[700x415]
в 1913 году российская подводная лодка «Вепрь» (типа «Барс») зачислена в списки кораблей Балтийского Флота. Строилась на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Заложена 28 сентября 1913 года. Спущена на воду вероятно в июле 1915 года. Вступила в строй 3 сентября 1915 года. Участвовала в 1-й мировой войне на Балтийском море. В ноябре 1915 года на подводной лодке "Вепрь" устанавливалось и испытывалось устройство для постановки 8 мин. На палубе в кормовой части надстройки устанавливались рельсы, по которым мины можно было скатывать и сбрасывать в воду. Установка минного устройства резко затруднила дифферентовку лодки и от использования этого устройства отказались. В 1916 году наружные решетчатые аппараты Джевецкого были подняты на палубу надстройки. Совершила 11 походов. 21-25 февраля 1918 года подводная лодка "Вепрь" в составе дивизии подводных лодок в сопровождении ледоколов перешла из Ревеля в Гельсинфорс. 7-16 апреля 1918 года в составе дивизии участвовала в Ледовом походе из Гельсингфорса в Петроград и вошла в состав действующего отряда Балтийского флота. 1 октября 1921 года подводной лодке «Вепрь» присвоен бортовой №-11. 13 июня 1922 года подводная лодка «Вепрь» №-11 выведена из боевого состава флота и передана школе подплава МСБМ для использования в качестве кабинета боевой подготовки. 17 мая 1926 года подводная лодка «Вепрь» №-11 разоружена, исключена из состава МСБМ и 21 ноября 1925 года сдана в отдел фондового имущества для разборки на металлолом.
в 1914 году У.К.Ханди публикует «Сент-Луис блюз».
в 1914 году английские войска захватили германскую Новую Гвинею и архипелаг Бисмарка.
в 1917 году в Выборге толпой солдат сброшен с моста русский генерал Владимир Алоизиевич Орановский (19 января 1866 — 11 сентября 1917, Выборг), бывший командующий русскими войсками в Финляндии.
в 1918 году Совнарком издал Декрет о введении в России международной метрической системы мер и весов.
в 1918 году Реввоенсовет Республики ввел фронтовую организацию действующей армии и издал приказ об образовании Северного, Восточного и Южного фронтов, а также Западного района обороны.
в 1918 году декретом Совнаркома в России введена метрическая система мер и весов.
в 1919 году морская пехота США захватывает Гондурас.
в 1921 году полет с научной целью на аэростате. Для практического изучения «болезни высоты» экипаж воздухоплавателей под рукодством Н.Д.Анощенко совершил полет по заданию научной комиссии воздушной службы Главсануправления и Наркомздрава СССР.
в 1922 году вступает в силу мандат Великобритании на управление Палестиной. Арабы объявляют эту дату Днем траура.
в 1923 году немецкий астроном Карл Вильгельм Райнмут (немецкое имя — Karl Wilhelm Reinmuth, 4 апреля 1892, Гейдельберг, Великое герцогство Баден, Германская империя — 6 мая 1979, Гейдельберг, Карлсруэ, Баден-Вюртемберг, ФРГ)
в обсерватории Гейдельберг-Кёнигштуль (немецкое название — Landessternwarte Heidelberg-Königstuhl; астрономическая обсерватория, расположенная на холме Кёнигштуль, в немецком Гейдельберге) открыл астероиды: (1628) Штробель (немецкое название — Strobel) — астероид главного пояса. Назван в честь Вилли Штробеля (немецкое имя — Willi Strobel), немецкого астронома; (1662) Хофман (немецкое название — Hoffmann) — астероид главного пояса. Назван в честь Ирмтрауд Хоффман (немецкое имя — Irmtraud Hoffmann), невестки первооткрывателя.
в 1924 году Политбюро постановило "разрешить Наркомпросу организацию художественных выставок в Монце - Милане и в Лондоне с тем, чтобы расходы на выставки в дальнейшем по возможности были покрыты продажей части экспонатов".
в 1924 году в результате технического дефекта при попытке выполнить парящий полет на планере “Комсомолец” «АВФ-11» погиб морской летчик
П.М.Клементьев конструктор и пилот планера «АВФ-11» "Комсомолец". В память П.М.Клементьева гора Узун-Сурт получила новое название – гора Клементьева.
[458x700]
в 1926 году в Берлине (Германия) Отто Пельтцер (Otto Peltzer, Германия) установил мировой рекорд в беге на дистанции 1500 метров на открытых стадионах - 3.51,0 с.
в 1927 году землятресение Землетрясение на Южном берегу Крыма, приведшее к множественным разрушениям от Севастополя до Феодосии; именно это землетрясение попало в сюжет романа «Двенадцать стульев».
в 1927 году в Ленинграде в здании бывшего голландского посольства на проспекте Маклина открывается Дом народов Востока.
в 1928 году Португалия подписывает с Южной Африкой Соглашение о регулировании передвижения и найма рабочей силы в португалтских владениях.
в 1928 году советская женщина-астроном Пелагея Фёдоровна Шайн (до замужества — Санникова; 22 сентября 1894, Пермский край, Россия — 27 августа 1956, Москва)
в Симеизской обсерватории (астрономическая исследовательская обсерватория. Находится вблизи посёлка Симеиз. Ныне является частью Крымской астрофизической обсерватории) открыла астероиды: (1120) Каннония (латинское название — Cannonia) — астероид главного пояса. Назван в честь Энни Джамп Кэннон (Annie Jump Cannon; 11 декабря 1863 –13апреля 1941) американской женщины-астронома; (1121) Наташа (латинское название — Natascha) — астероид главного пояса. Назван в честь Наташи (Натальи) Тихомировой, советского гидрогеолога и дочери астронома Григория Николаевича Неуймина; (1610) Мирная (латинское название — Mirnaya) — астероид главного пояса. Название предложено Институтом теоретической астрономии в Санкт-Петербурге.
