
1884
Александр Николаевич Аносов
член IV Государственной думы от Тамбовской губернии. Происходил из купеческой семьи, потомственный почётный гражданин. Землевладелец (320 десятин). Окончил Тамбовскую классическую гимназию и юридический факультет Московского университета (1909). По окончании университета поселился в имении своего отца в Никольско-Кабаньевской волости Борисоглебского уезда, бывшим одним из образцовых хозяйств в России, где посвятил себя сельскому хозяйству и общественной деятельности. Избирался гласным Борисоглебского уездного и Тамбовского губернского земских собраний. Был присяжным поверенным. В 1912 году был избран членом Государственной думы от Тамбовской губернии. Входил во фракцию «Союза 17 октября», после её раскола — в группу «Союза 17 октября». Также входил в Прогрессивный блок. Состоял секретарем финансовой комиссии, а также членом комиссий: продовольственной, бюджетной, о мерах борьбы с немецким засильем, сельскохозяйственной, по запросам. Участвовал в Февральской революции. В марте 1917 года был членом комиссии Временного комитета Государственной думы по принятию задержанных и высших гражданских чинов, а с 7 апреля — членом военной комиссии. В апреле—мае был членом-заместителем в Общегосударственном продовольственном комитете Временного правительства; 13 мая 1917 года был командирован ВКГД на Кавказ для работы в Особом Закавказском комиссариате. Был кандидатом в Учредительное собрание от Тамбовской губернии по конституционно-демократическому списку, но избран не был. Был женат на Юдиной Клавдии Алексеевне, имел двух дочерей Надежду и Галину. Судьба после 1917 года. Некоторое время, после революции, семья жила в Крыму с семьей жены, Носовыми Василием Ивановичем, его женой Надеждой Алексеевной Юдиной, их дочерью Верой (скончалась в Крыму от туберкулеза) и сыном Иваном. Позже все переехали в Москву. А.Н.Аносов с семьей поселился в Малом Каретном переулке, где умер от обострившегося туберкулеза 17 апреля 1942 года. Его жена скончалась в 1971 г. Супруги похоронены вместе на Введенском кладбище (22 уч.); М.Д.Артамонов информации о таком захоронении не даёт.
Литература: 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототип. альбом с портретами и биографиями. — Санкт-Петербург: издание Н.Н.Ольшанского, 1913; Аносов Александр Николаевич // Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008. — ISBN 978-5-8243-1031-3.
1884
Петр Михайлович Злоказов (псевдонимы: П.Зл-в; П.Зл.)
советский журналист, автор фантастических рассказов и сказок. Умер в Уфе 4 июня 1938 года.
Сочинения: В недалеком будущем. – 1907; Земной рай. – 1910; По Дарвину. – 1909; Последовательность: Басня. – 190.
1884
Мартин «Макс» Клейн (Кляйн) (эстонское имя — Martin Klein)
российский, впоследствии эстонский борец, выступал за олимпийскую сборную Российской империи, серебряный призёр Олимпийских игр 1912 года в Стокгольме. Родился в волости Тарвасту, Лифляндская губерния, Российская империя. В 17 лет Мартин начал заниматься борьбой, работал рассыльным в петербургском обществе «Санитас». Клейн завоевал свою первую награду как борец на чемпионате Санкт-Петербурга 1910 года, где он выиграл золото в неограниченном классе. Помимо участия в Олимпийских играх, Клейн также участвовал в чемпионате мира 1913 года, но был вынужден сняться с турнира из-за травмы руки. Клейн также выиграл титул чемпиона по греко-римской борьбе в супертяжелом весе на Первой российской олимпиаде в 1913 году. Его полуфинальная схватка на летних Олимпийских играх 1912 года вошла в историю как самая продолжительная схватка по греко-римской борьбе на Олимпийских играх, и показала необходимость пересмотра правил. В этой схватке Мартин завоевал серебряную олимпийскую медаль в тяжелейшем противостоянии с финским спортсменом Альфредом Асикайненом. На тот момент Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи, но выступала на играх отдельной командой. К тому моменту Альфред был чемпионом мира и противостояние оказалось невиданным по продолжительности.

Мартин Клейн на переднем плане в белом борцовском трико. Бросок, выполненный Альфредом Асикайненом, на исходе пятого часа схватки.
Этот поединок вошёл в историю как самая длительная борцовская схватка Олимпийских играх. Поединок продолжался 11 часов 40 минут, за вычетом пауз чистое время поединка 10 часов 15 минут (называются и другие оценки длительности связанные с различным подсчётом длительности пауз). Лишь спустя это время смогли определить победителя. Судьи и организаторы предприняли несколько попыток ускорить поединок. В финальном раунде, который должен был состояться на следующий день между Мартином и шведским борцом Класом Юханссоном за звание олимпийского чемпиона, Мартин не принял участия ввиду того, что в полуфинальной встрече был измотан. Помимо этого он уже в полуфинале выступал с травмированной рукой. По этим причинам от финального противостояния решили отказаться. Во время Первой мировой войны Клейн служил в русской армии. В 1919—1920 годы был тренером эстонских борцов на Олимпиаде 1920 года. Постепенно прекращает спортивную деятельность и с 1937 года проживал в своём деревенском доме. Умер на родине, Эстонская ССР, СССР, 11 февраля 1947 года.
Память
В городе Вильянди установлен памятник, и с 1962 года проводятся ежегодные мемориальные турниры носящие его имя.
1884
Эрик Мартин Фелдманис (латышское имя — Ēriks Mārtiņš Feldmanis)
латвийский юрист, государственный деятель, политик и дипломат. Родился в городе Митава, Российская империя. Военный министр обороны Латвии (1920). Посол Латвии в СССР. Член Народного совета (1919 г). Работал адвокатом и прокурором. Прокурор (1919—1920) и Председатель Елгавского окружного суда (1930—1940). С 1944 года — начальник Слокской целлюлозной фабрики. Окончил Юридический факультет Юрьевского университета. Арестован 5 февраля 1945 года. 1 августа 1945 года предъявлено обвинение «в борьбе против советской пропаганды в армии, отправке из Москвы шпионских телеграмм очерняющих советскую жизнь, предательство своей родины — ЛССР, служа немецким оккупантам». На основании этих обвинений, был вынесен приговор — 10 лет лагерей. 4 августа 1945 года скончался в 1-ой рижской тюрьме, где содержался под стражей.
Награды: Орден Трёх звёзд.
1884
Илья Федотович Черников
бригадир колхоза «Червоный хлебороб» Краснолиманского района Сталинской области, Украинская ССР. Родился в селе Дробышево ныне – посёлок Краснолиманского района Донецкой Народной Республики. Украинец. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, с началом коллективизации на территории Украинской ССР в начале 1930-х годов вступил в местный колхоз «Червоный хлебороб» (село Дробышево) Краснолиманского района Сталинской области. После полного освобождения Донбасса от немецко-фашистской оккупации в сентябре 1943 года И.Ф.Черников участвовал в восстановлении разрушенного войной колхозного хозяйства, затем работал бригадиром хлеборобов. В 1947 году труженики его бригады получили урожай пшеницы 31,30 центнеров с гектара на площади 40 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи, кукурузы и сахарной свеклы в 1947 году Черникову Илье Федотовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены передовая звеньевая его бригады Н.М.Скрыпник и другой бригадир краснолиманского колхоза «Червоный хлебороб» Т.П.Жуга, с которым Илья Федотович постоянно соревновались. Проживал в родном селе (с 1938 года – посёлок) Дробышево. Дата его кончины не установлена. Награждён орденом Ленина (16 февраля 1948), медалями.
