• Авторизация


11 сентября родились... 11-09-2025 03:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[563x700]
1885
Герберт Стотхарт (Herbert Stothart; также Херберт Штотгарт, Штотхарт, Штотхард, Штозарт, Стотарт, Стозарт)
американский композитор, аранжировщик, автор песен, дирижёр; лауреат премии «Оскар». Герберт Стотхарт родился в городе Милуоки, штат Висконсин, США. Он изучал музыку в Европе и университете Висконсин-Мадисон, где позже преподавал. Первым Стотхарта заметил продюсер Артур Хаммерстайн, пригласив композитора быть художественным руководителем гастролей бродвейских шоу. Вскоре он уже писал музыку для племянника Хаммерстайна Оскара. Он сочинил часть музыки к известной в то время оперетте «Роз-Мари». Вскоре он присоединился к коллективу известных авторов мюзиклов, среди них Винсент Юманс, Джордж Гершвин и Франц Легар. В 1929 году Стотхарт подписал контракт с Луисом Майером в Голливуде, проработав в «MGM Studios» последние двадцать лет своей жизни. Он был девять раз номинирован на «Оскар», став один раз лауреатом за адаптацию музыки к фильму «Волшебник страны Оз». Кроме музыки к фильмам, Стотхард сочинял музыку к песням. Русскому зрителю Герберт Стотхарт известен прежде всего песней «I Wanna Be Loved By You» в исполнении Мэрилин Монро из фильма «В джазе только девушки». Стотхарт скончался в Лос-Анджелесе 1 февраля 1949 года. Супруга — Мэри Вулф, двое детей. Признание: Премия «Оскар» за лучшую музыку к фильму (номинации). Саундтрек к драматическому или комедийному фильму: 1946: Долина решимости (1945); 1945: Кисмет / Kismet (1944); 1944: Мадам Кюри (1943); 1943: Тысяча приветствий (1942). Саундтрек к музыкальному фильму: 1943: Случайная жатва (1943); 1942: Шоколадный солдат (1941) Shared with: Bronislau Kaper. Лучший оригинальный саундтрек: 1941: Мост Ватерлоо (1940); 1940: Волшебник страны Оз / (1939) победа; 1939: Мария-Антуанетта (1938). Лучший саундтрек: 1939: Sweethearts (1938). Фильмография: 1948: Родные холмы / Hills of Home; 1948: Три мушкетёра / The Three Musketeers; 1948: Three Daring Daughters; 1947: If Winter Comes; 1947: Desire Me; 1947: The Unfinished Dance; 1947: High Barbaree; 1947: Undercover Maisie; 1947: Море травы / The Sea of Grass; 1947: Могучий Макгурк / The Mighty McGurk; 1946: Оленёнок / The Yearling; 1946: Undercurrent; 1946: Musical Masterpieces; 1946: Юные годы / The Green Years; 1945: Adventure; 1945: They Were Expendable; 1945: Поднять якоря / Anchors Aweigh; 1945: Долина решимости / The Valley of Decision; 1945: Сын Лесси / Son of Lassie; 1945: Портрет Дориана Грея / The Picture of Dorian Gray; 1944: Национальный бархат / National Velvet; 1944: Тридцать секунд над Токио / Thirty Seconds Over Tokyo; 1944: Lost in a Harem; 1944: Oriental Dream; 1944: Семя дракона / Dragon Seed; 1944: Белые скалы Дувра / The White Cliffs of Dover; 1944: Песнь о России / Song of Russia; 1943: Парень по имени Джо / A Guy Named Joe; 1943: Мадам Кюри / Madame Curie; 1943: Сумасшедший дом / Crazy House; 1943: Thousands Cheer; 1943: Three Hearts for Julia; 1943: Человеческая комедия / The Human Comedy; 1943: Combat America; 1942: Tennessee Johnson; 1942: Случайная жатва / Random Harvest; 1942: Каир / Cairo; 1942: Pierre of the Plains; 1942: I Married an Angel; 1942: Амурные истории Марты / The Affairs of Martha; 1942: Миссис Минивер / Mrs. Miniver; 1942: Приключения Тарзана в Нью-Йорке / Tarzan’s New York Adventure; 1942: Рио-Рита / Rio Rita; 1941: Улыбка вопреки / Smilin' Through; 1941: Шоколадный солдат / The Chocolate Soldier; 1941: Они встретились в Бомбее / They Met in Bombay; 1941: Цветы в пыли / Blossoms in the Dust; 1941: Ziegfeld Girl; 1941: Men of Boys Town; 1941: Andy Hardy’s Private Secretary; 1941: Come Live with Me; 1940: Bitter Sweet; 1940: Гордость и предубеждение / Pride and Prejudice; 1940: Новолуние / New Moon; 1940: Сьюзен и бог / Susan and God; 1940: Мост Ватерлоо / Waterloo Bridge; 1940: Зрелость Эдисона / Edison, the Man; 1940: Северо-Западный проход / Northwest Passage; 1939: Балалайка / Balalaika; 1939: Henry Goes Arizona; 1939: Волшебник страны Оз / The Wizard of Oz; 1939: Broadway Serenade; 1939: Восторг идиота / Idiot’s Delight; 1938: Happy Day; 1938: Мария-Антуанетта / Marie Antoinette; 1938: Девушка с Запада / The Girl of the Golden West; 1938: Приключения Тома Сойера / The Adventures of Tom Sawyer; 1938: Of Human Hearts; 1938: Captain Kidd’s Treasure; 1937: The Bad Man of Brimstone; 1937: Розали / Rosalie; 1937: Манекен / Mannequin; 1937: Мария Валевская / Conquest; 1937: The Rainbow Pass; 1937: Светлячок / The Firefly; 1937: Майские дни / Maytime; 1937: Man of the People; 1937: Добрая Земля / The Good Earth; 1936: За тонким человеком / After the Thin Man; 1936: Дама с камелиями / Camille; 1936: The Devil Is a Sissy; 1936: The Gorgeous Hussy; 1936: Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet; 1936: Сан-Франциско / San Francisco; 1936: Master Will Shakespeare; 1936: Absolute Quiet; 1936: Провинциалка / Small Town Girl; 1936: Moonlight Murder; 1936: The Robin Hood of El Dorado; 1936: Жена против секретарши / Wife vs. Secretary; 1936: Роз-Мари / Rose Marie; 1935: Повесть о двух городах / A Tale of Two Cities; 1935: Ah, Wilderness!; 1935: Ночь в опере / A Night at the Opera; 1935: Мятеж на «Баунти» / Mutiny on the Bounty; 1935: I Live My Life; 1935: Анна Каренина / Anna Karenina; 1935: Here Comes the Band; 1935: Китайские моря / China Seas; 1935: Pursuit; 1935: Age of Indiscretion; 1935: Chasing Yesterday; 1935: Reckless; 1935: Капризная Мариетта / Naughty Marietta; 1935: Vanessa: Her Love Story; 1935: The Winning Ticket; 1935: Дэвид Копперфильд / The Personal History, Adventures, Experience & Observation of David Copperfield the Younger; 1935: The Night Is Young; 1935: Biography of a Bachelor Girl; 1934: Секвоя / Sequoia; 1934: Разрисованная вуаль / The Painted Veil; 1934: The Flame Song; 1934: Что знает каждая женщина / What Every Woman Knows; 1934: Весёлая вдова / The Merry Widow; 1934: Outcast Lady; 1934: The Spectacle Maker; 1934: Барреты с Уимпол-стрит / The Barretts of Wimpole Street; 1934: Цепи / Chained; 1934: Остров сокровищ / Treasure Island; 1934: Bachelor Bait; 1934: Смеющийся мальчик / Laughing Boy; 1934: Вива Вилья! / Viva Villa!; 1934: Riptide; 1934: Кот и скрипка / The Cat and the Fiddle; 1933: Королева Христина / Queen Christina; 1933: По дороге в Голливуд / Going Hollywood; 1933: Christopher Bean; 1933: Ночной полёт / Night Flight; 1933: Поверните время вспять / Turn Back the Clock; 1933: Варвар / The Barbarian; 1933: Белая монахиня / The White Sister; 1933: Живем сегодня / Today We Live; 1932: Распутин и императрица / Rasputin and the Empress; 1932: The Son-Daughter; 1932: Гранд-отель / Grand Hotel; 1931: The Cuban Love Song; 1931: The Man in Possession; 1931: The Prodigal; 1930: Madame Satan; 1930: Новолуние / New Moon; 1930: The Devil’s Cabaret; 1930: The Lottery Bride; 1930: Call of the Flesh; 1930: Golden Dawn; 1930: The Florodora Girl; 1930: Песня пламени / The Song of the Flame; 1930: In Gay Madrid; 1930: Песнь плуга / The Rogue Song; 1930: Montana Moon; 1929: Дьявол не любит ждать / Devil-May-Care; 1929: Поцелуй / The Kiss; 1927: Конец Санкт-Петербурга / The End of St. Petersburg.