в 1929 году первый полет многоцелевого боевого самолета «АНТ-7» («Р-6») «воздушный крейсер» конструкции ОКБ А.Н.Туполева, М.М.Громов. Первый в мире двухмоторный тяжелый разведчик «Р-6» и первый самолет с двойным управлением. Первый советский самолет, пролетевший над Северным полюсом, широко использовался в деле освоения Сибири и Дальнего Востока. Построено было около 400 таких машин;
[700x472]
в 1929 году первый полет многоцелевого боевого самолета «АНТ-7» («Р-6») «воздушный крейсер» конструкции ОКБ А.Н.Туполева, пилот М.М.Громов. Первый в мире двухмоторный тяжелый разведчик «Р-6» и первый самолет с двойным управлением. Из-за выявившихся в полете вибрации силовых установок и оперения, а также ряда других менее значительных дефектов, испытания опытного самолета затянулись, но, тем не менее, было признано, что «Р-6» соответствует своему назначению. В варианте самолета воздушного боя с полетной массой 5121 кг на опытной машине с импортными двигателями «BMW-VI» была получена максимальная скорость 244 -км/ч на высоте 3000 м. Полученная на опытном самолете «Р-6» максимальная скорость была лишь немногим меньше скорости полета одноместных серийных истребителей того времени «И-З» и «И-4». Из-за необходимости устранения выявленных при испытаниях дефектов испытания первого серийного самолета «Р-6» с двигателями «М-17», начались в 1931 году, т. е. через два года после первого полета опытного самолета. Из-за увеличения его массы летные данные оказались несколько ниже, чем у опытного. Первый советский самолет, пролетевший над Северным полюсом, широко использовался в деле освоения Сибири и Дальнего Востока. По оценке НИИ ВВС серийный самолет Р-6 по ряду своих летных характеристик превосходил зарубежные самолеты аналогичного типа, в частности, пятиместный двухдвигательный истребитель сопровождения Блерио 127. Построено было около 400 таких машин.
в 1930 году в Москву на Белорусский вокзал прибыл особый поезд, предоставленный советским руководством индийскому поэту Рабиндранату Тагору. Свои впечатления и мысли от поездки в советскую Россию он изложил в многочисленных письмах к друзьям и родным, составивших одно из его самых интересных и содержательных публицистических произведений - "Писем к России".
в 1930 году состоялась премьера мультипликационного фильма «Смотри в корень». Производство: Ленинградская фабрика Совкино, 1930. Режиссер: Борис Антоновский. Сценарист: Борис Антоновский. Xудожник: Борис Антоновский. Политплакат, разоблачающий антисоветскую политику Ватикана. Друное название "Крестовый поход". Не сохранился.
в 1930 году состоялась премьера мультипликационного фильма «Сказка о попе и работнике его балде (Базар)». Производство: Ленинградская фабрика Совкино, 1930. Режиссер: Михаил Цехановский. Композитор: Дмитрий Шостакович. Название условное. Фрагмент незаконченного фильма по сказке Пушкина.
в 1930 году Агата Кристи выходит замуж за археолога Макса Маллована.
[700x393] [700x321]
в 1930 году поднят в воздух первый опытный самолет «Fairey Seal» (S1325). Опытный образец был создан на базе самолета «Fairey IIIF» «Mk IIIB» и первоначально имел обозначение «Fairey IIIF» «Mk VI». Он же, но уже в поплавковом варианте взлетел через два года - 29 сентября 1932 года. Он в основном был схож с самолетами «Gordon» и отличался тем, что егоэкипаж состоял из трех человек и на самолете имелось оборудование для морских операций. Оно включало в себя установку поплавкового или колесного шасси (последнее имело хвостовое колесо и тормоза на основных колесах), оснащение самолета тормозным крюком, приспособлением для катапультирования, плавучими мешками и тросовым механизмом. Это позволяло использовать самолет с авианосцев и военных кораблей, пригодных к запуску морских самолетов с катапульты.
[700x350]
в 1933 году в Гавре первый раз поднялась в воздух французская летающая лодка-дальний разведчик «Вr.521» «Bizerte». Она ведет свою родословную от английской «Шорт» «S.8» "Калькутта" (1931 г.), лицензию на которую компания "Бреге" получила от "Шорт бразерс" в 1931 году. Опытный образец этого самолета, «Вr.521-01», строился в соответствии с требованиями задания французского флота на летающую лодку, предназначенную для дальней разведки в море, выданного в 1932 году. На нем стояли три звездообразных мотора «Гном-Рон» «14Kdrs» по 825 л.с.
[700x321]
в 1933 году в ходе испытательного полета английский опытный легкий бомбардировщик-торпедоносец «TSR.1» («Torpedo-Spotter-Reconnaissance») с девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения «Bristol Pegasus» «IIM» мощностью 635 л.с. вошел в самопроизвольное вращение и разбился. Было решено не восстанавливать самолет, а создать новую версию – «TSR.II», ставшую впоследствии знаменитым «Swordfish».
в 1933 году страны Латинской Америки подписывают в Рио-де-Жанейро Пакт о ненападении.
[700x445]
в 1934 году на аэродроме НИИ ВВС в Щелково завершились госиспытания (начало 28 августа) первого серийного «И-15» (№ 33905) изготовленного авиазаводом № 39. Для получения полного представления о характеристиках самолета хватило десяти полетов. Серийный «И-15» оказался немного тяжелее опытного, что объяснялось установкой более тяжелого двигателя. На трехкилометровой высоте истребитель развивал максимальную скорость 367 км/ч, что было на 17 км больше, чем у опытного «ЦКБ-3». И скороподъемность у серийного оказалась лучше: на 5000 м он забирался ровно за 6 минут.
