• Авторизация


11 сентября родились... 11-09-2025 03:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[450x700]
1890
Александр Васильевич Свешников
советский хоровой дирижёр, педагог, руководитель Государственного академического русского хора, народный артист СССР, профессор. Родился в городе Коломна Московской области. Русский. В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 года преподавал пение в московских школах. В 1921-1923 годах руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (руководитель церковного хора). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928-1963 годах руководил хором Всесоюзного радиокомитета, в 1936-1937 годах – Государственным хором СССР, в 1937-1941 годах возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 году организовал Государственный хор русской песни (впоследствии – Государственный академический русский хор) в Москве, которым руководил до конца своих дней. С 1944 году Свешников преподавал в Московской консерватории (с 1946 – профессор), в 1948 году был назначен её директором и оставался на этом посту более четверти века (1948-1974), продолжая вести хоровой класс. Среди учеников Свешникова: В.Н.Минин, Л.Н.Павлов, В.С.Попов, К.Б.Птица, В.В.Ровдо, Б.Г.Тевлин, М.Б.Турецкий, А.А.Юрлов и другие. В 1944 году организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7-8 лет. 24 декабря 1956 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР». Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества, член жюри Международного конкурса имени П.И.Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974). Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу запись «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова, осуществлённая им в 1970-х годах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1970 года Свешникову Александру Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Автор многих статей о музыкальном искусстве. Сборники обработок для хора: «Сборник песен народов СССР» (1936), «Сборник песен советских композиторов» (1938), «Русские народные песни» (1943), «26 русских народных песен» (1948), «Песни друзей» (1952), «Шуман «Грёзы» (1955-1958), «Югославские народные песни» (1956), «Сборник русских народных песен» (1956), «Сборник итальянских песен» (1956). Жил в городе-герое Москве. Скончался 3 января 1980 года.
[525x700]
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 9) в Москве. Награждён тремя орденами Ленина (29 июля 1960, 14 октября 1966, 11 сентября 1970), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1 июня 1940, 24 ноября 1950), юбилейной медалью «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Лауреат Сталинской премии второй степени (1946) за концертно-исполнительскую деятельность, Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1967) за концертные программы хора (1964—1965) и (1965—1966). Почётный член Королевской академии музыки (Великобритания). Известные ученики: Минин, Владимир Николаевич — хормейстер, художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора, народный артист СССР; Леонид Николаевич Павлов — российский дирижёр, хормейстер, заслуженный артист России; Попов, Виктор Сергеевич; Птица, Клавдий Борисович; Ровдо, Виктор Владимирович — хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР; Тевлин, Борис Григорьевич — хоровой дирижёр, профессор, руководитель камерного хора МГК имени П.И.Чайковского; Калинин, Станислав Семенович — хоровой дирижёр, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования и руководитель факультетского хора МГК имени П.И.Чайковского; Турецкий, Михаил Борисович — создатель и руководитель хора Турецкого; Юрлов, Александр Александрович.
[458x600]
В городе Москве, на доме, где в 1950-1980 годах жил А.В.Свешников (улица Тверская, 9) установлена мемориальная доска. Литература: Тевлин Б., Мастер хорового искусства, "Музыкальная жизнь", 1962, № 5; Птица К., Большой русский талант, "Советская музыка", 1965, № 10.
[443x700]
Свешников с супругой и дочерью Галиной. (1914 год)
Первая жена – Свешникова Лидия Александровна. Дочь – Галина (умерла в младенчестве). Сын – Вячеслав. Полковник медицинской службы. Участник ВОВ (1942 - 1945). Принимал участие в обороне Сталинграда и взятии Берлина. Награждён боевыми орденами и медалями. Внуки – Сергей, Александр. Вторая жена — Оксана Семеновна Свешникова. Детей не было. Квартира Свешниковых находилась в доме по адресу: Москва, ул. Горького, 9. После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны. В 1981 году именем Свешникова был назван двухпалубный круизный теплоход, курсировавший по Волге, Каме и Оке. В августе—сентябре 2015 года в фойе Большого зала Московской консерватории развёрнута экспозиция к 125-летию со дня рождения дирижёра. Литература: Тевлин Б. Мастер хорового искусства // Музыкальная жизнь.— 1962, № 5; Птица К. Большой русский талант // Советская музыка.— 1965, № 10; А.В.Свешников. Сборник статей / Составитель В.Подольская, общая редакция К.Птицы.— Москва, 1970; Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания.— Москва, 1998.— 328 страниц— ISBN 5-7140-0654-2.

[490x700]
1891
Александр Бажбеук-Меликян
художник, представитель символизма. Родился в городе Тифлис, Российская империя (ныне Тбилиси, Грузия), в семье служащего. Занимался в Тифлисском художественном училище (1906–1910) и Санкт-Петербургской Академии художеств (1911–1913). Как и Л.Гудиашвили (вместе с которым он в 1919 устроил в родном городе свою первую выставку), изначально тяготел к поэтике символизма. При этом его как художника вдохновляли в первую очередь не современники, но классики: старые венецианские мастера, голландско-фламандские живописцы, в первую очередь А.Ватто. Жил преимущественно в Тбилиси, иногда, в особенности в поздний период, наезжая в Москву. Его творчество органично вошло в состав равно армянской и грузинской культур, поскольку столица Грузии долгое время была крупнейшим центром современного армянского искусства. Острота кубофутуристических форм, свойственная ранним работам Бажбеука, со временем все больше смягчалась приглушенным, «музейным» колоритом; в образах, обычно совсем небольших по формату, воцарялась атмосфера магического ритуала (Оптическая иллюзия, 1928, частное собрание, Тбилиси), либо театрализованного – но тоже таинственного – действа (цикл картин «Цирк», 1930–1940; «Курдский танец», 1966, Картинная галерея Армении, Ереван). В наиболее характерных его произведениях нет мужских фигур, все подчинено теме «вечной женственности», полной романтического обаяния. Романтически типажны, посвящены скорее прекрасному полу как таковому, а не конкретной модели и лучшие из его портретов («Девушка с цветком», 1946; «Фокусница», 1965; обе работы – Музей искусств Грузии). Тонкое живописное мастерство художника проявлялось в игре теплых, сочных мазков, рождающих эффект внутреннего свечения красок. Эротико-поэтический, созерцательно-камерный мир Бажбеука всегда противостоял официальной соцреалистической программе, примыкая к умеренно-оппозиционному «тихому искусству» (недаром с начала 1930-х годов он долгое время почти не выставлялся). Преподавал в Народной художественной студии М.Тоидзе (1922–1929). Умер в Тбилиси 20 июля 1966 года.

Noël_Gallon (502x700, 294Kb)
1891
Ноэль Галлон (французское имя — Noël Gallon)
французский композитор и музыкальный педагог. Родился в городле Париж, Франция. Брат Жана Галлона. Учился в Парижской консерватории — в частности, у Шарля Леневе (композиция), Альбера Лавиньяка (гармония), Жоржа Коссада (контрапункт), Эдуара Рислера (фортепиано). В 1910 году он был удостоен Римской премии за кантату «Ацис и Галатея» (французское название — Acis et Galathée). Начиная с 1920 года преподавал сольфеджио, а затем и контрапункт в Парижской консерватории. Среди его учеников следует назвать композиторов Мориса Дюрюфле, Оливье Мессиана, Анри Дютийё, Герда Бодера, Тони Обена, Андре Оссейна, Ульви Джемаля Эркина, Пьера Дерво, Сянь Синхая, Лукаса Фосса, Жана Юбо. Среди творческого наследия композитора — лирическая драма «Крестьяне и солдаты» (французское название — Paysans et Soldats; 1911), оркестровая сюита, фантазия для фортепиано и оркестра, соната для флейты и фагота, десять прелюдий, токката для фортепиано; писал также музыку для хора и песни. Кроме того, Галлону принадлежит ряд учебно-педагогических трудов. Умер в родном городе 26 декабря 1966 года. Награды: Офицер ордена Почётного легиона; Кавалер ордена Почётного легиона; Римская премия (1910).