[416x700]
1885
Александр Гаврилович Шляпников
российский революционер, советский государственный деятель, лидер группы «рабочей оппозиции», первый народный комиссар труда РСФСР (1917—1918). «Отец умер в раннем возрасте; мне не было еще трех лет, когда он утонул и оставил мою мать с четырьмя маленькими детьми, младшему из коих было всего лишь несколько месяцев. Жизнь вдовы, оставшейся без средств и без работника, была чрезвычайно тяжела. С самых малых лет все члены семьи приучались к какой-нибудь работе, чтобы быть полезными и помогать матери в ее трудной борьбе за жизнь.» — Из автобиографии. Родился в Муроме Владимирской губернии, в большой старообрядческой мещанской семье и с детства познакомился с религиозными преследованиями. Рано оставшись без отца, Шляпников, в 1895 году окончив три класса Муромского начального училища, стал выполнять неквалифицированную работу, чтобы помочь семье. С 1898 работал на заводе. К двадцати годам стал одним из лучших токарей Санкт-Петербурга. Большую часть зарплаты тратил на самообразование и приобретение книг. Участвовал в стачечном движении, в 1901 году вступил в РСДРП, после раскола 1903 года стал большевиком. С 1908 по апрель 1914 года работал на заводах Франции, Германии и Англии; в совершенстве изучил немецкий и французский языки. Состоял в романтических отношениях с Александрой Коллонтай. В 1914 году жил и работал на заводах Петрограда под фамилией Жакоба Ноэ. В конце сентября 1914 года был вынужден уехать из России. Утверждается, что в 1915 году он был кооптирован в члены ЦК РСДРП. В 1917 году был членом Русского бюро ЦК РСДРП и одним из организаторов отрядов народной милиции. На государственной и профсоюзной работе. Совет Народных Комиссаров — правительство России во главе с В.И.Лениным. А.Г.Шляпников — 6-й слева. Нарком труда в первом составе Совета Народных Комиссаров Российской Советской Республики. В ноябре 1917 поддерживал точку зрения о необходимости создания «однородного социалистического правительства» из всех партий, входивших во ВЦИК, не получил поддержки, но не оставил своего поста, добавив к нему обязанности наркома торговли и промышленности. В 1918—1919 годах — кандидат в члены ЦК РКП(б). В конце мая 1918 года Шляпников со Сталиным, получив чрезвычайные полномочия, был направлен на юг России, чтобы, по словам Ленина, «помочь выкачать оттуда хлеб». В 1918 был назначен членом РВС Южного фронта, председателем РВС Каспийско-Кавказского фронта, затем членом РВС 16-й армии Западного фронта. В 1920 отозван для работы в ВЦСПС. В 1921—1922 годах — член ЦК РКП(б). Шляпников выступал против Троцкого с его идеей о милитаризации трудовой жизни страны, принял активное участие в дискуссии о профсоюзах. Шляпников и Коллонтай возглавили группу «рабочей оппозиции», заявив, что задачей профсоюзов является организация управления народным хозяйством, лишив этой функции партию, — точка зрения, резко раскритикованная в ходе дискуссии и на Х съезде РКП(б) Лениным. Вячеслав Молотов вспоминал: «Шляпников принадлежал к большевистской группе. Мы его считали лидером… Потом очень погорел. „Рабочую оппозицию“ создал. Мало ли таких было? Неподготовленный рабочий человек». В 1923 Шляпников открыто выступил с критикой ЦК по вопросам экономического положения, внутрипартийной и рабочей демократии, после чего был отправлен на дипломатическую работу. Недолго пробыв торгпредом во Франции, в 1925 вернулся в СССР. Под давлением Политбюро был вынужден заявить, что «никакой фракционной работы» вести более не будет. До 1929 работал председателем правления акционерного общества «Металлоимпорт». В 1923—1931 вышли в свет его воспоминания «Семнадцатый год». 19 февраля 1932 г. было принято постановление Оргбюро ЦК об исторических произведениях Шляпникова: «Ввиду того, что тов. Шляпников не только не признает этих своих ошибок, а продолжает настаивать на своих клеветнических, против Ленина и его партии, измышлениях, ЦК постановляет: 1. Прекратить печатание и распространение „исторических“ работ т. Шляпникова („1917 год“, „Канун 1917 года“). 2. Предложить т. Шляпникову признать свои ошибки и отказаться от них в печати. В случае же отказа со стороны т. Шляпникова выполнить пункт второй — исключить его из рядов ВКП(б)» (РГАСПИ. Фонд 81. Опись 3. Дело 77. Лист 6). В 1933 Шляпников был исключён из партии, в 1934 административно выслан в Карелию, в 1935 за принадлежность к «рабочей оппозиции» осуждён на 5 лет — наказание, заменённое ссылкой в Астрахань. В 1936 был вновь арестован. Его обвинили в том, что, будучи руководителем контрреволюционной организации «Рабочая оппозиция», он осенью 1927 года дал директиву харьковскому центру этой организации о переходе к индивидуальному террору как методу борьбы против ВКП(б) и Советского правительства, а в 1935—1936 годах давал директивы о подготовке террористического акта против Сталина. Шляпников виновным себя не признал, но по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР был расстрелян 2 сентября 1937 года. Как пишет Олег Хлевнюк: «в марте-апреле 1935 г. в Москве Особым совещанием при НКВД СССР ряд известных деятелей партии (А.Г.Шляпников, С.П.Медведев, С.И.Масленников и др.) были осуждены по сфальсифицированному делу так называемой «московской контрреволюционной организации — группы „рабочей оппозиции“». Фактически они пострадали за то, что в 1921 г. во время дискуссии по материалам X съезда партии поддерживали платформу „рабочей оппозиции“». 31 января 1963 года Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала Александра Гавриловича Шляпникова за отсутствием в его действиях состава преступления. 21 декабря 1988 года Комитет партийного контроля при ЦК КПСС восстановил Шляпникова в партии (посмертно). Семья: Сын — Юрий Александрович Шляпников; Дочь — Ирина Александровна Шляпникова; Сын — Александр Александрович Шляпников; Внук - Кирилл Александрович Шляпников, российский врач невролог, аллерголог-иммунолог. Мемуары: Канун семнадцатого года. Семнадцатый год. Том 1: Канун семнадцатого года rar; Канун семнадцатого года. Семнадцатый год. Том 2: Семнадцатый год rar.

