
1841
Поль Эйшен (французское имя — Paul Eyschen)
люксембургский политик, юрист и дипломат. Он был восьмым премьер-министром Люксембурга и служил на этой должности в течение 27 лет, с 22 сентября 1888 до своей смерти, 11 октября 1915 года. Родился в городе Дикирх, Люксембург. Сын Карла Жерара Эйшена, бывшего министра юстиции. В 1860 году окончил высшую школу Люксембурга. После получения юридического образования в Бонне и Париже работал адвокатом. Был принят в коллегию адвокатов Люксембурга 9 ноября 1865 года. На выборах 12 июня 1866 года Эйшен был избран в палату депутатов от кантона Вильц, хотя ему не было 25 лет на момент голосования, что являлось минимальным возрастом для занятия должности депутата в соответствии с требованиями конституции того времени. Его победа на выборах была аннулирована парламентом по инициативе Феликса де Блогхаузеном, что стало первым подобным случаем в истории страны, но когда на выборах 10 ноября в парламенте снова появилось вакантное место, он выиграл их вновь и, будучи уже 25-летним, стал депутатом. В 1875 году он был назначен временным поверенным в делах в Германской империи, в этом качестве он служил до 1888 года. Во время германской оккупации Люксембурга играл важную роль в сохранении национального единства, но умер в Люксембурге в конце второго года оккупации 11 октября 1915 года.
Награды: Большой крест ордена Дубовой короны; Кавалер Большого креста ордена Золотого льва Нассау; Кавалер Большого креста ордена Нидерландского льва; Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона.
Библиография: Mersch, Jules. Paul Eyschen // Biographie nationale du pays de Luxembourg / Mersch, Jules. — Luxembourg City : Victor Buck, 1953.

1842
Эллиот Куэс (Elliot Coues)
американский натуралист, орнитолог, войсковой хирург, историк и писатель. Родился в Портсмуте, штат Нью-Хэмпшир, США. Он получил высшее образование в университете Джорджа Вашингтона, Вашингтон, округ Колумбия, окончив его в 1861 году, и в Медицинской школе того учреждения, которую окончил в 1863 году. Он служил медицинским кадетом в Вашингтоне в 1862—1863 годах и в 1864 году был назначен ассистентом хирурга в регулярной армии. В 1872 году он издал свою работу по орнитологии Key to North American Birds, которая, переизданная с исправлениями и дополнениями в 1884 и 1901 годах, явилась важным трудом, способствовавшим систематическим орнитологическим исследованиям в Америке. В 1873—1876 годах Куэс был зачислен как хирург и натуралист в Американскую комиссию по северной границе и в 1876—1880 годах был секретарём и натуралистом Американской геологической и и географической службы Территорий, публикации которой он редактировал. Он был лектором по анатомии в медицинской школе Колумбийского университета в 1877—1882 годах и профессором анатомии там же в 1882—1887 годах. Он ушёл из армии в 1881 году, чтобы полностью посвятить себя научному исследованию. Он был основателем Союза американских орнитологов и главным редактором его печатного органа, The Auk, а также нескольких других орнитологических периодических изданий. Он умер в Балтиморе, штат Мэриленд, США, 25 декабря 1899 года. В дополнение к орнитологии он проделал ценную работу в области изучения млекопитающих; его книга Fur-Bearing Animals (1877) отличалась для своего времени точностью и полнотой описания видов, некоторые из которых уже тогда стали редкими. Также увлекался спиритуализмом: в 1887 году он стал президентом Тайного Теософического общества Америки.

1843
Монтелиус Густав-Оскар-Августин (шведское имя — Gustaf Oscar Augustin Montelius}
шведский археолог и историк культуры, один из основоположников современной научной археологии. Член Шведской академии (1917). Родился в Стокгольме. Автор типологического метода в археологии, который разрабатывал начиная со своего первого труда «Железный век» (1869). Монтелиус старался проследить эволюцию предметов; в ходе своих исследований, он разделил находимые предметы на типы и выстроил из типов эволюционные ряды по мере изменения предметов. В результате он создал хронологическую систему, разделив скандинавский неолит — на четыре, а бронзовый век — на шесть пронумерованных периодов (периоды I—IV и I—VI) и установив абсолютные даты этих периодов путем перекрестного сопоставления предметов с синхронными им египетскими находками, абсолютная дата которых была известна. Так, североевропейский бронзовый век в классификации Мортелиуса приобрел такой вид: Древний бронзовый век — I период (1800—1500 до н. э.) II период (1500—1300 до н. э.), III период (1300—1100 до н. э.); Новый бронзовый век — IV период (1100—950/920 до н. э.), V период (950/920 −730/720 до н. э.); Поздний бронзовый век (переход к железному веку) — VI период (730/720 — 550/530 до н. э.) Хронологическая система Монтелиуса, как и предыдущая система Густава Мортилье, исходила из перенесения в археологию методов естественных наук (если Мортилье исходил из геологических, то Монтелиус — из биологических эволюционистских аналогий) и предполагала всеобщность и закономерную последовательность смены одних типов другими. В XX веке она была вытеснена концепцией культурных групп (археологических культур); однако его типология сохраняет значение до нашего времени. Кроме того, Монтелиус путём сравнения изображений топоров с археологическими находками установил, что шведские наскальные петроглифы относятся к бронзовому веку. Умер 4 ноября 1921 года.
Могила Оскара и Агды Монтелиус
Семья: Был женат на Агде Монтелиус, оба были похоронены на стокгольмском Северном кладбище Норра бегравнингсплатсен.
Сочинения: Die Chronologic der ältesten Bronzezeit in Nord-Deutschland und Skandinavien, Braunschweig, 1900; Kulturgeschichte Schwedens, Lpz., 1906; Dievorklassische Chronologie Italiens, Bd 1—2, Stockh., 1912; Die älteren Kulturperioden im Orient und in Europa, v. 1—2, Stockh., 1903—1923.
1844
Вильгельм Карл Франц фон Бранка (до 1895 Вильгельм Бранко, в 1895—1907: Вильгельм фон Бранко; немецкое имя — Carl Wilhelm Franz von Branca)
немецкий геолог и палеонтолог. Родился в городе Потсдаме. С 1899 года — профессор геологии и палеонтологии Берлинского университета. Ранее приват-доцент в Высшей школе технических наук в Аахене и геолог при геологической съемке Пруссии.
Работы Бранка посвящены главным образом палеонтологии (например, изучению ископаемых рыб так называемых вельденских слоев меловой системы), а также изучению вулканов (например, потухших вулканов Швабии и др.).
Brancasaurus brancai
Принимал участие в германской Восточно-Африканской палеонтологической экспедиции 1909—1913 гг., исследовавшей кладбище позднеюрских динозавров на юго-востоке современной Танзании (свита Тендагуру (Tendaguru formation). Один из обнаруженных там видов ископаемых брахиозавров Giraffatitan brancai (Janensch, 1914) назван в честь Бранка. 7 декабря 1913 года был избран иностранным членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, физико-математическое отделение, по разряду физическому. Скончался в Мюнхене 12 марта 1928 года.

