[445x699]
1841
Антонин Дворжак (чешское имя — Antonín Dvořák)
крупнейший чешский композитор. Родился в деревне Нелагозевес на Влтаве, близ Праги. В детстве Дворжак воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. н. кантором); в 1854—1857 учился у А.Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857—1858 — в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 — в оркестре "Временного театра". Уже в ранних сочинениях Дворжака отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты "Гимн" (текст В.Галека "Наследники Белой Горы", сочинение 1872, исполнение 1873) привлекли к Дворжаку внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И.Брамсом, который высоко ценил творчество Дворжака и содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Дворжака 1870-х гг. несколько опер, "Моравские дуэты", "Stabat Mater", 1-я серия "Славянских танцев" для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижер и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произведений: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры "Моя Родина" (1882) и "Гуситская" (1883), оратория "Святая Людмила" — первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия "Славянских танцев" (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев. В 1888 Дворжак познакомился в Праге с П.И.Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижер в Москве и Санкт-Петербурге с исполнением своих произведений. В 1890-е гг. началась общественно-педагогическая деятельность Дворжака (среди учеников — В.Новак, О.Недбал и И.Сук). Дворжак — почетный доктор философии Карлова университета, член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891 профессор Пражской консерватории, с 1901 — ее директор, в 1892—1895 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Дворжака впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии — "Из Нового Света" (1-е исполнение — Нью-Йорк, 1893); в ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности. Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Дворжак вслед за Б.Сметаной воплотил в своем творчестве картины чешской природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов "Из чешского леса", фортепианные пьесы "Поэтические картины"), сказочные народно-поэтические мотивы (опера "Черт и Кача", 1899, симфонические поэмы на сюжеты чешских народных сказок и легенд — "Водяной", "Полуденница", "Голубок", 1896, "Богатырская песнь", 1897, и др.). Оперы Дворжака составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы "Упрямцы" (1874) и "Хитрый крестьянин" (1877); лирическая опера-сказка "Русалка" (постановка 1901 — одна из популярнейших чешских опер); "Якобинец" (постановка 1889); "Дмитрий" (сочинение 1882; на сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца); "Армида" по Т.Тассо (постановка 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Дворжак внес своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев — "Славянские танцы" (для оркестра и для фортепианного дуэта) и "Славянские рапсодии", в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в том числе трио "Думки").
[700x350]
Ярко национальные по колориту сочинения Дворжака, органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, теплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях "Пражская весна" проводятся конкурсы виолончелистов имени А.Дворжака. Полное собрание музыкальных сочинений издается в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Дворжаку принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в том числе месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896—1897), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фортепиано пьесы, хоры, песни. Скончался в Праге 1 мая 1904 года. Дворжак сочинял произведения самых разных жанров и форм. Девять его симфоний ориентированы на классическую модель, установленную Л. ван Бетховеном, но одновременно с этим он разрабатывал и появившуюся лишь в середине XIX века симфоническую поэму. В некоторых его сочинениях заметно влияние Р.Вагнера. Музыка Дворжака сочетает в себе элементы венской классики и романтизма с чешскими народными мелодиями и ритмами. Поэтому его собственный стиль складывался долго. Ориентируясь поначалу на Моцарта и Бетховена, после 1873 года он берёт за основу творчества национальную музыку. Далеки от классических образцов два сборника «Славянских танцев», а также песни Дворжака, хотя отголоски народного влияния чувствуются даже в больших произведениях. Этот интерес проявился и в увлечённости композитора Соединёнными штатами и индейской и негритянской культурами, он пытается перенести их черты в свои сочинения.
[700x342]
В конце жизни Дворжак сосредоточился на создании программной музыки, прежде всего, оперы. В 1900 году появляется «Русалка», признанный шедевр, который ставится по всему миру и поныне. Дворжаком, докончившим дело Б.Сметаны в создании национальной чешской музыки, восхищались и Р.Вагнер, И.Брамс — два полюса немецкого романтизма. Титульный лист автографа девятой симфонии. Рукою Дворжака указаны порядок и годы сочинения всех симфоний, кроме первой, которую он считал утерянной. Рядом с уже изданными пятью указаны фамилии издателей — Зимрок и Новелло. Многие произведения Дворжака были пронумерованы самим композитором — это нумерация по опусам (по-латыни — opus, по-русски — сочинение). Но она не отражает действительного порядка их создания или хотя бы публикации. Чтобы добиться лучших продаж не очень известных композиторов, издатели, в том числе печатавший Дворжака Ф.Зимрок, часто выставляли ранним работам больший опус, нежели следовало бы при правильном счете. С другой стороны, сам Дворжак иногда давал новому произведению ранний опус, чтобы продать его одному издателю в обход контракта с другим. Замечательным примером последнего случая является «Чешская сюита», которую он, не желая отдавать Зимроку, опубликовал как op. 39 вместо op. 52. Ещё более усложняет ориентирование в наследии Дворжака тот факт, что подобные махинации приводили к появлению нескольких сочинений под одним и тем же опусом. Так случилось, например, с op. 12: изначально относившийся к опере «Король и угольщик» (1871), он оказался поставлен и под основанной на ней Концертной увертюрой Фа-мажор (1871), а затем также под Струнным квартетом № 6 ля-минор (1873), фуриантом соль-минор для фортепиано (1879) и думкой до-минор для фортепиано (1884). И, опять же, существуют обратные случаи, когда одна и та же работа получала несколько различных (до трёх) опусов у разных издателей. Особенно запутанна нумерация девяти симфоний Дворжака. Это произошло оттого, что они были изначально пронумерованы в порядке публикации, а не сочинения. Однако первые четыре были опубликованы позднее следующих пяти, которые, в свою очередь, публиковались не в порядке их сочинения. Таким образом, симфония «Из нового света» была напечатана как № 5, затем стала известна как № 8 — и только после каталогизации 1950-х годов, когда была в общий счёт была включена считавшаяся утерянной первая симфония, стала известна как № 9.