1862
Давид Самсонович Клдиашвили (грузинское имя — დავით სამსონის ძე კლდიაშვილი;)
грузинский писатель, видный представитель критического реализма в грузинской литературе, народный писатель Грузинской ССР. Давид Клдиашвили родился в селе Симонети Кутаисской губернии (Имеретия), в семье мелкопоместного дворянина. Учился в гимназии в Кутаиси, затем в кадетском корпусе в Киеве (окончил в 1880 году) и в Московском военном училище (окончил в 1882 году). Служил в Батуми. По собственному признанию, «заново выучил грузинский» (после долгого пребывания вдали от родины). За участие в Батумских революционных событиях 1905—1907 годов был уволен с военной службы. В Первую мировую войну был возвращён на службу и направлен на Кавказский театр военных действий. Сражался против турок, дослужился до подполковника. После Февральской революции демобилизован, вернулся в родное село. Литературной деятельностью занялся в 1880-х годах. Он — автор повестей «Соломон Морбеладзе» (грузинское название — სოლომონ მორბელაძე, 1894, русский перевод — 1930), «Мачеха Саманишвили» (სამანიშვილის დედინაცვალი, 1897, русский перевод — 1947), «Невзгоды семьи Камушадзе» (грузинское название — ქამუშაძის გაჭირვება, 1897, русский перевод — 1939), «Ростом Машвелидзе» (грузинское название — როსტომ მანველიძე, 1910), рассказов «Жертва» (1893), «Проклятье» (1894, русский перевод 1950), пьес «Счастье Ирины» (1897), «Невзгоды Дариспана» (1903) , «Несчастье» (1914). В своих произведениях Давид Клдиашвили рисовал колоритные картины жизни в Западной Грузии, тяжёлую жизнь грузинских крестьян, их бедность, отсталость и суеверия. В начале 1920-х годов Клдиашвили несколько лет ничего не писал. В 1925—1926 гг. написал мемуары «Дорога моей жизни» (грузинское название — ჩემი ცხოვრების გზაზე) и два романа. В 1930 году Давиду Клдиашвили было присвоено звание Народного писателя Грузинской ССР. Умер Давид Самсонович Клдиашвили 24 апреля 1931 года.
Похоронен в Тбилиси, в пантеоне «Мтацминда».
Спектакли по произведениям Давида Клдиашвили ставились на сцене Тбилисского театра имени Ш. Руставели, Тбилисского театра имени К. Марджанишвили, Кутаисского театра имени Ладо Месхишвили. На грузинской сцене ставились инсценировки его рассказов: «Мачеха Саманишвили», «Осенние дворяне». По повести «Мачеха Саманишвили» в 1977 г. на студии «Грузия-фильм» был снят художественный фильм «Мачеха Саманишвили». В 1982 году (к 60-летию образования СССР) спектакль «Мачеха Саманишвили» был поставлен Г.А.Товстоноговым в БДТ в Ленинграде.
Семья: Давид Самсонович — отец грузинского писателя-драматурга Серго Давидовича Клдиашвили.
Литература: აბაშიძე კ., ეტიუდები XIX საუკუნის ქართული ლიტერატურის ისტორიიდან, თბილისი, 1962; ასათიანი ლ., წერილები ლიტერატურაზე, თბილისი, 1946; კიკნაძე ვ., დავით კლდიაშვილის თეატრი, თბილისი, 1973; კლდიაშვილი ს., დავით კლდიაშვილი, თბილისი,1945; ტაბიძე ტ., თხზულებანი სამ ტომად, ტ. 2, თბილისი, 1966; ჭილაია ს., უახლესი ქართული მწერლობა, თბილისი, 1972; ჭილაია ს., ქართული საბჭოთა ენციკლოპედია, ტომი 5, თბილისი, 1980. — გვერდი 552.
1862
Сергей Ефимович Крыжановский
русский государственный деятель, юрист. Тайный советник (1907), статс-секретарь его императорского величества (1916). Автор и разработчик ряда важнейших государственных актов, в том числе избирательных законов 1905 и 1907 годов. Государственный секретарь в 1911—1917 годах. Редактор «Русской летописи».
Учеба и начало служебной деятельности
Родился в Киеве, в семье чиновника Е.М.Крыжановского. В 1880 году начал учебу на юридическом факультете Московского университета, но в последующем перешел на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы принадлежал к радикальному кружку В.И.Вернадского, И.М.Гревса. В 1888 г. по политическому делу В.В.Водовозова приговорен в административном порядке к двум неделям тюремного заключения. С 1885 занимал разные должности: определен кандидатом на судебные должности при Петербургском окружном суде с откомандированием в 3-е уголовное отделение, был помощником секретаря 3-го уголовного отделения суда, заведовал 3-м следственным участком Петербурга. В 1889 г. становится товарищем прокурора Великолуцкого окружного суда, через полгода товарищ прокурора Рижского окружного суда, а через некоторое время Петербургского окружного суда.
Работа в Министерстве внутренних дел
С назначения в 1896 году начальником отделения хозяйственного департамента Министерства внутренних дел, ведавшего земскими и городскими делами, начался важнейший этап биографии Крыжановского. В 1899 году он был назначен чиновником особых поручений V класса при Министерстве внутренних дел и командирован в тарифный комитет при Министерстве финансов. Инспектировал и проверял государственные структуры по различным направлениям, например, по вопросу о преобразовании портовых сборов, принятию мер по оздоровлению города Астрахани, постройке новых железных дорог и др. В 1901 году назначается вице-директором хозяйственного департамента Министерства внутренних дел, в 1905 году — помощником начальника главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел, в 1906—1911 годах — товарищем министра внутренних дел, в 1907 году становится тайным советником и сенатором с оставлением в должности товарища министра. Крыжановский принимал деятельное участие в комиссиях по выделению Холмской губернии из Царства Польского и по выделению двух приходов из Выборгской губернии. Был соратником П.А.Столыпина.
Эмиграция
После Февральской революции был арестован, но вскоре освобожден, 16 апреля 1917 года подал прошение об отставке. 23 июля 1917 года был допрошен Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства. В конце 1917 года на винокуренном заводе в имении Крыжановского произошел пожар из-за ворвавшихся туда крестьян. Погибло более 300 человек. В начале 1918 г. эмигрировал в Финляндию, в июле 1918 г. перебрался в Киев, где входил в Совет государственного объединения России, получил личное приглашение гетмана П.П.Скоропадского участвовать в правительстве, но ответил отказом. В 1919 году выехал в Одессу, оттуда — в Константинополь, а в 1920 году — в Париж, где с 1921 по 1925 год редактировал исторический сборник монархического направления «Русская летопись», посвященный дореволюционной России и её деятелям. Был одним из учредителей и председателей правления Союза ревнителей памяти императора Николая II. Умер в Париже 12 января 1935 года.
Награды: Орден Святой Анны III степени (1893); Орден Святого Станислава II степени (1897); Орден Святого Владимира III степени (1906); Орден Святой Анны I степени (1909); Орден «За гражданские заслуги» (Болгария) I степени (1911); Орден Святого Владимира II степени (1914).
