1893
Георгий Васильевич Флоровский
православный священнослужитель русского происхождения, протоиерей; религиозный мыслитель, богослов, философ и историк; деятель экуменического движения и один из основателей Всемирного совета церквей. Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1926—1939, 1947—1948), доктор богословия «honoris causa» Университета Святого Андрея в Эдинбурге (1937), профессор догматического богословия, патрологии и пастырского богословия и декан Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке (1948—1955), профессор Гарвардского и Принстонского университетов. Родился в городе Елисаветград, Херсонская губерния, Российская империя, в семье православного священника. Брат Антония Флоровского. В 1894 году семья переехала в Одессу, где отец получил место настоятеля кафедрального собора и ректора Одесской семинарии. Будучи школьником, он изучал английский, немецкий, французский, латынь, греческий и иврит. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Императорского Новороссийского университета (ныне — Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова), где изучал также историю философии и естествознание. Будучи студентом, он, как многие его современники, в годы войны и революции искал осмысления реальности на путях философии. «Прошлая судьба русского богословия была для меня всегда историей творимой современности, в которой нужно было найти самого себя», — написал он много позже в предисловии к работе «Пути русского богословия».
Эмиграция, годы в Праге
В 1920 году Флоровский был утверждён в звании приват-доцента Новороссийского университета, но тогда же эмигрировал, вначале в Болгарию, а затем — в Прагу, где в те годы нашли приют многие представители русской интеллигенции. В 1922 году в Праге женился на Ксении Ивановне Симоновой. С того же года преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета и в Высшем коммерческом институте, где читал курс истории русской литературы. В 1923 году Георгий Васильевич защищает магистерскую диссертацию по теме «Историческая философия Герцена». В Праге Флоровский состоял в «Братстве святой Софии», основанном прот. Сергием Булгаковым, с которым он впоследствии радикально разойдётся во взглядах. Там же он, наряду с Н.С.Трубецким, П.Н.Савицким, П.П.Сувчинским и др., становится одним из основателей евразийского движения и участвует в сборнике-манифесте «Исход к Востоку» (1921). Впрочем, его связь с этим учением продлится недолго: он примет участие ещё в двух евразийских сборниках («На путях», Берлин, 1922; «Россия и латинство», Берлин, 1923), после чего, войдя в идейный конфликт с лидерами движения, окончательно порвёт с ним после публикации в 1928 году его статьи «Евразийский соблазн». В 1923 году принимает участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения в месте Пшеров (Чехословакия). В 1920-е годы устанавливается также дружба Флоровского с Н.А.Бердяевым, которая, однако, впоследствии несколько охладится в связи с неприятием Флоровским философии Бердяева и её решительного осуждения им в «Путях».
Жизнь и деятельность в Париже
В 1926 году Флоровский переезжает в Париж, приняв приглашение на кафедру патрологии в только что открывшемся там Богословском институте. Таким образом, в то время Георгий Васильевич уже приобрёл широкую известность как патролог, не имея при этом специального богословского образования, — он был в этой области блестящим самоучкой. В преподавательский состав Института вошли как профессора дореволюционной духовной школы (Антон Карташёв, епископ Вениамин (Федченков)), так и видные представители «вернувшейся в Церковь» интеллигенции (Сергий Булгаков, Василий Зеньковский и др.). Среди них Флоровский занял особое место: он был солидарен с коллегами в стремлении к оживлению православного богословия и к участию в экуменических встречах с инославными, но всегда находился в оппозиции к доминировавшему тогда религиозно-философскому движению, связанному с «софиологией» Владимира Соловьёва. В Париже состоял в обществе «Икона». В 1931 году был рукоположён в сан диакона, а в 1932 году — в сан священника митрополитом Евлогием (Георгиевским), Патриаршим Экзархом Западной Европы Константинопольского Патриархата. Годы преподавания в Париже оказались самыми плодотворными в жизни отца Георгия: именно тогда он опубликовал две книги об отцах («Восточные отцы IV века» и «Византийские отцы V—VIII вв.») и «Пути русского богословия». Для того чтобы всецело понять смысл его литературного творчества в эти годы, можно вспомнить одно из наиболее частых замечаний отца Георгия на его лекциях по патрологии: «Отцы Церкви, — говорил он, — чаще всего богословствовали для опровержения еретиков. Отправляясь от „неверного“ выражения христианского благовестия, они находили „верные“ слова, при этом не „создавая“ Истину, — которая и является Истиной только в силу своей божественности, — а выражая и объясняя её». В таком подходе состоит основной психологический метод Флоровского в его критике русской культуры. Консервативный подход к богословию у отца Георгия был, однако, совершенно чужд всякого мракобесия. Будучи историком, он всегда отвергал тупое поклонение прошлому как таковому. Его основной заботой было не идолопоклонство прошлому, а проблемы настоящего. Психологическим импульсом, вдохновлявшим Флоровского при написании его книг, было отвержение так называемой «софиологии» во всех её видах, особенно в трудах её главных представителей, В.С.Соловьёва, С.Н.Булгакова и отца Павла Флоренского. Русская софиология представлялась ему разновидностью немецкого идеализма, своеобразным гностицизмом и вообще незаконным использованием философии для выражения христианских догматов. Протопресвитер Иоанн Мейенорф связывает его обращение к св. отцами именно потому, что «софиологи» пытались представить свою мысль традиционной, а своё пользование философией — освящённым примером отцов. Для Георгия Флоровского же основной смысл занятий патристикой заключался в том, чтобы найти верный ключ к соотношению между светской философией и богословием. Этот ключ, с его точки зрения, был неверно определён софиологами, но может быть найден в примере греческих отцов, то есть в христианском эллинизме, отказавшемся от чуждых христианству начал, осудившем своего же родоначальника Оригена и сумевшем преобразиться изнутри, стать воистину христианским. «Отеческая письменность, — писал отец Георгий, — есть не только неприкосновенная сокровищница предания… Отеческие творения являются для нас источником творческого вдохновения, примером христианского мужества и мудрости… (путём) к новому христианскому синтезу, о котором томится и взыскует современная эпоха. Настал срок воцерковить свой разум и воскресить для себя священные и благодатные основы церковной мысли». В 1935 году на традиционном акте Свято-Сергиевского института он произносит речь «Задачи русского богословия», в которой как пишет Антон Аржаковский отмечал: «Отсутствие перспектив русской истории <…>, недостаточное своеобразие русского богословия <…>, неизбежный возврат к византийской мысли». Речь «начисто отметала дорогую для Булгакова нить русской софиологической мысли и звучала как объявление войны между сыновьями и отцами». Летом 1939 года, вскоре после окончания работы над «Путями…», отец Георгий Флоровский был в Белграде, где его застало начало войны. Склад издательства был сожжён немецкими бомбами, и книга стала библиографической редкостью. Проведя в Югославии годы войны, отец Георгий в 1944 году оказался в Праге у брата, а в 1945 ему удалось вернуться в Париж. Поскольку кафедра патрологии была занята архимандритом Киприаном (Керном), он преподавал нравственное богословие.
