[565x699]
1187
Людовик VIII ( по прозвищу Лев; французское имя — Louis VIII le Lion)
король Франции с 1223 года. Людовик был единственным сыном Филиппа Августа и его первой жены Изабеллы де Эно и, таким образом, изначально предназначался для трона. Принц отличался слабым здоровьем и в 1191 году едва не умер от лихорадки. Образование он получил вместе со своим двоюродным братом Артуром Бретонским под руководством епископа Турне Стефана. Уже в 1200 году, выполняя условия договора в Ле Гуле, тринадцатилетнего принца женили на Бланке Кастильской, которая по матери приходилась племянницей Иоанну Безземельному. Благодаря этому браку Людовик смог позже предъявить претензии на английский престол. Начиная с 1204 года Людовик участвовал в войне отца с Иоанном Безземельным, лишённым всех своих владений во Франции: так, принц сопровождал отца в бретонском походе 1206 года, когда были заняты Нант и Ренн. 17 мая 1209 года Филипп Август посвятил сына в рыцари, при этом взяв с него клятву, что он никогда не станет биться на турнирах, поскольку его жизнь была слишком важна для династии. В качестве платы за отказ от рыцарских забав Людовик получил в лен Шато-Ландон, Пуасси и Лорри. В 1212 году принц впервые сам возглавил поход во Фландрию, в ходе которого заставил графа Феррана уступить ему часть Артуа, бывшее приданым его матери, которое ранее было уступлено отцом графу Фландрии. В ноябре того же года в Вокулере Людовик от имени своего отца заключил союз с германским королём Фридрихом II, направленный против Вельфов и Плантагенетов. Когда папа освободил подданных Иоанна Безземельного от присяги своему королю и предложил Филиппу Августу организовать крестовый поход в Англию, тот созвал собрание знати в Суассоне и объявил, что намерен добиваться английской короны для своего сына Людовика (апрель 1213 года). Последний обладал формальными правами на Англию как муж внучки Генриха II и имел сторонников на острове. Был собран огромный флот для высадки, но накануне его отплытия Иоанн смог примириться с папой. Иннокентий III запретил Филиппу Августу вторгаться в Англию. Тогда королевские войска пошли на Фландрию, граф которой стал союзником Иоанна. В сражении при Дамме принц Людовик возглавил кавалерийскую атаку, решившую исход боя. Этот поход не был безусловно успешным; тем не менее благодаря ему Людовик включил в состав своих владений город Дуэ. Во время военной кампании 1214 года Иоанн вторгся на правый берег Луары, и принц Людовик вместе с маршалом Анри Клеманом возглавил направленное против него войско. При сближении двух армий под Ла-Рош-о-Муаном большая часть вассалов английского короля разбежалась, так что Людовику удалось одержать убедительную бескровную победу, которую современники ставили в один ряд с Бувинской. Бунтовавшие против Иоанна Безземельного бароны в 1215 году пригласили Людовика занять английский престол. Занимая после Бувина очень сильные позиции на континенте, Филипп Август решил попытаться сделать сына королём Англии, хотя папа Иннокентий III всё ещё поддерживал Иоанна.
[700x321]
В декабре 1215 года авангард Людовика высадился в Кенте; после первых успехов появился в Англии и сам принц, 26 мая 1216 года провозглашённый в Лондоне королём Англии (но не коронованный). Людовику удалось установить свой контроль над всей восточной частью королевства. Но его положение заметно ухудшилось после внезапной смерти Иоанна Безземельного, личной непопулярности которого Людовик был обязан своими победами (октябрь 1216 года). Малолетний сын Иоанна Генрих III получил поддержку значительной части баронов и нового папы, Гонория III, который наложил интердикт на мятежников. В этой ситуации Филиппу Августу пришлось отказаться от поддержки экспедиции, что и предрешило исход дела. 20 мая 1217 года, пока Людовик осаждал Дувр, отправленная им на север армия во главе с Тома де Першем была разгромлена при Линкольне Уильямом Маршалом, а 24 августа флот Людовика потерпел поражение при Сандвиче. Это означало изоляцию принца на острове и проигрыш всей войны. Уже спустя два дня после Сандвича Людовик был осаждён Маршалом в Лондоне. Ему не оставалось ничего, кроме как подписать мир (в Ламбете, 11 сентября) и оставить Англию. В последние годы правления своего отца Людовик принял участие в альбигойских войнах, но без особых успехов: его поход в Лангедок 1219 года был прерван из-за неудачной осады Тулузы и враждебной позиции Святого престола. Филипп Август умер в Манте 14 июля 1223 года. Людовику было к тому моменту уже 36 лет; тем не менее, он не был коронован и помазан на царство при жизни отца, как это было принято у Капетингов. В этом можно видеть признак усиления династии и наследственного принципа: Филипп Август уже не боялся, что после его смерти бароны провозгласят королём кого-то из другой семьи. В то же время такое положение дел могло быть проявлением осторожности Филиппа Августа: он не хотел дать своему сыну слишком много власти, которую тот мог использовать против отца (подобно сыновьям Генриха II Английского, которых сам Филипп поддерживал в молодости). 