• Авторизация


5 сентября родились... 05-09-2025 03:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x538]
1884
Елизавета Ивановна Тиме (Елизавета Ивановна Качалова-Тиме)
русская драматическая актриса, театральный педагог, профессор, Народная артистка РСФСР (1957). Родилась в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы (1904). Учась на последнем курсе историко-филологического отделения, поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию по классу пения (1903–1906), а затем в Санкт-Петербургское театральное училище (1905–1908). В годы учебы сыграла в 9 ученических и 2 выпускных спектаклях – Хоровод Г.Бара (Франциска) и Розы Г.Зудермана (Юлия). В 1908 была принята в Александринский театр. За первые девять сезонов сыграла более 50 ролей, имея в сезоне от 7 до 11 новых ролей. Играла роли драматические, трагические, комедийные. Среди них: Елена Андреевна (Дядя Ваня А.Чехова, 1909), Маша (Живой труп Л.Толстого, 1911), Негина (Таланты и поклонники А.Островского, 1913), Лиза (Горе от ума А.Грибоедова, 1913, Варшава), Лиза (Лев Гурыч Синичкин Д.Ленского, 1914), Любаша (Царская невеста Л.Мэя, 1914), Зинаида (Тот, кто получает пощечины Л.Андреева), Ольга Петровна (Нахлебник И.Тургенева) – 1915, Лариса (Бесприданница А.Островского, 1915), исполнение которой на гастролях в Москве в 1916 принесло Тиме громкую театральную славу и признание собратьев по искусству. К.С.Станиславский и Вл.И.Немировича-Данченко приглашали актрису в МХТ, но она отказалась от предложения, полагая, что ее индивидуальность может быть поглощена строгими творческими принципами и дисциплиной Художественного театра. Ее Глафира (Волки и овцы А.Островского, 1917) – «умная, лукавая, обаятельная... по-женски деловито, по-хозяйски распоряжалась своим бурным темпераментом». Большой смелостью отмечено исполнение роли Настасьи Филипповны (Идиот по роману Ф.Достоевского, 1921) и в том же году – пленительная, очаровательная Наталья Дмитриевна (Горе от ума А.Грибоедова). Тиме исполняла роли и в произведениях западноевропейской драматургии: Нерисса (Венецианский купец, У.Шекспира) и Диана (Пастушка-герцогиня Лопе де Вега) – 1909, Донья Соль (Эрнани В.Гюго, 1915), Герцогиня Мальборо (Стакан воды Э.Скриба, 1917), Луиза – 1918, Леди Мильфорд – 1927, (Коварство и любовь Ф.Шиллера), Мирандолина (Трактирщица К.Гольдони, 1921), Клеопатра (Антоний и Клеопатра У.Шекспира, 1923), Донья Долорес (Фландрия В.Сарду, 1937) и др. Тиме участвовала в спектаклях Вс.Мейерхольда, которые он ставил в Александринском театре: Дон-Жуан Ж.-Б.Мольера (Шарлотта, 1910) и Маскарад М.Лермонтова (Баронесса Штраль, 1917) и в трагическом представлении Царь Эдип (Иокаста), задуманном Ю.Юрьевым в Театре трагедии в 1918. После революции 1917 сыграла Устинью (Пугачевщина К.Тренева, 1925), Марфу Коврову (Ярость Е.Яновского, 1930), была первой исполнительницей Виринеи (Виринея Л.Сейфуллиной, 1926). Интересно сыграла горьковских героинь – Клеопатру (Враги, 1932), Софью (Зыковы, 1940). С годами актриса перешла на возрастные роли в тех спектаклях, где раньше играла героинь: Мамаева (На всякого мудреца довольно простоты, 1931), Хлестова (Горе от ума, 1946), Гурмыжская (Лес, 1947), Анна Павловна (Живой труп, 1950). Тиме с успехом выступала в оперетте, где сохраняла «безошибочную чуткость к стилистическим особенностям жанра». Хорошо поставленный голос позволил ей исполнять такие партии, как Елена (Прекрасная Елена Ж.Оффенбаха, Мариинский театр, 1915), Кларетта (Мадам Анго Ф.Лекока, Театр музыкальной комедии, 1920), Серполетта (Корневильские колокола Р.Планкетта, Театр комической оперы, 1921), Сильва (Сильва И.Кальмана, Театр «Аквариум», 1923), Анжелла (Голубая мазурка Ф.Легара, Театр музыкальной комедии, 1925), Леа (Желтая кофта Ф.Легара, Малый оперный театр, 1926) и др. Одну роль исполнила в балете – Клеопатра в спектакле Египетские ночи в постановке М.Фокина (Мариинский театр, 1909). С 1928 работала как исполнительница, режиссер и педагог художественного слова. В чтецком репертуаре актрисы Анна Каренина Л.Толстого, Хождение по мукам А.Толстого, Клим Самгин М.Горького, произведения А.Пушкина, Н.Некрасова, Ги де Мопассана и др. Педагогической деятельностью Тиме занимается с 1913. Преподавала в Школе сценических искусств А.Петровского, в Институте живого слова, в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино (ЛГИТМиК, ныне СПГАТИ), с 1951 – профессор. Умерла Тиме в Ленинграде 8 февраля 1968 года. Похоронена в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Роли в театре