Крыжановский в воспоминаниях современников: В.Ф.Джунковский в своих воспоминаниях отозвался о Крыжановском так: «…С.Е.Крыжановский, весьма талантливый, умный, бывший в то время товарищем министра внутренних дел и правой рукой Столыпина. Крыжановский отлично знал все слабые стороны характера Столыпина и очень умело и ловко ими пользовался для достижения тех или иных целей. По уму он был выше Столыпина, все смелые законопроекты, все распоряжения, как-то: закон 3 июня, земства в Западных губерниях, ограничения евреям и т. д. — все они инспирировались Крыжановским, который был их автором, но провести эти законы Крыжановский бы не мог, у него на это не хватило бы храбрости открыть забрало. Столыпин же, если так можно выразиться, был на это ходок, он был храбрый, смелый человек, открытый, и проводил он все эти „страшные“ законы со свойственной ему настойчивостью. Таким образом, Крыжановский являлся ему незаменимым подручным. К сожалению, Крыжановский, будучи по уму на голову выше Столыпина, по нравственным своим качествам стоял неизмеримо ниже. Он пользовался часто некрасивыми приемами, компрометировавшими Столыпина.»
Семья: Был женат на Марии Ипполитовне Щербатской (1869—?), дочери действительного статского советника, уфимского губернатора (в 1873—1876 гг.) Ипполита Фёдоровича Щербатского (1827—1889). Детей у них не было.
Источники: Крыжановский С.Е. Воспоминания: из бумаг С.Е.Крыжановского, последнего государственного секретаря Российской империи. Санкт-Петербург, 2009; Михайловский М.Г. Государственный совет Российской империи. Государственные секретари. // Вестник Совета Федерации. 2008. — Страницы. 8—9.
[485x700]
1862
Саванг
королева-бабушка Сиама, 27-я дочь короля Рамы IV от наложницы, сводная сестра своего мужа Рамы V. Родила ему восемь детей, выжили четверо. Когда король Рама VII отрекся от престола, на трон взошел её внук (сын уже умер), и она сменила титул королевы-тети, на титул королевы-бабушки. Умерла в 1955 году в возрасте 93 лет и 3 месяца.
1863
Чарльз Эдвард Спирмен (Charles Edward Spearman)
английский психолог. Родился в Лондоне. Профессор Лондонского и Честерфилдского университетов. Разработчик многочисленных методик математической статистики. Создатель двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа. Кроме прочего, Спирмен открыл, что результаты даже несравнимых когнитивных тестов отражают единый фактор, который он назвал g-фактором (g factor). Широко известен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Член Лондонского королевского общества (1924), иностранный член Национальной академии наук США (1943).Умер в родном городе 17 сентября 1945 года.
Научные публикации: «„General intelligence“, objectively determined and measured.» (журнал «American Journal of Psychology», 1904); «Proof and measurement of association between two things.» (журнал «American Journal of Psychology», 1904); «Demonstration of Formulae for True Measurement of Correlation.» (журнал «American Journal of Psychology», 1907); «The abilities of man, their nature and measurement.» (1927); «Human abilities coauthor.» (совместно с Л.У.Джонсом, 1951).
[454x700]
1863
Йозеф Ядассон (немецкое имя — Joseph Jadassohn)
крупнейший в Европе дермато-венеролог. Получил медицинское образование в университетах Геттингена, Лейпцига, Гейдельберга и Бреславля. По окончании медицинского факультета в 1886 г. был ассистентом у профессора А.Нейсера; с 1892 по 1896 г.— главный врач кожно-венерологического отделения госпиталя в Бреславле; с 1896 г.—экстраординарный профессор и директор кожно-венерологической клиники в Берне, с 1904 г.— ординарный профессор в Берне; с 1917 г.— директор клиники в Бреславле; в 1918 г. отклонил предложение взять на себя руководство клиникой в Берлине. В 1931 г. вышел в отставку и в 1934 г., по приходе в Германии к власти фашизма, покинул страну и переехал в Швейцарию. Ядассон стяжал себе мировое признание в области дермато-венерологии как своими научными работами, так и той большой общественной работой по борьбе с венерическими болезнями, которую он проводил в качестве председателя Германского общества для борьбы с венерическими болезнями, секретаря Германского дерматологического общества, члена гигиенической комиссии Лиги наций, в которой он был первым представителем дерматовенерологии. Перу Ядассона принадлежит большое количество работ в области дерматологии, им описаны носящие его имя заболевания—gra-nulosis rubra nasi (1901), dermatitis psoriasifor-mis nodularis, pityriasis Hchenoides, или так называемая болезнь Ядассона; работы, посвященные сальварсановой терапии и профилактике сифилиса, по справедливости считаются ведущими в современной практике. Ядассон—издатель фундаментального многотомного руководства по дермато-венерологии «Handbuch der Haut- u. Ge-schlechtskrankheiten» (В., 1924—1934), к участию в котором он привлек свыше 200 виднейших представителей этой дисциплины; соредактор «Archiv fur Dermathologie u. Syphilis», «Zentralblatt fur Haut- u. Geschlechtskrankheiten», «Ikonographia dermatologica» и др. Ядассон принял деятельное участие в работах 2-го Всесоюзного съезда по борьбе с венерическими болезнями в СССР (в 1925 г.). Имя Ядассона носит также одна из форм врожденного дискератоза (синдром Ядассона—Левандовского). Редактор фундаментального руководства по заболеваниям кожи и венерическим болезням (тома 1—23, 1927—1931). Умер в Цюрихе 24 марта 1936 года.
1864
Шарлотта Мария Ида Луиза Гермина Матильда Шаумбург-Липпская (немецкое имя — Charlotte Marie Ida Luise Hermine Mathilde zu Schaumburg-Lippe)
принцесса Шаумбург-Липпская, последняя королева Вюртемберга. Шарлотта родилась в семье принца Вильгельма Шаумбург-Липпского и его супруги Батильды Ангальт-Дессауской. С детства она была талантливым ребёнком, интересовалась музыкой и живописью, прекрасно пела, увлекалась спортом, особенно плаванием, ездой на велосипеде и на лыжах, была хорошим наездником и охотником. 8 апреля 1886 года принцесса сочеталась браком с наследным принцем Вюртемберга Вильгельмом, который стал в 1891 году королём под именем Вильгельм II. Принцесса стала его второй женой после смерти его первой жены Марии Вальдек-Пирмонтской. Супруги жили в Штутгарте, в 1890 году посетили Великобританию по приглашению герцогини Йоркской. Детей в браке не было.
Королева Вюртемберга
Её супруг стал в 1891 году королём, что сделало Шарлотту королевой-консортом Вюртемберга. В отличие от супруга, который пользовался большой популярностью у народа, Шарлотта, наоборот, чувствовала сдержанность со стороны народа. Причинами тому было отсутствие детей у королевской четы, большое нежелание королевы исполнять свои королевские обязанности. Вдобавок у неё отсутствовал вкус в одежде, её внешний вид очень остро критиковали за рубежом. Но Шарлотта всё же участвовала в жизни общества, занимаясь в основном проблемами женского населения королевства, участвовала в учреждении Красного креста в Вюртемберге. Вместе с мужем она открывала театры, музеи и школы. Именем Шарлотты её супруг назвал государственную награду Вюртемберга — Крест Шарлотты. В 1918 году произошла Ноябрьская революция, которая свергла королевскую власть в Вюртемберге. Муж Шарлотты умер в 1921 году. В 1944 году она перенесла инсульт и до конца своих дней передвигалась в инвалидной коляске. Шарлотта умерла в Тюбингене 16 июля 1946 года.
Она была похоронена 23 июля 1846 года на Старом кладбище в Людвигсбурге, рядом с мужем.
Титулы: 10 октября 1864 — 8 апреля 1886: Её Светлость Принцесса Шарлотта Шаумбург-Липпская; 8 апреля 1886 — 6 октября 1891: Её Королевское Высочество Принцесса Вюртембергская; 6 октября 1891 — 30 ноября 1918: Её Величество Королева Вюртемберга; 30 ноября 1918 — 16 июля 1946: Её Величество Королева Вюртемберга (номинально).