[553x699]
Жизнь и деятельность в США
В сентябре 1948 года по приглашению митрополита Американского Феофила (Пашковского) переехал в Нью-Йорк, где стал профессором, а затем и деканом Свято-Владимирской духовной семинарии. В своём предисловии к третьему изданию «Путей русского богословия» выдающийся церковный деятель русского зарубежья протоиерей Иоанн Мейендорф пишет об этом периоде его жизни следующее: «Сразу убедившись в том, что Православие в Америке уже давно стало „американским“, то есть соответствующим американским академическим нормам и требующим системы духовного образования на английском языке, о. Георгий — несмотря на всю свою „русскость“ и укоренённость в русской среде — ревностно и успешно принялся за преобразование школы, которое и было в значительной мере достигнуто в течение его пребывания её главой (1948—1955)». Вместе с тем Флоровский, как признанный и авторитетный православный богослов, принял активное участие в университетской жизни Америки читая лекции и печатая статьи. Однако крупных исследований он больше не писал. В экуменическом движении его признавали почти единоличным и самодостаточным голосом Православия. В этом качестве он, будучи членом исполнительного комитета вновь организованного Всемирного совета церквей, стал одним из основных его создателей. Признанным авторитетом протоиерей Георгий Флоровский стал не только в церковных и экуменических кругах. Слависты и историки России, знакомые с «Путями…», признали его исторические заслуги и исключительную эрудицию. В 1954 году избран президентом Национального совета церквей в США. С 1956 по 1964 год Флоровский — профессор церковной истории в Гарвардском университете.
Почетный доктор наук Бостонского университета (1950)
На протяжении долгого времени был деканом Свято-Владимирской семинарии. Его преемником стал протоиерей Александр Шмеман. Опубликованная переписка двух выдающихся богословов показывает внутренние причины их конфликта и принципиально разных взглядов на суть церковного образования. «Флоровскому всегда легче было работать со студентами, у которых были серьезные интеллектуальные запросы, Шмеман же умел работать со всеми». В 1964 году вышел на пенсию и переехал в Принстон, где работал приглашённым профессором на кафедре славистики и богословия Принстонского университета. Скончался 11 августа 1979 года в городе Принстон, округ Мерсер, штат Нью-Джерси, США, 11 августа 1979 года. Его отпевание было совершено в церкви Святого князя Владимира в Трентоне, где он часто служил, при участии многочисленных коллег и учеников.
Критика, оценки
В основе богословия Георгия Флоровского лежит идея «неопатристического синтеза», что понимается как творческое, с учётом современного философского опыта («Вперед — к Отцам»), возвращение к святоотеческой традиции Вселенской (Неразделённой) Церкви. Николай Лосский называл Флоровского «самым православным из современных русских философов». Известный деятель Православной Церкви в Америке Иоанн Мейендорф в предисловии к «Путям русского богословия» отмечает, что хотя в области богословия Флоровский был блестящим самоучкой, не обладая формально богословской подготовкой, он не только погрузился в изучение Отцов Церкви, но и приобрёл известность как патролог. Его труд «Пути русского богословия» признавался многими как основной библиографический справочник по истории духовной культуры России. Эта книга выдержала многочисленные переиздания. Николай Бердяев начинает свою рецензию «Путей» словами: «Книга отца Георгия Флоровского названа неверно, нужно было назвать „Беспутство русского богословия“, и даже, ввиду широкого захвата книги, „Беспутство русской мысли“ или „Беспутство русской духовной культуры“». И Бердяев, и Л.Лебедев отмечают, что, посвятив книгу богословию в его традиционном для XIX века значении, Флоровский необоснованно за эти рамки выходит и судит не русское богословие, а всю русскую душу. «По Флоровскому, — пишет протоиерей Лев Лебедев, — русская душа в целом …оказалась на ложном пути». Мировоззрение Флоровского со временем эволюционировало в сторону всё большей ортодоксальности, традиционного православного богословия. О личности Флоровского красочно говорит публикация его переписки с отцом Александром Шмеманом. «Флоровский, который не страдал ложной скромностью, относился к этому наименованию вполне серьезно и однажды на замечание одного неправославного богослова на экуменическом съезде о том, что „Отцы Церкви уже в прошлом“, ответил: „Нет, Отцы Церкви не умерли. Я-то ведь жив!“».
Публикации
Книги: Достоевский и Европа. — София, 1922; На путях: Утверждение евразийцев: Книга 2. — Москва, Берлин: Геликон, 1922. Один из авторов сборника; Россия и латинство. — Берлин, 1923. Один из авторов сборника; Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе. — Париж: YMCA-PRESS; Добро, 1929; Восточные Отцы IV века. — Париж, 1931; 2-е издание (репринт) — Париж: YMCA-Press, 1990; 3-е издание (репринт) — Москва : Паломник, 1992; 4-е издание — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999; Византийские Отцы V—VIII вв.: Из чтений в Православном богословском институте в Париже. — Париж, 1933; 2-е издание (репринт) — Париж: YMCA-Press, 1990; 3-е издание (репринт) — Москва : Паломник, 1992; Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве: Сборник статей. — Paris: YMCA-Press, 1935. Один из авторов сборника; Пути русского богословия. — Париж, 1937; 2-е издание (репринт) — Париж: YMCA-Press, 1983; 3-е издание (репринт) — Вильнюс, 1991; 4-е издание (репринт) — Киев: Путь к истине, 1991; Bible, Church, Tradition. — Belmont, 1972; Восточные отцы ГУ века. — Москва, 1992. — 240 страниц; Восточные отцы У УТП веков. — Москва, 1992. — 262 страницы; Отцы первых веков. — Кировоград, 1993; Догмат и история / Составитель Е.Холмогоров. Москва, Издательство Свято-Владимирского братства, 1998. — 488 страниц; Из прошлого русской мысли, Серия: Путь к очевидности / Издательство: Москва : Аграф , Переплет: твердый; 432 страниц; 1998 г. ISBN 5-7784-0033-0; Избранные богословские статьи / Издательство: Москва : Пробел, Переплет: твердый; 320 страниц; 2000 г. ISBN 5-89346-010-3; Пути Русского Богословия / Издательство: Мн: Белорусский экзархат, Переплет: твердый; 608 страниц; 2006 г., ISBN 985-6503-39-6; Пути русского богословия. / Ответственный редактор О.А.Платонов. — Москва : Институт русской цивилизации, 2009. — 848 страниц. ISBN 978-5-902725-30-5.