Похоронен на Северном кладбище в Мюнхене
В честь учёного его ученик — Теодор Вегнер назвал найденное им ископаемое животное — Brancasaurus brancai.
Литература: Бранко, Вильгельм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Иностранные члены Российской академии наук XVIII−XXI вв.: Геология и горные науки. / Отв. редактор И. Г. Малахова. 2012, ISBN 978-5-904509-08-8.

1845
Игнац Ачади (венгерское имя — Ignacz Acsady)
венгерский историк, член-корреспондент Венгерской Академии Наук (1888). Родился в городе Надькарой. Автор работ по социально-экономической истории феодальной Венгрии. Заслуга Ачади заключается в установлении преобладающей роли крупного землевладения в Венгрии 16 в. ("Землевладение в Венгрии 1494-1598", 1894, и др.). Итогом многолетней исследовательской работы явилась "История венгерского крепостного крестьянства" (1906, переизд. 1948, 1950; словацкий пер. 1955, русский перевод 1956). Работы Ачади, благодаря широте охвата источников и обилию фактического материала, сохранили своё значение до настоящего времени, несмотря на то, что автор в силу своих буржуазно-либеральных воззрений затушёвывал классовую борьбу и идеализировал феодальное государство. Умер в Будапеште 17 декабря 1906 года.

1845
Марьян Алоиз Ломницкий
польский натуралист, который занимался энтомологией, палеонтологией и геологией. Опубликовал ряд работ, из которых крупнейшими являются каталог жуков Галичины (1884 год) и Геологический атлас Галичины (1905 год). Отец натуралиста Ярослава Ломницкого. Родился в семье обнищавшего польского шляхтича Якуба Ломницкого и Магдалены Борковской, в селе Баворов (на территории нынешней Тернопольской области Украины). Детство проходило в селе Баворов, где он окончил начальную школу. Затем родители отправляют его на учёбу во Львов в Академическую Гимназию. Именно здесь у Ломницкого проявляется склонность к естественным наукам, и немалая заслуга в этом была у его учителей: Максимилиана Сила-Новицкого, который преподавал зоологию и Северина Плахеткы, преподававшего геологию. В 1864 году он получает стипендию известного галицкого магната и филантропа Владимира Дидушицкого. Эта стипендия позволила ему на три года переехать в Краков, где он продолжал изучать естественные науки, а в 1867 поступил в Венский университет. Здесь он углубленно изучает геологию у Э. Суесса и палеонтологию в Р.Кнера, знакомится с Л.Миллером и Эдмундом Райттером. В 1867 году Ломницкий вместе с Л.Миллером и Эдмундом Райттером организуют первую экспедицию на Черногору. Их маршрут проходил через Коломию, Косов, Жабье (теперь пгт. Верховина), Бистрень и Черногорский хребет. В экспедиции они проводили сборы жуков, в результате чего в 1868 году Ломницкий публикует свою первую известную научную статью — список жуков Черногоры. В ней он впервые дал характеристику высотном распределения различных видов. В 1867 году он контактирует с Комиссией физиографических Краковского Научного Общества, которое впоследствии стало Академией Умений, где он и опубликовал свою первую научную работу. В 1868 году в Вене он сдал экзамен на учителя средней школы. В 1868 году года возвращается во Львов, где работает в Гимназии имени императора Франца Иосифа. В 1969 году перебирается в Станислав (ныне Ивано-Франковск), где преподает зоологию в здешней Гимназии. В течение следующих девяти лет он работает над собранием насекомых окрестностей Станислава, основав целую энтомологическую школу. И в 1875 году публикует научную работу «Жуки собранные в окрестностях Станислава». Это самая большая и основательным работа посвященная фауне жуков города. В работе он приводит данные о нахождении 750 видов жесткокрылых. В 1871 году он женится, а 1873 году у него рождается сын Ярослав Людомир, который также стал известным натуралистом. В 1877 и 1878 годах участвует в двух экспедициях в «Горы Солотвинские» (Центральные Горганы). Исследования касались не только фауны жуков, но и прямокрылых и рыб. В опубликованной по результатам экспедиции, статьи, он приводит 239 видов жуков. Аналогичную экспедицию были снаряжены в 1880 году в верховье реки Лимницы. В 1879 году переезжает во Львов, где живёт до конца своей жизни. Здесь он работает в IV Львовской Гимназии и одновременно с 1878 по 1882 год работает преподавателем зоологии в Высшей Полеводческой Школе в Дублянах. Также он публикует ряд статей с дополнениями к фауне жуков Галичины. Наиболее фундаментальной его работой, обобщившей все его предыдущие исследования, стал каталог жуков Галичины (1884 год) на латинском языке. В этой работе он приводил 3182 видов и 130 вариаций жуков. Впоследствии он публикует колеоптерологичний список окрестностей Львова в четырёх томах (1890—1906) и список жуков Польши (1913 год). Самым важным трудом по геологии стал «Геологический атлас Галичины». В 1905 году он занимает должность куратора отдела зоологии Музея имени Дидушицких (ныне Государственный природоведческий музей) во Львове, которому передает все свои коллекционные сборы, накопленные за 35 лет научной деятельности. Умер Марьян Алоиз Ломницкий 26 октября 1915 года и похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.
Награды: Признанием научных заслуг Марьяна Алоиза Ломницкого стало награждение его орденом императора Франца Иосифа I (1904 год), присвоение ему почетного доктора философии Львовского университета (1912 год), почетного члена Общества имени Коперника (1909 год) и Татранского Общества (1912 год) .