1866
Тур Аулин (шведское имя — Tor Aulin)
шведский скрипач, дирижёр и композитор. Родился в Стокгольме. В 1883 году окончил как скрипач Стокгольмскую консерваторию (класс Карла Юхана Линдберга). В 1884—86 стажировался в Берлине у Эмиля Соре (скрипка) и Филиппа Шарвенки (композиция). В 1889—1902 гг. работал концертмейстером в оркестре Шведской королевской оперы. В 1887 г. основал первый в Швеции постоянно действующий струнный квартет (Струнный квартет Аулина), с которым широко гастролировал по стране и за рубежом, в том числе, в России, исполняя регулярный классико-романтический репертуар, а также сочинения скандинавских композиторов (прежде всего, Ф.Бервальда). С начала 1900-х гг. с квартетом постоянно выступал (в качестве пианиста) В.Стенхаммар. Квартет прекратил существование в 1912 году. С 1900 года Аулин всё больше занимался дирижёрской работой: в 1902—1909 гг. руководил оркестром Стокгольмского концертного общества, с этим коллективом впервые (1905) исполнил Третью симфонию (Sinfonie singulière) Бервальда. В 1909—1912 гг. дирижировал Симфоническим оркестром Гётеборга. Как композитор Тур Аулин наиболее известен третьим скрипичным концертом (op.14 c-moll). Помимо того, написал скрипичную сонату, этюды и другие камерные сочинения для скрипки, музыку к драме А. Стриндберга «Местер Улоф», многие романсы и песни (в том числе, на фольклорные тексты). Умер в Сальтшёбадене 1 марта 1914 года. Его сестра Вальборг Аулин (1860—1928) — пианистка и композитор.
Литература: Layton R. Aulin, Tor // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001; Pâris A. Le nouveau dictionnaire des interpretès. Paris: Robert Laffont, 2015. ISBN 978-2-221-14576-0.
1866
Франтишек Каван (чешское имя — František Kaván)
чешский художник и писатель. Членом Чехословацкой Академии Наук. Родился в деревне Выховска Лота, ныне Чехия. Каван учился в гимназии в Градец-Кралове, которую он закончил в 1888 году. В 1890—1895 годах изучал пейзажную живопись в пражской Академии изящных искусств. Наряду с Отакаром Лебедой, Антонином Славичеком и Богуславом Дворжаком. Ф.Каван был одним из лучших учеников Юлиуса Маржака, возродившего в 1899 к жизни в Академии класс пейзажной живописи Макса Хаусхофера, закрытый в 1866 году. После посещения в 1892 году выставки работ скончавшегося в 1891-м художника Антонина Хитусси Каван увлекается символизмом, что вызывает неудовольствие у его учителя, обозначившего это искусство как «чёрную живопись».

Франтишек Каван. Воздух родины. 1895
В 1895 году Каван покидает Академию, и до 1899 работает в символистском стиле, как в живописи, так и в литературе. В 1900 году художник удостаивается на Всемирной выставке в Париже золотой медали за написанные в 1894 году полотна. С этого времени он, после символистского периода, в своём творчестве возвращается к чисто пейзажной живописи, которой и придерживается вплоть до своей смерти. Наиболее удачны зимние пейзажи художника. За свою жизнь художник создал более 4000 картин.Франтишек Каван известен также своими литературными переводами с русского языка. В отличие от его картин, стихи Кавана вскоре были забыты. Умер в Либуни 16 декабря 1941 года.
Памятная доска в Свободных Хамрех, округ Хрудим, Чехия.
Литература: Julius Mařák and his Pupils, National Galerie Prag, 1999; Blažíčková-Horová Naděžda, Sekyrka Tomáš (eds.), Odkaz Josefa Hlávky Národní galerii v Praze, Národní galerie v Praze 2008, ISBN 978-80-7035-391-2;
Vancl, Karel. František Kaván (výběr z básní, vzpomínky přátel, např. B. Dvořák. J. Holub, J. Karásek). Liberec: Krajské nakladatelství, 1959.
[448x700]
1866
Александр Иванович Красницкий
русский писатель, поэт и журналист. Имел более 50 псевдонимов, но больше известен как «Александр Лавров». Родился в Москве. Единственный сын художника Императорской Академии Художеств — Ивана Яковлевича Красницкого. Ранее детство Александра прошло в имении родителей в селе Махерово Ржевского уезда Тверской губернии, а затем в разъездах с отцом по Московской, Тверской, Новгородской губерниям, древности которых фотографировал отец. Самостоятельно научившись читать в 5 лет читал без разбора все, что находил в огромной отцовской библиотеке. Не прошло мимо Александра и то, что его отец воспитывался с семьей Алексея Хомякова и встречался со всеми выдающимися деятелями того времени. Иван Яковлевич был лично знаком с Гоголем, Белинским, князем Петром Вяземским, Иваном Аксаковым и многими другими известными людьми своего времени. Все эти встречи и дела отца отразились в дальнейшем на творчестве Александра Ивановича Красницкого. В 1883 году он написал свою первую заметку в «Петербургской газете», а вскоре стал профессиональным журналистом. Работал в «Петроградской газете» (1885), попутно в «Минуте» (редакция А.А.Соколова), «Новостях», в «Петербургской газете» был сотрудником до 1891 года, редактировал ежедневные газеты «Последние новости» (1907—1908), «Новый голос» (1908). В 1892 году Александр Иванович стал сотрудником издательства «Родина» А.А.Каспари, которое находилось в Санкт-Петербурге на Лиговской улице. С марта 1894 года стал помощником редактора вообще всех изданий: газеты «Родина», журналов «Родина», «Всемирная Новь», «Общественная библиотека», «Клад», «Весельчак», «Живописное обозрение всего мира». Редактировал издававшиеся Каспари газеты: «Последние Известия», «Новый голос», «Вечерний Санкт-Петербург», «Новая Столичная Газета», юмористический журнал «Смех и Сатира», двухнедельный журнал «Сборник русской и иностранной литературы». Большая часть литературных работ Александра Красницкого напечатана в изданиях А.А.Каспари и в приложениях к ним, а, кроме того, многие произведения вышли отдельными изданиями у П.П.Сойкина, А.Ф.Девриена, М.О.Вольфа, И.Д.Сытина. В Санкт-Петербурге, вместе с отцом, проживал по адресу: улица Боровая, 26-19. За весь период своего творчества Александр Иванович написал около 100 романов, многожество рассказов, стихов. Им были написаны краткие биографические очерки «О Белинском», «О Пушкине», биографии и примечания к полным собраниям сочинений Пушкина, Жуковского, Гоголя, Никитина, произведениям «Герои Шекспира», «Французское нашествие 1913 г». Его книги «Петра Творение», Чудо-Вождь, «Слезы», «Маленький геркулес», «Под Русским знаменем», выдержали несколько изданий. Пьесы «Генералиссимус Суворов» и «Ласковое телятко» с успехом шли на сцене Народного дома. 29 января 1917 года, после продолжительной болезни, Александр Иванович скончался. Похоронен на Северном (3-м Парголовском) кладбище в Санкт-Петербурге. Могила утрачена. Запись об А.Красницком и его отце в «Алфавитном указателе жителей города Санкт-Петербурга», 1896 г. Псевдонимы: Согласно словарю Масанова И.Ф. 1) А.К.; 2.) Ал-Ла; 3) Абрек; 4) Альф Омегин; 5) Амур в отставке; 6) Бен-Амур; 7) Брекекеке; 8) Вашенко, М.; 9) Гефис; 10) Гименей Гименевич; 11) Громобой Громобоев; 12) Дед ворчун; 13) Дядя Саша; 14) Жан Опенкин; 14а) Изергиль; 15) Кононов, Н.; 16) Короткевич, П.; 17) Кублин, М.; 18) Кудин, Осип; 19) Кузнецов, С.; 20) Лавинский, А.; 21) Лавинцев, А.И.; 22) Лавров,А.И.; 23) Лавров, Александр; 24) Легкомыслящий петербуржец; 25) Мигае, В.; 26) Поярков,Т.Р.; 27) Румянцев, С.; 28) Старый дедка; 29) Суханов, Павел; 30) Тихомиров, С.; 30а) Тмин, Маркиан; 31) Товарищ; 32) Трехбунчужный Паша; 33) Хитрова, Анна; 34) Юрченко, И. 35) Ал.Эльский; 36) Микромегас.
