[700x525]
в 1942 году нацистами уничтожено гетто в Давид-Городке. Гетто в Давид-Городке (начало 1942 — 10 сентября 1942) — еврейское гетто, место принудительного переселения евреев города Давид-Городок Столинского района Брестской области и близлежащих населённых пунктов в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны.
в 1942 году за один налет ВВС Великобритании сбрасывают 100 000 бомб на Дюссельдорф.
в 1942 году британские войска высаживаются в Мадагаскаре.
в 1942 году через оберлейтенанта Витцеля резидент абвера в Афганистане Рамат Кан передает в Берлин донесения о местоположении взлетно-посадочных полос в регионе.
в 1942 году Черчилль предупредил, что Англия будет использовать оружие для подавления антибританской деятельности Индийского Национального Конгресса.
[700x496] в 1943 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны:
№ 4079 10 сентября. Постановление. [О прекращении с 12 сентября 1943 г. мобилизации в КА рабочих металлургических заводов, угольных шахт и электростанций Донбасса.]
№ 4080 10 сентября. Распоряжение. О выделении 5 тысяч человек для работы на ГАЗ.Д.150 Лл. 136
№ 4081 10 сентября. Распоряжение. О мерах по обеспечению поставок металла подшипниковым заводам НКСМ.Д.150 Лл. 137
№ 4082 10 сентября. Распоряжение. О мерах по развертыванию работ на строительстве Ульяновского автозавода имени Сталина НКСМ.Д.150 Лл. 138
№ 4083 10 сентября. Постановление. О мероприятиях по расширению и окончанию строительства основных объектов Алтайского тракторного завода Наркомсредмаша.Д.150 Лл. 139-146, 147-152
[700x700] в 1943 году оперативная сводка Совинформбюро:
«В течение 10 сентября наши войска вели успешное наступление на Павлоградском направлении и, продвинувшись вперёд от 20 до 40 километров, овладели городом Барвенково, городом и железнодорожным узлом Чаплино, районным центром Харьковской области Петровская, районными центрами Днепропетровской области Петропавловка и Межевая, а также заняли свыше 140 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Верхний Бишкин, Шебелинка, Чепель, Протопоповка, Великая Камышеваха, Запаромарьевка, Андреевка, Степановка, Славянка, Вознесенка, Преображенка, Троицкое, Николаевка, Фёдоровка, Подгороднее, Ново-Павловка и железнодорожные станции Брагиновка, Фурсово, Кирпичёво, Демурино, Просяная.
В районе западнее и юго-западнее Сталино (Донбасс) наши войска, продолжая успешно развивать наступление, продвинулись вперёд от 10 до 20 километров и заняли город и железнодорожный узел Волноваха, город Красногоровка, районный центр Марьинка, крупные населённые пункты Александровка, Александринка, Ново-Троицкое, Николаевка, Бугас, Платоновка, Дмитриевка и железнодорожные станции Еленовский Карьер, Старо-Михайловка.
Наши войска, наступающие вдоль побережья Азовского моря, сломили упорное сопротивление противника и овладели городом и портом Мариуполь.
Севернее Брянска наши войска, преодолевая сопротивление противника, продвинулись вперёд от 5 до 10 километров и заняли более 80 населённых пунктов, в том числе Немеричи, Гуличи, Манино, Усохи, Савино, Вербежичи, Сукремль, Куява, Сурь, Улемль.
Южнее Брянска наши войска форсировали реку Десну, заняли на западном берегу Десны населённые пункты Камень, Крымский Бугор, Розовка и ведут бой за город Новгород-Северский.
На Прилукском направлении наши войска продолжали наступление и, продвинувшись вперёд от 10 до 15 километров, заняли свыше 80 населённых пунктов, в том числе районный центр Сумской области Липовая Долина.
В районе юго-западнее Харькова наши войска вели наступательные бои, в ходе которых улучшили свои позиции.
На Смоленском направлении наши войска продолжали вести бои по улучшению занимаемых позиций.
В течение 9 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 76 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 24 самолёта противника.
На Павлоградском направлении наши войска, продолжая успешное наступление, овладели городом Барвенково, городом и железнодорожным узлом Чаплино (Днепропетровская область), районным центром Харьковской области Петровская, районными центрами Днепропетровской области Петропавловка и Межевая. На перегоне железной дороги Славянок — Барвенково наши войска захватили до 600 вагонов, из них 400 вагонов с зерном и продовольствием, десятки вагонов с боеприпасами, медикаментами, обмундированием и заводским оборудованием. Кроме того, захвачены 12 паровозов, склад боеприпасов, склад с горючим, склад с инженерным имуществом, большое количество снарядов, мин, гранат и патронов.
Советские танкисты, преследуя разгромленного противника, наносят ему тяжёлые потери. По неполным данным, за день боёв наши части истребили более двух тысяч немцев, подбили 30 танков и 8 самоходных орудий противника. Взято значительное число пленных.
Войска Южного фронта сломили упорное сопротивление немцев на реке Кальмиус и после ожесточённых боёв заняли город и порт Мариуполь.
