• Авторизация


10 сентября родились... 10-09-2025 03:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ПальмбахАА-848x400 (476x700, 243Kb)
1897
Александр Адольфович Пальмбах
советский учёный, тюрколог-тувиновед, лингвист, писатель, литературовед, переводчик, один из создателей тувинского алфавита и первой научной грамматики тувинского языка, редактор и один из составителей русско-тувинского (1953) и тувинско-русского (1955) словарей. Родился в городе Дрисса, Дриссенский уезд, Витебская губерния, Российская империя (ныне Верхнедвинск, Беларусь). Сын врача Адольфа Александровича Пальмбаха. Учился в Витебской мужской гимназии (1906—1915), в Политехническом институте Петрограда (1915). Окончил Московский археологический институт по специальности русская филология (1918). Преподавал в Коммунистическом университете трудящихся Востока, Челябинском педагогическом институте, в школах Витебской области, был директором школы № 20 Хамовнического района Москвы. В 1924—1930 гг. был членом редколлегии журнала для подростков «Юные строители» и журнала «Мурзилка». В 1930 г. приехал в Туву в составе экспедиции советских ученых-лингвистов во главе с Л.Покровским, остался в Туве в качестве консультанта Ученого комитета по вопросам письменности, языка и литературы. После открытия ТНИИЯЛИ в 1945 г. А.А.Пальмбах работал в нём в секторе языка и письменности до последних дней своей жизни. Умер в городе Кызыл, Тувинская АССР, РСФСР, СССР, 20 октября 1963 года. Награды и звания: Орден Тувинской Народной Республики; Орден Трудового Красного Знамени; «Знак почета»; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг»; Почетная грамота Правительства Тувы; Грамота «Лучший ударник» Коммунистическом университете трудящихся Востока; Грамота «Боец культурной революции» Центрального Совета Всероссийского общества; Заслуженный работник литературы и искусства Тувинской АССР.
Семья
Был женат, имел трёх сыновей: Спартак Пальмбах (1923—1943), Граник Пальмбах (1925—1996). Тэмир Пальмбах (родился в 1931).
Творчество
Как писатель и переводчик (литературный псевдоним А. Тэмир) Пальмбах сыграл видную роль в становлении тувинской художественной литературы; переводил произведения Салчака Тока («Слово арата»), Степана Сарыг-оола и др. Он — автор пособия «Уроки тувинского языка», научной «Грамматики тувинского языка» (фонетика и морфология, совместно с Ф.Г.Исхаковым), второй части школьной «Грамматики тувинского языка» (1952) (совместно с З.Б.Арагачы); редактор «Тувинско-русского» (1955), «Русско-тувинского» (1953) словарей и «Орфографического словаря» (1951). Под его редакцией вышло в свет пособие «Тыва домак» (Тувинский язык) С.С.Лопсана и Шавы (1936). Основные публикации: Обезвредим противников колхоза: пьеса; Солнечный водопад: рассказы, очерки; Рассказы и очерки. Избранные труды: Пальмбах А.А., Исхаков Ф.Г. Грамматика тувинского языка. Фонетика и морфология. — Москва : Издательство восточной литературы, 1961. — 470 страниц. — 3000 экземпляров.
Память
В Тыве в честь А.А.Пальмбаха названа одна из улиц города Кызыла. Литература: Александр Пальмбах — писатель и человек. — Кызыл: Тувкнигоиздат, 1967. — 179 страниц; Пальмбах, Александр Адольфович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Strasser (486x700, 207Kb)
1897
Отто Штрассер (немецкое имя — Otto Strasser; имя при рождении — Отто Йоханн Максимилиан Штрассер, Otto Johann Maximilian Strasser)
немецкий политический деятель, один из лидеров левого крыла национал-социалистической партии в 1920-е годы, младший брат Грегора Штрассера. Вначале примыкал к социал-демократам, в 1925 году стал членом НСДАП. Надеясь свернуть партию на радикально-социалистический путь развития, Штрассер призывал к национализации промышленности, банков и земли. Был редактором газеты «Берлинер арбайтер цайтунг», основанной его братом в 1924 году.
Детство и юность
Отто Штрассер родился 10 сентября 1897 года в семье баварского чиновника. Его старший брат Грегор Штрассер станет в будущем одним из вождей германского национал-социализма. Третий брат Отто и Грегора Пауль Штрассер в своих мемуарах указывал на огромное влияние отца на становление мировоззрения обоих братьев. Сам отец Петер Штрассер написал под псевдонимом Пауль Вегер идеологическую брошюру «Das Neue Wesen» («Новое Бытие»), где сформулировал основные принципы особого социализма, основанного на сочетании христианства и национального духа. Пауль Штрассер писал: «В этой брошюре содержатся предпосылки всей культурной и политической программы Отто и Грегора, то есть концепция национал-христианского социализма, который призван был быть разрешением всех противоречий, порожденных либеральной болезнью, капитализмом и интернационализмом». В начале Первой мировой войны Отто бросил изучения юриспруденции и политэкономии и записался добровольцем на фронт. Отвага и мужество на фронте принесли ему Железный Крест и Военный орден Максимилиана Иосифа. Перед демобилизацией Отто вместе с братом участвуют в разгроме Баварской республики в рядах отряда фон Эппа. В 1919 году Отто возвращается к учёбе и основывает в Берлине «Университетскую ассоциацию активистов социал-демократов». В 1920 году он предводительствует тремя «пролетарскими сотнями», которые выступили в рабочем квартале Берлина Штеглиц против крайне правого капповского путча. Вскоре после этого он выходит из Социал-демократической партии, активистом которой он являлся, критикуя её за измену пролетарскому курсу и отказ от пункта о национализации в её программе. Возвратившись в Баварию, в Деггендорф в октябре 1920 года, Отто Штрассер через брата Грегора знакомится с Гитлером и генералом Людендорфом, но отказывается примкнуть к национал-социалистам, несмотря на все убеждения брата. На съезде Независимой социал-демократической партии в Халле он знакомится с Зиновьевым. Свою встречу с ним Штрассер описывает в журнале «Das Gewissen», издаваемом Артуром Мёллером ван ден Бруком.
Участие в деятельности НСДАП
Когда Гитлер вышел из тюрьмы 20 декабря 1924 года, он поручил Грегору Штрассеру возглавить НСДАП на севере Германии. Отто присоединяется к брату и становится главным идеологом северо-германского национал-социализма.