[527x700]
1885
Генрих Гофман (немецкое имя — Heinrich Hoffmann)
немецкий фотограф, получивший известность как личный фотограф Адольфа Гитлера. Родился в Фюрте. Генрих Гофман был единственным ребёнком, в семье фотографа Роберта Хофмана и его супруги Марии (урождённой Каргль). Генрих обучался фотографии у отца в его ателье в Регенсбурге. Мечтам Генриха об обучении живописи и поприще художника противостоял старший Гофман, это обстоятельство в будущем объединило Гофмана с Адольфом Гитлером, который также безуспешно искал себя в живописи. В 1901 году в 16 лет Генрих Гофман отправился в многолетние странствия и работал у нескольких фотографов, в том числе и у известного фотографа Эмиля Отто Хоппе в Лондоне. В 1906 году Гофман обосновался в Мюнхене и руководил работой двух фотоателье, одно из них — популярное в те времена мюнхенское фотоателье «Эльвира». В 1908 году после того, как Гофману удалось сделать сенсационные снимки катастрофы дирижабля, он решил стать фоторепортёром. Годом позднее в 1909 году 24-летний Гофман открывает в Мюнхене собственное фотоателье. В 1913 году Генрих Гофман основал фотомастерскую «Photobericht Hoffmann», специализировавшуюся на фоторепортажах и портретах. Гофман также занимался сбытом почтовых открыток и сотрудничал помимо газеты «Münchner Illustrierte Zeitung» с агентствами в Берлине и за рубежом — в Австрии. 2 августа 1914 года вскоре после начала первой мировой войны Гофман вёл фотосъёмки всеобщего ликования на мюнхенской площади Одеонсплац. На чёрно-белом снимке с площади Одеонсплац позднее будет узнан присутствовавший там Адольф Гитлер. Однако война не прошла бесследно для Генриха Гофмана. В августе 1917 года не служивший ландштурмист был призван в батальон авиационного резерва и отправлен на французский фронт. После окончания войны в 1918 году Гофман вернулся к своей работе фоторепортёра. В 1919 году Гофман вступил в партию «Айнвонервер», стоявшую на правых экстремистских позициях, и опубликовал фотоброшюру правого консервативного толка «Один год баварской революции в фотографии». Одновременно Гофман завязал дружеские отношения с Дитрихом Эккартом, издателем «Völkischer Beobachter». В апреле 1920 года 34-летний Гофман вступил в НСДАП и получил монопольные права на сбыт издаваемой Эккартом антисемитской подстрекательской газеты «Auf gut deutsch» («На правильном немецком»). Гофмана стали привлекать к фотографированию партийных боссов: Германа Геринга, Рудольфа Гесса, а вскоре и Гитлера, который сделал его своим личным фотографом. После Пивного путча в 1923 году появились первые портреты Гитлера, сделанные Гофманом. На одном из них Гитлер снят в кругу товарищей по заключению в исправительном учреждении крепости Ландсберг. Все фотографии Гитлера, где он был снят с близкого расстояния, были сделаны Генрихом Гофманом. В 1924 году Гофман издал фотоброшюру «Пробуждение Германии в снимке и слове», а в 1926 г. принимал деятельное участие в основании печатного органа национал-социалистов «Illustrierter Beobachter». В 1929 г. Гофман как представитель НСДАП принимал участие в работе съезда депутатов Верхней Баварии и с декабря 1929 года входил в состав мюнхенского городского совета. Гофман познакомил Гитлера с Евой Браун, которая в 1929 году проходила обучение в фотоателье Гофмана. Однажды вечером Гофман появился в ателье вместе с мужчиной, которого он представил как господина Вольфа. После ухода незнакомца Гофман пояснил Еве, что это был фюрер НСДАП Адольф Гитлер. С 1932 года Гофман преимущественно занимался пропагандистскими фоторепортажами. В его издательстве «Heinrich Hoffmann. Verlag national-sozialistische Bilder» было занято до 300 человек, а обороты его бизнеса по сбыту фотоальбомов по заказам НСДАП вскоре стали измеряться миллионами рейхсмарок. Вследствие своей занятости на этом поприще в 1933 году. Гофман был вынужден покинуть пост члена городского совета Мюнхена. В 1937 году Гитлер поручил Гофману подбор экспонатов для «Большой германской художественной выставки». Для этого ему даже было присвоено звание профессора. В 1938 году Гофман стал членом комиссии по реализации конфискованных произведений дегенеративного искусства. Ему ставилась задача без лишнего шума продать эти произведения искусства за валюту за границу. С 1933 г. — депутат Рейхстага. В апреле 1945 года, в последний раз побывав у Гитлера, Гофман отправился в Баварию, где в Обервёссене был арестован американцами. В октябре 1945 года Генрих Гофман был помещен в тюрьму Международного военного трибунала в Нюрнберге, где должен был навести порядок в своём архиве для участия в Нюрнбергском процессе. Процесс денацификации против личного фотографа и друга Гитлера начался в январе 1946 г. Сначала Гофмана причислили к главным обвиняемым (группа I), однако ему удавалось вновь и вновь обжаловать решение суда, приговорившего Гофмана к 10 годам лишения свободы. В конце концов Гофман был приговорён к четырём годам заключения с полной конфискацией имущества. После своего освобождения в 1950 г. Гофман поселился в деревне Эпфах под Мюнхеном, где умер 16 декабря 1957 года. Похоронен на кладбище Нордфридхоф (Мюнхен). Существует мнение, поддерживаемое некоторыми современными историками, что именно Генрих Гофман был «агентом Вертером», который передал ранней весной 1943 года резиденту советской разведки в Швейцарии Рудольфу Ресслеру информацию про летнее наступление 1943 года немцев под Курском (операция «Цитадель»). Эту версию поддерживают следующие обстоятельства: Гофман не подвергался обыску при посещении рейхсканцелярии и имел набор фотоаппаратуры, в том числе фотокамеру, умещавшуюся в пуговице пиджака; подозрения по поводу Гофмана содержались в докладе Вальтера Шелленберга Гиммлеру; первоначальный приговор Гофману (10 лет тюрьмы с конфискацией имущества) без видимых причин был уменьшен до 4 лет тюрьмы.
Семья: Жена (с 1911) — Тереза «Нелли» Бауман (умерла в 1928);
дети: Генриетта (1913—1992); с 1932 года замужем за Бальдуром фон Ширахом, рейхсюгендфюрером гитлерюгенда, гауляйтером Вены; Генрих (24 октября 1916 — ?). Вторым браком был женат на Эрне Грёбке (Erna Gröbke).