[465x700]
1886
Иосиф (в миру - Иван Михайлович Моржаков)
предстоятель Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) с титулом «архиепископ Московский и всея Руси». Родился в селе Пиявочное Озеро, Арзамасский уезд, Нижегородская губерния (ныне Арзамасский район Нижегородской области), в старообрядческой семье Михаила Степановича и Евдокии Афанасьевны Моржаковых. Шести лет от роду лишился отца. С 11 лет воспитывался при старообрядческом монастыре близ деревни Елесино Нижегородской губернии, находясь в послушании у епископа Нижегородского Кирила и епископа Уральского Арсения (Швецова), живших при монастыре. При монастыре изучил церковное пение и устав. В 1909 году епископ Нижегородский Иннокентий рукоположил его в диакона к храму в селе Василево (ныне Чкаловск Нижегородской области). В 1916 году епископ Иннокентий поставил его иереем и определил настоятелем Успенского кафедрального собора в Нижнем Новгороде. В 1924 году умерла его жена Пелагия, оставив на его попечении семерых детей. В 1935 году был арестован и определён в карагандинские лагеря. Отбыв срок, поселился во Ржеве, где поступил на работу в швейную артель. Во время немецкой оккупации с бригадиром артели отказался шить полушубки для захватчиков и был вынужден бежать из Ржева. В мае 1945 года ему было предложено принять сан епископа, после чего протоиерей Иоанн принимает иноческий постриг с именем Иосиф и 9 сентября он был поставлен во епископа Кишинёвского и Одесского, а также временно Черновицкого и Измаильского. Постриг и хиротонию совершили на Рогожском кладбище архиепископ Московский и всея Руси Иринарх (Парфенов) и епископ Геронтий (Лакомкин). В 1953 году на Освященном соборе епископу Иосифу было предложено первосвятительское служение, но он по смирению отказался в пользу епископа Флавиана (Слесарева). Епископ Иосиф был избран заместителем (наместником) Архиепископа Московского и Всея Руси. После смерти архиепископа Флавиана (Слесарева) в декабре избран сначала местоблюстителем архиепископского престола, а затем и архиепископом Московским и всея Руси. 19 февраля 1961 года в Покровской церкви на Рогожском кладбище епископы Клинцовский и Новозыбковский Вениамин (Агольцов), Киевский и Винницкий Иринарх (Вологжанин), Волго-Донской и Кавказский Александр (Чунин) совершили возведение его в сан архиепископа. Во время его предстоятельства в Россию возвратилась большая группа старообрядцев-некрасовцев. 22 сентября 1962 года в порт Новороссийска прибыли морским путём 400 казачьих семей (около тысячи человек), большинство из которых поселились в Ставропольском крае. Скончался в Москве 3 ноября 1970 года и погребён на Рогожском кладбище. Погребение совершил 9 ноября 1970 года в Покровском соборе на Рогожском кладбище епископ Кишиневский Никодим (Латышев) в сослужении с епископами Киевским, Винницким и Одесским Иринархом и Клинцовско-Новозыбковским Иоасафом.

[457x700]
1886
Йон Альбин «Билл» Петтерссон (шведское имя — John ”Bill” Pettersson)
шведский футбольный функционер и тренер. Родился Хальмстаде, Швеция. Он был президентом «Хельсингборга» между 1908 и 1948 годом, а также провёл 138 матчей у руля сборной Швеции. Йон Петтерссон родился в Хальмстаде, был электриком по образованию, позже переехал в Хельсингборг, где стал работать киномехаником. Он никогда не был футболистом, но в 1908 году стал президентом «Хельсингборга», через год после создания клуба. Йон Петерсон привёл ряд лидеров в систему «Хельсингборга», оборона клуба была адаптирована к правилу офсайда, клуб выиграл чемпионат Швеции по футболу пять раз. За первые 19 лет Аллсвенскана «Хельсингборг» завоёвывал медаль 14 раз и получил прозвище «молочная корова». Петтерссон был одним из организаторов Аллсвенскана и председателем Шведской ассоциации элитного футбола. Между 1921 и 1936 годом он был председателем отборочного комитета, который выбирала игроков для национальной сборной, фактически он был главным тренером. В течение этого периода сборная сыграла 138 матчей и завоевала бронзу на Олимпийских играх 1924. Он вёл колонку в газете «Helsingborgs Dagblad», подписывался «Билл в Ротонде», под этой же подписью он писал статьи для «Dagens Nyheter». В 1915 году его перестали печатать после критичной газетной статьи, в которой он утверждал, что Шведская футбольная ассоциация подыгрывает командам из Стокгольма. Умер в Хельсингборге (Швеция) 12 октября 1951 года. В 1922 году Петтерссон женился на Лили Веннерстрём (1896—1963), у пары было двое детей: Ингрид (родилась в 1923) и Кристиан (родился в 1924). Он вместе с женой похоронен на Северном кладбище Хельсингборга. В 2014 году он стал 47-м членом Зала славы шведского футбола.

[502x700]
1887
Александр Васильевич Нагорный
украинский физиолог и биохимик, заслуженный деятель науки Украинской ССР, доктор биологических наук, член-корреспондент Академии Наук Украинской ССР (с 1948). Родился в Харькове. Окончил Харьковский университет (1912). Работал там же на кафедре физиологии человека и животных, с 1924 г. - заведующий кафедрой и директор Института биологии Харьковского университета. Основные направления научных работ - возрастная физиология и биохимия. Подробно исследовал процессы дегидратации тканей. Доказал существование возрастной инверсии в реакции тканей к действию тестостеронпропионата и некоторых кортикостероидов. Развил концепцию о постепенном структурировании протоплазмы в процессе старения. Показал, что нервная система сохраняет функциональную полноценность значительно дольше, чем многие другие системы организма. Членство в научных сообществах: C 1914 года действительный член Харьковского общества испытателей природы; C 1917 года почётный член Всероссийского союза ротных фельдшеров; С 1918 года действительный член Харьковского медицинского научного общества; В 1919—1930 годах секретарь Харьковского общества испытателей природы; В 1929у заместитель председателя Правления Украинского общества физиологов, биохимиков и фармакологов; С 1930 года член Правления Всесоюзного общества; С 1948 года действительный член Харьковского терапевтического научного общества. Умер в Харькове 11 мая 1953 года. Звания и награды: Орден Трудового Красного Знамени — 1948; Орден Красной Звезды — 1944; Медаль и звание Заслуженный деятель Науки Украинской ССР — 1943; Знак «Відмінник народної освіти УРСР» — 1946; Почетная Грамота ЦК ВЛКСМ. Известные ученики: И.Н.Буланкин, В.Н.Никитин. Публикации: Нагорный А.В. Жизнь, старость и смерть. — [Одесса]: Госиздат Украины, 1923. — 120 страниц; Нагорний О.В. Проблема старіння та смерті і матеріали до вікової фізіології. — Харків: Медвидав, 1935. — 444 страницы; Нагорный А.В. Проблема старения и долголетия. — Харьков: Издательство Харьковского университета, 1948. — 446 страниц; Нагорный А.В. Старение и продление жизни. — Москва: Советская наука, 1948. — 215 страниц; Нагорный А.В. Старение и продление жизни (на польском языке). — Warszawa: Iskry, 1953. — 255 страниц; Нагорный А.В., Никитин В.Н., Буланкин И.Н. Проблема старения и долголетия. — Москва: Медгиз, 1963. — 755 страниц. Литература: Никитин В.Н., Коченков А.Ф. Научные достижения А.В.Нагорного и его школы //Биохимия и физиология возрастного развития организма. – Киев: Наукова думка, 1992. – Страницы 3-27; Дупленко Ю.К. Старение: Очерки развития проблемы. – Ленинград: Наука, 1985. – Страницы 3, 6, 7, 23, 47, 52, 71, 74, 77-82, 90, 95-97, 112-114, 120-122, 128, 151, 166; Дупленко Ю.К., Коченков А.Ф. А.В.Нагорный как основатель Харьковской школы онтофизиологов (к 65-летию научной школы и 50-летию Института биологии Харьковского университета)//Проблемы старения и долголетия. – 1994. – Том 4. - № 3-4. – Страницы 452-459; Коченков А.Ф., Бондаренко В.А. Основоположник научной школы: к 110-летию со дня рождения Александра Васильевича Нагорного//Биологические механизмы старения: Ш Международный Симпозиум: Тезисы. 19-21 мая 1998. – Харьков, 1998. – Страницы 115-117; Александр Васильевич Нагорный: Библиографический указатель./Составители А.Ф.Коченков, М.Г.Швалб. – Харьков: ХГУ, 1989. – 52 страницы.

