• Авторизация


10 сентября родились... 10-09-2025 03:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[610x698]
1784
Александр Иванович Кутайсов
русский военачальник, генерал-майор, граф, служивший инспектором-адъютантом генерального инспектора кавалерии графа Алексея Аракчеева. Образованнейший человек своего времени (изучал в Вене и Париже восточные языки, математику и военное дело); начальник артиллерии 1-й армии, талантливый полководец, которому прочили славу Суворова. Отец - граф Иван Павлович Кутайсов (1759 — 1834), турок взятый в плен в Бендерах и подаренный Павлу I. Благодаря положению отца Кутайсов в 10 лет был записан в гвардию унтер-офицером, а в 15 лет дослужился уже до гвардии полковника. В начале 1806 года получил чин генерал-майора. В войне 1806-1807 показал себя отважным командиром конной артиллерии. Впервые был в бою при Голымине, отличился при Эйлау и Фридланде. После окончания военных действий, ощущая недостаток образования, Кутайсов в 1810-1811 взял отпуск и отправился в Европу. Он посещал в Вене и Париже лекции по фортификации, артиллерии, математике. Составил «Общие правила для артиллерии в полевом сражении». В 1812 был назначен начальником артиллерии 1-й армии. При её отступлении участвовал во всех арьергардных манёврах. Отличился при Островно и Смоленске. В Бородинском сражении был убит при попытке отбить батарею Раевского 7 сентября 1812 года. Тело Кутайсова не было найдено. Жуковский писал о нём в знаменитой оде «Певец во стане русских воинов» (1812):

А ты, Кутайсов, вождь младой…
Где прелести? Где младость?
Увы! он видом и душой
Прекрасен был, как радость;
В броне ли, грозный, выступал —
Бросали смерть перуны;
Во струны ль арфы ударял —
Одушевлялись струны…
О горе! верный конь бежит
Окровавлен из боя;
На нем его разбитый щит…
И нет на нём героя…

Военные историки считают несвоевременную гибель начальника артиллерии причиной сбоев в снабжении батарей боеприпасами. Широко цитируется приказ Кутайсова по артиллерии накануне Бородинского сражения: «Подтвердить от меня во всех ротах, чтобы они с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки. Сказать командирам и всем офицерам, что отважно держась на самом близком картечном выстреле, можно только достигнуть того, что неприятелю не уступить ни шагу нашей позиции. Артиллерия должна жертвовать собою; пусть возьмут вас с орудиями, но последний картечный выстрел выпустите в упор, и батарея, которая таким образом будет взята, нанесет неприятелю вред, вполне искупающий потерю орудий». Можно предположить, что лицо Кутайсова на портрете Военной галереи скопировано в мастерской Доу с изображения, выполненного во время пребывания молодого генерала за границей незадолго до Отечественной войны. Об этом свидетельствует такая деталь, как наличие усов, носить которые разрешалось только служившим в легкой кавалерии – уланам, гусарам и казакам.
Кутайсов snegiri (700x433, 368Kb)
Бюст Александра Кутайсова установлен перед домом отдыха «Снегири», выстроенным в советское время на месте родовой усадьбы Кутайсовых «Рождествено».
Кутайсов RR5710-0012R (700x694, 341Kb)
В 2012 году Центральным банком Российской Федерации была выпущена монета (2 рубля, сталь с никелевым гальваническим покрытием) из серии «Полководцы и герои Отечественной войны 1812 года» с изображением на реверсе портрета генерал-майора А.И.Кутайсова. Источники: Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812—1815 гг. // Российский архив : Сборник — Москва: студия «ТРИТЭ» Н.Михалкова, 1996. — Том VII. — Страница 440; Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Кутайсов, Александр Иванович // Военная галерея Зимнего дворца. — 3-е издание — Ленинград: Искусство, 1981. — Страницы 129-131; Смирнов А.А. «Александр Иванович Кутайсов»; «Прекрасный, как радость. 27-летний генерал Кутайсов пропал в огне Бородинской битвы» // «Российская газета», 14 июня 2013 г., № 126 (6102); Кутайсов, Александр Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

[560x700]
1786
Николас Браво Руэда (испанское имя — Nicolás Bravo Rueda)
деятель латиноамериканского национально-освободительного движения, президент Мексики. Николас Браво Руэда родился в Чичиуалько в Испанской Америке. Его родителями были Леонардо Браво и Гертрудис Руэда де Браво. В годы войны за независимость Мексики Николас сначала воевал вместе с Эрменегильдо Галеаной (исп.)русск., а потом — вместе с Хосе Морелосом. В 1811 году он стал командующим войсками провинции Веракрус, в 1813 защищал Чипальсингский конгресс (англ.)русск.. В 1817 году Николас Браво Руэда попал в плен к роялистам, и получил свободу лишь в 1820 году. В 1821 году он поддержал «План Игуалы», и 27 сентября 1821 года в составе «Армии трёх гарантий (англ.)русск.» вошёл в Мехико. После того, как Агустин Итурбиде короновал себя императором и разогнал Конституционный конгресс, Николас Браво Руэда примкнул к оппозиции, сформировавшей свои органы власти в Оахаке, и двинулся во главе армии на Мехико. После свержения Итурбиде Николас Браво Руэда был введён в 1823 году в состав Временной исполнительной власти, подготовившей провозглашение первой мексиканской республики. Проиграв в 1824 году президентские выборы Гуадалупе Виктории, Николас Браво Руэда стал при нём вице-президентом. В Мексике отсутствовали политические партии, и политическая борьба выражалась в противоборстве двух масонских лож — ложи Шотландского устава и ложи Йоркского устава. С 1823 по 1827 году Николас Браво Руэда возглавлял ложу Шотландского устава, а когда в 1827 году ложа Йоркского устава стала брать верх — поднял вооружённое восстание. Это выступление было легко подавлено властями; 7 января 1828 года Николас Браво Руэда был схвачен, и вместо смертной казни выслан в Эквадор. В 1829 году, после смены правительства, Николас Браво Руэда вернулся в Мексику. Он занимал различные правительственные посты, а в 1839 году стал временным президентом страны. Впоследствии ему пришлось занимать этот пост ещё два раза. В годы войны с САСШ Николас Браво Руэда принял участие в сражении при Чапультепеке, и 13 сентября 1847 года попал в плен. Николас Браво Руэда скончался в своём поместье 22 апреля 1854 года одновременно со своей женой, что породило слухи об их отравлении.

[572x700]
1788
Жак Буше де Перт (Jacques Boucher de Perthes; полное имя — Жак Буше де Кревкёр де Перт, Jacques Boucher de Crèvecœur de Perthes)
французский археолог, один из основателей научной археологии. Родился в Ретеле. Работал таможенником в родном городе Абвиле. Принимал участие в создании местного музея. В 1837 году в речных отложениях на берегу реки Соммы обнаружил останки вымерших животных вместе с обработанными человеком каменными орудиями, а именно обитые камни. В 1847 году он выпустил книгу «Кельтские и допотопные древности» (Antiquités celtiques et antédiluviennes), и в 1860 — «Допотопный человек и его труды» (De l’Homme antédiluvien et de ses œuvres). Буше де Перт пришёл к выводу, что возраст человека на Земле гораздо древнее, чем представляет традиционная библейская хронология. Последующие находки подтвердили выводы Буше де Перта; он считается основоположником археологии, прежде всего археологии каменного века.
[700x377]
Каменный топор из «Menchecourt-les-Abbeville», выставленных на Всемирной выставке 1867 года.
Своими книгами он привлек внимание к проблеме происхождения человека. Умер в Абвиле 5 августа 1868 года. Литература: Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. — Москва Политиздат, 1990. — 223 страницы. — ISBN 5-250-00768-6.