Грегор Штрассер в 1925 году начинает курс на автономию северо-германских национал-социалистов относительно Мюнхенского руководства. Отто Штрассер, весной 1925 года вступив в НСДАП, вместе с Йозефом Геббельсом придают северному нацизму откровенно левый, подчеркнуто пролетарский характер. В октябре 1925 года Отто Штрассер пишет политическую программу северо-германского сектора НСДАП, выдержанную в крайне левых тонах. Гитлер узнает об этом и в феврале 1926 года, на Бамбергской партконференци переманивает Геббельса на свою сторону, назначив его гауляйтером по Берлину-Бранденбургу. 2 июля 1930 года Геббельс на созванной в Берлине партконференции, очевидно, по заданию Гитлера исключает из партии друзей Отто (Шапке, Бухрукера, Бланка), не давая им даже выступить. Самого Отто эсэсовцы не пропускают в зал. 117 членов конференции из 1000 присутствующих тогда же покинули её в знак протеста. Тогда вечером он заявляет брату Грегору, что выходит из партии в знак протеста, послав тогда же телеграмму Гитлеру с ультиматумом, которая осталась без ответа. И 4 июля Отто Штрассер вышел из НСДАП. Штрассер не соглашался с политикой Гитлера по отношению к крупному капиталу. Он требовал не только национальной, но и социальной революции.
[375x698]
Сближение Гитлера с крупным капиталом и старой аристократией привели к тому, что Штрассер и его сторонники выдвинули лозунг: «Социалисты покидают НСДАП». В 1929 году Штрассер публикует «14 тезисов немецкой революции» — работу, претендующую на ревизию официальной программы НСДАП. В ней, в частности, содержатся тезисы «о природном праве на жизненное пространство для молодой немецкой нации», о необходимости ликвидации «всех организаций, имеющих подрывной характер, или нарушающих спокойствие — политических, партийных и религиозных», переходе от «индивидуалистической экономической системы капитализма к корпоративной экономической системе социализма» для оздоровления и поддержания «дарованного Богом объединения — нации», о необходимости борьбы против евреев, масонства и ультра-масонства, которые «уничтожают жизнь немецкой души», утверждении ценности человеческого неравенства. Отто Штрассер вместе со своими сторонниками создает «Боевой союз революционных национал-социалистов» или «Чёрный фронт», критикуя Гитлера и Гиммлера и называя себя подлинным национал-социалистом.
После ухода из НСДАП
Отто Штрассер начинает объединять вокруг себя национал-социалистов Германии, настроенных против Гитлера и его политики. После прихода Гитлера к власти он эмигрирует в Австрию, а затем в Чехословакию. Поселившись в Праге, Отто создаёт «Комитет действий германской революции», надеясь превратить его в своего рода в правительство в эмиграции и объединить вокруг него все оппозиционные Гитлеру силы. В начале 1936 года Штрассер возглавил «Германское народно-социалистическое движение», в которое помимо оппозиционных национал-социалистов, например, Германа Раушнинга, также вошли ряд бывших коммунистов, социал-демократов и небольших левых групп. В следующем 1937 году он организует «Германский фронт против гитлеровского фашизма», а в 1941 году, уже перебравшись в Швейцарию, — «Движение за свободу Германии» и «Немецкий национальный совет». В эмиграции после войны Штрассер ещё долго жил в Канаде. В 1955 году, добившись через суд разрешения, он вернулся в Германию, восстановил гражданство и поселился в Мюнхене, по-прежнему занимаясь политикой. Несколько раз он пытался создать новую «националистически и социалистически» ориентированную партию. В 1956 году Штрассер организовал Немецкий социальный союз, но не смог привлечь достаточного для этого количества сторонников. Его идеи были отвергнуты как неонацистами, так и коммунистами. Первые обвиняли его в симпатиях к коммунизму, вторые — в пособничестве нацистам и служению НСДАП. Умер в городе Мюнхен, ФРГ, 27 августа 1974 года. Автор мемуаров «Гитлер и я».
Otto_Strasser (700x700, 168Kb)
Штрассеризм как идеология
Штрассеризм как идеология появился уже после Второй мировой войны на основе взглядов и идей братьев Штрассеров и заметок Отто Штрассера о национальном социализме. Штрассер призывал к войне с Западом и интернациональной солидарности между собой всех угнетенных народов в общей борьбе против империализма. К этому тезису примыкала идея антимасонства. Вместе с тем Штрассер настаивал на признании за евреями статуса национального меньшинства и даже поддерживал существование государства Израиль. «Народная Революция» должна, согласно Отто Штрассеру, создать или воссоздать такие формы, которые точно соответствовали бы внутренней природе народа в сфере политики, экономики и культуры. В экономике это означало «наследование земельных участков крестьянами без права продажи». В политической области — самоуправление народа в профессиональных секторах и сословиях (ремесленники имеют свой орган самоуправления, крестьяне — свой и т. д.). В культуре — религиозность. Идеализм Отто предполагал отрицание классовой борьбы в рамках одного и того же народа. Вместо этого утверждалась идея «народной революции», общей для рабочих, крестьян и средних классов. Жертвами такой революции должна была оказаться только крайне незначительная прослойка угнетателей и эксплуататоров. Далее предполагалась общенациональная солидарность. Любые конфликты внутри нации строго осуждались. Штрассер предлагал создать единый фронт на широкой базе партий и профсоюзов против иерархии, бюрократии и системы. Такой идеализм предполагал установление «народного социализма». Взгляды Штрассера повлияли на становление идеологии национал-большевизма.