1859
Август-Карл-Михаил Михайлович Адариди
генерал генерального штаба, военный деятель и писатель. Лютеранин. Из дворян. Получил домашнее образование. К декабрю 1926 года находился в эмиграции в Финляндии — в Гельсингфорсе. Член полкового объединения. Затем во Франции. Умер в Перро сюр Марн 15 ноября 1940 года. Был женат и имел двоих детей.
Военная деятельность
В службу вступил 13 сентября 1876. Окончил Николаевское инженерное училище (1879). Выпущен прапорщиком (старшинство 19 марта 1879) в лейб-гвардии Семеновский полк. Подпоручик (старшинство 11 сентября 1884). Поручик (старшинство 13 января 1885). Окончил Николаевскую академию Генерального Штаба (1888; по 1-му разряду). Штабс-капитан гвардии с переименованием в капитаны Генерального Штаба (старшинство 12 апреля 1888). Состоял при Варшавском Военном Округе. Помощник старшего адъютанта штаба Варшавского Военного Округа (8 декабря 1888-8 августа 1892). Цензовое командование ротой отбывал в лейб-гвардии Семеновском полку (4 октября 1889-24 ноября 1890). Состоял в прикомандировании к Оренбургскому казачьему юнкерскому училищу для преподавания военных наук (8 августа 1892-22 февраля 1894). Подполковник (старшинство 11 сентября 1892). Штаб-офицер при управлении 56-й пехотной резервной бригады (22 февраля 1894-16 декабря 1899). Полковник (старшинство 5 апреля 1896). Цензовое командование батальоном отбывал в 4-м гренадерском Несвижском полку (13 мая-13 сентября 1897). Начальник штаба 35-й пехотной дивизии (16 декабря 1899-1 апреля 1903). Командир 98-го пехотного Юрьевского полка (1 апреля 1903-31 июля 1905). Участник русско-японской войны 1904—1905. Был контужен. Генерал-майор (приказ 1907; старшинство 3 марта 1905; за боевые отличия). Состоял в прикомандировании к Главному Штабу (31 июля 1905-16 октября 1906). Член Военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны (16 октября 1906-11 января 1910). Начальник штаба 12-го армейского корпуса (11 января 1910-15 апреля 1914). Генерал-лейтенант (приказ 1914; старшинство 15 апреля 1914; за отличие). Начальник 27-й пехотной дивизии (15 апреля 1914-15 февраля 1915).
Участник Первой мировой войны
Участник похода в Восточную Пруссию в августе-сентябре 1914, боев при Сталлупенене 17 августа 1914 и Гумбиннене 20 августа 1914, где его дивизия сыграла решающую роль в благоприятном для русской стороны исходе боя. 8 ноября 1914 — распоряжением генерала Епанчина, командира 3-го армейского корпуса, в состав которого входила дивизия Адариди, был отрешен от командования дивизией по причине отказа в исполнении полученного приказания штаба корпуса (каковой факт Адариди позже полностью отрицал). После краткого расследования инцидента, которое было поручено командующим 10-й армией генералом Сиверсом коменданту крепости Ковно генералу Григорьеву, было возбуждено дело о предании Адариди суду по ряду статей СВП. 5 февраля 1915 — телеграммой генерала Епанчина Адариди, который состоял в резерве чинов при штабе Двинского Военного Округа, было предложено подать прошение об увольнении от службы, что Адариди и сделал 6 февраля 1915. 15 февраля 1915 — Адариди был уволен от службы без мундира. 13 ноября 1915 — военно-окружной суд Двинского Военного Округа признал Адариди невиновным в предъявленных ему обвинениях. 30 ноября 1915 — Адариди подал прошение о возвращении на службу, утверждая, что был уволен несправедливо, а расследование по его делу проводилось формально и пристрастно. Однако из-за крайне скверной аттестации, которую дал Адариди при увольнении со службы генерал Сиверс, в возвращении его на службу было отказано, хотя право ношения мундира было ему возвращено. Служил в РККА с 1918 года.
Литературная деятельность: Военно-литературная деятельность Адариди началась с 1880 года статьей в «Русском Инвалиде» и с тех пор непрерывно продолжалась в «Русском Инвалиде», «Военном Сборнике» и «Разведчике». В 1881 году им под редакцией генерал-лейтенанта П.П.Карцова был издан «Полный учебник для полковых учебных команд», а в 1882 году, в сотрудничестве с Л. Детловым — «Учебник» для тех же команд, выдержавший 22 издания. Адариди сотрудничал также в «Энциклопедии военных и морских наук» под редакцией генерала Г.А.Леера, издавал отдельные брошюры по военным вопросам. После русско-японской войны, по мысли Адариди, для ознакомления русской публики с отзывами и выводами иностранцев об этой войне, В.А.Березовским было предпринято издание целой серии переводных сочинений: «Русско-японская война в наблюдениях и суждениях иностранцев». Будучи членом военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны и им составлен том V этой истории — «Мукденское сражение» и дополнение к тому VI — «Набег на Инкоу».
Награды: Святого Станислава III степени (1891); Святой Анны III степени (1899); Святого Станислава II степени (1902); Святой Анны II степени (1905); Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1906); Мечи к Святой Анне II степени (1910); Святого Владимира III степени (19 декабря 1909); Святого Станислава I степени (19 декабря 1912). командорский крест датского ордена Данеброга II степени.
