• Авторизация


9 сентября родились... 09-09-2025 03:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Johann_Gottfried_Piefke1 (394x700, 152Kb)
1815
Иоганн Готфрид Пифке (немецкое имя — Johann Gottfried Piefke)
прусский композитор, гобоист, дирижёр, исполнитель военной музыки. Иоганн Готтфрид Пифке родился в городе Шверин-на-Варте (Schwerin an der Warthe, ныне Сквежина, Польша - Auceps), в семье органиста Иоганна и его жены Доротеи Пифке. 1 мая 1835 года Готтфрид поступил на военную службу в качестве гобоиста (музыканта) в 8-й лейб-гренадерский полк во Франкфурте-на-Одере (Leib-Grenadier-Regiment Friedrich Wilhelm III. (1. Brandenburgisches Nr. 8 )). 1 сентября 1838 года Пифке поступил на учёбу в Королевскую высшую школу музыки в Берлине, где у него была любовная связь с княгиней фон Трахтенберг. Среди учителей Пифке были Отто Грелль (Otto Grell) и Август Вильгельм Бах (August Wilhelm Bach). В это же время Пифке становится свидителем становления военной музыки в качестве культурного фактора в городской жизни Германии и Берлина в частности, где симфоническая и оперная музыка в обработке для духового оркестра становится определяющим репертуаром парковых концертов на протяжении последующих 80 лет (до Первой мировой войны). 1 июня 1843 года Пифке вернулся в свой полк в качестве штабс-гобоиста (руководителя оркестра), снабженный рекомендацией своего учителя Адольфа Бернхарда Маркса (Adolf Bernhard Marx), в которой было указано, что по части инструментовки Пифке способен на большие свершения в военной музыке. Не в последнюю очередь причиной перевода во Франкфурт послужила и уже упоминаемая любовная связь, потребовавшася вмешательства прусской королевы Елизаветы. Тем не менее, Пифке с энтузиазмом приступает к работе и добивается успехов на военно-музыкальном поприще. Свидетеством этого было и занесение в 1847 году одного из его сочинений под названием "Pochhammer-Marsch" в Королевское прусское собрание маршей (Königlich-preußische Armeemarschsammlung).
Johann_Gottfried_Piefke_-_Newspaper_advertisement (479x700, 214Kb)
Объявление о концерте Пифке во Франкфурте-на-Одере в 1844
В 1852 году части полка лейб-гренадер были переведены в Берлин, получив там прозвище "Brezelgarde" из-за полкового номера "8" на погонах. Вместе со своим оркестром Пифке участвовал в музыкальной жизни Берлина, раскрыв свой талант в качестве музыканта и дирижёра, а также получив признание и расположение берлинской публики. На концертах он часто встречался с военным дирижёром Вильгельмом Кристофом (Wilhelm Christoph); оба дирижёра, помимо музыкального сопровождения смены караула, участвовали также в музыкальном сопровождении конкурсов издательства "Bote & Bock". К 1858 году под началом Пифке находилось 40 музыкантов следующего состава: 2 флейты, 1 кларнет в ля-бемоль, 2 кларнета в ми-бемоль, 6 кларнета в си, 2 гобоя, 2 фагота, 6 труб, 2 флюгельгорна, 3 эуфониума, 4 валторны, 2 тенор-тромбона, 2 бас-тромбона, 3 тубы, 3 ударных установки (включая литавры). В этом же году Пифке со своим оркестром исполняет 7-ю симфонию Бетховена, за что удостаивается восторженной статьи от Ганса фон Бюлова (Hans von Bülow). Уже позднее фон Бюлов напишет: "Я очень ценю его [Пифке], в инструментовке военной музыки ему почти нет равных". Причины успеха его оркестра были очевидны: Пифке блестяще владел почти всеми инструментами своего оркестра в плане техники, звучания, а также концертного исполнения. Несмотря на это, Пифке приписывали скромность и отсутствие какой-либо саморекламы, а также нелюбовь к шумихе вокруг собственной персоны. Под руководством Пифке служили и будущие известные военные дирижёры, среди прочих и Георг Гольдшмидт (Georg Goldschmidt). 23 июня (по другим данным, 21 мая) 1859 года он получил звание королевского музикдиректора. В 1860 году Пифке снова вернулся во Франкфурт-на-Одере в связи с мобилизацией, где проживал на улице Badergasse 4. В этом же году Пифке женился на дочери рыночного торговца Иоганна Карла Ханкевитца (Johann Carl Hankewitz). Начавшася в этом же году армейская реформа в Пруссии способствовала тому, что оркестр куда чаще стал участвовать в учениях и манёврах, возможно, чаще, чем этого бы хотелось музыкантам. Пифке и его полковой оркестр принимают участие в манёврах 1860 года франкфуртской 5-й дивизии (5. Division) совместно с войсками гвардии подле Фюрстенвальде (Fürstenwalde), в учениях III армейского корпуса в 1863 году при Малльнове (Mallnow), а также в последовавших за ними манёврах совместно с гвардейским корпусом при Мюнхеберге (Müncheberg). В это же время становится известным его "Margarethen-Marsch" на мотивы оперы Шарля Гуно "Фауст", который командир III. корпуса, прусский принц Фридрих Карл назвал "Lebuser-Marsch". В 1864 году Готтфрид Пифке принял участие в Австро-прусско-датской войне.
Johann_Gottfried_PiefkeKöniggrätzer_Marsch (549x700, 478Kb)
«Кёниггрецкий марш».