Домашние постановки и спектакли в театральном училище: 1903 — «На манёврах» С. Рассохина — Компаньонка; 1903 — «На пороге великих событий» Н.Павлова — Верочка; 1904 — «Борцы» М.Чайковского — Соня Галтина; 1904 — «Тайна» Николаева — Ласкина; 1904 — «Волшебные звуки» А.Генца — Вера; 1904 — «Чучело» В.Билибина — Анна Леонтьевна; 1905 — «Высшая школа» И.Потапенко — Клавдия; 1906 — «Сильные и слабые» Н.Тимковского — Римма; 1907 — «Искры пожара» И.Ге — Дама; 1907 — «Отверженный Дон Жуан» С.Рафаловича — Блудница; 1907 — «Дети Ванюшина» С.Найдёнова — Людмила; 1907 — «Забава» А.Шницлера — Мицци; 1907 — «Женитьба Фигаро» П.Бомарше — Графиня; 1907 — «Всех скорбящих» Г.Гейерманса — Рита; 1907 — «Коломбина» Корна — Коломбина; 1907 — «Вейганг» И.Шлафа — Берта; 1907 — «Ольгин день» А.Бежецкого — Софья; 1908 — «Хоровод» Г.Бара — Франциска; 1908 — «Розы» Г.Зудермана — Юлия. Александринский театр: 1908 — «Золотой телец» Добржанского — Эмма Розенблатт; 1909 — «Дядя Ваня» А.Чехова — Елена Андреевна; 1909 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского — Машенька; 1909 — «Коварство и любовь» Ф.Шиллера — Софи; 1909 — «Венецианский купец» У.Шекспира — Нерисса; 1910 — «Дон-Жуан» Ж.-Б.Мольера — Шарлотта; 1910 — «Молодёжь» М.Дрейера — Эрика фон Геллингофен; 1911 — «Живой труп» Л.Толстого — Маша; 1913 — «Таланты и поклонники» А.Островского — Негина; 1913 — «Горе от ума» А.Грибоедова — Лиза; 1914 — «Лев Гурыч Синичкин» Д.Ленского — Лиза; 1914 — «Царская невеста» Л.Мэя — Любаша; 1914 — «Тот, кто получает пощечины» Л.Андреева — Зинаида; 1915 — «Нахлебник» И.Тургенева — Ольга Петровна; 1915 — «Эрнани» В.Гюго — Донья Соль; 1915 — «Бесприданница» А. Островского — Лариса; 1916 — «Другая жизнь» Е.Опочинина — Вера Сергеевна; 1916 — «Ночное» М.Стаховича — Дуня; 1916 — «Зелёное кольцо» З.Гиппиус — Анна Дмитриевна; 1916 — «Добрый барин» А.Островского — Дуняша; 1916 — «Настоящая любовь» Р.Бракко — Елена; 1916 — «Невеста» Г.Чулкова — Бредова; 1916 — «Ассамблея» П.Гнедича — Фрося; 1916 — «Мёртвый узел» И.Шпажинского — Наташа; 1917 — «Милые призраки» Л.Андреева — Полина; 1917 — «Маскарад» М.Лермонтова — Баронесса Штраль; 1917 — «Грех да беда на кого не живёт» А.Островского — Лукерья Даниловна; 1917 — «Волки и овцы» А.Островского — Глафира; 1917 — «Профессор Сторицын» Л.Андреева — Княжна; 1917 — «Богатые невесты» А.Островского — Белесова4 1918 — «Стакан воды» Э.Скриба — Луиза; 1921 — «Идиот» по роману Ф.Достоевского — Настасья Филипповна; 1921 — «Горе от ума» А.Грибоедова — Наталья Дмитриевна; 1921 — «Трактирщица» К.Гольдони — Мирандолина; 1923 — «Антоний и Клеопатра» У.Шекспира — Клеопатра; 1925 — «Пугачёвщина» К.Тренёва — Устинья; 1926 — «Виринея» Л.Сейфуллиной — Виринея; 1927 — «Коварство и любовь» Ф.Шиллера — Леди Мильфорд; 1930 — «Ярость» Е.Яновского — Марфа Коврова; 1931 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского — Мамаева; 1932 — «Враги» М.Горького — Клеопатра; 1937 — «Фландрия» В.Сарду — Донья Долорес; 1940 — «Зыковы» М.Горького — Софья; 1946 — «Горе от ума» А.Грибоедова — Хлёстова; 1946 — «Свадьба» А.Чехова;
1947 — «Глубокие корни» Дж.Гоу и А.д’Юссо; 1947 — «Лес» А.Островского — Раиса Павловна Гурмыжская; 1947 — «Профессия миссис Уоррен» Б.Шоу — Миссис Уоррен; 1950 — «Живой труп» Л.Толстого — Анна Павловна; 1952 — «Пигмалион» Б.Шоу — Миссис Хиггинс; 1953 — «Шакалы» А.Якобсона; 1956 — «Игрок» по роману Ф.Достоевского — Антонина Васильевна; 1957 — «Осенний сад» Л.Хеллман. Мариинский театр: 1909 — «Египетские ночи» А.Аренского — Клеопатра; 1915 — «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха — Елена. Михайловский театр: 1916 — «Без вины виноватые» А. Островского — Коринкина; 1916 — «Лавка древностей» Соловьёва — Анна; 1917 — «Стакан воды» Э. Скриба — Герцогиня Мальборо; 1917 — «Зарево» Е. Карпова — Липа; 1921 — «Корневильские колокола» Р. Планкета — Серполетта; 1926 — «Жёлтая кофта» Ф. Легара — Леа; 1927 — «Чёрный амулет» Н.Стрельникова — Лилиан. Театр музыкальной комедии: 1913 — «Сильва» И. Кальмана — Сильва Вареску; 1920 — «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока — Кларетта; 1925 — «Голубая мазурка» Ф. Легара — Анжелла. Театр-сад «Аквариум»: 1923 — «Сильва» И.Кальмана — Сильва Вареску Театр трагедии Ю.М.Юрьева: 1918 — «Царь Эдип» Софокла — Иокаста. Кино и телевидение: 1923 — Голод (короткометражный фильм) — Дочь кулака; 1952 — Живой труп (фильм-спектакль) — Анна Павловна; 1953 — Лес (фильм-спектакль) — Гурмыжская; 1965 — Рассказы Чехова (телеспектакль); 1967 — День солнца и дождя — Елена Сергеевна, актриса. Личная жизнь: В 1910 году вышла замуж за Н.Н.Качалова. Детей в семье не было. Их брак был долгим и счастливым. Летом 1917 г. по Петрограду ходили слухи о романе Тиме с А.Ф.Керенским и об их готовящейся свадьбе, однако они «вряд ли имели серьёзную основу». В 1918 году Тиме и её муж опровергали это в печати. Эти слухи отразились в дневнике А.А.Блока, в записях В.Ф.Ходасевича (где поданы именно как обывательские сплетни), некоторых газетных публикациях, и впоследствии, при советской власти, стоили Тиме немалых неприятностей: «её неоднократно вызывали в „органы“, требовали объяснений по поводу её отношений с Керенским, не повышали в звании, лишали ролей и т. д.» Сочинения: Тиме Е.И. Дороги искусства / Литературная запись Ю.Л.Алянского. — Москва; Ленинград : ВТО, 1962. — 306 страниц. Литература: Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний. — Москва: ВТО, 1967. — 622 страницы; Марков П.А. О театре: В 4 томах — Москва : Искусство, 1974. — Том 2: Театральные портреты. — 495 страниц.

