• Авторизация


5 сентября родились... 05-09-2025 03:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[572x700]
1711
Иоанн Натаниель Либеркюн (немецкое имя — Johann Nathanael Lieberkühn)
немецкий анатом и препаратор. Родился в Берлине. В 1739 году — доктор медицины в Лейдене; жил затем в Париже, Лондоне и Берлине, где занимался практикой. Помимо открытия им названных его именем желёз в слизистой оболочке кишок он особенно прославился необычайно искусным приготовлением анатомических препаратов, сохранившихся в значительном числе до настоящего времени в Берлине и Петербурге (в медицинской академии). Он приготовлял сухие, спиртовые и микроскопические препараты. Последние представляют тонкие разрезы, величиною в 2-3 кв. мм, куски органа или железы, сосуды и протоки которых с удивительным совершенством были налиты разноцветными массами. Одни из этих препаратов были заключены каждый в отдельный микроскоп — лупу. Другие препараты Либеркюна приготовлялись так называемым коррозионным способом, который он первый ввёл в анатомическую технику. Какой-либо орган наливался восковою массою и затем на продолжительное время погружался в азотную или разведенную серную кислоту, при чем все органические части уничтожались и оставался только восковой слепок сосудов, точно изображавший все разветвления их в данном органе. Кроме того, Либеркюн приготовлял так называемые металлические коррозии. Для этой цели он заключал восковые слепки сосудов в жидкий гипс; потом нагревал отвердевший гипс, пробуравив предварительно в нем отверстие, выпускал воск, по удалении которого он вливал в образовавшийся оттиск расплавленное серебро и, размягчая гипс уксусом, получал новый слепок уже из серебра. Сегодня имя Либеркюна связано с кишечными железами (криптами) — трубчатыми углублениями эпителия слизистой оболочки кишечника, описанными им в 1745 году и называемые его именем: Либеркюновы крипты или Либеркюновы железы. Справедливости ради требуется отметить, что эти крипты были описаны до него: в 1688 году итальянским биологом и врачом Марчелло Мальпиги (итальянское имя — Marcello Malpighi; 1628—1694), в 1715 году швейцарским анатомом Иоганном Конрадом Бруннерером (немецкое имя — Johann Konrad Brunner; 1653—1727) и в 1731 году итальянским врачом Доменико Галеати (Domenico Mar. Gusman Galeazzi (Galeati); 1686—1775). Умер Либеркюн в Берлине 7 октября 1756 года.

1718
Антоний Тадеуш Пшездецкий (польское имя — Antoni Tadeusz Przezdziecki)
государственный деятель Великого княжества Литовского, писарь великий литовский (1739—1750), подчаший великий литовский (1750—1752), рефендарий великий литовский (1752—1764), подканцлер литовский (1764—1772). Полковник пятигорский и региментарий белорусской дивизии (1764). Староста минский, пинский, блудзенский и дэмбский. Представитель шляхетского рода Пшездецких герба Рох III. Родился в Тракае. Младший сын каштеляна инфлянтского Александра Пшездецкого (ок. 1665—1733/1734) и Констанции Александры Каминской. Учился в Виленской академии. В 1739 году 21-летний Антоний Тадеуш Пшездецкий был избран от Стародубского повета, где он владел крупными имениями, депутатом в Трибунал Великого княжества Литовского. В том же году его избрали маршалком Трибунала. Избирался также посол на сеймы в 1740, 1744, 1750, 1752 и 1754 годах. Был одним из самых убеждённых сторонников магнатской партии Чарторыйских в Великом княжестве Литовском. 22 августа 1739 года за заслуги правитель Речи Посполитой Август III (1734—1763) назначил Антония Тадеуша Пшездецкого новым писарем великим литовским. 1 сентября 1750 года получил должность подчашего великого литовского, 7 июня 1752 года после смерти Доминика Воловича стал рефендарием великим литовским. В 1764-1772 годах занимал должность подканцлера великого литовского. В 1764 году Антоний Тадеуш Пшездецкий был одним из организаторов и реальных лидеров созданной генеральной конфедерации Великого княжества Литовского. В 1764 году был избран послом на конвокационный сейм, участвовал в избрании на престол Станислава Августа Понятовского. На элекционном сейме Станислав Август Понятовский доверил Антонию Пшездецкому малую литовскую печать, публично отдав честь его заслугам. В том же 1764 году стал полковником пятигорским и региментарием белорусской дивизии. В 1768 году выступал против отправки правительственных сил против отрядов барских конфедератов. В августе 1772 года после первого раздела Речи Посполитой многие имения Пшездецкого были аннексированы русскими. 3 августа 1757 года стал кавалером Ордена Белого Орла. Антоний Тадеуш Пшездецкий, став в 1764 году подканцлером, был правой рукой канцлера великого литовского князя Михаила Фредерика Чарторыйского, с которым его связывала крепкая дружба, и ревностным сторонником реформ, которые задумала «Фамилия». Заботливый и рачительный хозяин, Антоний Тадеуш Пшездецкий значительно увеличил свои собственные владения, купив у Сапег графство Заславское (город Заслав с прилегающими имениями). Туда он перенёс свою главную резиденцию и заложил семейный погост. Благодаря брачному союзу с Катариной Огинской приобрёл третью часть обширных владений Огинских, в том числе Чёрный Остров на Подолье. Первым стал титуловать себя графом «на Заславе и Чёрном Острове». Граф Антоний Тадеуш Пшездецкий скончался в Варшаве 28 марта 1772 года, предварительно составив 11 марта завещание. Женился на княгине Катарине Огинской, дочери воеводы трокского князя Юзефа Тадеуша Огинского (1700—1736) и Анны Вишневецкой (1700—1732). Дети: Михаил Пшездецкий (1747—1799), граф на Черном Острове, писарь великий литовский, староста пинский; Август Доминик Пшездецкий (1760—1782), граф на Заславе, староста минский; Констанция Пшездецкая, жена с 1766 года великого канцлера литовского Иоахима Хрептовича (1729—1818); Елена Пшездецкая (1753—1821), жена последнего воеводы виленского, князя Михаила Иеронима Радзвилла (1744—1831); Марианна Пшездецкая, жена генерал-майора литовских войск Игнацы Тизенгауза (1760—1822); После смерти отца старший сын Михаил Пшездецкий переехал на Подолье, а младший — Август Доминик остался в Литве. Литература: Dygdała J. Antoni Tadeusz Przezdziecki // Polski Słownik Biograficzny. — Tом XXIX, 1986. — S. 51—54; Żychliński T. Złota księga szlachty polskiej. — Poznań. — Tома 1-31, 1879—1908.

[548x700]
1722
Фридрих Кристиан (немецкое имя — Friedrich Christian)
курфюрст Саксонии из Альбертинской линии Веттинов. Родился в Дрездене. Его отец — Фридрих Август II, курфюрст Саксонии и король Польши под именем Август III, мать — Мария Жозефа Австрийская. С рождения Фридрих был слабым ребёнком, страдая от небольшого паралича в одной ноге. Его мать неоднократно пыталась убедить его принять монашескую клятву, отказавшись от прав наследования в пользу младших братьев. Ранняя смерть старших братьев (Фридрих Август умер в 1721 году, а Иосиф Август в 1728 году) сделала его наследником престола. 5 октября 1763 года со смертью своего отца, Фридрих Кристиан стал курфюрстом Саксонии. Он был открыт для идей эпохи просвещения, а также обладал музыкальным талантом. Одним из своих первых актов, Фридрих отстранил от власти премьер-министра Брюля из-за его непопулярности. Она была вызвана не только неудачной экономической политикой, но и внешней, из-за которой Саксония была втянута в Семилетнюю войну. Курфюрст занялся восстановлением финансовой системы Саксонии с помощью своих реформ. Ему удалось восстановить опустошённую войной страну, снизить расходы на судебную систему и упростить правительство по экономическим принципам. Фридрих Кристиан стал курфюрстом в октябре 1763 года, но после всего двух месяцев правления скончался в Дрездене от оспы 17 декабря 1763 года. В 1747 году Фридрих Кристиан он женился на Марии Антонине принцессе Баварской (1724—1780). Двое его сыновей — Фридрих Август и Антон — стали королями Саксонии.

