[700x525]
в 1930 году создан институт авиационных моторов (ЦИАМ).
в 1930 году новый Транспортно-экономический институт завершил комплектование и приступил к учебному процессу. 29 мая 1930 году вышел приказ № 1 по Транспортно-экономическому институту (ТЭИ) НКПС, организационно оформивший создание первого отраслевого экономического транспортного вуза. Институт экономики и финансов является структурным подразделением Московского государственного университета путей сообщения МИИТ. На базе существовавшей к тому времени, разрозненной подготовки экономистов-транспортников был создан единый межотраслевой ВУЗ. Он был нацелен на подготовку специалистов для железнодорожного, автомобильного, морского и речного транспорта. Институт размещался в районе метро Сокол, обучение велось в барачном здании, общежитие находилось в вагонах на станции Подмосковная. В этом же году состоялся и первый выпуск: приказом № 71 от 23 ноября 1930 года четверым выпускникам-досрочникам железнодорожного факультета была присвоена квалификация инженера-экономиста транспорта. За период с 1930 по 1933 год Транспортно-экономический институт подготовил 370 экономистов. Приказом НКПС от 15 июня 1933 года Транспортно-экономический институт совместно с Московским эксплуатационным институтом инженеров железнодорожного транспорта (МЭИИТ), Московским институтом нового железнодорожного строительства (МИИНЖС) были объединены в Московский институт инженеров ж.д. транспорта (МИИТ имени И.В.Сталина). Инженерно-экономический факультет МИИТа работал до 1941 года, когда вуз был эвакуирован в город Новосибирск. В военное время в эвакуационных условиях подготовка инженеров-экономистов велась на инженерно-строительном факультете. Статус экономического факультета в МИИТе был восстановлен в 1943-1944 учебном году. В целях обеспечения железнодорожного транспорта кадрами экономистов, Совет Министров СССР своим постановлением от 2 августа 1948 г. разрешил МПС СССР восстановить с 1 сентября 1948 г. Московский транспортно-экономический институт (МТЭИ). В первые послевоенные годы и в последующее 10-летие институт пополнялся кадрами фронтовиков и тружеников тыла, многие из которых были оставлены на преподавательской и научной работе. В эти годы в МТЭИ пришли Белов И.В., Шульга А.М., Химушкина Е.А., Смехова Н.Г., ставшие профессорами и доцентами. В институте работали видные учёные экономисты и организаторы высшего образования академик Хачатуров Т.С., профессора Гибшман А.Е., Ивлиев И.В., Козлов Т.И., Шубников А.К., Хануков Е.Д., Черномордик Д.И. Во исполнение постановлениям Совета Министров СССР от 29 августа 1958 г. «Об упорядочении сети вузов и сокращении контингента студентов в г. Москве» и приказа Министра путей сообщения СССР от 3 сентября 1958 г. было признано целесообразным объединить МТЭИ с МИИТом. МТЭИ влился в МИИТ в качестве Инженерно-экономического факультета. В последующие годы ИЭФ возглавляет легендарный декан Иван Васильевич Белов, ставший позднее ректором МИИТа. В соответствии с требованиями практики на факультете была организована подготовка специалистов по обработке информации, бухгалтерскому учёту. В вуз пришёл профессор Исаков В.И., создавший кафедру «Механизация учёта и вычислительных работ», кафедру «Бухгалтерский учёт» возглавил профессор Винниченко Н.Г., кафедру «Экономика строительного производства» — профессор Шульга В.Я., ставший в 1980 году деканом факультета. В этот период произошло становление таких учёных и педагогов как профессора Галабурда В.Г., Красов А.П., Трихунков М.Ф., Иваненко А.Ф. В постперестроечное время подготовка экономистов оказалась весьма конкурентной сферой деятельности. В эти годы факультет разворачивает подготовку специалистов по ряду новых специальностей: мировая экономика, коммерция, маркетинг, финансы и кредит. Их созданием мы обязаны профессору Мандрикову М.Е. – декану ИЭФ и первому директору института, а также профессору Цареву Р.М. В 1993 году МИИТ получает статус университета, а в 1997 году ИЭФ по решению Учёного Совета становится первым структурным подразделением со статусом института. Такое преобразование было одним из первых шагов структурной реформы вуза, начатой тогда новым ректором МИИТа профессором Лёвиным Б.А. За годы, прошедшие в статусе института, были открыты новые специальности «Перевод и переводоведение», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Экономика труда», созданы обеспечивающие структурные подразделения: ЦИТЭФ, Центр подготовки банковских работников. В период с 1998 по 2004 годы институт возглавляла профессор Терёшина Н.П.