René_Grousset (700x476, 105Kb)
1885
Рене Груссе (французское имя — René Grousset)
французский ориенталист и историк искусства, член Французской академии. Родился в городке Обе, департамент Гар, Франция. Сын Луи Ксавье Рене Груссе (1860—1885), преподавателя на факультете словесности в университете Гренобля, и Анны Мари Терезы Констанс Манс (1860—). Детство провел в Жеводане у деда, Мари Рене Октава Груссе (1852—1916), землевладельца и многолетнего деревенского мэра. Получив в Монпелье диплом историка и географа, он отправился в Париж, где в 1912 стал редактором в дирекции Изящных искусств, в отделении архитектуры Поля Леона. Затем стал руководителем отделения; параллельно с административной работой подготовил к 1914 году свой первый научный труд: «Историю Азии», изданную в 1922. Уже тогда Груссе определил главную цель своей научной деятельности — донести до образованной публики новейшие достижения ориенталистики. Во время Первой мировой войны служил сержантом в 81-м пехотном полку, 5 марта 1915 в ходе Первого Шампанского сражения был тяжело ранен в бою, возглавляя своё отделение при штурме укрепления Босежур (близ Перт-ле-Юрлю в департаменте Марна). После этого ранения уже не мог вернуться в строй, и закончил войну в качестве санитара. После войны опубликовал свою «Историю Азии», а в 1924 выпустил книгу «Пробуждение Азии». В 1925 получил должность хранителя национальных музеев и был направлен на работу в музей Гиме в качестве заместителя хранителя. В 1928 стал преподавателем в Школе Лувра на кафедре индианистики. В 1930-е годы публиковал статьи об экспонатах музейной коллекции, а также выпустил книги «История Дальнего Востока», «Цивилизации Востока» и «По следам Будды». Сотрудничал в группе ученых, возглавляемой Луи Альфаном и Филиппом Саньяком, и занимавшейся издательским проектом «Народы и Цивилизации». В 1933 был назначен хранителем музея Чернуски. В 1934—1936 опубликовал свою главную научную работу, «Историю крестовых походов и Иерусалимского королевства франков», получившую от Французской академии Большую премию Гобера. Эта трехтомная монография (около 2 800 страниц), хотя и справедливо критикуемая за существенные недостатки методологии, до сих пор остается непревзойденной по широте охвата материала и фактологической подробности. В 1938 вышло первое издание «Империи степей», в обобщенном виде представившее западному читателю историю кочевых государственных образований на территории евразийских степей, от времен гуннов до утраты независимости монгольскими ханствами в XVII—XVIII веках. Наиболее активный период деятельности пришелся на время Второй мировой войны и послевоенные годы. В 1941 Груссе стал преподавателем в Школе живых восточных языков, в 1944 хранителем музея Гиме, в 1945 профессором в Школе Заморской Франции, в 1946 редактором Journal asiatique. Членство в Совете национальных музеев, руководство дирекциями двух музеев и преподавательская деятельность оставляли мало времени для научной работы, тем не менее, в 1947 в дополнение к «Крестовым походам» была издана «История Армении до 1071». 16 февраля 1946 вместе с Эрнестом Сейером, Жаном Таро, Октавом Обри и Робером д’Аркуром Груссе был избран в члены Французской академии. Это групповое избрание было призвано заполнить кресла, оставшиеся вакантными со времени оккупации. 30 января 1947 был принят в состав академии Анри Бордо. В послевоенные годы написал две историко-философские работы: «Итог Истории» и «Носовые фигуры», посвященные размышлениям об эволюции человеческого общества, становлении философии и месте человека в истории. Научное творчество Груссе оценивается современными исследователями неоднозначно. Так известный медиевист Пьер Обе, специализирующийся на теме крестовых походов, признавая, что Рене Груссе был крупнейшим французским ориенталистом своего времени и человеком громадной эрудиции, пишет, что «его точка зрения была сильно отмечена колониалистской утопией, господствовавшей в 1920—1930-х годах, когда он создавал своё opus magnum». Умер в городе Париж, Франция, 12 сентября 1952 года. Награды и премии: Военный крест 1914—1918 годов; Офицер ордена Почётного легиона; Кавалер ордена Почётного легиона; Командор Военного ордена Христа; Орден Льва и Солнца V степени; Большая премия Гобера (1935); Премия Станисласа Жюльена (1930); Премия Станисласа Жюльена (1939); Медаль имени Джайлз (1939); Премия Бордена (1930); Премия Луи Барту (1944).
Произведения
На французском: Histoire de l’Asie (История Азии). — P.: Crès, 1921—1922; Tом I. L’Orient; Tом II. L’Inde et la Chine; Tом III. Le nond mongol, le Japon; Histoire de la philosophie orientale. Inde, Chine, Japon (История восточной философии. Индия, Китай, Япония). — P.: Nouvelle Librairie nationale, 1923; Le Réveil de l’Asie. L’impérialisme britannique et la révolte des peoples (Пробуждение Азии. Британский империализм и восстание народов). — P.: Plon, 1924; Histoire de l’Extrême-Orient (История Дальнего Востока). — P.: Geuthnsr, 1929; Sur les traces du Bouddha (По следам Будды). — P.: Pion, 1929; Les Civilisations de l’Orient (Цивилизации Востока). — P.: Crès, 1929—1930; Tом I. L’Orient; Tом II. L’Inde; Tом III. La Chine; Tом IV. Le Japon; Philosophies indiennes. Les systèmes, 2 Vol. (Индийские философии. Системы). — P.: Desclée De Brouwer, 1931; Histoire des Croisades et du Royaume Franc de Jérusalem (История крестовых походов и Иерусалимского королевства франков). — P.: Pion, 1934—1936, ré-édité P.: Perrin, 1991, ISBN 2-262-00931-7; T. I. Anarchie Musulmane et la Monarchie Franque; T. II. Monarchie Franque et Monarchie Musulmane. L’Equilibre; Tом III. Monarchie Musulmane et Anarchie Franque; L’Empire des steppes, Attila, Gengis-Khan, Tamerlan (Империя степей: Аттила, Чингисхан, Тамерлан). — P.: Payot, 1938; L'Épopée des Croisades (Эпопея крестовых походов). — P.: Plon, 1939; L’Empire mongol (Монгольская империя), E. de Boccard, 1941; Histoire de la Chine (История Китая). — P.: Fayard, 1942; Le Conquérant du monde: Vie de Gengis-Khan (Покоритель мира: Жизнь Чингисхана). — P.: Albin Michel, 1944; Bilan de l’Histoire (Итог Истории). — P.: Pion, 1946; Histoire de l’Arménie des origines à 1071 (История Армении с древнейших времен до 1071). — P.: Payot, 1947; L’Empire du Levant (Империя Леванта). — P.: Payot, 1949; Figures de Proue (Носовые фигуры). — P.: Pion, 1949; La Chine et son art (Китай и его искусство). — P.: Pion, 1951; L’Homme et son histoire (Человек и его история). — P.: Pion, 1954. На русском: Чингисхан : Покоритель Вселенной = L'Homme et son histoire. — Москва: Молодая гвардия, 2008. — 280 страниц. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03051-0. — ISBN 978-5-235-03133-3; Империя степей: Аттила, Чингисхан, Тамерлан = L'Empire des steppes, Attila, Gengis-Khan, Tamerlan / Перевод с французского Х.К.Хамраева. /Составитель Б.М.Сужиков. — Алматы: «Санат», 2005. — Том I. — 289 страниц. — (История Казахстана в западных источниках). — ISBN 9965-664-32-3; Империя степей: Аттила, Чингисхан, Тамерлан = L'Empire des steppes, Attila, Gengis-Khan, Tamerlan / Перевод с французского Х.К.Хамраева. /Составитель Б.М.Сужиков. — Алматы: «Санат», 2005. — Том II. — 336 страниц. — (История Казахстана в западных источниках). — ISBN 9965-664-32-3; Степные кочевники, покорившие мир. Под властью Аттилы, Чингисхана, Тамерлана = L'Empire des steppes, Attila, Gengis-Khan, Tamerlan. — / Перевод с французского В.Е.Климанов. Москва : «Центрполиграф», 2020. — 527 страниц. — (Великие империи мира). — ISBN 978-5-9524-5457-6; История древней Армении. От союза племен к могущественному Анийскому царству = Histoire de l’Arménie des origines à 1071 / Перевод с французского И.А.Петровской. — Москва : «Центрполиграф», 2022. — 910 страниц. — (Великие империи мира). — ISBN 978-5-9524-5553-5; Империя Леванта. Древняя земля тлеющего конфликта между Востоком и Западом = L`empire du Levant. Histoire de la question d`Orient / Перевод с французского В.Е.Климанов. — Москва : «Центрполиграф», 2022. — 591 страница. — (Великие империи мира). — ISBN 978-5-9524-5782-9. Литература: Aubé P. Un croisé contre Saladin, Renaud de Châtillon. — P.: Fayard, 2007. — ISBN 978-2-213-63243-8; Auboyer J. René Grousset (1885—1952) // Bulletin de l’Ecole française d’Extrême-Orient. Tome 47, № 1, 1955. pp. 1-6; Lévy R. René Grousset. Bilan de l’histoire // Politique étrangère, 1946, Vol. 11, № 4, pp. 409—411; Степаненко В.П. Византия в международных отношениях на Ближнем Востоке (1071—1176). Свердловск, 1988.

