• Авторизация


12 сентября родились... 12-09-2025 07:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Rodionov (523x700, 173Kb)
1855
Николай Матвеевич Родионов
черниговский губернатор (1906—1909), член Совета министра внутренних дел, действительный статский советник. Из дворян Области Войска Донского, казак станицы Михайловской. Сын инженера Матвея Родионова, есаула Донского казачьего войска. Младший брат Василий — генерал-майор. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата прав (1881). Начал службу по министерству Императорского Двора, но вскоре перешел на Кавказ старшим чиновником особых поручений при начальнике Кубанской области. Через год был назначен советником Кубанского областного правления, изучив, среди прочего тюремное дело. В 1891—1902 годах занимал должность губернского тюремного инспектора Херсонской губернии. Затем занимал посты Олонецкого (1902—1903) и Черниговского (1903—1906) вице-губернатора. В 1905 году был произведен в действительные статские советники. В 1906 году был назначен Самарским губернатором, но из-за покушения на Черниговского губернатора Хвостова остался в Чернигове, продолжая управлять губернией, а затем был утвержден на пост губернатора. В 1907 году пожалован в камергеры. Занимал пост губернатора по 20 июня 1909 года. В дальнейшем входил в Совет министра внутренних дел. Жил в Санкт-Петербурге и в Путивле, где в 1918 году был убит в собственном доме в бою с налетчиками. Семья: Был женат на Варваре Михайловне Марковой, дочери предводителя дворянства Области Войска Донского М.С.Маркова. Среди четверых сыновей — капитан второго ранга Николай Родионов (до Октябрьской революции — в Гвардейском экипаже) и сотрудник Комитета Русского Красного Креста поэт Вадим Родионов. Сын дочери — Алексей Эйснер. Награды: Орден Святого Станислава II степени (1891); Орден Святой Анны II степени (1895); Орден Святого Владимира III степени (1907); Орден Святого Станислава I степени. (1912); Орден Святой Анны I степени (1915). Медаль «В память царствования императора Александра III»; Медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения»; Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых». Источники: Список гражданским чинам IV класса на 1907 год. — Санкт-Петербург, 1907. — Страница 1976; Список гражданским чинам первых четырёх классов. — Петроград, 1914. — Страница 575; Список гражданским чинам четвёртого класса. Исправлен по 1 марта 1916 года. — Петроград, 1916. — Страница 705; Золотая книга Российской империи. Санкт-Петербург, 1908. Страница 56; Корягин С.В. Родионовы и другие. Генеалогия и семейная история Донского казачества. Выпуск 61. Москва, 2006; Корягин С.В. Черячукины и другие. Генеалогия и семейная история Донского казачества. Выпуск 14. Москва, 2000; Эйснер А.В. Путь в эмиграцию. Сербия. Прага.//Русская эмиграция в Европе. 20-е - 30-е годы XX в. Москва, 1996.

[555x700]
1855
Уильям Шарп (William Sharp; псевдоним - Фиона Маклеод, Fiona Macleod)
шотландский автор, новеллист, поэт, прозаик и критик. Умер 14 декабря 1905 года.

Johann-Heinrich-Beck (506x700, 220Kb)
1856
Иоганн Генрих Бек (немецкое имя — Johann Heinrich Beck)
американский скрипач, композитор и дирижёр немецкого происхождения. Родился в Кливленде, штат Огайо, США. В 1879—1882 гг. учился в Лейпцигской консерватории, в том числе у Карла Райнеке и Саломона Ядассона. Ещё в студенческие годы струнный квартет Бека был исполнен в зале Гевандхаус. Затем вернулся в Кливленд. На протяжении всех 1880-х гг. был первой скрипкой струнного Квартета имени Шуберта, в 1890 г. переименованного в Квартет Бека. Руководил различными оркестрами в Детройте и Кливленде, в 1902—1912 гг. вместе с Эмилем Рингом возглавлял Кливлендский Большой оркестр. С успехом дирижировал собственными оркестровыми сочинениями. Среди композиций Бека — увертюры «Ромео и Джульетта» и «Лара» (по одноимённой поэме Байрона), кантата «Девкалион» (на стихи Байарда Тейлора), струнные квартеты, песни. Единственная опера Бека, «Саламбо» (по роману Флобера), была начата в 1887 г., но так и осталась неоконченной. Умер 26 мая 1924 года.

[525x700]
1857
Георг Хендрик Брейтнер (нидерландское имя — George Hendrik Breitner)
голландский художник и фотограф, крупный представитель амстердамского импрессионизма. Родился в Роттердаме, в семье торговца зерном. Был трудным ребёнком; в 14 лет он бросил школу и поступил на работу, свободное время посвящая рисованию. Любимыми темами в произведениях юноши были изображения битв и военного быта. После того, как Брейтнер взял несколько уроков у роттердамского живописца Кристоффеля Нерденберга, последний распознал талант мальчика и убедил отца не препятствовать его развитию. В 1876 году Г.Х.Брейтнер поступает в Королевскую академию изящных искусств в Гааге. В Гааге Брейтнер знакомится с представителями гаагской школы — такими, как Йозеф Израэльс, Якоб Марис и Антон Мауве. По собственному признанию, он у этих художников научился большему, нежели в закостнелой Академии. Кроме военной тематики, Брейтнер в этот период увлекается изображением лошадей. Он также работает в художественной мастерской Виллема Мариса. В 1880 году Брейтнер за прогулы и нарушения дисциплины исключается из Академии. Однако он уже успел стать известным благодаря своим «лошадиным» полотнам — настолько, что Хендрик Виллем Месдах поручает ему изобразить кавалерию на берегу моря в своей знаменитой панораме Месдага в Схевенингене. Кроме этого, Брейтнер начинает сам преподавать рисование в Лейденской академии. В 1882 году художник знакомится с Ван Гогом, с которым его связала искренняя дружба. Вместе они отправлялись делать зарисовки на улицы Гааги, выискивая наиболее интересные типы из рабочих и служанок. В 1884, после окончания панорамы Месдага, Брейтнер уезжает в Париж, где работает в мастерской Фернана Кормона. В 1886 он возвращается в Голландию, в Амстердам, где живёт и работает до самой своей смерти. Г.Х.Брейтнера не увлекли идеи французских «ярких» импрессионистов, его живопись после пребывания во Франции становится ещё более предметной, «правдивой» и мрачной. Брейтнер является представителем так называемого «тёмного» или «чёрного» импрессионизма. Художник рисует виды Амстердама, разыгрывающиеся на его улицах сценки, изображает городских ремесленников, домохозяек, докеров, бездомных собак и проч.
