[700x438]
в 1942 году подводная лодка «Щ-216» окончила 6-й боевой поход (начало похода 17 августа 1942 года). «Щ-216» советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к X серии проекта Щ — «Щука». 23 июля 1939 года подводная лодка «Щ-216» заложена на заводе «имени 61 коммунара» в Николаеве. 30 мая 1941 года спущена на воду. Зачислена в состав Отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота (дивизион строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок). 3 июля 1941 года перешла в Севастополь. 15 августа 1941 года перешла в Феодосию. 17 августа 1941 года вступила в строй. Вошла в состав 4-го дивизиона подводных лодок 1-й Бригады подводных лодок Черноморского флота. 4 октября 1941 года перешла в Туапсе. 20 декабря 1941 года утверждён приёмный акт. Официально вошла в состав Черноморского флота. 21 января 1942 года вступила в строй. 27 апреля 1942 года перешла в Батуми. 3 мая 1942 года перешла в Туапсе, где начала текущий ремонт. 2 июня 1942 года перешла в Поти, где прошла докование (4-17 июля). 26 июля 1942 года перешла в Батуми. 1 августа 1942 года перешла в Туапсе. 9 августа 1942 года перешла в Поти. 12 августа 1942 года перешла в Батуми. Вступила в строй. 9 сентября 1942 года перешла в Поти. 11 сентября 1942 года перешла в Батуми. 21 октября 1942 года перешла в Поти. 4 ноября 1942 года перешла в Батуми. 11 августа 1943 года начала текущий ремонт (до ноября 1943 года ). 6 февраля 1944 года вышла в свой последний боевой поход. Известно, что утром 10 февраля 1944 года в точке 45°06' северной широты/ 32°06,5' восточной.долготы «Щ-216» атаковала транспорт под охраной группы противолодочных кораблей. Согласно докладу командира субмарины подводники наблюдали два взрыва и гибель судна. (Одна из торпед взорвалась в 100 метрах от борта большого охотника «Uj-106»). Больше на связь «Щ-216» не выходила и в базу не вернулась. До последнего времени существовало несколько альтернативных версий гибели субмарины. Предполагалось, что она стала жертвой мины заграждения «S-77», выставленного в 4,5 – 5,5 милях юго-западнее мыса Тарханкут, или потоплена глубинными бомбами охотников «Uj-103» и «Uj-104» в 18 милях юго-западнее Тарханкута 16 февраля 1944 года. Кроме того, утром 17 февраля 1944 года примерно в 18 милях юго-западнее мыса Тарханкут в точке 44°36,5' северной широты./ 32°04,4' восточной.долготы охотник «Uj-106», проводивший поиск отставшей от конвоя баржи заметил торпедный след, и, проведя маневр уклонения, по данным гидроакустики сбросили в месте предполагаемого нахождения субмарины несколько десятков глубинных бомб. На поверхности воды появилось маслянистое пятно, всплыли лакированные деревянные обломки, папиросные пачки, обрывки одежды, книги. Это и стало истинной причиной гибели «Щ-216».
в 1942 году болгарские власти закрыли советское консульство в Варне.
в 1942 году начались наступательные операции советских войск в районе Среднего Дона. Авиация дальнего действия нанесла бомбовые удары по Будапешту и Кенигсбергу.
[700x361]
в 1942 году в Венеции на острове Лидо завершился 10-й Международный Венецианский кинофестиваль (открылся 30 августа). Награды: «Кубок Муссолини»: «Бенгази», режиссёр Августо Дженина.
[700x496] в 1943 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны:
№ 4045 5 сентября. Постановление. Об отпуске продовольственных, госпитальных и фуражных пайков для Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск HКВД в сентябре 1943 года.Д.149 Лл. 175-176, 177-178
№ 4046 5 сентября. Постановление. О плане снабжения горюче-смазочными материалами Красной Армии и Военно-Морского Флота на сентябрь 1943 года.
№ 4047 5 сентября. Распоряжение. Об учреждении дополнительно двух переходящих Красных знамен ГКО для заводов НКТП, производящих САУ и бронекорпуса.Д.150 Лл. 1
№ 4048 5 сентября. Постановление. Об организации производства колес Гриффина на заводе № 183 Hаркомтанкопрома и о перенесении производства ФАБ-100 с завода № 183 на завод № 48Д.150 Лл. 2-4
№ 4049 5 сентября. Постановление. О плане сдачи свежих картофеля и овощей Красной Армии, Военно-Морскому Флоту и войскам НКВД СССР из урожая 1943 года.Д.150 Лл. 5-13, 14-20
[700x700] в 1943 году оперативная сводка Совинформбюро:
«В течение 5 сентября в Донбассе наши войска продолжали успешно развивать наступление и, продвинувшись вперёд от 10 до 15 километров, заняли свыше 120 населённых пунктов, в том числе город Артёмовск, город Дзержинск, город Комсомольск, город Харцызск, город Моспино, крупные населённые пункты Красное, Карловка, Имени Кирова, Железное, Новоясиноватая, Пантелеймоновка, Корсунь, Верхняя и Нижняя Кринка и железнодорожные станции Алебастровая, Майорская, Скотоватая, Щебенка, Монахово, Нижняя Кринка.
В районе южнее Брянска наши войска продолжали успешное наступление и, продвинувшись на отдельных участках вперёд от 8 до 14 километров, заняли свыше 50 населённых пунктов и среди них крупный железнодорожный узел Хутор Михайловский, районные центры Орловской области Локоть и Суземка, районный центр Сумской области Середина-Буда.