Désiré Defauw (640x700, 514Kb)
1885
Дезире Дефо (французское имя — Désiré Defauw)
бельгийский скрипач и дирижёр. Родился в городе Гент, Бельгия. Учился в Гентской консерватории как скрипач, в 15-летнем возрасте стал концертмейстером местного оркестра. Гастролировал по Европе, особенно по Великобритании. В 1914—1918 годах в эвакуации в Великобритании, играл в составе Бельгийского фортепианного квартета с Жозефом Йонгеном, Эмилем Духардом и Лайонелом Тертисом, выступал также в дуэте с Йонгеном (вместе они, в частности, впервые в Лондоне исполнили сонату для скрипки и фортепиано Клода Дебюсси). В 1920 году основал собственный оркестр Concerts Defauw, в 1925 году стал профессором дирижирования в Брюссельской консерватории, с 1926 года возглавлял её оркестр. В 1937 году стал первым руководителем Национального оркестра Бельгии. В 1940 году покинул Бельгию и провёл остаток жизни в Северной Америке. В 1941—1952 годах был главным дирижёром Монреальского симфонического оркестра, одновременно в 1943—1947 годах возглавлял Чикагский симфонический оркестр (к 1947 году относится известная запись скрипичного концерта Мендельсона с Мишей Эльманом и Чикагским симфоническим оркестром под управлением Дефо). Последние годы жизни провёл в городе Гэри, в 1951—1958 годах руководил местным симфоническим оркестром. Одновременно в 1954—1958 гг. главный дирижёр Симфонического оркестра Гранд-Рапидс. Умер в городе Гэри, округ Лейк, штат Индиана, США, 25 июля 1960 года.

1887
Янис Акменс (латышское имя — Jānis Akmens)
латвийский журналист и общественный деятель. Родился в Берени, Скуйенская волость. Окончил Николаевскую гимназию в Риге и юридический факультет Московского университета (1914). Дебютировал в печати в 1903 г. в газете «Baltijas Vēstnesis». Вернувшись в Ригу в 1914 году, входил в состав редакции газеты «Dzimtenes Vēstnesis» (до 1917 г.). В 1917 г. вместе с Юрисом Калниньшем и Николаем Шилиньшем предпринял попытку возродить издание газеты «Baltijas Vēstnesis», в 1919 г. опубликовал на её страницах (с продолжением) свой роман «Цветок папоротника» (латышское название — Papardes zieds). В 1920—1922 гг. редактор газеты «Latvijas Vēstnesis». В 1922—1940 гг. работал в латвийской секции Красного Креста, с конца 1920-х гг. её генеральный секретарь. В 1929 г. награждён Орденом Трёх Звёзд. Умер в Риге 25 ноября 1958 года.

[355x700]
1887
Ирен Фенвик (Irene Fenwick)
американская актриса театра и немого кино. Родилась в Чикаго. С 1924 и вплоть до своей смерти в 1936 году, была замужем за Лайонелом Берримором. Её предыдущий муж, Джей O’Брайен был также женат на Мэй Мюррей. Несмотря на относительно короткую карьеру Фенвик снялась в фильмах производства Edison-Kleine, филиала the Edison Company, занимавшейся производством короткометражек, сохранившихся до наших дней. Перед тем, как выйти замуж за Лайонела Ирен какое-то время состояла в браке с его братом, Джеком. Скончалась в Беверли-Хиллз (штат Калифорния, США) от анорексии 24 декабря 1936 года. Фильмография: Пригородыruen (1915); The Spendthrift (1915); Следущая дверь женщиныruen (1915); Зелёный плащruen (1915); Сентиментальная ледиruen (1915); Дитя судьбыruen (1916); Принцесса Кони—Айлендаruen (1916) with Owen Moore;Девушка, которой нравитсяruen (1917); Женщина грехаruen (1917); Национальная лента Крисного крестаruen (1917).

[667x700]
1888
Владимир Иосифович (Осипович) Дубенецкий (Владас Дубенецкис; литовское имя — Vladimiras Dubeneckis)
литовский архитектор и театральный художник, представитель неоклассицизма. Родился в Змеиногорске (Томская губерния Российская империя), в литовской православной семье, сын врача. Художественное образование получил в Императорской Академии Художеств (1906—1914) у Л.Н.Бенуа. В 1917—1918 годах преподавал в петроградской (бывшей Императорской) Академии Художеств. В 1918 году Владимир Дубенецкий принял участие в конкурсе на проект барельефа для установки на Кремлёвской стене в месте погребения «павших героев Октябрьской революции». Проект Владимира Дубенецкого Первый камень фундамента будущего получил равное число голосов с проектом С.Т.Конёнкова Крылатый Гений (Символ Победы с Красным знаменем в одной руке и пальмовой ветвью в другой). Предпочтение однако было отдано проекту Конёнкова поскольку он был цветной и «побеждает тот постоянный серый полумрак, который царит в этом месте» Кремлёвской стены. В 1919 году Владимир Дубенецкий вернулся в Литву, где с 1921 года и до конца жизни преподавал в Каунасской художественной школе. Работал в Каунасе в качестве архитектора, где в стиле «модернизованной классики» создал проекты реконструкции и строительства Музыкального театра (1923), гостиницы «Литва» (1923—1925), медицинского факультета университета (1931—1933), здания художественного музея (Галерея Чюрлениса) и здания исторического музея имени Витовта (1931—1936). В Каунасском государственном театре Дубенецкий как театральный художник создал оформление оперных спектаклей «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1925), «Ромео и Джульетта» Гуно (1925), «Лоэнгрин» Вагнера (1926), «Сильвия» Делиба (1928). Всего за несколько лет Дубенецким было сделано 12 постановок. Умер в Кёнигсберге (ныне Калининград, Россия) 10 августа 1932 года. Владас Дубенецкис (Владимир Иосифович Дубенецкий) похоронен в Каунасе на Пятрашюнском кладбище. Был женат на литовской балерине и художнице Ольге Ивановне Дубенецкене-Калпокене (урождённая Шведе 1891—1967).
[546x700]
Мемориальная доска установлена в Змеиногорске. В Литве проводится художественный конкурс, посвящённый увековечению творческого наследия Владаса Дубенецкиса (Владимира Иосифовича Дубенецкого). Медаль 1987 года получил Витаутас Наливайка. Литература: Baršauskas J., Jaloveckas R., Prof. . Dubeneckis, "Mokslas ir gyvenimas", 1958, № 12.

