• Авторизация


11 сентября родились... 11-09-2025 03:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[450x699]
1865
Ян Райнис (Rainis — псевдоним; настоящее латышское имя — Янис Кришьянович Плиекшанс, Jānis Pliekšāns)
латышский поэт, драматург, переводчик, политик, общественный деятель, народный поэт Латвийской ССР (звание присвоено посмертно в 1940). Родился в хуторе Варславаны, Курляндская губерния, Российская империя, в семье арендатора имений Кришьяниса Плиекшанса. Учился в Даугавпилсе, в немецкой школе (сейчас Даугавпилсская 6-я школа имени Райниса). В 1884—1888 годах — студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В Санкт-Петербурге формировалось его материалистическое мировоззрение. Печатался с 1887 года. В 1891—1895 — редактор газеты «Диенас лапа». Первые стихи опубликованы в 1895 году. В июне 1897 года был арестован, в Рижской губернской тюрьме закончил перевод на латышский язык «Фауста» Гёте. В декабре 1897 года Райниса сослали во Псков, а в 1899 году — в город Слободской Вятской губернии. Здесь сложился сборник стихов «Далёкие отзвуки синим вечером» (1903), насыщенный революционными настроениями. В 1903 году Райнис вернулся из ссылки и связал свою деятельность с борьбой латышской социал-демократии.
[700x385]
Он создал символическую драму «Огонь и ночь» (1905) — гимн борьбе, жизни, её вечному развитию. В 1905 вышел сборник «Посев бури». В конце 1905 года нелегально эмигрировал в Швейцарию. Здесь были написаны сборники стихов «Тихая книга» (1909), «Те, которые не забывают» (1911), пьесы «Золотой конь» (издана в 1910 году), «Индулис и Ария» (1911), «Играл я, плясал» (опубликован 1919). Когда в Латвии воцарилась реакция, Райнис оставался провозвестником борьбы, напоминавшим, что поражение временно. В поэме «Ave, sol!» (1910) Райнис поёт славу солнцу как символу свободы. Пролетариату посвящен философский сборник «Конец и начало» (1912). Важное место в драматургии Латвии заняла пьеса «Вей, ветерок!» (1913). В трагедии «Иосиф и его братья» (1919) Райнис, создавший этот жанр в латышской литературе, на широком историческом фоне решал проблемы любви и ненависти, прощения и мести. В 1920 году Райнис вернулся на родину. По мотивам русских былин он создал трагедию «Илья Муромец» (1922), опубликовал книги стихов «Пять эскизных тетрадей Дагды» (1920—1925). Скончался в Майори, на Рижском взморье 12 сентября 1929 года. Похоронен в Риге.
[700x466]
Мемориал Райнису на Кладбище Райниса.
Принимал участие в политической жизни страны, баллотировался на пост президента, однако выборы проиграл. В 1920 году Райнис от ЛСДРП был избран в Конституционное собрание Латвийской Республики. Являлся одним из авторов латвийской конституции. В 1921—1925 годах был директором Национального театра, в 1926—1928 годах — министром образования. 28 февраля 1925 первым из латышских деятелей культуры был награждён высшей наградой страны — орденом Трёх Звёзд I степени.
[700x466]
Могила отца Райниса на лютеранском кладбище в Даугавпилсе.
Выступал в защиту национальных меньшиств: русских, белорусов, немцев, евреев. Рижский университет предложил выдвинуть его кандидатуру на нобелевскую премию по литературе, с условием, что поэт выйдет из социал-демократической партии. Райнас отказался. Жизнь и творчество Райниса посвящено пролетариату, его идеалам. Произведения писателя переведены на многие языки мира. Спутницей жизни Райниса была Аспазия. О ней слободская поэтесса Плотникова Людмила Ивановна написала:

Пронзила всё грядущие года.
От бед страдая долгими ночами
Стремилась к счастью женскому всегда.
И за него в сердечных ранах билась:
Судьба её не думала жалеть.
Но Эльза Розенберг добром святилась —
Господь помог ей боль преодолеть.
Спасти от горя Райниса сумела,
И став его подругой и женой,
На сумерки вечерние смотрела,
Любуясь Вяткой, далью голубой.
Аспазии и Райнису в награду
Пятнадцать лет назад открыт музей,
Собравший в знаменательную дату
Ему по духу творческих людей.

Его младшая сестра Дора была замужем за Петром Стучкой.
Rainis-Denkmal_in_Riga (454x700, 481Kb)
Памятник Райнису в Риге
Память
В 1945-1969 году в составе ЛМП числился пароход «Янис Райнис». Одноимённый теплоход-рефрижератор в 1970-1977 ходил под флагом ЛМП, а в 1977-1999 — в ДВМП. В Латвии есть несколько музеев, посвящённых Райнису: дом-музей в Биркинелях (Даугавпилсский район), музеи «Ясмуйжа» (Прейльский район) и «Таденава» (Екабпилсский район), Дом Райниса и Аспазии в Риге и Дача Райниса и Аспазии в Юрмале. В Риге на Эспланаде стоит памятник Райнису работы скульптора Карлиса Земдеги и архитектора Дзинтарса Дрибы, 1965 год. В Даугавпилсе Райнису установлен памятник у фонтана перед Даугавпилсским университетом. На здании Даугавпилсского краеведческого и художественного музея установлена памятная доска. В этом здании в 1920 году останавливались Райнис и Аспазия, возвращаясь из ссылки. В ряде городов России в честь Райниса названы улицы: в Москве — бульвар в Северо-Западном округе, в г. Псков, г. Астрахань — улица, в Нижнем Новгороде — переулок, в Новосибирске — улица Яна Райниса, в Казани - улица. В городе Слободском Кировской области 19 мая 1992 года состоялось открытие Дома-музея Райниса на улице Вятской, 24. Вечерняя школа № 8 Риги названа именем Райниса рабочими-учащимися этой школы за помощь школе со стороны Райниса — министра образования. В СССР имя было присвоено Государственному академическому художественному театру Латвийской ССР. В СССР в 1990 году вышел юбилейный рубль качеством Пруф с портретом Яниса Райниса. Память о Райнисе остаётся и в странах бывшего СССР. Например, в Белоруссии, в Минске и в Армении, в Ереване есть улицы, названные в честь Райниса. В честь Райниса назван кратер на Меркурии. Сочинения: Dzīve un darbi, 1.—11. sēj, Riga, 1925—1931; Kopoti raksti, 1.—14. sēj, Riga, 1947—1951; Kopoti raksti, 1.—30. sēj, Riga, 1977—1990. В русском переводе: Собрание сочинений, тома 1—3, Рига, 1954; Сочинения, тома 1—2, Москва, 1955; Лирика, Москва, 1965; Райнис Ян. Избранное / Райнис Ян. — Москва: Гослитиздат, 1940. — 229 страниц; Райнис Ян. Избранные сочинения / Редакция и вступительная статья П.Г.Дауге. — Москва; Ленинград: Academia, 1935. — 715 страниц: иллюстрации; Райнис Ян. Лирика: Перевод с латышского / [Предсловие А.Веяна]. — Москва: Художественная литература, 1965. — 275 страниц: портрет; Райнис Ян. Стихотворения. — Пьесы : Пер. с латышского / Вступит. статья, состав. и примеч. *Сауцерите Виесе. — Москва: Художественная литература, 1976. — 639 с.: иллюстрации. Кинофильмы: Райнис (1949) на IMDB; Режиссёры Юлий Райзман, Иван Лукинский (сорежиссёр); Сценаристы Владимир Крепс, Фрицис Рокпелнис; Композитор Адольф Скулте. Литература: Райнис — статья из Большой советской энциклопедии; Райнис — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939 (автор — Р.Пельше); Дауге П., Ян Райнис. Певец борьбы, солнца и любви. Москва, 1920; Рокпелнис Ф. Райнис: Киносценарий / Вступительная статья В.Лациса. — Рига: Латгосиздат, 1949. — 136 страниц: иллюстрации, портрет; Сокол Э.П., Жизнь и творчество Яна Райниса — Рига: Латгосиздат, 1957. — 324 страницы; Краулинь К., Ян Райнис. Москва, 1957; Hausmanis V., Tautas dzejnieks Rainis, Riga, 1968; Hausmanis V., Raiņa daiļrades process, Riga, 1971; его же, Raiņa dramaturģija, Riga, 1973; Парнов Е.И. Посевы бури: Повесть о Яне Райнисе. — Москва: Политиздат, 1976 (Пламенные революционеры) — 540 страниц. То же: 442 страниц; 1986 г.; Добровенский Р.Г. Райнис и его братья. Рига: Karogs, 2000. ISBN 9984-505-72-x (ошибоч.) — 672 страницы; Малых Ю. Сплетение судеб. Киров. 2006. — 365 страниц.