1792
Иоанн Готтфрид Людвиг Козегартен (немецкое имя — Johann Gottfried Ludwig Kosegarten)
немецкий ориенталист и историк, сын поэта Людвиг Козегартена, член-корреспондент Петербургской академии наук.Иоанн Готтфрид Людвиг Козегартен родился в селе Альтенкирхен в северной части полуострова Виттов на германском острове Рюген в Балтийском море. С 1817 года работал профессором восточных языков в Йенском университете, а с 1824 года занял ту-же должность в университете Грейфсвальда. В 1839 году был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Козегартен известен крупными заслугами в области изучения арабского языка и литературы; он издал «Моаллаку Амр-ибн-Кольтума» (Йена, 1819), по арабским рукописям, хранящимся в Париже, Готе и Берлине, составил «Chrestomathia arabica» (Лейпциг, 1828) и приступил к оставшимся незаконченными изданиям: арабских летописей — «Annales Taberistanenses» (том I—II, Грейфсвальд, 1831—1837), сборника арабских песен «Kitâbal Aghâni» (т. I, Грейфсвальд, 1840—1846) и арабского стихотворного сборника «The Hundsailian poems» (том I, Лондон, 1854). Помимо этого он издал сборник персидских басен «Tuti Nameh» (Штутгарт, 1822), немецкий перевод индийского стихотворения «Nala» (Йена, 1820), оставшееся неоконченным издание «Pantschatantra» (1848—1859). Также Козегартен провёл несколько исследований о мальтийско-арабском и местных немецких диалектах, неоконченный «Wörterbuch der niederdeutschen Sprache» (1855 и сл.), «Geschichte der Universit ät Greifswald» (2 тома, 1856). Как историк, учёный немало сделал для изучения истории своей родины — Померании — издав древнюю хронику «Pomerania» (2 тома, 1816—1817), «Pommeriche und rügische Geschichtsdenkmä ler» (том I, 1834) и «Codex Pomeraniae diplomaticus» (том I, 1843—1862; в сотрудничестве с Гассельбахом). Иоанн Готтфрид Людвиг Козегартен скончался в городе Грайфсвальде 18 августа 1860 года.

[560x700]
1792
Вацлав-Александр Мацеёвский (польское имя — Wacław Aleksander Maciejowski)
польский историк, до 1830 г. профессор римского права в Варшаве. Издал «Principia juris romani» (Варшава, 1820; 2-е издание, 1825) и ряд очерков по истории рим. права: «Opusculorum Sylloge prima» (1823). В промежутке между восстаниями в Польше 1830 и 1863 гг. Мацеёвский был глашатаем ненавистной тогдашнему польскому обществу идеи общеславянского единения, хотя бы это единение началось на первых порах не с политики, а только с литературы и науки. Сходясь, таким образом, с Колларом, Шафариком, Ганкой, Бодянским, Погодиным и первым поколением русских славянофилов, Мацеёвский в Польше стоял совершенно одиноко. В своей Истории славянских законодательств («Historia prawodawstwa słowiańskiego») (Варшава, 1832-1835; 2-е переработанное издание, 1856-1865; русский перевод, I том в «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей» 1858 г. книга I и 1860 г. книга III) М. поставил себе задачей выяснить юридическое единство славянского мира; на национальные особенности отдельных законодательств он обращал меньше внимания. Обширный труд этот, поныне остающийся единственным всеобъемлющим трудом по данному предмету, не создал школы, не отличается и хорошим методом исследования, цитаты нуждаются в проверке; но в нем рельефно сказались главные качества автора — громаднейшая начитанность, способность создавать самые неожиданные гипотезы и возбуждать вопросы, вызывая к спору и содействуя, тем самым, успехам науки. В сочинении В.Дуткевича: «Spostrzeženia nad historią prawodawst slowiańskich» (Варшава,. 1870) подробно указаны многочисленные ошибки Мацеёвского в истории польского права. Сам Мацеёвский сознавал необходимость переработки многих вопросов, им затронутых. Он совершил несколько поездок за границу и вновь собранные им памятники издал, с объяснениями, под заглавием: «Pamiętnik o dziejach piśmiennictwa i prawa Słowian» (Варшава, 1839; русский перевод 1-го тома Евецкого: «История первобытной христианской церкви у славян», Варшава, 1840; 2 тома — Дубровского: «Очерк истории письменности и просвещения славян. народов до XIV в.», в «Чтениях осковского Общества Истории и Древностей» 1846, книга II). В 1-м томе этой книги [О цензурных послаблениях, которые, в глубокой тайне, были сделаны русским правительством, дабы облегчить выход в свет этого сочинения Мацеёвского, сообщени. В.Науменко в «Киевской Старине» 1896 г. № 2] Мацеёвский доказывал, что в древней Польше существовало славянское богослужение, которое лишь впоследствии, в силу политических обстоятельств, вытеснено было латинством. Во введении ко II-му тому своего сборника, посвященному истории письменности и просвещения, Мацеёвский утверждает, что из всех народов древности одни только греки были истинными проводниками просвещения, а в будущем эта роль должна быть уделом славян. Следующим крупным трудом Мацеёвского является: «Polska aż do pierwszej połowy XVII w. pod względem obyczajów i zwyczajów» (Варшава, 1842), где он задался мыслью представить картину внутренней жизни польск. народа по его литературным памятникам и описал польский быт словами авторов XVI и XVII вв., вследствие чего книга эта никогда не потеряет своего значения. Издав затем «Pierwotne dzieje Polski i Litwy» (Варшава, 1846), «Kronika polska pierwszych dziesię ciu wiekó w po Chrystusie» (Варш., 1848) и «Roczmki i kroniki polskie и litewskie» (1860), Мацеёвский в 1852 г. выпустил замечательный, громадный труд: «Piśmiennictwo polskie od czasów najdawniejszych aż do roku 1830» (Варшава; доведен до 1650 г.) — наиболее важный вклад его в науку, но наименее оцененный современниками. Здесь Мацеёвский впервые описал произведения польской письменности на основании личного изучения её памятников (для чего обозревал библиотеки публичные и частные в землях бывшего польск. королевства и за границей), не только собрал, но и критически оценил весь литературный материал и поставил историю польской литературы в связь с историей польск. культуры (в последнем отношении Мацеёвский имел предшественника в лице Майоркевича). Рассматривая литературу как нечто цельное, органически связанное, Мацеёвский отказывается делить её на периоды или эпохи и только усматривает в ней повороты, направления (zwroty). К первому повороту относит он народную литературу, ко второму — время от начала письменности до появления выдающихся писателей XVI в.; третий поворот составляет синтез предыдущих — развитие народно-национальной литературы. После выхода «Истории письменности» Мацеёвский прожил еще 30 лет, неустанно работая, но в его позднейших трудах нет ничего замечательного, и многое свидетельствует об упадке его умственных сил. Умер в Варшаве 10 февраля 1883 года. Перечень сочинений Мацеёвского после 1852 г. приведён в статье Пташицкого; в «Журнале Mинистерства Hародного Просвещения» (1883, № 3). На русский язык переведены еще следующие сочинения Мацеёвского: «Древнепольская сельская община» (Варшава, 1877), «Об обычном праве карпатских горцев, малороссов и великороссов» (из III тома «Истории слав. законодательств», «Юридический Вестник» 1878, № 7) и «Евреи в Польше, Руси и Литве» (Варшава, 1881). Сочинения: В.А.Мацеёвский, Введение в историю славянских законодательств первого периода // «Телескоп», 1835, часть 25, № 3, страницы 331—368, № 4, страницы 463—487; Об обычном праве карпатских горцев, малороссов и великоруссов / перевёл В.Гецевич.- Москва, цензура. 1878; Historia prawodawstwa słowiańskiego, t. 1-4, 1832-1835; Pamiętnik o dziejach piśmiennictwa i prawa Słowian, t. 1-2, 1839; Polska aż do pierwszej połowy XVII w. pod względem obyczajów i zwyczajów, t. 1-4, 1842; Pierwotne dzieje Polski i Litwy, 1846; Roczniki i kroniki polskie i litewskie najdawniejsze, 1850; Piśmiennictwo polskie od czasów najdawniejszych aż do roku 1830, t. 1-3 (доведен до 1650), 1851-1852 (том 1, том 2, том 3); Żydzi w Polsce, na Rusi i Litwie czyli Opowieść historyczna o przybyc;iu do pomienionych krajów dziatwy Izraela — i o powodzeniu jej tamże w przestworze VIII — XVIII wieku, którą jako czwarty dodatek do historyi prawodawstw słowiańskich drukiem 1878; Ksiądz Piotr Skarga. Szkic historyczno-literacki. Литература: Мацеевский, Вацлав-Александр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1896. — Том XVIIIa. — Страницы 826—827; Антология юридического некролога, Нижний Новгород, страница 554; Golec Józef. Słownik biograficzny ziemi cieszyńskiej. — 1995. — Vol. 2. — P. 129; "Maciejowski", en:Meyers Konversations-Lexikon, vol. 11 (4th edition ed.), 1890, pp. 32