[507x700]
1888
Сарвепалли Радхакришнан (имя на хинди — सर्वपल्ली राधाकृष्णन; Sarvepalli Radhakrishnan)
индийский философ, религиовед, один из представителей неоиндуизма, общественный и государственный деятель, президент Индии (1962—1967). Почётный член Британской академии (1962). Родился в Тируттани (Мадрасское президентство, Британская Индия, ныне штат Андхра-Прадеш), в богатой брахманской семье в селении Тируттани северо-западнее Мадраса. Родной язык — телугу. Окончил Христианский колледж в Мадрасе, бывший сравнительно либеральным и дававшим качественное образование. В 1907 году защитил магистерскую диссертацию «Этика веданты и её философские предпосылки». Преподавал в ряде индийских колледжей и университетов. В 1918—1921 гг. — профессор университета Майсура, в 1921—1931 гг. — профессор университета Калькутты. Публиковал оригинальные работы и переводы религиозно-философских текстов с санскрита и пали. В 1923 — 1927 гг. в Лондоне вышел его капитальный двухтомный труд «Индийская философия» (русский перевод — 1956 — 1957 гг.). Читал лекции в Оксфордском, Гарвардском и других западных университетах. В 1931 — 36 гг. вице-канцлер университета Андхры. В 1936 — 1939 гг. — профессор религии и этики Востока в Оксфордском университете. В 1939 — 1946 гг. — вице-канцлер Индуистского университета в Варанаси (Бенарес). После провозглашения независимости Индии Радхакришнан занимался не столько философией, сколько общественной и государственной деятельностью. В 1946 г. назначен послом в ЮНЕСКО, в 1949 г. — послом в СССР. Руководил реформами высшего образования в Индии. С 1952 г. — первый вице-президент, в 1962 — 1967 гг. — второй президент Республики Индия. Лауреат Темплтоновской премии за прогресс в религии (1975). Умер в Мадрасе 17 апреля 1975 года. C самого детства верил в реальность потустороннего мира, лежащего за поверхностью явлений. Получив европейское образование в колониальных учебных заведениях, он высоко ценил западную философию, но с самого начала научной деятельности выступил пропагандистом традиционной философии Индии, доказывая, что она находится по меньшей мере на таком же уровне, как и западная. В магистерской диссертации он выступил против распространенного тогда в Европе мнения, что индийская философия вообще и веданта в частности совершенно не интересуется этическими проблемами. В последующих своих публикациях и особенно в труде «Индийская философия» он старался непредвзято давать изложение точек зрения разных школ, но тем не менее не мог удержаться от оценки их с позиций той философии, которую сам разделял, — адвайта-веданты. Критически относясь к ритуалистическим и догматическим тенденциям в индуизме, он подчеркивал те аспекты, которые приемлемы для западного стиля мышления: антиритуалистическую, чисто духовную направленность Упанишад, попытки многих школ смягчить суровость кастового строя и дать членам низших каст возможность заниматься практикой самоосвобождения.
[700x583]
Отмечая близость буддизма к западным учениям агностического и позитивистского толка, он писал, что человеческий ум всё же не может уйти от «сугубо академических» онтологических проблем и замкнуться только на практически полезном: мы неизбежно будем пытаться дать ответы даже на, казалось бы, совершенно неразрешимые вопросы бытия. Отрицательно относясь к материализму, он старался и к нему быть справедливым: не исключал, что взгляды древнеиндийских материалистов были искажены позднейшими комментаторами-идеалистами и что на самом деле индийский материализм не был так грубо гедонистичен. Занимая руководящие университетские посты в колониальной Индии и участвуя в строительстве Индии независимой, Радхакришнан вводил преподавание естественнонаучных и технических дисциплин (колониальная британская администрация придала индийскому образованию сугубо гуманитарный характер, не подпуская «туземцев» к современной технике). Протестуя против европоцентристского пренебрежения к индийской культуре, он выступал и против консервативных, антизападных сил в Индии. Он писал: «Лично я не сомневаюсь в том, что все попытки с индусской или мусульманской стороны противостоять современной научной и промышленной цивилизации обречены на провал, и я буду смотреть на этот провал без сожаления». Был убежден, что все вероучения по сути своей едины. Он считал, что развитие мировой религиозной и философской мысли должно привести к появлению универсальной религии, универсальной философии и универсальной морали, и фундаментом их должна будет служить адвайта-веданта. Сочинения: Radhakrishnan S., Religion and society, L., 1947; Eastern religions and Western thought, 2 ed., L., 1951; East and West. Some reflections L., [55]; East and West in religion, L., 1954; Recovery of faith, L., 1956; Occasional speeches and writings, ser. 1—3, [Delhi, 1957—1962]; в русском переводе — Индийская философия, тома 1—2, Москва, 1956-1957. Переводы: Радхакришнан С. Индийская философия. Тома 1—2. Москва, 1956—1957. (Репринт: Санкт-Петербург, 1994). Литература: Аникеев Н.П. Философские и социологические взгляды Сарвапалли Радхкришнана // Современная философская и социологическая мысль стран Востока. Москва, 1965. Страницы 5-33; Литман А.Д. Сарвапалли Радхакришнан. Москва, 1983; Канаева Н.А. Культурный синтез Сарвепалли Радхакришнана // Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. Москва, 2000. — Cтраницы 13-25; Sarvepalli Radhakrishnan. A study of the president of India, New Delhi, 1966.

[466x700]
1888
Альфред Холлер (немецкое имя — Alfred Holler)
немецкий живописец, пейзажист и гравер. Родился в Крефельде, Германия. С 1906 по 1908 год обучался в Дюссельдорфской школе прикладных искусств под руководством профессора Петера Беренса (1868—1940). Позже посетил столицу Франции и некоторое время учился в парижской академии художеств — «Académie des beaux arts» (1908—1910), затем в Карлсруэ у профессора Юлиуса Бергмана. В 1911—1913 годах — ученик художника-пейзажиста Людвига Диля. Много работал в Айфеле. По приглашению своего друга студенческих лет Вальтера Офея в 1910 году переехал в Бельгию в город Эйпен, где в 1917 году женился и работал до самой смерти 18 декабря 1954 года. Во время Второй мировой войны Альфред Холлер служил и работал в качестве военного художника в Вильнюсе. Именно там возникла его любовь к архитектуре старого города, его узким улочкам, неброской красоте литовской столицы. Художник писал как акварели, так и полотна масляной краской, делал рисунки углём и свинцовым карандашом, создавал гравюры и офорты. Холлер является одним из представителей импрессионистского реализма. За свои работы был удостоен высоких награды Бельгии: 1934 — рыцарь ордена Короны; 1954 — рыцарь ордена Леопольда II.