Порядок публикации симфоний следующий: № 6 (1881) — опубликована как № 1, хотя Дворжак надписал её № 5; № 7 (1885) — опубликована как № 2, хотя Дворжак надписал её № 6; № 5 (1888) — опубликована как № 3 op. 76, хотя Дворжак надписал её № 4 op. 24; № 8 (1890) — опубликована как № 4, хотя Дворжак надписал её № 7; № 9 (1894) — опубликована как № 5, хотя Дворжак надписал её № 8; № 3 (1912); № 4 (1912); № 2 (1959); № 1 (1961). Порядок первого исполнения симфоний также отличен; № 3 (1874); № 5 (1879); № 6 (1881); № 7 (1885); № 2 (1888); № 8 (1890); № 4 (1892); № 9 (1893); № 1 (1936). Все сочинения Дворжака были хронологически каталогизированы Я.Бургхаузером в изданной в 1960 году в Праге книге «Антонин Дворжак. Тематический каталог. Библиография. Обзор жизни и творчества». По фамилии составителя сокращенно каталоговый номер пишется с латинской буквой B (немецкое название — Burghauser; например, Симфония № 9 op. 95 — B.178). В современном музыковедении, однако, наряду с этой нумерацией продолжают употребляться и опусы — отчасти по привычке, а отчасти для облегчения работы со старыми изданиями. Чаще встречаются опусы в афишах и концертных программках. При жизни Дворжака были изданы лишь пять последних его симфоний, хотя предыдущие три и были исполнены. Первую же сам автор считал безвозвратно утерянной. Это внесло путаницу в нумерацию, и только в середине XX века была установлена верная последовательность написания. Симфония № 1 до минор B.9 была сочинена Дворжаком в двадцатичетырёхлетнем возрасте для конкурса в Германии. Она показывает его ещё неопытным, но многообещающим композитором. В ней прослеживается большое формальное сходство с пятой симфонией Бетховена: например, одинакова тональность всех четырёх частей (до минор, ля-бемоль минор, до минор и До мажор). С другой стороны, гармония и инструментовка тяготеют к стилю, выработанному Ф.Шубертом. Позже Дворжак дал симфонии получила название «Злоницкие колокола», по названию деревни в Богемии, где он жил в 1853—1856 годах. Часть её материала была использована в «Силуэтах» op. 8. Симфония № 2 Си-бемоль мажор op. 4 построена всё ещё с оглядкой на Бетховена, хотя имеет более яркие, светлые и пасторальные образы. Симфония № 3 Ми-бемоль мажор op. 10 показывает, какое быстрое и глубокое влияние оказало на Дворжака знакомство с музыкой Р.Вагнера и Ф.Листа. Отсутствует скерцо. Вторая часть этой симфонии была использована в шестой «Легенде» op. 59. Симфония № 4 ре минор op. 13 обнаруживает поворот, происходящий в творчестве Дворжака. Хотя она несёт в себе явные следы влияния Вагнера (особенно вторая часть, которая происходит из увертюры к «Тангейзеру»), одновременно вводится национальная чешская музыка — в скерцо. Симофния № 5 Фа мажор op. 76 и Симфония № 6 Ре мажор op. 60 становятся уже очень пасторальными по характеру и отбрасывают совершенно вагнеровский стиль. Шестая писалась, видимо, под большим влиянием второй симфонии И.Брамса, особенно первая и последние её части. Но это сходство разрушается третьей частью — традиционным чешским фуриантом. Именно благодаря шестой симфонии Дворжак стал всемирно известен как симфонический композитор. Она же стала первой опубликованной его симфонией (1880). Симфония № 7 ре минор op. 70 иногда считается выражающей стиль Дворжака с его формальной жесткостью и огромной порывистостью больше, чем девятая. Может быть, это связано с личными переживаниями композитора во время её написания: он как раз пытался «протолкнуть» свои чешские оперы в Вене, от него требовали писать их по-немецки. Одновременно Дворжак ввязался в спор с издателем. Черновики седьмой симфонии показывают, сколько усилий стоило ему её создание. Симфония № 8 Соль мажор op.88 сильно отличается от седьмой: она теплее и оптимистичнее. Иногда её сравнивают с работами Г.Малера. Некоторые исследователи считают её лучшей симфонией Дворжака (подобно тому, как некоторые — седьмую). Это, конечно, показательно для того, как невероятная популярность девятой симфонии заслонила собою все предыдущие сочинения. Симфония № 9 ми минор op. 95 «Из Нового света» была написана в январе-мае 1893 года в Нью-Йорке. Хотя поначалу Дворжак говорил, что использовал в ней американскую музыку, такую как негритянские спиричуэлс или песни индейцев, позже он стал отрицать это. Соло флейты-пикколо в первой части симфонии напоминает спиричуэлс «Swing Low, Sweet Chariot». Один из учеников Дворжака заявлял, что вторая часть изображает плач Гайаваты. Вместе с тем, она так схожа со спиричуэлс, что В. Фишер написал к ней слова и дал название «Возвращение домой» (Goin' Home). Сам Дворжак писал, что лишь использовал особенности индейской музыки, но все мелодии симфонии принадлежат ему. Оперы: «Альфред» (Alfred, 1870); «Король и угольщик» (Král a uhlíř, 1871, вторая редакция 1874, третья 1887); «Упрямцы» (Tvrdé palice, 1874); «Ванда» (Vanda, 1875, вторая редакция 1879, третья 1883); «Хитрый крестьянин» (Šelma sedlák, 1877); «Дмитрий» (Dimitrij, 1881—1882, вторая редакция 1883, третья 1885, четвёртая 1894—1895); «Якобинец» (Jakobín, 1887—1888, вторая редакция 1897); «Чёрт и Кача» (Čert a Káča, 1898—1899); «Русалка» (Rusalka, 1900); «Армида» (Armida, 1902—1903). Симфонические произведения: Концерт для виолончели ля-мажор (1865), оркестрован Г.Рафаэлем (между 1925 и 1929) и Я.Бургхаузером (1952); Концерт для фортепиано с оркестром соль-минор (1876); Концерт для скрипки с оркестром ля-минор (1878); Концерт для виолончели с оркестром си-минор (1894—1895); Девять симфоний, в том числе № 9 «Из Нового Света» (1893); Пять симфонических поэм: «Водяной», «Полуденица», «Золотая прялка», «Голубок», «Богатырская песнь» (1896—1897); Пять увертюр, в том числе «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883); Серенада для струнного оркестра (1875). Вокальные и хоровые произведения: Оратория «Святая Людмила» (1886), первая оратория в истории чешской музыки; Stabat Mater (1877); Реквием (1890); Кантаты, в том числе Te Deum (1892); Месса ре-мажор (1892); «Моравские дуэты» (1876), вокальные дуэты с фортепиано; «Библейские песни» (1894) с фортепиано, позже оркестрованы (1895). Камерные произведения: Четырнадцать струнных квартетов, в том числе № 12 «Американский»; Три струнных квинтета, в том числе № 3 «Американский». Фортепианные произведения: Две тетради «Славянских танцев» (1878 и 1886) для фортепиано в четыре руки (позже оркестрованы). Среди дирижёров, осуществивших записи всех девяти симфоний Дворжака — Отмар Зюйтнер, Иштван Кертес, Рафаэль Кубелик, Вацлав Нойман, Витольд Ровицкий, Неэме Ярви. Среди дирижёров, записавший отдельные симфонии Дворжака — Кирилл Кондрашин (№ 9), Яков Крейцберг (№ 7—9), Николай Малько (№ 9), Юджин Орманди (№ 7—9), Марис Янсонс (№ 5, 7—9), Пааво Ярви (№ 9) и др. В честь Дворжака назван кратер на Меркурии. Дворжак — герой биографического романа Йозефа Шкворецкого «Scherzo capriccioso» (известного также под английским названием «Dvořák in Love»).