1859
Афако Пациевич Фидаров
русский военачальник, генерал-лейтенант. Высокообразованный офицер (владел семью иностранными языками), А.П.Фидаров не раз привлекался правительством для выполнения дипломатических миссий в Персии и Афганистане. Родился в селении Зильги, в осетинской дворянской семье. Вероисповедания магометанского. Сын офицера Паци Фидарова, в семье было пятеро братьев и четыре сестры. Образование получил во Владикавказском реальном училище. На военной службе с 13 сентября 1880 года. Окончил 2-е военное Константиновское училище (1882). Был выпущен хорунжим (старшинство 19 августа 1882) во Владикавказский полк Терского казачьего войска (ТКВ). Сотник (старшинство 12 октября 1883). Был переведен в Горско-Моздокский полк ТКВ в 1883 году. В августе 1884 года командирован в казачий отдел Офицерской кавалерийской школы. Подъесаул (старшинство 12 января 1886). По возвращении в полк — заведующий оружием полка и командир сотни Горско-Моздокского полка ТКВ, начальник 1-го сотенного участка Горско-Моздокского полкового округа (отдела). Есаул (старшинство 18 мая 1893). 11 сентября 1895 года был командирован в Oфицерскую кавалерийскую школу. По предписанию начальника 1-й Кавказской казачьей дивизии от 21 сентября 1897 года, утвержденному военным министром, командирован в состав инструкторов в Персию. Служил инструктором в Персидской казачьей Его Величества Шаха бригаде. Войсковой старшина (старшинство 11 марта 1901). Помощник командира Сунженско-Владикавказского полка ТКВ по хозяйственной части. Участник русско-японской войны 1904—1905 в составе Терско-Кубанского полка Кавказской конной бригады. Помощник командира Терско-Кубанского конного полка по хозяйственной части (14 апреля 1904-10 мая 1906). Участник боев у Лагоулина, в составе 10-го армейского корпуса на Анпелинском перевале, под Ляояном, на реке Шахэ (в составе 5-го Сибирского армейского корпуса). Полковник (приказ 1904; старшинство 19 декабря 1904; за отличие). Участвовал в набеге на Инкоу, боях у Сандепу. Помощник командира 1-го Сунженско-Владикавказского полка (10 мая 1906-25 февраля 1907). Неоднократно привлекался для выполнения дипломатических миссий в Персии и Афганистане. Командир 1-го Хопёрского полка Кубанского казачьего войска (25 февраля 1907-5 августа 1910). Генерал-майор (приказ 1910; старшинство 4 августа 1910). Командир 2-й бригады 2-й Кавказской казачьей дивизии (5 августа 1910-15 августа 1913). В 1910—1911 годах был в Персии начальником Казвинского, затем Ардебильского отрядов. Командир 2-й бригады 2-й Кавказской казачьей дивизии (с 5 августа 1910). Командующий (позже начальник) 1-й Туркестанской казачьей дивизией (15 августа 1913-1917). Генерал-лейтенант (приказ 4 августа 1916, старшинство август 1916) с утверждением в должности начальника дивизии. В декабре 1917 года вернулся из Персии на родину. Участник Белого движения в составе ВСЮР. С 23 октября 1919 года находился в резерве чинов при штабе войск Северного Кавказа. Остался в России. Был арестован 13 июня 1920 года «за разжигание межнациональной розни»; дело было прекращено 23 января 1921 года особым отделом 10-й армии Кавказского фронта за недоказанностью обвинений. Решением краевой тройки ОГПУ Северо-Кавказского края от 31 декабря 1929 года приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в январе 1930 года: «Заседание краевой тройки при ПП ОГПУ СКК утвердило решение от 15 января 1930 года… А.Фидарова расстрелять в числе других». Реабилитирован (посмертно) на основании статьи I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года.
Семья: Жена — Салихан, дочь ротмистра Асламбека Адырхаева. Усыновил племянника (сына старшего брата Инала) — Геннадия.
Награды: Орден Святой Анны III степени («за отличное окончание курса Офицерской кавалерийской школы»); Орден Святого Станислава II степени (1901); Орден Святой Анны II степени с мечами (1904); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1905); Орден Святого Владимира III степени с мечами (Высочайший приказ 12 июля 1906); Золотое оружие «За храбрость» (Высочайший приказ 21 декабря 1906 года); Орден Святого Станислава I степени (1911); Орден Святой Анны I степени (Высочайший приказ 30 мая 1915 с 14 января 1915); Персидский орден Льва и Солнца V степени (1898); Прусский орден Короны IV класса; Персидская шашка с алмазами.

1860
Марианна Владимировна Верёвкина (немецкое имя — Marianne von Werefkin)
русская художница, представительница экспрессионистского течения в живописи. Родилась в семье крупного военачальника, государственного деятеля Владимира Верёвкина и Елизаветы Дараган (5 июля 1834 — 18 марта 1885), занимавшейся иконописью и портретной живописью. По материнской линии — внучка писательницы и педагога Анны Дараган. Вместе с родителями в 1862 году из Тулы переезжает в Витебск, где отец был назначен военным губернатором. С 1868 по 1878 год семья живёт в Вильно в связи с назначением главы семейства на должность начальника Виленского военного округа. В 1872 году Марианна поступает в Мариинское высшее женское училище в Вильно, где получает образование до 1876 года. В 1879 году переезжает в польский город Люблин, где пробудет с родителями до отъезда в Москву. С 1883 года берёт частные уроки у Прянишникова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также занимается натюрмортом под руководством Поленова. После смерти матери, в 1885 году, переезжает с отцом в Санкт-Петербург, где знакомится с Ильёй Репиным и начинает брать у него уроки рисования.
Красный город (1909)
В 1888 году во время охоты произошел несчастный случай: Верёвкина прострелила себе ладонь правой руки, с тех пор она учится держать кисточку между средним и безымянным пальцем. В музее Висбадена находится работа Репина, на которой изображена Верёвкина с перевязанной рукой. В 1889 году совершает поездку по Кавказу. В 1891 году состоялось знакомство с Алексеем Явленским, который тоже был учеником Репина. В 1892 году принимает участие в XX выставке ТПХВ. В том же году Репин скажет о Верёвкиной, что она «русский Рембрандт», также будет сравнивать её с Веласкесом и Франсиско де Сурбараном. После смерти отца в 1896 году, переехав с Явленским в Мюнхен, на несколько лет прекратила рисовать. В 1897 году Верёвкина отправляется в путешествие в Венецию вместе с Явленским, Грабарём, Ажбе и Кардовским. В 1905 году продолжила заниматься живописью. Познакомилась с художниками Ф. фон Ленбахом и Ф. фон Штуком (1906). Большую часть лета 1908 года провела вместе с Явленским и Кандинским в доме у Габриэль Мюнтер в посёлке Мурнау. В том же приняла участие в выставке Берлинского сецессиона и в салоне в Санкт-Петербурге.
Марианна Владимировна Верёвкина, автопортрет, 1910
4 апреля 1909 года совместно с Кандинским, Явленским, Канольдтом и Эрбслё основывает «Новое Мюнхенское художественное объединение» (Neue Künstlervereinigung München, N.K.V.M.). Первая выставка объединения состоялась Галерее Таннхаузер в Мюнхене. В то время Верёвкина интересовалась японским искусством и ксилографией. В 1910 году работы Верёвкиной выставляются в Риге и Санкт-Петербурге. В 1911 году вместе с Явленским посещает Париж, где встречается с Матиссом. В 1912 году выставляла свои работы совместно с группой «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) в галерее «Der Sturm» в Берлине. В начале декабря 1912 года Верёвкина и Явленский выходят из «Нового Мюнхенского художественного объединения». В 1913 году приняла участие в выставке в Будапеште и в Первом немецком осеннем салоне в Берлине. В 1914 году переехала вместе с Явленским в Швейцарию, после чего участвует в выставке в Дрездене, затем, совместно с группой «Синий всадник», в Хельсинки, Тронхейме, Гётеборге. В 1917 году помогают Александру Сахарову в постановке балета в Лугано. С 1919 года жила в Асконе (кантон Тичино). В 1921 году окончательно рассталась с Явленским. В 1924 году основала художественную группу «Большая медведица» (Der Große Bär), которая, как и созвездие Большой медведицы, включает семь звёзд, состояла из семи членов: Вальтер Хельбиг, Отто Наймайер, Эрнст Фрик, Альберт Кохлер, Гордон мак Кух, Отто ван Райс и Ричард Сивальд. В 1928 году Верёвкина приняла участие в выставке группы «Большая медведица» совместно с Шмидт-Ротлуфом и Рольфсом в берлинской галерее Нирендорф. Умерла в Асконе 6 февраля 1938 года.
