[700x511]
в 1919 году образована станция скорой медицинской помощи (СМП) города Челябинска. Именно в этот день Челябинский ГУБЗДРАВ отдел принял решение о создании в городе разъездной помощи в дневное время. Штат новой службы состоял из 2 фельдшеров и акушерок. В начале следующего года (1920) служба разъездной помощи пополнилась тремя врачами, в числе которых оказался небезызвестный Александр Францевич Бейвель, а также врачи Ф.Т.Резенгауз и Н.А.Ланге. В этом же году принимается решение об оказании экстренной помощи в ночное время. Необходимо отметить, что время создания и становления СМП города Челябинска пришлось на нелегкие годы в истории нашей страны. Голод, разруха, эпидемия, поголовная неграмотность населения – все это крайне затрудняло развитие службы. Нехватка квалифицированного медицинского персонала, необходимых лекарств, транспорта – далеко не полный перечень трудностей. До 1930 года скорая помощь работала на гужевом транспорте. Только с апреля 1930 года у СМП появилось 2 легковые машины «Форд» и одна «АМО - 1». В 1938 году в городе насчитывается уже 10 машин скорой помощи, в 1940 г - 13 машин. Военные годы (1941 – 1945) станция скорой помощи работала в крайне тяжелых условиях: практически не было медикаментов, транспорта. В 1947 году Станция СМП получила первые три санитарных автобуса, в штате работали два врача и семь фельдшеров. Через восемь лет здесь насчитывалось 50 врачебных и 50 фельдшерских должностей, а также 18 автомашин. 1950-1960-х годах идет стремительное развитие СМП. Организуются новые подстанции, увеличивается число медицинского персонала, растет техническое оснащение, формируются специализированные бригады: кардиологические, психиатрические, детские и взрослые реанимационные. В 1961 г. число машин достигло 38. Увеличилась и численность медперсонала – в 1961 г. на станции работало 468 человек. Изучение обращаемости населения за скорой медицинской помощью дало возможность организовать работу выездных врачебных бригад по профилю основных классов болезней: сердечно-сосудистые заболевания, травмы, ожоги, отравления. В Челябинске первая специализированная кардиологическая бригада была создана в 1962 году. В состав её входили: врач кардиолог, фельдшер и лаборант. Благодаря созданию такой бригады повысилось качество, увеличился объём лечебной помощи на догоспитальном этапе больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
[700x512]
в 1919 году испанский пароход "Valbanera" тонет на пути из Гаваны в Ки-Уэст. Погибает более 500 человек.
в 1919 году полиция Бостона, штат Массачусетс, объявила забастовку. В результате криминальная волна захлестнула город.
в 1920 году ВЧК арестовала делегатов съезда партии левых эсеров (интернационалистов), после чего партия прекратила существование.
в 1920 году издан приказ № 15187 Совета Военной промышленности об организации в Киеве авиационного завода. Завод получил название «Киевский государственный авиазавод № 12» (ГАЗ-12), сейчас Киевский Государственный авиационный завод "Авиант". 1922 г. - ГАЗ-12 переименован в «Ремвоздух-6»; 1924 г. - Завод полностью электрифицирован; 26 июля 1925 г. - Первый полет 4-местного пассажирского самолета «К-1» конструкции К.А.Калинина; 1929 г. - Создан планер «ГРИФ» конструкции Д.Л.Томашевича, М.А.Жемчужина и А.М.Сорочинского; 8 октября 1932 г. - Первый полет самолета «ХАИ-1» конструкции И.Г.Немана; 30 ноября 1932 г. - Первый полет серийного автожира «4-ЭА» конструкции ЦАГИ; 1938 г. - Успешно прошел летные испытания пассажирский самолет ОКО-1, спроектированный конструкторским бюро завода под руководством B.К.Таирова; ноябрь 1939 г. - Прошел заводские испытания самолет ОКО-6; 1941—1943 гг. - Предприятие эвакуировано в город Новосибирск на завод имени В.П.Чкалова, где выпускались истребители «Як-3», «Як-6», «Як-9» Генерального конструктора А.С.Яковлева; 10 декабря 1943 г. - Начал работать завод. Собирались самолеты «Як-3», «Як-9»; 1945 г. - На заводе открыта школа фабрично-заводского обучения; 1945—1946 гг. - Изготовлены опытные образцы геликоптера «Г-4» конструкции И.П.Братухина; 1948 г. - Изготовлена опытная партия вертолетов «Ми-1» конструкции М.Л.Миля; 2 июля 1948 г. - Закончено изготовление опытного образца самолета «Ан-2» конструкции О.К.Антонова; 1956 г. - Успешно прошел летные испытания опытный образец транспортного самолета «Ан-8»; 20 октября 1959 г. - Состоялся первый испытательный полет «Ан-24»; 1960—1965 гг. - Построен агрегатно-сборочный корпус 8-8А и взлетно-посадочная полоса; 1968—1970 гг. - Изготовлены опытные образцы, налажен серийный выпуск самолетов «Ан-26» и «Ан-30»; 8 сентября 1970 г. - За достигнутые успехи в производстве авиационной техники завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени; 1971 г. - Завод участвовал в кооперации по изготовлению вертолета «Ка-26» конструкции Н.И.Камова; 1979 г. - Завершено изготовление опытной партии самолетов «Ан-72»; 15 октября 1980 г. - Завод награжден Международной премией «Золотой Меркурий» в знак особого признания вклада в развитие производства и международного сотрудничества; 1982 г. - начато серийное производство самолета «Ан-32»; декабрь 1984 г. - Передан на летные испытания первый, изготовленный на заводе «АВИАНТ», самолет «Ан-124» «Руслан». Началось серийное производство этого самолета; 30 ноября 1989 г. - Принято решение о производстве на КиГАЗ пассажирского самолета «Ту-334» (Приказ МАП СССР № 398 от 30 ноября 1989 г.); 1993 г. - Сдан в эксплуатацию жилой дом на ул. Клавдиевской, 36, общей площадью 29818 кв. м; 1994 г. - Начато освоение производства троллейбуса «Киевский»; 16 декабря 1994 г. - Первый полет самолета «Ан-70»; 1995 г. - Государственному предприятию «Киевский авиационный завод» присвоено название «Киевский авиационный завод «АВИАНТ»; 1995 г. - Завод награжден Международной наградой «Факел Бирмингaма» за успешное экономическое выживание и развитие в условиях социально-экономического кризиса; 1996 г. - Получение сертификата одобрения производства самолетов «Ан-32Б» и «Ан-32П»; 1997 г. - Завод получил «Свидетельство на знак для товаров и услуг с логотипом «АВИАНТ»; 8 февраля 1999 г. - Первый полет самолета «Ту-334»; 20—23 октября 1999 г. - Проведение на заводе первой международной авиакосмической выставки «Авіасвіт-XXI»
в 1920 году немецкий астроном Карл Вильгельм Райнмут (немецкое имя — Karl Wilhelm Reinmuth, 4 апреля 1892, Гейдельберг, Великое герцогство Баден, Германская империя — 6 мая 1979, Гейдельберг, Карлсруэ, Баден-Вюртемберг, ФРГ)
в обсерватории Гейдельберг-Кёнигштуль (немецкое название — Landessternwarte Heidelberg-Königstuhl; астрономическая обсерватория, расположенная на холме Кёнигштуль, в немецком Гейдельберге) открыл астероид (938) Хлосинда (латинское название — Chlosinde) — астероид главного пояса. Астероид был назван женским именем, взятым из немецкого ежегодного календаря «Der Lahrer hinkende Bote», и никак не связанным с современниками Рейнмута.