Сочинения: Слезы Повесть из гимназического быта. Берлин, Издательство А.Ф.Девриена, 1921; Под щитом Севастополя: Исторический роман с иллюстрациями: (По поводу пятидесятилетия Крымской кампании 1853-56 г.) 1904 г. Санкт-Петербург. Издание А.А.Каспари. 511 страниц, 80 страниц иллюстраций. 19,5х12,5 см. Прижизненное издание.
[494x700]
1866
Йеппе Окьер (датское имя — Jeppe Aakjær)
датский писатель, поэт. Писал стихи и романы, произведения посвящены преимущественно Ютландии, сельской жизни. Родился в Окьер, близ Скиве. Сын крестьянина. Детство провёл на сельскохозяйственной ферме в Ютландии, хорошо зная тяжёлые условия жизни датского крестьянства. В 1893 году женился на писательнице Марии Брегенталь. С 1895 года учился в Копенгагенском университете, работал корректором и позже журналистом. Член Социал-демократической партии Дании. С 1907 года жил на своей ферме Еуле (дат. Jenle). Наиболее известные произведения Окьера — романы «Сын крестьянина» (1899) и «Дети гнева» (1904) о тяжёлой жизни крестьян. Роман «Дети гнева» вызвал широкий общественный резонанс в Дании и проведение социальных реформ. Помимо романов писал стихотворения: сборники «В чистом поле» (1905), «Песни ржи» (1906), «Чернозём и руда» (1909), «Лето и луг» (1910), «Под вечерней звездой» (1927). Лирические стихи Окьера были положены в основу песен различных скандинавских композиторов XX века, стали народными песнями. Умер в Еуле, близ Скиве 22 апреля 1930 года.
Сочинения: Skrifter, bd 1—10, Kbh., 1912—13; Samlede digte, 2 utg., bd 1—3, Kbh., 1947.
Библиография: Сын крестьянина (Bondens Søn, 1899); Дети гнева (Vredens børn, et tyendes saga, 1904); Радость труда (1914); Сага моих родных краёв (1921); В чистом поле (Fri felt, 1905); Песни ржи (Rugens sange, 1906); Чернозём и руда (1909); Лето и луг (1910); Под вечерней звездой (1927); книга воспоминаний (4 тома, 1928—1934).
Литература: Кристенсен С.М., Датская литература. 1918—1952, Москва, 1963; ørgrd ., J. Aakjaer og naturfredning, Kbh., 1942; Bomholt J., Jeppe Aakjær 100 r, "Aktuelt", 1966, 10 sept.
[529x700]
1866
Иван Андреевич Рыжов
русский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1925). Актёр Малого театра с 1892. Из артистической династии Музиль—Рыжовых: муж народной артистки СССР Варвары Николаевны Музиль-Рыжовой, отец народного артиста СССР Николая Ивановича Рыжова. Иван Андреевич Рыжов родился в Москве. В 1875 году в возрасте девяти лет его определяют в Московское театральное училище. В те времена в училище было только балетное отделение, и по окончании школы учеников обычно распределяли в Большой и Малый театры: способных к балету—в Большой, остальных — в Малый, в драму. Рыжова, как способного к балету, после окончания училища в 1882, принимают в балетную труппу Большого театра. Однако ещё находясь в стенах училища отрок живёт мечтами о драматическом театре: на скопленные от завтраков пятачки покупает билеты на спектакли Малого в спектаклях которого блистают Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова, Н.А.Никулина, И.В.Самарин, М.П.Садовский, А.П.Ленский, А.М.Решимов, Н.И.Музиль. Иногда учеников из театрального училища брали для участия в толпе в спектаклях Малого театра; среди них был и Рыжов. Танцуя уже в балете Большого, Иван Андреевич свободное от спектаклей Большого театра время отдает любительским спектаклям. В 1888, после шести лет работы в балете Рыжов решает перейти в драматический театр. Он пишет прошение управляющему Московской конторой императорских театров Пчельникову о переводе его в Малый театр. Пчельников, одобряя решение Рыжова, предлагает Рыжову поступить, одновременно оставаясь танцовщиком Большого театра, на специальные курсы драматического искусства, которые были организованы в то время по предложению Островского. В 1889 году Иван Андреевич поступает на курсы драматического искусства в класс Правдина, и, как ему ни тяжело совмещать работу в Большом театре с учением на драматических курсах, он преодолевает все трудности и в 1892 году, кончив курсы, зачисляется в труппу Малого театра как драматический актёр. Имея прекрасную внешность, хороший рост: Рыжов элегантен, красив, у него великолепная, натренированная в балете фигура. Из возможных сценических амплуа: «любовник», «герой-любовник», «герой-неврастеник», «бытовой», «характерный» и другие, актёру наиболее подходит амплуа - «рубашечный любовник» - большая задушевность и прекрасная народная русская речь на сцене, с особым старомосковским ритмом. Труппа Малого театра встретила Ивана Андреевича с необыкновенной сердечностью и теплотой. Уже осенью первого своего сезона работы в театре ему поручают роль Лаэрта в «Гамлете». Офелию играет М.Н.Ермолова, Гамлета — А.И.Южин, короля — Ф.П.Горев. Рыжов с честью выходит из этого испытания, и его артистический путь определен. Он с головой, весь без остатка, уходит в работу. Г.Н.Федотова в свой двадцатипятилетний юбилей ставит «Василису Мелентьеву» Островского. Рыжову в этом спектакле поручается роль Андрея Колычева. Н.А.Никулина в свой двадцатипятилетний юбилей ставит «Власть тьмы» Л.Н.Толстого, где Рыжов играет Никиту. Он прекрасный Лионель в «Орлеанской деве» Шиллера, где Жанну д'Арк играет М.Н.Ермолова. Все эти роли по праву наполняли сердце Рыжова гордостью, но эта гордость не отвлекала его от работы, не уводила его от творчества, а, наоборот, обязывала его к ещё большему труду, погружала его в тот глубокий, непрерывный артистический труд, который шлифует истинный талант. Это то, чем живёт каждый подлинный артист. И сама обстановка Малого театра того времени, его огромная творческая насыщенность, великие артисты, с которыми Рыжову ежедневно приходилось соприкасаться, вести непрерывное общение в спектаклях, особенно обязывали трудиться «не покладая рук». В те годы Малый театр достиг полного расцвета, здесь умели создавать образы Шекспира, Шиллера, Гете, Виктора Гюго, Мольера, Грибоедова, Гоголя, Островского; умели с такой же лёгкостью, образностью разговаривать на языке Островского, как говорил он сам; умели сохранять живую русскую речь во всей её чистоте и величии. Всем этим жил и Рыжов. Успех не покидает Ивана Андреевича долгие годы его артистического пути. За ним остаётся репутация серьёзного актёра, который не просто играет то, что положено или указано режиссёром, а умеет самостоятельно мыслить, раскрывать и заострять сценический образ, делать его объемным и живым. А.П.Ленский обратил внимание на Рыжова и в одной из своих докладных записок упоминает среди нескольких других и имя Ивана Андреевича Рыжова, отзываясь о нём как о ценном актёре. Несмотря на то, что долгие годы Рыжов выступал в амплуа «любовников», у актёра не появилось «заштампованности» и его актёрский талант и дарование позволили ему, расширив свой творческий диапазон, переходить на более характерные роли. Иван Андреевич был необыкновенно трудолюбив. Будучи занятым в спектаклях Малого театра, он преподавал в Филармонии по классу драмы и в школе Малого театра. Каков был метод его преподавания? Несомненно, свой собственный — это прежде всего. Из письма бывшей ученицы Рыжова, артистки М.И.Миллиоти: «Иван Андреевич был последователем глубокого реализма. Он учил создавать живых людей. Я, например, играла у Ивана Андреевича отрывки: из «Воспитанницы» — Надю, из «Поздней любви» — Людмилу, из «Тушино» — Людмилу; все это девушки, но все они разные по внутреннему и внешнему рисунку. И этого всегда добивался Иван Андреевич от всех нас. Он не выносил «слез», а требовал глубоких чувств и умел подводить к этим чувствам, заставляя жить на сцене, действовать. Был врагом нарочитого жеста, доказывая, что жест — результат внутреннего движения, но в то же время следя, чтобы и такой жест был пластичен и красив. Иван Андреевич воспитывал нас на классиках, и прежде всего на Островском. А самое главное: он умел внушить нам подлинное артистическое горение, уважение к искусству, любовь к родному языку, любовь к театру. Он выращивал нас, как птенцов, пестовал нас в буквальном смысле этого слова, и на второй курс, в руки других преподавателей, мы уже попадали оперенными, отглаженными, выправленными и на что-то уже похожими. Иван Андреевич закладывал в нас фундамент любви к театру, к труду, и этот фундамент был прочным и крепким. Я уверена, что светлая память об Иване Андреевиче Рыжове живёт в сердце каждого из его учеников». Иван Андреевич умер 11 января 1932 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в «семейный некрополь» Музиль-Рыжовых.