[554x700]
1724
Гадам Богухвал Шерах (немецкое имя — Адам Готлоб Ширах, Adam Gottlob Schirach; верхне-лужицкое имя — Hadam Bohuchwał Šěrach)
лютеранский священник, лужицкий писатель, просветитель и философ. Практик и теоретик европейского научного пчеловодства эпохи Просвещения. Родился в семье лютеранского настоятеля и лужицкого поэта Гадама Захариаса Шераха в лужицкой деревне Носчицы в окрестностях города Будишина. С 1737 года по 1743 год обучался в школе святой Афры в городе Мишно. В 1741 году издал свою речь на латинском языке «De idolis Soraborum» (Об идолах сербов), посвящённой серболужицкой мифологии и элегию «De conversatione Soraborum» (Об обращении сербов). С 1743 года по 1746 год изучал теологию, философию и естествознание в Лейпцигского университета. Будучи студентом, вступил в лужицкое студенческое культурно-просветительское общество Сербское проповедническое общество. С 1746 года служил настоятелем лютеранского прихода в Будишине. Известен своим богословским спором с течением пиетизма, которое проповедовал в Саксонии немецкий лютеранский богослов Иоганн Готфрид Кюн. С этого же времени издавал многочисленные религиозные сочинения, среди которых самым известным является его сборники церковных песнопений «Duchowne kěrlušowe knihi» (Духовные песенные книги), издававшиеся с 1756 года в течение нескольких лет. Выпустил учебник «Horne Łužicka serska šulska knižka» (Верхнеужицкая школьная книжка). В 1755 году написал на немецком языке «Schutzschrift für die alten Slaven und Wenden» (Послание в защиту древних славян и лужичан), которое стало программным сочинением, изменившее деятельность Сербского проповеднического общества из религиозного в культурно-просветительское. Занимался изучением пчеловодства и его практическим развитием в Верхней Лужице. В 1761 году издал свою первую книгу по пчеловодству «Die mit Natur und Kunst verknupfte neuerfundene Oberlausitzsche Bienenvermehrung» (С природой и искусством, связанное приумножение пчёл, вновь открытое в Верхней Лужице), в котором описывает способ размножения пчелиных ульев с помощью искусственного выведения пчелиных маток.
[273x700]
Чертёж вертикального улья Гадама Богухвала Шераха.
В 1766 году основал «Экономическое пчеловодческое общество в Верхней Лужице». Позднее основал в Будишине пчеловодческие фермы, ставшие учебными заведениями по пчеловодству. Его практическая и научная деятельность по пчеловодству стала известна по всей Европе. В 1771 году российская императрица Екатерина II послала на учёбу в его пчеловодческую школу двух русских студентов из Смоленска Афанасия Каверзнева и Ивана Бородовского. Издавал первый в Европе научный журнал по пчеловодству «Abhandlungen und Erfahrungen der Oeconomischen Bienengesellschaft in Oberlausitz», который выходил с 1766 года по 1771 год. Был членом многочисленных научных обществ и академий, в том числе и Российской императорской академии наук. Его увлечение пчеловодством отразилось в философско-богословском сочинении на немецком языке «Melitto-Theologia. Прославление славного Творца из уст чудесной пчелы», которое вышло в 1767 году. Написал несколько научных трудов по пчеловодству. В 1769 году издал сочинение «Der sächsische Bienenmeister» (Саксонский пчеловод) и в 1770 году — «Ausführliche Erläuterung der unschätzbaren Kunst, junge Bienenschwärme oder Ableger zu erzielen» (Подробное изложение бесценного искусства воспитания и размножения пчелиных роев). Сочинение «Саксонский пчеловод» на русский язык перевёл Афанасий Каверзнев. Написал специально для Екатерины II сочинение «Waldbienenzucht» (Лесное пчеловодство), которая вышла уже после его смерти в 1774 году. Был сыном лужицкого поэта Гадама Захариаса Шераха и отцом лютеранского священника и журналиста Корлы Богухвала Шераха. Скончался в Будишине (курфюршество Саксония) 3 апреля 1773 года. Литература: Гугнин А.А. Введение в историю серболужицкой словесности и литературы от истоков до наших дней. — Москва: Российская академия наук, Институт славяноведения и балканистики, научный центр славяно-германских отношений, 1997. — Том 3. — Страницы 55 — 57. — ISBN 5-7576-0063-2; Ширах, Адам-Готлоб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Spisowarjo hornjołužickich evangelskich Serbow wot 1597 hač 1800, Časopis Maćicy Serbskeje, 1875, страница 34; Šěrach, Hadam Bohuchwał, Nowy biografiski słownik k stawiznam a kulturje Serbow. Ludowe nakładnistwo Domowina, Budyšin 1984, s. 537—539; Korla Awgust Jenč: Spisowarjo hornjołužiskich evangelskich Serbow wot 1597 hač 1800, Časopis Maćicy Serbskeje. Zwjazk 28 (1875), str. 34-37; Rainer Haas: Schirach, Adam Gottlob (Hadam Bohachwal Šerach, Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. Zwjazk 21 (2003), 1356—1360; Georg Müller: Schirach, Adam Gottlob. W: Allgemeine Deutsche Biographie. Zwjazk 31 (1890), str. 307; Hartmut Zwahr: Frühneuzeitliche Existenz in einem Mikrokosmos. Vom Landespatriotimus zum nationalen Bekenntnis. Das Beispiel der Lausitzer Sorben. W: Europa in der frühen Neuzeit: Mittel-, Nord- und Osteuropa. Böhlau Verlag Köln Weimar 1997, str. 171; Adam Gottlob Schirach: Schutzschrift für die alten Slaven und Wenden, in welcher sie wegen der ihnen Schuld gegebenen Treulosigkeit vertheidiget werden. W: Arbeiten einer vereinigten Gesellschaft in der Oberlausitz zu den Geschichten und der Gelahrtheit überhaupt gehörende. Zwjazk 5 (1755), 273—300.

[586x700]
1725
Жан Этьенн Монтюкла (французское имя — Jean-Etienne Montucla)
французский математик и историк науки, член Национального института (с 1795). Один из основоположников истории математики. Воспитывался в лионской иезуитской коллегии. Кроме языков латинского и греческого, он владел еще языками немецким, английским, итальянским и голландским. В возрасте 20 лет он отправился в Тулузу для изучения правоведения и сделался там адвокатом, но скоро переселился в Париж, где он мог слушать курсы некоторых наук и свесть знакомства с выдающимися учеными и писателями (Дидро, д'Аламбером, де Гюа, Лаландом, Блонделем, Кошеном, Кусту, Лебланом и др.). Первыми литературными занятиями были просмотр и исправление различных ученых работ и в числе их "R écréations mathé matiques" Озанама, которые были дополнены им многими новыми статьями, а позднее сотрудничество в "Gazette de France". В это же время он получил должность королевского цензора по части ученой литературы. В общественно-литературной деятельности Монтюкла большего внимания заслуживают переводы и распространение во Франции главнейших из сочинений, изданных в Лондоне по предмету оспопрививания. В 1764 г. его прикомандировали в звании королевского астронома к брату министра Тюрго, отправлявшемуся в Кайенну. Позже Монтюкла был назначен главным чиновником в Управление королевских зданий. По наступлении революционного периода, когда уничтожена была должность, занимаемая Монтюкла, он остался почти без всяких средств существования. В 1795 г. ему был поручен разбор трактатов, хранящихся в архивах иностранных дел. Кроме того, правительство включило его в число членов Совета по делам просвещения. При учреждении вместо упраздненных академий Института Монтюкла был избран его членом. Работы Монтюкла в области наук математических относились исключительно к истории математики. Первая вышла в 1754 г.: "Histoire des recherches sur la quadrature du cercle" (Париж, во второй раз издана в 1831 г.). Но самым важным сочинением М. было вышедшее в свет в 1758 г., в 2 томах, под заглавием: "Histoire des Math ématiques, dans laquelle on rend compte de leur progrès depuis leur origine jusqu'à nos jours etc." (П.). Во всей литературе своего и прошлого времени эта книга является содержащею наиболее полное изложение истории как