Образ Генриха Гофмана в кино: «Гитлер: Восхождение дьявола» / «Hitler: The Rise of Evil» (Канада, США; 2003) режиссёр Кристиан Дюге, в роли Генриха Гофмана — Род Гроувер (англ. Rod Grover).
Литература: Гофман Г. Гитлер был моим другом: воспоминания личного фотографа фюрера, [—1945] / перевод Т.М.Шуликовой. — Москва: Центрполиграф, 2007. — 253 страницы. — (За линией фронта. Мемуары). — 5000 экземпляров. — ISBN 978-5-9524-2881-2.
1885
Элеонора Пейнтер Стронг (Eleanor Painter Strong; имя при рождении — Элеонора Пейнтер, Eleanor Painter)
американская оперная певица. Родилась в городе Уотервилл, штат Айова, США, под именем Элеонора Пейнтер, в семье Мэри Эллен и Джонни Пейнтера. Выросла в Колорадо, а позже переехала на Манхэттен (Нью-Йорк), чтобы продолжить свою певческую карьеру. В 1912 году обучалась в Берлине (Германия) и в следующем году дебютировала в Королевском театре Ковент-Гарден (Лондон). В течение пяти сезонов выступала в Берлине. В 1914 году сыграла главную роль в оперетте Сиреневое доминоruen в Нью-Йорке. Композитор Виктор Герберт написал для неё оперетту Принцесса Пэтruen. Начиная с 1914 года играла в различных мюзиклах, операх и драматических спектаклях. Её оперный репертуар включал в себя «Мадам Баттерфляй» и «Кармен», с которым она выступала в Филадельфии, штат Пенсильвания и в Берлине. Около 1916 года она вышла замуж за художника Уилфреда Доутхитта. В 1931 году вышла замуж за майора Чарльза Генри Стронга, и поселилась вместе с ним в городе Кливленд, штат Огайо, США. Там же и скончалась 3 ноября 1947 года.
1886
Александр Андреевич Бузовкин
русский художник. В 1906 году А.А.Бузовкин покинул Тулу и переехал в Москву. В 1907 году поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1913 году. Его непосредственными педагогами были А.Е.Абрамов, Н.А.Касаткин и К.А.Коровин. Сразу после революции Бузовкин начал работать как плакатист в художественной мастерской Отдела Просвещения при Моссовете вместе с Герасимовым , Чекрыгиным. Александр Андреевич входил в разные творческие объединения — «Всехудожник» и «Московское товарищество художников». В 1918 году переехал в Серпухов, где была прожита большая часть его жизни. Руководил на протяжении сорока лет оформлением улиц и площадей к праздникам, работал в отделе Народного Образования при Горисполкоме, принимал активное участие в создании историко — художественного музея и был его первым директором, создавал изостудии, закладывая тем самым основы художественно — эстетического образования и просвещения молодёжи в Серпухове. Умер в Серпухове 9 июня 1966 года. В деревне Щеболово, где была его мастерская, организовал колхоз и народный дом — клуб, а при нём драмкружок. Первые творческие шаги Александра Андреевича связаны с иконописью. В 1902 году он поступил в иконописную мастерскую. Поворотной в его судьбе стала встреча с преподавателем рисования тульской гимназии М.М.Галкиным, с которой началось приобщение к большому искусству. Творческое наследие мастера разнообразно — пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые композиции. В Серпухове в 1954 году было написано самое значительное произведение «Андрей Рублёв», которое хранится в настоящее время в г. Воронеже, в картинной галерее имени Крамского. Александр Андреевич Бузовкин много сил отдавал педагогической деятельности. В изостудии при мастерской Мособлхудожфонд РСФСР, которой руководил Александр Андреевич, молодежь получала основательную подготовку по рисунку, живописи и композиции. А.А.Бузовкин был инициатором первых художественных выставок в городе. С открытием музея, который был на протяжении многих лет «родным домом» для людей творческих, выставки проводились в его залах. В настоящее время имя художника Бузовкина носит Серпуховская художественная школа.
[582x700]
1886
Сергей Николаевич Скадовский
российский и советский гидробиолог, доктор биологических наук, заведующий кафедрой гидробиологии Московского государственного университета (1930), профессор (1935), создатель эколого-физиологического направления в гидробиологии. Член КПСС с 1948. Родился в городе Белозерка, ныне Херсонской области Украины. По окончании физико-математического факультета Московского университета (1912) работал в лаборатории экспериментальной зоологии при университете Шанявского; ученик Н.К.Кольцова и С.А.Зернова. На собственные средства основал и в 1910 открыл Звенигородскую гидрофизиологическую станцию (ныне биостанция МГУ имени С.Н.Скадовского) для изучения биологии пресных вод, с 1917 — ее заведующий. С 1919 сотрудник института экспериментальной биологии Наркомздрава. С 1920 преподаватель Московского университета, с 1930 заведующий кафедрой гидробиологии МГУ. Основное научное направление работ Скадовского — экология и физиология водных организмов. Разрабатывал методы стимуляции полового созревания у рыб, выращивания осетровых рыб в водоемах с замедленным стоком. Изучал обменные процессы у водных животных и растений. Премия имени Ленина (1929). Награжден орденом Ленина и медалями. Умер в Москве 5 февраля 1962 года. Похоронен на кладбище у посёлка Луцино. Потомок старинного польского дворянского рода Скодовских. Прадед — Скодовский Балтазар Балтазарович (1745—1825), подполковник войска польского при короле Станиславе Августе Понятовском. После раздела Польши присягнул на верность Павлу I, получив русское дворянство. Дед — Скодовский Лев Балтазарович (1814—1886), помещик и крупный землевладелец, а также отец будущего учёного — художник Скадовский Николай Львович (1845—1892), родились и умерли в семейном поместье Белозёрка (Скадовка). Мать — Аркудинская Мария Сергеевна 1860—1940). Жена — Скадовская Людмила Николаевна, урождённая Сперанская (1889—1972).
Литература: Строганов Н.С., С.Н.Скадовский, "Труды Всесоюзною гидробиологического общества Академии Наук СССР", 1962, том 12, страницы 420—428.
1887
Эдуард Адольф Генрих Биргфелд (немецкое имя — Eduard Adolf Heinrich Birgfeld)
немецкий шахматный композитор; 1-й президент Международного союза проблемистов. Родился в городе Гамбург, Германская империя. Главный редактор журнала «Швальбе» (1928—1939). Доктор медицины. Основные достижения в области задач на обратный мат; в сборнике 1922 поместил 950 задач-блоков на обратный мат. Умер в городе Франкфурт-на-Майне, Германия, 7 мая 1939 года.
Книги: Fata Morgana. Eine Studie uber den Zugwechsel im Selbstmatt, В., 1922.
Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 37. — 624 страниц — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-005-3.
