• Авторизация


11 сентября родились... 11-09-2025 03:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x573]
1182
Минамото-но Ёрииэ (японское имя — 源頼家)
второй сёгун Камакурского сёгуната и старший сын Минамото-но Ёритомо, основателя Камакурского сёгуната. После смерти отца в 1199 году, он стал главой рода Минамото, а в 1202 году получил титул сэйи-тайсёгун. Ёрииэ не обладал в должной мере талантами и волей отца, и власть оказалась в руках дедушки Ёрииэ — сиккэна Ходзё Токимасы. В конечном итоге, из-за интриг против клана Ходзё Ёрииэ был посажен под домашний арест и убит 14 августа 1204 года. Сёгуном стал его младший брат, Минамото-но Санэтомо.
[525x700]
Могила Минамото-но Ёрииэ находится в городе Идзу, в префектуре Сидзуока.

[503x700]
1253
Дмитрий Борисович
князь Ростовский (1278—1286, 1288—1294), Углицкий (1285—1288). Старший из троих сыновей Ростовского князя Бориса Васильковича от брака с муромской княжной Марией Ярославной. Родился в Ростове. О нём в летописях нет никаких известий до 1276 года, — года его женитьбы на неизвестной нам по имени княжне. В следующем году, вместе с отцом, матерью и младшим братом Константином, он был в Орде и после кончины там отца, перевёз тело его в Ростов. В 1278 году, после смерти своего дяди, князя Глеба Васильковича, занял Ростовский престол вместе с братом своим Константином и в следующем году «со грехом и неправдою великою» отнял удел у своего двоюродного брата князя Михаила Глебовича; не лишено вероятия предположение, что такой поступок его явился как бы отместкою князю Глебу Васильковичу, ничем не наделившему князя Дмитрия при занятии Ростовского удела после смерти его отца; этим же предположением можно объяснить ходатайство его в 1280 году перед Митрополитом Кириллом за Ростовского епископа Игнатия, приказавшего вырыть из могилы тело князя Глеба Васильковича. В 1281 году у него произошла с братом Константином ссора (причина коей неизвестна; летопись глухо говорит: «воздвиже диавол ражду и крамолу межи братома»), — и Константин, как младший, должен был уехать во Владимир к великому князю Дмитрию Александровичу, а князь Дмитрий «нача рать свкупляти в Ростове, блюдяся братьи, и город весь замете». Но, благодаря посредничеству Ростовского епископа Игнатия и великого князя, кровопролития между братьями не произошло и в скором времени они помирились. В конце этого же года участвовал в походе городецкого князя Андрея Александровича против великого князя, чем способствовал опустошению Ростова. В 1285 году, по кончине, без потомства, Углицкого князя Романа Владимировича, удел последнего был присоединён к Ростовскому княжеству; но уже в 1286 году (по Никоновской летописи — в 1287 году), видимо по указанию хана Туда-Менгу, между Дмитрием Борисовичем и его братом произошёл раздел по жребию Ростовского княжества, причём Дмитрию достался Углич, а его брату — Ростов. В этом же году Дмитрию пришлось вернуть Белозерский удел Михаилу Глебовичу. В 1288 году князь Дмитрий участвовал в походе великого князя Владимирского Дмитрия Александровича на Тверского князя Михаила. В этом же году между Дмитрием и его братом произошла мена уделами: Дмитрий сел в Ростове, а Константин получил Углич. Константин ездил жаловаться на него в Орду, но, в связи с начавшейся там междоусобицей, вернулся ни с чем. Спустя год татарские чиновники были по решению веча выгнаны ростовцами из города, и Дмитрий должен был для оправдания отправиться с братом в Орду к хану Телебуге. Принял участие в происках брата великого князя, городецкого князя Андрея Александровича, против Дмитрия Александровича. В 1292 году с братом и сыном Александром ходил в Орду жаловаться на него хану Тохте, а в 1293 году принял участие в нашествии царевича Дюденя, направленном против великого князя. В 1294 году князь Дмитрий Борисович скончался в Ростове, оставив после себя сына Александра (родился в 1286). Кроме сына, у него было три дочери: первая, неизвестная по имени, вышла замуж в 1292 году за переяславского князя Ивана Дмитриевича, вторая — Анна (преподобная Анна Кашинская) в 1294 году — за великого князя тверского Михаила Ярославича и третья — Василиса в том же году за ставшего великим князем владимирским Андрея Александровича. Источники: А.Виноградов Ростовские и Белозерские удельные князья // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Дмитрий Борисович // Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 томах / Автор-составитель В.В.Богуславский. — Том 1. — Страница 352.

[609x700]
1275
Маргарита Английская (Margaret of England)
английская принцесса из династии Плантагенетов, дочь Эдуарда I и Элеоноры Кастильской, супруга герцога Брабанта, Лотье и Лимбурга Жана II. Маргарита родилась в семье английского короля Эдуарда I и его первой жены Элеоноры Кастильской. Она была десятым ребёнком супругов, хотя к моменту её рождения в живых оставались только трое из её братьев и сестёр. Брак её родителей был счастливым и плодовитым: всего у них родилось шестнадцать детей. 8 июля 1290 года был заключён брак между Маргаритой Английской и Жаном Брабантским, сыном Жана Победителя, герцога Брабанта, Лотье и Лимбурга. Венчание состоялось в Вестминстерском аббатстве Лондона. Молодожёнам на момент вступления в брак было по 14 лет. Осенью того же года умерла мать Маргариты, Элеонора Кастильская. Весной 1294 года в Бар-лё-Дюке Жан I был смертельно ранен на рыцарском турнире и скончался 3 мая. Герцогом Брабанта стал его восемнадцатилетний сын Жан II. Маргарита получила титул герцогини. В 1300 году у супругов родился их единственный сын — Жан, впоследствии унаследовавший трон отца. Жан II получил прозвище Тихий. Во время его правления Брабант, поддерживая отношения с коалицией, пытался противостоять французской экспансии. Жан II также предпринял попытку завоевания Южной Голландии, которая не увенчалась успехом. Зная о своей болезни и желая обеспечить мирный переход власти малолетнему сыну, Жан сделал несколько важных шагов для укрепления позиций герцога. В 1311 году, желая перевести отношения с Францией в мирную плоскость, он женил сына на Марии д’Эврё, племяннице короля Филиппа Красивого, а 27 сентября 1312 года подписал Кортенбергскую хартию. Согласно её положениям, герцог должен был править страной вместе с советом, в котором десять мест принадлежало представителям городов Брюсселя, Лувена, Антверпена, Тирлемона, Лео, Хертогенбоса, а также гарантировалась неизменность существовавшего законодательства, правительственных и судебных обычаев и городских привилегий. Спустя месяц Жан II скончался. Маргарита пережила мужа и ещё увидела внуков. Первого ребёнка её невестка, Мария д'Эврё, родила в 1322 году. Девочку назвали Жанной. Именно она впоследствии стала правительницей Брабанта. Умерла Маргарита после 1338 года и была похоронена в брюссельском соборе Святых Михаила и Гудулы. Источники: Семёнов И.С. Христианские династии Европы. Династии, сохранившие статус владетельных. Генеалогический справочник. — Страницы 19, 61.