Сочинения: Entwicklung und Bedeutung der deutschen Zuckerrübensamenzucht o. O. o. J. . — London: Smith, Elder & Co. (Rechts- und staatswissenschaftliche Dissertation Universität Würzburg 1921, 92 Seiten); Aufbau des deutschen Sozialismus. Wolfgang-Richard-Lindner-Verlag, Leipzig 1932; Die deutsche Bartholomäusnacht. Reso-Verlag, Zürich 1935; Wohin treibt Hitler? Darstellung der Lage und Entwicklung des Hitlersystems in den Jahren 1935 und 1936. Verlag Heinrich Grunov, Prag I 1936; Hitler tritt auf der Stelle. Oxford gegen Staats-Totalität. Berlin — Rom — Tokio. Neue Tonart in Wien. NSDAP-Kehraus in Brasilien;Die dritte Front, Band 1937,6. Grunov, Prag 1937; Kommt es zum Krieg? (= Periodische Schriftenreihe der «Deutschen Revolution», Band 3), Grunov, Prag 1937; Europa von morgen. Das Ziel Masaryks. In: Weltwoche, Zürich 1939; Hitler und Ich (= Asmus-Bücher, Band 9). Johannes-Asmus-Verlag, Konstanz 1948; Der Faschismus. Geschichte und Gefahr (= Politische Studien, Band 3). Olzog, München (u. a.) 1965; Mein Kampf. Eine politische Autobiographie (= Streit-Zeit-Bücher, Band 3). Heinrich Heine Verlag, Frankfurt am Main 1969; Штрассер: Нацисты против Гитлера. Первое русское издание мемуаров Отто Штрассера. Исторический альманах «Лабиринт времён»; Отто Штрассер. Гитлер и Я; [history.wikireading.ru/143091 Приложение № 1. 14 тезисов немецкой революции] // Васильченко А.В. Война кланов. «Чёрный фронт» против НСДАП. — Москва : Яуза, 2005. — 416 страниц. Литература: Отто Штрассер — «Германия Завтра: Структура Немецкого Социализма» // Издательство Russian Revolver, перевод Богдана Заднепровского и Ислама Паштова; Трой Саутгейт — «Отто Штрассер: жизнь и времена немецкого социалиста» // Издательство Russian Revolver, перевод Ислама Паштова; Günter Bartsch[нем.]: Zwischen drei Stühlen. Otto Strasser. Eine Biografie. Verlag Bublies[нем.], Koblenz 1990 ISBN 3-926584-06-8 (Verlagsprofil beachten); Dietmar Gottfried: Nazis gegen Hitler — Otto Strasser und der Revolutionäre Nationalsozialismus. // Telepolis, 23. September 2012, abgerufen am gleichen Tag; Wilhelm Grabe: Otto Strasser. In: John M. Spalek, Konrad Feilchenfeldt, Sandra H. Hawrylchak (Hrsg.): Deutschsprachige Exilliteratur seit 1933, Bd. 3: USA, Teil 2. Bern 2001, S. 502—536; Reinhard Kühnl[нем.]: Die nationalsozialistische Linke 1925—1930. Hain, Meisenheim am Glan 1966 ISBN 3-445-10503-0; Patrick Moreau: Nationalsozialismus von links: die «Kampfgemeinschaft Revolutionärer Nationalsozialisten» und die «Schwarze Front» Otto Straßers, 1930—1935. Oldenbourg, Stuttgart 1985 ISBN 3-421-06192-0; Armin Nolzen: Straßer, Otto. // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 25, Duncker & Humblot, Berlin 2013, ISBN 978-3-428-11206-7, S. 479—481 (Digitalisat); Karl Otto Paetel: Otto Strasser und die «Schwarze Front» des «wahren Nationalsozialismus». // Politische Studien. Zweimonatsschrift für Politik und Zeitgeschehen. Band 8, Hanns-Seidel-Stiftung, München 1957 ISSN 0032-3462, S. 269—281; Otto-Ernst Schüddekopf[нем.]: Linke Leute von rechts. Die nationalrevolutionären Minderheiten und der Kommunismus in der Weimarer Republik. Kohlhammer, Stuttgart 1960 DNB 454493304.

Hans_Globke (630x700, 116Kb)
1898
Ганс Йозеф Мария Глобке (немецкое имя — Ганс Глобке, Hans Globke; имя при рождении — Ганс Йозеф Мария Глобке, Hans Josef Maria Globke)
германский юрист и государственный деятель. Занимал пост статс-секретаря канцелярии федерального канцлера ФРГ с 1953 по 1963 год. Официальный комментатор расовых законов в Германии (Нюрнбергские законы о гражданстве и расе). В НСДАП не принят в 1940 по распоряжению Мартина Бормана как принадлежавший ранее к католической партии «Центр». Это обстоятельство впоследствии помогло ему избежать денацификации и процессов над нацистскими юристами, поскольку формально Глобке не являлся нацистом. Ганс Глобке родился в городе Дюссельдорф, Рейнская провинция, Королевство Пруссия, Германская империя, в католической семье. Вскоре после рождения Ганса семья переехала в Ахен. Ганс изучал право и политические науки в Боннском и Кёльнском университетах, окончил обучение в 1922 году. Защитил диссертацию в Гисенском университете. Был членом католической организации Cartellverband. В декабре 1929 года, Глобке поступил на службу в министерство внутренних дел Пруссии. Был одним из ключевых участников юридического обоснования преследования евреев, хотя никогда не был членом нацистской партии. В комментариях к Нюрнбергским законам Глобке давал необходимое юридическое оформление воле нацистского режима. Ещё до принятия законов предложил установить отличительные знаки для всего еврейского населения, а также издать особый циркуляр, который запрещал брак между евреями и немцами. Ввёл в гестапо систему регистрации еврейского населения для проведения принудительных мер. Был инициатором идеи обязательной смены еврейских имён с добавлением «Израиль» у мужчин и «Сара» у женщин. В Нюрнбергском процессе участвовал в качестве свидетеля. Суд ГДР обвинил Глобке заочно в том, что он являлся ключевой фигурой в кампании геноцида евреев, и приговорил к пожизненному заключению. При жизни Глобке его нацистское прошлое и роль в Холокосте скрывалось при поддержке ЦРУ и БНД. Занимал пост государственного секретаря в ФРГ, был близким советником Конрада Аденауэра. После ухода Аденауэра из активной политики в 1963 году Глобке уехал в Швейцарию. Умер в Бад-Годесберге, Бонн, округ Кёльн, Северный Рейн-Вестфалия, Западная Германия, 13 февраля 1973 года. По заявлениям некоторых авторов, уходу Глобке способствовала его секретарша, якобы завербованная агентурой ГДР и передававшая ценную информацию. Награды: Большой крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»; Faithfull Service Award 2nd Grade (1941). Источники: Nuremberg Trials Project — 2016; Wistrich, 2001, p. 74; Wistrich, 2001, p. 75; ЦРУ знало, где скрывается Адольф Эйхман, но не выдавало его. NEWSru.com; Джулиан Боргер. Why Israel's capture of Eichmann caused panic at the CIA (англ.). The Guardian (8 июня 2006). Использованная литература: Robert S. Wistrich. Who's who in Nazi Germany. — Psychology Press, 2001. — P. 74—75. — 296 p. — (The Routledge who's who series). — ISBN 9780415260381.