[700x421]
в 1934 году подводная лодка «Щ-112» вошла в состав 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Морских Сил Дальнего Востока. «Щ-112» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V проекта Щ — «Щука». Лодка была заложена 20 марта 1932 года на заводе № 189 «Балтийский завод» в Ленинграде под заводским номером 231, в октябре того же года была доставлена в разобранном виде на завод № 368 в Хабаровске для сборки и достройки, спущена на воду в апреле 1933 года, затем переведена по Амуру во Владивосток. 7 декабря 1933 года подводная лодка «Щ-34» получила имя «Пескарь». 15 сентября 1934 года получила обозначение «Щ-112». 11 января 1935 года «Щ-112» вошла в состав Тихоокеанского флота. В сентябре 1935 года приняла участие в широкомасштабных совместных учениях Тихоокеанского флота и Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. 22 октября 1938 года подводная лодка стала колыбелью морского спецназа: на «Щ-112» было впервые проведено учение с высадкой морских разведчиков-диверсантов через торпедный аппарат. Выйдя из подводной лодки, которая лежала на глубине 15-20 м, диверсанты перерезали противолодочную сеть защищавшую проход в бухту Уллис, а затем высадились на берег, где провели демонстративно-показательные диверсионные действия, после чего вернулись на субмарину, лежащую на грунте. 9 августа 1945 года «Щ-112» вошла в состав 3-го отдельного дивизиона подводных лодок Тихоокеанского флота в Петропавловске-Камчатском. В боевых действиях участия не принимала. 24 октября 1945 года «Щ-112» перешла из Приморья в состав 5-й бригады подводных лодок Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота в бухту Тарья (5-я бригада подводных лодок Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота). В 1946 году подводная лодка в составе 9-го дивизиона 5-й бригады подводных лодок Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота. 17 января 1947 года - «Щ-112» вошла в состав 7-го ВМФ. 10 июня 1949 года «Щ-112» переименована в «С-112». В апреле 1951 года 5-я бригада подводных лодок переформирована в 16-ую дивизию подводных лодок 7-го ВМФ и «С-112» («Щ-112») вошла в состав 92-й бригады подводных лодок. 17 августа 1953 года «С-112» («Щ-112») исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в Отдел фондового имущества. 1 октября 1953 года расформирована, впоследствии разделана на металл.
[700x260]
в 1934 году подводная лодка «Карась» («Щ-111») вошла в строй под обозначением «Щ-33». «Щ-111» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V проекта Щ — «Щука». Заложена 20 марта 1932 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде как «Подводная лодка № 33» под заводским номером 232. В 1932 году корабль секциями по железной дороге перевезен на Дальний Восток, где на заводе № 368 в Хабаровске был окончательно собран. В июле 1933 субмарина спущена на воду, затем переведена по Амуру во Владивосток. 7 декабря 1933 года получила имя «Карась». 12 сентября 1934 года «Щ-33» «Карась» вошла в состав 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Морских Сил Дальнего Востока. 15 сентября 1934 года получила обозначение «Щ-111». 13 октября 1934 года корабль вошел в состав Морских сил Дальнего Востока. 11 января 1935 года «Щ-111» вошла в состав Тихоокеанского флота. 9 августа 1945 года субмарина вошла в состав 3-го отдельного дивизиона подводных лодок Тихоокеанского флота в Петропавловске-Камчатском. В боевых действиях «Щ-111» участия не принимала. 10 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «С-111». 17 августа 1953 года субмарина выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в кабинет боевой подготовки по борьбе за живучесть «КБП-31». 12 марта 1955 год переформирована в плавучую зарядную станцию «ПЗС-8». 12 марта 1966 года исключена из состава ВМФ. 26 июля 1966 года судно исключено из списков ВМФ в связи со сдачей в Отдел фондового имущества. 1 октября 1966 года расформирована, впоследствии разделана на металл.
[700x370]
в 1934 году подводная лодка «Щ-113» «Стерлядь» вошла в состав 4-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Морских Сил Дальнего Востока. «Щ-113» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ — «Щука». «Щ-41» была заложена 10 октября 1932 года на заводе № 194 (имени А.Марти) в Ленинграде под заводским номером 243/187. В 1933 г. секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на Дальний Восток, где на заводе № 202 («Дальзавод2) во Владивостоке производилась её окончательная сборка. 7 декабря 1933 года «Щ-41» получила имя «Стерлядь». 12 декабря 1933 года «Щ-113» «Стерлядь» спущена на воду. 15 сентября 1934 года «Щ-113» «Стерлядь» переименована в «Щ-113». 28 января 1935 года «Щ-113» «Стерлядь» вошла в состав Тихоокеанского флота. 10 апреля 1936 года «Щ-113» «Стерлядь» вошла в состав 14-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. [477x700]
С 14 сентября по 25 декабря 1936 года «Щ-113» «Стерлядь» совершила длительное 103-ти суточное автономное плавание. На подводной лодке был проведен эксперемент по плаванию под дизелями на перископной глубине. Воздух для работы дизелей поступал по гофрированному шлангу (верхний конец его был закреплен у головки зенитного перископа, а нижний подведен к наружному клапану вентиляции уравнительной цистерны) через внутренний вентиляционный клапан цистерны. Подводная лодка прошла под дизелями на перископной глубине в течении часа. За это плавание субмарина удостоена переходящего приза НКО СССР. С мая 1941 года по апрель 1945 года «Щ-113» «Стерлядь» входила в состав 2-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. В 1942 году на заводе № 202 подводная лодка прошла капремонт и модернизацию. C апреля по 24 октября 1945 года «Щ-113» «Стерлядь» вошла в состав 1-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота в бухте Улисс. В боевых действиях она участия не принимала. 24 октября 1945 года «Щ-113» » «Стерлядь» вошла в состав Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота. 17 января 1947 года «Щ-113» «Стерлядь» вошла в состав Камчатской военной флотилии 7-го ВМФ. 10 июня 1949 года «Щ-113» «Стерлядь» присвоено обозначение «С-113». 11 сентября 1954 года субмарина исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в Отдел фондового имущества. 31 декабря 1954 года расформирована и сдана на слом.
[700x446]
в 1934 году подводная лодка «Щ-43» «Скат» вошла в состав 4-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Морских Сил Дальнего Востока. «Щ-115» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ — «Щука». При постройке лодка получила имя «Скат». Заложена 19 октября 1932 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 225. Вскоре секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке производилась её сборка. 7 декабря 1933 года «Щ-43» получила имя «Скат». 14 апреля 1934 года «Щ-115» спущена на воду. 15 сентября 1934 года «Скат» переименована в «Щ-115». 11 октября 1934 года вступила в строй. 28 января 1935 года вошла в состав 4-го дивизиона 2-й морской бригады подводных лодок Морских Сил Дальнего Востока. С мая 1941 года «Щ-115» вошла в состав 2-го отдельного дивизиона подводных лодок Владимир-Ольгинской ВМБ (бухта Владимир). 9 августа 1945 года вошла в состав 11-го дивизиона 4-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота в Находке. В боевых действиях корабль участия не принимал. 24 октября 1945 года «Щ-115» вошла в состав Камчатской Военной Флотилии. 10 июня 1949 года подводной лодке присвоено обозначение «С-115». 11 сентября 1954 года «С-115» («Щ-115») исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в Отдел фондового имущества. 31 декабря 1954 года расформирована и сдана на слом. 17 января 1947 года «Щ-115» вошла в состав 5-го ВМФ.