На Конотопском направлении наши войска продолжали наступление и,продвинувшись вперёд от 6 до 10 километров, заняли свыше 100 населённых пунктов,в том числе крупные населённые пункты Нехаевка, Октябрьское, Атюша, Пролетарское, Духановка, Гвинтовое, Клепалы, Терны, Деркачёвка.
Наши войска, наступающие западнее и юго-западнее Харькова, заняли несколько населённых пунктов, значительно улучшив свои позиции.
На Смоленском направлении наши войска продолжали наступление и заняли несколько населённых пунктов.
В течение 4 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 92 немецких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 70 самолётов противника.
В Донбассе наши войска продолжали успешное наступление. Части Н-ского соединения, преодолевая сопротивление немцев, продвинулись на 15 километров и заняли свыше 40 населённых пунктов. Овладев населёнными пунктами севернее и южнее Артёмовска, советские войска создали непосредственную угрозу войскам противника, отброшенным к городу Артёмовск. Немцы упорно защищали город, создали на подступах к нему широкие минные поля и противотанковые препятствия. Наши передовые части ночью прорвались к Артёмовску и завязали уличные бои. К утру советские войска разгромили врага и полностью овладели городом Артёмовск. На другом участке части Н-ского соединения с боями продвигались вперёд и занялис выше 80 населённых пунктов. Уничтожено не менее 2.000 немецких солдат и офицеров, 26 танков, 6 самоходных и 42 полевых орудия и 200 автомашин противника. Советские войска захватили трофеи, в числе которых 36 орудий разного калибра, несколько складов боеприпасов и крупные склады с различным военным имуществом. Взяты пленные.
В боях за Горловку отличился горловский шахтёр танкист Александр Негурицын, уничтоживший одно самоходное и 5 полевых орудий, 2 миномётных батареи и 5 пулемётов противника.
Южнее Брянска наши войска, развивая успешное наступление, овладели крупным железнодорожным узлом Хутор Михайловский и несколькими десятками других населённых пунктов.
Северо-западнее Комаричи советские части, преодолевая сопротивление противника, продвигались вперёд. Располагая выгодным рубежом у районного центра Локоть, немцы рассчитывали здесь задержать наступающие советские части. Наши бойцы стремительным ударом заняли крупный населённый пункт Брасово и завязали бои на подступах к Локоть. Гитлеровцы бросили в контратаку танки и самоходные орудия, но понесли большие потери и в беспорядке отступили. Преследуя противника по пятам, бойцы Н-ской части ворвались в районный центр Локоть и заняли его. В этом бою уничтожено 800 немецких солдат и офицеров, 11 танков и 7 самоходныхорудий. Захвачено 17 орудий, склад боеприпасов и другие трофеи.
Западнее Севска шли ожесточённые бои. К исходу дня советские бойцы выбили немцев из укреплений и штурмом заняли железнодорожную станцию и районный центр Сумской области город Середина-Буда. На другом участке наши части овладелижелезнодорожной станцией и районным центром Орловской области Суземка. Уничтоженбатальон гитлеровцев. Захвачено 9 танков, танкетка, 6 орудий и 55 пулемётов.
Наши бойцы, преследуя противника, освободили свыше 5 тысяч мирных советских граждан, которых гитлеровцы насильно угоняли на фашистскую каторгу.
На Конотопском направлении наши войска продолжали наступление. Противник в течение дня предпринимал контратаки, но не смог задержать наступающие советские части. Отбивая контратаки и отбрасывая немцев, наши войска заняли более ста населённых пунктов. Уничтожено до 1.500 вражеских солдат и офицеров. Захвачены трофеи, в том числе 170 железнодорожных вагонов с различными военными грузами, 5 крупных складов с боеприпасами, продовольствием и горючих. Взяты пленные.
Юго-западнее Харькова Н-ское соединение в последних боях истребило свыше 1.000 солдат и офицеров противника, уничтожило 44 немецких танка, 3 бронемашины, 26 орудий и 104 пулемёта. Н-ская часть сломила сопротивление противника и овладела тремя населёнными пунктами, уничтожив при этом роту немецких автоматчиков.
Южнее Харькова наши войска, овладев городом Мерефа, продолжали продвигаться вперёд и улучшили свои позиции, В упорных боях уничтожено до 600 немецких солдат и офицеров, 8 танков, 6 орудий, из них два самоходных.
На Смоленском направлении наши войска продолжали наступление. Западнее Дорогобужа Н-ская часть, преодолевая упорное сопротивление противника, продвинулась вперёд и заняла несколько населённых пунктов. Западнее июго-западнее Ельни наши войска отразили ряд контратак немцев. На одном участке противник, стремясь во что бы то ни стало задержать наступление наших частей, бросил в контратаку до полка пехоты. Гитлеровцы ещё на исходной позиции были накрыты огнём советской артиллерии. Приблизившись к нашим позициям, они попали под перекрёстный огонь пулемётчиков и миномётчиков. Потеряв не менее половины своего состава, гитлеровцы откатились. Не дав противнику притти в себя, бойцы Н-ской части нанесли ответный удар и выбили немцев из сильно укреплённого опорного пункта. Захвачено 18 орудий, 134 пулемёта, 35 миномётов и другие трофеи.
Наши лётчики в воздушных боях сбили 33 немецких самолёта. Кроме того, огнём зенитной артиллерии уничтожено 14 самолётов противника.
Наши лётчики потопили в Баренцевом море танкер противника водоизмещением в 10 тысяч тонн.