[525x700]
1887
Павел Александрович Радимов
русский советский «крестьянский поэт» и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах, а также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) — организации, просуществовавшей до 1929 года. Самой запоминающейся чертой поэтического творчества писателя стали стихи на крестьянскую тему, написанные гекзаметром; в живописи предпочитал пейзажную тему. Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование — с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии. О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять верст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания». Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»). Одновременно учился живописи, брал уроки у Н.И.Фешина. С 1908 года выступает как художник. В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы», отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова — «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада». В 1914—1916 гг. — сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент». С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин». Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе. В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников. В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа. В конце 1920-х годов XX века преподаёт в Училище памяти 1905 года. В 1922 г. выпустил сборник стихов «Деревня». Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).
[700x509]
Верхушка АХРР, 1926 год
Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и прочее)». В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины. С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много рисовал, а позже — в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство». Скончался в своем доме в Хотьково 12 февраля 1967 года. Похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Московском Введенском кладбище. Семья: Татьяна Павловна Радимова (1916—2000) — дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа. Училась у отца в МГХИ имени В.И.Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Автор книги о своем отце; Мария Павловна Радимова (родилась в 1915) — дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист; Иван Александрович Радимов — брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея «Зарайский кремль», названная здесь «Парад Победы». На самом деле деле картина называется «Конница Белова в Зарайске»; Радимов, Сергей Павлович — сын; Радимов, Сергей Сергеевич (1964) — внук;
Радимова, Екатерина Сергеевна — внучка; Радимов, Павел Сергеевич (1987) — правнук.
[700x531]
«Улица в Казани», 1929 г.
Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень». Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем — темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н.Н.Дубовской, Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников. В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)». В 1922 году Радимов вошел в АХРР. Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна». Ему отведена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на Масловке. В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР — «10 лет РККА»), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена — знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции. После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.
[700x338]
«Парад на Красной площади», 1948 год
После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью. Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рождения. До революции был близок к кругу акмеистов, в 1920-е годы — «новокрестьянских» поэтов и Есенину. В 1922 году перевёл с татарского языка произведения Ф.Бурнаша, Г.Губайдуллина, Г.Ибрагимова, А.Камала, А.Тукаева (сказка «Шурале») и др. Как отмечает «Литературная энциклопедия» (1929-39): «ранние стихи Радимова характерны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами („Полевые псалмы“), а с другой — мотивами, близко соприкасающимися с тем течением в акмеизме, которое представлено дореволюционным творчеством Нарбута и Зенкевича. Радимов в ряде стихов создает настоящие гимны плоти, рисует образы „зверья первозданного“, первобытного человека с его буйными и примитивными инстинктами самца, хищника, охотника. Но уже со второй книги в творчестве Радимова появляется тема русской деревни, ставшая центральной и основной для него. Его деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанная деталь выдвигается на первый план: „Вымя, нагрубшее за день, корова несет над землею, низко, как полный сосуд, капли на сосках дрожат“». Исследователи отмечают: «В дальнейшем Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным „античным“ размером, давали эффект неожиданной современной стилизации „Трудов и дней“ Гесиода». Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объёме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926). В 1926 году П.Коган ещё писал о нём: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время… Революция уперлась в проблему крестьянина», а вскоре Радимов уже попал под «кампанию раскулачивания кулацких поэтов». В 1935 году о нём пишут: «Революционная перестройка деревни после Октября почти не затронута в творчестве Радимова. В созерцательной поэзии …идеализирующей и утверждающей старозаветный деревенский уклад, сказалось влияние кулацких настроений». Его книги «Земное» (издание, 1927) и «Полевые псалмы» (издание, 1912) были запрещены. Гумилёв: «…его описания оживляет чисторусская, даже народная, лукавая насмешливость… Хорошо читать его длинную поэму в гекзаметрах „Попиаду“, историю только что окончившего семинариста, едущего с отцом по соседним приходам выбирать себе не­весту. Ни на минуту не волнует она читателя, но он все время слышит запах травы и лип, внимает стрекозам, благовесту и пристойным речам на букву „о“ и любит всех этих скромных поповен с русыми косами в руку толщиной». Но уже о второй книге Радимова Гумилёв двумя абзацами выше писал: «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать себе небольшую область и дальше её не высовывать носа… Поза, в которой заблагорассудилось застыть Павлу Радимову, это поза человека, благословляющего мир. Это, ещё не плохо! Плохо то, что мир для него облеплен густым слоем сусального золота». Маяковский активно не любил Радимова, о чём не раз писал: в прозе: «Форма чаще всего не по росту: или факт совсем затеряется, как блоха в брюках, например, радимовские поросята в его греческих, приспособленных для „Илиад“ пентаметрах, — или факт выпирает из поэтической одежи и делается смешным, вместо величественного». Издания: Полевые псалмы. — Казань: Типография окружного штаба, 1912. — 254 страницы; Земная риза. 2-я книга стихов. — Казань: Типография окружного штаба, 1914. — 209 страниц; Земная риза. 2-я книга стихов. Издание 2-е. — Казань: Издание автора, 1915. — 195 страниц; Попиада. Поэма, издание 3. — Казань: 1922. — 70 страниц; Старик и липа, или Отчего по свету пошли медведи: Вотская сказка / Иллюстрации и обложку рисовал и резал на линелеуме С.Федоров. — Казань: 1922. — 16 страниц; Деревня. Стихи. — Казань: 1922. — 46 страниц; Деревня. Стихи. — Ревель; Берлин: Библиофил, 1923. — 63 страницы; Попиада. Поэма. — Казань, 1922 — 70 страниц; Деревня. — Москва: Гиз, 1924. — 104 страниц; Деревня. Со статьями П.С.Когана и В.Н.Перельмана. — Москва: АХР, 1926. — 128 страниц; Земное. Избранные стихи, предисловие Л.