BreitnerДевушка_в_красном_кимоно (700x460, 362Kb)
«Девушка в красном кимоно», 1894 г.
Зачастую эти его работы вызывают у зрителя чувства уныния и безысходности. В 1880-е годы Брейтнер вступает во влиятельную художественную группу «Восьмидесятые» (De Tachtigers). Кроме «уличной» живописи, художник также писал натюрморты, портреты и женские ню. Наиболее известны его картины с изображениями девушек и женщин, закутанных в кимоно. Приблизительно в 1889 году художник открывает для себя искусство фотографии. Начиная экспериментировать с этим новым видом техники, Брейтнер вначале, по советам своих коллег из группы Восьмидесятые, использует фото лишь как помощь для создания живописных работ. Однако затем, с развитием мастерства, его фотоискусство развивается в самостоятельную ветвь творчества, ставшую равноценной его таланту живописца и дополняющую его. Наиболее интересовали его передача в фото движения и освещения, в чём художник добился больших успехов. Фотокамера сопровождала его практически всё время в последние годы жизни. Фотоснимки Брейтнера (а после него осталось более 2.000 негативов) являются ценными свидетельствами о жизни и быте Амстердама конца XIX — начала ХХ столетия. Искусство Г.Х.Брейтнера было весьма популярно. Скончался в Амстердаме от инфаркта 5 июня 1923 года. В последний путь его пришло проводить огромное количество амстердамцев. Галерея: Променад с тремя дамами; Зима в Амстердаме; Серьга (1893); Мост песен у Дворцовой площади в Амстердаме (1890); |Спящая обнажённая; Всадники на прогулке; Лошади конки в Амстердаме; Натюрморт с розами; Портрет жены художника; В мастерской; Обнажённая (1892); Лежащая обнажённая (1887); Белый конь; Ахтербургвал в Амстердаме (фотография Г.Х.Брейтнера); Улицы Амстердама (фотография) (1906-1910); Королевский дворец (фотография) (1890-1900); Амстердам, Дворцовая улица (фотография) (1893-1900); Улицы Амстердама (фотография).

1857
Александр Антонович Герцык
русский военачальник генерал-лейтенант, начальник 1-й гвардейской пехотной дивизии, участник Русско-турецкой и Первой мировой войн. Родился в Санкт-Петербурге, в семье военного инженера, генерал-майора Антона Казимировича Герцыка. В 1875 году после окончания Санкт-Петербургской военной гимназии поступил во 2-е военное Константиновское училище. В 1877 году после окончания военного училища был произведён в прапорщики и определён в 16-й отдельный стрелковый батальон. Участник Русско-турецкой войны. За отвагу на войне был награждён орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». За отличие произведён в подпоручики. В 1879 году за храбрость был награждён орденами Святого Станислава III степени с мечами и бантом и Святой Анны III степени с мечами и бантом. В 1882 году произведён в поручики, в 1884 году в штабс-капитаны. С 1887 года назначен младшим офицером Павловского военного училища. В 1889 году произведён в капитаны, в этом же году был переименован в штабс-капитаны гвардии, в 1892 году в капитаны гвардии. В 1898 году произведён в подполковники и назначен батальонным командиром Павловского военного училища. В 1898 году произведён в полковники. С 1902 года назначен командиром 52-го пехотного Виленского полка. С 1906 года командир лейб-гвардии Павловского полка. В 1906 году произведён генерал-майоры за отличие по службе. С 1908 года командир 2-й бригады 1-й гвардейской пехотной дивизии. С 1914 года командир 80-й пехотной дивизии. Перед Великой войной был председателем комиссии по разработке автоматической винтовки. В 1915 году произведён в генерал-лейтенанты и назначен командиром 1-й гвардейской пехотной дивизии, в этом же году «За отличие в делах против неприятеля» был награждён орденом Святой Анны I степени с мечами. Умер 13 февраля 1916 года. Награды: Орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (1877 год); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1879 год); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1879 год); Орден Святого Владимира IV степени (1886 год). Орден Святого Станислава II степени (1890 год); Орден Святой Анны II степени (1893 год); Орден Святого Владимира III степени (1899 год); Орден Святого Станислава I степени (1910 год); Орден Святой Анны I степени с мечами (1915 год); Орден Святого Владимира II степени с мечами (1915 год); Орден Белого орла с мечами (1915 год); Кавалерский крест французского ордена Почетного Легиона (1897 год); Командорский крест румынского ордена Звезды (1899 год); Командорский крест итальянского ордена Святых Маврикия и Лазаря (1903 год). Семейные связи: Брат: Николай (1862—1914) — полковник, командир 4-го гренадёрского Несвижского полка, участник Первой мировой войны. Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. А—К. Москва, 2009; Высочайшие приказы о чинах военных, февраль 1915 г.; Список генералам по старшинству, 27 апреля 1914 г.; Список генералам по старшинству, 14 июля 1909 г.; Список генералам по старшинству, 14 июля 1906 г.; Герцык, Александр Антонович. // Проект «Русская армия в Великой войне»; Русская императорская армия; Павловское ВУ-преподавательский состав

Fernand_Khnopff (700x531, 256Kb)
1858
Фернан Кнопф (французское имя — Fernand Khnopff; полное имя Фернан-Эдмон-Жан-Мари Кнопф, Fernand-Edmond-Jean-Marie Khnopff)