6 августа 1223 года Людовик был коронован в Реймсе архиепископом Гильомом де Жуанвилем. Его права на корону никем не были оспорены. Сразу после восшествия на престол Людовик обновил союз со Штауфенами, главной целью которого была изоляция Плантагенетов. Добиться этого в полном объёме не удалось - в первую очередь из-за позиции ряда князей северо-западной части империи, имевших тесные экономические связи с Англией. Архиепископ Кёльнский Энгельберт, в отсутствие Фридриха II правивший Германией как регент при его сыне Генрихе, помешал плану женить Генриха на дочери Людовика, так как рассчитывал сделать германской королевой сестру Генриха III Английского. Перемирие с Плантагенетами истекло к Пасхе 1224 года. Людовик решил использовать это для расширения домена на юг от Луары: он двинул войска в Пуату, где ему подчинился Гуго X де Лузиньян, муж английской королевы-матери. Гуго принёс вассальную присягу за графства Марш и Ангулем; 13 августа 1224 года была взята Ла-Рошель, что означало контроль над всем Сентонжем. Виконт Лиможский подчинился Людовику добровольно. Лузиньян возглавил королевскую армию, вторгшуюся в Гасконь, но взять Бордо не смог и в начале 1225 года был оттеснён на север своим пасынком Ричардом Корнуэлльским. Таким образом, английский король сохранил свою власть только над герцогством Гасконским. Реакцией на успехи Людовика в Аквитании стало образование под покровительством папы коалиции, в которую вошли Генрих III Английский, Пьер Моклерк, Гуго X де Лузиньян и Раймунд Тулузский. Чтобы перехватить инициативу, Людовик созвал в ноябре 1225 года церковный собор в Бурже, на котором ему удалось добиться нового интердикта в отношении графа Тулузского и провозгласить очередной крестовый поход против альбигойцев. Командиром крестоносцев должен был стать король, финансирование похода брала на себя церковь. Раймунд выказал своё повиновение королю и поклялся преследовать ереси, но Людовик рассчитывал использовать уступку ему своих прав Амори VI де Монфором (в 1224 году) для покорения всего Лангедока. Крестоносная армия в июне 1226 года появилась на Нижней Роне. Здесь ожесточённое сопротивление оказал Авиньон, сдавшийся только в сентябре, после трёх месяцев осады. Под впечатлением от этого события начали сдаваться без боя и другие города: Ним, Монпелье, Каркасонн, Нарбонн, Памье, Бокер. На всей занятой территории началось внедрение королевской администрации и северофранцузских феодальных порядков в соответствии со статутом, изданным Симоном де Монфором в Памье в 1212 году. В октябре 1226 года Людовик поехал от Альби на север, навстречу своей жене. Но 8 ноября, ещё до того, как встреча состоялась, король скоропостижно умер в Монпансье от дизентерии, которой он болел, начиная с авиньонской осады. Перед смертью он приказал своим вассалам присягнуть на верность его малолетнему сыну Людовику. Перед отбытием в крестовый поход король составил завещание, но там не было никаких распоряжений относительно регентства в случае его скорой смерти, и это стало поводом к началу периода смут в королевстве. Людовик VIII был похоронен 8 ноября 1226 года в Сен-Дени рядом со своим отцом. Из-за краткосрочности правления Людовик VIII находится в тени своих предшественника и преемника. Он продолжил дело отца, но получить плоды от одержанных им побед удалось только его сыну. Людовик вытеснил Плантагенетов из существенной части Аквитании, но эти приобретения были закреплены только Парижским миром 1259 года; он энергично продолжил распространения королевского влияния на Лангедок, но и эти территории вошли в состав домена только после подписания Парижского договора 1229 года. В своём завещании Людовик предусмотрел выделение части королевского домена во владение своим младшим сыновьям, став таким образом основателем системы апанажей. В этом качестве он подвергался критике со стороны ряда историков, хотя апанажи могут считаться эффективным средством для того, чтобы избежать внутридинастической борьбы. Жена: с 23 мая 1200 (Шато-Неф, Нормандия) Бланка Кастильская (4 марта 1188 — 26/27 ноября 1252), дочь Альфонсо VIII Кастильского и Элеоноры Английской. Имели 13 детей: дочь (возможно, Бланш) (1205—1206); дочь (1207 — в младенчестве); Филипп (9 сентября 1209—1218); жена: с 1217 Агнес (1205—1225), графиня де Донзи, дочь барона Эрве IV де Донзи, графа Невера, Осера и Тоннер; дочь (1213 — в младенчестве); Людовик IX Святой (25 апреля 1214 — 25 августа 1270), король Франции с 1226; Робер I (сентябрь 1216 — 9 февраля 1250), граф Артуа; Жан (1219—1232), граф Анжуйский и Мэнский с 1226; Альфонс (11 ноября 1220—1271), последний граф Тулузы; Филипп — Дагобер (1222—1232); Святая Изабелла Французская (конец марта 1223—1225 — 23 февраля 1270), монахиня в Лонгшампе; Этьен (1226 — в младенчестве) — умер почти сразу после крещения; Карл I Анжуйский (21 марта 1227 — 7 января 1285), граф Анжуйский, Мэнский и Провансский с 1246 года, король Сицилийский с 1266.
Литература: Гарро Альбер;. Людовик Святой и его королевство. — Санкт-Петербург: Евразия, 2002. — (clio personalis). — 2000 экземпляров — ISBN 5-8071-0036-0; Дюби Ж. История Франции. Средние века. — Санкт-Петербург, 2001; Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии X—XIII веков. — Москва, 1938; Gérard Sivéry. Louis VIII, le Lion. — Fayard, 1995.
[538x700]
1201
Алиса (Аликс) де Туар (французское имя — Alix de Thouars)
герцогиня Бретани с 1203 года. Алиса была дочерью герцогини Бретани Констанции и Ги де Туара. Констанция умерла при родах, когда на свет появились Алиса и её сестра-близнец Екатерина. После смерти короля Ричарда Английского началась война между его наследником Иоанном Безземельным и герцогом Бретани Артуром, братом Алисы по матери. В битве при Мирбо в 1202 году Артур и его сестра Элеонора попали в плен. После того, как Артур в 1203 году умер или был убит, и так как его родная сестра Элеонора находилась в заключении, бретонские бароны признали Алису де Туар герцогиней Бретани. Регентом при ней были сначала её отец Ги де Туар, а с 1206 года — король Филипп Французский. В 1213 году король выдал Алису замуж за своего кузена Пьера де Дрё, который и стал править герцогством (до 1237 года). Алиса де Туар умерла при родах 21 октября 1221 года. Ей наследовал сын Жан.
[455x700]
Гробница Аликс де Туар и её дочери Иоланды в Нанте
У Алисы было четверо детей: Жан I (1217—1286), герцог Бретани, с 1236 года женат на Бланке Наваррской; Иоланда (1218—1272), графиня де Пентьевр и де Поре, с 1236 года замужем за Гуго XI де Лузиньяном, графом де Ла Марш и д’Ангулем; Артур (1220—1224); N (1221).
Литература: Bretagne du XIe au XIIIe siècle. Presses Universitaires de Rennes & Société d'émulation des Côtes-d’Armor. Rennes 2010.