Predvoditelev (489x700, 147Kb)
1891
Александр Саввич Предводителев
советский физик, член-корреспондент Академии Наук СССР (1939). Родился в селе Букрино, Рязанская губерния, Российская империя, в семье крестьянина-бедняка. Учился в сельской школе, в Пронском городском училище, затем в рязанской гимназии № 2 (теперь — № 7). В 1910 году поступил на физико-математический факультет Московского университета, но уже в 1911 году за участие в революционных выступлениях студенческой молодёжи он был исключён из университета и выслан из Москвы. В 1912 году по ходатайству профессора Н.А.Умова был восстановлен в университете и после окончания его в 1916 году был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Во время обучения в университете начал научную работу в бывшей лаборатории Лебедева П.Н. под руководством П.П.Лазарева. В 1919 году успешно сдал магистерские экзамены и был зачислен в штат в должности ассистента. Профессор в Московском университете с 1930 года. С 1932—1933 Заведующий кафедрой теплофизики физического отделения. Профессор в Московском университете с 1934 года. С 1933—1973 — Заведующий кафедрой теплофизики/молекулярной физики. В 1937—1946 годах —декан физического факультета МГУ и директор Научно-исследовательского института физики Московского университета. В этот период по его инициативе на физическом факультете МГУ создаётся ряд новых кафедр, в том числе кафедра математики. В 1944 году вступил в открытый конфликт с И.Е.Таммом и противодействовал его избранию на должность заведующего кафедрой теоретической физики физического факультета МГУ. На его стороне было консервативное большинство Учёного Совета. Это противостояние привело к критической ситуации, когда было написано письмо 14 академиков. Создавшаяся ситуация получила развитие в июле 1944 года, когда В.М.Молотову было написано письмо четырёх академиков, в котором учёные за подписью академика А.Ф.Иоффе призывали заменить А.С.Предводителева. В 1946 году А.С.Предводителев был заменён на С.Т.Конобеевского. С 1938 года параллельно заведует лабораторией по физике горения Энергетического института Академии Наук СССР. Инициатор создания на физическом факультете кафедры радиоактивности и атомного ядра в 1940 году. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 27 декабря 1973 года.
Predvoditelevгроб (525x700, 558Kb)
А.С.Предводителев похоронен в Москве на Введенском кладбище (1 участок).
После его кончины с 1973 года кафедрой молекулярной физики физического факультета стал заведовать его сын Анатолий Александрович Предводителев.
Научная работа
Основные работы относятся к области молекулярной физики, гидродинамики и физики тепла, к вопросам исследования процессов горения, распространения волн в жидких и газовых средах, проблемам газовой динамики реагирующих сред, физическим свойствам жидкостей и другим. Принимал участие в теоретических и экспериментальных исследованиях процесса горения. Разработал широко применяемую в технике теорию гетерогенного горения, установившую связь между химическими и физическими процессами, обусловливающими горение углерода. В области гомогенного горения создал весьма плодотворный метод, развивающий идеи В.А.Михельсона. Разработал метод описания акустической дисперсии в жидкостях и газах, оказавшийся весьма эффективным при решении многих задач физической акустики.
В 1957—1962 годах создал многотомные подробные «Таблицы термодинамических функций воздуха», содержащие значения газодинамических и термодинамических величин для воздуха при температурах до 20 000° К и давлениях от 0,001 до 1000 атм.
Инициатор издания и автор ряда статей в сборнике «Очерки по развитию физики в России».
Публикации
Опубликовал 3 монографии и около 200 статей. Книги: Процесс горения угля. Механизм горения углерода и пути интенсификации сжигания твёрдых топлив / Под редакцией А.С.Предводителева. — Москва-Ленинград : ГОНТИ, 1938. — 132 страницы; Предводителев А.С., Хитрин Л.Н., Цуханова О.А., Колодцев X.И., Гроздовский М.К. Горение углерода. — Москва; Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1949; Таблицы термодинамических функций воздуха (для температур от 6000° до 12 000 °K и давлений от 0,001 до 1000 атм.). — Москва : Издательство Академии Наук СССР, 1957 (совместно с Е.В.Ступоченко, И.П.Стахановым, Е.В.Самуйловым, А.С.Плешановым, И.Б.Рождественским); Таблицы термодинамических функций воздуха (для температур от 12 000° до 20 000 °K и давлений от 0,001 до 1000 атм.). — Москва : Издательство Академии Наук СССР, 1959 (совместно с Е.В.Ступоченко, Е.В.Самуйловым, А.С.Плешановым, И.Б.Рождественским); Таблицы газодинамических и термодинамических величин потока воздуха за прямым скачком уплотнения. — Москва : Издательство Академии Наук СССР, 1959 (совместно с Е.В.Ступоченко, Е.В.Самуйловым, А.С.Плешановым, И.Б.Рождественским); Графики термодинамических функций воздуха. — Москва : Издательство Академии Наук СССР, 1960 (совместно с Е.В.Ступоченко, Е.В.Самуйловым, А.С.Плешановым, И.Б.Рождественским). Статьи: О связи между теплопроводностью, теплоёмкостью и вязкостью для жидких тел. // Журнал экспериментальной и теоретической физики, 1934, том 4, выпуск 1; Предводителев А.С., Цуханова О.А. Горение стенок угольного канала при вынужденной диффузии кислорода // Журнал технической физики. — 1940. — Том 10. — № 13. — Страницы 1113—1120; Предводителев А.С. К теории процесса выгорания угольного канала // Журнал технической физики. — 1941. — Том XI. — № 10. — Страницы 893—901; Предводителев А.С. К вопросу о газообразовании при горении угля в слое // Известия Академии Наук СССР. Отделение технических наук. — 1947. — № 10. — Страницы 1329—1340; Предводителев А.С. О законе Аррениуса в химической кинетике газовых реакций // Доклады Академии Наук СССР. — 1947. — Том 57. — № 7. — Страницы 685—688; О флуктуациях и статистических системах // Вестник Московского университета, 1948, № 4; Предводителев А.С. О молекулярно-кинетическом обосновании уравнений гидродинамики // Известия Академии Наук СССР. Отделение технических наук, 1948, № 4, страница 545; Предводителев А.С. О тепловом движении в конденсированных средах и об их уравнении состояния // Вестник Моск. университета, серия «Физика», 1949, № 3, страница 49; Предводителев А.С. О скоростях химических реакций в турбулентных потоках (основные положения теории) // ИФЖ. — 1960. — Том 3. — № 11. — Страницы 3-10. Награды и премии: Орден Ленина (1945, 1955, 1972); Орден Трудового Красного знамени (4 ноября 1944) — за выдающиеся заслуги в деле подготовки специалистов для народного хозяйства и культурного строительства; Орден Трудового Красного Знамени (1940); Орден Трудового Красного Знамени (1961); Орден Красной Звезды (1945); Медаль «За оборону Москвы»; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Сталинская премия II степени (1950) — за теоретические и экспериментальные исследования процесса горения углерода, изложенные в монографии «Горение углерода» (1949); Благодарность Маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского и члена Военного совета фронта генерала армии К.Ф.Телегина (1944) — за техническую помощь, оказанную НИИ физики в организации фронтовой лаборатории и выделение для неё стиллоскопа. Литература: Предводителев Александр Саввич — статья из Большой советской энциклопедии; Московский университет в Великой Отечественной войне. — 4-е, переработанное и дополненное. — Москва : Издательство Московского университета, 2020. — Страницы 68, 92, 93, 96, 99, 100. — 632 страницы. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-19-011499-7; Храмов Ю.А. Предводителев Александр Саввич // Физики : Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Москва : Наука, 1983. — Страница 221. — 400 страниц. — 200 000 экземпляров; Базаров И.П., Соловьёв А.А. Александр Саввич Предводителев. — Москва: Издательство МГУ, 1985. — 158 страниц.