[409x700]
1318
Элеанор Ланкастерская (Eleanor of Lancaster; также Элеанор Плантагенет, Eleanor Plantagenet)
пятая дочь Генри, 3-го графа Ланкастера, и Мод Чауорт; фрейлина королевы Филиппы Геннегау. Её потомками являются Ричард Плантагенет, 3-й герцог Йоркский, заявивший права на английский трон для дома Йорков, Ричард Невилл, 16-й граф Уорик, «делатель королей», Генрих Тюдор, а также Джоанна Бофорт, королева Шотландии, и Кэтрин Парр, королева Англии. Элеанор Ланкастерская родилась в 1318 году и была шестой из семи детей и пятой дочерью Генри Плантагенета, 3-го графа Ланкастера, и его жены, Мод Чауорт. Её отец был одним из руководителей низложения английского короля Эдуарда II, позднее выступал против фаворита Изабеллы Французской, Роджера Мортимера; мать была единственным ребёнком и богатой наследницей сэра Патрика де Чауорта, барона Кидуэлли, и его жены, Изабеллы Бошан. По отцовско линии Элеанор была внучкой Эдмунда Горбатого, 1-го графа Ланкастера, и Бланки д’Артуа, и, таким образом, была потомком королей Англии и Франции. 6 ноября 1330 года 12-летняя Элеанор была выдана замуж за Джона де Бомона, 2-го барона Бомона, сына и наследника Генри Бомона, 1-го барона Бомона, и его жены, Элис Комин, 2-ой графини Бьюкен. Джон умер на турнире 14 апреля 1342 года, оставив Элеанор вдовой с двухлетним сыном, родившемся, когда Элеанор была фрейлиной королевы Филиппы Геннегау. 5 февраля 1344 года в церкви Диттон в Сток Поджисе, Бакингемшир, Элеанор вышла замуж во второй раз. Её избранником стал Ричард Фицалан, 10-й граф Арундел, сын и наследник Эдмунда Фицалана, 9-го графа Арундела, и Элис де Варенн. Предыдущий брак Ричарда с Изабеллой ле Диспенсер, заключённый по политическим мотивам, когда Ричарду было 7 лет, был аннулирован папой Климентом VI, сделав бастардами троих детей Ричарда и Изабеллы. Папа также выдал Ричарду разрешение на новый брак, которое было необходимо, поскольку первая и вторая жёны Ричарда были двоюродными сёстрами.
[700x501]
Мемориальное надгробие Элеанор и Ричарда Фицаланов в Чичестерском соборе.
Элеанор умерла в Арунделе 11 января 1372 года и была похоронена в монастыре Льюиса, Восточный Суссекс. Её муж Ричард скончался четыре года спустя и был похоронен рядом с Элеанор. Последней волей он выразил желание быть похороненным «рядом с могилой Элеанор де Ланкастер, моей женой; и я желаю, чтобы моя могила была не выше её; чтобы ни экипированных мужчин, ни лошадей, ни катафалка, ни другой роскоши не использовалось на моих похоронах, но только пять факелов… как при теле моей жены дозволяю…». Потомство: От Джона де Бомона: Генри (1340—1369) — 3-й барон Бомон; был женат на Маргарет де Вер, дочери Джона де Вера, 7-го графа Оксфорда, и его жены, Мод де Бадлсмер; от которой имел одного ребёнка — сына Джона. От Ричарда Фицалана: Эдмунд (до 1346—около 1366); Ричард (1346—1397) — 11-й граф Арундел; был дважды женат: в первый раз — на Элизабет Богун, дочери Уильяма Богуна, 1-го графа Нортгемптона, и его жены, Элизабет де Бадлсмер, от которой имел семерых детей (5 дочерей, 2 сыновей); во второй раз — на Филиппе Мортимер, младшей дочери Эдмунда Мортимера, 3-го графа Марча, и его жены, Филиппы Кларенс, 5-ой графини Ольстер, от которой имел сына Джона; Джон (до 1349—1379) — 1-й барон Арундел, граф-маршал Англии; был женат на Элеанор Мальтраверс, 2-ой баронессе Мальтраверс, дочери сэра Джона Мальтраверса и Гвентлиан, от которой имел семерых детей (2 дочери, 5 сыновей); Томас (около 1353—1413) — архиепископ Кентерберийский, лорд-канцлер Англии; Джоан (1347/1348—1419) — была замужем за Хамфри де Богуном, 7-м графом Херефордом, от которого родила двоих дочерей — Элеанор и Мэри; Элис (1350—1416) — была замужем за Томасом Холландом, 2-м графом Кент, от которого родила десять детей (6 дочерей, 4 сыновей); Мэри; Элеанор (1356—до 1366). Источники: Nicolas, Nicholas Harris. Testamenta vetusta: illustrations from wills, of manners, customs, &c., from the reign of Henry the second to queen Elizabeth. — Testamenta, 1826. — Страница 94; Office, Great Britain. Public Record. Calendar of Inquisitions Post Mortem and Other Analogous Documents Preserved in the Public Record Office. — 1938. — Том 12. — Страница No. 321; Earls of Arundel 1289—1580 (Fitzalan): Richard FitzAlan Foundation for Medieval Genealogy; Douglas Richardson. Magna Carta Ancestry: A Study in Colonial and Medieval Families. — Douglas Richardson, 2011. — Страницы 30-31. — ISBN 1461045207, 9781461045205; Cawley, Charles, Medieval Lands, Earls of Kent, 1352–1408 (Holand), Foundation for Medieval Genealogy.

1458
Бернардо Аккольти (итальянское имя — Bernardo Accolti)
итальянский поэт-импровизатор. Родился в Ареццо. Сын Бенедетта Аккольти; приобрёл известность своим блестящим импровизаторским талантом. Он жил при дворе папы Юлия II и Льва X; был назначен последним апостольским писцом и аббревиатором (тайным писцом папской канцелярии). Сочинял сонеты, канцоны, страмботти (эпиграмматические стансы на разные случаи). Был вместе с тем и славным импровизатором, заслужившим у своих соотечественников прозвание «единственного» (l’Unico Aretino). Его стихотворения появились под заглавием «Virginia commedia, Capitoli e Strambotti» (Флоренция, 1513 и после). Умер в Риме — 28 февраля 1535 года. Литература: Аккольти // Справочный энциклопедический словарь. Издание К.Крайя / Под ред. А.Старческого: в 12 томах / — Санкт-Петербург: печатано в типографии К.Крайя, 1847—1855.

[660x700]
1476
Луиза Савойская (французское имя — Louise de Savoie)
принцесса Савойская, мать французского короля Франциска I, которая играла ключевую роль в событиях его царствования. Помимо Франциска, у неё была дочь — писательница Маргарита Наваррская. Луиза родилась в Пон-д’Эн, в семье савойского герцога Филиппа Безземельного и Маргариты де Бурбон — дочери Карла I де Бурбона от брака с Агнессой Бургундской, дочерью герцога Бургундского Жана Бесстрашного. Воспитывалась при дворе двоюродной сестры, Анны де Боже. Там она сдружилась с Маргаритой Австрийской, которая, будучи невестой дофина, жила при французском дворе. Впоследствии их дружба помогла примирить Испанию и Францию благодаря миру в Камбре. В 11 лет её выдали замуж за Карла Ангулемского из Орлеанской ветви правящего дома Валуа. В 20 лет она стала вдовой и на протяжении остатка жизни носила чёрное платье. Луиза Савойская была неофициальной главой правительства в начале правления сына, в 1515—1525 годах, и официальной регентшей в годы испанского плена Франциска, которые последовали за его пленением при Павии. Она окружила себя итальянцами и поселила при дворе своих братьев — Рене и Филиппа (от последнего происходит Савойско-Немурский дом). Она проводила политику семейных союзов, которую впоследствии без особого успеха попытается продолжить Екатерина Медичи. Как пример, Луиза организовала брак своей сестры Филиберты с флорентийским правителем Джулиано Медичи. В 1523 году она предложила свою руку только что овдовевшему герцогу Карлу Бурбону и, получив отказ, вместе с новоявленным фаворитом Бониве стала преследовать его, прикрываясь сомнительными правами своей матери на бурбонское наследство, чем и способствовала измене герцога и конфискации его владений. После этого в её руках сосредоточился огромный феодальный домен, включавший в себя Бурбоннэ, Божоле, Овернь, Марш, Ангумуа, Мэн и Анжу. Герцогство Немур она уступила брату Филиппу. Умерла в Грез-су-Луан 22 сентября 1531 года. Погребена в Аббатстве Сен-Дени. После смерти Луизы Савойской (по легенде, она умерла от страха перед кометой) её сын, французский монарх, предъявил свои претензии на савойский трон герцогу Карлу III (1504—1553), который приходился ему дядей. Возобновив Итальянские войны в 1538 году, французские войска оккупировали Савойю и почти весь Пьемонт. Французы прочно обосновались в завоеванных землях и только в 1559 году по Като-Камбрезийскому миру были вынуждены вернуть их сыну Карла III, Эммануилу Филиберту (1553—1580).
[471x700]
Робине Тестар. Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы
Луиза Савойская была незаурядной шахматисткой. По её заказу придворный миниатюрист Робине Тестар создал для библиотеки в Коньяке манускрипты шахматных трактатов «Livre des échecs amoureux» и «Нравоучительная книга о шахматах любви» Эврара де Конти, а также «Les échecs moralisés» Jacques de Cessoles. На его миниатюре Луиза Савойская играет в присутствии мужа в шахматы с придворным. Литература: Paule Henry-Bordeaux: Louise de Savoie, roi de France. Perrin, Paris 1971; Gilbert Jacqueton: La politique extérieure de Louise de Savoie. Relations diplomatiques de la France et de l’Angleterre, pendant la captivité de François Ier. 1525—1526. Bouillon, Paris 1892 (online); René Maulde-La-Clavière: Louise de Savoie et François Ier. Trente ans de jeunesse (1485—1515). Perrin, Paris 1895 (PDF; 16 MB); Claude-Bernard Petitot (Ed.):Collection complète des mémoires relatifs à l’histoire de France. Band 16. , S. 385—408 (online); Ernest Quentin-Bauchart: Les femmes bibliophiles de France (XVIe, XVIIe, & XVIIIe siècles). Band 1. Damascène Morgand, Paris 1886, S. 11-23 (PDF; 15,0 MB); Edith Helen Sichel: Women and Men of the French Renaissance. Archibald Constable & Co., Westminster 1903, S. 77-95 (PDF; 10,5 MB).