Осень. Школа
Избранные работы: «Осень. Школа». 1907 Аскона, Фонд М.Верёвкиной; «В кафе». 1909; «Печальное настроение». 1910; «Автопортрет I», 1910. Мюнхен, Городская галерея Ленбаххауз; «Живодёрня», 1910. Висбаден, Городской музей искусств; «Конькобежец», 1911.
Персональные выставки: 2010 — «Художники русского зарубежья: Марианна Верёвкина (1860—1938)». Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Семья: Дараган, Анна Михайловна (1806—1877) — бабушка, русский педагог и детская писательница; Верёвкин, Николай Никитич (1766—1830) — дед, санкт-петербургский комендант, московский комендант, генерал-лейтенант российской императорской армии; Верёвкин, Владимир Николаевич (1821—1896) — отец, русский генерал, участник Крымской войны; Верёвкин, Пётр Владимирович (17 января 1862 — 18 февраля 1946) — брат, друг императора Николая II, был последовательно Ковенским (1904—1912), Виленским (1912—1915) и Эстляндским (1915—1917) губернатором; Верёвкин, Всеволод Владимирович (1872—1924) — брат; муж Вероники Абегг — художницы, ученицы Репина; Верёвкин, Александр Николаевич (?—1854) — дядя, генерал-майор, участник Кавказской войны; Дараган, Пётр Михайлович (1874—1960) — троюродный брат; флигель-адъютант Его Императорского Величества, полковник Русской императорской армии, участник Первой мировой войны и Белого движения, последний полковой командир Каргопольского драгунского полка, белоэмигрант; Дараган, Иван Михайлович (1885—1977) — троюродный брат; выпускник Пажеского корпуса, Генерального штаба подполковник Русской императорской армии, участник Первой мировой войны и Белого движения, белоэмигрант.
Книги: Bruno Goetz. Das gottlish Gesicht. — 1927; J. Hahl-Koch. Marianne von Werefkin und der russische Symbolismus. — Münch., 1967; K. Federer. Marianne von Werefkin. Zeugnis und Bild. — Zürich, 1975; B. Fäthke. Marianne von Werefkin. Leben und Werk. — Münch. 1988; D. Elger. Expressionismus. — Köln, 2007; Laima Laučkaitė. Ekspresionizmo raitelė Mariana Veriovkina. — Vilnius: Kultūros, filosofijos ir meno institutas, 2007. — ISBN 978-9986-638-95-7; Боулт Дж.Э., Фолини М., Лаучкайте Сургайлене Л. Марианна Верёвкина (1860—1938): Художники русского зарубежья. — Москва: Третьяковская галерея, 2010. — 310 стрниц. — ISBN 978-88-965321-8-8; Олейник Мария. Марианна Верёвкина: Эволюция стиля от символизма к импрессионизму. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2019.
Статьи: Боулт Джон Э. «Воскресный день»: Марианна Веревкина и русский Серебряный век // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — Москва: Наука, 2004. — Страницы 69—80. — ISBN 5-02-010251-2.

1860
Семён Маркович (Шимен Меерович) Дубнов (также Симон Дубнов)
российский еврейский историк, публицист и общественный деятель, один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Писал по-русски и на идише. Родился в городе Мстиславль, Могилёвская губерния. Среди предков Дубновых были известные талмудисты реб Юдл из Ковеля и Иосиф Йоске, автор «Иесод Иосеф» — одного из популярных религиозных сочинений XVIII в. Прапрадед Дубнова Бенцион Хацкелевич в XVIII—начале XIX в. фактически возглавлял еврейскую общину Мстиславля. Первым носителем фамилии Дубнов стал прадед Симона Дубнова — Вольф, бывший видным знатоком раввинской литературы. Первым учителем будущего ученого стал его дед Бенцион, преподававший на протяжении 45 лет Талмуд. По семейной легенде, Дубновы имели родственные узы с дворянским родом Перетц, члены которого ещё на рубеже XVIII—XIX вв. вошли в историю России, сначала как активные представители еврейского населения, а затем, после принятия православия, как русские политические и государственные деятели. В 1844 г. дед С.М.Дубнова Бенцион был свидетелем и участником событий, вошедших в историю под именем «мстиславского буйства», исследованного и описанного позже Дубновым. Семью Дубновых не обошли идейные бури того времени. Дед Бенцион — строгий миснагед — был противником как хасидизма, так и Хаскалы. Семён Дубнов получил традиционное образование в хедере и йешиве. В течение буквально трёх-четырёх лет Дубнов, до тринадцати лет говоривший только на идише, осваивает русский язык. По собственному его признанию, он «получил ключ к богатой русской литературе», а с ним и к «литературе европейской, которая в изобилии преподносилась публике в русских переводах». Вскоре Дубнов вошёл в круг образованной еврейской молодежи, поступил в русскую школу. Талмуд и книги Лебенсона сменили «Даниэль Деронда» Дж. Элиот, поэзия Людвига Бёрне, тома журнала «Дело». Постепенно Дубнов начинает жить как бы в двух мирах — еврейском и русском.