Литература: Дворжак в письмах и воспоминаниях — Музыка, 1964. — 224 страницы. — 3860 экземпляров; Бэлза И.Ф. Пятая симфония Дворжака — Москва—Ленинград: Музгиз, 1950. — 20 страниц. — 3000 экземпляров; Гулинская З.К. Антонин Дворжак — Москва: Музыка, 1973. — 242 страницы; Егорова В.Н. Антонин Дворжак — Музыка, 1997. — 616 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 5-7140-0641-0; Лушина Я. Антонин Дворжак. Очерк жизни и творчества — Ленинград: Музыка, 1961. — 104 страницы.

1842
Александр Фёдорович Карпов
военный губернатор и командующий войсками Семипалатинской области, генерал-лейтенант. Получив домашнее образование, он 14 июня 1860 года поступил на военную службу и 10 февраля 1863 года был произведён из юнкеров в прапорщики и в том же году принял участие в кампании в Польше. 9 июля 1865 года он был произведён в подпоручики, 13 июля 1867 года — в поручики, а затем, служа в 5-м понтонном полубатальоне, поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, успешно окончил её курс (четвёртым в выпуске) и за отличие 9 апреля 1871 года был произведён в штабс-капитаны. В следующем году Карпов был переведён в Генеральный штаб, 20 апреля 1873 года произведён в капитаны, а 11 сентября 1876 года — в подполковники. Карпов принял участие в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов в качестве офицера для поручений при штабе 12-го армейского корпуса и за проявленные отличия был награждён орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. По окончании войны в 1879 году Карпов был назначен начальником штаба 26-й пехотной дивизии и 11 сентября 1879 года произведён в полковники. C 11 марта 1889 года Карпов командовал 26-м пехотным Могилёвским полком, 25 августа 1890 года был назначен начальником штаба 11-го армейского корпуса и 11 сентября того же года произведён в генерал-майоры. Этот пост Карпов занимал чуть менее года: 27 июля 1891 года он сменил генерала О.В.Щетинина на посту военного губернатора Семипалатинской области и командующего в ней войсками. 18 декабря 1899 года Карпов был произведён в генерал-лейтенанты. 12 февраля 1895 года получила самостоятельность Киргизская миссия, находившаяся в Семипалатинске, и в том же году Карпов присутствовал на закладке в Заречной Слободке Семипалатинска миссионерской церкви и дома начальника миссии. В 1898 году Карпов поддержал инициативу секретаря Семипалатинского областного статистического комитета Н.Я.Коншина о создании Семипалатинского подотдела Русского географического общества и оказал деятельную поддержку процессу учреждения подотдела, завершившемуся в апреле 1902 года, уже после ухода Карпова с поста губернатора. В 1900 году после назначения 5 июля командующего войсками Сибирского военного округа генерала М.А.Таубе в Государственный совет его преемник не был сразу же выбран и первоначально временное исправление обязанностей командующего было возложено на генерал-майора Якубовича. Всеподаннейшим докладом от 28 июля военный министр испросил Высочайшего соизволения временно возложить обязанности командующего (и наказного атамана Сибирского казачьего войска) на генерала Карпова по его возвращении из ранее разрешённого ему отпуска (который он, ввиду происходившего в Китае восстания ихэтуаней, сам счёл невозможным продолжать и уже возвращался к месту службы); Николай II дал на это своё согласие. В 1901 году в связи с десятилетним пребыванием в должности губернатора Карпов был избран первым почётным гражданином Семипалатинска. 5 ноября 1901 года генерал Карпов был уволен от службы по болезни с мундиром и пенсией. Со слов ныне живущих в Евпатории, Республика Крым, родственников, вышедши в отставку, генерал, страдающий астмой, жил в собственной усадьбе, расположенной в Дачном районе Евпатории, на том участке, где сейчас находится санаторий «Прибой». С супругой Александрой Михайловной (в девичестве Печеновской) у них было четыре сына — Борис (1873 года рождения), Фёдор (1875 года рождения), Сергей (1880 года рождения), Александр (1881 года рождения). Две их дочери закончили Смольный институт благородных девиц Санкт-Петербурга — Мария Сеферова, 1887 года рождения, вышла замуж за Левона Яковлевича, брата известного евпаторийского архитектора Павла Яковлевича Сеферова и Олимпиада Волконская, 1877 года рождения — актриса Красноярского и Минусинского театров, старейших в Сибири. Сын Фёдор погиб в 1905 году на русско-японской войне. Когда к власти в Крыму в 1918 году пришли красные, они забрали награды генерала, в том числе оружие, а самого выгнали с дачи. Старик ушёл на съёмную квартиру в тот дом своего друга, в котором ныне находится пансионат Трёхгорной мануфактуры (Дом Синани). Александр Фёдорович Карпов свои земные дни закончил в Евпатории в 1918 году. В этот период Крым был оккупирован немцами, они похоронили его с воинскими почестями, салютом, организовали отпевание в соборе Святого Николая. Генерал похоронен на старорусском кладбище Евпатории у железнодорожного полотна правее от могил воинов, погибших от ранений в госпиталях Евпатории в период Великой Отечественной войны и после её окончания.
Награды: Орден Святой Анны III степени (1874 год); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1877 год); Орден Святого Станислава II степени (1878 год); Орден Святой Анны II степени (1881 год); Орден Святого Владимира III степени (1883 год); Орден Святого Станислава I степени (1893 год); Орден Святой Анны I степени (1896 год).
Источники: Волков С. В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. А—К. — Москва, 2009. — Страницы 620—621. — ISBN 978-5-9524-4166-8; Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. — Санкт-Петербург, 1882. — Приложение, страница 160; Карпов Александр Федорович // Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1901 года. — Санкт-Петербург: Военная типография, 1901. — Страница 407.
