
1891
Адриан Митрофанович Топоров
советский писатель, литературный критик и публицист, просветитель, учитель, эсперантист. Автор книги «Крестьяне о писателях» (1930). А.М.Топоров родился в бедной крестьянской семье в селе Стойло, Старооскольский уезд, Курская губерния, Российская империя (в 1960-е годы вошло в состав Старого Оскола). В 1908 году окончил Каплинскую второклассную учительскую школу (с 1954 года Белгородская область). Просветительская работа Топорова началась в Курской губернии, далее в Барнауле и в алтайском селе Верх-Жилинское. В 1920 году он стал организатором коммуны «Майское утро», создал здесь школу, библиотеку, народный театр, краеведческий музей, хор и оркестр. Делегат Первого Всесоюзного съезда учителей (1925), один из лучших селькоров СССР. Из-за запрета местных властей на работу в 1932 году переехал в Очёр (Пермский край), далее в Раменское (Московская область). В 1937 году Топоров был арестован по ложному обвинению (статья 58 Уголовного кодекса РСФСР), отбывал наказание в исправительно-трудовых лагерях ГУЛага, был в ссылке в Татарстане и в Казахстане. Реабилитирован в 1958 году. В 1949 году поселился в Николаеве, где продолжил заниматься литературной и общественной деятельностью. Его имя стало вновь популярным в 1961 году, когда в космос полетел Герман Титов, который называл его «духовным дедом», поскольку родители космонавта были учениками Топорова в коммуне «Майское утро». В 1964 году в переписке с Титовым Топоров предсказал великое будущее писателю Александру Солженицыну. В 1980 году А.М.Топоров был принят в члены Союза писателей СССР. В Николаеве А.М.Топоровым были написаны книги: «Воспоминания», «Я — учитель», «Мозаика» — книги о своей жизни, о людях, с которыми встречался; был активным автором газеты «Южная правда» — одной из старейших газет Николаевщины.
«6-го сентября 1970 г. мне исполнилось 79 лет. Из них – 63 года я – солдат культурно-просветительного фронта. По совместительству 33 года я отдал школе, 62 – культпросвету, 60 - литературе. Перебираю пожелтевшие страницы газет и журналов, рукописей, писем… И былое встаёт перед глазами. Чем дальше по годам, тем ярче. Были очень трудные дни, были тяжкие испытания, были и радости непомерные. Но слишком долгая моя жизнь, чтобы вспоминать её всю. Работал, писал, воевал с несправедливостью, учил прекрасных детей. Был и остался учителем. Привык гордиться тем, что я – учитель. Быть долгожителем трудно. Но интересно. Целый век поворачивается пред тобой, множество картин, встреч, лиц, десятки школьных выпусков. Ребятишки, которых учил ты по букварю, приводят в класс своих детей, а там и внуков. И что же, опять все сызнова? Нет, всякий раз по-новому… Интересное это занятие – жить на земле!» — Топоров Адриан Митрофанович, «Интересное это занятие – жить на земле (Из воспоминаний)».
Умер в городе Николаев, Украинская ССР, СССР, 23 июля 1984 года. Похоронен в «почетном секторе» николаевского городского кладбища у села Мешково-Погорелово. В 2000 году был назван горожанами в числе десяти самых выдающихся николаевцев ХХ века, наряду с адмиралом С.Макаровым, Н.Аркасом и поэтом М.Лисянским.
Семья
Жена (с 1917 г.) — Мария Игнатьевна Топорова (урождённая Кирнасова; 1895, Барнаул—1973, Николаев). Участница Великой Отечественной войны — в действующей армии с 1 июля 1942 года. Дошла с советскими войсками до Берлина и Вены. Уволена из армии 4 мая 1948 года. Награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Сын — Юрий Адрианович Топоров (1918, Верх-Жилино—1975, Москва), участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды; инженер.
Внук — Владимир Юрьевич Топоров (1952—2003), альтист ГАСО имени Светланова. Жена внука — Светлана Степченко, их сын, правнук А.М.Топорова — Степан родился в 1991).
Сын — Герман Адрианович Топоров (1920, Верх-Жилино—1993, Николаев), участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Славы III степени, медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; выпускник МИИТ, инженер и архитектор, подготовивший книгу об отце «О чём рассказал архив» (2007).
ВнукТворчество
С 1920 по 1932 год Топоров читал коммунарам «Майского утра» произведения зарубежных и советских писателей. Их обсуждали, о них спорили. На основе этого материала Топоров написал книгу «Крестьяне о писателях» (1930), после чего имя автора стало известным в СССР и за его пределами (США, Австралия, Швейцария, Польша и т. д.). Выход книги в разные годы приветствовали: Максим Горький; Вересаев В.В.; Зазубрин В.Я.; Вяткин Г.А.; Пермитин Е.Н.; Луначарский А.В.; Рубакин Н.А.; Бицилли П.М.; Твардовский А.Т.; Исаковский М.В.; Залыгин С.П.; Игрунов Н.С.; Сухомлинский В.А. и другие. В то же время часть писателей и литературных критиков (Беккер М.И., Панфёров Ф.И., Павлов Г.П., Высоцкий А.В. и др.) её не приняли. Топоров — автор книг: «Воспоминания» (1970, 2010, 2021), «Я — учитель» (1980, 2024), «Однажды и на всю жизнь» (1980), «Мозаика» (1985, 2013, 2021), «Интересное это занятие — жить на земле!: воспоминания» (2015), «Мозаика-2» (2020) и другое. Творческим наследием А.М.Топорова занимался его сын Герман Адрианович Топоров (1920—1993), инженер и архитектор, подготовивший книгу о своём отце «О чём рассказал архив», увидевшую свет в 2007 году. Позже эту работу продолжил его внук Игорь Германович Топоров (1954), выпустивший в 2010 году книгу «Адриан Топоров. Воспоминания о деде».
Оценки
Аграновский А.А., писатель, журналист:
«Не тем славен Адриан Топоров, что однажды виделся с космонавтом, и не тем даже, что учил его родителей, — всё это случай, могло его и не быть. Топоров сам по себе величина, огромное культурное явление».
Аграновский А.Д., журналист:
«Белинские в лаптях! Невероятно, но факт. В сибирской глуши есть хуторок, жители которого прочли огромную часть иностранной и русской классической и новейшей литературы. Не только прочли, а имеют о каждой книге суждение, разбираются в литературных направлениях, зло ругают одних авторов, одни книги, отметая их, как ненужный вредный сор, и горячо хвалят и превозносят других авторов, словом, являются не только активными читателями, но строгими критиками и ценителями».
Бицилли П.М., русский историк, литературовед и философ:
«Твердое знание замечательной книги Топорова следовало бы признать обязательным для каждого преподавателя русского языка и истории русской литературы. Из этой книги каждый хоть несколько вдумчивый преподаватель узнает от „простых мужиков“, что такое подлинный разбор литературных памятников и выучится у Топорова, как надо поступать, чтобы не убивать в учащихся способности непосредственного художественного восприятия». (О книге А.М.Топорова «Крестьяне о писателях»).
Вересаев В.В., писатель:
«Дело небывалое и любопытное. Я, по крайней мере, не знаю подобного эксперимента во всей русской и зарубежной литературе… Непременно продолжайте. Это настоящий нелицеприятный суд над нашим братом». (О книге А.М.Топорова «Крестьяне о писателях»).
Глотов В.В., публицист:
«А ведь спустя десятилетия мы можем с уверенностью сказать: в лице А.М.Топорова мы имели по существу первого советского просветителя, причём такого масштаба, превзойти который не удалось никому».