1477
Рафаэль Ботичели (итальянское имя — Raffaello di Francesco Botticini)
итальянский художник. Рафаэлло принадлежал к флорентийской артистической династии — его дед, Джованни ди Доменико, был известен как художник, расписывавший игральные карты (хотя учёные не исключают, что он мог заниматься и более серьёзной живописью); его отец — Франческо ди Джованни, был известным флорентийским мастером. Первые художественные навыки Рафаэлло получил в мастерской отца; с этой мастерской связан и ранний период его творчества. В 1490-е годы, когда формировался художественный вкус Рафаэлло, мастерская его отца занималась в основном исполнением заказов в провинциальных городках в окрестностях Флоренции. В 1498 году Франческо Боттичини скончался, Рафаэлло унаследовал мастерскую и продолжил работать в провинции. По мнению исследователей его творчества, это был художник скромного дарования, никогда не стремившийся завоевать высоких позиций в интеллектуальном и финансовом центре Тосканы — Флоренции, и довольствовавшийся заказами, которые ему давали провинциальные храмы. Его искусство было эклектичным, и наряду с влиянием отца включало связь с искусством Перуджино, Ридольфо Гирландайо, Лоренцо ди Креди, Фра Бартоломео и др. Рафаэлло Боттичини был почти забыт художественной критикой; главную роль в его «возрождении» принадлежит итальянскому искусствоведу Федерико Дзери, опубликовавшему в 1968 году работу о художнике; в ней Дзери смог восстановить хронологию его творчества и более точно атрибутировать некоторые произведения.
[346x700]
Святой Иероним. 1500 г., Музей церкви Колледжата, Эмполи.
К ранним работам он относит утерянную картину, выполненную Рафаэлло в 1498 году для Братства Тела Господня в Поджибонси и две подписанные и датированные 1500 годом панели с изображением Святого Себастьяна и Святого Иеронима (ныне в музее церкви Колледжата в Эмполи) — когда-то они были боковыми створками триптиха, в центре которого, по всей вероятности, находилось изображение Мадонны с младенцем. В исполнении этих святых, с одной стороны, видна связь с искусством его отца, Франческо Боттичини, с другой очевидно движение в сторону более спокойной тональности, склонность к ритмической уравновешенности и тщательность кисти (это качество проявляется во всех его работах вплоть до самых поздних), в них ощущаются отголоски искусства Себастьяно Майнарди, Якопо дель Селлайо и Лоренцо ди Креди. С последним, по мнению Дзери, художника связывает склонность к интенсивной светотени и упрощённости форм — именно эти качества отчётливо заявлены в картине Рафаэлло Боттичини «Три Архангела и Товий» (ок. 1500г, Старая Пинакотека, Мюнхен), написанной, вероятно, по мотивам работ отца, который неоднократно обращался к этой теме. В 1504 году Рафаэлло было поручено завершить в течение четырнадцати дней «Табернакль Сакраменто» (на боковых панелях — святой Андрей и Иоанн Креститель; на картинах пределлы — сцены из жития Cвятого Андрея, Иисуса Христа и Иоанна Крестителя), начатый его отцом много лет назад — в 1484 году. Это алтарь, созданный для Братства Белых Одежд, был установлен в церкви Сант Андреа в Эмполи в 1491 году, и, судя по срокам, речь шла о каких-то небольших недоделках, которые исправил Рафаэлло. В 1508 году художник расписал большой алтарь с изображением «Пьеты» (Оплакивание Христа; 200х185см) по заказу всё того же Братства Белых Одежд в Эмполи (хотя сохранившийся в архивах контракт предусматривал изображение «Воскресения Христа»). Это произведение погибло во время войны в 1944 году. От алтаря остались три картины пределлы, хранящиеся в музее Эмполи: «Христос и самаритянка», «Изгнание торгующих из храма», «Въезд Христа в Иерусалим». «Пьета» очень напоминает такую же работу Перуджино (которому она первоначально и приписывалась), в деталях очевидно влияние Ридольфо Гирландайо, и Фра Бартоломео, у которого Рафаэлло позаимствовал манеру изображения драпировок.
[700x681]
К 1512 году относят создание картины «Поклонение младенцу Христу со святым Мартином и святой Варварой» (172х175см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В своё время она была приобретена музеем как произведение Рафаэля Санти (путаница, вероятно, произошла из-за одинакового имени художников). Ф.Дзери считает, что это та алтарная картина, которая была заказана для церкви Кастельфранко ди Сотто, недалеко от Эмполи, в 1512 г. В ней также ощущается связь с искусством Перуджино (особенно в изображении Cвятой Варвары), и влияние творчества Гирландайо, пропущенное через искусство Франческо Боттичини (особенно в рисунке Мадонны). Остальные несколько десятков работ, которые приписывают Рафаэлло Боттичини, выстроены вокруг этих признанных бесспорными произведений. Наиболее важные из них: «Благовещение с двумя святыми» (Фучеккио, Музей; картину идентифицируют с работой, выполненной в 1513 году для церкви святой Марии неподалёку от Фучеккио); «Мадонна на троне с четырьмя святыми» в церкви Сан Мартино в Лукардо (неподалёку от Чертальдо), которую ранее приписывали Ридольфо Гирландайо; «Мадонна Милосердие с ангелами и донаторами» (Болонья, Национальная пинакотека), происходящая из церкви Санта Мария ин Регола. Две «Мадонны с младенцем и Иоанном Крестителем» (Рим, коллекция Санджорджи, и Неаполь, Музей Каподимонте) считают отражением новаций, введенных Рафаэлем Санти, и относят к последней фазе в творчестве Боттичини. Дата кончины художника неизвестна, его биография обрывается в 1520 году, когда в документах в последний раз появляется его имя. Творчество Рафаэлло Боттичини недостаточно изучено и требует дальнейших исследований. Галерея: Табернакль Сакраменто. 1484-1504, Эмполи, Музей; Пьета. 1508 г. Картина погибла в 1944; Изгнание торгующих из храма. Деталь пределлы. 1508 г, Эмполи, Музей; Христос и самаритянка. Деталь пределлы. 1508 г, Эмполи, Музей; Въезд Христа в Иерусалим. Деталь пределлы. 1508 г, Эмполи, Музей; Поклонение младенцу Христу со СвятойВарварой и Святым Мартином. 1512 Эрмитаж, Санкт-Петербург; Мадонна Милосердие с ангелами и донаторами. Болонья, Пинакотека; Поклонение младенцу Христу. 1500-1520 гг, Аукцион Сотбис 1991. Библиография: G. Milanesi, in G. Vasari, Le vite…, IV, Firenze 1879, pp. 245–250; R. van Marle, The development of the Ital. schools of painting,XIII, The Hague 1931, pp. 424–427; F. Zeri, Raffaello Botticini, in Gazette des Beaux Arts, s. 6, LXXII (1968), pp. 159–170; Catal. del Museo di Fucecchio, Firenze 1969, p. 15