бельгийский художник, график, скульптор и искусствовед, главный представитель бельгийского символизма. Родился в Грембергене, близ Дендермонде Восточная Фландрия. Отец Кнопфа был судьей в Брюгге, принадлежал к аристократической австрийской семье, переселившейся в Бельгию в XVI веке. Кнопф вырос в Брюгге, позднее переехал с родителями в Брюссель и по настоянию своего отца сначала изучал юриспруденцию в Брюссельском свободном университете, но вскоре перевёлся в брюссельскую Академию художеств, где и началась его карьера как пейзажиста и портретиста. Его учителем был Ксавьер Меллери. В 1877 году он побывал в Париже, где на него большое впечатление произвёл Эжен Делакруа. В Англии он познакомился с прерафаэлитами, которые оказали большое влияние на его стиль — Бёрн-Джонс, Россетти, Уоттс. По словам Филиппа Жюллиана, это «один из тех редких декадентов, что являются художниками и эстетами». Он входит в образ светского денди: «Весьма проницательные металлические глазки, слегка заостренный подбородок, презрительный рот… прямая осанка, безупречный костюм, простота манер. Отвращение к неряшливости. Вчерашний пастор, почти превратившийся в денди». Таким видит его Верхарн. В 1878 году на Всемирной выставке в Париже он познакомился с художником Гюставом Моро и в последующем обратился к символизму. Он считается одним из основателей группы Общество XX. В 1892 году работы Кнопфа участвовали в салоне «Salon de la Rosenkreuzer|Rose-Croix», а также в выставке Венского сецессиона. В течение сорока лет художник воспроизводил Брюгге в многочисленных сериях, по памяти и по фотографиям. Часто он изображал абсолютно пустынный квартал, безлюдный, но аккуратный и ухоженный, без признаков флоры и фауны, строения, погруженные в беззвучный подсчет собственных кирпичиков и частиц. Несмотря на свою замкнутость, со временем Кнопф получил признание и почёт. Позднее он даже был награждён бельгийским Орденом Леопольда. В своих живописных работах Кнопф выбирает тёмные, слегка морбидные (болезненные, мертвенные) тона, которыми он удерживает на холсте мистические фантазии. В первую очередь Кнопф оказал влияние на немецкий символизм, например, на Франца фон Штука, и югендстиль. На картинах Кнопфа часто встречаются женские образы в виде сфинксов и химер: «Спящая гарпия», «Одиночество» (1894) и «Искусство, или Нежность сфинкса» (1896). Его творчество не ограничивается живописью — он занимался также скульптурой, пастелью, тонированным рисунком, гравюрой, декоративным оформлением театра «Де ла Монне» в Брюсселе, писал портреты и пейзажи и создавал иллюстрации. Умер в Брюсселе 12 ноября 1921 года.
Галерея
Fernand_Khnopff_01 (700x224, 235Kb)
«Искусство, или нежность сфинкса». 1896. Королевский музей изящных искусств. Брюссель
Fernand_Khnopff_02 (700x441, 381Kb)
«Воспоминания». 1889. Королевский музей изящных искусств. Брюссель
Fernand_Khnopff_03 (700x699, 450Kb)
«Портрет Жанны Кефер». 1885. Музей Гетти. Лос-Анджелес
Литература: Клюшина Е.В. Логогрифический метод Фернана Кнопфа на примере анализа I lock my door upon myself// Актуальные проблемы теории и истории искусства: сборник научных статей. Выпуск 6. / Под редакцией А.В.Захаровой, С.В.Мальцевой, Е.Ю.Станюкович-Денисовой — Санкт-Петербург.: НП-Принт, 2016. Страницы 523-531. ISSN 2312—2129.

Анзимиров (526x700, 191Kb)
1859
Владимир Александрович Анзимиров
русский издатель, журналист, просветитель, промышленник, писатель, публицист, политик, общественный деятель, музейный работник, продюсер. Издатель семейства газет «Копейка». Основатель российской промышленности фосфорных удобрений. Один из первых российских продюсеров. Председатель общества деятелей периодической печати и литературы. Основатель Новосибирского краеведческого музея. Гласный Московского Губернского Земского собрания. Владел имениями Бирево, Троицкое, Григорьчиково в Московской губернии (Клинский уезд), Хомутово (Новгородской губернии), (Владимирского уезда), Сурмачевка (Полтавской губернии, Роменского уезда).
Анзимиров_Александр_Григорьевич (608x700, 305Kb)
Анзимиров Александр Григорьевич (отец Владимира Александровича Анзимирова)
Владимир Александрович Анзимиров родился в Барнауле, в семье Александра Григорьевича Анзимирова (1831 — 31 октября 1871), дворянина, полковника Корпуса горных инженеров, горного ревизора частных золотых промыслов Томского и Мариинского округов.
Анзимирова_Мария_Николаевна (483x700, 292Kb)
Анзимирова Мария Николаевна (Литке), мать В.А.Анзимирова
Мать — Мария Николаевна Анзимирова (1831—1912), дворянка, урождённая Литке (племянница графа Фёдора Петровича Литке), русская писательница-феминистка, автор книг («Женщина и её судьба» Санкт-Петербург, 1896; «Причины нравственной физиономии женщины», Санкт-Петербург, 1901; «Правда о мужчинах», Москва, 1905), педагог по музыке, немецкому и французскому языку. Дед и бабушка Владимира Александровича — Григорий Гаврилович и Александра Алексеевна Анзимировы — рязанские купцы-меценаты, известные своими крупными пожертвованиями в строительство церквей и дарением почитаемых православных икон в Рязанской губернии. О детстве Владимира Александровича известно мало. В 1871 г. он закончил Барнаульское горное училище. После смерти отца в 1871 г. переехал с матерью в Омск для учебы в Сибирской военной гимназии, которую он закончил в 1876 г. Затем учился в Николаевском инженерном училище. В раннем возрасте у Владимира Александровича проявились литературные способности . Уже в возрасте 14 лет он делает переводы для журнала «Всемирный путешественник».
Народнические кружки
В 1876 Владимир Александрович Анзимиров переезжает в Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную академию. В академии Владимир Александрович принимает активное участие в работе народнических кружков «Земля и воля». Был одним из организаторов народнического кружка «Четвертак». Подозревался в содержании подпольной типографии, замаскированной под фотоателье. После раскола «Земли и воли» в 1879 г. примкнул к просветительско-народническоми крылу «Чёрный передел».
«Большинство из «четвертака» и я в том числе всячески боролись против теории террора, делавшей за последнее время огромные успехи. Пленительная поэзия правды и красоты будущего строя, о котором мы мечтали, не мирилась с тем, что для его достижения неизбежны убийства и казни должностных лиц. Будучи революционерами по исповедуемой теории и своим запросам от жизни для завтрашней России и всего человечества, мы в практике борьбы признавали все же единственным оружием—слово.» — В.А.Анзимиров "Крамольники":(Хроника из радикальных кружков семидесятых годов). - Москва : типография товарищества И.Д.Сытина, 1907. - страница 106.