1866
Александр Васильевич Беклемишев
генерал-майор (23 августа 1919). Участник Белого движения. Родился в Витимске. Из почётных потомственных дворян. Окончил Сибирский кадетский корпус. В 1884 году — Константиновское артиллерийское училище. В 1897 году — Академию Генерального штаба. В 1909 году — Офицерскую артиллерийскую школу. Участник Первой мировой войны, полковник, заведующий артиллерийской частью 1-й армии. Летом 1918 года вступил в Народную армию Самарского Комуча. С этого времени он начальник артиллерийского управления военного округа, затем — исполняющий должность начальника отделения в Главном артиллерийском управлении войск А.В.Колчака. Взят в плен в декабре 1919 года под Красноярском. Сведений о дальнейшей судьбе нет. Литература: Е.В.Волков, Н.Д.Егоров, И.В.Купцов. Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны. — Москва: Русский путь, 2003. — Страницы 46—47. — 236 страниц.

Andrea_Butenschön (454x700, 290Kb)
1866
Андреа Бутеншён (шведское имя — Andrea Butenschön)
шведская писательница, ориенталист и переводчица. Родилась в Аспенесе, Вестра-Гёталанд, Швеция. Со стороны отца её семья происходила из Германии. Детство А.Бутеншён прошло на живописных берегах озера Аспенес (Aspenäs), где находилось поместье её отца. Потребность писать проявилась у неё уже в детстве. После занятий с гувернанткой дома Андреа Бутеншён несколько лет училась в Гётеборге в школе фрейлейн Виржин Жакет (шведское имя — Virgin Jacquette). Затем она переехала в Стокгольм, чтобы учиться в Валлинской школе (швед. Wallinska Skolan) для девочек. Здесь она стала ученицей доктора Эллен Фриз (швед. Ellen Fries), шведской феминистки и первой женщины, получившей в Швеции в 1883 году степень доктора. С Эллен Фриз у неё завязались дружеские отношения. В школе А.Бутеншён изучала шведский язык, историю литературы, латынь, логику, а также философию, природоведение, историю искусства, прошла курс по медицинскому уходу. По совету Эллен Фриз, она провела зиму в Париже, где посещала лекции в Сорбонне и в Коллеж де Франс. В 1890—1891 годах она совершила поездку в Индию, посетила Бомбей, Бароду, Ахмадабад, Джайпур, Дели, Агру, Лакнау, Бенарес, Калькутту, Дарджелинг, а также Цейлон. Во время поездки она встречалась с представителями индийской культуры. Осенью 1892 года она начала изучать в Лондоне санскрит. По словам А.Бутеншён, на её решение изучать санскрит повлияла книга Рама Мохан Роя, с которой она познакомилась во время поездки по Индии. Осенью 1893 года она продолжила изучение санскрита в Сорбонне, где пробыла три семестра. Здесь она была первой женщиной, изучавшей этот предмет. Благодаря содействию двух выдающихся ориенталистов Сильвена Леви (французское имя — Sylvain Lévi) и Джеймса Дармстетера (James Darmesteter) она была представлена в Азиатское общество (французское название — Société asiatique) и стала одной из трёх женщин среди 225 членов общества. По состоянию здоровья она должна была прервать учёбу, но в Швеции, где она провела зиму 1895—1896 года, А.Бутеншён продолжала заниматься санскритом вместе с квалифицированным санскритологом Люси Гибсон (англ. Lucy Gibson). В 1897-98 годах она училась в Киле у профессоров Германна Ольденберга (нем. Hermann Oldenberg) и Пауля Дойсена (немецкое имя — Paul Deussen). Андреа Бутеншён сотрудничала в журналах «Слово и образ» (Ord och Bild), «Дагни», в газете «Идун». В 1913 году она перевела на шведский язык сборник стихов Рабиндраната Тагора «Гитанджали», за который он в том году получил Нобелевскую премию по литературе. Умерла 24 апреля 1948 года. Избранные работы А.Бутеншён: 1894 — поэма «Тадж Махал» («Taj Mahal») с иллюстрациями Юлиуса Венгеля; 1898 — «Цыган и она» («Tattaren och hon.») — сборник литературных этюдов; 1898 — «Цыган и его сын» / «Tattaren och hans son»; 1902 — «Катха-упанишада» («Kâthaka-Upanishad») — перевод с санскрита одной из частей Упанишад; 1905 — «Уолт Уитмен» («Walt Whitman»), очерк с переводом стихов; 1909 — «Давным-давно» («För länge sedan») — пьеса в 3-х актах; 1913 — «Гитанджали (Жертвенные песнопения)» («Gitanjali (Sångoffer)») — перевод с английского Рабиндраната Тагора; 1927 — исторический роман «Джаханара-бегум, индийская принцесса» (на шведском языке) / «Jahanara Begam. En indisk kejsardotter»; 1931 — исторический роман «Жизнь могольской принцессы Джаханары-бегум, дочери Шахджахана» (на англ. яз.) / «The Life of a Mogul Princess Jahanara Begum: Daughter of Shahjahan».

1867
Ян Арношт Ганчка (верхне-лужицкое имя — Jan Arnošt Hančka; немецкое имя — Йоганн Эрнст Ганчке, Johann Ernst Hantschke)
серболужицкий писатель и педагог. Родился в серболужицкой деревне Гучина в окрестностях Будишина, в крестьянской семье. С 1882 по 1888 год обучался в педагогическом училище в Будишине. С 1888 по 1890 год — учитель в деревне Новая-Весь и с 1890 по 1892 год — учитель в деревне Мышецы. С 1892 года до своей кончины в 1928 году был директором школы в деревне Поршицы. В 1910 году вступил в серболужицкое культурно-просветительское общество «Матица сербо-лужицкая». Будучи до 1914 года государственным инспектором, цензурировал статьи по поводу русофильства в серболужицкой периодической печати газете Serbske Nowiny, журналах Katolski Posoł и Łužica. Редактировал педагогические альманахи «Kwětki» (1921) и «Zahrodka». Незадолго до своей кончины написал автобиографию «Z mojich dźěćacych lět». Умер в деревне Поршицы, Лужица, 17 июля 1928 года. Литература: Jurij Młynk: Hančka, Jan Arnošt// Jan Šołta, Pětr Kunze, Franc Šěn (wud.): Nowy biografiski słownik k stawiznam a kulturje Serbow. Ludowe nakładnistwo Domowina, Budyšin 1984, str. 171sl; Slav Outposts in Central European History: The Wends, Sorbs and Kashubs