[500x700]
1451
Изабелла Невилл, герцогиня Кларенс (Isabel Neville, Duchess of Clarence)
старшая дочь «делателя королей» Ричарда Невилла, графа Уорика, и Анны де Бошан, и соответственно старшая сестра королевы Анны Невилл, жены короля Ричарда III. Жена Джорджа Плантагенета, 1-го герцога Кларенса, брата королей Эдуарда IV и Ричарда III. Изабелла родилась в Уорикском замке и была старшей дочерью Ричарда Невилла, 16-го графа Уорика и Анны де Бошан. Её отец был одним из самых могущественных представителей дворянства в Англии и самым важным сторонником дома Йорков. Сестра её деда, Сесилия Невилл, была женой Ричарда, герцога Йоркского, который заявил права на корону для Йорков. Большая часть детства Изабеллы прошла в Миддлгемском замке, одном из поместий её отца, где она и её младшая сестра, Анна, встретили двух младших сыновей герцога, Ричарда, герцога Глостера (будущего Ричарда III) и Джорджа, герцога Кларенса. Вполне возможно, что в период с середины 1461 и, по крайней мере, до весны 1465 года рассматривался союз дочерей графа с молодыми принцами. Герцог Йоркский был убит 30 декабря 1460 года, однако, с помощью Уорика в марте 1461 года на трон был возведён его старший сын Эдуард. 11 июля 1469 года в Кале Изабелла тайно вышла замуж за Джорджа Кларенса, брата нового короля, а годом позже родила дочь, умершую на следующий день. Король был против брака Джорджа с Изабеллой, поскольку родство с Йорками ещё больше приблизило влиятельного Уорика к трону. После свадьбы Джордж с семьёй жены бежал во Францию, где объединил усилия с тестем и бывшей королевой Маргаритой Анжуйской, дабы свергнуть Эдуарда. Здесь в 1470 году младшая сестра Изабеллы, Анна, была обручена и к концу того же года вышла замуж за Эдуарда Вестминстерского, наследника престола Англии от дома Ланкастеров, сына Маргариты. Кларенс и Изабелла приняли решение идти с мировой к брату, понимая, что королём Джорджу не быть. В 1471 году после окончательной победы Эдуарда IV над Маргаритой Анжуйской, Изабелла приняла в своём лондонском доме овдовевшую сестру, в то время как её мать, Анна де Бошан, нашла убежище в аббатстве Болье. Овдовевшая и осиротевшая Анна стала предметом спора между мужем Изабеллы, герцогом Кларенсом, и его братом герцогом Глостерским, который хотел жениться на молодой вдове. Изабелла и её сестра были наследницами огромных имений своих родителей. Кларенс, стремясь получить всё наследство, относился к Анне как своей подопечной и был против её вступления в брак, что позволяло ему укрепить свои требования. В конце концов, Ричард отказался от большей части земель и собственности Уорика, включая титулы графа Уорика и графа Солсбери, а также должности Великого камергера Англии в пользу мужа Изабеллы. Изабелла скончалась в Уорикском замке 22 декабря 1476 года. Ходили слухи, что смерть Изабеллы была не случайна, её отравили. Джордж обвинил в этом слуг, двух из которых осудил и распорядился повесить. Подозревали также и самого Джорджа. Стоит заметить, что Изабелла с детства страдала слабым здоровьем, а четвёртые роды ещё больше ослабили организм, и потому смерть её могла быть вызвана естественными причинами. Возможно также, что Изабелла умерла от чахотки, предположительно от которой в 1485 году скончалась её сестра. Через два года после смерти Изабеллы сам Джордж Кларенс был казнён. Вероятно, между сёстрами Невилл были хорошие отношения, поскольку после смерти Изабеллы и Джорджа Анна взяла под свою опеку племянников. После смерти собственного сына Анна уговорила мужа назначить сына Изабеллы своим наследником. После смерти Анны Ричард сделал предполагаемым наследником Джона де Ла Поля, графа Линкольна, сына его старшей сестры Елизаветы. Ни одно из этих решений не имело законных оснований и публично провозглашено не было. У Изабеллы и Джорджа было четверо детей: Анна (16 апреля 1470 — 17 апреля 1470); Маргарет (14 августа 1473 — 27 мая 1541) — графиня Солсбери; была замужем за Ричардом Поулом, от которого родила четверых сыновей и дочь, казнена по обвинению в государственной измене; Эдуард (25 февраля 1475 — 28 ноября 1499) — граф Уорик; в возрасте 10 лет был заключён в Тауэр, казнён спустя 14 лет по обвинению в участии в заговоре; Ричард (6 октября 1476 — 1 января 1477). Изабелла является одной из главных героинь романа Филиппы Грегори «Дочь Делателя королей» (2012), а также упоминается в других книгах серии «Война кузенов». Она также является одним из действующих лиц экранизации романов Грегори Белая королева, где роль герцогини Кларенс исполнила Элеонор Томлинсон.
Литература: Paul Murray Kendall. Richard the Third. — Allen & Unwin, 1955. — 514 p. — ISBN 0393007855, 9780393007855; Amy Licence. Anne Neville, Richard III's Tragic Queen. — Amberley, 2013. — 255 p. — ISBN 1445611775, 9781445611778; Alison Weir. Britain's Royal Families: The Complete Genealogy. — London: Random House, 2011. — P. 136—137. — 400 p. — ISBN 1446449114, 9781446449110; Charles Derek Ross. Edward IV. — University of California Press, 1974. — P. 36—37. — 479 p. — ISBN 0520027817, 9780520027817; Charles Derek Ross. Richard III. — Eyre Methuen, 1981. — P. 158. — 265 p. — ISBN 0-413-29530-3; Michael Hicks. Anne Neville: Queen to Richard III. — The History Press, 2011. — 256 p. — ISBN 0752468871, 9780752468877; Hazel Pierce. Margaret Pole, Countess of Salisbury, 1473-1541. — University of Wales Press, 2009. — 273 p. — ISBN 0708321895, 9780708321898; Wagner, John A. Encyclopedia of the Wars of the Roses. — ABC-CLIO, 2001. — P. 177—178. — 367 p. — ISBN 1851093583, 9781851093588.