С начала 1879 г. входил в Московский центральный кружок пропагандистов, а с конца 1879 г — в московскую группу «Чёрного передела». После разгрома кружков полицией 19 марта 1879 года арестован и помещён в крепость (поводом для ареста послужила речь Бардиной, обнаруженная при обыске). По распоряжению министра внутренних дел от 5 июля 1879 г. освобожден из тюрьмы, выслан в Рязанскую губернию в дом его бабушки Александры Алексеевны Анзимировой (село Большое Пирогово, Спасского уезда, Рязанской губернии) и подчинён гласному надзору полиции. В.А.Анзимирову «воспрещена всякая отлучка из места его жительства».
Ссылка в Рязань
В рязанском имении Владимир Александрович Анзимиров учит крестьянских детей, оказывает медицинскую помощь крестьянам: «лечу, как заправский врач. Теперь вот голодных кормлю». Пишет статьи, очерки, рассказы для «Русского богатства» (Очерки злобы деревни, псевдоним Воло), в журналы «Дело», «Свет и тени», «Природа и охота». Он женится на Авиловой Ольге Алексеевне (балерине императорского театра) и у молодых супругов рождаются дети Нина, Александр, Лев (1887), Лидия, Ксения (Оксана). По постановлению Особого Совещания 13 декабря 1883 с В.А.Анзимирова снят гласный надзор полиции, но оставлен запрет на жизнь в столицах. В 1888 В.А.Анзимиров поступает на службу заведующим только что созданного статистико-страхового отделения Рязанской губернской земельной управы, а также становится секретарем Рязанского сельскохозяйственного общества. Продолжает поддерживать связи с народниками: «в бытность свою на службе в Губернской земской управе доставлял возможность поступать на службу по Земству прибывавшим в Рязань лицам политически неблагонадёжным». В 1880-е годы Владимир Александрович Анзимиров знакомится с другим политическим ссыльным-народником — известным агрохимиком А.Н.Энгельгардтом, сторонником и пропагандистом применения фосфорных удобрений в сельском хозяйстве средней полосы.
Создание заводов по производству фосфорных удобрений (туков)
Под влиянием агрономических опытов Энгельгарта в смоленском имении Батищево Владимир Александрович Анзимиров решает организовать промышленное производство фосфорных удобрений (туков), ранее в России не производившихся (сказалось скептическое отношение Д.И.Менделеева к фосфорным удобрениям по результатам его опытов в 1860-е годы с урожайностью овса и озимой ржи. Д.И.Менделеев: «Навоз, хорошая обработка и известкование, а не фосфаты нужны нам»). В 1887 г. В.А.Анзимиров совместно с И.Илиничем создаёт «Компанию по переработке фосфоритов», которая в 1889 г. организует «1-е Товарищество добычи и обработки фосфоритов», начавшее разработки фосфоритов из глауконитовых песков окрестностей деревни Новосёлки в Рязанском уезде. В 1891 создаётся «Товарищество добычи и обработки фосфоритов и других минеральных туков», в которое кроме В.А.Анзимирова вошли А.Галахов и В.Крапоткин. Основной капитал «Товарищества» был учрежден в сумме 500 000 руб. К 1893 г «Товарищество добычи и обработки фосфоритов и других минеральных туков» Анзимирова организовало производство фосфоритной муки в Брянском уезде (Орловская губерния) и купило фосфорный завод близ города Боровичи (Новгородская губерния) с целью изготовления там суперфосфата. С 1887 по 1894 г. товарищество Анзимирова и К увеличило производство фосфорных удобрений в 135 (!) раз и к 1894 г. имело 3 завода с паровыми мельницами, а также владело месторождениями фосфоритов в Новгородской, Московской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской, Пермской и Орловской губерниях. Эта фирма получала золотые медали на выставках 1889—1893 гг. Кроме того, Товарищество занималось издательской деятельностью, публикуя в просветительскую и методическую литературу, по применению новых для того времени удобрений.
Анзимиров_В.А._в_имении_Бирево_(лето_1901_г) (700x465, 194Kb)
В центре: В.А.Анзимиров (в соломенной шляпе) c учителями созданной им школы в селе Березино. Рядом с ним (справа) Е.Н.Волынцев. Справа с папиросой — студент Борис Евгеньевич Райков, за ним в шапочке Александр Владимирович Анзимиров (сын В.А.Анзимирова). Стоит в шляпе Рейнгольд и его жена Лидия В. Анзимирова. Сидят: c собакой Николай Николаевич Воскресенский, слева Лидия Вацловна Бялковская (?), справа Михаил Сергеевич Пятакин. Имение Бирево, Клинского уезда, лето 1901 г.
Жизнь в имении Бирево
8 июля 1890 г. Департамент Полиции разрешил В.А.Анзимирову жительство в обеих столицах. После этого в 1892 г. В.А.Анзимиров продает фосфорные заводы и покупает имения Бирево и соседнее Троицино под городом Клином, квартиры в Москве и Санкт-Петербурге. После переезда в Бирево отходит от дел в Товариществе. Начиная с 1893 г. Владимир Александрович Анзимиров становится Секретарем Клинского сельскохозяйственного общества. В этот период В.А.Анзимиров занимается рациональной организацией хозяйства в Бирево, строит школу при с. Троицино Клинского уезда Московской Губернии для обучения крестьянских мальчиков кузнечному, слесарному и столярному ремеслу, создаёт и содержит образцовую школу в селе Березино Клинского уезда («Анзимировская школа»), развивает кооперативные формы хозяйствования, создаёт добровольное пожарное общество, бесплатный народный театр, а также финансирует местную Троицкую церковь (церковь Троицы Живоначальной в Бирево). Созданная В.А.Анзимировым учебная сельскохозяйственная мастерская изготавливала особые однолемешные лёгкие «биревские» плуги, которые были очень популярны среди крестьян. Главным средством общественного развития В.А.Анзимиров в то время считает рациональное ведение хозяйства, союз с природой при помощи знаний и союз хозяев между собой, ради разумных общих целей. В биревский период В.А.Анзимиров начинает все больше и больше посвящать себя публицистической и общественной деятельности. С 1895 г. Владимир Александрович руководит издательством «Народная польза», является редактором журнала «Путь» (1899), а также становится Гласным Клинского уездного земства, почётным мировым судьей и Гласным Московского Губернского Земского Собрания. В 1901 г. В.А.Анзимиров создаёт в Клину естественноисторический и сельскохозяйственный музей наглядных учебных пособий для местных школ.