Лётчики Краснознамённого Балтийского флота потопили в Балтийском море транспорт противника водоизмещением в 3 тысячи тонн.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Гомельской области, за один день взорвал 4 моста на шоссе, по которому происходило усиленное передвижение войск противника. В бою с охраной мостов истреблено более 80 гитлеровцев. Партизаны другого гомельского отряда пустили под откос бронепоезд противника. Разбит паровоз и две бронеплощадки.»
в 1943 году при Народном Комиссариате Иностранных Дел созданы Комиссия по вопросам мирных договоров и послевоенного устройства (председатель М.М.Литвинов) и Комиссия по вопроса перемирия (предcедатель К.Е.Ворошилов).
[700x323]
в 1943 году подводная лодка «Л-20» окончила сельмой боевой поход (начало похода 29 августа 1943). «Л-20» (серии XIII, Л — «Ленинец») — советский дизель-электрический подводный минный заградитель «XIII-бис серии» времён Второй мировой войны. Головная подводная лодка «XIII-38 серии». Лодка была заложена в Ленинграде 25 июля 1938 года на Балтийском заводе № 189 имени С.Орджоникидзе под стапельным номером 302. Спущена на воду 14 апреля 1940 года. Осенью 1941 года отбуксирована по Беломорско-Балтийскому каналу в Молотовск на судостроительный завод № 402. 28 августа 1942 года, несмотря на то, что за два дня до этого в результате столкновения с тральщиком «ТЩ-72» субмарина получила незначительные повреждения обшивки цистерны главного балласта по левому борту, был подписан приемный акт. [700x462]
13 сентября 1942 года «Л-20» включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного Флота. Совершила 14 боевых походов, произвела четыре торпедных атаки, выпустив 21 торпеду. 1 января 1943 года потопила транспорт Muansa (5472 брт). 1 февраля 1943 года отправила на дно транспорт «Othmarschen» (7077 брт), заняв первое место по уничтоженному торпедами тоннажу среди всех лодок Северного флота. Произвела 11 минных постановок, выставив 216 мин. 9 сентября 1949 года подводная лодка получила обозначение «Б-20». 17 февраля 1956 года выведена из боевого состава и передана для обеспечения испытаний ядерного оружия у островов Новая Земля. 10 октября 1957 года сильно повреждена при подводном ядерном взрыве в губе Чёрная. Оставлена на грунте. 28 января 1958 года исключена из состава ВМФ.
[506x700]
в 1943 году в Ереване состоялась премьера художественного фильма «Давид Бек» (оригинальное название: Դավիթ Բեկ; премьера в Москве 14 февраля 1944). Производство: Ереванская киностудия, 1943. Режиссеры: Амо Бек-Назаров, В.Бадалян. Сценаристы: Амо Бек-Назаров, Яков Дукор. Операторы: Гаруш Гарош, Дмитрий Фельдман. Композитор: Ашот Сатян. Художники: Петр Бейтнер, Сергей Сафарян, Михаил Арутчян, Жирайр Вартанян. Актеры: Грачья Нерсесян, Авет Аветисян, Тагуи Асмик, Арусь Асрян, Григорий Аветян, Левон Зорабян, Мурад Костанян, Давид Малян, Тигран Айвазян, Вагинак (Валентин) Маргуни, Фрунзе Довлатян, Татьяна Махмурян, Л.Шахпаронян, Владимир Ершов, Евгений Самойлов, Лев Свердлин, Иван Перестиани, Арман Котикян, Давид Погосян, Р.Степанян. http://www.youtube.com/watch?v=eEtvWOQibuE
О героической борьбе армянских патриотов под предводительством выдающегося полководца XVIII века Давида Бека за освобождение родины от персидских завоевателей.
[700x466]
в 1943 году в Амстердаме Фанни Бланкерс-Кун Фанни Бланкерс-Кун (Fanny Blankers-Koen, Нидерланды) установила мировой рекорд в беге на дистанции 100 метров на открытых стадионах –11,5 сек.
[700x496] в 1944 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны:
№ 6510 5 сентября. Постановление. О мероприятиях по оказанию помощи НОАЮ. Д.301 Лл. 103
№ 6511 5 сентября. Постановление. О создании Управления по заготовкам в Польше при начальнике тыла Красной Армии и усилении отделов заготовок интендантских управлений 1-го Украинского, 1 и 2-го Белорусских фронтов. Д.301 Лл. 104-106,107-109
[700x700] в 1944 году оперативная сводка Совинформбюро:
в 1944 году оперативная сводка Совинформбюро:
«В течение 5 сентября севернее города Тарту наши войска отбивали атаки пехоты и танков противника и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.
Юго-западнее города Ломжа наши войска овладели городом и крупной железнодорожной станцией Вышкув, а также с боями заняли более 150 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Усьник, Клечково, Дзбенин, Лавы, Жекунь, Камянка, Липянка, Говорово, Кунин, Нуры, Винцентово, Поплавы, Грабувек, Заторы, Попово Косьцельне и железнодорожные станции Жизново, Курпе, Пасеки, Далене. На ряде участков наши войска вышли к реке Карев.
В Румынии наши войска, продвигаясь вперёд, заняли города Питешти, Крайова, Рашиори-Де-Веде, Дрэгэнешти и более 200 других населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Вэлени, Колибаши, Стэнислэвешти-Оаря, Бырлоу, Исвору, Негрени, Злотешти, Триваля, Брэтэшани, Мэгура, ГогошарИ и железнодорожные станции Пэтроая, Леурдени, Кэлинешти, Голешти.
На других участках фронта — поиски разведчиков.
За 4 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 44 немецких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбит 21 самолёт противника.