Pinto Colvig (589x700, 156Kb)
1892
Пинто Колвиг (Pinto Colvig)
американский актёр озвучивания, клоун, карикатурист. Наиболее известен созданием образа клоуна Бозо и озвучиванием Гуфи (с 1932 по 1965 год). Вэнс ДеБар Колвиг (настоящее имя актёра) родился в городке Джексонвилл, штат Орегон, США. Был одним из пятерых детей в семье судьи Уильяма Мейсона Колвига (1845—1936) и его жены, Аделаиды Бёрдсей (1856—1912). Окончил Орегонский сельскохозяйственный колледж (ныне — Университет штата Орегон). С 1916 года работал в Сан-Франциско в «Animated Film Corp» — компании, занимавшейся производством мультфильмов. С 1925 года стал озвучивать мультфильмы, взяв псевдоним «Пинто» из-за своего конопатого лица, его самыми яркими ролями стали кролик Освальд (в 1930—1931 годы), Гуфи (с 1932 по 1965 год), поросёнок Наф-Наф (с 1933 по 1941 год), лай Плуто (с 1931 по 1961 год), соперник моряка Попая — Блуто (в 1939—1940 годы). Пинто Колвиг всю жизнь был заядлым курильщиком, и при этом одним из первым начал пропагандировать предупреждающие о вреде курения надписи и изображения на пачках сигарет. Колвиг скончался от рака лёгких в округе Вудленд-Хиллз Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 3 октября 1967 года. Похоронен на кладбище Святого креста в городке Калвер-Сити, штат Калифорния, США. Награды (посмертные): 1993 — Легенда Диснея в категории «Озвучивание мультфильмов»; 28 мая 2004 — включён в Международный зал славы клоунов.
Личная жизнь
Пинто Колвиг был женат дважды: Маргарет Бёрк Славин, с 1916 по 1950 год, смерть супруги. Пятеро сыновей: Вэнс (1918—1991), актёр кино и телевидения; Уильям Мейсон (1920—1992); Баингтон Форд (1921—1996); Бёрк Л. (1922—1985); Кортни Икс. (1931—1990); Пегги Бернис Эллари, с 1952 по 1967 год, смерть актёра. Детей нет.
Избранная фильмография
Озвучивание Гуфи: 1942 — Привет, друзья! / Saludos Amigos; 1946 — Рыцарь на один день / A Knight for a Day; 1946 — Двойной дриблинг / Double Dribble; 1947 — Весёлые и беззаботные / Fun and Fancy Free; 1950 — Моторомания / Motor Mania; 1951 — Не курить / No Smoking4 1952 — Папа против льва / Father’s Lion; 1952 — Две недели отпуска / Two Weeks Vacation. Прочие работы: 1933 — Три поросёнка / Three Little Pigs — Наф-Наф; 1936 — Три волчонка / Three Little Wolves — Наф-Наф; 1937 — Белоснежка и семь гномов / Snow White and the Seven Dwarfs — гномы Ворчун и Соня; 1939 — Волшебник страны Оз / The Wizard of Oz — озвучивание одного из жевунов; 1942 — Blitz Wolf — сержант Свин; 1944 — Три кабальеро / The Three Caballeros — птица Аракуан; 1947 — Очень большая канарейка / King-Size Canary — Кот; 1948 — Микки и тюлень / Mickey and the Seal — Плуто; 1949 — Деревенская Красная Шапочка / Little Rural Riding Hood — Деревенский Волк; 1959 — Спящая красавица / Sleeping Beauty — приспешник Малефисенты; 1965 — Человек из Баттон-Уиллоу / The Man from Button Willow — озвучивание разных персонажей.

1893
Александр Федорович Андреев
советский изобретатель, разработавший первый в мире ранцевый ракетный аппарат на жидкостном реактивном двигателе. Родился в городе Колпино, Царскосельский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя. Получил среднетехническое образование. С начала 1920-х годов проживал в Ленинграде. В 1919 году разработал первый в мире ранцевый ракетный аппарат на жидкостном кислородно-метановом топливе реактивном двигателе для полета на расстояние до 20 км. Проект был направлен в Совнарком, а из него перенаправлен в Комитет по делам изобретений. Заявка на патент, получив критический отзыв, была отклонена. В 1925 году подал новый, переработанный вариант заявки. После положительного отзыва эксперта и дальнейшей переделки текста, в 1928 году ему был выдан патент на изобретение. Внёс большой вклад в отечественное реактивное ракетостроение. Скончался в блокадном Ленинграде от дистрофии 15 декабря 1941 года. Литература: Рынин Н.А. Межпланетные сообщения, выпуск 4, Ленинград, 1929; Рынин Н.А. Межпланетные сообщения, выпуск 5, Ленинград, 1929; Рынин Н.А. Межпланетные сообщения, выпуск 9, Ленинград, 1932; Борисов Л.П., Сахаров А.Н. На пути к освоению космоса //. Вопросы истории, 1963, № 4, страницы 28-49; Бирюков Ю.В. 50 лет со времени разработки А.Ф.Андреевым проекта ракетного индивидуального летательного аппарата (1921 г.) // Из истории авиации и космонавтики. Выпуск 12, Москва, 1971, страницы 14-16; Баженов В.И. и др. Экспериментальные исследования демпфирования колебаний жидкости в баках // Идеи К.Э.Циолковского и современные проблемы ракетной и космической техники (труды ХVI чтений К.Э.Циолковского. Секция «Проблемы ракетной и космической техники»), Москва, 1982, страницы 99-105; Индивидуальные ракетные двигательные установки // Космонавтика: энциклопедия. Москва, 1985, страницы 134—135; Глушко В.П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. 3-е издание, Москва, 1987; Описание летательного аппарата с реактивным движителем. К патенту А.Ф.Андреева, заявленному 18 февраля 1921 года (заяв. свид. № 3255). Ленинград, (1928); Андреев Александр Федорович. 11 сентября 1893 г. рождения, место рождения г. Колпино… // Выписка из карточки формы «А», выданная жилищным производственно-эксплуатационным трестом жилищного управления Василеостровского района г. Ленинграда от 15 июля 1939 г.; запись акте о смерти № 4956 от 15 декабря 1941 г. на Андреева Александра Федоровича // Справка № 31 Отдела ЗАГС Василеостровского райсовета города Ленинград от 23 мая 1989 г.; Справки Треста жилищного хозяйства № 1 Жилищного управления и ЗАГС Василеостровского райисполкома города Ленинграда от 15 июля 1985 г. и 23 мая 1989 г. Архив С.В.Голотюка, досье «А.Ф.Андреев»; ЛОГАВ. Фонд Р-4476, опись 6, дело 3809; ЦГАОР, фонд 130, опись 3, дело 1043; ЛОГАВ, фонд Р-3685, опись 2, дело 35.

Оленич-Гнененко (499x700, 193Kb)
1893
Александр Павлович Оленич-Гнененко
русский советский писатель, переводчик, общественный деятель. Родился в селе Кегичёвка, Константиноградский уезд, Полтавская губерния, Российская империя, в семье, известной пристрастием к литературе — его отец занимался журналистикой, выпустил поэтический сборник под псевдонимом «Михаил Бродяга», дядя писал на русском и украинском языках. Александр в самом начале XX века с отцом переезжает в Сибирь. Окончил гимназию в Омске (1912). Экстерном сдал экзамены в Харьковский университет, в годы революции и Гражданском войны примкнул к большевикам, вступил в ВКП(б). В те же годы он оказался в Западной Сибири. В 1920 году член Омского губернского комитета по всеобщей трудовой повинности. В 1921 году был управляющим делами в Омской губернии. Здесь он прожил прожил до 1931 года, после чего переехал в Ростов-на-Дону. Участник Великой Отечественной войны. Умер в городе Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР, 13 марта 1963 года. Награды: Орден Трудового Красного Знамени (1953); Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Оленич-Гнененкодоска (700x525, 325Kb)
Мемориальная доска Оленичу-Гнененко в Ростове-на-Дону.