[389x700]
1887
Джордже Джорджеску (румынское имя — George Georgescu)
румынский дирижёр, виолончелист и педагог. Член-корреспондент Румынской академии. Родился в городе Сулина, Румыния, в семье портового таможенника. В 1910 году окончил Бухарестскую консерваторию по классу виолончели (профессор Константин Димитреску) и в 1910‒1912 годах продолжил обучение в Берлинской высшей школе музыки у Хуго Беккера (класс виолончели), а также по классам композиции и дирижирования. С 1911 года выступал как сольно, так и в составе струнного «Марто-квартета» (с Марто, Беккером и Канблаем), но травма не позволила дальше заниматься исполнительской деятельностью. В 1916‒1918 годах совершенствовался в дирижёрском искусстве у Рихарда Штрауса и Артура Никиша. В 1918 году впервые выступил как дирижёр с Берлинским филармоническим оркестром. В 1920 году основал Бухарестский филармонический оркестр (ныне Симфонический оркестр имени Джордже Энеску); в 1921—1944 и в 1953—1964 годах — главный дирижёр. В репертуар входили Шестая симфония Чайковского, «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» Штрауса, Фортепианный концерт Грига, Вторая симфония Брамса, Седьмая симфония Бетховена, произведения Джордже Энеску и другие сочинения румынских и зарубежных, в том числе и российских, композиторов.
[475x700]
Дирижировал во многих странах мира, в том числе и в СССР, где был на гастролях 4 раза (впервые в 1952 году). Выступал вместе с такими исполнителями, как Пабло Казальс, Эжен д’Альбер, Эдвин Фишер, Вальтер Пизекинг, Вильгельм Кемпф, Жак Тибо, Энрико Майнарди, Давид Ойстрах, Артур Рубинштейн, Клара Хаскил и многими другими. В 1950—1953 годах — профессор Бухарестской консерватории. Умер в Бухаресте 1 сентября 1964 года.
Награды: 1954 — Народный артист СРР; 1949 — Государственная премия СРР; 1957 — Государственная премия СРР; Кавалер ордена Труда I степени.
Литература: Музыкальный энциклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш. — Москва: Советская энциклопедия, 1991. — Страницы 171—172 — ISBN 5-85270-033-9; Voiculescu L., George Georgescu. — Buc., 1957; Breazul G., Muzica românească // Pagini din istoria muzicii româneşti. — Buc., 1966; Современные дирижеры. — Москва, 1969; Хофман А., Дирижёрское искусство Д.Джорджеску // Страницы истории румынской музыки. (Перевод с румынского). — Москва, 1979. — страницы 295—307.
[342x700]
1887
Симон Кимбангу (французское имя — Simon Kimbangu)
протестантский (баптистский) катехет и священник из Бельгийского Конго, плотник из Стэнли-Пула, основатель кимбангизма. Приобрел большое влияние среди проповедников, появившихся из афрохристиан в 20-х годах XX века. Кимбангу объявил, что с неба сойдёт огонь, который 21 октября 1921 года сожжет всех белых. В 1921 году объявил себя «чёрным Иисусом», освободителем от колониального зла. Представлял колонизаторов из Африки порождением сатаны, призывая к их изгнанию. Последователи Кимбангу отказывались подчинятся законам белокожих, отказывались платить налоги. Кимбангу был арестован колониальными властями и приговорен к смертной казни, которую затем ему заменили пожизненной каторгой. Около 30 лет Бельгийские власти держали Кибангу в тюрьме, где Симон и скончался 12 октября 1951 года. Был объявлен своими последователями пророком. Основанная им церковь была признана бельгийскими колониальными властями, и в настоящее время (2000) насчитывает около 6 млн последователей в Конго и соседних странах.
[555x700]
1887
Юсиф Везир Чеменземинли (настоящая фамилия Везиров; азербайджанское имя — یوسف وزیر چمن زمینلی, Yusif Vəzir Çəmənzəminli)
азербайджанский писатель, прозаик, публицист, драматург, историк, фольклорист и политический деятель. Первый дипломатический представитель (посол) АДР в Османской империи. Печатался под псевдонимами: «Серсем», «Чеменземинли Алигулухан», «Зарасб», «Чеменземинли Али Хан», «Курбан Саид». Юсиф Везир Чеменземинли родился в городе Шуше (Шушинский уезд, Елизаветпольская губерния, Российская империя), в семье Мешеди Мирбаба бека Везирова и Сеид Азизы ханум. Фамилия Везиров связана с одним из влиятельных визирей Карабахского ханства Мирзы Джамала Джеваншира, занимавшего этот пост в период правления Ибрагим Халил хана и Мехтикули хана. Эта фамилия переходила из поколения в поколение. Отец Юсифа Везирова превосходно знал персидский и турецкий языки, знал литературу (любил Фирдоуси и Физули), преподавал мугам и за свою жизнь побывал во многих странах Востока. Получив первоначальное образование в школе Моллы Мехти, прославившегося под псевдонимом «Кар Халифа», он продолжил учёбу в русской школе города Агдама.Отучившись год в этой школе, в 1896 году он возвратился в Шушу и поступил в Реальное училище, которое среди средних учебных заведений Кавказа того времени считалось одним из лучших. В школе он больше внимания уделял биографиям художников и скульпторов и отставал по математике, из-за чего остался на второй год. Ещё с детских лет он занимался рисованием: сначала он рисовал картины, затем начал рисовать общественно-политические карикатуры. Повзрослев, он получил доступ к библиотеке старшего брата, где он стал читать и впервые познакомился с классиками русской и зарубежной литературы. Учась в Шушинской реальной школе, он написал на русском языке своё первое стихотворение «Жалоба». Юсиф Везир показал несколько своих стихов своему учителю русского языка Клемию. Учитель посоветовал ему читать Чехова. Сатирические рассказы Чехова Юсифу Везиру очень понравились, в дальнейшем это повлияло на его становление как писателя коротких рассказов. Учась в Шушинской реальной школе, он вместе со своим двоюродным братом Мир-Гасаном Везировым (впоследствии одним из 26-ти бакинских комиссаров) издавал ежемесячный юмористический журнал на русском языке «Фокусник», который хоть и был небольшим по объёму, но довольно серьёзным по содержанию. После кровавых событий 1905 года в Шуше во время армяно-азербайджанской резни после долгой болезни умирает отец Юсиф Везира, и вся тяжесть по содержанию семьи ложится на плечи 19 летнего Юсифа. Продав имущество отца в Агдаме, по возвращении в Шушу Юсиф Везир заболел. Во время долгой болезни их семье помогали их соседи — 3 брата из Южного Азербайджана, которых некогда приютил отец Юсифа Везира Мешеди Мирбаба. Выздоровев после 3-х месяцев болезни, Юсиф дал обещание, что если в будущем он станет известным человеком, то непременно возьмёт себе псевдоним «Чеменземинли» в честь села своих соседей из Южного Азербайджана. В 1907 году Юсиф Везир едет в Баку и поступает в Бакинскую реальную школу. В 1911 году В газете «Сада» и сатирическом журнале «Молла Насреддин» печатаются его рассказы. Окончив в 1909 году Бакинское реальное училище Юсиф Везир отправляется в Петербург и подаёт документы в Институт гражданских инженеров. Но поняв, что не сможет пройти экзамен по математике, он забирает свои документы обратно. В Петербурге он пишет свой известный рассказ «Путевка в рай» и стихотворение, посвящённое народному герою Дагестана Шамилю. В 1910 году Чеменземинли поступил на юридический факультет Императорского Университета Святого Владимира города Киева. За всё время учёбы в Университете он ни на миг не прерывал