в 1921 году (9-13 сентября) в ходе Греко-турецкой войны 1919-1922 гг. турецкие войска М.Кемаль-паши перешли в контрнаступление на Анкарском направлении и завязали бои за горож Хаймана. Греческие войска на реке Сакарья разгромлены и отходят к Эскишехиру и Афьону.
в 1922 году под усиленной охраной проходит заседание нижней палаты парламента Ирландского свободного государства. На нем новым президентом избирается Уильям Т.Кострейв (William T.Cosgrave) (вместо скончавшегося Артура Гриффита).
в 1922 году турецкие войска М.Кемаль-паши захватывают Смирну (современный турецкий город Измир). Остатки греческих войск эвакуируются на о-ва Хиос и Лесбос. В ходе резни и последующих событий погибает более 100 тысяч человек. Оставшиеся в живых христиане покидают город.
в 1922 году в Москве состоялся первый матч первого после революции чемпионата России по футболу. Сборная Москвы победила сборную Калуги со счетом 2:0.
в 1923 году на стадионе берлинского района Лихтенберг проводился первый футбольный матч между сборной Москвы и местной командой рабочих-спортсменов (победили гости — 6:0), положивший начало контактам между российскими спортсменами и рабочими клубами Германии.
в 1925 году беседа Иосифа Сталина с первой американской рабочей делегацией, в ходе которой (так писали газеты) Сталин раскрыл преимущество советской плановой системы хозяйства перед капиталистической.
в 1926 году основывается американская телекомпания Эн-Би-Си.
в 1926 году железнодорожная катастрофа в Wassenaar, Нидерланды. Погибают 4 человека.
в 1926 году немецкий астроном Карл Вильгельм Райнмут (немецкое имя — Karl Wilhelm Reinmuth, 4 апреля 1892, Гейдельберг, Великое герцогство Баден, Германская империя — 6 мая 1979, Гейдельберг, Карлсруэ, Баден-Вюртемберг, ФРГ)
в обсерватории Гейдельберг-Кёнигштуль (немецкое название — Landessternwarte Heidelberg-Königstuhl; астрономическая обсерватория, расположенная на холме Кёнигштуль, в немецком Гейдельберге) открыл астероид (1067) Лунария (латинское название — Lunaria) — астероид главного пояса. Астероид был назван женским именем цветущего растения, род Lunaria
[700x525]
в 1927 году в Москве состоялась премьера художественного фильма «Поцелуй Мэри Пикфорд» (другое название: Король экрана /Повесть о том, как поссорились Дугалс Фэрбенкс с Игорем Ильинским из-за Мэри Пикфорд; премьера в Германии 20 февраля 1991). Производство: Совкино (Москва), Межрабпом-Русь, 1927. Режиссер: Сергей Комаров. Сценаристы: Сергей Комаров, Вадим Шершеневич. Оператор: Евгений Алексеев. Художники: Сергей Козловский, Дмитрий Колупаев. Актеры: Игорь Ильинский, Анель (Анна) Судакевич, М.Розенштейн, Н.Сизова, Яков Ленц, Дуглас Фербенкс, Мэри Пикфорд, А.Глинский, Вера Малиновская, Абрам Роом, Наум Рогожин.
Киношутка, построенная на актерском трио — Дуглас Фэрбенкс, Мэри Пикфорд и Игорь Ильинский. Замысел картины возник в связи с прибытием в Москву американских актеров. Третье название фильма: «Повесть о том, как поссорились Дуглас Фэрбенкс с Игорем Ильинским из-за Мэри Пикфорд». Билетер кинотеатра Гога Палкин влюблен в студийку Дусю Галкину, мечтавшую о славе кинозвезды. Дуся обещает ему взаимность в том случае, если Гога станет знаменитостью. Случайно попав на киностудию, после ряда приключений, Палкин оказывается под куполом ателье, а все участники съемки едут встречать американских кинозвезд. Прибыв на студию, Мэри Пикфорд находит Гогу Палкина весьма забавным и дарит ему свой поцелуй. Гога сразу становится популярен, и Дуся отдает ему свое сердце.
[500x699]
в 1928 году немецкий астроном Максимилиан Франц Йозеф Корнелиус Вольф (немецкое имя — Maximilian Franz Joseph Cornelius Wolf; 21 июня 1863, Гейдельберг — 3 октября 1932, Гейдельберг)
в обсерватории Гейдельберг-Кёнигштуль (немецкое название — Landessternwarte Heidelberg-Königstuhl; астрономическая обсерватория, расположенная на холме Кёнигштуль, в немецком Гейдельберге) открыл астероид (1365) Хеньи (немецкое название — Henyey) — астероид главного пояса. Назван в честь американского астронома Льюиса Дж. Хеньи, который изучал горизонтальный участок диаграммы Герцшпрунга — Рассела, впоследствии получивший название Трек Хеньи.
[700x451]
в 1928 году облетан польский одноместный спортивный самолет «Orkan II». Конструктор - поручик Tadeusz Grzmilas Самолет принимал участие в II «Krajowym Konkursie Awionetek». «Orkan II» имел короткий разбег - всего 60 метров, а время сборки/разборки составляла 24,5 минут. Однако как для одноместного самолет был очень тяжелым, а из-за старого двигателя его ТТХ были недостаточными. Конструктор летал на нем время от времени до самого начала войны. В сентябре 1939 года самолет находился на заводе «LWS» в Люблине, где и был уничтожен во время очередного налета.
в 1928 году в Париже (Франция) Джон Муни (John Mooney, Гавайские острова) установил мировой рекорд в прыжках в длину - 7,93 м.
в 1929 году немецкий астроном Карл Вильгельм Райнмут (немецкое имя — Karl Wilhelm Reinmuth, 4 апреля 1892, Гейдельберг, Великое герцогство Баден, Германская империя — 6 мая 1979, Гейдельберг, Карлсруэ, Баден-Вюртемберг, ФРГ)
в обсерватории Гейдельберг-Кёнигштуль (немецкое название — Landessternwarte Heidelberg-Königstuhl; астрономическая обсерватория, расположенная на холме Кёнигштуль, в немецком Гейдельберге) открыл астероид (1160) Иллирия (латинское название — Illyria) — астероид главного пояса. Назван в честь Илли́рии, или Иллирик (древне-греческое название — Ἰλλυρία; латинское название — Illyricum) — древнего названия западной части Балканского полуострова, которую населяли иллирийцы.
[700x453]
в 1929 году состоялась премьера художественного фильма «Последний аттракцион» (другое название: Агитфургон). Производство: Совкино (Москва), 1929. Режиссеры: Ольга Преображенская, Иван Правов. Сценарист: Виктор Шкловский. Операторы: Алексей Солодков, Анатолий Солодков. Художник: Алексей Уткин. Актеры: Раиса Пужная, Александр Сашин, Наум Рогожин, Елена Максимова, Леонид Юренев, И.Быков. По рассказу Мариэтты Шагинян. По фронтовым дорогам гражданской войны кочует цирковой балаган. Артисты дают представление и для белых и для красных. Однажды цирк реквизируют и артистов передадут в подчинение политотдела красноармейской части. Так балаган станет агитфургоном, а молодые канатоходцы Серж и Маша, разобравшись в политической обстановке, добровольно вступят в ряды Красной Армии и в дальнейшем примут участие в боях против армии Деникина.