[700x472]
в 1934 году подписан приемный акт и подводная лодка «Щ-42» вступила в строй. «Щ-114» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ — «Щука». Лодка была заложена 10 октября 1932 года на заводе № 194 «имени А.Марти» в Ленинграде под стапельным номером 244/188. В 1933 году была доставлена в разобраном виде на завод № 202 «Дальзавод» во Владивостоке для сборки и достройки, спущена на воду в 1934 году. 7 декабря 1933 года «Щ-42» получила имя «Севрюга». 15 сентября 1934 года «Щ-42» «Севрюга» переименована в «Щ-114». 8 января 1935 года «Щ-42» «Севрюга» вошла в состав 4-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Морских Сил Дальнего Востока. 28 января 1935 года вошла в состав Тихоокеанского флота. 10 апреля 1936 года по май 1941 года «Щ-114» в составе 14-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. С мая 1941 года по апрель 1945 года «Щ-114» в составе 2-го отдельного дивизиона Владимир-Ольгинской ВМБ. С апреля 1945 года по 24 октября 1945 года «Щ-114» в составе 1-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота (Владивосток). 9 августа 1945 года «Щ-114» вошла в состав 1-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота в бухте Улис, но в боевых действиях не участвовала. 24 октября 1945 года по 17 января 1947 года «Щ-114» в составе Камчатской Военной Флотилии Тихоокеанского флота. 17 января 1947 года по 29 декабря 1955 года «Щ-114» в составе Камчатской Военной Флотилии 7-го ВМФ. 10 июня 1949 года кораблю присвоено обозначение «С-114». 10 июня 1949 года переименована в «С-114». 11 сентября 1954 года подводная лодка исключена из состава ВМФ. 29 декабря 1955 года «С-114» («Щ-114») исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в Отдел фондового имущества. 18 января 1956 года расформирована.
[491x700]
в 1934 году в Аргентине состоялась премьера художественного фильма «Тонкий человек» (оригинальное название: The Thin Man; премьера в Швеции 2 января 1935; премьера в Дании 21 января 1935; премьера в Италии 24 января 1935; премьера в Нидерландах 25 января 1935; премьера в ФРГ 31 января 1969; премьера в Финляндии 27 февраля 1938; премьера в Португалии 9 апреля 1935; премьера в Гонконге 10 апреля 1941; премьера в США 25 мая 1934; премьера в Японии 29 июля 1935; премьера в Ирландии 13 сентября 1935; премьера в Бразилии 17 сентября 1934; премьера в Исландии 18 октября 1935; премьера во Франции 6 декабря 1934). Производство: Cosmopolitan Productions, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), 1934. Режиссер: Ви. С. Ван Дайк. Сценаристы: Элберт Хэкетт, Дэшил Хэммет, Фрэнсис Гудрич. Оператор: Джеймс Вонг Хоу. Композитор: Уильям Экст. Продюсер: Хант Стромберг. Актеры: Уильям Пауэлл, Мирна Лой, Морин О'Салливан, Нат Пендлтон, Минна Гомбелл, Портер Холл, Генри Вэдсворт, Уильям Генри, Харольд Хубер, Сесар Ромеро, Натали Мурхед, Эдвард Брофи, Эдвард Эллис, Сирил Торнтон, Ли Шамвэй.
Ник и Нора Чарльз - супруги-детективы. Он официально отошел от дел. Только одно дело вызывает у него интерес - исчезновение изобретателя по прозвищу "тонкий человек". Дочь пропавшего - давняя знакомая Ника. Жизни изобретателя угрожает опасность, а его секретарша найдена мертвой. Целый криминальный мир начинает вращаться вокруг роскошного гостиничного номера Чарльза. Непростые супружеские отношения Ника и Норы, подтрунивание их друг над другом придают запутанной детективной истории изумительный иронический окрас. Номинация на "Оскар" (1934): Лучший фильм; Лучший актер (Уильям Пауэлл); Лучший режиссер (Уильям С.Ван Дайк II); Лучшая адаптация (Фрэнсис Гудрич, Алберт Хэккетт).
[517x700]
в 1935 году горловский забойщик шахты № 1 «Кочегарка» (Горловка) Никита Алексеевич Изотов установил рекорд добычи угля за одну смену (241 тонна). В 1932 году Никита Изотов стал известен как инициатор массового обучения молодых рабочих кадровыми рабочими в угольной промышленности («изотовское движение»).
[489x700]
в 1935 году бригада кузнецов Горьковского автозавода под руководством Александра Бусыгина отковала за смену 966 коленчатых валов при норме 675. Позднее бусыгинцы подняли выработку до 1146 штук и стали зачинателями стахановского движения в машиностроении. ГАЗ строили по фордовскому проекту, и слава о Бусыгине дошла до США. Генри Форд пригласил советского бригадира на работу в Детройт и обещал платить золотом. Бусыгин ответил: «Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».
в 1935 году состоялась премьера художественного фильма «Совершеннолетие». Производство: Белгоскино, 1935. Режиссер: Борис Шрейбер. Сценарист: Иоган Зельцер. Оператор: Давид Шлюглейт. Композитор: Сергей Митин. Художник: Роберт Фэдор. Актеры: Ефим Альтус, Ольга Беюл, Антонина Брянцева, Раиса Есипова, Исай Зонне, Павел Кадочников, Леонид Макарьев, Сергей Поначевный, А. Семёнов, Юрий Толубеев, Лев Шостак, М.Шувалов.
