• Авторизация


10 сентября родились... 10-09-2025 03:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[527x700]
877
Патриарх Евтихий (греческое имя — Πατριάρχης Ευτύχιος; в миру - Саид ибн (ал-) Батрик; арабское имя — سعيد بن البطريق‎ — «сын патриция»)
Патриарх Александрийский (933—940), автор медицинских, богословских и исторических сочинений. Сочинения Евтихия включены в 111-й том «Patrologia Graeca». Евтихий родился в Фустате, был известен в качестве врача и историка, свои сочинения писал на арабском языке. В 933 году был избран александрийским патриархом, известен своей борьбой с коптами-иаковитами. Сохранились книги Евтихия по медицине, рассуждение о христианских постах, Пасхе и праздниках, разговор между христианином и неверным (то есть между православным и иаковитом). Наиболее известна его краткая всеобщая история (от сотворения мира до 937 года), названная «Назм-ал-Джавахири» (Нить драгоценных камней или Нанизанные драгоценности), содержащая массу уникальных сведений о прошлом народов Ближнего Востока, — едва ли не первое на арабском языке изложение библейской и византийской истории, а также описание с православных позиций эпохи Вселенских Соборов. Этим сочинением Евтихий восстановил преемство арабоязычных христиан с византийской культурно-исторической традицией, способствовав полноценному приспособлению мелькитов к реалиям арабо-мусульманского мира. При Евтихии была реорганизована патриаршья библиотека, он предал ей нынешний вид церковной библиотеки при резиденции предстоятеля церкви. Умер 12 мая 940 года.

[573x698]
921
Людовик IV Louis IV (Louis IV d'Outremer)
французский король (936-954), сын Карла Простого и Огивы, сестры английского короля Ательстана; род. в 921 г. После того, как Карл попался в плен к вермандуаскому графу Гериберту (923), жена его бежала с маленьким Людовиком к брату в Англию. Так как Людовик жил и воспитывался в Англии, то его прозвали Заморским. В 936 г. Гуго Великий, предпочитая господствовать над неспособным и слабым королем, чем принять самому королевский титул, решил признать королем Франции Людовика. Человек деятельный, способный и решительный, Людовик вовсе не был похож на последних Меровингов. Гуго Великий не нашел, как рассчитывал, в лице Людовика покорного орудия и образовал против него союз феодальных владельцев; в то же время Людовик вел войну с Оттоном I из-за Лотарингии. После смерти Вильгельма, герцога Нормандии, Людовик сделал неудачную попытку завладеть Нормандией. Замысел не удался; в 945 г. Людовик был вероломно захвачен жителями Руана, которые заставили его отказаться от притязаний на Нормандию и передали его Гуго. Тот запер его в темницу и вынудил Людовика уступить ему Лан, единственное владение короля. Вновь возгоревшаяся война между Людовиком и Гуго, в которой приняли участие Оттон и Конрад, герцог Лотарингский, окончилась соглашением на конференции близ Марны (950). Гуго возвратил Людовику Лан и снова присягнул ему. Последние годы царствования Людовика прошли спокойно. Умер 30 сентября 954 года.Luchaire, "Histoire des institutious monarchiques de l'ancienne France"; Kalckstein, "Geschichte des franz. K önigtums unter den ersten Capetingern".

[506x700]
1054
Абу Мухаммад Мухаммад ибн аль-Касим аль-Басри́ аль-Харири (арабское имя — محمد القاسم بن علي بن محمد بن عثمان الحريري‎)
арабский писатель, поэт и филолог. Аль-Харири был сыном богатого торговца шёлком, землевладельца. Родился в Басре. Получил хорошее образование, рано начал писать. Увлёкся грамматикой и лексикой литературного арабского языка. Долгое время прожил у бедуинов, считавшихся носителями классического арабского языка, языка доисламской поэзии и Корана. Написал несколько филологических трактатов, в которых выступал против проникновения в письменный язык элементов разговорной речи. Создал диван стихов и сборник посланий (расаил). Наиболее известен аль-Харири как автор цикла макам, в течение веков считавшихся образцом художественного совершенства. Написаны макамы были по заказу неизвестного лица, наделённого властью. Предполагается, что это либо правитель Басры, либо один из визирей халифа аль-Мустаршида — Ануширван ибн Халид или Ибн Садака, — либо халиф аль-Мустазхир. В макамах аль-Харири нарисовал яркие картины жизни Арабского халифата периода упадка. Главный герой — Абу Зейд ас-Серуджи, ловкий плут, находящий выход из любой ситуации. Мухаммад аль-Харири умер в Басре 11 сентября 1122 года. Русские переводы: аль-Харири Абу Мухаммед аль-Касим. Макамы: Арабские средневековые плутовские новеллы / Перевод с арабского В.М.Борисова, А.А.Долининой, В.Н.Кирпиченко; вступительная статья и примечания В.М.Борисова, А.А.Долининой. — Москва: Наука (ГРВЛ), 1978. — 220 страниц — 50 000 экземпляров.

1385
Ле Лои (Ле Тхай То)
вьетнамский феодал, основатель династии Ле (Поздних Ле). Родился в Тейсхине, Центральный Вьетнам. Возглавил народную войну с китайскими феодалами, пытавшимися захватить Дайвьет (Вьетнам). Руководимая им армия и партизанские отряды нанесли захватчикам ряд поражений и освободили страну (1418-1427). Был провозглашен императором Дайвьета (1428). Защищал интересы среднего феодального слоя населения, сделал ряд уступок крестьянам — основным участникам освободительной войны. Умер 1 августа 1433 года.

