• Авторизация


10 сентября родились... 10-09-2025 03:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[498x700]
1886
Хильда Дулитл (Hilda Doolittle)
американская поэтесса, основательница имажизма, известная под псевдонимом Х.Д. Хильда Дулитл родилась в Бетльхеме (штат Пенсильвания, США). Её отец был профессором астрономии, а мать происходила из семьи, принадлежащей к религиозной секте «Моравских братьев», основанной в XVIII веке, чьи ритуалы оказали огромное влияние на воображение юной Хильды Дулитл. Образование она получила в частных школах. В колледже Брин Мор она проучилась всего полтора года, затем оставила учёбу. Следующие пять лет она провела дома, читая греческую и латинскую литературу и занимаясь поэзией. Все это время она много общалась со своим соседом Эзрой Паундом, который вдохновлял её на поэтические поиски. В 1908 Паунд уехал в Лондон. В 1911 году Хильда Дулитл последовала за ним. Вскоре у них состоялась помолвка, однако в 1913 году она вышла замуж не за него, а за поэта Ричарда Олдингтона, с которым познакомилась в 1911 году. Вместе с Олдингтоном они стала одними из основоположников нового направления в поэзии. Цель имажизма, как они и их коллеги-имажисты Томас Эрнест Хьюм, Фрэнсис Флинт и Эзра Паунд обозначили в своем «Имажистском кредо», состояла в том, чтобы «производить поэзию — тяжёлую и чистую, которая была бы ни неясной, ни неопределённой… Концентрация — это самая суть поэзии». Её ребёнок от Олдингтона был мертворожденным. Вскоре умер её любимый старший брат. В эти годы она знакомится с Брайхер (Энни Уинфред Эллерман). «Так сумасшедше, — писала Хильда Дулитл о первой встрече с Брайхер, — что ужасно. Ни один мужчина никогда за мной так не ухаживал». Брайхер хотела заботиться о поэтессе и её новорождённой дочери Пердите, и Хильда Дулитл ей это позволила. Они вместе совершили путешествие в Грецию в 1920 году, в Египет в 1923 году, пока более или менее основательно не поселились в Швейцарии. Выход в свет книги «Избранные стихотворения» (1925) упрочил репутацию Хильды Дулитл как одного из самых значительных поэтов современности. В эту книгу вошли несколько стихотворений, основанных на фрагментах из Сапфо.
[700x700]
В течение следующих пятнадцати лет Хильда Дулитл опубликовала, кроме поэзии, ещё и рассказы, включая «Palimpsest» (1926), «Hedylus» (1928), драму в стихах «Hippolytos Temporizes» (1927) и ряд высокохудожественных переводов, включая «Ион» Еврипида (1937). В 1933 году у Хильды Дулитл началась тяжёлая депрессия. Она решила пройти курс психоанализа у Зигмунда Фрейда. Особенное впечатление на неё произвела его способность толковать сны. В общении они были очень откровенны друг с другом. Так, Фрейд сказал ей, что она истинная бисексуалка. В 1937 Хильда Дулитл развелась с Олдингтоном. Во время Второй мировой войны Хильда Дулитл жила в Лондоне и выпустила три книги стихов: «Стены не падают» (1944), «Благодарность ангелам» (1945), «Цветение жезла» (1946). После войны она вернулась в Швейцарию к Брайхер. В 1960 году она первая среди женщин была награждена медалью Мерит в номинации «поэзия», присуждаемой американской Академией искусств. В 1961 г. вышел её поэтический цикл «Елена в Египте», ответ на «Cantos» Эзры Паунда. Эта её книга стала последней. Хильда Дулитл умерла в Цюрихе 27 сентября 1961 года. Поэзия: Морской сад / Sea Garden (1916); Hippolytos Temporizes (1927) (пьеса в стихах); Стены не падают / The Walls do not Fall (1944); Благодарность ангелам / Tribute to the Angels (1945); Цветение жезла / The Flowering of the Rod (1946); Елена в Египте / Helen in Egypt (1961). Поэзия в русском переводе: Антология имажизма/составитель А.Кудрявицкий. Москва: издательство «Прогресс», 2001 (стихи Хильды Дулитл в переводе И.Кашкина, В.Рогова, А.Шараповой, С.Фетисовой, А.Плисецкой). Автобиографии: The Gift (1941); Tribute to Freud (1944); End to Torment (1958). Романы: Palimpsest (1926); Hedylus (1928); Вели мне жить / Bid Me to Live (1960, рус. перевод 2005). Литература: The Cambridge Companion to H. D. / Edited by Nephie J. Christodoulides and Polina Mackay. — Cambridge University Press, 2011. — 208 p. — (Cambridge Companions to Literature). — ISBN 978-0-521-76908-2.

[431x700]
1886
Густав Хильгер (немецкое имя — Gustav Hilger)
германский дипломат. Родился в Москве, в семье немецкого фабриканта Отто Хильгера (1857—1945). В 1903—1908 годах учился в Дармштадтском университете, получил диплом инженера. С 1910 года снова жил в Москве. Работал в промышленной компании Фридриха Хакенталя. В 1912 году женился на Марии Хакенталь (1893—1969), дочери владельца фирмы. В семье было двое детей. В 1914 году с началом Первой мировой войны как подданный вражеского государства был сослан в Вологду. Освободившись из ссылки в конце 1917 года, работал в немецких комиссиях по делам военнопленных, помогая немецким пленным из России возвратиться на родину. Поступил на дипломатическую службу. С 1923 г. и до июня 1941 г. был сначала сотрудником, а затем советником посольства Германии в СССР. Работал в посольстве при четырёх послах (Брокдорф-Ранцау, Дирксен, Надольный, Шуленбург). Являлся сторонником мирных добрососедских отношений Германии с Советским Союзом.
[700x483]
Хильгер (второй справа, в очках) с Молотовым и Риббентропом.
Во время переговоров о советско-германском договоре о ненападении был переводчиком между Молотовым и Риббентропом. Во время Второй мировой войны служил в министерстве иностранных дел. Как представитель МИДа встречался с генералом Власовым. Позднее был назначен ответственным за связь с КОНР в МИД. В мае 1945 года арестован американцами в Зальцбурге. Был перевезен в США, где несколько месяцев находился в заключении в Форт-Мид. Начал сотрудничать с американскими спецслужбами. В январе 1946 года вернулся в Германию. Адвокат, защищавший Риббентропа на Нюрнбергском процессе, пытался вызвать Хильгера в качестве свидетеля защиты. Американские обвинители ответили, что это невозможно, так как Хильгер находится в США и не может приехать по состоянию здоровья, что было неправдой, так как Хильгер в 1946 уже был в Германии. В 1947 году американская разведка помогла вывезти семью Хильгера из советской зоны оккупации в американскую зону. В 1948—1951 гг. жил в США, сотрудничал с ЦРУ. В 1953—1956 гг. был советником МИД ФРГ по «восточным вопросам». Вышел на пенсию в 1956 году. Скончался в Мюнхене 27 июля 1965 года. Сочинения: Wir und der Kreml. Deutsch-sowjetische Beziehungen 1918—1941. Erinnerungen eines deutschen Diplomaten, Frankfurt a.M. 1955; Probleme deutscher Ostpolitik, 1957; Stalin. Aufstieg der UdSSR zur Weltmacht, Göttingen 1959; Я присутствовал при этом / Дипломатический ежегодник 1989. — Москва: Международные отношения, 1990; Хильгер Г., Мейер А. Россия и Германия. Союзники или враги? Москва: Центрполиграф 2008. 416 страниц. Литература: Wolfe, Robert. «Gustav Hilger: From Hitler’s Foreign Office to CIA Consulant»