Его задачами были музыкальное сопровождение войск на марше, бивуаке, концерты для войск и населения на рыночных площадях, а также перед кваритирами командиров. Самый знаменательный эпизод произошёл во время битвы при Дюббеле 18 апреля 1864 года. В своём письме Пифке писал: "[...] По устному приказу генерал-лейтенанта фон Манштейна я должен был занять позицию возле 17-й батареи. <...> Здесь я обнаружил оркестры 35-го и 60-го полков, которые по приказу офицера были переданы мне для совместных действий. У меня был приказ: Как только штурмовая колонна поднимется из окоп в атаку, немедленно оказать поддержку музыкой." Около 150 музыкантов заняли позиции, в то время как Пифке отважно взабрался на бруствер, чтобы лучше дирижировать. Дирижёская палочка Пифке, согласно легенде, была повреждена в бою, в результате чего он выхватил свою офицерскую шпагу, украшенную королевским знаменем, и, дирижируя оркестрами 8-го, 15-го, 35-го и 60-го полков, подал сигнал к атаке, после чего войска под звуки бетховенского "Marsch des Yorck'schen Korps" перешли в наступление. Разорвавшаяся возле бруствера граната лишь на мгновение прервала игру сводного оркестра. 20 марта 1865 года Пифке был назначен начальником оркестров III армейского корпуса со штабом в Берлине самим (тогда ещё прусским королём - Auceps) Вильгельмом I. - уникальная должность, которой потом не удостоился ни один дирижёр прусской армии. В 1866 году Готфрид Пифке принял участие в Австро-прусско-итальянской войне, где его полк также участвовал в битве при Кёниггреце (Садове) 3 июля 1866 года. Дважды Пифке встречал прусского короля гимном: утром на марше в сторону городка Хоршиц (Horschitz, ныне Хоржица, Чехия - Auceps), а затем около полудня при переходе высот возле Кёниггреца. Исход битвы ещё не был предрешён, и Вильгельм, впечателенный этим, сказал Пифке: "Этого я Вам не забуду, пока я жив." После полудня Пифке нашёл время, чтобы сочинить новое произведение. Однако означенного времени не хватило, чтобы сочинить полноценное произведение полностью, поэтому в трио Пифке принимает решение вставить "Der Hohenfriedberger". После битвы три оркестра под руководством Пифке исполнили сочинённый марш за ужином, дававшимся в ставке прусского короля. Марш оказался настолько успешен, что члены прусской королевской семьи попросили повторить его три раза. 13 июля 5-я дивизия вошла в Брюнн (Брно), где на следующий день состялась большая зоря оркестров 5-й дивизии. 31 июля 1866 года прусские войска устроили большой парад на Моравском (по другим сведениям - Марсовом) поле (Marchfeld) возле деревни Гэнзерндорф (Gänserndorf), в 20 километрах северо-восточнее Вены, где Готтфрид и его брат Рудольф возглавили концерт оркестров III, IV, а также части оркестров II армейского корпуса. Присутвовали все высшие чины прусской армии, а также члены королевской семьи во главе с Вильгельмом I, облаченным по этому случаю в мундир лейб-гренадеров, где и служил Пифке. На концерте звучали военные марши и песни. Исполнительский талант и репутация Пифке были известны в Пруссии, в результате чего программа концерта с овациями была исполнена три раза подряд. После этого концерта в армии он получил прозвища "Европейский Пифке" и "Великий Пифке". Братья Готтфрид и Рудольф Пифке, оба отличавшиеся высоким ростом (не менее 190 см), маршировали во главе своих оркестров и за это, по одной из версий, жители Вены, привыкшие к вальсам и услышавшие прусскую военную музыку, сказали "Пифке идут" ("Die Piefke's kommen"). Так, впоследствии, австрийцы стали звать грубых и высоких, по их мнению, северных немцев из Пруссии и Гольштейна, а 50.000 марширующих прусских солдат стали их олицетворением. Подтверждения эта версия не нашла. 18 января 1869 года Пифке был приглашён королём Вильгельмом I. в Городской дворец на орденский праздник, где ему в присутствии высших сановников двора был вручён Орден Королевского Дома Гогенцоллернов. Присутствовавший при событии Отто фон Бисмарк подошёл к Пифке, похлопал его по плечу и сказал ему: "Это правда, Вы заслужили этот орден и я рад, что Вы его получили". Во время Франко-прусской войны 1870 - 1871 гг. Пифке снова принимал участие в боевых действиях в составе своего полка. Во время осады Метца III армейским корпусом осенью 1870 года Пифке заболел и был вынужден покинуть расположение своих гренадеров, куда он вернулся лишь в 1871 году. После победы в войне и объединения Германии в 1871 году Пифке вернулся вместе с полком в родной гарнизон во Франкфурте-на-Одере. Он организовывал концертные турне и выступал в самом городе с классической музыкой различных авторов (Людвига ван Бетховена, Джиакомо Мейербера, Карла Марии фон Вебера, Феликса Мендельсона-Бартольди, Ференца Листа и Рихарда Вагнера), которую он обрабатывал для духового оркестра (среди прочего увертюры к "Лоэнгрину" и "Тангейзеру). Вагнер был столь впечатлен, что не только прислал Пифке рукописи своих произведений для обработки, но и лично пригласил последнего на свой фестиваль в Байроте. Личной симпатии Пифке удостоился и от Мейербера с Листом. C 1872 года и до своей смерти Иоганн Готтфрид Пифке жил во Франкфурте-на-Одере по адресу Collegienstraße 6. Любимыми местами его концертов были Schützengarten, Viktoriagarten, Gesellschaftshaus и Carthaus, причем популярны были даже концерты с абонементом. В некрологе полка значилось, что его концертные поездки простирались по всей Европе и доходили даже до Парижа (что, с учётом напряженных отношений Франции и Германии, представляется мало возможным - Auceps). Его дирижёрский талант, музыкальность и высокий стандарт исполнения его оркестров признавали многие видные музыканты и дирижёры Германии. Во всех войнах Пифке и его музыка всегда находились на фронте и вдохновляли солдат прусской королевской армии на подвиги. Иоганн Готтфрид Пифке оставил обширное музыкальное наследие: вальсы, польки, а также около 60 маршей. Пифке также был прямым свидтелем реформ прусской военной музыки, проводимых Вильгельмом Випрехтом. Однако, как солдат, Пифке принадлежал к группе дирижёров, которые поддерживали некоторые австрийские начинания в военной музыке. Так, например, в составе оркестра он австрийский флюгельгорн вместо использовавшегося тогда в прусских военных оркестрах корнета, а также часто использовал эуфониум. Также Пифке способствовал расширению музыкального кругозора, а также установлению стандартов в военной музыке Пруссии. Иоганн Готтфрид Пифке скончался во Франкфурте-на-Одере 25 января 1884 года. Организацию похорон приняла на себя семья его жены. Через 3 дня он был со всеми воинскими почестями похоронен на Старом кладбище (Alter Friedhof, ныне парк им. Клейста - Auceps). Перед гробом офицер нёс орденскую подушку, возле свежевыкопанной могилы лежали венки, присланные князьями, а на церемонии погребения присутствовали 4 генерала, откомандированные солдаты полков, а также население во главе с обербургомистром города. В 1941 году город установил памятный камень в честь Пифке, созданный Георгом и Вильгельмом Фюрстенбергами. Могила Пифке (как и само кладбище) не сохранилась. Памятник, который был установлен в честь Пифке, был разрушен в ходе боёв в 1945 году.
Johann_Gottfried_PiefkeDenkma (477x700, 305Kb)
В сентябре 2009 года в Гэнзерндорфе под Веной ему был установлен второй памятник. Награды: Крест за штурм Дюббеля, 1864; Золотая медаль кайзера Австро-Венгрии, 1865; Орден Королевского Дома Гогенцоллернов, 18 января 1869; Железный Крест II класса, 1871; Орден Прусской Короны IV класса, 1880. Помимо военной музыки он занимался обработкой классических музыкальных произведений и организацией концертов. Однако прославился он многочисленными военными маршами своего сочинения. Самым знаменитым стали марши «Прусская cлава», «Марш Дюббельской битвы» и «Кёниггрецкий марш». Иоганн Готфрид Пифке появляется в шестой серии сериала «1864» как раз накануне Битвы при Дюббеле. Его роль исполнил Райнер Райнерс (Rainer Reiners). Литература: Schneider, Joachim, 1993, «Gottfried von Frankfurt a. O.» in Mitteilungen des historischen Vereins zu Frankfurt (Oder) e.V., 1. Heft 1993, S. 7-13.