Севернее города Тарту во второй половине дня немцы атаковали наши позиции. Завязались ожесточённые бои. Противник непрерывно наращивал свои силы, стремясь любой ценой добиться успеха. Пехотинцы и артиллеристы Н-ского соединения мощным огнём и контрударами отбили все вражеские атаки. На поле боя осталось более 400 убитых гитлеровцев. Сожжено и подбито 6 немецких танков и самоходных орудий.
Юго-западнее города Ломжа наши войска с боями продвигались вперёд. Части Н-ского соединения на ряде участков прорвались к реке Нарев, расчленили группировку немецких войск на изолированные друг от друга части и прижали их к реке. Советские пехотинцы и артиллеристы уничтожили 1.400 гитлеровцев, сожгли и подбили 14 танков и самоходных орудий. В районе города Вышкув немецкие танки и пехота утром предприняли ожесточённую контратаку. Бой длился несколько часов. Измотав противника, наши войска нанесли ему сокрушительный удар и штурмом заняли город и железнодорожную станцию Вышкув — сильный опорный пункт обороны немцев на северном берегу реки Западный Буг. Развивая успех, части Н-ского соединения завяли населённый пункт Поплавы, расположенный на восточном берегу реки Нарев. На ноле боя остались сотни вражеских трупов. Уничтожено 19 танков и 4 самоходных орудия. Захвачено у немцев 21 орудие, 23 миномёта, много пулемётов и три склада боеприпасов. Взято в плен свыше 300 немецких солдат и офицеров.
В Румынии наши вошка стремительно продвигались вперёд. Части Н-ского соединения овладели городом Питешти, являющимся важнейшим узлом железных и шоссейных дорог. Другие наши части заняли город Крайова, находящийся в 180 километрах к западу от Бухареста и в 85 километрах к востоку от границы Румынии с Югославией. Разбитые немецкие войска, наспех сведённые в боевые группы, пытались задержать наши наступающие войска. Смелыми обходными манёврами советские подвижные соединения окружают очаги сопротивления противника и ликвидируют их. На одном участке наши танкисты и мотопехота уничтожили группу немцев. В другом районе целиком ликвидированы остатки двух немецких полков.
Восточнее города Рига происходила артиллерийская и ружейно-пулемётная перестрелка. Наши артиллеристы-наблюдатели на одной из дорог заметили большой обоз противника. Батарея гвардии лейтенанта Румянцева открыла огонь и уничтожила до 30 немецких повозок.
Четыре летчика-истребителя, во главе с капитаном Марковым, прикрывали группу самолётов «Ильюнин-2», вылетевшую на штурмовку артиллерийских позиций противника. Недалеко от цели наши лётчики встретили 12 немецких истребителей. Два советских истребителя продолжали выполнять своё задание, а два других боем сковали вражеские самолёты. Младший лейтенант Коноваленко сбил 2 немецких истребителя «Фокке-Вульф-190». Младший лейтенант Сёмин уничтожил один вражеский самолёт. Советские штурмовики успешно выполнили своё задание и вместе с истребителями без потерь вернулись на свой аэродром.
Ухудшающееся с каждым днём военное положение Германии оказывает огромное влияние на боеспособность немецких войск. Об этом красноречиво говорят многочисленные трофейные документы и показания пленных.
В одном из своих приказов командующий северной группой немецких армий предложил командирам соединений «разъяснить и указать каждому солдату, что всякий, кто только сделает один шаг для того, чтобы без приказа покинуть занимаемое место, будет расстрелян». Пленный ефрейтор 366-го полка 227-й немецкой дивизии Фридрих Фрейгаст сообщил: «В начале августа нам был зачитан приказ, в котором указывалось, что если группа или отдельный солдат будут встречены за пределами участка своего подразделения, то они могут быть расстреляны любым солдатом или офицером».
Эти приказы немецкое командование уже проводит в жизнь. Пленный обер-ефрейтор 40-го мотострелкового полка 17-й танковой дивизии Франц Васснер рассказал: «Командир нашей роты, лейтенант Шлагбауэр, на ротных учениях зачитал приговор Военного суда. В нём были приведены 22 фамилии фельдфебелей, унтер-офицеров и солдат, приговорённых к смертной казни за бегство с поля боя». Пленный ефрейтор штабной роты 159-го полка 69-й пехотной дивизии Гельмут Ветьен сообщил: «В последнем бою солдаты 1-го батальона не выдержали напора русских и стали отходить. Тогда командир батальона капитан Бокрандт застрелил 7 солдат». Взятый в плен солдат 343-го охранного батальона Отто Гайн рассказал: «Днём 19 августа перед строем нашего батальона были расстреляны 3 солдата. Унтер-офицер Лейман заявил нам, что будет так поступать с каждым, кто без приказа оставит свои позиции».
В первый период войны немцы возомнили себя завоевателями вселенной. Теперь эта спесь сбита с гитлеровцев. Красная Армия в оборонительных и наступательных боях перемолола основные кадры немецкой армии. Немецкие солдаты всё больше и больше убеждаются в том, что Германия окончательно проиграла войну. Горе-завоевателям теперь «не до жиру, быть бы живу». Земля горит под ногами фашистских разбойников. Чтобы не допустить разложения своей армии, гитлеровцы все чаще и чаще прибегают к расстрелам своих же солдат и офицеров.»
в 1944 году по приказу Ставки ВГК войска Ленинградского и Карельского фронтов, Балтийский и Северный флоты с 8 час. утра прекратили военные действия против Финляндии.
в 1944 году войска 3-го Украинского фронта выходят на румыно-болгарскую границу в Добрудже.