[546x700]
1522
Улиссе Альдрованди (или Улисс Альдровандус; итальянское имя — Ulisse Aldrovandi)
итальянский учёный эпохи Возрождения, гуманист, врач, натуралист, ботаник, энтомолог, зоолог. Основатель ботанического сада в Болонье — одного из первых в Европе. Карл Линней и Бюффон называли его отцом естествознания. Родился в Болонье. Улиссе Альдрованди происходил из дворянской семьи. Родители предполагали для сына коммерческую карьеру. Готовясь стать нотариусом, как и его отец, он начал изучать гуманитарные науки, логику, философию, юриспруденцию, математику и медицину в университете Болоньи, затем продолжил образование в Падуе. В июне 1549 Улиссе Альдрованди был обвинён в ереси. С целью избежать наказания, в сентябре того же года учёный публично покаялся, но его всё же арестовали и вызвали в папский суд в Рим. До апреля 1550 года он находился под домашним арестом. Альдрованди использовал время своего пребывания в Риме для знакомства с местными учёными. Позже он продолжил общение с ними и начал заниматься ботаникой, зоологией и геологией. С 1551 года организовал и возглавил несколько экспедиций в итальянские провинции для сбора гербариев и зарисовки растений. В 1553 году получил учёную степень в области медицины и философии и с 1554 года начал преподавать логику и философию в университете Болоньи. В 1559 году Альдрованди стал профессором философии, а ещё через два года — первым профессором естественных наук в Болонье (lectura philosophiae naturalis ordinaria de fossilibus, plantis et animalibus). При активном участии учёного было сделано 17 томов зарисовок растений, животных, минералов, а также металлические заготовки для печатания гравюр в научных книгах. В 1568 году благодаря усилиям Альдрованди в Болонье был основан ботанический сад, сохранившийся до наших дней (Orto Botanico dell’Università), который находился тогда в ведении университета. В коллекции сада сейчас насчитывается около пяти тысяч видов древесных, кустарниковых и травянистых растений. Альдрованди занимался созданием коллекции гербариев, препарированных в согласии с определёнными правилами, и зарисовками растений.
[458x700]
Титульный лист книги У.Альдрованди «Ornithologiae».
Для создания таких рисунков он привлёк художников, среди которых были Джакопо Лигоцци, Джованни Нери, Корнелио Швинд. В 1575 году Альдрованди из-за спора, возникшего с другими профессорами по вопросам лечения пациентов методами народной медицины, был отстранён от должности. Благодаря ходатайству родных, обратившихся непосредственно к папе римскому Григорию XIII, только через пять лет Альдрованди был восстановлен в прежней должности. Умер в Болонье 4 мая 1605 года. Свою обширную коллекцию по ботанике и зоологии учёный завещал Сенату Болоньи. В 1657 году она была объединена с собранием Марчезе Фердинандо Коспи; общий каталог был опубликован в 1677 году. До 1742 года собранное Альдрованди сохранялось в Palazzo Pubblico , затем в Palazzo Poggi, но со временем в XIX веке коллекция была разделена и передана в различные библиотеки и учреждения. Только в 1907 году значительная часть коллекции была вновь объединена и отдана на хранение в Palazzo Poggi в Болонье, где в честь 400-летия со дня смерти Альдрованди была представлена на выставке в 2005 году. Альдрованди является автором нескольких сотен книг и статей, при этом лишь немногие из них были опубликованы при жизни учёного. Труды: Antidotarii Bononiensis, siue de vsitata ratione componendorum, miscendorumque medicamentorum, epitome, Болонья, 1574; Ornithologiae hoc est De auibus historiae libri XII., Болонья, 1599. Издание 1637 года; Ornithologiae tomus alter cum indice copiosissimo, Болонья, 1600. Издание 1637 года; De animalibus insectis libri septem, cum singulorum iconibus ad viuum expressis, Болонья, 1602. Издание 1637 года; Ornithologiae tomus tertius, ac postremus, Болонья, 1603. Издание 1637 года; De reliquis animalibus exanguibus libri quatuor, Болонья, 1606; De piscibus libri 5. et De cetis lib. vnus. Ioannes Cornelius Vteruerius … collegit. Hieronymus Tamburinus in lucem edidit … Cum indice copiosissimo, Болонья, 1613; Quadrupedum omnium bisulcorum historia. Ioannes Cornelius Vteruerius Belga colligere incaepit. Thomas Dempsterus Baro a Muresk Scotus i.c. perfecte absoluit. Hieronymus Tamburinus in lucem edidit … Cum indice copiosissimo, Болонья, 1621; Serpentum, et draconum historiae libri duo Bartholomaeus Ambrosinus, Болонья, 1640. — «История змей и дракoнов»; Monstrorum historia cum Paralipomenis historiae omnium animalium. Bartholomaeus Ambrosinus … labore, et studio volumen composuit. Marcus Antonius Bernia in lucem edidit. Proprijs sumptibus … cum indice copiosissimo, Болонья, 1642. — «История чудовищ»; Musaeum metallicum in libros 4 distributum Bartholomaeus Ambrosinus … labore, et studio composuit cum indice copiosissimo, Болонья, 1648; Dendrologiae naturalis scilicet arborum historiae libri duo sylua glandaria, acinosumq. pomarium vbi eruditiones omnium generum vna cum botanicis doctrinis ingenia quaecunque non parum iuuant, et oblectant, Болонья, 1667. Названы в честь Альдрованди: Род растений Альдрованда (Aldrovanda L.) из семейства Росянковые; Горный хребет на поверхности Луны протяженностью около 136 км; Имя учёного присвоено Муниципальному Ботаническому саду в итальянском городе Сан-Джованни-ин-Персичето.