Западнее и юго-западнее Сталино части Н-ского соединения, развивая наступление, стремительным ударом овладели городом и железнодорожным узлом Волноваха. Нашими войсками заняты город Красногоровка, а также ряд других населённых пунктов и железнодорожных станций. За день боёв уничтожено до 2.500 немецких солдат и офицеров, 8 тяжёлых танков, 38 орудий и свыше 200 пулемётов. Нашими войсками только в районе одной железнодорожной станции захвачено 14 немецких танков, 74 орудия разных калибров, 160 пулемётов, более 1.500 винтовоки автоматов, 70 автомашин, склад боеприпасов, склад зерна и 146 вагонов с разными военными грузами. Взято в плен 300 солдат и офицеров противника.
Севернее Брянска наши войска продолжали наступление и заняли более 80 населённых пунктов. Продвигаясь вперёд, части Н-ского соединения истребили до 1.000 гитлеровцев и захватили 23 танка, 31 орудие, 62 вагона с военными грузами и несколько цистерн с горючим. Наступление советских войск было настолько стремительным, что на отдельных участках немцы даже не успели поставить мин. Наши бойцы захватили у дорог много штабелей мин.
Южнее Брянска наши войска вели бои за переправы и форсировали реку Десна. Захватив плацдарм на западном берегу реки, наши войска заняли несколько населённых пунктов и ведут бой за город Новгород-Северский. Бойцы Н-ской части, овладев одним опорным пунктом противника, истребили две роты гитлеровцев. Наши подразделения вылавливают и берут в плен мелкие группы немецких солдат, рассеянных в лесах.
На Прилукском направлении наши войска продолжали наступление. Противник спешно подбрасывает свежие резервы и контратаками пытается задержать продвижение советских частей. Бойцы Н-ского соединения отбили несколько вражеских контратак, а затем решительным ударом опрокинули немцев и заняли ряд населённых пунктов. На поле боя осталось до 600 вражеских трупов и 5 сгоревших танков. На другом участке наши подвижные отряды неотступно преследуют противника, не давая ему возможности закрепиться. Танкисты Н-ской бригады вышли в тыл отступающей немецкой колонне и разгромили батальон гитлеровцев. Захвачены трофеи и пленные.
Юго-западнее Харькова наши войска вели наступательные бои и заняли ряд опорных пунктов. Бойцы Н-ского соединения отбили несколько ожесточённых контратак танков и мотопехоты противника. На поле боя осталось свыше 300 вражеских трупов, 12 разбитых ненецких танков и 60 автомашин.
Партизанский отряд, действующий в Могилёвской области, ночью напал на крупный гарнизон противника. В ожесточённом бою партизаны убили и ранили свыше 200 немецких солдат и офицеров. В числе убитых — командир немецкого полка. Взяты пленные. Захвачены документы штаба полка, 18 пулемётов, много винтовок и автоматов. Партизаны этого же отряда разгромили автоколонну противника. Разбито 10 автомашин с боеприпасами и продовольствием.
Пленный командир 168 полка 82 немецкой пехотной дивизии подполковник Вильгельм Матцмор рассказал: «Мой полк разгромлен и разбит. За несколько дней он потерял убитыми и ранеными 900 человек. Свыше 400 солдат и офицеров попали в плен. В августе я был в Берлине. Здесь я встретил полковника, моего друга и сослуживца. Он служил во Франции и недавно вместе с группой офицеров был отозван и получил назначение на Восточный фронт. Полковник заявил, что полный провал летней кампании на Востоке и успешное наступление русской армии вызвали растерянность и замешательство среди немецких офицеров. Некоторые офицеры берлинского гарнизона, с которыми мне пришлось беседовать, считают, что Германия зашла в тупик».
в 1943 году начало Новороссийской операции войск Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота. Руководит всеми наземными войсками командующий 18-й армией генерал-лейтенант К.Н.Леселидзе, десантной операцией — командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л.А.Владимирский, а начальником высадки - командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Г.Н.Холостяков. После артподготовки и бомбовых ударов авиации в дело вступают торпедные катера, которые атакуют торпедами огневые точки на молах, боно-сетевые заграждения и доты на берегу Цемесской бухты. Затем в действие вступит морская пехота 255-й Краснознаменной бригады и батальоны 1339-го стрелкового полка. После успешной высадки десанта в бой будут введены свежие силы и утром 16 сентября город и порт Новороссийск будет освобожден. В изданной в начале 60-х шеститомной "Истории Великой Отечественной войны Советского Союза" удостоился упоминания и начальник политотдела 18-й армии полковник Л.И.Брежнев, который провел специальные совещания с командным и политическим составом, проверил, как идет подготовка к операции, в чем нуждаются войска, а также вручил партийные билеты и кандидатские карточки воинам, принятым в ряды Коммунистической партии, пожелал им быть мужественными и стойкими в бою, оправдать доверие партии, высокое звание коммуниста. (Леонид Ильич уже был с 1960 председателем Президиума Верховного Совета СССР.) Его боевые заслуги еще дважды были отмечены на почти четырех тысячах страниц. В первом случае он назван душой поистине героической обороны "Малой земли" под тем же Новороссийском, а в последнем отмечена хорошо поставленная пропаганда героических подвигов воинов армии уже генерал-майором Брежневым, когда за четыре месяца 1945 только в одном полку было выпущено 76 листовок "Слава Героям!" Вряд ли стоит сомневаться в личном мужестве полковника Брежнева во время войны, но кто из нас не помнит, что в недалекие времена вся история великой войны состояла из обороны "Малой земли" и прочих сражений.
