1825
Александр Николаевич (Александр Карл фон) фон Стюрлер
генерал от кавалерии (27 мая ), член Государственного совета. Родился в Санкт-Петербурге. Из дворян: сын Н.К.Стюрлера. Образование получил в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 14 августа 1843 года вступил в службу корнетом в лейб-гвардии уланский полк. С 18 декабря 1844 - поручик, с 4 апреля 1847 - штаб-ротмистр, с 19 августа 1848 - ротмистр, с 11 сентбяря 1855 - полковник. 25 октября 1856 назначен командиром Ямбургского уланского полка. С 8 декабря 1858 - командующий лейб-гвардии уланским полком. С 29 апреля 1860 - генерал-майор с зачислением в Свиту Его Императорского Величества. В 1864—1865 годах состоял для особых поручении при Великом Князе Николае Николаевиче старшем в звании генерал-инспектора кавалерии. В 1872 году занимал должность шталмейстера двора наследника Цесаревича. В 1875 году назначен генерал-адъютантом к Александру II. В 1883 году произведён в генералы от кавалерии. С 26 мая 1896 года — член Государственного совета. Умер в родном городе 3 июня 1901 года. Имеет множество орденов, включая бриллиантовые знаки ордена Святого Александра Невского и иностранные ордена: прусский — орден Красного орла I степени, австрийские — Леопольда Большой крест и Железной короны I степени, итальянский — орден Святых Маврикия и Лазаря и др.
Источники: Альманах современных русских государственных деятелей. — Санкт-Петербург: Типография Исидора Гольдберга, 1897. — Страница 72.

1828
Балакиши Али-бек Араблинский (Бала-Киши-Али-Бек Араблинский)
военачальник Русской императорской армии, генерал-лейтенант. Происходил «Из горцев, сын Талавского магальского начальника». Магометанского вероисповедания. Семья проживала в квартале Араблар, откуда и пошла их фамилия. Деда его звали Дибирав, а отца Алибек которые от роду закатальские аварцы. Поэтому в отдельных официальных документах представители Араблинских упоминаются под фамилией «Дибиров». Бакинская газета «Каспий» от 2 февраля 1902 года в некрологе отметила, что «славный сын лезгинского народа, Алибеков-Араблинский от подпоручика поднялся до генерал-лейтенанта».
Полковник Араблинский, выпуск 1848
Боевой путь
В детстве, проявив незаурядные способности, он привлёк внимание уездных властей, которые рекомендовали его на учёбу в 1-й кадетский корпус в Санкт-Петербурге, который он успешно окончил в 1848 году и 25 июля был выпущен с чином корнета. Араблинский участвовал в подавлении восстания в Венгрии в 1849 году. 30 сентября 1851 года произведён в поручики. Участник Крымской войны 1853—1856 годов. 17 декабря 1854 года «за отличие по службе» произведён в штабс-ротмистры, 5 февраля 1858 года — в ротмистры, 24 января 1859 года — в майоры. В 1860 году за отличие в делах против горцев был удостоен ордена Святого Станислава III степени с мечами и бантом, в 1862 году — ордена Святой Анны III степени с мечами и бантом. С 5 февраля 1864 года по 30 апреля 1866 года занимал должность начальника Кайтаго-Табасаранского округа. 13 сентября 1865 года за отличие произведён в подполковники, 28 сентября 1871 года — в полковники. Участник Хивинского похода 1873 года, за проявленные отличия в марте 1874 года награждён орденом Святого Станислава II степени с мечами. Участник Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, командир 3-го Кавказского линейного батальона (с 21 января 1877 года по 2 марта 1878 года). В сентябре 1877 года «за 25-летнюю безупречную службу в офицерских чинах» был награждён орденом Святого Владимира IV степени. В январе 1878 года «за отличие в делах с неприятелем» был удостоен ордена Святой Анны II степени с мечами. 2 марта 1878 года был назначен командиром 160-го пехотного Абхазского полка. В декабре был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость». 24 марта 1887 года был произведён в генерал-майоры с назначением командиром 1-й Закаспийской стрелковой бригады. Высочайшим приказом от 6 июня 1888 года назначен командиром 2-й бригады 21-й пехотной дивизии и занимал эту должность в течение десяти лет, получив за свою службу ордена Святого Станислава I степени и Святой Анны I степени. 15 августа 1898 года Араблинский был произведён в генерал-лейтенанты с увольнением от службы с мундиром и пенсией. В 1898 году указом российского императора 70-летнему Балакиши Араблинскому выделили крупный земельный участок в 6 км от Дербента. Здесь он построил себе имение, а вокруг него образовалось небольшое поселение. Железнодорожная станция и посёлок в честь российского генерала были названы Араблинкой. Здесь он прожил последние четыре года жизни и скончался 13 января 1902 года. 15 января 1902 года генерал-лейтенант Араблинский был похоронен на мусульманском кладбище Кырхляр в городе Дербенте.
Награды: Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1860 год); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1862 год); Орден Святого Станислава II степени с мечами (1874 год); Орден Святого Владимира IV степени (1877 год); Орден Святой Анны II степени с мечами (1878 год); Золотая сабля с надписью «За храбрость» (1878 год); Орден Святого Владимира III степени (1882 год); Орден Святого Станислава I степени (1891 год); Орден Святой Анны I степени (18 декабря 1895 года); Знак отличия за XL лет беспорочной службы (1892 год).
Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. А — К. — Москва, 2009. — Страница 68. — ISBN 978-5-9524-4166-8; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 января 1898 года. — Санкт-Петербург, 1898. — Страница 501.
1828
Александр Викентьевич Ковалевский
русский офицер, участник Крымской, Кавказской и Русско-турецкой (1877—1878) войн. Александр Ковалевский родился в Литовско-Виленсой губернии, Российская империя. Дворянского происхождения. Воспитанник Новгородского графа Аракчеева Кадетского Корпуса, а затем — Дворянского полка. В офицерском чине с 25 июня 1848 года. С 20 июня 1850 по 29 марта 1853 годы по решению суда находился под арестом за совместную с поручиком фон Мунком дерзость своему батальонному командиру в Севастополе. Принимая во внимание «отличную храбрость», император снял штраф. 8 декабря 1858 года вступил в должность — командира роты. 23 сентября 1861 года за отличие в боях против горцев А.Ковалевскому был присвоен чин штабс-капитана, 26 сентября 1868 года за отличие по службе — чин майора. Тогда Ковалевский был переведён в 74-й Ставропольский пехотный полк, а 4 апреля 1869 года вступил в должность командира батальона. 31 октября 1870 года назначен помощником командира полка по хозяйственной части. С 13 ноября 1872 год по 13 мая 1873 годы избран председателем полкового суда. В то же время с 13 февраля 1873 года являлся временным членом Военного суда в Екатеринодаре, а 12 мая 1873 года принял командование 2-м батальоном 74-го Ставропольского полка. 1 ноября 1874 года был окончательно утверждён в должности командира батальона. Высочайшим приказом от 26 декабря 1875 года за отличие по службе произведён в чин подполковника. Во время русско-турецкой войны (1877—1878) Ставропольский пехотный полк, в котором находился Ковалевский, входил в состав Отдельного Кавказского корпуса, действовшего на азиатском театре войны. После занятия 30 апреля 1877 года Эриванским отрядом русской армии города Баязета Ковалевский был назначен комендантом этого города и его округа с обязанностью заседать в Городском совете, составленном для внутреннего управления. 24 мая (5) июня был сменён на своём посту подполковником Г.М.Пацевичем.