Максим Горький:
«Пошлите мне Вашу книгу „Два мира“; интереснейшую беседу слушателей о ней я читал, захлёбываясь от удовольствия». (Из письма писателю В.Я.Зазубрину). «Эта книга была прочитана в Сибири перед собраниями рабочих и крестьян. Суждения, собранные о ней, стенографически записаны и были опубликованы в журнале „Сибирские огни“. Это весьма ценные суждения, это подлинный „глас народа“». (Из предисловия к пятому изданию романа В.Я.Зазубрина «Два мира»).

Памятная надпись поэта Твардовского А.Т.Топорову А.М. на книге «Василий Тёркин», 1964
Зазубрин В.Я., писатель:
«Узнал, что Максим Горький выдвигает Вас одним из редакторов лит.-худ. журнала для колхозников. На днях получите предложение — приехать в Москву для переговоров. Советую принять это предложение. Алек[сей] М[аксимович] очень Вас ценит и хочет с Вами познакомиться, чтоб Вам дать более широкое поле для продолжения Ваших занятий».
Залыгин С.П., писатель, общественный деятель:
«Это удивительная книга. Держишь её в руках, как драгоценность, как кладезь человеческих ценностей, как памятник. Вся её история — совершенно реальные факты и приметы нашей жизни, переплелись здесь так, словно кто-то задался целью удивить и поразить вас». (О книге А.М.Топорова «Крестьяне о писателях»).
Игрунов Н.С., писатель, общественный деятель:
«Существует такая притча. Сократа, идущего с учеником, встречает проститутка. „Вот ты, — обращается к нему, — потратил годы, чтобы он пошел за тобою, а мне стоит только поманить его, и он пойдет за мной“. — „Что же тут удивительного? — сказал мудрец. — Ты зовёшь его вниз, а я — вверх“. Топоров знал, что делал: он звал народ вверх! И в этом всем нам наука».
Исаковский М.В., поэт:
«Книгу Вашу я знаю давно… Продолжать то, что Вы начали, продолжать пусть в несколько иной форме, но всё же продолжать, — по-моему, совершенно необходимо. И я надеюсь, что продолжатели найдутся». (О книге А. М. Топорова «Крестьяне о писателях»).
Рубакин Н.А., писатель и ученый-библиограф:
«Ваша замечательная книга особенно ценна её внутренней честностью. Потому она и особенно поучительна. Она откроет глаза многим и многим на настоящую роль и значение и на социальное назначение литературы… С каждой страницы Вашей книги так и прёт, так и сияет Ваша любовь к человеку, к читателю, да и их любовь и доверие к Вам просто-таки очаровывают». (О книге А. М. Топорова «Крестьяне о писателях»).
Сухомлинский В.А., педагог, писатель:
«Я хорошо помню книгу А.М.Топорова ещё по довоенному изданию. Всё, о чём он рассказал в своей книге и что делал в своём селе, всегда казалось мне изумительным, необычным… Когда читаешь высказывания крестьян о величайших художниках, чувствуется прикосновение к правде, к жизни… Настоящая сельская школа всегда была и есть очагом мысли, культуры. Учитель никогда не может ограничиваться уроком. Подлинный педагог является искрой, зажигающей в человеческих сердцах любовь к прекрасному». (О книге А.М.Топорова «Крестьяне о писателях»).
Титов Г.С., космонавт:
«Топоров — истинный учитель, я бы даже сказал, просветитель в самом высоком смысле этого слова. Его имя с детства было для меня памятным — так часто говорили о нём в моем родном селе… Для меня Топоров и сегодня остается олицетворением лучших черт, которые мы вкладываем в высокое понятие Учитель».
Шеваров Д.Г., литератор:
«Русские подвижники… Если бы вышла в свет энциклопедия с таким названием, то она не могла бы обойтись без имени Адриана Митрофановича Топорова».
Мемориальная доска в честь Топорова А.М., Николаев, 2009
Память:
Имя Топорова упомянуто в энциклопедиях, словарях, о нём написаны книги, сняты фильмы. Личные фонды Топорова имеются в Институте мировой литературы имени А.М.Горького Российской Академии Наук, государственных архивах Белгорода, Старого Оскола, Новосибирска, Барнаула, Николаева, а также в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Старого Оскола, Тулы, Омска, Николаева, Алтайского края и Пермского края. В Барнауле, селе Верх-Жилино Косихинского района Алтайского края и в Николаеве в честь Топорова открыты мемориальные доски. Именем Топорова названы улица и школа в районном центре Косиха (Алтайский край), библиотека в селе Песчанка Старооскольского района Белгородской области. В декабре 2017 года на сцене Томского областного театра юного зрителя состоялась премьера спектакля «Крестьяне о писателях. Житие учителя в трёх действиях» (автор — А.Топоров, режиссёр Дмитрий Егоров), посвящённого судьбе коммуны «Майское утро» и самого Адриана Топорова. В июле 2019 года Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования был переименован в Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова (АИРО имени А.М.Топорова). 15—16 декабря 2020 года Институт мировой литературы имени А.М.Горького Российской Академии Наук провёл Международную научную конференцию «Читатель в русском литературном процессе XX века. К 90-летию выхода книги А.М.Топорова „Крестьяне о писателях“». В мае 2021 года педагог Кущова Т.А. защитила диссертацию в Николаевском национальном университете имени В.А.Сухомлинского и получила научную степень кандидата педагогических наук (доктора философии). Тема ее исследования: «Педагогическое наследие и общественно-просветительская деятельность Адриана Митрофановича Топорова (1915—1984 годы)». Топоровские чтения проводятся в Белгороде, Николаеве и в Алтайском крае. В ряде педагогических учебных заведений Украины и России изучается опыт учительской деятельности Топорова, а школа коммуны «Майское утро» иногда сравнивается с яснополянской школой Толстого.