Статьи: Проблематика христианского возсоединения // Путь. — 1933. — № 37, февраль. Приложение. — Страницы 1-15; Еванстон 1954 [Еванстонская экуменическая конференция] // Вестник русского христианского движения. 1954. — № 35. — Страницы 12-22; Фессалонитское торжество [ 600-летие преставления свт. Григория Паламы] // Вестник русского христианского движения. 1959. — № 4 (55). — Страницы 19-23; Les limites de l’Eglise // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1961. — № 37. — Страницы 28—40; Послушание и свидетельство // Вестник русского христианского движения. — 1963. — № 70-71 (III—IV). — Страницы 18-29; Этос Православной Церкви // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1963. — № 42-43. — Страницы 133—147; Знамение пререкаемое [Встреча Вселенского Патриарха Афинагора и Римского папы Павла VI в Иерусалиме в январе 1964 года] // Вестник русского христианского движения. — 1964. — № 72-73 (I—II) — Страницы 1-7; Писание и Предание с православной точки зрения // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1964. — № 45. — Страницы 57-63; «Непрестанно молитесь» // Вестник русского христианского движения. 1965. — № 79 (IV). — Страницы 8-13; Три учителя. Искание религии в русской литературе девятнадцатого века // Вестник русского христианского движения. — 1973. — № 108-109-110 (II-III-IV). — Страницы 98-121; Евхаристия и соборность // Вестник русского христианского движения. 1979. — № 130 (IV). — Страницы. 29-41; Fragments théologiques [Богословские отрывки. Божественное Откровение и жизнь Церкви] // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1981. — № 105—108. — Страницы 51—68; Богословские отрывки [Божественное Откровение и жизнь Церкви] // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1981. — № 105—108. — Страницы 179—197; «La maison du père» : Trad. du russe [Дом Отчий] // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1982. — № 109—112. — Страницы 35-58; Дом Отчий // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1982. — № 109—112. — Страницы 177—205; Проблематика христианского воссоединения // Символ. — 1984. — № 12. — Страницы 44-57; Отцы первых веков // Вестник русского христианского движения. — 1985. — № 145 (III). — Страницы 5-31; О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1987. — № 115. — Страница 213; Евразийский соблазн // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: антология. — Москва : Наука, 1988. — 368 страниц. — Страницы 237—265; О границах Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. — № 5. — Страницы 71-73; № 7. — Страницы 70-71; О преподобном Серафиме Саровском [отрывок из книги «Пути русского богословия»] // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1991. — № 8. — Страница 46; Восточные отцы IV века // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1992. — № 2. — Страницы 38-47; Воцерковление школы // Вопросы православной педагогики. Вып. 1. — Москва : Радонеж, 1992. — Страницы 27-39; Предисловие к изданию 1972 г. книги «Восточные отцы IV века. Византийские Отцы V—VIII веков» / перевод : Полищук Е.С. // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. — № 3. — Страницы 107—108; От евразийства к РСХ Движению. Письма к П.П.Сувчинскому и Н.С.Трубецкому // Вестник русского христианского движения. — 1993. — № 168 (II—III). — Страницы 60-71; Письма Г. Флоровского С.Булгакову и С.Тышкевичу // Символ. 1993. — № 29. — Страницы 199—216; О воскресении мертвых // Переселение душ: сборник. — Москва : Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1994. — 426 страниц. — Страницы 289—314; Русская философия как задача // Путь. № 6. — 1994. — Страницы 250—257; Утрата библейского мышления // Новая Европа. 1994. — № 4. — Страницы 29-34; Долина смертной тени. Слово на Иез. 37, 3: смерть в восприятии язычника, иудея и христианина / перевод: Лобов Д.В. // Альфа и Омега. Москва, 1995. — № 2 (5). — Страницы 15—20. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси // Альфа и Омега. Москва, 1995. — № 1 (4). — Страницы 145—161; Святой Григорий Палама и традиции Отцов // Альфа и Омега. 1996. — № 2/3 (9/10). — Страницы 107—116; Откровение и истолкование / перевод :Холмогорова Н.Л. // Альфа и Омега. М., 1996. — № 1 (8). — Страницы 5—19; Святой Григорий Палама и традиция Отцов / перевод : Холмогорова Н.Л. // Альфа и Омега. М., 1996. — № 2/3 (9/10). — Страницы 107—116; Соборность Церкви / пер.: Колотовкин Н.И. // Духовный мир. Москва, 1996. — № 2. — Страницы 84—97; О границах Церкви. О принятии в православие приходящих из ересей и схизмы: проблемы канонических определений и литургических чинопоследований // Церковь и время. М., 1998. — № 2 (5). — Страницы 160—172; О границах Церкви // Символ. 2003. — № 47. — Страницы 187—199; Старец Силуан (1866—1938) / перевод : Ерофеева Н.А. // Альфа и Омега. Москва, 1998. — № 1 (15). — Страницы 122—124; «Тenebrae noctum»: Точка зрения христианина Русской Православной Церкви. О природе зла // Богословский сборник. Москва, 1999. — № 2. — Страницы 9—17; Вера и культура // Церковь и время. 2004. — № 2 (27). — Страницы 92-118; Святой Григорий Палама и традиция Отцов // Патристика: Труды отцов церкви и патрологические исследования. — Нижний Новгород : Христианская библиотека, 2007. — 436 страниц. — Страницы 419—432; Письмо к Энн Сполдинг от 27 февраля 1940 года // Богословские труды: сборник. — 2009. — № 42. — Страницы 235—250; Письма отца Георгия Флоровского отцу Сергию Булгакову // Вестник русского христианского движения. — 2012. — № 199 — Страницы 5-23.
Библиография: Williams G. H. Georges Vasiliech Florovsky: His American Career (1948—1965) // The Greek Orthodox Theological Review. — Vol. XL — 1965. — # 1, sammer. — 107 p.; К 80-летию протоиерея Георгия Флоровского. Жизненный путь // «Вестник русского христианского движения». — Париж. — Нью-Йорк. — 1973. — № 108—110. — Страницы 92—97; Блейн Э. Завещание Флоровского // Вопросы философии. 1993. — № 12. — Страницы 80-86; Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ / Общ. ред. Сенокосов Ю.П.. — Москва : Прогресс, 1995. — 416 страниц. — ISBN 5-01-004443-9; Кырлежев А. Флоровский Георгий Васильевич // Русская философия. Словарь / Под редакцией М.А.Маслина. — М. 1995. — Страницы 588—590; Хоружий С.С. Флоровский Георгий Васильевич // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918—1940. Писатели Русского Зарубежья — Москва: «РОССПЭН». — 1997. — Страницы 409—411; Троянов А. Философия истории Георгия Флоровского // Вече: Альманах русской философии и культуры. — Санкт-Петербург, 1997. — Вып. 10. — Страницы 156—157; Бычков С., Колеров М. Флоровский Георгий Васильевич // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. — РОССПЭН, 1997. — ISBN 5860040385; Фицжералд, Томас. Флоровский в Амстердаме: Его «экуменические цели и сомнения» // Страницы: богословие, культура, образование. 2001. — том 6, N 1 — Страницы 70-82; Елисеев А., священник. Отец Георгий Флоровский: его жизнь и участие в движении за христианское единство. К 110-летию со дня рождения // «Церковь и время». Научно-богословский и церковно-общественный журнал. — Москва — 2003. — № 4 (25). — Страницы 106—126; Посадский А.В. Г.В.Флоровский как аналитик русского западничества // Наука, культура и политика русской эмиграции: Сборник статей и материалов всероссийской научной конференции. — Санкт-Петербург. — 2004. — Страницы 99—106; Агеев Д.А. Протоиерей Георгий Флоровский и его участие в экуменическом движении // Церковь и время. 2007. — № 1 (38). — Страницы 36-135; А.В.Соболев. Флоровский // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : Мысль, 2010. — 2816 страниц; Черняев А.В. Г.В.Флоровский как философ и историк русской мысли. — Москва: Институт философии Росийской академии наук, 2009. — 199 страниц. — 500 экземпляров. — ISBN 978-5-9540-0156-3; Гаврилюк П.Л. О полемическом использовании категории «Запад» в православном богословии на примере неопатристического синтеза прот. Георгия Флоровского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2010. — № 29. — Страницы 61–78; Георгий Васильевич Флоровский / Составление и общая редакция А.В.Черняева. — Москва: Политическая энциклопедия, 2015. — 517 страниц; Гаврилюк П.Л. Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. — К.: Дух i Лiтера, 2017. — 536 с. — ISBN 978-966-378-518-9; Фроянов И.Я. О зарождении евразийства в изучении русского средневековья // Сборник в честь В.К.Зиборова. (Опыты по источниковедению. Выпуск 5). — Санкт-Петербург : Скрипториум, 2017. Страницы 300—342. — ISBN 978-5-905011-15-3.