связи с Азербайджаном. За эти годы Юсиф Везир не раз печатался в газетах и журналах, издаваемых на Родине. Именно в этот период увидели свет такие его труды, как «Фактическое положение азербайджанской мусульманки», «Кровавые слёзы», «Мать и материнство». Позже были написаны статьи «Азербайджанская автономия», «Кто мы и чего хотим?», «История литовских татар», «Наша внешняя политика», «Проблемы нашей нации и культуры» и т. д. В 1915 году из-за Первой мировой войны царское правительство переселило Киевский Университет в Саратов. Окончив Университет, Юсиф Везир устраивается на работу судьей в Саратовскую судебную палату. Из-за недостатка средств на пропитание, он возвращается в Киев. Там, вступив в организацию «Земство», он едет на фронт. Во время февральской революции Юсиф Везир находился в Галиции. События тех времен он описал в своих романах «Студенты» и «В 1917-м году». В 1917 году Юсиф Везир возвращается из Галиции в Киев. Здесь, собрав вокруг себя азербайджанских студентов, он создает азербайджанское общество, председателем которого был избран. После установления независимой Украинской народной республики Ю.В.Чеменземинли был назначен дипломатическим представителем молодой Азербайджанской Демократической Республики в этой стране. Одновременно он являлся диппредставителем Азербайджанской Демократической Республики в Крыму и Польше. Основная цель диппредставительства была познакомить российскую общественность с Азербайджаном. Поэтому они организуют вечера, печатают в газетах и журналах статьи про историю, литературу, культуру, торговлю и экономику Азербайджана. В 1918 году из-за гражданской войны обрывается связь с Азербайджаном. Юсиф Везир едет в Симферополь, где он вынужден был остаться на несколько месяцев. Здесь он устраивается на работу советником в Министерстве Юстиции. В крымской газете «Миллят» печатается его статья «Азербайджан и азербайджанцы» и в 1919 году выходит его книга «Литовские татары». По возвращении на родину он в газете «Азербайджан» печатает серию статей «Наша внешняя политика», «Наши национальные и культурные вопросы». Через некоторое время по предложению председателя совета Министров Азербайджанской Демократической Республики (АДР) Насиб-бека Усуббекова он отправляется в Стамбул в качестве посла АДР. Занимаясь в Стамбуле дипломатическими делами, он продолжал свою литературную деятельность, и в 1921 году издаются его книги «Взгляд на азербайджанскую литературу» и «Азербайджан — исторический, географический и экономический», которые были полны научными наблюдениями писателя. После установления Советской власти в Азербайджане Юсиф Везир объявляет о прекращении своей деятельности. Он едет в Париж к своему младшему брату Мирабдулле, который учился на факультете дипломатии Парижского института политических наук. Из-за невозможности работы в качестве юриста во Франции он работал рабочим на локомотивном и автомобильном заводах в городе Клиши недалеко от Парижа. Он также сотрудничал с газетой «Парижские новости», где печатал свои статьи под заглавием «Восточные письма». После неожиданной болезни и смерти младшего брата Юсиф Везир решает во что бы то ни стало вернуться на родину. Он пишет письма представителю Советов в Париже и председателю Азербайджанской Советской Республики народному комиссару Газанфару Мусабекову. Председатель коммунистической партии Азербайджана Киров встретил с радостью желание Юсифа Везира вернуться. И в 1926 году Юсиф Везир навсегда возвращается из эмиграции на родину. Вернувшись на родину, Юсиф Везир работает редактором художественного отдела в издательстве «Бакинский рабочий», затем в общественно-культурном отделе Комитета по Государственному Планированию и одновременно занимался преподаванием. Сначала преподавал на факультете востоковедения и педагогики АГУ, а затем на факультетах азербайджанского и русского языка в Педагогическом, Медицинском и Нефтяном институтах. Одновременно Юсиф Везир был одним из редакторов «Русско-Азербайджанского словаря» под редакцией Рухуллы Ахундова. В 1930-1935 годах он издаёт свои романы «Девичий родник», «Студенты», «В 1917-м году», пишет комическую пьесу «Хазрати Шахрияр». Юсиф Везир работал и над переводами. Он перевёл с русского на азербайджанский произведения Л.Толстого, И.Тургенева, А.Неверова, Н.Гоголя, В.Лавренова, В.Гюго и других. В 1937 году он закончил свой исторический роман «Между двух огней», но издать роман он не успел. Роман был напечатан с сокращениями в журнале «Азербайджан» лишь в 1960 году под названием «В крови». За 3-4 месяца до увольнения из Союза Писателей Азербайджана Юсиф Везир передал «Азерфильму» киносценарий своего произведения «Алтунсач». Несмотря на то, что произведение было одобрено руководством «Азерфильма», договор так и не был заключен из-за критики его романа «Студенты». В 1937 году Юсиф Везир под разными предлогами был отстранён от работы. В 1940 году он был осуждён и отправлен в лагерь для заключённых в Горьковскую область на станцию Сухобезводное, где и скончался 3 января 1943 года. Романы и повести: Али и Нино; Студенты; В 1917-м году; Между двух огней («В крови»); Девичий родник; Алтунсач; Путевка в рай; Его высочество едет в Париж; Фактическое положение азербайджанской мусульманки; Кровавые слёзы; Кто мы и чего хотим?; История литовских татар; Наша внешняя политика; Проблемы нашей нации и культуры.
[463x700]
1888
Карл Хильперт (немецкое имя — Carl Hilpert)
немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал-полковник, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями. В июле 1907 года поступил на военную службу фанен-юнкером (кандидат в офицеры), в пехотный полк. С мая 1909 — лейтенант. В начале войны — на штабных должностях. С мая 1915 года — старший лейтенант, с октября 1917 года — командир пулемётной роты, с декабря 1917 года — капитан. С 1918 года — командир пехотного батальона. Награждён Железными крестами обеих степеней. Продолжил службу в рейхсвере. К началу Второй мировой войны — генерал-майор (с апреля 1939 года), начальник штаба 9-го армейского корпуса. С февраля 1940 года — начальник штаба 1-й армии. Участвовал во Французской кампании. С ноября 1940 года — начальник штаба группы армий «D», генерал-лейтенант. С июня 1942 года — командующий 59-м армейским корпусом, с июля 1942 года — командующий 23-м армейским корпусом на Восточном фронте. Бои в районе Ржева. В сентябре 1942 года — произведён в звание генерала пехоты. Награждён Золотым немецким крестом. С января 1943 года — командующий 54-м армейским корпусом (под Ленинградом). В августе 1943 года — награждён Рыцарским крестом. С ноября 1943 года — командующий 26-м армейским корпусом (под Ленинградом). С января 1944 года — командующий 1-м армейским корпусом (в районе Невеля). В августе 1944 года — награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. С сентября 1944 года — командующий 16-й армией (в Курляндском котле). С марта 1945 года — командующий группой армий «Курляндия». С 1 мая 1945 года — генерал-полковник. Упомянут в последнем выпуске Вермахтберихт от 9 мая 1945 года. 9 мая 1945 года, после капитуляции Германии, взят в советский плен. Умер в советском плену 1 февраля 1947 года.