[461x700]
1887
Джованни Гронки (итальянское имя — Giovanni Gronchi)
итальянский политик, третий президент Италии (с 1955 по 1962 год). Президентский срок Гронки, представлявшего левое крыло христианских демократов, ознаменовался неудачной попыткой «сдвига влево» с целью открытия правительственной коалиции для левых партий. Джованни Гронки родился в городе Понтедера (Тоскана). Он стал одним из первых членов Христианского движения в Италии, основанного католическим священником Ромоло Мурри в 1902 году. Свою первую учёную степень в области литературы и философии Гронки получил, обучаясь в Высшей Нормальной школе Пизы. С 1911 по 1915 год он работал учителем в нескольких городах Италии, в том числе в Парме, Массе, Бергамо и Монце. С началом Первой мировой войны Гронки вызвался добровольцем на фронт, а после её окончания в 1919 году стал одним из основателей Католической итальянской народной партии. В 1919 и в 1921 годах он избирался в итальянский парламент в качестве депутата от Пизы. В то же время он возглавлял итальянскую конфедерацию христианских трудящихся, а в 1922 — 1923 годах был заместителем министра промышленности и торговли в первом правительстве Бенито Муссолини. Однако в апреле 1923 года на национальном заседании Народной партии в Турине было принято решение снять со всех правительственных должностей представителей данной партии, среди которых был и Джованни Гронки. После этого он вернулся на должность лидера профсоюзов, и в дальнейшем часто попадал в опалу у фашистских отрядов, с которыми ему приходилось сталкиваться. В 1924 году, после того как Луиджи Стурцо ушёл с поста секретаря Народной партии, эту должность занял Гронки, вместе с двумя другими видными партийными деятелями (Спатаро и Родино). В том же году он был вновь избран в парламент и вступил в антифашистскую оппозицию, так называемое Авентинское движение. В 1926 году, с приходом в стране нового режима, Гронки был исключён из парламента. В период с 1926 по 1943 год Гронки, не желая примкнуть к фашистской партии, прекратил свою политическую карьеру. Все эти годы он зарабатывал на жизнь, ведя собственный бизнес, сначала в качестве продавца, а затем промышленника. В 1943 — 1944 годах он был одним из основателей новой Христианско-демократической партии, а также стал лидером левого крыла фракции, наряду с Джорджио Ла Пира, Джузеппе Доссетти и Энрико Маттеи. В те же годы он был членом многопартийного Комитета национального освобождения, где представлял свою партию. Когда с началом «Холодной войны» социалисты и коммунисты были исключены из состава правительства, Гронки резко протестовал против этого решения. Хотя Гронки нередко вступал в противостояние со многими руководителями своей партии, в том числе и с её генеральным секретарём Альчиде де Гаспери, он всё же пробился довольно высоко в новом правительстве Италии, возглавив в 1944—1946 годах министерство промышленности, а в 1946 году был избран в Учредительное собрание. С 1948 по 1955 год Гронки был президентом Палаты депутатов Италии. При этом он подвергался преследованиям внутри собственной партии: после того, как Гронки выступил против ряда «чрезвычайных мер» правительства де Гаспери (включая ограничение права на забастовку), верхушка ХДП закрыла его газету «Либерта». На IV съезде ХДП в 1952 году Гронки совместно с представителем центристского течения в христианской демократии Аминторе Фанфани выступил против электорального союза с крайне правыми силами (неофашистами и монархистами) и за создание «левоцентристского блока» с Итальянской социалистической партией и другими левыми, исключая коммунистов. На V съезде ХДП в 1954 году Гронки снова призвал, сменив союзников, совершить «сдвиг влево». В 1955 году срок первого президента Италии Луиджи Эйнауди подошёл к концу, и парламент должен был выбрать его преемника. Новый секретарь Христианско-демократической партии Аминторе Фанфани оказывал содействие либералу Чезаре Мерцагора, который в то время возглавлял сенат страны. Однако крайне правое крыло ХДП во главе с Джузеппе Пелла, Джулио Андреотти, Гвидо Гонелла и Сальваторе Скока поддержало лидеров левых Джованни Пасторе, Джорджо Бо и Акилле Марацца, выступивших против партийного руководства, с целью продвижения Джованни Гронки. После долгих перепалок и окончательного крушения центристской коалиции, 29 апреля 1955 года Гронки был избран президентом Италии, набрав 658 голосов из 833. В своём инаугурационном обращении к парламенту Гронки призвал к социальным реформам, соблюдению гражданских свобод, искоренению нищеты и безработицы. Его деятельность на посту президента ознаменовалась стремлением постепенно открыть правительство для левых партий.
[700x560]
Правые критики изображали политику Гронки как шаг к возможному возвращению социалистов и коммунистов в правительство, а следовательно — и к выходу Италии из НАТО. Поэтому эти проекты встретила жёсткая оппозиция со стороны либеральных партий. В попытке выйти из тупика, в 1959 году Гронки назначил премьер-министром доверенного члена его собственной католической левой фракции Фернандо Тамброни. Однако вскоре Тамброни оказался проводником правого политического курса, включая цензуру и антикоммунистические преследования. Столкнувшись с большим сопротивлением, он удержался в парламенте лишь благодаря голосам неофашистов из Итальянского социального движения. В 1960 году во многих городах Италии прошли массовые беспорядки против политики Тамброни, особенно серьёзные из них были в Генуе, Ликате и Реджо-нель-Эмилии, где полиция открыла огонь по демонстрантам, убив десятерых человек. На улицы Генуи были выведены танки. В ответ Всеобщая итальянская конфедерация труда провела многомиллионную забастовку, поддержанную Коммунистической, Социалистической, Социал-демократической и Республиканской партиями. После этого Трамбони и его правительство христианских демократов было вынуждено с позором уйти в отставку. Печальный опыт правления Тамброни подмочил репутацию Джованни Гронки, и до конца своего срока в 1962 году он слыл в обществе как президент-неудачник. В 1962 году при поддержке Энрико Маттеи Гронки попытался получить второй мандат, но эта попытка с треском провалилась, и президентом был избран Антонио Сеньи. С 11 мая 1962 года — пожизненный сенатор (в соответствии с конституцией Италии). Скончался в Риме 17 октября 1978 года. Награды: Серебряная медаль «За воинскую доблесть»; Бронзовая медаль «За воинскую доблесть»; Золотая медаль «За вклад в развитие культуры и искусства» (Италия); Большой крест ордена Белой розы; Кавалер Большого креста особой степени ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». Является одним из четырёх людей, кто дважды открывал Олимпийские игры. Другие — Гитлер, Елизавета II и Хирохито. Если Джованни Гронки, Адольф Гитлер и Хирохито открывали игры во второй раз в своих странах, то Елизавета II открывала игры в двух странах — в Канаде в 1976 и Великобритании в 2012. Литература: Igino Giordani, Alcide De Gasperi il ricostruttore, Rome: Edizioni Cinque Lune, 1955; Giulio Andreotti, De Gasperi e il suo tempo, Milan: Mondadori, 1956; Paul Ginsborg, A History of Contemporary Italy, Penguin Books, 1990 (lengthy account of post-war events in Italy from a rather heavily biased left-wing point of view; Gronchi’s election and its peculiar political circumstances are not covered; the Tambroni affair is narrated, but Gronchi’s role in it is glossed over); Indro Montanelli and Mario Cervi, L’Italia del Novecento, Rizzoli, 1998 (in Italian; a somewhat journalistic account of twentieth-century Italy, from a liberal point of view); S. Bertelli (ed.) Scritti e discorsi su Giovanni Gronchi a vent’anni dalla morte (1998), Giardini, 2000 (in Italian; mostly eulogies by old friends); Nico Perrone, Il segno della DC, Bari: Dedalo Libri, 2002, ISBN 88-220-6253-1.