1894
Станислав Янович Будзыньский (польское имя — Stanislaw Budzyński; партийный псевдоним — Стах)
польский и русский революционный деятель. Родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя. Член Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ) с 1912 года. Член РСДРП(б) с 1916 года. В 1917 году был делегатом 7-й (апрельской) конференции РСДРП(б), членом Военного Бюро при Московском комитете РСДРП(б), членом полкового комитета 55-го запасного пехотного полка. В октябре 1917 года Будзыньский — член Московского совета солдатских депутатов и член Замоскворецкого военно-революционный комитет (с 25 октября — кандидат в члены Московского ВРК). Во время Октябрьской революции 1917 года он привел солдат своего полка на охрану Моссовета. Участвовал в боях за штаб Московского военного округа на Пречистенке, в разоружении Александровского военного училища на Знаменке. В ноябре 1917 года был председателем солдатской секции Моссовета, членом Президиума Моссовета. В дек. 1917 — марте 1918 годов — нарком по делам социального обеспечения Москвы. С октября 1918 года комиссар «Западной» стрелковой дивизии Западного фронта. В 1918—1920 годах находился на нелегальной работе в Варшаве. После возвращения в 1920 году в РСФСР, находился на партийной работе. С 1928 года — член ЦК Компартии Западной Белоруссии. В 1930—1934 годах — член бюро ЦК компартии Белоруссии, редактор белорусской газеты «Звязда» («Звезда»).
С 1934 года — профессор, заведующий кафедрой ленинизма Международной ленинской школы в Москве. Также преподавал в Высшей партийной школе имени Свердлова ЦК ВКП(б). Был репрессирован и расстрелян 22 августа 1937 года. Жил в Москве в Большом Афанасьевском переулке, 37/39. Был похоронен на Донском кладбище. 29 апреля 1955 г. посмертно реабилитирован ВКВС СССР.
1894
Карл Маринович Дозит (латышское имя — Kārlis Dozītis)
участник Гражданской войны, кавалер ордена Красного Знамени, впоследствии полковник РККА, начальник Московского военного железнодорожного училища. Карл Маринович Дозит родился в Дзербенской волости, Венденский уезд,
Лифляндская губерния, Российская империя (ныне Латвия), в семье батрака. Член РСДРП с 1916 года. С 1917 года член Исполнительного комитета объединённого Совета латышских стрелковых полков. Участник Первой мировой войны.
Гражданская война
С января 1918 года — комиссар Усть-Двинского латышского отряда, затем Головного революционного отряда латышских стрелков. В апреле 1918 — июне 1920 года — военком латышской стрелковой дивизии и одновременно в октябре 1919 — марте 1920 года военком ударной группы 14-й армии. Один из руководителей подавления левоэсеровского мятежа в Москве в июле 1918 года. За бои в 1919 году против войск Деникина награждён орденом Красного Знамени.
Послевоенная служба и репрессии
В дальнейшем находился на партийно-хозяйственной и военно-политической работе. После введения в 1935 году в РККА персональных воинских званий — полковник. На 1937 год занимал должность начальника Московского военного железнодорожного училища. Арестован 23 ноября 1937 года, 7 февраля 1938 года приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни по обвинению в шпионаже. 8 февраля 1938 года расстрелян на полигоне «Коммунарка». 29 февраля 1956 года посмертно реабилитирован.
Награды: Орден Красного Знамени.
Литература: Гражданская война и Интервенция в СССР. Энциклопедия / Хромов С.С. — Москва : Советская энциклопедия, 1983. — Страница 194. — 702 страницы.

1894
Александр Иванович Криницкий
партийный и государственный деятель. Входил в состав особой тройки НКВД СССР. Родился в городе Тверь, Российская империя, старший сын в семье служащего губернской канцелярии. Окончил Тверскую гимназию с золотой медалью (1912). Учился в Санкт-Петербургском политехническом институте (1912—1913) (не окончил). Учился на физико-математическом факультете Московского университета (1913—1915). В 1915 году вступил в РСДРП, вёл пропаганду и агитацию среди студентов Московского университета, из которого в 1915 был отчислен и арестован. Был приговорён на вечное поселение в Восточную Сибирь. Но 19 марта 1917 года был амнистирован и выпущен на свободу. После освобождения активно включился в революционную работу.
Партийная и государственная деятельность
В марте 1917 — председатель Тверского губернского комитета РСДРП(б). В 1918 — заведующий Агитационно-просветительским отделом Южного фронта. В 1919 — ответственный секретарь Владимирского губернского комитета РКП(б). В 1919—1921 ответственный секретарь Саратовского губернского комитета РКП(б). В 1921 — заведующий Организационным отделом Московского комитета РКП(б). В 1921—1922 — ответственный секретарь Рогожско-Симоновского районного комитета РКП(б) (Москва). В 1922—1924 — ответственный секретарь Омского губернского комитета РКП(б). В 1924 —ответственный секретарь Донецкого губернского комитета КП(б) Украины. 16 мая 1924 — 13 января 1925 член ЦК КП(б) Украины. 31 мая 1924 — 26 января 1934 кандидат в члены ЦК РКП(б) — ВКП(б). 1924 — 22 ноября 1927 член ЦК КП(б) Беларуси. Сентябрь 1924 — 1925 — 1-й секретарь ЦК КП(б) Беларуси. Май 1927 — 3 мая 1928 —заведующий Агитационно-пропагандистским отделом ЦК ВКП(б). 3 мая 1928 — 19 ноября 1929 — заведующий Отделом агитации, пропаганды и печати ЦК ВКП(б). Ноябрь 1929 — 1930 — 1-й секретарь Закавказского краевого комитета ВКП(б). 15 декабря 1930 — 26 января 1934 — член Президиума Центральной Контрольной Комиссии ВКП(б). 1930—1932 — заместитель народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции СССР. 1930—1935 — член редакционной коллегии журнала «Большевик». 1932 — февраль 1934 — начальник Политического управления Народного комиссариата земледелия СССР. 1932 — февраль 1934 —заместитель народного комиссара земледелия СССР. Декбрь 1932 — февраль 1934 — заместитель заведующего Сельскохозяйственным отделом ЦК ВКП(б). 26 января—10 февраля 1934 года — делегат XVII съезда ВКП(б) с совещательным голосом. 10 февраля 1934 — 12 октября 1937 — член ЦК ВКП(б). 10 февраля 1934 — 12 октября 1937 — кандидат в члены Организационного бюро ЦК ВКП(б). 7 апреля 1934 — 18 июля 1937 — 1-й секретарь Саратовского краевого, с 5 декабря 1936 года — областного комитета ВКП(б), одновременно июль 1935 — 1937 — 1-й секретарь Саратовского городского комитета ВКП(б). Этот период отмечен вхождением в состав особой тройки, созданной по приказу НКВД СССР от 30 июля 1937 № 00447.