[700x315]
в 1943 году предъявлен на государственные испытания в НИИ ВВС КА опытный экземпляр самолета «Ил-2» «АМ-38ф» с двумя крыльевыми пушками «НС-45», А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова, с боезапасом по 50 снарядов на ствол. Ввиду сложностей с доводкой автоматики пушки и проведения некоторых доработок на самолете испытания новой машины затянулись до 8 февраля 1944 года.Полигонные испытания «Ил-2» с «НС-45» показали неудовлетворительную эффективность стрельбы из них в воздухе по малоразмерным целям. Главным образом из-за сильной отдачи пушек при стрельбе - максимальная сила отдачи авиапушки на наземном станке достигала 7000 кг. В результате было принято решение машину в серию не запускать. Необходимо было уменьшить силу отдачи пушек до 4000 кг. Позже для уменьшения отдачи ствол «НС-45» был снабжен мощным дульным тормозом, поглощавшим до 85% энергии отдачи (модификация «НС-45М»). Был установлен дульный тормоз и на «НС-37» (вариант «НС-37М»). Энергия отдачи поглощалась на 40%. Однако попыток установки таких пушек на «Ил-2» не делалось.
в 1943 году в Москве проходит премьера кантаты-симфонии А.Штогаренко "Украина моя!".
в 1943 году немецкие войска эвакуируются из Сардинии.
в 1943 году немецкий представитель в Стокгольме Кляйст доложил о предложениях Москвы, требовавшей отставки рейхсминистра восточных оккупированных территорий Розенберга или рейхсминистра иностранных дел фон Риббентропа (со своей стороны, Москва собиралась предпринять весьма решительный шаг: руководителем сепаратных переговоров с советской стороны был назначен заместитель наркома иностранных дел СССР Владимир Деканозов - доверенное лицо Лаврентия Берия и бывший советский посол в Берлине) Риббентропу. Министр был глубоко оскорблен, узнав, что Кремль требует его отставки. Он даже стал сомневаться в серьезности советского зондажа, но как раз в то время, когда Риббентроп и Кляйст обсуждали перспективы переговоров, вышел пресс-атташе МИДа и доложил, что московское радио сообщило о назначении Деканозова послом Советского Союза в Софии. Направление столь влиятельной персоны в Болгарию, которая являлась единственной союзницей Германии в Европе, сохранившей дипломатические отношения с СССР, свидетельствовало о самом серьезном отношении Сталина к идее сепаратных переговоров. Вечером Риббентроп поспешил в «Вольфшанце», чтобы обсудить с Гитлером предложения Москвы. Фюрер вроде бы заинтересовался информацией из Стокгольма. Он подошел к карте и стал показывать демаркационную линию, на которой можно было бы договориться со Сталиным. Однако на следующий день Гитлер вновь отложил решение этого вопроса, заявив, что должен поглубже над ним подумать.
в 1943 году японский посол в Москве Сато заявил наркому иностранных дел СССР Молотову о предложении японского правительства направить в Москву «высокопоставленное лицо, представляющее непосредственно японское правительство», для выполнения посреднической миссии в организации советско-германских переговоров. Однако, к тому времени Кремль уже отказался от идеи сепаратного мира с Германией. Советский МИД решительно отклонил предложения японцев.
в 1943 году Чан Кай-ши официально вступил в должность главы Национального Правительства Китайской Республики.
в 1943 году вслед за известием о капитуляции Италии немецкие войска оккупировали Рим.
в 1943 году немцами впервые применена вакуумная бомба в Средиземном море с ее помощью потоплен итальянский линкор «Рома», шедший сдаваться союзникам.
в 1943 году в Средиземном море союзникам капитулирует итальянский флот.
[700x496] в 1944 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны:
№ 6514 10 сентября. Распоряжение. О снабжении Украинского ШПД радиоаппаратурой.
№ 6515 10 сентября. Распоряжение. О мобилизации в Узбекской ССР 6 тыс.военнообязанных, не годных к строевой службе, на предприятия НКМВ, НКПС, НКСМ, НКАП, НКСС. Д.301 Лл. 117
№ 6516 10 сентября. Распоряжение. [О выделении НКсвязи личного оружия для фельдъегерского состава службы специальной связи.]
[700x700] в 1944 году оперативная сводка Совинформбюро:
«В течение 10 сентября на территории северо-восточной части Румынии наши войска, преодолевая сопротивление противника, овладели городом и железнодорожной станцией Вама, а также с боями заняли населённые пункты Русская-Молдавика, Ватра-Молдавика, Круча, Хольда, Броштэни, Дьердьо-Бэкаш.