[493x699]
1887
Пауль Ф.Йонер (немецкое имя — Paul F.Johner)
швейцарский шахматист, наряду со своим братом Хансом сильнейший национальный мастер первой половины XX века. Родился в городе Цюрих, Швейцария. Вырос в Берне и Франкфурте-на-Майне, в семье с девятью детьми. С детства играл в шахматы с братом, в 1904 году впервые принял участие в главном турнире мастеров в Кобурге, затем провёл несколько лет в США, где завершил своё музыкальное образование как виолончелист и вступил в Шахматный клуб Манхэттена. В дальнейшем почти всю жизнь провёл в Берлине, работая как музыкальный педагог.
Screenshot 2023-08-29 at 18-41-19 Ионер Пауль — Википедия (700x483, 230Kb)
Участники и организаторы турнира в Карлсбаде, 1907 г. Сидят (слева направо): А.К.Рубинштейн, Г.Марко, Г.Фендрих, М.И.Чигорин, К.Шлехтер, Хофтер, В.Тиц, Г.Мароци, Д.М.Яновский, Нейштадтль, Дробный, Ф.Маршалл. Стоят (слева направо): А.И.Нимцович, Г.Вольф, Ж.Мизес, Э.Кон, П.Ионер, П.Леонгардт, Г.С.Сальве, М.Видмар, И.Бергер, Р.Шпильман, Ф.И.Дуз-Хотимирский, С.Г.Тартаковер, А.Олланд
Несколько лет вёл шахматную рубрику в цюрихской газете «Züricher Post». 6-кратный чемпион Швейцарии (1908—1932), в том числе в 1908, 1928, 1932 совместно с братом Хансом. Лучшие результаты в международных турнирах: Копенгаген (1916 и 1924) — 1-е и 2-е; Берлин (1917) — 1-2-е; Гётеборг (1920, турнир «Б») и Триест (1923) — 1-е; Схевенинген (1923) — 1-2-е; Берлин (1924) — 1-е; Дебрецен (1925) — 2-3-е; Дортмунд (1928) — 3-е; Берн — 7-8-е места. Умер в городе Берлин, Гернмания, 10 сентября 1938 года. Литература: Шахматный словарь / главный редактор Л.Я.Абрамов; составитель Г.М.Гейлер. — Москва: Физкультура и спорт, 1964. — Страница 243. — 120 000 экземпляров; Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — Страница 138. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.

[646x700]
1887
Густав Русенквист (шведское имя — Gustaf Rosenquist)
шведский гимнаст, чемпион летних Олимпийских игр 1908. Родился в Йёнчёпинге. На Играх 1908 в Лондоне Русенквист участвовал только в командном первенстве, в котором его сборная заняла первое место. Умер в Вестеросе 22 декабря 1961 года.

[518x700]
1888
Александр Петрович Шенников
русский и советский учёный-ботаник, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Родился в селе Папулово Великоустюжского уезда Вологодской губернии. В 1907 году окончил гимназию с золотой медалью. В 1912 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1919 году получил степень магистра ботаники. В 1935 году присвоена степень доктора биологических наук без защиты диссертации. Преподавал в вузах Ленинграда: Лесном институте (ныне Ленинградская лесотехническая академия, 1912—1936), на Бестужевских курсах (1914—1919), в университете (1919—1960, профессор с 1930, заведующий кафедрой с 1944). Сотрудник Главного ботанического сада и Ботанического института Академии Наук СССР (1925, заведующий лабораторией с 1960). Основные труды по луговой растительности (главным образом по пойменным лугам Средней Европейской части СССР и Среднего Поволжья), теоретическим проблемам луговедения и общей фитоценологии. Один из основоположников экспериментальной фитоценологии в СССР. Разрабатывал вопросы классификации растительности и геоботанического районирования. В 1955 году подписал «Письмо трёхсот. Награждён орденом Ленина (1954) и орденом «Знак Почёта» (1945). Умер в Ленинграде 24 мая 1962 года.
[525x700]
Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
Опубликовал более 250 научных работ. Некоторые из них: Шенников А.П. Луговая растительность СССР // Растительность СССР. — Москва— Ленинград, 1938. — Том 1; Шенников А.П. Луговедение. — Ленинград, 1941; Шенников А.П. Экология растений. — Москва, 1950; Шенников А.П. Введение в геоботанику. — Ленинград, 1964. Литература: Шенникова М.М., Бобровский Р.В. Жизнь для науки. Очерк о жизни и деятельности А.П.Шенникова. — 1964; Александр Петрович Шенников. — Москва, 1966. — (Академия Наук СССР. Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия биологических наук. Ботаника, выпуск 8); Григорьев С.В. Биографический словарь. Естествознание и техника в Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1973. — Страница 242. — 269 страниц — 1000 экземпляров; Василевич В.И., Юрковская Т.К.Александр Петрович Шенников / В.И.Василевич, Т.К.Юрковская. — Москва: Наука, 2007. — 114 страниц — (Научно-биографическая литература). — ISBN 5-02-035304-3. (обложка).

[361x700]
1889
Ивар Теодор Бёлинг (финское имя — Ivar Theodor Böhling)
финский борец греко-римского стиля, призёр Олимпийских игр. Ивар Бёлинг родился в Инкоо (Великое княжество Финляндское). В 1911 году он выиграл чемпионат Финляндии, а в 1912 году выступил на Олимпийских играх в Стокгольме. Его финальная схватка со шведом Андерсом Алгреном длилась девять часов, но победитель в ней так и не был определён. Решением судей была объявлена ничья, и золотую олимпийскую медаль в этой весовой категории было решено никому не присуждать, а финский и шведский борцы получили по серебряной медали. В 1913 году Ивар Бёлинг вновь стал чемпионом Финляндии. В 1914 году он выиграл неофициальный чемпионат Европы в Вене, в 1915 и 1916 годах вновь становился чемпионом Финляндии. Умер в Выборге 12 января 1929 года.

[700x700]
1889
Дмитрий (Касполат) Ипполитович Кусов (осетинское имя — Хъуысаты Димитр)
осетинский советский поэт и драматург. Писал на осетинском и русском языках. Член КПСС с 1945 года. Дмитрий Ипполитович Кусов родился в городе Владикавказе. В 1899 г. отец Дмитрия в поисках заработка переехал в город Иркутск, где прошли детские и юношеские годы Дмитрия. Здесь он в совершенстве изучил русский язык, на котором создавал свои произведения. В 1906 г. черносотенцы убили старшего брата Дмитрия, в том же году в Иркутске умер его отец и мать с детьми возвратилась во Владикавказ. Здесь в 1908 году Дмитрий окончил городское училище. Свою литературную деятельность Д.Кусов начал в 1902 г. со сборника стихов под названием «Расцвет в горах», изданного в 1958 г. в Сталинире. Затем вышли очерки «Горянка» в Ростове-на-Дону, в 1931 г. сборник басен и юморесок «Еще встречаются такие» — в 1961 г. в Орджоникидзе. Однако в литературе он известен главным образом как драматург. Пьеса Кусова в стихах «Дети гор» была поставлена на сцене Владикавказского русского театра в 1912 г.; в постановке пьесы деятельное участие принял Е.Б.Вахтангов, идею постановки поддержал и С.М.Киров. Пьеса с успехом шла также в Моздоке, Прохладном, Тифлисе. Драма в пяти действиях «Заурбек» и комедия «Неудачное похищение» были написаны в 1914 г. и шли на сцене осетинского драмкружка в Тифлисе. Драматург сам тоже переехал в Тифлис, принимал активное участие в работе драмкружка. В 1915-1917 гг. Д.Кусов служил в армии. После демобилизации возвратился в Тифлис и вел литературную работу. Позже он работал в Москве на кинофабрике в качестве этнографа-консультанта и помощника режиссера. В 1923 г. по сценарию Д.Кусова была снята кинокартина «Абрек Заур», принятая зрителем восторженно. Пьеса в четырех актах «Белый туман» (о гражданской войне на Северном Кавказе) ставилась на любительской сцене, а в 1928 г. она была поставлена на сцене Владикавказского русского театра. В том же году пьеса была издана в Москве. В 1927 г. Д.Кусов переехал в Ростов-на-Дону. Здесь он написал пьесу «Мариам», посвященную проблеме раскрепощения женщины-горянки. Пьеса была переведена на несколько языков народов Северного Кавказа, в том числе и на осетинский, ставилась на сценах многих национальных театров. По материалам, собранным писателем во время многократных поездок по районам Северного Кавказа, были созданы очерки, изданные отдельной книгой под названием «Горянка» в Ростове-на-Дону в 1931 г. В пьесе «Земля» (1938) нашел отражение широкий круг историко-революционных событий 1917 —1922 гг. в Северной Осетии. Драматург показал тяжелую жизнь горской бедноты, ее борьбу и победу над белой бандой, переселение безземельных горцев на плоскость, где Советская власть наделила их землей. Пьеса переведена на осетинский язык и ставилась на сцене Северо-Осетинского театра, под тем же названием опубликована в 1955 г. в книге «Осетинские пьесы» («Ирон пьесæтæ»). Драма «Певец народа» (1939) посвящена общественной и литературной деятельности великого осетинского поэта Коста Хетагурова, написана к 80-летию со дня его рождения и долгое время не сходила со сцены Северо-Осетинского драмтеатра. Спектакль по пьесе Кусова «Герой Мишутка» (1940) в Ростовском театре выдержал около 500 постановок. Пьеса была издана на русском языке в 1942 г. в г. Орджоникидзе. Премьера спектакля по пьесе «Хадзимет Рамонов» состоялась в Северо-Осетинском драматическом театре в ноябре 1949 г. В пьесе нашли отражение события гражданской войны в Северной Осетии» в ней создан живой образ героя-революционера Хадзимета Рамонова, погибшего в борьбе с белогвардейцами. «Сын народа» — вторая пьеса Кусова о Коста Хетагурове, а пьеса «Луч жизни» — об электрификации сельских районов. Живя в Южной Осетии (город Цхинвали), Д.Кусов в 1943—1948 гг. создал пьесы «Проклятый» на тему обороны Кавказа от гитлеровских оккупантов и «Урмули» об участии грузинского народа в Великой Отечественной войне. Обе пьесы ставились на сцене Юго-Осетинского театра. Перу драматурга принадлежит также до 25 одноактных пьес для сельской сцены. Умер Дмитрий Кусов в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) 9 февраля 1964 года. Основные сочинения: Зауырбек, пьесæ, Москва, 1926; Урс мигъ, пьесæ, Москва, 1928; Мариам, пьесæ, Дзæуджыхъæу, 1930; Горянка, очерки, Ростов-на-Дону, 1931; Певец народа, драма, 1939; Герой Мишутка, пьеса, Дзауджикау, 1942; Письмо, комедия, Владикавказ, 1957; Рассвет в горах, поэтический сборник, Сталинир, 1958; Ещё встречается такое: басни, юморески, Орджоникидзе, 1961. Литература: Кусов Дмитрий Ипполитович, Большая советская энциклопедия, В 30 томах - 3-е издание. Москва, 1969-1978. Том: 14, Страница 52; Писатели Советской Осетии. Биобиблиографический справочник, Сталинир, 1957; Кусов Дмитрий (Касполат) Ипполитович// Бибоева И.Г., Кизиты М.Р., Писатели Осетии, библиографический справочник, Владикавказ, Ир, 2015, страницы 102—103, ISBN 978-5-7534-1499-01