[563x700]
1487
Юлий III (латинское имя — Iulius PP. III; имя при рождении - Джованни Мария Чокки дель Монте; Giovanni Maria Ciocchi del Monte)
папа римский с 7 февраля 1550 по 23 марта 1555. Джанмария Чокки дель Монте родился в Риме. Он был учеником гуманиста Раффаэле Брандолини Липпо, а затем изучал право в Перудже и Сиене. За время своей карьеры, он проявил себя как блестящий канонист, но не как богослов. Дель Монте был племянником Антонио Марии Чокки дель Монте, архиепископа Манфредонии (1506-1511). В 1512 году эту должность занял сам Джанмария. В 1520 году он также стал епископом Павии. При разграблении Рима (1527) Джанмария был одним из заложников, данных папой Климентом VII императору, и едва избежал казни. Папа Павел III назначил его кардиналом и первым председателем совещаний Тридентского собора (1545/47). Павел III умер 10 ноября 1549 года, и в последовавшем конклаве сорок восемь кардиналов разделились на три фракции: имперская фракция хотела вновь созвать Тридентский собор, французский фракция этому противилась, а фракция Фарнезе, лояльная к семейству предыдущего папы, поддержала избрание внука Павла III, кардинала Алессандро Фарнезе. Ни французы, ни немцы не поддержали дель Монте, а император прямо исключил его из списка приемлемых кандидатов, но французы смогли блокировать другие две фракции, позволив дель Монте представить себя в качестве компромиссного кандидата и быть избранным 7 февраля 1550 года. Оттавио Фарнезе, чья поддержка имела решающее значение для исхода выборов, был немедленно утвержден новым папой в качестве герцога Пармы. В начале своего правления Юлий всерьез взялся за реформу католической церкви. Но в реальности сделано было очень мало. В 1551 году, по просьбе императора Карла V, он приказал возобновить заседания Тридентского собора и вступил в лигу против герцога Пармы и Генриха II Французского (1547-59), но вскоре после этого примирился со своими врагами и приостановил заседания Совета (1553).
[466x700]
Бронзовая статуя Юлия III в Перудже, 1555.
Юлий больше довольствовался итальянской политикой и удалился в свой роскошный дворец Вилла Юлия, который он построил для себя ближе к воротам "Порта дель Пополо". Там он проводил время с комфортом, делая время от времени робкие усилия по реформированию Церкви. Юлий III возобновил традиции праздников и карнавалов в Риме. Католицизм был временно восстановлен в Англии при королеве Марии Тюдор в 1553 году, и Юлий послал кардинала Реджинальда Поула как своего легата с широкими полномочиями, чтобы закрепить успех. В феврале 1555 года от английского парламента к папе был отправлен посланник, чтобы сообщить ему о официальном возвращении страны под власть папы римского, но папа умер прежде, чем посланник достиг Рима. Незадолго до своей смерти Юлий отправил кардинала Джованни Мороне представлять интересы Святого Престола при заключении Аугсбургского мира. Умер Юлий III 23 марта 1555 года. Юлий III назначил кардиналами не только своих родственников, но и служителя, присматривавшего за обезьянами, которых папа содержал в своих парках. В 1551 капельмейстером папского двора стал композитор Джованни Пьерлуиджи Палестрина (1525—1594) — самый выдающийся представитель полифонии эпохи Возрождения. Папство Юлия было отмечено рядом скандалов, наиболее заметным из которых разгорелся вокруг приемного племянника папы, Инноченцо дель Монте. Инноченцо был нищим подростком, найденным на улицах Пармы, которого дель Монте взяли в дом в качестве слуги. Возраст мальчика, по разным данным, составлял 14, 15 или 17 лет. После избрания Юлия папой, Инноченцо был принят в семью брата папы, и Юлий вскоре даровал ему кардинальский титул. Юлий осыпал своего любимца бенефициями, подарив ему аббатства Мон-Сен-Мишель в Нормандии и Санкт-Зено в Вероне, а позднее, и аббатства Сен-Саба, Мирамондо, Гроттаферрате и Фраскати. Когда поползли слухи о наличии неких "особых отношениях" между папой и его приемным племянником, Юлий отказался принять меры. Кардиналы Реджинальд Поул и Джованни Карафа (будущий Павел IV) предупредили папу о "злых домыслах по поводу того, как молодой человек без отца так возвысился". Поэт Жоашен дю Белле, который жил в Риме в это время в свите своего родственника, кардинала Жана Дю Белле, выразил эти слухи в двух сонетов из своей серии "Les regrets" (1558), описав "Ганимеда с красной шляпой на голове". Придворный поэт Джироламо Мудзио в письме от 1550 года к Ферранте Гонзага, правителю Милана, писал: "Они пишут много плохих вещей об этом новом папе, что он порочен, горделив и ненормален". Враги папы подхватили слух и стали обвинять его в педофилии и гомосексуализме. Самый безобидным оказался слух. что Инноченцо незаконнорожденный сын папы. Апогея скандал вокруг Инноченцо достиг уже после смерти Юлия. Он был временно изгнан из города после убийства двух мужчин, которые оскорбляли его, а затем - снова изгнан после изнасилования двух женщин. Он пытался использовать свои связи в Коллегии кардиналов, чтобы добиться прощения, но его влияние ослабло, и он умер в безвестности. Литература: Гревс И.М., Юлий, римские папы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Smith, Marc (2002). "Julius III". In Levillain, Philippe. The Papacy: Gaius-Proxies. Routledge; O'Malley, John W (2009). A History of the Popes: From Peter to the Present. Government Institutes.

[682x700]
1521
Томас Уайетт (Thomas Wyatt jr)
организатор восстания Уайетта в январе-феврале 1554 года, целью которого являлось свержение католички Марии и восшествие на трон протестантки Елизаветы. Его отец, Томас Уайетт, был поэтом и государственным деятелем. После подавления восстания, 11 апреля 1554 года Томас Уайетт-младший был обезглавлен. Его внук, Фрэнсис Уайетт (1588—1644), стал одиннадцатым губернатором Виргинии.

[521x700]
1546
Даниэль Адам из Велеславина (чешское имя — Daniel Adam z Veleslavína)
чешский книгоиздатель, писатель, организатор литературной деятельности и гуманист. Родился в деревне Велеславин (ныне — часть Праги), в семье мельника Штепана Адама и жены его Регины. В 1568 году получил в Пражском университете степень бакалавра, в 1569 году — степень магистра, и до 1576 являлся профессором истории. После свадьбы с Анной, дочерью владельца типографии Йиржи Мелантриха из Авентина, он был вынужден оставить Университет (профессора которого, согласно существовавшим правилам, должны были соблюдать обет безбрачия), и занялся книгоиздательством и научной деятельностью. После смерти тестя в 1580 году Даниэль Адам унаследовал его типографию, и занимался книгоиздательством до самой смерти в Праге 18 октября 1599 года. На первых своих изданиях он подписывался «Адам Даниэль» или «Даниэль Пражский» (Pragenus); после получения в восьмидесятых годах XVI века дворянского титула он стал писать фамилию «из Велеславина» — по родной деревне. Под руководством Даниэля Адама было издано значительное количество книг: учебники, книги на нравственно-религиозные темы, сочинения по географии и истории, множество переводов, несколько составленных самим Даниэлем Адамом словарей. В его типографии было издано несколько исторических хроник, в частности, «Московская хроника» Александра Гваньини. Наиболее значительным трудом Даниэля Адама являлся «Исторический календарь» (1578 год, 2-е издание — 1590 год). Заслугой Даниэля Адама является популяризация чешского языка как языка литературы и науки. На этом поприще он достиг столь выдающихся успехов, что его время в истории Чешской литературы иногда называют «Велеславинским периодом». Даниэль Адам втайне являлся членом общины «Чешских братьев». Его сын, Самуил Адам, также принадлежал к «Чешским братьям». Литература: Památník Danieli Adamu z Veleslavína. — Praha, 1899; Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. — Москва, 1958 Глава XV. Чехия под властью Габсбургов.