[455x700]
в 1944 году в 6 часов утра в поселке Карманово Смоленской области сотрудники НКВД остановили для проверки документов мужчину и женщину, ехавших на мотоцикле. Те предъявили документы на имя майора Таврина Петра Ивановича – замначальника СМЕРШа 39-й армии и младшего лейтенанта Шиловой Лидии Яковлевны – сотрудника особого отдела армии. На сотрудников НКВД произвела впечатление и Золотая Звезда Героя, видневшаяся из-под распахнутого плаща мужчины. Но майор Таврин вызвал подозрение своим ответом на вопрос, откуда они едут. Он назвал пункт, далеко отстоящий от этого места. Старший группы удивился - всю ночь шел дождь, а мотоцикл и его пассажиры совершенно сухие. Таврина и Шилову уговорили передохнуть в избе. В доме было жарко, майор из СМЕРШа снял плащ, и сразу стало понятно, что он не тот, за кого себя выдает. Недавно был введен новый порядок ношения наград на кителе, который строго соблюдался на фронте, а у майора они были расположены по старому. Запросили 39-ю армию, а там Таврин не числился. Задержанных тщательно обыскали. Чужие ордена, Золотая Звезда погибшего генерала, найденное при обыске снаряжение, говорили сами за себя. [700x636]
Под давлением улик Таврин сознался, что документы фальшивые, настоящая его фамилия Политов, а Шилова – его жена. И рассказал, что они являются являются германскими агентами, засланными на советскую территорию для проведения теракта против И.В.Сталина. Эту операцию гитлеровцы готовили весьма тщательно. Для власовца Политова была разработана легенда, что он – офицер СМЕРША, направляющийся в Москву для лечения после ранения. Для имитации залеченных ранений немецкие хирурги сделали Политову несколько надрезов на которые наложили швы. Политова снабдили орденом Ленина и медалью Золотая Звезда, отобранными у генерала Шепетова, кроме того -- экземплярами газет "Правда" и "Известия", в которые были вмонтированы очерки о подвигах, указы о награждении и портрет героического майора Таврина.
Предусматривались два варианта покушения на Сталина. [700x548]
Первый - выстрелить в его машину из специального приспособления, который немцы назвали "панцер-кнакке". Это была короткая стальная трубка, которую легко скрыть под рукавом шинели или кителя. Трубка ремнями крепилась к руке, а в кармане скрывался аппарат кнопочного включения. В трубку помещался 30-миллиметровый снаряд кумулятивного действия, способный пробивать броню на расстоянии в 300 метров. Достаточно было поднять руку по направлению к машине и нажать другой рукой кнопку в кармане, как устройство бесшумно срабатывало. В качестве запасного варианта было изготовлено мощное взрывное устройство, вмонтированное в небольшой портфель. Таврину были даны явки людей, которые помогут ему достать гостевой билет на торжественное заседание 6 ноября 1944 года. Там он должен был незаметно оставить портфель и взорвать его по радиосигналу после того, как сам покинет зал заседания. За успешную поимку террористов начальник СМЕРШа генерал-полковник Абакумов был награжден орденом Кутузова I степени.
в 1944 году американские войска прекратили наступление севернее Флоренции.
в 1944 году части 65-й армии 1-го Белорусского фронта при участии судов Днепровской флотилии захватили плацдарм на западном берегу реки Нарев у Сероцка, севернее Варшавы.
в 1944 году советское правительство объявляет войну Болгарии. Болгария объявляет войну Германии и обращается к СССР с предложением о заключении перемирия.
в 1944 году начало боевого применения БР «А-4» («Фау-2») по Лондону. «Фау-2» - баллистическая ракета, управляемая на начальном участке полета. После выключения двигателей она продолжает полет по траектории. Первый успешный старт состоялся в 1942 году: ракета достигла высоты 96 км, пролетела 190 км и разорвалась в 4 км от цели;
в 1944 году ночью на со взлетной полосы Рижского аэродрома поднимается в воздух немецкий самолет "Арадо 332" с диверсантами на борту, имеющими задание убить И.В.Сталина и других членов Советского правительства
в 1944 году более чем за полгода до окончания Второй мировой войны в Лондоне представители еще частично оккупированных Германией государств — Бельгии, Нидерландов и Люксембурга — подписали договор об образовании после победы экономического союза Бенилюкс. В его рамках предусматривалось свободное перемещение рабочей силы, капиталов, товаров и услуг. И хотя договор вступил в силу только в 1958 году, именно решение создать Бенилюкс явилось прообразом устава Европейского Союза. Впрочем, непосредственные предшественники ЕС — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), обрели физическую реальность раньше — в 1951 и 1957 годах. Страны Бенилюкса вместе с ФРГ, Францией и Италией выступили их учредителями.