Завершающий этап
Арестован 20 июля 1937 года. 29 октября 1937 ВКВС приговорён к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в городе Москва, РСФСР, СССР, 30 октября. Реабилитирован 17 марта 1956 г.
Увековечение памяти
Улица Криницкого в микрорайоне Залиния в Пролетарском районе Твери.

1894
Артур Фрид (Arthur Freed; имя при рождении — Артур Гроссман, Arthur Grossman)
американский кинопродюсер, композитор, поэт-песенник, актёр и сценарист. Родился в городе Чарльстон, штат Южная Каролина, США. Артур Фрид (Гроссман) начал карьеру в Чикаго, в качестве пианиста и исполнителя песен. После встречи с Минни Маркс, музыкально одарённый юноша был включён в состав группы Братья Маркс. Группа ставила водевили, выступала на Бродвее и снимала кино. Артур стал не только делать материал, но и выступать вместе с ними. Вскоре он начал сам писать песни, и был нанят Metro-Goldwyn-Mayer. В течение многих лет Фрид писал тексты песен для фильмов, большинство из которых были положены на музыку Насио Хербом Брауном. В 1939 году, после работы помощником продюсера над фильмом «Волшебник страны Оз», Фрид был назначен главой подразделения MGM и помог студии стать ведущим производителем мюзиклов. Первый раз в качестве продюсера Фрид работал над киноверсией бродвейского мюзикла «Babes in Arms». Роджерса и Харта (1939 год), выпущенного через несколько месяцев после «Волшебника страны Оз». В «Babes in Arms» снимались Микки Руни и Джуди Гарлэнд, и он оказался настолько успешным, что открыл длинную серию мюзиклов «Давай устроим шоу на заднем дворе», в главных ролях — Руни и Гарланд. Из бродвейских театров в MGM, Фрид привел таких актёров как: Винсент Миннелли, Бетти Комден, Адольф Грин, Роджер Эденс, Кей Томпсон, Зеро Мостель, Джун Эллисон, Нэнси Уолкер, Чарльз Уолтерс, а также композиторов и аранжировщиков: Конрада Сэлинджера, Джонни Грина, Ленни Хейтона и других. Фрид помогал развитию карьеры звёзд: Джин Келли, Фрэнка Синатры, Реда Скелтона, Лины Хорн, Джейн Пауэлл, Эстер Уильямс, Кэтрин Грейсон, Говарда Кил, Сид Чарисс, Энн Миллер. Он уговорил Фреда Астера прийти в MGM, чтобы сыграть звезду в фильме «Пасхальный парад».
До конца 1950-х годов его команда писателей, режиссёров, композиторов и звёзд выпускала множество популярных, признанных критиками мюзиклов. Он дал своим режиссёрам и хореографам невероятную свободу действий. Ему приписывают введение больших музыкальных новшеств в кинофильмах, например, пятнадцатиминутный балет в конце фильма «Американец в Париже», и разрешение музыкальной команде «Lerner and Loewe» полностью контролировать свои произведения в фильме «Жижи». Умер в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 12 апреля 1973 года.
Премии и награды
Артур Фрид дважды получал премию Оскар за лучшую картину. В 1952 году за фильм «Американец в Париже» и в 1959 году за «Жижи». Оба фильма были мюзиклами. Кроме того, он был соавтором и продюсером культового фильма «Поющие под дождём». Именно в 1952 году, когда Фрид выиграл премию Оскар, Академия кинематографических искусств и наук начала присуждать премии лично продюсерам, а не студии, в которой они работают. Фильм «Поющие под дождём» (1952) не получил Оскара, но в 1972 году Артур Фрид был отмечен в Зале славы авторов песен за тексты к нему. Также в 1952 году удостоен награды имени Ирвинга Тальберга за выдающийся продюсерский вклад в развитие кинопроизводства.
Обвинение в сексуальных домогательствах
В 1988 году в Шоу Ларри Кинга и своей автобиографии Ширли Темпл заявила, что причиной разрыва с «MGM» был скандал с главой «MGM» Артуром Фридом — когда тот пригласил Темпл к себе в кабинет на первое прослушивание, то в какой-то момент он встал перед ней, расстегнул ширинку и обнажил свои гениталии. 12-летняя Темпл, по её воспоминаниям, в ответ на это издала нервное хихиканье, после чего Фрид выгнал её из кабинета.
Избранная фильмография: Волшебник страны Оз (1939); Дети в доспехах (1939); Малышка Нелли Келли (1940); Юнцы на Бродвее (1941); Сумасшедшая девчонка (1943); Встреть меня в Сент-Луисе (1944); Девушки Харви (1946); Хорошие новости (1947); Пасхальный парад (1948); Увольнение в город (1949); Языческая любовная песнь (1950); Королевская свадьба (1951); Американец в Париже (1951); Поющие под дождём (1952); Театральный фургон (1953); Бригадун (1954); Кисмет (1955); Шёлковые чулки (1957); Жижи (1958); Свет на площади (1962).

1895
Бенгт Идестам-Альмквист (шведское имя — Bengt Idestam-Almquist)
шведский критик и историк кино, сценарист и продюсер. Шведский институт кино называет его «отцом шведской кинокритики». Родился в городе Турку, Великое княжество Финляндское, Российская империя, вырос в Санкт-Петербурге. Позже он вместе с семьёй бежал в Швецию во время Февральской революции. В 1917 г. окончил Упсальский университет. С 1923 г. – кинокритик газеты «Стокгольмс-тиднинген». В 1941-1943 гг. – литературный руководитель и продюсер киностудии «Террафильм» (Стокгольм). Автор сценариев фильмов «Преступление» (1940), «Жизнь продолжается» (1941), «Молодость в оковах» (1942), «Приключения господина Колина» (1943), «Поезд №56» (1944). Среди его многочисленных работ, посвященных истории шведского кино – исследования начального этапа развития кино в Швеции, работа о творчестве режиссеров В.Шёстрёма и М.Стиллера. Автор популярных книг о кино, теоретических работ, касающихся проблем кинодраматургии и кинематографических средств образности, монографии о С.Эйзенштейне (1951). Умер в районе Энскедален, Стокгольм, Швеция, 16 сентября 1983 года.
Избранная фильмография: Преступление (1940); Настоящий мужчина (1940); «Мы втроём» (1940); Жизнь продолжается (1941); «Бедный миллионер» (1941).
1896
Павел Михайлович Базилевский (украинское имя — Павло Михайлович Базилевський)
подполковник армии УНР (в эмиграции — генерал-хорунжий). Родился на станции Затишье, Тираспольский уезд, Херсонская губерния, Российская империя. Происходит из дворянского рода Полтавской губернии. Окончил Лубенское высшее учебное заведение, 1 января 1916 г. — Чугуевское пехотное юнкерское училище прапорщиком к 216-у пехотному запасному батальону.