1867
Клавдий Леонидович Розенкампф
русский архитектор, один из мастеров московского модерна. Автор многих построек в Москве, отличающихся своей профессиональностью. Родился в Москве. Был незаконнорождённым ребёнком, впоследствии усыновлённым собственным отцом. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Работал в Москве в стиле модерн, сохраняя приверженность этому стилю вплоть до начала 1910-х годов, затем перешёл к проектированию построек в стиле неоклассицизма. Жил в собственном доме на улице Малые Кочки. Судьба К.Л.Розенкампфа после 1917 года неизвестна.
РозенкампфMoscow_Malaya_Dmitrovka_Street_3-10+ (654x700, 544Kb)
Доходный дом М.М.Тюляевой
Постройки в Москве: Доходный дом (1893, Мещанская улица, 27); Перестройка доходного дома Ф.В.Езерского (1903, Первая Тверская-Ямская улица, 38); Доходный дом Ф.В.Езерского (1903, Первая Тверская-Ямская улица, 6), выявленный объект культурного наследия; Доходный дом А.С.Панафидиной (1903, Лялин переулок, 11); Доходный дом Н.Козлова (1907, Старая Басманная улица, 5); Доходный дом С.И.Костякова (1909, Старопименовский переулок, 15); Надстройка к доходному дому А.А.Шешкова (1910, улица Малая Дмитровка, 11); Доходный дом (1910, Лялин переулок, 13−15), позднее надстроены; Доходный дом В.К.Фёдорова (1911, Трубниковский переулок, 8); Доходный дом Титовых (1911, Большая Садовая улица, 3, во дворе); Доходный дом М.В.Клюкина (1911, Ваганьковский (?) переулок, 9); Доходный дом Мозгиных (1911, улица Большая Дмитровка, 20/5, во дворе — Столешников переулок, 5 стр. 2), ценный градоформирующий объект; Доходный дом В.М.Костяковой (1911, улица Малая Дмитровка, 23); Доходный дом Каткова (1911, Пушкарёв переулок, 17); Доходный дом М.М.Тюляевой (1912, улица Малая Дмитровка, 3 — Настасьинский переулок, 8 стр. 1), выявленный объект культурного наследия;Доходный дом (1913, Бауманская улица, 28). Литература: Нащокина М.B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е издание — Москва: Жираф, 2005. — Страница 394. — 2500 экземпляров. — ISBN 5-89832-043-1; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): иллюстрированный биографический словарь / Государчственный научно.-исследовательский музей архитектуры имениА.В.Щусева и др. — Москва: КРАБиК, 1998. — Страница 212. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0.

GerasimovfAlecsPavl (535x700, 265Kb)
1869
Александр Павлович Герасимов
русский и советский геолог, географ, горный инженер, сотрудник Геологического комитета. Председатель Всероссийского минералогического общества (1937—1942). Профессор ЛГУ (1920), Заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Родился в городе Иркутск. В 1883 году окончил с золотой медалью классическую гимназию. В том же году поступил в Горный институт в Санкт-Петербурге. На старших курсах института принял участие в только начинавшейся геологической съёмке Донбасса под руководством А.П.Карпинского, Ф.Н.Чернышева и Л.И.Лутугина. По окончании института в 1893 году в течение 1897—1907 годов под руководством В.А.Обручева вел маршрутную съемку Ленской золотоносной тайги. В 1895—1899 годах работал в составе Восточносибирской (позднее Забайкальской) горной партии, созданной в связи с постройкой Сибирской железной магистрали. Совершил около 10 тысяч км маршрутных исследований. Участвовал в составлении карты Забайкальской области (1903). Исследовал центральное Забайкалье от меридиана г. Нерчинска на востоке, Яблоневого хребта на западе и Монголии на юге. Работы частично охватили Витимское плоскогорье, где им были обнаружены остатки двух четвертичных вулканов, которым он дал имена Мушкетова и Обручева. В верховьях р. Ингоды он поднимался на голец Сохондо — высочайшую вершину Забайкалья. В составе Ленской партии работал в так называемой «дальней тайге» — к северу от хребта Кропоткина, в бассейне рек Вачи, Кадали, Холомхо, Жуи, Чары и Олекмы. Провел в экспедициях по Сибири около 10 лет. В 1906 году по заданию Геологического комитета разработал план геологических изысканий в районе Кавказских минеральных вод. Заложил основы школы кавказских геологов. Открыл ряд месторождений полезных ископаемых, в том числе Малкинское месторождение железо-хромоникелевых руд. Работая в составе Комиссии по изучению естественных производительных сил, создал образцы геологических карт, на которых учились многие поколения геологов. Его по праву можно назвать основоположником советской геологической картографии. С 1922 года — руководитель созданного Закавказского бюро (с 1925 года — представительства) Геологического комитета. С 1926 года — член Закавказской комиссии Академии Наук СССР. В 1931 году по его инициативе при ЦНИГРИ создан кабинет обзорных карт. За сравнительно короткий период были созданы и частично опубликованы Геологическая карта европейской части СССР, геологическая карта Казахстана, среднеазиатских республик, Урала, макет геологической карты СССР. Только война помешала составлению в те годы геологической карты Советского Союза масштаба 1:1000000, главным редактором которой был Герасимов. В начале войны переехал в Кисловодск, затем эвакуировался в Ташкент, оттуда в Новосибирск, а затем в Свердловск. Скончался в эвакуации в городе Свердловск, от болезни сердца, в ночь с 10 на 11 ноября 1942 года, похоронен там же.
Деятельность
Читал лекции по вулканизму и различным проблемам геологии в ЛГУ, Географическом и Горном институтах. В 1920 году был избран профессором по кафедре вулканологии Ленинградского ун-та. Написал свыше 70 научных работ. Более четверти века был учёным секретарём Всероссийского минералогического общества, а с 1937 года его председателем и редактором «Записок». Долгие годы посвятил работе в Восточно-Сибирском отделении Географического общества, возглавлял Отделение физической географии общества в Ленинграде. Герасимов был всесторонне образованным человеком, владел несколькими иностранными языками, любил и понимал музыку, театр, хорошо знал литературу и историю. Он собрал огромную библиотеку, включавшую свыше 5000 названий. В его доме часто собирались друзья и знакомые, среди которых были супруги Шостаковичи со своим, ставшим знаменитым композитором, сыном. Награды: Серебряная Медаль имени Н.М.Пржевальского Географического общества (1909) за изучение Восточной Сибири и картографические работы. Память: Гора Герасимова в юго-западной части острова Большевик архипелага Северная Земля открыта им и названа в 1914 году его именем. Библиография: Герасимов А.П. Юлий Михайлович Шокальский и Всесоюзное географическое общество // Памяти Юлия Михайловича Шокальского: Сборник статей и материалов. — Москва—Ленинград, 1946. — часть 1. — страницы 127—135; Герасимов А.П. Геологические исследования в Ленском горном округе в 1903 г. // Геологические исследования в золотоносных областях Сибири, выпуск 4. — Санкт-Петербург, 1907; Герасимов А.П. Геологические исследования в Центральном Забайкалье // Геологические исследования и разведочные работы по линии Сибирской железной дороги, выпуск 23, часть 2. — Санкт-Петербург, 1910; Герасимов А.П. Тектоника, вулканические циклы и металлогения Северного Кавказа // «Геология на фронте индустриализации». — 1933. — № 7/9; Геологическое строение Минераловодского района, части 1—2, «Труды Центрального научно-исследовательского. геолого-разведовательсного института», 1935, выпуск 30; то же, 1937, выпуск 93; Герасимов А.П. Стратиграфия докембрийских образований Кавказа // Стратиграфия СССР, том 1, под редакцией А.Д.Архангельского. — Москва—Ленинград, 1939. Литература: А.П.Герасимов. «Наука и жизнь». — 1952. — № 11. — страница 45; Славянов H.H. Памяти Александра Павловича Герасимова // Труды Лаборатории гидрогеологических проблем, том 1. — Москва, 1948.