[499x700]
1890
Вальтер Вейсс (немецкое имя — Walter Weiss)
немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал-полковник, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями. 19 марта 1908 года после окончания кадетского училища поступил фенрихом в 59-й (4-й Позенский) пехотный полк. С 1911 адъютант, затем командир роты 3-го батальона совего полка. Участник 1-й мир. войны, служил в штабах армейской группы Шольца (Македония) и 226-й пехотной дивизии. За боевые отличия награждён Железным крестом 1-го и II класса; капитан (15 июля 1918). В 1919-1920 служил в пограничной охране «Восток». После демобилизации армии оставлен в рейхсвере, служил во 2-м (прусском) пехотном полку. С 1 октября 1922 сотрудник отдела разведки и контрразведки при штабе I военного округа (Кёнигсберг). В 1924 переведен в штаб 1-й пехотной дивизии, в 1925 — в штаб 1-го батальона 7-го пехотного полка (Оппель), с 1927 командир 1-й, с 1929 — 16-й роты того же полка. В 1932 переведен в комендатуру Бреслау. С 1 октября 1933 1-й офицер Генштаба (начальник Оперативного отдела) штаба, командовал пехотой II военного округа (Мекленбург-Шверин), с 15 октября 1934 — 12-й дивизии. 24 марта 1936 переведен в штаб VI армейского корпуса (Мюнстер). С 1 мая 1938 командир 1-го пехотного полка в Кёнигсберге. Участвовал в Польской (1939) и Французской (1940) кампаниях. С 15 декабря 1940 командир 97-й легкой дивизии, с 15 января 1941 командир 26-й пехотной дивизии. С 22 июня 1941 воевал на центральном участке Восточного фронта. С 1 июля 1942 командир XXVII армейского корпуса. С 3 февраля 1943 командующий 2-й армией (на южном участке Восточного фронта). С 12 марта по 8 апреля 1945 командующий группой армий «Север» (в Восточной Пруссии). В апреле 1945 эвакуировался в Северную Германию, где был взят в американский плен. В марте 1948 освобожден. Умер в Ашаффенбурге (Бавария, ФРГ) 21 декабря 1967 года. Воинские звания: фенрих (19 марта 1908); лейтенант (19 августа 1909); обер-лейтенант (24 июля 1915); капитан (15 июля 1918); майор (1 июня 1931); подполковник (1 сентября 1934); полковник (1 марта 1937, со старшинством с 1 августа 1936); генерал-майор (1 сентября 1940); генерал-лейтенант (1 августа 1942); генерал пехоты (1 сентября 1942); генерал-полковник (30 января 1944). Награды: Железный крест II класса (9 сентября 1914); Железный крест I класса (15 декабря 1915); Шпанга к Железному кресту II класса (19 сентября 1939); Шпанга к Железному кресту I класса (2 октября 1939); Рыцарский крест Железного креста (12 сентября 1941); дубовые листья (5 ноября 1944); Золотой Германский крест (19 февраля 1943); Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/1942»; Почетный крест фронтовика (1934); Упоминание в приказе по вемахту (6 апреля 1944, 2 ноября 1944); Орден Железного полумесяца (Турция); Орден за военные заслуги IV степени (Болгария). Литература: Fellgiebel, Walther-Peer: Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. Friedburg, Podzun-Pallas, 2000. ISBN 3-7909-0284-5; К.А.Залесский. Вермахт. Энциклопедия 3-горейха. Москва, 2005.

[479x700]
1890
Иван Павлович Калмыков
войсковой атаман Уссурийского казачьего войска, участник Гражданской войны на Дальнем Востоке на стороне белых. Иван Павлович Калмыков родился на Тереке, в станице Грозненской, Терской области. Его отец — станичный торговец из Харькова, вероятно, потомок казаков Харьковского слободского полка. Мать Ивана Калмыкова — местная терская казачка. Иван хорошо учился в Духовной семинарии и курс закончил блестяще (1909), но лишён права священства за оскорбление действием одного из преподавателей. Уехав на родину отца, в Слобожанщину, Иван Калмыков поступил в Чугуевское военное училище, а окончив его, после производства в 1912 году, вышел подпоручиком на службу в Приморский­ сапёрный батальон. Через год принят в общество Уссурийских казаков и перевёлся на службу в их полк. Во время Первой мировой войны, как отважный офицер, награждён был Золотым оружием и боевым орденом Святого Владимира, но в жизнь полка внёс кулачную расправу с подчинёнными, не принятую в казачьих частях. После Февральской революции рядовые казаки потребовали его удаления из полка, и подъесаул Калмыков был отчислен в войсковой резерв. Дома на Уссури приняли его как заслуженного казака и простили его строевые грехи. Круг избрал его заместителем Войскового атамана. На проходившем 20-31 января 1918 года 4-м Войсковом круге Уссурийского казачьего войска был избран Войсковым атаманом. Часть казаков не согласилась с этим решением и на 5-м войсковом круге, проходившем 3-5 марта 1918 года в Имане, отказались считать Калмыкова атаманом. 12 марта Калмыков бежал на станцию Гродеково (КВЖД), где объявил о создании Особого Уссурийского казачьего отряда (ОКО) и мобилизации уссурийцев для борьбы с большевиками. Со своим отрядом выступил против красных отрядов Хабаровского Дальсовнаркома. 4 июля 1918 года занял станцию Гродеково. Объединившись с чешскими частями генерала Дитерихса, 5 сентября при поддержке 12-й японской дивизии занял Хабаровск. 18 ноября 1918 года в Омске пришёл к власти и стал Верховным правителем России адмирал А.В.Колчак. Атаманы Семёнов и Калмыков долго не признавали легитимность правительства Колчака, сделав это только в марте 1919 года. С февраля 1919 года Калмыков — командир Уссурийского Особого отряда, с 1 сентября 1919 года — командир Уссурийской отдельной бригады, с января 1920 года — командир Сводной уссурийской отдельной дивизии. Части Калмыкова контролировали Транссиб от Никольска-Уссурийского до Хабаровска. Калмыков в своем правлении опирался на японцев и находился в конфликтных отношениях с командующим американскими экспедиционными силами генералом Грейвсом, войска которого охраняли Транссиб на участке от Владивостока до Никольска-Уссурийского. 4 января 1920 г. адмирал А.В.Колчак, накануне своего ареста, временно передал всю полноту военной и гражданской власти на Дальнем Востоке атаману Г.М.Семёнову. В то же время реальная власть принадлежала генералу С.Н.Розанову, именовавшемуся главным начальником Приамурского края; в Хабаровске — И. .Калмыкову, а в Благовещенске — Амурскому войсковому атаману А.Д.Кузнецову. С.Н.Розанов был отстранён от власти 31 января 1920 г., после чего в Приморье возникло Временное правительство Приморской областной земской управы. Власть атамана Кузнецова прекратилась 4 февраля 1920 г., после чего Калмыков остался один на один с «земцами», двинувшими против него свои войска. Находившийся под начальством атамана казачий отряд 13 февраля оставил Хабаровск и по льду Уссури перешёл на китайскую территорию. Незадолго до того Калмыков изъял из Хабаровского отделения Госбанка 38 пудов золота, тайно передав его японскому командованию. Представители коммунистического лагеря и «земцы» единодушно опротестовали пребывание калмыковцев на китайской территории. Под давлением Временного правительства отряд был разоружён 29 февраля 1920 г. на китайском берегу Уссури близ устья Нора, напротив станции Бикин. Офицеры и все здоровые бойцы были препровождены в Фугдин, где 8 марта атаман был арестован китайскими военными властями вместе с генерал-майором Н.Н.Суходольским и капитаном 1 ранга В.В.Безуаром. Под конвоем часть отряда с арестованными отправили в Лахасусу. Больных казаков 12 марта передали из Лахасусу в станицу Михайло-Семёновскую. Калмыкову предъявили обвинения в присвоении 56 пудов золота, убийстве представителей Красного Креста — шведа Свена Хедблома и норвежца Оле Опшауга — близ станции Пограничная в сентябре 1918 г., а также в обстреле отряда китайских канонерских лодок на Амуре в октябре 1919 г. По поводу золота атаман резко заявил, что объяснения даст либо русскому посланнику, либо эмиссарам законного русского правительства, либо международной комиссии, — но не китайским военным. 21 марта 1920 г. генерал Суходольский умер, а Калмыкова с Безуаром 16 апреля перевезли в город Гирин, где разместили в здании жандармского управления. Там были приняты на хранение Георгиевская шашка и револьвер атамана, на сдаче которых китайские военные не настаивали. Поначалу арестованные содержались в условиях полной изоляции, но 30 апреля с ними встретился японский военный советник. После разговора японца с генералом Бао Гуйцином Калмыков получил возможность встречаться с русским консулом В. А. Братцовым. Русские дипломаты ходатайствовали об освобождении арестованных, но китайцы заявили, что атаман обвиняется в нападении на китайские военные корабли и в пересечении китайской границы с оружием в руках. Временное же правительство требовало отправки Калмыкова во Владивосток в качестве уголовного преступника. По указанию посланника в Пекине князя Н.А.Кудашева Братцов в конце мая 1920 г. потребовал облегчения положения Калмыкова, после чего китайцы разрешили атаману 1-2 раза в неделю посещать русское консульство. Во время этих визитов был разработан план побега, осуществлённый 13 июля. Атаман спрятался в одном из зданий на территории консульства. Хотя алиби консульских работников было подготовлено заранее, китайские власти отвергли их объяснения и разместили солдат на территории учреждения. В этой ситуации Н.А.Кудашев направил в Гирин генконсула в Мукдене С.А.Колоколова. 25 августа китайские солдаты обнаружили убежище Калмыкова. На запрос русского посланника власти Гирина ответили, что атаман будет отправлен в Пекин, а оттуда — во Владивосток. Японцы отказались участвовать в судьбе Калмыкова. В начале сентября 1920 года атаман в сопровождении конвоя покинул Гирин и в местечке Калачи (Ильяши) в 10 милях от города вновь пытался бежать, ранил китайского офицера, после чего был застрелен конвоирами. Награды и премии: Орден Святого Владимира IV степени; Золотое оружие с надписью «За храбрость».