в 1930 году казнен путем повешения американский серийный убийца Карл Пэнцрам. Последними словами Пэнцрама стали слова, сказанные им палачу: «Шевелись, ублюдок! За то время, пока ты возишься, я успел бы повесить дюжину человек!». Действия Пэнцрама отличались экзотикой и разнообразием, по-нынешнему - креативом. Он занимался воровством, грабежами, поджогами, насиловал мужчин и мальчиков. В августе 1920 года он ограбил дом бывшего президента США Уильяма Тафта, откуда вынес приличную сумму денег, позволившую ему стать владельцем яхты. Пэнцрам нанимал молодых парней в качестве матросов на свою яхту, а затем насиловал и убивал их. В Африке он нанял шестерых чернокожих для охоты на крокодилов. Но в джунглях сам устроил охоту на них, а тела негров скормил крокодилам. Свою кровавую эпопею он довершил по возвращению в США изнасилованием и убийством двух мальчиков. Все свои злодеяния он подробно описал в автобиографии, над которой коротал время в тюрьме в ожидании приговора.
в 1931 году принимается постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе", которое ознаменует собой прекращение послереволюционных экспериментов в сфере образования. Вновь вводится единый стандарт обучения, а основной формой становится урок.
в 1931 году в Запорожье в составе 18-ой авиабригады Украинского военного округа сформированы авиационные мастерские – сейчас Конотопский авиаремонтный завод “Авиакон”.
в 1931 году в Хельсинки Финляндия) Бенгт Сьёстедт (Bengt Sjöstedt,Финляндия) установил мировой рекорд в беге на дистанции 110 метров с барьерами на открытых стадионах - 14.4 c.
[700x525]
в 1933 году выпущены первые тонны криолита и фтористого алюминия на химическом заводе близ города Полевского (Свердловская область; ныне ОАО "Полевской криолитовый завод") — одно из крупнейших предприятий ВПК России.
в 1933 году катастрофа самолёта «АНТ-7», командир экипажа Дорфман И.М. Экипаж выполнял перелёт в Крым. На борту находились высшие руководители авиапрома и ГВФ СССР. Через несколько минут после взлёта самолёт в условиях сильного тумана зацепился колесами за канат любительской антенны, укрепленной на высоких шестах, затем задел элероном левой плоскости за верхушку высокой ветлы. Левая консоль крыла отвалилась, самолет носовой частью ударился о землю южнее Подольска около станции Лопасня и рассыпался. Гибель двух Главнокомандующих ВВС Красной Армии - А.С.Сергеева и П.И.Баранова в авиационной катастрофе самолёта «Ант-7» («Р-6»). Петр Ионович Баранов - заместитель Народного комиссара тяжелой промышленности СССР, начальник Главного управления авиационной промышленности НКТП СССР. С 1924 до 1931 П.И.Баранов являлся начальником ВВС РККА. Погибло 8 человек. Предположительная причина: лётчик выполнял визуальный полёт в условиях недостаточной видимости и не справился с управлением. Это был единственный опытный экземпляр, переделанный из устаревшего разведчика Р-6. На самолёте убрали все вооружение, в фюзеляже разместили 8 кресел для пассажиров и установили дополнительные баки с бензином. Самолет не был оборудован приборами для полетов ночью и в СМУ. Сталин, отдыхавший в это время в Сочи, выдал свои рекомендации остававшемуся в Москве вместо себя Кагановичу Л.: "Надо запретить под страхом исключения из партии полеты ответработников-нелетчиков без разрешения ЦК. Надо строжайше проводить в жизнь запрещение и обязательно