В центральной части Румынии наши войска совместно с румынскими войсками, овладели городом и железнодорожным узлом Сфынтул Георге, а также с боями заняли более 50 других населённых пунктов, в числе которых крупные населённые пункты Каталина, Каратна, Бюксад, Мальнаш, Айта Мижлоки и железнодорожные станции Сынкатолна, Сакуеск, Сынзени, Бюксад, Бодок.
На других участках фронта — поиски разведчиков; в ряде пунктов шли бои местного значения.
За 9 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 8 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 10 самолётов противника.
В северо-восточной части Румынии наши войска продолжали наступление. Ожесточённые бои произошли за город Вама, превращенный немцами в опорный пункт обороны. Этот город прикрыт с севера, востока и юга высотами и горными реками Молдавика и Молдава. Противник упорно защищал эти очень выгодные позиции и много раз переходил в контратаки. В результате боёв, длившихся не переставая почти сутки, советские части овладели городом Вама. Захвачено много трофеев и свыше 200 пленных. На других участках наши войска, продолжая продвигаться вперед, заняли ряд населённых пунктов.
В центральной части Румынии наши войска совместно с румынскими войсками вышли к Северной Трансильвании. Здесь венгры соорудили долговременную полосу обороны с бетонированными дотами. Сильный огонь противника, широкие минные поля и проволочные заграждения крайне затрудняли действия наших частей. Сегодня советские и румынские войска штурмом овладели мощным опорным пунктом обороны противника городом Сфынтул Георге. На поле боя осталось много убитых немецких и венгерских солдат и офицеров. Захвачены трофеи и пленные.
Юго-западнее города Иелгава противник пытался вести разведку боем. Огнём нашей пехоты и артиллерии атаки немцев были успешно отбиты. Уничтожено до 200 немецких солдат и офицеров. На другом участке противник пустил по направлению к советским позициям 12 танкеток-торпед. На подступах к переднему краю нашей обороны 9 танкеток подорвались на минах, а две танкетки подбиты артиллерийским огнём. Одна немецкая танкетка захвачена и обезврежена нашими бойцами.
Восточнее города Рига группа наших лётчиков-истребителей под командованием майора Соболева встретила 14 немецких истребителей. В завязавшемся воздушном бою майор Соболев сбил 2 вражеских самолёта, а лейтенанты Завацкий и Мельник — по одному самолёту. За последние дни Н-ская истребительная эскадрилья уничтожила 15 немецких истребителей. Из них 7 самолётов сбил майор Константин Соболев.
Северо-западнее города Мариамполь наши войска вели разведку и огневой бой с противником. Советские разведывательные отряды истребили более роты гитлеровцев и захватили пленных. Снайперы одного нашего подразделения тт. Абросов, Чистяков и Морозов в течение дня истребили 19 немцев.
Юго-западнее города Ломжа наши войска вели бои местного значения. Части Н-ского соединения очистили от немцев один лесной массив. В другом районе несколько наших танков под командованием старшего лейтенанта Затонайченко прорвались в тыл противника и устроили засаду у переправы через реку. Когда к переправе приблизилась вражеская колонна, танкисты открыли огонь. Среди немцев началась паника. Советские танки вышли из засады и стали в упор расстреливать гитлеровцев. Уничтожено более 250 немецких солдат и офицеров, 15 орудий и 5 автомашин с грузами. Вскоре к переправе с противоположной стороны подошли немецкие танки. Они пытались переправиться через реку вброд, но застряли на заболоченном берегу. Советские танкисты открыли огонь и сожгли 5 немецких танков.
Пленный обер-ефрейтор 240-то полка 106-й немецкой пехотной дивизии Генрих Масбах сообщил: «Наша дивизия занимала оборону севернее города Кишинёв. 22 августа дивизии было приказано немедленно отходить. Командир роты объяснил нам, что русские прорвались в районе Яссы и южнее Тирасполя и угрожают выйти в тыл дивизии. Это известие удручающе подействовало на солдат. Все они очень боялись окружения.
Вначале мы двигались организованно, не имея соприкосновения с русскими. Но когда дивизия приблизилась к реке Прут, произошло нечто ужасное. На нас напали советские танки. Поднялась невероятная паника. Солдаты толпами бросались из стороны в сторону и погибали под гусеницами танков. Мне в числе небольшой кучки солдат удалось проскочить по мосту на западный берег реки. Мы скрылись в лесу и решили пробираться на запад. По пути нам встречались такие же, как и наша, разрозненные группы немецких солдат, которые шли куда глаза гладят. Что происходит на фронте и где находится фронт, никто не имел ни малейшего представления. На третий день мы наткнулись на русскую пехоту. Все попытки выскочить из нового окружения ни к чему не привели. Все мы были обезоружены и пленены. Теперь мы знаем, что к русским попасть в «котёл» легко, но выбраться из него невозможно».
в 1944 году в Москве подписано перемирие между СССР и Финляндией.
в 1944 году постановление СНК СССР "О мерах неотложной помощи по восстановлению сельского хозяйства Эстонской ССР".