Сосновского. — Москва: Огонек, 1927. — 48 страниц; Телега. Избранные стихи. — Москва: Узел, 1926. — 32 страницы; Столбовая дорога. Избранное. — Москва: Советский писатель, 1959. — 179 страниц; Ливень. — Москва: Московский рабочий, 1962. — 64 страницы; О родном и близком. Книга воспоминаний. — Москва: Московский рабочий, 1973. — 160 страниц; Перелески: стихи. — Москва: Советский писатель, 1973. — 32 страницы; Край родной [стихи и рисунки о Подмосковье]. — Москва: Московский рабочий, 1958. — 62 страницы; Каталог «Павел Александрович Радимов: Выставка произвед. живописи» / Московская организация Союза художников РСФСР, Центральный Дом литераторов — Москва, 1978 — 26 страниц: иллюстрации; 21 см — : [л.50т.]; Избранные стихи. — Москва: Художественная литература, 1988. — 398 страниц. Литература: Путеводитель по современной русской литературе, составлен И.Н.Розановым, «Рабпрос», Москва, 1928; Розанов Ив., Русские лирики, Москва, 1929; Перельман В.Н., Живопись Радимова, АХР, Москва, 1926; Бескин О., Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика, Москва, 1930; Глинкин, Михаил Дмитриевич. Монография о жизни и творчестве; Сокольников М.П. Сердце художника (П.А.Радимов) // Пейзажи Родины: Очерки о мастерах живописи / М.П.Сокольников; Предисловие народного художника РСФСР А.Каманина. — Москва: Изобразительное искусство, 1980. — Страницы 79-83. — 128 страниц — 10 000 экземпляров (в переплёте)

[454x700]
1889
Михаил Вадимович Либаков
российский, советский театральный художник, актёр 1-й студии Художественного театра. Михаил (Моисей) Либаков родился в семье купца 1-й гильдии Мордуха Лейбова Либакова и был самым младшим ребёнком в семье, где росли пять сыновей. Четверо из пяти братьев Либаковых приняли христианство (трое из них перешли в православие, а один принял евангелическо-лютеранскую религию). Михаил Либаков принял крещение по православному обряду 31 июля 1911 года, в 22-летнем возрасте. В 1900-х годах учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, где входил в круг молодых витебских художников — Марка Шагала, Осипа Цадкина, Ильи (Рувима) Мазеля. Илья Мазель позднее вспоминал о совместной учёбе с Михаилом Либаковым: «Мы часто бродили с альбомами по улицам города и рисовали убогие еврейские лачуги, а когда к Пэну поступил Шагал, то мы втроем занимались зарисовками витебских улиц». В начале 1910-х годов Михаил Либаков переехал в Москву. С 1913 по 1929 год работал художником-декоратором и актером в 1-й студии Художественного театра (МХАТ 2-й). Как актёр ни в студийных спектаклях, ни в позднейших работах МХАТ 2-го не выделялся, хотя участвовал во многих спектаклях. Гораздо более существенной была работа Либакова как театрального художника.
[700x358]
Эскиз декорации к спектаклю «Сверчок на печи». 1914
«Оформлением спектакля по Диккенсу „Сверчок на печи“ (1913—1914) Либаков заслужил уважение и симпатию Константина Станиславского, Леопольда Сулержицкого и Александра Бенуа. Особую известность ему принесла работа над спектаклями „Гамлет“ (1924) и „Петербург“ (1925) по роману Андрея Белого». — Людмила Хмельницкая. Витебское окружение Марка Шагала (Виктор Меклер, Тея Брахман, Оскар Мещанинов, Осип Цадкин, Михаил Либаков, Рувим Мазель). Михаил Либаков отметился также работой в книжной графике: в 1918 году он самостоятельно оформил книгу Николая Эфроса «„Сверчок на печи. Инсценированный рассказа Ч.Диккенса“. Студия Московского Художественного театра», а в 1925 году участвовал в совместной работе с Сегеем Чехониным над изданием «Московский Художественный театр второй».
[700x384]
Иллюстрация в книге Н.Эфроса «„Сверчок на печи. Инсценированный рассказа Ч.Диккенса“. Студия Московского Художественного театра». Петербург, издание А.Э.Когана, 1918. страница 5.
Творческая многогранность и мастеровитость Либакова органично соответствовала духу разносторонней самодостаточности 1-й студии Художественного театра: «Навык все сделать своими руками нарабатывался в Первой студии. Своими были художники, как М.В.Либаков; авторы музыки, как Н.Н.Рахманов; создатели вещественного мира (М.Чехов вместе с Сулержицким обставлял жилье Калеба в „Сверчке“). Сами обеспечивали литературную основу: Б.М.Сушкевич инсценировал Диккенса…». — Инна Соловьева. «Король квадратной республики» // МХАТ Второй... Когда после сезона 1928/1929 г. Либаков готовился к уходу из 2-го МХАТа, Михаил Чехов горячо поддерживал намерения «выписать» художника за рубеж, но Либаков из СССР не выехал. В первой половине 1930-х принимал участие в постановках Московского театра оперетты и Малого театра. В последующие годы работал как театральный художник в Ялте, Одессе, Херсоне, Киеве. В 1920 году Михал Либаков принял участие в создании Ильей Мазелем и Александром Владычуком ашхабадской художественной студии, получившей название «Ударная школа искусств Востока» (УШИВ). Умер 25 марта 1953 года в Ленинградском доме ветеранов сцены, где поселился с января 1952 года вместе с женой, актрисой театра и кино Валентиной Ефимовной Куинджи (1 августа 1893 — 6 июня 1969). Сценография: В 1-й студии Художественного театра: «Гибель „Надежды“» (1913, постановка Р.В.Болеславского по пьесе Г.Гейерманcа); «Праздник мира» (1913, постановка Е.Б.Вахтангова по пьесе Г.Гауптмана) совм. с И.Я.Гремиславским; «Калики перехожие» (1914, постановка Р.В.Болеславского по пьесе В.М.Волькенштейна) совместно с П.Г.Узуновым; «Сверчок на печи» (1914, инсценировка и постановка Б.М.Сушкевича по рассказу Ч.Диккенса); «Потоп» (1915, постановка Е.Б.Вахтангова по пьесе Ю.-Х.Бергера) совм. с П.Г.Узуновым; «Росмерсхольм» (1918, постановка Е.Б.Вахтангова по пьесе Г.Ибсена); «Герой» (1923, постановка А.Д.Дикого по пьесе Дж. Синга) совм. с А.А.Радаковым; «Гамлет» (1924, постановка: В.С.Смышляев, В.Н.Татаринов, А.И.Чебан); «Петербург» (1925, постановка: С.Г.Бирман, В.Н.Татаринов, А.И.Чебан по роману А.Белого) совмесино с Б.А.Матруниным; «Король квадратной республики» (1925, постановка Б.М.Сушкевича по пьесе Н.Н.Бромлей); «Хижина дяди Тома» (1929, постановка В.Н.Татаринова). В других театрах: «Чайхана в горах» (1930, Стрельникова, совместно с И.М.Майзелем — в Московском театре оперетты); «Бойцы» Ромашова, 1934, совместно с Б.А.Матруниным — в Малом Театре). Актерские работы: «Гибель „Надежды“» (1913—1929; 1-й и 2-й стражник); «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно» (1917—1929; Валентин, придворный герцога); «Эрик XIV» (1921—1928; Нильс Стурэ); «Укрощение строптивой» (1924—1927; лорд); «Король Лир» (1923—1924; 1-й джентльмен из свиты короля); «Блоха» (1925—1929; дворник, царский генерал); «Король квадратной республики» (1925, Ментор); «Петербург» (1925—1929; 2-й лакей); «В 1825 году» (1925—1929; полковник Булгаков); «Дело» (1927—1929; камердинер князя); «Смерть Иоанна Грозного» (1927—1929; Шереметев); «Взятие Бастилии» (1927—1928; нотариус); «Закат» (1828; сосед Криков); «Митькино царство» (1928—1929; королевский посол); «Человек, который смеется» (1929; Лорд Грэсдью, старшина Клуба Безобразных). Литература: Эфрос Н.Е. «Сверчок на печи». Инсценированный рассказ Ч.Диккенса. Студия Московского Художественного театра. — Петроград, издание А.Э.Когана, 1918. — 36, 43, 46, 51—59 страниц; Хмельницкая Людмила. Витебское окружение Марка Шагала (Виктор Меклер, Тея Брахман, Оскар Мещанинов, Осип Цадкин, Михаил Либаков, Рувим Мазель) // Бюллетень Музея Марка Шагала. Выпуск 13. — 2005. — 55—63 страницы; МХАТ Второй: Опыт восстановления биографии (под редакцией И.Н.Соловьевой, А.М.Смелянского, О.В.Егошиной). — Москва, «Московский Художественный театр», 2010. — 956 страниц.