[488x700]
1890
Франц Верфель (немецкое имя — Franz Werfel)
австрийский поэт, романист и драматург. Родился в Праге, в состоятельной еврейской семье. В лицее познакомился с Францем Кафкой и Максом Бродом. В 1911—1912 отбывал воинскую повинность. Один из основателей венского экспрессионизма, познакомился с Карлом Краусом и Рильке. Накануне Первой мировой войны организовал общество пацифистов вместе с Мартином Бубером и Максом Шелером. В 1915—1917 воевал в рядах австрийской армии на русском фронте. В 1929 женился на Альме Малер, весьма известной личности в культурных кругах Австрии того времени. В 1938 году, после аншлюса, перебрался во Францию (Санари-сюр-Мер), затем, в 1940, с женой, Генрихом Манном, его женой и сыном Томаса Манна — из Франции через Пиренеи в Испанию и Португалию, а оттуда — в США. В 1941 году получил американское гражданство. Умер в Беверли-Хиллз (штат Калифорния, США) 26 августа 1945 года.
[525x700]
Надгробие Франца Верфеля.
Романы: Nicht der Mörder, der Ermordete ist schuldig/ Не убийца, а убитый виновен (1920); Verdi/ Верди (1924); Paulus unter den Juden/ Павел среди иудеев (1926); Der Abituriententag. Die Geschichte einer Jugendschuld/ Однокашники (1928);Barbara oder die Frömmigkeit/ Барбара, или Благочестие (1929); Die Vierzieg Tage des Musa Dagh/ Сорок дней Муса-Дага (1933); Das Lied von Bernadett/ Песнь Бернадетте (1941); Der Stern der Ungeborenen/ Звезда нерожденных (1946). Драмы: Die Troerinnen/ Троянки (1914, по Еврипиду); Spiegelmensch/ Человек из зеркала (1920); Bocksgesang/ Козлиная песнь (1921); Juarez und Maximilian/ Хуарес и Максимиллиан (1925); In einer Nacht/ Однажды ночью (1937); 1944 Jacobowsky und der Oberst/ Якобовский и полковник (1944). Стихотворения: Der Weltfreund/ Друг мира (1911); Wir sind/ Мы существуем (1913); Einander/ Друг для друга (1915); Der Gerichtstag/ Судный день (1919); Neue Gedichte / Новые стихотворения (1928);
[700x592]
Верфель и герой его романа «Муса Даг» на марке Армении 1995 года.
Сводные издания: Gesammelte Werke in Einzelbänden/ Hrsg. v. Knut Beck. Frankfurt/Main, 1989—1993. Лауреат премий Франца Грильпарцера (1926), Государственной премии Чехословакии (1927), премии Шиллера (1930). Изображен на почтовой марке Австрии 1990 года. Публикации на русском языке: Человек из зеркала. Москва: Госиздат, 1922; Дом скорби. Ленинград : Мысль, 1929; Верди. Москва:Гослитиздат, 1962 (переиздание, Москва: Армада-Пресс, 1998); Стихи// Западноевропейская поэзия XX века. Москва: Художественная литература, 1977, страницы 38-42; Сорок дней Муса-дага. Ереван: Советакан грох, 1988; Стихи// Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма. Москва: Московский рабочий, 1990; Песнь Бернадетте. Москва: Энигма, 1997; Стихи// Строфы века-2. Москва: Полифакт, 1998, страницы 212, 250; Черная месса. Москва:Эксмо, 2005. Литература: Воронова Ольга. Сергей Есенин и Франц Верфель: к проблеме русско-­немецких литературных связей // Современное есениноведение. — 2007. — № 7. — Страницы 27—35.