Журналистская, писательская и просветительская деятельность
В 1902 году с В.А.Анзимирова снят запрет на жительство в обеих столицах и он начинает активную журналистскую деятельность, сотрудничая с газетами «Телефон „Нового времени“», «Русская правда», «Новости дня», «Русское слово», «Биржевые ведомости», «Современная Русь» Анзимиров ходит в редакцию иллюстрированного сборника «Государственная дума». В творчестве В.А.Анзимирова заметно влияние толстовских идей, однако Анзимиров считает, что одного только внутреннего самоусовершенствования для достижения счастья недостаточно «личное усовершенствование должно идти рука об руку с общественным». В 1907 г. В.А.Анзимиров учреждает в Санкт-Петербурге просветительское общество «Школа и Знание», одним из первых акционеров которого становится Николай Александрович Морозов. В 1907 г. пишет книгу «Крестьянские интересы и крестьянские партии» и выпускает книгу воспоминаний «Крамольники», освещающую деятельность народнических кружков семидесятых годов. Книга имеет большой успех и цитируется до сих пор. В 1909 совместно с Дюметром (Дюметр возможно вымышленный персонаж) пишет роман «Алые розы Востока». В 1910 г. пишет автобиографический роман «Муть». В 1911 выпускает книгу Пишет «Мои маленькие сказки». С 1908 г. является редактором художественно-литературного журнала «Путь». В 1909 издает «Деревенскую газету», в 1911 «Детский мир», с 1909 г. руководит «Народным издательством». С 1911 г. становится редактором газеты «Новый день». С 1915 г. В.А.Анзимиров при поддержке Н.И.Гучкова издает газету «Голос Москвы». Работы В.А.Анзимирова выходили также под псевдонимами: А—в; Батько; Батько, В.; Батько, В.А.; В.А.; Виноватов, Петр; Владимиров, А.; Волконский, Н.; Воло.; Мирский; Мирской; Ранин, А.; Санин, А. Однако главным издательским и журналистским делом В.А.Анзимирова стало издание семейства газет «Копейка».
Издание «Газеты-Копейка»
2 июля 1908 г. в Санкт-Петербурге Владимир Александрович Анзимиров начинает издавать народную «Газету-Копейка». В Акционерное общество "Копейка" вкладываются средства, вырученные Анзимировым от продажи имений Бирево и Троицино.Издание газеты основано на новых для своего времени принципах - с целью обеспечения массовой народной аудитории на газету установлена низкая цена одна копейка (хотя обычная газета в то время стоила в пять раз больше), а содержание максимально адаптировано к восприятию простыми людьми. В обращении к читателям основатели газеты В.А.Анзимиров и М.Городецкий пишут, что цель газеты Копейка «…содействовать проявлению творческих начал народной мысли и труда…». Газета даёт людям, не имеющим средств на приобретение книг, возможность получать оперативную информацию, статьи с комментариями и разнообразную беллетристику. В газете «Копейка» сообщения о событиях сопровождались качественными редакционными статьями, разъясняющими для неподготовленного читателя, значение и смысл каждого события. Автором передовиц обычно был В.А.Анзимиров. Газеты имели огромный успех - уже через 10 месяцев издания тираж петербургской «Газеты-Копейка» достиг 150 тыс. экземпляров. Впоследствии тиражи издания достигают 300 тысяч экземпляров.
Анзимиров_В.А._в_редакции_газеты_Копейка (700x633, 229Kb)
Анзимиров В.А. (сидит справа перед столом) в редакции газеты «Копейка», около1916. Крайняя слева - дочь Оксана, стоит третий слева сын В.А.Анзимирова — Лев Владимирович.
В 1909 году Владимир Александрович Анзимиров возвращается в Москву и начинает издавать газету «Московская Газета-Копейка» и «Журнал Копейка».
«Мы стремимся раздвинуть круг читателей и дать возможность новым массам народа, которым непосильны цена или язык больших газет знать все главное, что делается на свете. В возможно сжатом, занимательном и общественном виде, понятным всем языком, с терпимостью и уважением ко всяким частным взглядам и поступкам, мы будем ... стремиться дать нашим читателям все, чем живет и интересуется сегодня мир» — «Газета-Копейка» (Московское издание) №1 3 мая 1909 года.