Гибель
В ночь на 18 июня 1877 года на проведённом по инициативе, действовшего на тот момент, коменданта города подполковника Пацевича, офицерском собрании было принято решение провести усиленную рекогносцировку в сторону Вана. В 5 часов утра русский отряд выступил в данном направлении, и, пройдя 18 вёрст, столкнулся с многократно превосходящими силами турок. Русский отряд с большими потерями стал отступать к городу, и, при переправе через речку, Ковалевский получил тяжёлое ранение в живот. Вскоре, находясь на носилках, он получил второе пулевое ранение, которое оказалось смертельным. Несшим носилки пехотинцам, казаки предложили свою помощь, однако ставропольцы, у которых Ковалевский пользовался огромным авторитетом и уважением, заявили, что «Пока мы живы, тело отца-командира туркам не отдадим». Несмотря на то, что под его носилками погибло 20 человек, тело Ковалевского было доставлено в баязетскую цитадель. Был похоронен в подвале одного из её строений.
Семья: Жена — Александра Ефимовна Ковалевская, дочь ротмистра Ефима Кучевского. Участница Баязетского сидения. Детей нет.
Награды: Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (2 мрта 1860) — за отличия в боях против горцев в Майкопском отряде; Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (8 декабря 1865); Орден Святого Станислава II степени (15 сентября 1871); медаль «В память войны 1853—1856»; медаль «За покорение Западного Кавказа»; крест «За службу на Кавказе».
Память: В историческом романе Валентина Пикуля «Баязет» и одноимённом телесериале Ковалевский выведен как Никита Семёнович Хвощинский (в последнем его роль играет актёр Виктор Соловьёв).
Литература: Гейнс К.К. Славное Баязетское сиденье в 1877 г. // Русская старина. — Санкт-Петербург : Типография В.С.Балашева, 1885. — Том 45, выпуск 1; Колюбакин Б.М. Эриванский отряд в кампанию 1877—1878 гг.: в 2 частях. — Санкт-Петербург : Типография Главного управления уделов, 1893. — Том 1. — 329 страниц; Колюбакин Б.М. Эриванский отряд в кампанию 1877—1878 гг. (Статья 6-я) // Военный сборник. — Санкт-Петербург : Типография Департамента уделов, 1889. — Том 187, № 5. — Страницы 5—34; РГВИА. Фонд 400. Опись 12. Дело 4999; Список майорам по старшинству. — Исправлено по 1 ноября 1873 года. — Санкт-Петербург : Военная типография, 1873. — Страница 76; Томкеев В.И. Материалы для описания русско-турецкой войны 1877—1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре: в 7 томах / Под редакцией И.С.Чернявского. — Тифлис: Электропечатня штаба Кавказского военного округа, 1908. — Том 4. — 410, 254 страницы.
1829
Николай Осипович Адельсон
генерал от кавалерии (1900), Санкт-Петербургский комендант. Дворянин Санкт-Петербургской губернии; высшее образование получил в Санкт-Петербургском и Дерптском университетах. Отец — вероятно, Осип (Иосиф) Исаакович Адельсон (1800 — ?) — врач, статский советник, мать — Юлия урождённая Мейер. 2 детей: офицер Петр.
Военная служба
Военную службу начал 16 октября 1849 года, поступив вольноопределяющимся в Уланский Его Величества лейб-гвардии полк. 13 ноября 1851 года произведен в корнеты в тот же полк. С 10 апреля 1856 по 29 ноября 1856 — адъютант при командире Сводного Гвардейского корпуса. С 29 апреля 1858 — поручик. С 1859 года начал свою штабную службу, которую нёс около 15-ти лет, будучи с 10 апреля 1859 по 15 октября 1864 старшим адъютантом штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии и с 15 октября 1864 по 23 августа 1874 — секретарем штаба войск гвардии и Петербургского военного округа. С 7 мая 1861 — штаб-ротмистр, с 1 сентября 1862 — ротмистр, 24 мая 1867 — полковник. 23 августа 1874 назначен исполняющим должность второго Санкт-Петербургского коменданта, a 11 сентября 1875 произведен в генерал-майоры на основании Манифеста со старшинством с 13 января 1878 с утверждением в той же должности.

Н.О.Адельсон
Проявил особенную деятельность в 1877—1878 годах, когда ему приходилось эвакуировать больных и раненых и размещать их по госпиталям. В 1879 году зачислен в Свиту Его Императорского Величества генерал-майором. В 1882 году — исполняющий должность Санкт-Петербургского коменданта, в которой был утвержден через 6 лет, будучи 11 сентября 1888 произведен в генерал-лейтенанты. Через 12 лет, оставаясь в той же должности, произведен в генералы от кавалерии. Умер в Санкт-Петербурге 25 февраля 1901 года.
Награды: За свою почти 50-летнюю службу в офицерских чинах награждён всеми орденами высших степеней до ордена Святого Александра Невского включительно. Кроме того, он был кавалером 25 иностранных орденов высших степеней; 1872 г. — пожалован бриллиантовый перстень с вензелем Императора; 1872 г. — награждён прусским орденом Красного Орла II степени с бриллиантами; 1872 г. — награждён австрийским орденом Железной Короны II степени; 1874 г. — награждён саксонским орденом Альберта креста II степени; 1874 г. — награждён австрийским орденом Леопольда командорского креста; 1876 г. — награждён шведским орденом Святого Олафа; 1878 г. — награждён датским орденом Данеброга командорского креста I класса; 1878 г. — награждён орденом Святого Станислава I степени; 1880 г. — награждён орденом Святой Анны I степени; 1880 г. — награждён саксонским орденом Альберта Большого креста; 1880 г. — награждён греческим орденом Спасителя II степени; 1881 г. — награждён мексиканским орденом Венд. Короны командорского креста; 1881 г. — награждён сербским орденом Такова I степени; 1883 г. — награждён орденом Святого Владимира II степени; 1883 г. — награждён черногорским орденом князя Даниила Первого I степени.
Источники: Адельсон, Николай Осипович // A (метка английского Ллойда) — Алжирия. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1911. — Страница 137. — (Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие] ; 1911—1915, том 1); Русский Инвалид, 1901, № 45; Список генералам по старшинству, 1 января 1886 г.

1829
Томас Хилл (Thomas Hill)
американский художник XIX века. Известен своими картинами Калифорнийских пейзажей, в частности, Долины Йосемити и Уайт-Маунтинс (Нью-Гемпшир). Томас Хилл родился в Англии. Его младший брат Эдвард Хилл также стал успешным художником. В возрасте 15 лет Томас со своей семьёй эмигрировал в Соединённые Штаты. Они поселились в Тонтони, штат Массачусетс. В 1851 году он женился на Шарлотте Элизабет Хоукс. Они имели девятерых детей. Когда Томасу было 24 года, он начал посещать вечерние классы в Пенсильванской Академии изящных искусств и учился у американского художника Питера Ротермела. В свои студенческие годы Хилл путешествовал в Уайт-Маунтинс в Нью-Гэмпшире, где делал эскизы вместе с членами школы реки Гудзон. В 1856 году Хилл вместе с семьёй переехал в Сан-Франциско.

«Индейцы возле озера в величественном пейзаже Калифорнии» (1870).