[528x700]
1794
Франсуа Бенуа (французское имя — François Benoist)
французский композитор, органист и музыкальный педагог. Родился в Нанте. Окончил Парижскую консерваторию, удостоившись в 1815 г. Римской премии за кантату Энона. В 1819 г. был назначен королевским органистом и преподавателем консерватории; на преподавательской должности оставался вплоть до 1871 г. — среди учеников, в частности, были Камиль Сен-Санс, Эмиль Паладиль, Лефебюр-Вели и сменивший Бенуа на посту профессора органного класса Сезар Франк. Композиторское наследие Бенуа, наряду с широким кругом органных сочинений (в частности, 12-томной «Библиотекой органиста»), включает различную церковную музыку (в том числе Реквием, 1842), а также оперы «Леонора и Феликс» (1821), «Отелло» (1844) и др., ряд балетов, из которых наиболее известен был написанный совместно с Наполеоном Анри Ребером «Влюблённый дьявол» (Le Diable amoureux; 1840). Умер в Париже 6 мая 1878 года.

[525x700]
1794
Мария Лаво (Marie Catherine Laveau)
верховная жрица («мамбо») луизианского вуду в Новом Орлеане XIX века и одна из самых влиятельных его жительниц того времени, ещё при жизни называвшаяся «Королевой вуду» и впоследствии ставшая героиней множества рассказов и фольклорных легенд. Её дочь — Мари Лаво II (Marie Laveau II) — так же практиковала вуду. Родилась в Новом Орлеане, в семье белого плантатора и свободной креолки. 4 августа 1819 года она вышла замуж за Жака (по другим источника — Сантьяго) Пэриса, эмигрировавшего в Луизиану в 1809 году, через пять лет после победы Гаитянской революции; сохранилось свидетельство об их браке. В 1820 году Жак умер при невыясненных обстоятельствах, и Мария стала работать парикмахером, обслуживавшим богатых клиентов. Она завела себе любовника по имени Кристоф, с которым жила до его смерти в 1835 году и от которого, как сообщается в легендах, родила пятнадцать детей, в том числе и Марию Лаво-младшую в 1827 году. Мария Лаво считается одной из основательниц луизианского вуду, которая благодаря своим контактам с элитой города обеспечила себе множество нужных знакомств и покровителей в лице богатых и влиятельных людей. Местное христианское духовенство ненавидело её и несколько раз пыталось предать суду, однако связи в верхах общества спасали её. Видя своей основной задачей изменить бытовавшие среди белого населения представления о вуду как о «культе Сатаны», Мария ввела в вуду культ некоторых христианских символов, таких как распятие и статуи святых, чтобы постараться убедить недоброжелателей, что вуду имеет отношение к христианству. Благодаря своему таланту убеждения она в той или иной степени расположила к религии вуду многих богатых креолов Нового Орлеана, которые часто присутствовали на совершаемых ей обрядах, в том числе поклонению верховному лоа вуду Дамбале. Тем не менее, надёжных источников, которые освещали бы отдельные подробности её жизни, нет, зато существует большое количество легенд. В них сообщается, в частности, что Лаво обладала магическими способностями к гаданию и исцелению болезней, имела целую сеть осведомителей, чтобы быть в курсе городских событий, и даже содержала публичный дом. Умерла в Новом Орлеане (штат Луизиана, США) 15 июня 1881 года и похоронена на кладбище Сент-Луиса. Её дочь Мария Лаво-младшая (умерла примерно в 1895 году) также практиковала вуду и после смерти матери стала фактически её преемницей; в связи с этим порой трудно установить, о какой именно Марии Лаво идёт речь в конкретной легенде. Упоминается в книге Нила Геймана «Американские боги» 2001 года. Упоминается в книге Аликса Аббигейла «Похороненная заживо Джулия Легар» Упоминается в серии книг «Ночная охотница» Джанин Фрост. В 2013 году группой Канцлер Ги & Брэган Д’Эрт была выпущена песня, посвященная Марии Лаво, под названием: «Mary La Vou» В октябре 2013 года вышел 3 сезон американского хоррор-триллера под названием «Американская история ужасов: Шабаш», одной из главных героинь которого выступила Анджела Бассетт в роли Марии Лаво. Библиография: Long, Carolyn Morrow. A New Orleans Voudou Priestess: The Legend and Reality of Marie Laveau, Gainesville: University Press of Florida (2006), (ISBN 9780813029740); Ward, Martha. Voodoo Queen: The Spirited Lives of Marie Laveau, Oxford: University of Mississippi Press (2004) (ISBN 1578066298).

[546x700]
1797
Бенжамен Николя Мари Аппер (французское имя — Benjamin Nicolas Marie Appert)
известный французский филантроп, писатель и публицист, брат изобретателя Николя Аппера. Бенжамен Николя Мари Аппер родился в столице Франции городе Париже. Получил воспитание в Императорском рисовальном училище. Начиная с 1816 года Аппер посвятил себя введению методов взаимного обучения; первые попытки были им сделаны в Северном департаменте, затем, очень успешно, — при больничных и полковых школах. В 1818 году Аппера вызвали в Париж и поручили устроить «Нормальную школу для офицеров и унтер-офицеров». В 1820 году он устроил школу в военной тюрьме в Монтегю и преподавал в ней бесплатно до 1822 года, когда был обвинен за содействие побегу двух заключенных по процессу Сомюра. По приговору суда был посажен в тюрьму Ла-Форс. После освобождения в 1825 году Аппер отправился путешествовать по Франции с целью осмотреть тюрьмы, школы и другие благотворительные учреждения. В это время он основал «Journal des prisons», (1826—1830). В 1846 году Аппер отправился за границу, где осматривал бельгийские тюрьмы и в 1847 году — прусские. После Февральской революции во Франции он с тою же целью был в Саксонии, Баварии и Австрии. О своих наблюдениях Аппер написал и опубликовал ряд трудов. В своих сочинениях Аппер очень резко выступал против содержания заключённых в одиночных камерах. Бенжамен Николя Мари Аппер скоропостижно скончался в Париже в 1847 году. Труды на французском языке: «Voyage en Belgique» (Два тома, Брюссель, 1846 год); «Voyage en Prusse» (Берлин, 1847 год); «Hambourg, ses prisons et ses hospices» (Гамбург, 1850 год); «Die Geheimnisse des Verbrechens, der Verbrecher und des Gefangnisslebens» (2 тома, Лейпциг, 1851 год); «Guter Rat an meine armen Freunde, die Gefangenen» (Берлин, 1850 год); «Ratschläge für Direktoren, Geistliche und Aerzten von Gefängnissen» (Гамбург, 1851 год); «Dix ans à la cour du roi Louis-Philippe» (три тома, Берлин, 1846 год); «Voyage dans les Principautés Danubiennes» (Майнц, 1854 год). Публикации на немецком языке: «Die Gefängnisse Spitäler und s. v. Oesterreich, Bayern, Preussen, Sachsen, Belgien» (3 тома, Вена, 1851—1852 гг.), «Ueber Vohlthätigkeits und Strafanstalten» (Лейпциг, 1853 год),