1918 год. Красноармейцы отступают из города под натиском немецких оккупантов. На вокзале матрос Андрей прощается со своей девушкой Таней. Немцы занимают город. К жене Суре и сыну Моте после годичного отсутствия возвращается рабочий Гедалий. Мотя и его любимая девушка Катя как члены подпольной большевистской организации распространяют листовки с призывом препятствовать вывозу немцами 200 вагонов продовольствия. В молодежную группу подпольщиков входят также Таня, Михась и Петр. Отца, ведущего обывательский образ жизни, посещающего с женой синагогу, Мотя считает "старорежимником". Руководитель подполья Дикий передаст через связного — слепого уличного певца — задание рабочим-железнодорожникам : бастовать. Но немцы подавляют забастовку, а хлеб грузят солдаты. На явку приходит связной — матрос Андрей — с известием о наступлении Красной Армии. Дикий передает новое задание — взорвать мост, чтобы не пропустить груз. Катя, испугавшись опасности, убегает. Хозяин завода, где работает Гедалий, Яворский, доверяя ему, поскольку Гедалий бежал из "Совдепии", просит сообщить, если на заводе появится Дикий. На встрече в лесу Михась сообщает Кате, что товарищи решили ее отпустить. Обрадованная, Катя бежит по лесу и оказывается в месте расположения немецких военных складов. Ее арестовывают. Страшась пыток, она пытается покончить с собой. Андрей отправляет Мотю с запиской к Дикому. На условленной скамейке бульвара Мотя с изумлением обнаруживает отца. Солдат Ганс Мюллер приносит Моте предсмертную записку Кати. В отчаянии тот убегает. Гедалий выясняет у Мюллера, что Катя жива, сообщает об этом сыну и поручает ему доставку динамита. Андрей, Таня и Мотя взрывают мост. Немцы отступают. Приходит Красная Армия. В роскошном кабинете Яворского, где теперь городской Совет, Гедалий сообщает арестованному хозяину, что Дикий — он. Здесь происходит радостная встреча Гедалия-Дикого с членами молодежной подпольной группы и женой.
в 1936 году мировой рекорд высоты с грузом 5 т - 8116 м, экипаж А.Б.Юмашева на «АНТ-6». Четырехмоторный «АНТ-6» совершил первый экспериментальный полет в декабре 1930 г. Он мог брать на борт до 5000 кг бомб, его вооружение состояло из носовой, средней и хвостовой турелей, двух подкрыльевых пулеметных башен, выдвигаемых во время полета. Был налажен серийный выпуск этих самолетов. Разработанная Туполевым схема самолета использовалась потом при конструировании многомоторных "летающих крепостей" «Боинг» «В-17» и «Боинг» «В-29».
[700x302]
в 1936 году мировой рекорд высоты с грузом 5 т - 8116 м, экипаж А.Б.Юмашева на «АНТ-6». Четырехмоторный «АНТ-6» совершил первый экспериментальный полет в декабре 1930 г. Он мог брать на борт до 5000 кг бомб, его вооружение состояло из носовой, средней и хвостовой турелей, двух подкрыльевых пулеметных башен, выдвигаемых во время полета. Был налажен серийный выпуск этих самолетов. Разработанная Туполевым схема самолета использовалась потом при конструировании многомоторных "летающих крепостей" "Боинг В-17" и "Боинг В-29".
[700x471]
в 1936 году в состав Краснознаменного БалтФлота принята подводная лодка «С-1» — головная подводная лодка IX серии. «С-1» прославилась во время советско-финляндской войны, потопив транспорт «Больхейм». Подводные лодки типа «С» отлично зарекомендовали себя и в годы Великой Отечественной войны. Многие из них стали гвардейскими и краснознаменными. Герой-подводник, капитан 3 ранга А.И.Mаринеско командовал подводной лодкой «С-13». Подводная лодка «С-56» (командир капитан 2 ранга Г.И.Щедрин, затем вице-адмирал и Герой Советского Союза) в день 30-летия Победы в Великой Отечественной войне была установлена на пьедестале но Владивостоке.
[700x465]
в 1936 году немецкий патрульный самолет-разведчик «Do.18d» «D-ARUN» «Зефир» совершил полет из Хорта (Азорские острова) в Hью-Йорк. Этот самолет вместе с «Do.18d» «Аеолус» участвовал в испытаниях над северной Атлантикой.
в 1937 году в СССР арестовано все Политбюро Польской компартии.
в 1937 году в подмосковном поселке Химки на базе мебельной фабрика, построенной для меблировки строящегося “Дворца съездов”, создан авиационный завод № 301 - ныне НПО имени С.А.Лавочкина.
в 1938 году в московском метро сдается линия от "Площади Свердлова" до "Сокола".
[699x450]
в 1938 году в составе второй очереди строительства Московского метрополитена открыта станция станция "Аэропорт". Проект переименования: Аэровокзал (1991, 1992). Конструкция станции - односводчатая мелкого заложения. Построена по специальному проекту из монолитного железобетона. Архитекторы: Б.С.Виленский, В.А.Ершов при участии Т.Вайнера, В.Сдобнова Архитекторы вестибюлей: Б.С.Виленский, В.А.Ершов Инженер-конструктор: Н.А.Кабанов Станция сооружена вблизи бывшего Центрального аэродрома на Ходынском поле. Ведущим мотивом в архитектурном оформлении станции является тема "Советская авиация". Основание свода выполнено в виде чередующихся бетонных и коричневых мраморных игл, которые переходят на своде в рельефные линии, перекрещивающиеся среди мощных светильников пирамидальной формы. В оформлении путевых стен использован биробиджанский мрамор, уральский мрамор "коелга" и мраморовидный известняк "биюк-янкой". Пол выложен серым гранитом. Выход в город на Ленинградский проспект через два наземных вестибюля, встроенные в жилое здание (архитектор С.М.Кравец).