Bessie_Love (548x700, 245Kb)
1898
Бесси Лав (Bessie Lov; имя при рождении — Хуанита Хортон, Juanita Horton)
американская киноактриса. Была популярна в эпоху немого кино. Будущая актриса родилась в Мидленде, штат Техас, получив при рождении имя Хуанита. Будучи подростком, она вместе с родителями переехала в Лос-Анджелес. Так как её семья нуждалась в средствах, девушка по настоянию матери нашла работу на киностудии «Biograph Studios» и в 1915 году дебютировала в кино в короткометражке «Джорджия Перс». Довольно скоро на неё обратил внимание режиссёр и продюсер Д.У.Гриффит и настоял, чтобы Хуанита взяла псевдоним — «Бесси Лав». Сначала, как и многим другим дебютанткам, актрисе доставались роли второго плана, но уже с 1916 года она начала периодически сниматься в главных ролях в паре со звёздами тех лет — например с Дугласом Фэрбенксом в фильмах «Загадка летучей рыбы» и «Реджи вмешивается» (оба — 1916 год). В эпоху немого кино Бесси сопутствовал успех. Она снялась более чем в семидесяти картинах (в том числе, «Сент-Элмо»), в 1922 году вошла в список WAMPAS Baby Stars, куда ежегодно выбирались подающие надежды молодые актрисы, а в 1925 — впервые в её исполнении зрители увидели на киноэкране новомодный танец чарльстон (в романтической комедии «Король на главной улице»). В 1929 году она вышла замуж за Уильяма Хоукса, брата режиссёра и продюсера Говарда Хоукса, и в том же году дебютировала в звуковом кино, снявшись в музыкальном фильме «Бродвейская мелодия». Несмотря на то, что за роль в этом фильме Бесси была номинирована на премию «Оскар», её звуковая карьера продлилась недолго. В 1931 году она ушла из кино, а спустя четыре года развелась с Хоуксом (в 1932 году в браке с ним она родила дочь Патрицию) и переехала в Великобританию. Во время Второй мировой войны Бесси, подобно многим другим актрисам, посещала с концертами армейские части. В 1940-х она вернулась в кино и время от времени появлялась на экране, правда теперь уже на второстепенных и эпизодических ролях. Актриса продолжала работать даже достигнув преклонного возраста — так, например, её можно заметить в английской драме Джона Шлезингера «Воскресенье, проклятое воскресенье» (1971), в «Красных» Уоррена Битти и «Рэгтайме» Милоша Формана (оба вышли в 1981 году). Бесси Лав скончалась в Лондоне 26 апреля 1986 года в возрасте восьмидесяти семи лет. Впоследствии она была удостоена звезды на голливудской «Аллее славы».
Избранная фильмография
Screenshot 2025-08-09 at 19-39-05 Бесси Лав — Википедия (604x59, 7Kb)

Maria_Rosa_Oliver (500x700, 177Kb)
1898
Мария Роса Оливер (испанское имя — Maria Rosа Oliver; имя при рождении — Мария Роса Оливер Ромеро, María Rosa Oliver Romero)
общественный деятель Латинской Америки, аргентинская писательница и публицистка. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» 1957 года. Родилась в городе Буэнос-Айрес, Аргентина. Правнучка Xосе де Сан-Мартина (1778—1850), одного из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке 1810—1826, национального героя Аргентины. В 1938—1942 годах руководила передовым экспериментальным театром-студией в Буэнос-Айресе «Ла Кортина» (La Cortina). В 1936—1943 годах — вице-председатель Союза аргентинских женщин. Активная деятельница Движения сторонников мира. Участница создания Аргентинского совета мира (1948). В 1944 году госсекретарь США Нельсон Рокфеллер назначил её улучшать отношения США и Аргентины. С 1952 года — член Всемирного Совета Мира (ВСМ), с 1953 года — член Бюро ВСМ. Одна из инициаторов созыва Континентального конгресса деятелей культуры в защиту мира (1956). Умерла 18 января 1977 года. Награды: Золотая медаль Мира (1952); Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957).
Творчество
Автор рассказов, публицистических статей по вопросам национальной независимости народов Латинской Америки и защиты национальной культуры, мемуаров. В газетах «La Nación» («Нация») и журнале «Sur» («Юг») печатала очерки на общественно-культурные темы, рассказы, пронизанные гуманизмом и сочувствием к обездоленным. Занималась переводами западноевропейских писателей. Избранные произведения: «Весь мир — мой дом» (1965); «Жизнь повседневная» (1969). В русском переводе были напечатаны рассказы «Потерянный день» (в книге «Лики мира», Москва, 1956) и «Молчаливый Бенито» («Огонёк», 1958, № 22). Литература: Кутейщикова В., Мария Роса Оливер, «Литературная газета», 7 января 1958.

WolfMessing (472x700, 177Kb)
1899
Вольф Григорьевич (Гершкович) Мессинг (польское имя —Wolf Messing; имя на идиш — וואלף מעסינג‎)
советский эстрадный артист (менталист), выступавший с психологическими опытами «по чтению мыслей» зрителей; заслуженный артист РСФСР (1971). Родился в городе Гура-Кальвария, Гроецкий уезд, Варшавская губерния, Царство Польское, Российская империя (ныне Польша), в еврейской семье. В юности участвовал в номерах иллюзионистов в польских бродячих цирках. Затем освоил «эстрадную телепатию» (т. н. «контакты через руку»). В интервью П. Орешкину Мессинг таким образом описывал свои выступления:
« …Это не чтение мыслей, а, если так можно выразиться, «чтение мускулов»… Когда человек напряжённо думает о чём-либо, клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма. Их движения, незаметные простому глазу, мною легко воспринимаются. …Я часто выполняю мысленные задания без непосредственного контакта с индуктором. Здесь указателем мне может служить частота дыхания индуктора, биение его пульса, тембр голоса, характер походки и так далее» — Орешкин П. «Чтение мускулов», а не мыслей. // Техника — молодёжи. — Москва, 1961. — № 1. — Cтраница 32.