Victor_Catala (490x700, 361Kb)
1869
Катерина Альберт и Парадис (более известная под псевдонимом Víctor Català; каталонское имя — Caterina Albert i Paradís)
каталанская писательница-модернист и автор одного из основополагающих произведений жанра, «Одиночество» («Solitude») (1905). Её литературный талант был впервые обнаружен в 1898 году, когда она получила в первый литературный приз Jocs Florals; вскоре после этого, она начала использовать псевдоним Виктор Катала (Víctor Català) — имя главного героя так никогда не законченного романа. Несмотря на её успех в качестве драматурга и попытках в поэзии, наиболее известна она за свою работу в повествовательной литературе.
Ранние годы и модернизм
Родилась в муниципалитете Ла-Эскала, провинция Жирона, Испания. Катерина начала свою литературную карьеру в молодом возрасте, сотрудничая с иллюстрированным сатирическим еженедельником L’Esquella de la Torratxa. Первое произведение — романтические стихи под псевдонимом Virigili d' Alacseal — созданы между 1897 и 1900 гг.
Примерно в это же время она получила приз Jocs Florals d' Olot за книгу стихов «Lo Llibre Ноу» («Новая книга») и монолог «La infanticida» («Детоубийство»). Небольшой скандал разразился, когда жюри узнало, что автором последней особенно острой работы театра была молодая девушка, и с этого момента Катерина использовала псевдоним Víctor Català для всех последующих работ. Первой опубликованной книгой был сборник стихов «Lo Cant dēls Mesos» («Песня из месяцев») (1901). В этом же году она опубликовала сборник из 4 монологов, и начала сотрудничать с модернистским журналом «Joventut». Эта публикация стала первым шагом к известности и продвижению её литературных амбиций, в журнале «Joventut» она опубликовала свои первые «сельские драмы» и наиболее острые рассказы. В 1902 году её книга под названием «Drames rurals» («Сельские драмы») был опубликована и принесла ей славу. Используя свой псевдоним в качестве «щита», она могла написать всё, что ей нравилось, без каких-либо моральных ограничений, так как общество всё ещё не смотрело благосклонно на авторов-женщин. В 1902 году её фиксация на тёмных сторонах человеческого существования начала привлекать критиков. Вскоре после этого она издает сборник сказок «Ombrívoles» (1904) и второй сборник стихов, «Llibre Blanc» («Белая книга») (1905). Она также опубликовала несколько менее драматические рассказы и несколько стихотворений в журнале «La Ilustració Catalana». Её самая известная работа, роман «Solitud» («Одиночество»), был опубликован на страницах журнала «Joventut» между 1904 и 1905 годами, а после переиздан в виде книги в 1905 году, в результате чего получил широкое признание, и сделал «Виктора» известным писателем. В это же время писательница начинает склоняться к новесентизму.
Второй период (1907 — гражданская война в Испании)
В 1920 году Катерина Альберт опубликовала сборник рассказов «La Mare Balena»; в 1926 году она выпустила свой второй и последний роман «Un film 3 000 metres». Катерина была также членом Академии каталонского языка (с 1915 года) и Академии Великих писателей Барселоны (с 1923 года). Она была также активным фольклористом и даже археологом, собирала и классифицировала греческие и римские археологические находки. Её второй период литературного молчания начался с началом ведения боевых действий в гражданской войне в Испании.
Послевоенный период
В 1944 году Катерина опубликовала ещё одну работу — первый сборник рассказов на испанском, «Retablo» (1944). Два года спустя она представила сборник художественной прозы о домашних темах, «Мозаика» («Mosaic») (1947), которая стала первой работой, перепечатанной в каталонской редакции издательства Далмау. В 1951 году появляется труд «Obres Completes» (полное собрание сочинений) (переиздан в 1972, уже после смерти автора). Умерла в родном муниципалитете 27 января 1966 года.
Victor_Catalaгроб (647x700, 191Kb)
Похоронена на Старом кладбище в Ла-Эскала.
Литературные работы: Литературную карьеру писательницы можно разделить на три периода: Модернизм: «El Cant Dels Mesos» (1901), сборник стихов; «Llibre Блан — Policromi — Tríptic» (1905), сборник стихов; «Quatre monòlegs» (1901), сборники монологов; «Drames rurals» (1902), сборник рассказов; «Ombrívoles» (1904), сборник рассказов; «Caires Vius» (1907), сборник рассказов; «Solitud» (1905), роман. С 1907 до гражданской войны в Испании: «La Mare-Balena» (1920), сборник рассказов; «Un film 3 000 metres» (1926), роман; «Marines» (1928), антология; «Contrallums» (1930), сборник рассказов. Послевоенный период: «Retablo» (1944), сборник рассказов на испанском язык; «Mosaic» (1946), сборник художественной прозы; «Vida mòlta» (1950), сборник рассказов; «Jubileu» (1951), сборник рассказов; «Obres Completes» (1951). Литература: Francesca Bartrina: Caterina Albert/Víctor Català. La voluptuositat de l’escriptura (= Capsa de Pandora. Sèrie assaig ; 2). Eumo, Vic 2005, ISBN 84-7602-727-3; Jordi Boix, Lurdes Boix i Llonch: Els Paisatges de Caterina Albert i Paradís, Víctor Català. Un itinerari històric i literari a través dels indrets vinculats a l’escriptora de l’Escala. Ajuntament de l’Escala, L’Escala 2005, ISBN 84-606-3811-1; Víctor Català, Joan Oller i Rabassa: Quincalla. Mil adagis per aprendre vocabulari. Edicions 62, Barcelona 2005, ISBN 84-297-5605-1 (Vorschau in der Google-Buchsuche); Jordi Castellanos: Victor Català. In: Riquer/Comas/Molas: Història de la literatura catalana. Band 8. Ed. Ariel, Barcelona 1985, S. 579—623; Jordi Castellanos: Victor Català, escriptora. In: Literatura, vides, ciutats. (= Universitària. 6). Edicions 62, Barcelona 1997, S. 51-110; Jordi Castellanos: «Solitud», novel•la modernista. In: Els Marges. Barcelona, Nr. 25, 1982, S. 45-70; Ricard Guanter i Flaqué: Caterina Albert i Paradís, Víctor Català, vista per un escalenc. Allò que les biografies no diuen. CCG Edicions, CCG Edicions 2006, ISBN 84-96444-57-0; Josep Miracle: Caterina Albert i Paradís (Víctor Català). (= Pinya de rosa. 30). Dopesa, Barcelona 1978, ISBN 84-7235-373-7; Irene Muñoz i Pairet (Hrsg.): Epistolari de Víctor Català. Vol. 1, CCG Edicions, Girona 2005, ISBN 84-95483-99-8; Núria Nardi: Víctor Català. In: Joaquim Amat-Piniella: K. L. Reich. (= Història de la Literatura Catalana. 2). Edicions 62, Barcelona 1984, ISBN 84-7530-577-6, S. 93-104; Joan Oller i Rabassa: Biografia de Víctor Català. Rafael Dalmau, Barcelona 1967; Lluís Albert i Rivas: Víctor Català, una biografia insòlita. Recull de proses i poesies inèdites. Brau, Figueres 2012, ISBN 978-84-96905-82-5; Actes de les primeres Jornades d’estudi sobre la vida i obra de Caterina Albert Paradís «Víctor Català». L’Escala, 9-11 d’abril de 1992, a cura d’Enric Prat i Pep Vila. Ajuntament de l’Escala, PAM, Barcelona 1993; II Jornades d’estudi Vida i obra de Caterina Albert (Víctor Català), 1869—1966. L’Escala, 20, 21 i 22 de setembre 2001. Ajuntament de l’Escala, PAM, Barcelona 2002; Actes de les terceres jornades d’estudi sobre la vida i l’obra de Caterina Albert Paradís «Víctor Català». en ocasió del centenari de «Solitud» 1905—2005. Edició a cura d’Enric Prat i Pep Vila. Curbet, Girona 2006; Marta Pessarrodona (Hrsg.): Caterina Albert, cent anys de la publicació de Solitud. Simposi celebrat a la Residència d’Investigadors CSIC-Generalitat de Catalunya els dies 18 i 19 de novembre de 2005. Generalitat de Barcelona, Barcelona 2007.

Anglada_Camarasa (538x700, 263Kb)
1871
Эрменехильдо Англада Камараса (также Англада-и-Камараса, испанское имя — Hermenegildo Anglada Camarasa)
испанский (каталонский) художник. Родился в Барселоне. Учился в Барселонской школе изящных искусств, и в ранних работах заметно влияние его учителя Модеста Урхеля. В 1894 году Англада перебрался в Париж, что позволило ему в большей степени освободиться от зависимостей (впрочем, собственный стиль Англады в чём-то родствен Дега и Тулуз-Лотреку, а отчасти и Климту). Занимался в Академии Жюлиана и Академии Коларосси. В 1901 году вместе с Сулоагой принял участие в международной выставке в Дрездене, имел большой успех. В дальнейшем выставлялся по всему миру, был удостоен золотых медалей в Венеции (1907) и Буэнос-Айресе (1910). В 1939—1947 годах жил в эмиграции во Франции. Творчеством художника интересовались Максим Горький и Всеволод Мейерхольд. Одна его работа (Испанский танец) есть в Эрмитаже, другая , Вечернее кафе, с 2007 находится в ГМИИ имени Пушкина. Он умер в Полленсе, на острове Майорка 7 июля 1959 года, и его память увенчана бронзовым бюстом на «Сосновой прогулке» в Порт-де-Польенса. Избранные работы: «Испанский танец», ок. 1901, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Вечернее кафе», 1900-е, ГМИИ имени Пушкина, Москва; «Цыганский танец», 1914—1921, Музей Кармен Тиссен, Малага «Форменторская сосна», ок. 1922, Эс-Балуард, Пальма-де-Майорка. «Ноктюрн. Кала Мурта», 1933. Частное собрание.
Галерея
Anglada_Camarasa01 (700x480, 335Kb)
«Цыганский танец», 1914—1921, Музей Кармен Тиссен, Малага
Anglada_Camarasa02 (688x700, 541Kb)
«Ноктюрн. Кала Мурта», 1933. Частное собрание.