Творчество
Александр Оленич-Гнененко писал стихи, издавал поэтические сборники (гражданская и пейзажная лирика, детская поэзия), но наибольшую известность приобрел как переводчик. Его перевод «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, вышедший в 1940-м году, выдержал четыре переиздания. Кроме того, Александр Оленич-Гнененко переводил Эдгара Аллана По, украинских поэтов (в том числе Тараса Шевченко). В конце жизни работал над воспоминаниями. Литература: Оленич-Гнененко А.П. Душевое потребление населения города Западной Сибири сравнительно с данными по городу Саратову. Омск. 1916; Оленич-Гнененко Александр Павлович. Материалы к словарю «Русские писатели Сибири XX века». Н.Н.Яновский. Новосибирск. 1997; Энциклопедия Омской области. Том 2. Омск. 2010; Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник. Выпуски 1 и 2 / [Составители: Д.И.Руманова, Д.К.Жак и другие.]. — Ростов на Дону : Типография издательства «Молот», 1948. — Страницы 72—74. — 112 страниц. — (Рост. гос. науч. б-ка им. К. Маркса). — 2500 экземпляров; Оленич-Гнененко А.П. Душевое потребление населения города Западной Сибири сравнительно с данными по городу Саратову - Омск, 1916; Оленич-Гнененко А.П. Краткие руководящие указания по вопросу о производстве переписи населения и исчисления потребительных норм в связи с введением карточной системы / составитель А.П.Оленич-Гнененко ; Всероссийский союз городов, Западно-Сибирский областной комитет - Омск : Печатня "Степной край" П.Варушкина, 1917; Руманова Д.И. Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник / [Под редакцией Л.П.Громова]. — Ростов н/Д., 1958. — Страницы 91—96. — 160 страниц. — (Ростовская государственная научная библиотека имени К.Маркса); Писатели Дона: Биобиблиографический сборник / [Составитель Г.Г.Тягленко]. — Ростов на Дону: Книжное издательство, 1976. — Страницы 179—183. — 288 страниц. — 10 000 экземпляров; Писатели Дона: Биобиблиографический указатель/ [О.И.Кузина и другие.]. — издание 2-е, исправленное и дополненное. — Ростов на Дону: Книжное издательство, 1986. — Страницы 244—248. — 416 страниц — 20 000 экземпляров.

[583x699]
1894
Александр Петрович Довженко (украинское имя — Олександр Петрович Довженко)
украинский советский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург. Основоположник украинского советского киноискусства. Народный артист РСФСР (1950), лауреат Ленинской (1959, посмертно) и двух Сталинских премий (1941, 1949).
Детство
Родился в многодетной крестьянской семье на хуторе Вьюнище Сосницкий уезд, Черниговская губерния, Российская империя (ныне — в черте посёлка городского типа Сосница Черниговской области, Украина). Предки Довженко — полтавские чумаки, поселившиеся в Соснице в середине XVIII века. Первый из Довженко, о котором известно из документов — Карп, родился в начале 1760-х годов. Сын Карпа Довженко — Григорий родился в 1786 году. Тарас Григорьевич Довженко (прадед Александра Петровича), от которого пошло сосницкое прозвище Довженко — Тарасовичи — в 1812 году. Имел двух сыновей — Семёна и Самуила. Сын Семёна Тарасовича — Пётр Семёнович — отец Александра Петровича Довженко. Прадед Тарас был прекрасным рассказчиком. Как домашний наставник, он имел большое влияние на развитие маленького Сашка. Отец и мать были неграмотны. Из 14 детей выжило только двое — Александр и его сестра Полина, ставшая врачом. Чтобы собрать деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли. С восьми лет Довженко учился в приходском училище, а по его окончании в Сосницком городском училище, которое считалось «высшим начальным». Учёба давалась легко — он был отличником. Много читал.
Юность
В 1911 году поступил в Глуховский учительский институт (ныне Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко), но не потому, что стремился стать учителем, а потому, что имел право сдавать туда экзамены, да и стипендия там была 120 рублей в год. Здесь он оказался самым молодым среди студентов и здесь, по его словам, перестал верить в Бога. На квартире товарищей тайком от педагогов познакомился с украинскими изданиями «Литературно-научный вестник» и «Нова Рада». По окончании института в 1914 году преподавал естествознание и гимнастику, а позже из-за недостатка учителей — физику, географию, историю во Втором Житомирском высшем начальном училище. Через несколько лет Первой мировой войны уже не кричал «ура» и не бросал цветы в раненых и смотрел на них «с тоскою и стыдом».
«Украинское сепаратистское буржуазное движение казалось мне в ту пору самым крайним революционным движением, самым левым, следовательно, самым лучшим: чем правее — тем хуже, что левее — тем лучше. О коммунизме я ничего не знал, и если бы меня спросили тогда, кто такой Маркс, я ответил бы, что это, пожалуй, издатель различных книг. <…> Таким образом, я вошёл в революцию не в ту дверь.» — Из «Автобиографии» Довженко
Свержение самодержавия в 1917 году встретил с «огромною стихийною радостью», но, пересмотрев юношеские взгляды, назвал это ослеплением людей, «вышедших из погреба», которых отличало «полнейшее отсутствие нормального, здорового политического образования, отсутствие малейшего представления о борьбе классов и партий вообще…» В июне 1917 года перенёс тяжёлую операцию и больше месяца пролежал в больнице. 15 июля 1917 года Житомирское уездное по воинской повинности присутствие определило его неспособным для военной службы. Чтобы получить высшее образование, в сентябре 1917 года поступил на экономический факультет Киевского коммерческого института (ныне Киевский национальный экономический университет) и в том же году — в Академию художеств. Одновременно перевёлся учительствовать в Седьмое Киевское высшее начальное училище. По его словам, учился плохо, поскольку «не было времени».
В годы революции и Гражданской войны
С конца 1917 года Довженко служил в рядах армии Украинской Народной Республики. Старшая сестра его первой жены рассказывала Борису Антоненко-Давидовичу, как «Довженко в конце 1917 или в начале 1918 года заходил к ним в серой шапке со шлыком, принадлежа к куреню Чёрных гайдамаков, участвовавших в штурме киевского „Арсенала“» (спустя одиннадцать лет Довженко изобразит эти события в фильме «Арсенал», но уже по другую сторону баррикад). Когда была установлена власть большевиков, вынужден был отступить в составе войск УНР в Житомир и уже потом вернулся в Киев. В 1918 году, будучи председателем общины коммерческого института, организовал общестуденческий митинг против призыва в ряды гетманской армии. Участники демонстрации были разогнаны, около двадцати убиты, многие ранены. Академию художеств он так и не окончил, а институт, по его словам, посещал до 1920 или 1921 года. В конце 1918 года Довженко преподавал в школе старшин армии Украинской Народной Республики в Житомире историю Украины и эстетику. 25 августа 1919 года был арестован Волынской губчека по подозрению в разведывательной деятельности в пользу армии УНР, в конце 1919 года освобождён по просьбе деятелей Украинской коммунистической партии (боротьбистов). С декабря 1919 года по апрель 1920 года служил в Волынском губвоенкомате и преподавал историю и географию в школе Красных командиров при штабе 44-й стрелковой дивизии в Житомире. По совету В.М.Эллана-Блакитного в начале 1920 года вступил в ряды «боротьбистов». В апреле 1920 года был принят в Коммунистическую партию большевиков Украины и назначен заведующим Житомирской партийной школой, но вскоре попал в польский плен, где его подвергли, как он писал, условному расстрелу холостыми. Ему удалось бежать.