Аналогично объяснял методику Мессинга и член-корреспондент Академии медицинских наук СССР Д.А.Бирюков, руководитель медицинского института, в котором артист демонстрировал своё умение. Данное утверждение Мессинга было подтверждено и Юрием Горным при воспроизведении ряда опытов Мессинга, в том числе в усложнённом виде. В 1939 году после начала Второй мировой войны бежал в Советский Союз, где начал выступать с «чтением мыслей», сначала в составе агитбригад, затем с индивидуальными концертами от Госконцерта. Выступал в качестве иллюзиониста в советском цирке. Все родственники, включая отца и братьев, погибли в Майданеке и в варшавском гетто. Во время Великой Отечественной войны на средства артиста Мессинга были построены два истребителя. Первый истребитель марки «Як-7», построенный в Новосибирске, был приобретён Вольфом Мессингом в 1944 году специально для старшего лейтенанта Константина Ковалёва после того, как он прочитал приказ о присвоении лётчику-асу звания Героя Советского Союза. На фюзеляже самолёта была сделана надпись: «Подарок от советского патриота В.Г.Мессинга Герою Советского Союза лётчику Балтики К.Ф.Ковалёву». На этом истребителе Константин Ковалёв сбил 4 вражеских самолёта. Ковалёв и Мессинг подружились и бывали в гостях друг у друга после войны. Второй истребитель был приобретён тоже в 1944 году и проходил службу в авиаполку «Варшава».
В 1943—1944 годах Мессинг проживал в Новосибирске. Ассистентом в номерах Вольфа Мессинга до своей болезни и смерти была его жена — Аида Михайловна Мессинг-Рапопорт. С 1961 по 1974 годы ассистентом Мессинга была В.И.Ивановская.
8 ноября 1974 года в 23 часа на 76-м году жизни Вольф Мессинг скончался в больнице после продолжительной болезни ног, которые он повредил во время войны. Ему провели успешную операцию на бедренных и подвздошных артериях, но по неизвестной причине через пару дней, после отказа почек и отёка лёгких, наступила смерть. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
Автобиография и проверка её достоверности
В 1965 году в журнале «Наука и религия» (номера с 7 по 11) были опубликованы «мемуары» Мессинга, фрагменты которых также печатались в «Смене», «Советской России» и ряде других изданий. Попытки проверки наиболее сенсационных заявлений артиста показали их недостоверность. Мессинг утверждал, что в 1915 году 16-летним встречался с Альбертом Эйнштейном в его квартире в Вене, где его поразило обилие книг, и провёл телепатический сеанс с Эйнштейном и Фрейдом. Однако доподлинно известно, что у Эйнштейна вообще не было квартиры в Вене, и с 1913 по 1925 годы он Вену не посещал. Кроме того, Эйнштейн всегда держал в своих квартирах лишь несколько справочников и оттиски наиболее важных статей. Мессинг утверждал, что когда немецкая армия оккупировала Польшу, его голова была оценена в 200 тысяч марок, так как он в одном из театров Варшавы предсказал гибель Гитлера, если он повернёт на восток. Его якобы схватили и посадили в полицейский участок, откуда он якобы сбежал, используя свои сверхъестественные способности. Однако никаких доказательств этих утверждений не известно. В ходе проверки 857 фондов трофейных документов в Российском государственном военном архиве (фонды архивов Имперской канцелярии, министерств, управлений тайной полиции, управления государственной безопасности, личные фонды нацистских лидеров) не было обнаружено никаких сведений об артисте Вольфе Мессинге. Аналогичный результат дала проверка каталога Берлинской библиотеки. При проверке архивов Правительства Генерал-губернаторства (Польши), Министерства иностранных дел Германии, немецкого посольства в Москве, Канцелярии рейха, министерства рейха по народному просвещению и пропаганде, Немецкого бюро известий, немецкого зарубежного научного института, мест нахождения службы Розенберга, Руководства пропаганды рейха никаких документов о реакции Гитлера по поводу публичных выступлений Мессинга не обнаружено. В журналах межвоенного периода Польши, писавших на темы тайных знаний, парапсихологии и оккультизма («Обэим», «Подсолнечники», «Мир духа», «Мир сверхчувственный», «Духовные знания», «Свет»), упоминаний о Вольфе Мессинге не обнаружено (в отличие от других гипнотизёров и ясновидцев). В справочнике «Библиография Варшавы. Издания за 1921—1939 гг.» не указано ни одной статьи, посвящённой Мессингу. В книге Юзефа Свитковского «Оккультизм и магия в свете парапсихологии» («Лотос», Львов, 1939 / Краков, 1990) фамилия Мессинг не встречается. В «SonderfahndungsbuchPolen», («Подробная книга Слежки (Наблюдений) в Польше»), изданной криминальной полицией в июне 1940 года, фамилия Мессинг не встречается. Мессинг якобы встречался в 1940 году в Гомеле со Сталиным, «интересовавшимся положением в Польше, встречами Мессинга с руководителями Речи Посполитой». Подобные встречи со Сталиным якобы проходили и позднее, в том числе и в Москве. Однако какие-либо документы, подтверждающие подобные встречи Сталина с Мессингом, отсутствуют в Центральном архиве ФСБ Российской Федерации, архиве ЦК КПСС (ныне — Российский государственный архив социально-политической истории), в Центральном архиве КГБ Республики Беларусь, в Национальном архиве Республики Беларусь, государственных архивах Грузии, партийном архиве Грузии (ныне — архив президента Грузии), в записях лиц, принятых Сталиным в Кремле (опубликованы в журнале «Исторический архив»: 1994, № 6; 1995, № 2-6; 1996,№ 2-6;1997,№ 1), в тетрадях посетителей кабинета Сталина с 1927 по 1953 годы. Мессинг утверждал, что по просьбе Сталина, загипнотизировав кассира Госбанка, подал ему пустой лист и получил у него же 100 000 рублей. Но в то время порядок выдачи денег в Госбанке был совсем другой: чек подают бухгалтеру, у которого никаких денег нет. Потом этот документ проходит через внутренние каналы банка, тщательно проверяется ревизором (или двумя ревизорами, если сумма велика), далее чек попадает к кассиру, который готовит документы и деньги и уже после всего этого вызывает клиента. Мессинг не привёл ни одного свидетельского показания об этих фактах и не соглашался на проведение научного эксперимента по выявлению его телепатических способностей.
[436x699]
Происхождение легенд
Николай Китаев в своей брошюре «Криминалистический экстрасенс. Вольф Мессинг: правда и вымысел» утверждает, что «мемуары» Мессинга были сфабрикованы известным журналистом-популяризатором, заведующим отделом науки «Комсомольской правды» Михаилом Васильевичем Хвастуновым. То, что книга Мессинга «Я — телепат» на самом деле написана Михаилом Хвастуновым, а также то, что написанное в ней — вымысел, подтвердил популяризатор науки писатель и журналист Владимир Губарев (бывший научный редактор «Комсомольской правды»). Кроме того, специалист по чтению идеомоторных актов В.С.Матвеев отмечал, что при встрече с ним Мессинг отказался продемонстрировать умение гипноза или какой-либо другой трюк, описанный в мемуарах. По утверждению психиатра Михаила Буянова, Вольф Мессинг в последние годы жизни обращался к нему за врачебной помощью, страдая многими фобиями.