[544x700]
1889
Константин Григольевич Поцхверашвили
грузинский композитор, дирижёр, музыковед. Автор слов и музыки гимна «Славься, небесный благословитель». Знаменитый грузинский композитор Константин Григольевич Поцхверашвили родился в деревне Свири, в семье священника. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории. Учился по классу композиции у Л.А.Саккетти, Н.С.Кленовского; по классу дирижирования у Э.Ф.Направника, Г.А.Казаченко, А.А.Архангельского. Организатор и руководитель грузинского хора (1901—1914), ансамбля чонгуристок (1921), Государственного академического хора Грузии (1921-1935). В 1918-1925 — заместитель директора Тифлисского театра оперы и балета. Участник фольклорных экспедиций. Народный артист Грузинской ССР (1933). Умер в Тбилиси 22 марта 1959 года. Сочинения: Оперы — «Гибель идолов» (1910) «Армаз», «Манана»; участвовал в создании окончательной редакции либретто оперы «Дареджан Коварная» М.Баланчивадзе перевёл на грузинский язык либретто оперы «Измена» Ипполитова-Иванова; для симфонического оркестра — поэма Амирани, «Грузинская рапсодия», Танцевальная сюита. Походный марш; хоры: «Сюита»; обработка грузинских народных песен, в том числе «Песня победы», «Нана», «Город солнца»;музыка к спектаклям и кинофильмам: «Христина», «Сурамская крепость» (1923), «Пастырь», «Арсен Джорджаишвили». Литература: ზ.ბაბუნაშვილი, თ.ნოზაძე, „მამულიშვილთა სავანე“, თბილისი, 1994.

Липский (516x700, 222Kb)
1890
Альберт Николаевич Липский
советский этнограф и археолог, участник Первой мировой войны, агент ГПУ-ОГПУ (1922—1930), штатный сотрудник ОГПУ-НКВД (1930—1935) — «этнограф с пистолетом». Специалист по этнографии коренных народов Дальнего Востока и археологии Южной Сибири, критик и оппонент В.К.Арсеньева. Родился в деревне Тертёж, Луковская волость, Рогачёвский уезд, Могилёвская губерния, Российская империя. Незаконнорожденный сын польского дворянина Липницкого. Отчим — Николай Марцельевич Липский, железнодорожный рабочий. Мать — Анна Адамовна Липская, из крестьян. В 1909—1912 гг. учился в Санкт-Петербургском университете (не окончил), затем — в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте. В 1914 г. перевелся в Московский археологический институт (не окончил). В феврале 1916 г., возвращаясь из научной поездки по русскому Алтаю и Монголии, был арестован Бийским воинским присутствием по обвинению в аграрной пропаганде среди туземцев Алтая, сдан на военную службу рядовым без права поступления в военное училище и отправлен на фронт. В составе 181-го Остроленского пехотного полка принимал участие в Барановичской операции, был контужен в голову. В январе 1917 г. командирован в одно из московских военных училищ, откуда весной этого же года дезертировал: бежал на Алтай, затем с фальшивым паспортом на имя Георгия Дмитриевича Куренкова (девичья фамилия матери Липского) перебрался в Томск. На Дальнем Востоке с августа 1917 г. (Хабаровск, Владивосток). В 1918 г. жил в Верхнеудинске. Работал в Прибайкальском союзе кооперативов, под псевдонимом «Г.Д.Куренков (А.Н.Л.)» редактировал газету «Прибайкальская жизнь». В 1925 г. в Николаевске-на-Амуре подал заявление о вступлении в РКП(б), но на общегородском партсобрании не был принят.
Военная карьера
Участник отдельных эпизодов Гражданской войны на Дальнем Востоке. В 1919—1920 гг. сотрудничал с партизанскими отрядами И.П.Шевчука, Д.И.Бойко-Павлова, Я.И.Тряпицына и Я.Лапты на Нижнем Амуре: вёл пропаганду среди гольдов (нанайцев), доставлял сведения партизанским штабам. В 1923 г. принял участие в операции против Сибирской добровольческой дружины генерала А.Н.Пепеляева, возглавив «боевые группы тунгусов», которые в октябре 1923 г. ликвидировали офицерский отряд полковника Степанова (42 человека). А.Н.Липский: «Белые никого в плен не брали и даже раненых расстреливали на месте. Жестокость порождала жестокость. Красные делали то же. Всех врагов, захваченных с оружием в руках, в том числе и обманутых белыми представителей местных народностей, тут же расстреливали. Такова была страшная логика тех событий. Теперь, после всего пережитого и передуманного, не могу себе простить той в сущности палаческой роли, которую добровольно принял на себя. Не снимаю с себя ответственности ни перед собой, ни перед историей. Но что было, то было». В 1922 г. стал негласным сотрудником (агентом) ГПУ. В октябре 1927 г. командирован Полномочным представительством ОГПУ по ДВК в восточную часть Якутии в составе экспедиции особого назначения для участия в ликвидации т. н. Ксенофонтовского восстания. В 1928—1929 гг., в связи с событиями на КВЖД, «проделал сложный маршрут в погранполосе Маньчжурии и выполнил операцию по очистке Сихотэ-Алиня от накопившихся там, в нашем тылу, белогвардейских групп» (из письма А.Н.Липского Генеральному прокурору СССР, 1954 г.). С 1 октября 1930 г. — штатный сотрудник ПП ОГПУ по ДВК: «Уже невозможно было скрывать мое активное и неоднократное участие в оперативных мероприятиях органов госбезопасности» (из письма А.Н.Липского в Министерство внутренних дел СССР, 1960 г.). Занимал должности уполномоченного 2-го отделения КРО (контрразведывательного отдела) ПП ОГПУ по ДВК, затем уполномоченного 1-го отделения ОО (особых отделов) ПП и ОКДВА. Весной 1931 г. (1-5 апреля) руководил операцией по ликвидации антисоветского восстания бандитов (банда Шмонина и Третьяковых) в посёлке Чумикан и посёлке Удское на севере Дальневосточного края. На время операции Липскому, с санкции полномочного представителя ОГПУ ДВК Дерибаса Т.Д., были даны полномочия председателя внесудебной тройки. Использовал их, расстрелял на месте руководителя восстания — бывшего золотопромышленника, поляка Вацлава Штенгеля — ставшего якобы японским агентом. На самолёте «ЮГ-1» («JuG-1») (пилот Карл Ренкас) «вел воздушный бой»:
А.Н.Липский: «…Мы не слышали выстрелов с земли, но было ясно, что по самолёту стреляют. Несколько пуль угодило в пассажирскую кабину, ранило пограничника. Ещё больше попаданий пришлось в кабину летчиков. Одна из пуль разбила штурвал, несколькими попаданиями прошита приборная доска. Ряд приборов вышел из строя. Был пробит запасной бак для горючего, и оно струйкой текло по плоскости. Я обратил внимание на командира, который то и дело вслушивался в работу двигателя. Указав кивком головы на приборную доску, прокричал мне на ухо: „…Дотянем ли?“…»
В 1932 г. принял участие в подавлении Улунгинского восстания (староверческого выступления на северном побережье Приморья и по р. Бикин), а также участвовал как начальник штаба экспедиции особого назначения в ликвидации крупного закордонного партизанского отряда Афанасия Куксенко. В 1933-1934 гг. принимал активное участие в ликвидации так называемой «Камчатской повстанческой организации» (дело «Автономная Камчатка»), «о контрреволюционной, шпионско-повстанческой и вредительской организации», руководителем которой объявили покойного В.К.Арсеньева. В 1935 г. уволился из НКВД по собственному желанию («по болезни»).