[609x700]
1524
Пьер де Ронсар (французское имя — Pierre de Ronsard)
знаменитый французский поэт XVI века. Возглавлял объединение «Плеяда», проповедовавшее обогащение национальной поэзии изучением греческой и римской литератур.группы «Плеяда», создавшей национальную поэтическую школу. Первым серьезным произведением этой группы стал ее литературный манифест Защита и прославление французского языка (1549), традиционно приписываемый Жоашену Дю Белле (1522–1560), где ясно декларировались новые представления о национальной культуре и литературе. Автор связывал подъём и расцвет культуры с общенациональным подъёмом и процветанием; уровень развития культуры, таким образом, определялся уровнем развития государства и народа. При этом в манифесте прослеживается характерный для Ренессанса культ античности и декларирован лозунг подражания древним авторам. Художественная программа «Плеяды» утверждала приоритет французского языка и его равенство с латинским и итальянским, провозглашала высокое назначение поэта-творца. Язык провозглашался родом искусства, а поэзия – его высшей формой. Античное же наследие они считали стимулом для развития национальной литературы. Состав группы менялся, но ведущими в ней были Пьер Ронсар (1524–1585), Жоашен Дю Белле и Жан Антуан Баиф. В наибольшей степени дух культуры Возрождения и ее идеалы были выражены в творчестве лидера «Плеяды» Ронсара. Гуманист, он воспевал радость жизни, человека и человеческую любовь как вершину его жизни. Культ природы, ощущение и восприятие красоты мира, характерные для миросозерцания поэта, отразились в утверждении идеи органического единства человека и природы. В наследии Ронсара проявилось и его критическое восприятие общества (Гимн золоту, стихи, протестующие против гражданских войн) и философские размышления о судьбах человечества. В то же время он стремился прославить свою родину (Гимн Франции). Особое место в его творчестве занимали темы любви и природы, он оставил несколько книг, посвященных любви (Любовь к Кассандре, Любовь к Марии и др.). Ему принадлежит эпическая поэма Франсиада. Он по праву считался современниками «князем поэтов».
[700x465]
Ронсар родился в замке Ла-Поссоньер неподалёку от Вандомуа, в знатной семье.
Он был сыном Луи де Ронсара, придворного короля Франциска I и участника битвы при Павии. Служил пажом у Франциска I, потом при шотландском дворе. Получил гуманистическое образование в Париже; изучал философию и древние языки под руководством Жана Дора. C 1540 года Ронсар стал терять слух (возможно, вследствие перенесённого сифилиса). С 1542 сочинял стихи; первое стихотворение Ронсара опубликовано в 1547. Заявил о себе как о крупном поэте, создав в 1550-1552 гг. произведение «Оды». В это время он возглавлял поэтическую школу «Плеяда», сформировавшуюся в 1549 г. и названную так в честь группы из семи александрийских поэтов III в. до н. э., носившую такое же название. В «Плеяду», руководителем которой стал Ронсар, входили ещё семь менее знаменитых поэтов, освоивших жанры оды, сонета, элегии, эклоги, комедии и трагедии и развившие эти жанры в духе эпохи Возрождения. В 1549 разработал — совместно с дю Белле и де Баифом — план обширной поэтической реформы, изложенный в «Защите и прославлении французского языка» дю Белле. В 1552—1553 гг. Ронсар написал «Любовные стихи» в стиле Петрарки. В сонетах 1555—1556 гг. он воспел юную крестьянку Марию Дюпен, придав стихам простоту и естественность. В эти же годы он создал цикл философских стихов под названием «Гимны», где затрагивались основные вопросы человеческого бытия. К ним примыкают и религиозно-политические стихи «Рассуждения о бедствиях времени», написанные в 1560—1562 гг. В 1565 г. Ронсар написал теоретический труд «Краткое изложение поэтического искусства», а в 1571 г. создал героико-эпическую поэму «Фронсиада», разработав ещё один литературный жанр. С 1554 придворный поэт Генриха II. После кончины Карла IX (1574) впал в немилость и окончательно отошёл от двора. Скончался в аббатстве Сен-Ком, близ Тура 27 декабря 1585 года.

Природа каждому оружие дала:
Орлу — горбатый клюв и мощные крыла,
Быку — его рога, коню — его копыта.
У зайца быстрый бег, гадюка ядовита,
Отравлен зуб её. У рыбы — плавники,
И, наконец, у льва есть когти и клыки.
В мужчину мудрый ум она вселить умела.
Для женщин мудрости Природа не имела
И, исчерпав на нас могущество своё,
Дала им красоту — не меч и не копьё.
Пред женской красотой мы все бессильны стали.
Она сильней богов, людей, огня и стали.

[700x386]
Его творчество оказало сильное влияние на дальнейшее развитие не только французской, но и почти всей европейской поэзии. «Оды» (1550) были первым практическим применением доктрины Ронсара. Они встречены были ликованием. Среди других сочинений: «Любовные стихи» и «Оды» (1552), «Гимны» (1555—1556), «Эклоги» и «Любовь к Марии» (1560), «Рассуждение о бедствиях нашего времени» (1562), «Краткое изложение поэтического искусства» (1565), незавершённая поэма «Франсиада» (1572). Ронсар окружен был при жизни такой же славой и почетом, как позднее — В.Гюго. В XVII веке Ронсар был осуждён Буало в «Поэтическом искусстве» и с тех пор был совершенно не известен до начала XIX века, когда Сент-Бев и романтики восстановили славу его лирики. Ронсар — по преимуществу лирик. Условность разработанной им доктрины побуждала его сочинять искусственные «пиндаровские оды», в которых поэзия подавлена учёностью; но стих его в этой трудной школе приобрёл большую гибкость. Отбросив антистрофу и эпод, Ронсар ввёл лирические формы высокой красоты и звучности. Он внёс во французскую поэзию бесконечное разнообразие поэтических размеров и создал гармонию стиха. Он не заимствовал у древности внешних форм, но был проникнут античным духом, сказавшимся во всём его творчестве. В его лирике заметна также значительная доля итальянского влияния. В его песнях и сонетах (около 600) петраркизм сочетается с чувственностью и нежной грустью, рисуя любовь, смерть, жизнь природы. В некоторых стихотворениях (например, «Mignonne, allons voir si la rose», «Nous vivons, ma Panias», «Quand Vous serez vieille») Ронсар — прямой предшественник лиризма XIX века. Великим поэтом Ронсар может быть назван прежде всего как созидатель богатой лирической формы, разнообразных новых размеров (ронсаровская строфа в 6 стихов aabccd и др.). Попытка Ронсара создать эпопею («Франсиада») оказалась неудачной. Сочинения: Oeuvres complètes. Éd. établie, présentée et annotée par J. Céard, D. Ménager et M.Simonin. - Tома 1-2. - P.: 1993-1994; Переводы. — Москва, 1926; Избранная поэзия: Перевод с французского/ Составитель Ф.Брескина. — Москва: Художественная литература, 1985. — 367 страниц; 42 сонета и эпитафия. — Саранск, 1996; О вечном. — Москва, 1999; Сонеты. Элегии. Оды (перевод Р.Дубровкина/ Pierre de Ronsard. Sonnets. Elegies. Odes (билингва). — Москва: Летний сад, 2004. Литература: Rochambeau, «La famille de Ronsard» (1886); Sainte-Beuve, «XVI s.»; Faguet, «XVI s.»; Ронсар. Перевод С.В.Шервинского. Москва: Издательство Государственной академии художественных наук, 1926; Шервинский С.В. Ронсар в наши дни// Искусство. 1924. № 2; Берри Андре. Ронсар. Санкт-Петербург: Искусство, 1999. - 280 страниц. ISBN 5-210-01506; Ронсар П. Избранная поэзия: Перевод с французского/ Составитель Ф.Брескина. - Москва: Художественная литература, 1985. – 367 страниц; Ронсар Пьер. Сонеты. Элегии. Оды (перевод Р.Дубровкина/ Pierre de Ronsard. Sonnets. Elegies. Odes (билингва). – Москва: Летний сад, 2004; Dassonville M. Ronsard. Étude historique et littéraire. — T. 1-5. — Genève-P., 1968—1990; Ménager D. Ronsard: le roi, le poète et les hommes. — Genève, 1979; Silver I. Ronsard and the Grecian lyre. — P. 1-3. — Genève-P. — 1981—1987; Ronsard en son IV centenaire. — T. 1-2. — Genève-P. — 1988—1989; Simonin M. Pierre de Ronsard. — P., 1990; Gendre A. L’esthétique de Ronsard. — P., 1997; Римский-Корсаков В. А. Плеяда и развитие драматургии Возрождения // История французской литературы. — Том 1. — Москва-Ленинград, 1946. — Страницы 264—303; Шишмарёв В.Ф. Пьер Ронсар. Ронсар и музыка // Избранные статьи. — Москва-Ленинград, 1965. Страницы 392—440; Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды. — Москва, 1976; Виппер Ю.Б. Поэзия Ронсара // Творческие судьбы и история. — Москва, 1990. — Страницы 17-35; Михайлов А.Д. Поэзия Плеяды // История всемирной литературы. — Том 3. — Москва, 1985. — Страницы 255—263. О поэзии П.Ронсара: Берри Андре. Ронсар. Санкт-Петербург: Искусство, 1999. — 280 страниц. ISBN 5-210-01506-8; Е.Гунст. Ронсар. Статья из «Литературной энциклопедии» (1937).