Участие в раскрытии преступлений
В публицистике многократно упоминается об участии Мессинга в раскрытии различных преступлений (поимка шпиона, указание во время суда на истинного убийцу и т. п.). Как показало исследование Н.Н.Китаева, почти все подобные истории недостоверны: в архивах участие Мессинга в расследовании дел не указано, и кадровые работники суда и прокуратуры, работавшие в местах предполагаемых событий, единогласно утверждают, что ничего похожего на самом деле не было.
Исключением являются события июня 1974 года в Иркутске. При расследовании дела директора магазина плодовощеторга, обвиняемого в крупном хищении, Мессинг присутствовал на его допросе, и в тот же день уполномоченный ОБХСС ознакомил следователя со «справкой», составленной якобы после беседы с Мессингом. В справке были указаны ранее неизвестные факты, разоблачавшие обвиняемого. Справка была подшита в секретное дело оперативного учёта, сведения были проверены и подтверждены. Однако, как позже выяснилось, таким нестандартным образом следователь легализовал агентурную информацию, не желая раскрывать её истинный источник.
Память
В кинематографе и на телевидении: «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» (2009) — многосерийный художественный фильм режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова по сценарию Эдуарда Володарского, основанному на мемуарах Мессинга, в роли Мессинга — Александр Хинкис (в детстве), Роман Гречишкин (в юности), Евгений Князев (в среднем и преклонном возрасте); «Сын отца народов» (2013). Как и в фильме 2009 года, в роли Мессинга — Евгений Князев; «Ученица Мессинга» (2020) — многосерийный художественный фильм, в роли Мессинга — Юрий Беляев. Документальные фильмы и телепередачи: «Вольф Мессинг. „Первый советский экстрасенс“» (2005) — фильм телекомпании «Пигмалион» режиссёра Максима Файтельберга, основанный на мемуарах Мессинга; «Тайны века 36: Вольф Мессинг. „Я вижу мысли людей“» («Первый канал», 2006); «Я — Вольф Мессинг» («Первый канал», 2009) — художественно-документальный фильм режиссёра Николая Викторова, основанный на мемуарах Мессинга, в роли Мессинга — Евгений Редько; «Вольф Мессинг. „Последний день“» («Звезда», 2016); «Загадки века. „Кто Вы, Вольф Мессинг?“» («Звезда», 2018); «Секретные материалы. „Провидец Вольф Мессинг“» («Мир», 2019); «Вольф Мессинг. „Главный день“» («Звезда», 2021). Литература: Вольф Мессинг. О самом себе. — Москва: 1965; Володарский Э.Я. Вольф Мессинг. Видевший сквозь время. — Санкт-Петербург : Амфора, 2007; Димова Н. Вольф Мессинг. Драма жизни великого гипнотизёра. — Москва : Вектор, 2007; Китаев Н.Н. «Криминалистический экстрасенс» Вольф Мессинг: правда и вымысел. // В защиту науки № 4, страницы102—144 (формат файла PDF); Непомнящий Н.Н. Вольф Мессинг. — Москва : Олимп, 1999; Стронгин В.Л. Вольф Мессинг. Судьба пророка. — Москва : АСТ-Пресс книга, 2008; Соколов Б.В. Вольф Мессинг. — ЖЗЛ, 2010.

Асатиани (511x700, 122Kb)
1901
Владимир Самсонович Асатиани (грузинское имя — ვლადიმერ სამსონის ძე ასათიანი)
грузинский советский биохимик, академик Академии Наук Грузинской ССР (c 1960). Родился в городе Скобелев, Ферганская область, Российская империя (ныне — Фергана, Узбекистан). В 1923 году окончил биохимическое отделение Королевского высшего института экспериментальной агрономии в Перудже (Италия). Начиная с 1923 года Владимир Асатиани работал в политехническом институте в Шарлоттенбурге, в университетах Парижа, Страсбурга, Берлина. В 1925 году Владимир Асатиани возвращается в СССР и отправляется в ЗСФСР, где он начинает работать на кафедре органической и физиологической химии Тбилисского университета. С 1931 по 1932 год работает заведующим кафедрой химии Всесоюзного института чая в городе Махарадзе. С 1932 по 1972 год работал в институте фармакохимии Академии наук Грузинской ССР, при этом с 1964 по 1972 год был директором этого института. Скончался в городе Тбилиси Грузинская ССР, СССР (ныне Грузия), 9 марта 1972 года. Награды и премии: Орден Ленина; Государственная премия СССР; Заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1955); Премия имени Пётра Меликишвили (1971).
Научные работы
Основные научные работы относятся к аналитической химии, химии биологических активных природных соединений, биохимической фармакологии и медицинской ферментологии. Разработал ряд методов биохимического анализа. Проводил работы по расшифровке механизма действия лекарственных средств в горных условиях. Дал ряд рекомендаций по горной климатотерапии больных туберкулёзом. Автор учебников по биохимии. Один из основоположников биохимической науки в Грузии. Председатель Грузинского общества биохимиков. Литература: Биологи. Биографический справочник.

Ondino_Viera,_Estadio (517x700, 214Kb)
1901
Ондино Вьера (испанское имя — Ondino Leonel Viera Palaserez)
уругвайский футбольный тренер. Известен по работе с уругвайскими, бразильскими, аргентинскими и парагвайскими клубами. Выигрывал чемпионаты Уругвая, Аргентины, Парагвая, Лигу Кариоку и Лигу Минейро. Возглавлял сборную Уругвая на чемпионате мира 1966 года. Ондино Вьера родился в департаменте Серро-Ларго, Уругвай. Он начал заниматься футболом в возрасте 6 лет, в тот период, когда этот вид спорта бурно развивался во всей стране. На футбол его привёл отец. Ондино выступал за провинциальные команды в 1920-е годы, так никогда и не сумев пробиться в команды мастеров. Довольно рано (в 27 лет) начал тренерскую карьеру — в 1928 году он возглавил сборную департамента Серро-Ларго. Затем Вьера перешёл в «Насьональ» и в 1930 году возглавил этот один из сильнейших уругвайских клубов. В 1933 году Ондино сумел выиграть с «Трёхцветными» свой первый чемпионский титул. В 1936—1937 годах Вьера дважды приводил аргентинский «Ривер Плейт» к победам в чемпионате, работая вместе с венгром Эмерихом (Эмерико) Хиршлем. База, заложенная уругвайским и венгерским специалистами, позволила впоследствии родиться одной из величайших команд в истории мирового футбола — легендарной «Ла-Макине» 1940-х годов. После триумфа с «Ривером» Вьера на протяжении 17 лет тренировал сильнейшие бразильские клубы — «Флуминенсе», «Васко да Гама», «Ботафого», «Палмейрас», «Атлетико Минейро», а также «Бангу». С «Флу» он трижды выигрывал чемпионат Гуанабары (ныне — штат Рио-де-Жанейро), с «Васко» — ещё один раз, с «Атлетико Минейро» — два первенства штата Минас-Жерайс. В 1955 году Вьера вернулся на родину и сразу же выиграл с «Насьоналем» чемпионат Уругвая. Он тренировал эту команду до 1960 году и завоевал ещё два чемпионских титула. В 1963—1964 гг. Вьера возглавлял асунсьонский «Гуарани», с которым выиграл чемпионат Парагвая в 1964 году. Параллельно, в 1963 году уругваец возглавлял сборную Парагвая.