В 1865 году, вместе с художником Вергилием Уильямсом и фотографом Карлтоном Воткинсом, Хилл совершил своё первое путешествие в Долину Йосемити, которая находится в западных горах Сьерра-Невады в Северной Калифорнии и является центром одного из самых первых и самых известных национальных парков — Йосемити. Сегодня эта долина привлекает туристов со всего мира. До конца своей жизни, Хилл поддерживал студию в Wawona Hotel, историческом отеле, находящемся в южной части национального парка Йосемити в Калифорнии. После перенесённого инсульта Хилл оставил Йосемити и начал путешествовать по побережью Калифорнии, останавливаясь в Коронадо, Сан-Диего и Санта-Барбаре в поисках более благоприятного климата. Умер Томас Хилл в Рэймонде, штат Калифорния, США, 30 июня 1908 года.

Похоронен на кладбище Маунтин Вью в Окленде.
Источником вдохновения для художника были Долина Йосемити и Уайт-Маунтинс в Нью-Гемпшире.
Картины Томаса Хилла

«Гора Лафайет зимой» (1870)

«Скала Эль Капитан» (1866)
«Индейцы у костра, долина Йосемити» (1885)
«Ледник Мьюир, Аляска» (1887-1888)
«Последний гвоздь» (1881)
Награды: 1853: серебряная медаль, Институт Мэриленда, Мэриленд; 1865: первая премия, штат Калифорния Арт-Союз, Сан-Франциско, Калифорния; 1871: бронзовая медаль, Нью-Йорк палитра клуб, Нью-Йорк, Нью-Йорк; 1876: медаль Столетней выставки в Филадельфии, Пенсильвания; 1879, 1890: золотые медали в ярмарках штата Калифорния, Калифорния; 1884: медаль Пенсильванской Академии изящных искусств, ПА; 1888: наградной орден механики Института Сан-Франциско, Калифорния; 1894: бронзовая медаль механики Института Сан-Франциско, Калифорния.
1830
Екатерина Николаевна Жулева
русская драматическая актриса. Окончила Санкт-Петербургское театральное училище (1847 или 1849?). Одна из первых её ролей — Лиза («Горе от ума»”, сезон 1847—1848). Как драматическая актриса Жулева выделилась исполнением роли Офелии (сезон 1849—1850); играла в мелодрамах: Амалия («30 лет, или Жизнь игрока» Дюканжа), Эсмеральда («Эсмеральда, или Четыре рода любви» по Гюго, сезон 1851—1852). Е.Н.Жулева обладала хорошим голосом (сопрано) и уже к 1851 году она стала одной из ведущих водевильных актрис петербургской сцены: Габриэль («Девушка-гусар» Кони), юнкер Лелев («Гусарская стоянка, или Плата тою же монетою» Орлова) и др.; с большим успехом выступала в опере «Андорская долина» Галеви (сезон 1851—1852). В сезоне 1855—1856 гг. она играла роли Дарьи Васильевны («Провинциалка» Тургенева) и Донны Анны («Каменный гость» Пушкина). Дарование Жулевой наиболее полно проявилось с переходом в 1860-х годах на роли «гранд-дам», пожилых светских женщин, благородных матерей. Она мастерски раскрывала внутреннюю сущность образа. Среди её ролей — Турусина («На всякого мудреца довольно простоты», 1868), Царица Марфа («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского, 1872), Чебоксарова («Бешеные деньги», 1876), Хлёстова («Горе от ума», 1880), Анна Андреевна («Ревизор», 1881), Мурзавецкая («Волки и овцы», 1895), Гурмыжская («Лес», 1896). В 1896 году в связи с 50-летием сценической деятельности Жулева получила звание «Заслуженной артистки Императорских театров». Умерла Жулева в Санкт-Петербурге 12 июля 1905 года. Похоронена в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Адреса в Санкт-Петербурге: 1892 - 1895 --- Офицерская улица (Декабристов с 1918), 3; 1895 - 1905 --- переулок Чернышев (улица Ломоносова с 1948), 14.
Источники: Жулева, Екатерина Николаевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Жулева Екатерина Николаевна // Театральная энциклопедия. Том 2. — Москва: Советская энциклопедия, 1963.
1835
Александр Степанович Верещагин
русский историк, исследователь прошлого Вятского края. Окончил Казанскую духовную академию. Служа в Вятских духовно-учебных заведениях, открыл в Вятке ученую архивную комиссию и редактировал ее "Труды". Более крупные статьи его: "Древние акты Вятского края" (Вятка, 1881), "Заселена ли Вятка новгородскими выходцами в XII веке". Насколько достоверны показания "Повести о стране Вятской" (два реферата, читанные на VII археологическом съезде в Ярославле; Вятка, 1887). Им издано много исторических материалов: "Челобитная Лаврентия Горки 1736 г.", "Материалы для истории Пугачевского бунта" (в "Вятских Губернских Ведомостях", 1864), "Вятские стихотворцы XVIII в." (Е.И.Костров , его предшественники и эпигоны). В "Трудах" архивной комиссии Верещагиным напечатаны "Грамота и акты вятского архиерейского дома 1551 - 1699 годов" и "Грамоты и акты вятского Успенского Трифонова монастыря 1580 - 1764 годы", с послесловием издателя и с объяснением старинных слов; "Исторический Вестник", 1909, март, статья А.Шубина в "Вятских Епархиальных Ведомостях" за 1909 г., № 1. Умер в 1908 году.

1836
Фитц Хью Ладлоу (Fitz Hugh Ludlow)
американский писатель, журналист, наркоман, автор книги «Гашишеед» («The Hasheesh Eater», 1857), в которой описан его собственный двухлетний опыт употребления гашиша. По словам Ладлоу, он познакомился с гашишем в 16 лет благодаря своему другу-аптекарю. В сущности, объектом экспериментов был не сам гашиш, а его аптечная настойка, однако Ладлоу не усматривает между ними особой разницы. Гашиш описывается им как мощный психоделик, вызывающий мистические галлюцинации, пересказу которых посвящена большая часть книги.
Титульный лист первого издания «Гашишееда»
Трудно сказать, откуда возникли эти фантазии. Возможно, в состав настойки входил атропин; но гораздо более вероятно, что Ладлоу просто поддался влиянию старших коллег, описывавших гашиш как галлюциноген. В частности, он не скрывал своего знакомства с отчетом Бейарда Тейлора и особенно настойчиво апеллировал к примеру Т. де Квинси, который тоже пересказывал свои галлюцинации, хотя употреблял не гашиш, а настойку опия. «Если дальнейшие страницы кто-нибудь прочтет, то это будут те, кто любит де Квинси», писал Ладлоу в предисловии к своей книге. Его эксперимент с гашишем, длившийся два года, был вдохновлен текстами этого автора, и нет ничего удивительного в том, что он привел к похожим результатам. Под конец книги Ладлоу приобретает зависимость от гашиша, с большими трудностями прекращает его употребление и обращается к писательству, утверждая, что эксперимент был необходим для исследования позитивных и негативных сторон наркотика. После выхода «Гашишееда» Ладлоу писал только журнальные статьи, сюжеты которых в большинстве случаев были связаны с опиумом. Очевидно, увлечение этим препаратом послужило одной из причин его ранней смерти 12 сентября 1870 года.
Источники: Fitz Hugh Ludlow. Гашишеед = The Hasheesh eater. — 4. — New York, 1857. — 371 p.