чистой, так и прикладной математики. Ее составляли действительно очерки истории геометрии, арифметики, алгебры, высшего анализа, механики, астрономии, оптики, акустики, навигации, географии, хронологии и гномоники. Насколько позволяли находившиеся в распоряжении автора материалы, он везде старался представить и философски осветить как происхождение, так и дальнейшее развитие рассматриваемых математических учений. Сделать это в отношении вопросов о происхождении основных математических наук ему, конечно, не удалось, главным образом — по совершенному неведению источников необходимых для этого сведений. Недостающие факты в этих и подобных случаях ему приходилось заменять мифами и заимствованными у древних писателей туманными или малодостоверными преданиями. Но его книга имеет и важные недостатки. Сообщаемые ею сведения нередко не только неточны, но и совсем неверны. В его книге можно, например, довольно часто натолкнуться на ссылки на не существующие в действительности места в сочинениях некоторых из цитируемых им авторов, преимущественно древних, что заставляет думать о пользовании ими не по непосредственному знакомству, а со слов других. Многое, если не все, между этими погрешностями может быть объяснено, конечно, и частью даже оправдано обширностью программы сочинения. Другим важным недостатком книги Монтюкла является увлечение национальным тщеславием, постоянно заставляющим автора не в меру возвеличивать в ущерб ученым других стран заслуги французских математиков. Так, не довольствуясь важностью действительных заслуг своего соотечественника Виеты перед наукой, он, чтобы поставить его выше аналистов всех времен и народов, не стесняется приписывать ему открытия, не только не содержащиеся в его сочинениях, но и прямо противоречащие их духу. Вредит книге также и сильно развитое в авторе чувство личного самолюбия, не раз заставлявшее его оставлять без внимания делаемые ему указания на встречающиеся в его сочинении ошибки. Многими из ученых и писателей нашего времени нередко высказывается мысль, что "Histoire des math é matiques" Монтюкла еще и теперь вполне сохраняет свое первоначальное значение. Мнение это, однако, не более как грубое заблуждение, явившееся результатом полного незнакомства с современным состоянием истории математики. Чтобы не быть голословным в этом утверждении, достаточно указать, во-первых, на отсутствие в книге таких важных частей, как состояние математики во времена доисторические и в тот древнейший из исторических периодов, который предшествовал выступлению Древней Греции на историческую арену; во-вторых, на слепое подчинение автора общему убеждению ученых его времени, что все созданное древним миром в области искусства и науки — исключительно результат творческого гения греческой нации; в-третьих, на не имеющее в настоящее время по своей недостаточности ровно никакого значения изложение таких важных отделов, как история математики индусов, арабов и др., и, наконец, в-четвертых, на крайнюю недостаточность находившихся в распоряжении автора материалов для истории западноевропейской математики в Средние века и даже в новое время. За его книгой остается лишь значение важного для изучения развития истории математики памятника ее литературы. В первом издании своей книги Монтюкла довел изложение истории математики до начала XVIII столетия. Он намеревался в непродолжительном времени после выхода этого издания приступить к выпуску в свет нового тома, посвященного исключительно XVIII столетию, но только в год смерти, т. е. в 1799-й, ему удалось выпустить в свет второе улучшенное и пополненное издание первых двух томов и почти окончить составление третьего. Этот последний не исчерпывал всей истории математики в XVIII в. Умер в Версале 18 декабря 1799 года. Составление четвертого тома и окончание третьего взял на себя по поручению автора его друг Лаланд, которым оба эти тома и были изданы в свет в 1802 г. Попытки перевода книги Монтюкла делались в Германии и в России. В первой из этих стран была переведена Бергхаусом и дополнена прибавлениями и исправляющими ошибки примечаниями только одна первая часть книги. Гораздо более посчастливилось ей в России, где Петр Богданович остановился в своем переводе или, точнее, в том, что было из него напечатано, на пятой книге третьей части. Печатался этот перевод в издаваемых Санкт-Петербургской академии наук "Академических известиях" в 1779, 1780 и 1781 гг., под заглавием: "История о Математике". Отрывки, на которые он разбивался при печатании в различных номерах приютившего его издания, не содержали в себе никаких указаний ни на способ своего происхождения, ни тем более на свой оригинал. Следствием этого странного пробела было появление у исследователей русской литературы XVIII в. (например, у Неустроева, назвавшего — в своем "Историческом разыскании о русских повременных изданиях и сборниках за 1703—1802 г.", страница 261 — труд П.Богдановича "изложенным весьма обстоятельно") ошибочного убеждения в том, что работа, подобная этим отрывкам, могла быть оригинальным произведением русского ученого этого века вообще и Петра Богдановича в частности.

[587x699]
1733
Кристоф Мартин Виланд (немецкое имя — Christoph Martin Wieland)
крупнейший поэт и идеолог немецкого рококо, издатель первого в Германии журнала литературы и искусства «Германский Меркурий» (немецкое название — Der Deutsche Merkur), представитель одворянившихся слоёв немецкой буржуазии XVIII века. Сын пастора, часть своей жизни провёл при дворе веймарского герцога, где находился в дружественных отношениях с Гёте. Начальный период творчества Виланда (1752—1763) — это период поиска собственного стиля. Первые произведения Виланда («О природе вещей. Стихотворное поучение в 6 книгах», 1752; «Двенадцать моральных писем в стихах», 1752; «Испытание Авраама», 1753; «Письма усопших к оставленным друзьями», 1753 и др.) создаются под знаком «серафического» направления Бодмера и Клопштока. На драму «Клементина» решающее влияние оказывает Самуэль Ричардсон. С середины 1760-х годов начинается зрелый период творчества Виланда (1764—1813), когда он выступает как писатель рококо. «Серафические» настроения исчезают, давая место рационализму и гедонистическим настроениям («Дон Сильвио де Розальва», 1764, «Идрис», 1766—1767 и др.). В центре этого периода стоят три самых значительных произведения Виланда, характеризующих писателя с разных сторон: это философский роман «Агатон» (Agathon, 1766—1794), наряду с «Вильгельмом Мейстером» Гёте — крупнейший немецкий образовательный роман XVIII века. Виланд, писавший его в течение длинного ряда лет, развивает в нём свои взгляды на природу совершенного человека, приходя к утверждению гармонически развитой, в духе Шефтсбери, личности (синтез разума и страсти, добродетели и требований плоти). Наделяя совершенную личность добродетелью, Виланд вступает в противоречие с рядом своих произведений («Идрис», «Смешные рассказы» и др.), в которых им прокламировался образ безудержно чувственного человека; эти произведения создали Виланду даже славу непристойного, эротического писателя. Крайне характерно, что самое продуманное произведение крупнейшего поэта немецкого рококо преодолевает идеал до конца эмансипировавшей свою плоть личности, что немецкая буржуазия даже в своих одворянившихся частях не отказывалась от своей традиционной бюргерской морали, не растворялась полностью в дворянских настроениях гипертрофированного гедонизма. Если в «Агатоне» Виланд говорит об идеальном человеке, то роман «Абдеритяне» (Geschichte der Abderiten, 1774—1780) посвящён реальным людям и их недостаткам. В занимательной истории глупых поступков горожан греческого городка Абдеры Виланд показывает себя мастером иронической