[520x700]
1500
Мария Еверская (немецкое имя — Maria von Jever)
последняя независимая правительница Евера. Представитель династии Вимкен. Мария была третьим ребёнком Эдо Вимкена Младшего. Её мать Хейлвига была второй женой Эдо и сестрой ольденбургского графа Иоганна V. Хейлвига умерла, когда Марии был один год, а через 10 лет умер и её отец. Регентство в стране и опекунство над детьми принял совет из пяти сельских старейшин. Сын Эдо Кристофор получил хорошее образование, подобающее правителю Евера. Мария и две её сестры должны были выйти замуж за выгодных женихов. Однако Кристофор Вимкен неожиданно умер в возрасте 18 лет, и правительницей Йевера стала Мария. Граф Восточной Фризии Эдцард I Великий с согласия регентского совета заключил соглашение, согласно которому Мария должна была выйти замуж за одного из его сыновей. Однако будущие графы Энно II и Иоганн не стали ждать свадьбы и в 1527 вторглись в страну и заняли Еверский замок. После смерти отца они отказались от женитьбы, подвергнув Марию большому унижению. Дрост Восточной Фризии Бойнг фон Олдерзум пришел на помощь и в 1531 изгнал чужаков из Еверланда (возможно, он и Мария были влюблены друг в друга). Однако Бойнг умер во время осады Витмунда, и Мария никогда не вышла замуж.
[700x525]
Фризия и Евер в 1500 г.
В последующие годы Марии удалось не только удержать в своих руках отцовское наследство, но и освоить науку управления государственными делами. Иногда она принимала неожиданные для всех решения. Например, обратилась за помощью к императору Карлу V. Как граф Голландии и герцог Брабанта, он стал сюзереном Еверланда, и пожаловал его Марии в качестве фьефа. Таким образом, хотя формально Евер потерял независимость, которой пользовался с 1417 года, но теперь он был огражден от притязаний соседних князей. Мария сделала многое для своего княжества. В 1536 она даровала Еверу городское право. Она расширила Еверский замок и увеличила свои владения за счет создания новых полдеров. В её правление процветала торговля. Мария умерла 20 февраля 1575 года. Сначала её смерть держали в тайне, опасаясь вторжения в Евер графов Восточной Фризии. Её комнату опечатали и к двери ежедневно приносили еду, которую потом тайно поедала служанка. Так продолжалось до тех пор, пока в княжество не прибыл законный наследник Марии — граф Иоганн VII Ольденбургский.
[451x700]
Мария Еверская. Памятник.
Источники: August Mahr: Die Hexe, in the series Friesland Bücherei, vol. I, Friesen Verlag Heine, Wilhelmshaven, 1921; Wolfgang Petri: Maria von Jever: Herrschaft und Liebe — Tragik und Legende, Lüers, Jever, 2000, ISBN 3-9806885-2-6; Antje Sander (ed.): Das Fräulein und die Renaissance: Maria von Jever 1500—1575. Herrschaft und Kultur in einer friesischen Residenz des 16. Jahrhunderts, Isensee, Oldenburg, 2000, ISBN 3-89598-711-5.
[553x700]
1533
Джакомо Дзабарелла (итальянское имя — Giacomo Zabarella; Я́копо Дзабарелла, Jacopo Zabarella, Iacopo Zabarella; Яков Забарелла; латинское имя — Iacobus Zabarella)
итальянский философ, логик и астролог, граф. представитель ренессансного аристотелизма. Родом из Падуи. Был профессором логики, затем философии в Падуанском университете. Несмотря на глубокую учёность, Дзабарелла серьёзно увлёкся астрологией и своими предсказаниями наделал много шума, так что даже польский король Сигизмунд II Август приглашал его приехать в его страну. Философия Дзабареллы долгое время пользовалась авторитетом в Германии. Он был приверженцем Аристотеля и в его толковании следовал, в основном, за Аверрэсом. В логике Дзабарелла связывал традиционную дедуктивную логику и методологию науки. Его сочинения оказали заметное влияние на положение логики в XVII веке. В психологическом учении примыкал к Александру Гэльскому. Утверждал, что невозможно доказать бессмертие души, и в своем сочинении «De inventione aeterni motoris» утверждает, что к существованию перводвигателя можно прийти не иначе, как допуская вечность движения. Умер 15 октября 1589 года.
[490x700]
Opera Logica.
Сочинения: Логические сочинения (латинское название — Opera Logica). Издание: Venice, 1578; Логические таблицы (латинское название — Tabula logicae). Издание: Venice, 1580; Комментарии ко «Вторым аналитикам» Аристотеля (латинское название — In duos Aristotelis libros Posteriores Analyticos comentarii). Издание: Venice 1582; Логика (латинское название — Logica). Издание: 1587; О природных вещах (латинское название — De rebus naturalibus libri XXX). Издания: 1589; Cologne, 1590; Комментарии к «Физике» Аристотеля (латинское название — In libros Aristotelis Physicorum commentarii. Издание: Венеция, 1601; Комментарии к книгам Аристотеля «О душе» (латинское название — In tres libros Aristotelis De anima commentarii). Издания: 1604, Venice 1605; Апология о порядке учения (латинское название — De doctrinae ordine apologia, вариант Apologia ad objectiones Piccolomini de doctrinae ordine) Издания: Venice, 1584; 1606; Собрания сочинений (латинское название — Opera). Издания: Lyon, 1586—1587 в 5 томах; Basel, 1594; Франкфурт 1618; Собрания логических сочинений. Издания: Köln, 1597; Frankfurt, 1606-1607.
Сочинения: Zabarella, Iacobus: De natura; Zabarella, Iacobus: De ordine intelligendi. Исследования: Giacomo Zabarella (Stanford Encyclopedia of Philosophy); Leinsle U. G. Zabarelle, Jacopo // Biographisch-bibliographisch Kirchenlexicon; The Galileo Project — Zabarella, Jacopo (Iacopo, Giacomo).
Литература: Забарелла, Яков // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; H.Mikkeli (1992): An Aristotelian Response to Renaissance Humanism. Jacopo Zabarella on the Nature of Arts and Sciences, Helsinki: The Finnish Historical Society; Randall, J.H. (1961): The School of Padua and the Emergence of Modern Science. Padova: Editrice Antenore.
