посол доброй воли ЮНЕСКО (1998). Почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова (2002). Почётный член Российской академии художеств. Почётный президент Международного конкурса скрипачей имени Ю.И.Янкелевича в Омске (с 2009). Лауреат 1-й премии конкурса фестиваля «Белые ночи» в Ленинграде (1957), 3-й премии Международного конкурса скрипачей имени М.Лонг и Ж.Тибо (Париж, 1965), 2-й премии Международного конкурса скрипачей имени Н.Паганини (Генуя, 1967), 1-й премии Монреальского международного конкурса исполнителей (1969), 2-й премии Международного конкурса имени П.И.Чайковского (Москва, 1970), премии Всеевропейской Мюнхенской академии «За выдающиеся достижения в области музыкального искусства» (1981), премии «Лица года» в номинации «Кумир» (2002), национальной премии общественного признания «Россиянин года» (2005), премии имени Г.А.Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2012, премии города Москвы в области литературы и искусства (23 июля 2013), премии «Овация» в номинации «Классическая музыка» (2008), премии в области культуры и искусства «Звёзды Содружества» (2011, Совет по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ) приза «Золотой Остап» (1993). «Лучший музыкант Радио-1» (1999). Почётный гражданин городов Кольмар (Франция, 1999), Тольятти (2004), Уфа (2015). Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» I (9 августа 2019), II (2 сентября 2009), III (9 августа 1999), IV (10 сентября 2014) степеней (полный кавалер), Дружбы (17 декабря 1994), советским орденом «Знак Почёта» (14 ноября 1980), орденами «За заслуги перед Республикой Башкортостан» (29 мая 2013), «За заслуги» III степени (19 апреля 1997, Украина, лишён 22 ноября 2024), Святого Месропа Маштоца (1999, Армения), Почётного легиона (2000, Франция), «Данакер» (3 июля 2001, Киргизия), князя Ярослава Мудрого V степени (12 сентября 2004, Украина, лишён 22 ноября 2024), орденом Франциска Скорины (24 февраля 2014, Белоруссия, отказался от ордена в 2020 году), Даниила Московского I степени (2011, РПЦ), офицер ордена Искусств и литературы (1999, Франция), командор ордена Звезды Италии (2 мая 2012, Италия), медалью «Оливковая ветвь» (2001, Армения), золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО (2009), удостоен Благодарности Президента Российской Федерации (12 сентября 2004), награждён Почётной грамотой Московской городской думы (15 сентября 2004), Почётной грамотой Правительства Москвы (28 августа 2009), Грамотой СНГ (3 сентября 2011).

1944
Барри Уайт
американский соул-певец. Его завораживающий баритон был хорошо знаком миллионам поклонников по всему миру. На протяжении 30 лет его по праву считали королем стиля «соул». Пик славы музыканта пришелся на 1970-е гг., хотя и в последующие десятилетия он занимал далеко не последние места на мировом музыкальном Олимпе. Так, в 2000 г. он получил две премии «Грэмми» как лучший исполнитель-мужчина и в номинации «традиционный R and B вокал» за песню «Staying Power». Среди его наиболее ярких хитов – «Can`t Get Enough of Your Love, Babe», «You`re the First, the Last, My Everything», «It`s Ecstasy When You Lay Down Next To Me», «Love Serenade».

1945
Борис Ильич Цейтлин
русский театральный режиссер. Родился в Ленинграде, в семье медиков. По окончании школы учился в ленинградских Политехническом и Педагогическом институтах. Работал в средней школе учителем. В 1968 поступил в ЛГИТМиК, учился два года на кафедре театра кукол у М.М.Королева, потом перешел на кафедру драматического искусства (курс Т.Г.Сойниковой и Д.И.Карасика). Окончил институт в 1973. Дипломный спектакль, Мэри Поппинс П.Трэверс, поставил в Красноярском ТЮЗе. В театрах Самары, Вологды, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Орла, Брянска поставил более 50 спектаклей, в том числе Женитьба Н.В.Гоголя, Двенадцатая ночь, Антоний и Клеопатра и Как вам это понравится У.Шекспира, Карьера Артуро Уи Б.Брехта, Завтра была война Б.Л.Васильева, Стеклянный зверинец Т.Уильямса, Обыкновенное чудо и Дракон Е.Л.Шварца и др. С 1987 работал главным режиссером Казанского молодежного театра (бывший ТЮЗ). Его спектакль Буря Шекспира в этом театре в 1995 был удостоен национальной премии «Золотая маска». В 1999 стал главным режиссером Томского драматического театра. Спектакль Ангел приходит в Вавилон Ф.Дюрренматта в постановке Цейтлина в 2001 номинировался на «Золотую Маску», а его спектакль И вновь цветет акация… И.Дунаевского (пьеса М.Бартенева и Б.Цейтлина, стихи Вл.Масса, М.Червинского и М.Бартенева), поставленный в Музыкальном театре Краснодара, стал в том же году лауреатом премии «Золотая маска».

1946
Михаил Михайлович Опарин
заслуженный военный летчик Российской Федерации, кандидат военных наук, генерал-лейтенант, командующий Дальней авиацией (1997-2003)

1947
Александр Яковлевич Чутко
актёр. Родился да в Москве. В 1972 г. окончил Московский государственный институт культуры по специальности "режиссер". С 1972 по 1974 годы - артист команды Театра Армии. По окончании службы зачислен в труппу театра. В настоящее время занят в спектаклях ЦАТРА: "Много шума из ничего", "Скупой", "Гамлет".

1948
Вячеслав Иванович Брагин
бывший генеральный директор телекомпании "Останкино".

1948
Александр Павлович Брагинский
ученый-физик, доктор физико-математических наук, один из руководителей Движения демократических реформ.

1949
Геннадий Эдуардович Кузьмицкий
директор ФГУП "Пермский завод имени С.М.Кирова".

Molodtsova_Ekaterina (700x468, 408Kb)
1949
Екатерина Михайловна Молодцова (имя при рождении -Ходаче Балбекова)
российская певица, народный артист Российской Федерации (1996). В 1975 году окончила Воронежское музыкальное училище. В 1966—1993 году — солистка Воронежского государственного русского народного хора. Ученица Марии Мордасовой. С 1993 года выступает с ансамблем «Русская гармонь» (руководитель — М.В.Ефименко). С 2001 года также преподаёт сольное народное пение в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей. Награждена медалью Ордена «За Заслуги перед Отечеством» II степени и медалью «Честь и достоинство». Автор нескольких сборников песен и частушек. Источники: Имена Воронежа - 425. История продолжается / М.Г.Шаталов. — Воронеж: Воронежская облтипография, 2012. — Страница 234. — 464 страницы — ISBN 978-5-4420-0097-9; Воронежская энциклопедия / В.Д.Карпачёв. — Воронеж: ЦДВЧК, 2008.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 12 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»