манеры письма, которая сближает его с Вольтером и, главным образом, со Свифтом. Ироническое и даже скептическое отношение к несовершенной действительности типично для писателя рококо. Однако, если одни (как, например, Вольтер) переводят свой скепсис в русло социальной сатиры, то другие, в данном случае Виланд, ограничиваются лёгкой насмешкой над людскими пороками. Характерно введение в сюжет романа положительного героя, во многом выступающего как alter ego автора. Черты героя обусловлены идеалом скептического просвещенческого индивидуализма: философ, живущий вне пределов города, периодически появляющийся среди горожан возмутитель спокойствия, чье действие сводится исключительно к слову, обладающему скандализирующим эффектом. По отношению к жителям Абдеры и самому порядку абдеритской кльтуры он оказывается почти совершенно пассивным, поскольку менять что-то не имеет смысла, можно лишь ждать, пока глупость не накажет сама себя, что и происходит в финале (выселение абедеритов из города). Отношение к религии в романе снисходительно-скептическое, вместо критики предпринимается легкое, "салонное" высмеивание (история с лягушками Латоны), напоминающее антиклерикальную сатиру Вольтера. Умеренность, боязнь крайностей — это вообще черты, свойственные немецкому рококо. Так, Агатон приходит к заключению, что «зло не может быть вырвано с корнем сразу, что самые радикальные проекты обычно бывают самыми худшими», философия же «Музариона» (1768) сводится к апологии «светлой и тихой радости», долженствующей наполнить существование постигших смысл жизни людей. В качестве политического мыслителя Виланд также не отличался радикализмом — высшим идеалом его политического романа «Золотое зеркало» (1772) является просвещенный абсолютизм. Самым совершенным произведением Виланда может считаться сказочная эпопея в стихах — «Оберон» (Oberon, 1780). «До тех пор пока поэзия останется поэзией, золото золотом, а кристалл кристаллом, — поэма „Оберон“ будет вызывать общую любовь и удивление, как chef d’œuvre поэтического искусства» (Гёте). Именно в нём проявляется сущность Виланда как поэта рококо и обнаруживается столь характерная для рококо любовь к орнаменту, к игре ярких красок, к пышной фантастике. В «Обероне» мелькают картины «сельской простоты и восточного великолепия, городского шума и отшельнической жизни, диких пустынь и мирных лугов, рыцарских битв и волшебных танцев, весёлых пиров и бедственных кораблекрушений», то есть всего того, чем в своё время увлекались поэты барокко и чем вновь начали увлекаться их преемники, поэты рококо. К «Оберону» примыкает ряд произведений: стихотворная обработка сказки из «1001 ночи» — «Шах Лоло» (1784); фантастическая история приключений рыцарей короля Артура — «Зимняя сказка» (1784); «Знатный Герон» (1786) и др. Виланд — крупнейший орнаменталист немецкого рококо. Но в отличие от Глейма и Гесснера он склонён к большим полотнам (романы «Агатон», «Абдеритяне», «Перегринус Протеус», сказочная эпопея «Оберон») и к широко развёрнутой пышности. Как и другие представители названного стиля, он обнаруживает высокую культуру, далеко превосходя в этом многих писателей. Он занимателен, изящен, про него говорили, что он первый сообщил немецкому языку французскую лёгкость и гибкость, и современники вполне справедливо считали его отличным стилистом (интересам стиля служил и его журнал «Германский Меркурий», основанный в 1773). Значительна также деятельность Виланда как переводчика: его переводы (прозой) драм Шекспира сыграли заметную роль в истории немецкой культуры; Виланд переводил также Лукиана, Горация, Цицерона. Умер Виланд в Веймаре 20 января 1813 года. Библиография: Ofterdinger, Chr. Wielands Leben, Heilbr., 1877; Funk H., Beiträge zu Wielands Biographie, Freiburg, 1882; Thalmeyer, Ueber Wielands Klassicität, Sprache und Stil, 1894; Bauer F., Ueber den Einfluss L. Sternes auf Wieland, Karlsbad, 1898; Seuffert B., Der Dichter des Oberons, Prag, 1900; Zipper A., Wielands Oberon, Lpz., 1900; Kersten, Wielands Verhältniss zu Lucian, Hamburg, 1900; Lenz, Wielands Verhältniss zu Spenser, Pope und Swift, 1903; Klein T., Wieland und Rousseau, Berlin, 1903; Vogt V., Der goldene Spiegel und die Entwickelung der poetischen Aussichten Wielands, Berlin, 1903; Hizzel L., Wielands Beziehungen zu den deutschen Romantikern, Bern, 1904; Walter V., Chronologie der Werke Wielands, Greifswald, 1904; Schroeder F. W., Wielands «Agathon» und die Anfänge des modernen Bildungsromans, Königsberg, 1904; Ischer K., Kleine Studien über Wieland, Bern, 1905; Calrör, Wieland. Der metaphorische Ausdruck des jungen Wieland, Göttingen, 1906; Budde Fr., Wieland und Bodmer, Berlin, 1910; Tribolet H., Wielands Verhältniss zu Ariosto und Tasso, Bern, 1919; Gundolf F., Shakespeare und der deutsche Geist, 1920; Jan Philipp Reemtsma: Das Buch vom Ich: Christoph Martin Wielands »Aristipp und einige seiner Zeitgenossen«, 1993; Jan Philipp Reemtsma: Der Liebe Maskentanz: Aufsätze zum Werk Christoph Martin Wielands', 1999. На русский язык переведены: «Агатон» — Ф.Сапожниковым, Москва, 1783—1784; «Аристипп и некоторые из его современников» — Ив.Татищевым. — Москва, 1807—1808; «Новый Дон-Кихот» — Ф.Сапожниковым, Москва, 1782; «Музарион или философил Греции», Москва, 1784; «Оберон, царь волшебников». — Москва, 1787; «Абдеритяне» — Баталиным. — Москва, 1832—1840; «Мраморная купель» — П.Петровым, Санкт-Петербург, 1805, и др. Полное собрание сочинений. В.: Wielands Gesammelte Schriften, издание Берлинской академии, 1909; "История абдеритов" - Г.С.Слободкиным, Москва: "Наука", 1978.

[544x700]
1734
Жан Бенжамен Делаборд (французское имя — Jean-Benjamin de La Borde)
французский скрипач, композитор, эссеист, историк музыки, издатель и финансист. Родился в Париже. Ученик А.Доверня и Ж.Ф.Рамо. Сын банкира и откупщика Жана Франсуа Делаборда (1691—1769), камердинер и фаворит Людовика XV, Делаборд учился игре на скрипке и композиции — и уже в 1748 г. сочинил небольшую оперу, а в 1751 г. его опера «Соловей, или Тайный брак» (французское название — Le Rossignol ou Le Mariage secret) была поставлена в Париже; за ней в последующие 30 лет последовали ещё три десятка, в 1773 г. Делаборд опубликовал сборник своих избранных песен. Главный труд Ла Борда - «Очерки о старинной и новой музыке» («Essai sur la musique ancienne et moderne», v. 1-4, P., 1780) - написан под некоторым влиянием взглядов Ж.Ж.Руссо и эстетики энциклопедистов. Эта работа содержит теоретические главы, краткие исторические обзоры, очерки, сведения о композиторах и поэтах, записи песен и танцев. Не давая последовательного освещения исторического процесса развития музыки (основное место отведено итальянской и французской школам), Ла Борд тем не менее стремился к охвату широкого круга вопросов (история древней музыки, музыкальный фольклор, бытовая музыка). Книга Ла Борда обильно иллюстрирована нотными примерами, изображениями музыкальных инструментов и исполнителей на них. Ла Борд впервые опубликовал записи нормандских народных мелодий, привёл сведения о русской музыке. Его труд сыграл важную роль в развитии музыкально-исторической науки. В том же году как издатель Делаборд приступил к публикации подробных «Топографических, живописательных, физических, исторических, моральных, политических и литературных картин Швейцарии» (французское название — Tableaux topographiques, pittoresques, physiques, historiques, moraux, politiques, littéraires, de la Suisse) Антона Цурлаубена. В 1791 г. выпустил сборник «Мысли и максимы». Автор 20 опер, 2 балетов, сборника трио-сонат для 2 скрипок и баса, французский шансон и др. Был гильотинирован в Париже 22 июля 1794 года, за четыре дня до 9 термидора и падения Робеспьера.