исключать провинившихся, невзирая на лица". Политбюро срочно составило и утвердило у Сталина список постов, обладатели которых лишались права свободного полета — от членов ЦК до начальников главных управлений наркоматов. Чуть позднее подготовили и обширный список мероприятий, которые должны были обеспечить безопасность полетов. Так, в СССР ввели ежегодную проверку квалификации летчиков, чего прежде не делалось. Авиапром обязали комплектовать каждый самолет всеми приборами, необходимыми для слепых полетов. А всем авиапредприятиям запретили переделывать машины по собственному разумению. Тем же постановлением категорически запрещалось перевозить пассажиров на не испытанных полностью самолетах, но главное - в стране появились навигационная, метеорологическая и штурманская службы. А также обязательное оснащение высоких объектов, таких как радиоантенны, сигнальными огнями. Произошедшая катастрофа также ускорила создание Воздушного кодекса.
в 1934 году решение IV пленума ВЦСПС о создании профсоюза авиационных работников (председатель ЦК П.А.Дурницын).
в 1934 году в Златоусте побывал нарком тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе. На металлургическом заводе он встречался с рабочими и инженерами доменного, мартеновского и прокатного цехов, силовой станции, побывал на строительстве третьего советского блюминга; на заводе-комбинате имени В.И.Ленина был в машиностроительном, сверловом и калибровочном цехах, в цехе имени Фрунзе (гравёрном).
в 1935 году в НИИ ВВС закончились войсковые испытания самолёта «АНТ-4» с ракетными ускорителями, которые проходили с 20 августа 1936 г. Ускорители сокращали разбег на 50-70%.
в 1935 году на базе НИИ телемеханики был основан "Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения" (ныне Санкт-Петербургский Научно-исследовательский институт телевидения). Институт обеспечивал и обеспечивает телевизионной техникой космические корабли, станции, космические аппараты, включая корабли серии "Восток", в том числе с первым космонавтом Юрием Гагариным, "Союз", "Буран", а также станций "Салют", "Мир" и Международной космической станции, которая функционирует на околоземной орбите.
в 1935 году начало стахановского движения в Тюмени. Е.Захаренко, работница фабрики валяной обуви, выполнила три сменных нормы, она объявлена первой стахановкой города.
в 1935 году советская женщина-астроном Пелагея Фёдоровна Шайн (до замужества — Санникова; 22 сентября 1894, Пермский край, Россия — 27 августа 1956, Москва)
в Симеизской обсерватории (астрономическая исследовательская обсерватория. Находится вблизи посёлка Симеиз. Ныне является частью Крымской астрофизической обсерватории) открыла астероид (1648) Шайна (латинское название — Shajna) — астероид главного пояса. Назван в честь мужа первооткрывателя Григория Абрамовича Шайна (1892—1956) — советского астронома, академика Академии Наук СССР (1939), лауреата Сталинской премии первой степени (1950). [530x700]
в 1936 году первый полет самолета «К-13» конструкции К.А.Калинина c мотором «АМ-34Ф»; «К-13» — бомбардировшик-среднеплан с бипланным горизонтальным и двухкилевым вертикальным оперением, создан в 1937. Шасси, как и на «К-12», убирающееся. Самолёт проходил лётные испытания, но в связи с арестом Калинина в 1938 работы были прекращены.
в 1937 году в СССР арестована жена советского командарма И.Уборевича.