1890
Александр Васильевич Преображенский
советский хормейстер, оперный певец (тенор), музыкальный педагог. Народный артист Казахской ССР (1938). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). А.В.Преображенский родился 24 августа (5 сентября) 1890 год в Калуге, в дворянской семье. В 1900—1910 годах обучался в Московском Синодальном училище, затем до 1914 года — пению в Московской консерватории (класс У.А.Мазетти). В 1914—1915 годах выступал в провинциальных оперных труппах. В 1916—1919 годах солист Московского Народного дома. Гастролировал в Казани, Перми и Екатеринбурге. С 1919 года хормейстер в Государственной Малой опере и Передвижной опере «Наш театр» (Москва). В 1930—1936 годах руководитель вокально-хорового коллектива типографии «Красный пролетарий» и одновременно преподаватель пения в общеобразовательной школе. В 1932—1936 годах хормейстер ГАБТ, в 1936—1939 годах — объединённой Русской и Казахской оперы (КазАТОБ имени Абая). В 1939—1948 годах главный хормейстер СвАТОБ имени А.В.Луначарского. В 1940 году художественный руководитель УрНХ. С 1942 года преподаватель, в 1944—1951 годах зав. кафедрой хорового дирижирования СГК имени М.П.Мусоргского (с 1947 года профессор, в 1948—1949 годах проректор по учебной части, в 1949—1950 годах ректор). В 1951—1952 годах руководитель РРХК (Москва). В 1951—1963 годах профессор дирижёрско-хоровой кафедры МГК имени П.И.Чайковского. А.В.Преображенский умер в Москве 3 августа 1963 года. Оперные партии: 1918 — «Федора» У.Джордано — Лориса; «Джоконда» А.Понкьелли — Энцо; «Руслан и Людмила» М.И.Глинки — Финн; «Князь Игорь» А.П.Бородина — Владимир Игоревич; «Хованщина» М.П.Мусоргского — князь Василий Голицын; «Демон» А.Г.Рубинштейна — князь Синодал; «Черевички» П.И.Чайковского — Вакула; «Мазепа» П.И.Чайковского — Андрей; «Фауст» Ш.Гуно — Фауст; «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно — Ромео; «Риголетто» Дж.Верди — Герцог; «Бал-маскарад» Дж.Верди — Ричард; «Тоска» Дж.Пуччини — Каварадосси; «Чио-Чио-сан» Дж.Пуччини — Пинкертон; «Таис» Ж. Массне — Никиас; «Галька» С.Монюшко — Йонтек. Дирижировал спектаклями: 1939 — «Иван Сусанин» М.И.Глинки; 1940 — «Опричник» П.И.Чайковского; 1943 — «Емельян Пугачёв» М.В.Коваля; «Гроза» В.Н.Трамбицкого; 1945 — «Отелло» Дж. Верди (совместно с А.Э.Маргуляном). Награды и премии: народный артист Казахской ССР (1938); Сталинская премия второй степени (1946) — за дирижирование оперным спектаклем «Отелло» Дж. Верди, поставленным на сцене Свердловского АТОБ имени А.В.Луначарского. Литература: Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. 3-е издание. Москва, 1963. Страницы 162—166.; Советские хоровые дирижеры. Москва, 1986. Страница 172; Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — 1-е издание.. — Москва: Советский композитор, 1991. — Том 1. — Страница 407.

[501x700]
1890
Александр Васильевич Соловьёв
русский, югославский и швейцарский историк и филолог. Историк славянского и византийского права, славист, археолог, знаток богомильства, исследователь сербской геральдики, сфрагистики, византолог и балкановед.
Российский период
Родился в городе Калиш, Калишская губерния, Российская империя. В 1912 окончил юридический факультет Варшавского университета. В 1915 окончил историко-филологический факультет Варшавского университета. В 1918 преподавал в Ростовском-на-Дону университете. В 1920 эмигрировал в Югославию.
Югославский период
В Королевстве сербов, хорватов и словенцев (СХС), которым правил единственный к тому времени сохранивший власть православный монарх Александр Карагеоргиевич, в эмиграции оказались люди с православным и монархическим мировоззрением. Для Сербии, потерявшей в Первой мировой войне 37 % мобилизованных солдат, приток образованных эмигрантов из России был большим приобретением, а король Александр их поддерживал. В Белградском университете работал учитель А.В.Соловьёва по Варшавскому университету Ф.В.Тарановский. Под его началом сформировались научные взгляды А.В.Соловьёва. Свою карьеру он начал учителем русского языка и русской литературы в старших классах 1-й русско-сербской гимназии (1921—1935). Как обладатель магистерской степени по юриспруденции, он одновременно преподавал на кафедре истории славянского права в Белградском университете (до 1946). В 1928 году он защитил докторскую диссертацию по истории «Законник короля Стефана Душана» — одно из лучших исследований этого источника. В 1930 избран экстраординарным профессором Белградского университета по кафедре истории славянского права, с 1936 года — ординарный профессор той же кафедры. В 1927—1936 годах — член Русского археологического общества, с 1928-го — член Русского научного института в Белграде. По предложению А.В.Флоровского принимал участие в работе Славянского института в Праге, член редакционной коллегии 12-го тома «Трудов» института. В августе 1933 года в составе делегации русских академических организаций за границей выступил с докладом «Corona Regni» на 7-м международном конгрессе историков в Варшаве. Стал членом философско-религиозного «Братства Святой Софии». Во время войны (1942) преподавал на богословских курсах в Белграде. В 1946 году назначен первым деканом вновь созданного юридического факультета в Сараево. В 1949 году был арестован «за недоносительство» и отдан под суд. Прошёл в социалистической Югославии тюрьмы, пересыльные лагеря, дважды терял все свои архивы, библиотеку. Его семью арестовывали, жена стала инвалидом в тюрьме Сараево. Однако в 1951 году Соловьёвых выпустили за границу и в конце концов они обосновались в Швейцарии.