Martin_Luther_Smith1 (545x700, 203Kb)
1819
Мартин Лютер Смит (Martin Luther Smith)
американский военный и гражданский инженер. В годы гражданской войны служил генералом Армии Конфедерации, стал знаменит тем, что разработал и создал укрепления Виксберга. Смит был одним из немногих уроженцев Севера, которые воевали на стороне Конфедерации. Смит родился в Дэнби, (Нью-Йорк), куда его отец переехал из Мэна. В 1838 году он поступил в военную академию Вест-Пойнт, которую окончил 16-м по успеваемости в выпуске 1842 года. Его определили временным вторым лейтенантом в корпус топографических инженеров. В 1843 - 1845 году он работал в Форте Клинч во Флориде, затем участвовал в Мексиканской войне, где занимался разведкой и картографированием местности. 1 ноября 1853 года получил постоянное звание второго лейтенанта, а 30 мая 1848 года - временное звание первого лейтенанта за мексиканскую войну. В 1846 году он женился на женщине из Джорджии. Смит уволился из армии США 1 апреля 1861 года и вступил в армию Конфедерации в качестве майора инженерных войск. В феврале 1862 года он стал полковником 21-го луизианского полка. Он служил в Новом Орлеане при генерале Твиггсе и командовал бригадой, одновременно содействуя в разработке укреплений города. 11 апреля 1862 года ему было присвоено звание бригадного генерала и Смита перевели обратно в инженерный корпус. Умер в городе Саванна (штат Джорджия, США) 29 июля 1866 года. Литература: Eicher, John H., and David J. Eicher. Civil War High Commands. Stanford, CA: Stanford University Press, 2001. ISBN 0-8047-3641-3; Warner, Ezra J., Generals in Gray: Lives of the Confederate Commanders, Louisiana State University Press, 1959, ISBN 0-8071-0823-5.

Giacomo_Zanella (506x700, 441Kb)
1820
Джакомо Дзанелла (итальянское имя — Giacomo Zanella)
итальянский лирик и историк литературы. Родился в Кьямпо, Виченца, Венеция, Италия. Был профессором философии в Венеции и в Падуе. Сюжетами его изящно написанных стихотворений часто служила наука и её практическое применение, как, например, в известном стихотворении «La conchiglia fossile». Напечатал: «Versi» (1868); «Il piccolo Calabrese» (1870); «Poesie» (1877); «Nuove poesie» (1878); поэмы: «l’Astichello» и «Edvige» (1881), «Scritti vari» (1877); «Parallele letterarie» (1884); «Della letteratura italiana nell’ultimo secolo» (1885) и др. Умер в Монтичелло-Конте-Отто (Виченца, Венеция, Италия) 17 мая 1888 года.
Giacomo_Zanella_-_Vicenza (687x700, 419Kb)
Памятник в Виченце.
Giacomo_Zanella1 (479x700, 449Kb)
Памятник Джакомо Занелла в Церкви Сан-Лоренцо в Виченце
Литература: Занелла, Джакомо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

James_Smetham,_by_James_Smetham (505x700, 334Kb)
1821
Джеймс Сметэм (James Smetham)
английский художник, график и искусствовед, представитель движения прерафаэлитов. Родился в Эбби-Бридже, Харрогейт, Норт-Йоркшир. Школьное образование получил в Лидсе. Прежде чем избрать карьеру художника, изучал архитектуру. В 1843 году Дж.Сметэм поступает в Королевскую академию художеств. С 1851 года он преподаёт в колледже Уэсли. Как живописец Сметэм работает в различных жанрах — это и религиозная живопись, и иллюстрирование литературных произведений, однако наиболее полно раскрылся его талант в пейзажной и портретной живописи. За свою творческую жизнь художник написал около 430 полотен, он был автором 50 офортов, а также ксилографий и литературных иллюстраций. Среди наиболее известных его картин — «Сон» (1856), «Гимн Тайной вечери», «Смерть графа Сиварда». В 1854 году художник вступает в брак с Сарой Гоубл; у них родились шестеро детей. Джеймс Сметэм был известен также как талантливый эссеист и искусствовед. В январе 1869 года выходит в свет его исследование творчества Уильяма Блейка, в 1880 году — второй том этого сочинения. Это работа Сметэма помогла упрочить в Англии понимание У.Блейка также как мастера изобразительного искусства. Среди других сочинений Сметэма по истории искусства следует назвать «Обзор религиозного искусства в Англии» (1861), «Жизнь и время сэра Джошуа Рейнольдса» (1866), «Александр Смит» (1868). Был также автором ряда стихотворений. Письма художника после его смерти были собраны и опубликованы его вдовой в 1892 году как «Письма Джеймса Сметэма: вводная в мемуары». Это издание помогает лучше узнать и оценить жизнь и творчество таких близких к Сметэму мастеров, как Д.Г.Росетти, Джон Рёскин и высоко оценивается литературными критиками. Дж.Сметэм был глубоко верующим человеком, принадлежал к методистской церкви. На фоне религиозной экфории у него в 1857 году начинает развиваться психическое заболевание. Так, в своей тетради записей и эскизов Сметэм пробует создать рисунки к каждому из стихов в Библии. В своих записках он выражает свои мысли как поток сознания, рассчитывая таким образом достичь наивысшего религиозного самопознания. В 1877 году заболевание принимает тяжёлую форму, художник страдает от депрессии и становится практически безумным. С этого времени он живёт до своей кончины практически изолированным от окружающего его мира. Умер 5 февраля 1889 года. Галерея: Смерть графа Сиварда (1861); Парис и Энона; На венчании короля (около 1860); Влюблённые в Виндзорском парке (1864); Вечерняя пастораль (1865); Имогена и пастухи (Из Цимбелина (1874).