[700x252]
в 1929 году в Стэг Лэйне впервые полетел Прототип «de Havilland D.H.80». Он был оснащен перевернутым двигателем «de Havilland» «Gipsy II», который позволил улучшить передний обзор над носовой частью самолета и имел фюзеляж с обшивкой из клееной фанеры и плоскими боковинами, в котором размещался пилот (впереди) и два пассажира рядом в задней части кабины. С правого борта имелись две двери. Серийно самолет начал выпускаться в марте 1930 года под обозначением «D.H.80А» «Puss Moth». Это был первый легкий самолет компании «de Havilland», на котором использовался сваренный из стальных труб фюзеляж с полотняной обшивкой. Необходимо также отметить обтекатели амортизаторов главных стоек шасси, которые могли поворачиваться перпендикулярно к набегающему потоку и использоваться как воздушные тормоза. Другие изменения включали наличие по одной двери с каждого борта фюзеляжа и установку модифицированного двигателя «Gipsy III» мощностью 120 л.с.
[700x512]
в 1930 году Ф.А.Цандер провёл первые испытания своего ракетного двигателя «ОР-1».
в 1931 году в городе Петрозаводске открылся мясокомбинат (ныне – ОАО «Карельский мясокомбинат»).
в 1931 году состоялась премьера художественного фильма «Свинопасу повезло» (другое название: Удача / Счастливый свинопас / Пятилетку в четыре года; оригинальное название: მეღორეს ბედნიერება). Производство: Госкинпром Грузии, 1931. Режиссер: Валериан Сидамон-Эристави. Сценарист: Самсон Сулакаури. Оператор: Шалва Афакидзе. Художник: Валериан Сидамон-Эристави. Актеры: Кохта Каралашвили, Шота Гурамишвили, Александр (Сандро) Джалиашвили. Агитационно-пропагандистский фильм, призывающий рабочих и крестьян Грузии к подписке на Третий государственный заем индустриализации. Единственная режиссерская работа ведущего художника грузинского кино В.Сидамон-Эристави. Фильм не был выпущен на экран из-за слабого художественного уровня.
в 1932 году принято постановление СНК КАССР о создании культпросветшколы по подготовке кадров для политико-просветительных учреждений республики. Ввиду невозможности организовать работу школы в Петрозаводске Наркомпросу республики было разрешено временно открыть эту школу в Ленинграде при пединституте имени А.И.Герцена с последующим переводом в Петрозаводск
в 1932 году испанский кортес (парламент) предоставляет автономию Каталонии.
в 1932 году Albin Stenroos устанавливает мировой рекорд в беге на 20 км (1:07:11.2).
[574x699]
в 1933 году в Ленинграде открылся (завершился 9 сентября) 8-й шахматный чемпионат СССР. Чемпионом стал Михаил Ботвинник, он набрал 14 из 19 возможных (+11 −2 =6). В чемпионате участвовало 20 шахматистов. Основное соперничество за 1-е место развернулось между четырьмя ленинградцами — 22-летним Михаилом Ботвинником и 24-летним Владимиром Алаторцевым и их опытными земляками — 44-летним Григорием Левенфишем и 42-летним Ильей Рабиновичем. Ботвинник и Алаторцев одержали одинаковое число побед — по одиннадцать, но Ботвинник проиграл только две партии, а его основной конкурент — четыре. Это и решило исход турнирной борьбы. Среди лучших партий Ботвинника в этом состязании: с Всеволодом Раузером, отмеченная призом за красоту, с Михаилом Юдовичем, завершившаяся стремительной матовой атакой. Интересными были дебютная часть партии с В.Алаторцевым и эндшпили с В.Кирилловым и Г.Левенфишем. Турнирная таблица
в 1933 году основывается издательство "Детская литература" (до 1963 - Детгиз). Действительно, приказ о создании специального детского издательства был подписан 9 сентября 1933 года, однако на самом деле история началась значительно раньше. Ещё в середине 1920-х в городе Ленинграде вокруг Самуила Яковлевича Маршака собралась команда писателей и художников, которые доказали, что детская книга — это самостоятельная и необходимая составляющая литературного процесса. Официально «команда Маршака» называлась отделом Госиздата, но количество и качество произведённой книжной продукции перевернуло все старые представления о «книгах для малюток». Отдел просуществовал недолго, был упразднён, а многие его сотрудники репрессированы. Официально созданное издательство «Детская литература» базировалось в двух городах — Москве и Ленинграде. Это была огромная мощная структура, издававшая книги невиданными тиражами, которые часто зашкаливало за миллион. Такого подхода к развитию детского чтения не было ни в одной стране. Однако солнечная ситуация вовсе не была безоблачной. Широкая возможность встречи с читателями предоставлялась весьма выборочно, и постепенно в детской литературе, так же как и во взрослой, сложилась своя идеологически выверенная «обойма популярности». В конце минувшего века на волне перестройки и в отсутствие госзаказа в жизни издательства произошли серьёзные перемены. Теперь у нас два отдельно взятых книжных центра, наследующих громкое имя: в Москве — «Детская литература», в Санкт-Петербурге — «ДЕТГИЗ». Москвичи, не мудрствуя, в первую очередь делают ставку на потребности школы, а вот питерцы по мере сил стремятся сохранить высокую культурную репутацию северной столицы.
[574x699]
в 1933 году в Ленинграде завершился (открылся 16 августа) 8-й шахматный чемпионат СССР. Чемпионом стал Михаил Ботвинник, он набрал 14 из 19 возможных (+11 −2 =6). В чемпионате участвовало 20 шахматистов. Основное соперничество за 1-е место развернулось между четырьмя ленинградцами — 22-летним Михаилом Ботвинником и 24-летним Владимиром Алаторцевым и их опытными земляками — 44-летним Григорием Левенфишем и 42-летним Ильей Рабиновичем. Ботвинник и Алаторцев одержали одинаковое число побед — по одиннадцать, но Ботвинник проиграл только две партии, а его основной конкурент — четыре. Это и решило исход турнирной борьбы. Среди лучших партий Ботвинника в этом состязании: с Всеволодом Раузером, отмеченная призом за красоту, с Михаилом Юдовичем, завершившаяся стремительной матовой атакой. Интересными были дебютная часть партии с В.Алаторцевым и эндшпили с В.Кирилловым и Г.Левенфишем. Турнирная таблица
в 1933 году в штате Нью-Йорк (США) Американское межпланетное общество осуществило запуск очередной ракеты собственной конструкции. Ракета достигла высоты 130 м.
в 1933 году в Турине (Италия) Луиджи Беккали (Luigi Beccali, Италия) установил мировой рекорд в беге на дистанции 1500 метров на открытых стадионах - 3.49,2 с.
в 1934 году решением президиума Златоустовского горсовета запрещён колокольный звон в оставшихся Иоанно-Предтеченской и Петропавловской церквях Златоуста. Колокола сняты и отправлены в переплавку, «учитывая острую нужду в колокольной бронзе наших автотракторных и авиационных заводов».