[530x699]
1797
Пётр Высоцкий (польское имя — Piotr Wysocki)
офицер, участник национально-освободительного движения. Воспитывался в школе пиаристов в Варшаве; с 1818 г. кадет Школы подхорунжих, по выпуске офицер в 4-м гранадёрском полку польской армии, с 1828 г. инструктор в Школе подхорунжих, тогда же вступил в Патриотический союз. Руководитель военного радикально-демократического крыла польского освободительного движения. В 1829 г. вызвался лично убить Николая I во время коронации польской короной в Варшаве. В ночь на 29 ноября 1830 подал сигнал к началу восстания (в польской историографии Ноябрьское восстание). Однако, когда после начала восстания возобладало аристократическое крыло движения, был отправлен в армию простым капитаном. Участвовал в боевых действиях на Волыни, затем вернулся в Варшаву и в чине полковника защищал редуты во время штурма 26 августа 1831. Взятый в плен, был приговорён к смертной казни, заменённой двадцатью годами тяжёлых работ на каторге в Сибири. В 1857 помилован. Обосновался в Варке. В 1867 вышли воспоминания о восстании 1830—1831 («Pamiętnik Piotra Wysockiego o powstaniu 29 listopada 1830 roku»). Умер в Варке 6 января 1875 года.

[548x699]
1797
Франц Крюгер (немецкое имя — Franz Krüger)
немецкий художник, портретист, работал при Императорском дворе России, при Королевском дворе Пруссии. Написал множество портретов августейших особ. Блестящая техника соседствовала у Крюгера с безупречным вкусом и огромной работоспособностью. Родился в имении Гросс-Бадегаст (герцогство Ангальт-Дессау), которое арендовал его отец, амтманн Фридрих Крюгер. Ребёнком рисует птиц для живущего в соседней деревне орнитолога. Недолго учится в гимназии в Дессау; делает портреты учеников и учителей. Первые профессиональные уроки получает у пейзажиста Карла Кольбе Старшего в Дессау. В 1812—1814 недолго занимается в школе рисования при берлинской Академии художеств, откуда уходит, не видя смысла в рисовании гипсов. Прекрасный наездник, Крюгер находит мир своих сюжетов в придворных конюшнях: солдаты, охотничьи сцены, лошади. Благодаря виртуозным изображениям заслужил шутливое прозвище « Pferde Krüger». Работы художника привлекают внимание самых высокопоставленных заказчиков. 1818 — Впервые представлен на выставке берлинской Академии художеств: эскизы лошадей, охотничьи и военные сцены. 1820 — На академической выставке показаны большие конные портреты прусского принца Августа и графа Гнейзенау. Становится популярным портретистом в Берлине. 1824 — Заказ на портреты (восемнадцать рисунков чёрным мелом) членов королевского дома для подарка Фридриху Вильгельму III. Великий князь Николай Павлович заказывает «Парад в Берлине». 1825 — Женится на певице Берлинской оперы Иоханне Эйнике. Фридрих-Вильгельм III назначает Крюгера придворным художником с титулом королевского профессора. Избран действительным членом Академии Художеств. 1830 — «Парад в Берлине» с огромным успехом показан на академической выставке в Берлине. 1831 — В феврале «Парад в Берлине» выставлен в Концертном зале Зимнего Дворца. На гонорар за него художник приобретает дом в Берлине (Беренанштрассе, 63), где живёт всю остальную жизнь. Награждён орденом Святого Владимира IV степени. Избран почётным вольным общником петербургской Академии Художеств. «Портрет Фридриха Вильгельма III» для Военной галереи Зимнего дворца. 1832 — В июне приезжает в Петербург для работы над «Портретом Александра I» для Военной галереи Зимнего дворца. Делает многочисленные портреты членов императорской семьи и петербургской знати. Копирует в Эрмитаже. 1833 — В мае возвращается в Берлин с эскизами заказанных больших портретов. В августе в мастерской Крюгера впервые был В.А.Жуковский. 1834 — На академической выставке в Берлине — большой групповой портрет «Николай I со свитой» и «Портрет И. Ф. Паскевича». Осмотревший выставку Николай I требует исправить неточности в форме и амуниции. 1835 — В мае мастерскую Крюгера посещает П.А.Вяземский. 1836 — Май — август: второй приезд Крюгера в Петербург. На выставке петербургской академии художеств — «Портрет Николая I» и «Портрет Александры Федоровны». 1838 — В мае в своей мастерской рисует великих князей Николая и Михаила Николаевичей, принимает цесаревича Александра Николаевича. 1841 — Николай I заказывает Крюгеру «Русскую Гвардию в Царском Селе в 1832 году» и «Портрет П.Х.Витгенштейна.» 1844 — Ноябрь. Третий приезд в Петербург. 1845 — Май. Возвращение в Берлин. 1846 — Две недели в Париже. Посещает мастерскую Э.Делакруа. 1847 — В июле в четвёртый раз приезжает в Петербург для исправления повреждений четырёх портретов сыновей Николая I. Уезжает в сентябре, получив заказ на «Парад в Потсдаме». 1848 — Во время революции 1848 г. тяжелая душевная депрессия. Покидает Берлин. В Дессау заканчивает «Парад в Потсдаме». 1850 — Пятый приезд в Петербург. «Портрет П.М.Волконского». Делает эскизы для четырёх картин, изображающих офицеров и нижних чинов русской гвардии, и шести портретов приближенных Николая I. Награждён орденом Cвятой Анны II степени. 1851 — В апреле возвращается в Берлин. 1855 — В апреле получает последний русский заказ — «Портрет Николая I» для Николаевского зала Зимнего дворца. 1856 — Умирает жена Крюгера. 1857 — 21 января Крюгер умирает после трех недель тяжелой болезни вследствие простуды на охоте. Похоронен на Доротеенштадтском кладбище в Берлине. В траурной процессии более 50 экипажей, среди которых несколько придворных. Живший в своё удовольствие, не отказывающий себе ни в чём художник оставил наследникам 750000 марок. Литература: "Совершенно модный живописец Франц Крюгер в Санкт-Петербурге". Каталог выставки. Санкт-Петербург: Славия, 1997; Weidmann W., Franz Krüger, В., [7].