Начало научной и общественной деятельности
В 1880-е гг. занятия наукой, первые литературные опыты свели Дубнова с некоторыми русскими учёными и писателями, интересовавшимися еврейскими проблемами, — Сергеем Бершадским, Николаем Лесковым. Его воспоминания являются практически единственным источником о ранних годах жизни и творчества таких впоследствии знаменитых литераторов, как Аким Волынский, Семён Фруг, Семён Венгеров, Николай Минский. Дубнов принимал активное участие в общественной жизни России конца XIX — начала XX вв. Важнейший период жизни Ш. Дубнова пришёлся на годы пребывания в Одессе (1890—1903), где сложилась его философия еврейской истории. В Одессе входил в кружок выдающихся еврейских писателей, к которому также принадлежали Менделе Мойхер-Сфорим, Шолом-Алейхем, Ахад-Гаам и др. Как член Общества для распространения просвещения между евреями в России, он вместе с сионистами боролся за создание национальных еврейских школ. После погрома 1903 года в Кишинёве Дубнов был одним из тех, кто призывал к созданию активной еврейской самообороны. Дубнов энергично выступал за участие евреев в выборах в Государственную думу (1905) и основал еврейскую секцию партии конституционалистов-демократов (кадеты). Дубнов был членом Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905), но позже отошёл от него. В 1906 г. вместе с соратниками (М.Крейнин, А.Залкинд, В.Мандель, А.Перельман) основал Еврейскую народную партию («Фолкспартей»), которая существовала в России вплоть до 1918 г. Годы между двумя революциями в России, с 1905-го по 1917-й, стали периодом расцвета еврейской исторической науки. Новое поколение русско-еврейской интеллигенции создало Еврейское историко-этнографическое общество и другие научные организации, среди которых было и Еврейское литературное общество, которым он фактически руководил, хотя его учредителем являлся Лазарь Нисселович. Дубнов активно участвовал в основании в Петербурге еврейского университета, в создании «Еврейской энциклопедии», был автором и редактором ежегодника «Еврейская старина». В то же время он продолжал научные исследования, доведя свою «Историю евреев в России» до начала XX века. С.М.Дубнов сразу и однозначно не принял власть большевиков. Он был одним из немногих политических деятелей, отрицательно относившихся как к власти красных, так и белых. Весь опыт учёного, знание истории и поистине редкая прозорливость позволили ему уже в 1918—1920 ггодах высказать убеждение в том, что общество, построенное на отрицании общедемократических принципов, неизбежно рано или поздно придет к возрождению крайних форм национализма, к государственному антисемитизму. То, что национальная еврейская жизнь в Советской России будет уничтожена, он понял одним из первых.
Деятельность в эмиграции и гибель
В 1922 году эмигрировал в Германию. Здесь на склоне лет он решил завершить труд своей жизни — десятитомную историю еврейского народа. С 1922 по 1933 год Дубнов жил в Берлине. За эти годы в различных издательствах и на разных языках вышли в свет в новой редакции три тома его «Всемирной истории евреев», «Новейшая история еврейского народа», «Письма о старом и новом еврействе» и ряд других произведений. С первых дней в Германии Дубнов полностью ушёл в научную работу. В апреле 1923 года Дубнов отметил в дневнике: «Ровно год тому назад в этот день я покинул Петербург и Россию после долгих лет мук заточения в царстве нового деспотизма. Я знал, что еду на „развалины Европы“, но момент выхода из тюрьмы был светел и сулил многое впереди. Прошёл год. Я свободен, я в Берлине, у печатного станка… и что же, счастлив я? Нет, нельзя быть спокойным, дыша атмосферой тревоги». В России остались дочь и сын, другая дочь с детьми жила в Польше. Приход к власти Гитлера заставил С.М.Дубнова покинуть Германию. Он имел приглашение в Палестину и в США, но принял роковое решение и в августе 1933 года переехал в Латвию, так как хотел быть ближе к детям и внукам, а главное — к своему читателю, русскоязычному еврейству. В Риге Дубнов завершил и выпустил все три тома мемуаров (последний — в 1940 году). Присоединение Латвии к СССР в 1940 году создало для Дубнова реальную опасность. Неприятие учёным теории и практики большевизма было хорошо известно. В 1920-х годах он опубликовал в европейской и американской печати несколько статей с резкой критикой советской национальной политики. В свою очередь, в конце 1920-х годов в СССР были изъяты его труды, а он сам подвергнут остракизму. Однако престарелого учёного не арестовали. В Риге застала С.М.Дубнова немецкая оккупация в 1941 году. Существует ряд легенд о последних днях его жизни. Рассказывают, что когда его уводили латышские полицейские, престарелый историк кричал на идише: «Йидн, шрайбт ун фаршрайбт!» («Евреи, пишите и записывайте!»). Доподлинно известно лишь, что его убили в декабре 1941 года в одной из первых акций по уничтожению Рижского гетто.
Российский учёный и общественный деятель Семён Маркович Дубнов
КОНЦЕПЦИИ ДУБНОВА
Еврейская история
В своих капитальных трудах Дубнов определял еврейский народ как «народ, чьим домом является весь мир», и считал, что еврейский народ сформировался в процессе приспособления к тем условиям, в которых он жил. После разрушения Второго храма еврейский народ перешёл к высшей, то есть культурно-духовной стадии исторического развития. Согласно Дубнову, еврейский народ в диаспоре развил особую социальную систему и общинную идеологию. Во все периоды истории еврейства выделялась одна община, более других преуспевшая в сохранении самоуправления, в национальном творчестве и в духовной независимости. Она становилась центром еврейского народа и гегемоном по отношению к остальным общинам. Сделав предметом своих исследований жизнь народа во всех её проявлениях, учёный анализировал и развитие внутренней общественной жизни, историю религиозных течений и историю культуры; при этом собственно еврейская история рассматривается в неразрывной связи с историей стран пребывания. Для Дубнова-ученого равноценны все течения еврейской культуры, их достижения как на иврите, так и на идиш. Не оставлял он вне сферы своего внимания и культурное наследие, созданное на языках диаспоры: в Испании, Франции, Голландии, Германии, Польше, в странах Востока.
Роль религии и идишизм
Еврейскую религию Дубнов рассматривал как средство национальной самозащиты народа, лишенного обычных средств самосохранения, которыми обладают другие народы. Отсюда естественно следует, что в период эмансипации религия теряет свою защитную функцию, и еврейский народ, вступивший в эпоху сотрудничества с народами мира, должен развить светскую культуру, языком выражения которой является идиш.
Отвержение сионизма и ассимиляции
На этом основании Дубнов отвергал как сионизм, считая его выражением лже-мессианства, так и ассимиляторство. Он противопоставлял им концепцию автономизма, изложенную в «Письмах о старом и новом еврействе», которые печатались в журнале «Восход» в 1897—1902 (отдельное издание — Санкт-Петербург, 1907). Одновременно с работой над историческими трудами Дубнов выступал в качестве литературного критика, педагога и публициста. Его перу принадлежит статья «Разговорный язык», посвящённая языку идиш (1909), исследование творчества поэта Лейба Гордона и др.