Затем Акционерное общество "Копейка" начинает издавать "Журнал Копейка", "Листок Копейка", "Альбом Копейки", журнал "Искорки", "Балагур", "Всемирная панорама", "Солнце России", "Здоровая жизнь" и т.д. - общий тираж всех изданий "Копеек" превышал 1 000 000 экземпляров. На предприятиях работало несколько тысяч рабочих. Тональность комментариев отражала народнические взгляды редактора, что часто вызывало недовольство властей — тиражи газеты арестовывались, наборы газеты рассыпались после утренних визитов жандармов. В связи с этим интересно предписание земского начальника Усманского уезда от 7 июня 1912 г. : «Секретно. Волостным старшинам 4-го участка Усманского уезда. Предписываю волостным старшинам произвести дознание не выписываются ли в районе волости следующие газеты; "Биржевые Ведомости, «Копейка», «Всеобщая Газета», «Голос Земли» и другие левые газеты священниками и другими духовными лицами, учителями, учительницами, продавцами винных лавок, фельдшерами, фельдшерицами. Если они ответят, что подписчиками не состоят, то газеты, адресованные им, истреблять. Если же ответят, что состоят подписчиками, то сообщить их имена, отчества и фамилии и газет не отбирать. Иcполняюший должность земского начальника 4-го участка. Подпись неразборчива.» — «Голос Земли» 14 марта 1912 года (цитируется по www.starosti.ru)
За свою журналистскую деятельность В.А.Анзимиров неоднократно подвергался гонениям. 7 июня 1912 года приговором Московской Судебной Палаты за статью «Забродило» (23 июля 1911) издание газеты «Московская Газета-Копейка» прекращено. В.А.Анзимиров был осуждён на год тюремного заключения (в тюрьме не был, так как был освобожден в связи с политической амнистией по случаю 300-летия дома Романовых). Однако газета выходила до 1912 года, пока рассматривалась апелляция. C 25 августа 1912 «Копейка» выходит под названием «Московская копейка». В первый день Февральской революции 1917 г. В.Д.Бонч-Бруевич с отрядом солдат занял типографию процветающей газеты «Копейка», где организовал издание «Известий Петроградского Совета» (впоследствии газеты «Известия»), первый номер которых выпустил 13 марта 1917 г. «Газета-Копейка» и «Московская копейка» были закрыты Временным революционным комитетом 8 ноября 1917 года, уже на следующий день после октябрьского переворота большевиков в числе десяти крупнейших газет России. Комиссаром конфискованной типографии Акционерного общества "Копейка" в Петрограде решением Президиум Высшего Совета Народного Хозяйства 21 октября 1918 года был назначен Максим Горький. В ходатайстве о предоставлении ему типографии "Копейки" Максим Горький писал: «Мы остановили наш выбор на типографии "Копейка" именно потому, что она, не будучи национализирована, с первых дней революции и до сегодня отличалась исключительной производительностью. До переезда Совнаркома в Москву в этой типографии печатались "Известия ЦИК", помимо всяких иных советских изданий, распространявшихся в миллионах экземпляров.Всякие работы, требующие срочности и огромных тиражей, и поныне направляются Советскими учреждениями в типографию Акционерного Общества "Копейка", хотя в Петрограде существует пятнадцать Советских типографий.» — Максим Горький. Письмо в Президиум ВСНХ от 31 октября 1918 года. ГАРФ, фонд 3429, опись 1, дело 28, лист 34
Организация студии научно-популярного кинематографа
В 1912—1917 Владимир Александрович Анзимиров с просветительскими целями организовал одну из первых в России студий научно-популярного кино для выпуска учебных фильмов. 20 мая 1916 Товарищество «Народное издательство „Разумный кинематограф“» В.А.Анзимирова выпустило фильм В.А.Гарлицкого «Чем люди живы» по одноимённой повести Л.Н.Толстого. Съёмки произведены в Ясной Поляне. Консультантом и исполнителем роли барина был сын писателя — Илья Львович Толстой.
Общество деятелей периодической печати и литературы
Владимир Александрович Анзимиров является одним из создателей в 1907 году "Общества деятелей периодической печати и литературы". Общество ставило целью "объединение деятелей периодической печати и литературы для защиты их профессиональных, этических и материальных интересов" и явилось первым российским профессиональным союзом журналистов и писателей - прообразом Союза писателей. В.А.Анзимиров неоднократно избирался в Совет и Правление, а в период с 1916 по 1918 гг. был Председателем правления Общества деятелей периодической печати и литературы России. В 1907 году по инициативе В.А.Анзимирова предполагалось "в целях осуществления материальной взаимопомощи [журналистам]... открыть при обществе кредитное товарищество, но оказалось что, по действующим законоположениям, оно не может быть учреждено при обществе". Тогда В.А.Анзимиров выступил с инициативой коллективного страхования членов общества деятелей периодической печати и литературы. Совместно с В.Ф.Тотомианцем он выпускает книгу «Страхование жизни», в которой выступает за привлечение к страховому делу кооперативных организаций. В 1914 г. В.А.Анзимиров вошел в состав "нейтральной группы" (в ее составе - И.А.Бунин, В.В.Вересаев, Н.В.Давыдов, С.А.Варшавский, Н.Д.Телешов) Общества деятелей периодической печати и литературы, выступившей с инициативой организации «Дня печати» в России. Деньги, вырученные от проведения "Дня печати" были направлены на поддержку жертв Первой мировой войны. Принял участие в его организации.
Революция и гражданская война
«… Я всегда смущался средствами, которыми предполагалось добиться этого лучшего строя…» — В.А.Анзимиров. Письмо губернатору Рязани.
После закрытия газеты Копейка большевиками (8 ноября 1917 г) Анзимиров В.А. 23 декабря 1917 г. с женой и тремя малолетними детьми (младшей дочери 1 год) уезжает в Уральскую область, откуда в 1918 г переезжает в Челябинск. Примкнул к белому движению. С 1919 г в Омске сотрудничает с колчаковскими газетами «Сибирский Казак» и «Наша газета» (Русское бюро печати Верховного правителя России адмирала А.В.Колчака и Осведомительный Отдел Сибирского Казачьего войска). Становится редактором однодневной газеты "Каппелевцы". Собирает материал для своей новой книги «Воспоминания» и третьего из романов «Муть», охватывающих полувековой период. После сдачи Омска в ноябре 1919 с отступающими войсками Колчака дошел до Новониколаевска (Новосибирск). 14 декабря 1919 г. красные взяли Новониколаевск. Так как 61-летний В.А.Анзимиров был не в состоянии принять участие в тяжелейшем пешем 2000 километровом зимнем отступлении Колчака (Великом Сибирском Ледяном походе), Владимир Александрович с другими гражданскими лицами остался в Новониколаевске, где занялся созданием Новониколаевского «Музея Мироведения» (сейчас Новосибирский государственный краеведческий музей).