Литература: Fellgiebel, Walther-Peer (2000). Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. Friedburg, Germany: Podzun-Pallas. ISBN 3-7909-0284-5
[547x699]
1888
Морис Огюст Шевалье (французское имя — Maurice Auguste Chevalier)
французский киноактёр, исполнитель и автор эстрадных песен. Родился в Париже. В 1912-1918 годах играл в театре оперетты, затем выступал на эстраде как шансонье. Получил широкую известность в конце 1920-х годов. Шевалье создал свой стиль - сочетание песни, танца, изящного сценического движения. Непременным атрибутом сценического образа Шевалье была соломенная шляпа-канотье. Выступал в Великобритании, затем в США, участвовал в шоу на Бродвее. В начале декабря 1943 года Морис Шевалье вместе с Марлен Дитрих, Вадимом Козиным и Изой Кремер выступал в концерте для участников Тегеранской конференции. Во время оккупации Франции в 1940-1944 гг. выступал в Париже и для французских военнопленных в Германии. На эстраде Морис Шевалье пел семьдесят лет, записал 300 пластинок. В 1937—1946 годах был женат на танцовщице Ните Рае. С 1911 года Шевалье начал сниматься в кино (фильм Макса Линдера «Попривычке»). В дальнейшем совмещал карьеру певца и киноактера во французском и американском кино. Когда Шевалье умер (это случилось в Париже 1 января 1972 года), президент Франции Жорж Помпиду сказал: «Его смерть для всех большое горе. Он был не просто талантливым певцом и актером. Для многих французов и не французов Шевалье воплощал Францию, пылкую и веселую». В 1930 г. он впервые снялся в голливудском фильме Innocents of Paris.
[516x700]
Морис Шевалье, около 1920 года.
Фильмография: 1929 – «Парад любви» (оригинальное название — «The Love Parade», граф Альфред Рене; 1930 – «Плейбой из Парижа» (оригинальное название — «Playboy of Paris»; 1931 – «Украденные драгоценности» (оригинальное название — «The Stolen Jools», камео; 1932 – «Один час с тобой» (оригинальное название — «One Hour with You», Доктор Андре Бертье; 1932 – «Love Me Tonight»; 1934 – «Весёлая вдова» (оригинальное название — «The Merry Widow»; 1935 – «Фолли Бержер» (оригинальное название — «Folies Bergère de Paris»; 1936 – «The Beloved Vagabond»; 1957 – «Любовь после полудня» (оригинальное название — «Love in the Afternoon», Клод Шавесс; 1958 – «Жижи» (оригинальное название — «Gigi», Оноре Лашай.
Сочинения: Ма route et mes chansons. P., ; Autobiographie, P., 1956; в русском переводе - Мастеровой Франции, «Театр», 1974, No 7, 8, 11.
Библиография: Pagnol М., Carlès R., М. Chevalièr, P., 1950.
[467x700]
1889
Уго Паскуале Мифсуд (мальтийское имя — Ugo Pasquale Mifsud)
мальтийский государственный деятель, премьер-министр Мальты (1924—1927 и 1932—1933). Родился в Валлетте, колония Мальта. В 1910 г. окончил юридический факультет Королевского университета Мальты и начал карьеру адвоката. Позже стал признанным экспертом в области международного права, был членом Ассоциации международного права, а также участником конференции по вопросам международного права в Брюсселе. В ходе конференции по международному праву в Оксфорде (1932) был избран членом Исполнительного комитета и её вице-президентом. В 1934 г. стал президентом конференции в Будапеште на товарные знакам. Являлся секретарем комиссии по подготовке мальтийской Конституции. В 1921 г. был избран в Законодательное Собрание. В 1921—1924 гг. — министр промышленности и торговли, В 1921—1922 и 1923—1924 гг. — министр по делам почты, В 1921—1922 и 1923—1924 гг. — министр сельского хозяйства и рыболовства, В 1924—1927 гг. — премьер-министр колониального правительства Мальты. Одновременно, в 1926—1927 гг. — министр финансов и генеральный прокурор. В 1927 г. был возведен в рыцарское достоинство.
[466x700]
Памятник Уго Мифсуд в торговом центре города Флориана.
В 1932—1933 гг. — вновь премьер-министр, инициировал меморандум британскому правительству об изменении статуса Мальты вместо колонии на доминион. В 1939 г. — был членом Государственного совета, В 1942 г. — во время чрезвычайных дебатов по поводу намерения британских властей выслать с Мальты госслужащих сотрудничавших с Италией с ним случился инфаркт и через два дня, 11 февраля 1942 года, политик скончался.
1889
Ипполит Владиславович Моргилевский
историк архитектуры, профессор (с 1923 г.), член-корреспондент Академии архитектуры СССР (с 1941 г.). Родился в селе Радовка, Абдулинский район, Оренбургская область. В 1917 году окончил Киевский политехнический институт. С 1923 — профессор. Преподавал в Киевском художественном институте, в 1926—1927 гг. декан архитектурного факультета. Среди его учеников были: И.Каракис, Я.Штейнберг, А.Милецкий, В.Заболотный, М.Холостенко и другие. В 1926 году основал музей во Всеукраинском музейном городке (на территория Киево-Печерской лавры) и несколько лет им руководил. Умер в Киеве 7 декабря 1942 года. Похоронен на Лукьяновском гражданском кладбище (участок № 13).
Публикации: «София Киевская в свете новых наблюдений» (в книге.: «Киев и его окрестности в истории и памятниках». Kиев, 1926 г.); «Спасо-Преображенский собор в Чернигове по новым исследованиям» 1928; «Успенская церковь Елецкого монастыря в Чернигове» 1928. Увековечение памяти: Мемориальная доска (бронза, барельеф — скульптор М.Шутилов, архитектор Д.Антонюк) Ипполиту Владиславовичу Моргилевскому на Вознесенском спуске № 13 в Киеве
Литература: Асеев Ю.С. Ипполит Владиславович Моргилевский. Строительство и архитектура, 1980, № 8; Скибицкая Т. Iполит Моргiлевський: [9-1942] // АНТ . — № 4-6 . — 2000. — Страниц 96; Проценко Л., Костенко Ю. Лукьяновское гражданское кладбище (серия «Некрополи Украины» выпуск 5). Издательство «Интерграфик», 2001; Пантеон зодчих Лукьяновского некрополя. Биографический справочник. Киев: «С-Медиа», 2008. Страница 104. ISBN 9669625424, страницы 56-59.