Семья: Супруга — Варвара Николаевна Рыжова, Народная артистка СССР, актриса Малого театра; Сын — Николай Иванович Рыжов, Народный артист СССР, актёр Малого театра; Внучка — Татьяна Николаевна Рыжова, актриса Малого театра.
Роли в театре: Лионель («Орлеанская дева» Ф.Шиллера); Беляев («Месяц в деревне» И.С.Тургенева); Муров («Без вины виноватые» А.Н.Островского); Андрей Колычев («Василиса Мелентьева» Островского и С.А.Гедеонова); Никита («Власть тьмы» Л.Н.Толстого); Васильков («Бешеные деньги» А.Н.Островского); Вахрушин («Жулик» И.Н.Потапенко); Горич («Горе от ума» А.С.Грибоедова); Мастаков («Старик» М.Горького); Кутов и («Любовь Яровая» К.А.Тренева); Болухатов («Огненный мост» Б.Ромашова).
1867
Александр Викторович Ширяев
русский и советский танцовщик, балетмейстер, преподаватель, сочинитель хара́ктерного танца, один из первых режиссёров кино- и мультипликационных фильмов. Заслуженный артист Республики (1921). Александр Ширяев родился в Санкт-Петербурге. Его дедом по отцовской линии был известный балетный композитор Цезарь Пуни. Отец Гектор (Виктор) Цезарович Пуни (умер в 1889 году) был учеником Цезаря Чиарди, служил солистом-флейтистом в оркестре Большого театра. Мать Екатерина Ксенофонтовна Ширяева также выступала в Большом театре, была артисткой кордебалета. Согласно мемуарам Нинель Юлтыевой, Александр был незаконнорождённым ребёнком, что объясняет его фамилию. Александр начал выступать на сцене ещё ребёнком, играя в спектаклях Александринского драматического театра. В 1885 году А. Ширяев окончил Санкт-Петербургское Императорское театральное училище, где его преподавателями были М.И.Петипа, П.А.Гердт, П.К.Карсавин, Л.И.Иванов. В 1886 году он был принят в Мариинский театр, где стал не только ведущим танцовщиком, но и репетитором при Мариусе Петипа. В 1900 году Александр Викторович стал помощником балетмейстера, а в 1903 году — вторым балетмейстером театра. С 1902 года Ширяев путешествовал по Европе и России изучая и записывая народные танцы. 12 мая 1905 года Александр Ширяев оставил службу в Мариинском театре. С 1909 по 1917 год он работал как танцовщик и балетмейстер в Берлине, Париже, Мюнхене, Монте-Карло, Риге, Варшаве. Также Ширяев работал в качестве репетитора в школе, которую он открыл в Лондоне. Почти все выпускники этой школы впоследствии составили труппу Анны Павловой. В Россию Ширяев вернулся в 1918 году.

А.Ширяев в костюме Арлекина
Театральная деятельность
Репертуар Александра Ширяева-танцовщика включал в себя характерные и гротесковые партии в 32 балетах, среди которых «Приказ короля» (Милон), «Спящая красавица» (фея Карабос), «Конёк-горбунок» (Иван-Дурак), «Эсмеральда» (Квазимодо), «Арлекинада» (Арлекин, Кассандр), «Коппелия» (Коппелиус), «Корсар» (Сеид-паша), «Раймонда» (Абдерахман), «Тщетная предосторожность» (Марцелина), «Млада» (Шут) и другие. Был первым исполнителем танца Буффона в балете «Щелкунчик», русской пляски в опере «Дубровский», пляски шутов и скоморохов в «Купце Калашникове» и других танцев, поставленных Львом Ивановым в операх. Работая в Мариинском театре в качестве балетмейстера, Александр Ширяев, совместно с Мариусом Петипа, возобновил такие балеты как: «Наяда и рыбак», «Гарлемский тюльпан», «Коппелия», «Дочь фараона», «Царь Кандавл», «Конёк-Горбунок». Одной из последних постановок Ширяева стало возобновление «Жизели», а последней его работой в Мариинском театре было возобновление «Пахиты». Для своих новых постановок Александр Ширяев применял разработанный им метод домашней подготовки балетов. Он изготавливал куклы из папье-маше высотой в 20—25 см, все части «тела» которых держались на мягкой проволоке. Это позволяло балетмейстеру придавать им нужное положение. Куклы одевались в соответствующие костюмы из бумаги и ткани. Поместив в ряд несколько кукол, Ширяев придавал каждой из них позу, как бы продолжавшую позу предыдущей куклы. Таким образом, весь ряд представлял сочиняемый танец. Затем, выбирая сценки, наиболее его удовлетворявшие, он зарисовывал схему танца на бумажной ленте и нумеровал все па. Получались своего рода раскадровки. На одной из таких раскадровок Ширяев запечатлел танец Буффона с обручем, который он сочинил для себя и исполнял в балете «Щелкунчик» в постановке Л.И.Иванова. Этот номер Буффона в последующих редакциях «Щелкунчика» в России не сохранился.