Создание Новониколаевского Музея Мироведения
12 января 1920 г. на заседании коллегии Губернского Отдела Народного Образования Новониколаевска В.А.Анзимиров выступил с докладом об организации Губернского музея и учебных мастерских — Музея Мироведения. Планировал создать сеть музеев в Сибири, а также организовать передвижные экспозиции и лаборатории. Музеи Мироведения, по мысли В.А.Анзимирова, должны быть музеями нового типа — не региональными, а универсальными «в которых за основу плана строительства взяты не территориальные или политические признаки, а вечные законы: Мироздания, истории Земли и всего сущего на ней, дошедшего по законам генезиса до человека во всем многообразии его жизни…». В постановлении заседания (протокол № 9 от 12 января 1920 г.) записано: «Доклад принять. Тов. Анзимирова утвердить в должности Заведующего музейной секцией Губернский Отдел Народного Образования». Музей создавался стремительно. В феврале 1920 г. Анзимиров в течение месяца проводит учёт имеющихся предметов, готовит экскурсии и экспедиции. Важной задачей секция считала «организацию научной и социальной экспедиции». Весной 1920 г. в здании городского торгового корпуса В.А.Анзимиров организовал несколько выставок, с которых и начался музей. 3 августа 1920 года В.А.Анзимиров открыл Новониколаевский «Музей Мироведения» (Новосибирский государственный краеведческий музей). В.А.Анзимиров проделал огромную работу по сбору фондов музея, выступая в роли одновременно директора, научного руководителя финансиста и пропагандиста. Им был создан «Фонд В.А.Анзимирова» для финансирования научной деятельности музеев Мироведения. В 1920 г. музей имел уже 10 тысяч единиц хранения (для сравнения: в 1925 г их было всего 12 тысяч). Согласно В.А.Анзимирову Музеи Мироведения должны были стать «центрами научно-воспитательных починов, обслуживающие все виды обучения: дошкольного, школьного и внешкольного и вместе с тем являющиеся самодавлеющей культурной ценностью, сеющей основы тех знаний, на которых должны расти и развиваться критически мыслящая личность» Первые экспозиции музея соответствовали провозглашённым принципам, охватывая следующие темы: астрономия, геология, биология, этнология, техника, добывающая и обрабатывающая промышленность, прикладные искусства, учебные пособия и библиотека. Осенью 1920 г. В.А.Анзимиров работает над созданием Факультета словесности при Народном университете, создаёт Литературную студию, готовит съезд научных деятелей, работников музеев и учреждений внешкольного образования, совершая командировки для инструктирования музеев. В ноябре 1920 г. Владимир Александрович Анзимиров работает над созданием музеев в других городах Сибири по образу Новониколаевского «Музея Мироведения». Планирует экспедиции на Балхаш и в истоки Лены.
Загадочное исчезновение
В апреле 1921 года Анзимиров В.А. (в то время ему исполнилось 62 года) организовал и возглавил экспедицию Ново-Николаевского Музея Мироведения в район Калбинского хребта и предгорьев Алтая для сбора экспонатов и пополнения коллекций. Экспедиция пропала без вести при загадочных обстоятельствах. Адреса В.А.Анзимирова: 1901 — Санкт-Петербург Невский, 65; 1917 — Москва, М.Полянка, 4.

Antonovsky_G_M (544x700, 443Kb)
1859
Геннадий Михайлович Антоновский
русский архитектор, гражданский инженер. Был курляндским губернским инженером, киевским губернским архитектором. Автор проекта и бескорыстный строитель Троицкого народного дома. Родился в Санкт-Петербурге. Среднее образование получил в 1-м Петербургском реальном училище (1881, механическое отделение дополнительного класса). В 1887 году окончил по первому разряду Институт гражданских инженеров. Сразу же со студенческой скамьи Г.М.Антоновского прикомандировали к Техническо-строительному комитету МВД. Его первой практической работой стало заведывание строительством зданий и дорожных сооружений Самаро-Уфимской железной дороги. В 1888–1890 годах занимался частными работами в Петербурге. В июне 1890-го был командирован в Волынскую губернию, чтобы усилить местное строительное отделение по случаю приезда на маневры царя Александра III. В 1891–1894 годах состоял при Новгородском губернском земстве. Губернский инженер Курляндской губернии (1894–1896). Киевский губернский архитектор (с 1896 года до конца жизни). Скончался в Киеве от туберкулёза 21 сентября 1903 года. Похоронен на Байковом кладбище. В некрологе отмечалось: «Отличаясь высокими качествами ума, души и сердца, вдумчивый и серьезный, рыцарски благородный и великодушный, добрейший по побуждениям своего сердца, гуманнейший по своим воззрениям, идеально честный, идеально бескорыстный – он был дорог всем, кому дороги эти свойства человеческой души».
ОТДЕЛЬНЫЕ РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
В Новгороде: Руководство строительством каменного корпуса на 65 коек для психиатрической больницы в Колмове, 1891–1892 гг. (по проекту И.В.Штрома); Яковлевская сельскохозяйственная школа с мастерскими, 1891–1892 гг.
AntonovskyБывший хирургический и гинекологический корпус (700x525, 324Kb)
Бывший хирургический и гинекологический корпус Кирилловской больницы. Операционный блок
В Киеве: Реконструкция генерал-губернаторского дворца на углу ул. Институтской и Левашёвской (Шелковичной), 1898 г. (не сохранился); Надстройка третьего этажа над частью здания Присутственных мест в Киеве по ул. Владимирской, 15, 1900 г. (впоследствии снова надстраивалось); Здание хирургического и гинекологического отделений на 150 коек с операционным блоком для Кирилловских богоугодных заведений, 1900–1901 гг. (при участии В. А. Бессмертного; теперь в составе Кирилловской психоневрологической больницы по улице Фрунзе, 103); Расширение пристройкой бывшего Дома трудолюбия по Кадетскому переулку (Гоголевской улице), 39, 1901 г. На первом этаже пристройки находились кухня и столовая, на втором – жилые помещения, на третьем – благотворительные мастерские.
Корпуса сельских лечебниц в Боярке и Фастове.
AntonovskyСтроительство Троицкого  (700x476, 225Kb)
Строительство Троицкого народного дома. Февраль 1902 г.