[699x445]
в 1938 году в составе второй очереди строительства Московского метрополитена открыта станция "Динамо". Проектное название: Бега (1934) Проект переименования: Петровский парк (1992) Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Построена по типовому проекту. Архитекторы: Я.Г.Лихтенберг, Ю.А.Ревковский Архитектор вестибюля: Д.Н.Чечулин Инженер-конструктор: А.Ф.Денищенко. Свод посадочного зала держится на мощных пилонах, облицованных красным тогийским мрамором. Центральный зал станции и наземные вестибюли украшены барельефами (скульпторы Е.А.Янсон-Манизер). Путевые стены украшены узорчатыми панно из оникса, белого и серого мрамора. Пилоны облицованы красным тагильским мрамором и ониксом. Над пилонами размещаются 30 фарфоровых медальонов с изображением спортсменов. Стены в глухих частях станции отделаны мраморовидным известняком "биюк-янкой". Пол выложен черным мрамором. В оформлении вестибюлей применён светлый узбекский мрамор "газган". Выход в город через наземные вестибюли на Ленинградский проспект и к стадиону "Динамо".
[699x490]
в 1938 году в составе второй очереди строительства Московского метрополитена открыта станция "Белорусская". Проектные названия: Белорусско-Балтийский вокзал, Белорусский вокзал. Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Построена по типовому проекту. Архитекторы: Н.Н.Андриканис, Н.А.Быкова Инженер-конструктор: В.И.Дмитриев. Свод посадочного зала поддерживают мощные пилоны, облицованные темно-розовым мрамором и украшенные в верхней части лепкой. К своду центрального зала крепятся подвесные люстры. [700x545]
В оформлении пилонов центрального зала станции применен темно-розовый биробиджанский мрамор. Нераскрытые проходы облицованы мрамором "давалу". Со стороны центрального зала в пилонах имеются ниши, облицованные офикальцитом, в которых размещены бронзовые торшеры. Путевые стены покрыты голубой рифленой глазурованной плиткой и украшены чёрной мраморной полосой. Пол станции изначально был оформлен в виде национального белорусского орнамента, позднее вместо этого был выложен черным и серым гранитом. В торце центрального зала находится бюст В.И.Ленина, выполненный из черного гранита. В 1952 году при строительстве Кольцевой линии в центре зала был сооружён переход на станцию "Белорусская" Кольцевой линии. Выход в город через наземный вестибюль, находящийся в здании Белорусского вокзала.
[700x406]
в 1938 году в составе второй очереди строительства Московского метрополитена открыта станция станция "Маяковская". Проектные названия: Триумфальная площадь (1935), Площадь Маяковского (1936). Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения. Первая в мире колонная станция глубокого заложения. Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. [699x455]
Поперек центрального зала колонны расперты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов - сборная чугунная. Архитектор: Алексей Николаевич Душкин Инженеры-конструкторы: Е.М.Гринзайд, Р.А.Шейнфайн. Названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930). Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня "орлец" и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор "уфалей" и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены станции облицованы мрамором "уфалей" (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. [462x699]
Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899-1969) на тему "Сутки страны Советов". Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам "сталинской неоклассики", которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным "ар деко". Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошел в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году – проект станции был удостоен Гран-При на международной выставке в Нью-Йорке. В конце 1980-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию "Маяковская" в список памятников истории и культуры местного значения. [495x699]
Во время Великой Отечественной войны станция "Маяковская" стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалетов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время – одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. [699x458]
6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен! Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П.И.Чайковского (архитектор Д.Н.Чечулин). Архитекторы вестибюля А.Н.Душкин, Я.Г.Лихтенберг, Ю.П.Афанасьев (интерьер). В 1950-е годы построен дополнительный выход в дом 30/2 на восточной стороне Тверской улицы. Выход в город на Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.
[700x525]
в 1938 году в составе второй очереди строительства Московского метрополитена открыта станция станция "Театральная". Прежнее название: Площадь Свердлова (до 5 ноября 1990). Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Построена по типовому проекту. Архитектор: И.А.Фомин, И.Е. и М.Ф.Львовы; завершил работу Л.М.Поляков Инженеры-конструкторы: А.Ф.Денищенко, Н.М.Комаров. Путевые стены и мощные пилоны станции облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором, пол выложен черным и желтым гранитом. Круглые мраморные столбы с каннелюрами на углах пилонов, хрустальные светильники в бронзовой оправе придают центральной части зала торжественный вид. Свод центрального зала украшен кессонами и майоликовыми барельефами на тему театрального искусства народов СССР (скульптор Н.Я.Данько). В северном торцевом зале находился бюст Я.М.Свердлова (скульптор А.П.Шлыков), от которого остался только постамент. [699x492]
Станция не имеет собственных вестибюлей: северный эскалаторный ход выводит в общий аванзал со станцией "Охотный Ряд", а южный – в общий вестибюль со станцией "Площадь Революции". Первоначально выходы со станции использовались и для перехода и уже к началу войны были перегружены. 30 декабря 1944 был открыт новый прямой переход из центра зала на станцию "Охотный Ряд" Сокольнической линии, а 09 мая 1946 - прямой переход из южного торца станции "Театральная" на станцию "Площадь Революции" Арбатско-Покровской линии. При реконструкции Центрального пересадочного узла в 1974 г. были построены еще два перехода: из центра зала станции "Театральная" на станцию "Площадь Революции" и из северного торца - на станцию "Охотный Ряд". Выход в город на улицы Охотный ряд, Большая Дмитровка и Театральному проезду (общий вестибюль со станцией "Охотный ряд") и к Манежной площади, площади Революции, Никольской улице (общий вестибюль со станцией "Площадь Революции").