[535x700]
1525
Иоганн Георг Бранденбургский, прозванный Экономный (немецкое имя — Johann Georg von Brandenburg)
курфюрст бранденбургский, представитель династии Гогенцоллернов. Родился в Кёльне. После смерти отца, курфюрста Иоахима II, и дяди Иоганна Кюстринского (оба умерли в 1571 году) объединил в своих руках все бранденбургские земли. С большой суровостью взялся за искоренение оставшихся после отца непорядков: велел замучить до смерти заведовавшего монетным делом еврея Липпольда, удалил многих из советников отца, заточил его любовницу Анну Сидов, серьёзно сократил сумму государственного долга. Сословиям, взявшим на себя уплату 1 млн талеров долга, Иоганн подтвердил их привилегии и дал им дополнительные права. Ненавидя кальвинистов, он позволил иезуитам ряд самоуправств и после введения формулы конкордии строго преследовал отклонения от неё в своих владениях. Принял у себя бежавших нидерландцев. 13 июля 1574 основал первое гуманитарное образовательное учреждение в тогдашнем Берлине — гимназию «у Серого монастыря» (нем.)русск.. Это старейшая Берлинская гимназия, которая существует и ныне как Евангелическая гимназия у Серого монастыря в берлинском районе Шмаргендорф. Умер в Кёльне 8 января 1598 года. От трёх жён у Иоанна было 23 ребёнка; с наследным принцем Иоахимом Фридрихом у него возникла ссора, когда он в интересах детей от последнего брака захотел разделить бранденбургские владения вопреки гогенцоллернскому семейному закону («Dispositio Achillea»). Первая жена — София Лигницкая (с 1545 по 1546). Их сын: Иоахим Фридрих (1546—1608), курфюрст Бранденбурга, женат на Екатерине Кюстринской, затем на Элеоноре Прусской. Вторая жена — Сабина Бранденбург-Ансбахская (с 1548 по 1575). Их дети: Георг Альбрехт (1555—1557); Эрдмута (1562—1623); Анна Мария (1567—1618); София (1568—1622); ещё два сына и пять дочерей, умерших в детском возрасте. Третья жена — Елизавета Ангальтская (c 1577 по 1598). Их дети: Кристиан (1581—1655), маркграф Бранденбург-Байрейта; Магдалена (1582—1616), замужем за ландграфом Гессен-Дармштадта Людвигом V; Иоахим Эрнст (1583—1625), маркграф Бранденбург-Ансбаха, женат на Софии Сольмс-Лаубахской; Агнесса (1584—1629), замужем за Филиппом Юлием Померанским, затем за Францем Карлом Саксен-Лауэнбургским; Фридрих (1588—1611), маркграф Бранденбурга; Елизавета София (1589—1629), замужем за Янушем Радзивиллом, затем за Юлием Генрихом Саксен-Лауэнбургским; Доротея Сибилла (1590—1625); Георг Альбрехт (1591—1615), маркграф Бранденбурга; Сигизмунд (1592—1640); Иоганн (1597—1627); Иоганн Георг (1598—1637). 18 декабря 1901 на Зигесаллее была открыта 21-я скульптурная группа работы Мартина Вольфа со статуей Иоганна Георга. С мая 2009 статуя Иоганна Георга перенесена в цитадель Шпандау.

[533x700]
1584
Томас Эрпениус, также Томас ван Эрпен (латинское имя — Thomas Erpenius; нидерландское имя — Thomas van Erpen)
нидерландский востоковед и теолог. Родился в Горинхеме. Т.Эрпениус изучал в Лейденском университете теологию, затем — языки народов Ближнего и Среднего Востока. После окончания учёбы много путешествовал, посетил Англию, Францию, Германию и Италию. Вернувшись в 1612 году на родину, Эрпениус становится в феврале 1613 профессором по восточным языкам при Лейденском университете и позднее занимает пост официального переводчика при правительстве Генеральных штатов (Нидерландов). Эрпениус основал в Лейдене типографию на арабском языке, которая после его смерти была продана вдовой Эрпениуса, Якоминой Баус, братьям Бонавентуре и Абрахаму Эльзевирам, преобразовавшим её в «Ближневосточную типографию». Сам учёный готовил издание Корана с транскрипцией и комментариями на латинском языке. Умер в Лейдене 13 ноября 1624 года. В 1625 году кафедру востоковедения в Лейденском университете возглавляет ученик Эрпениуса, Я.Голиус. Избранные работы: Арабская грамматика: Thomae Erpenii Grammatica Arabica: Ab autore emendata & aucta; Cui Accedunt Locmanni Fabulae, Et Adagia Quaedam Arabum; Ab eodem autore cum Latina versione pridem edita; at nunc vocalibus & notis orthographicis illustrata. Amsterdam: Jansonius, 1636; Proverbiorum arabicorum centuriae duae (2. Aufl. 1623); Historia Saracenica: qua res gestae Muslimorum, inde a Muhammede … usque ad initium Atabacasi per XLIX imperatorum sacessionem fidelissime explicantur … / Arabice olim enarata a Gg. Elmacino … et latine reddita opera ac studio Thomae Erpenii [Mikroform]. Leiden 1625; Rudimenta Linguae Arabicae. (многочисленные переиздания на различных языках — немецком, французском и др.); Грамматика древнееврейского языка: Thom. Erpenii Grammaticae Ebraeae Generalis. Leiden 1627. Литература: Эрпениус, Фома // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; R. Gosche, Socin: Erpenius, Thomas. В: Realencyklopädie für protestantische Theologie und Kirche (RE). 3. Auflage. Band 5, Hinrichs, Leipzig 1898, S. 481—482; Jacob Cornelis van Slee: Erpenius, Thomas. В: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 6. Duncker & Humblot, Leipzig 1877, S. 329; Erpenius, Thomas. В: Zedlers Universal-Lexicon. Band 8, Leipzig 1734, Spalte 1749—1751; Fück J. Die arabischen Studien in Europe. — Leipzig, 1955. — S. 53, 59.