[574x700]
1797
Карл Густав Мосандер (иначе - Мозандер; шведское имя — Carl Gustaf Mosander)
шведский врач и химик. Первооткрыватель лантана (1839), эрбия (1843), тербия (1843). Карл Густав Мосандер родился в Кальмаре (Лен Стокгольм, сейчас Швеция), где и пошел в школу. В 12 лет мальчик переехал с матерью в Стокгольм, где начал обучаться аптечному делу. В 1817 году сдал экзамены на аптекаря. Работая аптекарем, заинтересовался медициной и в 1824 году поступил в Каролинский институт, который закончил со степенью магистра хирургии в 1824 году. После окончания института в течение нескольких лет служил военным хирургом. По завершении хирургической карьеры, становится преподавателем химии в Каролинском институте и ассистентом в Минералогической коллекции Шведского музея естественной истории. Обучался и долгое время жил в квартире Йёнса Берцелиуса. С 1832 года был его ассистентом, а после отставки — в 1836 году становится преемником в должности профессора химии и фармакологии Каролинского института. В 1826 году Мосандер предположил, что в цериевой земле, помимо церия, содержится оксид другого элемента, после чего начал тщательное исследование соединений церия. В 1833 году Карл Густав Мосандер был избран членом Королевской шведской академии наук. В 1839 году, изучая соединения церия, обнаруживает лантан (от греческого «скрываться»), в результате исследования частично разложившихся образцов нитрата церия. В том же — 1839 году сообщает об открытии ещё одного элемента «дидима». Однако в 1885 году австрийский химик К. Ауэр фон Вельсбах показал, что дидим является смесью двух редкоземельных элементов — неодима и празеодима. В 1843 году, применяя аналогичные предположения к иттриевой земле, открыл ещё два элемента эрбий и тербий. Скончался в Ловёне (Лен Стокгольм, сейчас Швеция) 15 октября 1858 года. В честь Мосандера назван содержащий церий минерал мозандрит (хотя правильнее его было бы назвать мосандритом). Литература: Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. — Москва: ВШ, 1991. 656 страниц; Большая советская энциклопедия. В 30 томах; Mary Elvira Weeks. (1932). «The discovery of the elements: XVI. The rare earth elements». Journal of Chemical Education 9 (10): 1751—1773.

[485x699]
1798
Захария Бак (Zechariah Buck)
английский органист. Родился в Норуиче. В 1819—1877 служил в Норуичском соборе; славился как один из лучших хормейстеров и органистов-педагогов Англии. Умер в Ньюпорте (Эссекс) 5 августа 1879 года.

[519x700]
1799
Фридрих Август фон Аммон (немецкое имя — Friedrich August von Ammon)
немецкий медик, офтальмолог. Фридрих Август фон Аммон родился в Гёттингене, в семье известного немецкого теолога и богослова Кристофа Фридриха фон Аммона. В отличие от своего старшего брата Вильгельма Фридриха Филиппа, который пошёл по стопам отца, Фридрих Август избрал своей профессией медицину. Август фон Аммон с усердием изучал медицинские науки в Лейпцигском университете, затем в Гёттингенском университете, где получил степень доктора медицины. Начиная с 1823 года практиковал в городе Дрездене, а в 1829 году был назначен профессором дрезденской медико-хирургической академии и директором её поликлиники. Кроме того, Фридрих Август фон Аммон основал частную лечебницу для глазных и хирургических больных. В 1837 году Аммон был назначен лейб-медиком короля. Аммон издавал два журнала: «Zeitschrift für Ophtalmologie» (5 томов, Дрезден и Гейдельберг, 1830—1836) и «Monatsschrift für Medizin, Augenheilkunde und Chirurgie» (3 тома, Лейпциг, 1838—1840). Помимо статей размещённых в этих журналах, Аммон опубликовал некоторые труды отдельными изданиями. Написанный им атлас глазных болезней одно время был наиболее подробным иллюстрированным пособием по офтальмоскопии. Умер в Дрездене 18 мая 1861 года. Фридрих Август фон Аммон был похоронен на местном кладбище Святого Ильи в Дрездене.
[425x700]
Страница из Klinische Darstellungen der Krankheiten des Menschlichen Auges.
Избранная библиография: «Klinische Darstellungen der Krankheiten und Bildungsfehler des menschlichen Auges» (4 тома, Берлин, 1838—1847); «De genesi et usu maculae luteae iu retina oculi humani obviae» (Вейм., 1830); «De Physiologia Tenotomiae experimentis illustrata» (Дрезден, 1837); «De Iritide» (немецкий перевод, Берлин, 1843); «Die Behandlung des Schielens durch den Muskelschnitt» (Берлин, 1840); «Illustrirte pathol. Anatomie der menschlichen Cornea, Sclera, Chorioidea und des optischen Nerven» (издание Варнаца, Лейпциг, 1862); «Die angeborenen chirurgischen Krankheiten der Menschen» (Берлин, 1839—1842); «Die plastische Chirurgie» (Берлин, 1842); «Die ersten Mutterpflichten und die erste Kindespflege» (24 издание Винкеля, Лейпциг, 1842); «Brunniendiätetik» (7-е издание, обработанное Реймером, Лейпциг, 1880).

[540x700]
1799
Вильгельм Баум (немецкое имя — Wilhelm Baum)
немецкий медик, хирург. Родился в Эльблонге, Варминско-Мазурское воеводство, Польша. Вильгельм Баум происходил из зажиточной семьи. Изучал медицину в Кёнигсбергском, Гёттингенском и Берлинском университетах. В 1830 году получил должность главного хирурга и руководил городской больницей в Данциге. За свои заслуги в деле борьбы с эпидемией холеры 1831 года был удостоен звания почётного гражданина Данцига. В 1842 году Баум стал профессором Грайфсвальдского университета, позднее перешёл в Гёттингенский университет. Учеником Баума в Гёттингене был Теодор Бильрот. Они вместе основали Германское общество хирургии. В 1876 году Баум был принят в члены Леопольдины. Вильгельм Баум — автор новых методик оперирования и лечения полипов. Внучка Вильгельма Баума — политик эпохи Веймарской республики Мария Баум. Племянник — судья Имперского суда Баум Хамбрук. Умер в Гёттингене (Германия) 6 сентября 1883 года.

[559x700]
1800
Филипп Рикор (французское имя — Philippe Ricord)
французский хирург, венеролог. Один из основоположников современной научной венерологии. Путём эксперимента на людях доказал, что гонорея и сифилис — разные заболевания. Выделил первичные, вторичные и третичные проявления сифилиса, описал поражения внутренних органов и центральной нервной системы в позднем периоде болезни. Филипп Рикор родился в Балтиморе, куда его родители бежали в 1790 году во время Великой французской революции. Будучи ещё мальчиком в аптеке, Рикор весь свой вечерний досуг и ночи посвящал учению. Покровительство французского посланника доставило ему и его брату поручение отвезти естественнонаучные собрания в Париж, где оба брата поступили консерваторами при музее. Став студентом, Рикор пробыл недолго в отделении профессора Г.Дюпюитрена. Заняв впоследствии место врача в больнице Midi, он приобрел вместе со славой первого сифилидолога и колоссальное богатство. Больные стекались к нему со всего мира. Известен его спор с Ж.-А.Озиасом-Тюренном, предлагавшим прививать сифилис с целью лечения и иммунизации, кончившийся торжеством. Рикор отвергал заразность вторичных явлений и в 1859 г., наоборот, признал свою неправоту. Во время франко-прусской войны Ф.Рикор, несмотря на свои преклонные годы, выступил в качестве главного хирурга амбулансов, устроенных представителями печати, и не раз перевязывал под выстрелами. Отрасль медицины, которой посвятил себя Рикор, разрабатывалась затем его учениками — П.Дидэ, Л.Бассеро, Ж.Ролле и Ж.-А.Фурнье. Филипп Рикор скончался в Париже от пневмонии 22 октября 1889 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. В ходе исследований с 1831 по 1837 г. Ф.Рикор заразил 700 человек сифилисом и 667 гонореей. В основном это были люди, приговорённые к смерти. Благодаря его экспериментам спор унитаристов, утверждавших, что проявления сифилиса и гонореи вызваны одним заболеванием, и дуалистов был окончательно разрешён. Учёные не могли не учитывать полученные Рикором результаты, но осудили методы их получения.