[499x700]
1547
Георг I Гессен-Дармштадтский (Георг Благочестивый; немецкое имя — Georg I. von Hessen-Darmstadt)
ландграф Гессен-Дармштадта. Основатель линии Гессен-Дармштадт. Георг — сын ландграфа Филиппа I Гессенского и его супруги Кристины Саксонской. Каждый из четырёх сыновей, родившихся у Филиппа и Кристины, получили в наследство по ландграфству. Старшим сыновьям Филипп отписал больше земель. Юный Георг получил лишь около одной восьмой Гессена. 15 июля 1567 года 19-летний Георг стал правителем графства Катценельнбоген с резиденцией в Дармштадте. Тем самым он исполнил завещание отца: «Георгу должны принадлежать замки, города и амты Рюссельсхайм, Дорнберг, Дармштадт, Лихтенберг, Райнхайм, Цвингенберг, Ауэрберг и и всё, что ещё есть в графстве и относится к нему». Линия Георга получила название Гессен-Дармштадт. Георг целенаправленно занялся превращением сельского Дармштадта в город-резиденцию. Замок увеличился в размере и обзавёлся рвом и бастионами, в нём появился цейхгауз и конюшни, а также новое здание для правительственных учреждений. О величии правителей также должен был свидетельствовать увеличившийся сад к северу от замка. В 1570 году началось строительство замка Лихтенберг, первого ренессансного строения в Южном Гессене, который стал образцом для многих сооружений, построенных при Георге. Отец Георга перешёл в лютеранство в 1524 году и ввёл Реформацию в своём ландграфстве. Для обучения клира и подданных «правильной вере» Георг организовал в своём ландграфстве школы, воспитывавшие также послушание и понятия правого и неправого. Эти школы стали предпосылкой для конфирмации, поэтому де-факто Георг ввёл в своих землях обязательное школьное образование. Георг отличался большим трудолюбие, несгибаемой строгостью и в высшей степени жесткими представлениями о морали. Вероятно поэтому Гессен-Дармштадт, в отличие от гессенских территорий под управлением его братьев, участвовал в первой волне охоты на ведьм раннего Нового времени. При Георге в 1582—1590 годах было казнено 37 человек, обвинявшихся в колдовстве, в том числе 11-летний мальчик Вольф Вебер и 16-летняя девочка. С другой стороны, при Георге I Дармштадт пережил экономический подъём, численность населения удвоилась, появились первые элементы социальной системы: в 1592 году был основан приют для нищих, а при замке в 1594 году открылась школа для сирот. Ландграф Георг I Гессен-Дармштадтский умер в Дармштадте 7 февраля 1596 года и похоронен в городской церкви Дармштадта. 17 августа 1572 года Георг женился на графине Магдалене Липпской (1552—1587), дочери графа Бернгарда VIII Липпского. В этом браке родились: Филипп Вильгельм (1576), наследный принц; Людвиг V (1577—1626), ландграф Гессен-Дармштадта, женат на принцессе Магдалене Бранденбургской (1582—1616); Кристина (1578—1596), замужем за графом Фридрихом Магнусом Эрбахским (1575—1618); Елизавета (1579—1655), замужем за графом Иоганном Казимиром Нассау-Вейльбург-Глейхбергским (1577—1602); Мария Гедвига (1580—1582); Филипп III (1581—1643), ландграф Гессен-Буцбаха, женат на графине Анне Маргарите Дипгольцской (1580—1629), затем на графине Кристине Софии Остфрисландской (1600—1658); Анна (1583—1631), замужем за графом Альбертом Отто Сольмс-Лаубахским (1576—1610); Фридрих I (1585—1638), ландграф Гессен-Гомбурга, женат на графине Маргарите Елизавете Лейнинген-Вестербургской (1604—1667); Магдалена (1586); Иоганн (1587). 25 мая 1589 года Георг женился на герцогине Элеоноре Вюртембергской, вдовствующей княгине Ангальтской (1552—1618). У них родился сын: Генрих (1590—1601). Литература: Winfried Noack: Landgraf Georg I. von Hessen und die Obergrafschaft Katzenelnbogen (1567—1596), (Mainz, Phil. F., Diss. vom 22. Juli 1966), Mainz 1966.

[689x700]
1550
Алонсо Перес де Гусман, 7-й герцог Медина-Сидония (испанское имя — Alonso Pérez de Guzmán)
предводитель Непобедимой армады, которая была направлена в 1588 году его кузеном королём Испании Филиппом II на завоевание Англии. Родился в Санлукар-де-Баррамеде. Сын Хуана Карлоса Переса де Гусмана и де Арагона (1516—1556), 9-го графа Ньебла — рано умершего старшего сына Хуана Алонсо Переса де Гусмана и де Рибейра, 6-го герцога Медина-Сидония, от брака с дочерью Алонсо Арагонского, архиепископа Сарагосы и внебрачного сына короля Фердинанда II. Назван в честь этого своего предка. Его мать Леонор де Суньига и Сотомайор была дочерью герцогини Бехар из рода Суньига. В 1556 году после смерти своего отца Алонсо стал 10-м графом Ньебла. Через два года (1558) после смерти своего деда Хуана Алонсо Переса д Гусмана и де Рибера он унаследовал титул и владения герцога Медина-Сидония. В 1565 году 15-летний Алонсо Перес де Гусман был обручен с Аной Гомес де Сильва и Мендоса (1560—1610), четырёхлетней дочерью принца и принцессы Эболи (по слухам, её отцом был сам король Испании Филипп II). Когда супруге исполнилось 12 лет, жених получил от папы римского разрешение провести с ней первую брачную ночь. В феврале 1588 года умер адмирал де Санта-Крус, которому принадлежала идея строительства Непобедимой армады. Вместо него командование флотом из 130 больших военных кораблей было поручено герцогу Медина-Сидония, хотя тот всячески пытался отказаться от этой миссии, ссылаясь на неопытность в военных делах. Считается, что королевские секретари побоялись показать Филиппу отказное письмо герцога. Экспедиция армады к берегам Англии окончилась катастрофой, в том числе и по причине фатальной нерешительности командующего. Тем не менее король продолжал верить во флотоводческий талант герцога, возвёл его в чин капитана-генерала (1595) и позволил ему сохранить командование испанским флотом до начала нового царствования. Время, когда Медина-Сидония был морским министром, запомнилось нападением англичан на Кадис в 1596 году и унизительным поражением от голландцев у Гибралтара в 1607 году. Эти события сделали герцога излюбленной мишенью сатирических стрел Сервантеса. В июле 1619 году 68-летний герцог Медина-Сидония скончался в родном городе. Ему наследовал единственный сын Хуан Мануэль Перес де Гусман (1579—1636), 8-й герцог Медина-Сидония (1619—1636). Потомки: Луиза де Гусман — королева Португалии, внучка Алонсо Переса де Гусмана; Альварес де Толедо, Луиса Исабель — автор книги о Непобедимой армаде.

[551x700]
1552
Миклош Пальфи (венгерское имя — Miklós Pálffy)
венгерский военный, политический и государственный деятель, один из предводителей в первых войнах Габсбургов с турками. Граф (с 1599). Родился в Чабрадском замке (ныне Словакия). Представитель разветвлённого древнего рода венгерских баронов Пальфи. Его отец Петр Пальфи (ум. 1568) принимал участие в войнах с турками. У Миклоша было три сестры и четыре брата. В результате брака с Марией, внучкой Антона Фуггера, он унаследовал замок Червеный Камень в Верхней Венгрии (Словакии). У них было пятеро сыновей и три дочери. Благодаря своему уму и способностям достиг видного положения в империи: с 1574 года служил королевским стольником, в 1580 году стал капитаном Братиславского замка и жупаном Братиславской жупании. В 1599 году император Священной Римской империи Рудольф II подтвердил его полномочия и пожаловал эти должности ему в наследственного обладание. В 1581 он стал императорским камергером, в 1582 — действительным тайным советником, в 1584 — капитаном Комарно и жупаном комарнинской жупании. В 1599 году император Рудольф II пожаловал ему титул имперского графа. Как и его отец, Миклош Пальфи активно участвовал в сражениях против нашествия с Востока на территории современной Словакии. Он был одним из самым знаменитых военачальников 13-летней войны с Турцией. В 1593 г. принял участие в битве у Пакозда и способствовал победе имперской армии, в осаде Секешфехервара, месте расположения королевской резиденции, в штурме и взятии несколько пограничных крепостей и замков, в том числе Филяково, Дивин, Модри-Камень, в 1594 — Новограда, в 1595 — Штурово, в 1596 — Вацова, в 1598 — Рааба (ныне Дьёр), Тата, Веспрема и других, в 1599 — сражался у Секешфехервара, Буды и Пешта.
[525x700]
Памятник Адольфу фон Шварценбергу и Миклошу Пальфи в Дьёре (Венгрия)
В 1596 году турки взяли Рааб, идеальный плацдарм для вторжения в самое сердце Европы. Однако развить успех туркам не удалось. 29 марта 1598 года к Раабу подошли войска Священной Римской империи — пять тысяч ландскнехтов под командованием Адольфа фон Шварценберга и Миклоша Пальфи. Учитывая методы ведения войны той эпохи, турки подготовились к многомесячной осаде города. Однако Шварценберг и Пальфи применили техническую новинку, изобретение которой приписывается богемскому аристократу Яну Перштейну. По сохранившимся описаниям, петарда Перштейна представляла собой маленькую, но эффективную пушку особой конструкции, предназначенную для пробивания крепостных ворот. Христиане подтащили петарду почти к самым воротам Рааба, и выстрелив в упор, разнесли их и пошли на штурм. Рааб был взят за три часа. Эта победа стала главным событием Пятнадцатилетней войны. Её праздновали по всей Европе, а в Австрии и сейчас у дорог можно увидеть раабские кресты, установленные в честь триумфа Шварценберга и Пальфи. Оба полководца были произведены в имперские графы, что означало вхождение их семейств в элиту империи. Миклош Пальфи был также умелым предпринимателем. Для императорская армия он поставлял основные продукты питания (крупы, вино, мясо), заработав на этом огромные средства. Брак с Марией Фуггера принес Миклошу замок и поместье Червеный Камень (Западная Словакия), в 1599 году он приобрел недвижимость в Братиславе. Он и его потомки были владельцами восьми дворцов Пальфи — пяти в Братиславе, двух в Вене и одного в Праге. Умер в замке Червеный Камень у деревни Часта в Карпатах (ныне Словакия).