Автономизм российского еврейства
Дубнов был одним из идеологов возникающего российского еврейства. Защищал позиции национально-территориальной автономии т. н. автономизм, ратовал за переход на русский язык, как средство вхождения евреев в современный мир. Для евреев черты оседлости, замкнутых в своем национальном ареале, язык империи был, по существу, не нужен. В 1870-е гг. экономические и культурные преобразования привели к тому, что молодежь начала овладевать русским языком. В истории российского еврейства 1860—1870-е гг. стали во многом переломными. Реформы Александра II смягчили антиеврейское законодательство, требования экономического развития страны привели к усилению процесса интеграции еврейского народа в жизнь империи. Постепенно польско-литовское еврейство становилось еврейством российским. Еврейская молодежь стремилась вырваться из черты оседлости. Она стала получать образование в русских гимназиях и университетах, вошла в отечественную культуру, науку, экономику и политику. Все это привело к созданию и быстрому росту новой группы — русско-еврейской интеллигенции. Миллионы евреев оставались в черте оседлости, но те несколько сот тысяч, что, вырвавшись из неё, расселились по российским городам, стали предпринимателями, врачами, инженерами, журналистами, литераторами, адвокатами. Это были люди с совершенно новой ментальностью. Шауль Гинзбург, ученик и последователь Дубнова, характеризуя русско-еврейскую интеллигенцию, подчёркивал, что она «в себе объединила лучшие черты русской интеллигенции с верностью и преданностью еврейской культурной традиции» («Дети и внуки Хаскалы»), русские евреи сделали своим третьим, а затем и родным языком русский, они осознавали себя — и стремились внушить это другим — не просто евреями, а евреями именно русскими. Постепенно русско-еврейская интеллигенция стала представительной силой еврейского народа. В 1870-е гг. значительная часть образованной еврейской молодёжи как бы вошла в одно русло с русской, главным образом студенческой, молодежью, находившейся в оппозиции к существующей в стране политической, экономической и идеологической системе. Погромы 1881—1882 гг. на юге России и рост антисемитизма, в том числе и государственного, привели к краху иллюзий о возможности безболезненной интеграции евреев в российское общество, следствием чему были идейный кризис и противостояние между поколением 60-х гг. и новой генерацией российского еврейства. Основные споры шли на страницах периодических изданий «Восход», «Русский еврей», «Рассвет». Своё идейное credo Дубнов обосновал в работах «Что такое еврейская история» и «Письма о старом и новом еврействе». Оно было выработано в острых дискуссиях с такими мыслителями, как Ахад-ха-Ам, И.Равницкий, Х.Н.Бялик, Бен-Ами. Суть концепции С.М.Дубнова заключалась в том, что он, в отличие от большинства своих предшественников, рассматривал еврейство исключительно как нацию духовную. Утратив своё государственно-территориальное существование, еврейство сохранилось лишь потому, что осталось народом духовным, по его определению, «нацией культурно-исторической среди наций политических». До Дубнова в еврейской историографии господствовали теологические концепции, согласно которым евреи рассматривались исключительно как религиозная общность. Дубнов же воспринимает свой народ как нацию, наделенную великим инстинктом самосохранения. Именно этот инстинкт и позволил евреям не только выжить, но и создать автономные формы национального самоуправления в разных странах и в разные века. Это общины Вавилона и Испании, кагалы и ваады в Польше и Литве. В отношении истории российского еврейства концепция Дубнова заключалась в том, что он воспринимал её как поступательный процесс, в ходе которого польско-литовское еврейство постепенно, за столетие после вхождения в состав России, начинало осознавать себя еврейством именно российским, со своими особыми культурными, общественными и политическими задачами. В то же время история евреев в России для Дубнова — это часть и всемирной, и российской истории. Изучая её, он стремился охватить все еврейские территориально-культурные группы; при этом учёный исходил из того, что они жили по единым законам империи. В свою очередь историк Джон Клир отмечал: «По концепции Ш.Дубнова, политика русского правительства по отношению к евреям основана на религиозной нетерпимости и стремлении окрестить евреев, обратить их в православие. На самом деле это подход односторонний, российские власти искали различные способы управления еврейским населением».
Творчество
Первые исторические сочинения Дубнова были посвящены оценке деятельности И.Б.Левинзона, Шабтая Цви и Адольфа (Якоба) Франка, а также изучению хасидизма. В 1893 г. Дубнов опубликовал историко-философский этюд «Что такое еврейская история», в котором, вслед за Генрихом Грецем, представлял историю еврейского народа как историю развития еврейского национального духа. В 1898 г. Дубнов начинает работать над крупными трудами по еврейской истории, первым из которых был «Учебник еврейской истории» (1—3 тома, Одесса, 1898—1901). В 1900-х гг. начала выходить «Всеобщая история евреев» (том 1, Одесса, 1901; в 1903—1905 как приложение к журналу «Восход»; отдельное издание в 3-х томах, Санкт-Петербург, 1904—1906). Четвёртый том был издан под названием «Новейшая история еврейского народа, 1789—1881» (П., 1914). Отдельные части книги Дубнова издавались в советское время (1922—1923) в Москве и Петрограде. Монументальный труд Дубнова «Всемирная история еврейского народа» был опубликован впервые в немецком переводе А.З.Штейнберга (1—10 тома, Берлин, 1925—1929), а затем на иврите (1923—1938) и идише (1948—1958); полное издание книги в подлиннике на русском языке вышло в свет в Риге в 1934—1938 гг. В 1930—1931 гг. в Тель-Авиве вышел в свет на иврите труд Дубнова «Толдот ха-хасидут» («История хасидизма», в переводе на немецкий язык А.З.Штейнберга), подведший итог длительному изучению Дубновым хасидского движения. Дубнов сотрудничал в «Джуиш энциклопедия» (1901—1905) и «Еврейской энциклопедии» (1908—1913; был соредактором первого тома). Последние статьи Дубнова вышли накануне 2-й мировой войны: «Русско-еврейская интеллигенция в историческом аспекте» («Еврейский мир», Париж, 1939) и «Пробуждение мировой совести и участь еврейства» («Русские записки», книга 4, Париж, 1939). Богатый материал о жизни и деятельности Дубнова и его эпохе содержится в его воспоминаниях: «Книга моей жизни» (1—2 тома., Рига, 1934—1935; 3-й том опубликован в 1940 в Риге в издательстве автора и уничтожен нацистами в 1941; переиздан Союзом русских евреев (Нью-Йорк, 1957) и в России (Санкт-Петербург: «Петербургское востоковедение», 1998)) и в книге С. Дубновой-Эрлих «Жизнь и творчество С. М. Дубнова» (Нью-Йорк, 1950).
Другие произведения: Краткая история евреев (книга).
Переводы: Эрнест Ренан. История израильского народа, 1908—1912.
Семья: Дочь — София Семёновна Дубнова-Эрлих (1885—1986), поэтесса, переводчица с идиша и немецкого на русский язык, жена видного деятеля Бунда Х.М.Эрлиха. Их сын — Виктор Генрихович Эрлих, литературовед и филолог-славист; Сын — Яков Семёнович Дубнов (1887—1957), математик, профессор МГУ, в последние годы жизни — редактор сборника «Математическое просвещение»; Племянники — историк Исаак Моисеевич Троцкий и филолог-латинист Иосиф Моисеевич Тронский.