[666x700]
1890
Ития Кумагаэ (японское имя — 熊谷一弥)
японский теннисист начала XX века. Серебряный призёр Олимпийских игр 1920 года в мужском одиночном и парном разряде, финалист Кубка Дэвиса (1921) в составе сборной Японии. Родился в Омуте, префектура Фукуока, Япония. Ития Кумагаэ впервые познакомился с теннисом на третьем десятке лет жизни, во время учёбы на втором курсе университета Кэйо. Это произошло в 1912 году, а в начале следующего года Кумагаэ сыграл в своём первом турнире — на I Дальневосточных играх в Маниле. Первые крупные победы на международных соревнованиях он одержал в 1915 году, выиграв теннисный турнир II Дальневосточных игр как в одиночном разряде, так и в паре с Сэйитиро Касио. Два года спустя он повторил этот успех, став чемпионом III Дальневосточных игр в одиночном разряде и в паре с Хатисиро Миками. В 1916 году Кумагаэ выиграл теннисный Чемпионат Востока (Championship of the Orient), последовательно победив на манильских кортах калифорнийцев Уорда Доусона и Кларенса Гриффина — чемпиона США в парном разряде. В парном финале Гриффин и Уорд обыграли Кумагаэ и Миками. В этом же году Кумагаэ дебютировал на кортах США. Его высшим успехом в этом году стала победа над действующим чемпионом США Биллом Джонстоном в финале турнира в Ньюпорте. С 1917 года, обосновавшись в США (как деловой представитель японской фирмы Mitsubishi), он стал регулярным участником североамериканских турниров, в 1918 году дойдя до полуфинала чемпионата США. На пути в полуфинал он победил, в частности, одного из лучших американских теннисистов прошлых лет Билса Райта, но в итоге проиграл новой восходящей звезде — Биллу Тилдену; разгромный матч продолжался только три четверти часа и закончился со счётом 6-2, 6-2, 6-0. Тилден стал на пути Кумагаэ в чемпионате США и год спустя, теперь в четвёртом круге, хотя на этот раз японец навязал «Большому Биллу» борьбу и игра продолжалась все пять сетов. В 1919 году Кумагаэ в третий раз выиграл чемпионат штата Нью-Йорк, став постоянным обладателем его главного приза — Кубка Мориса Маклафлина. В первой половине 1920 года Кумагаэ доминировал в американском теннисе в отсутствие членов сборной США, победив на турнирах в Палм-Бич, Вашингтоне, Йонкерсе и Нью-Йорке и уступив в финале в Хартфорде. На Олимпиаде в Антверпене на пропитанных водой от непрекращающегося дождя грунтовых кортах Кумагаэ прошёл через турнирную сетку, в которой было 44 человека (включая побеждённого им в полуфинале двукратного чемпиона Стокгольмской Олимпиады Чарльза Винслоу), до финала, где встретился с ещё одним левшой — южноафриканцем Луисом Реймондом. Реймонд, умело чередуя укороченные удары и свечи, в конечном итоге загонял японца, победив со счётом 5-7, 6-4, 7-5, 6-4. Ещё одну серебряную медаль Кумагаэ завоевал в паре с Сейтиро Касио, проиграв в финале британской паре. По итогам этого года Кумагаэ занял третью строчку в рейтинге сильнейших теннисистов США, составляемом Ассоциацией лаун-тенниса Соединённых Штатов. На следующий год Кумагаэ добился ещё одного исторического для японского тенниса успеха: вместе с Дзэндзо Симидзу он вывел сборную Японии, впервые выступавшую в Кубке Дэвиса, в раунд вызова этого соревнования, где победители турнира претендентов встречались с действующими обладателями кубка. Японская сборная всухую переиграла в полуфинале турнира претендентов команду Индии, а затем одолела обладателей Кубка 1919 года — сборную Австралазии. Хотя японцы выиграли все четыре встречи в одиночном разряде, Кумагаэ в обеих своих играх был на грани поражения, проигрывая 0:2 и 1:2 по сетам, однако оба раза переломил ход борьбы и победил. В финале японцы не смогли противостоять на равных команде США, возглавляемой Тилденом, и проиграли с сухим счётом. Окончив игровую карьеру и вернувшись в Японию вскоре после этого, Кумагаэ был приглашён в 1951 году занять пост капитана сборной Японии в Кубке Дэвиса, куда она возвращалась впервые после войны. В качестве капитана он привёз японскую сборную в США, где она снова, как и за 30 лет до этого, проиграла со счётом 5:0. Умер в родном городе 16 августа 1968 года. Ития Кумагаэ не выглядел сильным теннисистом. При росте 160 см он весил чуть больше 60 килограммов и постоянно носил очки, страдая от слабого зрения. В своей книге «Искусство лаун-тенниса» Билл Тилден пишет, что к моменту появления в США единственным сильным оружием Кумагаэ был удар открытой ракеткой. В дальнейшем, однако, уже обосновавшись в США, Кумагаэ сначала освоил кручёную «американскую» подачу, затем улучшил игру закрытой ракеткой и стал чаще выходить к сетке. Самой сильной стороной игры Кумагаэ Тилден называет игру с задней линии, возможную благодаря точным ударам и скорости передвижения по корту. Его удар открытой ракеткой Тилден называет «убийственным», а слабой стороной считает низовую игру; именно поэтому, считает Тилден, Кумагаэ не любит травяные корты — на них отскок для него слишком низкий. В то же время, по мнению Тилдена, на твёрдых кортах Кумагаэ был одним из сильнейших игроков своего времени, что и отразилось в третьей строчке во внутриамериканском рейтинге, которую Кумагаэ занял в 1920 году. В другом разделе книги, сравнивая данные Кумагаэ, Винсента Ричардса и Р.Л.Маррея, Тилден также называет самой сильной стороной японского теннисиста стабильную игру с задней линии, благодаря которой тот обыгрывал Маррея; с другой стороны, Ричардс, сочетавший такую игру с частыми выходами к сетке, легко брал над ним верх.

[476x700]
1890
Александр Иосифович Лариков
русский и советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1956). Народный артист РСФСР (1951). Член ВКП(б) с 1943 года. Александр Лариков родился в Санкт-Петербурге; сценическую деятельность начал в 1910 году в качестве сотрудника Александринского театра, выступал в летних театрах Санкт-Петербурга. В 1919 году был принят в труппу Петроградского драматического театра Народного дома, где быстро стал одним из ведущих актёров. В 1925 году перешёл в Ленинградский Большой драматический театр, где служил до конца жизни. Выступая в ролях классического и современного репертуара, Александр Лариков прославился как яркий характерный актёр; наибольший успех имел в пьесах М.Горького: в театра Народного дома играл Нила «Мещанах» и Бубнова в пьесе «На дне». На сцене БДТ на протяжении 20 лет играл певчего Тетерева в «Мещанах», а также Левшина в спектакле «Враги». Среди лучших ролей — Глоба в пьесе К.М.Симонова «Русские люди». С 1926 года снимался в кино; первая роль — декабрист Якубович в немом фильме А.В.Ивановского «Декабристы». Александр Лариков умер в Ленинграде 13 мая 1960 года.
[539x700]
Похоронен в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище. Награды и премии: заслуженный деятель искусств РСФСР (1944); народный артист РСФСР (1951); народный артист СССР (1956); Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли боцмана Швача в спектакле «Разлом» Б.А.Лавренёва; орден Трудового Красного Знамени (11 марта 1939); орден Красной Звезды (22 июля 1945); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Роли в театре: Театр Народного дома: «Мещане» А. М.Горького — Нил; «На дне» М.Горького — Бубнов; «Горячее сердце» А.Н.Островского — Павлин Павлинович Курослепов. БДТ имени М.Горького: 1926 — «Азеф» A.Н.Толстого и П.Е.Щёголева; режиссёр А.Н.Лаврентьев — Медников; 1927 — «Разлом» Б.А.Лавренёва; режиссёр К.К.Тверской — боцман Швач; 1931 — «Патетическая соната» Н.Г.Кулиша; режиссёр К.К.Тверской — Гамарь; 1932 — «Джой-стрит» («Улица Радости») Н. Зархи; режиссёр С.А.Морщихин — Блек Стебс; 1933 — «Укрощение мистера Робинзона» В.А.Каверина; режиссёры С.А.Морщихин и К.К.Тверской — Томас Робинзон; 1934 — «Интервенция» Л.И.Славина; режиссёр В.В.Люце — Бондаренко; 1934 — «После бала» Н.Ф.Погодина; режиссёр С.А.Морщихин — дед Лагута; 1935 — «Бесприданница» А.Н.Островского; режиссёр С.А.Морщихин — Мокий Парменович Кнуров; 1936 — «Слава» B.М.Гусева; режиссёр С.А.Морщихин — Тарас Петрович Очерет; 1937 — «Мещане» М.Горького; режиссёр А.Д.Дикий — певчий Тетерев; 1938 — «Кубанцы» В.Ротко; режиссёр Б.А.Бабочкин — Намар Батлук; 1939 — «Волк» Л.М.Леонова; режиссёры Б.А.Бабочкин и П.К.Вейсбрём — Фома Кукуев; 1943 — «Русские люди» К.М.Симонова — Иван Иванович Глоба; 1943 — «Давным-давно» А.К.Гладкова; режиссёр П.К.Вейсбрём — майор Азаров; 1943 — «Волки и овцы» А.Н.Островского; режиссёр Л.С Рудник — Вукол Наумович Чугунов; 1944 — «На дне» М.Горького; режиссёр Л.С.Рудник — Сатин; 1944 — «Офицер флота» А.А.Крона; режиссёр Л.С.Рудник — контр-адмирал Белобров; 1945 — «Сотворение мира» Н.Ф.Погодина; режиссёр И.С.Зонне — Кузьма Романович; 1946 — «Под каштанами Праги» К.М.Симонова; режиссёр Л.С.Рудник — Франтишек Похазка; 1947 — «Закон зимовки» Б.Горбатова; режиссёр В.П.Кожич — Степан Емельянович Грохот; 1948 — «Враги» М.Горького; режиссёр Н.С.Рашевская — рабочий Левшин; 1949 — «Егор Булычов и другие» М.Горького; режиссёр Н.С.Рашевская — Павлин; 1950 — «Тайная война» В.В.Михайлова и Д.С.Самойлова; режиссер P.P.Суслович — Пётр Леонтьевич Лавров; 1950 — «Флаг адмирала» А.П.Штейна; режиссер А.В.Соколов — светлейший князь Г.А.Потёмкин; 1950 — «Разлом» Б.А.Лавренёва; режиссёры А.В.Соколов и И.Зонне — боцман Швач; 1951 — «Любовь Яровая» К.А.Тренёва; режиссёр И.С.Ефремов — полковник Малинин; 1952 — «Достигаев и другие» М.Горького; режиссёр Н.С.Рашевская — Губин; 1954 — «Половчанские сады» Л.М.Леонова; режиссер К.П.Хохлов — Адриан Тимофеевич Маккавеев;1956 — «Обрыв» И.А.Гончарова; режиссёр Н.С.Рашевская — Нил Андреевич; 1957 — «Метелица» В.Ф.Пановой; режиссёр М.В.Сулимов — Лутц; 1957 — «Идиот» по роману Ф.М.Достоевского, режиссёр Г.А.Товстоногов — Гаврила Ардалионович Иволгин; 1959 — «Дали неоглядные» Н.Е.Вирты; режиссеры И.П.Владимиров, Р.А.Сирота — Отрицатель.
[700x525]
Александр Лариков в роли Невыразимова в фильме «Человек в футляре» (1939).
Фильмография: 1926 — Декабристы — декабрист А.И.Якубович; 1936 — Концерт Бетховена — машинист Корсак; 1937 — Пётр Первый — старый солдат; 1939 — Человек в футляре — Невыразимов; 1941 — Танкер «Дербент» — начальник производства; 1944 — Жила-была девочка — Макар Иванович; 1944 — Морской батальон — Маркин-старший; 1945 — Небесный тихоход — генерал авиации; 1945 — Простые люди — эпизод; 1949 — Александр Попов — командир корабля; 1955 — Неоконченная повесть — Спирин-дед; 1956 — Старик Хоттабыч — врач; 1957 — Сёстры — Орешников; 1957 — Всего дороже — старик в чайной;1958 — Андрейка — Рублёв; 1958 — День первый — Легковой извозчик; 1959 — В твоих руках жизнь — сосед Насти. Литература: Цимбал С.Л. Александр Иосифович Лариков. — Ленинград: Искусство, 1951.