[617x699]
1611
Анри де Ла Тур д’Овернь, виконт де Тюренн (французское имя — Henri de La Tour d'Auvergne, vicomte de Turenne; известный под именем Тюренн)
знаменитый французский полководец, маршал Франции (1643) и главный маршал Франции (1660). Представитель рода Латур д’Овернь. Родился в дедовском замке Седан, Арденны. Младший сын Анри де Ла Тур д’Овернь, герцога Буйонского, по матери — внук Вильгельма I Молчаливого, принца Оранского. В раннем возрасте в нём появилась тяга к военному делу. Ему не было еще 15-ти лет, когда его мать послала его в Голландию, изучать военное искусство под руководством его дяди Морица Оранского. Начав службу во время Тридцатилетней войны простым рядовым, Тюренн благодаря своим выдающимся способностям и отваге быстро стал повышаться в чинах: в 1634 г. он уже командовал полком, на следующий год — бригадный генерал. В 1640 г. он захватывает Турин у испанцев. В 1643 году, когда Тюренну было всего 33 года, кардинал Мазарини даёт ему жезл маршала Франции. Таким образом Мазарини надеется привязать блестящего полководца к особе молодого короля. Однако, испытывая к Тюренну определенное недоверие, Мазарини посылает его в Германию реорганизовывать армию, а во главе новых войск ставит принца де Конде. В 1645 г. Тюренн искусно командовал Верхнерейнской армией; в 1646 г. соединился в Гессене со шведскими войсками Врангеля, и их совместные успехи принудили баварского курфюрста заключить мир с Францией. В 1647 г. Тюренн действовал в Нидерландах, в 1648 г., вместе с Врангелем — снова в Баварии. После ряда побед в 1648 г. Тюренн входит в Мюнхен, что приводит к заключению Вестфальского мира. В 1649—1651 гг., во время Фронды, Тюренн выступает вместе с принцем Конде против Мазарини. Это решение Тюренн принял под влянием своего брата, герцога Буйонского, и, особенно, герцогини де Лонгвиль, в которую он давно уже был влюблён. Тюренн командует войсками Фронды усиленные испанскими отрядами. В мае 1651 года Тюренн примиряется с королевским двором и ему даруется амнистия. В начале следующего года ему поручены действия против Конде. Возглавляя королевские войска, Тюренн одерживает победы в Жаржо и в районе Жиени, заставляя Конде отступить от Парижа. Тюренн продолжает одерживать победы, а Конде терпит поражение за поражением, особенно мучительно поражение в предместье Сент-Антуана. Королева-мать пишет Тюренну: «Во второй раз Вы сохраняете корону моему сыну».Хотя Тюренн никогда не входил в Совет, но Людовик XIV всегда консультировался с ним по особо важным делам и оставлял за ним карт-бланш при руководстве военными кампаниями и сражениями. Тюренн заканчивает войну против Конде и испанцев: в 1653 году он овладевает Ретелем и Муссоном, в 1654 году заставляет снять осаду Арраса и в 1658 году одерживает блестящую победу в сражение около Дюнкерка. Эти победы вынуждают испанцев заключить Пиренейский мир 1659 года.
[700x362]
За эти успехи, в 1660 году, Тюренн назначается главным маршалом Франции (высший военный чин во Франции). До 1666 г. он находился при Людовике XIV и с ним совершил поход 1667 г. во Фландрию. Во время первой Голландской войны Тюренн действовал на Рейне и оборонял Эльзас, при чем выказал большое искусство в маневрировании и одержал несколько успехов над имперскими войсками. 27 июля 1675 года, выехав на рекогносцировку неприятельской позиции у Засбаха, Тюренн первым ядром был убит наповал. В 1651 году Тюренн женился на протестанке Шарлотте де Комон (1623—1666), дочери Армана-Номпара де Комона, герцога де Ла Форса. Брак остался бездетным. Через два года после смерти жены Тюренн перешёл в католичество. Больше Тюренн не связывал себя узами брака и потомства не оставил. Тюренн, принадлежавший к числу лучших полководцев своего времени, отличался необыкновенной скромностью и простотой как в одежде, так и в обращении. Он тщательно взвешивал все обстоятельства, которые могли иметь значение в данной военной обстановке. Особенную любовь в армии он заслужил своею заботливостью о нуждах солдата, участью которого тогда все пренебрегали. Военное искусство многим обязано Тюренну, особенно в области тактики и стратегии. В основе военного искусства Тюренна лежало широкое маневрирование на театре военных действий в сочетании с решительным сражением. Основным способом стратегических действий Тюренн считал выход на коммуникации противника и отсечение его от баз снабжения. Планы кампаний разрабатывал на основе тщательного анализа обстановки, проявляя при этом большую предусмотрительность. Решающее значение придавал организации снабжения войск, надёжному обеспечению своих коммуникаций. Был одним из создателей магазинной системы снабжения войск. В области тактики вместо шаблонного принципа равномерного распределения сил по фронту (линейная тактика) предпочитал сосредоточивать основные усилия на одном из флангов для нанесения главного удара. Король Людовик XIV удостоил Тюренна высшей посмертной чести — приказал похоронить его прах в базилике Сен-Дени, королевской усыпальнице французских королей. В 1793 году во время французской революции его могила была осквернена, но затем его останки были перенесены в Музей Памятников. В 1800 году по приказу Наполеона Бонапарта Тюренн был перезахоронен в Доме Инвалидов. Во время битвы при Аустерлице Наполеон I действовал и сражался вдохновленный тактикой внезапности Тюренна. Литература: Lossau, «Ideale der Kriegführung»; Turenne, «Mémoires»; Neuber, «Turenne als Kriegstheoretiker und Feldherr»; Montholon, «Mémoires de Napoleon I»; Quincy, «Histoire militaire du règne de Louis le Grand». Сочинения: Mеmoires, v. 1-2, P., 1909-1914; Collection des lettres et mеmoires, v. 1-2, P., 1782; Correspondance inеdite..., P., (1874). Литература: Рутченко А., Тубянский М., Тюренн, Москва, 1939; Weygand М., Turenne, P., 1935; Lossau, «Ideale der Kriegführung»; Neuber, «Turenne als Kriegstheoretiker und Feldherr»; Montholon, «Mémoires de Napoleon I»; Quincy, «Histoire militaire du règne de Louis le Grand».

[586x700]
1627
Иоганн Эрнст II Саксен-Веймарский (немецкое имя — Johann Ernst II von Sachsen-Weimar)
герцог Саксен-Веймарский. Родился в Веймаре. Иоганн Эрнст II был старшим выжившим сыном герцога Вильгельма и Элеоноры Доротеи Ангальт-Дессауской, и унаследовал герцогство после смерти отца в 1662 году. В 1672 году он унаследовал часть герцогства Саксен-Альтенбург, после чего поделился владениями с младшими братьями: Адольф Вильгельм получил территорию вокруг Эйзенаха, а Бернгард — территорию вокруг Йены. Иоганн Эрнст II, как и его отец, покровительствовал искусствам, а также страстно любил охоту. Государственные дела его интересовали мало, и потому управление герцогством он доверил канцлерам. Сохранились многочисленные портреты Иоганна Эрнста II Саксен-Веймарского созданные придворным художником Кристианом Рихтером. Умер в Веймаре 15 мая 1683 года. 14 августа 1656 года Иоганн Эрнст II женился в Веймаре на Кристине Елизавете Гольштейн-Зондербургской. У них было пятеро детей: Анна Доротея (12 ноября 1657 — 23 июня 1704), аббатиса Кведлинбургская; Вильгельмина Кристина (26 января 1658 — 30 июня 1712), которая 25 сентября 1684 года вышла замуж за Кристиана Вильгельма Шварцбург-Зондерсгаузенского; Элеонора София (22 марта 1660 — 4 февраля 1687), которая 9 июля 1684 года вышла замуж за Филиппа Саксен-Мерзебург-Лаухштедтского; Вильгельм Эрнст Саксен-Веймарский (19 октября 1662 — 26 августа 1728); Иоганн Эрнст III (22 июня 1664 — 10 мая 1707).

[542x700]
1640
Герард де Лересс (нидерландское имя — Gerard de Lairesse или Жерар де Лересс; французское имя — Gérard de Lairesse)
нидерландский художник, гравёр, теоретик искусства. Родился в Льеже, в семье художников. Учился в Льеже у отца, сложился под влиянием фламандской школы. В 1664 переехал в Утрехт, в 1667 — в Амстердам. Испытал влияние Рембрандта, от которого отошел в сторону классицизма. Был чрезвычайно моден в богатых домах Амстердама и Гааги. Страдал наследственным сифилисом, оказался обезображен, к 1690 ослеп. Написал влиятельное среди художников пособие «Основы рисования» (1701), составил «Большую книгу живописцев» (1707), признанную современниками и потомками, несколько раз переизданную, переведенную на немецкий, французский, английский языки.
[450x700]
Герард де Лересс. Иллюстрация к Анатомии человеческого тела, 1685.
Писал на религиозные и аллегорические сюжеты. Выступал как книжный иллюстратор, театральный художник, занимался стенописью. Во Франции был прозван «нидерландским Пуссеном». Умер в Амстердаме 28 июля 1711 года. Из его учеников наиболее известен Ян ван Мирис. Картины Лересса представлены в музеях Амстердама, Парижа, Нью-Йорка, Вашингтона, Сан-Франциско, Чикаго, Лондона, Лейпцига, Санкт-Петербурга. Его именем названа улица в Амстердаме. Сохранился также гравированный портрет Лересса работы итальянского художника Карло Грегори). Литература: Roy A. Gérard de Lairesse, 1640—1711. Paris: Arthena, 1992; Vries L. de. Gerard de Lairesse: an artist between stage and studio. Amsterdam: Amsterdam UP, 1998.