Титульный лист неизданной книги А.В.Ширяева (1941)
Преподавательская деятельность
С 1891 по 1909 год Александр Викторович был профессором Санкт-Петербургского Императорского театрального училища, где под его руководством был впервые открыт характерный класс. С 1918 по 1941 год Ширяев — профессор Ленинградского хореографического училища (ЛХУ). Он стоял у истоков национального отделения ЛХУ, в частности, воспитал основные кадры башкирского балета. А.В.Ширяев первым в мире создал систему обучения танцовщиков характерному танцу. У него учились балетные артисты многих поколений, в том числе: Андрей Лопухов, Нина Анисимова, Александр Бочаров, Михаил Фокин, Фёдор Лопухов, Александр Монахов, Александр Чекрыгин, Пётр Гусев, Галина Уланова, Галина Исаева, Юрий Григорович и другие. В 1939 году Александр Викторович, совместно с А.И.Бочаровым и А.В.Лопуховым, написал учебник «Основы характерного танца». Он также является автором книги «Петербургский балет. Из воспоминаний артиста Мариинского театра», которая была подготовлена к изданию в Ленинградском отделении ВТО весной 1941 года, но так и не вышла в свет. Фотокопия книги хранится в Национальной библиотеке Санкт-Петербурга.
Кинематограф
Будучи в одной из своих заграничных поездок в Лондоне, Александр Ширяев приобрёл 17,5-мм кинокамеру «Biokam». Первые опыты киносъёмок он предпринял летом на Украине, куда ездил с семьёй. В начале сезона 1904/1905 годов Александр Ширяев обратился в Дирекцию императорских театров с просьбой разрешить ему безвозмездно снимать балерин театра. Однако ему не только отказали, но даже запретили заниматься подобной съёмкой. Среди кинематографических экспериментов Ширяева есть документальные фильмы, танцы и миниатюрные пьесы, трюковая комическая съёмка, съёмка методом пиксиляции. С 1906 по 1909 год Александр Викторович занимался мультипликацией, применяя кукольную, рисованную, а также совмещённую техники. Он устроил в комнате съёмочный павильон и на минисцене специального ящика, имитировавшего театральные кулисы в несколько ярусов с электрическим освещением изнутри, создавал мультипликационные фильмы-балеты. Его целью было не создание нового искусства, а попытка воспроизведения человеческого движения, воссоздание хореографии. Чтобы снять балет «Пьеро и Коломбина», Ширяев сделал более семи с половиной тысяч рисунков. В мультипликационном кукольном балете «Шутка Арлекина» вариации и адажио сняты настолько точно, что по фильму можно восстановить вариации прошлых балетов. В 1923 году Ширяев снялся в роли танцмейстера Скрипочкина в фильме «Комедиантка»
Архив А.В.Ширяева
Сведения о фильмах Ширяева встречаются в книгах Фёдора Лопухова, однако его архив считался утерянным. В 1995 году балетный фотограф Даниил Александрович Савельев передал киноисследователю Виктору Бочарову хранившийся у него архив Александра Ширяева, включающий в себя киноплёнки (35-мм и 17,5-мм) и бумажные ленты с раскадровкой танцев. Архив попал к Савельеву в 1960-х годах от последней жены сына Ширяева. В 2003 году из части материалов Александра Ширяева В. Бочаров сделал часовой фильм «Запоздавшая премьера», который был впервые показан в 2004 году на Фестивале архивного кино в Белых Столбах. Впоследствии все фильмы были восстановлены и оцифрованы при содействии Фестиваля немого кино в Порденоне, руководство которого выделило деньги на реставрацию негативов, а также британской мультстудии Aardman Animations. Основатель студии Питер Лорд посвятил Ширяеву статью в The Guardian, назвав его мультфильмы «удивительными и очаровательными... на десятилетия опередившими своё время». Они были показаны на различных отечественных и международных фестивалях.
Личная жизнь
Александр Ширяев был дважды женат. Его первой супругой была балерина Мариинского театра Наталия Матвеева, с которой они вместе участвовали в постановках. Их единственная дочь также занималась характерным танцем, но в 1912 погибла, утонув. Вскоре умерла и Матвеева («видимо, так и не оправилась от этого удара»). В 1924 Ширяев женился на драматической актрисе Р.Померанцевой, однако, по словам Нинель Юлтыевой, этот брак оказался неудачным. Александр был близким другом отца Юлтыевой, башкирского писателя Даута Юлтыя. После того, как в 1937 году Даута с женой репрессировали как «буржуазных националистов», Ширяев добился переезда 11-летней Нинель в Ленинград и взял все заботы о «внученьке», как он сам её называл, на себя. Умер Александр Ширяев в Ленинграде 25 апреля 1941 года.
Признание и награды: Орден Трудового Красного Знамени; Заслуженный артист РСФСР; Именем Ширяева назван школьный театр Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, балетной школы, где он учился и преподавал.
Некоторые мультипликационные фильмы А.Ширяева: «Пьеро и Коломбина»; «Шутка Арлекина» (1909); «Пьеро — художники».
Литература: Аловерт Н. Запоздавшая премьера ожившие страницы прошлого (недоступная ссылка) // Русский Базар. — № 4. — 20—26 января 2005; Бочаров В. «Забава была впечатляющей» // Киноведческие записки. — № 67. — 29 декабря 2004; Изволов Н. Заметки на полях киноплёнки // Киноведческие записки. — № 67. — 29 декабря 2004; Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете: Воспоминания и записки балетмейстера. — Москва: Искусство, 1966. — 424 страницы; Лопухов Ф. Хореографические откровенности. — Москва: Искусство, 1972. — 216 страниц; Малюкова Л. Незнакомый гений // Новая газета. — 21 января 2009; Носова В.В. Балерины. — Москва: Молодая Гвардия, 1983. — 286 страниц. (Жизнь замечательных людей) (Проверено 29 марта 2009)
1868
Аполлон Аполлонович Коринфский
русский поэт, журналист, писатель, переводчик. Родился в Симбирске, в семье дворянина Аполлона Михайловича Коринфского, бывшего городского судьи и мирового посредника. Необычную фамилию поэт получил от деда, крестьянина-мордвина Михаила Петровича Варенцова, «разыгравшего» (как писал внук) «на театре жизни роль маленького Ломоносова»: Михаил выучился грамоте у приходского дьячка, поступил в Казанскую гимназию и был послан учиться за казённый счёт в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Варенцов выучился на архитектора и при выпуске представил проект «в коринфском стиле»: присутствовавший на выпуске император Александр I дал ему потомственное дворянство и повелел отныне именоваться Коринфским. Впоследствии многие считали литературное имя Аполлона Коринфского многозначительным псевдонимом в стиле «чистого искусства», не подозревая, откуда в действительности такая фамилия у поэта, происходившего по прямой линии из мордовских крестьян. Мать Аполлона Коринфского, Серафима Семёновна Волкова, умерла при его рождении, а в возрасте пяти лет он лишился и отца. Детство мальчик провёл в отцовском имении Ртищево-Каменский Отколоток Симбирского уезда. В 1879 году поступил в Симбирскую гимназию и семь лет проучился в одном классе с Владимиром Ульяновым (Лениным), есть свидетельства, что молодой Ленин бывал в доме Коринфского и пользовался его библиотекой. После гимназии одноклассники не встречались, и только в 1917 году Коринфский узнал, что его одноклассник и революционер Ленин — один и тот же человек.
Литературная деятельность
В последнем классе Коринфский решил уйти из гимназии и заняться литературной деятельностью (по другим сведениям — был исключен из гимназии за чтение «недозволенных» книг и за связь с политическими ссыльными). С 1886 года он сотрудничает в казанской периодической печати; тогда же в печати появляются его первые стихи и рассказы (под псевдонимом Борис Колюпанов). В 1889—1891 жил в Москве, где сотрудничал в журналах «Россия», «Русское богатство» и других изданиях. С 1891 года живёт в Санкт-Петербурге, где работал и публиковался во многих журналах, в том числе «Наше время», «Всемирная иллюстрация»; принимал участие в редактировании журнала «Север». В 1895—1904 был помощником редактора «Правительственного вестника», работая под руководством К.К.Случевского, с которым дружил. В «Правительственном вестнике» Коринфский публиковал историко-этнографические очерки, которые затем вошли в книгу «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901). Ему принадлежит ряд публикаций фольклора Поволжья («Бывальщины и Картины Поволжья», 1899 и другие). Коринфский пропагандировал творчество писателей из народа, многие годы дружил с С.Д.Дрожжиным. Коринфский также выступал как переводчик: переводил Гейне, Кольриджа, Мицкевича, Шевченко, Янку Купалу (с которым был знаком).