[574x700]
1735
Иоганн Кристиан Бах (немецкое имя — Johann Christian Bach)
композитор эпохи классицизма, одиннадцатый и самый молодой сын Иоганна Себастьяна Баха. Также известен как «Лондонский Бах», или «Английский Бах», так как прожил в Лондоне некоторое время. Оказал влияние на формирование концертного стиля Моцарта. Родился в Лейпциге, его матерью была вторая жена Иоганна Себастьяна — Анна Магдалена. Его отцу тогда было уже 50 лет, что, возможно, объясняет разительные отличия их музыкальных стилей. Иоганн Себастьян был первым учителем Иоганна Христиана, а после смерти отца ему стал преподавать сводный брат, Карл Филипп Эмануил. Карьера Иоганна Христиана складывалась удачно, сперва он показал себя как композитор, а позже — как музыкант, играя вместе с Карлом Фридериком Абелем, известным исполнителем на виоле да гамба. Иоганн Христиан сочинял кантаты, камерную музыку, клавирные и оркестровые композиции, оперы и симфонии. В течение многих лет, начиная с 1756 года, Иоганн Кристиан прожил в Италии, вначале он учился у Падре Мартини из Болоньи, а позже у Джованни Баттисты Саммартини. В 1760 году стал органистом в одном из соборов Милана. В этоже время перешел из лютеранства в католическую веру. В 1762 году совершил путешествие в Лондон на премьеру своих опер в Королевском театре. В Англии он служил учителем музыки у королевы Шарлотты. В 1766 году встретил певицу (сопрано) Сесилию Грасси, на которой вскоре женился. Несмотря на то, что она была на 11 лет младше, детей у них не было. Иоганн Христиан умер в Лондоне 1 января 1782 года. В списке работ Иоганн Христиана симфонии занимают 91 позицию. Чуть больше половины из них, 48 работ, являются подлинными, тогда как авторство остальных 43 симфоний остается по сомнением. Для сравнения, композитор, часто называемый «отцом симфонии», Йозеф Гайдн, написал около сотни симфоний. Однако большая их часть несравнима с симфониями Иоганна Христиана, так как последние представляют собой в большей степени итальянские симфонии (sinfonia), нежели классические симфонии (symphony), в полной степени оформившиеся в позднем творчестве Моцарта и Гайдна. Если использовать длительность произведения как грубую оценку для сравнения, мы увидим, что лучшие образцы симфоний Баха (Op. 7, No. 6 в G minor) звучат около 13 минут, в то время как симфония № 94 («Сюрприз») Гайдна длится 24 минуты. Ясно, что слушатели симфоний Баха ожидают от его произведений совершенно других впечатлений, чем слушатели Гайдна или Моцарта. Ныне в концертных залах произведения Гайдна и Моцарта исполняются куда чаще, чем симфонии Баха. И это связано по большей части не с качеством и красотой музыки этих композиторов как таковыми, а с той ролью, которую произведения Гайдна и Моцарта сыграли в становлении симфонии как жанра. Впрочем, в последнее время у публики просыпается определенный интерес к музыке Иоганна Христиана, в частности, Garland Publishing опубликовало (с 1984 по 1999 год)
[569x699]
Полное собрание сочинений композитора в 48 частях. Клавирные произведения: W A1 \ Клавирная соната Op. 5 No.1 в B flat major; W A2 \ Клавирная соната Op. 5 No.2 в D major; W A3 \ Клавирная соната Op. 5 No.3 в G major; W A4 \ Клавирная соната Op. 5 No.4 в E flat major; W A5 \ Клавирная соната Op. 5 No.5 в E major; W A6 \ Клавирная соната Op. 5 No.6 в C major; W A7 \ Клавирная соната Op. 17 No.1 в G major; W A8a \ Клавирная соната Op. 17 No.2 в C minor; W A8b \ Клавирная соната в C minor; W A9a \ Клавирная соната Op. 17 No.3 в E flat major; W A9b \ Клавирная соната в E flat major; W A10a \ Клавирная соната Op. 17 No.4 в G major; W A10b \ Клавирная соната в G major «A New Lesson»; W A11 \ Клавирная соната Op. 17 No.5 в A major; W A12 \ Клавирная соната Op. 17 No.6 в B flat major; W A13 \ Клавирная соната в A minor; W A14 \ Клавирная соната в A flat major; W A15 \ Токката для клавира в B flat major; W A16 \ Клавирная соната в B flat major; W A17 \ Клавирная соната (утеряно); W A18 \ Соната для клавира в четыре руки Op. 15 No.6 в C major; W A19 \ Соната для клавира в четыре руки Op. 18 No.5 в A major; W A20 \ Соната для клавира в четыре руки Op. 18 No.6 в F major; W A21 \ Соната для двух клавиров Op. 15 No.5 в G major; W A22 \ Марш для клавира в F major; W A23 \ Полонез для клавира в B flat major; W A24 \ Менуэт для клавира в C minor; W A25 \ Менуэт для клавира в C major; W A26 \ Полонез для клавира в E flat major; W A27 \ Ария для клавира в A minor; W A28 \ Менуэт для клавира в D minor; W A29 \ Менуэт и трио для клавира в G minor; W A30 \ Менуэт и трио для клавира в C major; W A31 \ Менуэт для клавира в C major. Камерная музыка: W B1 \ Пьеса для арфы (утеряно); W B2 \ Соната для клавира и скрипки Op. 10 No.1 в B flat major; W B3 \ Соната для клавира и скрипки Op. 10 No.2 в C major; W B4 \ Соната для клавира и скрипки Op. 10 No.3 в G major; W B5 \ Соната для клавира и скрипки Op. 10 No.4 в A major; W B6a \ Соната для клавира и скрипки Op. 10 No.5 в F major; W B6b \ Соната для виолы да гамба в F major; W B7 \ Соната для клавира и скрипки Op. 10 No.6 в D major; W B8 \ Соната для клавира и скрипки Op. 15 No.3 в D major; W B9 \ Соната для клавира и скрипки Op. 15 No.4 в B flat major; W B10 \ Соната для клавира и скрипки Op. 16 No.1 в D major; W B11 \ Соната для клавира и скрипки Op. 16 No.2 в G major; W B12 \ Соната для клавира и скрипки Op. 16 No.3 в C major; W B13 \ Соната для клавира и скрипки Op. 16 No.4 в A major; W B14 \ Соната для клавира и скрипки Op. 16 No.5 в D major; W B15a \ Соната для клавира и скрипки Op. 16 No.6 в F major; W B15b \ Соната для виолы да гамба в F major; W B16 \ Соната для клавира и скрипки Op. 18 No.1 в C major; W B17 \ Соната для клавира и скрипки Op. 18 No.2 в D major; W B18 \ Соната для клавира и скрипки Op. 18 No.3 в E flat major; W B19 \ Соната для клавира и скрипки Op. 18 No.4 в G major; W B20 \ Соната для клавира и скрипки No.1 в F major; W B21 \ Соната для клавира и скрипки No.2 в D major; W B22 \ Соната для клавира и скрипки No.3 в G major; W B23 \ Соната для клавира и скрипки No.4 в A major; W B24 \ Соната для клавира и скрипки No.5 в G major; W B25 \ Соната для клавира и скрипки No.6 в D major; W B26 \ Соната для клавира и скрипки No.7 в F major;; W B27 \ Соната для клавира и скрипки в A major; W B28 \ Соната для трио (утеряно); W B29 \ Соната для трио (утеряно); W B30 \ Соната для трио Op. 2 No.5 в D major; W B31 \ Соната для трио Op. 2 No.2 в A major; W B32 \ Соната для трио Op. 2 No.6 в C major; W B33 \ Соната для трио Op. 2 No.4 в G major; W B34 \ Соната для трио Op. 2 No.3 в E flat major; W B35 \ Соната для трио Op. 2 No.1 в B flat major; W B36 \ Соната для трио Op. 8 No.3 в D major; W B37 \ Соната для трио Op. 8 No.1 в G major; W B38 \ Соната для трио Op. 8 No.2 в E flat major; W B39 \ Соната для трио Op. 8 No.5 в B flat major; W B40 \ Соната для трио Op. 8 No.6 в F major; W B41 \ Соната для трио Op. 8 No.4 в E major; W B42 \ Трио для двух скрипок и виолончели в B flat major; W B43 \ Трио для клавира Op. 2 No.1 в F major; W B44 \ Трио для клавира Op. 2 No.2 в G major; W B45 \ Трио для клавира Op. 2 No.3 в D major; W B46 \ Трио для клавира Op. 2 No.4 в C major; W B47a \ Трио для клавира в A major; (Milanese version); W B47b \ Трио для клавира Op. 2 No.5 в A major; W B48 \ Трио для клавира Op. 2 No.6 в E flat major; W B49 \ Трио для клавира Op. 15 No.1 в C major; W B50 \ Трио для клавира Op. 15 No.2 в A major; W B51 \ Квартет Op. 8 No.1 в C major; W B52 \ Квартет Op. 8 No.2 в D