[700x447]
в 1934 году подписан приёмный акт подводной лодки «М-51». «М-51» — советская малая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны типа «Малютка» VI серии. Заложена 17 ноября 1932 года под заводским номером 239 на заводе № 198 НКСП (Черноморский судостроительный завод имени Андрэ Марти) в Николаеве. 22 мая 1933 года подводная лодка спущена на воду реки Буг. 12 сентября 1934 года «М-51» вошла в состав Морских Сил Черного моря. Как остальные подводные лодки VI серии, «М-51» не отправили на Дальний Восток, а вместе с однотипной «М-52» оставили на Черном море для подготовки кадров подводников. 13 сентября 1934 года на лодке поднят Военно-морской флаг. Официально вступила в строй 12 ноября 1934 года. С 11 января 1935 года вошла в состав Черноморского флота. 22 июня 1941 года подводная лодка встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Прокофьева Владимира Матвеевича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок Черноморского флота и находилась на ремонте в Севастополе. 1 июля 1941 года «М-51», закончив ремонт, вышла к месту своего постоянного базирования в Новороссийск. Уже 8 июля лодка вышла в дозор на подходы к Новороссийску (позиция № 10). Утром 14 июля 1941 года у мыса Утриш «М-51» была принята за вражескую субмарину, и чуть было не протаранена транспортом «Красная Кубань». В дальнейшем по вине радиста подводной лодки она потеряла связь с базой, из-за чего командир дивизиона капитан 1-го ранга Л.Г.Петров был вынужден на эсминце «Смышленый» выйти в море на поиски субмарины. Следующие выходы на дозорные позиции к Новороссийску и Керченскому проливу также оказались безрезультатными. 27 октября 1941 года «М-51» перешла в Керчь. Подводную лодку предполагалось использовать для ведения разведки и уничтожения плавсредств противника в западной части Азовского моря, но после первого же выхода в связи с эвакуацией Керченской ВМБ 9 ноября 1941 года субмарина отозвана в Новороссийск. [700x636]
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР В.М.Молотов на мостике только что вступившей в строй подводной лодки «М-61», вскоре ставшей «М-51» Осень 1934 г.
31 мая субмарина перешла в Поти, где приступила к проведению капитального ремонта. 8 апреля 1943 года подводная лодка вступила в строй. После проведения навигационного ремонта вечером 22 сентября 1943 года на мерной миле в районе Очемчири при переходе из крейсерского положения в позиционное на ходу под дизелями, из-за неправильного расчета по принятию воды в уравнительную и дифферентные цистерны, «М-51» начала принимать балласт и ушла под воду с открытым рубочным люком. В результате аварии погибло 8 человек, в том числе командир субмарины. 6 человек под руководством старшины 1 статьи Н.И.Скрипченко вышли на поверхность через входной кормовой люк, а еще 5 человек через носовые торпедные аппараты. Спасшиеся самостоятельно вплавь достигли берега. 25 сентября 1943 года подводная лодка была поднята аварийно-спасательной службой флота и плавбазой «Эльбрус» с глубины 12 метров. 15 мая 1944 года после восстановительного ремонта «М-51» уже самостоятельно перешла в Поти, где прошла докование, после чего в июне месяце была вновь введена в строй, но ненадолго. 30 декабря 1944 года она была официально выведена из боевого состав Черноморского флота и передана Гидрографической службе флота, а с 12 октября 1946 года использовалась в учебных целях. 28 ноября 1950 года «М-51» была официально исключена из состава флота, 8 декабря 1950 года расформирована. После демонтажа приборов и механизмов 14 декабря 1950 года корпус лодки передан аварийно-спасательной службе Черноморского флота для обеспечения боевой подготовки личного состава.
в 1934 году в Николаеве на судостроительном заводе № 198 (ныне – Черноморский судостроительный завод) спущен на воду лидер эскадренных миноносцев "Харьков". Харьков» — лидер эскадренных миноносцев проекта 1, водоизмещением 2597 тонн, построенный для советского Военно-Морского Флота. Лидер «Харьков» принимал участие в боях в составе Черноморского флота во время Великой Отечественной войны. Закладка «Харькова» состоялась 19 октября 1932 года на стапеле судостроительного завода № 198 имени Андре Марти. После завершения испытаний, 10 ноября 1938 года «Харьков» вошёл в состав 3-го дивизиона Отряда лёгких сил Черноморского флота. 24 июня 1941 года вместе с эсминцами "Беспощадный" и "Смышленый" вышел в район о. Змеиный для предупреждения набега шести вражеских эсминцев на базы нашего флота для высадки немецкого десанта в районе Одессы. 25 июня 1941 года сопровождал лидер "Москва" в его первом и последнем бою (набег на Констанцу), и когда тот подорвался, "Харьков" был вынужден оставить экипаж разломившегося пополам тонущего лидера и спасаться от обстрела береговой батареей "Tirpitz", атак подводной лодки и бомбардировок с воздуха одновременно. 6 сентября 1941 года с эсминцем "Дзержинский" был направлен в Одессу с грузом стрелкового оружия и боеприпасов на борту. 15 сентября 1941 года обеспечивал переход 18 судов с эвакуируемыми войсками и мирным населением из Одессы в Севастополь. Погиб 6 октября 1943 года вместе с эсминцами "Беспощадный" и "Способный" от налета фашистских бомбардировщиков.
в 1934 году фашистские и антифашистские демонстрации в Гайд-парке, в Лондоне.
в 1934 году нидерландский астроном Хендрик ван Гент (нидерландское имя — Hendrik van Gent; 14 сентября 1899, Пернис — 27 марта 1947, Амстердам, Нидерланды)
в Республиканской обсерватории Йоханнесбурга (Union Observatory или Transvaal Observatory — ныне закрытая астрономическая обсерватория, расположенная в пригороде Йоханнесбурга, ЮАР) открыл астероиды: (1336) Зеландия (латинское название — Zeelandia) — астероид главного пояса. Назван в честь Зеландии (нидерлндское название — Zeeland, зеландское название — Zeêland) — провинции на юго-западе Нидерландов; (1337) Герарда (латинское название — Gerarda) — астероид главного пояса. Назван в честь Герарды Пелс, жены голландского астронома Геррита Пелса (Gerrit Pels; 1893 – 1966), который был помощником по вычислениям в Лейденской обсерватории; (1365) Хеньи (немецкое название — Henyey) — астероид главного пояса. Назван в честь американского астронома Льюиса Дж. Хеньи, который изучал горизонтальный участок диаграммы Герцшпрунга — Рассела, впоследствии получивший название Трек Хеньи; (1383) Лимбургия (латинское название — Limburgia) — астероид главного пояса. Назван в честь провинции Лимбург; (1384) Книрче (латинское название — Kniertje) — астероид главного пояса. Назван в честь "Kniertje" - главного героя драмы «Op Hoop van Zegen» голландского журналиста и драматурга Германа Хейерманса; (1670) Миннарт (латинское название — Minnaert) — астероид главного пояса. Назван в честь Марселя Миннерта (Marcel Minnaert; 1893–1970), голландского астронома бельгийского происхождения;
(1925) Франклин-Адамс (латинское название — Franklin-Adams) — астероид главного пояса. Назван в честь Джона Франклин-Адамса (John Franklin-Adams; 1843 - 1912), британского астронома и звездного картографа.
в 1936 году в Лондоне проходит конференция на тему гражданской войны в Испании (работает до 17 сентября). 27 стран присоединяются к Комитету по невмешательству, постановившему запретить поставки в Испанию оружия и военных материалов и участие в войне войск иностранных государств.