Napoléon_Joseph_Charles_Paul_Bonaparte_painting (532x700, 343Kb)
1822
Наполеон Жозеф Шарль Поль Бонапарт (носивший титулы принц Франции, граф Мёдон, граф Монкальери ad personam, но более известный как принц Наполеон или по прозвищу Плон-Плон)
второй сын Жерома Бонапарта, короля Вестфалии от его второй жены Екатерины Вюртембергской. Родился в Триесте, Австрийская империя (ныне Италия). Завоевал популярность, играя на своих связях с Наполеоном I. После революции 1848 года во Франции он был избран в Национальную Ассамблею как представитель Корсики. Был близким советником своего двоюродного брата — Наполеона III — и, в частности, рассматривался как главный защитник французской интервенции в Италию в интересах Камилло Кавура и итальянских националистов. Будучи антиклерикалом и либералом, он возглавил группировку при дворе и попытался убедить императора проводить антиклерикальную политику в противовес влиянию императрицы Евгении, набожной католички и сторонницы консервативных взглядов, покровительницы тех, кто хотел защитить суверенитет папы в Риме французскими войсками. Императору приходилось лавировать между этими влияниями на протяжении всего царствования. Когда его двоюродный брат стал президентом (1848), Жозеф Наполеон был назначен полномочным министром в Испанию. Позже он участвовал в Крымской войне в чине дивизионного генерала, был губернатором Алжира и командиром корпуса во французской Итальянской армии (1859). Его любопытное прозвище Плон-Плон происходит от его произношения имени Наполеон в детстве. Прозвище же Craint-Plomb (с французского — «Боящийся свинца») было дано ему военными из-за его отсутствия в битве при Сольферино. Политика союза его двоюродного брата с Сардинским королевством привела в 1859 году к женитьбе принца Наполеона на Марии-Клотильде, дочери Виктора-Эммануила II Сардинского. У этой пары было трое детей: Наполеон Виктор (1862—1926), впоследствии глава дома Бонапартов, женат на Клементине Бельгийской; Людовик Наполеон (1864—1932), русский генерал, умер неженатым и без наследников; Летиция (1866—1926), замужем за своим дядей, королём Испании, Амадеем I. После смерти в 1879 году принца империи Наполеона Эжена (Наполеона IV) принц Наполеон стал генеалогически самым старшим членом семейства Бонапартов. Но завещание принца империи исключило его из списка наследования, назначив сына Наполеона Жозефа, Наполеона Виктора Жерома Фредерика Бонапарта (Наполеона V), новым главой семейства. Несомненно, на это решение повлияли враждебные отношения между Наполеоном Эженом и его двоюродным дядей. В итоге принц Наполеон ссорился со своим сыном на протяжении всего остатка своей жизни.
PrinceNapoléon_Bonaparte_and_his_two_sons (535x700, 178Kb)
Принц Наполеон с сыновьями
Его внук, сын Виктора, принц Луи Наполеон (Наполеон VI) (1914—1997), был главой династии Бонапартов, а сын последнего, принц Наполеон Жозеф Шарль Поль Бонапарт II (Шарль Мари Жером Виктор) (родился в 1950) признаётся частью бонапартистов действующим главой дома Бонапарт. Шарль Наполеон имеет сына Жана Кристофа Наполеона (Наполеон VII) (р. 1986) и брата, Жерома Ксавье Бонапарта (р. 1957, не женат). От остальных братьев Наполеона больше не осталось законных наследников по мужской линии. Однако существует значительное количество незаконных наследников самого Наполеона I, потомков его сына графа Колонна-Валевского от графини Марии Валевской. Наполеон Жозеф умер в Риме 17 марта 1891 года, похоронен в Турине вместе с супругой. Награды: Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона; Кавалер ордена Серафимов. В 1862 году, после свержения в Греции в результате восстания правящего короля Оттона I (из рода Виттельсбахов), греки провели в конце года плебисцит по выбору нового монарха. Бюллетеней с кандидатами не было, поэтому любой подданный Греции мог предложить свою кандидатуру или вид правления в стране. Результаты были обнародованы в феврале 1863 года. Среди тех, кого вписали греки, был и Наполеон Жозеф Бонапарт, он занял седьмое место и набрал менее 0,5 процента голосов. Правда, следует признать, что представители российского, британского и французского царствующих домов не могли занимать греческий трон согласно Лондонской конференции 1832 года. В художественной литературе Принц Наполеон фигурирует в романе Роберта Годдарда «Рисуя тьму». Он упоминается в связи с Крымской войной и вопросами наследования.

[500x700]
1823
Джозеф Лейди (Joseph Leidy)
американский биолог. Профессор анатомии в Пенсильванском университете (с 1853). Родился в Филадельфии. Основные труды по палеонтологии, зоологии, сравнительной анатомии, а также по ботанике. Наиболее известны работы по пресмыкающимся мелового периода и млекопитающим палеогена Северной Америки. Выяснил происхождение и историю развития ряда групп животных. Умер в Филадельфии 30 апреля 1891 года. Сочинения: Cretaceous reptiles of the United States, Wash., 1865; Researches in helminthology and parasitology. Wash., 1904. Литература: Давиташвили Л.Ш., История эволюционной палеонтологии от Дарвина до наших дней, Москва — Ленинград, 1948.

[506x700]
1823
Валериан Николаевич Майков
российский литературный критик и публицист. Сын живописца Николая Аполлоновича Майкова, брат Аполлона и Леонида и Владимира Майковых. Получив прекрасное домашнее воспитание (друг семьи Гончаров преподавал ему русскую словесность), Майков поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Известно, что из профессоров особенно влияние оказал на него читавший политическую экономию В.С.Порошин. В первой же литературной работе — оставшейся в рукописи статье «Об отношении производительности к распределению богатства» (1842) — Майков критиковал школу Адама Смита и проводил идею об участии рабочих в прибылях производства. В 1842 году В.Н.Майков окончил университет и поступил на службу в департамент сельского хозяйства. Параллельно он занялся естественными науками, в частности, перевёл «Письма о химии» Либиха (которые изданы не были). Слабость здоровья вскоре заставила его выйти в отставку и провести более полугода в Германии, Франции и Италии, где он продолжал занятия политической экономией, философией и химией. Вернувшись в Санкт-Петербург, Майков сблизился с петрашевцами и принял участие в составлении «Карманного Словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (1845-1846), где был автором многих важных статей («Анализ», «Критика», «Идеал», «Драма», «Журнал»), выступал за «общественное значение» искусства и «суд ума над действительностью».Словарь Кириллова, который принято считать одним из наиболее ярких проявлений общественного движения, возникшего под влиянием революционных событий во Франции в 1840-х года и своего рода аналогией «Философского словаря» Вольтера, вскоре после второго выпуска был изъят из обращения. В 1849 году, в ходе расследования дела петрашевцев ведший следствие И.П.Липранди утверждал, что словарь «исполнен таких дерзостей, какие едва ли бывали даже в рукописях, пускаемых в общее обращение». В.Н.Майков принимал участие только в составлении первого, более умеренного выпуска Словаря Кириллова. В 1845 году Майков стал соредактором журнала «Финский вестник», основанного тогда же Ф.К.Дершау; первый том издания открывался его программной (но оставшейся неоконченной) статьей «Общественные науки в России». Исследователи отмечали, что именно в ней впервые проявились начитанность Майкова в сфере общественно-политических наук и редкая способность «легко и свободно ориентироваться в самых отвлеченных понятиях». Статья формулировала главный тезис всей литературной деятельности Майкова — проповедь необходимости органической связи науки и искусства с живой действительностью. Автор, еще недавно увлекавшийся О.Контом (статья «Анализ») перешёл здесь к его критике, требуя создания социальной «философии общества», диалектически соотнося национальное и общечеловеческое. Во второй части статьи Майков предполагал дать очерк развития передовой мысли в России, в частности, проанализировать деятельность В.Г.Белинского, но она была запрещена цензурой и сохранилась только в отрывках. Статья «Общественные науки в России», напечатанная в малораспространенном «Финском вестнике», прошла незамеченной широкой публикой, но имела резонанс в литературных сферах. В 1846 году А.А.Краевский по рекомендации И.С.Тургенева пригласил Майкова руководить критическим отделом «Отечественных записок» — на место ушедшего Белинского. В первой своей крупной статье (об А.В.