major; W B53 \ Квартет Op. 8 No.3 в E flat major; W B54 \ Квартет Op. 8 No.4 в F major; W B55 \ Квартет Op. 8 No.5 в G major; W B56 \ Квартет Op. 8 No.6 в B flat major; W B57 \ Квартет для флейты в D major; W B58 \ Квартет для флейты в C major; W B59 \ Квартет для флейты в A major; W B60 \ Квартет в B flat major; W B61 \ Квартет для двух флейт Op. 19 No.1 в C major; W B62 \ Квартет для двух флейт Op. 19 No.2 в D major; W B63 \ Квартет для двух флейт Op. 19 No.3 в G major; W B64 \ Квартет для двух флейт Op. 19 No.4 в C major; W B65 \ Квартет для двух гобоев (утеряно); W B66 \ Клавирный Квартет в G major; W B67 \ Клавирный Квартет (утеряно); W B68 \ Клавирный Квартет (утеряно); W B69 \ Клавирный Квартет (утеряно); W B70 \ Квинтет Op. 11 No.1 в C major; W B71 \ Квинтет Op. 11 No.2 в G major; W B72 \ Квинтет Op. 11 No.3 в F major; W B73 \ Квинтет Op. 11 No.4 в E flat major; W B74 \ Квинтет Op. 11 No.5 в A major; W B75 \ Квинтет Op. 11 No.6 в D major; W B76 \ Клавирный Квинтет Op. 22 No.1 в D major; W B77 \ Клавирный Квинтет Op. 22 No.2 в F major; W B78 \ Секстет для духовых, струнных и клавира в C major; W B79 \ Военный Квинтет No.1 в E flat major; W B80 \ Военный Квинтет No.2 в E flat major; W B81 \ Военный Квинтет No.3 в B flat major; W B82 \ Военный Квинтет No.4 в E flat major; W B83 \ Полковой марш «Prinz von Ernst» в E flat major; W B84 \ Полковой марш «Brauschweig» в E flat major; W B85 \ Полковой марш «Württemberg» в E flat major; W B86 \ Марш в E flat major; «zu Pferde»; W B87 \ Марш в E flat major; «zu Fuß» W B88 \ Марш «vom ersten Bataillon Garde-Regiments в Hannover»; W B89 \ Марш «vom zweiten Bataillon Garde-Regiments в Hannover»; W B90 \ Марш в E flat major; W B91 \ Марш в E flat major; W B92 \ Марш в E flat major; W B93 \ Марш в B flat major; W BInc1 \ Сонаты для гитары и скрипки в C major; W BInc2 \ Трио для двух скрипок и виолончели в G major; W BInc3 \ Трио для арфы, скрипки и виолончели в B flat major; W BInc4 \ Клавирный Квартет в A major; W BInc5 \ Струнный Квинтет в B flat major; W BInc6 \ Дивертимент (утеряно); W BInc7 \ Симфония для духовых No.1 в E flat major; W BInc8 \ Симфония для духовых No.2 в B flat major; W BInc9 \ Симфония для духовых No.3 в E flat major; W BInc10 \ Симфония для духовых No.4 в B flat major; W BInc11 \ Симфония для духовых No.5 в E flat major; W BInc12 \ Симфония для духовых No.6 в B flat major. Сочинения для оркестра: W C1 \ Симфония Op. 3 No.1 в D major; W C2 \ Симфония Op. 3 No.2 в C major; W C3 \ Симфония Op. 3 No.3 в E flat major; W C4 \ Симфония Op. 3 No.4 в B flat major; W C5 \ Симфония Op. 3 No.5 в F major; W C6 \ Симфония Op. 3 No.6 в G major; W C7a \ Симфония Op. 6 No.1 в G major; W C7b \ Симфония в G major; W C8 \ Симфония Op. 6 No.2 в D major; W C9 \ Симфония Op. 6 No.3 в E flat major; W C10 \ Симфония Op. 6 No.4 в B flat major; W C11 \ Симфония Op. 6 No.5 в E flat major; W C12 \ Симфония Op. 6 No.6 в G minor; W C13 \ Симфония Op. 8 No.2 в G major; W C14 \ Симфония Op. 8 No.3 в D major; W C15 \ Симфония Op. 8 No.4 в F major; W C16a \ Симфония в C major; (Venier No.46); W C16b \ Симфония в C major; W C17a \ Симфония в B flat major; W C17b \ Симфония Op. 9 No.1 в B flat major; W C18a \ Симфония в E flat major; W C18b \ Симфония Op. 9 No.2 в E flat major; W C19 \ Symphonie périodique в E flat major; W C20 \ Симфония Op. 12 No.1 (утеряно); W C21 \ Симфония Op. 12 No.2 (утеряно); W C22 \ Симфония Op. 12 No.3 (утеряно); W C23 \ Симфония Op. 12 No.4 (утеряно); W C24 \ Симфония Op. 12 No.5 (утеряно); W C25 \ Симфония Op. 12 No.6 (утеряно); W C26 \ Симфония Op. 18 No.1 в E flat major; W C27 \ Симфония Op. 18 No.4 в D major; W C28 \ Симфония Op. 18 No.5 в E major; W C29 \ Симфония a 6 (утеряно); W C30 \ Увертюра a 6 (утеряно); W C31 \ Симфония для double orchestra (утеряно); W C32 \ Концерт для двух скрипок и виолончели в G major; W C33 \ Концерт для двух скрипок и гобоя в E flat major; W C34 \ Концерт для скрипки и виолончели в A major; W C35 \ Концерт для двух скрипок в D major; W C36a \ Концерт для двух скрипок и виолончели в C major; W C36b \ Концерт для двух скрипок и виолончели в C major; W C37 \ Концерт для флейты, гобоя и фагота в E flat major; W C38 \ Концерт для гобоя и фагота в F major; W C39 \ Концерт для 2 флейт, 2 скрипок и виолончели в D major; W C40 \ Концерт для 2 гобоев, 2 горнов и квинтета струнных в E flat major; W C41 \ Концерт для флейты, 2 кларнетов, 2 горнов и фагота в E flat major; W C42 \ Концерт для двух скрипок и виолончели в E flat major; W C43 \ Концерт для флейты, гобоя, скрипки и виолончели в C major; W C44 \ Концерт для флейты, 2 скрипок и виолончели в E major; W C45 \ Концерт для гобоя и трио струнных в G major; (утеряно); W C46 \ Концерт для скрипки и виолончели в B flat major; W C47 \ Концерт для гобоя, скрипки и 2 виолончелей (утеряно); W C48 \ Концерт для фортепиано, гобоя, скрипки и виолончели в B flat major; W C49 \ Клавирный концерт Op. 1 No.1 в B flat major; W C50 \ Клавирный концерт Op. 1 No.2 в A major; W C51 \ Клавирный концерт Op. 1 No.3 в F major; W C52 \ Клавирный концерт Op. 1 No.4 в G major; W C53 \ Клавирный концерт Op. 1 No.5 в C major; W C54 \ Клавирный концерт Op. 1 No.6 в D major; W C55 \ Клавирный концерт Op. 7 No.1 в C major; W C56 \ Клавирный концерт Op. 7 No.2 в F major; W C57 \ Клавирный концерт Op. 7 No.3 в D major; W C58 \ Клавирный концерт Op. 7 No.4 в B flat major; W C59 \ Клавирный концерт Op. 7 No.5 в E flat major; W C60a \ Клавирный концерт Op. 7 No.6 в G major; W C60b \ Клавирный концерт в G major; W C61 \ Клавирный концерт Op. 14 в E flat major; W C62 \ Клавирный концерт Op. 13 No.1 в C major; W C63 \ Клавирный концерт Op. 13 No.2 в D major; W C64 \ Клавирный концерт Op. 13 No.3 в F major; W C65 \ Клавирный концерт Op. 13 No.4 в B flat major; W C66 \ Клавирный концерт Op. 13 No.5 в G major; W C67 \ Клавирный концерт Op. 13 No.6 в E flat major; W C68 \ Концерт для клавесина No.1 в B flat major; W C69 \ Концерт для клавесина No.2 в F minor W C70 \ Концерт для клавесина No.3 в D minor; W C71 \ Концерт для клавесина No.4 в E major; W C72 \ Концерт для клавесина No.5 в G major; W C73 \ Концерт для клавесина No.6 в F minor; W C74 \ Концерт «nach Tartinis Manier» (утеряно); W C75 \ Концерт для фортепиано в E flat major; W C76 \ Скрипичный Концерт в C major; W C77 \ Виолончельный Концерт (утеряно); (Edit- found, and played frequently); W C78 \ Концерт для флейты в G major; W C79 \ Концерт для флейты в D major; W C80 \ Концерт для гобоя No.1 в F major;; W C81 \ Концерт для гобоя No.2 в F major; W C82 \ Концерт для фагота в E flat major; W C83 \ Концерт для фагота в B flat major; W C84 \ Менуэт ко Дню рождения Её Величества в F major; W C85 \ Менуэт ко Дню рождения Её Величества в C major; W CInc1 \ Симфония в B flat major; W CInc2 \ Симфония в D major; W CInc3 \ Симфония в E flat major; W CInc4 \ Симфония в F major; W CInc5 \ Концерт для флейты, 2 violins & cello в G major; W CInc6 \ Концерт для клавесина в E major; W CInc7 \ Скрипичный Концерт (утеряно); W CInc8 \ Концерт для флейты в D major; (утеряно); W CInc9 \ Менуэт в E flat major. Оратории: W D1 \ Gioas, re di Giuda; W DInc1 \ Хор для The Death of Abel (Пиччинни) (утеряно); W DInc2 \ Хоры для Stabat Mater (Перголези) (утеряно). Церковная музыка: W E1 \ Kyrie в D major; (утеряно); W E2 \ Kyrie в D major; W E3 \ Gloria в D major; W E4 \ Gloria в G major; W E5 \ Credo в C major; W E6 \ Invitatorium в F major; W E7 \ Lectio del officio per