Научные труды: Łomnicki M. Spisy chrząszczów. 1. Z okolicy Drohobycza. 2. Z okolicy Bochni. 3. Z okolicy Tarnopola // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Kraków, 1867. — 1. — S. 141—144; Łomnicki M. Wycieczka na Czarnogórę // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Kraków, 1868a. — 2. — S. 132—152; Łomnicki M. Spisy chrząszczów. Małkowice obok Gródka (okręg Lwowski), także okolicy Tarnopola // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Kraków, 1868b. — 2. — S. 153; Łomnicki M. Zapiski z wycieczki podolskiej odbytej w roku 1869 pomiędzy Seretem, Zbruczem a Dniestrem // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Kraków, 1870. — 4. — S. 41-85; Łomnicki M. Wykaz dodatkowy chrząszczów galicyjskich // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Krakow, 1874. — 8. — S. 12-18; Lomnicki M. Chrzaszcze zebrane w okolicy Stanislawowa // sprawozdanie komisyi fizyjograficznej, T. 20. — Krakow, 1875. — s. 154—184; Łomnicki M. Sprawozdanie z wycieczki zoologicznej odbytej na Podolu w r. 1876 pomiędzy Seretem, Zbruczem a Dniestrem // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Kraków, 1877. −11. — S. 128—151; Łomnicki M. Wykaz chrząszczów nowych dla fauny galicyjskiej // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Kraków, I877. — 11. — S. 151—152; Łomnicki M. Wykaz chrząszczów nowych dla fauny galicyjskiej // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Kraków, 1879. — 13. — S. 221—223; Łomnicki M. Chrząszcze zebrane w górach Sołotwińskich // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Kraków, 1880. — 14. — S. 3-12; Łomnicki M. Sprawozdanie z wycieczki entomologicznej w góry Stryjskie podjętej w r. 1880 // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Kraków, 1882. — 16. — S. 240—254; Łomnicki M. Catalogus Coleopterorum Haliciae. — Leopoli, 1884. — S. 1-43; Łomnicki M. Muzeum imienia Dzieduszyckich we Lwowie. Dział 1. Zoologiczny oddział zwierząt bezkręgowych. Chrząszcze (Coleoptera). — Lwów, 1886. — S. 1-77; Łomnicki M. Fauna Lwowa i okolicy. 1. Chrząszcze (Coleoptera). (Tęgoskrzydłe). Cz. 1 // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Kraków, 1890. — 25. — S. 141—217; Łomnicki M. Wykaz chrząszczów nowych dla fauny Galicyi // Sprawozdanie Komisyi Fizyjograficznej. — Kraków, 1891. — 26. — S. 16-25;
Литература: Wielka Encyklopedia Powszechna PWN, tom 6, 1965, str. 703—704; Polski Słownik Biograficzny, tom XVIII, Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk, Wydawnictwo PAN, 1973

1846
Екатерина Фредерика Паулина (Екатерина Петровна)
дочь принца Петра Георга Ольденбургского и принцессы Терезии Нассауской, правнучка императора Павла I. Несостоявшаяся невеста цесаревича Николая, старшего сына императора Александра II. Родилась в Санкт-Петербурге. Внучка великой княгини Екатерины Павловны, двоюродная сестра румынской королевы Елизаветы. Получила прекрасное образование, была начитанной и патриотичной девушкой, говорила на нескольких языках, писала, говорила и читала на русском языке, увлекалась русской историей и литературой, особенно Лермонтовым, Пушкиным, Тургеневым. Проводила много времени на приморской усадьбе в Петергофе. О ней неоднократно писал в своих мемуарах её друг граф Сергей Дмитриевич Шереметев. Граф вспоминал, что Екатерина Петровна любила его как брата и близкого друга, но о его влюбленности в принцессу ходили слухи, которые попали даже в заграничную прессу, из-за чего Шереметеву через шефа жандармов не разрешили навестить семью Ольденбургских за границей, когда Екатерина Петровна была уже смертельно больна. Хотя до этого граф, который был принят в семье Ольденбургских как в родной, неоднократно сопровождал их в путешествиях. Шереметев описывал ее как веселую и остроумную особу, но при этом подмечал и свойственную ей склонность к серьезным размышлениям и мечтательности. Императрица Мария Александровна собиралась женить старшего сына наследника Николая Александровича на принцессе, которая приходилась ему троюродной сестрою. Переговоры о браке продолжались долго, императрица намерена была забрать Екатерину к себе во дворец. Против этого была ее мать, которая не терпела императрицу и отказала ей. По словам Шереметева, Тереза Васильевна не отличалась нежным чувством к дочери, ее любимцем был старший сын Николай, в отношениях матери и дочери не было искренности. Екатерина Петровна очень тяжело переживала эту ситуацию. Она искренне и страстно полюбила цесаревича и сильно привязалась к нему, у них было много общего: «Она была с ним откровенна, делилась с ним своими заботами и житейскими тревогами, к которым рано привыкла, он привлечен был к ней: старался ей помочь и утешить её в трудном её семейном положении, он принимал в ней искреннее участие. Его смерть в апреле 1865 года в Ницце была последним ударом от которого Екатерина Петровна уже не оправилась.» Её затяжную и мучительную болезнь Шереметев изобразил как самоубийство. «Когда-то цесаревич Николай Александрович подарил ей бирюзовый перстень, она с ним никогда не разлучалась. В завещательном письме своем она этот перстень оставила мне», — вспоминал Шереметев. На самом деле у Екатерины Петровны вследствие простуды после перенесенной кори развилась чахотка. Врачи предписали ей мягкий климат. Отец отвез её в Венецию, но уже ничто не могло восстановить её здоровья. Она умерла в Ремербаде (Штирия, Австрия), 11 июня 1866 года. Тело её было перевезено в Россию и похоронено в семейной усыпальнице Ольденбургских в Сергиевой Приморской пустыни в Стрельне. «Похоронили её близ дорогого ей Финского взморья; белая мраморная плита и такой же крест на ее могиле. Она вся в зелени зиму и лето. На могиле надписи текстов, вписанных по ее завещанию». В 1917–1918 годах усыпальница Ольденбургских была разграблена и уничтожена. Массированное уничтожение кладбища началось в 1930-е годы, кладбище сровняли с землей, но уничтожить его окончательно помешала начавшаяся война. Наибольшие разрушения пришлись на 1960-е годы. Через много лет на территории возрождающегося монастыря была установлена (1998) мемориальная плита с именами погребенных там восьми членов семьи принцев Ольденбургских. К 200-летию принца П.Г.Ольденбургского рядом с плитой установлен (2012) бюст работы скульптора С.В.Иванова.
Источники: Мемуары графа С.Д.Шереметева: Том 1. — 2004. — 736 страниц. — ISBN 5-85759-131-7; И.Б.Чижова. Давно замолкшие слова. — 2006. — ISBN 5-699-15795-6. («Возлюбленный образ, с душой неразлучный»); Э.Анненкова. Принцессы Ольденбургские. — Москва: Издательский Дом ТОНЧУ, 2014. — 784 страниц.
1847
Давид Георгиевич Эристави (грузинское имя — დავით ერისთავი)
грузинский драматург, режиссёр, публицист. Родился в селе Хидистави, Тифлисская губерния, Российская империя. С 1867 по 1871 год учился в Одесском университете, а затем — в Медицинской академии в Петербурге, образования не завершил. С 1871 года — сотрудник газет «The Times», «Тифлисский Вестник» и «Фаланга», 1882 — редактор газеты «Кавказ». Писал стихи и фельетоны. Был ценителем и популяризатором личности и творчества А.Грибоедова. В 1877 году сыграл роль Чацкого в комедии «Горе от ума». 28 января 1879 года на вечере, посвященном 50-летию со дня смерти А.Грибоедова, выступил с докладом о жизни писателя. В том же году это выступление было напечатано отдельной книгой. Когда в тифлисской гимназии была учреждена стипендия имени А.Грибоедова Д.Эристави выступил организатором многочисленных мероприятий (спектакли, бал-маскарады, публичные лекции) с целью собрания суммы, необходимой для стипендии. Перевёл на грузинский язык произведения М.Лермонтова, Н.Некрасова, В.Гюго и других писателей. Один из инициаторов создания Грузинского драматического общества. Выступал на сцене, был известен как один из лучших декламаторов. Умер в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 23 октября 1890 года. В 1930 году перезахоронен на Пантеоне Мтацминда.