[700x525]
в 1938 году в составе второй очереди строительства Московского метрополитена открыта станция станция «Сокол» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена под Ленинградским проспектом неподалёку от развязки с Волоколамским и Ленинградским шоссе. Вестибюли находятся на территории районов «Сокол» и «Аэропорт» Северного административного округа города Москвы. Открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Название получила по расположенному поблизости посёлку Сокол, который был построен в 1920-е годы. Район, в котором расположена станция, вошёл в состав Москвы только в 1917 году. Ранее это было крупное подмосковное село Всехсвятское, — бывший волостной центр. План строительства линии метро с конечной остановкой «Всехсвятское» появился ещё в 1933 году. Позднее он неоднократно корректировался. В рамках генерального плана реконструкции Москвы 1935 года предполагалось построить линию метро с конечными станциями «Аэропорт» и «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Однако в связи с тем, что депо 2-й очереди перенесли в район развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе, на линии была запланирована ещё одна станция. Несмотря на то, что эта станция строилась в самом центре бывшего села Всехсвятского, она получила своё название от расположенного в полукилометре кооперативного посёлка «Сокол», созданного в 1920-х годах. Название станции, предложенное в первоначальном проекте, было неприемлемо с идеологической точки зрения. Строительство метро «Сокол» осуществлялось открытым способом. Открытие станции с её восточным вестибюлем состоялось 11 сентября 1938 года. В тот же день было открыто метро-депо «Сокол», расположенное в районе развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе. Изначально вестибюль станции находился в окружении малоэтажных сельских домов. Предполагалось, что в будущем он займёт центральное место курдонёра, образованного П-образной застройкой (этот проект не был реализован). 21 декабря 1949 года был открыт западный вестибюль станции, расположенный на противоположной стороне Ленинградского проспекта рядом с Храмом Всех Святых во Всехсвятском. В 1952 год—1953 годах для улучшения обслуживания пассажиров от центрального мостика были построены дополнительные лестницы на платформу, что позволило существенно уменьшить нагрузку на центральные лестницы. 28 апреля 1960 года был открыт дополнительный выход в подземный переход под Ленинградским проспектом. В декабре 1961 года на станции метро «Сокол» впервые в Московском метрополитене была испытана система оборота состава без участия локомотивных бригад. Станция метро «Сокол» перестала быть конечной 31 декабря 1964 года, когда Замоскворецкая линия была продлена до станции «Речной вокзал». В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Всехсвятское», однако он не был осуществлён. В 1992 году после обрушения нескольких ступеней одной из дополнительных лестниц, они были закрыты из-за плохого технического состояния. К 1994 году лестницы полностью демонтированы, и станция приобрела первоначальный вид. В декабре 2002 года в восточном вестибюле был построен вход в торговый центр «Метромаркет». В конце мая 2008 года в связи со строительством Волоколамского тоннеля в рамках проекта «Большая Ленинградка» был закрыт западный вестибюль станции (к тому времени подземный переход под Ленинградским проспектом тоже был закрыт). Вплотную к восточному вестибюлю была пристроена временная касса для продажи билетов. Для пассажиров был построен временный пешеходный мост через Ленинградский проспект. Однако в часы пик на этом мосту скапливалось огромное количество людей, что приводило к раскачиванию конструкции. В связи с этим через три дня западный вестибюль был открыт вновь, до строительства дополнительного моста. 31 декабря 2008 года был вновь открыт пешеходный переход под Ленинградским проспектом. 12 января 2009 года западный вестибюль был повторно закрыт. 30 декабря 2010 года западный вестибюль метро «Сокол» открылся после реконструкции. По заявлению пресс-службы Московского метрополитена была проведена реставрация с сохранением первоначального облика. Было заменено гранитное покрытие пола и ступеней, стены облицованы бежевой плиткой. К тому же были установлены новые входные двери и турникеты. В генеральном плане Москвы, принятом в 2010 году, предусматривалось строительство в срединной части города до 2025 года Большого кольца Московского метрополитена. Согласно проекту, пересадку с кольца на Замоскворецкую линию предполагалось осуществлять через станцию метро «Сокол». Позднее проекты строительства Большого кольца и Третьего пересадочного контура были объединены. Согласно новому проекту, пересадка с кольца на Замоскворецкую линию будет осуществляться через станцию метро «Динамо». Станция построена по индивидуальному проекту, её конструкция нетипична для Московского метрополитена. Тип конструкции — колонная двухпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 10 метров). Станционный зал представляет собой два параллельных свода, опирающихся на боковые стены и на средний ряд опор. Расстояние между колоннами — 7,4 метра. Пролёты между опорами прорезаны вертикальными цилиндрами, верх которых завершается куполами с нишами. Эти купола служат рефлекторами для источников освещения, скрытых от глаз наблюдателя кусками агамзалинского оникса. Таким образом достигается равномерное освещение станции (позднее для дополнительного освещения на колоннах были установлены прожекторы, направленные под купола). Нижние части колонн облицованы биробиджанским мрамором и окружены скамейками. Плоские участки боковых стен также облицованы мрамором. Все кривые поверхности станционного зала отштукатурены. Пол выстлан серым и розовым гранитом. Станционный зал делится на две равные части поперечным мостиком, который сообщается с платформой двумя широкими лестницами. Первоначально на парапетах лестниц были установлены светильники в виде торшеров, до настоящего времени эти светильники не сохранились. На колоннах станции были установлены часы напротив схода с лестниц, эти часы также не сохранились. Мост соединяется двумя проходами с вестибюлями станции. Стены проходов и вестибюлей выстланы керамической плиткой и мозаикой из разноцветного мрамора. Путевые стены станции украшены четырьмя огромными панно из белого мрамора. По первоначальному плану было задумано, что на них будут записаны слова из сталинской Конституции о правах советского гражданина: «Право на труд», «Право на образование», «Право на отдых», «Право на обеспеченную старость». Планы не сбылись. Восточный вестибюль выполнен в виде полукольца с раздельными входом и выходом на торцах. От них лестницы спускаются в подземный кассовый зал. Фасад вестибюля облицован подмосковным известняком. На площадке в центре полукольца установлен небольшой фонтан из полированного гранита. В стенах павильона — широкие оконные проёмы. На гранитной стене в кассовом зале восточного вестибюля имеется памятная надпись: «Метрополитен имени В.И.Ленина. Станция Сокол». Надпись выполнена путём выдалбливания литер в граните. Если присмотреться, то можно увидеть следы от более старой надписи: «Метрополитен имени Л.М.Кагановича...». Западный вестибюль был построен спустя 11 лет после открытия станции. Он также имеет раздельный вход и выход с лестницами, сходящимися в кассовом зале. Но, в отличие от восточного вестибюля, он имеет П-образную форму. В центре кассового зала находится массивная колонна. В 2000-х годах в центральной части западного вестибюля был построен магазин. Станция метро «Сокол» частично приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Лестница западного вестибюля оборудована колясочным спуском и контрастными полосами для слабовидящих. Тем не менее, лестница, ведущая на платформу, подобных приспособлений не имеет. Лифты и эскалаторы на станции отсутствуют. Лестница, ведущая с платформы к выходу в подземный переход под Ленинградским проспектом, оборудована полозьями для колясок и хозяйственных сумок-тележек. Архитекторы станции и восточного вестибюля — Ю.Н.Яковлев и К.Н.Яковлев; архитекторы западного вестибюля — В.Г.Поликарпова и В.М.Андреев. Инженеры-конструкторы: Н.И.Кабанов и Н.И.Ушаков. Строительство станции выполнила Дистанция № 2 Мосметростроя (руководитель С.Соколин). Станция метро «Сокол» является выявленным объектом культурного наследия.