1801
Франц Эдуард Хизель (немецкое имя — Franz Eduard Hysel)
немецкий оперный певец (тенор). Родился в Граце, Штирия, Австрия. Сын Франца Эдуарда Хизеля (старшего) и певицы Алоизии Каффка, внук Иоганна Кристофа Каффки. В 19 лет дебютировал на оперной сцене Граца, заменив заболевшего певца в партии Монтиньи в опере Фердинандо Паэра «Саргино» (оркестром дирижировал его отец). Выступал в театрах Рааба, Линца, Боцена, Инсбрука, Праги и других городов Австрийской империи, пока в 1826 г. не обосновался в Нюрнберге, дебютировав всё в той же партии Монтиньи. На протяжении нескольких десятков лет выступал в оперных и драматических спектаклях. В 1863 году опубликовал книгу «Театр в Нюрнберге с 1612 по 1863 год» (немецкое название — Das Theater in Nürnberg von 1612 bis 1863), в значительной мере состоявшую из собственных мемуаров. Умер в Нюрнберге (Средняя Франкония, Бавария, Германская империя, Германский рейх) 28 сентября 1876 года.

Galakhov_AP (507x700, 289Kb)
1802
Александр Павлович Галахов
генерал-лейтенант, генерал-адъютант (6 сентября 1852) русской императорской армии, в 1847-1856 гг. санкт-петербургский обер-полицмейстер. Внук А.П.Галахова. Александр Галахов родился во Франкфурте-на-Майне. Сын действительного статского советника Павла Александровича Галахова (1776—1838) от первого брака с Варварой Федоровной Васильевой, племянницей графа А.И.Васильева. Образование получил в Лицейском благородном пансионе. 12 ноября 1820 года поступил на военную службу корнетом в Лейб-гвардии Конный полк. В чине поручика участвовал в подавлении выступления декабристов на Сенатской площади и был ранен. 25 декабря 1829 года вышел в отставку с чином ротмистра. 30 июня 1831 года вновь поступил на службу штабс-ротмистром в тот же полк. В 1832 году был произведен в ротмистры, 8 января 1837 года — в полковники. 25 июня 1841 года был пожалован во флигель-адъютанты. 7 апреля 1846 года был произведен в генерал-майоры с зачислением в Свиту Его Величества и в этом же году командирован в Витебскую губернию «для обозрения мер, принятых к обеспечению народного продовольствия и прочих сопряженных с этим обстоятельств и видов». Галахов был назначен столичным обер-полицмейстером 1 мая 1847 года. В этот период был награждён орденом Святого Георгия IV степени (№ 8157; 26 ноября 1849). При нём возник обычай называть улицы столицы в честь провинциальных городов. Во время известной экзекуции петрашевцев на Семёновском плацу зачитывал указ о замене смертной казни ссылкой в Сибирь. По свидетельству современника, «Слава Галахова гремела даже в провинции, и еще в детстве я слышал множество рассказов не только о его распорядительности, строгости и бесцеремонности его обращения с публикою, но даже и о его замечательном голосе, который будто бы узнают за несколько улиц.» Галахов не был любим столичными жителями из-за своей жестокости. Любил присутствовать при наказании преступников и «если находил, что палач щадит наказуемого, мог повторить экзекуцию, прописав плети самому палачу». После смерти своего покровителя Николая I уволен от должности обер-полицмейстера (25 ноября 1856) в чине генерал-лейтенанта. По словам князя П.В.Долгоруков, про Галахова говорили, играя французским словом esprit, что он «не был остроумен, но был преисполнен спирта, и когда его сменили с обер-полицмейстерства, но насмешники уверяли, что он будет назначен генерал-губернатором на остров Мадеру или по крайней мере в город Херес». В ноябре 1856 года вместе с семьей выехал для лечения за границу, где скончался 29 ноября 1863 года. Похоронен на лютеранском кладбище Святой Троицы в Дрездене. Жена — София Петровна Мятлева (ум. после 1856), дочь сенатора П.В.Мятлева и сестра известного стихотворца. По отзыву Л.Н.Толстого, была «сентиментальной барыней». Супруги Галаховы имели сыновей Павла (1827—1890; женат на Марии Павловне Олферьевой ) и Александра (1834—1891); и двух дочерей — Софью (замужем за бароном Иваном Притвицем) и Надежду (1842—1880; в замужестве за И.А.Половцевым). Источники: Галахов, Александр Павлович на «Родоводе». Дерево предков и потомков; Галахов, Александр Павлович (генерал-адъютант) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918.

1803
Джачинто Батталья (итальянское имя — Giacinto Battaglia)
итальянский журналист, редактор, писатель и драматург. Родился в Милане. Окончил медицинский факультет Павийского университета, однако медициной никогда не занимался. Дебютировал как журналист и театральный рецензент в журнале Гаэтано Барбьери «I Teatri». В 1827 году основал сатирический журнал La Vespa, двумя годами позже — общественно-политический журнал Indicatore lombardo, во главе которого стяжал себе репутацию одного из наиболее влиятельных и популярных ломбардских журналистов либерального направления. Продолжал руководить журналом после его слияния в 1838 году с другим изданием — обновлённый журнал выходил под названием «Rivista europea». В связи с экономическими трудностями в 1843 году передал руководство журналом в руки Готтардо Кальви. Одновременно в 1842 году стал первым редактором Миланской музыкальной газеты и возглавлял её до 1846 года. В 1846—1853 гг. руководил Ломбардской театральной компанией. Кроме того, вместе с Франческо Амброзоли Батталья составил сборник биографических очерков о выдающихся деятелях современности «Современная галерея» (итал. Galleria contemporánea; 1841). В литературе Батталья дебютировал историческими романами «Ломбардская лига» (итальянское название — La Lega Lombarda; 1832) и «Джованна Провансская» (итальянское название — Giovanna di Provenza; 1835, о королеве Неаполя Джованне I). Затем он опубликовал манифест «О настоящем положении итальянского драматического театра и о мерах по его улучшению» (итальянское название — Delle attuali condizioni del Teatro drammatico italiano in Italia e dei mezzi per promuoverne il perfezionamento; 1838), после чего обратился к драматургии, сочинив ряд исторических пьес: «Джованна I Неаполитанская» на тот же сюжет (итальянское название — Giovanna I di Napoli; 1838), «Луиза Строцци» (итальянское название — Luisa Strozzi; 1839), «Филиппо Мария Висконти» (о последнем миланском герцоге династии Висконти, 1840), «Семья Фоскари» (итальянское название — Famiglia Foscari; 1844) и «Маркиз Аннибале Порроне» (итальянское имя — Marchese Annibale Porrone; 1845, опубликовано 1859). Манера Баттальи-драматурга следовала традиции Сильвио Пеллико. Последняя часть жизни Баттальи была посвящена работе над исследованием «История Рисорджименто» (итальянское название — Storia del Risorgimento italiano nelle vicende politiche d'Europa dagli anni 1848-49 al 1859); смерть прервала эту работу на третьем томе. Умер в родном городе 15 ноября 1861 года. Сын Баттальи Джакомо Батталья (1831—1859) подавал надежды как литературный критик, опубликовав в 1853 году анонимно статью «Роман в Италии» (итальянское название — Del romanzo in Italia), затем с успехом дебютировал как драматург исторической драмой «Джероламо Ольджато» (итальянское название — Gerolamo Olgiato; 1857, о заговоре и убийстве герцога Галеаццо Мария Сфорца). После этого, однако, он поступил в отряд альпийских охотников под началом Джузеппе Гарибальди и погиб в битве при Сан-Фермо. Источники: Mario Quattrucci. Battaglia, Giacinto // Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 7 (1970).