Надгробие в Пантеоне Мтацминда
Литература: Театральная энциклопедия. Том 5/Главный редактор П.А.Марков — Москва: Советская энциклопедия, 1967; Д.Г.Эристави — публицист, журналист и писатель.
1849
Иероним Васильевич Алферьев
российский писатель, поэт и журналист, сын русского писателя Василия Петровича Алферьева. Иероним Васильевич Алферьев родился в Москве. Отец его скончался когда мальчику было лишь пять лет от роду и Алферьев получил образование и воспитание в кадетском корпусе города Санкт-Петербурга, после чего служил, как и отец, до 1871 года включительно, в петербургском почтовом департаменте. Публиковал стихи, сцены, статьи, фельетоны общественной жизни в таких печатных периодических изданиях, как «Русская правда», «Русский курьер», «Современные известия», «Новое Время», «Порядок» и «Новости». Иероним Васильевич Алферьев умер, как и его отец, достаточно молодым, 2 февраля 1886 года.
Библиография: Отдельно Алферьеввым были изданы: «С волками жить — по волчьи выть», комедия (1876); «В царстве мертвых. К вопросу о сожигании трупов» (1879); «Художник И.Дитенберг и его картина» и другие.
Источники: Алферьев, Иероним Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1849
Сергей Илларионович Васильчиков
генерал от кавалерии (1910), генерал-адъютант (1902). Командир Гвардейского корпуса (1902—1906). Родился в Киеве. Сын волынского губернатора князя Иллариона Илларионовича Васильчикова (1805—1862) от брака с княжной Екатериной Алексеевной Щербатовой (1818—1869). Унаследовал от родителей крупные земельные владения: свыше 29 000 десятин в Воронежской, Ковенской и Санкт-Петербургской губерниях. Продолжил семейную традицию и выбрал военную службу. В 1867 году окончил Пажеский корпус, откуда выпущен был корнетом в Лейб-гвардии Конный полк. В 1872 году был назначен флигель-адъютантом к императору Александру II. Участвовал в русско-турецкой войне. Командовал сводным гвардейским полуэскадроном, который составлял личный конвой императора. 12 августа 1885 — 22 ноября 1890 — командир Нижегородского 17-го драгунского полка в чине полковника. 22 ноября 1890 — 28 августа 1896 — командир Лейб-гвардии гусарского полка. 1891 год — произведён в генерал-майоры. 28 августа 1896 — 29 декабря 1898 — командир 2-й бригады 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. 29 декабря 1898 — 25 января 1899 — командир 12-й кавалерийской дивизии. 25 января 1899 — 5 января 1902 — начальник 1-й кавалерийской дивизии. 1899 год — произведён в генерал-лейтенанты. 5 января 1902 — 15 ноября 1902 — в распоряжении главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа. 1902 год — произведён в генерал-адъютанты. 15 ноября 1902 — 4 июля 1906 — командир 1-го Гвардейского корпуса. 1905 год — под его руководством разрабатывался план действий полиции и войск по недопущению шествия рабочих и жителей Санкт-Петербурга к Зимнему дворцу под руководством священника Георгия Гапона с петицией о своих нуждах к царю. Расстрел мирной демонстрации послужил непосредственным толчком к началу Первой русской революции. 4 июля 1906 — отчислен от должности в связи с волнениями в лейб-гвардии Преображенском полку. 1910 год — произведён в генералы от кавалерии.
Князь Васильчиков с женой и старшими детьми
После революции 1917 года князь Васильчиков эмигрировал во Францию. Скончался в Версале 27 августа 1926 года. Семья: Был женат на Марии Николаевне Исаковой (1853—1922), дочери генерала Николая Васильевича Исакова. Состояла председательницей попечительского совета Царскосельского приюта (будущего Алексеевского приюта) в Царском Селе и Царскосельского благотворительного общества. В браке родились: София (1879—1927) — супруга Александра Александровича Щербатова (1881—1915); Илларион (1881—1969) — женат на Лидии Леонидовне Вяземской (1886—1948); Николай (1883—1927); Георгий (1890—1915), подпоручик Лейб-Гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка, георгиевский кавалер.
Награды: Орден Святой Анны III степени (1874); Орден Святого Станислава II степени (1877); Орден Святой Анны II степени (1878); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом; Орден Святого Владимира III степени (1888); Орден Святого Станислава I степени (1894); Орден Святой Анны I степени (1896); Орден Святого Владимира II степени (1904); Орден Белого Орла (1906); Орден Святого Александра Невского (19 декабря 1913); Бриллиантовые знаки к Ордену Александра Невского (19 декабря 1916).
Источники: Большая Российская энциклопедия:В 30томах)./Председатель научно-редакционного совета Ю.С.Осипов. Ответственный редактор С.Л.Кравец. Том 4. Большой Кавказ—Великий канал. — Москва : Большая Российская энциклопедия,2006. 751 страница : иллюстрации : карты. — Стрница 649. (ISBN 5-85270-333-8 (Том 4); Волков С.В. Офицеры российской гвардии:опыт мартиролога. — Москва : Русский путь, 2002. — 568 страниц. — Страница 91 (ISBN 5-85887-122-4); Биография на сайте «Русская императорская армия»; Васильчиков, Сергей Илларионович. // Проект «Русская армия в Великой войне».

1849
Риенци Мелвилл Джонстон (Rienzi Melville Johnston)
американский журналист и политик, сенатор США от Техаса, член демократической партии. Риенци Мелвилл Джонстон родился в городе Сандерсвилл, штат Джорджия, США, в семье Фримена и Мэри (в девичестве Расселл) Джонстон. Ещё будучи ребёнком, Джонстон начал работать в типографии, а когда ему исполнилось 12 лет, он стал барабанщиком армии КША (1862—1863). В 1864 году Джонстон записался добровольцем в солдаты и служил до конца гражданской войны. После окончания войны Джонстон вернулся к работе в газете. В начале 1870-х годов он был редактором отдела городских новостей газеты «Morning News» в городе Саванна. В 1878 году Джонстон переехал в Техас, где стал редактором газеты «Patron» в городе Крокетт. Через год он стал редактором газеты «Observer» в Корсикане и там же учредил газету «Independent». В 1880 году Джонстон переехал в Остин, где работал корреспондентом местной газеты Statesman. Он также был политическим корреспондентом газеты «The Houston Post», а в 1885 году, после реорганизации газеты, стал её главным редактором. Позже он стал президентом «Houston Printing Company». В течение двух лет Джонстон был первым вице-президентом Associated Press. Джонстон был одним из лидеров Демократической партии на Юге. В 1898 году он отказался от выдвижения своей кандидатуры на пост вице-губернатора Техаса. С 1900 по 1912 год Джонстон был членом Национального комитета Демократической партии. В начале 1913 года губернатор Оскар Колкуитт назначил его сенатором США, чтобы закончить срок Джозефа Бэйли. Джонстон был сенатором с 4 января по 2 февраля 1913 года, когда был избран преемник, после чего он вернулся в Хьюстон, где возобновил свою прежнюю деятельность в качестве редактора и президента «The Houston Post». В 1916 году Джонсон был избран в Сенат Техаса, где служил до 1920 года. В 1919 году он отошёл от активного управления газетой, а 12 января 1920 года губернатор Уильям Хобби назначил его председателем тюремной комиссии штата. В 1875 году Джонстон женился на Мэри Парсонс, у них было трое детей. Джонстон умер в Хьюстоне 28 февраля 1926 года и был похоронен на кладбище Гленвуд в Хьюстоне.