Hausch_Alexander_photo (443x700, 191Kb)
1873
Александр Фёдорович (Александр Густав Адольф) Гауш (немецкое имя — Alexander Gustav Hausch)
живописец, график, сценограф, педагог, художник кукольного театра, меценат, профессор живописи. Писал в основном натюрморты и пейзажи. Родился в Санкт-Петербурге. Отец — Фёдор Фёдорович Гауш (нем. Viktor Karl Theodor Hausch; 1845—1929), купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, мать — Матильда Леонтьевна, урождённая баронесса фон Гауфф (немецкое имя — Mathilde Amalie Luise von Hauff; 1846—1907). Обучался в Реформатском училище (Санкт-Петербург) (1885—1889), в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (1889—1893), у П. П. Чистякова, в петербургской Академии художеств у А.А.Киселёва (1893—1899). В 1885 году 2 месяца учился в Академии Жюлиана в Париже. В 1899 году получил звание художника (с правом на чин X класса и правом преподавания рисования в учебных заведениях) за картины «Под вечер» и «Ветер». В 1894 году совершил поездку по России. Неоднократно путешествовал по Германии, Франции, Италии, Австрии; посетил Испанию (1906) и Англию (1911—1912). В августе 1897 года женился на Любови Николаевне Милиоти. С 1897 г. был постоянным участником художественных выставок. До 1924 года жил в Петрограде в собственном доме (Английская набережная, 74, т. н. Дом Гауша). В 1904 году подготовил в соавторстве с Н.Ф.Роот учебное пособие «Рисунки русских художников» (Санкт-Петербург, 1904). Один из основателей Нового общества художников (член-учредитель и секретарь, участвовал в выставках 1904-05, 1907), член объединения «Мир искусства» (с 1916, экспонент с 1911). Произведения Гауша были представлены на международных выставках в Вене (1908), Брюсселе (1910), Риме (1911), Венеции (1914), Балтийской выставке в Мальме (1914), на выставках Общества художников имени А.И.Куинджи, Товарищества южнорусских художников (1922), персональной выставке в Петрограде (1916). Выставлялся на Весенних выставках в залах Академии художеств, Союза русских художников, Общества Леонарда да Винчи, Товарищества независимых. Участвовал в выставках «Венок», «Венок-Стефанос», в Салоне В.А.Издебского. Сотрудничал в легендарном петербургском литературно-артистическом кабаре «Привал комедиантов». С весны 1907 года участвовал в деятельности Комиссии по изучению и описанию старого Петербурга, с октября 1909 член дирекции и 1-й хранитель Музея Старого Петербурга (до 1920 года). Один из создателей Музея Города (1918). Вместе с А.Н.Бенуа оформлял «Историческую выставку архитектуры» в залах Академии художеств (1911). Особое внимание, уделявшееся Гаушем сохранению исторического наследия, было отмечено искусствоведом Муратовым в качестве анекдота и ставилось в пример московским властям:
«…Мне рассказали о благородных и заслуживающих всякого сочувствия вмешательствах в дело окраски одного петербургского художника-архитектора г. Гауша. Видя, что предпринимается окраска какого-нибудь дома, имеющего художественную ценность, г. Гауш являлся к владельцу и просил у него разрешения участвовать в деле окраски своим безвозмездным советом. Так как это не удорожало работы, домовладельцы охотно соглашались, и таким путем удалось восстановить первоначальную окраску многих петербургских зданий.» — П.П.Муратов. Красота Москвы // Московский еженедельник. — 1909. — 10 октября (№ 40)
Преподавал в Сухаревской школе Женского патриотического общества (1907), художественных классах Школы народного искусства (1912-1924, после 1917 — в составе Техникума кустарного искусства). После Февральской революции 1917 года входил в комиссию, занимавшуюся вопросом о Министерстве искусств, работал в спецкомиссии по художественной промышленности и кустарному делу. После Октябрьского переворота преподавал в различных учебных заведениях Петрограда. Сотрудничал в петроградском «Доме искусств». В начале октября 1918 года был приглашен Шагалом в Витебск «в качестве хранителя организуемого музея», как о том сообщала газета «Витебский листок», но предложение не принял. Участвовал в Первой государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке петроградских художников всех направлений (1923) в Петрограде, Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (1922), передвижной выставке русского искусства по США (1924—1925), выставках Художественного общества имени К.К.Костанди (1925-1929) в Одессе и других.
Hausch_Alexander01o (700x475, 403Kb)
«Дождливый день», 1900
Hausch_Alexander02 (700x562, 650Kb)
«Большая вода», 1900-е
Hausch_Alexander03 (700x583, 581Kb)
«Сад из окна», 1908
Hausch_Alexander04 (700x528, 742Kb)
«Фейерверк», 1910
Особое место в жизни Александра Федоровича занимало увлечение кукольным театром: в 1916 году в его собственном доме в Петербурге состоялся первый спектакль театра марионеток, на котором присутствовали Александр Блок и Анна Ахматова; в 1916 году, вместе с товарищами по объединению «Мир искусства» (М.Добужинский, Н.Калмаков, С.Маковский, П.Сазонов), состоял в художественном совете Петроградского театра марионеток Ю.Слонимской; принимал участие в создании спектакля «Силы добра и волшебства»; в 1924 Гауш выступил одним из организаторов Театра Петрушки (ныне театр имени Е.Деммени в Санкт-Петербурге). Страсть эта передалась и сыну художника — Юрий Гауш (1900—1983) стал известным драматургом кукольных театров, автором пьес «Наш цирк», «Негритенок Том», «Набат», «Веселый портняжка» и многих других.
Hausch_Alexander_Chinese_vase (512x700, 410Kb)
Китайская ваза, 1915—1916
В 1924 году Александр Федорович с супругой, художницей Любовью Николаевной Милиоти (1877—1943), переехали на юг (из-за ухудшающегося состояния здоровья Любови Николаевны). Сперва, с 1924 по 1928, они живут в Севастополе, затем, в 1928—1935, — в Одессе. С 1939 — в Ялте, Симферополе. Член объединения «Всекохудожник» (1931), Союза советских художников Крыма (1941). Преподавал в художественных школах Севастополя и Одессы — Художественном институте (1928-34, профессор с 1928) и Художественном училище (1934-1938). Известны живописные портреты Александра Гауша, выполненные Д. Н. Кардовским (1906) и супругой Гауша (1920-е гг.). С приходом войны супруги оказались на оккупированной территории, в Ялте. В блокадном Ленинграде погибла старшая дочь Вера. В 1943 году Александр Федорович и Любовь Николаевна уехали в Австрию, где жили дальние родственники Гауша. По окончании войны, похоронив супругу в Австрии (точная дата смерти и место захоронения неизвестны), Гауш, пройдя фильтрационный лагерь, возвращается в СССР и селится в Симферополе. По свидетельствам, обнаруженным исследователями в последние годы, репрессиям не подвергался: «В письме Управления ФСБ России по Омской области от 19 мая 2011, в частности, говорится: „По имеющимся сведениям — Гауш Александр Федорович, 1873 г. р., уроженец г. Ленинграда, был эвакуирован немцами вместе с женой в Австрию, до эвакуации проживал в Ялте, госпроверку проходил в ПФЛ № 301 (г. Нёйнкирхен, Австрия) по состоянию на 28.04.1946 г., вернулся в Крым“». 7 сентября 1947 года Александр Гауш трагически погиб в Симферополе, попав под трамвай. Захоронен на Старом симферопольском кладбище, что возле храма Всех Святых. В рамках юбилейных мероприятий, приуроченных к 140-летию со дня рождения художника, в 2013 году на могиле Гауша было установлено новое надгробие, на доме, где он провел последние годы жизни, была установлена мемориальная доска (на тот момент единственный мемориальный знак, посвященный Гаушу). В 1992 в Русском музее в Петербурге прошла ретроспективная выставка художника, включавшая около 75 картин и рисунков, написанных, в основном, в петербургский период жизни художника. Произведения Гауша находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном художественном музее Латвии в Риге, ГМИИ Республики Татарстан и в других музейных и частных коллекциях России, Украины, Армении, Казахстана. Творчество: «Ветер» (1901) (в собрании ОХМ); «Большой дворец в Царском Селе», (1902); «Новгород», (1904); «Гвоздика», (1908); «Дождливый день» (1900-е) (в собрании Плёсского музея-заповедника); «Весна» (1911); «Старая дача» (ок.1913) (в собрании Новосибирского художественного музея); «Натюрморт. Драгоценные ткани» (1914) (в собрании Русского музея); «Осень в горах» (1915); «В Бахчисарае» (1927); «Камыш-Бурун» (1938); «Горное озеро» (в собрании Симферопольского художественного музея); «Судак. Генуэзская крепость» (в собрании Симферопольского художественного музея); «Бахчисарай. Торбэ» (в собрании ОХМ); «Старый Крым» (в собрании ОХМ); «Утро» (в собрании ОХМ); «Пейзаж с деревом» (в собрании ОХМ); «Пейзаж. Вечером» (в собрании Псковской картинной галереи); «Пейзаж. Облачно» (в собрании Псковской картинной галереи); «Цветы на русском платке» (в собрании Дома-музея Ф.И.Шаляпина в Санкт-Петербурге); «В усадьбе» (1910-е) (в собрании Омского музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля); «Северный пейзаж» (в собрании Бердянского художественного музея имени И.И.Бродского); «Снопы» (в собрании Бердянского художественного музея имени И.И.Бродского). Литература: Ростиславов А.А. А.Ф.Гауш // Аполлон : журнал. — 1913. — Октябрь (№ 8). — Страницы 16—24; Выставка картин и этюдов А. Гауша. Каталог. — Петроград, 1916; А.Ф.Гауш. Каталог выставки. — Санкт-Петербург, 1922; Гауш А.Ф. [Автобиография] // Советские художники. — Москва, 1937. — Том 1. — Страницы 45—48; Александр Федорович Гауш. Каталог выставки / Г.К.Кречина, М.И.Шумова. — Изд. Государственный русский музей, 1992; Пушкарев С.Н. Александр Федорович Гауш: возвращение из небытия // XIV Таврические научные чтения: сб. материалов. Часть 2 / Министерство культуры РК, Центр. музей Тавриды; редактор Е.Б.Вишневская. — 2014. — Страницы 69—103; Аксенова Л. А. Современники о последних годах жизни А.Ф.Гауша: записки музейного работника // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. — Санкт-Петербург, 1997. — Выпуск 2. — Страницы 35-47.