Память: Институт еврейской истории и культуры имени Симона Дубнова при Лейпцигском университете; Именем Дубнова названа Рижская еврейская средняя школа; Высшая гуманитарная школа имени С.Дубнова; Именем Дубнова названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Раанане, Беэр-Шеве, Реховоте, Холоне и Ришон Ле-Ционе.
Литература: Гельман Б.Н. Интервью Джона Клира газете «Pазсвѣтъ» (№ 12, 2003) // Проблемы еврейской истории. Часть 1 / Под редакцией В.В.Мочаловой. — Москва: Книжники, 2008. — Страницы 13—20. — 504 страницы — 2000 экземпляров. — ISBN 978-5-995-30019-9; Гинзбург С.М. О еврейско-русской интеллигенции // Еврейский мир: Ежегодник за 1939 г. — Париж, 1939. — Страница 36; Кельнер В.Е. Миссионер истории. Жизнь и труды Семёна Марковича Дубнова. — Санкт-Петербург: МІРЪ, 2008. — 710 страниц. — ISBN 978-5-98846-041-1; Фрумкин Я.Г. Из истории русского еврейства // Книга о русском еврействе. — Нью-Йорк, 1960.
1861
Поль Франсуа Гроссетти (французское имя — Paul François Grossetti)
французский генерал, участник колониальных войн Франции и Первой мировой войны. Сын капитана 44-го пехотного линейного полка, родился 10 сентября 1861 года в Париже, по происхождению корсиканец. Образование получил в Сен-Сирской военной школе, по окончании которой служил в зуавских полках. Принимал участие в колониальных кампаниях в Африке и Азии, отличился в Тонкинской экспедиции. В 1890—1893 годах прошёл курс наук в военной академии и далее служил на должностях Генерального штаба. Кавалер ордена Дракона Аннама (1889). Накануне Первой мировой войны был произведён в дивизионные генералы и назначен командовать 42-й дивизией. Отличился в сражении на Изере, где сумел остановить немецкое наступление. Далее он сражался в Шампани и под Верденом. 4 мая 1916 года российский император Николай II наградил Гроссетти орденом Святого Георгия IV степени. В 1916—1917 годах Грозетти сражался в рядах Восточной армии и был награждён крестом Великого офицера ордена Почётного легиона. Весной 1917 года Гроссетти крайне неудачно действовал против болгарских войск в битве за Красную стену на Салоникском фронте. В конце 1917 года он заболел дизентерией и скончался в Париже 7 января 1918 года.

Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Награды: Орден Святого Георгия IV степени; Кавалер ордена Почётного легиона; Орден Дракона Аннама.
Память: В Аяччо Полю Гроссетти установлен памятник.
Источники: Шабанов В.М. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769—1920. Биобиблиографический справочник. Москва, 2004. — Страница 479. — ISBN 5-89577-059-2
[536x700]
1861
Федор (Теодор Георг Андреас) Эдуардович Молин
выдающийся русский математик, заслуженный деятель науки РСФСР (1934), доктор физико-математических наук (1935). Родился в Риге. Прадед Молина был родом из Швеции, в середине XVIII в. поселился в России недалеко от Ревеля (Таллинна) и был учителем приходской школы. Его сын, дед Молина, Андрей Молин, был часовых дел мастером. Отец Молина, Эдуард Андреевич Молин (1823—1870), получил образование в Рижской гимназии и Дерптском университете. По окончании университета в 1843 г. и сдачи экзамена на звание учителя классических языков работал домашним учителем в Риге, позднее заведовал частным учебным заведением. Мать — Гертруда Гартман — была домашней учительницей. Среднее образование Молин получил в Рижской губернской гимназии (1872—1879). Владел, кроме классических, почти всеми европейскими языками: немецким, французским, итальянским, испанским, португальским, английским, голландским, шведским, норвежским. В 1883 году окончил Дерптский университет с ученой степенью кандидата астрономии. Следующие два года работал в Лейпциге, где начал заниматься линейными преобразованиями эллиптических функций. После возвращения в Дерптский университет был назначен доцентом по кафедре чистой математики. Магистерскую диссертацию Молин защищает 25 октября 1885 г. В 1892 году он публикует статью «О системах высших комплексных чисел» (1891), результаты, достигнутые в которой, он использовал в дальнейших трудах. Работа была представлена в качестве докторской диссертации. После ее защиты в Дерптском университете 29 сентября 1892 году Молин был утвержден в степени доктора чистой математики. Результаты исследования Молина сразу получили международное признание. Однако никто из Московского и Санкт-Петербургского университетов не оценил эти результаты, и Молин был назначен в Томский технологический институт, в 1909-1911 годах декан инженерно-строительного отделения Института. В 1911 году за оппозиционность в отношении властей был уволен в отставку. В сочинении «О системах высших комплексных чисел» заложены основы общей теории системы гиперкомплексных чисел. Молин устанавливает некоторую нормальную форму основных единиц для системы гиперкомплексных чисел, а также связь их с группами и матрицами. Молиным доказаны важные теоремы о строении систем гиперкомплексных чисел (или ассоциативных алгебр). Прежде всего автор выделяет числовые системы, названные им простыми числовыми системами (простые алгебры, по новейшей терминологии). На такие числовые системы обратил в свое время внимание С.Ли. Молин исходит из другого определения: простые числовые системы он характеризует тем, что для таких систем при линейных преобразованиях уравнений, определяющих произведения, нельзя выделить части уравнений для числовой системы с меньшим числом основных единиц. Важным результатом исследований Молина является теорема, что любая простая числовая система обладает квадратным числом основных единиц. В 1893 году Молин обручился с Элизой Карловной Браниус, известной в то время в Дерпте преподавательницей иностранных языков. В течение 1899 года Молин находился заграницей, главным образом в Италии, где знакомился с подлинными рукописями математиков средневековья и Возрождения, хранящимися в библиотеке Ватикана. В Томске Молину пришлось выстраивать математическое образование с нуля. Он самостоятельно создавал задачи для студентов, позже выпущенные в виде литографированных книг. К 1909 году Молин разработал и издал 12 курсов лекций и сборников задач. В 1917 году Молин назначен профессором математики физико-математического факультета Томского университета. Факультет был только что создан, и ученый занимался организацией факультета. Молин оказал мощное воздействие на становление преподавания математических дисциплин в Томском государственном педагогическом институте. В течение десяти лет (1931—1941 гг.) он читал лекции по математическому анализу, теории функций действительного переменного, элементам высшей алгебры, проективной геометрии, различные спецкурсы, руководил дипломными и аспирантскими работами. С 13 октября 1936 года руководит семинаром по дифференциальным уравнениям для научных работников кафедры математики и подготовкой диссертационных работ по математике. С 1 ноября 1937 года назначен заведующим кафедрой математики (по совместительству). На протяжении ряда лет Молин возглавлял государственную экзаменационную комиссию на физико-математическом факультете Томского государственного педагогического института. Он заложил тесные связи между механико-математическим факультетом Томского государственного университета и физико-математически факультетом Томского государственного педагогического института, которые сохраняются и поныне. Умер в Томске 25 декабря 1941 года. В 1985 году Институт математики Сибирского Отделения Академии Наук СССР издал труды Фёдора Эдуардовича в виде сборника «Числовые системы». После смерти Молина его бумаги хранились у его дочери Элизы Фёдоровны Молиной, доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой классической филологии Томского университета. В 1994 году архив перешел в Научную библиотеку Томского государственного университета. Он содержит около 5 тысяч листов и никогда не обрабатывался. Обработка осложняется тем, что Молин писал по-немецки т. наз. готическим шрифтом.