[700x209]
в 1944 году в СССР по ленд-лизу поступил 5000-й американский самолет, улетевшей в СССР по северному маршруту, им стал истребитель «Р-63А-9». К концу 1944 года "Кингкобр" по трассе шло больше, чем «Р-39». От Красноярска на советско-германский фронт бомбардировщики, поступавшие по ленд-лизу, отправлялись своим ходом (лётом), а истребители - на железнодорожных платформах. Серия из 445 следующих машин получила новую бронеспинку пилотского кресла. Этим самолетам присвоили обозначение «Р-63А-9». В остальном они ничем не отличались от машин «А-8». Модификация «Р-63А-8» представляла собой качественный скачок, поскольку самолеты этой мо¬дификации получили действующую си¬стему впрыска воды в цилиндры. Благодаря этому приему двигатель на короткое время мог развивать мощность 1800 л.с. При этом характеристики самолета заметно улучшались. Максимальная скорость на высоте 5500 м достигала 679 км/ч, а высоту 6100 м самолет набирал за 4,8 минут. Система впрыска воды стала стандартным элементом конструкции всех последующих модификаций «Кингкобры». Самолет также оснастили новым вин¬том фирмы» Aeroproducts» «A6425-D3». Более 200 самолетов модификации до¬полнительно оборудовались фотопулеметом «N-6», установленным в правом крыле. Боекомплект пулеметов сократили до 200 выстрелов на ствол.
в 1944 году Генрих Гиммлер приказывает казнить членов семей дезертиров.
в 1944 году конференция "Октагон" в Квебеке, Канада (до 17 сентября). Рузвельт и Черчилль утверждают план совместного наступления американских и британских войск в Германии и обсуждают схему раздела Германии на зоны оккупации после победы и меры по снижению промышленного потенциала страны в соответствии с "планом Моргентау".
в 1944 году во Франции Временное правительство лишает администрацию в Виши всех полномочий.
в 1944 году сформирование де Голлем нового Временного правительства национального единства. В состав правительства вошли деятели «Сражающей Франции» и представители внутреннего французского сопротивления: католики, радикалы, социалисты и коммунисты.
в 1944 году начало боевых действий болгарской армии против немецких войск.
[700x451] [700x463]
в 1944 году германское RLM ознакомило все ведущие авиационные фирмы со спецификацией на массовый одноместный однодвигательный реактивный истребитель "Kleinjager", вооруженный двумя пушками. В условиях непрерывных военных поражений и тотальной войны идея простого и дешевого самолета прочно поселилась в умах высшего руководства Германии. При этом во главу угла ставились максимальная дешевизна, хорошая технологичность, широкое применение недефицитных материалов (сталь и дерево), простота в пилотировании и, конечно же, минимальные сроки запуска в производство. Максимально используя солидные наработки по фирменному проекту «Р 1073», Хейнкель сумел менее чем за две недели не только представить на рассмотрение RLM чертежи и эскизы, но и продемонстрировать почти готовый полноразмерный макет предлагаемого истребителя. Эта психологическая уловка конструктора сыграла решающую роль в определении победителя конкурса, так как убедила руководство люфтваффе в осуществимости его иллюзорных планов. Так родился знаменитый «Не 162» - последний серийный реактивный самолет фашистской Германии.
в 1944 году французские войска освободили Дижон.
в 1944 году американские войска вступают в Люксембург.
[700x460] [700x460]
в 1944 году впервые поднялся в воздух американский свободнонесущий цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом «ХС-82». Внутри просторного фюзеляжа размещалась кабина экипажа для пяти человек и салон/грузовой отсек большой вместимости со створками в задней части. Створки могли быть полностью сброшены для парашютного десантирования тяжелых грузов. Салон/грузовой отсек вмещал 78 человек при срочной эвакуации или 42 полностью экипированных десантника. Сила тяги самолета обеспечивалась двумя установленными в гондолах на крыльях 18-цилиндровыми звездообразными двигателями «Pratt & Whitney» «R-2800-34» «Double Wasp» мощностью 2100 л.с. Продолжения этих гондол представляли собой хвостовые балки, к которым крепились два киля с рулями поворота и стабилизатор с рулем высоты. ВВС США первоначально заключили контракт на 100 самолетов «С-82А» «Packet».
[700x457]
в 1945 году прежний премьер-министр Норвегии Видкун Квислинг (Vidkun Quisling), сотрудничавший с немцами во время II Мировой Войны, приговаривается к смерти (24 октября приговор будет приведен в исполнение).
в 1945 году в связи с окончанием военных действий против Японии расформирован Забайкальский фронт. В октябре на территории Бурят-Монгольской АССР и Читинской области создан Забайкальско-Амурский военный округ.
[503x700]
в 1947 году состоялась премьера художественного фильма «Новый дом». Производство: Беларусьфильм, 1947. Режиссер: Владимир Корш-Саблин. Сценарист: Евгений Помещиков. Оператор: Владимир Рапопорт. Композиторы: Исаак Дунаевский, Исаак Любан. Художник: Абрам Векслер. Актеры: Виктор Хохряков, Евгений Самойлов, Лидия Смирнова, Леонид (Алексей) Кмит, Константин Сорокин, Николай Черкасов, Николай Боголюбов, Борис Рунге, Владимир Дедюшко, И.Оя.