[540x700]
1889
Вирджилио Фоссати (итальянское имя — Virgilio Fossati)
итальянский футболист и тренер. Родился в городе Милан, Королевство Италия. Начал выступления за миланский «Интернационале» в 1909 году, через год после основания клуба. Был первым в истории капитаном и тренером «Интера». Выступал на позиции полузащитника. За примерно шесть лет, проведённых в «Интере», сыграл 97 матчей за клуб, забил в них 4 гола. Выиграл с клубом чемпионат Италии 1909/1910, это был первый трофей в истории «Интера». Выступал за сборную Италии, став первым игроком «Интера», выступавшим за неё; провёл за сборную 10 матчей, забил 1 гол. Его футбольную карьеру, а затем и жизнь, оборвала Первая мировая война: в 1915 году он ушёл на фронт и погиб в битве с австро-венгерской армией у Монфальконе (Гориция, Фриули-Венеция-Джулия, Италия) 25 декабря 1916 года. Его брат Джузеппе также был футболистом и играл за «Интер». Вирджилио начал играть в команде «Минерва» из Милана и в 1908 году он перешел в «Интер». С «нерадзурри» он играл в 97 играх забил 4 гола и выиграл с клубом чемпионат Италии 1909/1910, через два года после основания команды. Также он занимал должность члена технического комитета, который возглавлял нерадзурри.
1890
Вадим Александрович Смольянинов (настоящее имя — Сергей Александрович Смольников)
советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1908. Родился в Алапаевске, ныне Екатеринбургской области, в семье рабочего. С 1905 рабочий. Вел партийную работу на Урале. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 мобилизован в армию, вел революционную работу среди солдат Смоленского гарнизона. После Февральской революции 1917 член Исполкома Смоленского совета, член горкома и губкома РСДРП (б). Делегат Всероссийской конференции фронтовых и тыловых военных организаций РСДРП (б). В августе 1917 член Смоленского ревкома по борьбе с корниловщиной, в октябрьские дни член ВРК. Делегат 2-го Всероссийского съезда Советов. В 1918-1921 председатель Смоленского СНХ, председатель губпрофсовета, член Президиума губкома РКП (б). С апреля 1921 помощник, затем заместитель управделами СТО, работал под непосредственным руководством В.И.Ленина. С 1924 управделами СНК РСФСР; с 1927 член, председатель Малого СНК. С 1929 начальник строительства Магнитогорского металлургического комбината, заместитель начальник "Востокстали". В 1932-1938 директор Ленинградского филиала Государственного института по проектированию металлургических заводов. Делегат 8-10-го съездов РКП (б). Был членом ВЦИК. С 1956 персональный пенсионер. Умер в Москве 8 сентября 1962 года.
[664x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Литература: Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5-е издание (Справочный том, часть 2, страница 474); Ремизов М., Чаплин А., В первых рядах, в сборнике: Солдаты партии, Москва, 1971.

1891
Педро Альбису Кампос (испанское имя — Pedro Albizu Campos)
пуэрто-риканский адвокат и политический лидер, ведущая фигура в движении за независимость Пуэрто-Рико. Родился в городе Понсе, Пуэрто-Рико. Одарённый к изучению языков, он говорил на шести из них. Получил стипендию на обучение химии и инженерному делу в Университет Вермонта, откуда в 1913 году перевёлся в Гарвардский университет, однако его обучение было прервано Первой мировой войной, когда он добровольцем записался в армию США. Активно участвовал в студенческом движении во время учёбы на юридическом факультете Гарварда, который окончил в 1921 году с самым высоким средним баллом на курсе, что дало ему право выступить с речью на прощальной церемонии. Тем не менее, из-за расовых предрассудков профессуры к его смешанному происхождению те отложили два выпускных экзамена, чтобы не дать Альбису Кампосу закончить учёбу вовремя. В университете он также познакомился со своей будущей женой, перуанским биохимиком Лаурой Менесес, и был вовлечён в ирландскую борьбу за независимость.

Лейтенант армии США Альбису Кампос
Лидер национально-освободительного движения
По возвращении на родину Альбису Кампос в 1924 году вступил в Националистическую партию Пуэрто-Рико, возглавившую борьбу страны за независимость от США, и стал заместителем председателя, а с 11 мая 1930 года и до своей смерти в 1965 году — председателем партии. Из-за своего ораторского мастерства был прозван El Maestro (Учитель). В 1927 году совершил турне по латиноамериканским и карибским странам (Санто-Доминго, Гаити, Куба, Панама, Перу, Венесуэла) с целью добиться поддержки дела пуэрто-риканской независимости. В 1932 году он заполучил и предал огласке, разослав в Лигу Наций, Панамериканский союз, Американский союз защиты гражданских свобод и Ватикан, письмо сотрудника «Рокфеллеровского института медицинских исследований» Корнелиуса Роудса (en: Cornelius P. Rhoads), проводившего в Пуэрто-Рико на деньги Института Рокфеллера эксперименты над людьми. В тексте пресловутой записки Роудса говорилось: «Пуэрториканцы — это несомненно грязнейшая, ленивейшая, наиболее дегенеративная и вороватая раса людей, которая только населяла этот мир. Становится дурно уже от того, что населяешь один с ними остров. Они даже ниже итальянцев. Остров нуждается не в системе общественного здравоохранения, а в приливной волне, которая полностью уничтожила бы население. Затем на нём вполне можно было бы жить. Я сделал лучшее на что был способен для дальнейшего их уничтожения, убив восьмерых и трансплантировав рак ещё нескольким… Все врачи получали удовольствие от мучений жертв неудачных экспериментов». Несмотря на это признание в преднамеренном заражении пуэрто-риканских пациентов раковыми клетками (в общей сложности погибло 13 человек), в США не дали ходу последовавшему скандалу — после расследований было объявлено об отсутствии доказательств. К середине 1930-х годов Альбису Кампос стал признанным лидером освободительного движения, организовал ряд выступлений против американской администрации на острове. В 1933 году он возглавил забастовку против железнодорожной и энергетической компаний-монополистов Пуэрто-Рико, а в следующем году представлял работников тростниковых плантаций в суде против сахарной индустрии США. Террор против национально-освободительного движения — бойни наподобие устроенных американской полицией при подавлении волнений в Университете Пуэрто-Рико в 1935 году (бойня Рио-Пьедрас) или расстрел двух десятков мирных протестующих в Понсе в 1937 году — побудил Альбису Кампоса объявить о прекращении участия Националистической партии в избирательной политике, пока сохраняется колониальное господство США.

Педро Альбису Кампос в 1936 году
Арест и первое заключение
В 1936 годе двое членов молодёжной организации националистов «Кадеты Республики» Хирам Росада и Элиас Бошан убили полковника Риггса, ответственного за расстрел в университете. После ареста они были без суда убиты в штаб-квартире полиции в Сан-Хуан, а Альбису Кампос, Хуан Антонио Корретхер, Клементе Сото Велес и ещё несколько националистических лидеров, объявленных руководителями (несуществующей) «Освободительной армии Пуэрто-Рико» — осуждены по обвинению в руководстве «подрывной организацией» с целью «свержения американского правительства». Хотя судья сомневался в адекватности вердикта, оба суда присяжных подтвердили решение, и Альбису Кампос с соратниками были отправлены в федеральную тюрьму в Атланте, подорвавшую его здоровье — почти четыре года он провёл интернированным в госпитале. Левый конгрессмен США Вито Маркантонио назвал процесс «одной из мрачнейших страниц в истории американской юриспруденции». В 1947 году, по освобождении из тюрьмы, Альбису Кампос вновь включился в активную борьбу за независимость страны и на этот раз действительно готовил вооружённое сопротивление, чтобы добиться от США по крайней мере предоставления Пуэрто-Рико статуса содружества. После принятия в 1948 году Сенатом Пуэрто-Рико (все представители которого, кроме одного, принадлежали к Народно-демократической партии) дискриминационного закона против националистического движения Альбису Кампос планировал и призывал к вооружённым восстаниям.