Кольцове) он вступил в спор с Белинским, которому «ставил в упрек бездоказательность его критики», усматривая в ней элементы литературного диктаторства. Отношения между «Отечественными записками» и основывавшим тогда «Современник» кружком Белинского были натягутыми, и Белинский отвечал Майкову с нескрываемым раздражением. Впрочем, это не помешало Майкову в 1847 году начать сотрудничество с «Современником». В том же году Майков организовал кружок (куда входили, вчастности, В.А.Милютин и М.Е.Салтыков) имевший идейные связи с петрашевским. К этому времени взгляды Майкова заметно эволюционировали; под влиянием Фейербаха и утопистов-социалистов он пытался сформулировать идею «гармоничного человека» и «идеальной цивилизации». При этом специфические национальные черты он считал тормозом на пути к такому идеалу. 15 июля 1847 года. Майков, гостя в селе Новое Петергофского уезда, разгоряченный, стал купаться и умер во время купанья от удара. В.Н.Майков был похоронен на деревенском кладбище в Ропше неподалёку от Санкт-Петербурга. На смерть Майкова многие печатные издания откликнулись некрологами, в которых выражалась скорбь по воводу тяжёлой утраты, которая постигла литература. Очень скоро, однако, имя его было забыто. В 1861 году сочувственный отзыв о его творчестве оставил Ф.М.Достоевсикие, в 1868 году — И.С.Тургенев («Литературные воспоминания»). Лишь в 1872 году в журнале «Отечественные записки» был предпринят первый посмертный анализ творчества Майкова; отмечалось, впрочем, что автор, А.М.Скабичевский значительно преувеличил степень разногласий между Майковым и Белинским. В 1886 году обстоятельному рассмотрению деятельность Майкова подверглась в «Вестнике Европы» в статье К.К.Арсеньева. Настоящий всплеск интереса к наследию В.Н.Майкова наблюдался в 1891—1892 годах, когда А.Н.Чудиновым были изданы (в «Пантеоне Литературы») «Критические опыты» Майкова под редакцией Л.Н.Майкова, в журналах по поводу «Критических опытов» появился ряд статей — А.Н.Пыпина («Вестник Европы», 1892, № 2), M.A.Протопопова («Русская мысль», 1891, № 10), Ар.Мухина («Исторический вестник», 1891, № 4), позднее А.Волынского («Русские критики»). Как отмечалось в ЭСБЕб сочинения В.Н.Майкова не получили широкого распространения, несмотря на то, что частое сопоставление с В.Г.Белинским создало ему репутацию «преемника» последнего. Сам Майков, осознавая особенности своей творческой личности, в письме к Тургеневу прямо заявлял, что «никогда не думал быть критиком в смысле оценщика литературных произведений»: Я всегда мечтал о карьере учёного, но как добиться того, чтобы публика читала учёные сочинения. Я видел и вижу в критике единственное средство заманить её в сети интереса науки. Есть люди, и много, которые прочтут учёный трактат в «Критике» и ни за что не станут читать отдела «Наук» в журнале, а тем более учёной книги. Критические статьи Майкова (в частности, о А.В.Кольцове) были наполнены теоретическими размышлениями о разнообразных аспектах искусства, народности и т. д., но в гораздо меньшей степени касались непосредственно творческой стороны. Майков, согласно биографии в ЭСБЕ, не был «даровитым писателем в обыкновенном смысле этого слова». Там же утверждалось, что «стиль его критических статей вял и неярок, местами даже тёмен», исследования романтизма, творчества Искандера (Герцена), Тютчева — вторичными. Отмечалось, что действительно оригинальной была высокая оценка Майковым повести «Двойник» Достоевского, относительно которой в то время господствовало мнение Белинского, назвавшего её «нервической чепухой». В.Н.Майков был одним из первых в России критиков-теоретиков, в отличие от большинства современников не концентрировавший внимание на разборе конкретных произведений, но встраивавший свои наблюдения в конструкцию собственной, заранее разработанной, «весьма стройной эстетической теории». Следуя за Белинским, Майков пытался защитить гоголевскую («натуральную») школу от упрёков в том, что она занимается «грязной» действительностью, будто бы недостойной художественного воспроизведения. При этом свои выводы Майков старался обосновать научно, используя познания в философии и психологии, оперируя, в частности, идеей о том, что «каждый из нас познает и объясняет себе все единственно по сравнению с самим собою». Раз это так, полагал Майков, «дело не в предмете, которым занялся художник, а в нашем к нему отношении». Что может быть неинтереснее и бесцветнее «какого-нибудь плоского захолустья, двух, трёх кривых березок, да сереньких тучек на горизонте», но вы сжились с этими «печальными подробностями»; когда вам их нарисуют, в вашей душе воскресает целый ряд дорогих воспоминаний и такая «встреча с самим собою проливает неизъяснимую прелесть на какой-нибудь ландшафт Санкт-Петербургского художника, потому что нельзя не любить себя, не интересоваться собою». Тайна впечатления от искусства в том, что оно возбуждает в читателе и зрителе симпатический, по терминологии Майкова, то есть напоминающий нам самих себя отзвук. Вот почему «нет на свете предмета неизящного, непленительного, если только художник, изображая его, может отделять безразличное от симпатического».— ЭСБЕ о творческом наследии В.Н.Майкова. Художественное творчество, утвержал Майков, есть «пересоздание действительности, совершаемое не изменением её форм, а возведением их в мир человеческих интересов, в поэзию». Отмечалось, что идея о том, что художественная мысль «зарождается в форме любви или негодования» сближала его с М.Ж.Гюйо. Отмечалось, однако, что на практике Майков не всегда следовал собственным требованиям, разделяя художественные произведений на истинно художественные, «которые пишутся без всякой посторонней цели, по безотчетному требованию творчества», и «беллетристику» (к числу которой причилял и «Вечного Жида» Сю и роман Искандера). Опубликованная в 1845 году статья «Общественные науки в России» ставила своей основной целью (согласно ЭСБЕ) «поставить во главе нравственно-политических наук философию общества» — в противовес господствовавшему до этого «антропологическому» направлению, делавшему упор на стремлении к обеспечению блага отдельной личности. С точки зрения «философии общества» (которую автор идентифицироал с социалистической), Майков критиковал английскую политико-экономическую школу Адама Смита, которая, как он считал, «очищает свою науку от всяких примесей нравственных и политических» и рассматривает «богатство как факт отдельный, ни от чего не зависящий, ни с чем не соединённый органически». Этот взгляд, по Майкову, «ложный в науке, делается гибельным для практики». Политическая экономия в Англии, утверждал он, «утратила характер науки, основанной на идее благосостояния и послужила основанием монополии аристократии богатства». С той же точки зрения автор критиковал и немецкую науку: Как Англия выражает односторонность экономическую, так Германия, напротив того, представляет крайность нравственную. Наука изолирована у немцев в той же мере, как промышленность — у англичан. Германию автор сравнивал с современной Индией («та же мысль, отрешившаяся от жизни, погруженная в созерцание самой себя, без всякого отношения к жизни»), и ставил в пример ей Францию, где наука «не увлечена ни бездушным анализом англичан, ни бесплотным синтезом немцев», а полна «органического характера».Отмечалось, что «философия общества» в изложении В.Н.Майкова во многом продолжала идеи Огюста Конта, известные в кругу Белинского по статьям в «Revue des Deux Mondes». В философии Майков одним из первых стал критиковать немецкую метафизику; в политической экономии проповедовал идею «дольщины» рабочих в предприятиях, в критических статьях об искусстве был созвучен Гюйо (те же взгляды излагавшему много лет спустя). Серьёзные споры вызывали взгляды Майкова на национальность; даже Белинский протестовал против них, находя, что молодой писатель слишком уже «всечеловек». Источники: Егоров Б.Ф. Майков // Краткая литературная энциклопедия — Москва: Советская энциклопедия, 1967. — Том 4. — Страницы 502–504; С.Венгеров Майков, Валериан Николаевич // Энциклопедический словарь — Санкт-Петербург : Брокгауз—Ефрон, 1896. — Том XVIII. — Страницы 374–376; Майков Валериан Николаевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 томах] / под редакцией А.М.Прохоров — 3-е издание. — Москва: Советская энциклопедия, 1969; В.Н.Майков. Русский биографический словарь; Майков, Валериан Николаевич. www.hrono.ru; И.С.Гончаров. В.Н.Майков. Некролог.. az.lib.ru; Майков Валериан Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907. Литература: Майков // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 томах — Санкт-Петербург, 1907—1909.