[486x700]
1890
Владимир Франкович Натали
советский биолог и педагог; профессор (1934), доктор биологических наук (1940), действительный член Академии Педагогических Наук РСФСР (1947). Научные труды учёного посвящены экспериментальной генетике пола и окраски у рыб, написал ряд статей для «Детской энциклопедии» (Москва, 1958—1961), был автором вузовских учебников по зоологии, общей биологии и генетике. Родился в Харькове, в семье скульптора, происходившего из Италии. В 1912 году окончил Харьковский университет. С 1913 года жил и работал в Москве, занимался научными исследованиями на кафедре экспериментальной биологии Московского городского народного университета имени А.Л.Шанявского под руководством биолога Н.К.Кольцова. В 1919 году Владимир Натали создал и до 1930 года руководил «Биосадом», переименованным позднее в Московскую педагогическую биостанцию. В 1919—1921 годах преподавал в Тверском педагогическом институте, в 1921—1960 годах — в Московском государственном педагогическом институте имени В.И.Ленина и Московском областном педагогическом институте имени Н.К.Крупской, где вел курсы общей биологии, зоологии беспозвоночных, дарвинизма и генетики. Популярны его научно-методические работы, в том числе "Общая биология" (1934, совместно с К.В.Могржиковской и В.В.Хвостовой), "Зоология беспозвоночных" (1951), посмертно (1967) опубликована его книга "Основные вопросы генетики". Жил в Москве на 4­-й Тверской-Ямской улице, 12; Садовой-Кудринской улице, 7; при педагогической биостанции и на Новопесчаной улице, 24. Умер в Москве 6 ноября 1965 года.

[507x700]
1890
Эльза Скиапарелли (итальянское имя — Elsa Schiaparelli)
парижский модельер и дизайнер, создательница понятия «прет-а-порте». Основала свой Дом моды. Эльза Скиапарелли родилась в римском палаццо Корсини. Её дядей был знаменитый астроном Джованни Скиапарелли, открывший «Марсианские каналы». Рано вышла замуж, но брак не удался и Эльза осталась одна в Париже с маленькой дочерью на руках. Когда у Эльзы гостил друг из Америки, она обратила внимание на свитер гостя. Оказалось, что такие свитеры вяжет армянка-портниха, живущая неподалёку от дома Скиапарелли. Она и стала первым партнёром Эльзы, вместе они разрабатывали первые модели платьев и свитеров. Вязаное чёрное платье стало революцией моды в 1927 году. Затем Скиапарелли удалось получить крупный заказ от фирмы «Strauss» на спортивную одежду, над выполнением которого трудились почти все женщины армянской общины Парижа. Этот заказ помог Эльзе получить широкую известность, а армяне смогли открыть свою трикотажную фабрику. На Рю-де-ля-Пэ (французское название — Rue de la Paix) под вывеской «Для спорта» открывается Модный дом Скиапарелли. Эльза выпускает несколько коллекций свитеров: по мотивам африканских узоров, матросских татуировок, она же ввела «рыбий хребет» — узор в виде омаров, затем перекочевавший на другие виды одежды. После перелёта Атлантики Чарльзом Линдбергом Скиапарелли выпускает серию моделей, посвящённую авиации. После спортивной одежды Эльза принимается за вечерние платья, совершив очередную революцию: чёрное платье-футляр, жакет и белый шарф перекинутый через спину. В 1934 году Скиапарелли открывает собственный бутик в Париже по адресу Вандомская площадь, дом 21. В 1935 году она первой из всех парижских кутюрье использует застёжку-молнию для своих нарядов. В 1937 году Скиапарелли выпустила в продажу аромат «Shocking», дизайн флакона для которых, вдохновясь силуэтом Мэй Уэст, создала художница Леонор Фини. К 1938-1939 годам относятся коллекции «Цирк» и «Король-Солнце». При создании своих коллекций Скиапарелли сотрудничала с такими художниками, как Сальвадор Дали, Жан Кокто, Кеес ван Донген, Кристиан Берар, Марсель Верте и Жан Клеман (французское имя — Jean Clemént). Луи Арагон и Эльза Триоле дали ей идею ожерелья из таблеток аспирина. Её модели фотографировали Хорст П. Хорст, Ман Рэй, Сесиль Битон и граф Этьен де Бомон. Результатом увлечения Скиапарели сюрреализмом и дадаизмом стали коллекции одежды и аксессуаров, выделяющиеся своей необычностью. Её головные уборы — шляпа-баранья отбивная, шляпа-туфля, шляпа-телескоп — эпатировали публику. Украшая свои творения самыми обыденными предметами из повседневной жизни, модельер тем самым стремилась объединить реальность и высокое искусство. Считая, что новые недорогие ткани помогут стереть различия между классами, она старалась использовать искусственные материалы, которые лишь начинали завоёвывать рынок. Среди клиенток Скиапарелли были представительницы аристократических семейств, герцогиня Виндзорская, Кэтрин Хепберн, Марлен Дитрих, Мишель Морган, Мэй Уэст, Норма Ширер, Глория Свенсон, Сесиль Сорель и другие звёзды театра и кино. С началом Второй мировой войны, в 1939 году, Скиапарелли приостановила производство. В этот период по заказу Армии спасения она создала дизайн униформы для женского персонала, однако выпуск изделий не был налажен. После капитуляции Франции Скиапарелли через Лиссабон предпринимает поездку в США, где занимается в том числе сбором средств и закупкой лекарств, предназначенных для детей с неоккупированных территорий. Год спустя после оккупации Парижа она переезжает в США, оставив дела своего модного дома на менеджера Беттину Бержери. В США при помощи Энн Морган Скиапарелли издаёт календарь «Франция в Америке», устраивает концерты французской музыки и совместно с Марселем Дюшаном организует выставки современного французского искусства, пытаясь всячески привлечь внимание состоятельных американцев к оккупированной Франции. Сразу после освобождения Франции, в 1944 году, Скиапарелли возвращается в Париж. Её последняя модная коллекция датируется 1953 годом. Эльза Скиапарелли скончалась в Париже 13 ноября 1973 года, через двадцать лет после выпуска своей последней коллекции. Её похоронили в шёлковом костюме «шокирующего» розового цвета, введённом в моду ею же. В доме моды Скиапарелли в качестве ассистента начинал свою карьеру Юбер де Живанши. В 1914 году Эльза вышла замуж за швейцарского графа Гийома де Вендт де Керлора, члена Теософского общества. У супругов родилась дочь Ивонн («Гого»), однако их брак вскоре распался. Дочери «Гого» — Мариса и Берри Беренсон — стали известными актрисами кино и фотомоделями. Работа в театре: 1951 — «Дьявол и Господь Бог» Ж.-П. Сартра в постановке Луи Жуве, в ролях — Мария Казарес и Пьер Брассёр. В кинематографе: 1938 — костюмы для фильма «Пигмалион». Литература: Скиапарелли, Эльза. Моя шокирующая жизнь / перевод с французского А.А.Бряндинский. — Москва : Этерна, 2008. — 336 страниц — (Mémoires de la mode). — 3 000 экземпляров — ISBN 978-5-480-00189-1.