[556x699]
1588
Николас Ланье (Ланьир; Nicholas Laniere)
английский композитор, певец, художник. Родился в Лондоне. Николас Ланье первый из получивших высокую должность Master of the King’s Music (в 1626 г.). Умер и похоронен в Лондоне 24 февраля 1666 года.

[561x698]
1624
Томас Сиденхем (Сиденгем, Сиденгам; Thomas Sydenham) –
знаменитый английский врач, «отец английской медицины», «английский Гиппократ» — реформатор практической медицины в духе Нового времени, называемый также (с некоторыми оговорками) «отцом клинической медицины». Родился в Уинфорд-Игле (графство Дорсетшир). В 1642 поступил в Оксфордский университет, но вскоре покинул его, чтобы принять участие в Гражданской войне. После победы Кромвеля вернулся в университет и в 1648 стал бакалавром медицины. С 1659 учился и занимался исследовательской работой в Монпелье. В 1663 получил лицензию Коллегии врачей, разрешавшую заниматься врачебной практикой в Лондоне, а в 1667 ему была присуждена степень доктора медицины в Кембриджском университете. Известны работы Сиденхема в области инфекционных болезней. Сиденхем оставил детальные описания оспы, малярии, скарлатины и кори. Первым описал отличия кори от скарлатины, ревматизма от подагры. Классифицировал и дал определение хореи, истерии, подагры, малярии и оспы. Выдвинул концепцию инфекционных патологий как особого рода болезней. Предложил метод охлаждения для лечения оспы и перемежающейся лихорадки и одним из первых применил препараты железа при анемии. Пропагандировал применение хинина при малярии, препаратов ртути – при сифилисе, рекомендовал длительное пребывание на свежем воздухе при туберкулезе.
[700x334]
Долгие годы популярностью пользовалась «настойка Сиденхема», применявшаяся при лечении кишечных заболеваний (опий с добавлением корицы, гвоздики и шафрана). Сиденхем развивал учение Гиппократа об «эпидемической конституции», возникновение и смену которой связывал с «изменениями в недрах Земли, вследствие чего воздух загрязняется испарениями, предрасполагающими к той или иной болезни». Разработанная Сиденхемом система практической медицины, основанная на наблюдении у постели больного, оказала серьезное влияние на многих врачей 2-й половины 17 и 18 вв.: Г.Бургаве, Дж.Локка, основоположника нефрологии английского врача Р.Брайта и др. Многие авторы называют его одним из основоположников клинической медицины. Внес существенный вклад в формирование нозологического принципа. Считаются классическими выполненные Сиденхемом описания скарлатины и кори, некоторые нозологические формы носили или носят его имя (сиденгамова скарлатина, сиденгамова хорея); с трудами Сиденгама связано распространение применения хины для лечения малярии. Один из трудов Сиденхема [Tractatus de podagra et hydrope. London, 1683] посвящён подагре (которой он сам страдал более 30 лет). Отводил первенствующее место фактам и непосредственному наблюдению, рассматривая болезни как процессы, симптомы как нечто чисто внешнее, которое меняется в зависимости от конституции организма. Стремился точно разграничить различные болезненные формы и этим путём создать прочную почву для применения специфических средств, при этом пришел к чисто онтологическому пониманию болезненных процессов и к установлению классификации болезней по совершенно ботанической схеме. Сиденхем был сторонником энергического лечения; в его терапии виднейшую роль играли хинин и опий, a в особенности кровопускания. Некоторые источники характеризуют его как противника Парацельса. Умер Сиденхем в Лондоне 29 декабря 1689 года.
Opera_medica_V00009_00000006.tif (412x700, 193Kb)
Opera medica
Главные сочинения: «Methodus curandi febres» (Лондон, 1666), «De variolis et, morbo hysterico et hypochondriaco» (Лондон, 1682), «Processus integri in omnibus fere morbis curandis» (Лонд., 1693). Полное собрание сочинений Сиденхема, которые все были написаны на латинском языке, много раз издавались, в первый раз в 1685; новое издание принадлежит Sydenham-Society (Лондон, 1844; в английском переводе, там же, 1848—1850, 2 тома; имеются и переводы французский и немецкий, Вена, 1786—1787, 2 тома); Observationes medicae ciraa morborum acutorum historiam et curationern L., 1676; Opera universa, L., 1685. Литература: Мейер-Штейнег Т., 3удгоф К., История медицины, перевод с немецкого, Москва—Ленинград, 1925; Кушев Н., Sidenham, "Врачебное дело", 1926, №21. Страницы 1659-1664; Персон С.А., Основоположник клинической медицины Томас Сиденхем, "Клиническая медицина", 1965, том 43, №11, Страницы 139-144; Major R.Н., A history of medicine, v. , Oxf., 1954; Bariéty M., Coury Ch., Histoire de la médecine, ., 1963; Geschichte der Medizin, Hrsg. von A. Mette und 1. Winter, ., 1968; Jahn, «Sydenham» (Эйзенах, 1840); J. Brown, «Locke and S.» (Эдинбург, 1866); Picard, «S., sa vie, ses oeuvres» (Париж, 1889); Бородулин В.И. Сиденгем Т. // БМЭ. 3-е издание, Москва, 1984. Том 23. Страницы 700-703; Сиденгам, Томас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