Опубликованные труды: Bahn des Kometen 1880 III // Astronomische Nachrichten. — 1883. — № 2519. — S. 353—362; Zusatz zur Bahnbestimmung des Kometen 1880 III in A.N. 2519 // Astronomische Nachrichten. — 1883. — № 2528. — S. 112—113; Uber gewisse in der Theorie der elliptischen Functionen auftretende Einheitswurzlen. Vorgelegt von Prof. Klein // Ber. d. k. Saechs. Ges. Wiss. — 1885. — 12 Jan. — S. 23-38; Uber die lineare Transformation der elliptischen Functionen. — Dorpat, 1885. — 24 S; Ueber Systeme hoeherer complexer Zahlen // Mathematische Annalen. — 1893. — № 41. — S. 83-156; Berichtigung zum dem Afsatze «Ueber Systeme hoererer complexer Zahlen» // Mathematische Annalen. — 1893. — № 42. — S. 308—312; Eine Bemerkung zur Theorie der homogenen Substitutionsgruppen // Sitzungsber. d. Naturforsch. Ges. — Dorpat, 1897. — № 11. — S. 259—274; Ueber die Anzhal der Variabeln einer irreductibelen Substitutionsgruppen // Sitzungsber. d. Naturforsch. Ges. — Dorpat, 1897. — № 11. — S. 277—288; Ueber die Invarianten der linearen Substitutionsgruppen // Sitzungsber. Akad. Wiss. — Berlin, 1897. — № 52. — S. 1152—1156; Интегральное исчисление. Часть 1: Неопределенный интеграл. — Томск, 1902. — 192 страницы. (литографическое издание); Интегральное исчисление. Часть 2: Определенный и кратные интегралы. — Томск, 1902—1903. — 248 страниц. (литографическое издание); Исчисление бесконечно малых величин. — Томск, 1903. — 335 страниц. (литографическое издание); Ueber gewisse transzendente Gleichingen // Math. Ann. — 1903. — № 103. — S. 35-37; Дифференциальное исчисление. — Томск, 1904. — 298 страниц. (литографическое издание); Интегральное исчисление. — Томск, 1904. — 256 с. (литографическое издание); Исчисление бесконечно малых величин. Часть 1. — Томск, 1904. — 231 страница. (литографическое издание); Интегрирование дифференциальных уравнений. — Томск, 1904. — 400 страниц. (литографическое издание); Курс дифференциального и интегрального исчисления. Часть 1. — Томск, 1907. — 172 страницы. (литографическое издание); Дифференциальные уравнения. Лекции IV семестра 1907/1908 учебного года. — Томск, 1908. — 190 страниц. (литографическое издание); Дифференциальное и интегральное исчисление. Часть 2. Лекции II семестра 1907/1908 учебного года. — Томск, 1909. — 203 страницы. (литографическое издание); Исчисление бесконечно малых величин. — Томск, 1909. — 201 страница. (литографическое издание.); Loesungen der Aufgabe 148 // Jahresbericht der Duetschen Math. Vereinigung. — 1934. — № 44. — S. 35-37; Системы высших комплексных чисел с одной главной единицей // Известия НИИ математики и механики Томского университета. — Томск, 1935. — № 1. — Страницы 217—224; Об одном преобразовании гипергеометрической строки // Ученые записки Томского педагогического института. — Томск, 1939. — № 1. — Страницы 119—121.
Литература: Канунов Н.Ф. Фёдор Эдуардович Молин (1861—1941). — Москва: Наука, 1983. — 112 страниц: иллюстрации; Канунов Н.Ф. Фробениус и Молин // Ученые записки Кабардино-Балкарского университета: Серия физико-математических наук. — Нальчик, 1963. — Том 19. — Страницы 155—157; Круликовский Н.Н. История развития математики в Томске. — Томск: Издательство Томского университета, 1967. — Страницы 10-20, 28-35, 43-50; Круликовский Н.Н. Об изучении научного наследства и архива Ф.Э.Молина // Труды Томского университета. — Томск, 1963. — Том 163. — Страницы 3-5; Круликовский Н.Н. О рукописных материалах научного архива Ф.Э.Молина // Доклады ІІІ Сибирской конференции по математике и механике. — Томск, 1964. — Страницы 190—191; Копанева Л.С., Чехлов А.Р. Об архиве Ф.Э.Молина // Вестник Томского государственного университета: Серия Математика и механика. — Томск, 2011. — № 3(15); Молин Фёдор Эдуардович // Профессора Томского государственного педагогического университета: Биографический словарь / Автор-составитель Т.В.Галкина. — Томск: Издательство ТГПУ, 2005.
1861
Николай Петрович Стремоухов
русский генерал, генерал-лейтенант Генерального штаба. Происходил из дворянского рода Стремоуховых. Православный. Из дворян Нижегородской губернии. Сын тайного советника Петра Дмитриевича Стремоухова (1828—1918) и Екатерины Николаевны Биппен, родной брат губернатора и сенатора Стремоухова Петра Петровича, читайте Артура Горака «Институт губернаторства Российской империи в исторической ретроспективе: по воспоминаниям П. П. Стремоухова». Окончил Пажеский корпус и Николаевскую академию Генерального штаба (1888 год). Из Пажеского корпуса выпущен в Лейб-гвардии Егерский полк. После окончания академии служил по Генеральному штабу в Кавказском и Виленском военных округах. Участник русско-японской войны — командовал 174-м пехотным Роменским полком, воевавшим в Маньчжурии. В Первую мировую войну: 1914 года — генерал-майор, начальник штаба 7-й армии; 1916 год — начальник 34-й пехотной дивизии. В 1918—1920 годах председатель контрольной комиссии Комитета содействия Вооруженным Силам Юга России (Добровольческая армия). В эмиграции проживал в Югославии. Здесь находился на службе в Военном министерстве в Загребе и одновременно возглавлял группу русских офицеров Генерального штаба. Скончался в Загребе 8 декабря 1938 года.