1850
Екатерина (в миру — графиня Евгения Борисовна Ефимовская)
монахиня Русской православной церкви, автор концепции женского «деятельного монастыря», основательница и первая настоятельница монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Лесне. Родилась в Москве. Происходила из глубоко религиозной аристократической семьи. Получила университетский диплом в области языка и русской литературы, работала учителем в православной школе Сергея Рачинского. Под влиянием славянофильских идей и собственных наблюдений жизни русской деревни решила стать православной монахиней, сочетая аскетическую жизнь со служением бедным через общественную деятельность. Эта концепция получила поддержку архиепископа Холмско-Варшавского Леонтия (Лебединского), который предложил ей создать действующий монастырь, в Лесне-Подляской. По замыслу архиепископа Леонтия, ведущие общественную деятельность монахини могли бы способствовать укреплению позиций православия среди местного католического населения и униатов, чуждающихся православия. Евгения Ефимовская приняла монашество в 1889 году с именем Екатерина, в этом же году она получила достоинство игумении. Во главе с ней монастырь Рождества Божией Матери в Лесне стал в течение последующих двадцати лет одним из крупнейших женских монастырей в России, значительным центром паломничества, местный центр экономической и образовательной деятельности. При монастыре действовали: сиротский приют, девятилетняя церковно-учительская семинария, школы для детей из окрестных сёл, а также больницу и амбулаторий. Монастырь вёл обширное хозяйство. Игумения Екатерина оставалась настоятельницей до 1908 года, затем по состоянию здоровья официально передала управление монашеской общиной монахине Нине (Коссаковской), но фактически управляла монашеской общиной совместно с ней до конца жизни. В 1915 году эвакуировалась вместе со всем насельницами монастыря из Лесны в Петроград, затем эмигрировала вместе с группой монахинь в Бессарабию, а оттуда в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Способствовала обновлению и восстановлению монастыря Ново-Хопово на Фрушской Горе, а также возрождению женского монашества в сербском православии, где она пыталась распространять модель активной монашеской жизни. Ново-Хопово было также стал одним из важнейших религиозных центров русской эмиграции. Неформальное почитание игумении Екатерины как святой существует в РПЦЗ. 10 октября 2010 года, во время празднования 125-летия основания обители, она была причислена к лику святых в юрисдикции Русской Истинно-православной церкви. Автор церковных трудов, основные из которых посвящен служении диаконис в раннем христианстве, ратовала за восстановление такого служения в Российской Православной Церкви. В начале XX века принимала участие в инициированной митрополитом Антонием (Вадсковким) дискуссии о роли и состоянии русского монашества. Она была дочерью графа Бориса Андреевича Ефимовского, предводителя дворянства Гжатского уезда Смоленской губернии, и его жены, которая происходила из рода князей Хилковых. У неё был брат и младшая сестра. Семья жила попеременно в имении Клементьево (ныне Можайский район Московской области) и в Москве. Отец будущей монахини был человеком глубоко религиозным, отличался любовью к Церкви и церковному быту и был большим знатоком богослужения. По большим праздникам, особенно на Пасху, дом Ефимовских был всегда полон московского духовенства, приезжавшего поздравить графа. Евгения получила домашние образование. Изначально училась под руководством частной английской учительницы, затем отец начал приглашать в дом профессоров Московского университета, где в 1869 году сдала экзамен для получения университетского диплома по русскому языку и литературе. Определенную роль в её формировании сыграла обстановка 1860-х годов. В те годы повсюду кипели споры вокруг «женского вопроса», идея участия женщин в общественной жизни охватывала людей различных политических взглядов. По отзыва митрополита Евлогия (Георгиевского): «увлекалась народническими и либеральными течениями, вращаясь в передовых интеллигентских кругах, переписывалась и спорила с В.Соловьевым, с философски образованным иеромонахом Михаилом Грибановским, инспектором Петербургской Академии <…>; была хорошо осведомлена в вопросах философии, богословия — вообще была очень образованная женщина». Писала стихи и повести для литературных журналов. Спустя несколько лет Борис Ефимовский тяжело заболел. Его супруга, находящаяся с детьми в Москве, она уехала к нему в Смоленскую губернию. Евгения, оставшаяся с младшей сестрой в Москве, поступила учительницей французского языка в Николаевский институт. В 1874 году её отец умер. Молодая женщина открыла тогда собственную школу-пансион, где в 1877 году сильно обожгла ногу, что заставило её закрыть пансион. Она долго болела, провела одиннадцать месяцев в постели, а потом переехала выздоравливать в деревню, где была шокирована условиями жизни русских крестьян и тем, как многое отделяло их той среды, где она жила. После выздоровления Евгения уехала во Францию, где посетила Ивана Тургенева, а затем в Англию. По воспоминаниям Евлогия (Георгиевского), «больше других стран полюбила Англию. Не раз с увлечением рассказывала она мне об английском духовенстве, о быте епископов, чистоте их общественных и семейных нравов».