Научная жизнь
Изучал этнографию и антропологию коренных народов Нижнего Амура. Участник и организатор нескольких этнографических экспедиций в Приамурье (1918—1937). Член Приамурского отдела Русского географического общества (1918). Первая опубликованная работа: «Материалы по этнографии гольдов. Выпуск 1-й. Материальная культура. Опыт общего обзора наблюдённых явлений, введение к детальному их описанию» под псевдонимом «Г.Д.Куренков (А.Н.Л.)». (Верхнеудинск, 1918). В 1920—1921 гг. — библиотекарь, директор, затем заведующий этнографическим отделом Хабаровского краевого музея. В 1921 г. — представитель Министерства национальных дел ДВР по делам туземных национальностей. Впоследствии министр национальных дел К.Я.Лукс оценил работу Липского как «научную спекуляцию», а самого его охарактеризовал как «музейного вора и авантюриста». Преподаватель Института народного образования (Чита, 1923). Ассистент на кафедре народоведения Государственного Дальневосточного университета (Владивосток, 1923—1924). В части этнографии народов Дальнего Востока и археологии Южной Сибири развивал идеи Дмитрия Анучина. С 23 ноября 1928 года — член ученого совета музея от отдела охотничьего хозяйства Дальневосточного земельного управления (ДКЗУ), этнограф. С февраля 1930 года — заведующий сектором звероводства и кролиководства управления Дальгосторга. 1 августа — 26 сентября 1935 г. — вновь директор Хабаровского музея краеведения. Научный сотрудник Института этнографии Академии Наук СССР, начальник Амурского этнографического отряда. Экспедиция работала в Приамурье два полевых сезона (1936,1937 гг.). Было снято два фильма о (нанайских шаманах: «Мангобо-най — Амурский человек» и «Буни поктади — Дорогой мертвых» (хранятся в коллекциях Госфильмофонда Российской Федерации). Критиковал и был оппонентом В.К.Арсеньева по малым народам.
«Поход землепроходца Хабарова, — писал, — пестрит убийствами и грабежами».
В 1943 г., по рекомендации профессора Г.Ф.Дебеца, приезжает в город Абакан для палеоантропологических исследований на Среднем Енисее и работает в Хакасском областном краеведческом музее. «Это крупный учёный с большим опытом экспедиционной работы, получивший хорошее образование в Петербургском университете и в Московском археологическом институте» (Г.Ф.Дебец). С 1943 г. — директор Хакасского музея. По указанию Хакасского обкома ВКП (б) в 1949 году уволен с руководящей должности (из-за судимости), в том же году перешел на должность научного сотрудника, археолога музея. В 1963—1965 гг. срисовывал изображения Джойской писаницы. Постоянный оппонент, недоброжелатель Арсеньева В.К. В книге «Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917—1991)», авторов Я.В.Василькова и М.Ю.Сорокина, есть целая статья о Липском, где сказано, что «в 1960-е он продолжал утверждать, будто В.К.Арсеньев был „шпионом и террористом“…». А в книге авторитетного востоковеда Софьи Милибанд «Востоковеды России», такой востоковед, как Липский, не значится.
Арест, суд и жизнь после
Арестован 21 августа 1938 г. УГБ НКВД по ДВК в Хабаровске «за участие в контрреволюционной националистической организации». По постановлению Особого Совещания при НКВД СССР от 11 декабря 1939 года осужден по статье 58.1а УК РСФСР, приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. Так как статья 58.1а УК РСФСР карала высшей мерой уголовного наказания — расстрелом, а при смягчающих обстоятельствах — 10 годами лишения свободы, то в ХКД «Мемориал» (Хабаровск), пояснили, что А.Н.Липский был осужден по статье 58.10 УК РСФСР, по которой из практики судили «за участие в контрреволюционных организациях», и что номерное примечание к статье 58 — «10» в приговоре смазано до узнаваемости как «1а». Отбывал наказание в Суражевском ОЛП НКВД (Амурская область). Освобождён в 1943 году. Определением Военного трибунала ДВО от 24 октября 1955 года, постановление Особого Совещания при НКВД СССР от 11 декабря 1939 года отменено и дело производством прекращено за отсутствием состава преступления. А.Н.Липский реабилитирован. После самоубийства в 1972 году сына Сергея, ученика седьмого класса, заболел и умер в городе Абакан, Хакасская автономная область, РСФСР, СССР, 3 марта 1973 года. Похоронен на Согринском кладбище Абакана на Аллее деятелей науки и культуры.
Награды
Награждён знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» № 548 (приказ ОГПУ № 57 от 4 февраля 1933 г.) «за активное участие в разгроме контрреволюционных сил на Дальнем Востоке», за так называемую Чумиканскую операцию (при аресте А.Н.Липского 21 августа 1938 г. знак был изъят). В 1970 году за большую и плодотворную работу по изучению и спасению древних памятников Хакасии было присвоено звание «Заслуженного работника культуры РСФСР», также награждён юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». 27 сентября 2011 г. в посёлке Чумикан Хабаровского края открыт мемориальный комплекс, где фамилия А.Н.Липского внесена в список «Защитники Чумиканской заставы, награждённые орденом Красного Знамени». Однако имеются данные только на представление А.Н.Липского к ордену Красного Знамени: Приказ № 392 от 23 октября 1932 г. (Хабаровск) полномочного представителя ОГПУ ДВК Дерибаса Т.Д. «О награждении военнослужащих ОМ КПП Охотского и Николаевского-на-Амуре и гр. Тугуро-Чумиканского района за боевые отличия при ликвидации банды Шмонина-Третьяковых, в частности, орденом Красного Знамени — уполномоченного ОО ПП ОГПУ и ОКДВА Липского А.Н.». В УФСБ по Хабаровскому краю сведений о факте награждения А.Н.Липского орденом Красного Знамени в архивных материалах не имеется.
Семья
Первая жена — Маргарита, до 1915 года. Вторая жена (с 1917 года) — Нина Александровна Липская-Вальронд (1895—1942), умерла в блокадном Ленинграде 9 марта 1942 г. Оба сына от первых двух жен, Дмитрий и Сергей, погибли на фронте в 1943 году. Третья жена (1944—1949) — писательница Елена Ивановна Коронатова (в Абакане). Четвёртая жена — Анна Борисовна Липская, вдова сына Сергея. Дети от этого брака: дочь Виктория и сын Сергей (1956—1972, покончил с собой).