Mikhail_M._Stasiulevich (496x700, 204Kb)
1826
Михаил Матвеевич Стасюлевич
известный общественный деятель, публицист и историк. Родился в Санкт-Петербурге, сын врача. Оокончил курс в Санкт-Петербургском университете по филологическому отделению философского факультета, где слушал лекции Прейсса по славянской филологии, М.С.Куторги по политической истории; был оставлен при университете для подготовления к магистерскому экзамену; в 1849 г. защитил диссертацию на степень магистра истории "Афинская гегемония", в 1851 г. - диссертацию "Ликург Афинский" на степень доктора исторических и политических наук. После диссертации pro venia legendi, под заглавием "Защита Кимонова мира", Стасюлевич начал чтение лекций в университете со званием доцента (позже адъюнкта) по кафедре всеобщей истории. Одновременно Стасюлевич преподавал историю в 4-й (ларинской) гимназии и в патриотическом институте, а также детям великой княгини Марии Николаевны - Марии Максимилиановне (ныне принцессе Баденской) и Николаю Максимилиановичу Лейхтенбергскому. В 1856 г. Стасюлевич был избран экстраординарным профессором вместе с другим лицом, старшим его по годам службы и бывшим его профессором, но при голосовании получившим несколькими шарами менее; вследствие этого Стасюлевич отказался от избрания. Два года (1856 - 1858) он провел в заграничной командировке, знакомясь с преподаванием исторических наук в университетах Англии, Франции и Германии. В 1859 г. был избран экстраординарным профессором Санкт-Петербургского университета и читал лекции по истории средних веков, как общие, так и специальные, для студентов, желавших посвятить себя специально историческим наукам. В октябре 1861 г., по поводу происходивших тогда студенческих волнений, Стасюлевич вышел в отставку вместе с профессорами К.Д.Кавелиным, А.Н.Пыпиным, В.Д.Спасовичем и Б.И.Утиным . С 1862 по 1866 г. состоял членом ученого комитета министерства народного просвещения по предмету всеобщей истории, после чего окончательно оставил государственную службу. В 1860 - 1862 гг. преподавал среднюю и новую историю Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу . В 1862 - 1865 гг. Стасюлевич издал "Историю средних веков", в ее источниках и современных писателях (З тома); цель ее - дать учащимся книгу для чтения, которая ближе чем учебник знакомила бы с средними веками, в изложении самих современников. Новое издание этого труда, доведенного до эпохи крестовых походов, вышло в 1885 - 1887 гг. В 1865 г. Стасюлевич получил разрешение основать новый журнал, названный им "Вестник Европы" в память Н.М. Карамзина , издававшего журнал под тем же заглавием. Редактором-издателем "Вестника Европы" Стасюлевич состоит до настоящего времени (см. VII, 647). Кроме того, в 1881 г. и начале 1882 г. Стасюлевич издавал ежедневную газету "Порядок" (XXIV, 654). С 1881 г. и до настоящего времени Стасюлевич состоит гласным санкт-петербургской городской думы. По поручению думы он в 1883 г. составил исторический очерк деятельности думы за первое десятилетие (по городовому положению 1870 г.). Избранный в 1883 г. в товарищи городского головы, Стасюлевич не был утвержден в этом звании министром внутренних дел. В том же году Стасюлевич был избран председателем исполнительной комиссии по надзору за водоснабжением, и по его настоянию город потребовал от общества городских водопроводов постройки фильтров. В возникшем по этому поводу процессе Стасюлевич был одним из представителей города на суде; процесс был выигран городом. В 1890 г. Стасюлевич был избран председателем комиссии по народному образованию, членом которой он состоял уже с 1884 г. Заслуги Стасюлевича в деле распространения народного образования в столице весьма велики: его энергии город в значительной степени обязан тем, что имеет в настоящее время обширную сеть начальных училищ, образцово поставленных. В ознаменование заслуг Стасюлевича по делу народного образования, дума учредила новое трехклассное начальное народное училище на 150 мальчиков имени Стасюлевича. В 1899 г. по предложению Стасюлевича было открыто городом в первый раз городское четырехклассное училище по уставу 1872 г., где бы могли продолжать образование дети, прошедшие трехлетний курс начальных училищ. Лучшей характеристикой плодотворной деятельности Стасюлевича в этой области служат следующие цифры: в 1890 г., когда он сделался председателем училищной комиссии, в Санкт-Петербурге было 262 училища (из них 118 женских), а в 1900 г. число их достигло 344, с 21285 учащимися; число воскресных школ возросло с 8 до 22, с 1308 учащимися. По инициативе Стасюлевича начали сооружаться в Санкт-Петербурге особые школьные дома, в которых помещается по несколько начальных училищ (таких домов теперь 2, один на 12, другой на 20 училищ). В качестве председателя комиссии по народному образованию Стасюлевич на основании закона 23 декабря 1894 г., состоял также членом городской управы, без обязанности участвовать в делах управы, касающихся других отраслей общественного управления. В 1900 г., вследствие несогласия с городским головой, Стасюлевич сложил с себя звание председателя комиссии по народному образованию, сохранив за собой другие должности по городской общественной службе, а именно члена городского училищного совета, члена особого по городским делам присутствия, гласного от города в губернском земском собрании и члена от земства в губернском училищном совете.