1836
Яков Тимофеевич Михайловский
российский публицист и педагог. Происходил из дворян. Родился в имении отца в Волчанском уезде Харьковской губернии. Среднее образование получил в Первой Харьковской гимназии, окончив её курс в 1853 году с золотой медалью. В том же году переехал в Петербург и поступил в Главный Педагогический институт на историко-филологический факультет, который окончил с золотой медалью в 1857 году — в один год с Добролюбовым. Затем изучал историю в Гейдельбергском университете. В 1860 году из Германии переехал во Францию, где посещал лекции в Сорбонне. Был корреспондентом журнала «Русский педагогический вестник». После возвращения в Петербург Михайловский по семейным обстоятельствам был вынужден отказаться от экзамена на степень магистра. В 1865 году он занял место преподавателя истории в Мариинском институте, в котором он и состоял на службе в течение 18 лет. В это же время Михайловский преподавал историю в Павловском училище и в других учебных заведениях, а также давал частные уроки по истории. С 1883 года в течение 11 лет он занимал должность главного фабричного инспектора над занятиями малолетних рабочих в заводских промышленных заведениях; в 1886 году опубликовал первый отчёт (за 1885 год): «О деятельности фабричной инспекции…». Одновременно с исполнением своих служебных обязанностей Я. Т. Михайловский занимался публицистикой. Принимал участие в различных столичных газетах и журналах, преимущественно в педагогических. В течение многих лет он состоял постоянным сотрудником журнала «Народная школа», где вёл педагогическую хронику по народному образованию. В журнале «Сельская беседа» Михайловский поместил ряд рассказов из русской истории для народного чтения. В 1871 году он напечатал исследование «Современное положение заграничной народной школы», в 1881 — «Очерк современного состояния заграничной народной школы», в 1894 — «О причинах пьянства среди рабочих и о мерах к его ослаблению». К международной выставке в Чикаго 1893 года Я.Т.Михайловским была написана статья «Заработная плата и продолжительность рабочего времени на фабриках и заводах». С 1864 по 1893 годы Михайловский принимал деятельное участие в качестве члена, секретаря и затем председателя в трудах Санкт-Петербургского комитета грамотности; особенно заслуживает внимания его участие в издании комитетом в 1878 году «Систематического обзора русской народно-учебной литературы». Дата смерти неизвестна.
Источники: Михайловский, Яков Тимофеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Биографический словарь бывших питомцев Первой Харьковской гимназии за истекшее столетие с 1805 по 1905 год / Составитель Н.А.Чеканов. — Харьков: «Русская типо-лит.»: 1905. — VIII, 441 страница.
[614x700]
1838
Адам Аснык (польское имя — Adam Asnyk)
польский литератор, поэт и драматург; в его поэзии выражено сочетание романтизма с общественно-философскими проблемами позитивизма. Адам Аснык родился в городе Калиш (ныне в Великопольском воеводстве Польши), в семье участника Польского восстания 1830-1831 годов. Учился в агрономическом институте, медико-хирургической академии (изучал медицинские науки в Варшаве и Бреславле), участвовал в подпольной студенческой организации социалистического толка. За участие в демонстрациях протеста Адам Аснык был арестован. Лично принимал участие в польском восстании 1863 года. Осенью 1863 входил в состав повстанческого правительства, впоследствии входил в один из партизанских отрядов. Позже, в результате преследований со стороны властей, был вынужден эмигрировать в Германию. В университете Гейдельберга завершил высшее образование и получил степень доктора философии. В 1867 году Аснык переезжает во Львов, где проживал до 1870 года, после чего перехал в Краков. В 1872 году вышел двухтомник его произведений, благодаря чему Адам Аснык быстро становится популярным. Помимо литературной деятельности аснык исполнял обязанности газетного редактора. Пьесы Асныка с успехом шли на любительских и профессиональных сценах. Ведущее место в его раннем творчестве занимает лирика, проникнутая болью, вызванным поражением польского освободительного движения и личными разочарованиями («Сон могил», 1865, и др.). 1880-е годы ознаменовали новый этап в его творчестве; Аснык вновь выражает веру в общественный прогресс. Адам Аснык автор исторических драм и бытовых комедий («Кола Риенци», 1873; «Кейстут», 1878; «Братья Лерхе», 1888, и др.). Адам Аснык скончался в городе Кракове 2 июля 1897 года. На стихи Асныка писали музыку Игнацы Падеревский, Чеслав Немен. Его лирику переводили на русский Изабелла Гриневская, Иван Бунин, Александр Ревич.
1841
Гиацинт Альхимович (польское имя — Hiacynt Alchimowicz, французское имя — Hiacynt/Hyacinthe Alchimowicz)
известный польский художник, педагог. Родился в селе Демброво близ Щучина, Лидского уезда, Виленской губернии (ныне Гродненской области, Беларуси), в шляхетской семье, младший брат Казимира Альхимовича. После окончания гимназии и технической школы, изучал живопись в Вильно. Находился под влиянием творчества известного виленского художника Канута Русецкого. Вместе со старшим братом в 1863 году участвовал в Польском восстании. После его поражения эмигрировал во Францию, где в 1864 поселился в городе Перпиньяне. Первоначально работал чертежником на строительстве железной дороги. В 1872 стал преподавать живописью. Переехал в Париж, где познакомился и подружился с живописцем М.Андриолли. В 1876 занял пост профессора рисования в лицее Перпиньяна, затем в политехническом училище и высшем женском лицее. За плодотворную педагогическую деятельность в 1892 году удостоен французского титула «Officier d’Académie». Умер в эмиграции во Францию после 1897 года. Творчество: Акварелист. Писал, в основном, пейзажи, портреты, жанровые полотна. Участник многих французских выставок живописи, в частности, в 1864 в Тулузе, в 1879 и 1893 — в Кастре, в 1880 — в Монпелье, в 188 — в Ницце, в 1893 — в Нарбонне. В 1904 прошла выставка работ художника на родине в Варшаве.
Галерея

«Пейзаж с водным каскадом»
«Мост в лесу»
«Фонтан Амура». 1876

«Поение осла» и «Молочница»
Литература: Бібікава А. Зорка Казіміра Альхімовіча: (аб творчасці беларускага мастака) / Ала Бібікава // Милицейский вестник: еженедельная газета УВД Гродненского облисполкома / учредитель: УВД Гродненского облисполкома. — 2006. — 26 октября (№ 43). — Страница 12.