Дипломат и художник
После установления советской власти Довженко работал секретарём Киевского губернского отдела народного образования, комиссаром Театра имени Тараса Шевченко, заведующим отделом искусств в Киеве. В апреле 1921 года он был вызван в Харьков и по приказу Наркомата иностранных дел принят на должность заведующего общим отделом Полномочного представительства Украинской ССР в Польше. Прибыв в Варшаву, Довженко возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными, а затем был назначен управляющим делами представительства. В начале февраля 1922 года его перевели на работу в Берлин секретарём консульского отдела представительства Украинской ССР в Германии.
Dovzenko_Berlin (503x700, 265Kb)
Мемориальная доска на Бисмаркштрассе, 69 в Берлине
13 февраля 1922 года Довженко подал в германское посольство в Варшаве заявку на получение вида на жительство в Германии. Как показывают немецкие документы, власти Германии с недоверием отнеслись к запросу «украинского гражданина Довженко», подозревая в нём «радикального сторонника коммунистического движения». Впрочем, в апреле того же года трёхмесячный вид на жительство был выдан, и Довженко приехал в Берлин, поселившись сначала в доме № 69 по Бисмаркштрассе, а затем перебравшись в берлинский район Вильмерсдорф, на Падерборнер штрассе, 9. По истечении срока пребывания Комиссариат по наблюдению за общественным порядком 24 июля 1922 года сообщил, что за Довженко не числится «ничего предосудительного», и вид на жительство был продлён на год. Вскоре ЦК КП(б)У принял решение отозвать его из консульского отдела, однако Довженко подал заявление с просьбой разрешить ему остаться на один год за рубежом для обучения. Получив в качестве стипендии 40 долларов от Наркомпроса Украинской ССР, Довженко обучался в частной художественной школе Вилли Якеля, где усвоил палитру живописного экспрессионизма. Летом 1923 года был отозван на Украину. В августе 1923 года Довженко вернулся в Харьков, который тогда был столицей Украины. Вскоре при содействии Василия Эллана-Блакитного он устроился в редакцию газеты «Известия ВУЦИК» публицистом-карикатуристом и художником-иллюстратором. Его карикатуры и дружеские шаржи с подписью «Сашко» часто появлялись в других изданиях. Довженко посещал все спектакли Театра имени И.Франко, интересовался работой театров Мейерхольда и Курбаса и даже мечтал поставить спектакль. Он представлял себе театр как яркое, красочное действо, как самое условное и выразительное лицедейство, как искусство контрастов. Тем не менее увлечение театром скоро прошло. Довженко был тесно связан с влиятельным в то время и ориентированным на кино литературным объединением «Гарт», созданным в январе 1923 года. Творческими и идейными вдохновителями «Гарта» были Эллан-Блакитный и Майк Йогансен. После распада «Гарта» Довженко сотрудничал с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ. Продолжая работать художником, он присматривался к киноискусству. В 1924 году группой художников «Гарт» под руководством А.Довженко проводились эксперименты по созданию штриховой мультипликации. С 1925 года сотрудничал со Всеукраинским фотокиноуправлением (ВУФКУ) как плакатист и переводчик титров, создал рекламные киноплакаты («Трипольская трагедия», «Синий пакет», «Борьба гигантов»).
[700x395]
Первые шаги в кино
В 1926 году Довженко начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Юрий Яновский, который стал главным редактором кинофабрики, принял его сценарий фильма для детей «Вася-реформатор». Режиссёр Фауст Лопатинский неожиданно забросил съёмки, и директор Одесской кинофабрики Павел Нечеса предложил Довженко закончить фильм. На съёмках он познакомился с Даниилом Демуцким, тогда ещё помощником оператора, который станет его единомышленником и соратником. Едва закончив работу над «Васей-реформатором», Довженко приступил к съемкам короткометражного фильма «Ягодка любви», сценарий которого он придумал и написал за несколько вечеров. Это была наполненная трюками эксцентрическая комедия в двух частях, снятая в Ялте за две недели. Весной 1927 года закончилось производство фильма «Сумка дипкурьера». В нём Довженко попробовал себя и как актёр — сыграл кочегара. В печати появились первые положительные отзывы.
Расцвет кинокарьеры
Как об интересном и самобытном мастере Довженко заявил о себе в 1928 году фильмом «Звенигора», где эпизоды украинской истории переплетались со сценами Гражданской войны, где сочетались революционный эпос, сатира и лирика. По мнению критиков, «Звенигора» ознаменовала рождение украинского кино как искусства. Позже режиссёр рассказывал:
«Я не сделал картину, а пропел её, как птица. Мне хотелось раздвинуть рамки экрана, уйти от шаблонной повествовательности и заговорить языком больших обобщений.»
В 1929 году Довженко снял «Арсенал» — историю восстания рабочих киевского завода в 1918 году. Тогда он сам принимал участие в тех волнениях и защищал Центральную раду в составе армии Украинской народной республики. В своей автобиографии Довженко писал, что задача, которую он ставил на съёмках «Арсенала», была «сугубо политической, партийной» — показать классовую борьбу с рабочей стороны баррикад, то есть глазами тех, против кого он в реальности выступал. В этом фильме Довженко продолжил создание своего уникального языка на стыке поэтического и реалистического кино. По размаху и эпичности действия «Арсенал» не уступает «Звенигоре» — массы людей, множество рядовых смертей и одна грандиозная в финале фильма, когда герой с обнажённой грудью принимает удар врага. В 1930 году вышел фильм «Земля», в котором Довженко новаторским киноязыком рассказал о борьбе за коллективизацию, о социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни. Фильм был подвергнут серьёзной критике за «биологизм», «пантеизм», «натурализм», «идеализм» и «абстрактный гуманизм». В апреле 1930 года постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) его демонстрация была приостановлена «впредь до внесения Культпропом ЦК ВКП(б) соответствующих поправок в картину, исключающих порнографические и иные, противоречащие советской политике элементы».
DovzhenkoИван_1932 (700x434, 161Kb)
Довженко на съёмках фильма «Иван». 1932
Полный вариант фильма с крестьянами, заправляющими радиатор трактора собственной мочой, и обнажённой невестой убитого комсомольца вышел в широкий прокат спустя сорок лет. В 1958 году во время Всемирной выставки в Брюсселе в результате опроса ста кинокритиков и киноведов фильм «Земля» был признан одним из десяти лучших фильмов, созданных за все годы существования киноискусства. В 1932 году первый звуковой фильм Довженко «Иван» о строительстве Днепрогэса вызвал на Украине крайне негативную реакцию. В нём впервые возникла тема необратимого слома многовекового народного уклада, символом которого стал образ плотины, преградившей движение реки по извечному пути. В 1933 году по распоряжению Сталина Довженко переехал в Москву. В апреле 1934 года он написал Сталину письмо, предложив ему послушать сценарий нового фильма «Аэроград». Сталин принял его «ровно через двадцать четыре часа после того, как письмо было опущено в почтовый ящик»:
«Сталин так тепло и хорошо, по-отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, что мне показалось, будто он давно и хорошо меня знает. И мне стало легко… Я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона нашего дела. Расспрашивая меня о Дальнем Востоке, товарищ Сталин спросил, могу ли я показать на карте место, где я бы построил город, если бы был не режиссёром, а строителем. Мне показалось, что сама идея создания совершенно нового города на Дальнем Востоке, пусть даже в экранной проекции представлялась моим собеседникам весьма заманчивой… Я ушёл от товарища Сталина с просветлённой головой, с его пожеланием успеха и обещанием помощи.»