Интересные факты
4 сентября 1930 г. во Владивостоке неожиданно умер В.К.Арсеньев. По официальной версии — от воспаления лёгких. Версию о причастности А.Н.Липского к его преждевременному уходу из жизни читатель может найти в работах А.А.Хисамутдинова. В пользу этой точки зрения высказывается и кандидат филологических наук А.П.Путинцева:
«В 1930 году я заведовала Амурской Красной юртой, которая работала в нанайском стойбище Кондон, расположенном на реке Девятке, которая соединяет озеро Эворон с рекой Горюн, притоком Амура. В июле 1930 года в Кондон на катере приехали председатель Комитета народов Севера К.Я.Лукс и писатель-путешественник В.К.Арсеньев. Они ездили на озеро Эворон, где находилась база изыскательской партии Иванова. Геологи проводили обследование будущей железнодорожной трассы Амгунь — село Пермское-на-Амуре — Советская Гавань. <…> В.К.Арсеньев в тот период был физически крепким и здоровым человеком, очень энергичным и деловитым.<…>
Я очень сильно удивилась и огорчилась, когда узнала о скоропостижной смерти Арсеньева. Долго не верила в это. Но летом 1931 года на озере Болонь, где в то время работала Красная юрта, я встретилась с омерзительным человеком А.Н.Липским. Он считал себя великим этнографом и писателем. А на деле это был бескультурный, хамовитый и бездарный человек, большой карьерист. Он постоянно пил. Однажды в пьяном угаре высказался об Арсеньеве, что смерть его не случайна, что так ему и надо, царскому офицеру и японскому шпиону, что чекисты бы его арестовали, но мешала его огромная популярность в стране и мире. При этом Липский хихикнул, выпил рюмку и сказал, что чекисты помогли Арсеньеву пораньше уйти в страну буни и что он в этом не раскаивается. Тогда я поняла, что Липский и его друзья умертвили В.К.Арсеньева, а затем оклеветали многих товарищей писателя…». Литература: Первый туземный съезд ДВО: 15-19 июня 1925 г. (протоколы съезда с вводой статьёй А.Липского). Под общей редакцией И.Ф.Федорова. Издательство Комитета Содействия Народностям Северных окраин при Президиуме Дальревкома. — Хабаровск: УНКФ, 1925. — 138 страниц., страницы 32-66 (доклад А.Н.Липского, уполномоченного по туземным делам по Николаевскому-на-Амуре району); Школа К.Я.Лукса / Карл Лукс: Автобиография, статьи. А.П.Фетисов. Северный работник: Очерк. — Хабаровск: Книжное издательство, 1989. — 224 страницы; «Хотелось бы всех поименно назвать»: Книга-мартиролог, Л-Я. Том 3. Под редакцией: И.И.Стрелковой, А.П.Лавренцова, В.Д.Куликова, И.Г.Полниковой. — Хабаровск: Хабаровское городское историко-просветительское общество «Мемориал», 2000. — 406 страниц, страница 41; Буяков А.М. Ведомственные награды ОГПУ-НКВД. 1932—1940 г. г. Часть II. Знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)». — Владивосток: Русский Остров, 2008. — 504 страницы, иллюстрации, страницы 175; Вайнштейн С.И. Романтика и трагедии в судьбе А.Н.Липского // Репрессированные этнографы. Выпуск 2. Составитель и ответственный редактор Д.Д.Тумаркин. — Москва : Восточная литература, 2003. — 495 страниц, иллюстрации. — Страницы 455—492. — ISBN 5-02-018321-0; Даниленко В.Ф. Крылья Дальнего Востока. — Хабаровск: Книжное издательство, 1972. — 192 страницы, иллюстрации; Колесников А.С. Этнограф на службе ОГПУ: Альберт Николаевич Липский / Седьмые Гродековские чтения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П А.Столыпина. Дальний Восток России: Мультикультурное пространство в XIX—XXI в. в. 17-18 апреля 2012 г. Том II. — Хабаровск, 2012. — 302 страницы, страницы 143—160; Липская-Вальронд Н.А. Материалы к этнографии гольдов [нанайцы]. Отд. оттиск из сб. Сибирская Живая Старина, вып. III—IV, страницы145-160. — Иркутск: Издательство Восточно-Сибирского Отделения Русского Географического Общества, 1925. — 18 страниц; Музалевский М.В. Почетные чекисты: 1932—1939. Книга 2. Е-М. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : РИЦ Кавалеръ, 2010. — 180 страниц. (Историческая библиотека Кавалеръ, выпуск № 23-а), страница 142; Хисамутдинов А.А. Три столетия изучения Дальнего Востока (Материалы к биобиблиографии исследователей). Выпуск 1. (1639—1939). Ответственный редактор П.Г.Горовой. Дальне-Восточное Отделение Российской Академии Наук, Центральная научная библиотека. — Владивосток: Дальнаука, 2007. — 667 страниц., страница 360; Хисамутдинов А.А. Книжное дело в Азиатско-тихоокеанском регионе: Исторические очерки. — Владивосток: Дальнаука, 2013. — 418 страниц. (Серия: Материалы к биобиблиографии исследователей, выпуск 2. — Три столетия изучения Дальнего Востока); Огрызко В.В. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиографический словарь. Предисловие С.Небольсина. — Москва : Литературная Россия, 2013. — 664 страницы, страницы 337—344.

[514x700]
1890
Эдуард Готлиб Профитлих
апостольский администратор Эстонии с 11 мая 1931 года по 22 февраля 1942 год, титулярный архиепископ Адрианополя Гемимонтского с 27 ноября 1936 года по 22 февраля 1942 год, деятель Римско-католической церкви. Родился в деревне Бирренсдорф под Кобленцем, Германская империя, в крестьянской семье. Отец — Маркус, мать — Доротея. Окончил гимназию в Линце, учился в духовной семинарии в Трире. Доктор богословия (1923) и доктор философии (1924) (Ягеллонский университет, Краков). 11 апреля 1913 вступил в орден иезуитов в Гееренберге. Во время Первой мировой войны служил фельдшером, затем продолжил учёбу. С 27 августа 1922 — священник, служил в городе Чеховице-Дзедице в Польше. С 1925 — миссионер в Польше. С 1928 — священник польского прихода в Гамбурге. 2 февраля 1930 принёс вечные обеты. С 11 декабря 1930 — настоятель прихода Петра и Павла в Таллине. С 11 мая 1931 — Апостольский администратор Эстонии. В 1935 году запросил и получил эстонское гражданство. В 1936 году, после подписания договора между Ватиканом и Эстонией, был назначен титулярным архиепископом Адрианополя Гемимонтского, оставшись апостольским администратором. Первый католический епископ в независимой Эстонии. После присоединения Эстонии к СССР в 1940 году отказался репатриироваться в Германию (на что имел право как немец) и остался со своей паствой. 27 июня 1941 года был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Вывезен из Эстонии в Киров, где ему были предъявлены новые обвинения — в антисоветской агитации и содействии католическим церковнослужителям в выезде за границу. На одном из допросов показал: «Во время моих проповедей я призывал к тому, чтобы не слушали безбожников, а думали про Церковь, каждый день молясь о том, чтобы была религиозная свобода. Я не считаю, что это является пропагандой, это — правда.» 21 ноября 1941года был приговорён к смертной казни. 22 февраля 1942 скончался в Кировской тюрьме до приведения приговора в исполнение. В 2003 году официально начался процесс беатификации (причисления к лику блаженных) епископа Эдуарда Профитлиха. В Таллинском храме есть памятная табличка в его честь.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 11 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»