Alphonse_Royer_circa_1840 (516x700, 160Kb)
1803
Альфонс Руайе (французское имя — Alphonse Royer; в России XIX века — Ройе)
французский писатель. Родился в Париже. Начинал как исторический романист. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщала, что его роман «Плохие парни» (французское название — Les Mauvais garçons; 1830, при участии Огюста Барбье) сравнивали с «Собором Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Это сочинение привлекло широкое внимание критики и, как показал Борис Томашевский, было с интересом и вниманием прочитано Пушкиным при работе над повестью «Дубровский». В дальнейшем опубликовал ещё романы «Венеция» (1834), «Connétable de Bourbon» (1838, есть русский перевод), «Robert Macaire» (1840), «Les jauissaires» (1844), несколько других книг. В дальнейшем, однако, интересы Руайе сместились преимущественно в сторону театра. Он стал известным либреттистом, создав (по большей части вместе с Гюставом Ваэзом или другими соавторами) французские либретто для опер Гаэтано Доницетти «Фаворитка», «Лючия ди Ламмермур», «Дон Паскуале», а также оперы Джузеппе Верди «Иерусалим». В 1853—1856 гг. Руайе руководил известным парижским театром «Одеон», а в 1856—1862 гг. занимал пост директора Парижской оперы. В 1869—1871 гг. он опубликовал фундаментальную «Всеобщую историю театра» (французское название — Histoire universelle du théâtre), а в год смерти Руайе вышла написанная им «История Парижской оперы» (французское название — Histoire de l’Opera). Умер в родном городе 11 апреля 1875 года. Источники: Томашевский Б.В. Пушкин и романы французских романтиков: (К рисункам Пушкина) // [А.С.Пушкин: Исследования и материалы] / План тома, организация материала, литературная редакция, подбор материала и оформление И.С.Зильберштейна и И.В.Сергиевского. — Москва: Журнально-газетное объединение, 1934. — Страницы 947—960. — (наследство; Тома 16—18).

Guillaume Geefs (557x700, 278Kb)
1805
Гийом (Виллем) Гефс (французское имя — Guillaume Geefs)
бельгийский скульптор; брат скульпторов Йозефа Гефса и Алоизия Гефса, муж художницы Фанни Корр. Гийом (Виллем) Гефс родился в городе Антверпене, Бельгия. Воспитывался в Антверпенской академии художеств (французское название — Académie royale des beaux-arts d'Anvers) и, получив от неё первостепенную награду за статую Ахиллеса, отправился в Париж, совершенствовался там под руководством Жюля Этьенна Раме и затем самостоятельно занимался в Италии. По возвращении своем в Бельгию он нашел обширное поприще деятельности по исполнению национальных монументов и других скульптурных заказов.
Belliard_par_Geefs (371x700, 97Kb)
Статуя Бельяра
Из многочисленных его произведений достойны внимания: монумент на площади Мучеников в Брюсселе в честь граждан, павших в борьбе за независимость в 1830 году (сооружен в 1838 году); портретные статуи генерала Огюстена Даниэля Бельяра и графа Мерода, погибших в этой борьбе (в брюссельской церкви Святого Гудулы); памятники композитору Грегори в Люттихе (1842), Рубенсу в Антверпене (1840), колоссальная статуя бельгийского короля Леопольда I и четыре угловые фигуры в брюссельском памятнике этому государю (1859); резанная из дерева кафедра с пятью мраморными статуями в нишах в Льежском соборе; статуя Карла Великого в церкви Святого Гервасия в Мастрихте, мраморная группа «Влюбленный лев»; группа «Павел и Виргиния»; статуи «Франческа-да-Римини», «Меланхолия» и другие. Гийом Гефс умер в Схарбеке (Брюссель-Столица, Брюссельский столичный регион, Бельгия) 19 января 1883 года. В 1836 году Гефс женился на бельгийской художнице Изабелле Марии Франсуазе Корр, более известной как Фанни Гефс. Её братья Эрин Корр и Генри Корр (как и братья Гефса Йозеф и Алоизий) тоже посвятили свою жизнь изобразительному искусству. В конце XIX — начале XX века русский искусствовед и музейный деятель А.И.Сомов, на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, дал следующую оценку творчеству Гефса: «Портретные произведения этого художника нередко страдают недостатком настоящей жизни; зато идеальные фигуры свидетельствуют об его тонком чувстве красоты».

Adam_Gurowsk1i (525x700, 200Kb)
1805
Адам Гуровский (польское имя — Adam Gurowski)
граф, польский публицист, брат Игнатия Гуровского. Принимал деятельное участие в польском восстании 1830—1831 г. и много писал против России; но затем в Париже, куда он эмигрировал, в его образе мыслей произошла перемена. В «La Vérité sur la Russie» (1835) он возлагает на Россию миссию панславизма. Император Николай разрешил ему вернуться в Россию, но Гуровский не нашёл здесь подходящей почвы для своего честолюбия; он жил одно время в Познани и Бреславле, а в 1848 г. переселился в Северную Америку. Сотрудничал в газете «New-York Tribune» и сближается с Уолтом Уитменом. Во время Крымской войны выступил в поддержку России. До конца жизни он так и не изменил своего мнения о Польше: «Польша — это всего лишь кровавый призрак, преследующий правительства и народы; тень китайского фонаря, которой демагоги развлекают безумцев.» — Кюстин А.де. Россия в 1839 году / Перевод с французского В.Мильчиной, И.Стаф. — Санкт-Петербург: Издательство имени Сабашниковых, 1996. — 528 страниц — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8242-0045-9. Свои панславистские идеи он развил в сочинении «La civilisation et la Russie» (1840); «Pensées sur l’avenir des Polonais» (1841); «Le panslavisme, son histoire, ses véritables éléments religieux, sociaux etc.» (1848). Ему принадлежат также: «Russia as it is» (1854); «O arystokracyi, liberalizmie i demokracyi w Polsce» (1843), изд. под псевдонимом П.И.Воловский, и др. Умер в Вашингтоне 4 мая 1866 года. Литература: Гуровский, Адам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1807
Фридрих Август Маттиас Гауэрман (немецкое имя — Friedrich August Matthias Gauermann)
австрийский художник и график. Ф.Гауэрман родился в Шойхенштейне, община Мизенбах, в семье немецкого художника и графика Якоба Гауэрмана (1772—1843). Учился живописи и рисованию у своего отца, рано открывшего художественные дарования у своих сыновей Фридриха и Карла. Младший брат, Карл, скончался в возрасте 24 лет, однако в лице Фридриха творческие способности династии Гауэрманов получили полное развитие. В 1822—1827 годах он учится в венской академии художеств, однако в значительной мере сформировался как талантливый художник-самоучка. Ф.Гауэрман совершал длительные путешествия «на эскизы» по различным регионам Австрии — по Тиролю, Штирии, Зальцбургу. В 1824 и 1831 годах он уезжает для работы «на натуре» в Зальцкаммергут, в 1827 году — в Дрезден, в 1829, 1834 и в 1840 годах — в Мюнхен, в 1838 и в 1843 годах — в Венецию. В 1836 году Ф.Гауэрман становится членом венской Академии художеств. До революционных событий в Австрии 1848 года Ф.Гауэрман поддерживает тесные дружеские отношения с многими венскими художниками — Иоганном Немтроем, Фердинандом Раймундом и др. После 1848 года он всё более отходит от светской жизни, подолгу живёт в родном Мизенбахе. В 1861 году становится членом Венского дома художеств. Умер в Вене 7 июля 1862 года. В 1845 году художник был награждён королём Нидерландов Вильгельмом II люксембуржским орденом Дубовой короны. Ф.Гауэрман был весьма известным и востребованным художником-пейзажистом эпохи бидермейер. Примером для него служили работы нидерландских мастеров позднего Средневековья и Возрождения, благодаря чему он становится одним из основателей такого художественного течения, как венский натуралистический пейзаж. После громкого успеха прошедшей в 1830 году выставки его работ художник начинает «населять» свои лесные и горные пейзажи изображениями различных животных, что становится типичным для работ Ф.Гауэрмана. В 1830—1840 годах он получает от представителей венской аристократии многочисленные заказы на такие полотна, обеспечившие художнику весьма высокие заработки. После 1848 года вкусы публики несколько изменились, и в произведениях Ф.Гауэрмана начинает ощущаться влияние «мюнхенской школы» живописи. Большое значение в развитии австрийской натуралистической живописи сыграли навыки в изображении животных Ф.Гауэрманом, его техника рисунка и передачи цветности на полотне. После смерти художника остались 1185 живописных полотен и 174 рисунка, которые были распроданы его вдовой с аукциона. В 1870 году в Вене в честь художника и его отца Якоба была названа улица (Gauermanngasse). В 1962, к 100-летию со дня смерти и в 2007 году, к 200-летию со дня рождения Ф.Гауэрмана, в его честь австрийской почтой были выпущены почтовые марки. Литература: Rupert Feuchtmüller: «Friedrich Gauermann 1807—1862». Rosenheimer Verlagshaus, Rosenheim, 1987, ISBN 3-475-52532-1. Галерея: Портрет мастера по изготовлению фортепиано Антона Вальтера (1825); Гриф на оленьей туше (1832); Снопы соломы; Крепость Хоэнзальцбург; Портрет молодого крестьянина.