[520x700]
1843
Дмитрий Николаевич Анучин
русский географ (первый в России профессор географии), антрополог, этнограф, археолог, музеевед, основоположник научного изучения географии, антропологии и этнографии в Московском университете; заслуженный профессор Императорского Московского университета (1906). В 1902 году ввёл в оборот термин «антропосфера». Автор трудов по этнической антропологии и антропогенезу, этнографии, первобытной археологии, общей физической географии, страноведению и истории науки. Товарищ председателя Императорского Московского археологического общества. В 1896 году избран ординарным академиком по кафедре зоологии Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1898), член-корреспондент Парижского антропологического общества (1879), действительный член Итальянского общества антропологии и географии (1880), Американского антропологического общества в Вашингтоне (1883), почётный член Королевского антропологического института в Лондоне (1897), член Русского горного общества (1900). С 1916 года — почётный член Императорского Московского университета. Родился в семье отставного поручика Николая Васильевича Анучина, уроженца села Лапутине (Рождественское) Нолинского уезда Вятской губернии (происходил из духовного звания), получившего потомственное дворянство, и был младшим из шести детей, большинство из которых умерло в раннем детстве. Мать, Татьяна Фирсовна, была дочерью крепостного крестьянина Фирса Захаровича Захарова из Галичского уезда Костромской губернии, ведавшего сборами оброков с крепостных крестьян помещика Сумарокова; получила образование в Петербургском пансионе. В 1854 году был принят «своекоштным учеником» во второй класс 4-й (Ларинской) гимназии на 6-й линии Васильевского острова. В гимназические годы (1855—1857) лишился обоих родителей. После их смерти и смерти среднего брата Александра, по настоянию старшего брата Михаила был переведён в пансионеры. Гимназистом старших классов посещал «литературные утра», в которых участвовали Тургенев, Островский, Некрасов, Майков и другие писатели. В 1860 году, окончив гимназию, поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, где на первом курсе слушал лекции профессоров: по общей истории — М.И.Касторского, по русской истории — Н.И.Костомарова, по славянским наречиям — И.И.Срезнавского, по истории русской литературы — М.И.Сухомлинова, по физике — Э.Х.Ленца, по химии — Воскресенского, минералогии — Э.К.Гофмана, зоологии — М.С.Куторги. По совету Боткина и Сеченова, обнаруживших у него явные признаки туберкулёза лёгких, в 1861 году оставил учёбу в университете и уехал за границу. Вернувшись в 1863 году, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, которое окончил кандидатом в 1867 году. Его кандидатское сочинение называлось: «О генетическом сродстве видов рода Bison». После выпуска занимался этнографией, зоологией и антропологией. В 1871—1874 годах состоял учёным секретарём Общества акклиматизации животных и растений, активно участвовал в пополнении коллекций ценных растений и животных Зоологического сада Императорского Московского университета. В 1872 году вместе с профессором Императорского Московского университета Л.П.Сабанеевым основал журнал «Природа», где увидели свет его первые работы («Очерки африканской фауны», «Орел-скоморох» и др.). Сдав в 1873 году магистерский экзамен, с 1874 года преподавал географию в 6-й московской гимназии и в частной гимназии Репмана, естественную историю — в женском Екатерининском институте. По предложению А.П.Богданова 4 декабря 1874 года избран членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, где в 1875 году на двух заседаниях Антропологического отдела (11 апреля и 9 мая) выступил с рефератом, посвящённом племени айнов, опубликованном затем в виде обширной статьи во II томе «Трудов Антропологического отдела» (1876). За перевод сочинения Д. Лёббока «Доисторические времена или первобытная эпоха человечества» в 1876 году удостоился звания действительного члена Императорского Московского археологического общества. В 1876 году был командирован за границу для подготовки к занятию кафедры антропологии, которая организовывалась тогда при Императорском Московском университете на частные средства, пожертвованные К.Ф.Фон-Мекком (25 000 рублей), и ознакомления с антропологическими музеями в Европе. В течение двух с половиной лет, проведённых за границей, слушал лекции и занимался в музеях Лондона, Берлина, Дрездена, Лейпцига, Мюнхена, Вены, Брюсселя, однако большую часть времени провёл в Париже, где слушал лекции в Антропологическом институте и работал в лаборатории Брока в Парижском Музеуме (Музее естественной истории). В 1878 году по поручению Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии организовал русский антропологический отдел на Всемирной выставке в Париже. По возвращении в Россию принял участие в устройстве Московской антропологической выставки — её экспонаты стали основой экспозиции Музея антропологии при Императорском Московском университете, инициатором которого стал Анучин. Среди корреспондентов Анучина, передавших ценные коллекции музею, были, в частности, Приамурский генерал-губернатор Гондатти, граф Уваров, политический ссыльный Феликс Кон, поэт Бальмонт. 31 января 1880 года прочитал в университете первую вступительную лекцию по антропологии. В марте 1880 года защитил магистерскую диссертацию на тему: «О некоторых аномалиях человеческого черепа, преимущественно в их распространении по расам» и приступил к чтению первого в России курса антропологии. В апреле 1881 года назначен приват-доцентом по кафедре антропологии Императорского Московского университета (после закрытия кафедры в 1884 году читал курс антропологии факультативно). В 1881—1884 годах преподавал ещё и естественоведение в женском Екатерининском институте. В ноябре 1884 года назначен экстраординарным профессором по кафедре географии и этнографии, где с 1885 года читал курс общего землеведения, с 1886 года — историческую географию, с 1887 года — курс географии России. В 1889 году прочёл курс по географии Азии, ставший первым страноведческим курсом зарубежных стран, в 1890 — первый университетский курс физической географии. Кроме лекционных курсов вёл географический семинарий (1890—1917). В 1880 году при изучение Валдайской возвышенности, впервые определил её самую высокую точку — гору Каменник (321 м), также особое внимание уделял рельефу верховьев Волги. После возвращения из экспедиции Анучин передал собранные им на Валдайской возвышенности отметки высот для их обработки геодезисту и картографу А.А.Тилло, который использовал эти данные в своём труде «Каталог высот русских рек». За опубликованный в 1886—1889 годах ряд научных трудов получил учёное звание доктора географии honoris causa (без представления диссертации) за совокупность трудов по географии, антропологии и этнографии. С апреля 1891 года — ординарный профессор по кафедре географии и этнографии, которой заведовал до 1919 года, когда произошло её разделение на кафедры географии и антропологии. В 1892 году организовал в Москве первую географическую выставку, экспонаты которой легли в основу Географического музея при Московском университете. В 1894—1895 годах участвовал в экспедиции под руководством известного картографа А.А.Тилло для исследования истоков Волги, Западной Двины, Днепра, Верхневолжских озёр и озера Селигер. Окончательно решил вопрос об истоке Волги — у деревни Волговерхье, примерно в 70 км от города Осташков Тверской губернии. В 1887 году посетил в Екатеринбурге научно-промышленную выставку, участвовал в Уральской археологической экспедиции Московского археологического общества, целью которой было изучение памятников культуры Урала. В 1902 году создал географо-педагогическую комиссию при географическом отделении Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии ИМУ. В 1911—1912 гг. исполнял обязанности декана физико-математического факультета Московского университета. В 1912 году представлял Императорский Московский университет на торжествах, посвящённых 250-летнему юбилею Лондонского Королевского общества. В 1915 году по инициативе Анучина в Москве проходит Первая всероссийская конференция преподавателей географии. В 1916 году Советом ИМУ избран Почётным членом университета. Скончался в Москве 4 июня 1923 года. Похоронен на 20-м участке Ваганьковского кладбища.
Состоял почётным членом: Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1887); Вашингтонского антропологического общества (1883); Греческого Филологического общества в Константинополе (1884); Берлинского Общества антропологии, этнологии и первобытной истории (1889); Антропологического института Великобритании (1897); Антропологического общества при Военно-медицинской академии (1895); Археологического института в Санкт-Петербурге (1883); Киевского общества естествоиспытателей (1894); Императорского Общества естествоиспытателей при Санкт-Петербургском университете (1900); Императорского Уральского общества любителей естествоиспытания (1897); Ростовского музея древностей (1887); Симбирской губернской учёной архивной комиссии (1897); Общества для пособия нуждающимся студентам Московского университета (1898); member associé Парижского антропологического общества(1893).