[541x698]
1638
Мария Терезия Австрийская (Испанская; испанское имя — María Teresa de Austria)
инфанта Испании, первая супруга короля Франции Людовика XIV. Дочь короля Испании Филиппа IV и Изабеллы Французской была обручена с французским королём по условиям Пиренейского мира 1659 года, положившего конец франко-испанской войне 1635—1659 годов. Она получила в приданое 500 тыс. золотых экю, но отреклась за себя и своё потомство от наследования испанской короны и других испанских владений. Свадьба прошла в июне 1660 года, но уже через год король охладел к своей жене и завёл первую из длинной череды любовниц. После смерти отца Марии Терезии, когда обещанное приданое так и не было получено, Людовик XIV объявил, что её отказ от наследования аннулируется, и завоевал часть принадлежавших Испании Нидерландов. Королева все свои невзгоды переживала молча, и когда она скончалась 30 июля 1683 года, Король-Солнце заявил, что это было единственной неприятностью, которую она доставила ему. Внук Марии Терезии и Людовика XIV стал испанским королем Филиппом V после Войны за испанское наследство.
[700x448]
Правнук Марии Терезии и Людовика XIV стал французским королем Людовиком XV после смерти Людовика XIV как наследник по прямой мужской линии, поскольку предыдущие наследники, его отец и дед, к этому времени уже умерли. Людовик XIV и Мария Терезия были двоюродными братом и сестрой по двум линиям: отец Людовика и мать Марии Терезии были родными братом и сестрой; отец Марии Терезии и мать Людовика XIV также были родными братом и сестрой. Дети: Людовик Великий Дофин (1 ноября 1661 — 14 апреля 1711); Анна-Елизавета (18 ноября 1662 — 30 декабря 1662); Мария-Анна (16 ноября 1664 — 26 декабря 1664); Мария-Тереза (2 января 1667 — 1 марта 1672); Филипп-Карл (5 августа 1668 — 10 июля 1671); Людовик-Франсуа (14 июня 1672 — 4 ноября 1672). Образ Марии Терезии в кино: Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (США; 1939) режиссёр Джеймс Уэйл, в роли Марии Терезии Джоан Беннетт; Захват власти Людовиком ХIV / La prise de pouvoir par Louis XIV (Франция; 1966) режиссёр Роберто Росселлини, в роли Марии Терезии Жоэлль Ложуа; Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (США, Великобритания; 1977) режиссёр Майк Ньюэлл, в роли Марии Терезии Вивьен Мерчант.

[555x700]
1648
Николя Демаре (французское имя — Nicolas Desmarets)
министр финансов Франции при Людовике XIV. Родился в Париже. Демаре был племянником Кольбера, который принял его на службу. В 1683 году Демаре был назначен интендантом финансов, но в последние годы жизни дяди был заподозрен в злоупотреблениях при выпуске медной монеты и удалён со службы. По настоянию Шамильяра, ставшего в 1699 году во главе министерства финансов, Людовик XIV снова призвал Демаре на службу и в 1703 году назначил его генерал-директором финансов. Когда Шамильяр подал в 1708 году в отставку, Демаре был назначен на его место. Положение Франции в то время было критическое. Война за испанское наследство поглощала массу средств, казна была истощена, государственный долг превышал 482 миллиона ливров, а налоги на несколько лет вперёд были отданы в аренду. Положение ухудшилось в 1709 году, когда большая часть урожая погибла от холодов. Демаре удалось достать королю средства для ведения войны за счёт увеличения государственного долга. В 1710 году Демаре воспользовался идеями Вобана, изложенными в его «Dîme royale», и ввёл десятину с доходов всех сословий и духовенства, но она была вскоре отменена. После смерти Людовика, Демаре был удалён от должности. В своём «Mémoire» (1716) на имя регента он оправдывал своё управление финансами. Подвергшись сначала сильным нападкам, Демаре был впоследствии оценён. Сен-Симон и Вольтер признали за ним необыкновенные финансовые способности. Умер в Париже 4 мая 1721 года. Его старший сын — маршал Франции Жан-Батист Демаре. Литература: Демаре, Николай (министр финансов) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

[516x700]
1649
Бернгард I Саксен-Мейнингенский (немецкое имя — Bernhard I. von Sachsen-Meiningen)
принц Саксен-Готский, родоначальник владетельного княжеского рода Саксен-Мейнинген, 6-й сын герцога Эрнста Саксен-Готского и альтенбургской принцессы Елизаветы Софии. Родился в Готе. Бернгард — 9-й ребёнок в многодетной семье отца (18 детей). Учился в Тюбингенском и Женевском университетах, вступил в брак с принцессой Марией Гедвигой Гессен-Дармштадтской. По смерти отца в 1675 году и по его желанию Бернгард вначале управлял княжеством совместно со своими шестью братьями пережившими отца; но когда обнаружилось, что между некоторыми из братьев заключены уже договоры о разделе, Бернгард в 1681 году также выделил себе особое герцогство с резиденцией в Мейнингене, образовав таким образом Саксен-Мейнинген. По смерти брата Альбрехта Саксен-Кобургского Бернгард затеял спор о наследстве с прочими находившимися в живых братьями. Он умер в Майнингене 27 апреля 1706 года, успев несколько расширить свои владения. В первом браке с Марией Гедвигой Гессен-Дармштадтской, дочерью ландграфа Георга II родились: Эрнст Людвиг I (1672—1724), герцог Саксен-Мейнингена, женат на принцессе Доротее Марии Саксен-Гота-Альтенбургской (1674—1713), затем на принцессе Елизавете Софии Бранденбургской (1674—1748); Бернхард (1673—1694); Иоганн Эрнст (1674—1675); Мария Елизавета (1676); Иоганн Георг (1677—1678); Фридрих Вильгельм (1679—1746), герцог Саксен-Мейнингена; Георг Эрнст (1680—1699). Во втором браке с Елизаветой Элеонорой Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1658—1729), дочерью герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского, родились: Елизавета Эрнестина (1681—1766), аббатиса Гандерсгеймского монастыря 1713; Элеонора Фридерика (1683—1739), монахиня Гандерсгеймского монастыря; Антон Август (1684); Вильгельмина Луиза (1686—1753), замужем за Карлом Вюртемберг-Бернштадтским (1682—1745); Антон Ульрих (1687—1763), герцог Саксен-Мейнингена, женат на Филиппине Елизавете Цезарь (1683—1744), затем на принцессе Шарлотте Амалии Гессен-Филипстальской (1730—1801). Литература: Бернгард, герцог Саксен-Мейнингенский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

[611x700]
1652
Ян Сладкий Козина (чешское имя — Jan Sladký Kozina)
легендарный чешский революционный лидер восстания ходов в конце XVII века. Первоначально Яна Сладкого Козину звали Росоча по названию фермы Росоч, которая в 1632 году принадлежала его деду, и на которой он родился и вырос. Его отец Ян Сладкий в 1670 году купил ферму Козинов, и после этого вся семья стала называться Сладкие-Козины. Дед первоначально именовался Suss (немецкое Süß — сладкий) и по происхождению был баварец, незаконорожденный сын графа фон Шенек. 9 мая 1678 года в возрасте 25 лет он женился на Дороте Пелнаровой, унаследовал ферму Козинов. Они жили тихой, богобоязненной парой. У них было 6 сыновей, но только один, Адам, имел дальнейших потомков. Ян Сладкий Козина не умел ни читать, ни писать, но сделал себе имя своими речами, в которых он обращал внимание на ложные направления того времени и стал голосом бедствующих фермеров. Он защищал права людей Ходовы и требовал справедливости в отношении населения страны. Это привело к разногласиям с местным магнатом графом Вольфом Максимиллианом Ламингером фон Альбенреуф, также известным как «Ломикар». Ради этого он с вторым избранным ходским рыцарем совершил поездку к императору в Вену — несмотря на хорошее впечатление от хотских представителей, тот, занятый войной с турками, передал верховную власть над Богемией фон Ламингеру как губернатору, что позволило последнему продавить своё решение по ходам и отнять бумаги с их привилегиями под угрозой закрепощения детей. Козина был признан виновным в крестьянском восстании, арестован и позже казнён в Пльзене 26 ноября 1695 года. Но по решению императора имущество семьи конфисковано не было. После своей казни в родовой книге был записан как Hans Süss. Он был увековечен как символ сопротивления в рассказах Алоиса Йирасека и Божены Немцовой. В районе Домажлице ему установлен памятник; место казни отмечено памятной доской возле главного входа в пивоварню «Pilsner Urquell» в Пльзене. Алоис Йирасек написал книгу «Псоглавцы» («Psohlavci») о населении Ходовы и о борьбе молодого Яна; позже по книге Карелом Коваровичем была создана одноимённая опера. Литература: Jirásek A. Psohlavci («Псоглавцы»: роман).
[700x525]
Памятник Яну Козине установлен вблизи города Домажлице (Чехия).