[554x700]
Михаил Матвеевич Стасюлевич, 1880
С 1887 по 1899 г. Стасюлевич состоял почетным мировым судьей по городу Санкт-Петербургу. Как общественный деятель, Стасюлевич отличается неутомимым трудолюбием, принимая деятельное участие во всех сколько-нибудь выдающихся делах городского общественного управления. Никто из гласных, по его мнению, "не может и не должен уклоняться от суда своих товарищей, если он призван ими к отправлению городской общественной должности, без указания таких причин и мотивов, которые могли бы быть признаны вескими и вполне уважительными". Кроме вышеуказанных должностей, Стасюлевич состоял или состоит членом кандидатской комиссии (1883 - 1895), членом комиссии по назначению городских стипендиатов и по призрению сирот (1884 - 1895), председателем и затем членом финансовой комиссии (1884 - 1894), председателем комиссии по организации и реформе выборов в гласные городской думы (1884), представителем от города в особом совещании при главном тюремном управлении по вопросу о передаче призрения нищих в ведение общественного управления (1886), председателем комиссии по составлению штатов служащих по найму при городском общественном управлении (1888), членом комиссии по исследованию дела о закупке муки (1891), членом комиссии по вопросу о числе мировых участков столичного мирового округа (1892), представителем от города в комиссии для пересмотра законов о призрении бедных (1892), членом особого присутствия думы по вопросу о постройке Троицкого моста (1894), членом попечительства приюта-колонии в память императора Александра III (1895), председательствующим в заседаниях думы при разрешении дел по 120 статье городового положения (с 1893 по 1898), председателем комиссии по вопросу об увеличении содержания мировым судьям (1896) и многое другое. В "Вестнике Европы" Стасюлевич поместил много статей и заметок, большей частью не подписанных, но указанных в каталогах к журналу за 1866 - 1890 гг. и 1891 - 1895 гг., преимущественно по новейшей истории и по вопросам образования, среднего (во время полемики о классицизме и реализме и в первую эпоху применения нового гимназического устава) и начального (в последние годы), о почтовых порядках, о Санкт-Петербургском городском хозяйстве. До издания "Вестника Европы" Стасюлевич помещал статьи историко-политического содержания в "Современнике", "Москвитянине", "Пропилеях", "Ученых Записках Академии Наук", "Отечественных записках", "Санкт-Петербургских Ведомостях"; таковы "Речь Иперида", "Облака - комедия Аристофана", "Годичные акты средневековых университетов, в связи с эпохой Возрождения", "Аахен и его исторические памятники эпохи Каролингов", "Провинциальный быт во Франции при Людовике XIV", "Опыт исторического обзора главных систем философии истории" (издано особо). Умер в Санкт-Петербурге 5 февраля 1911 года. Сочинения: История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых, тома 1-3, Санкт-Петербург, 1863-1865; Опыт исторического обзора главных систем философии истории, Санкт-Петербург, 1866; [Письма], в книге: М.М.Стасюлевич и его современники в их переписке, тома 1-5, Санкт-Петербург, 1911-1913. Литература: Кони А.Ф., «Вестник Европы», Собрание сочинений, том 7, Москва, 1969; Плеханов Г.В., О книге «М.М.Стасюлевич и его современники в их переписке», Сочинения, том 24, Москва-Ленинград, 1927; Тургеневский сборник, выпуски 2-4, Москва-Ленинград, 1966-1968.

[580x700]
1826
Фридрих I (немецкое имя — Friedrich Wilhelm Ludwig von Baden)
великий герцог Баденский с 1856 по 1907, до этого — регент при своем брате с 1852 по 1856 годы. Второй сын великого герцога Баденского Леопольда и Софии Шведской. В 1856 году женился на принцессе Луизе Прусской (1838—1923), дочери императора Германии Вильгельма I и императрицы Августы. В браке родились трое детей: Фридрих II (1857—1928), следующий великий герцог, был женат на Хильде Люксембургской, детей не имел; Виктория (1862—1930), супруга короля Швеции Густава V; Людвиг (1865—1888). После смерти своего отца в 1852 году осуществлял регентство при больном брате Людвиге II. Официально стал великим герцогом в 1856 году. В свое правление Фридрих поддерживал принципы конституционной монархии. При нем были разрешены гражданские браки и учреждены прямые выборы в баденский парламент. Женившись на принцессе из дома Гогенцоллерн Фридрих встал на сторону Пруссии против Австрии в 1866 году и участвовал в войне против Франции в 1870. Также Фридрих, как зять императора, присутствовал при провозглашении Германской империи в Версале 18 января 1870 года.
[700x398]
В 1898 году он принял Теодора Герцля на Майнау, который занимался агитацией и выступал за основание еврейского государства, перед предстоящей поездкой императора Вильгельма II в Палестину. Вплоть до преклонного возраста Фридрих I оставался покровителем наук и искусств. Благодаря его заслугам с 12 апреля 1902 года университет Карлсруэ был назван именем «Fridericiana». Умер 28 сентября 1907 года. Награды: Орден Церингенского льва; Железный крест I класса; Железный крест II класса; Орден Подвязки; Кавалер Большого креста ордена Короны Италии; Кавалер Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря; Кавалер Высшего ордена Святого Благовещения. Литература: Водовозов В.В., Фридрих-Вильгельм-Лудвиг // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Hans Georg Zier: Friedrich I.. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 5, Duncker & Humblot, Berlin 1961, S. 490—492; Hermann Oncken: Großherzog Friedrich I. von Baden und die deutsche Politik von 1854—1871: Briefwechsel, Denkschriften, Tagebücher. 2 Bände. Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1927.