Д.Н.Анучин
Наследие
При Московском университете Анучин создал Географический музей — один из самых полных в России, с библиотекой до 10 000 томов, и Антропологический — крупнейший музей по антропологии и этнологии. Основал отечественную школу географов, является основателем русской лимнологии (озероведения). Анучину принадлежит до 600 трудов по этнической антропологии и антропогенезу, этнографии, первобытной археологии, общей физической географии, страноведению и истории науки. Работы Анучина «Рельеф поверхности Европейской России…» (1897 год), «Верхневолжские озера и верховья Западной Двины» (1897 год) положили начало систематическому изучению рельефа и озёр России. Благодаря тщательности исследования (для того, чтобы составить карту глубин Селигера было сделано около 8 тысяч измерений), до сих пор являются наиболее фундаментальной работой о Селигере и Валдайской возвышенности. В 1916 году передал в дар Императорскому Московскому университету личную библиотеку, содержащую около 2 000 книг по географии, этнографии, истории, естествознанию, среди которых много редких изданий. В настоящий момент библиотека Анучина хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова.
Известные ученики
Среди учеников Дмитрия Ивановича Анучина были известные географы-исследователи и педагоги: Лев Семёнович Берг, Александр Александрович Борзов, Александр Сергеевич Барков, Александр Николаевич Джавахишвили, Борис Фёдорович Добрынин, Иван Семёнович Щукин, Сергей Григорьевич Григорьев, Митрофан Степанович Боднарский, Александр Александрович Крубер, Михаил Александрович Боголепов, Бруно Фридрихович Адлер, Виктор Валерианович Бунак, Борис Николаевич Вишневский, Борис Сергеевич Жуков, Алексей Арсеньевич Ивановский, Борис Петрович Дитмар, Владимир Феликсович Пиоровский и многие другие. В части этнографии народов Дальнего Востока и археологии Южной Сибири идеи Анучина развивал Альберт Липский.
Благотворительная деятельность
Во время засухи и последовавшего за ней голода в 1891—1892 годах по инициативе Анучина товарищество по изданию газеты «Русские ведомости» предприняло издание научно-литературного сборника «Помощь голодающим», приняв на себя все расходы по его изданию. Анучин привлёк к работе над ним лучших русских писателей, художников и учёных: Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.Е.Репина, И.И.Шишкина, Н.А.Ярошенко, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского, В.М.Васнецова и др. Вырученные от продажи сборника 18 000 рублей Анучин распределил между особо пострадавшими районами Поволжья. В начале 1900-х годов на пожертвованный Анучиным капитал в 1000 рублей уездное земство Вятской губернии организовало в селе Лапугине (родине отца) народную библиотеку, которой было присвоено его имя.
Награды: Ордена Святого Владимира III и IV степеней; Орден Святой Анны II степени; Орден Почётного легиона; Константиновская медаль (1913).
Увековечивание памяти: Имя Д.Н.Анучина носят ледник на севере острова Новая Земля, гора на Северном Урале, остров в Малой Курильской гряде и кратер на Луне; Именем Д.Н.Анучина назван НИИ и Музей антропологии МГУ; В Музее землеведения МГУ (на 24 этаже Главного здания) установлен бюст Д.Н.Анучина; Аудитория 1807 — одна из двух поточных — Географического факультета МГУ названа в честь Д.Н.Анучина; В Москве на доме № 6 по Хлебному переулку, где учёный жил в 1911—1923 годах, установлена мемориальная доска с его барельефом; Улица в Москве в Гагаринском районе (ЮЗАО) получила название Анучина в 2017 году; В честь Д. И. Анучина основан «Русский Антропологический Журнал»; В честь Д.И.Анучина учреждена Премия имени Д.Н.Анучина — за лучшую работу по географии.
Премия имени Д.Н.Анучина: Ежегодная премия, присуждаемая за лучшую опубликованную работу по географии, введена Постановлением правительства СССР (1948); Категория:Лауреаты премии имени Д.Н.Анучина
Интересные факты
В конце 2016 года в запасниках Музея землеведения МГУ была обнаружена считавшаяся утраченной фотоколлекция, собранная Анучковым. Она насчитывает 600 чёрно-белых снимков различной тематики. А.П.Чехов вспоминает о Д.Н.Анучине на страницах фельетонного цикла «Осколки московской жизни», очерк № 25: «23 июня 1884 г.».
Труды: Анучин Д.Н. Отчёт о поездке в Дагестан летом 1882 года, совершённой при содействии Императорского Русского географического общества. — Санкт-Петербург: типография А.С.Суворина, 1884. — 93 страницы; Анучин Д.Н. Древняя география: лекции, читанные Д.Н.Анучиным в I полугодии 1886/7 учебного акад. года. — Москва, [88] (2016). — 260, II страниц; Анучин Д.Н. «О географическом распределении мужского населения России (по данным о всеобщей воинской повинности в империи за 1874—1883)» // Записки Императорского Русского Географического Общества по отделению статистики, том 7, выпуск 1, 1889; Анучин Д.Н. Сани, ладьи и кони, как принадлежности похоронного обряда // Древности, том XIV, 1890; Анучин Д.Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака: древнее русское сказание «О человецех незнаемых в восточной стране»: археолого-этнографический этюд : с 14-ю рисунками в тексте. — Москва, 1890; Анучин Д.Н. Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нём представлений // Землеведение, 1895; Анучин Д.Н. Князь В.А.Черкаский и гражданское управление в Болгарии 1877—1878 гг. // Русская старина. Том 87. — Санкт-Петербург: Тип. «Общественная польза», 1896. — Страницы 45—81, 231—254; Анучин Д.Н. К вопросу о диких лошадях и об их приручении в России // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1896; Анучин Д.Н. Труды экспедиции по исследованию источников главных рек Европейской России. — Москва, 1897; Анучин Д.Н. К истории искусства и верований у Приуральской чуди в кн: «Материалы по археологии восточных губерний». — Москва, 1899; Цикл статей «Япония и японцы» // Землеведение за 1904—1906; Анучин Д.Н. О людях русской науки и культуры: Статьи, некрологи и заметки / Под редакцией А.В.Арциховского, В.А.Варсанофьевой, А.И.Соловьёва; Переплёт художника В.А.Селенгинского. — Издание 2-е. — Москва: Географгиз, 1952. — 336 страниц. — 15 000 экз.емпляров; Анучин Д.Н. Географические работы. — Москва, 1954 (библиография); Анучин Д.Н. Геологическое прошлое и географическое настоящее Москвы // Москва в зеркале веков. — Москва : АСТ: Астрель, 2007. — Страницы 3—30; Анучин Д.Н. Доисторическое прошлое Москвы // Москва в зеркале веков. — Москва : АСТ; Астрель, 2007. — Страницы 31—75; Анучин Д.Н. Избранные географические работы / Д.Н.Анучин. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 356 страниц. — (Серия: Антология мысли); Анучин Д.Н. Учёные, путешественники, первооткрыватели. Избранные очерки / Д.Н.Анучин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 205 страниц. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-10662-6;