Швейцарский период
В Женеве Александру Васильевичу пришлось сдавать множество экзаменов, однако он быстро доказал свою профессиональную состоятельность как знаток европейской истории, римского и византийского права. После войны он вернулся в научную среду своей родины, установив контакты с исследователями древнерусской литературы Н.К.Гудзием, Д.С.Лихачёвым. Его статьи были опубликованы в советских научных журналах и Трудах отдела древнерусской литературы Института русской литературы. С 1952 года А.В.Соловьёв работал в должности приват-доцента философского факультета, затем экстраординарным профессором по кафедре славянских языков и славянской литературы Женевского университета. Одновременно читал курс по истории Византии. В сентябре 1955 года участвовал в работе X международного конгресса историков в Риме. В 1960 вышел в отставку по выслуге лет. В 1961 был избран профессором honoris causa Женевского университета. Скончался в городе Женева, Швейцария, в 1971 году.
Научная деятельность
Соловьев написал цикл статей: «Святая Русь. Очерк развития религиозно-общественной идеи», «Национальное сознание в русском прошлом», «Белая и Чёрная Русь. Опыт историко-политического анализа», в которых анализирует историю формирования самосознания русского народа, о том, каким содержанием в разные исторические периоды наполнялось понятие «Русь». Его работа о Святой Руси вышла раньше известной статьи А.В.Карташёва на эту же тему и в определённом смысле является предтечей трудов Л.Н.Гумилёва. Исследователь русской эмиграции в Белграде Елена Анатольевна Бондарева считает, что А.В.Соловьёв в своей трактовке понятия Святой Руси глубже, так как он находит укоренность этой идеи со всеми слоями общества — от смерда и кожемяки до князя и митрополита. А.В.Соловьев связывает то, почему именно в России тоска по утраченному Небесному Отечеству столь глубоко укоренилась в народном сознании, с колоссальными сдвигами в средневековом мироустройстве: под ударами латинян-крестоносцев пал Царьград, а затем и Византийская империя под ударами иноверных турок, с запада на Псков и Новгород надвигаются немецкие рыцари, с востока давит Орда. И в таком окружении Русь оказывается единственной хранительницей истинной веры, в этом её долг, служение и призвание. И эта идея глубоко проникла в народное сознание. Сочинения: Соловьев А.В. Великая, Малая и Белая Русь // Вопросы истории. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1947. — № 7. — Страницы 24—38; Соловьев А.В. Византийское имя России // Византийский временник. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — Том 12. — Страницы 134—155; Соловьев А.В.Русичи и русовичи // Слово о полку Игореве — памятник XII века; Академия Наук СССР. Институт русской литературы (Пушкин. Дом). — Москва; Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1962. — Страницы 276—299; Soloviev A. Weiss, Schwartz und Roterussen. Versuch einer historich-politischen Analyse // Soloviev A. Byzance et la formation de l'Etat russe. London, 1979.

Semjon_Lutskij (700x700, 193Kb)
1891
Семён Абрамович Луцкий (французское имя — Simon Loutzky)
русский поэт первой волны эмиграции, инженер. Семён (Шмил) Абрамович Луцкий родился в городе Одесса, Херсонская губерния, Российская империя.. В четырёхлетнем возрасте остался без отца, который покончил с собой. Мать — Клара (Хая) Самойловна Луцкая (в девичестве Гасох; 1872—1962), младшая сестра Флора (1894). Сестра матери, Вера Самойловна Гассох (в замужестве — Гоц), была замужем за эсером М.Р.Гоцом; другая сестра — Татьяна Самойловна Гассох (в замужестве — Татьяна Владимировна Потапова; 1871—1932) — была замужем за эсером и врачом А.И.Потаповым (литературный псевдоним — А.Рудин; 1869—1915). В 1909 году окончил Одесское коммерческое училище имени Николая I с золотой медалью. Продолжил обучение в Льежском университете (1909—1913) и Гренобльском электротехническом институте, получив в 1915 году диплом инженера-электрика. В 1916—1958 годах работал по специальности в различных предприятиях во Франции, в том числе на протяжении 32 лет в машиностроительной компании «Alstom». Опубликовал научные труды по электромеханике, в том числе две монографии. Преподавал в Institut Supérieur du Batiment et des Travaux Publics. Начиная с 1920-х годов публиковал стихи в парижской прессе на русском языке. С 1924 года член «Союза молодых русских писателей и поэтов», с 10 октября 1926 года член его правления. Посещал салон четы Мережковских, весной 1928 года вошёл в свободное литературное объединение «Кочевье» на Монпарнасе. В 1933 году был посвящён в масонскую ложу «Северная Звезда», затем ложу «Северные Братья». В годы Второй мировой войны жил в Лионе. После войны вернулся в Париж, входил в правление Тургеневской библиотеки. В 1922 году был помолвлен со скульптором Сильвией Мандельберг (поженились в 1923 году); дочь — Ада Бэнишу-Луцкая (родилась в 1923). Первая известная публикация — в журнале «Воля России» в 1926 году, затем сотрудничал с журналами «Звено» и «Своими путями», альманахом «Стихотворение». В издательстве последнего вышел его первый поэтический сборник «Служение» (1929). В 1947 году его стихи вошли в антологию «Эстафета», в 1974 году вышел второй стихотворный сборник «Одиночество». Умер в городе Париж, Франция, 8 августа 1977 года. Похоронен на кладбище Банье (Bagneux) в Париже. Поэтические сборники: Служение. Париж: Издательство «Стихотворение», 1929; Одиночество. Стихи 1925—1973 гг. Париж, 1974; Сочинения. Подготовка текста, составление, вступительная статья и комментарии Владимира Хазана. Stanford Slavic Studies, Vol. 23. Станфорд, 2002. — 438 страниц. Монографии: S. Loutzky. Calcul pratique des machines électriques à courant continu. Paris: Eyrolles, 1963. — 171 pp.; S. Loutzky. Calcul Pratique des Alternateuers et des Moteurs Asynchrones. Paris: Eyrolles, 1969. — 142 pp. Публикации: S. Loutzky. Calcul des moteurs asynchrones polyphases. Industrie Electrique, vol. 1, no. 714, Mar. 25, 1922, pp. 105—108.

Molyneux-ByAbbe-1922 (479x700, 259Kb)
1891
Эдвард Молино (Edward Molyneux)
британский модельер, основатель модного дома собственного имени. Родился в городе Лондон, Великобритания. В 1911 году выиграл конкурс на лучший эскиз вечернего платья, организованный лондонским Домом высокой моды «Lucile», и получил работу в лондонском салоне этого Дома. Во время Первой мировой войны служил в британской армии. После окончания войны переехал в Париж, где в 1919 году открыл собственное ателье высокой моды. В 1925—1932 годах кроме парижского бутика у Молино появились магазины в Каннах, Биаррице и Лондоне. Во время Второй мировой войны был одним из инициаторов создания «Объединённого общества лондонских дизайнеров моды», отвечая за экспортное направление и разрабатывая образцы моделей для промышленного производства по плану «Утилита». В 1945 году возобновил деятельность своего дома, однако в 1950 году закрыл его, после чего уехал на Ямайку. В 1965 году сделал попытку вернуться в мир моды, разработав коллекцию готового платья для американского рынка. Умер в Монако 23 марта 1974 года. В 1974 году дом Эдварда Молино был окончательно закрыт. Дом «Молино» существовал по соседству с рестораном «Максим», по адресу улица Руаяль, дом № 5.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 5 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»