[600x586]
1842
Варфоломей Александрович Зайцев
известный нигилист 1860-х годов, литературный критик, публицист. Современники нередко называли его Русским Рошфором. Родился в Костроме, в семье чиновника. В детстве из за постоянных переездов отца получил образование дома. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, медицинском Московского университета, в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Курса нигде не закончил. В 1863—1865 гг. один из деятельнейших сотрудников журнала «Русское слово», создал себе на короткое время громкую известность «отрицанием эстетики» и резкими выходками против признанных авторитетов. Один из застрельщиков скандальной полемики между «Русским словом» и «Современником», вошедшей в историю как «Раскол в нигилистах». Стремился к возможно «ясной» постановке вопросов эстетики и морали в духе модного среди радикальной молодёжи того времени вульгарного материализма. Человек искренний, эрудированный, он не всегда мог критически разобраться в сложных вопросах и случалось,что попадал перед публикой впросак. Например, страстно доказывал в ходе полемики, что Шопенгауэр материалист на манер Фохта. В конце 1865 г. вследствие конфликта с главным редактором из «Русского слова» ушёл. В 1866 после покушения Каракозова на императора был, как и многие нигилисты и неблагонамеренные, арестован и провёл несколько месяцев в Петропавловской крепости, где приобрёл целый букет заболеваний. После освобождения - под полицейским надзором. В 1869, не имея возможности публиковаться в России, уехал за границу, где зарабатывал на жизнь уроками, лекциями, переводами. Бедствовал. В эмиграции сблизился с бакунистами. Публиковался в таких эмигрантских изданиях, как «Общее дело» (1877—1882, около 80 статей), «Колокол» Огарёва — Нечаева (1870) и некоторых других. Изредка помещал статьи в легальных российских изданиях: «Деле» («Средневековая демократия» в кн. 2 и 4 за 1878), «Отечественных записках» («Современная мораль» (1874, № 2), «Франсуа Рабле и его поэмы» (1874 № 5), «Воскресение мёртвых или Тэн о революции» (1879, № 7-8)). Специально занявшись историей, издал полезную компиляцию: «Руководство всемирной истории: древняя история Востока» (Санкт-Петербург, 1879); «Руководство всемирной истории: древняя история Запада» (т. I, Санкт-Петербург, 1882). Переводы его: Гонеггера, «Очерк литературы и культуры XIX в.» (Санкт-Петербург, 1867), В. Диксона, «Духовные жены» (Санкт-Петербург, 1869); Сочинения Лассаля (Санкт-Петербург, 1870); роман И. Ньево, «Исповедь старика» (Санкт-Петербург, 1875). Под редакцией Зайцева и Н.Г.Чернышевского переведена на русский. язык «Всемирная история» Шлоссера (Санкт-Петербург, 1861—1868; 2-е издание, Санкт-Петербург, 1868—1871). Умер в городе Кларан (Швейцария) 20 января 1882 года.
Избранные труды: Зайцев В.А. Взбаломученный романист. — (из журнала: Русское слово. – 1863. – октябрь. – Страницы 23–44); Зайцев В.А. Избранные сочинения в 2-х томах. — Москва: Издательство Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. — Том 1. — 548 страниц; Зайцев В.А. О пользе цареубийства. — Genève: M. Elpidine, 1900. — 12 страниц; Зайцев В.А. Руководство всемирной истории: Древняя история Запада. — Санкт-Петербург: А.Ф.Пантелеев, 1882. — Том 1. — 628 страниц; Зайцев В.А. Современное положение русской прессы. — Carouge-Genève: М.К.Элпидин, 1902. — 24 страницы; Зайцев В.А., Элпидин М.К. Нечто о шпионах. — Carouge-Genève: М.К.Элпидин, 1904. — 50 страниц; Руководство всемирной истории: Древняя история Востока / Составитель: В.А.Зайцев. — Санкт-Петербург: А.Ф.Пантелеев, 1879. — 282 страницы; Соколов Н.В., Зайцев В.А. Отщепенцы. — Санкт-Петербург: печатня В.Головина, 1866. — 316 страниц. Переводы: Вольтер Ф.М. Философiя исторiи / Перевод с французского В.А.Зайцева. — Санкт-Петербург, 1868; Гильом Д. Анархия по Прудону: Изложение и разбор его сочинений / Перевод В.А.Зайцева. — Лондон: наборня М.П.Сажина, 1874. — 212 страницы; Дидро Д. Романы и повести: в 2-х томах. / Перевод В.А.Зайцева. — Санкт-Петербург: типография Н.Неклюдова, 1872. — Том 2. — 401 страница.
1844
Хосе-Хоакин Пальма-Лассо (испанское имя — José Joaquín Palma Lasso)
кубинский поэт, журналист и дипломат, автор гимна Гватемалы и известных стихотворений «Мрак души» и «Поэзия». Хосе-Хоакин Пальма-Лассо родился в Баямо. Грамоте обучила его мать, занимавшаяся с ним чтением Библии. Детство провёл в сельской местности. В 1856 году вернулся в Баямо. Учился в монастыре святого Франциска, затем в знаменитой школе святого Иосифа, где среди учителей будущего поэта были Хосе Мария Исагуирре и Игнасио Мартинес Вальдес. После завершения образования был взят на место учителя начальных классов в школе святого Иосифа. Когда Игнасио Мартинес Вальдес был оклеветан и заключен в тюрьму, Хосе-Хоакин Пальма-Лассо ежедневно посещал его в тюрьме и читал ему классиков испанской литературы. В 1864 году он ушел из школы святого Иосифа и вместе с Франсиско Масео Осорио возглавил редакцию «Ла регенерасьон де Баямо». Газета была закрыта колониальной администрацией. В 1868 году с началом Большой войны Хосе-Хоакин Пальма-Лассо примкнул к Хосе Марти, с Карлосом Мануэлем де Сеспедесом и Максимо Гомесом. Вскоре после этого умерла его жена Леонела дель Кастильо, от которой у поэта были два сына и дочь. Овдовев, он был вынужден отказаться от революционной борьбы и вернуться в Баямо, чтобы заботиться о своих детях. Но вскоре за публикации против рабства подвергся преследованию со стороны колониальной администрации, был арестован и выслан. Сначала он оказался на Ямайке, откуда переехал в США. Затем предпринял путешествие из Перу до Гватемалы, куда прибыл в 1873 году. Он поселился в городе Гватемала, где продолжил заниматься поэзией, писать статьи для изданий и преподавать. Им был написан гимн Гватемалы, автор которого долгое время считался неизвестным. Поэт признался в авторстве только за год до смерти. В Гватемале у него установились дружеские отношения с гондурасцем Марко Аурелио Сото и с поэтами кубинцем Хосе Марти, никарагуанцем Рубеном Дарио и перуанцем Хосе Сантос Чокано. С 1870 года на дипломатической службе у Кубы. Служил консулом Кубы в Гватемале и Никарагуа. Также был директором Национальной библиотеки Гватемалы, профессором испанской литературы в юридической школе при Государственном университете Гватемалы и сотрудничал с печатными изданиями Рубена Дарио и Энрике Гомеса-Каррильо. В 1786 году служил секретарём у Марко Аурелио Сото, ставшего президентом Гондураса. В Гватемале 1 августа 1911 года поэт впал в агонию, в которой находился до самой смерти 2 августа. Государственные похороны состоялись 3 августа 1911 года. В 1951 году кубинское правительство приняло решение о перезахоронении останков поэта на родине. В том же году посмертно он был удостоен званий «Почётный гражданин Баямо» и генерал-майор армии Кубы.