[540x699]
1655
Каспар Томсен Бартолин младший (датское имя — Caspar Thomsen Bartholin; латинское имя — Caspar Bartholin Secundus)
датский анатом и политик. Родился в Копенгагене. Выходец из семьи выдающихся датских учёных, многие из которых работали в области медицины. Его дед — известный анатом и богослов Каспар Бартолин (старший) (1585—1629), его отец — врач, математик и богослов Томас Бартолин (1616—1680), его дядя — математик и врач Расмус Бартолин (1625—1698). Среди его родственников было 12 профессоров Университета Копенгагена. Начал изучать медицину в 1671 году и уже в 1674 году, в возрасте 19 лет, получил свою первую профессорскую должность. Сделал целый ряд значительных открытий в анатомии человека.
Caspar_Bartholin_II._Wellcome_L0013183 (542x700, 368Kb)
Им описаны и в честь него названы: бартолинов проток подъязычной слюнной железы, бартолиновы железы и другое. Большинство его произведений включают обработку сочинений других авторов, в частности, известного датского анатома Нильса Стенсена (1638—1686), но также содержат множество результатов собственных исследований. После 1701 года практически перестал заниматься медициной и начал интересоваться политикой. Уже в 1710 году стал судьей Верховного суда, в 1719 году — генеральным прокурором, в 1724 году — заместителем министра финансов. В 1731 году ему было пожаловано потомственное дворянство. Умер в родном городе 11 июня 1738 года.
Bartholin_-_De_ovariis_mulierum_et_generationis_historia_epistola_anatomica,_1678_-_3036572.tif (386x700, 193Kb)
«De ovariis mulierum et generationis historia epistola anatomica», 1678
Литература: Бартолин, семья // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

[642x699]
1659
Генри Пёрселл (Henry Purcell)
выдающийся английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Брат композитора Дэниела Пёрселла. Родился в лондонском Вестминстере, в семье музыканта. Его отец Томас Пёрселл, предки которого перебрались в Англию из Ирландии, был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле. Генри Пёрселл с детства был связан с придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие музыкальные способности. С шести- или семилетнего возраста он пел в хоре королевской капеллы, обучался там вокальному искусству, композиции, играл на органе и харпсихорде (разновидность английского клавесина крыловидной формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле были отличные музыканты — капитан Кук, Джон Блоу и знаток французской музыки Пелэм Хэмфри. Пёрселлу было двадцать лет, когда его блистательная игра проложила ему путь к широкому признанию. В 1679 году он стал органистом Вестминстерского аббатства, а в первой половине 1680-х годов и придворная капелла, где он еще недавно пел скромным мальчиком, пригласила его на этот пост. Его слава как виртуоза росла. Плебейские слои столицы — музыканты и ремесленники, поэты и рестораторы, актеры и торговцы — составляли один круг его знакомств и заказчиков. Другим был королевский двор с его аристократической и чиновной периферией. Вся жизнь Пёрселла, раздваиваясь, проходила между этими полюсами, но именно к первому он тяготел неизменно. В 1680-х годах, на исходе Реставрации, наступил стремительный и блестящий расцвет его композиторского гения. Он писал с какой-то лихорадочной поспешностью, обращаясь к самым разнообразным жанрам, подчас далеким и даже противоположным друг другу. Его бытовые одноголосые и полифонические песни рождались на гуляньях, в тавернах и кэтч-клубах, за дружеской пирушкой, в обстановке сердечности, вольнодумства, а порою и разгула. Пёрселл был завсегдатаем в этой среде; известно, что одна из лондонских таверн была украшена его портретом. Некоторые песни тех лет не оставляют сомнения в том, что патриархальный консерватизм, свойственный когда-то Томасу Пёрселлу, не был унаследован его сыном. Но рядом с этими песенными созданиями — демократичными, шаловливыми, сатирическими — возникали патриотические кантаты, оды и приветственные песни, написанные нередко для королевской семьи и знатных вельмож к их юбилейным датам и празднествам. Количество созданных им песен огромно. Вместе с теми, которые написаны для театра, оно исчисляется сотнями. Пёрселл — один из крупнейших композиторов-песенников. Некоторые его песенные мелодии еще прижизненно приобрели едва ли не всеанглийскую популярность. Особо следует выделить у Пёрселла песни-сатиры, песни-эпиграммы, колкие, остроумные, насмешливые.
[450x700]
Рукопись Пёрселла «When on my sick bed I languish» (около 1680).
В одних осмеиваются пуританские ханжи, дельцы того времени; в других ирония изливается на большой свет с его пороками. Иногда предметом скептических суждений, положенных на музыку, становится парламент (кэтч «Собрался совет Всеанглийский»). А в дуэте «Саранча и муха» — даже сам король Иаков II. Впрочем, есть у Пёрселла и официально-верноподданнические заздравные опусы, каких и не могло не быть в то время при его служебном положении. Немало в наследии Пёрселла песен, написанных под впечатлением виденных им картин жизни и быта простого люда, его горестей и радостей. Композитор достигает большой силы и жизненной правды, рисуя без прикрас портреты бездомных бедняков своей родины. Писал Пёрселл и песни героические, наполненные высоким пафосом своей эпохи, бурлящие большими страстями. Здесь особенно ярко выказалась мужественная сторона его натуры. Вдохновенно звучит его почти романтическая «Песня узника». Эту гордую, вольную песню XVII столетия нельзя слушать без волнения. Вдохновенны его духовные композиции — псалмы, гимны, мотеты, антемы, церковные интерлюдии для органа. Среди духовных произведений Пёрселла выделяются его многочисленные антемы — величавые гимны на тексты псалмов. Пёрселл смело внес светское концертное начало, умело использовав при этом то поверхностное, но горячее увлечение светской музыкой, какое стало своего рода модным поветрием в богатых классах Англии при Карле II. Антемы Пёрселла преображались в крупные композиции концертного плана, а иногда и ярко выраженного гражданского характера. Светская тенденция жанра была в Англии явлением небывалым для духовенства, и после 1688 года Пёрселл натолкнулся на особенно резкое неприятие пуританских кругов. Духовные произведения Пёрселла чередовались с множеством чисто светских — сюит и вариаций для клавесина, фантазий для струнного ансамбля, трио-сонат. В создании последних Пёрселл был пионером на Британских островах. Его тяготило и возмущало царившее повсюду «в верхах» эгоистическое отношение к музыке как к приятной забаве. В 1683 году в предисловии к трио-сонатам он писал, воздавая должное итальянским мастерам: «...Серьезность, значительность, связанные с этой музыкой, придут к признанию и почету у наших соотечественников. Пора им начать тяготиться ветреностью, легкомыслием, которые свойственны нашим соседям (под „соседями“ здесь разумеется Франция)». Очевидно, что невероятное творческое напряжение, в сочетании с тягостными придворными обязанностями и чрезмерно рассеянным способом жизни, уже тогда подтачивало силы композитора. Парламентский переворот 1688 года — низложение Иакова II и воцарение Вильгельма Оранского — сравнительно немного изменил тогда в музыкальной жизни и судьбе музыкантов. Власть «наживал из землевладельцев и капиталистов» установила режим менее беззаботный и расточительный, но тщеславное меценатство Реставрации сменилось глубоким равнодушием к музыке. Печальные последствия этого сперва ускорили начавшийся упадок органного и клавесинного искусства, а потом коснулись и театра. Пёрселл, возлагавший надежды на покровительство королевы Марии, вскоре убедился в их иллюзорности. К тому времени, овладев почти всеми вокальными и инструментальными жанрами, он с огромным энтузиазмом обратился к музыке для театра и создал в этой области ценности непреходящего значения. Театральная музыка по-своему синтезировала почти все вокальные и инструментальные жанры Пёрселла и стала общепризнанной вершиной его творчества. Он как бы объединил традицию музыкального оформления публичного театра с драматическими композиторов масок. При этом достаточно широко освоен был опыт заморских мастеров — Люлли, итальянцев. Однако при жизни композитора его творения оставались в большой мере непонятыми и неоцененными. Так случилось и с оперой «Дидона и Эней». Пёрселл создал для Англии первую настоящую оперу, и притом гениальную.
[528x700]
«Цветение английского барокко», бронзовая скульптура Гленна Уильямса в маленьком парке на улице Виктория в Вестминстере.
Она была написана на либретто известного тогда поэта Н. Тэта, литературным источником для которого послужила «Энеида» — знаменитая эпическая поэма древнеримского классика Вергилия Марона. Из тридцати восьми номеров «Дидоны» пятнадцать — это хоры. Хор — лирический истолкователь драмы, советчик героини, а сценически составляет ее окружение. Здесь особенно ярко сказалось умение композитора сочетать различные жанры и выразительные средства — от тончайшей лирики до сочного и терпкого народно-бытового языка, от реалистических картинок повседневной жизни до сказочной фантастики шекспировского театра. Прощальная песнь героини — пассакалья — одна из самых прекрасных арий, когда либо созданных в истории музыкального искусства. Англичане гордятся ею. Идея «Дидоны и Энея» высоко гуманистична. Героиня драмы — печальная жертва игры темных сил разрушения и человеконенавистничества. Ее образ полон психологической правды и обаяния; силы же тьмы воплощены с шекспировским динамизмом и размахом. Все произведение звучит как светлый гимн человечности. Однако опера «Дидона и Эней» была поставлена в XVII веке лишь однажды — в 1689 году, притом не на театральной сцене, а в пансионате для благородных девиц в Челси. Затем состоялось два спектакля — один в начале и другой в конце XVIII века. Прошло еще сто лет, прежде чем это лучшее творение величайшего композитора Англии было извлечено из архивов и утвердилось на английской, а затем и на мировой сцене. Через год после премьеры «Дидоны и Энея» Пёрселл с благородной верой в свое искусство и вместе с тем с горечью писал в предисловии к положенной им на музыку драме «Диоклециан»: «...Музыка еще в пеленках, но это многообещающий ребенок. Он еще даст почувствовать, чем он в Англии способен стать, только бы мастера музыки пользовались здесь большим поощрением». Он мало сочинял для придворной сцены, где по-прежнему господствовали репертуар и стиль, отражавшие влияния французского классицизма. Там его театральная музыка, впитавшая традиции и приемы народных баллад, не могла рассчитывать на прочный успех. Создавая десятки музыкально-драматических опусов, он обращался к инициативе частных лиц и при их помощи обосновался в небольшом театре на Дорсет-Гарден, доступном для широкой публики. Он принимал непосредственное, активное участие в постановках, деятельно сотрудничал с драматургами, режиссурой, а нередко и сам участвовал в спектаклях в качестве актера или певца (у него был великолепный бас). Создание большого, высокохудожественного оперного театра, доставляющего радость народу и поддерживаемого правительством, Пёрселл считал делом чести английской нации. И он с горечью видел, как далек был этот идеал от действительности. Отсюда глубокий идейный разлад с теми кругами английского общества, от которых больше всего зависели его судьба и судьба музыки. Вряд ли можно сомневаться в том, что этот идейный конфликт, более или менее затаенный, но неразрешимый, стал одним из факторов трагической преждевременной гибели великого композитора. Он умер от неизвестной болезни (по одной из версий, от туберкулеза) 21 ноября 1695 года, в расцвете творческих сил, всего лишь тридцати шести лет от роду. На третий год после его смерти вышел в свет сборник его песен «Британский Орфей». Он был скоро раскуплен, и затем выходил еще несколькими изданиями. Его популярность была очень велика. Распевая эти песни, английский народ отдавал должное национальному гению своей музыки.