Ondino_Viera,_Estadio,_1950-05-13_(365) (691x700, 544Kb)
В 1965 году, после краткого пребывания в «Серро», Вьера был назначен тренером сборной Уругвая, которую повёз на чемпионат мира 1966 года. Несмотря на довольно яркую игру и хороший подбор исполнителей, уругвайцы не сумели пробиться в число полуфиналистов, крупно уступив в 1/4 финала сборной ФРГ (0:4). Незадолго до начала домашнего чемпионата Южной Америки в 1967 году сборную Уругвая возглавил Хуан Карлос Корассо, а Вьера отправился в Бразилию, где недолго тренировал «Бангу». В 1969 году тренировал аргентинский «Колон», а последними командами в тренерской карьере Ондино Вьеры стали столичные «Ливерпуль» и «Пеньяроль» в 1972 году. «Другие страны имеют свою историю, Уругвай — только свой футбол.» — Ондино Вьера
Вьера оказал большое влияние на мировой футбол. За несколько лет до того, как бразильцы удивили футбольную общественность на Мундиале 1958 года тактическим построением 4-2-4 (с оттягивающимися назад, в линию полузащиты, нападающими), Вьера начал использовать его, работая с бразильскими командами. Наработки Вьеры впоследствии использовал Висенте Феола, сделавший сборную Бразилии чемпионом мира. Умер Ондино Вьера в городе Монтевидео, Уругвай, 27 июня 1997 года. Сын Ондино, Мильтон Вьера (родился 11 мая 1946), был полузащитником сборной Уругвая, выступал на чемпионате мира 1966 года, а также за такие клубы, как «Насьональ», «Бока Хуниорс», «Пеньяроль», «Олимпиакос» и АЕК.
Screenshot 2025-08-09 at 19-17-10 Вьера Ондино — Википедия (293x485, 28Kb)
Тренерские титулы
Чемпион Уругвая (4): 1933, 1955, 1956, 1957; Чемпион Аргентины (2): 1936, 1937; Чемпион Парагвая (1): 1964; Чемпион штата Рио-де-Жанейро (4): 1938, 1940, 1941, 1945; Чемпион штата Минас-Жерайс (2): 1954, 1955ю

НаталияЛеви  (515x700, 174Kb)
1901
Наталия Николаевна Леви (настоящая фамилия — Смыслова)
советский композитор, автор произведений для оркестра народных инструментов, музыки для детей. Член Ленинградского отделения Союза советских композиторов. Родилась в городе Санкт-Петербург, Российская империя, в семье любителей музыки. Рано, ещё в десятилетнем возрасте, учась в музыкальной школе, сочиняла песни, импровизировала. В юности возобладало увлечение театром. С 1920 по 1924 год занималась в Школе русской драмы под руководством известного актёра В.Н.Давыдова. В последующие годы руководила кружками художественной самодеятельности, выступала в качестве драматической актрисы в передвижных театрах. И в это время музыка сопутствовала ей: Леви сочиняет музыку к спектаклям, участвует в концертах как пианистка, заведовала музыкальной частью в театральных коллективах. Истинное призвание привело Н.Н.Леви в Ленинградскую консерваторию, где в 1931—1936 годах училась в классе П.Б.Рязанова (также преподавателями были: В.В.Пушков — гармонии, М.О.Штейнберг — инструментовки, Х.С.Кушнарёв — полифонии и контрапункта). Самостоятельная музыкальная деятельность Леви началась в Петрозаводске, куда она уехала после окончания консерватории. В Петрозаводске занималась организацией радиопередач, расшифровкой записей народных песен. Сотрудник Института фольклора. В 1936—1937 годах ездила в фольклорные экспедиции на Русский Север и в некоторые районы Карелии вместе с В.П.Гудковым под руководством Е.В.Гиппиуса и З.В.Эвальд, результатом которых становится сборник «Песни народов Карело-Финской ССР» (1941). В Карелии зародилась многолетняя творческая дружба композитора с ансамблем «Кантеле» — произведения Н.Н.Леви, зачастую сочиненные для ансамбля, долгое время значились в его программе. В 1937 году возвращается в Ленинград. В годы Великой Отечественной войны оставалась в блокадном Ленинграде, где работала переводчицей, была руководителем и участницей концертных фронтовых бригад, сочиняла песни. Ездила на передовые позиции в составе бригад Дома Красной Армии имени С.М.Кирова совместно с Юрием Кочуровым. После окончания войны руководила секцией музыки для детей и юношества Ленинградского отделения Союза советских композиторов, писала песни, музыку к спектаклям, научно-популярным фильмам. В 1961 году Наталия Николаевна была включена в комиссию по проведению юбилея В.В.Андреева. В 1965 и 1970 годах участвовала в вечерах посвященных памяти профессора Х.С.Кушнарева. С 1965 года участвовала в первых фестивалях «Ленинградская музыкальная весна». В 1971 году отметила 70-летний юбилей. Умерла Наталия Николаевна Леви в родном городе 3 января 1972 года. Наследие композитора находится в ЦГАЛИ СПб.