1845
Жан Морис Эмиль Бодо (французское имя — Jean-Maurice-Émile Baudot)
французский инженер и изобретатель кода Бодо — кодировки символов для телетайпов. Родился в Манье. В честь Бодо названа единица скорости передачи сигнала — бод. В 1872 году Бодо создал телеграфный аппарат многократного действия, при помощи которого можно было передавать по одной линии два и более сообщения. Такой аппарат и все последующие устройства, которые были созданы по такому же принципу, получили название стартстопных. До этого изобретения все телеграфные передачи велись с использованием азбуки Морзе. Бодо впервые создал аппарат, который передавал сообщения, используя буквы латинского алфавита. После внесения русскими специалистами некоторых доработок, появились аналоги, которые передавали текст на русском языке. Помимо этого, Бодо создал телеграфный код (код Бодо), впоследствии принятый повсеместно. Он был назван Международный телеграфный код №1. Через два года Бодо усовершенствовал свое изобретение и создал двукратный аппарат, который передавал информацию со скоростью 360 знаков в минуту. Еще через два года он создал уже пятикратный аппарат, скорость передачи в котором увеличилась по сравнению с первым в пять раз, а со вторым в 2,5 раза. Первые подобные аппараты были введены в эксплуатацию в 1877 году на линии Париж – Бордо. Благодаря аппарату Бодо появилась возможность использовать время интервалов между тире и точками. Это было достигнуто в результате работы на одной линии четырех или шести телеграфистов. Самыми популярными стали двукратные аппараты, которые передавали информацию на большие дистанции и использовались до конца ХХ века. Скорость передачи в таких аппаратах была 760 знаков за минуту. Помимо данного аппарата, Бодо разработал распределитель, дешифратор и печатающие механизм. Аппарат Бодо стал самым значимым достижением техники передачи информации на расстоянии в ХIХ веке. Умер в Со 28 марта 1903 года.
[463x699]
1845
Михаил Михайлович Зайцев
русский химик-органик. Родился в Казани. Брат А.М.Зайцева. Ученик А.М.Бутлерова. Образование получил в Санкт-Петербургском политехническом институте и Казанском университете. В 1870—1872 работал в лаборатории А.Кольбе в Лейпциге. В 1873—1876— лаборант фармацевтической лаборатории Казанского университета. Зайцев доказал (1870) тождество единиц сродства двухвалентной серы, что имело важное значение в развитии теории валентности. М.М.Зайцев участвовал в исследовании вторичных и третичных спиртов совместно с А.М.Зайцевым. Им был впервые применен металлический палладий для восстановления органических соединений: восстановление ацил хлоридов до альдегидов водородом на палладие, известно как реакция Розенмунда-Зайцева. Изучал (1870—1872) восстановление органических соединений в присутствии палладиевой и платиновой черни; получил в присутствии палладия из хлористого бензоила бензальдегид, из нитробензола — гидразобензол и анилин; впервые применил метод гидрогенизации органических соединений в жидкой фазе, превратив нитрофенол в аминофенол и нитрометан в метиламин. Из йодистого аллила через цинкорганические соединения Зайцев получил первый непредельный третичный спирт — аллилдиметилкарбинол, а также непредельную оксикислоту — диаллилуксусную кислоту; изучил свойства этих соединений. С 1876 Зайцев был одним из технических руководителей казанского стеариново-химического завода братьев Крестовниковых, в лаборатории которого им изучались непредельные жирные кислоты. На том же заводе на основе работ Зайцева его бывший сотрудник С.А.Фокин в 1909—1910 осуществил впервые в мире промышленную гидрогенизацию жиров. Ряд работ Зайцев выполнил совместно с братьями А.М.Зайцевым и К.М.Зайцевым. Умер в родном городе 23 марта 1904 года.
Сочинения: О сродстве серы в сернистом амилэфиле, "Журнал Русского физико-химического общества", 1870, том 2, выпуск 2; Синтез и свойства аллилдиметилкарбннола, там же, 1876, выпуск 8, том 9, отдел 1 (совместно с А.М.Зайцевым); О действии двусернистокислого натрия и сернистой кислоты на олеиновую и эруковую кислоты, "Журнал Русского физико-химического общества. Часть химическая", 1892, том 24, выпуск 7 (совместно с К.М. и А.М.Зайцевыми); Über die Einwirkung des vom Palladium absorbierten Wasserstoffes auf einige organische Verbindungen, "Zeitschrift für praktische Chemie", Lpz., Bd 6, H. З.
Литература: Памяти Михаила Михайловича Зайцева, "Журнал Русского физико-химического об-ва. Часть химическая", 1904, том 36, выпуск 4, Ключевич А.С., История Казанского жирового комбината имени Мулла-Нур Вахитова (1855—1945), Казань, 1950.
[506x700]
1846
Анна Григорьевна Достоевская (урождённая - Сниткина)
русская мемуаристка. Стенографистка, помощница, а с 1867 года вторая жена Ф.М.Достоевского, мать его детей — Софьи (6 марта 1868 —24 мая 1868), Любови (1869—1926), Фёдора (1871—1922) и Алексея (1875—1878) Достоевских; публикатор творческого наследия Фёдора Михайловича. Известна как одна из первых филателисток России. Родилась в Санкт-Петербурге, в семье мелкого чиновника Григория Ивановича Сниткина, в молодости увлекавшегося театром, литературой и бывшего большим поклонником творчества Достоевского. В семье дочь даже прозвали Неточкой (по имени героини повести Достоевского). Ее мать — Анна Николаевна Мильтопеус, шведка финского происхождения — была полной противоположностью увлекающемуся и непрактичному мужу. Энергичная и властная, она была подлинной хозяйкой дома. Девушка после окончания гимназии с большой серебряной медалью поступила на физико-математическое отделение Педагогических курсов, но наблюдение за колбами и ретортами ее не интересовало. И поэтому, когда открылись стенографические курсы профессора П.М.Ольхина, она поступила на них, и это сыграло исключительную роль в ее жизни. Когда в том же 1866 умер отец, профессор рекомендовал ее как лучшую ученицу Федору Михайловичу Достоевскому, писавшему в то время роман "Игрок". Их первая встреча состоялась в середине октября 1866. Незаметно возникло чувство глубокой симпатии друг к другу двух человек, недавно потерявших своих близких (старший брат писателя скончался в 1864). В феврале 1867 они сыграли скромную свадьбу. Несмотря на разницу в возрасте в 24 года, тяжелый характер бывшего каторжника, страдавшего к тому же эпилепсией, она сумела наладить их семейную жизнь. Благодаря Анне Григорьевне Достоевский сумел порвать с пагубной привычкой игры в рулетку. Она помогала ему и в работе: стенографировала его романы, переписывала рукописи, читала корректуры и организовывала торговлю книгами. 15 февраля 1867 года Анна Григорьевна стала женой писателя, а через два месяца Достоевские уехали за границу, где оставались на протяжении более четырёх лет (до июля 1871 года). По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне. На здании, расположенном на том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в декабре 2006 года была открыта мемориальная доска (скульптор Ромуальдас Квинтас). Направившись на юг, в Швейцарию, Достоевские заехали в Баден, где сперва Фёдор Михайлович выиграл на рулетке 4000 франков, но не мог остановиться и проиграл всё, что с ним было, не исключая своего платья и вещей жены. Почти год они жили в Женеве, где писатель отчаянно работал, и иногда нуждались в самом необходимом. 6 марта 1868 года у них родилась первая дочь Софья; но 24 мая 1868 года в возрасте трёх месяцев ребёнок умер, к неописуемому отчаянию родителей. В 1869 году в Дрездене у Достоевских родилась дочь Любовь (умерла в 1926). По возвращении супругов в Санкт-Петербург у них родились сыновья Фёдор (16 июля 1871 — 1922) и Алексей (10 августа 1875 — 16 мая 1878). Начался самый светлый период в жизни романиста, в горячо любимой семье, с доброй и умной женой, которая взяла в свои руки все экономические вопросы его деятельности (денежные и издательские дела) и скоро освободила мужа от долгов. С 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку. Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя и вела дела с издателями и типографиями, сама издавала его сочинения. Ей посвящён последний роман писателя «Братья Карамазовы» (1879—1880). В год смерти Достоевского (1881) Анне Григорьевне исполнилось 35 лет. Смерть мужа стала настоящим потрясением для Анны Григорьевны, и в день похорон она дала обет посвятить всю остальную жизнь популяризации его произведений. Семь раз она издавала собрание сочинений писателя, организовала квартиру-музей, написала воспоминания.