Обложка книги Топорова А.М. «Крестьяне о писателях» (Москва : Госиздат, 1930)
Библиография: Топоров А.М. Крестьяне о писателях // Звезда Алтая, май-июль 1927; Топоров А.М. Тяжелый путь: рассказ // Сибирь в художественной литературе. — Москва; Ленинград: Гиз, 1927. — Страницы 281—286; Топоров А.М. Деревня о современной художественной литературе // Сибирские огни, 1927. — № 6. — Страницы 192—231; Топоров А.М. Деревня о современной художественной литературе; стенографический отчет // Сибирские огни, 1928. — № 1. — Страницы 217—243; Топоров А.М. Деревня о современной художественной литературе; стенографический отчет // Сибирские огни, 1928. — № 2. — Страницы 228—238; Топоров А.М. Деревня о современной художественной литературе; стенографический отчет // Сибирские огни, 1928. — № 5. — Страницы 173—190; Топоров А.М. Пушкин у крестьян-коммунаров // Красная нива, 1930. — № 5; Топоров А.М. Крестьяне о писателях. — Москва : Госиздат, 1930; — 2-е издание, дополненное и переработанное. — Новосибирск : Книжное издательство, 1963; — 3-е издание. — Москва : Советская Россия, 1967; — 4-е издание. — Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1979; — 5-е издание. — Москва : Книга, 1982; — Белгород: Константа, 2014. — 300 страниц; — Москва : Common Place, 2016. — 334 страницы; Топоров А.М. Воспоминания. — Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1970; Топоров А.М. Однажды и на всю жизнь // Октябрь. — 1980. — № 3; Топоров А.М. Я — учитель. — Москва : Детская литература, 1980; Топоров А.М. Мозаика : из жизни писателей, художников, композиторов, артистов, ученых. — Киев : Дніпро, 1985; Топоров А.М. Я — из Стойла // Сибирские огни. — 2008. — № 8; Топоров А.М. Зоил сермяжный и посконный. Опыты крестьянской литературной критики // Русская жизнь. — 2009. — № 10, 11-12; Топоров А.М. Воспоминания, статьи, письма. — Барнаул: Алтайский дом печати, 2010; Топоров А.М. Я — из Стойла. Отрывки из книги // Простор. — 2010. — № 10; Топоров А.М. Автобиографические записки // Аргамак-Татарстан. — 2011. — № 1(6); Топоров А.М. Я снова вышел в люди. Отрывки из воспоминаний // Бийский вестник. — 2011. — № 4; Топоров А.М. Мой университет. Из воспоминаний // Ковчег Кавказа. — 2012. — № 34; Топоров А.М. Большой террор // Соборная улица. — 2013. — № 1. — Страницы 101—109; Топоров А.М. Мозаика // Ковчег. — 2013. — № XL. — Страницы 226—232; Топоров А.М., Топоров И.Г. Четыре истории долгого века // Простор. — 2013. — № 7. — Страницы 123—135; Топоров А.М. Мозаика: из жизни писателей, художников, композиторов, артистов, ученых. — Москва : Нобель-пресс, 2013; Топоров А.М. Живу на духовный капитал, полученный в Барнауле // Культура Алтайского края. — 2013. — № 1. — Страницы 38-41; Топоров А.М. Мозаика // Земляки-2013 (Нижний Новгород), 2013. — Страницы 335—338; Топоров А.М. Крестьяне о Бабеле. Публикация и предисловие Топорова И. Г. // Семь искусств. — 2013. — № 11; Топоров А.М. Неопубликованная глава из книги «Крестьяне о писателях» // Звезда. — 2013. — № 4. — Страницы 94-97; Топоров А.М. Мозаика // Алтай. — 2013. — № 6. — Страницы 148—149; Топоров А.М. Мозаика // Тула, 2013. — Страницы 270—278; Топоров А.М. Воспоминания об Алтае // Алтай. — 2014. — № 1. — Страницы 126—152; № 2. — Страницы 115—144; № 3. — Страницы 126—143; Топоров А.М. Как я учил писать школьников сочинения по методу наблюдений // Искусство в школе, 2014. — № 1. — Страницы 4-10; Топоров А.М. Мозаика (предисл. Игоря Топорова) // Приокские зори. — 2014. — № 3. — Страницы 187—191; Топоров А.М. Из воспоминаний // Сибирские огни. — 2014. — № 6; Топоров А.М. Из воспоминаний. Публикация и предисловие Игоря Топорова // Заметки по еврейской истории. — 2014. — № 3; Топоров А.М. Первый и единственный // Литературная учеба. — 2015. — № 2; Топоров А.М. Мозаика 2 // Мастерская. — 2015. — № 6; Топоров А.М. Интересное это занятие — жить на земле!: воспоминания. — Барнаул: Алтайский дом печати, 2015. — 394 страницы; Топоров А.М. Фарт // Дружба народов. — 2016. — № 9. — Страницы 210—214; Топоров А.М. Мозаика-2: из жизни властителей, полководцев, государственных и общественных деятелей. — Издательские решения, 2020. — 154 страницы; Топоров А.М. Мозаика: Из жизни писателей, художников, композиторов, артистов, ученых. — Издательские решения, 2021. — 340 страниц; Топоров А.М. Воспоминания. — Издательские решения, 2021. — 174 страницы; Топоров А.М. Фарт. Журнальные и иные публикации разных лет. — Издательские решения, 2021. — 354 страницы; Топоров А.М. Я - учитель. — Издательские решения, 2024. — 246 страниц.
Литература: Бабич В.В. Журналисты города Святого Николая. История и судьбы. — Николаев: Возможности Киммерии, 2011. — Страницы 554—567; Баллада о Топорове. Стихотворения, воспоминания, статьи. — Издательские решения, 2021. — 376 страниц; Беккер М. Против Топоровщины (О книге «Крестьяне о писателях») // На литературном посту, 1930. — № 23-24; Бицилли П.М. А.М.Топоров Крестьяне о писателях. 1930. Государственное издательство // Современные записки (Париж), 1931. — № XLVI. — Страницы 522—524; Волков А.И., Штанько Н.И. Ветвь сибирского кедра : повесть /А.Волков. — Москва : Советская Россия, 1962. — Страницы 11-13, 21, 23-25, 27, 39-63; Вторые Топоровские чтения на Белгородчине. 19-20 октября 2011 года: сборник. — Белгород: Константа, 2012; Глотов В.В. Учитель для сына. Размышления журналиста. — Москва : Педагогика, 1985. — Страницы 19-30; М. Горький и советская печать : архив А.М.Горького. Том 10. Книга2. — Москва : Наука, 1965. — Страницы 272, 274, 342, 343, 362, 363, 502; Гусельников В.В. Счастье Адриана Топорова. — Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1965; Карпенко В.Ф. Люди и корабли. — Одесса, 1980. — Страницы 11-118; Коптелов А.Л. Адриан Топоров // Афанасий Коптелов. Минувшее и близкое: Воспоминания, статьи, очерки. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1972. Страницы 397 — 401; Корман И. Камешек к мозаике // Семь искусств, 2013. — № 9-10; Кущёва Т.А., Топоров И.Г., Югина С.Г. Школа без искусств — неживая школа // Педагогика культуры, 2013. — № 19; Луначарский А.В. Письма об искусстве // Стройка, 1930. — № 15, 16; Мирошниченко Е.Г. Крестьяне о писателях. Слово и книга Адриана Топорова / Мирошниченко Е. // Я зачем-то съездил в Николаев / Николаев: Аванта, Возможности Киммерии, 2001. — Страницы 133—143; Павлов Г. Методика "строжайшего беспристрастия // Сибирские огни, 1930. — № 6. — Страницы 106—114; Панфёров Ф.И. О книге А.Топорова «Крестьяне о писателях». — Москва. — Октябрь, 1930. — № 12; Первые Топоровские чтения на Белгородчине. 25 ноября 2009 года: сборник. — Белгород: БИЦ БГУНБ, 2010; Пермитин Е.Н. Поэма о лесах. — Москва : Художественная литература, 1980. — Страницы 49, 72-74; Плеханова И.И. Русская литература Сибири. Часть 2. Период революции и советского строительства 20-30-х годов. Учебное пособие. — Иркутск, 2010. Страницы 9-16, 35-36, 78, 107, 110; Титов Г.С. Авиация и космос. Рассказ летчика-космонавта СССР. — Москва : Военное издательство Министерства обороны СССР, 1962. — Страницы 14-16; Титов С.П. Два детства. — Москва : Советская Россия, 1965; Топоров А.М. : [биографическая справка] // Краткая литературная энциклопедия. — Москва : Советская энциклопедия, 1972. — Том 7. — Страница 580; Топоров А.М. : [біограф. довідка] // Письменники Радянської України : Біобібліогр. довідник. — Киев, 1988. — Страница 597; Топоров А.М. : [биографическая справка] // Горшенин А.В. Литература и писатели Сибири. Энциклопедическое издание. — Новосибирск: РИЦ НПО СП России, 2012. — Страницы 482—483; Топоров Г.А. О чём рассказал архив. // Сибирские огни. — 2007. — № 7, 8; Топоров Г.А. Николаевский Солженицын, или о чём рассказал архив. — Белгород: Константа, 2011. — 128 страниц; Топоров Г.А. О чём рассказал архив. — Николаев: Издательство Ирины Гудым, 2011. — 88 страниц; Топоров Г.А., Топоров И.Г. В поле его тяготения // Литературная учеба, 2013. — № 2; Топоров Г.А., Топоров И.Г. Легенда о «добром гении» // Искусство в школе, 2014. — № 3. — Страницы 34-36; Топоров Г.А., Топоров И.Г. Сталинские «академии»: какие бывают «счастья» / Реабілітовані історією. Миколаївська область. Книга 6. — Київ — Миколаїв: Світогляд, 2013. Страницы 454—464; Топоров Г.А., Топоров И.Г. Во власти наваждения // Литературная учеба, 2014. — № 6; Топоров Г.А., Топоров И.Г. О чём рассказал архив. — Издательские решения, 2021. — 152 страницы; Топоров И.Г. Адриан Топоров. Воспоминания о деде. — Николаев: издательство Ирины Гудым, 2010. — 48 страниц; Топоров И.Г. Адриан Топоров — николаевский Солженицын (К 120-летию А. М. Топорова) // Сибирские огни : журнал. — 2011. — № 9; Топоров И.Г., Югина (Топорова) С. Г. Школа без искусств мертвый дом // Искусство в школе, 2013. — № 6. — Страницы 2-7; Топоров И.Г. Крестьяне о писателях: Вивиан Итин. К 75-летию трагической гибели писателя // Бельские просторы, 2013. — № 11. — Страницы 156—163; Топоров И.Г. Первый и единственный в мире // Литературная Россия, 13 марта 2015; Топоров И.Г. Пастернака они читали // Вопросы литературы, 2015. — № 4. — Страницы 357—364; Топоров И.Г. Крестьяне о писателях // Литературная Россия, 13 июля 2018. — № 26; Топоров И.Г. Л.Н.Толстой в жизни и творчестве писателя и просветителя А. М. Топорова // Мансуровский сборник: Материалы Мансуровских чтений. Выпуск 7-й. Тула, Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», 2019. — Страницы 122—135; Топоров И.Г. Адриан Топоров. Воспоминания о деде. — Издательские решения, 2021. — 68 страниц; Третьи Топоровские чтения на Белгородчине. 25 сентября 2013 года: сборник. — Белгород: БИЦ БГУНБ, 2013; Хомайко Л. Жизнь учителя: одержимость, ГУЛАГ, космос // Такие дела: сетевой журнал, февраль 2018; Уроки Аграновского. — Москва : Известия, 1986. — Страницы 85-112, 289—316; Январёв Э.И. Баллада Адриана; Музыка для Топорова : стихи / Э.Январев // Избранное / Николаев: Возможности Киммерии, 2009. — Страницы 224—225; 347−349.