Строительство Троицкого народного дома
Наиболее значительной работой Г.М.Антоновского было проектирование и возведение Троицкого народного дома в Киеве на улице Большой Васильковской (Красноармейской), 53. Инициатором создания народного дома (по сути, общедоступного клуба для широких масс) было Киевское общество грамотности. Оно располагало крайне ограниченными средствами, но предложение Общества вызвало позитивный отклик у влиятельных горожан. Муниципальные власти бесплатно отвели участок земли вблизи Троицкой приходской церкви на то время, пока здесь будет действовать народный дом. Члены специальной комиссии по постройке, гражданские инженеры Николай Жуков и Геннадий Антоновский подали проекты на внутренний конкурс, победителем которого стал Антоновский. Он согласился бесплатно выполнить все необходимые чертежи и руководить строительными работами, проводившимися в 1901–1902 годах. Благодаря его бескорыстию Общество грамотности смогло безотлагательно приступить к строительству, что подтвердило основательность намерений и способствовало притоку пожертвований. На завершающей стадии работ Г.М.Антоновский был прикован болезнью к постели, но по его просьбе руководство возведением Троицкого народного дома, также безвозмездно, приняли на себя его сотрудники по строительному отделению П.И.олландский и В.П.Моцок. Встречаются упоминания об участии в строительстве Троицкого народного дома В.А.Осьмака, но они не подтверждены документальными источниками. Здание в основном сохранило свой первоначальный облик до настоящего времени; ныне — Киевский национальный академический театр оперетты. Литература: Барановский Г.В. Юбилейный сборник о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного Училища). 1842—1892. — Санкт-Петербург, 1893. — Страницы 11, 12; Народный дом Киевского Общества Грамотности в Киеве: Краткий очерк истории сооружения народного дома. — Киев, 1902; Забудова Києва доби класичного капіталізму, або Коли і як місто стало європейським / За заг. ред. М. Б. Кальницького, Н.М.Кондель-Пермінової. — Київ, 2012. — Страницы 200–202; Кальницкий М. Зодчество и зодчие. — Киев: ВАРТО, 2012. — Страницы 97—104.

LvovSE (532x700, 229Kb)
1859
Сергей Евгеньевич Львов
предприниматель, владелец и глава фирмы «Пожевские заводы князя С.Е.Львова». Брат министра-председателя Временного правительства Г.Е.Львова. Из рода князей Львовых. Сын князя Евгения Владимировича и Варвары Алексеевны Мосоловой. Детские годы его прошли в Туле, где отец служил управляющим государственным имуществом, и семейном имении Поповка Тульской губернии. Младший брат Георгий вспоминал: «Мы же, двое младших братьев и сестра, прошли жизненную школу в деревне, можно сказать, полностью. … Мы вытерпели многие тяжёлые годы, когда на столе не появлялось ничего, кроме ржаного хлеба, картошек и щей из сушёных карасей, наловленных вершей в пруду, когда мы выбивались из сил для уплаты долгов.» Образование продолжил в Поливановской гимназии в Москве, куда семья перебралась осенью 1871 года, но в возрасте 16 лет был вынужден бросить учёбу и заняться семейными делами. «Мы все смотрели на брата как на человека, принесшего себя в жертву для спасения семьи. Для родителей это было одновременно и большим ударом и отрадой. Им было тяжко сознание, что они не смогли довести до конца образование сына, но самый поступок его утешал их как благородный акт. Мы все, и в том числе я, чувствовали себя обязанными ему» Хозяйственная деятельность князя имела успех. Со временем он стал главой фирмы «Пожевские заводы», в состав которой входили Пожевский железо-делательный, Елизавето-Пожевский прокатный и Лукьяновский чугуноплавильный заводы, приобретённые в 1900 году у Александра Всеволодовича Всеволожского, наследника В.А.Всеволожского. Львов расширил ассортимент и наладил производство товаров для населения (металлическая посуда, утюги, сельскохозяйственный инструмент и т. п.). Благодаря этому, он не только избавил завод от долгов, но и сделал его одним из передовых предприятий в Пермском крае. Также у Всеволожских была выкуплена речная флотилия, включавшая 4 буксирных парохода и до 30 непаровых судов. Сергею Евгеньевичу принадлежали несколько имений в Соликамском уезде, включавшие свыше 109 тысяч га леса и свыше 14 тысяч га земли. Князь с семьёй до 1917 года проживал в Пожве Пермской губернии. Сергей Евгеньевич Львов собирал материалы по истории своей семьи и снабжал ими исследователей.
После Октябрьская революции
После революции Сергей Евгеньевич с женой и детьми остался в России. Лишь дочери Елена и Елизавета вместе с дядей Владимиром Евгеньевичем Львовым покинули родину, уехав из Ялты на пароходе «Рио-Негро». В начале 1918 года всё имущество Львовых было национализировано. Летом 1919 года арестован вместе с семьёй, но вскоре освобождён. 5 апреля 1924 года Львов был вновь арестован вместе с семьёй и осуждён по статье 60 УК РСФСР. 6 июня приговорен к 3 годам ссылки на Урал, а семья лишена права проживания в крупных городах. 13 июня 1924 при пересмотре дела наказание признано условным, из-под стражи освобожден. Проживал в женой на станции Сходня Московской области или в поселке Тайцы под Ленинградом, чтобы находится рядом с семьями взрослых детей. В марте 1935 года последовал с женой за высланными сыновьями Юрием и Сергеем в Куйбышев. 8 июня 1937 года Сергей Евгеньевич скончался от кровоизлияния в мозг. Брак и дети: Князь Сергей Евгеньевич женился на Зинаиде Петровне Игнатьевой (1867—1941), которая, окончив педагогические курсы, работала учительницей. В браке родились дети: Елена (1891—1971), известна иконописными работами; Наталья (1893—1981), супруга профессора Сергея Фёдоровича Майкова (1864—1940); Елизавета (1894—1969), с 1924 года супруга Сергея Константиновича Терещенко (1894—1935); Зоя (1895?—1936); Евгений (1896—1942), с 1916 года студент Пермского отделения Императорского Петроградского университета (с 1917 года Пермский университет); Юрий (1898—1938), с 1934 года женат на Ольге Ивановне Ратиевой (1902—1987), дочери И.Д.Ратиева; Владимир (1899—1937), жених Татьяны Александровны Аксаковой, репрессирован накануне свадьбы; Сергей (1902—1938), с 1928 года женат на Марии Александровне Гудович (1905—1940), дочери графа А.В.Гудовича.

[557x700]
1859
Ольга Борисовна Нейдгардт (в замужестве – Столыпина)
жена П.А.Столыпина, праправнучка А.В.Суворова, фрейлина Её Императорского Величества императрицы Марии Федоровны (супруги императора Александра III). В бытность П.А.Столыпина саратовским губернатором она вошла в местное управление Российского общества Красного Креста, была попечительницей губернских детских приютов, а также саратовской Андреевской общины сестер милосердия, председательницей комитета саратовского Дамского попечительства о бедных под покровительством императрицы Марии Федоровны. Умерла в эмиграции во Франции 22 октября 1944 года. Похоронена на русском кладбище Сент Женевьев де Буа во Франции.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 12 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»