[700x587]
1567
Датэ Масамунэ (японское имя — 伊達 政宗)
японский самурай, живший в конце периода Адзути-Момояма и начале периода Эдо. Известен как основатель города Сэндай и покровитель христианства в Японии. Из-за потери правого глаза в результате оспы был прозван «одноглазым драконом» (Докуганрю). Старший сын самурая Датэ Тэрумунэ (1543—1585), владевшего замком Ёнэдзава на территории современной префектуры Ямагата на севере Японии. Его матерью была Ёси-химэ, дочь Могами Ёсимори, даймё провинции Дэва. В 1581 году молодой Масамунэ участвовал в своей первой военной кампании, участвуя в походе отца против рода Сома. В 1584 году Тарумунэ отказался от власти в пользу 18-летнего сына Масамунэ. В 1585 году Датэ Тэрумунэ, отец Масамунэ, был захвачен и предательски убит своим соседом Хатакэяма Ёсицугу. В том же году Масамунэ нанес ему поражение в битве при Хитоторибаси. В 1589 году он отбил замок Курокава у клана Асина и разгромил противника в битве при Суриагэхара. Территории, какие Масамунэ сумел приобрести благодаря этой победе, увеличили владения клана Датэ до двух миллионов коку. Таким образом, Датэ стал третьим по богатству кланом в Японии. В 1590 году японский правитель Тоётоми Хидэёси осадил замок Одавара, принадлежавший могущественному клану Го-Ходзё. Хидэёси несколько раз призывал Датэ Масамунэ присоединиться к нему, но Масамунэ был занят тем, что пытался контролировать свою территорию на севере, поэтому не хотел ослаблять свою армию. Масамунэ понимал, что лучше всего встать на сторону победителя, поэтому уже был готов принять сторону Хидэёси. В это время Масамунэ обнаружил заговор против себя. Его предполагала отравить родная мать, которая находилась под сильным влиянием со стороны своего родного клана. На место Масамунэ заговорщики предполагали посадить его младшего брата Кодзиро. Когда заговор раскрылся, Кодзиро был казнён, а Масамунэ выступил к Одаваре. Но в результате задержки Масамунэ опоздал к штурму крепости. Опасаясь гнева Хидэёси, Масамунэ явился к нему одетым в белые одежды, свидетельствуя тем самым о своей готовности принять смерть. Тоётоми Хидэёси оценил жест и простил Датэ Масамунэ. Понимая, что дальнейшее сопротивление бесполезно, Датэ Масамунэ присягнул Тоётоми Хидэёси на верность. Этот шаг позволил сохранить Масамунэ его владения, но уже в статусе вассала. Его добровольное признание власти Хидэёси и показная лояльность уберегли Масамунэ, когда против него обвинения в мятеже выдвинул Гамо Удзисато. Снова Масамунэ предал себя в руки Хидэёси и снова выиграл. Укрепив свою политическую позицию, Масамунэ решил укрепить и военное положение. С этой целью он провел на своих территориях «охоту за мечами», конфисковав у крестьян всё оружие. Как и большинство японских даймё Датэ Масамунэ участвовал в корейской войне, развязанной Тоётоми Хидэёси. Небольшой отряд Масамунэ зачислили в резерв и оставили в Японии, поэтому потерь в начале кампании Масамунэ не понес. Армию Масамунэ перебросили в Корею только тогда, когда там сложилась критическая ситуация. Японцы отступали к Пусану, порту, захваченному в ходе великолепной десантной операции в самом начале кампании. В письме, посланном Датэ Масамунэ домой, сообщается, что от бери-бери умирают восемь человек из десяти. В другом письме, написанном тремя днями позже, сообщается, что многие умирают от воды, которая в Корее «не такая, как в Японии». Возможно, что имелась в виду холера или тиф. В 1600 году Датэ Масамунэ выступил в поддержку клана Токугава на севере страны, развязав войну против Уэсуги Кагэкацу. При поддержке Могами Ёсиаки он нанес поражение Наоэ Канэцугу, вассалу Кагэкацу. В качестве вознаграждения Масамунэ получил от Токугавы Иэясу домен Уэсуги и обосновался в Иватэдзава, сменив её название на Сэндай. В 1614—1615 годах Датэ Масамунэ участвовал в осакской кампании сёгуната Токугава против Тоётоми Хидэёри. Датэ Масамунэ интересовался христианством и направил в Европу посольство во главе со своим слугой, самураем Хасэкура Цунэнага в 1613 году. Одной из его отличительных черт было отсутствие правого глаза, который Датэ Масамунэ потерял после того, как заболел оспой. Из-за этого его часто называли «одноглазым драконом» (японское название — 独眼竜). 27 июня 1636 года 68-летний Датэ Масамунэ скончался, ему наследовал второй сын Датэ Тадамунэ (1599—1658), который стал 2-м даймё Сэндай-хана (1636—1657). Был женат на Мэго-химэ, дочери Тамура Киёаки, владельца замка Михару в провинции Муцу. От жены и наложниц имел много детей: Датэ Хидэмунэ (1591—1658), 1-й даймё Увадэима-хана (1614—1657); Датэ Тадамунэ (1599—1658), 2-й даймэ Сэндай-хана (1636—1658); Датэ Мунэкиё (1600—1634); Датэ Мунэцуна (1603—1618); Датэ Мунэтака (1607—1626); Датэ Мунэдзанэ (1613—1626); Датэ Мунэкацу (1621—1679).
Источники: Тернбулл С. «Самураи», Москва, «АСТ», 2008 г. ISBN 978-5-17-040815-3, страница 29.
[503x698]
1568
Томмазо Кампанелла (Tommaso Campanella; имя при крещении - Джованни Доменико, Giovanni Domenico)
итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма. Родился в Калабрии, в ранней молодости вступил в доминиканский орден, но скоро обнаружил большое свободомыслие в религиозных вопросах, навлек на себя ненависть богословов и должен был оставить родину. В 1598 г., вернувшись в Неаполь, он был схвачен вместе с несколькими монахами и отдан под суд по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. Подвергнутый неоднократной пытке, он был приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет, пока благодаря вмешательству папы Урбана VIII не был выпущен на свободу в 1626 г. Конец своей жизни Кампанелла провёл во Франции, где получал пенсию от кардинала Ришелье. Последнее его сочинение — написанное на латыни стихотворение в честь рождения дофина, будущего Людовика XIV. Умер в Париже 21 мая 1639 года. Большая часть сочинений Кампанеллы написана им в тюрьме и издана впоследствии стараниями его ученика, Адами.