в 1936 году Франция подписывает «Договор о дружбе» с Сирией (в 1939 заканчивается срок мандата, выданного Франции на управление этой страной).
в 1936 году начались эксплуатационные испытания «ЦКБ-30» (сразу после окончания государственных). Большую часть их самолет уже летал с отечественными «М-85».
в 1937 году по обвинению в причастности к военному заговору в РККА по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР расстреляны комкор Михаил Петрович Амелин, комкор Иван Иванович Смолин.
[546x700]
в 1937 году в «Правде» опубликована «Кантата о Сталине» композитора А.Александрова на слова поэта М.Инюшкина.
Слова были такими: «От края до края, по горным вершинам, где вольный орел совершает полет, о Сталине мудром, родном и любимом, прекрасную песню слагает народ».
в 1937 году в городе Ленинграде организована Карельская политико-просветительная школа. В 1946 г. школа переведена в город Петрозаводск и преобразована в библиотечный техникум, в 1959 г. – в культурно-просветительное училище, в 1987 г. – в Карельское культурно-просветительное училище имени Героя Советского Союза А.М.Лисициной (ныне – ГОУ «Карельское училище культуры имени А.М.Лисициной»).
в 1937 году состоялась премьера мультипликационного фильма «Сладкий пирог». Производство: Союзмультфильм, 1937. Режиссеры: Дмитрий Бабиченко, Александр Беляков. Сценаристы: Эммануил Двинский, Ю.Коновалов. Аниматоры: И.Кеша, Лев Позднеев, Борис Дежкин, Ламис Бредис, Фаина Епифанова, В.Купер. Оператор: Д.Каретный. Композитор: А.Аксенов. Звукорежиссер: С.Ренский. Свое дело делать могут хорошо только профессионалы, о чем не знал хвастливый галчонок.
[700x529]
в 1937 году в Минске состоялась премьера художественного фильма «Соловей». Производство: Белгоскино, 1937. Режиссеры: Эдуард Аршанский, В.Жемчужников. Сценаристы: Николай Таубе, Змитрок Бядуля. Оператор: Сергей Иванов. Композитор: Рудольф Мервольф. Художник: Семен Мандель. Актеры: Петр Масоха, Владимир Гардин, Мария Стрелкова, Надежда Арди, Николай Надемский, Федор Чагин, Андрей Костричкин, Владимир Кабатченко, Серафим Азанчевский.
О борьбе белорусских крестьян против гнета польских панов в годы царствования Павла I. Фильм был выпущен только на экраны Белорусской ССР.
[525x700]
в 1937 году во Франции состоялась премьера художественного фильма «Бальная записная книжка» (другое название: Dance of Life / On Life Dances / Christine; оригинальное название: Un Carnet de bal; премьера в Германии 13 января 1947; премьера в Австрии 18 января 1938; премьера в Финляндии 14 января 1938; премьера в Нидерландах 11 февраля 1938; премьера в Дании 18 февраля 1938; премьера в Португалии 16 марта 1938; премьера в США 25 марта 1938; премьера на Международном кинофестивале в Венеции 8 августа 1938; премьера в Швеции 20 декабря 1938). Производство: Productions Sigma, 1937. Режиссер: Жюльен Дювивье. Сценаристы: Ив Миранд, Жюльен Дювивье, Анри Жансон, Бернар Циммер. Операторы: Филипп Агостини, Мишель Кельбер, Пьер Левен. Композитор: Морис Жобер. Художник: Сергей Пименов. Актеры: Мари Белль, Пьер Бланшар, Ремю, Пьер Ришар-Вильм, Гарри Баур, Милли Матис, Фернандель, Луи Жуве, Франсуаза Розе, Морис Бенар, Луиза Сильви, Андрекс, Жанна Фюзье-Жир, Альфред Адам, Пьер Альковер, Маргерит Дюкуре, Жак Бовэ, Габриэль Фонтан, Симона Готье, Рене Женен, Роже Легри, Анри Нассье, Жан Сильвен, Жанин Зорелли, Робер Линен
После смерти мужа Кристин понимает, что возможно потратила впустую свою жизнь, выйдя замуж за него вместо человека, которого любила. Чтобы преодолеть эти тоскливые мысли, она решает узнать о своем возлюбленном и других мужчинах, которые танцевали с нею во время школьного бала, который стал поворотным моментом в ее жизни много лет назад. Она посещает всех старых знакомых, одного за другим и удивляется тому, насколько сильное влияние она оказала бессознательно на чувства и судьбы этих людей.
в 1938 году начало публикации в "Правде" "Краткого курса истории ВКП (б)".
[700x365]
в 1938 году начались испытания второго серийного бомбардировщика "Веллингтон" с двигателями "Пегасус" XVIII. "Веллингтон" с двигателями "Пегасус" XVIII поднялся в воздух 12 апреля 1938 года. Летные испытания серийной машины, прибывшей в Мартшэм 25 января 1938 года, шли довольно рутинно, но выявили необходимость переделать руль высоты, чтобы избавиться от "отяжеления" носа в пикировании. Первоначальные рули высоты, имевшие на опытном самолете роговую компенсацию, в серии изменили, введя весовые балансиры и триммеры. Чтобы устранить выявленный дефект управляемости, опять вернулись к роговым компенсаторам, но в сочетании с триммерами. Одновременно изменили размеры узлов и увязали их действие с рулями высоты. Эти изменения опробовали в серии полетов о которых идет речь.
в 1939 году Италия объявляет о своем нейтралитете в европейской войне.
в 1939 году в Директиве ИККИ, направленной всем коммунистическим партиям, предлагалось «везде перейти в решительное наступление на предательскую политику социал-демократии».
[700x428]
в 1939 году канадские ВВС купили один американский транспортный самолет «Т8Р-1». Прототип «Т8Р-1» (номер Х18388) был облетан пилотом Фрэнком Кордоу в апреле 1937 года. После получения сертификата летной годности производство «Т8Р-1» начали в 1939 году, однако выпускали самолёт очень недолго. Фирма «Barkley-Grow» начала испытывать финансовые трудности и в 1940 году её пришлось продать «Aircraft Man.Corp.» Общий выпуск «Т8Р-1» составил всего 11 самолётов, большая половина которых активно использовалась на протяжении 10 лет. «Т8Р-1» была чисто гражданская машина. Как внешне, так и по основным показателям «Т8Р» сильно напоминал "локхидовский" лайнер «L-12», вышедший на авиалинии в 1936 году.
в 1939 году финский астроном Ирьё Вяйсяля (финское имя — Yrjö Väisälä; 6 сентября 1891, Утра, Контиолахти, Великое Княжество Финляндское, Российская империя — 21 июля 1971, Рюмяттюля, Финляндия)
в обсерватории Турку (или обсерватория Исо-Хейккиля; финское название — Iso-Heikkilän tähtitorni — любительская астрономическая обсерватория, основанная в 1937 году в районе Исо-Хейккиля города Турку, Финляндия. Изначально, с 1937 по 1972 год, обсерватория принадлежала университету Турку. Ныне обсерватория используется местным отделением организации «Астрономическая Ассоциация Урса») открыл астероид (1535) Пяйянне (латинское название — Päijänne) —астероид главного пояса. - Назван в честь озера Пяйянне, в Национальном парке Пяйянне, Финляндия.