1676
Йозеф Антон Страницкий (Joseph Anton Stranitzky)
австрийский драматург и актер. Основатель старовенской народной комедии, созданной по образцу итальянской комедии масок, ввел в нее немецкий фольклорный образ Гансвурста, придав ему ставшие традиционными черты хитрого, смышленого крестьянина. Сохранилось 14 комедий Страницкого. Грубоватый юмор, динамичность сюжета и актерское мастерство самого автора принесли его пьесам большой успех. Умер 19 мая 1726 года.

1687
Никола I Бернулли
швейцарский математик, племянник Якоба I и Иоганна I Бернулли, профессор математики в Падуе и Базеле. Занимался теорией вероятностей и интегральным исчислением. Умер в 1759 году.

1696
Юрий Григорьевич (Георг Рейнгольдт) фон Ливен
лифляндский дворянин, барон. Генерал-аншеф русской армии. Участвовал в войнах за польское и австрийское наследство. В 1735—1739 участвовал в русско-турецкой войне. В 1737 — генерал-майор. 9 марта 1746 — генерал-лейтенант. В 1748 — генерал-поручик. 20 сентября 1755 — генерал-аншеф. Участвовал в Семилетней войне, состоял при фельдмаршале С.Ф.Апраксине. В 1757 ранен в сражении при Гросс-Егерсдорфе. Умер 15 марта 1763 года.

[616x700]
1713
Джон Тербервилл Нидхем (John Turberville Needham)
английский естествоиспытатель, безуспешно пытавшийся экспериментально подтвердить самопроизвольное зарождение микроорганизмов (абиогенез). Родился в Лондоне. Первый из последователей Римско-католической церкви, ставший членом Лондонского королевского общества (1768). Пытался экспериментально доказать самопроизвольное зарождение микроорганизмов. Обнаружив в прокипяченном мясном бульоне и растительных отварах, помещенных в закрытые сосуды, появление микроскопических "анималькуль" и "инфузорий", Нидхем пытался объяснить их возникновение из "органических молекул" действием особой производящей силы. Против представлений Нидхема о самозарождении выступил Л.Спалланцани; окончательно они были опровергнуты работами Л.Пастера. Умер в Брюсселе 30 декабря 1781 года. Литература: Хал Хеллман Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов — Глава 4. Вольтер против Нидхема: Спор о зарождении = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. — Москва: «Диалектика», 2007. — Страниц 320. — ISBN 0-471-35066-4