[700x468]
в 1938 году создан оркестр Управления коменданта Московского Кремля (Президентский оркестр). Президентский оркестр - главный музыкальный коллектив при проведении официальных мероприятий государственного значения. Президентский оркестр создан как оркестр Управления коменданта Московского Кремля. В разные годы коллектив носил названия: оркестр Комендатуры Московского Кремля, Образцово-показательный оркестр Комендатуры Московского Кремля, Кремлевский оркестр. Название «Президентский оркестр»коллектив получил 11 сентября 1993 года. За 70-летнюю историю оркестр работал со многими дирижерами, исполнял разную в жанровом отношении музыку, неоднократно трансформировался, но всегда оставался коллективом, созданным для музыкального обеспечения важнейших государственных и общественно-значимых мероприятий. Выполняя представительские функции, оркестр всегда успешно решал творческие задачи. Широкую известность коллектив получил еще в годы Великой Отечественной войны. Музыкальная классика, песни и музыка советских композиторов в исполнении оркестра уже тогда часто звучали по радио. Многие композиторы, работавшие в песенном жанре, стали связывать с этим коллективом судьбу своих произведений. Репертуар оркестра пополнялся лучшими образцами зарубежной и отечественной классики. С 70-х годов XX века оркестр стал одним из ведущих концертных коллективов страны. Оркестр гармонично сочетает работу с оперными звездами с исполнением симфонической и балетной музыки. В репертуаре оркестра - балетные спектакли, в их числе «Лебединое озеро»и «Щелкунчик» Чайковского, «Дон Кихот» Минкуса, «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» Прокофьева, «Коппелия» Делиба, которые проходят совместно с труппой «Кремлевский балет». В самой высокой из кремлевских башен - Троицкой - находятся репетиционные залы, студии звукозаписи, офисные и подсобные помещения оркестра. Оркестр записывается на телевидении, радио и в студиях грамзаписи. С большим успехом оркестр выступал на самых престижных концертных площадках мира: «Кеннеди-центр»в Вашингтоне, «Мэдисен сквер Гарден»в Нью-Йорке, «Олимпия»в Париже, «Римская опера»в Риме, «Фридрихштадт-палас»в Берлине.
в 1938 году в Карелии рабочий посёлок Сорока преобразован в город Беломорск.
в 1938 году состоялась премьера художественного фильма «Старая крепость». Производство: Одесская киностудия, 1938. Режиссер: Мирон Билинский. Сценарист: Владимир Беляев. Оператор: Яков Кулиш. Композитор: Юлий Мейтус. Художники: Константин Урбетис, Г.Болле. Актеры: Александр Мельников, Сергей Петров, Андрей Сова, Марк Бернес, Федя Левицкий, Сергей Тимохин, Владимир Лисовский, В.Шамрай, Р.Купак, М.Бурданов. Экранизация первой части одноименного романа В.Беляева о гражданской войне на Украине.
в 1939 году в воркутинском лагере погиб украинский историк Виктор Юркевич.
в 1939 году Ирак и Саудовская Аравия объявляют войну нацистской Германии.
в 1939 году начало переброски 150 тысяч британских солдат во Францию.
в 1940 году в Словакии приняты антиеврейские законы.
[700x243] [700x313]
в 1940 году закончена постройка второго экземпляра одноместного бронированного истребителя с двумя моторами «ОКО-6» - «ОКО-6бис» (в конце декабря он получил наименование «Та-1») с редукторными моторами «М-88Р» одинакового вращения Основным назначением «ОКО-6» являлась борьба с самолетами и танками противника.
в 1941 году в целях организации советской танковой промышленности был образован Наркомат танковой промышленности СССР во главе с наркомом тяжелого машиностроения В.А.Малышевым
в 1941 году СНК СССР принял Постановление о строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени. Наркоматам и ведомствам разрешалось при необходимости строить для основных и вспомогательных цехов фабрично-заводских предприятий здания временного типа, перейти в строительстве к широкому применению дерева и других местных материалов. Применять металл и железобетон разрешалось в тех случаях, когда применение других материалов было технически недопустимым.
в 1941 году гитлеровцы подходят к Орлу, всех рецидивистов пересылают в дальние лагеря, а политических оставляют в Орловской тюрьме. 11 сентября в Медведском лесу под Орлом расстреляны 157 политических заключенных Орловской тюрьмы. В числе бессудно расстрелянных были экс-лидеры партии левых эсеров Мария Спиридонова и Илья Майоров, Ольга Каменева – жена Льва Каменева и сестра Льва Троцкого, агент НКВД Сергей Эфрон – муж поэтессы Марины Цветаевой. Также расстреляны видный советский политический деятель и дипломат, бывший глава Совнаркома Украины, Христиан Раковский, профессор, врач Дмитрий Плетнев (обвиненный в убийстве М.Горького), и многие другие.
в 1941 году бельгийский король Леопольд тайно вступает в брак с Lilian Baels.
[700x343]
в 1941 году в ЛИИ совершил первый вылет истребитель М.И.Гудкова «Гу-82». Первый летный экземпляр переделанный из «ЛаГГ-3» с «М-82». Вооружение составили два синхронных пулемета «БС» и два синхронных «ШКАСа». На втором экземпляре было намечено вместо БС установить пушки ШВАК, а вместо пулеметов «ШКАС» – «БС».
[700x496] в 1942 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны:
№ 2286 11 сентября. Постановление. О подготовке аэродромов для зимней эксплуатации в 1942-1943 году.