[700x419]
в 1940 году субмарина «Щ-423» («Щ-139») прибыла в бухту Провидения на Чукотке, где ей вернули обычный вид. «Щ-139» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии X проекта Щ — «Щука». Заложена 8 января 1936 года под стапельным номером 85 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород), из деталей, изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе имени Куйбышева под обозначением «Щ-315». 27 апреля 1935 года подводная лодка спущена на воду, 5 декабря 1937 года вступила в строй как подводная лодка «Щ-139». 6 декабря 1937 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав Отдельного учебного дивизиона подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота (в 1938 году на его базе была сформирована 4-я бригада подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота). 15 апреля 1938 года перечислена в составе 16-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. [700x358]
Подводная лодка «Щ-423» в составе Северного флота.
9 мая 1939 года субмарина начала переход по Беломоро-Балтийскому каналу с Балтики на Север и 21 июня 1939 года вошла в состав 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота с базированием на Полярное. 17 июля 1938 года получила обозначение «Щ-423». В ходе Советско-финляндской войны подводная лодка под командованием старшего лейтенанта Быстрова Алексея Матвеевича находилась в ремонте, поэтому участия в боевых действиях не принимала. [700x332]
Дифферентовка «Щ-423» в бухте Провидения 17 сентября 1940 г.
5 августа 1940 года впервые в истории подводного плавания корабль начал переход Северным морским путем на Дальний Восток. Командовал «Щ-423» капитан 3 ранга И.М.Зайдулин (штатный командир старший лейтенант Быстров был в походе дублером). Перед выходом корабль основательно подготовили к переходу: корпус одели в деревянную шубу, бронзовые винты заменили на стальные, и т.д. Подводная лодка шла в сопровождении ледокола в надводном положении. 17 октября 1940 года новое приобретение Тихоокеанского флота бросило якорь в бухте Золотой Рог. Субмарина прошла 8 морей – более 7000 миль, из них около 700 в сплошных льдах. Она стала первой подводной лодкой ВМФ СССР, прошедшей северные и восточные рубежи страны на всем их протяжении. 21 сентября 1941 года перечислена в состав 2-го отдельного дивизиона подводных лодок Владимиро-Ольгинской Военно-морской базы Тихоокеанского флота с базированием на бухту Северная залива Владимир (посёлок Ракушка). Только 17 апреля 1942 года корабль получил обозначение на тихоокеанский манер – «Щ-139». 24 августа 1942 года переформирована в состав 13-го дивизиона подводных лодок с подчинением командиру 2-го отдельного дивизиона подводных лодок Владимиро-Ольгинской Военно-морской базы Тихоокеанского флота с прежним местом базирования. 25 апреля 1945 года в результате взрыва подрывных патронов подводная лодка получила две пробоины в прочном корпусе (1,7 Х 3 и 0,9 Х 0,25 м) над торпедными аппаратами в VII отсеке и затонула, упершись кормой в грунт (глубина 7,5 м) у причала в бухте Ракушка (по другим данным Северная) в заливе Владимир. Четыре члена экипажа субмарины погибли. В результате проведенного расследования выяснилось, что взрыв произошел по вине дежурного по кораблю командира БЧ-2-3 лейтенанта А.А.Ефимова, решившим таким способом свести счеты с жизнью. В последний момент неудавшийся самоубийца передумал и ушел в носовую часть корабля. 7 мая 1945 года «Щ-139» была поднята и после капитального ремонта вскоре вновь введена в строй. 9 августа 1945 года подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Придатко Ивана Антоновича в составе 2-го Отдельного дивизиона подводных лодок Тихоокеанского флота в бухте Владимир. В боевых действиях корабль участия не принимал. 12 января 1949 года отнесена к подклассу средних подводных лодок. 10 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «С-139». 27 апреля 1951 года переформирована в состав 126-й отдельной бригады подводных лодок Владимиро-Ольгинской Военно-морской базы (с сентября 1956 – 126-я отдельная бригада подводных лодок подводных сил) 5-го Военно-морского флота (с 23 апреля 1953 - Тихоокеанского флота) с прежним местом базирования. 9 ноября 1956 года субмарина выведена из боевого состава, законсервирована, и поставлена на отстой, а 29 марта 1957 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества, разоружена и вскоре сдана на слом. К началу 1990-х корпус подводной лодки еще не был разобран. 1 октября 1957 года расформирован экипаж.
в 1940 году итальянская авиация впервые бомбила Тель-Авив.
в 1940 году Германия предупредила, что все корабли в зоне военных действий, определенной странами оси, будут подвергаться атакам вне зависимости от национальности.
[700x419]
в 1940 году после сборки 34 самолётов завершилось производство самолетов «Spartan 7W» "Executive". На нем стоял радиальный 450-сильный мотор «P&W» "Wasp Junior" R-985 и винт диаметром 2,55 метра. Эта модель на испытаниях проходивших с 18 сентября 1936 года развила скорость 321 км\ч и имела дальность полёта около 1600 км.
[700x496] в 1941 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны:
№ 648 9 сентября. Постановление. Об организации северо-западной оперативной группы минометных частей М-8 и М-13.
№ 649 9 сентября. Постановление. О полной эвакуации Волховского алюминиевого и Тихвинского глиноземного заводов, а также Тихвинских бокситовых рудников Наркомцветмета. Д.9 Лл.8-9, 10-14
№ 650 9 сентября. Постановление. О начальнике охраны войскового тыла Южного фронта. Д.9 Лл.15
[700x700] в 1941 году утреннее сообщение Совинформбюро:
«В ночь на 9 сентября наши войска продолжали бои с противником на всём фронте.
На подступах к Одессе противник несёт тяжёлые потери. За десять последних дней румыны потеряли более 20.000 солдат и офицеров. Поле боя сплошь усеяно трупами румынских солдат. Особенно сильно пострадали в этих боях румынская гвардейская дивизия, 11, 21 и 1 пограничная дивизии румынской армии.
Героически сражается с врагом первый полк морской пехоты Черноморского флота. Краснофлотцы по нескольку раз в день ходят в атаку и наносят противнику огромный урон. Только за три дня бойцы первого полка морской пехоты уничтожили до двух полков румынской пехоты, 4 танка, много автомашин, орудий и пулемётов. Среди трофеев, захваченных у румын, — 6 танков, 18 пушек, несколько сот винтовок, много патронов, 8 миномётов, 20 автоматов, 17 пулемётов, несколько тысяч снарядов и много ручных гранат. Краснофлотцы захватили в плен более 200 румынских пехотинцев и эскадрон королевской кавалерии во главе с командиром.
Красноармеец тов. Филин обнаружил замаскированное германское орудие. Бесстрашный боец незаметно подполз к вражескому орудию и несколькими гранатами уничтожил его вместе с расчётом. На взрывы прибежала группа фашистов. Они окружили смельчака-красноармейца и хотели захватить его живым в плен. Когда немцы вплотную подбежали к тов. Филину, он бросил последнюю гранату. Раздался взрыв, несколько фашистских солдат были поражены насмерть. Герой-красноармеец погиб смертью храбрых.
Пулемётная рота под командованием младшего политрука Куренкова несколько часов отражала натиск численно превосходящего противника. Отважные пулемётчики подпускали фашистов вплотную к окопам и хладнокровно расстреливали их пулемётным огнём. Когда вражеская часть прекратила атаки и отошла, на поле боя осталось около 200 трупов фашистских солдат.