[501x700]
в 1944 году начало боевого применения БР «А-4» («Фау-2») по Лондону. «Фау-2» - баллистическая ракета, управляемая на начальном участке полета. После выключения двигателей она продолжает полет по траектории. Первый успешный старт состоялся в 1942 году: ракета достигла высоты 96 км, пролетела 190 км и разорвалась в 4 км от цели. Работы по созданию баллистической ракеты дальнего действия «А-4» в основном завершились к июню 1942 г. Как и все предшествовавшие ей ракеты серии А, по форме она напоминала огромный артиллерийский снаряд, снабженный четырьмя взаимно перпендикулярными стабилизаторами. Ракета состояла из более чем 30 тысяч деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км. Дальность действия ракеты составляла от 290 до 305 км, хотя некоторые опытные образцы были способны преодолеть расстояние в 355 км. Траектория полета представляла собой параболу с высотой подъема, составлявшей примерно четверть дальности действия. Общее время полета равнялось примерно 5 минутам, при этом скорость на отдельных участках траектории превышала 1500 м/с. Для запуска ракеты предусматривалось использовать так называемые защищенные стартовые позиции и стартовые позиции полевого типа. Защищенные стартовые позиции сооружались в предместьях французских городов Ваттон, Визерне и Соттеваст. Они были выполнены по всем правилам фортификационной науки и представляли собой бункер, покрытый бетонированным куполом. Ракета на железнодорожной платформе поступала в бункер с одного выхода, заправлялась и обслуживалась, устанавливалась на пусковую тележку и через другой выход подавалась на стартовый стол, представлявший собой четырехугольную бетонированную площадку с конусом посередине. В качестве позиции полевого типа в принципе мог использоваться любой ровный участок местности, на котором устанавливался пусковой стол. Горизонтирование стола осуществлялось домкратами, а все оборудование пускового комплекса размещалось на автомобилях и тягачах. В качестве машин управления запусками использовались модифицированные бронетранспортеры. Благодаря тому, что стартовые позиции постоянно менялись, они были практически неуязвимы для налетов авиации. В конце августа 1944 г. началась операция «Пингвин». Ракетные подразделения «Фау-2», насчитывавшие до 6 тысяч солдат и офицеров и до 1,6 тысячи различных машин, выдвинулись из мест постоянного базирования в районы проведения боевых пусков. Уже вечером 5 сентября лондонский район Чизвик содрогнулся от удара первой «Фау-2», достигшей Британских островов. Ракетное наступление продолжалось с 5 сентября 1944 г. по 23 марта 1945 г. За этот период времени было запущено 1269 «Фау-2» по Англии и 1739 — по целям на континенте. По официальным английским данным, на территории Великобритании целей достигли 1054 «Фау-22, жертвами которых стали 9277 человек (2754 убитых и 6523 тяжелораненых). В районе Антверпена разорвалось 1265 ракет, которые наряду с «Фау-1» стали причиной гибели 6448 человек. Но при всей тяжести людских и материальных потерь, понесенных англо-американскими союзниками от ударов ракетного оружия, это был не тот результат, на который рассчитывало руководство Германии.
[700x499]
в 1944 году произошло очередное чрезвычайное проишествие с «Gloster» «E.28/39» «Pioneer» (W4041/G) с двигателем «W.2/700» тягой 772 кгс., последнее в его летной карьере. На высоте около 10000 м от перепада давлений разрушился фонарь кабины, осколки которого повредили хвостовое оперение. Тем не менее, самолет благополучно вернулся на аэродром.
в 1945 году в Онтарио производится первая в Канаде ядерная реакция.
[574x700]
в 1945 году шифровальщик советского посольства в Оттаве Игорь Гузенко бежит, сдавая сеть советской резидентуры в Америке (его показания положат начало делу Розенбергов в США).
в 1945 году британские войска заняли Сингапур.
[699x466]
в 1946 году примерно в 02:00 самолет Douglas DC-3 компании "Trans-Luxury Airlines" врезается в склон холма при попытке посадки в аэропорту Элко; рейс выполнялся из Нью Йорка в Сан Франциско. Из 22 человек на борту выживает один двухлетний мальчик.
в 1946 году крупнейшее после "большого краха" 1929 года падение курса акций на нью-йоркской бирже.
[700x278] [700x276]
в 1947 году завершились (с 25 июля) заводские испытания истребителя "150Ф", это был самолет "150", на котором вместо серийного «РД-10» установили форсированный "ЮФ". Сочетание хорошей аэродинамики и форсированного двигателя позволило значительно улучшить скоростные качества: максимальная скорость составляла у земли 950 км/ч, на высоте 4320 метров 915 км/ ч, и по этому показателю самолет "150Ф" уступал только «МиГ-9» с форсированными «РД-21». Время подъема на 5000 м составило 4,2 мин, а дальность на высоте 5000 метров 487 км. Испытания "150Ф" показали, что форсаж значительно улучшает летные данные самолета, но в силу известных конструктивных недостатков дальнейших перспектив эта машина не имела и на госиспытания не передавалась.
[700x421] [700x233]
в 1948 году авария в третьем, полете при посадке экспериментального самолета «5-1» М.Р.Бисновата, пилот А.К.Пахомов. После касания земли небольшая поперечная раскачка перешла в броски с крыла на крыло, с которыми пилот не справился. Самолет зарылся носом и переломился. Летчик остался цел, но самолет был разбит и восстановлению не подлежал.
в 1948 году состоялась премьера мультипликационного фильма «Серая шейка». Производство: Союзмультфильм, 1948. Режиссеры: Леонид Амальрик, Владимир Полковников. Сценарист: Георгий Березко. Художник-постановщик: Александр Трусов. Xудожники: К.Малышев, Ирина Светлица, Г. Невзорова, Дмитрий Анпилов. Аниматоры: Надежда Привалова, Ламис Бредис, Дмитрий Белов, Фаина Епифанова, Б.Петин, Роман Давыдов, Татьяна Таранович, Федор Хитрук, Лидия Резцова, Александр Беляков, Борис Титов, Борис Степанцев, Борис Меерович, Вадим Долгих, И.Старюк. Оператор: Николай Воинов. Композитор: Ю.Никольский. Звукорежиссер: С.Ренский. Роли озвучивали: В.Иванова, В.Попов, Валентина Телегина, Федор Курихин. Монтажер: А.Фирсова. По мотивам рассказа Д,Мамина-Сибиряка. IV МКФ в Марианских Лазнях (ЧСРР), 1949 - Премия за лучший анимационный фильм для детей; II МКФ трудящихся в городах Чехословакии, 1949 - Премия за лучший детский фильм; МКФ в Бомбее, 1952 - Приз "Мраморная ваза".