Сочинения
Детская опера: «Карельская сказка» (либретто В.Г.Чехова, стихи И.Г.Кутасов; 1940; поставлена в том же году в Дворце пионеров под руководством Леонида Гликмана). Сюиты для солистов, хора и оркестра народных инструментов: «Весело живется» (слова З.Александровой, 1936); «Карельская» (слова народные, 1937); «Наша Родина» (слова народные и Б.Лихарева, 1938); «Два детства» (слова Э.Паперной, 1939); «Русская» (слова народные, 1940); «Зимние каникулы» (слова С.Погореловского, 1949); «Русский север» (слова народные, 1950). Для оркестра народных инструментов: Марш «Рот Фронт» (1934); «Танец» (1935); «Море. Пейзаж», «Поля. Пейзаж» (1950);
«Интермеццо» (1966); «Скоморохи» (1967); «Солнце над тундрой» (1969); «Две пьесы» (1969); «Концертная сюита» (1970).
Для симфонического оркестра: «Симфоническая поэма» (1933—1934). Для эстрадного оркестра «Праздничный марш» (1950). Для струнных инструментов: «Струнный квартет» (1933). Для голоса: «Вокализ» (1935); «Карельская народная колыбельная» (перевод В.П.Гудкова; для сопрано с сопровождением оркестра народных инструментов, 1938); «Наигрыш. Песня об озере Хасан» (слова П.Шубина, 1939); «Три песни» (слова П.Шубина, 1939); «Здравствуй, парень» (Песня 268 дивизии, слова В.Лившица, 1942); «Весточка» (слова А.Иванова, 1949); Цикл романсов «Пейзажи», в том числе «Бреду тропинкою лесной» (слова С.Фогельсона, 1950), «Сосны» (слова Б.Лихарева, 1948), «Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» (А.С.Пушкина, 1950); «Маяк. Остров Мудьюк» (слова Б.Лихарева, 1951); «Песня северного охотника» (слова М.Фромана, 1951); «Сюита для голоса с оркестром» (1960); «Простая песня» (для голоса с оркестром); и другое на слова А.Прокофьева, Н.Щербакова, М.Дудина, П.Моторина, Б.Лихарева, Н.Добржанской, Б.Раевского, С.Погореловского, С.Маршака, З.Александровой. Обработки народных песен: «Шесть карельских песен» (1939); «Песни народов Карело-Финской ССР. Сборник карельских, вепских и русских песен» Авторы: В.П.Гудков, Н.Н.Леви (Петрозаводск, 1941); «Десять русских песен» (1958); и другие обработки русских, вепсских, карельских, финских народных песен; Музыка к спектаклям (для чтецов, солистов, женского или детского хора и оркестра народных инструментов); «Марья Краса — золотая коса и Ванюша» (И.В.Карнаухова, 1950); «Огневушка-поскакушка» (П.П.Бажов, 1952); «Золотой волос» (П.П.Бажов, 1954); «Волшебные тыквы» (Н.А.Ходзы, 1955); «Ключ земли» (П.П.Бажов, 1957); «Кружева» (Ю.Добряков, 1958); «Красная шапочка» (Шарль Перро, 1959). Музыка к кинофильмам: «Рассказ о разных породах деревьев» (1947); «Хибинская земля» (1947); «Русский народный оркестр» (1959); «Лесной пейзаж» (1960); «Листопад» (1961); «Владимир Ульянов» (1962); «Просто Арктика» (1963); «Край несметных богатств» (1963); «О самых маленьких» (1964); «А сказка рядом» (1965).
Музыковедческие работы: «Фольклорные записи» (три тома, 1947); «Слуховая запись Конашковой А.Т.» (1948); «Поморские и сегозерские песни» (1949); «Расшифровка фольклорной музыки» (1949); «Музыка М.А.Матвеева к спектаклю ТЮЗа „Туфелька Дин“» (1951); «Фольклор в моей жизни» (в сборнике «Песенная лирика устной традиции», составитель И.И.Земцовский, 1994). Признание и награды: премия на Всесоюзном конкурсе массовой песни (в ознаменование 15-летия ВЛКСМ) (за песню «Чапаевская» — слова А.Суркова; 1933); медаль «За оборону Ленинграда» (1943); медаль «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов» (1945); Почетная грамота Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР (1949). О композиторе: Леви Н.Н. // Музыкальная энциклопедия. — Том 3. — Москва, 1976. — Столбы 193—194; Леви Н.Н. // Советские композиторы и музыковеды. — Том 2. — Москва, 1981. — Страница 141; Рогожина, Н.И. Наталия Леви — детям / Н.Рогожина // Они пишут для детей. Выпуск 2. — Москва, 1978. — Страницы 20-59; Рогожина, Н.И. Наталия Николаевна Леви: Очерк жизни и творчества — Ленинград, 1962 — 55 страниц; Богданов-Березовский В.М. Композиторы осажденного Ленинграда // Музыкальная академия — № 1. — 1946 (97) — Страницы 13-22; Иохельсон В. К итогам первого тура конкурса на массовую песню (в ознаменование 15-летия ВЛКСМ) // Музыкальная академия — № 6. — 1934 (12) — Страницы 45-52.

Potriasov_PA (462x700, 99Kb)
1901
Пётр Алексеевич Потрясов
стрелок 1-го батальона 588-го полка 142-й стрелковой дивизии 23-й армии Ленинградского фронта, рядовой. Родился в селе Терса ныне Вольского района Саратовской области. Русский. Получил начальное образование. В предвоенные годы работал на цементном заводе "Коммунар" и в Вольском леспромхозе. В Красной Армия в 1922-1923 годах и с 1941 года. Во время Великой Отечественной войны сражался на Западном и Ленинградском фронтах. В боях был трижды ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство красноармейцу Потрясову Петру Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4559).
Potriasov01 (525x700, 120Kb)
Герой Советского Союза П.А.Потрясов
В послевоенные годы П.А.Потрясов жил и работал на родине. Скончался 1 марта 1959 года (на надгробном памятнике указана иная дата смерти: 28 февраля 1959).
Potryasov_P_A_np (393x700, 252Kb)
Похоронен в селе Терса Вольского района Саратовской областиа.
Награжден орденом Ленина (24 марта 1945), медалями "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". В селе Терса на здании школы, где учился, и на доме, где жил П.А.Потрясов установлены мемориальные доски.
Potryasov_P_A_mp (526x700, 403Kb)
Мемориальная доска на здании школы в селе Терса (улица Советская, дом 26) Вольского района Саратовской области.
Potryasov_P_A_mp2 (700x394, 260Kb)
Potryasov_P_A_mp3 (700x479, 253Kb)
Мемориальная доска на доме № 11 по улице Ленина в селе Терса Вольского района Саратовской области.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 10 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»