Поэзия
С 1894 года начинают публиковаться книги стихов Аполлона Коринфского — «Песни сердца» (1894), «Чёрные розы» (1896), «На ранней зорьке» (для детей, 1896), «Тени жизни» (1897), «Гимн красоте» (1899), «В лучах мечты» (1905), «Песни голи и бедноты» (1909) и другие. Книги Коринфского имели успех среди читателей и неоднократно переиздавались. Поэзию А.А.Коринфского обычно сравнивали с творчеством А.К.Толстого, Л.А.Мея, А.Н.Майкова; сам он считал себя наследником А.К.Толстого. Многие его стихи посвящены деревенской жизни, истории Руси, былинным героям; в некоторых звучат мотивы народничества, сочувствия к тяжёлой жизни крестьян и бурлаков.
Улыбается солнце… До ясных небес
С нивы песня доносится женская…
Улыбается солнце и шепчет без слов:
«Исполать тебе, мощь деревенская!..»
(«В полях», 1892)
Большое впечатление производит стихотворение Коринфского «Святогор» (1893). В 1905 году Коринфский написал сатирическое, построенное на игре рифм, но вызванное происходящими вокруг событиями стихотворение «Столичные рифмы». Критические отзывы о поэзии А.А.Коринфского зачастую были достаточно суровы. Так, В.Я.Брюсов писал: «В груде стихотворных томов г. Коринфского мерцает огонёк поэтического воодушевления, но он еле теплится, редкие художественные строчки разделены целыми десятками трафаретных стихов; отдельные яркие образы вправлены в тусклые, ремесленно задуманные пьесы». А.Л.Волынский в рецензии на сборник «Чёрные розы» назвал Коринфского «посредственным версификатором», который пишет «не без расчёта на декадентские запросы современных читателей». И.А.Бунин, который одно время дружил с Коринфским, впоследствии отзывался о нём с иронией («жизнь в каком-то ложно-русском древнем стиле… в квартирке бедной и всегда тёпло-сырой, всегда горит лампадка, и это опять как-то хорошо, пошло связывается с его иконописностью…»).
Последние годы
Коринфский с радостью встретил Февральскую революцию, но был резко настроен против большевиков, в советской жизни оказался чужим. В 1921 году он писал Дрожжину: «…не пишу почти ничего, совершенно придавленный и растерзанный в клочки проклинаемой всеми жизнью при современном архинасильническом режиме». Работал в издательствах, школьным библиотекарем. 14 ноября 1928 года был арестован вместе с другими участниками литературного кружка, где состоял с 1922 года. 13 мая 1929 года признан виновным в «антисоветской агитации» и на три года лишён права проживать в Ленинграде. Коринфский нашёл работу в Твери, где остался до самой смерти, работая корректором в типографии. Одной из последних его публикаций оказались мемуары о В.И.Ленине, напечатанные в 1930 году в газете «Тверская правда». Умер в Твери 12 января 1937 года. Реабилитирован в 1994.
Проза: Коринфский А.А. Поэзия К.К.Случевского. — Санкт -Петербург.: Издательство П.П.Сойкина, 1899. — 87 страниц; Коринфский А.А. Д. Н. Садовников и его поэзия. — Санкт -Петербург.: Издательство П.П.Сойкина,, 1900. — 112 страниц; Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — 1-е изд. — Москва : Издательство книгопродавца М.В.Клюкина, 1901. — XII, 723 страницы; Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — Москва: Московский рабочий, 1994. — 560 страниц; Коринфский А.А. Пасха царя Алексея: Исторический рассказ. — Москва: Издательство книгопродавца М.В.Клюкина, 1901. — 15 страниц; Коринфский А.А. Трудовой год русского крестьянина: I. Засевки. — Москва: Издательство К.Тихомирова, 1904. — 37 страниц; Коринфский А.А. Трудовой год русского крестьянина: III. Сенокос. — Москва: Издательство К.Тихомирова, 1904. — 16 страниц; Коринфский А.А. Трудовой год русского крестьянина: IV. Озимая запашка. — Москва: Издательство К.Тихомирова, 1904. — 16 страниц; Коринфский А.А. Трудовой год русского крестьянина: V. Рост хлебов. — Москва: Издательство К.Тихомирова, 1904. — 20 страниц; Коринфский А.А. Трудовой год русского крестьянина: VI. Зажинки. — Москва: Издательство К.Тихомирова, 1904. — 24 страницы; Коринфский А.А. Трудовой год русского крестьянина: VII. Сноповоз. — Москва: Издательство К.Тихомирова, 1904. — 16 страниц; Коринфский А.А. Трудовой год русского крестьянина: VIII. Замолотки. — Москва: Издательство К.Тихомирова, 1904. — 19 страниц; Коринфский А.А. Трудовой год русского крестьянина: X. Зазимки. — М Москва: Издательство К.Тихомирова, 1904. — 16 страниц.
Переводы: Баумбах Р. Песни Баумбаха / [Перевод с немецкого и предисловие А.А.Коринфского]. — 2-е, дополненное издание. — Санкт -Петербург: Издательство А.А.Филиппова, 1912. — 218 страниц; Купала Я. Избранные стихотворения в переводах русских поэтов / Собрал и редактировал Ив. Белоусов. — Москва: Типография Кожевенно-обувнного отдела., 1919. — 112 страниц; Шевченко Т.Г. „Кобзарь“. В переводе русских писателей: Н.В.Берга, И.А.Бунина, И.А.Белоусова, Ф Т.Гаврилова, Н.В.Гербеля, В.А.Гиляровского, Е.П.Гославского, Н.Н.Голованова, С.Д.Дрожжина, В.В.Крестовского, П.М.Ковалевского, А.А.Коринфского, Л.А.Мея, М.И.Михайлова, С. А.Мусина-Пушкина, А.А.Монастырского, А.Н.Плещеева, Н.Л.Пушкарёва, И.Д.Радионова, И.З.Сурикова, П.А.Тулуба, А.Шкаффа и др. / Редакция Ив.Ал.Белоусова. — Издание 2-е, значительно дополненное и исправленное. — Санкт -Петербург.: Изд. товарищества „Знание“, 1906. — 402 страницы.
Литература: Иванова Л.Н. Коринфский Аполлон Аполлонович // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. Том 3: К-М / Главный редактор П.А.Николаев. Москва, 1994. Страницы 70-71. ISBN 5-85270-112-2 (том 3); Николаева Л.А. А.А.Коринфский // Поэты 1880—1890 годов / Вступительная статья и общая редакция Г.А.Бялого. Ленинград, 1972. Страницы 414—420.
1869
Рудольф Йетмар (немецкое имя — Rudolf Jettmar)
австрийский художник и график. Родился в Заводже близ Тарнува. Йетмар изучал живопись в венской Академии изящных искусств и работал затем в этой Академии с 1910 года и да 1936, когда, в звании профессора, эмеритировал. В 1929 году, после смерти Фердинанда Шмутцера назначен руководителем класса графики. Также, начиная с 1898 года, преподавал в Женской художественной школе. Начиная с того же года Йетмар участвует в движении Венский сецессион. В работах Йетмара чувствуется влияние Макса Клингера; Йетмар, как и Клингер, относится к крупнейшим представителям австрийского и немецкого символизма. Наиболее известными его графическими работами являются Ночные часы (1910), Прометей (1916), а также 8 гравюр из цикла Каин (по сочинению Байрона).