1892
Ахмед Мамедрза оглы Бакиханов (азербайджанское имя — Əhməd Məmmədrza oğlu Bakıxanov)
азербайджанский тарист, педагог, музыкальный деятель. Народный артист Азербайджанской ССР (1973), Заслуженный учитель Азербайджанской ССР (1943), Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1964). Родился в городе Баку, Российская империя. Педагогическую деятельность начал с 1920 года. В 1920—30-х годах создал ряд музыкальных ансамблей. С 1930 года по приглашению видного азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова начал преподавать мугам в Азербайджанской государственной консерватории. В 1941 году по инициативе Гаджибекова создал ансамбль народных инструментов и был его руководителем до конца жизни. Этот ансамбль давал большие концертные программы с такими мастерами мугама, как Сеид Шушинский, Гусейнкули Сарабский, Джаббар Каръягдыоглы, Зульфугар Адигёзалов и другие. Бакиханов составил, программу по мугаму для музыкальных школ. Является автором-составителем сборников «Азербайджанские народные рэнги» (1964), «Азербайджанские ритмические мугамы» (1968), «Мугам, песня, ранг» (1975). Скончался в родном городе 26 марта 1973 года. Похоронен на II Аллее почётного захоронения в Баку.
Награды: Орден «Знак Почёта»; Народный артист Азербайджанской ССР — 1973; Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР — 1964; Заслуженный учитель Азербайджанской ССР — 1943.
Память
С 1973 года созданный Бакихановым в 1941 году ансамбль носит его имя. Имя Бакиханова носит детская музыкальная школа № 6 в городе Баку. В 1982 году в городе Сумгаите была создана Детская школа искусства. На стене дома, в котором жил Бакиханов, установлена мемориальная доска. Тар, принадлежавший Ахмеду Бакиханову, Хранится в Музее истории Азербайджана в Баку. В 1994 году в связи со столетним юбилеем Бакиханова был проведен Республиканский конкурс среди студентов, исполняющих мугам на таре. В 2003 году творческим союзом «Азербайджантелефильм» государственного телевидения был снят документальный фильм «Ахмед Бакиханов», посвящённый жизни и творчеству Бакиханова.

Тар, принадлежавший Ахмеду Бакиханову, в Музее истории Азербайджана в Баку
Дом в Баку, в котором жил Ахмед Бакиханов

Мемориальная доска на стене дома в Баку, в котором жил Бакиханов
[567x700]
1892
Йожеф Сигети (Жозеф Сигети; венгерское имя — Joseph Szigeti)
венгерский и американский скрипач, педагог. Родился в городе Будапешт, Австро-Венгрия (ныне Венгрия), в еврейской семье. Представитель семьи потомственных музыкантов. Первые уроки игры на скрипке получил от отца, который сам был профессиональным музыкантом, затем поступил в Будапештскую академию музыки в класс Енё Хубаи. Выпускник Академии музыки в Будапеште (1905), ученик Й.Хубаи (по классу скрипки) и Д.Поппера (1843–1913; по классу камерного ансамбля). В десять лет Сигети уже выступал на публике, а в 1905 состоялся его первый концерт в Берлине, где его исполнение услышал Йозеф Иоахим, одобрительно отозвавшийся о таланте молодого скрипача. От предложения Иоахима стать его учеником Сигети, тем не менее, отказался. После успешного дебюта в Лондоне в 1907 году музыкант принял решение остаться в Великобритании, где в течение ближайших лет дал многочисленные концерты, часто выступая в концертах вместе с Нелли Мелба, Бланш Маркези, Майрой Хесс, Ферруччо Бузони и другими известными музыкантами. После окончания Первой мировой войны Сигети занялся преподавательской деятельностью в Женевской консерватории (1917-1924), но с середины 1920-х вернулся на концертную сцену, вновь снискав большой успех. Скрипач много выступал в разных городах Европы, в 1924—1927 неоднократно посещал с гастролями СССР; был одним из первых исполнителей Первого скрипичного концерта Сергея Прокофьева (в том числе на втором фестивале Международного общества современной музыки в 1924 г.). С не меньшим успехом год спустя Сигети впервые выступил в Карнеги-холле в Нью-Йорке, сыграв концерт Бетховена с оркестром под управлением Леопольда Стоковского. В 1930-е музыкант много гастролировал по всему миру, посещая с гастролями Восточную Азию, Австралию, Новую Зеландию и Южную Америку. С 1940 г. Сигети жил в США (гражданство в 1951). Там он познакомился с Бела Бартоком и стал одним из лучших интерпретаторов Второго скрипичного концерта композитора, а также первым исполнителем его трио «Контрасты» (вместе с самим Бартоком и кларнетистом Бенни Гудменом). После многих лет активной концертной деятельности в конце 1950-х музыкант принял решение покинуть сцену. Он поселился в Швейцарии и переключился на написание мемуаров и методических работ о скрипичном репертуаре. Сигети часто приглашали в жюри различных международных конкурсов. Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 19 февраля 1973 года.
Сигети нашел свое последнее пристанище рядом со своей женой Вандой, урожденной Островской (1895–1969), на кладбище Кларенс-Монтрё. Всего в нескольких метрах от могилы похоронены их дочь Ирина (1920–2005) и зять Никита Магалов (1912–1992), всемирно известный пианист грузино-российского происхождения.