Сталин обязал Управление военно-воздушных сил оказать режиссёру всяческое содействие и лично следил за ходом съёмок «Аэрограда». Вождю понравился этот оборонный фильм, в котором главные герои противостояли японским шпионам-диверсантам и их агентам-кулакам. Он сделал лишь одно замечание: «Только старик-партизан говорит у вас слишком сложным языком, речь таёжника ведь проще». Впоследствии Сталин не раз приглашал Довженко к себе на просмотр новых фильмов, интересовался его мнением о них, консультировался с ним.
В марте 1935 года по поручению Сталина Главное управление кинофотопромышленности премировало его персональным автомобилем. Тогда же в числе ведущих кинорежиссёров он был награждён орденом Ленина. При вручении награды на заседании Центрального Исполнительного Комитета СССР Сталин сказал: «За ним долг — украинский Чапаев».
Работа над фильмом «Щорс» продолжалась четыре года. Сталин принял его, не сделав ни одного замечания. После просмотра он повёз Довженко домой, и они долго гуляли по ночным улочкам старого Арбата. «Щорс» вышел на экраны в 1939 году и с успехом обошёл кинотеатры страны, хотя и был принят не так восторженно, как «Чапаев». В 1941 году Довженко получил за этот фильм Сталинскую премию I степени. Осенью 1939 года, после присоединения Западной Украины к СССР Довженко был командирован в Галицию на съёмки фильма об «освободительном походе» Красной Армии. Фильм «Освобождение украинских и белорусских земель от гнёта польских панов и воссоединение народов-братьев в единую семью» вышел на экраны 25 июля 1940 года на русском и украинском языках. 16 октября 1940 года Довженко был назначен художественным руководителем Киевской киностудии художественных фильмов.
В мае 1941 года на расширенном совещании по кино, созванном по инициативе ЦК ВКП(б), он выступил с резкой критикой системы руководства отраслью и выдвинул предложение о децентрализации управления и расширении прав республиканских киностудий и кинематографий союзных республик. В предвоенный период работал над воплощением «Тараса Бульбы». Проект не был реализован. Актёр Николай Дупак вспоминал:
«В июне 1941 мне было 19 лет, и я снимался в роли Андрея в кинофильме «Тарас Бульба» у Довженко. Началась война. Ещё несколько дней мы собирались сниматься, но потом началась запись в народное ополчение. В него, кроме меня, вступили и сам Александр Петрович, и Борис Андреев, и Пётр Алейников. Отправили нас под Новоград-Волынский.» — Из воспоминаний Николая Дупака
В июле 1941 года Довженко приказали эвакуироваться, и он вместе с женой, Юлией Солнцевой, выехал в Уфу, а осенью переехал в Ашхабад, куда была эвакуирована Киевская киностудия. Вскоре он всё же добился призыва в действующую армию в качестве военного корреспондента. В феврале 1942 года в звании полковника его направили на Юго-Западный фронт, где он писал рассказы, статьи, тексты для листовок. На следующий день после публикации в газете «Красная звезда» его рассказа «Ночь перед боем» в редакцию позвонил секретарь ЦК ВКП(б): «Передайте Довженко благодарность Сталина за рассказ. Он сказал народу, армии то, что теперь крайне необходимо было сказать». В годы войны Довженко также снял два документальных фильма — «Битва за нашу Советскую Украину» (1943) и «Победа на Правобережной Украине» (1945). Историк кино Джей Лейда отмечал, что в «Битве за нашу Советскую Украину» Довженко использовал материал, который «в руках любого другого режиссёра выглядел бы недопустимо чуждым теме фильма»:
«Величайший в истории киноискусства поэт и философ Александр Довженко, приняв художественное руководство над созданием большой документальной киноэпопеи, внёс в этот, казалось бы, давно сложившийся жанр художническую страстность, опрокинувшую все выработанные устои.» — Джей Лейда, «Из фильмов — фильмы» 1966
Летом 1943 года Довженко написал киноповесть «Украина в огне», рассказав правду о советском бюрократизме и халатности, которые в военное время привели к гибели на Украине сотен и тысяч неповинных людей. Сталину повесть не понравилась. Она была запрещена для печати и для постановки с формулировкой, что «это вылазка против нашей партии, против Советской власти, против колхозного крестьянства, против нашей национальной политики». В феврале 1944 года Довженко был освобождён от должности художественного руководителя Киевской киностудии и назначен режиссёром «Мосфильма». В 1945 году по приглашению армянских кинематографистов под его художественным руководством был снят документальный фильм «Страна родная». В титрах Довженко по его личной просьбе значится только автором дикторского текста, однако текстом его роль не ограничилась. Фильм был смонтирован и даже доснят по его указаниям. В Москве, несмотря на опалу, Довженко позволили поставить фильм о жизни садовода-селекционера Ивана Мичурина «Жизнь в цвету». Съёмки совпали с кампанией по разоблачению генетики и «вейсманистов-морганистов». После реплики Сталина «Лысенко — это Мичурин сегодня» фильм должен был показать Мичурина как предшественника Лысенко. Во время работы у Довженко случился инфаркт. В попытках удовлетворить требования цензуры сценарий переписывался, фильм переснимался и перемонтировался и вышел на экраны только в 1949 году под названием «Мичурин». Искалеченный в угоду идеологии, фильм всё же стал новым этапом в формировании биографического жанра в советском киноискусстве, картине была присуждена Сталинская премия II степени.
Dovzenkoгроб (525x700, 450Kb)
Могила А.П.Довженко на Новодевичьем кладбище
Драматичной оказалась и судьба последней работы режиссёра — фильма «Прощай, Америка!» по мотивам книги «Правда об американских дипломатах» Аннабеллы Бюкар, сотрудницы посольства США, попросившей в 1949 году политического убежища в СССР. Довженко пытался снять идеологически выдержанный агитационный памфлет, однако посреди съёмок фильм был снят с производства со следующей мотивировкой: «международная политика вошла в такую стадию, на которой он был уже не нужен». С 1949 года Довженко преподавал во ВГИКе, продолжал работать над сценариями будущих фильмов и приступил к написанию романа-эпопеи «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории. Осенью 1951 года он побывал на строительстве Каховской гидроэлектростанции на Днепре и под впечатлением от увиденного решил снять фильм, посвящённый силе человеческого духа. Работа над сценарием продолжалась пять лет. Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкино, накануне первого съёмочного дня фильма «Поэма о море». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Вдова кинорежиссёра Юлия Солнцева передала архив Довженко в Российский государственный архив литературы и искусства.
Дело «Запорожец» ОГПУ — НКВД — НКГБ — МГБ
С 1928 по 1946 год Довженко находился под пристальным наблюдением органов госбезопасности как Украины, так и СССР, что следует из рассекреченных агентурно-оперативных материалов дела-формуляра «Запорожец» ОГПУ — НКВД — НКГБ — МГБ. Режиссёра «разрабатывала» многочисленная агентура в основном из творческой среды и близкого окружения — коллег, друзей и приятелей и даже его односельчанин Василий Потиенко, один из лидеров Украинской автокефальной православной церкви 1920-х годов, осведомитель ОГПУ — НКВД «Сорбонин». Среди осведомителей были близкий друг, писатель «Уманский», приятель, харьковский «митець» «Стрела» (по словам чекистов, «видный украинский писатель», бывший член ВАПЛИТЕ), композитор «Чёрный», писатель «Павленко», учёный «Философ», кинооператоры «Тимофеев» и «Самойлов», шофёр «Алексин» и многие другие.