в 1937 году состоялась премьера мультипликационного фильма «Дед Мороз и Серый Волк». Производство: Союзмультфильм, 1937. Режиссер: Ольга Ходатаева. Сценарист: Владимир Сутеев. Операторы: Д.Каретный, К.Крылова. Композитор: Григорий Лобачев. Новогодняя сказка для детей. Дед Мороз помогает зайчатам избавиться от преследований злого волка и принести из леса чудесную новогоднюю ёлку.
[699x623]
в 1937 году в Нюрнберге начался самый грандиозный съезд за всю историю немецкой нацистской партии.
в 1937 году южноафриканский астроном Сирил В.Джексон (Cyril V.Jackson; 5 декабря 1903, Оссетт, Великобритания — февраль 1988, Питермарицбург, Южная Африка)
в Республиканской обсерватории Йоханнесбурга (Union Observatory или Transvaal Observatory — ныне закрытая астрономическая обсерватория, расположенная в пригороде Йоханнесбурга, ЮАР) открыл астероид (3768) Монро (латинское название — Monroe) — астероид главного пояса. Назван в честь Мэрилин Монро (Marilyn Monroe; урождённая Норма Джин Мортенсон, Norma Jeane Mortenson; в крещении Норма Джин Бейкер, Norma Jeane Baker; 1 июня 1926, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США — 5 августа 1962, Брентвуд, штат Калифорния, США) — американской киноактрисы, секс-символа 1950-х годов, певицы и модели, ставшей одним из наиболее культовых образов американского кинематографа и всей мировой культуры.
[475x700]
в 1938 году состоялась премьера художественного фильма «Профессор Мамлок». Производство: Ленфильм, 1938. Режиссеры: Герберт Раппапорт, Адольф Минкин. Сценаристы: Фридрих Вольф, Адольф Минкин, Герберт Раппапорт. Оператор: Георгий Филатов. Композитор: Юрий Кочуров. Художник: Павел Бетаки. Актеры: Семен Межинский, Олег Жаков, Нина Шатерникова, Василий Меркурьев, Владимир Честноков, Юрий Толубеев, Татьяна Гурецкая, Петр Кириллов, Анна Заржицкая, Борис Светлов, С.Никитина, Борис Шлихтинг, Георгий Бударов, С.Рябинкин, Наталья Фаусек, М.Таганосова, Исай Зонне, Валентин Киселев, Павел Суханов.
Экранизация одноименной пьесы немецкого писателя-антифашиста Фридриха Вольфа о социальном прозрении далекого от политики немецкого ученого-гуманиста под воздействием политических событий в Германии 1930-х годов.
в 1939 году американская администрация заявила о нейтралитете США в германо-польском конфликте и о распространении на германо-польский конфликт закона о нейтралитете 1937 г., запрещавшего поставки военного снаряжения воюющим странам. На первой же пресс-конференции Рузвельта спросили, каковы границы территориальных вод США. Он ответил уклончиво: "До тех пределов, которых требуют интересы США". Репортер настаивал: "Доходят ли они до Рейна?" Президент рассмеялся: "Я говорил только о соленой воде".
в 1939 году польское правительство переехало из Варшавы в Люблин.
в 1939 году в Великобритании образовано Министерство информации.
в 1939 году в Южной Африке представитель Объединенной партии Смэтс формирует коалиционное правительство.
в 1939 году в Москве арестована дочь Марины Цветаевой - 26-летняя Ариадна Сергеевна Эфрон. Она проведет в тюрьмах и лагерях почти 15 лет.