[525x700]
Могила Фёдора Михайловича Достоевского, его супруги Анны Григорьевны и их внука Андрея Фёдоровича Достоевского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург)
Вторично замуж не выходила. После смерти писателя собирала его рукописи, письма, документы, книги, личные вещи, мебель и фотографии. В 1889 году собрание из более 1000 наименований было помещено в хранилище «Музей памяти Ф.М.Достоевского» в Историческом музее в Москве. К тому времени в России существовали только Пушкинский и Лермонтовский литературные музеи, организованные в Санкт-Петербурге в 1879 и 1883 году соответственно. С 1929 года эта коллекция перешла в музей-квартиру Ф.М.Достоевского в Москве. Анна Григорьевна составила и издала в 1906 году «Библиографический указатель сочинений и произведений искусств, относящихся к жизни и деятельности Ф.М.Достоевского» и каталог «Музей памяти Ф.М.Достоевского в императорском Российском историческом музее имени Александра III в Москве, 1846—1903». Её книги «Дневник А.Г.Достоевской 1867 год» (опубликована в 1923 году) и «Воспоминания А.Г.Достоевской» (опубликована в 1925 году) являются важным источником для биографии писателя. Летом 1917 на юге она заболела малярией тяжелой формы. Умерла Анна Григорьевна в Ялте 9 июня 1918 года. Похоронили ее вдали от мужа, хотя она просила, чтобы ее захоронили в Александро-Невской лавре, рядом с мужем, и при этом не ставили отдельного памятника, а только вырезали бы несколько строк. Ее воля была исполнена только в 1968 году, её прах был перенесён в Александро-Невскую лавру и захоронен рядом с могилой мужа. Лев Толстой после встречи с ней сказал: "Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского". Анна Достоевская весьма успешно занималась изданием и распространением книг мужа, став одной из первых российских женщин своего времени в сфере предпринимательства. При этом она провела исследование рынка и вникала в детали книгоиздательства и книжной торговли. Является одной из первых известных женщин России, увлекавшихся филателией. Начало её коллекции было положено в 1867 году, в Дрездене. Поводом для этого послужил спор между Анной Григорьевной и Фёдором Михайловичем о женском характере. Писатель однажды во время прогулки высказал сомнение в способности женщины к долгому и упорному напряжению сил для достижения цели: «Очень меня возмущало в моём муже то, что он отвергал в женщинах моего поколения какую-либо выдержку характера, какое-нибудь упорное и продолжительное стремление к достижению намеченной цели. <…> Этот спор меня почему-то раззадорил, и я объявила мужу, что на своём личном примере докажу ему, что женщина годами может преследовать привлекшую её внимание идею. А так как в настоящую минуту <…> никакой большой задачи я пред собой не вижу, то начну хоть с занятия, только что тобою указанного, и с сегодняшнего дня стану собирать марки. Сказано — сделано. Я затащила Фёдора Михайловича в первый попавшийся магазин письменных принадлежностей и купила («на свои деньги») дешёвенький альбом для наклеивания марок. Дома я тотчас слепила марки с полученных трёх-четырех писем из России и тем положила начало коллекции. Наша хозяйка, узнав о моем намерении, порылась между письмами и дала мне несколько старинных Турн-Таксис и Саксонского Королевства. Так началось мое собирание почтовых марок, и оно продолжается уже сорок девять лет… От времени до времени я хвалилась перед мужем количеством прибавлявшихся марок, и он иногда посмеивался над этой моей слабостью. (Из книги «Воспоминания А.Г.Достоевской».)» Свою коллекцию почтовых марок Анна Григорьевна пополняла всю жизнь. Как она отмечала в своих «Воспоминаниях», она не купила ни одной марки за деньги, а лишь использовала те, что были сняты ей с писем или подарены. К сожалению, дальнейшая судьба этой коллекции не известна.
Сочинения: Достоевская А.Г. Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф.М.Достоевского, собранных в Музее памяти Ф.М.Достоевского в Московском Историческом музее. — Санкт-Петербург, 1906. — 92 страницы; Достоевский Ф.М. - Достоевская А.Г. Переписка. Москва, Наука, 1976. - 484 страницы (Литературные памятники); Достоевская А.Г. Воспоминания. - Москва, Художественная литература, 1987. - 518 страниц; Достоевская А.Г. Воспоминания / Вступительная статья, подготовка текста и примечания С.В.Белова и В.А.Туниманова. — Москва: Правда, 1987. — 544 страницы, 500 000 экземпляров; Достоевская А.Г. Дневник 1867 года / Издание подготовил С.В.Житомирская. — Москва: Наука, 1993. — 454 страницы — (Литературные памятники). Фильмы: 1980 — советский художественный фильм «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Режиссёр-постановщик — Александр Зархи. В роли А.Г.Достоевской — известная советская и российская актриса Евгения Симонова; 2008 — итальянский художественный фильм режиссера Джулиано Монтальдо «Демоны Санкт-Петербурга». В роли - Каролина Кресчентини; 2010 — Три женщины Достоевского — фильм Евгения Ташкова. В роли Марина Аксенова; 2010 — документально-постановочный фильм «Анна Достоевская. Письмо мужу». Режиссёр-постановщик — Игорь Нурисламов. В роли А.Г.Достоевской — Ольга Кирсанова-Миропольская. Производство продюсерского центра «АТК-Студио»; 2011 — российский телесериал «Достоевский». Режиссёр-постановщик — Владимир Хотиненко. В роли А.Г.Достоевской — Алла Юганова.
Литература: Достоевский, Федор Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Гроссман Л.П. А.Г.Достоевская и её «Воспоминания» [Вступительная статья] // Воспоминания А.Г.Достоевской. — Москва—Ленинград, 1925; Достоевский А.Ф. Анна Достоевская // Женщины мира. — 1963. — № 10; Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. — Москва: «Советская энциклопедия», 1964. — Том 2; Мазур П. Кто был первым филателистом? // Филателия СССР. — 1974. — № 9. — Страница 11; Кисин Б.М. Страна Филателия. — Москва: Связь, 1980. — Страница 182; Савостьянова В.А. Дополнение к Воспоминаниям А.Г.Достоевской [Рукопись]; Стрыгин А. Женская тема в филателии. Некоторые рассуждения о коллекционировании марок // НГ — Коллекция. — 2001. — № 3 (52). — 7 марта; Наседкин Н.Н. Достоевский. Энциклопедия. — Москва: Алгоритм, 2003. — 800 страниц — (Серия «Русские писатели»). — ISBN 5-9265-0100-8;. Белов С.В. Жена писателя. Последняя любовь Ф.М.Достоевского. — Москва: КомКнига, 2010. — 224 страниц — ISBN 978-5-484-01158-2.