[557x700]
1873
Рудольф Касснер (немецкое имя — Rudolf Kassner)
австрийский писатель, философ культуры, мыслитель-эссеист, переводчик греческой философии, английской, французской и русской словесности. Родился в Гросс-Павловице, Моравия, тогда Австро-Венгрия. Родители — выходцы из Силезии, отец — чешского, мать — немецкого происхождения. Вырос в маленьком провинциальном городе, воспитывался дома, часто и подолгу жил в деревне. С детства страдал полиомиелитом, последствия которого перебарывал волей и творчеством. Университетское образование (филология, философия) получил в Вене и Берлине, среди его преподавателей были Моммзен, Трейчке, Гарнак. Защитил диссертацию об образе Вечного Жида в мировой поэзии (1897). Много путешествовал (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Северная Африка, Индия, Бирма, Египет, Россия — не только Москва и Санкт-Петербург, но и Крым, Кавказ, Средняя Азия). Входил в избранные артистические круги Мюнхена, Вены, Берлина, Парижа. Был знаком с Ф.Ведекиндом, Андре Жидом, Полем Валери, Метерлинком, Т.С.Элиотом, А.Эйнштейном, Г.Зиммелем, Гауптманом, С.Цвейгом, Д.Мережковским, дружил с Гофмансталем (с 1902) и Рильке (с 1907). В годы нацизма и Второй мировой войны жил и работал в изоляции (его жена была еврейкой, и публиковаться ему в 1933 запретили). С помощью друзей жене удалось перебраться в Швейцарию, куда в 1945 переехал он сам и где прожил оставшиеся годы. Умер в Зидерсе (кантон Вале, Швейцария), 1 апреля 1959 года. Сам Касснер делил им написанное на три периода: «эстетический» (1900—1908), «физиогномический» (1908—1938), «автобиографический и мета-политический» (после 1938-го). В целом его мысль движется в русле «философии жизни». Его идеи и книги высоко ценили Зиммель, Вальтер Беньямин, Дьёрдь Лукач (в ранний период), Томас Манн и многие другие. Гофмансталь и Рильке считали Касснера крупнейшим философом культуры; Рильке посвятил ему восьмую из своих «Дуинских элегий». Касснер был удостоен премии Готфрида Келлера (1949), Большой государственной премии Австрии по литературе (1953), мемориальной премии Шиллера (1955). Кроме собственных сочинений, в которые входит и гигантская переписка, Касснеру принадлежат переводы Платона, Аристотеля, Лоренса Стерна, Пушкина, Гоголя, Л.Толстого, Достоевского, Андре Жида. Произведения: Der ewige Jude in der Dichtung (1897); Der Tod und die Maske: Gleichnisse (1902); Motive: Essays (1906); Melancholia: eine Trilogie des Geistes (1908); Der Dilettantismus (1910); Von den Elementen der menschlichen Groesse (1911); Der indische Gedanke (1913); Die Chimäre (1914); Zahl und Gesicht: nebst einer Einleitung: Der Umriss einer Universalen Physiognomik (1919); Die Grundlagen der Physiognomik (1922); Die Mythen der Seele (1927); Narciss: oder Mythos und Einbildungskraft (1928); Physiognomik (1932); Transfiguration (1946); Die zweite Fahrt (1946, автобиография); Das neunzehnte Jahrhundert. Ausdruck und Grösse (1947); Das inwendige Reich: Versuch einer Physiognomik der Ideen (1953); Das Antlitz des Deutschen in fünf Jahrhunderten deutscher Malerei (1954); Buch der Erinnerung (1954, воспоминания); Geistige Welten (1958). Собрание сочинений: Sämtliche Werke, Bände I—X/ Ernst Zinn, Klaus E. Bohnenkamp (Eds). Pfüllingen: Günther Neske, 1969—1991. Литература: Wieser T. Die Einbildungskraft bei Rudolf Kassner; Studie mit Abriss von Leben und Werk. Zürich: Speer-Verlag, 1949; Rudolf Kassner zum achtzigsten Geburtstag. Gedenkbuch/ Kensik A.C., Bodmer D., Hrsg. Winterthur: Rentsch, 1953; Mayer G. Rilke und Kassner; eine geistige Begegnung. Bonn: H. Bouvier, 1960; Kensick A.C. Narziss: im Gespräch mit Rudolf Kassner: Sierre, 1947—1958. Zürich: A. Cl. Kensik, 1985; Leśniak S. Thomas Mann, Max Rychner, Hugo von Hofmannsthal und Rudolf Kassner: eine Typologie essayistischer Formen. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005; Лукач Г. Платонизм, поэзия и формы: Рудольф Касснер// Лукач Г. Душа и формы. Москва: Логос-Альтера, 2006, страницы 65-73; Алексей Жеребин. Мастер философской прозы Рудольф Касснер.