в 1939 году Рузвельт подписал прокламацию о нейтралитете США в войне. Начало войны в Европе не было неожиданным для правящих кругов Соединенных Штатов Америки. Когда американский посол во Франции У. Буллит, получив первые сведения о нападении Германии на Польшу, сообщил по телефону в Вашингтон президенту США, что немецкие самолеты бомбят Варшаву, стало насущной необходимостью определить официальную позицию США. 3 сентября 1939 г. Ф.Рузвельт заявил, что американское правительство сделает все необходимое для того, чтобы США остались вне войны. 5 сентября он подписал важный документ — прокламацию о нейтралитете США. Был введен запрет на экспорт в воюющие страны вооружения и военных материалов, приняты меры для укрепления обороноспособности США. 8 сентября в целях «соблюдения, обеспечения и осуществления нейтралитета» правительство США объявило «ограниченное чрезвычайное положение» и решило увеличить вооруженные силы. К началу второй мировой войны Соединенные Штаты, имея мощный военно-морской флот, располагали немногочисленной армией. С введением «ограниченного чрезвычайного положения» была увеличена численность армии: регулярной — с 210 тыс. до 227 тыс., национальной гвардии — с 192 тысяч до 235 тысяч человек {505}. Штабы сразу же приступили к разработке планов более широкого развертывания не только сухопутных войск, но также авиации и флота. [700x348]
Для правящих кругов США была очевидной необходимость сотрудничества с Англией и Францией. Это отвечало интересам различных социальных слоев, хотя и по разным причинам. Крупный капитал усматривал для себя прямую опасность в агрессивных устремлениях империалистических соперников — держав оси. Трудящиеся США, глубоко ненавидя фашизм, были на стороне народов, которые вступили в вооруженную схватку с нацизмом. Опрос населения США в сентябре 1939 г. показал, что более 80 процентов граждан высказались за победу Англии, Франции и Польши и поражение фашистской Германии. В правящих кругах существовали, однако, глубокие противоречия по вопросу о характере сотрудничества Соединенных Штатов с Англией и Францией. Представители одной из группировок американской буржуазии — «изоляционисты» — требовали строгого соблюдения нейтралитета. Ссылаясь [7] на опыт 1914 — 1918 гг., они утверждали, что снабжение этих стран вооружением и военными материалами неминуемо вовлечет Соединенные Штаты в вооруженную борьбу. Войну в Европе они считали «чужой», ибо США не могут ее «контролировать». Другая группировка — «интервенционисты» — выступала за отмену запрета на экспорт вооружения в Англию и Францию. Она считала, что предоставление помощи этим странам соответствует ближайшим интересам США, так как даст возможность вывести страну из затянувшейся экономической депрессии. В США в то время насчитывалось около 10 млн. безработных. Выполнение военных заказов Англии и Франции, рассчитывали сторонники отмены эмбарго, будет способствовать подъему американской промышленности. Обо всем этом говорилось без обиняков. Сенатор Г.Трумэн 8 октября счел возможным заявить: «Я полагаю, что наши собственные эгоистические интересы требуют отмены эмбарго... Наши заводы, ускорив темпы военного производства с целью обеспечить продажу изделий другим государствам, в случае необходимости смогут покрыть и наши потребности...» Под натиском этих, по критериям американской буржуазии, весомых аргументов фронт «изоляционистов» заколебался. «Интервенционисты», вербуя себе сторонников, не упускали случая напомнить о том, что войны за океаном всегда давали американским промышленникам возможность получать сверхприбыли. В начале ноября 1939 г. конгресс отменил запрет на экспорт вооружения, внеся соответствующие изменения в закон о нейтралитете. Отныне воюющие страны могли закупать в США вооружение и военные материалы по принципу «плати и вези», то есть за наличный расчет и с доставкой на собственных судах. Устанавливалась зона, в которой запрещалось плавание американских судов. В нее вошли моря, омывающие побережья Англии, Франции и Германии, а также целиком Балтийское море. Граждане США не могли арендовать суда воюющих стран. Подтверждалось запрещение предоставлять любые займы государствам, находящимся в состоянии войны.