Военная деятельность
1916
5 июля 1916 г. прибыл на пополнение войск Юго-Восточного фронта. Последнее звание в российской армии — штабс-капитан. На фронте был активным деятелем украинского движения в войсках.
1917
Делегат 1-о Всеукраинского военного съезда в Киеве в мае 1917 г. В конце 1917 г. — старшина 1-го украинского казацкого полка имени Богдана Хмельницкого.
1918
С 17 марта 1918 г. — старшина конной сотни 1-го Запорожского полка отдельной запорожской дивизии Армии УНР. С 1 апреля 1918 г. — в составе 2-го куреня 1-го Запорожского полка выделенный на формировании 4-го Запорожского имени Б. Хмельницкого полка армии УНР. С 1 мая 1918 г. — командир 1-й сотни 4-го Запорожского имени Б. Хмельницкого полка Армии Украинского государства. С 12 сентября 1918 г. — командир 3-й сотни и временно исполняющий обязанности командир куреня. С 19 декабря 1918 г. — командир 11-й сотни.
1919
С 1 января 1919 г. — командир 3-го куреня. 16 марта 1919 г. был ранен в бою с большевиками, эвакуирован в госпиталь, проходил длительную реабилитацию. С 16 сентября 1919 г. — в резерве старшин Главного управления Генерального штаба УНР. С 26 января 1920 г. — командир куреня 1-го рекрутского полка Действующей армии УНР. 31 марта 1920 г. — командир 10-го куреня 4-й стрелковой бригады Армии УНР. С 28 апреля 1920 г. — помощник командира 11-го куреня. С 1 января 1919 г. — командир 3-го куреня.
1920
С 25 июля 1920 г. — командир 20-го куреня 7-й бригады 3-й железнодорожной дивизии армии УНР. С 17 ноября 1920 г. — комендант Могилёва-Подольского. С 20 декабря 1920 г. — помощник начальника школы старшины 3-й ж/д дивизии армии УНР.
1921
С 15 февраля 1921 г. — прикреплён к 19-му куреню 3-й ж/д дивизии. С 5 июня 1921 г. — референт снабжения 7-й бригады 3-й ж/д бригады. После интернирования Армии УНР в Польшу находился в лагере Калиша. Был признан начальником лагерной школы подстаршин.
В эмиграции
С 1923 года жил в эмиграции в Тарново. Во время немецко-польской войны 1939 года и наступления советских войск попал в советский плен. Был выслан в Сибирь. В 1942 году вошёл в ряды польской армии генерала Владислава Андерса, которая формировалась в СССР. В составе этой армии через Иран прибыл на Палестину, где воевал против немецких войск. После 2-й мировой войны эмигрировал в Великобританию. В 1950—1970 годах возглавлял Союз украинских эмигрантов. В 1964 году был избран главой Общества украинских комбатантов в Великобритании. Умер в 1981 году.

1896
Сергей Иванович Калинин
советский актёр театра и кино, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1948). Родился в городе Кострома, Костромская губерния, Российская империя, в бедной семье; старший брат был рабочим-революционером. С.И.Калинин окончил 3 класса школы и до 1915 года работал на табачной фабрике и «мальчиком» при магазине готового платья, пел в церковном хоре. В 1915—1917 годах служил в военном комиссариате. В 1919 году пошёл добровольцем на фронт. В 1920 году вернулся в Кострому и работал актёром в Театре студийных постановок. В 1927 году переехал в Москву и поступил сначала в Малый театр, а в 1928 году — в Московский Художественный театр (МХАТ). Кроме актёрской работы много преподавал. В 1935—1936 годах был педагогом-режиссёром в ТЮЗе, преподавал актёрское мастерство в ГИТИСе, а в 1935—1950 годах был педагогом-режиссёром в Московском театральном училище (ныне Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина). В конце 1930-х годов был секретарём парторганизации театра, а во время войны обеспечивал эвакуацию МХАТа сначала в Саратов, а потом в Свердловск. В 1952—1954 годах работал главным режиссёром Первого драматического театра ГСВГ. В 1959 году актёра отправили на пенсию, но он преподавал в Институте культуры, работал режиссёром в народных театрах. В кино дебютировал в 1926 году, но стал активно сниматься в основном как комедийный актёр, после ухода на пенсию. Его наиболее заметные роли: Корней Нефёдович («Сказание о земле Сибирской»), Уховертов («Ревизор»), дед Федосей («Хлеб и розы»), Калина («Русский лес»), Дед («Журавушка»). Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, от рака лёгких, 5 марта 1971 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища.
Награды: Заслуженный артист РСФСР (27 октября 1938); Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 октября 1948); Орден Трудового Красного Знамени (26 октября 1948); Медали.
Творчество
Роли в театре: 1930 — «Воскресение», по одноимённому роману Л.Н.Толстого — Судебный пристав, позже Беззубый мужик, Старик и Артельщик; 1930 — «Наша молодость» С.М.Карташова — Солдат; 1930 — «Взлёт» Ф.А.Ваграмова — Хасан; 1931 — «Горячее сердце» А.Н.Островского — Силан; 1932 — «Мёртвые души» по Н.В.Гоголю — Селифан; 1936 — «Любовь Яровая» К.А.Тренёва — Чир; 1937 — «Земля» Н.Е.Вирты — ?; 1937 — «Анна Каренина» по Л.Н.Толстого — Капитоныч; 193? — «На дне» М.Горького — Костылев; 1942 — «Кремлёвские куранты» Н.Ф.Погодина — Красноармеец; 1943 — «Русские люди» К.М.Симонова — Семёнов; 194? — «Враги» М.Горького — Пологий; 1948 — «Хлеб наш насущный» Н.Е.Вирты — Милашкин; 1953 — «Лермонтов» Б.А.Лавренёва — Кушинников, жандармский полковник (Сцена 10-я. "Пятигорская ресторация").
Фильмография: 1926 — П.К.П. («Пилсудский купил Петлюру») — Петренко; 1940 — Небеса — Прокофий Иванович; 1946 — Освобожденная земля — Коврыгин, председатель колхоза в Никольской; 1947 — Сказание о земле Сибирской — заведующий чайной Корней Нефёдович Заварин; 1952 — Ревизор — Степан Ильич Уховёртов, частный пристав; 1952 — Садко — боярин (нет в титрах); 1954 — Эрнст Тельман — сын своего класса (немецкое название — Ernst Thälmann - Sohn seiner Klasse; ГДР, ДЕФА) — советский капитан; 1955 — Сын — дядя Федя, сосед; 1958 — По ту сторону — Жуканов; 1958 — Сорока-воровка — управляющий; 1960 — Дом с мезонином — лакей Белокурова; 1960 — Мёртвые души — Селифан, кучер Чичикова; 1960 — Хлеб и розы — дед Федосей; 1960—1961 — Воскресение — артельщик, присяжный; 1961 — В начале века — Прокопий Никонович, купец; 1962 — Половодье — сторож; 1962 — Сейм выходит из берегов — сторож; 1963 — Русский лес — Калина; 1964 — Сумка, полная сердец — новый муж Авдотьи, эпизод; 1965 — Таёжный десант — старик с солеными арбузами (нет в титрах); 1966 — Чужое имя — Рожков, рыбак, партизанский связной; 1967 — Весна поёт — Гурий; 1967 — Софья Перовская — Лукич, повар; 1968 — Братья Карамазовы — батюшка из Ильинского; 1968 — Журавушка — дед Маркелов; 1968 — Надпись на срубе — дед Вечора; 1969 — Адъютант его превосходительства — пассажир (нет в титрах); 1969 — Только три ночи — эпизод.