Строительство адского моста (1899)
Художник занимался также церковной живописью. Крупнейшее произведение живописи Йетмара Путь жизни (1909) погиб во время Второй мировой войны. Художник скончался в Вене от последствий инсульта в 1939 году. Большая часть из немногих сохранившихся его произведений живописи — а это в основном пейзажи и картины мифологической тематики, а также гравюры — находятся во владении семьи художника. В 1989 году, к 50-летию со для смерти Йетмара, австрийская почта выпустила памятную почтовую марку. В 1954 году в 23 округе Вены (район Лизинг) один из переулков был назван Йетмаргассе.
Литература: Hans Hellmut Hofstätter: Rudolf Jettmar, Wien 1984; Hans Bisanz: Bilder von hellen und dunklen Mythen, каталог выставки 1989; Simbolismo-Secessione, Jettmar ai confini dell' impero, каталог выставки, Гориция 1992.

1869
Степан Николаевич Клочков
член III Государственной думы от Вологодской губернии. Православный. Сын священника Николая Стефановича Клочкова. Брат Михаил также был священником, погиб в 1938 году в спецпоселке Шудог. Окончил духовное училище и Вологодскую духовную семинарию (1891). В течение пяти лет состоял учителем церковных школ. В 1896 году был назначен помощником Вологодского епархиального миссионера, прослужив в этой должности до избрания в члены Государственной думы. За свои труды получил в награду от Синода Библию и золотую медаль на Анненской ленте. Состоял членом Усть-Сысольского отдела миссионерского Стефано-Прокопьевского братства и членом-соревнователем при Усть-Сысольском комитете попечительства о народной трезвости. В 1907 году был избран членом III Государственной думы от Вологодской губернии. Входил во фракцию правых. Состоял докладчиком комиссии по народному образованию, а также членом комиссий: по народному образованию, по старообрядческим делам и по рыболовству. После окончания думских полномочий поселился в Усть-Сысольске, продолжал миссионерскую деятельность. В августе 1918 года Усть-Сысольская ЧК арестовала Клочкова в группе именитых горожан. 23 сентября приговорен к расстрелу Революционно-полевым трибуналом. 24 сентября расстрелян в Усть-Сысольске. Был женат на крестьянке Нине Панфиловне Клыковой (?—1940-е), работавшей акушеркой. Их дети: Владимир, Вера и Ольга (умерла в 1968).
Источники: 3-й созыв Государственной Думы: портреты, биографии, автографы. — Санкт-Петербург: издание Н.Н.Ольшанскаго, 1910]; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008; Первый думский депутат из Коми края // Газета Республика №236 (4633) — 24 декабря 2011 года.

1869
Иван Иванович Лаппо
русский историк. Родился в Царском Селе, в семье начальника отделения канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода Ивана Ивановича Лаппо (1848—1897) и Марии Константиновны Платоновой (1848—1888), принадлежавших к старинному дворянскому литовско-русскому роду Лаппо. Учился в Николаевской Царскосельской гимназии В 1892 году окончил курс в Санкт-Петербургском университете по историко-филологическому факультету, где обучался под руководством профессоров В.Г.Васильевского, В.И.Ламанского и С.Ф.Платонова. По окончании университета в течение 5 лет преподавал историю в Николаевской Царскосельской гимназии, а в 1897 году был переведён в женскую Санкт-Петербургскую Мариинскую гимназию, преподавал также в Императорском Воспитательном обществе благородных девиц. В 1901 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Великое княжество Литовское за время от заключения Люблинской унии до смерти Стефана Батория» и осенью 1903 года получил должность приват-доцента Петербургского университета. Летом жил у себя на даче в Сестрорецке. В 1905—1919 годах — профессор русской истории в Юрьевском университете. Также преподавал историю на высших женских курсах в Юрьеве; стоял во главе исторического отделения юрьевских педагогических курсов. В 1911 году защитил докторскую диссертацию в Московском университете. Летом 1918 года вместе с университетом эвакуировался в Воронеж, где участвовал в создании Воронежского университета. В 1921—1933 годах жил и работал в должности приват-доцента юридического факультета Русского народного университета в Праге. Член Русской академической группы и заведующий Русскими курсами при Русской академической группе, организатор работы Русского исторического общества в Праге (1925—1940), член Славянского института. Член православного братства имени Божественной Софии. Сотрудничал в журнале И.А.Ильина «Русский колокол» (1927—1930-е). В 1933—1940 годах — профессор университета Витаутаса Великого в Каунасе. В 1938 году «за заслуги перед Литвой» был удостоен ордена Гедимина III степени, в 1939 году получил литовское гражданство. После оккупации немцами Литвы в августе 1941 года был назначен на должность приват-доцента Вильнюсского университета, но в ноябре того же года уволен как «превысивший установленный Статутом возраст». В конце войны Лаппо с семьей оказался в Дрездене, где 23 декабря 1944 года вместе с женой и сыном, правоведом И.И.Лаппо-младшим, погиб во время бомбардировки города англо-американской авиацией.
Главные труды: «Тверской уезд в XVI в. Его население и виды земельного владения» (Москва, 1894); «Земский суд в Великом кн Литовском XVI» (Журнал министерства народного просвещения, 1897); «Подкоморский суд в Великом кн Литовском XVI—XVII» (Журнал министерства народного просвещения, 1899); «Гродский суд в Великом кн Литовском XVI» (Журнал министерства народного просвещения, 1908); «Великое княжество Литовское за время от заключения Люблинской Унии до смерти Стефана Батория» (том I; Санкт-Петербург, 1901); «Великое княжество Литовское во второй половине XVI столетия. Литовско-русский повет и его сеймик» (Юрьев, 1911); «Полоцкая ревизия 1552 г.» (Москва, 1905); «Описание Полоцких владычних, монастырских и церковных земель ревизорами 1580 г.» (Москва, 1907); «Похищение государственной печати великого княжества Литовского в 1581 г.» (Сборник статей в честь В.И.Ламанского); «Современное состояние науки русской истории и задачи её университетского преподавания» (Юрьев, 1906); «Речь на торжественном акте Императорского Юрьевского университета, посвященном чествованию 300-летнего юбилея Царствующего Дома Романовых» (ib., 1913); «К истории сословного строя великого княжества Литовского. Конные мещане Витебские в XVI столетии» (Сборник статей в честь В.О.Ключевского); «Постановления трех виленских съездов 1587 г.» (Сборник статей в честь С.Ф.Платонова); «Лимитации господарского дворного суда великого княжества Литовского в эпоху пред учреждением Главного Литовского Трибунала» (Сборник статей в честь Д.А.Корсакова); «К вопросу об утверждении литовского Статута 1588 года».// Сборник статей в честь М.К.Любавского. Петроград, 1917.- Страницы 130-171; «К истории панского класса в великом княжестве Литовском» (Москва, 1915); «Литовская метрика» («Русская Историческая Библиотека», XXVII—XXX); Западная Россия и её соединение с Польшей в их историческом прошлом. — Прага, 1924; Логотип Викитеки В Викитеке есть статья об этом авторе — И.И.Лаппо; Происхождение украинской идеологии Новейшего времени. Ужгород, 1926. Издательство Общества имени Александра Духновича, выпуск 28; Идея единства русского народа в Юго-Западной Руси в эпоху присоединения Малороссии к Московскому государству. — Прага, 1929; Россия и славянство. — Ужгород, 1930. 36 страниц.