Творчество
Сигети — один из наиболее заметных скрипачей XX века. Наиболее ярко его талант раскрылся при исполнении сонат и партит для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха (Эжен Изаи под впечатлением от этого исполнения также написал шесть сонат для скрипки соло, первая из которых посвящена Сигети), а также масштабных концертов Бетховена и Брамса. Сигети интересовался современными ему музыкальными течениями и часто давал премьеры новых сочинений для скрипки, в числе которых — концерты Эрнеста Блоха, Франка Мартена и Альфредо Казеллы. В его репертуаре также были произведения Берга, Мийо, Равеля, Русселя, Стравинского. Перу Сигети принадлежат несколько переложений и каденции для концертов. Глубина интерпретаций отличала исполнение произведений И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, И.Брамса, а также сочинения современных композиторов (С.С.Прокофьева, Б.Бартока, А.Казеллы и др.). Автор транскрипций для скрипки и фортепьяно (в том числе этюд терциями сочинения № 8 А.Н.Скрябина).Сигети называли "артистом-мыслителем". ...Эстетика и стиль Сигети испытали влияние других искусств — живописи, театра, поэзии. Скрипач стремился выявить романтические черты произведений И.С.Баха, Моцарта, Бетховена. Сигети выступал и делал звукозаписи с крупнейшими музыкантами, в том числе с М.Равелем, Р.Штраусом, Б.Бартоком, И.Стравинским, П.Касальсом, Г.Пятигорским, А.Шнабелем, К.Аррау, Н.Магаловым. Сигети осуществил новые редакции скрипичных концертов Моцарта, Бетховена, Брамса, Прокофьева, его перу принадлежит переложение для скрипки и фортепьяно "Песен странствующего рыцаря" М.Гнесина. Он также автор литературных и музыковедческих сочинений: "Привязанный к струнам" (Нью-Йорк, 1947, 1967), "Записная книжка скрипача" (Лондон, 1964), "Скрипичные произведения Бетховена" (Цюрих, 1965), "Сигети о скрипке" (Нью-Йорк, 1970). Фрагменты этих книг изданы в переводе на русский язык ("Воспоминания. Заметки скрипача", Москва, 1969). О своём переводе книги Сигети "Zwischen den Seiten" (Между струн) в переписке с П.П.Сувчинским сообщала замечательная пианистка, педагог, знаток современной музыки М.В.Юдина (письмо от 5/6 ноября 1965 г.): "Сигети – реформатор скрипичного репертуара; усиление внимания к добетховенской классике, особенно к Баху - первый из скрипачей осуществил исполнение программ, целиком состоящих из произведений Баха. С другой стороны - стремление к обновлению репертуара за счет включения произведений современных Сигети композиторов. Сигети - страстный пропагандист музыки С.Прокофьева, А.Берга, Б.Бартока". Сигети отличала невероятная творческая активность - выступал около 60 лет (до 1963 г.). Сигети имел многочисленные награды. Упомяну два французских ордена Почетного легиона (музыкант стал его кавалером в 1930 г. и офицером в 1939г.), бельгийский Командорский орден Леопольда II (вручён в 1937 г.). Степень почётного доктора философии присудил ему университет в Nova Scofia. Сигети был дважды (в 1960-х) членом жюри Конкурса имени Чайковского. Умер в Нью-Йорке 19 февраля 1973 года.
Сочинения: The ten Beethoven sonatas for piano and violin, Urbana (Ill.), 1965; Szigeti on the violin, L., 1969; в русском переводе — Воспоминания. Записки скрипача, Москва, 1469.
Литература: Сорокер Я., Йозеф Сигети, Москва, 1968.

1892
Иван Васильевич Смольцов
артист балета, педагог, балетмейстер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Родился в городе Москва, Российская империя. Брат артиста балета В.В.Смольцова. Закончив Московское театральное училище, где его педагогом был Н.П.Домашёв, с 1910 по 1953 работал в Большом театре. Был одним из основных исполнителей классических партий: Зигфрид — в балете П.И.Чайковского «Лебединое озеро»; Дезире — в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица»; Колен — в балете П.Гертеля «Тщетная предосторожность»; Конрад — в балете А.Адана «Корсар»; Франц — в балете Л.Делиба «Коппелия». Исполнял также характерные партии: Индусский танцовщик — в балете Л.Минкуса «Баядерка»; Молодой раб — в балете Ц.Пуни «Конёк-Горбунок»; 21 декабря 1924 — Арлекин — в балете композитора Р.Е.Дриго «Миллионы Арлекина», балетмейстер В.А.Рябцев; 7 мая 1924 — Балетная сюита на музыку Р.Шумана «Карнавал», балетмейстер В.А.Рябцев. С успехом исполнял и пантомимные роли: 7 февраля 1926 — Квазимодо — в балете композитора Ц.Пуни «Эсмеральда», балетмейстер В.Д.Тихомиров по Ж.Перро и М.Петипа; 14 июня 1927 — Ли Шанфу в балете композитора Р.М.Глиэра «Красный мак», балетмейстеры Л.А.Лащилин и В.Д.Тихомиров, режиссёр-консультант А.Д.Дикий. Преподавал в студии «Драмбалет». Начиная с 1920 Смольцов преподавал в Московском хореографическом училище, где его учениками были: И.А.Моисеев, М.М.Габович, A.M.Meccepep, вёл тренировочные классы. В сезоне 1936—1937 годов работал заведующим балетной труппой в Свердловском оперном театре. С 1937 года работал в Большом театре балетмейстером-репетитором. Проявил себя и как балетмейстер. В 1939 году совместно с В.В.Кудрявцевой поставил в театре «Остров танца» балет А.Адана «Жизель». В 1940 возобновил в Большом театре балет Л.Ф.Минкуса «Баядерка» в хореографии Горского и Тихомирова. В 1941-45 восстанавливал спектакли на сцене филиала Большого театра. Особенно отмечается возобновление балета на музыку Ф.Шопена «Шопениана» по хореографии М.М.Фокина (18 января 1942). Умер в родном городе 8 апреля 1968 года. Похоронен на Введенском кладбище (12 участок.).
Литература: Большой театр Союза ССР, Москва, 1947; Meccepep А.М., Уроки классического танца, Москва, 1967; Фаиep Ю., О себе, о музыке, о балете, 2 издание, Москва, 1974; Русский балет: Энциклопедия. — Москва : Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. — 632 страницы. — 10 000 экземпляров. — ISBN 5-85370-099-1.
1894
Йон Фридрих Витторф (немецкое имя — John Friedrich Wittorf)
немецкий политик-коммунист, близкий друг Эрнста Тельмана. Одно из главных действующих лиц «аферы Витторфа». Родился в городе Гамбург, Германская империя. Портовый рабочий Витторф вступил в Независимую социал-демократическую партию Германии в 1917 году, относился к её левому крылу и в конце 1920 года вступил в Коммунистическую партию Германии. Близкий друг Эрнста Тельмана, Витторф с 1925 года перешёл на партийную работу, состоял в окружном правлении партии в Вассерканте. В 1927—1928 годах был депутатом гамбургского парламента и членом ЦК КПГ. В 1928 году появилась информация о растрате партийной кассы по вине Витторфа, по разным сведениям составившей от 1800 до 3000 рейхсмарок. Поначалу Витторф, Тельман и другие руководители компартии в Гамбурге в разбирательствах не упоминались, а к ответу был привлечён кассир окружного правления Рихард Демель. Впоследствии расследованием занялись члены ЦК КПГ Гуго Эберлейн и Герхарт Эйслер, входившие во внутрипартийную оппозиционную группу «примиренцев», и в сентябре 1928 года Витторф был исключён из рядов КПГ. Разоблачение растратчика Витторфа и попытки замять дело привели к кратковременному отстранению Эрнста Тельмана от должности председателя КПГ в сентябре 1928 года, но вскоре он вернулся на свой пост в результате окончательной сталинизации КПГ. Йон Витторф в дальнейшем полностью отошёл от политической деятельности. Умер в родном городе 19 июня 1981 года.