1846
Юлий Николаевич Мельгунов
российский теоретик музыки, фольклорист и пианист. Родился в городе Ветлуга Костромской губернии, ныне Нижегородской области. Происходил из старинного дворянского рода. В 1866 г. окончил Александровский (бывший Царскосельский) лицей. Живя в Петербурге, брал уроки игры на фортепиано (у А.Л.Гензельта и А.Драйшока) и изучал теорию музыки у Г.А.Лароша. Около 1870 г. переехал в Москву, некоторое время учился в Московской консерватории (класс фортепиано Н.Г.Рубинштейна). В 1875-1876 гг. изучал теорию музыки у Ю.К.Арнольда. Под его влиянием увлёкся идеей родства древнегреческой (и византийской) музыки с русской церковной монодией, которую рассматривал как разновидность (русского) народного творчества. Познакомившись с Рудольфом Вестфалем, вместе с ним издал ритмо-темповую редакцию десяти фуг И.С.Баха со своим предисловием «О ритмическом исполнении фуг Баха» (1878). В 1870-е годы с целью пропаганды своих взглядов на роль ритма в классической музыке Мельгунов (в качестве пианиста) и Вестфаль осуществили концертную поездку по Германии. По России Мельгунов гастролировал в ансамбле со скрипачом Ф.Лаубом и виолончелистом К.Ю.Давыдовым. Историческое значение имеет деятельность Мельгунова по собиранию и исследованию русской народной песни. В сборнике «Русские народные песни непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные» (1879—1885, с важным научным предисловием) впервые воспроизведено русское крестьянское многоголосие. C его предисловием и в его редакции издан также фольклорный сборник «Напевы Вологодской губернии, собранные М.Куклиным» (выпуск 1, 1890). Как теоретик музыки, занимался изучением гармонии и ритмики русской народной песни. Особенность нового подхода Мельгунова заключалась, в частности, в письменной фиксации не только некоего ведущего голоса («мелодии» в обыденном понимании) многоголосной песни, но и каждого из подголосков записанной собирателем оригинальной гетерофонной фактуры (визуально эти гетерофонные варианты редактор отобразил столбиком, один вариант под другим). Одним из первых в России Мельгунов указывал на ошибочность подхода филологов, анализирующих народную поэзию per se, то есть как «абсолютную» поэзию. Верных заключений о ритмике русских народных песен, считал он, можно добиться только изучая текст совместно с мелодией. На музыкально-теоретические концепции Мельгунова прямое влияние оказали популярные в его время исследования Ф.О.Геварта и Р.Вестфаля. Оценивая значение античной учёности, Мельгунов писал: «Нам говорят о древних гаммах, как о чём-то отжившем, не имеющим никакой связи с современной практикой музыкальных сочинений. Между тем несомненно, что рано или поздно музыкальная наука должна будет не только вернуться к изучению древнегреческой музыки, но и признать, что ежели есть возможность создать действительно научную теорию музыки, то таковая должна быть непременно основана на истинах, разработанных древними.» Умер в Москве 31 марта 1893 года.
Труды, редакции: О ритме и гармонии русских народных песен (1884) // Труды музыкально-этнографической комиссии. Том 1. Москва, 1906, страницы.361-399; Записка о церковной музыке, читанная <…> в мае 1883 года // Труды музыкально-этнографической комиссии. Том 1. Москва, 1906, страницы.403-407; Русские народные песни непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные. Выпуск 1. Москва : Типография Э.Лисснера и Ю.Романа, 1879.- 131 страница; Русские народные песни непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные. Выпуск 2. Санкт-Петербург, 1885; J.S.Bach. Sieben Fugen für Piano. Erste rhythmische Ausgabe, v. R.Westphal u. J.Melgunow. [s.l.], 1878; J.S.Bach. Zehn Fugen für Piano. Zweite rhythmische Ausgabe, v. R.Westphal u. J.Melgunow. [s.l.], 1897; Элементарный учебник музыкальной ритмики // Труды Музыкально-этнографической комиссии, том 3. Москва, 1907.
Литература: Линева Е. Ю.Н.Мельгунов как новатор-исследователь народной песни // Русская музыкальная газета. 1903. № 23/24; Лобанов М. Выдающийся исследователь-фольклорист // Советская музыка. 1971. № 10.

1847
Теодор Клемент (Климент) Стил (Theodore Clement Steele)
американский художник-импрессионист. Много времени уделял общественной деятельности, читал публичные лекции, был в жюри художественных выставок, в частности Всемирной выставки в Париже (1900) и Всемирной выставки в Сент-Луисе (1904), принимал участие в разных художественных объединениях — группы Hoosier Group и общества Society of Western Artists. Теодор Стил был отмечен почётными званиями колледжа Wabash College (1900 год) и Индианского университета (1916 год), он был ассоциированным членом нью-йоркской Национальной академии дизайна c 1913 года. Родился в округе Оуэн, штат Индиана. Был старшим сыном в семье Самуила и Харриет Стил. Отец первоначально работал мастером по сёдлам, позже стал фермером. В 1852 году семья переехала в город Waveland округа Монтгомери, штат Индиана, где у Стила проявился интерес к искусству и он начал рисовать.

Первоначальную подготовку получил в институте Waveland Collegiate Institute города Waveland. В шестнадцать лет он продолжил своё художественное образование колледже Asbury College (ныне университет DePauw University) в городе Гринкасл, Индиана. Также некоторое время обучался в Чикаго, Иллинойс, и Цинциннати, Огайо; затем в 1873 году вернулся в Индианаполис, Индиана, и начал свою профессиональную деятельность художником-портретистом. Своё художественное образование продолжал в Европе, куда отправился в 1880 году вместе с семьёй. Обучался в Германии в Мюнхенской академии художеств, в свободное время изучал картины старых мастеров в Старой мюнхенской Пинакотеке. Вернулся в США в 1885 году. Далее последовала богатая творческая деятельность Теодора Стила, преимущественно в штате Индиана. В декабре 1925 года у Стила случился сердечный приступ. Хотя он оправился и продолжал писать картины, в следующем году заболел и умер 24 июля 1926 года. Похоронен на кладбище TC Steele Memorial Cemetery города Бельмонт, штат Индиана.
Личная жизнь
В 1870 году Теодор Стил женился на Мэри Элизабет Лакин (Mary Elizabeth Lakin; 1850—1899). У них родился сын Рембрандт (Rembrandt Theodore Steele; 1870—1965), дочь Маргарет (родилась в 1872) и еще один сын — Ширли (родился в 1879). После смерти первой жены, в августе 1907 года, Стил женился на Сельме Нойбахер (Selma Neubacher; 1872—1945). Детей у них не было.
Четверо из пяти художников группы Hoosier Group (Стил − первый слева)
Труды
Работы Теодора Стила были представлены на ряде престижных выставок, в том числе на Всемирной выставке (1893) в Чикаго, Иллинойс; на выставке группы Five Hoosier Painte (1894, Чикаго); на выставке Louisiana Purchase Exposition (1904, Сент-Луис); на международной выставке International Exhibit of Fine Arts (1910, Буэнос-Айрес и Сантьяго); на Панамо-Тихоокеанской международной выставке (1915, Сан-Франциско, Калифорния). Его произведения находятся в собраниях частных лиц и многих музеев, среди которых Государственный музей Индианы, Художественный музей Индианаполиса, Los Angeles County Museum of Art, Художественный музей Индианского университета и другие.
Некоторые работы
1887 год
1887 год

1889 год

1893 год