в 1948 году лидер Польской рабочей партии Владислав Гомулка смещается со своего поста за отход от партийной линии.
[700x471]
в 1948 году поднялся в воздух первый образец серийного английского среднемагистрального пассажирского самолета «Н.Р.81» «Hermes IV». Он отличался тем, что имел трехопорное шасси с носовой стойкой и более мощные двигатели «Bristol» «Hercules 763». За ним появились 24 похожих серийных самолета.
[700x250] [700x252]
в 1948 году программу испытаний трофейного «Do-335M14», попавшего в руки французов окончательно свернули. Самолет показал сравнительно скромные результаты, которые во многом объяснялись низкокачественным топливом. Лишь когда самолет удалось заправить бензином с октановым числом 100, характеристики заметно улучшились. По некоторым данным «М14» в документах обозначался как 335 №1. Вероятно, самолет не имел вооружения в фюзеляже, а нес только две 30-мм пушки «МК 108» в крыльях. Из-за этого в самолет пришлось погрузить 150 кг балласта.
в 1949 году в Мехико начинается конгресс сторонников мира латиноамериканских стран.
[699x443]
в 1950 году пущен в эксплуатацию Воронежский шинный завод (теперь — ОАО "Воронежшина")
в 1950 году состоялась премьера мультипликационного фильма «Дедушка и внучек». Производство: Союзмультфильм, 1950. Режиссер: Александр Иванов. Сценарист: Борис Ласкин. Операторы: Михаил Друян, Евгений Ризо. Композитор: Моисей (Мечислав) Вайнберг. Художник: Евгений Мигунов. Зима. Зайчонок и лисенок хотят вытащить своего друга медвежонка, находящегося в зимней спячке, на каток, чтобы он научился кататься на коньках. С большим трудом им удается осуществить свою затею.
в 1950 году в Сирии принимается новая конституция, впервые на Арабском Востоке фиксирующая социальные права трудящихся.
в 1950 году Совет Кантонов Швейцарии принимает решение о расторжении трудовых соглашений с "не достойными доверия чиновниками, служащими и рабочими". Решение коснется людей с экстремистскими взглядами, начиная от "красных", кончая "коричневыми".
[570x699]
в 1951 году на аэродроме Muroc Dry Lake (штат Калифорния, США) состоялся очередной пятьдесят пятый исследовательский полет ракетного самолета «XS-1» № 2 по программе NACA. Самолет пилотировал летчик Альберт Скотт Кроссфилд (Albert Scott Crossfield; 2 октября 1921, Беркли, Калифорния, США.– 19 апреля 2006, Людвилл, округ Пикенс, Джорджия, США). В полете достигнута скорость 1,07 М.
в 1953 году США предоставили Ирану ''экстренную и чрезвычайную помощь'' в размере 45 млн. долларов.
в 1953 году постановлением Президиума Академии Наук СССР был учрежден Институт истории естествознания и техники (с 1991 г. имени С.И.Вавилова). Ныне ИИЕТ Российской Академии Наук — научное учреждение при Президиуме Российской Академии Наук
[505x700]
в 1953 году в Осло (Норвегия) Сверре Страндли (Sverre Strandli, Норвегия) установил мировой рекорд в метании молота на открытых стадионах - 62,36 м.
[700x504]
в 1954 году начал прохождение заводских ходовых испытаний «Дмитрий Пожарский» — легкий крейсер СССР «проекта 68-бис» типа "Свердловский". Назван в честь русского национального героя - Князя Д.М.Пожарского. 31 августа 1951 года зачислен а списки кораблей ВМФ и 28 февраля 1952 года заложен на заводе № 189 («Завод имени С.Орджоникидзе») в Ленинграде (заводской № 445), спущен на воду 25 июня 1953 года. 30 декабря 1954 года во время стоянки крейсера у стенки ССЗ № 444 в Николаеве был подписан приемный акт. Вступил в строй 31 декабря 1954 года. 30 января 1979 года крейсер «Дмитрий Пожарский» выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен во Владивостоке на отстой. 5 марта 1987 года — разоружен и исключен из состава ВМФ. 16 сентября 1987 года — расформирован. 1990 год — продан частной индийской фирме на металл.
[700x525]
в 1954 году Фойнс, Ирландия. Самолет «Lockheed 1049C Constellation» компании "KLM Royal Dutch Airlines" падает в реку Шеннон после взлета. Из 56 человек на борту погибают 28.
в 1954 году в рамках Астероидной программы Индианы (Indiana Asteroid Program; 1947 — 1967) в обсерватории Гёте Линка (астрономическая обсерватория, около Бруклина, штат Индиана, США, принадлежащая университету Индианы и относящаяся к Индианскому Астрономическому Обществу. Обсерватория названа в честь доктора Goethe Link, хирурга Индианаполиса, который вложил много средств в постройку. Постройка обсерватории началась в 1937, первые наблюдения началсь в 1939. Гёте Линк передал обсерваторию университету Индианы в 1948) открыт астероид (2996) Боуман (латинское название — Bowman) — астероид главного пояса. Назван в честь Фреда Н.Боумана (Fred N. Bowman), американского астронома в обсерватории Цинциннати.
в 1954 году в Турине завершился VIII Чемпионат Европы по плаванию, прыжкам в воду и водному поло. Впервые на старте наши спортсмены. Отличились прыгуны в воду: Валентина Дедова победила в прыжках с трамплина, Татьяна Петрухина — с вышки, Роман Бренер - и с трамплина, и с вышки.