1894
Иван Виссарионович Качарава (грузинское имя — ივანე ბესარიონის ძე კაჭარავა)
грузинский советский учёный-геолог. Академик Академии наук Грузинской ССР (1955). Доктор геолого-минералогических наук (1944), профессор (1944). Заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1960). Родился в селе Пирвели-Маиси, Кутаисская губерния, Российская империя (ныне Грузия). В 1914 году окончил гимназию в Поти. С 1914 по 1917 год изучал естественные науки на физико-математическом факультете Киевского университета, но из-за сложных социально-политических условий и материальной нужды провёл там всего три года. Следующие три года преподавал математику в Абашинской гимназии. В 1921 году продолжил учёбу в Тбилисском государственном университете. Подрабатывал оформителем в Грузинском музее. В 1924 году окончил факультет естественных наук Тбилисского государственного университета. По рекомендации Александра Джанелидзе был принят на подготовку к профессуре на вновь организованном кафедре геологии и палеонтологии. С 1925 года работал в Институте геологии. С 1969 года заведовал отделом палеонтологии и стратиграфии палеогеновых отложений того же института. Преподавал в ТГУ и Грузинском политехническом институте. В 1955 году избран действительным членом Академии Наук Грузинской ССР. Жил в Тбилиси на улице Барнова, 64 (мемориальная доска). Умер в городе Тбилиси, Грузинская ССР, СССР (ныне Грузия) 4 мая 1977 года.
Награды и премии: Орден Ленина; Орден «Знак Почёта»; Государственная премия Грузии (1973); Заслуженный деятель науки Грузинской ССР.
Научные интересы
Работы Качаравы в основном касаются стратиграфии палеогеновых отложений и погребенной в них фауны. Первая научная статья была опубликована в 1926 году и была посвящена геологическому строению Грузии. В последующие годы он изучал неогеновые отложения Западной Грузии. Определил осадки этажей Чокракули и Караган в Самегрело и Рача. Примечательна его монография «Рача-Лечхуми впадина и приграничья в палеогене», опубликованная в 1944 году. Это была его докторская диссертация. Автор около 100 научных работ.
Литература: Г.И.Молявко и др. Геологи. Географы. — Киев, Наукова думка, 1985; Иван Качарава (1894—1977) : [Палеонтолог и стратиграф] : Биобиблиография / [Академия Наук Грузинской ССР, Центральная научная библиотека; Составитель Г.В.Мгеладзе-Борджадзе; Вступительная статья Н.И.Мревлишвили]. — Тбилиси : Мецниереба, 1990. — 77 страниц, лист портретов; 22 см. — (Биобиблиографическая серия «Грузинские ученые»).; ISBN 5-520-00316-6; ჭელიძე გ., ქართული საბჭოთა ენციკლოპედია, ტომი 5, თბილისი., 1980. — გვერდი 445; ჭელიძე გ., აკადემიკოსი ივანე კაჭარავას დაბადების 80 წლისთავის გამო, «მეცნიერება და ტექნიკა», 1974, № 11.

1894
Хуан Коморера-и-Солер (каталонское имя — Joan Comorera i Soler)
каталонский политический деятель, генеральный секретарь Объединённой социалистической партии Каталонии, министр в правительстве Каталонии. Хуан Коморера родился в небольшом городе Сервера, Испания, в семье рабочих. С юных лет он придерживался антиклерикальных взглядов, ранняя смерть отца и гибель старшего брата Хосепа на баррикадах Сабаделя во время Трагической недели повлияли на Хуана, усилили его стремление к политическим переменам в Испании. Получив образование в Льейде, он в возрасте 17 лет переехал в Мадрид, где устроился корреспондентом в газету «La Publicidad». С 1913 по 1914 выпускал республиканское антиклерикальное издание «La Escuela». Летом 1914 года Хуан переехал в Барселону, где в мае 1915 года участвовал в создании Республиканского автономистского блока (Bloc Republicà Autonomista). Продолжал работать журналистом, сотрудничая в «La Lucha» и редактируя «El Pueblo». 18 ноября 1916 года он женился на Розе Сантакане. Хуан Коморера принимал активное участие во Всеобщей забастовке 1917 года, и 13 ноября был арестован за публикацию оскорбительной по мнению властей статьи. Но после нескольких месяцев, проведённых в тюрьме, вышел на свободу и перебрался в Париж, откуда в августе 1918 года вернулся обратно в Барселону. После отказа правительства предоставить Каталонии автономию Хуан Коморера, опасаясь репрессий, 2 июля 1919 года вместе с женой отправился в Аргентину. Прибыв в Буэнос-Айрес, Коморера вступил в Социалистическую партию Аргентины и стал редактором официального печатного органа партии — газеты «La Vanguardia», c 1923 по 1930 год руководил еженедельником «Nación Catalana». В 1926 году у него родилась дочь — Нурия. Был натурализован, однако после государственного переворота генерала Урибуру в ноябре 1930 года Коморера вынужден был покинуть Аргентину и перебраться в Монтевидео (Уругвай). В начале лета 1931 года после провозглашения Республики в Испании, вернулся в Каталонию, где стал играть важную роль в основанной им в 1923 году партии Социалистический союз Каталонии (ССК) и возглавил социалистический еженедельник Justicia Social (в 1931—1936 годах). В апреле 1932 года Хуан Коморера был избран Генеральным секретарем ССК. В течение 1933 года его популярность продолжает расти, он — глава социалистического меньшинства в Парламенте Каталонии, а с 3 января 1934 года — министр экономики и сельского хозяйства в первом правительстве Луиса Компаниса. После октябрьского восстания 1934 года Хуан Коморера вместе с остальными членами правительства Каталонии был арестован и помещен на корабль «Уругвай», превращенный в плавучую тюрьму. В январе 1935 года на суде в Мадриде Хуан Коморера был приговорен к пожизненному сроку. Но после победы Народного фронта на выборах 16 февраля 1936 года и объявленной политической амнистии Хуан Коморера вышел из тюрьмы и вернулся в кресло министра. Однако, уже в мае он подал в отставку, с целью содействия объединению социалистов и коммунистов. Для этого им ещё в апреле 1936 года был основан Союз социалистической молодежи Каталонии, а 23 июля 1936 года Социалистический союз Каталонии, Каталонская пролетарская партия (присоединившаяся к ССК ещё в апреле 1936 года), Испанская социалистическая рабочая партия и Партия коммунистов Каталонии (присоединившаяся к объединительному оркомитету последней в январе 1936 года) объединились в Объединённую социалистическую партию Каталонии (ОСПК). Её генеральным секретарем стал Хуан Коморера. Переговоры об объединении велись ещё в 1935 году, когда в них участвовали также Рабоче-крестьянский блок и «Коммунистическая левая Испании», создавшие Рабочую партию марксистского единства (ПОУМ); растущее влияние последней побудило враждебную ей компартию вступить в объединительный процесс. Во время Гражданской войны в Испании Коморера занимал различные посты в правительстве Каталонии, возглавлял министерства труда и юстиции. С конца января по 23 марта 1938 года находился в Москве, где в это время проходил Третий Московский процесс. 26 января 1939 года после того как войска Франко вошли в Барселону, Хуан Коморера покидает столицу Каталонии. В мае 1939 года он снова побывал в Москве, откуда в ноябре через Стокгольм и Осло намеревался попасть во Францию, но из-за начала Второй мировой войны был вынужден вернуться обратно в Москву. В начале августа 1940 года он — в Мехико, где пробыл почти всю войну. В октябре 1945 года Коморера через Кубу вернулся в Европу — сначала в Тулузу, а затем в Париж. В эмиграции возглавлял ОСПК, продолжавшую вооружённое сопротивление франкистскому режиму до 1947 года, и противостоял попыткам Коммунистической партии Испании поглотить ОСПК; он был временно введён в политбюро КПИ, однако и впредь не соглашался с линией Сантьяго Каррильо и Долорес Ибаррури. В 1949 году Хуан Коморера был смещен с поста Генерального секретаря ОСПК. Хотя в расколе Сталина-Тито он оставался твёрдым сторонником первого, он был объявлен титоистом, «предателем партии, рабочего класса и народа» со стороны компартии, Коминформа и собственной дочери Нури Комореры Сантаны. 29 января 1951 года вместе с женой нелегально вернулся в Каталонию, где на протяжении трёх лет жил в своем доме до ареста 9 июня 1954 года. 23 августа 1957 года Хуан Коморера был приговорен к тридцати годам тюремного заключения. Несмотря на тяжелую болезнь был перемещен из Военного госпиталя Барселоны в тюрьму города Бургос, где спустя несколько месяцев, 7 мая 1958 года, скончался. В 1985 году останки Хуана Комореры были перезахоронены в Барселоне, а в 1986 году он был реабилитирован компартией.