[502x699]
Свои политические и экономические взгляды Кампанелла излагает в «Civitas solis», «Questiones sull' optima republica» и «Philosophia realis». Их отличительная черта — смесь фантастического элемента со здравым, реальным представлением о жизни. «Civitas solis» изображает в форме романа идеальную страну — город Солнца. Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие». К. находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о «человеческом приплоде», и считает необходимым строгий выбор брачующихся, для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п. Те женщины, которые оказываются бесплодными, становятся общими женами. Столь же деспотически, но сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками, причём никто не может быть лишен необходимого. Продолжительность рабочего дня определяется в 4 часа и может быть ещё сокращена при дальнейших технических усовершенствованиях, которые Кампанелла прозревал в будущем: так, например, он предсказывал появление кораблей, которые будут двигаться без парусов и весел, при помощи внутреннего механизма. Религия жителей города Солнца — это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов). Мировоззрение Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Якоба Бёме. (Бэкон родился несколько раньше Кампанеллы, но первое философское сочинение Кампанеллы («Lectiones physicae, logicae et animasticae») вышло в 1588 г., а первое Бэконово только в 1605 г.). Подобно Бэкону, Кампанелла задается «восстановлением наук» (instauratio scientiarum, ср. Instauratio magna Бэкона), то есть созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение. Сохраняемые памятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт — основание всякой «мирской» науки (сравнение с Бэконом). Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно: недостаточно потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства (сравнение с Кантом); недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (сравнение с Декартом). Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствует о действительном существовании данных в нём предметов, которые могут быть сновидениями или галлюцинациями, то и в таком случае (то есть даже в качестве заблуждения), он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (сравнение с Декартовым cogito — ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы по аналогии заключаем и о бытии других существ (сравнение с Шопенгауэром). Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя: 1) как силу, или мощь, 2) как мысль, или знание и 3) как волю, или любовь.
[700x387]
Эти три положительные определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира, бытие соединено с небытием, или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание, или качество, всякого бытия в его трёх основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия, или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество, знание есть только всеведение, или премудрость, воля — только совершенная любовь. Эта идея о Божестве, которую мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение, или откровение, самого Божества (сравнение с Декартом). Из идеи Бога выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трёх его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего, или примесь небытия в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире как три зиждительные влияния (influxus): 1) как абсолютная необходимость (necessitas), которой все одинаково подчинено, 2) как высшая судьба, или рок (fatum), которым все вещи и события определенным образом связаны между собой, и 3) как всемирная гармония, которой все согласуется, или приводится к внутреннему единству. При своей внешней феноменальной раздельности все вещи по внутреннему существу своему, или метафизически, причастны единству Божию, а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта «симпатическая» связь вещей, или естественная магия, предполагает в основе всего творения единую мировую душу — универсальное орудие Божие в создании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у Кампанеллы пространство, теплота, притяжение и отталкивание. В мире природном метафизическое общение существ с Богом и между собой проявляется бессознательно, или инстинктивно; человек в религии сознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости в Христе. Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству как общественному целому ещё в юности привело Кампанеллу к его теократическому коммунизму. Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм, третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы.
[525x700]
Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт. Произведения: Aforismi politici, a cura di A. Cesaro, Guida, Napoli 1997; An monarchia Hispanorum sit in argomento, vel in statu, vel in decremento, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887; Antiveneti, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1944; Apologeticum ad Bellarminum, a cura di G. Ernst, in «Rivista di storia della filosofia», XLVII, 1992; Apologeticus ad libellum ‘De siderali fato vitando’, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887; Apologeticus in controversia de concepitone beatae Virginis, a cura di A. Langella, L’Epos, Palermo 2004; Apologia pro Galileo, a cura di G. Ditadi, Isonomia, Este 1992; Apologia pro Scholis Piis, a cura di L. Volpicelli, Giuntine-Sansoni, Firenze 1960; Articoli prophetales, a cura di G. Ernst, La Nuova Italia, Firenze 1977; Astrologicorum libri VII, Francofurti 1630; L’ateismo trionfato, ovvero riconoscimento filosofico della religione universale contra l’antichristianesimo macchiavellesco, a cura di G. Ernst, Edizioni della Normale, Pisa 2004 ISBN 88-7642-125-4; De aulichorum technis, a cura di G. Ernst, in «Bruniana e Campanelliana», II, 1996; Avvertimento al re di Francia, al re di Spagna e al sommo