[533x700]
1890
Сэр Роберт Эрик Мортимер Уилер (Robert Eric Mortimer Wheeler)
британский археолог и офицер армии. Профессор Лондонского университета (1948-55), член Британской академии (1941). Родился в Глазго. Окончил Университетский колледж Лондона со степенями бакалавра (1910) и магистра (1912) искусств. В 1913 году был зачислен в Королевскую комиссию по историческим памятникам. Участник Первой и Второй мировых войн — артиллеристом. Степень доктора философии (словесности) получил в Лондонском университете в 1920 году. С 1920 года — хранитель, с 1924 года — директор Национального музея Уэльса. Был также хранителем Лондонского музея (1926-1937), почетным директором Института археологии при Лондонском университете (1937-1944), генеральным директором Археологического управления Индии (1944-1947). В 1948-1955 годах — профессор Лондонского университета, занимал кафедру в его Институте археологии. В 1949-68 годах — секретарь Британской академии. С 1952 года стал выступать на телевидении, популяризуя археологию. Также выступал и на радио. В 1952 году был посвящён в рыцари. Руководил раскопками в Великобритании, Франции, Индии, Пакистане. Начав первые самостоятельные раскопки в Англии по возвращении с фронта в 1917 году, он долгие годы работал в основном в области археологии римских провинций, и прежде всего римской Британии, углублённо заниматься восточной археологией начал заняв в 1944 году должность генерального директора Археологической службы Индии, а в 1947 году, с образованием Пакистана — остался там. Член Лондонского общества антикваров (его президент в 1954–1959 гг.) и Королевского общества Великобритании. Кавалер Почёта (1967). Автор многих работ, среди которых «Рим за границами империи» («Rome beyond the Imperial Frontiers», Oxford, 1954), «Archaeology from the Earth» (1954), «Still Digging» (1955). В последние десятилетия своей жизни выпустил три биографических книги — «Еще копаю: закладки из записной книжки антиквария» (1955), «Сигналы тревоги для забвения: подборка вырезок антиквария» (1966), «Моя археологическая миссия в Индии и Пакистане» (1976). Умер в Лондоне 22 июля 1976 года.
[700x525]
Бронзовый бюст установлен в библиотеке Института Археологии в Лондоне.
С 1914 года был женат, став в 1936 году вдовцом. В 1939 году женился второй раз, а в 1942 году развёлся. Третий раз женился в 1945 году. «National Geographic» (1 мая 2014) указывает его в числе «7 великих инноваторов в археологии».

Carl_Burckhardt (506x700, 162Kb)
1891
Карл Якоб Буркхардт (немецкое имя — Carl Jacob Burckhardt)
швейцарский дипломат и историк. Знаменит не только академическими историческими исследованиями, но и дипломатической работой, прежде всего в качестве Верховного комиссара Лиги Наций при обсуждении вопросов по Вольному городу Данцигу (1937—39) и президента Международного комитета Красного Креста (1945—1948). Карл Якоб Буркхардт родился в городе Базель, Швейцария, учился в гимназиях Базеля и Штекборна. Впоследствии он учился в университетах Базеля, Цюриха, Мюнхена и Гёттингена, причём огромное влияние на него оказали профессора Эрнст Гальярди и Генрих Вёльфлин. Получил свой первый дипломатический опыт в швейцарской миссии в Австрии с 1918 по 1922 год, в период хаоса после распада Австро-Венгрии. Находясь там, он познакомился с Гуго фон Гофмансталем. Буркхардт получил докторскую степень в 1922 году, а затем принял назначение от Международного комитета Красного Креста (МККК), и был отправлен в Малую Азию, где он помогал в переселении греков, изгнанных из Турции после поражения Греции в 1922 году. Впоследствии он вернулся в Швейцарию, где женился на Элизабет де Рейнольд и продолжил академическую карьеру. Он был назначен приват-доцентом в Университете Цюриха в 1927 году, а в 1929 стал профессором современной истории. С 1932 по 1937 год работал в недавно созданном Институте международных исследований в Женеве. Находясь там, он опубликовал в 1935 году первый том его всеобъемлющей биографии кардинала Ришельё, которая завершится публикацией 4-го тома в 1967 году. Продолжил дипломатическую карьеру в 1937 году, работая Верховным комиссаром Лиги Наций по делам Вольного города Данцига с 1937 по 1939 год. Он стремился сохранить международный статус Данцига, гарантированный Лигой Наций, встречался с рядом видных нацистов, так как он надеялся ограничить повышенные требования Германии. Миссия в конечном итоге закончилась безуспешно после вторжения в Польшу немцев и аннексии Данцига. Затем, вернувшись в Женеву, он работал профессором в течение всей Второй мировой войны (1939—1945). Он также играл ведущую роль в Красном Кресте, несколько раз ездил в Германию, чтобы договориться об улучшении обращения с гражданскими лицами и заключёнными, в частности, используя связи, накопленные в ходе его двухлетней работы в качестве Верховного комиссара Лиги Наций в Данциге. С 1945 по 1948 год был президентом Красного Креста. Увеличил международную интеграцию Красного Креста с учреждением национальных отделений. В политическом отношении его президентство было очень неоднозначным, поскольку он придерживался строгого нейтралитета в международных спорах, не осуждая таким образом преступления нацистов. При своих сильных антикоммунистических убеждениях он даже считал нацизм меньшим злом. В период с 1945 по 1949 год он также служил посланником Швейцарии в Париже. После 1949 года он вернулся к своей академической деятельности, опубликовал ряд книг по истории в течение следующих нескольких десятилетий. В 1954 году он был удостоен Премии мира немецких книготорговцев (Peace Prize of the German Book Trade). Умер в посёлке Винцель, кантон Во, Швейцария, 3 марта 1974 года. Награды и премии: Австрийский почётный знак «За науку и искусство»; Орден Pour le Mérite в области искусств и науки; Премия Мира немецких книготорговцев (26 сентября 1954); Медаль Гёте города Франкфурта-на-Майне (1949); Медаль Виллибальда Пиркгеймера (1958); Почётный гражданин Любека (1950); doctor honoris causa from the University of Grenoble (1945); doctor honoris causa from the University of Lille. Работы: Der Berner Schultheiss Charles Neuhaus (1925); Richelieu (4 тома, 1935-1967); Gestalten und Mächte (1941); Reden und Aufzeichnungen (1952); Meine Danziger Mission, 1937—1939 (1960); GW (6 vols., 1971);Memorabilien (1977); Briefe: 1908—1974 (1986). Литература: Roland Ruffieux: Burckhardt, Carl Jacob.