Память
Осенью 1997 года в Сервере и Барселоне прошла выставка, посвященная Хуану Коморере.
1896
Алексей Алексеевич Ачаир (настоящая фамилия — Грызов)
русский поэт. Родился в городе Омск, Российская империя. Происходил из семьи сибирских казаков станицы Ачаирской, отец — полковник Сибирского казачьего войска Алексей Георгиевич Грызов. В 1914 году выпущен из 1-го Сибирского императора Александра I кадетского корпуса. В 1914—1917 годах учился на инженерном отделении Московского сельскохозяйственного института. В начале Гражданской войны, с мая 1918 года служил как рядовой-доброволец в пулемётной команде партизанского отряда атамана Красильникова. Был контужен на реке Белой при взрыве моста, тяжело переболел тифом. С июня 1919 года в штабе 1-й Сибирской казачьей дивизии. Участник Сибирского Ледяного похода; на станции Тайга отморозил правую ступню. При отступлении дивизии из-под Красноярска (деревня Минино) с небольшой группой вынес дивизионное знамя, за что был представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени. С 1921 года в Гродековской группе войск в Приморье. В феврале 1922 года отправлен в отставку по состоянию здоровья. Редактировал владивостокскую газету «Последние известия». В октябре 1922 года, после занятия Владивостока красными, пешком ушёл через границу в Корею, а оттуда в Харбин. В 1923 году издал брошюру «Русский Христианский союз молодых людей в Харбине (ИМКА)», руководство которым взял на себя. Ачаир постоянно писал стихи и издавал их, в частности, в журналах «Рубеж» и «Луч Азии», от случая к случаю также в парижской и пражской периодике.
Поэты-харбинцы. Слева направо: В.К.Обухов, М.А.Шмейсер, Н.Ильнек, А.И.Несмелов, А.Андреева, А.А.Ачаир. 1930-е
При содействии американского секретаря ИМКА Ачаир организовал Харбинский Союз русской культуры «Молодая Чураевка», который возглавлял до 1932 года, способствуя его разностороннему развитию. С 1926 года являлся главным редактором харбинской литературной газеты «Чураевка». «Молодая Чураевка» начиналась с литературного кружка «Зелёная лампа», следуя давней пушкинской традиции. В нём объединились около 20 человек — любители русской словесности и поэзии в возрасте от 15 до 19 лет. Молодые люди принадлежали к семьям выходцев из бывшей Российской империи, главным образом, из Сибири и Приморья. «Кружок русской культуры» утвердил в ежедневной деятельности принципы, которые декларировали в своих трудах художник Николай Рерих и писатель Георгий Гребенщиков. Алексей Ачаир сформулировал жизненное кредо чураевцев: «Это путь к красоте, простоте и бесстрашию, это возжигание факела духа во мгле повседневных забот…». К началу 1930-х годов «Чураевка» становится литературным объединением.

А.А.Грызов (Ачаир) — учитель пения в одной из школ города Новосибирск.
После Советско-японской войны, в сентябре 1945 года Ачаир был принудительно репатриирован советскими органами. Он провёл 10 лет в ГУЛАГе (Воркута), три года в ссылке в Красноярском крае, в селе Байкит, а после освобождения жил в Новосибирске, работал учителем пения в школе № 29, где создал детский хор и клуб эстетического воспитания. Умер в городе Новосибирск, РСФСР, СССР, 16 декабря 1960 года. Похоронен в Новосибирске на Заельцовском кладбище. Более 50 лет за его могилой ухаживала ученица его второй жены, Валентины Белоусовой — Нина Мстиславовна Стогова. С весны 2011 года над захоронением взяли шефство кадеты Сибирского (Омского) кадетского корпуса. 14 сентября 2012 года на здании школы № 29 города Новосибирска по адресу — улица Октябрьская, 89А, была установлена мемориальная доска поэту, созданная на средства сибирских казаков, бывших харбинцев и почитателей его таланта.
Книги: Первая Медитат, Харбин, 1925; Лаконизмы, Харбин, 1937; Полынь и солнце, Харбин, 1938; Тропы, Харбин, 1939; Под золотым небом, Харбин, 1943; Мне кто-то бесконечно дорог… Стихотворения / Составитель Ю.А.Тарала; Предисловие Е.П.Таскиной. Москва : Янус-К, 2009.
Литература: Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В.Казак ; [перевод с немецкого]. — Москва : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491 страница. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8; Куликова, Е.Ю. Об ахматовской балладности в лирике А.Ачаира ("Серебряная рыбка", "Призрак") // Во власти культуры и текста : сборник научных трудов к юбилею доктора филологических наук, профессора Галины Петровны Козубовской. – Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2021. – Страницы 345-355;
https://elibrary.ru/download/elibrary_47455004_70115487.pdf
[490x700]
1896
Георг Альберт Беккер (немецкое имя — Georg Albert Becker)
австро-аргентинский шахматист, международный мастер (1953), шахматный теоретик и литератор. Родился в городе Вена, Австро-Венгрия (ныне Австрия). Постоянный участник различных европейских шахматных турниров 1920-1930-х гг. Победитель турниров в Вене в 1924, 1925, 1927 (вместе с Гансом Мюллером), 1931, 1932, 1934 годах, в 1927 в Миттвайде (вместе с Фридрихом Земишем), в 1934 в Линце (вместе с Эрихом Элискасесом), в 1938 году в Берлине (вместе с Людвигом Рельштабом). Чемпион Австрии (1937). В 1931 году в составе сборной Австрии участвовал в Четвёртой Шахматной Олимпиаде в Праге, показал лучший результат на четвёртой доске (+10 −3 =1). После аншлюсса на Восьмой Шахматной Олимпиаде в Буэнос-Айресе (1939) Беккер выступал на четвёртой доске за сборную Германии (+6 −3 =3) и был её капитаном; немцы завоевали золотые медали. В это время в Европе началась Вторая мировая война, и вся сборная Германии, равно как и целый ряд других европейских шахматистов, остались в Аргентине навсегда. Умер в городе Висенте-Лопес, Аргентина, 7 мая 1984 года.
Литература: Беккер, Альберт // Шахматный словарь / главный редактор Л.Я.Абрамов; составитель Г.М.Гейлер. — Москва : Физкультура и спорт, 1964. — Страницы 194. — 120 000 экземпляров; Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 30. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3.