Литература: Анучин, Дмитрий Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Берг Л.С. Д.Н.Анучин (1843—1923) // Очерки по истории русских географических открытий. — Москва-Ленинград, 1949; Богданов, В.В. Анучин Д.Н. // Сборник в честь 70-летия Анучина (с портретом и библиографией трудов до 1912 г.). — Москва, 1913; Богданов В.В. Дмитрий Николаевич Анучин, антрополог и географ (1843—1923) / Московское общество испытателей природы. — Москва, 1941. 68 страниц; Богданов, В.В. Анучин Д.Н. // Сборник в честь 70-летия Анучина (с портретом и библиографией трудов до 1912 г.). — Москва, 1913; Борейко В.Е. Анучин Дмитрий Николаевич // Словарь деятелей охраны природы.. — Киев, 1995, 2001; Волков В.А., Куликова М.В. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Естественные и технические науки. — Москва : Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2003. — Страницы 19—21. — 294 страницы — 2 000 экземпляров. — ISBN 5—8037—0164—5; Григорьев С.Г. Д.Н.Анучин // Вестник воспитания. — 1913; Григорьев А.А. Дмитрий Николаевич Анучин / А.А.Григорьев // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. — Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. — Страницы 508—515; Есаков В.А. Д.Н.Анучин и создание русской университетской географической школы. — Москва, 1955; Ивановский, А.А. Д.Н.Анучин // Русский Антропологический Журнал, 1900, № 1; Ивановский, А.А.Чествование проф. Д.Н.Анучина // Русский Антропологический Журнал, 1900, № 2; Карпов Г.В. Д.Н.Анучин. — Москва : Географгиз, 1954. — 40 страниц. (Замечательные географы и путешественники); Карпов Г.В. Путь ученого: очерки жизни, научной и общественной деятельности Д.Н.Анучина, 1843—1923. — Москва: Географгиз, 1958. — 343 страницы : иллюстрации; Карпов Г.В. Д.Н.Анучин. — Москва, 1962; Киселев С.В. Д.Н.Анучин – археолог // Труды Института этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая. Новая серия. Москва-Ленинград, 1947. Том 1. Страницы 22—24; Крубер А.А. Д.Н.Анучин // Землеведение. — 1923; Соловей Т.Д. Институализация науки в Московском университете (Жизнь и труды Д.Н.Анучина в контексте эпохи) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2003. № 6. Страницы 3—38; Соловьёв А.И. Д.Н.Анучин (1843—1923) // Анучин Д.Н., Борзов А.А. Рельеф Европейской части СССР. — Москва, 1948; Энциклопедический справочник: «Тверская область». — Тверь, 1994; Словарь членов Общества любителей Российской словесности при Московском Университете. — Москва : Печатня А. Снегиревой, 1911. — Страницы 15—17..
1843
Иван Феликсович Оношкович-Яцына
управляющий делами Александровского комитета о раненых, председатель Центрального Совета Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям, действительный тайный советник. Онощкович-Яцына происходил из дворян Санкт-Петербургской губернии. Сын делопроизводителя Департамента Министерства народного просвещения, действительного статского советника Феликса Антоновича Оношковича-Яцыны. Окончив физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1867 году поступил на гражданскую службу в Военное министерство Российской империи чиновником Главного штаба, а затем Главного управления военно-учебных заведений. В 1869 году перешёл на службу в Министерство народного просвещения в качестве помощника бухгалтера, а со следующего года — делопроизводителя Департамента народного просвещения, где ранее служил его отец. Получив 1 января 1886 года чин действительного статского советника, Оношкович-Яцына 5 октября 1890 года стал чиновником для особых поручений при министре народного просвещения графе И.Д.Делянове. Он также являлся членом Отделения Учёного комитета Министерства народного просвещения по техническому и профессиональному образованию (в этой должности он оставался вплоть до своей кончины в 1913 году). 1 мая 1892 года Оношкович-Яцына вновь перешёл на службу по военному ведомству, заняв должность начальника Канцелярии Александровского комитета о раненых (его предшественник М.А.Пещуров получил назначение членом Государственного Совета). В качестве начальника Канцелярии Александровского комитета о раненых, Оношкович-Яцына фактически руководил всей текущей работой Комитета, состоявшего из заслуженных генералов преклонного возраста под председательством великого князя Михаила Николаевича. Военный министр А.Ф.Редигер так оценивал соотношение Комитета о раненых и его Канцелярии: «Комитет о раненых, собственно говоря, совершенно лишнее учреждение, так как вся работа по призрению раненых лежит на Канцелярии Комитета, а сам Комитет собирается лишь для виду и, в действительности, является богадельней для генералов. Первоначально он состоял, кажется, из пяти-шести человек и в таком виде ещё имел какой-либо смысл, но в составе пятидесяти членов он уже являлся прямой бессмыслицей. Достаточно сказать, что совершенно бездеятельный Комитет стоил казне больше чем вдвое дороже, чем работавшая за него Канцелярия» Деятельность Оношковича-Яцыны на посту начальника Канцелярии была отмечена чином тайного советника (18 декабря 1894 года), орденом Святого Александра Невского (29 апреля 1905 года) и назначением 12 сентября 1905 года членом Александровского комитета о раненых с переименованием в управляющие делами Комитета. Вскоре, однако, он был освобождён от первой из этих должностей ввиду сокращения числа членов Комитета с 50 до 20 членов. После смерти в 1909 году великого князя Михаила Николаевича Александровский комитет о раненых был включён в структуру Военного министерства (до этого он напрямую подчинялся верховной власти), а его председателем по должности стал военный министр, с сохранением непосредственной организации работы в руках управляющего делами Комитета. Помимо прямой служебной деятельности по призрению раненых, Оношкович-Яцына возглавил также Центральный Совет созданного после окончания Русско-японской войны крупнейшего в России Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям (на 1909 год имевшего свыше 150 местных отделений в 65 губерниях и областях Российской империи). 7 января 1911 года Оношкович-Яцына был произведён в действительные тайные советники и 6 декабря 1913 года получил последнюю награду — бриллиантовые знаки ордена Святого Александра Невского. Менее чем через три недели, Оношкович-Яцына скончался в Санкт-Петербурге 6 января 1913 года.
Семья: Иван Феликсович Оношкович-Яцына был женат на Станиславе Иосифовне Висмонт и имел четырёх детей: Сергея, Олимпиаду, Николая и Ивана, из которых известность получила Олимпиада (Ада) Ивановна Оношкович-Яцына, поэтесса и переводчик. Его братья также занимали заметное служебное положение: Иосиф Феликсович был действительным статским советником, председателем контрольной комиссии Императорского Человеколюбивого общества и гласным городской думы Санкт-Петербурга, Николай Феликсович — начальником Санкт-Петербургского таможенного округа и действительным статским советником.