[700x628]
в 1955 году введена в действие первая очередь Омского нефтеперерабатывающего завода - первенца нефтеперерабатывающей промышленности Сибири (с 1993 г. ОАО; 24 августа 1995 г. в составе компании "Сибнефть"). С июля 1999 г. ОАО "Сибнефть — ОНПЗ"
в 1955 году состоялась премьера художественного фильма «Нестерка». Производство: Беларусьфильм, 1955. Режиссер: Александр Зархи. Сценарист: Виталий Вольский. Оператор: Юлий Фогельман. Композитор: Дмитрий Лукас. Художник: Давид Виницкий. Актеры: Борис Тенин, Эраст Гарин, Евгений Полосин, Вера Полло, Лилия Дроздова, Иван Савкин, Георгий Бударов, Глеб Глебов, Владимир Дедюшко, Николай Яковченко, Петр Репнин.
Самым ярким и любимым героем белорусского народного фольклора является Нестерка, который дурил панов и защищал бедняков. Этот фильм о веселых приключениях бедняка Нестерки (Борис Тенин), белорусского Ходжи Насреддина, обладающего неистребимым оптимизмом, умом и смекалкой. Нестерка скитается по родному краю, никогда не унывает и всегда готов прийти на помощь бедному люду.
[574x700]
в 1955 году в Ленинграде (СССР) Галина Зыбина (СССР) установила мировой рекорд в толкании ядра на открытых стадионах - 16,29 м.
[700x406]
в 1956 году для строительства Воткинской ГЭС Воткинское строительно-монтажное управление КамГЭСстроя реорганизовано в Воткинскгэсстрой. Воткинская гидроэлектростанция (ВотГЭС) — ГЭС на реке Кама в Пермском крае, в городе Чайковский. Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС. Строительство ГЭС началось в 1955 году, закончилось в 1965. Гидроэлектростанция построена по русловой схеме. Состав сооружений ГЭС: бетонная водосливная плотина длиной 191 м и высотой 44,5 м; земляные намывные плотины общей длиной 4770 м и наибольшей высотой 35,5 м; судоходный однокамерный двухниточный шлюз с низовым подходным каналом и защитной дамбой в верхнем бьефе; здание ГЭС длиной 273 м. По сооружениям ГЭС проложен автомобильный переход. Железные дороги подходят к плотине с двух сторон, но на плотине железной дороги нет. Мощность ГЭС — 1020 МВт (первоначально 1000 МВт), проектная среднегодовая выработка — 2,28 млрд кВт•ч (за последние 10 лет в среднем 2,6 млрд.кВт•ч). В здании ГЭС установлено 10 поворотно-лопастных гидроагрегатов, работающих при расчётном напоре 17,5 м: 2 гидроагрегата мощностью по 110 МВт, 8 гидроагрегатов мощностью по 100 МВт. Оборудование ГЭС устарело и проходит модернизацию. Напорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 5,37 км) образуют крупное Воткинское водохранилище площадью 1120 км², полной и полезной ёмкостью 9,4 и 3,7 км³. При создании водохранилища было затоплено 73,3 тыс.га сельхозугодий, перенесено 6641 строений. Воткинская ГЭС спроектирована институтом «Ленгидропроект». Воткинская ГЭС — один из узловых системообразующих пунктов сети электроснабжения Уральского региона России. ГЭС покрывает пиковую часть графика нагрузки в Уральской энергосистеме, обеспечивает высокооперативный резерв при различных нарушениях и отклонениях планового режима, регулирует водоток Камы для обеспечения судоходства и бесперебойной работы водозаборных сооружений городов. Воткинская ГЭС входит в состав ОАО «РусГидро» на правах филиала. Себестоимость 1 кВт•ч электроэнергии в 2001 4,8 коп.
[489x700]
в 1956 году в Австрии состоялась премьера художественного фильма «Дорога» (другое название: Они бродили по дорогам; оригинальное название: La Strada; премьера в Финляндии 10 февраля 1956; премьера в Норвегии 14 февраля 1955; премьера в Швеции 5 марта 1956; премьера в Париже 11 марта 1955; премьера в Испании 21 апреля 1957; премьера в Москве 24 апреля 1967; премьера в Турции 5 мая 1957; премьера в Чехословакии 11 мая 1962; премьера в Японии 25 мая 1957; премьера в США 16 июля 1956; премьера в Уругвае 6 августа 1956; премьера в ФРГ 28 августа 1956; премьера на Международном кинофестивале в Венеции 6 сентября 1954; премьера на Международном кинофестивале в Торонто 15 сентября 1977; премьера в Риме 22 сентября 1954; премьера в Португалии 22 сентября 1955; премьера в Бельгии 7 октября 1955; премьера в Дании 16 ноября 1955). Производство: Ponti-De Laurentiis Cinematografica, 1954. Режиссер: Федерико Феллини. Сценаристы: Федерико Феллини, Туллио Пинелли, Эннио Флаяно. Операторы: Отелло Мартелли, Карло Карлини. Композитор: Нино Рота. Продюсеры: Дино Де Лаурентис, Карло Понти. Актеры: Джульетта Мазина, Ричард Бэйзхарт, Ливия Вентурини, Энтони Куинн, Марчелла Ровере, Альдо Сильвани. [показать]
Деревенская дурочка Джельсомина путешествует по дорогам Италии в компании грубого циркового силача Дзампано. Он сам не знает, что она для него значит, а когда узнает, становится уже поздно.