в 1939 году при завершении госиспытаний истребителя «И-180-2» («Е-2») погиб летчик-испытатель Т.П.Сузи. По сравнению с первым экземпляром «И-180-2» («Е-2») имел крыло увеличенного размаха и площади, а также более доведенный, хотя и менее мощный мотор «М-87А», замененный в дальнейшем на «М-87Б». Это был 53 по счету полет с заданием достичь потолка". По свидетельству очевидцев, самолет круто снижался (по другим данным - штопорил) с большой высоты. По достижении 3000 м он перешел в горизонтальный полет, какое-то время летел нормально, затем вошел в штопор. На высоте 300 м самолет вышел из него и тут летчик почему-то покинул машину, но парашютом не воспользовался. Высказывались разные предположения причин катастрофы: ослепление пилота маслом из-за разрушения подкапотного маслорадиатора; сердечный приступ; потеря сознания из-за неисправности кислородного прибора. Но истинная причина так и осталась невыясненной.
[700x342] [700x329]
в 1939 году состоялся первый полет литовского многоцелевого штурмовика-бомбардировщика «ANBO VIII». Самолет предназначался для выполнения ударных операций в роли штурмовика и легкого бомбардировщика, проведения разведки. «ANBO VIII» - многоцелевой штурмовик-бомбардировщик, разработанный литовской фирмой «ANBO». Антанас Густайтис (впоследствии командующего Литовским армейским авиакорпусом, расстрелянным в 1940 году после присоединения Литвы к СССР), уже будучи бригадным генералом, сконструировал в 1939 году двухместный легкий бомбардировщик-штурмовик «АNBO-VIII» с двигателем «Bristol Hercules» (на серийных машинах стоял «Bristol Pegasus XVIII»). Моноплан с низкорасположенным крылом имел закрытую кабину экипажа и неубирающиеся шасси в обтекателях. Это была последняя литовская конструкция. Самолет прошел испытания, но принятию на вооружение помешало присоединение Литвы к СССР.
[700x338]
в 1939 году поднялся в воздух прототип «Ме-210-V1» немецкого истребителя-бомбардировщика (тяжелого истребителя) «Ме-210». Он оказался очень сырым конструктивно и имел плохие летные качества. Самолётом управлял лётчик-испытатель Герман Вурстер. Первый полёт можно считать успешным только по тому, что самолёт удалось посадить обратно на аэродром без аварии. С двумя двигателями «DB-601A-1» взлётной мощностью 1.050 л.с. и при весе 5.300 кг самолёт показал очень плохую управляемость, имел продольную и поперечную неустойчивость. Причиной этого посчитали оперение самолёта. Опытный самолёт вернули в ангар для модернизации: двухкилевое оперение было заменено на необычно большой по площади киль и внушительный руль направления. На этот самолёт планировалось установить впервые в мире дистанционно-управляемые пулемётные установки на бортах фюзеляжа.
[700x525]
в 1940 году "Пионерской правде" начинают печатать повесть Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда". Неожиданно через несколько номеров публикацию прекратят. Кому-то из начальства показалось, что команда Тимура - настоящая конспиративная организация, и незачем пропагандировать неорганизованное тимуровское движение, когда есть организованное пионерское. В итоге все утрясется, и повесть продолжат публиковать.
в 1940 году в Москве в Большом зале Московской консерватории открылся (завершился 3 октября) 12-й чемпионат СССР по шахматам. Ботвинник считал его малопригодном для шахматных турниров. Проиграв в 1-м туре Бондаревскому, он затем сумел развить высокий «темп» и к 10-му туру уже лидировал. Однако на финише в его игре не чувствовалось свежести. Он потерпел три поражения и в итоге поделил 5-6-е места с И.Болеславским (по 11,5 очка из 19), а победителями первенства стали Игорь Бондаревский 13½ из 19 (+10-2=7) и Андрэ Лилиенталь 13½ из 19 (+8-0=11). На 3-м месте был молодой москвич Василий Смыслов (13), на 4-м — Пауль Керес (12). Вскоре после окончания турнира было решено провести матч-турнир на звание абсолютного чемпиона СССР, 1941, чтобы окончательно решить — кто же из советских шахматистов достоин быть соперником чемпиона мира Александра Алехина?! Первые шесть участников (Лилиенталь, Бондаревский, Ботвинник, Болеславский, Смыслов, Керес) получили право участвовать в матч-турнире за звание абсолютного чемпиона СССР. Турнирная таблица
в 1940 году в Северном море англичане топят немецкий транспортный корабль "Марион", несколько сотен немецкий солдат погибают.