gli morti I; W E8 \ Lectio del officio per gli morti II; W E9 \ Lectio del officio per gli morti III; W E10 \ Miserere в B flat major; W E11 \ Ingresso e Kyrie della Messa de Morti в C minor; W E12 \ Dies Irae в C minor; W E13 \ Domine ad adjuvandum в D major; W E14 \ Domine ad adjuvandum в G major; W E15 \ Dixit Dominus в D major; W E16 \ Confitebor tibi Domine в E flat major; W E17 \ Beatus vir в F major; W E18 \ Laudate pueri в E major; W E19 \ Laudate pueri в G major; W E20 \ Magnificat a 8 в C major; (unfinished); W E21 \ Magnificat a 8 в C major; W E22 \ Magnificat a 4 в C major; W E23 \ Salve Regina в E flat major; W E24 \ Salve Regina в F major; W E25 \ Tantum ergo в F major; W E26 \ Tantum ergo в G major; W E27 \ Te Deum a 8 в D major; (incomplete); W E28 \ Te Deum a 4 в D major. Духовная музыка: W F1 \ Pater Noster a 8 (утеряно); W F2 \ Attendite mortales в A minor; W F3 \ Larvae tremendae в D major; W F4a \ Si nocte tenebrosa в G minor «для Raaf»; W F4b \ Si nocte tenebrosa в G minor «для Pompili»; W F5 \ Let the solemn organs blow в D major; W FInc1 \ Мотет a 2 (утеряно); W FInc2 \ Мотет a 3 (утеряно). Оперы и случайные сочинения: W G1 \ Artaserse; W G2 \ Catone в Utica; W G3 \ Alessandro nell’Indie; W G4 \ Orione, ossia Diana vendicata; W G5 \ Zanaïda; W G6 \ Adriano в Siria; W G7 \ Carattaco; W G8 \ Temistocle; W G9 \ Lucio Silla; W G10 \ La clemenza di Scipione W G11 \ Cantata a tre voci; W G12 \ Galatea (утеряно); W G13 \ Cantata (утеряно); W G14 \ Serenata (утеряно); W G15 \ Endimione; W G16 \ La tempest; W G17 \ O Venere vezzosa; W G18 \ Amor vincitore; W G19 \ Cefalo e Procri; W G20 \ Rinaldo ed Armida (утеряно); W G21 \ Demofoonte; W G22 \ La Giulia; W G23 \ Gli Uccelatori; W G24 \ Il tutore e la papilla; W G25 \ Astarto, re di Tiro; W G26 \ La cascina; W G27 \ La calamita de' cuori; W G28 \ L’Olimpiade; W G29 \ Orfeo ed Euridice (London, 1770); W G30 \ Aria (утеряно); W G31 \ Aria (утеряно); W G32 \ Aria (утеряно); W G33 \ Aria cantabile (утеряно); W G34 \ Vo solcando un mar crudele в D major; W G35 \ Sventurata в van mi lagno в E flat major; W G36a \ Perchè si ingrata, oh Dio! в E flat major; W G36b \ Ah che gli stessi numi…Cara ti lascio; W G37 \ A si barbaro colpo…Morte, vieni; W G38 \ Scena di Berenice (утеряно); W G39 \ Amadis de Gaule; W G40 \ Omphale (утеряно); W G41 \ Happy Morn, auspicious rise; W G42 \ The Fairy Favour (утеряно); W G43 \ The Maid of the Mill; W G44 \ The Summer’s Tale; W G45 \ The Genius of Nonesense (утеряно); W GInc1 \ Cantata (утеряно); W GInc2 \ Emira; W GInc3 \ Gli equivoci; W GInc4 \ Qualor da un galantuomo в B flat major; W GInc5 \ Coeurs sensibles в B flat major; W GInc6 \ Ode on the arrival of Queen Charlotte; W GInc7 \ Menalcas; W GInc8 \ Pharnaces (утеряно); W GInc9 \ Amintas (утеряно). Арии и песни: W H1 \ Mezendore; W H2 \ Der Weise auf dem Lande; W H3 \ So fliehst du mich (утеряно); W H4 \ Canzonetta: Io lo so, che il bel sembiante; W H5 \ Canzonetta: Trova un sol, mia bella Clori; W H6 \ Canzonetta: Che ciascun per te sospiri; W H7 \ Canzonetta: Chi mai di questo core; W H8 \ Canzonetta: Ascoltami, o Clori; W H9 \ Canzonetta: Lascia ch’io possa, o Nice; W H10 \ Canzonetta: Parlami pur sincera; W H11 \ Canzonetta: Eccomi alfin disciolto; W H12 \ Canzonetta Op. 4 No.1: Già la notte s’avvicina; W H13 \ Canzonetta Op. 4 No.2: Ah rammenta, o bella Irene; W H14 \ Canzonetta Op. 4 No.3: Pur nel sonno almen talora; W H15 \ Canzonetta Op. 4 No.4: T’intendo si, mio cor; W H16 \ Canzonetta Op. 4 No.5: Che ciascun per te sospiri; W H17 \ Canzonetta Op. 4 No.6: Ascoltami, o Clori; W H18 \ Canzonetta Op. 6 No.1: Torna в quell’onda chiara; W H19 \ Canzonetta Op. 6 No.2: Io lo so, che il bel sembiante; W H20 \ Canzonetta Op. 6 No.3: E pur fra le tempest; W H21 \ Canzonetta Op. 6 No.4: Trova un sol, mia bella Clori; W H22 \ Canzonetta Op. 6 No.5: Chi mai di questo core; W H23 \ Canzonetta Op. 6 No.6: Se infida tu mi chiami; W H24 \ Vauxhall Song: By my sighs you may discover; W H25 \ Vauxhall Song: Cruel Strephon, will you leave me; W H26 \ Vauxhall Song: Come Colin, pride of rural swains; W H27 \ Vauxhall Song: Ah, why shou’d love with tyrant; W H28 \ Vauxhall Song: в this shady blest retreat; W H29 \ Vauxhall Song: Smiling Venus, Goddess dear; W H30 \ Vauxhall Song: Tender Virgins, shun deceivers; W H31 \ Vauxhall Song: Lovely yet ungrateful swain; W H32 \ Vauxhall Song: When chilling winter hies away (утеряно); W H33 \ Vauxhall Song: Midst silent shades and purling streams; W H34 \ Vauxhall Song: Ah seek to know what place detains; W H35 \ Vauxhall Song: Would you a female heart inspire; W H36 \ Vauxhall Song: Cease a while ye winds to blow; W H37 \ Vauxhall Song: See the kind indulgent gales; W H38 \ Vauxhall Song: Oh how blest is the condition; W H39 \ Vauxhall Song: Hither turn thy wand’ring eyes; W H40 \ Vauxhall Finale: Ode to Pleasure (утеряно); W H41 \ Vauxhall Finale: Ode to Summer (утеряно); W H42 \ Vauxhall Finale: The Pastoral Invitation (утеряно); W H43 \ Neptune; W HInc1 \ Song(s) with unknown text(s) (утеряно); W HInc2 \ Canzonetta: Se tu m’ami, se sospiri. Разные работы: W I1 \ Полонез для клавира в D minor; W I2 \ Fughettas для organ (утеряно); W I3 \ Cadenzas для the Концерт Op. 7 No.5 в E flat majo. Аранжировки произведений других композиторов: W LA1 \ Концерт для harpsichord solo No.1 в C major; W LA2 \ Концерт для harpsichord solo No.2 в E flat major; W LA3 \ Концерт для harpsichord solo No.3 в C major; W LAInc1 \ Overture в D major; W LG1 \ Orfeo ed Euridice (Naples, 1774); W LG2 \ Ebben si vada…Io ti lascio в A major; W LG3 \ Mi scordo i torti…Dolci aurette в E flat major; W LG4 \ Sentimi non partir…Al mio bène в E flat major; W LG5 \ Infelice в van…Là nei regni в A major; W LH1 \ The Braes of Ballenden; W LH2 \ The Broom of Cowdenknows; W LH3 \ I’ll never leave thee; W LH4 \ Lochaber; W LH5 \ The yellow-hair’d Laddie (утеряно); W LHInc1 \ Not on beauty’s transient pleasure. Аранжировки работ И. Х. Баха другими композиторами: W XC 1 \ Симфония Op. 18 No.6 в D major. Другие произведения: W YA28 \ Соната для клавира в четыре руки в D major; W YA29 \ Соната для клавира в четыре руки в G major; W YA30 \ Соната для клавира в четыре руки в C major; W YA50 \ Фуга на мотив BACH для органа в F major; W YB22 \ Скрипичная соната Op. 20 No.2 в D major; W YB43 \ Трио для флейты или скрипки, скрипки и continuo в B flat major; W YB47 \ Трио для флейты, флейты или скрипки и виолончели в C major; W YC90 \ Клавирный концерт в E flat major; W YC91 \ Клавирный концерт в A major; W YLA3 \ Клавирная соната в D major. Литература: Heinz Gärtner. Johann Christian Bach. München: Nymphenburger Verlagshandlung 1989. Engl. Übs. Portland OR 1994. ISBN 0-931340-79-9; Heinrich Peter Schökel. Johann Christian Bach und die Instrumentalmusik seiner Zeit. Wolfenbüttel 1926; Charles S. Terry. John Christian Bach. London 1926, 2. Auflage 1967, Nachdruck 1980; Fritz Tutenberg. Die Sinfonik Johann Christian Bachs. Wolfenbüttel 1928; Ernest Warburton. A Study of Johann Christian Bach’s Operas. Diss. Oxford 1969; Christian Esch. Lucio Silla. Vier Opera-Seria-Vertonungen aus der Zeit zwischen 1770 und 1780, in: Sammlung musikwissenschaftlicher Abhandlungen Band 88, Verlag Valentin Körner, Baden-Baden 1994, 2 Bde. ISBN 3-87320-588-2; Scheck, Gustav. Die Flöte und ihre Musik. B. Schott’s Söhne, Mainz, 1975. VEB Deutscher Verlag für Musik, Leipzig, 1981. Страница 179.