Ignacy_Matuszewski (552x700, 424Kb)
1891
Игнаций Гуго Станислав Матушевский (польское имя — Ignacy Hugo Stanisław Matuszewski)
польский политик, журналист, дипломат, министр финансов, полковник. Член Международного олимпийского комитета.
Образование и начало военной службы
Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя. Сын известного литературного критика, также Игнация Матушевского. Племянник промышленника Чеслава-Казимира Бейна. Его крёстным отцом был писатель Болеслав Прус. Изучал философию в Ягеллонском университете в Кракове, архитектуру в Милане, право в Тартуском университете и сельскохозяйственные науки в Варшаве. Во время Первой мировой войны служил в русской армии, офицер. После Февральской революции в 1917 организовал съезд военнослужащих-поляков в Петрограде, затем участвовал в формировании Польского корпуса в России. Участвовал в деятельности тайной Польской войсковой организации. В декабре 1917 вступил в Польский корпус под командованием генерала Иосифа Довбор-Мусницкого. За антибольшевистскую деятельность был заочно приговорён к смертной казни. 18 февраля 1918 участвовал в занятии Минска частями Польского корпуса. Когда его приговорили к смерти и наступавшие немцы, то он уехал в Киев. В мае 1918 организовал неудачную попытку установить власть над корпусом с тем, чтобы предотвратить его разоружение немцами.
Деятельность в независимой Польше
После восстановления независимости Польши в ноябре 1918 был назначен на службу во II (разведывательный) отдел Верховного командования Войска Польского. В разгар советско-польской войны в июле 1920 был назначен начальником этого отдела. После окончания войны Юзеф Пилсудский так оценил деятельность Матушевского: Это была первая война Польши за многие столетия, во время которой у нас было больше информации о противнике, чем у него о нас. Однако имели место и крупные неудачи: чекисты сумели арестовать и перевербовать в тюрьме резидента польской военной разведки в Москве Игнатия Добржинского, что повлекло гибель всей московской резидентуры и многочисленные аресты польских агентов в Смоленске и Минске. Участвовал в мирных переговорах с РСФСР в Риге. Продолжая руководить разведкой, окончил Высшую военную академию. Был произведён в полковники. В качестве начальника II отдела Матушевский 1 февраля 1922 направил военному министру Польши письмо за № 1462, в котором содержалось упоминание о смерти в лагере Тухоли 22 тысяч красноармейцев. По мнению одних историков, этот документ является доказательством смерти такого количества военнопленных, другие считают, что Матушевский процитировал непроверенную информацию из русской эмигрантской газеты «Свобода», где приводилась эта же цифра. С 1924 — военный атташе в Риме. После возвращения в Польшу в 1926 был переведён в резерв. Награждён Серебряным крестом Virtuti Militari. После государственного переворота в мае 1926 был одним из ведущих представителей правых сторонников Пилсудского («пилсудчиков»). Входил в состав неформальной «группы полковников» во главе с Валерием Славеком. В 1926—1928 — директор административного департамента Министерства иностранных дел. В 1928—1929 — посланник в Будапеште. В 1929—1931 — министр финансов в пяти польских правительствах, в состав которых входили сторонники Пилсудского. В 1932—1936 — ведущий обозреватель «Gazety Polskiej», во многом благодаря его усилиям достигнувшей тиража в 35 тысяч экземпляров (после его ухода из редакции тираж сократился вдвое). Также был редактором ежемесячника Polityka Narodów, в котором публиковались статьи по геополитике, анализу внешней политики отдельных стран, ситуации в конфликтных регионах и места Польши в мире. Критично относился к внешней политике предвоенного польского правительства. В марте 1938, в условиях приближающейся Второй мировой войны, написал в виленском издании «Słowo» статью о необходимости увеличения военного бюджета и формирования трёх танковых дивизий. После того, как немцы оккупировали Прагу (15 марта 1939), Матушевский опубликовал в «Polityce Gospodarczej» статью о необходимости удвоить ряды польской армии. Номер был конфискован властями, но статья в несколько видоизмененном виде появилась в издании «Słowo».
Эмигрант
После начала Второй мировой войны возглавил эвакуацию польского золотого запаса (75 тонн) через Румынию, Турцию и Сирию во Францию, где передал его правительству Польши в эмиграции. Вместе с ним операцией руководил бывший министр промышленности и торговли подполковник Хенрик Флояр-Райхман. Являясь политическим противником премьер-министра эмигрантского правительства Владислава Сикорского, не был востребован на государственной службе. После капитуляции Франции в июне 1940 уехал в Испанию, затем в Португалию, а в сентябре 1941 прибыл в США. Продолжал заниматься журналистикой, выступал против соглашения польского правительства с СССР. Был одним из организаторов Национального комитета американцев польского происхождения и Института Юзефа Пилсудского в Нью-Йорке. Был противником сближения СССР и США. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 3 августа 1946 года. Похоронен на кладбище Воинское Повонзки в Варшаве. Награды: Серебряный крест ордена Virtuti Militari; Кавалер Командорского креста со звездой ордена Возрождения Польши; Кавалер Офицерского креста ордена Возрождения Польши; Четырёхкратный кавалер Креста Храбрых; Крест Независимости с мечами; Золотые Академические лавры; Великий офицер ордена Почётного легиона; Командор ордена Звезды Румынии; Командор 1 класса ордена Белой розы; Командор ордена Белой розы; Командор ордена Вазы; Кавалер ордена Святых Маврикия и Лазаря; Крест Свободы I класса III степени; Кавалер Большого креста ордена Христа; Командор ордена Белого орла; Орден Короны Румынии III степени; Орден Восходящего солнца IV класса; Командор Большого креста ордена Полярной звезды; Большой крест ордена Заслуг (Венгрия).
Семья
Жена — Халина Конопацкая, легкоатлетка, первая польская чемпионка Олимпийских игр (1928 в Амстердаме). Дочь — Ева родилась 8 сентября 1919, участница Варшавского восстания 1944 (в качестве медсестры), расстреляна немцами 26 сентября 1944 на аллее Независимости в Варшаве. Труды: Wybór pism. Kulisy historii Polski. (1941—1946). Rzeszów, 1991.

Balogh János (444x700, 198Kb)
1892
Янош Балог (венгерское имя — Balogh János)
румынский и венгерский шахматист, Международный мастер ИКЧФ (1953). Родился в городе Кездивашархей, Трансильвании, Австро-Венгрии, ныне город Тыргу-Секуеск, Румыния. До 1934 года жил в Румынии, а потом переехал в свою этническую родину Венгрию. По профессии был адвокатом. С середины 1920-х до конца 1930-х годов был одним из ведущих шахматистов Румынии, а потом и Венгрии. Многократный лауреат чемпионатов Румынии по шахматам, в которых завоевал золотую (1930), две серебряные (1929, 1931) и две бронзовые (1926, 1934) медали. Представлял сборные Румынии и Венгрии на крупнейших командных турнирах по шахматам: в шахматных олимпиадах участвовал три раза (1928—1931); в неофициальных шахматных олимпиадах участвовал два раза (1926, 1936). В неофициальной шахматной олимпиаде в 1926 году завоевал бронзовую медаль в командном зачёте в составе сборной Румынии, а в неофициальной шахматной олимпиаде в 1936 году в составе сборной Венгрии завоевал золотую медаль в командном зачёте и бронзовую медаль в индивидуальном зачёте. После Второй мировой войны три раза участвовал в финалах чемпионатов Венгрии по шахматам (1946, 1947, 1950). В последующие годы серьёзно занимался игрой по переписке. Принимал участие в финалах двух первых шахматных чемпионатов мира по переписке (1950—1953, 1956—1959). За успехи в турнирах по переписке Международная федерация шахматной игры по переписке (ИКЧФ) в 1953 году присвоила Балогу звание международного мастера по переписке (IMC). Оставил значительный вклад в теорию дебютов. Умер в городе Будапешт, Венгрия, 12 сентября 1980 Его имя носит защита, которая с перестановкой ходов может образоваться как от защиты Пирца — Уфимцева — 1. e4 d6 2. d4 f5, так и от гамбита Стаунтона — 1. d4 f5 2. e4 d6. Также именем Балога назван вариант в будапештском гамбите — 1. d4 Кf6 2. c4 e5 3. dxe5 Кg4 4. e4 d6.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 10 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»