Отвагу и находчивость проявляют бойцы, командиры и политработники Красной Армии в боях с немецко-фашистскими войсками. Два отделения красноармейцев во главе с младшим лейтенантом тов. Груниным были отрезаны от своей части и окружены двумя ротами немцев. Бойцы быстро окопались и, заняв круговую оборону, открыли из винтовок и пулемётов огонь по фашистам. Четырежды раненный, боец тов. Попов не выпускал винтовку, продолжая поражать врага. Красноармеец Макеев получил три ранения, но продолжал сражаться. Поле покрылось убитыми и ранеными немцами. Уничтожив более 100 немецких солдат и офицеров, красноармейцы прорвались к своей части.
Небольшая группа бойцов и командиров отразила три вражеские атаки на командный пункт части майора Михайлова. В этих боях отличился командир отделения, бакинский рабочий тов. Гребенников. Он выдвинул вперёд свой пулемёт и в упор расстреливал фашистов. Противник отступил, оставив на поле боя 25 убитых и оружие.
Техник-интендант 2 ранга тов. Рябов направлялся из штаба в свою часть. По дороге он узнал от крестьян, что неподалеку наше небольшое подразделение ведёт бой с многочисленной группой фашистов. Рябов скрытно пробрался в тыл к врагу и, замаскировавшись, начал обстреливать немцев. С первых же выстрелов он уложил миномётчика и пулемётный расчёт. Фашисты попытались захватить в плен отважного командира. Отстреливаясь от наседавших фашистов, тов. Рябов уничтожил ещё 10 немецких солдат. В это время наше подразделение перешло в атаку и выбило немцев с их позиции.
Хозяевами положения во многих районах, захваченных немецко-фашистскими войсками, фактически являются партизаны. Они изматывают немцев, создают невыносимые для них условия. Отряд под командованием тракториста орденоносца тов. М. уничтожил в городе Порхов крупные немецкие базы боеприпасов и горючего. Ночью небольшая группа партизан подожгла за городом склады с сеном и открыла стрельбу. В городе поднялась тревога. Немецкие солдаты бросились к месту пожара, откуда доносилась стрельба. Но у стогов уже никого не оказалось. Тем временем главные силы отряда вступили в Порхов с другого конца и направились к складам, огороженным колючей проволокой. С разных сторон в часовых полетели гранаты. Покончив с часовыми, партизаны подожгли горючее и взорвали склады с боеприпасами.
В Струго-Красненском районе партизанский отряд под командованием депутата районного Совета депутатов трудящихся тов. В. уничтожил группу немецких велосипедистов и захватил радиостанцию. Отряд атаковал взвод фашистских солдат, направлявшийся в районный центр. Фашисты потеряли свыше 30 человек убитыми и ранеными. Партизаны захватили в этом бою автомашину, 3 пулемёта и 24 винтовки. В Середкинском районе партизаны поймали 15 фашистских мародёров, увозивших в тыл на трёх автомашинах награбленное у крестьян добро. В короткой схватке мародёры были перебиты.
Самоотверженно работают советские горняки, укрепляя оборонную мощь страны. Навалоотбойщик шахты «За индустриализацию», Шахтинского района, т. Бондаренко выполнил свою десятимесячную программу. Крепильщик этой шахты т. Маричев закончил выполнение одиннадцатимесячной нормы. Изо дня в день бригада навалоотбойщика т. Горбункова выдаёт по 120-130 тонн угля в смену при норме 80. Навалоотбойщики т.т. Ткачёв, Иглов, Андриасов, Торопов и Бодаренко выдают 33-35 тонн угля вместо 19 по норме. Горловский шахтёр тов. Паршук вырабатывает ежедневно две-две с половиной дневные нормы. Крепильщики т.т. Сафронов, Тискович, Киреев и Маляр за 5 дней выполнили месячное задание. Забойщик одной из шахт Орджоникидзевского района, Сталинской области, т. Беликов за семь с половиной месяцев в полтора раза перевыполнил годовую норму.»
[700x700] в 1941 году вечернее сообщение Совинформбюро:
«В течение 9 сентября наши войска вели упорные бои с противником на всём фронте.
Наша авиация наносила удары по войскам противника на поле боя и уничтожала авиацию на его аэродромах.
За 7 сентября в воздушных боях, огнём зенитной артиллерии и на аэродромах противника уничтожен 71 немецкий самолёт. Наши потери — 24 самолёта.
Днём 9 сентября близ Москвы сбиты 2 немецких самолёта-разведчика.
Наши части под командованием тов. Чижова стремительным ударом опрокинули и отбросили группу германских войск на Западном направлении фронта. Особенно ожесточённые бои развернулись на окраинах деревни Чаусы. При поддержке танковой роты старшего лейтенанта Гремина красноармейцы ворвались в деревню и ударили во фланг немцам. Выбитый из деревни враг отступил, неся большие потери. За три дня боёв соединение полковника Чижова уничтожило 2.500 солдат и офицеров и захватило в плен 312 немецких солдат. Наши трофеи — 11 орудий, 17 миномётов, 41 пулемёт, 19 автоматов, 97 автомашин, 16 мотоциклов, 109 велосипедов.
В ожесточённом бою командир танка тов. Журук метким огнём уничтожил три фашистских танка. После боя, когда тов. Журук вёл свой танк на сборный пункт, на него пикировал фашистский бомбардировщик. Пулемётным огнём тов. Журук подбил немецкий самолёт. Вражеский бомбардировщик загорелся и упал в болото.
На Северном фронте наши части, преследуя противника у Пиньгосальма, захватили 2 танка, 6 орудий, 6 противотанковых пушек, большое количество боеприпасов и разного другого вооружения. На другом участке этого фронта у противника отбито 54 станковых и ручных пулемёта, 8 орудий разных калибров и много винтовок.
На Западном направлении фронта одна наша танковая часть уничтожила до двух рот противника, 17 противотанковых орудий и 10 миномётов. В бою за местечко Жаберо наша часть разгромила роту самокатчиков 451 немецкого пехотного полка.
Бомбардировщики авиачасти тов. Юкалова, действующей на Северо-Западном направлении фронта, совершили успешный ночной налёт на один из тыловых немецких аэродромов. Самолёты первого эшелона под командованием капитана Шабанова вышли на цель в точно установленный срок. Одной из бомб был подожжён и взорван склад боеприпасов. Зажигательные бомбы, сброшенные самолётами этого эшелона, вызвали большой пожар в северной части аэродрома. Остальные эшелоны бомбили ярко освещённые вражеские самолёты, расположенные у опушки леса. Уничтожив 15 машин противника, наши самолёты вернулись без потерь на свою базу.
Сотни немецких танков уничтожены нашей авиацией, артиллерией и пехотой в боях на подступах к Киеву. Каждый день истребители танков поджигают и взрывают фашистские машины. Младший лейтенант Шишкин, сержант Ниязов, красноармейцы Долгушев и Рубенцов метко брошенными бутылками с горючим в одном бою уничтожили четыре вражеских танка. После того как экипаж одного из фашистских танков был уничтожен, красноармейцам удалось потушить огонь на этом танке. Танк был доставлен в нашу часть.