1896
Франц Карл Хаймито фон Додерер (немецкое имя — Franz Carl Heimito von Doderer)
австрийский писатель. Родился в Вайдлингау у Вены, Австро-Венгрия (ныне Австрия). В 1914 году поступил на юридический факультет Венского университета, в 1915 году был мобилизован в австрийскую армию. Воевал на Галицийском фронте, в 1916 году попал в русский плен. Отправлен в лагерь под Красноярском, освободился и вернулся в Вену в 1920 году. В 1923 году дебютировал книгой стихов «Улицы и картины», публиковался в многочисленных газетах Вены. В 1925 году получил докторскую степень по истории. В 1933 году вступил в национал-социалистическую партию. В 1940 году обратился в католицизм. Мобилизован в авиацию, отправлен во Францию. В 1942 году попадает на русский фронт под Курск. Страдал от жесточайших приступов невралгии. В 1945 году оказался в плену в Норвегии. В 1946 году вернулся в Линц, а затем в Вену, на пять лет отстранен от профессиональной деятельности из-за принадлежности к нацистской партии. С 1951 года его сочинения вновь начинают публиковаться. Умер в городе Вена, Австрия, 23 декабря 1966 года.

Похоронен на кладбище Гринцинг в Вене.
Награды: Большая государственная премия Австрии по литературе (1957); Почётное кольцо города Вены (1966); Премия Вильгельма Раабе (1966); Литературная премия Баварской академии изящных искусств (1964); Медаль Виллибальда Пиркгеймера (1958); Премия города Вены в области литературы (1961)
Творчество
В романах, вслед за рассказами и повестями, Додерер предполагал развернуть панораму австрийского общества 1880—1960-х годов. Грандиозный замысел остался недовоплощенным.
Произведения: Gassen und Landschaft/ Улицы и картины (1923, стихотворения); Die Bresche/ Бреши (1924, роман); Das Geheimnis des Reichs/ Тайна Империи (1930, роман); Ein Mord den jeder begeht/ Убийство, которое совершает каждый (1938, роман); Ein Umweg/ Окольный путь (1940, роман); Die erleuchteten Fenster/ Освещенные окна (1951, роман); Die Strudlhofstiege/ Штрудльхофские лестницы (1951); Das letzte Abenteuer/ Последнее приключение (1953, повесть); Die Dämonen/ Бесы (1956, роман); Die Merowinger/ Меровинги (1962, роман); Die Wasserfälle von Slunj/ Слуньские водопады (1963, первый роман задуманной и не написанной тетралогии); Unter schwarzen Sternen/ Под черными звездами (1966, рассказы).
Мемориальный камень на месте дома, в котором родился Додерер
Признание
Лауреат Большой государственной премии Австрии (1958), Большой премии Баварской академии изящных искусств (1964). C 1996 в Австрии вручается премия Додерера.
Публикации на русском языке: Слуньские водопады. Окольный путь. Повести и рассказы. Москва : Прогресс, 1981 (Мастера современной прозы)- 592 страницы, тираж 150 00 экземпляров; Рассказы// Иностранная литература, 2003, № 2; Убийство, которое совершает каждый. Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2006.
Литература: Fleischer W. Heimito von Doderer: das Leben, das Umfeld des Werks in Fotos und Dokumenten. Wien: Kremayr & Scheriau, 1995; Fleischer W. Das verleugnete Leben. Die Biographie des Heimito von Doderer. Wien: Kremayr & Scheriau, 1996; Wolff L.-W. Heimito von Doderer. Reinbek: Rowohlt, 1996; Löffler H. Doderer-ABC. Ein Lexikon für Heimitisten. München: C.H. Beck, 2000; Luft D.S. Eros and inwardness in Vienna: Weininger, Musil, Doderer. Chicago; London: University of Chicago Press, 2003; Sommer G. Heimito von Doderer: «Technische Mittel». Fragmente einer Poetik des Schreibhandwerks. Wien: Braumüller 2006;
Girardi C., Girardi M. Heimito von Doderers Preinblicke — Eine Lesereise mit alten und neuen Ansichten. Wien: ÖVG 2006.
1896
Элена Сангро (итальянское имя — Elena Sangro; имя при рождении Мария-Антониетта Бартоли-Авведути,. Maria Antonietta Bartoli Avveduti)
итальянская актриса, первая женщина-режиссёр в итальянском кинематографе, звезда немого кино. Мария-Антониетта Бартоли-Авведути родилась в коммуне Васто, провинция Кьетти, Королевство Италия. Дебютировала как актриса в 1917 году в фильме «Фабиола» режиссёра Энрико Гваццони, пригласившего её на главную роль. Тогда же взяла псевдоним Элена Сангро. Преданным поклонником молодой актрисы был известный итальянский поэт-декадент Габриэле д’Аннунцио. Ей он посвятил стихотворение «Песня желания» (лат. Carmen votivum), признанное образцом эротической поэзии на итальянском языке. В 1925 году Элена Сангро сыграла Поппею в фильме режиссёров Георга Якоби и Габриэллино дʼАннунцио «Камо грядеши?» (латинское название — Quo Vadis?). Эта была одна из самых известных ролей актрисы, принесшей ей признание критиков и международную известность. Завершив карьеру киноактрисы, она взяла новый псевдоним Лилия Флорес и посвятила себя концертной и выставочной деятельности. В начале 1940-х дебютировала в качестве второго режиссёра в фильмах Чезаре Барлакки «Сомнамбула» и «Аида». В 1945 году основала кинокомпанию «Стелла дʼОра Фильм», и под мужским псевдонимом Антона Биа сняла несколько документальных картин, среди которых были «Вилла дʼЭсте» (первое появление на экране Джины Лоллобриджиды) и «Окружение Рима». В 1963 году создала камео в фильме Федерико Феллини «8 ½». Это была её последняя работа в кино. Элен Сангро скончалась в городе Рим, Италия, 26 января 1969 года.
Фильмография: «Фабиола» (итальянское название — Fabiola, Энрико Гваццони) — 1917; «Крёстный путь» (итальянское название — Via Crucis, Ромоло Баккини) — 1919; «Кукольный дом» (итальянское название — Casa di bambola, Фебо Мари) — 1919; «Благосклонность Венеры» (итальянское название — Venere propizia, Ромоло Баккини) — 1919; «Потерянный муж» (итальянское название — Il marito perduto, Эдоардо Бенчивенга) — 1920; «Сарацинка» (итальянское название — Saracinesca, Аугусто Камерини и Гастон Равель) — 1921; «Мисс Доллар» (итальянское название — Miss Dollar, Альфредо Де Антони) — 1922; «Камо грядеши?» (итальянское название — Quo vadis?, Георг Якоби и Габриэллино дʼАннунцио) — 1925; «Поезд желаний» (итальянское название — Treno di piacere, Лучано Дориа) — 1924; «Зелёная таверна» (и итальянское название — La taverna verde, Лучано Дориа) — 1924; «Мачисте — император» (итальянское название — Maciste imperatore, Гвидо Бриньоне) — 1924; «Мачисте в аду» (итальянское название — Maciste all'inferno, Гвидо Бриньоне) — 1925; «Мачисте в клетке со львами» (итальянское название — Maciste nella gabbia dei leoni, Гвидо Бриньоне) — 1926; «Прощай молодость» (итальянское название — Addio giovinezza, Аугусто Дженина) — 1927; «Вилла Фальконьери» (итальянское название — Villa Falconieri, Ричард Освальд) — 1928; «Освобождённый Иерусалим» (итальянское название — La Gerusalemme liberata) — 1935; «Король-шут» (итальянское название — Re burlone, Энрико Гваццони) — 1935; «Сюрпризы спального вагона» (итальянское название — Le sorprese del vagone letto, Джан Паоло Розмино) — 1939; «Чёрное платье невесты» (итальянское название — L'abito nero da sposa, Луиджи Дзампа) — 1945; «Энрико Карузо, легенда об одном голосе» (итальянское название — Enrico Caruso, leggenda di una voce, Джакомо Джентиломо) — 1951; «8 ½» (итальянское название — 8 ½, Федерико Фелини) — 1963.