[530x700]
1807
Иван Петрович Сахаров
русский этнограф-фольклорист, археолог и палеограф; опубликованные им тексты ныне отвергаются как неточные или фальшивые. Родился в Туле, в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию. В 1835 году окончил медицинский факультет Московского университета. В этом же году И.П.Сахаров начал печататься. Первыми его работами были статьи по археологии и этнографии. Он начал собирать песни, обряды и предания. В 1836 году И.П.Сахаров издал «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков», в трёх томах. Затем — «Путешествие русских людей в чужие земли» (1837), двухтомник песен русского народа (1838—1839), «Писатели Тульской губернии» (1838), «Русские народные сказки» (1841) и другие работы. В 1854 году Аполлон Григорьев резко осудил его за допущенное при издании песен нарушение их ритмико-мелодического и лексического строя и приравнял к тем издателям, которые искажали фольклор. После появления новых капитальных фольклорных сборников А.Н.Афанасьева, В.И.Даля, П.В.Киреевского, П.Н.Рыбникова, А.Ф.Гильфердинга наследие Сахарова потеряло свою значимость. Конец жизни Сахаров провёл в небольшом имении Заречье в Валдайском уезде Рютинской волости. Скончался в имении Заречье, Валдайский уезд, Новгородская губерния, 5 сентября 1863 года. Похоронен И.П.Сахаров на кладбище у Успенской церкви села Рютина (современная Тверская область). При публикации народных песен, сказок и преданий И.П.Сахаров ссылался на имеющиеся в его распоряжении рукописи, которые ни до, ни после него никто не видел. Такова «рукопись Бельского», в которой заключались произведения древнерусской народной поэзии, «Вождь по жизни», выдаваемый за источник Домостроя, рукопись с концовкой «Хождения Стефана Новгородца» и проч. В 1860-х годах П.А.Бессонов опубликовал серию статей, в которых произведения древнерусской народной литературы, изданные Сахаровым, были представлены частью как опубликованные ранее другими издателями, но переделенные, частью сочиненные самим издателем. Современные фольклористы (А.Л.Топорков и др.) прямо называют Сахарова «поддельщиком» и сочинителем «собственных сказок в слащавой псевдонародной манере». Труды: Путешествия русских людей в чужия земли / [публикации и предисловие И.П.Сахарова]. — Санктпетербург : издание Николая Власова : в Гуттенберговой типографии, 1837. — 20 см; Часть 1. — 1837 г. , 110 страниц. Часть 2. — 1837 г., 139 страниц; Песни русского народа : [части 1—5]. — Санкт-Петербург : Тип. Сахарова, 1838—1839. — 11 см; Часть 1. Сборники русских песен. Русские святочные песни. — Санкт-Петербург : Типография Сахарова, 1838. — CLVIII, 168 страниц; Часть 3. Русские свадебные песни. — Санкт-Петербург : Тип. Сахарова, 1839. — XII, 928 страниц; Часть 4. Русские семейные песни. — Русские разгульные песни. — Русские удалые песни. — Русские солдатские песни. — Русские казацкие песни. — Русские исторические песни. — Русские обрядные песни. — Русские колыбельные песни 1839 (на обложке 1838). — XII, 494 страницы; Русские древние памятники : [выпуски 1—3]. — Санкт-Петербург : Типография Сахарова, 1842. — 60 страниц, 7 листов иллюстраций, факсимиле : таблицы; 28 см. В конце предисловие автора: И.Сахаров; Русские народные сказки : Часть 1 / [Составитель И.Сахаров]. — Санкт-Петербург : типография Сахарова, 1841. — 1 том; 19; Сказания русского народа, собранные И.Сахаровым. Том 1. Русская народная литература. Русское народное чернокнижие. Русские народные игры. Русские народные загадки и притчи. Русские народные присловья. Русские народные песни. Былины русских людей;Слово о полку Игоревом. Сказание о нашествии Батыя на русскую землю. Слово Данил Заточника. Сказание о Мамаевом побоище. — 3-е издание — Санкт-Петербург : Типография Сахарова, 1841. — 602 страницы; Сказания русского народа, собранные И.Сахаровым. Том 2, книги 7, 8. Русская народная годовщина. Путешествия русских людей. — 3-е издание — Санкт-Петербург : Типография Сахарова, 1849. — 676 страниц; Образцы древней письменности / [Составитель Сахаров И.П. — Санкт-Петербург, 1849]. — 40 листов факсимиле; 35. Состав установлен по изданию: Каталог русских книг Библиотеки Санкт-Петербургского университета. Том 1. Страница 564; Записки русских людей : События времен Петра Великого / [С предисловием И.Сахарова]. [Часть 1]. — Санкт-Петербург : типография И.Сахарова, 1841. — 23. Записки Андрея Артамоновича графа Матвеева. — 1841; Сахаров И.П. Сказания русского народа / Составитель и ответственный редактор О.А.Платонов. — Москва: Институт русской цивилизации, 2013. — Том I. — 800 страниц; Том II. — 928 страниц. ISBN 978-5-4261-0025-1 (Том I) ISBN 978-5-4261-0027-5 (Том II);Литература: Сахаров, Иван Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Пыпин А.Н. Подделки рукописей и народных песен, III: Подделки Макарова, Сахарова и др. Санкт-Петербург, 1898; Козлов В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII—XIX веков. Глава XIII. 2-е издание. Москва: Аспект Пресс, 1996; Пыпин А.Н. История русской этнографии том 1, Санкт-Петербург, 1890 страницы 276—313; Азадовский М.К. История русской фольклористики том 1, Москва, 1958 страницы 355—362; Топорков А.Л. Русский волк-оборотень и его английские жертвы // НЛО. — 2010. — № 103.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 10 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»