«Знакомясь с этими наконец-то рассекреченными документами, мы должны постоянно помнить об их происхождении: это служебные записки, доносы, иногда писавшиеся под диктовку заказчика. <…> Таким образом, далеко не все приведённые факты являются истиной в последней инстанции и отнюдь не всё надо принимать на веру. «Документы врут как люди», — заметил как-то Юрий Тынянов. И был прав. Не следует забывать и о специфических обстоятельствах работы советских спецслужб: чаще всего их интересовала не информация, а диффамация, конечной целью которой становилось моральное преследование, а то и физическая ликвидация. Тут правда перемешана с ложью, а реальность уступает место измышлениям. Читая их, не будем забывать и о том, что за этими документами стоят живые люди, и они, естественно, разные, и отношение к Александру Довженко у них разное: одни уважали его и по возможности выгораживали, другие ненавидели и сознательно топили.» — Леонид Череватенко об агентурно-оперативных материалах дела, «Киноведческие записки», № 77, 2006 г. 17 июня 1940 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия, ознакомившись с делом «Запорожца», приказал взять его в более активную агентурную разработку, применив перлюстрацию корреспонденции, наружное наблюдение, прослушивание телефонных каналов и другие «литерные мероприятия». По заданию НКВД СССР для участия в разработке из Москвы в Киев приезжали кинематографисты «Гринвальд», «Альберт», «Верова», «Викторов», «Журналист». К «изучению» режиссёра был также привлечён «суперагент» советской спецслужбы Николай Глущенко («Художник», «Ярёма»), во время войны негласно числившийся в аппарате 4-го Управления НКГБ СССР. Дело Довженко велось по подозрению в участии в «украинском контрреволюционном националистическом подполье». Националистические настроения режиссёра особо подчёркивались в докладной записке НКВД УССР в Москву «Об активизации антисоветской деятельности националистических элементов среди работников фронта науки и культуры на Украине» от февраля 1941 года. Осведомители, в частности, отмечали, что Довженко «резко осуждает всю систему советского воспитания — школу, комсомол, общественные организации, цензуру в искусстве и „весь тон жизни“», догматику официальной идеологии, яростно и уничижительно критикует партийных и кинематографических чиновников, коллег-«трусов», воспевающих советскую действительность. Тем не менее режиссёр довольно долго продолжал пользоваться поддержкой властей.
Фильмография
Режиссёр: 1926 — Вася-реформатор (в соавторстве; считается утраченным); 1926 — Ягодка любви; 1927 — Сумка дипкурьера; 1928 — Звенигора; 1929 — Арсенал; 1930 — Земля; 1932 — Иван; 1935 — Аэроград; 1939 — Щорс; 1940 — Освобождение; 1940 — Буковина — земля украинская (документальный); 1943 — Битва за нашу Советскую Украину; 1944 — Победа на Правобережной Украине (документальный); 1945 — Страна родная (документальный; художественный руководитель и автор дикторского текста); 1948 — Мичурин; 1951 — Прощай, Америка! (не завершён). Сценарист: 1926 — Вася-реформатор; 1926 — Ягодка любви; 1940 — Освобождение; 1940 — Буковина — земля украинская (документальный); 1943 — Битва за нашу Советскую Украину; 1945 — Страна родная; 1945 — Победа на Правобережной Украине; 1951 — Прощай, Америка!; 1958 — Поэма о море (поставлен Ю.Солнцевой); 1960 — Повесть пламенных лет (поставлен Ю.Солнцевой); 1965 — Зачарованная Десна (поставлен Ю.Солнцевой). Библиография: Автобиография / 1939 года в декабре // Искусство кино : журнал. — 1958. — Май (№ 5). — Страницы 125—132; Отступник // Рассказ — Москва :Правда, 1942. — 8 страниц; 15 см. — (Из фронтовой жизни); Не хозяйничать немцам на Украине! — Москва :Госполитиздат, 1943. — 20 страниц; Великое товарищество; [Ночь перед боем; Украина в огне] // Рассказы. — Москва :Правда, 1942. — 40 страниц; На колючей проволоке: Рассказ / Александр Довженко. — Магадан: Советская Колыма, 1943. — 24 страницы; Жизнь в цвету // Киноповесть об И.В.Мичурине; Вступительная статья: В.Сутырин «Повесть о Мичурине». — Москва :Госкиноиздат, 1947. — 184 страницы; Жизнь в цвету // Об И.В.Мичурине / Пьеса в 4-х действиях, 12-ти картинах / А.Довженко. — Моска—Ленинград : Искусство, 1949. — 112 страниц; Избранное / Вступительная статья Н.С.Тихонова. — Москва :Искусство, 1957. — 611 страница; Поэма о море // режиссёрский сценарий. — Москва :Мосфильм, 1956. — 142 страницы; Зачарованная Десна //Автобиографическая повесть. — Москва :Правда, 1958. — 48 страниц; Повесть пламенных лет // Киносценарий. — Москва :Искусство, 1963. — 214 страниц; Лекции на сценарном факультете / Всесоюзный государственный институт кинематографии, Научно-исследовательский кабинет, Кафедра кинорежиссуры. — Москва : [бумага известковая], 1963. — 48 страниц; Земля: Книга-фильм // Кадры и сценарий фильма / Перевод с украинского — Москва : Бюро пропаганды советского киноискусства, 1966. — 186 страниц; Я принадлежу к лагерю поэтическому… // Статьи, выступления, заметки. — Москва : Советский писатель, 1967. — 403 страницы; Собрание сочинений: В 4 томах. / Институт истории искусств, Союз работников кинематографии СССР. Центр. архив литературы и искусства СССР. — Москва: Искусство, 1966—1969; Думы у карты Родины // Киноповести, рассказы, очерки, статьи; / Послесловие и комментарии К.П.Волынского. — Ленинград : Лениздат, 1983. — 463 страницы; Незабываемое (1941—1943) // Рассказы / Перевод с украинского; / Художник А.Данченко. — К.: Днiпро, 1985. — 198 страниц; Дневниковые записи. 1939—1956. — Харьков: Фолио, 2013. — 879 страниц. Премии и награды: 1934 — Особое упоминание фильма «Иван» среди фильмов советской кинопрограммы, удостоенной приза на МКФ в Венеции; 1935 — орден Ленина — за особые заслуги в области создания и развития советской кинематографии; 1940 — заслуженный деятель искусств Украинской ССР; 1941 — Сталинская премия I степени — за фильм «Щорс» (1939); 1943 — орден Красного Знамени; 1949 — Сталинская премия II степени — за фильм «Мичурин» (1948); 1949 — премия за лучший цветной фильм на IV МКФ в Марианских Лазнях (Чехословакия) — за фильм «Мичурин» (1948); 1949 — премия труда на II МКФ трудящихся в Готвальдове (Чехословакия) — за фильм «Мичурин» (1948); 1950 — народный артист РСФСР; 1954 — орден Трудового Красного Знамени; 1959 — Ленинская премия — за литературный сценарий фильма «Поэма о море» (посмертно).