Награды: Орден Святого Станислава I степени (1889 год); Орден Святой Анны I степени (1892 год); Орден Святого Владимира II степени (1896 год); Орден Белого орла (1901 год); Орден Святого Александра Невского (30 апреля 1905 года; бриллиантовые знаки этого ордена пожалованы 19 декабря 1913 года).
Источники: Пономарёв В.П., Шабанов В.М. Кавалеры Императорского ордена Святого Александра Невского. 1725 — 1917. Том 3. — Москва, 2009. — Страница 790. — ISBN 978-5-89577-145-7; Столетие Военного министерства. 1802-1902. Том XIII. Отдел 2. Александровский комитет о раненых: Исторический очерк / Сосавитель Д.И.Бережков, Н.А.Штофф. — Санкт-Петербург, 1902; Список гражданским чинам военного ведомства первых шести классов по старшинству. Составлен по 1 января 1911 года. — Санкт-Петербург, 1911. — Страница 4; Almanach de St-Petersbourg. Cour, monde et ville. 1912. — Страница 371.
1846
Виктор Михайлович Иванов
русский военный и общественный деятель, промышленник и предприниматель, военный инженер и педагог, генерал-лейтенант, заслуженный профессор и почётный член Конференции Николаевской инженерной академии, ординарный профессор Николаевской академии Генерального штаба. Член ИРГО, член от Министерства финансов в Комитете по управлению водным и шоссейным сообщением и торговыми портами Министерства путей сообщения (с 1.7.1899 г.). Родился в Санкт-Петербурге. В 1868 году окончил Петербургский университет, в 1871 году Николаевское инженерное училище по 1-му разряду. В службу вступил подпоручиком в 4-й Сапёрный батальон 11 июля 1871 года. С 1877 года участник Русско-турецкой войны. С 1878 по 1879 год был офицером особых поручений при начальнике Военных сообщений в Болгарии. В 1883 году после окончания Николаевской инженерной академии по 1-му разряду, был назначен репетитором, с 1887 года преподавателем академии. В 1891 году ему был присвоен чин полковника. В 1893 году назначен экстраординарным профессором Николаевской инженерной академии. В 1901 году присвоен чин генерал-майора с назначением ординарным профессором Николаевской академии Генерального штаба. С 1903 года назначен заслуженным профессором и почётным членом Конференции Николаевской инженерной академии. В 1909 году вышел в отставку с производством в генерал-лейтенанты. С 1898 года являлся председателем правлений — «Русского акционерного общества артиллерийских заводов», «Русского паровозостроительного и механического общества», «Русского судостроительного акционерного общества», правления «Туркестанского сельскохозяйственного и промышленного хозяйства». Директором — правления «Семиреченской железной дороги», правления «Петроградского строительного акционерного общества», «товарищеского общества вагоностроительных заводов». Был членом правления машиностроительного завода «Феникс», «совета съездов представителей промышленности и торговли», комиссии по организации экспедиций к Северному полюсу и по исследованию рек полярных стран. В 1912 году собранием акционеров единогласно избран председателем правления «Русско-Бельгийского металлургического общества». Выбирался гласным Санкт-Петербургской городской думы. С 1917 года участник Белого движения, служил в Вооружённых силах Юга России. Умер в Одессе 25 сентября 1919 года.
Награды: Орден Святого Станислава III степени (1876 год); Крест «За переход через Дунай» (1877 год); Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (1878 год); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1878 год); Орден Святого Станислава II степени (1883 год); Высочайшее Благоволение (1887 год); Орден Святой Анны II степени (1888 год); Орден Святого Владимира III степени (1894 год); Орден Святого Станислава I степени (1904 год);
Труды: Иванов В.М.:«Строительное искусство». Санкт-Петербург, типо-литография А.Ф.Маркова. 1887 г.-279 страниц; Иванов В.М.:«Сборник чертежей (приложение к книге Воинские здания)» Санкт-Петербург, 1904 г.-197 страниц; Иванов В.М.:«Об удалении и обезвреживании нечистот в западно-европейских городах». Санкт-Петербург, 1904; Иванов В.М.:«Воинские здания». Санкт-Петербург, 1904 г.-217 страниц; Иванов В.М.:«Воинские здания». Санкт-Петербург, 1901 г.-30 страниц; Иванов В.М.:«Воинские здания». Санкт-Петербург, 1900 г.-38 страниц.
Семейная связь: Был женат, имел 4 детей, в том числе Ольгу — замужем за героем ПМВ полковником Виктором Цытовичем.
Литература: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. — Том I. А—К. — Москва, 2009; Список полковникам по старшинству. Составлен по 1 мая 1901 г. — 487 страниц; Список генералам по старшинству на 4.7.1907. — Части 1, 2 и 3. — 1119 страниц.

1846
Хачик Пол Чатер (Sir Catchick Paul Chater, армянское имя — Փոլ Չաթեր; китайское имя — 遮打)
влиятельный предприниматель и филантроп армянского происхождения, сделавший карьеру в Британском Гонконге, был консулом Высшего мирового суда Гонконга (1876—1926), членом Исполнительного совета Гонконга (1896—1926) и Законодательного совета Гонконга (1900—1906), более сорока лет являлся советником губернаторов Гонконга, рыцарь ордена Британской империи и ордена Святого Михаила и Святого Георгия. Хачик Погос Аствачатур или Аствацатурян (армянское имя — Խաչիկ Պողոս Աստվածատրյան) родился в Калькутте (Британская Индия) и был крещён в армянской церкви Святого Назарета. Его отец Чатер Пол Чатер работал в колониальной администрации государственным служащим и имел в браке с женой Мириам тринадцать детей. В возрасте семи лет Хачик осиротел и по стипендии начал учиться в калькуттском колледже «La Martiniere» (позже он пожертвовал школе большую сумму и спас её от закрытия). В 1864 году Хачик перебрался в Гонконг, где первое время жил в семье своей сестры Анны и её мужа. В первые годы проживания в Гонконге Чатер работал помощником в «The Bank of Hindustan, China & Japan», позже при помощи еврейской семьи Сассун стал работать биржевым брокером, торговал золотыми слитками и земельными участками. Также Чатер самостоятельно исследовал побережье и дно бухты Виктория, задумав расширить территорию с помощью насыпных работ. Кроме того, он начал приобретать для правительства Гонконга земли, ранее принадлежавшие британской армии и флоту. В 1868 году Чатер совместно с парским коммерсантом Хормусджи Наороджи Моди основал успешную компанию «Chater & Mody». Чатер активно продвигал в Гонконге масонство и в феврале 1882 года стал региональным Великим магистром Южного Китая. В 1886 году Чатер помог шотландцу Патрику Менсону основать первую в Гонконге молочную ферму (сегодня она известна как торговая группа «Dairy Farm International Holdings» в составе «Jardine Matheson»). В том же году Чатер вошёл в состав Законодательного совета Гонконга, заняв место Фредерика Дэвида Сассуна. В 1889 году Пол Чатер и Джеймс Джонстоун Кесвик основали компанию «Hongkong Land», которая занималась строительством, насыпными работами и операциями с недвижимостью.