Мельников_Алекс_Алекс2 (564x700, 252Kb)
1827
Александр Александрович Мельников
русский дипломат, вице-директор Азиатского департамента МИД, посланник в Тегеране, сенатор, действительный тайный советник. По окончании 3-й Санкт-Петербургской гимназии и курса в Санкт-Петербургском университете по факультету восточных языков с золотой медалью за диссертацию по арабской словесности, поступил в число слушателей учебного отделения восточных языков, учреждённого при Министерстве иностранных дел, и по окончании курса, 5 сентября 1854 года вступил в службу при русской миссии в Персии. В 1857 году был назначен младшим секретарем при миссии. Пробыв 6 лет в Персии, где он основательно изучил персидский язык, в 1860 году причислен к Министерству иностранных дел, с прикомандированием к Азиатскому департаменту. В 1861 году назначен переводчиком VII класса при этом департаменте; в 1865 году — начальником отделения; в 1868 году — делопроизводителем VI класса, а в 1871 году — делопроизводителем V класса Азиатского департамента. 8 апреля 1873 года произведён в действительные статские советники и два года спустя был назначен вице-директором Азиатского департамента. 25 февраля 1883 года назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром при Персидском дворе. На этом посту Мельников успешно выполнял все возложенные на него министерством поручения. Его стараниями было исполнено разграничение Закаспийской области от Персии, удачно подготовлено и осуществлено мирное приобретение Мерва и Старого Серахса и прекращены ежегодные перекочевки персидских подданных на территорию России. 8 апреля 1884 года был произведён за отличие в тайные советники. 22 октября 1886 года назначен сенатором и определён к присутствую в Межевой департамент, а в 1890 году перемещён во 2-й департамент. 5 сентября 1901 года произведён в действительные тайные советники. В последние годы жизни Мельников присутствовал уже в Первом общем собрании Сената (из 1-го и 2-го департаментов и Департамента герольдии). На 1909 год присутствовал ещё во 2-м департаменте. В это время он проживал уже в Царском Селе по адресу: Новая, 1. В Царское Село Мельников переехал только в конце жизни, ранее живя в Санкт-Петербурге; до 1908 года он жил по адресу Конногвардейский бульвар, 15. Умер 19 ноября 1913 года. За службу удостоен российского ордена Белого Орла, а также орденов Персии, Турции, Черногории, Греции, Японии и Сербии. Последней наградой Мельникова стал орден Святого Александра Невского, полученный 1 января 1907 года. Александр Александрович был дважды женат: на Марии Савельевне Пичугиной (умерла 16 апреля 1899, похоронена в Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге); на вдове коллежского советника Жозефине Богдановне Филипьевой (на 1916 год проживала в Царском Селе). Источники: Альманах современных русских государственных деятелей. — Санкт-Петербург: Типография Исидора Гольдберга, 1897. — Страницы 309—310; Мурзанов Н.А. Словарь русских сенаторов. 1711—1917 гг. Материалы для биографий. — Санкт-Петербург, 2011. — Страница 273. — ISBN 978-5-86007-666-2; Кавалеры Императорского ордена Святого Александра Невского. — Том 3. Биобиблиографический словарь. / Автор-составитель В.П.Пономарёв, В.М.Шабанов. — Москва, 2009. — Страницы 734—735. — ISBN 978-5-89577-145-7.

nicotera (560x700, 325Kb)
1828
Джованни Никотера (итальянское имя — Nicòtera)
итальянский политик, деятель Рисорджименто, министр внутренних дел единой Италии.Родился в Самбиазе, провинция Катандзаро, Калабрия, Королевство Обеих Сицилий, сын Феличе Никотера и Джузеппины Мусолино (Giuseppina Musolino), уроженки Пиццо, происходившей из семьи с богатыми просветительскими и якобинскими традициями. В возрасте менее пятнадцати лет Джованни вступил в подростковое отделение организации Молодая Италия, основанное его дядей (братом матери — Бенедетто Мусолино]), с 1839 по 1842 год отбывал тюремное заключение. Учился в лицее Катандзаро, изучал литературу и право, но быстро оставил занятия ради дела революции. В 1846 году, после второго ареста лидеров Молодой Италии Мусолино и Сеттембрини, по сути её возглавил и сумел сохранить конспиративную сеть, а в период революционных событий 1848 года возглавил в Самбиазе национальную гвардию. После подавления революции в Королевстве обеих Сицилий под угрозой 25-летнего заключения бежал из страны, вернулся в Италию с английским паспортом и в 1849 году участвовал в обороне Римской Республики. аненный в боях, оставил Рим только в декабре 1849 года и укрылся в Турине (Сардинское Королевство), где работал с Манчини, познакомился с Мадзини и в 1857 году принял участие в так называемой экспедиции Сапри с целью освобождения политзаключённых на острове Понца. В ходе операции был ранен, арестован и в июле 1858 года приговорён к смерти, затем помилован. Отбывал заключение в форте Святой Катерины на острове Фавиньяна, освобождён в мае 1860 года благодаря действиям войск Гарибальди. В июне 1861 года избран депутатом итальянского парламента в округе Салерно. В 1862 году участвовал в несанкционированном походе Гарибальди на Рим (принадлежавший тогда Папской области), но не участвовал в сражении в горах Аспромонте между войсками Гарибальди и итальянской армией, поскольку получил приказ заняться подготовкой восстания в своих родных местах — в Козенце и Катандзаро. В ходе парламентских слушаний по данной проблеме подверг резкой критике действия правительства Раттацци и был вынужден уйти в отставку. В 1866 году воевал в рядах гарибальдийцев в войне с Австрией (результатом которой стало присоединение к Италии области Венеция), в 1867 году участвовал в неудачной для Гарибальди битве при Ментане с папскими и французскими войсками на территории нынешнего региона Лацио.
NicoteraStatua7 (466x700, 501Kb)
Статуя Джованни Никотеры в Салерно
Выйдя из парламента в 1863 году, Никотера был вновь избран депутатом в 1864 году. С 25 марта 1876 по 26 декабря 1877 года Никотера являлся министром внутренних дел в первом правительстве Депретиса. Наиболее известными действиями Никотеры в этой должности стали подготовка нового избирательного закона и решительные меры борьбы с вспышкой бандитизма на юге Италии и Сицилии, в которой ряд исследователей видит форму крестьянского восстания против властей единой Италии. После вынужденной отставки из-за его авторитарной политики, в том числе нарушения его ведомством тайны телеграфной переписки, Никотера вернул себе портфель министра внутренних дел только 6 февраля 1891 года в правительстве Антонио Старабба, маркиза де Рудини и оставался в этой должности до 15 мая 1892 года. общей сложности с 1861 по 1894 год состоял в Палате депутатов Италии первых одиннадцати созывов (с 8-го по 18-й). В 1883 году Никотера вошёл в депутатскую группу откольников от партии «Левая», известную как «пентархия». Кроме него, её возглавили Криспи, Кайроли, Дзанарделли и Баккарини, а общая численность доходила до 86 человек. Основной задачей группа видела противодействие политике Депретиса и исторической Правой партии, но к концу жизни Никотера разошёлся во взглядах со своими единомышленниками. В декабре 1893 года парламентская комиссия, занимавшаяся расследованием деятельности эмиссионных банков, подвергла резкой критике ряд действий Никотеры, получавшего льготный доступ к финансированию от Banca romana при посредничестве губернатора Бернардо Танлонго (Bernardo Tanlongo). Джованни Никотера умер 13 июня 1894 года после нескольких инсультов в Вико-Экуэнсе, провинция Неаполь. Литература: икотера, Джованни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; enosta, Felice. Carlo Pisacane e Giovanni Nicotera, o, La spedizione di Sapri: notizie storiche. — C. Barbini, 1876. — 126 p; asi, Giuseppe. Giovanni Nicotera nella storia italiana dell'Ottocento. — Rubbettino, 1999. — 209 p.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 9 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»