00Зыбелин (474x700, 41Kb)
1735
Семен Герасемович Зыбелин
известный русский ученый, педагог, доктор медицинских наук, первый русский профессор медицины Московского университета, член Российской Академии Наук с 1784 года, один из основоположников профилактического направления в российской медицине. Семен Герасимович родился в семье служителей духовенства. Отец Семена Герасимовича сам был родом из мелкого духовенства, но по его стопам пошел лишь старший сын Алексей, который стал впоследствии архиепископом Казанским. Изначально Семен Герасимович обучался грамоте при Заиконоспасском монастыре в Славяно-греко-латинской академии. Курс обучения на тот момент состоял из четырех низших классов, двух средних, а также двух высших классов обучения. Основное внимание в академии отводилось изучению языков и богословия. В 1755 году в числе лучших шести воспитанников Славяно-греко-латинской академии он был направлен на дальнейшее обучение, в только что открытый Московский университет М.В.Ломоносова. Зыбелин стал первым студентом ВУЗа. Будущий профессор медицины был зачислен на философский факультет, где в течение 3-х лет обучался общим наукам: словесности, философии, физике, истории, логике и метафизике. Любовь к литературе положительным образом отразилась на его жизни, поскольку он всю свою сознательную жизнь писал стихи и любил поэзию известных авторов того времени. В тоже время Семен Герасимович начал свою активную деятельность, как педагог – воспитатель и преподавал латинский язык в гимназии при Московском университете. В 1758 году в составе группы студентов университета Семен Герасимович Зыбелин отправился в Петербург, где в университете при Академии наук он в течение продолжительного времени занимался научной деятельностью под руководством великого ученого М.В.Ломоносова. Это время во многом определило дальнейшее направление его научной деятельности. И уже в 1759 году он был отправлен на обучение медицине за границу вместе с П.Д.Вениаминовым, с которым учился на одном курсе университета. С.Г.Зыбелин прошел обучение медицине в лучших университетах Европы, а в 1764 году блестяще защитил диссертацию, и ему была присуждена научная степень доктора медицины в Лейденском университете. В 1765 году Семен Герасимович возвратился в Москву, в свой университет, на должность экстраординарного профессора на кафедре теоретической медицины медицинского факультета. Для того чтобы получить кафедру и право на преподавание, С.Г.Зыбелину пришлось не только проявить достаточно большую настойчивость, но и пройти экзамен, в рамках которого, ему необходимо было подготовить и выступить с лекцией на заданную тему. После того, как лекция состоялась, он был допущен к преподаванию курса «Теоретическая медицина». В дальнейшем, для того чтобы получить разрешение от Медицинской коллегии на врачебную практику, ему пришлось неоднократно сдавать ряд экзаменационных испытаний и в 1767 году он все же смог добиться признания от коллегии. В 1768 году Зыбелин первый удостоился звания профессора Московского университета на медицинском факультете, где и проработал более 36 лет. С.Г.Зыбелин будучи не только известным научным деятелем того времени, но и прекрасным педагогом, старался сделать все, для того чтобы наука стала более доступной и понятной для большинства последователей, а также тех, кто только переступил порог университета. Поэтому, только начиная свою профессорскую деятельность, Зыбелин привлекал к преподаванию самых способных и перспективных студентов. В результате применения такого смелого подхода, в будущем появились такие известные науке имена профессоров-медиков 18 века, как Иван Сибирский, не менее достойный представитель научной медицины Ф.Т.Политковский, а также их коллега ученый Фома Барсук-Моисеев. Именно они, будучи учениками Зыбелина, смогли значительно преуспеть в студенческой научной и педагогической деятельности. Поскольку С.Г.Зыбелин достаточно четко сознавал необходимость наглядности и практики при изучении медицины, то именно он решил сопровождать теоретические лекции параллельным показом экспериментов, а клинические практические занятия - разбором больных. Во всех современных научных изданиях зафиксировано имя С.Г.Зыбелина, как основателя значительных педагогических начинаний в обучении медицине. Сегодня преподавание в данной области также происходит в неразрывной форме: лекции по физиологии и патологии и показ эксперимента, а также клинические лекции и демонстрация больных при чтении. С.Г.Зыбелин был известным ученым-клиницистом, благодаря которому был раскрыт широкий круг медицинских вопросов, а также были подняты клинические проблемы физиологии и патологии, а также оставшиеся без внимания научного общества и государства важные аспекты профилактики и гигиены. В результате блестящей деятельности, которую вел Зыбелин, его считают первым русским терапевтом, а также первым детским врачом в России, который широко рассматривал вопросы, касающиеся гигиены и профилактики заболеваний. Именно с его помощью в истории медицины появились основные положения терапевтической школы. Как свидетельствуют исторические очерки, Семен Герасимович был ярым сторонником гигиенических мероприятий, и как следствие, горячим поборником физкультуры, как эффективного профилактического мероприятия. В 1771 году Зыбелин стал врачом, курирующим центральную часть Москвы, а также в это время был членом комиссии, которая занималась актуальными вопросами по борьбе с чумой. На протяжении более 15 лет, С.Г.Зыбелин бесплатно работал врачом в больнице при университете, где добросовестностью выполнял свои обязанности и не опасался тесного контакта с больными, чем и заслужил всеобщее уважение. Умер Семен Герасимович Зыбелин 8 мая 1802 года и похоронен на Лазаревском кладбище в Москве.
На его надгробии выбита эпитафия:

« По сердцу и уму се истинный мудрец,
Он славы не искал, но был наук красою,
Любовь ко ближнему была его душою;
Из тихих дней его она сплела венец
Для муз отечества, который не увянет, -
Зыбелин вечно жить своею пользой станет»

Могила Зыбелина не сохранилась. В 1930-е годы кладбище было закрыто, все надгробия были вывезены, могилы разровнены, и на месте кладбища был разбит детский парк.
Брат Семёна Зыбелина Алексей Герасимович Зыбелин был архиепископом Казанским. В 1954 году в Москве были изданы его избранные произведения. Литература: Зыбелин, Семен Герасимович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918; Тромбах С.М. Первые русские ученые медики // Советская медицина. — 1945. — № 7-8; Заблудовская Е.Д. С.Г.Зыбелин — один из первых педиатров России // Педиатрия. — 1951. — № 1. — Страницы 42–45; Лотова Е.И. Идеи профилактики в трудах С.Г.Зыбелина (1732—1802) // Советское здравоохранение. — 1952. — № 3. — Страницы 50-55; Ниловская С.Н. Первый русский профессор терапии С.Г.Зыбелин как фармаколог // Фармакология и токсикология. — 1955. — Том 18, № 5. — Страницы 61-63; Мирский М. Самый первый из «природных россиян»: Минуло 275 лет как родился профессор С.Г.Зыбелин, ученый и практик // Медицинская газета. — 2010. — № 9. — Страница 15; Волков В.А., Куликова М.В. Московские профессора XVIII – начала XX веков: Естественные и технические науки / Ответственный редактор С.С.Илизаров; Институт истории естествознания и техники имени С.И.Вавилова Российской Академии Наук. — Москва: Янус-К, АО «Московские учебники», 2003. — Страницы 98-99. — 296 страниц — (Деятели науки и просвещения Москвы XVIII — XX вв. в портретах и характеристиках). — 2000 экземпляров — ISBN 5-8037-0164-5.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 5 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»