Пол Чатер в 1903 году
Воспользовавшись своими связями в Исполнительном совете Гонконга, Чатер тайно приобрёл старое кладбище в районе Ваньчай и построил там первую электростанцию колонии. Основанная Чатером в 1890 году компания Hongkong Electric стала монополистом на рынке электроэнергии и уже через год обеспечивала ей свыше 600 зданий (другими акционерами «Hongkong Electric» стали Сассуны и Jardine Matheson). У Чатера было две страсти — крикет и скачки, он регулярно играл за «Hong Kong Cricket Club» и ни разу не пропустил еженедельные скачки на ипподроме в районе Хэппи-Вэлли. В 1872 году он открыл собственную конюшню («Chater Stable»), которая победила во множестве гонок. В 1955 году престижный кубок гонконгского этапа Тройной короны был назван в честь Чатера («Hong Kong Champions & Chater Cup»). В 1896 году Чатер стал членом Исполнительного совета Гонконга и заседал там вплоть до своей смерти в 1926 году. В 1901—1904 годах Чатер построил свой знаменитый «Marble Hall», использовав для декорирования импортированный из Европы мрамор. Особняк служил не только жилой резиденцией Чатера, но и местом хранения его богатейшей коллекции китайского фарфора. В 1902 году король Эдуард VII посвятил Чатера в рыцари, в 1904—1906 годах на средства Чатера была построена англиканская церковь Святого Андрея. Кроме вышеперечисленных в разные годы Чатер занимал следующие должности: магистр масонской ложи «Настойчивость» (1873), региональный Великий магистр Гонконга и Южного Китая (1882—1909), директор «Dairy Farm Co» (1886), консул Сиама в Гонконге, председатель и казначей юбилейного комитета королевы Виктории (1887), председатель совета управляющих «Hong Kong Jockey Club» (1892–1926), член Почётного легиона французского правительства в Тонкине (1892), член Общественного комитета по освещению (1896), председатель Бриллиантового юбилейного комитета королевы Виктории (1897). В 1923 году Чатер получил почётную степень доктора права за то, что долгое время был почётным казначеем Гонконгского университета. Пол Чатер умер в Гонконге 27 мая 1926 года и был похоронен на Гонконгском кладбище в Хэппи-Вэлли. Он завещал «Marble Hall» со всей коллекцией фарфора и картин властям Гонконга. Оставшаяся часть состояния была передана армянской церкви Святого Назарета в Калькутте, которая использовала эти средства для содержания дома престарелых («The Sir Catchick Paul Chater Home»). Если Роберт Хотхун был неформальным лидером «евразийской» общины Гонконга (китайско-европейские метисы), то Чатер в конце XIX — первой четверти XX века негласно возглавлял «индийскую» общину колонии (выходцы из Британской Индии армянского, парсского и еврейского происхождения).
Чатер-хаус
Память и наследие
После смерти мужа вдова Чатера проживала в «Marble Hall» как пожизненный арендатор вплоть до своей кончины в 1935 году. После этого здание официально перешло под контроль властей и было переименовано в Admiralty House (здесь размещалась резиденция командующего британским флотом). Особняк, окружённый обширным садом, славился на весь Гонконг своим итальянским и греческим мрамором, а также отделкой из тика и красного дерева. Во время войны японцы заняли здание под свои нужды, в 1946 году оно сгорело дотла и было снесено в 1953 году. Сегодня на месте «Marble Hall» размещается правительственный жилой дом «Chater Hall Flats». Обширная коллекция Чатера, включавшая картины, гравюры, эскизы, книги и фотографии (большинство произведений было посвящено пейзажам Южного Китая, сценам в китайских портах и британской деятельности в Китае), была рассеяна и частично уничтожена во время японской оккупации. Сохранилось лишь 94 предмета из 430, которые сегодня выставлены в Гонконгском музее искусств. В Центральном районе Гонконга по-соседству расположены улица Чатер-роуд и общественный парк Чатер-Гарден, названные в честь Пола Чатера и построенные на землях, отвоёванных им у моря. С 1851 года на месте нынешнего парка располагался Гонконгский крикет-клуб, но после его переезда во второй половине 1970-х годов вместо игрового поля и трибун были обустроены сад с искусственными водоёмами. На Чатер-роуд возвышается 30-этажная офисная башня «Chater House», принадлежащая компании Hongkong Land, основанной Полом Чатером. В холле здания расположены бюст Чатера и мемориальная доска с его рельефным изображением. В районе Кеннеди-таун (Сайвань) расположена улица Катчик-стрит или Хачик-стрит (Catchick Street, китайское название — 吉席街), также названная в честь сэра Хачика Пола Чатера.
Чатер-гарден

Церковь Святого Андрея
Ограда бывшего Marble Hall
Чатер-роуд
Хачик-стрит
Литература: Иванов П. М. Гонконг. История и современность. — Москва: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1990. — ISBN 5-02-016958-7; Vaudine England. The Quest of Noel Croucher: Hong Kong's Quiet Philanthropist. — Hong Kong University Press, 1998. — ISBN 9789622094734.
[544x698]
1848
Виктор Мейер (немецкое имя — Victor Meyer)
немецкий физикохимик и химик-органик. Родился в Берлине. Окончил Гейдельбергский университет (доктор философии, 1866). Совершенствовал образование в Берлинском университете (1868-1871). В 1871 работал в Штутгартской политехнической школе. Профессор Цюрихского политехнического института (1872-1885), Гёттингенского (1885-1889) и Гейдельбергского (с 1889) университетов. Основные работы - в области органической химии. Установил (1870) строение салициловой кислоты. Действием нитрита серебра на алкилгалогениды получил (1872) алифатические нитросоединения (реакция Мейера). Установил, что при действии азотистой кислоты на первичные нитросоединения образуются нитроловые кислоты. Открыл (1882) новое вещество, названное им тиофеном; изучил свойства тиофена и его производных. Открыл (1882) реакцию альдегидов и кетонов с гидроксиламином. Впервые получил (1883) и исследовал оксимы, дал объяснения стереохимии оксимов и ввел (1888) в науку термин «стереохимия». Открыл (1894) совместно с Л.Гаттерманом ароматические иодониевые соединения; ввел термин «ониевые» соединения. Синтезировал (1894) гидроокись дифенилиодония. Ввел представление (1894) о «пространственных затруднениях» при химических реакциях на примере этерификации о-замещенных аренкарбоновых кислот. Разработал (1878) метод определения плотности пара, названный его именем. Президент Немецкого химического общества (1897). Умер в Гейдельберге 8 августа 1897 года. Сочинения в русском переводе: Задачи Рига, 1896.
Литература: Meyer R., Victor Meyer. Leben und Wirken, 1848—1897, Bd 1—4, Lpz., 1917.