Учительница
В Россию она вернулась уже в 1880-е годы. Первоначально стала работать в Екатерининском институте в Санкт-Петербурге. Затем заведовала приютом приютом Анны Аксаковой. Симпатизировала с славянофильским идеям и вращались в кругах их сторонников. Проблема воспитания детей в православной вере уже ранее была предметом её раздумий и интересов, поэтому поступила работать учительницей в приходской школе, основанной Сергеем Рачинским в его имении Татево Смоленской губернии. По замыслу Рачинского, педагога и общественного деятеля, должно было быть образцовая сельская школа в православном духе. Работая в школе, Евгения Ефимовская решила принять монашество и основать женский монастырь, устроенный иначе, чем уже существующие монастыри Русской Православной Церкви. Монашеская община, сохраняя строгую подвижническую жизнь, должна была одновременно вести масштабную общественную работу, содержа больницу, школу и приют. Концепция Евгении Ефимовской и её решимость посвятить свою жизнь служению бедным, историк Церкви Павел Зырянов сравнил с «хождениями в народ» в предыдущие десятилетия активистов-народовольцев из высших слоёв. Изначально она рассматривала возможность реализации этих планов в Великобудищском женском монастыре Полтавской губернии, где устроилась учительницей приходской школы, однако её концепция была оценена отрицательно. Идеей Евгении Ефимовской заинтересовался архиепископ Холмско-Варшавский Леонтий (Лебединский), который пригласил её для создания женского монастыря в Лесне, в зданиях закрытого после польского восстания монастыря, принадлежавшего Ордену паулинов. По замыслу архиепископа Леонтия женский монастырь, ведущий общественную деятельность, должен был убедить в православии местное население, католиков или бывших униатов, недовольных навязанной им в 1875 году изменением вероисповедания, а также попутно, способствовать русификации региона. Перед выездом в Лесну она встретилась с иеромонахом Амвросием (Гренковым) из Оптиной пустыни, который благословил её начинание и составил для леснинских сестёр келейное правило, которые каждая монахиня вновь создаваемого монастыря должна каждый день читать в келии. Поддержка создаваемому монастырю оказалась также Иоанн Кронштадтский, молиться о намерениях сестёр, передавал им денежные средства из полученных денежных подарков. Кроме того он убедил одну из своих духовных дочерей, почётную гражданку Петербурга Пелагию Ивановну Поршневу, пожертвовать землю для Леснинского подворья на Набережной Чёрной речки, у Новой деревни. Одновременно предложенная Екатериной Ефимовской концепция «деятельного монастыря», отличного от традиционных моделей монашеской жизни женских монастырей в России, по-прежнему встречалась с негативным отзывами многих епископов. По их мнению, женщины могли вести благотворительную и образовательную деятельность, но для этого нецелесообразным было создание монастыря, и принятие монашеских обетов.
Лесненский монастырь в 1909 году
Настоятельница монастыря в Лесне
Евгения Ефимовская прибыла в Лесну 19 октября 1885 года прибыла в Лесну вместе с 5 сёстрами-послушницами и 2 девочками-сиротами, первыми жительницами монастырского приюта. Днём позже торжественным богослужением началась деятельность женской общины, которая изначально не имела статуса монастыря. Такой статус присваивался Святейшим Синодом уже de facto существующим общинам, что и произошло 26 августа 1889 года, причём монастырю стразу был присвоен первый класс. В том же году Евгения был пострижена в монашество с именем Екатерина, а затем была возведена в достоинство игумении. В момент предоставления общине статуса монастыря пребывало в ней 37 насельниц. В 1892 году игумения Екатерина была награждена наперсным крестом.

Деревянный дом, в котором жила игумения Екатерина
Игумения Екатерина в первые годы существования монастыря лично физически трудилась в деле устройства монастыря и его церкви в здании бывшего костёла паулинов. Пела также в монастырском хоре и исполняла обязанности канонарха. При монастыре открыли школу на 300 девочек, где изучалось рукоделие и православный катехезис, и мужскую сельскохозяйственную школу и женские учительскую семинарию, основной задачей которой было обучение будущих преподавательниц для преподавания в сельских приходских двухклассных школах. В 1904 году игумения Екатерина открыла также сельскохозяйственную школу для девочек. В общей сложности в монастырских школах в начале XX века учились до тысячи человек, причём приоритет при приёме в школы отдавался детям из крестьянских или мещанских семей. От поступавших не требовали перехода в православие. В школах училось много католиков. Вместе с тем, каждый каждый переход в православие получал отражение в отчётах о деятельности монастыря. Также по инициативе игумении в Лесне был открыт госпиталь и лазарет с возможностью бесплатного получения лекарств, а также ботанический сад, ориентированный на выращивание трав с полезными свойствами. Затем игумения Екатерина организовала при монастыре мельницу, завод, выпускающий церковные свечи и добилась открытия железнодорожной станции, благодаря которой в монастырь стало легче приезжать паломникам. Игумения Екатерина была активным участником инициированной митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским) дискуссии о православном монашестве в России, его состоянии, отношениях с обществом (особенно с интеллигенцией) и задачах после революции 1905 года. Наиболее известным стало исследование о служении диаконис в первые века христианства, которые публиковали в журнале «Христианин» в конце 1908 и в 1909 году. Выступала за введение в Русской Православной Церкви служения диаконис по образцу раннего христианства, что по её мнению могло побудить образованных женщин к активной деятельности на благо Церкви. Опубликовала работу «Монастырь и христианский аскетизм». Постоянно переписывалась на богословские темы с епископами Михаилом (Грибановским), Амвросием (Ключарёвым), Антонием (Вадковским) и Антонием (Храповицким). В 1899 году принимала в своём монастыре Иоанна Кронштадтского. Высоко ценил труды игумении Екатерины епископ Люблинский, а затем Холмский Евлогий (Георгиевский). Под руководством игумении Екатерины монастырь в Лесне стал одним из самых важных в России центров женского монашества. На 1909 год в нём пребывало более 700 монахинь и послушниц, а на самые важные монастырские праздники приезжали до 25 тысяч паломников. В монастыре регулярно совершали богослужения епископы. В 1914 году в монастыре жило 20 монахинь и 300 рясофорных послушниц (тех, кому благословили носить монашеские одежды, но ещё не постригли). Игумения Екатерина устанавливала высокие требования к кандидатам на постриг, так что во многих случаях, период между поступлением в обитель и постригом растягивался на несколько лет. Помимо учреждения подворья в Санкт-Петербурге, у монастыря были подворья в Холме, Варшаве и Ялте. Деятельность игумении Екатерины была высоко оценена императором Николаем II, который в 1900 году наградил её крестом с украшениями. Покровительствовала монастырю в Лесне также его супруга Александра Фёдоровна. При её поддержке монахини из Лесны, которые получили образование духовное у игумении Екатерины — Афанасия (Громеко), Анна (Потто) и Елена (Коновалова) основали монашеские общины с подобном устройством: монастырь Христа Спасителя в Вирове, монастырь святого Антония в Радечнице, монастырь Рождества Божией Матери в Краснымстоке и монастырь Преображения Господня в Теолине. Царская чета дважды приезжала в Лесну; в честь их второго приезда в 1900 году игумения распорядилась построить часовню в Бяла-Подляске. Духовный авторитет игумении Екатерины и её аристократическое происхождение сделали её влиятельным человеком при дворе последнего русского царя. В 1898 году игумения Екатерина использовала своё положение, чтобы добиться удаления из Холмско-Варшавской епархии викарного епископа Тихона (Беллавина), который ревизуя привислинские монастыри, нашел Лесне отсутствие всякой отчётности и полный произвол графини-игуменьи в распоряжении монастырским добром (монастырь был постоянно в долгах). В результате он был направлен служить в Северную Америку епископом Алеутским и Аляскинским, а архиепископа Холмско-Варшавского Флавиана (Городецкого), его защитника, перевели на должность Экзарха Грузии. Игумения Екатерина неоднократно путешествовала в Санкт-Петербург, чтобы просить о дополнительных финансовых средствах для монастыря, и, как правило, получала поддержку государства или частных жертвователей. Весной 1905 года игумения Екатерина вместе с епископом Люблинском Евлогием (Георгиевским) ездила в Санкт-Петербург, чтобы поговорить с обер-прокурором Константином Победоносцевым, министром внутренних дел Александром Булыгиным и царём по поводу неблагоприятных для православия последствий указа «Об укреплении начал веротерпимости» (воспользовавшись им, около 180 тысяч бывших холмских униатов перешли в католичество латинского обряда) и просить о помощи для церковных структур на Холмской земле. Её влияние при дворе позволили делегации получить несколько раз аудиенцию у Николая II, который под впечатлением от аргументов епископа Евлогия пронял решение о необходимости создания самостоятельной Холмской епархии.