Председатель колхоза Мария Степановна, бывшая партизанка, углядев пустующий участок, решает расширить за счет него посевные площади. Этот же участок приглянулся председателю соседнего колхоза — старому партизану Вишняку, который мечтал выстроить на этой земле добротные дома из кирпича. Спор председателей решает вернувшийся в родную деревню гвардии капитан саперных войск Иван Вишняк, которому сразу же приглянулась Мария Степановна и который намерен жить с будущей женой в новом кирпичном доме при хороших урожаях
в 1948 году во Франции радикал Анри Нюи возглавляет кабинет министров, в котором иностранные дела возлагаются на Робера Шумана.
в 1948 году советская женщина-астроном Пелагея Фёдоровна Шайн (до замужества — Санникова; 22 сентября 1894, Пермский край, Россия — 27 августа 1956, Москва)
в Симеизской обсерватории (астрономическая исследовательская обсерватория. Находится вблизи посёлка Симеиз. Ныне является частью Крымской астрофизической обсерватории) открыла астероид (1735) ИТА (латинское название — ITA) — астероид главного пояса. Назван в честь Института теоретической астрономии (ИТА) Академии Наук СССР.
в 1949 году образовано ФГУП "Центральное конструкторское бюро автоматики" – город Омск. Специализируясь на разработке радиосистем, радиолокации и радиопеленгации, оно было причастно к созданию и внедрению в серийное производство уникальных технологий и приборов.
в 1949 году образовано ОАО "Уральское проектно-конструкторское бюро "Деталь". Образованное предприятие из небольшого конструкторского бюро превратилось в головную организацию России по радиовысотомерной тематике. Разработки ОАО "УПКБ "Деталь" используются практически на всех типах самолетов, вертолетов, крылатых ракетах и др. типах летательных аппаратов. В недавнем прошлом радиовысотомеры, разработанные на УПКБ "Деталь", обеспечили надежное выполнение задач "мягкой" посадки спускаемых космических аппаратов по "лунной" программе и МТКК "Буран".
[700x405]
в 1949 году в НИИ ВВС начались госиспытания третьего прототипа «ГМ-1» («Ми-1»), которые проводили Тиняков и ведущие инженеры Л. Н. Марьин и A.M.Загордан. Ее трансмиссионный хвостовой вал сделали цельноточеным для исключения трудноконтролируемой сварки. Для системы управления подобрали незамерзающий сорт смазки, но Миль все же ограничил высоту полета 3000 м. Испытания успешно завершились через полтора месяца. Замечания военных свелись, в основном, к пожеланию упростить технику пилотирования, снизить уровень вибраций и облегчить наземную эксплуатацию. В 1950 году в НИИ ВВС была проведена дополнительная программа испытаний «ГМ-1», включавшая и отработку аварийных посадок на режиме авторотации. crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft19962.htm
[499x699]
в 1949 году с полигона Капустин Яр осуществлен испытательный пуск баллистической ракеты «Р-1». Начало второй серии испытаний.
в 1949 году в Златоусте открылась конференция металлургов Южного Урала, посвященная 150-летию со дня рождения П.П.Аносова.
в 1949 году в Златоусте открылся городской шахматный клуб. Руководителем клуба стал А.Либерман.
в 1949 году в Праге открылся первый Чемпионат мира по волейболу. Сборной нашей страны, за которую выступали Константин рева, Владимир Ульянов, Владимир Саввин, Владимир Щагин и другие мастера, блестяще провела весь турнир и заняла первое место.
[700x439]
в 1949 году появился первый реактивный лайнер на американском континенте. Им стал «Avro Canada C.102». Однако этому канадскому самолёту так и не пришлось потрудиться на линиях. Большая загруженность фирмы другими заказами не позволила довести до ума эту машину.
[700x455] [700x411]
в 1949 году совершил первый полет опытный самолет «Nord 2500» «Noratlas», спроектированный для ВВС Франции. Он был оснащен двумя звездообразными двигателями «Gnome-Rhone 14R» мощностью 1625 л.с., построенными компанией «SNECM»A. «Nord 2500» «Noratlas» - средний транспортный самолет, разработанный французской фирмой «Nord Aviation» (теперь «Aerospatiale»). Исключительно удачный транспортный самолет, созданный по двухбалочной схеме. Сильно напоминал американский «С-82» "Пэкит", имел хвостовой грузовой люк со створками, которые можно было снимать для парашютного десантирования личного состава и техники.
[700x361]
в 1950 году в Венеции завершился 11-й Венецианский международный кинофестиваль (открылся 20 августа). Награды: Золотой лев: «Правосудие свершилось», режиссёр Андре Кайат. Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль: Сэм Джаффе — «Асфальтовые джунгли». Кубок Вольпи за лучшую женскую роль: Элинор Паркер — «В клетке». Председательство в Совете премию за лучший итальянский фильм: «Завтра будет слишком поздно», режиссёр Леонид Могай.
в 1951 году постановлением Совета Министров СССР определено создание при Военно-воздушных силах Советской Армии приграничной линии воздушной обороны государственной границы. Командующим войсками воздушной обороны приграничной линии и одновременно зам. главнокомандующего Военно-воздушными силами Советской Армии назначен маршал авиации К.А.Вершинин.