[536x699]
1714
Никколо Йоммелли (итальянское имя — Niccolò Jommelli)
итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Родился в городке Аверса, близ Неаполя. Ученик Дуранте и Манчини. Член Болонской филармонической академии (1741). Был капельмейстером в Риме, потом 20 лет в Штутгарте. Его оперы «L'Errore amoroso», «Odoardo», «Il Ricimero, re di Goti», «Astianasse» имели в Италии большой успех. Подпав под влияние немецкой музыки, Йоммелли написал около 30 опер в этом направлении, которые имели большой успех в Германии; по характеру его сочинений его называли «итальянским Глюком». В это время в Италии он был практически забыт, хотя в 1750 году в Неаполе в его «Дидоне» блестяще солировала Катарина Фатта-Габриелли, что принесло ей европейскую славу и она была приглашена к венкому двору. В конце жизни Никколо Йоммелли начал писать духовную музыку: «Miserere», кантаты, оратории, реквиемы и пр. Автор более 70 опер, среди которых выделяются «Меропа» (1741), «Артаксеркс» (1749), «Фаэтон» (1753, 2-я редакция 1768); церковной музыки, в том числе знаменитого «Мизерере»; интермедий, одна из которых - «Дон Фальконе» шла в Санкт-Петербурге (1779), и др. В операх Йоммелли отводит важное место аккомпанированному речитативу, усиливает драматургическую роль хора и оркестра, сближаясь с принципами оперной реформы К.В.Глюка. Умер в Неаполе 25 августа 1774 года.
[466x700]
Статуя Никколо Йоммелли на здании «Опера́ Гарнье́» в Париже.
Оперы: L'errore amoroso (1737); Ricimero (1740); Astianatte (1740); Ezio (1741); Merope (1741); Demofoonte (1743); Cajo Mario (1746); Don Trastullo (1746); La Didone abbandonata (1747); Didone (1748); Artaserse (1749); Demetrio (1749); L'Ifigenia (1751); Attilio Regolo (1753); Enea nel Lazio (1755); L'Olimpiade (1761); Il Vologeso, ossia Berenice, reine d'Arménie (1766); Fetonte (1768); Armida abbandonata (1770). Оратории: La passione di Gesù Cristo, Rome, 1749. Литература: Ливанова Т.Н., История западно-европейской музыки до 1789 года, Москва - Ленинград,1940; Abert H., Niccolo Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908.

[575x700]
1721
Пейтон Рэндолф (Peyton Randolph)
американский политический деятель. Пейтон Рэндолф — сын сэра Джона Рэндолфа, генерального прокурора Вирджинии. Он скончался, когда сыну было 16 лет. Пойдя по стопам отца, Пейтон получил юридическое образование в Лондоне, затем вернулся в Вирджинию и в 1744 г. был назначен генеральным прокурором колонии, занимал этот пост до 1766 года, одновременно являясь депутатом законодательного органа колонии — Палаты горожан. К моменту роспуска Палаты в 1769 году занимал пост её председателя. В 1774 г. был избран председателем Первого Континентального конгресса, в 1775 г. непродолжительное время председательствовал на Втором Континентальном конгрессе. Умер 22 октября 1775 года. В честь Рэндолфа назван город Рэндолф-Каунти в штате Северная Каролина.

1724
Джакомо Мария Бриньоле (итальянское имя — Giacomo Maria Brignole)
дож Генуэзской республики. Он был последним дожем Генуи и единственным в истории, кто был избран дважды. Родился в семье генуэзских аристократов. Сын Франческо Марии Бриньоле и Лавинии Спинолы. О его юности практически ничего не известно, как и о периоде обучения. Известно, что в молодости он занимался коммерцией, так что первой его должностью в республике стал пост в магистрате торговли и финансов. Был внесен в Золотую книгу городского дворянства в 1746 году, служил в магистрате вина. На посту защитника Банка Сан-Джорджо в ходе 1763 года он вступил в конфликт со Стефано Ломеллини, который обвинял его в злоупотреблениях, но это не сказалось на карьере Джакомо. Он в это время занимался строительством военного госпиталя в заливе Ла-Специя, способствовал возобновлению политических и коммерческих связей с Испанией, при поддержке семьи Гримальди. Джакомо считался консерватором и очень религиозным человеком. Он отрицательно комментировал существовавшее политическое управление, экономику и правосудие, заявляя о необходимости проведения реформ и возрождения мощи республики. Имя Джакомо появляется в списках сенаторов Республики в 1767 году, государственных обвинителей в 1770 году, членов Верховного синдикатория в 1773 году и членов магистрата войны с 1775 до 1776 годы. На сессии Малого Совета в декабре 1778 года он в очередной раз раскритиковал экономическое управление и правовую систему Генуи. На более поздней встрече, состоявшейся в январе 1779 года, он открыто заявил другим членам Малого Совета, что имеет готовый план реформ, и это, безусловно, способствовало его избранию на должность дожа. 198 голосами из 321, Джакомо был избран 4 марта 1779 года новым дожем Генуи, 176-м в республиканской истории. Церемония коронации состоялась 13 сентября 1779 года в церкви Святого Амвросия, так как зал Большого Совета во Дворце дожей был в состоянии реконструкции после пожара 1777 года. Первый мандат Бриньоле был отмечен жестокой эпидемией оспы, которая быстро распространилась по всей территории республики из-за многочисленных набегов берберских пиратов вдоль побережья. Успешная экспедиция против пиратов во главе с Джироламо Дураццо, брата дожа, позволила капитану Джованни Де Марчи захватить несколько пиратских шебек. Его мандат истек 4 марта 1781 года, и бывший дож вошел в состав магистрата границ. В 1788—1796 годах он был президентом коллегии государственных инквизиторов и в этом качестве сумел протолкнуть, в конце 1790 года, закон о более жестком регулировании цензуры. 17 ноября 1796 года Джакомо был избран дожем во второй раз — уникальный случай в истории Республики Генуя. В трудное время он отказался от торжеств и церемонии коронации. В условиях близости войск Наполеона Бонапарта к границам Генуи политика дожа была нацелена на поддержание нейтралитета (в частности, он не присоединился к австро-сардинской коалиции против Франции). Ситуация стала ухудшаться по мере новых победоносных наполеоновских сражений, что неизбежно вызвало появление сторонников французского императора среди знати и представителей генуэзского народа. Прибывший в Геную представитель Франции Шарль Гийом Фэпуль имел прямое указание от Наполеона следить за событиями в столице республики. В мае 1797 года последовали аресты некоторых якобинцев, которые организовали массовые беспорядки в городе, что фактически разделило генуэзское общество по вопросу поддержки Наполеона. В столкновениях с генуэзскими якобинцами участвовал также сын дожа, Джан Карло Бриньоле. После перехода французских войск через Альпы, возможно, желая обеспечить себе сохранение высоких должностей в новом генуэзском государстве, Джакомо Мария Бриньоле предпочел отречься от власти 14 июня 1797 года. Республика Генуя была ликвидирована Наполеоном, но бывший дож Бриньоле был выбран в качестве дожа временного правительства вновь образованной Лигурийской республики из двенадцати сенаторов, а также представителей различных профранцузских знатных семей. 26 июня, по инициативе юриста Гаэтано Марре и самого Бриньоле, должность дожа была переименована в Президента временного правительства Лигурийской республики. Бриньоле сохранял пост представителя марионеточного государства до 17 января 1798 года, когда, по приказу французских властей, некоторые известные жители Генуи, так называемые «опасные люди», были изгнаны из государства. Среди них были бывший дож Джакомо Мария Бриньоле, Стефано Риварола, братья Джироламо и Джованни Баттиста Серра, якобинец Гаспаре Саули. Братья Серра переехали в Милан, Бриньоле и Саули — во Флоренцию, Риварола — в свои земли в Кьявари. Бриньоле поселился в монастыре святого Павлина во Флоренции, где умер 21 декабря 1801 года. Был женат на Барбаре Дураццо, от которой имел шестерых детей. Старший сын Джан Карло был министром финансов Королевства Сардинии с 1816 до 1824 года. Библиография: Sergio Buonadonna, Mario Mercenaro, Rosso doge. I dogi della Repubblica di Genova dal 1339 al 1797, Genova, De Ferrari Editori, 2007.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 10 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»