«Вторая игумения». Бегство
В 1907 году у игумении Екатерины ампутируют ногу, на которой вновь дали о себе знать раны от перенесённого ожога В связи с этим она решила уйти на покой и пребывать в Лесне как схимонахиня. Управление монастерём она доверила своей ближайшей соратнице, экономке монастыря ионахине Нине (Коссаковской). В конечном счёте, однако до конца жизни она руководила Леснинской общиной совместно с ней, именуясь «второй игуменией». В 1915 году монастырь в Лесной был важным местным центром экономической и образовательной сферах. 31 июля 1915 года вместе со всей монашеской общиной она эвакуировалась из Лесны. Монастырские здания заняли военнослужащие императорской армии. Большая часть сестёр вместе с воспитанниками монастырского приюта отправились в Серафимо-Понетаевский монастырь в Нижегородской губернии. Игумения Екатерина, игумения Нина и около 140 сестёр и послушниц, решили жить в Петрограде, расселившись между Леснинским подворьем, Новодевичьем Воскресенким и в Свято-Иоанновским монастырями. В столице они оставались до середины августа 1917 года, когда по приглашению архиепископа Кишинёвского Анастасия (Грибановского), в 1914—1915 годы служивший епископом Холмским и Люблинским. Игумении Екатерина и Нина, за которыми последовала 70 насельниц, прибыли в Жабский монастырь на Днестре. После аннексии Бессарабии Румынией румынские власти требовали, чтобы монахини приняли румынское подданство, вошли в юрисдикцию Румынской православной церкви и вели богослужение на румынском языке. Не согласившись на это, и опасаясь, что Румынская православная церковь перейдёт на новый стиль (новоюлианский календарь), приняли решение искать для монастыря новое пристанище и поехали в Сербию просить помощи у принца-регента Александра I Карагеоргиевича, покровителя белой эмиграции в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Часть монахинь всё же решила остаться в Жабском монастыре.
В Сербии
В 1920 году игумения Екатерина вместе с 62 монахинями и послушницами прибыла на оплаченном королём Александром I барже по Дунаю до Белграда. Епископ Нишский Досифей (Васич) предоставил им для жительства Монастырь Куведжин на Фрушской Горе. Уже через несколько месяцев монахини перешли в другой фрушскогорский монастырь — недействовавший на тот момент монастырь Ново-Хопово. Монастырь стал одним из центров религиозной жизни русской белой эмиграции в Югославии. В число послушниц принимались не только русские, но и сербки, что было новым для Сербской православной церкви. В Ново-Хопове сёстры постарались сохранить традиции Лесны, но возобновить экономический размах Лесны в новых условиях не удалось, несмотря на все старания обеих игумений. Наиболее важным делом сестёр на новом месте стал приют, в котором жили главным образом брошенные или осиротевшие дети русских эмигрантов. Монахини из Ново-Хопова также способствовали возрождению женского монашества в Сербском Православной Церкви, распространяя модель «деятельного монастыря» и открывая новые женские общины. В таких обстоятельствах возникла первая в новейшей истории сербская женская монашеская община, которая заняла здание Монастыря Куведжин, настоятельницей которого стал игумения Мелания (Кривокучин), которая в 1920—1923 годы жила в Ново-Хопове. В 1923 году игумения Екатерина принимала в монастыре короля Александра I, а в сентябре 1925 года, а в монастыре состоялся III съезд Русского студенческого христианского движения, на котором председательствовал Первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). Игумения Екатерина принимала в съезде активное участие. 28 октября 1925 года игумения Екатерина тихо скончалась в окружении близких сестёр. Отпевание состоялось 31 октября. Её погребение 1 ноября того же года возглавил епископ Сремский Максимилиан (Хайдин) в сопровождении группы сербских священников и единственного русского священника Алексия Нелюбова. Её похоронили на монастырском кладбище. Её первоначальное надгробие было уничтожено во время Второй мировой войны, когда были сожжён, а затем заброшен весь монастырь.
Память и почитание
В 1984 году архимандрит Досифей (Мильков) из Монастыря Гргетег, давний почитатель Игумении Екатерины, добился разрешения восстановить надгробие на её могиле, но Хоповский монастырь был в запустении, и могилу игумении Екатернины пришлось искать. В поисках помогала настоятельница Хоповского монастыря игумения Мария, которая в 1923—1925 годах была хоповской послушницей, и местные жители, знавшие монастырь до разорения. Могилу нашли. В неё обнаружили нетленные мощи игумении Екатерины. Не имея благословения на открытие мощей, он был вынужден опять захоронить их. В 1985 году архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Бартошевич) посетил Хопово, где он часто бывал в детстве, и за свой счёт установил мраморное надгробие. Известие об этом событии распространялось, и почитание игумении Екатерины росло. Был составлен тропарь, кондак, акафист и краткое жизнеописание. О прославлении игумении Екатерины заговорил в 1993 году Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий (Устинов) после ознакомления с её письменными трудами. 9-10 октября 2010 года в стенах Леснинского монастыря прошла канонизация его основательницы игумении Екатерины (Ефимовской), память которой будет праздноваться в день преставления, 28 октября по новому стилю.