Vannovskiy_AA (461x700, 368Kb)
1874
Александр Алексеевич Ванновский
российский революционер, японский литературовед и философ. Родился в посёлке Чернь, Московская губерния. Отец — выходец из тамбовского села Ваново (отсюда и фамилия), был офицером. Мать (в девичестве Дурасова) — дочь помещика Саратовской губернии. В детстве с семьёй жил в Туле — отец занимал там должность старшего адъютанта при начальнике гарнизона. В 1884 отдан в 3-й Московский кадетский корпус на казённое содержание. После учёбы в 1893 году отбывал воинскую повинность на Военно-училищных курсах Киевского пехотного юнкерского училища, вышел в запас подпоручиком. В 1896 году поступил в Московское техническое училище. Под влиянием брата Виктора и лекций по политической экономии С. Булгакова примкнул к революционерам. Женился на революционерке Вере Владимировне Яковенко. Делегат первого, учредительного съезда РСДРП (Минск, 1898) от московского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». После съезда, как и другие участники, был арестован и сослан в Сольвычегодск. Познакомился с Б. Савинковым, А. Богдановым, Н. Бердяевым. Создал социал-демократическую группу «Воля». Организовал нелегальные типографии, функционировавшие с февраля по декабрь 1903 года сначала в Рыбинске, затем в Ярославле. После II съезда РСДРП (к тому времени ссылка уже закончилась) «Воля» слилась с Северным комитетом партии. 8 декабря 1903 года типография была выявлена жандармами, её сотрудники арестованы. Ванновский отбыл 2 года заключения в ярославской тюрьме. После освобождения в июне 1905 года участвовал в восстании сапёров в Киеве и в Декабрьском московском восстании. В 1906 году играл активную роль в московском Военно-техническом бюро РСДРП. После поражения революции стал нелегалом. Написал несколько брошюр. Поддерживал меньшевиков. В 1912 году Александр Ванновский принял христианство и вышел из РСДРП (как он выразился в одном письме, «через Шекспира перешёл от Маркса к Христу»). Участвовал в Первой мировой войне, служа в инженерных войсках; за смелость был награждён орденом Святой Анны III степени с мечами и бантом. В 1916 году командирован в Хабаровск. В 1917 году был активным противником Ленина, написал два памфлета против коммунизма. В 1919 году заболел нервным расстройством и был признан негодным к воинской службе; отправился на лечение в Японию, но после поражения Колчака остался там навсегда. Преподавал русскую литературу в Университете Васэда (Токио). Изучал японские рассказы о привидениях («кайдан»), литературный памятник «Кодзики» (в том числе с точки зрения вулканологии). Был известен как шекспировед (считал настоящим творцом шекспировских драм Кристофера Марло, предполагал, что сюжет «Гамлета» возводится к семейной истории царя Ирода, обосновывал новый взгляд на произведение, как на переход от языческого «око за око» к христианскому «не убий»). В 1965 году в Токио на русском языке вышла книга Ванновского «Третий Завет и Апокалипсис. Новые данные о жизни, личности и учении Спасителя мира», в которой он показывал, что Апокалипсис выводится из Евангелия, а не наоборот, и автором его является Иисус Христос, а не Иоанн Богослов; по произведению он делает выводы о его авторе, предполагая, что он был выходцем из богатой эллино-иудейской семьи и получил очень хорошее образование, вёл обычный образ жизни, но после видений стал богочеловеком, сделался приёмным сыном плотника Иосифа и начал своё служение. Ванновский публиковал материалы о своей революционной биографии, размышляя о том, почему гуманные идеи революционеров привели к трагедии. Считал, что возрождение России возможно только через обновлённое христианство. С началом Второй мировой войны был уволен из университета, как и другие иностранные преподаватели. В середине 1950-х годов получил предложение вернуться на Родину, но не стал выполнять условие — написать статью о прислужничестве русской эмиграции японскому милитаризму. В последние годы наладил переписку с родными. Скончался в Токио 16 сентября 1967 года, похоронен на токийском кладбище Такао-рэйан. Личный архивный фонд A.A.Ванновского (его заметки и дневники, переписка, а также большие научные и творческие работы по изучению Шекспира и др.; всего 22 тома, 213 единиц хранения) хранится в библиотеке филологического факультета Университета Васэда. Сочинения: «Стачечная революция 1905 г.» (издано в 1917); «Тактика уличного боя»; «Тактика милиции»; «О подготовке к вооруженному восстанию» (Пролетарий, 1906, № II).; «Новые данные о влиянии Шекспира на Пушкина» (1923); «Японская мифология и Библия» («Путь». — 1934. — № 42. — январь—март. — Страницы 38—55).; «Вулканы и солнце. Новый взгляд на мифологию „Кодзики“» (1941; изд. в 1955 на японском языке; в 1960 — на английском языке); «The Path of Jesus from Judaism to Christianity as Conceived by Shakespeare. Disclosure of a Hidden Jewish Plot in Shakespeare’s Tragedy „Hamlet“». Tokyo: S. G. Vishtak, 1962, 327 pages («Путь Иисуса от иудаизма к христианству в понимании Шекспира. Разыскание скрытого иудейского сюжета трагедии „Гамлет“»); «Третий завет и Апокалипсис. Новые данные о жизни, личности и учении Спасителя мира» (Токио, 1965). Литература: Вановский Александр Алексеевич // Деятели революционного движения в России: Биобиблиографический словарь: От предшественников декабристов до падения царизма: [В 5 томах]. — Москва: Издательство Всесоюзного общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1927—1934; Ульянов Н. Новый Гамлет // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1964.— 31 мая (№ 18710).— Страница 2; Терапиано Ю. Александр Ванновский: «Третий Завет и Апокалипсис» // Русская мысль.— Париж, 1966.— 19 марта (№ 2440).— Страницы 6-7; Ульянов Н. Памяти одного неизвестного // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1968.— 19 января (№ 20038).— Страница 4; Розанов Мих. «Отцы» РСДРП и их судьбы // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1974.— 18 декабря (№ 23502).— Страница 2; 19 декабря (№ 23503).— Страница 2; Кожевникова Ирина П. Ванновский и Япония // Acta Slavica Iaponica.— 1995.— Tом XIII.— Страницы 149-166; Яковенко М.М. «Куда ушла моя жизнь?..» Повествование в письмах, дневниковых записях, воспоминаниях и официальных документах о жизни и трудах Александра Алексеевича Вановского. — Москва: Звенья, 2009, 296 страниц.

[558x699]
1874
Ян Виллем те Кольсте (нидерландское имя — Jan Willem te Kolsté)
голландский шахматист (мастер). Родился в городе Утрехт, Нидерланды. Участник чемпионатов Нидерландов (неофициальный чемпион 1907 г.) и ряда крупных международных соревнований. В составе сборной страны принимал участие в Олимпиаде 1927 г. Умер в городе Гаага, Нидерланды, 31 января 1936 года.
Спортивные результаты
Screenshot 2023-08-30 at 20-24-39 Кольсте Ян — Википедия (598x700, 259Kb)