1862
Александр (в миру — Александр Иванович Трапицын)
епископ Православной российской церкви, архиепископ Пугачёвский, викарий Саратовской епархии. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году. Родился в селе Волма Вятского уезда Вятской губернии (ныне Кирово-Чепецкий район Кировской области), в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии. У родителей было 8 сыновей. Трое его братьев стали священниками, а Азарий — художником. Окончил Вятское духовное училище (1878), Вятскую духовную семинарию (1884), Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Постановления против симонии в Греко-Восточной и Русской Церкви» (1888).
Священник и преподаватель
С 1888 года надзиратель за учениками Вятского духовного училища. В том же году женился, в 1892 году овдовел после рождения сына. 7 марта 1889 года рукоположён в сан диакона, 26 февраля — в сан священника к Всехсвятскому кафедральному собору города Вятки. В 1892—1897 годах депутат от Духовного ведомства в Вятской городской думе, цензор проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания. Законоучитель в Вятском епархиальном женском училище (1889) и Александровском реальном училище. В 1894 году совершил паломничеству в Святую Землю. С 8 июня 1896 года член Вятского епархиального училищного совета. Определением Святейшего синода от 15-24 сентября переведён инспектором в Вятскую духовную семинарию, с 1900 года её ректор. 11 марта 1900 года епископом Вятским и Слободским Алексием (Опоцким) пострижен в монашество с прежним именем. В 1901 года командирован в Сарапул для ревизии духовного училища. 10 августа 1901 года указом Святейшего синода назначен ректором Калужской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Член Совета Калужского отдела Императорского православного палестинского общества. Награжден наперсным крестом (1900), орденами Святой Анны II степени (1902), Святого Владимира III (1905) и II (1912) степеней.
Архиерей
25 декабря 1904 года хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Хиротонию совершили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) и др.

Епископ Муромский Александр
С 1905 года председатель Владимирского епархиального училищного совета и товарищ председателя Владимирского отдела Императорского палестинского православного общества. С 6 деабря 1907 года — епископ Юрьевский, первый викарий Владимирской епархии. С 11 июня 1912 года — епископ Вологодский и Тотемский. С начала Первой мировой войны организовал в епархии активную благотворительную деятельность. В 1917 году участник Всероссийских съездов ученого монашества (председатель секции «Об ученом монашестве на духовно-учебной и неучебной службе») и представителей от монастырей, с правом решающего голоса, член Всероссийского поместного собора, участвовал во всех трёх сессиях, член II, III, V, VIII, XI, XVII отделов. В 1919 года осуждён на полгода принудительных работ. С 1920 года архиепископ Симбирский и Сызранский. В январе 1923 года официально признал обновленческое Высшее церковное управление, но в апреле 1923 года из-за нежелания сотрудничать с обновленцами удалился на покой, жил при храме Всех Святых в Симбирске, осенью после покаяния вернулся к управлению епархией. Поддержал т. н. Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года и получил назначение на Симферопольскую и Крымскую кафедру.
Служение в Самаре
С августа 1928 года архиепископ Куйбышевский. Епархия не имела правящего архиерея с 1924 года, в городе у православных был лишь один храм, а остальные принадлежали обновленцам. Много ездил по епархии, проповедовал крестьянам, устраивал крестные ходы, рукополагал священников из диаконов и грамотных крестьян. В результате в Самарской губернии православных приходов стало больше, чем обновленческих. Поддерживал возвращавшееся из ссылок и тюрем духовенство, помогая им зарегистрироваться и получить разрешение на службу, помогал монахиням из закрытого Серафимо-Дивеевского монастыря, проводил тайные монашеские постриги. Был прост, скромен и милосерден, часто раздавал свои вещи неимущим вернувшимся из заключения священникам, помогал семьям репрессированных. В 1933 году против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в антисоветской деятельности. Власти обвинили его в том, что он являлся «руководителем контрреволюционной группы церковников… Неоднократно руководил нелегальными сборищами в своем доме… на которых давал антисоветские установки. Вел проповедническую работу в антисоветском духе, обрабатывал религиозных фанатиков для принятия ими сана попов. Вел антисоветскую агитацию среди крестьян, приезжавших к нему из деревни для подыскания попов». 29 октября 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трём годам ссылки на Урал.
С 1936 года архиепископ Пугачёвский, викарий Куйбышевской епархии. Вернувшись из ссылки, поселился в Ульяновске. В 1936 переехал в Самару, где служил по благословению правящего архиерея в Петропавловском храме.
Последний арест и мученическая кончина
30 ноября 1937 года был арестован вместе с 26 священнослужителями и мирянами. Был обвинён в том, что «объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих… „страдальцев за веру“, что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию…» Виновным себя не признал. 21 декабря 1937 года приговорён к расстрелу; 14 января 1938 года приговор был приведён в исполнение. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Вместе с ним канонизированы проходившие по его делу и не признавшие своей вины священники: Иван Иосифович Сульдин (1880—1938), Иван Васильевич Смирнов (1873—1938), Александр Александрович Органов (1873—1938), Трофим Григорьевич Мячин (1888—1938), Александр Петрович Иванов (1866—1938), Вячеслав Александрович Инфантов (1883—1938), Василий Иванович Витевский (1873—1938), Яков Иванович Алферов (1878—1938).
Библиография: В день священного коронования благочестивейшего государя императора Николая Александровича // Вятские епархиальные ведомости. 1891. № 19; Из впечатлений паломника во Святую землю // Вятские епархиальные ведомости. 1895. № 4–11, 18, 21; 1896. № 6, 13, 24; 1897. № 21; 1898. № 15; Воззвание к православной пастве // Вологодские епархиальные ведомости. 1917. № 8; Переписка с мирскими властями о вскрытии святых мощей преподобного Феодосия Тотемского // Даниловский благовестник 1998. Вып. 9. Страницы 36–41; Письма к Патриарху Тихону и М.Ветошкину // Следственное дело Патриарха Тихона. Москва, 2000. Страницы 522–528; Телеграмма Святейшему Синоду от 18 марта 1917 // Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. 2-е издание, исправленное и дополненное / Составление, предисловие и комментарии М.А.Бабкина. Москва, 2008. Страница. 244.
Литература: Игум. Дамаскин (Орловский). Александр // Православная энциклопедия. — Москва, 2000. — Том I : «А — Алексий Студит». — Страница 484. — 752 страницы — 40 000 экземпляров — ISBN 5-89572-006-4.