DovzenkoПочтовая марка Украины (333x700, 235Kb)
Почтовая марка Украины. 100 лет со дня рождения Александра Петровича Довженко (1894—1956)
Дневники Довженко
Дневники Довженко впервые изданы в середине 1960-х годов в собраниях сочинений — сначала на украинском, а затем, почти одновременно, также и на русском языке. По свидетельству киноведа Сергея Тримбача, для поколения «шестидесятников» и тех, кто входил в жизнь вслед за ними, эти дневники стали культурной сенсацией. В 1970-х и 1980-х годах последовали переиздания с небольшими изменениями и дополнениями. Записи делились на две части — одни как записные книжки, другие — как собственно дневники. В 1990 году писатель Александр Пидсуха, редактор V тома украинского пятитомника 1966 года, опубликовал дневник уже без подобного разделения, отметив со слов Юлии Солнцевой, что это «полный текст дневниковых записей (1941—1956)». По воспоминанимям директора музея киностудии имени Довженко Татьяны Деревянко, все несданные в ЦГАЛИ материалы Юлия Солнцева хранила в сейфе, у себя в квартире на Кутузовском проспекте. Однажды они вместе сортировали записи по персоналиям, и Деревянко особенно запомнились две папки — «Сталин» и «Берия». Но после смерти Солнцевой следы этих папок затерялись. При этом в фонде Довженко в РГАЛИ есть три единицы хранения, связанные со Сталиным, две из которых были долгое время закрытыми. Закрытым был и весь текст дневника — Солнцева распорядилась, чтобы в течение 50 лет никто не мог пользоваться довольно большой частью архива Довженко. Опубликованные дневниковые записи выдавались лично Солнцевой или по её указанию. До 2009—2010 годов о полной публикации речи быть не могло. Полный — без изъятий — текст «Дневниковых записей (1939—1956)» Александра Довженко издан Харьковским издательством «Фолио» в 2013 году. Прежние публикации дневников начинались с записей 1943 или 1941 года (как в издании 1990 года). Вёл ли Довженко записи дневникового характера в 1920—1930-е годы, неясно. Рассказывая однажды о работе над фильмом «Земля», Юлия Солнцева заметила: «У меня сохраняются его дневниковые записи по фильму. Однако я не хочу их пока что печатать, как и многое другое». Позднее Деревянко опубликовала эти записи о работе над «Землёй». В фондах музея Киностудии имени Довженко сохранились несколько страниц дневника, переписанные её рукой. При подготовке дневника к печати сотрудники РГАЛИ в фонде Довженко ничего подобного не нашли. Что касается записей 1940-х годов, Пидсуха писал, что после заседания в ЦК ВКП(б) с участием Сталина, на котором киноповесть «Украина в огне» подверглась жесточайшей критике, «как рассказывает жена художника, Александр Петрович уничтожил три записных книжки». Как предполагает Сергей Тримбач, судьба других рукописей дневникового характера могла быть похожей:
«Над Довженко не раз сгущались тучи — и в начале 1930-х, и в 1937-м. Нетрудно представить, что в подобных случаях опасные свидетельства неблагонадёжности предавались огню. Ну и, наверняка, что-то погибло в оставленной Довженко и Солнцевой киевской квартире во время немецкой оккупации 1941—1943 годов.»
Многие из своих замыслов Довженко так и не успел реализовать: «Женитьба Капки» (1925), «Герои» (1926), «Потерянный и возвращённый рай» (1935), «Тарас Бульба» (1941), «Украина в огне» (1943), «Открытие Антарктиды» (1952), «В глубинах космоса» (1954). Вдова, режиссёр Юлия Солнцева, сняла по его сценариям фильмы «Поэма о море» (1958), «Повесть пламенных лет» (1960) и «Зачарованная Десна» (1964).
DovzenkoМемориальная_доска (700x466, 462Kb)
Мемориальная доска на улице Шелковичной, 10 в Киеве
Наследие и память
В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов было присвоено имя Александра Довженко. В 1960 году на здании киностудии и на доме № 10 по улице Шелковичной (бывшая Карла Либкнехта), где Довженко жил в 1935—1941 годах, были установлены мемориальные доски (скульптор Макар Вронский). В 1960 году в Соснице Черниговской области был открыт литературно-мемориальный музей Александра Довженко. В простой сельской хате до сих пор висит его колыбель.
DovzenkoПамятник (525x700, 381Kb)
Памятник А.П.Довженко в Новой Каховке
В 1964 году по случаю 70-летия со дня рождения на территории Киевской киностудии был установлен бюст Александра Довженко (скульптор Леонид Козуб), а на главном здании Одесской киностудии была открыта мемориальная доска. В 1965 году в Соснице на территории музея был установлен бюст Александра Довженко (скульптор Леонид Козуб). В 1966 году в издательстве «Искусство» вышел первый том четырёхтомного собрания сочинений Александра Довженко. В 1972 году учреждена Золотая медаль имени А.П.Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». В 1974 году в Соснице перед входом на территорию музея был установлен памятник молодому Довженко (скульптор Анатолий Фуженко). В 1994 году по случаю столетия со дня рождения режиссёра Указом президента Украины была учреждена Государственная премия в области кинематографии имени А.Довженко. В том же году Указом президента Украины был создан «Национальный центр Александра Довженко», в задачу которого входит сбор, хранение и популяризация украинских фильмов. В Новой Каховке (улица Ленина, 25) и в Берлине (Бисмаркштрассе, 69) на домах, где жил Довженко, установлены мемориальные доски. В 1994 году в честь кинорежиссёра назван астероид (4520) Довженко, открытый в 1977 году советским астрономом Н.С.Черных. В 2012 году в Новой Каховке в городском парке отдыха у Днепра открыт памятник Довженко (скульпторы — Николай Рашевский и Владимир Потребенко).
В сентябре 2020 года в День посёлка в Соснице открыт памятник, посвящённый Александру Довженко. Именем Довженко названы улицы в Москве (1974), Волгограде, Киеве, Одессе, Львове, Новой Каховке и Донецке.
DovzenkoПочтовая маркаСССР (700x509, 374Kb)
Почтовая марка СССР, 1964
Литература: Юренев Р.Н. Александр Довженко. — Искусство, 1959; Рачук И.А. Александр Довженко. — Искусство, 1964; Марьямов А.М.Довженко. — Молодая гвардия, 1968; Барабаш Ю.Я. Довженко: Некоторые вопросы поэтики и эстетики. — Художественная литература, 1968; Соболев Р.П. Александр Довженко. — Москва : Искусство, 1980. — 306 страниц. — (Жизнь в искусстве); Режиссёры советского художественного кино // Биофильмографический справочник в 4-х томах / Авторы-составители: В.П.Боровков, Т.В.Сергеева, С.В.Сковородникова, Г.А.Сухин, Н.М.Чемоданова. — Москва : ВНИИ киноискусства, Госфильмофонд СССР, 1982. — Том 1 (А—Д). — 154 страницы; Плачинда С.П. Сеятель. — Советский писатель, 1986; Кино. Энциклопедический словарь / Главный редактор С.И.Юткевич; Редколлегия: Ю.С.Афанасьев, В.Е.Баскаков, И.В.Вайсфельд и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1987. — 640 страниц. — 100 000 экземпляров; Череватенко Л. Освобождённый Довженко // Киноведческие записки : журнал. — 2006. — № 77. — Страницы 104—107. — ISSN 0235-8212; Довженко Александр Петрович / Е.Я.Марголит // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел [Электронный ресурс]. — 2007. — Страницы 171—172. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 9). — ISBN 978-5-85270-339-2; Панасенко Т.М. Александр Довженко. — Litres, 2020; Тримбач С.В. Олександр Довженко // Загибель богів / Ідентифікація автора в національному часо-просторі — Вінниця: Глобус-Пресс, 2007. — 800 страниц. — ISBN 966-8300-00-9; Миславський В.Н. Довженко-графік — Харків: ТОВ Видавництво «Точка», 2021. — 315 страниц. — ISBN 978-617-7856-34-3; Собисевич А.В. Конструируя образец идеального советского учёного: обзор документов о создании фильма «Мичурин» режиссёра А.П.Довженко // Историко-биологические исследования. — 2022. — Том 14. — № 2. — Страницы 94—108.
Фильмы Александра Довженко
Игровые: Вася-реформатор (1926); Ягодка любви (1926); Сумка дипкурьера (1927); Звенигора (1927); Арсенал (1928); Земля (1930); Иван (1932); Аэроград (1935); Щорс (1939); Мичурин (1948); Прощай, Америка! (1951). Документальные: Освобождение (1940); Буковина — земля украинская (1940); Битва за нашу Советскую Украину (1943); Победа на Правобережной Украине (1944); Страна родная (1945).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 11 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»