Отважные партизаны ведут беспощадную борьбу с гитлеровскими бандитами, захватившими советские города, срывают все мероприятия фашистских властей и истребляют живую силу германской армии. В городе Барановичи в течение августа и за первые дни сентября убито 37 фашистских офицеров, 12 германских чиновников из органов городского управления и более 80 солдат. В гор. Вилейка советские патриоты за то же время уничтожили более 70 фашистских офицеров и солдат. Такие же сведения поступают из Витебска, Мозыря, Бреста и многих других оккупированных городов Белоруссии. Белорусские патриоты умело пользуются в борьбе с гитлеровским зверьём таким простым и могучим оружием, как огонь. В Белостоке партизаны подожгли и уничтожили три германских армейских склада, в Вилейке взорвали два склада с боеприпасами, в Бресте подожгли большой продовольственный склад.
Беспримерный героизм проявляют на фронтах Отечественной войны советские медицинские сестры. На днях восьми германским истребителям удалось подбить советский самолёт. Тяжело раненный лётчик Никишин приземлился на аэродроме. Медицинская сестра Людмила Пономарёва, увидев, что лётчик не выходит из кабины самолёта, под пулемётным огнём вражеских истребителей подползла к повреждённой машине и вынесла раненого лётчика в укрытие.
Через несколько дней полевой госпиталь, в котором работала Людмила Пономарёва, обстреляли два германских самолёта. В загоревшемся доме находились шесть раненых бойцов. Рискуя жизнью, тов. Пономарёва вынесла из горящего дома всех раненых красноармейцев.
В своё время немецкое радио сообщило о том, что советская авиация была полностью уничтожена. Как известно, после этого советская авиация продолжала и продолжает успешные бои против немецко-фашистских войск. Теперь вконец изолгавшиеся гитлеровские агенты выкинули новый трюк. Берлинское радио на утеху своему изрядно потрёпанному морскому флоту распространяет глупейшее измышление о том, что будто бы «весь морской флот СССР уничтожен». Это безудержное бахвальство немецких лгунов настолько смехотворно, что даже в самой Германии мало найдётся легковерных людей, которые приняли бы всерьёз это очередное враньё немецкого радио. Если весь советский морской флот уничтожен, спрашивается: кто же топит немецкие и финские транспорты и подводные лодки?»
в 1941 году окончательно рассыпалась оборона РККА на стыке Брянского и Юго-Западного фронтов: 5-я Армия (Потапов) была вынуждена оставить Чернигов, 3-я Панцер захватила Конотоп, а 17-я Панцер захватила Глухов. Так как одновременно 18-я Панцер и 29-я МД отбили все контратаки Брянского фронта в районе Трубчевска-Новгород Северского, между Брянским и Юго-Западным фронтами образовалась дыра, быстро расширившаяся до 60 км. Дорога на юг для "негодяя" Гудериана была открыта, и уже на следующий день 3-я Панцер была в Ромнах.
в 1941 году немецкая 17-я пехотная дивизия захватывает Чернигов (север Украины).
в 1941 году немецкая 1-я танковая группа захватывает Кременчуг (центр Украины).
в 1941 году в Омске вступил в строй эвакуированный из Ленинграда завод имени Н.Г.Козицкого.
в 1941 году бюро Новосибирского обкома ВЛКСМ приняло решение о сборе средств для постройки авиаэскадрильи "Новосибирский Комсомолец". Выполняя его, 21 сентября 1941 г. молодежь Томска провела общегородской воскресник. На швейной фабрике трудилось в этот день 490 человек, общая сумма заработанных средств составила 5 800 рублей. На фабрике "Красная звезда" вышло на работу 480 человек. По Вокзальному району города было заработано около 8 000 рублей, по Куйбышевскому - 10 000 рублей. В те месяцы молодёжью Новосибирской области, в состав которой входил и город Томск, было собрано и заработано около 28 миллионов рублей, на которые построено десять боевых самолётов. В июне 1942 года сибиряки передали их действующей армии. Всего в годы войны молодёжь Новосибирской области передала лётчикам семь авиаэскадрилий, а одному из миномётных полков батарею "катюш". Вся эта боевая техника носила имя "Новосибирский комсомолец".
в 1941 году при выполнении шестого по счету полета разбилась летающая лодка-разведчик «Бе-4» №28801. Пилотировал самолет Н.П.Котяков, причина катастрофы "зеркальная поверхность воды" (полный штиль и солнечный блик), которые и привели к тому, что самолет на высокой скорости врезался в воду. Котяков и инженер КБ Морозов, спаслись, а воентехник 1 ранга Сукачев утонул вместе с самолетом. Однако в аварийном акте особо подчеркивалось общее мнение, что "машина хорошая". В отличие от опытных машин на Бе-4 №28801 установили менее мощный (1000 л.с.), однако обладающий большим ресурсом двигатель «М-62». Кроме того, в конструкцию и оборудование самолета были внесены некоторые доработки. В частности появился механизм аварийного сброса фонаря кабины пилота, установлена бронеспинка, радиостанция РСРМ-3 заменена на РСБМ-бис, а фотоаппарат «АФА-27» на «АФА-27Т».
[700x384]
в 1941 году подводная лодка «М-32» окончила 4-й боевой поход (начало похода 2 сентября 1941 года). «М-32» — советская подводная лодка времён Второй мировой войны XII серии. Заложена 31 августа 1938 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 259. 26 февраля 1940 г. спущена на воду. 7 ноября 1940 г. вошла в состав Черноморского флота в составе 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок флота в Севастополе. 23 июня 1942 г., во время дифферентовки в Стрелецкой бухте на глубине 6 м в 2.12 произошел взрыв паров бензина в третьем отсеке при задраенных переборках; горение продолжалось 3-5 сек. Лодка получила серьезные повреждения, а 6 человек в третьем отсеке - ожоги первой и второй степени. 14 октября 1942 г. после безуспешной атаки румынского эскадренного миноносца "Король Фердинанд" подверглась преследованию, в результате которого на нее сбросили 18 глубинных бомб, причинивших ей тяжелые повреждения корпуса и главных механизмов; после ухода кораблей противника всплыла и начала движение в базу ориентируясь по звездам. В октябре подлодку выделили для переброски на Северных флот. 15-17 ноября 1942 г. погружена на железнодорожных транспортер и 10 декабря 1942 г. отправлена в Баку, куда благополучно прибыла через шесть суток. С 19 по 24 декабря 1942 г. "М-32" спустили на воду в Баку на территории судоремонтного завода имени Закфедерации. В дальнейшем от плана переброски подлодки на Север отказались, но поскольку она нуждалась в капитальном ремонте после повреждений 14 октября, восстановительный ремонт решили провести в Горьком на заводе "Красное Сормово". Для этого в начале февраля 1943 г., когда в Красноводске соорудили специальный доковый пирс, "М-32" отбуксировали туда из Баку и погрузили на железнодорожный транспортер. 15 февраля 1943 г она убыла в Горький и в начале марта благополучно туда прибыла. 15 ноября 1943 г., с окончанием ремонта, ее опять по железной дороге через Сталинград, Армавир и Баку привезли 30 ноября 1943 г.в Поти, где она снова вошла в состав Черноморского флота. Утром 9 сентября 1944 года после почти двухгодичного перерыва «М-32» была направлена на позицию в район Варны, но в связи окончанием боевых действий на Черном море вскоре получила приказ о возвращении. 17 марта 1953 года «М-32» исключена из состава Военно-морского флота в связи разоружением и сдачей на разборку.