pontefice, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887; Calculus nativitatis domini Philiberti Vernati, a cura di L. Firpo, in Atti della R. Accademia delle Scienze di Torino, 74, 1938—1939; Censure sopra il libro del Padre Mostro. Proemio e Tavola delle censure, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887; Censure sopra il libro del Padre Mostro: «Ragionamenti sopra le litanie di nostra Signora», a cura di A. Terminelli, Edizioni Monfortane, Roma 1998; Chiroscopia, a cura di G. Ernst, in «Bruniana e Campanelliana», I, 1995; La Città del Sole, a cura di L. Firpo, Laterza, Roma-Bari 2008 ISBN 88 420 5330 9; Commentaria super poematibus Urbani VIII, codd. Barb. Lat. 1918, 2037, 2048, Biblioteca Vaticana; Compendiolum physiologiae tyronibus recitandum, cod. Barb. Lat. 217, Biblioteca Vaticana; Compendium de rerum natura o Prodromus philosophiae instaurandae, Francofurti 1617; Compendium veritatis catholicae de praedestinatione, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1951; Consultationes aphoristicae gerendae rei praesentis temporis cum Austriacis ac Italis, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1951; Defensio libri sui 'De sensu rerum’, apud L. Boullanget, Parisiis 1636; Dialogo politico contro Luterani, Calvinisti e altri eretici, a cura di D. Ciampoli, Carabba, Lanciano 1911; Dialogo politico tra un Veneziano, Spagnolo e Francese, a cura di L. Amabile, Morano, Napoli 1887; Discorsi ai principi d’Italia, a cura di L. Firpo, Chiantore, Torino 1945; Discorsi della libertà e della felice soggezione allo Stato ecclesiastico, a cura di L. Firpo, s.e., Torino 1960; Discorsi universali del governo ecclesiastico, a cura di L. Firpo, UTET, Torino 1949; Disputatio contra murmurantes in bullas ss. Pontificum adversus iudiciarios, apud T. Dubray, Parisiis 1636; Disputatio in prologum instauratarum scientiarum, a cura di R. Amerio, SEI, Torino 1953; Documenta ad Gallorum nationem, a cura di L. Firpo, Olschki, Firenze 1951; Epilogo Magno, a cura di C. Ottaviano, R. Accademia d’Italia, Roma 1939; Expositio super cap. IX epistulae sancti Pauli ad Romanos, apud T. Dubray, Parisiis 16364 Index commentariorum Fr. T.Campanellae, a cura di L. Firpo, in «Rivista di storia della filosofia», II, 1947; Lettere 1595—1638, a cura di G.Ernst, Istituti Editoriali e Poligrafici Internazionali, Pisa-Roma 2000; Lista dell’opere di fra T. Campanella distinte in tomi nove, a cura di L. Firpo, in «Rivista di storia della filosofia», II, 1947; Medicinalium libri VII, ex officina I. Phillehotte, sumptibus I. Caffinet F. Plaignard, Lugduni 1635; Metafisica. Universalis philosophiae seu metaphysicarum rerum iuxta propria dogmata. Liber 1º, a cura di P. Ponzio, Levante, Bari 1994; Metafisica. Universalis philosophiae seu metaphysicarum rerum iuxta propria dogmata. Liber 14º, a cura di T. Rinaldi, Levante, Bari 2000; Monarchia Messiae, a cura di L. Firpo, Bottega d’Erasmo, Torino 1960; Philosophia rationalis, apud I. Dubray, Parisiis 1638; Philosophia realis, ex typographia D. Houssaye, Parisiis 1637; Philosophia sensibus demonstrata, a cura di L. De Franco, Vivarium, Napoli 1992; Le poesie, a cura di F. Giancotti, Einaudi, Torino 1998; Poetica, a cura di L. Firpo, Mondatori, Milano 1954; De praecedentia, presertim religiosorum, a cura di M. Miele, in «Archivum Fratrum Praedicatorum», LII, 1982; De praedestinatione et reprobatione et auxiliis divinae gratiae cento Thomisticus, apud I. Dubray, Parisiis 1636; Quod reminiscentur et convertentur ad Dominum universi fines terrae, a cura di R. Amerio, CEDAM, Padova 1939 (L. I—II), Olschki, Firenze 1955—1960 (L. III—IV); Del senso delle cose e della magia, Rubbettino, Soveria Mannelli 2003; De libris propriis et recta ratione. Studendi syntagma, a cura di A. Brissoni, Rubbettino, Soveria Mannelli 1996; Theologia, L. I—XXX, различные издания.
[526x698]
Литература: Асмус В.Ф. Томмазо Кампанелла // Под знаменем марксизма. - 1939. - № 7; Александров Г.Ф. История западноевропейской философии: Учебник для университетов и гуманитарных факультетов вузов / Институт философии. — 2-е издание, дополненное — Москва; Ленинград: Академия Наук СССР, 1946. — 513 страниц; Очерки по истории физической культуры: Сборник трудов. выпуск 5. — Москва: ФиС; Москва, 1950. — 206 страниц; Штекли А.Э. Кампанелла. — Москва: 1959; Рутенбург В.И. Кампанелла. - Ленинград, 1956; О трудовом воспитании: хрестоматия / составитель Аксенов Д.Е. — Москва: Учпедгиз, 1962. — 410 страниц; Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. — Москва: Мысль, 1969. 249 страниц; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. — Москва.: Мысль, 1977; Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука. — Москва.: 1978; Львов С.Л. Гражданин Города Солнца: Повесть о Томмазо Кампанелле. — Москва.: Политиздат, 1979. (Пламенные революционеры). — 437 страниц, иллюстрации. То же. — 1981. — 439 страниц, иллюстрации; Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — Москва.: Высшая школа, 1980. — страницы 301-328; Панченко Д.В. Кампанелла и Ямбул. Опыт текстологического анализа//Вспомогательные исторические дисциплины. — Ленинград, 1982. — Том13; Панченко Д.В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. — Москва, 1984. — страницы 98-110; История философии в кратком изложении. — Москва: Мысль, 1994. — 590 страниц; Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3: Новое время (От Леонардо до Канта) / Реале Дж., Антисери Д. — Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 713 страниц; Чиколини Л.С. «Политические афоризмы» Кампанеллы // История социалистических учений. - Москва, 1987. - страницы 172-196; Антология мировой философии: Возрождение. — Минск; Москва: Харвест: АСТ, 2001. — 927 страниц; Amabile L. V. 1—2 // Fra Tommaso Campanella ne Castelli di Napoli, in Roma ed in Parigi. — Napoli: 1887. Firpo L. Ricerche campanelliane. — Firenze: 1947.