в 1951 году министры иностранных дел США, Великобритании и Франции обсуждают планы противостояния советской агрессии и возможность включения вооруженных сил Западной Германии в военную структуру НАТО.
в 1951 году Британия начинает экономический бойкот Ирана.
[700x361]
в 1951 году в Венеции завершился 12-й Венецианский международный кинофестиваль (открылся 20 августа). Награды: Золотой лев: «Расёмон», режиссёр Акира Куросава. Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль: Жан Габен — «Ночь – моё царство». Кубок Вольпи за лучшую женскую роль: Вивьен Ли — «Трамвай «Желание». Серебряный лев — Специальный приз жюри: «Трамвай «Желание», режиссёр Элиа Казан. Лучший итальянский фильм: «Город защищается», режиссёр Пьетро Джерми.
[525x699]
в 1951 году Флоренс Чедвик (Florence Chadwick) из Сан-Диего, Калифорния, становится первой американкой, переплывшей Ла-Манш в обе стороны.
в 1952 году Совет Министров СССР принял постановление о строительстве первой советской атомной подводной лодки.
[700x558]
в 1952 году подводная лодка «С-108» («Щ-108») исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества. «Щ-108» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V проекта Щ — «Щука». Заложена 1 апреля 1932 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под обозначением «№ 24» и заводским номером 233. В 1932 году подводная лодка секциями перевезена по железной дороге на Дальний Восток, где на заводе № 369 в Хабаровске производилась её сборка. C 3 по 17 августа 1932 года «Щ-24» переведена по Амуру во Владивосток. Cпущена на воду в августе 1933 года. 7 декабря 1933 года подводная лодка получила имя «Форель». 21 декабря 1933 года лодка вошла в состав Морских Сил Дальнего Востока под обозначением «Щ-24». 5 апреля 1934 года «Щ-24» вошла в состав 2-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Морских сил Дальнего Востока. 15 сентября 1934 года «Форель» переименована «Щ-108». 11 января 1935 года «Щ-108» вошла в состав Тихоокеанского флота. 1 апреля 1940 года субмарина встала на капремонт на «Дальзаводе», который продлился до 1942 года. К началу объявления войны Японии «Щ-108» находилась в составе 11-го дивизиона 4-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота в Находке, но в боевых действиях участия не принимала. 24 октября 1945 года «Щ-108» перечислена в состав Сахалинской Военной Флотилии. 17 января 1947 года «Щ-108» перечислена в состав 7-го ВМФ. 10 июня 1949 года подводная лодка «Щ-10»8 переименована в «С-108». 1 октября 1952 года «Щ-108» расформирована, впоследствии разделана на металл.
[700x451]
в 1953 году успешно завершились (начало 16 июля) контрольные испытания серийного самолета «Бе-6» № 3600403 выпуска 1953 года. Усилия промышленности по улучшению качества своей работы не прошли даром. Ведущим инженером на этих испытаниях был М.С.Суханов, летчиком - В.В.Курячий, штурманом - П.В.Филькин. В бригаду вошли инженеры-испытатели Д.И.Саблин, Н.И.Романов и другие. Хотя в акте по испытаниям было отмечено, что качество производственного изготовления самолета улучшилось и что «Бе-6» № 3600403 может быть эталоном для серии, но машина все еще не полностью соответствовала требованиям.
в 1954 году 12-секундные подземные толчки уничтожают 1460 человек в Орлеансвилле (Orleansville), Алжир.
[700x450]
в 1954 году состоялся первый полет прототипа французского учебно-тренировочного самолета «Nord 3200», построенного французской фирмой «Nord Aviation».
в 1954 году в США начинается очередное повальное увлечение - все танцуют "ча-ча-ча".
[410x700]
в 1955 году в Будапеште (Венгрия) Шандор Ихарош (Sándor Iharos, Венгрия) установил мировой рекорд в беге на дистанции 5000 метров на открытых стадионах – 13 мин.50,8 сек.
в 1956 году на Семипалатинском специальном полигоне Министерств обороны СССР было проведено военное учение с реальным применением ядерного оружия. На учении присутствовали физики-ядерщики во главе с академиком И.В.Курчатовым
[700x504]
в 1956 году Великобритания проводит ядерные испытания в Австралии.
в 1956 году авария третьего прототипа опытного «МиГ-19С». В тот день "тройку" пилотировал Г.А.Седов. Сразу же после отрыва переднего колеса на скорости 200 км/ч начался ненормальный разбег с "передранным" носом. Ход ручки управления резко замедлился, и пилот не успевал парировать этот подъем. Позднее Седов рассказывал то, что не было отмечено в аварийном акте: "В те годы ресурс самолетных колес был небольшой, несколько полетов - и меняй резину. Чтобы продлить срок службы резины на колесах, разбег выполняли следующим образом. По достижении определенной скорости летчик отрывал переднее колесо и, зафиксировав положение самолета, дальнейший разбег выполнял на основных, В том злополучном полете после взятия на разбеге ручки управления на себя, произошло переключение с гидравлической системы управления на аварийную электрическую. В результате скорость перекладки стабилизатора резко уменьшилась со всеми вытекающими из этого последствиями". Убрав газ, Седов приземлился. Самолет с "козлами", снеся переднюю стойку шасси, прополз по полосе, ломая носовую часть фюзеляжа. Причина же аварии была связана всего лишь с неисправностью концевого выключателя. Будь в кабине менее опытный пилот, все могло закончиться катастрофой. Третий прототип к этому времени имел уже достаточно большой налет, поэтому восстанавливать его не стали.