1655
Матей Вацлав Еккель (чешское имя — Matěj Václav Jäckel; верхне-лужицкое имя — Мачий Вяцлав Якула, Maćij Wjacław Jakula; немецкое имя — Матиас Венцель Еккель, Mathias Wenzel Jäckel)
серболужицкий скульптор, известный своими барочными произведениями, находящимися в Чехии и Саксонии. Родился в Кулове (Виттихенау), в семье серболужицкого ремесленника Яна Якулы. Изучал искусство в Дрездене в классе немецкого скульптора Мельхиора Бартеля. В 1684 году переехал в Прагу, где открыл собственную мастерскую в Старом городе.
[453x700]
Скульптура «Святая Анна с младенцем» на Карловом мосту, Прага.
В следующее время им были созданы многочисленные скульптуры в основном на религиозные темы в Праге, Чески-Крумлове, Дрездене, Виттихенау, Паншвиц-Кукау. Умер в Праге 16 января 1738 года. Самые известные его работы находятся на Карловом мосту в Праге («Дева Мария с младенцем и святая Анна» (1707) и «Мадонна и святой Бернхард» (1709), «Дева Мария и святой Фома Аквинский»). Избранные скульптуры: 1691: Девять скульптур на моровом столбе в Чески-Крулове; 1700—1701: Скульптуры в церкви святого Иосифа в пражском Старом городе; Скульптуры на главном алтаре в церкви святого Фомы Аквинского в Праге; 1718—1720: Одиннадцать скульптур в монастыре Мариенштерн, Лужица; 1719: Скульптура святого Петра на фасаде Лужицкой семинарии в Праге. Галерея: Дева Мария и святой Бернхард; Дева Мария и святой Фома Аквинский; Дева Мария с младенцем и святая Анна. Литература: Dějiny českého výtvarného umění II/1. Academia, Praha 1989 ISBN 80-200-0069-0; Blažíček, O. J.: Matěj Václav Jäckel. Památky archeologické, skupina historická, Nová řada 6-8 (díl 41), 1940; Tischerová, Jana. Matěj Václav Jäckel: sochař českého baroka 1655—1738. Praha : Rybka, 2013. 734 s. ISBN 978-80-87067-02-4; Christina Boguszowa: Maćij Wjacław Jakula — rězbar barokoweje doby. Rozhlad 55 (2005) 9/10, s. 359—362; Chr. Wornarjec: Z Kulowa do wulkeho swěta — K 250. posmjertninam rězbarja M. W. Jakule. Rozhlad 38 (1988) 1, s.13-14.

[544x700]
1656
Ульрика Элеонора Датская (датское имя — Ulrika Eleonora af Danmark)
королева-консорт Швеции как супруга короля Карла XI. Родилась в Копенгагене. Ульрика была дочерью короля Фредерика III и его жены Софии Амалии Брауншвейг-Люнебургской. В 1675 году состоялась её помолвка с королём Швеции Карлом XI. На протяжении Датско-шведской войны её уговаривали отказаться от этого брачного союза по политическим причинам и предполагали обручить её с императором Священной Римской Империи Леопольдом I, однако она отказалась расторгнуть помолвку с Карлом. Она заслужила хорошую репутацию на будущей родине, проявляя доброту к шведским пленным во время войны: для обеспечения их всем необходимым она заложила собственные драгоценности, включая обручальное кольцо. Умерла в Стокгольме 26 июля 1693 года. Она вышла замуж за Карла 6 мая 1680 года. У них было семь детей, из которых только трое дожили до совершеннолетия: Гедвига София (1681—1708), позже герцогиня Гольштейн-Готторпская; Карл (1682—1718), король Швеции с 1697 по 1718 гг.; Густав (1683—1685); Ульрих (1684—1685); Фредерик (1685—1685); Карл Густав (1686—1687); Ульрика Элеонора (1688—1741), королева Швеции с 1718 по 1720 гг.
[662x700]
Портрет работы Давида Клёкера фон Эренштраля, 1681 г.
Современники отзывались об Ульрике Элеоноре как о красивой и доброй королеве. Особую поддержку шведского населения она снискала, благодаря тому, что олицетворяла надежду на мир между двумя враждовавшими странами. Согласно легенде, её супруг никогда не изменял ей, что было редкостью для того времени. На смертном одре он признался своей матери, что не был счастлив с тех пор, как умерла его жена. Тем не менее, о нём говорили, как о весьма сдержанном в чувствах человеке, а кроме того, на протяжении всей жизни он находился под сильным влиянием матери, Гедвиги Элеоноры Гольштейн-Готторпской, не уступавшей своей невестке позиций правящей королевы. В то время как между Данией и Швецией сохранялись натянутые отношения из-за войны, Гедвига Элеонора (как и парламент) не одобряла намерения сына жениться на датской принцессе. Возможно, с целью угодить им и показать, что Ульрика Элеонора не может воздействовать на него, король всегда называл её Моя жена, а мать — Королевой. Зная об этом, иностранные послы, свидетельствуя своё почтение членам королевской семьи, всегда в первую очередь наносили визит Гедвиге Элеоноре, а уже затем Ульрике Элеоноре. Семейная жизнь Ульрики Элеоноры складывалась заметно лучше. Самыми счастливыми моментами для неё были посещения родственников — её сестры Фредерики Амалии и зятя Кристиана Альбрехта Гольштейн-Готторпского, а также дни, когда она вместе с супругом и их детьми уединялись во дворце Карлберг, расположенном неподалёку от Стокгольма. Там, вдали от двора, она занималась живописью. Она также интересовалась театром и танцами и участвовала в постановке пьес вместе с придворными дамами. Среди дворян, участвующих в её любительских выступлениях, были сёстры Кёнигсмарк, Аврора и Амалия Вильгельмина, а из фрейлин — сёстры Де ла Гарди, певица Эбба Мария и поэтесса Иоганна Элеонора. Тем не менее, она всё же делала попытки обрести политическое влияние на супруга. В период возврата в собственность шведской короны земель, большинство которых были щедро пожалованы дворянству ещё королевой Кристиной, Ульрика Элеонора пыталась выступать от имени людей, чьё имущество было конфисковано правительством, но король сказал, что женился на ней отнюдь не ради её советов относительно государственной политики. Она всё же тайно помогала тем, кто находился в наиболее бедственном положении, выделяя им средства из собственного бюджета. Помимо этого, она активно занималась благотворительностью: ею были основаны множество сиротских и вдовьих приютов, работных домов и школ для бедняков, где их обучали какому-либо ремеслу. Самыми известными её проектами такого рода стали Drottninghuset (рус. Дом королевы), жилище для вдов в Стокгольме, и школа для девушек в Карлберге, где воспитанницы учились ткать гобелены. Используя собственные деньги, Ульрика Элеонора оказывала поддержку многим нуждавшимся: солдатам-инвалидам и их семьям, а также перешедшим в протестантизм евреям, католикам и мусульманам (особенно женщинам).
[700x481]
Гробница Ульрики Элеоноры в церкви Риддархольмена
В 1690 году король Карл назвал Ульрику Элеонору возможным регентом, в случае, если он умрёт до достижения их сыном совершеннолетия. Однако её здоровье ухудшилось из-за частых родов и три года спустя, проболев зиму 1692-93 гг., она умерла. Только после её смерти супруг называл её королевой. Существует легенда о её смерти. Она гласит, что в то время, когда королева умирала во дворце Карлберг, её любимая фрейлина, графиня Мария Елизавета Стенбок, лежала больная в Стокгольме. В ночь, когда Ульрика Элеонора скончалась, графиня Стенбок посетила Карлберг и была допущена в комнату, где находилась усопшая. Один из офицеров, заглянув в замочную скважину, заметил королеву и графиню, беседовавших у окна. Он был так потрясён увиденным, что начал кашлять кровью. В тот же момент, графиня и экипаж, в котором она приехала, исчезли. Когда провели расследование, выяснилось, что тяжело больная графиня в ту ночь находилась у себя дома и не покидала город. Офицер умер от удара, графиня Стенбок скончалась чуть позже. Король отдал приказ никоим образом не упоминать о случившемся. Литература: Herman Lindqvist (2006). Historien om alla Sveriges drottningar. Norstedts Förlag. ISBN 91-1-301524-9; Lindqvist, Herman. Storhet och fall. Sweden: Bokförlaget Pan, 2000 (1997). Vol 4 of Historien om Sverige. 10 vols. 1992—2002. ISBN 91-7263-092-2; «Ulrika Eleonora». vol 13 of Bra böckers lexikon. (ed. Jan-Öjvind Swahn). 25 vols.Bokförlaget Bra Böcker AB, 1986; Carl Grimberg: Svenska Folkets underbara öden IV. 1660—1707 (The wonderful destinys of the Swedish people).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 11 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»