HenryMcNish0 (435x700, 147Kb)
1874
Генри (Чиппи) Макниш (Henry McNish; 1874—1930)
моряк, участник Имперской трансантарктической экспедиции (1914—1917) под руководством Эрнеста Шеклтона (плотник «Эндьюранс»), один из участников плавания на «Джеймсе Кэрде». Чиппи Макниш родился а Порт-Глазго, Ренфрушир, Великобритания, в семье сапожника Джона Макниша и его жены Мэри Джейн (поженились 5 ноября 1869 года) в 1874 году третьим из одиннадцати детей в семье (разночтения по поводу даты рождения появились после смерти Макниша, когда несколько газет опубликовали официальные некрологи с датой рождения 1866 год, тогда же, по видимому, появились и расхождения в имени — Генри-Гарри). Прозвище Чиппи (от английского chips — стружка) получил за свою профессию, оно было стандартным для большинства корабельных плотников того времени. Чиппи великолепно разбирался в кораблестроении, его умения и навыки в этой профессии были просто исключительными. Помимо этого он был прекрасным жестянщиком. Макниш был четыре раза женат, но о его собственных детях ничего не известно. У четвёртой жены — Агнес Мартиндэйл, была дочь Нэнси, о которой Макниш упоминал в своих дневниках. Придерживался социалистических взглядов, был членом Свободной пресвитерианской церкви Шотландии, не переносил нецензурную брань и не признавал никаких авторитетов.
Имперская трансантарктическая экспедиция Шеклтона
В 1914 году Чиппи Макниш стал участником второй экспедиции Шеклтона на должности плотника на экспедиционном судне «Эндьюранс». Он был одним из самых возрастных её участников (моложе лишь Шеклтона (на несколько месяцев) и Альфреда Читэма — третьего помощника). На борту «Эндьюранс» и после его гибели у Чиппи всегда было много работы. Он сделал на капитанском мостике шестифутовый деревянный семафор, позволявший штурману указывать морякам и учёным в каком направлении и насколько крутить штурвал во время лавирования в паковом льду. Это устройство очень экономило время, а также позволяло не повышать голос. Он сколотил на корме небольшую пристройку для наблюдения за гребным винтом с целью предотвращения его повреждения тяжёлым льдом. Сделал специальные ледовые клещи, благоустроил «Эндьюранс» для зимовки экипажа, построил рулевую рубку над штурвалом для защиты в холодную штормовую погоду и многое другое. Не менее самоотверженно Макниш трудился и по спасению судна от неминуемой гибели: Корабль быстро набирал воду с кормы и плотник тут же принялся за работу, чтобы сделать водонепроницаемую переборку со стороны двигателя. Вкалывали все, в две смены, в течение всей ночи откачивая воду и помогая плотнику. Утром течь удалось взять под контроль. Плотник с помощником конопатили переборку полосками одеял и прибивали планки по швам, там, где это возможно.
Пирси Блекбороу с миссис Чиппи
Макниш был хозяином единственной кошки в плавании — «Миссис Чиппи» (хотя это был кот). Кот был застрелен Шеклтоном после гибели «Эндьюранс», после того, как команда попыталась идти в направлении ближайшей земли. В полдень застрелили трех молодых щенков Салли, Сириуса Сью и Миссис Чиппи, кота плотника. Мы не можем позволить себе содержать слабых в новых условиях. Маклин, Крин и плотник, кажется, тяжело восприняли потерю своих друзей. Во время одной из двух таких попыток у Шеклтона с Макнишем произошёл конфликт, в котором Макниш якобы в открытую выступил против этого решения Шеклтона. На этой версии настаивают биографы и историки экспедиции, в том числе К. Александер. И хотя единственное, что написал об этом инциденте Шеклтон: «Я никогда не прощу ему перенесенного тогда нервного напряжения», считается, что именно из-за этого Шеклтон не представил Макниша к награждению Полярной медалью. Как написал позже хирург экспедиции Александр Маклин:
«Я крайне огорчен тем, что Макниш, Винсент, Холнесс и Стивенсон не получили Полярную медаль… из всех участников экспедиции никто так её не заслужил, как старый плотник. Я расцениваю лишение Макниша медали высшей несправедливостью».
Тем не менее дальнейшие попытки продвинуться к земле по труднопроходимому ледовому рельефу были Шеклтоном прекращены и после многомесячного дрейфа и тяжелейшего перехода по открытому морю на спасательных шлюпках команде «Эндьюранс» удалось 14 апреля 1916 года достичь острова Мордвинова (Элефант). Шеклтон понимал, что искать спасения для команды на безлюдном, находящемся вдали от морских путей острове бессмысленно, поэтому он решил с целью спасения команды предпринять отчаянную попытку достичь на маленькой спасательной шлюпке «Джеймс Керд» острова Южная Георгия — ближайшего достижимого острова, на котором было возможно отыскать помощь. С собой Шеклтон брал пятерых человек: Фрэнка Уорсли (капитана Эндьюранс), Тома Крина (второго помощника капитана), боцмана Джона Винсента, матроса Тимоти Маккарти и Чиппи Макниша. Чиппи сделал всё, что было в его силах и возможностях, чтобы путешествие удалось. Шеклтон пишет, что:
У него не было достаточно древесины для палубы, но, используя лыжи от саней и крышки упаковочных коробок, он сделал от бака до кормы хороший каркас. Это была основа для брезентового покрытия. У нас был с собой сильно смерзшийся рулон брезента, и этот материал нужно было вначале обрезать, а затем оттаять на жировой печи, фут за футом, для того чтобы придать ему необходимую форму. Когда его закрепили в нужном положении это, безусловно, придало некую видимую безопасность лодке, хотя у меня было неприятное чувство, вызванное сильным сходством с декорацией, на которой видишь гранитную стену, а на самом деле это лишь брезент и рейки. Но как показали дальнейшие события, это укрытие выполнило свою задачу на отлично. Мы, безусловно, не смогли бы без него выжить в плавании. Это эпическое плавание на шлюпке «Джеймс Кэрд» вошло в историю, как самое невероятное из совершённых на открытых лодках.
Harry_McNeish_Gravestone_cat (469x700, 390Kb)
Могила Генри Макниша на кладбище Карори
После экспедиции
После экспедиции Генри Макниш вернулся в торговый флот и работал на различных судах, курсирующих между Англией и Новой Зеландией. Путешествие на «Джеймсе Кэрде» окончательно подорвало его здоровье и он постоянно жаловался на сильнейшие боли, особенно в руках. Он оставил работу на флоте и в 1925 году начал жить в Новой Зеландии, где работал в доках Веллингтона. После получения тяжёлой травмы, которая не позволила ему продолжать работать, он довольно быстро остался без средств к существованию и, в итоге, попал в дом милосердия Охиро (Веллингтон), где умер 24 сентября 1930 года. В память о выдающихся заслугах он был похоронен с соблюдением всех военно-морских почестей на кладбище Кэроли в Веллингтоне экипажем «HMS Dunedin». Тем не менее, в течение почти тридцати последующих лет, его могила оставалась в полном забвении. Надгробие было установлено лишь в 1959 году Новозеландским Антарктическим обществом (New Zealand Antarctic Society). В 2004 году в память о великом плотнике Генри Макнише и его «Миссис Чиппи» Новозеландское Антарктическое общество установило на могиле небольшую статую его любимой кошки. В 1958 году Британским управлением по изучению Антарктики (англ. British Antarctic Survey) в честь Генри Макниша был назван небольшой остров в устье залива Кинг-Хокон-Бэй — месте высадки «Джеймс Керд». Литература: Шеклтон, Эрнест. Юг! История последней экспедиции Шеклтона (1914-1917). — eBook, 2014. — 763 страницы — ISBN none.

1874
Александр Леонтьевич Маслов
русский фольклорист, исследователь народной музыки, педагог, музыкальный писатель. В 1895 - 1902 учился Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе (по классам тромбона и теории музыки). Один из активных членов Музыкально-этнографической комиссии (с 1901); участник этнографич. экспедиций в Архангельскую, Саратовскую, Симбирскую, Самарскую губернии. В 1901-1907 сотрудничал в "Русской музыкальной газете". С 1907 преподавал в Московской народной консерватории. В 1908-1912 издавал и редактировал журнал "Музыка и жизнь". Участвовал в организации этнографич. концертов, где исполнялись (в его гармонизации) записанные им песни. В последние годы жизни работал над исследованием белорус. песен, записывал народные мелодии в Могилёвской и Смоленской губерниях. Автор книг и статей, посвященных проблемам народной музыки. Погиб в бою под Люблином 25 декабря 1914 года. Сочинения: Музыкальное творчество поморов, "Русская музыкальная газета", 1901, № 47-48; Кирша Данилов и его напевы, там же, 1902, № 43; Калики перехожие на Руси и их напевы, там же, 1904, № 2-3 (отдельный оттиск, Санкт-Петербург, 1905); Церковная и светская музыка в России и народное творчество, там же, 1905, № 1-2; Влияние народной музыки на творчество русских композиторов, "Музыка и жизнь", 1908, № 1-2; Иллюстрированное описание муз. инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее в Москве, Москва, 1909 (составитель); Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, Москва, 1910; Опыт руководства к изучению русской народной музыки, Москва, 1911. Литература: Некролог, А.Л.Маслов, "Русская музыкальная газета", 1914, №49.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 11 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»