[700x330]
в 1956 году завершились испытания (начало 20 августа) мотопланера «МАК-15МП», проводимые по программе, утвержденной ЦК ДОСААФ. Ведущий летчик-испытатель «МАК-15МП» А.А.Чеботарев. Во время испытаний проверялись летные данные мотопланера на буксире за самолетом, определялись устойчивость и управляемость в свободном полете с работающим мотором и с неработающим. Мотопланер взлетал с выключенным двигателем на буксире за самолетом «Як-12М» на скорости 55-60 км/ч. Как на буксире, так и в свободном полете аппарат не имел пилотажных особенностей. Взлетно-посадочные данные мотопланера с неработающим мотором практически не отличались от аналогичных данных планера «МАК-15». С работающим двигателем на взлете и на посадке мотопланер имел хорошую устойчивость и управляемость. Максимальная скороподъемность 0,8-1 м/с на скорости 70 км/ч. Максимальная высота полета с работающим мотором 2250 м. Двигатель в полете запускался довольно легко. Максимальное аэродинамическое качество мотопланера 16,7, нагрузка на крыло 24,2 кг/кв.м. Масса пустого мотопланера 205 кг, взлетная масса 305 кг. 11 сентября 1956 года был подписан акт о результатах летных испытаний мотопланера.
[700x560]
в 1956 году в Москве состоялась премьера художественного фильма «Игнотас вернулся домой» (Оригинальное название: Ignotas grįžo namo; премьера в Вильнюсе 9 мая 1956). Производство: Литовская студия художественных и хроникальных фильмов, 1956. Режиссер: Александр Разумный. Сценарист: Алексей Спешнев. Оператор: Самуил Рубашкин. Композитор: Юлюс Юзелюнас. Художники: Яков Ривош, Мечислав Булака. Актеры: Кестусис Генис, Бируте Раубайте, Юрате Янкаускайте-Стонкене, Стасис Мотеюнас, Юозас Лауцюс, Зана Вайгинайте, Антанас Мацкявичюс, Балис Браткаускас, Лидия Купстайте-Дробнене, Пятрас Жиндулис, Альгимантас Масюлис, Бронюс Бабкаускас, Юозас Рудзинскас, Йонас Биржис.
По роману известного литовского писателя А.Гудайтиса-Гузявичюса «Правда кузнеца Игнотаса» о революционных событиях 1918-1919 гг. в Литве, о борьбе трудящихся за Советскую власть, за свободу своей родины.
в 1956 году состоялась премьера художественного фильма «Посеяли девушки лен». Производство: Беларусьфильм, 1955. Режиссер: Владимир Корш-Саблин. Сценарист: Евгений Помещиков. Оператор: Владимир Окулич. Композитор: Дмитрий Лукас. Художник: Евгений Ганкин. Актеры: Зоя Степанова, Елена Тяпкина, Лев Фричинский, Борис Кордунов, Лариса Кронберг (Соболевская), Тамара Трушина, Глеб Глебов, Людмила Семенова, Нина Алисова, Александр Ильинский, Павел Пекур, А.Лихачев, Анатолий Трус, Георгий Гумилевский, Валентина Кравченко.
Сюжет из колхозной жизни. Звеньевая белорусского колхоза Найдейка Красович, воодушевленная наградой на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке за высокий урожай льна, дает слово вдвое увеличить урожай. Многие односельчане сомневаются в ее успехе, и лишь Григорий Павлович, новый директор МТС, оставивший в городе семью и приехавший в село по зову партии, оказывает Надейке всяческую поддержку и чрезмерное внимание, потому что любит и, кажется, любим. Параллельно этой истории развивается сюжет о любви трактористки Зоси к леснику Янке, который безответно страдает по Надейке.
[700x424] [700x377]
в 1956 году испытан первый из трех опытных самолетов «YF-107A» («F-100B»). Когда оказалось, что принятый на вооружение в 1953-1954 гг. самолет «F-100» не удовлетворяет новым требованиям ВВС США по скорости и грузоподъемности, фирма предприняла попытку его модификации. В результате была разработана модификация «F-100B», которая существенно отличалась от своего прототипа как внешним видом, так и используемой силовой установкой. Позднее эта модификация получила обозначение «YF-107A». Два опытных образца серии "В" передали исследовательскому центру NACA, а третий - музею в Дейтроне.
в 1956 году разведывательный самолёт «RB-50G» «Суперфортресс» (ВВС США) потерян над Японским морем. Все 16 членов экипажа погибли. Официально считается, что причиной потери стал тайфун «Эмма», однако существуют предположения о том, что в действительности самолёт был сбит советским истребителем.