1850
Элизабет Коффин (Elizabeth Rebecca Coffin)
американская художница, педагог и меценат; представительница «Новых женщин». Была первым человеком в США, удостоенным степени Master of Fine Arts, а также первой женщиной, допущенной в Королевскую академию искусств (Royal Academy of Art) в Гааге. Родилась в Бруклине, Нью-Йорк, в семье квакеров — Эндрю (Andrew G. Coffin, родом из Нантакета) и Элизабет (Elizabeth M. Sherwood, родом из Нью-Йорка) с большой родословной. Первоначально училась в нью-йоркской гимназии Friends Seminary, затем поступила в колледж «Vassar College», где преподавал голландский художник Генри Ван Инген (Henry Van Ingen). Здесь в 1870 году получила степень бакалавра искусств. В 1872 году она поступила в Гаагсую королевскую академию искусств, став первой женщиной, получившей допуск в эту художественную школу. Элизабет проучилась в академии три года, получив несколько медалей по разным дисциплинам. В 1876 году в «Vassar College» она получила степень магистра искусств, став первым человеком в Соединенных Штатах, получившим такую степень. Профессор этого колледжа Мария Митчел, преподававшая астрономию, стала наставником и впоследствии другом Элизабет Коффин на всю жизнь. Позже художница училась в Лиге студентов-художников Нью-Йорка и Пенсильванской академии изящных искусств. Была учеником Томаса Икинса, написавшего её портрет. Коффин много путешествовал по Европе и Калифорнии. В 1880-х годах регулярно летом работала в Нантакете, куда окончательно переехала в 1900 году. Её картины экспонировались на многих выставках и в частности на Чикагской Всемирной выставке в 1893 году. Она была членом гильдии «Brooklyn Art Guild» и Лиги студентов-художников Нью-Йорка. Умерла 21 июня 1930 года в городе Нантакет, штат Массачусетс, США, похоронена на бруклинском кладбище Friends Cemetery. Замужем не была. Ретроспективная выставка её работ состоялась в «Vassar College» в 1920 году, где было выставлено более 70 работ художницы. В 2007 году в Нантакете была проведена выставка под названием «Gutsy Gals: From Hearth to Heavens, Maria Mitchell and Her Sister Nantucketers». Работы Элизабет Коффин находятся в художественной галерее Vassar College, музее Nantucket Whaling Museum, школе её имени — The Coffin School, а также частных коллекциях, в частности Фрэнсиса Лёба (англ. Frances Lehman Loeb).

1850
Александр Иванович Садов
российский филолог-классик, доктор богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Родился в селе Рожново Семёновского уезда Нижегородской губернии, в семье сельского священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, где затем преподавал латинский язык и литературу. Магистерская диссертация Садова называлась «Виссарион Никейский. Его деятельность на Ферраро-Флорентийском соборе, богословские сочинения и значение в истории гуманизма» (Санкт-Петербург, 1883), докторская работа была посвящена Лактанцию («Древнехристианский церковный писатель Лактанций», Санкт-Петербург, 1895). В многочисленных небольших статьях конца 1880-х гг., публиковавшиеся в журнале «Христианское чтение», Садов описывал религиозное миросозерцание древнеримских поэтов — Горация (1886, № 6), Вергилия (1887, №№ 3-4), Овидия (1888, № 4), Тибулла (1889, № 3), Проперция (1890, № 4). Другая сквозная тема работ Садова — предвестники христианства в древнеримском мировоззрении, культуре и литературе (статьи «Пессимизм в языческом Риме», «Обращение римских язычников к высшей божественной силе при начале каждого нового дела», «Сознание человеческой греховности и потребность её очищения, наблюдаемые у древних римлян» и т. п.). В 1900—1910-е гг. Садов публикует ряд обзорных трудов: «Латинская дохристианская поэзия» (1904), «Латинский язык в его истории» (1910). В 1909 году уволен из Академии. 1919 — преподаватель Харьковского Педагогического института. 1921 — научный сотрудник Российской публичной библиотеки (Петроград). Наиболее фундаментальная работа Садова «Латинский язык в памятниках христианской письменности древнейшего времени (до VIII века)» была начата печатанием в 1917 г.; её второй выпуск Садов закончил в 1924 году, но опубликовать уже не смог. Умер в Ленинграде 5 апреля 1930 года.
Библиография: Виссарион Никейский на Ферраро-Флорентийском соборе // Христианское чтение. 1882. № 1-2. Санкт-Петербург; Виссарион Никейский // Христианское чтение. 1883. № 11-12;
Литература: Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX—начале XX века: История императорских православных духовных академий. — Москва: Новый хронограф, 2005. — Страница 534. — 568, XVI страниц. — ISBN 5-94881-016-X. (в переплёте).
Источники: Садов, Александр Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1850
Бхаратенду Харишчандра (имя на санскрите - भारतेन्दु हरिश्चन्द्र)
индийский поэт и писатель на языке хинди, основатель литературного хинди. Родился в Каши (Варанаси, штат Уттар-Прадеш, Индия), в семье поэта Гопала Чандра Бабу, известного также под прозвищем «Giridhar Das». Происходил из богатого и уважаемого рода вайшьев. Когда Харишчандре исполнилось пять лет умерла его мать. В возрасте семи лет Харишчандра стал очевидцем Восстания сипаев. В десять лет умер его отец и он остался на попечении у мачехи. Харишчандра учился в «Queens College» в родном городе. В юности на него оказало влияние Бенгальское Возрождение. Он придерживался прогрессивных взглядов для своего времени и считал, что у англичан можно многое заимствовать. К примеру, он критиковал детские браки, запрет вдовам выходить замуж вторично и был сторонником женского образования. Он основал несколько литературно-публицистических журналов («Кави-вачан-судха»/«Нектар речи поэта», «Харишчандра магазин»/«Журнал Харишчандры» и др.) и театральное общество в родном городе, в котором выступал в качестве режиссёра и актёра. Многим литераторам он помогал деньгами. Звание «Бхаратенду» было присвоено ему в 1880-х годах учеными из Каши. Умер в родном городе от туберкулеза 6 января 1885 года. В Индии ежегодно вручается «Bhartendu Harishchandra Awards» в области журналистики и массовых коммуникаций, а также существует театральный институт в Лакхнау, носящий имя Бхаратенду.
Творчество
Писал памфлеты, очерки, путевые записки, литературно-критические работы, стихи, пьесы. Владел многими языками: английским, санскритом, хинди, бенгали, гуджарати, маратхи, панджаби, урду и другими, что позволяло ему делать переводы. Харишчандра стал основоположником сатирического направления в драматургии хинди. Первые драматические произведения Бхаратенду Харишчандры — «Видьясундар» (1868), «Справедливый Харишчандра» (1874) и другие — были вольным переводом с санскрита. В драме «Vaidiki himsa hitnsa na bhavati» (1873) он затрагивает проблему второго брака в индийском обществе.

Бхаратенду Харишчандра на марке Индии
В драме «Горе Индии» (1880) он разоблачает систему угнетения колоний. Всего Харишчандра создал около двух десятков драм, среди которых: «Видьясундар» (1868); «Справедливый Харишчандра» (1874); «Отдавшаяся любви» («Премджогини», 1875), «Чандравали» (1876); «Горе Индии» («Бхарат-дурдаша», 1880); «Темный городок» («Андхер-нагари», 1881). С его именем связывают «Бхаратенду-юг» — период развития литературы хинди (1850—1900).
Библиография: Бхаратенду Харишчандры. Бхаратенду грантхавали. — Бенарес, 1950—1953. — Тома 1—3.