Восстания 1950 года и второе заключение
31 октября 1950 года в ряде городов острова, начиная со столицы Сан-Хуана, поднялось восстание под лозунгами прекращения колониального господства США и создания независимого государства, а 1 ноября двое пуэрто-риканских националистов предприняли попытку покушения на президента США Гарри Трумэна. Хотя одна группа повстанцев, которых возглавляла Бланка Каналес, сумела три дня удерживать городок Хаюя, восстание было быстро разгромлено, а его руководители и вдохновители, включая Альбису Кампоса (чей парикмахер Видаль Сантьяго Диас в одиночку три часа отстреливался от полицейских и нацгвардейцев, получил пять пулевых ранений, но выжил) — арестованы и преданы суду. Всего на острове за несколько дней были задержаны порядка 3 тысяч сторонников независимости. Несмотря на неудачные попытки распространить восстание на весь остров, они катализировали принятия на референдуме и ратификации в Конгрессе США Конституции Пуэрто-Рико (1952 г.). В 1950 году Альбису Кампос был приговорён к 80-летнему тюремному заключению и каторжным работам. Учитывая пошатнувшееся здоровье заключённого, губернатор Пуэрто-Рико Луис Муньос Марин помиловал его в 1953 году, однако уже в следующем году отозвал своё решение после атаки на вашингтонский Капитолий, когда в день открытия в Каракасе межамериканской конференции, четверо пуэрто-риканских рабочих (Рафаэль Кансель Миранда, Андрес Фигероа Кордеро, Ирвинг Флорес Родригес) во главе с Лолитой Леброн развернули в Палате представителей США знамя Пуэрто-Рико и открыли стрельбу, ранив пятерых конгрессменов, намереваясь таким образом привлечь внимание мировой общественности к борьбе за независимость своей родины. В суде четверых молодых националистов и Альбису Кампоса защищала американка Рут Мэри Рейнольдс, поддерживавшая самоопределение острова, и Американская лига за независимость Пуэрто-Рико. Альбису Кампос умер в городе Сан-Хуан, Пуэрто-Рико 1965 года, 21 апреля 1965 года, вскоре после достигнутого в конце 1964 года под давлением пуэрто-риканской и мировой общественности помилования и освобождения из федеральной тюрьмы, через некоторое время после перенесённого там инсульта. В общей сложности за борьбу с господством Соединённых Штатов в Пуэрто-Рико он был заключён в тюрьму на 26 лет. Существуют дискуссии вокруг его лечения в заключении — сам Альбису Кампос утверждал, что его подвергают радиационному облучению, а тюремщики издевательски прозвали его El Rey de las Toallas — «королём полотенец», которыми он обматывал голову, чтобы уменьшить воздействие радиации. Официально заявлялось, что заключённый пуэрто-риканский политик повредился рассудком, однако другие узники, включая поэта Франсиско Матоса Паоли, тоже сообщали, что страдают от эффектов радиации.
Литература: Acosta, Ivonne, La Mordaza/Puerto Rico 1948—1957. Río Piedras, Puerto Rico, 1987; Connerly, Charles, ed. Dr. Pedro Albizu Campos, Vieques Times, Puerto Rico, 1995; Corretjer, Juan Antonio, El Líder De La Desesperación, Guaynabo, Puerto Rico, 1978; Denis, Nelson Antonio, War Against All Puerto Ricans: Revolution and Terror in America’s Colony, Nation Books, 2015); ISBN 978-1568585017.

1891
Фредерик Келли (Frederick Kelly; полное имя — Фредерик Уоррен Келли, Frederick Warren Kelly)
американский легкоатлет, который специализировался в беге на 110 метров с барьерами. Олимпийский чемпион 1912 года с результатом 15,1. В финальном забеге он до восьмого барьера бежал на втором месте, однако лидер забеге Джон Николсон упал во время преодоления восьмого барьера и не смог продолжить борьбу за медали, а Фредерик Келли стал чемпионом. Также на Олимпиаде выступил за бейсбольную сборную США. Завершил спортивную карьеру в 1919 году. С 1925 по 1946 год был пилотом компании «Western Airlines».

1891
Геза Рохейм (венгерское имя — Róheim Géza)
венгерско-американский психоаналитик, этнограф и антрополог фрейдомарксистского толка. Родился в городе Будапешт, Австро-Венгрия, ныне Венгрия. Проводил полевые исследования в Центральной Австралии, Северной Америке, Африке, на острове Норманби (Меланезия) и Новой Гвинее. Один из создателей психоаналитической антропологии. Изучал географию и антропологию в университетах Берлина, Лейпцига и Будапешта. Среди его учителей были Феликс фон Лушан и Пауль Эренрейх. После возвращения в Венгрию в 1914 году получил степень доктора в областях географии, истории восточных народов и английской филологии. В 1915—1916 годах прошёл курс дидактического психоанализа у известнейшего венгерского психоаналитика Шандора Ференци. В 1919 году стал первым профессором антропологии в Будапештском университете. Во время учёбы приобщился к трудам Зигмунда Фрейда, оказавшим серьёзное влияние на его мировоззрение; впоследствии одним из первых профессионально применял фрейдистский психоанализ к изучению сохранившихся до наших дней первобытных культур. В 1921 году был отмечен самим Фрейдом за статью, посвящённую «Эдиповому комплексу». В первую крупную этнографическую экспедицию отправился в 1928 году. Финансирование предоставила принцесса греческая и датская Мари Бонапарт, известная последовательница Фрейда. По пути в Австралию спутники Рохейма сделали остановку в принадлежащем французам Джибути (Французский Берег Сомали). В феврале 1929 года экспедиция прибыла в Австралию и направилась в центральные регионы континента, где изучала психоаналитические и антропологические особенности племён аборигенов аранда и лоритья. После возвращения в Аделаиду Рохейм высадился в Порт-Морсби на Папуа-Новой Гвинее, а оттуда отбыл на меланезийский остров Норманби. В Америке исследователи изучали индейцев, живущих в резервации юма на мексикано-американской границе. В апреле 1931 года Рохейм вернулся в Будапешт. В 1932—1938 годах преподавал психоанализ и антропологию в Будапештском институте психоанализа. В 1938 году, в условиях диктатуры Миклоша Хорти и нарастания нестабильности в Европе накануне Второй мировой войны, в силу еврейского происхождения был вынужден покинуть Венгрию и эмигрировал в Соединённые Штаты. Поступил на работу в государственной лечебнице в Вустере (штат Массачусетс), затем занимался частной психоаналитической практикой в Нью-Йорке, с 1940 года преподавал в Нью-йоркском психоаналитическом институте. Находясь в США, совершал непродолжительные поездки к индейцам навахо. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 7 июня 1953 года.