1607
Чжу Юсун (Фу-ван) (китайское имя — 朱由崧)
первый император так называемой династии Южная Мин. 2-й великий князь Фу (Фу-ван) (1643—1644), первый китайский император так называемой династии Южная Мин (1644—1645). Старший сын великого князя Фу (Фу-вана) Чжу Чансюня (1586—1641) и двоюродный брат последнего китайского императора династии Мин Чунчжэнема (Чжу Юцзяня). Правил в Нанкине в 1644—1645 годах. Хунгуан стал первым — и последним — императором, правившим в Нанкине со времен Юнлэ, перенесшего столицу в Пекин в начале XV в. Отец Чжу Юсуна, Чжу Чансюнь (朱常洵) был любимым сыном императора Ваньли. Родители Чжу Чансюня — император и его любимая супруга (второго класса) по фамилии Чжэн (郑贵妃) наверняка хотели сделать его наследником престола; но из-за давления мандаринов (впоследствии сформировавших так называемое Дунлиньское движение императору пришлось назначить своим наследником своего первородного сына Чжу Чанло, матерью которого была его главная жена (по фамилии Ван). Хотя Ваньли не смог передать Чжу Чансюню свой престол, он хорошо материально обеспечил любимого сына, дав ему в надел 40 тысяч «цин» (266 тысяч гектаров) земель в провинции Хэнань и соседних Шаньдуне и Хубэе (тогда, часть Хугуана), главным образом конфискованных у местного населения. Сам же Чжу Чансюнь был титулован Великий князь Фу (福王, Фу-ван) и жил в Лояне. Он слыл пьяницей и развратником; управляющие его поместий отличались своей жестокостью. Когда повстанцы Ли Цзычэна взяли Лоян в 1640 году, дворец князя горел 3 дня; самого князя зажарили и мясо раздали повстанцам, причем Ли Цзычан самолично напился кровью феодала. Однако жена князя и его сын, Чжу Юсун, смогли бежать, и в 1643 году Чжу Юсун также был пожалован императором Чунчжэнем (своим двоюродным братом) в Великие князья Фу. По свидетельству современников, сын пошёл в отца; поэтому когда после смерти императора Чунчжэня и взятия Пекина маньчжурами нанкинские мандарины в мае 1644 г. стали решать, кого звать на царство, кандидатура Чжу Юсуна вызывала у многих сомнения. Тем не менее, он несомненно был следующим по порядку престолонаследия после сыновей покойного императора, и сторонники князя Фу, предводительствуемые Ма Шиином (马士英), смогли быстро организовать доставку его с реки Хуай на севере Цзянсу в Нанкин, где он был торжественно встречен собравшимися чиновниками 5 июня 1644 г. 7 июня он был, по примеру Чжу Циюя (правившего в 1449—1457, пока его брат был в плену у монголов) объявлен регентом (китайское традиционное имя — 监国, упрощённое имя — 監國, имя на пиньинь - jiānguó, буквально: «управляющим государством») и переехал в нанкинский императорский дворец. Уже 19 июня он был провозглашён императором, и было объявлено, что следующий (1645) год будет первым годом эры Хунгуан (弘光). Когда маньчжуры пришли к Нанкину, никто не вышел на городские стены защищать столицу бежавшего императора Первый год эры Хунгуан оказался, однако, и её последним годом. Ни в финансовом, ни в организационном, ни в военном отношении нанкинский режим не представлял из себя значительной силы. Его реальный контроль не простирался за пределы нескольких провинций, прилегающих к Нанкину, и даже там сбор налогов был часто затруднен тем, что местное население было разорено бандформированиями. Режим раздирался фракционной борьбой между кликами Ши Кэфа и Ма Шиина, а войско кое-где состояло из местных разбойников, поставленных на казённое довольствие. Многие в правительстве считали, что главной опасностью для государства являются не маньчжуры а повстанцы Ли Цзычэна и прочие незаконные бандформирования, и до какой-то степени приветствовали антиповстанческую деятельность маньчжуров на севере страны. Весной 1645 года в Нанкине объявился и был посажен в тюрьму Ма Шиином самозванец Ван Чжимин, выдававший себя за сына повесившегося императора Чжу Юцзяня. После разгрома минских сил в Янчжоу и выхода маньчжуров к Янцзы император Хунгуан бежал из столицы 3 июня 1645 года. Традиционные китайские источники расходятся в том, что сталось с ним после. Ни один из городов в округе не хотел приютить его. По одним рассказам он утопился, по другим — его утопил один из его генералов, чтобы он не достался врагам. Историки, впрочем полагают, что на самом деле он на короткое время нашёл прибежище у генерала Хуан Дэгуна в Тунлине (провинция Аньхой), но когда 15 июня за ним явились цинские войска, офицеры Хуан Дэгуна убили своего генерала, сдали императора силам Цин и перешли на сторону завоевателей. 18 июня маньчжуры привезли его в Нанкин. После осмеяния местными жителями и «очной ставки» с самозванцем Ван Чжимином бывший император был увезен в Пекин, где как он, так и Ван Чжимин были казнены в23 мая 1646 года. Хотя проблемы режима Хунгуан имели до значительной степени те же фундаментальные причины что вызвали и крах минского режима в Пекине в 1644 г, то есть недостаточность доходов правительства по сравнению с его расходами, китайские историки и общества традиционно возлагают значительную долю вины за падение минского правления в центральном Китае лично на императора Хунгуана и его главного министра Ма Шиина. Император традиционно представляется как человек, более заинтересованный в женщинах, вине, и театре, чем в управлении государством, а Ма Шиина — как алчного самолюбивого руководителя. Такая характеристика этих двух первых лиц истории отлично подошла к традиционному стереотипу китайской истории: падении династии из-за личных пороков правителей. Неудивительно поэтому что со времен императора Цяньлуна (XVIII в) именно Хунгуан (а не его предшественник, погибший в Пекине император Чунчжэнь) считался цинской историографией последним императором династии Мин. С другой стороны, Ши Кэфа, погибший в Янчжоу, стал одним из самых почитаемых народных героев Китая.
1636
Гастон Игнас Пардис (французское имя — Ignace-Gaston Pardies)
французский математик и физик, иезуит, картезианец. Родился в По, в семье парламентского советника. 17 ноября 1652 года вступил в орден иезуитов, где изучал сначала словесность, затем философию и частично проникся идеями Декарта; затем преподавал математику в иезуитском колледже в Клермоне. Скончался в возрасте 38 лет от лихорадки в госпитале Бисетр. Известен как один из первых противников корпускулярной теории света Ньютона и сторонник волновой теории. В «Two letters containing some animadversions upon J. Newton’s theory of light» («Philosophical Transactions», 1672) Пардис утверждал, что удлинение спектра происходит от различного направления падающих лучей. Ньютон отвечал ему в том же томе «Philos. Transactions».
[393x700] <
Deux machines propres à faire les quadrans, 1687
Для дальнейшего поддержания своих возражений, как ученик Декарта, Пардисс обратился к гипотезе Гримальди о расширяемости преломленного луча и к теории волнения Гука. Был известен также как критик идей Галилея. Умер в Париже 21 апреля 1674 года.
Главные труды: «Horologium traumanticum duplex» (Париж, 1662), «Dissertatio de motu et natura cometarum» (Бордо, 1665), «La statique ou la science des forces mouvantes» (Париж, 1673), «Description et explication de deux machines propres à faire des cadrans avec une grande facilité» (Париж, 1673, 3-е издание — 1689), «Tabulae uranographicae» (Париж, 1673—1674), «Globi coelestis in tabula plana redacti descriptio» (Париж, 1675), «Oeuvres de mathématiques» (Лион, 1709, 1725).