Литература: Московский художественный театр в иллюстрациях и документах. 1898—1938 / под ред. Я. О. Боярского. — М.: Московского ордена Ленина художественный академический театр СССР имени М. Горького, 1938. — 756 с. — 3000 экз.
[533x700]
1896
Александр Михайлович Картвели (Картвелишвили; грузинское имя — ალექსანდრე მიხეილის ძე ქართველიშვილი)
известный американский авиаконструктор грузинского происхождения, грузинский эмигрант первой волны. Главный конструктор фирмы «Republic». Создатель самолётов «P-47 Thunderbolt», «F-84 Thunderjet», «F-84F Thunderstreak», «F-105 Thunderchief» и «А-10 Thunderbolt II». Родился в городе Тифлис, Тифлисская губерния, Российская империя (ныне Тбилиси, Грузия), в семье мирового судьи. Учился в Петроградском Технологическом институте, окончил по ускоренной программе курс военного училища и служил в годы Первой Мировой войны в артиллерии. На фронте Картвели впервые видит аэропланы и начинает интересоваться авиацией.
Эмиграция и жизнь во Франции
В 1919 году правительство Грузии отправляет группу молодых офицеров во Францию для обучения авиационному делу в Высшей авиационной школе (L’Ecole Superieure Aeronautique). После установления в Грузии советской власти, Александр Михайлович решает остаться во Франции, и получил дополнительную специальность электротехника в Высшей электротехнической школе (L’Ecole Superieure d’Electricite). Жизнь в эмиграции вынуждала Картвели зарабатывать на хлеб репетиторством, работой гимнастом на трапеции, и в конце концов он устроился лётчиком-испытателем в фирму «Blériot» (Блерио). Вскоре его самолёт во время испытательного полёта терпит аварию и Картвели получает травмы шеи и позвоночника, которые ставят крест на дальнейшей лётной карьере. Однако связь с авиацией не заканчивается: Картвели, имея инженерное образование, становится конструктором фирмы «Societe Industrielle». До 1927 года он работал инженером компаний «Louis Blériot» и «Ferbois SIMB», переименованной в 1927 году в «Bernard SIMB». Один из спроектированных им самолётов, «Bernard SIMB V-2», 11 ноября 1924 года поставил рекорд скорости в 448 км/ч, продержавшийся 8 лет. Первой самостоятельной конструкторской работой Картвели становится проект большого пассажирского самолёта для трансатлантических перелётов. Предполагалось, что машина будет иметь 7 двигателей и весить около 50 тонн. Этот проект заинтересовал американского авиационного мецената Чарльза Левина, который стал первым пассажиром перелёта из Америки в Европу. Познакомившись с Картвели в Париже, Левин увлёкся его идеей пассажирского лайнера и предложил конструктору переехать в США и там продолжить работу за его деньги. Так Картвели без денег, друзей и даже знания языка оказался в незнакомой стране.
[700x541]
Жизнь в США
В конце 1927 года Картвели и двое его французских коллег-конструкторов прибыли в США по приглашению Левина. Проект большого трансатлантического самолёта реализовать не удалось, и Александр Михайлович, прекратив сотрудничество с Левиным, поступает в фирму «Fokker American Company2 рядовым инженером, где и работает до 1931 года. В 1931 году Картвели встречает в США своего земляка, также уроженца Тифлиса, Александра Северского, который создавал собственную фирму «Seversky Aircraft» и предложил Картвели пост главного конструктора. Северский и Картвели работают совместно до 1939 года, когда по решению совета директоров компании Северского смещают с поста президента фирмы, которая получает название «Republic». Картвели становится её вице-президентом и руководителем конструкторского бюро. На этом посту он остаётся до начала 1960-х годов. В 1950-е годы Картвели был избран членом Национальной авиационной ассоциации, Международного авиационного сообщества и ряда других влиятельных организаций; в это же время получил степень почетного доктора наук. В 1962 году Картвели покидает фирму «Republic» и уходит на покой, однако вскоре возвращается к работе, уже как консультант. В 1964 году Картвели на некоторое время уходит с должности из-за конфликтов с руководством, однако в 1965 году «Republic» была куплена компанией «Fairchild Ind.», и он возвращается, и участвует в создании штурмовика «А-10 Thunderbolt II». Умер от сердечного приступа 20 июля 1974 года в пригороде Нью-Йорка Хантингтоне, где он жил с женой Джинн Роббинс. В 2015 году его имя было присвоено Батумскому международному аэропорту.
Картвели с моделями своих самолётов (самые большие модели — «F-105» и «P-47»)
Конструкторские разработки»
«Uncle Sam»
Первый самостоятельный проект Александра Картвели представлял собой идею трансконтинентального пассажирского самолёта большой вместимости. В целях экономии «в металле» была построена уменьшенная копия. Конструкция была создана по типу подкосного высокоплана. Фюзеляж — металлический монокок, крыло и хвост — полотняная обшивка на дюралевом силовом наборе. Размах крыла, внутри которого находились топливные баки, достигал 20,7 м. Две трети взлётного веса приходилось на топливо — 6000 кг из 9000 кг общего веса. В экипаже состояли два пилота и штурман. Расчётная дальность должна была составить около 8500 км. Самолёт не смог взлететь из-за желания мецената, Чарльза Левина, поставить не предлагавшийся Картвели двигатель «Фарман» W12 мощностью 550 л. с., а более дешёвый, к тому же — подержанный, «Паккард» (400 л. с.). Его мощности не хватило, чтобы поднять тяжёлый самолёт в воздух.
«ХР-44 Warrior»
Экспериментальный истребитель «XP-44» начал создаваться фирмой «Republic» в 1939 году и должен был заменить собой в ВВС США устаревающий «P-35». При проектировании Картвели уделил большое внимание аэродинамическим качествам машины: была применена потайная клёпка. Двигатель Pratt-Whitney R-2180 воздушного охлаждения, мощностью 1400 л. с. Самолёт получился быстрым, военным понравился, но в свете начавшейся Второй Мировой войны его живучесть была признана недостаточной.
«P-47 Thunderbolt»
Желание ВВС получить самолёт с мощным вооружением и хорошей защитой упиралось в вес самолёта, и, опосредованно, в мощность двигателя. Картвели решил вопрос кардинально — поставив на будущую машину самый мощный мотор, получив тем самым избыточный запас мощности. 18-цилиндровый звездообразный двухрядный Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp имел мощность 2000 л. с. — такие двигатели ранее не ставились на истребители. Это сделало P-47 самым большим, тяжёлым, но при этом достаточно скоростным истребителем Второй мировой войны, который с успехом выполнял также функции бомбардировщика и штурмовика.
«RC-3 Seabee»
Этот небольшой гражданский самолёт, разработка которого началась в 1944 году, был попыткой фирмы Republic занять сегмент легкомоторной авиации после окончания войны. Лёгкая четырёхместная амфибия должна была стать «летающим автомобилем». Она имела толкающий пропеллер и двигатель мощностью 215 л. с. Всего было выпущено до 1947 года, когда производство было прекращено, 1060 самолётов.
«XF-12»
Проект дальнего фоторазведчика. Самолёт получил 4 двигателя по 3200 л. с. и имел скорость 724 км/ч, а дальность — более 7 тысяч километров. Первый полёт совершил в начале 1946 года, однако конец войны и начавшаяся эра реактивной авиации поставили крест на проекте. Чтобы использовать полученные наработки, XF-12 был переоборудован в пассажирский RC-2 Rainbow для трансатлантических перелётов Нью-Йорк — Париж. Этот проект также не получил развития.
«F-84 Thunderjet»
«F-84» стал первым реактивным самолётом для компании «Republic» и Александра Картвели. Машина проектировалась под ТРД General Electric J-35. Крыло стало более прямолинейным по сравнению с «P-47», а фюзеляж — вытянутым. Шасси получило носовую стойку. Сопло двигателя было выведено в заднюю частью фюзеляжа. Горючее разместили в крыльях, а для увеличения дальности обычными стал дополнительные баки на законцовках крыла. Машина воевала в Корее. Было построено около 4500 самолётов всех модификаций.
«F-84F Thunderstreak»
Модификация F-84 с не прямым, а стреловидным крылом (угол 45 градусов) и более мощным двигателем (J-35 сменил J-65). В результате скорость выросла до 1150 км/ч.
«F-105 Thunderchief»
F-105 стал последней работой Картвели, созданной целиком под его руководством. Работы над проектом начались в инициативном порядке в 1951 году, с целью создать преемника «F-84». Турбореактивный двигатель Pratt-Whitney J-75 выдавал тягу более 10 тонн, и это позволило создать большую машину длиной 20 м и весом в 24 тонны. Особенностью машины был внутренний бомбовой отсек, нетипичный для истребителей. «Thunderchief» широко применялся во время войны во Вьетнаме.
«A-10 Thunderbolt II»
Опыт войны во Вьетнаме потребовал создания хорошо защищённого штурмовика для непосредственной огневой поддержки войск на поле боя. В 1970 году командование ВВС США объявило конкурс на проект такого самолёта, в котором приняло участие 6 компаний. В финале остались только «Fairchild», ставшая к тому времени владельцем акций «Republic», и «Northrop». В 1973 году победителем был признан «Fairchild» с проектом А-10 — максимально защищённой и живучей машины с пушкой GAU-8 Avenger калибра 30 мм и вращающимся блоком стволов. Так как проект был разработан специалистами бывшей «Republic», руководство «Fairchild» решило отдать им дань уважения, переименовав всю компанию в «Fairchild-Republic».
Литература: Леонид Анцелиович Русские крылья Америки. «Громовержцы» Северского и Картвели. — Яуза-Пресс, 2015; Соболев Д.А. Наши соотечественники в зарубежном авиастроении. — Москва : Издательство «Либри», 1996; Соболев Д.А. Русская авиационная эмиграция. Биографические очерки. — Москва : Издательство «Русавиа», 2008.

1896
Фриц Ройтер (немецкое имя — Fritz Reuter)
немецкий музыковед, композитор и музыкальный педагог. Родился в городе Дрезден, Германская империя. Изучал музыковедение в Лейпциге у Хуго Римана и Арнольда Шеринга, учился также игре на фортепиано у Роберта Тайхмюллера. В 1922 году защитил докторскую диссертацию «История немецкой оперы в Лейпциге в конце XVIII — начале XIX вв.» (немецкое название — Die Geschichte der Deutschen Oper in Leipzig am Ende des 17. und am Anfang des 18. Jahrhunderts). В 1921—1933 годах преподавал теорию музыки и композицию в Лейпцигской консерватории. Публиковался начиная с 1928 года (несколько методических пособий). После прихода к власти нацистов был уволен из консерватории и поступил на работу учителем музыки в одной из лейпцигских школ, одновременно вступив в НСДАП. В результате уже в 1937 году Ройтер занял должность советника по школьной музыке в администрации гау Саксония. Сочинял различную прикладную музыку, оратории и кантаты, в 1939 году написал «Сюиту судетских немцев» (немецкое название — Sudetendeutsche Suite) для духового оркестра. После Второй мировой войны работал в 1945—1948 годах дирижёром и драматургом Дрезденской народной оперы. В 1949—1955 годах — директор Института музыкального образования в составе Университета Халле, затем в 1955—1962 годах — директор Института музыкального образования берлинского Гумбольдтовского университета. В послевоенные годы сочинил зингшпиль «Шутка, коварство и месть» (немецкое название — Scherz, List und Rache; 1948, по одноимённой пьесе И.В.Гёте), мелодраму для чтеца с оркестром «Заяц и ёж» (немецкое название — Der Hase und der Igel; 1961, по сказке братьев Гримм), кантату для солистов, хора и камерного оркестра «Сад наслаждений» (немецкое название — Gartenfreuden; 1961, на стихи популярной при нацизме поэтессы Элеоноры Лоренц), концерт для скрипки с оркестром (1955) и др. Умер в родном городе 4 июля 1963 года.
Награды: Орден «За заслуги перед Отечеством» в серебре (ГДР)
1897
Михаил Саулович (Шмуель-Михель Шаул-Фалкович) Коган
советский шахматный историк и литератор. Родился в городе Витебск, Витебская губерния, Российская империя (ныне Беларусь). Автор многочисленных статей и книг по истории шахмат в СССР. Восстановил ранние этапы биографии М.Чигорина, предпринял первую попытку собрать материалы о шахматных увлечениях русских писателей XIX века. Выпускник Петроградского университета, историк. Один из авторов широко известного труда «Декабрист Лунин и его время». Погиб в блокадном Ленинграде 24 апреля 1942 года.
Семья
Брат: Каган, Абрам Саулович — российский издатель, экономист. Жена: Деляфруз Саидовна Казиева. Книги: Гессен С.Я., Коган М.С., «Декабрист Лунин и его время», [Ленинград. ], 1926 (в приложении — сочинения и письма Лунина); Коган М.С. История шахматной игры в России / Предисловие И.Л.Рабиновича; Обложка художника С.М.Пожарского. — Ленинград : Рабочее издательство «Прибой», 1927. — 260 страниц. — 4000 экземпляров; Краткий очерк истории шахмат. Шахматы в России, Москва — Ленинград, 1931; В.И.Ленин и шахматы, [М.], 1932 (соавтор); Шахматы в жизни русских писателей, Ленинград— Москва, 1933; Очерки по истории шахмат в СССР, Москва — Ленинград, 1938.
Статьи
В «Шахматном листке»: «Из истории развития шахматной игры в России» , 1927. «Л.Н.Толстой — шахматист», 1928.
«Н.Г.Чернышевский и шахматы», 1928.
Литература: Словарь шахматиста / составители: М.С.Коган [и другие.] ; под общей редакцией профессора А.А.Смирнова. — Ленинград : Шахматный листок, 1929. — Страница 222. — 518 страниц; Шахматы: энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — Страница 163. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.