в 1940 году в Румынии распущен парламент, действие конституции приостановлено. М.Антонеску провозглашен Кондукетором – вождем румынского народа.
[700x257]
в 1940 году состоялся первый полет английского УТС «GAL.45» «Owlet» («G-AGBK»). Его разработали конструкторы фирмы «General Aircraft Ltd». на базе самолета «GAL.42» «Cygnet II». Принципиальным оличием самолета стала тандемная открытая кабина. Несмотря на неплохие летные характеристики самолета заказа на серийное производство не последовало. Единственный построенный экземпляр был реквизирован RAF, где получил бортовой номер DP420.
[700x260]
в 1940 году облетан второй экземпляр итальянского бомбардировщика «Piaggio» «P.108B» «Bombardiere», который после заводских испытаний перелетел на полигон в Фарбара, где до марта 1941-го опробовал свое вооружение.
[700x700] в 1941 году утреннее сообщение Совинформбюро:
«В ночь на 5 сентября наши войска продолжали вести бои с противником на всём фронте.
Наша авиация наносила удары по войскам противника и по его аэродромам.
В упорных боях часть под командованием тов. Козлова нанесла тяжёлый урон 263 немецкой пехотной дивизии. Боевые действия по разгрому фашистской дивизии развёртывались следующим образом. Немцы занимали высоту Боково и подступы к ней. Бойцы части тов. Козлова упорно выбивали противника с занимаемых им позиций и заставляли отдавать одну деревню за другой. На каждом рубеже немцы теряли сотни солдат убитыми и ранеными, в панике бросали оружие и штабное имущество. Отступив к высоте Боково, командир немецкой дивизии, генерал Хеккель издал приказ, свидетельствующий об упадке боевого духа в дивизии. «Во время нападения противника на одну из рот, - говорилось в приказе, - русские привели роту в угнетённое состояние. Несколько русских зашло роте в тыл. Много солдат из состава нашей роты покинули поле боя и уехали на грузовиках за несколько километров от линии фронта. Это поведение способствовало возникновению паники». Приказ генерала не поднял боевой дух у германских солдат. Фашистам не удалось закрепиться и удержать высоту. Советские артиллеристы разгромили укрепления противника. Поддержанные мощным огнём нашей артиллерии, подразделения т.т. Исакова и Тихонова пошли в атаку. Немцы отступили, вновь понеся большие потери. Наши бойцы захватили много оружия и пленных. Солдат 11 роты Иозеф Фастбендер, захваченный красноармейцами на высоте, заявил: «За один этот бой наша дивизия потеряла до половины офицерского состава». 263 немецкая дивизия потеряла за шесть дней до 7.000 солдат и офицеров убитыми, ранеными и пленными. Остатки дивизии отведены в тыл для переформирования.
Авиасоединение под командованием тов. Аладинского, действующее на Западном направлении фронта, разгромило большое скопление вражеских бронетанковых и моторизованных колонн. Лётчики т.т. Дружков, Трещев и Зоц разбили больше 15 танков. За два дня боёв авиасоединение уничтожило около 1.000 солдат и офицеров, 80 немецких танков, 600 автомашин и 200 лошадей. Возвращаясь с боевых операций, наши лётчики встретили 15 вражеских самолётов. Завязался воздушный бой, в результате которого были сбиты 6 немецких самолётов: три «Мессер-шмитта-109», один «Мессершмитт-110» и два новейших истребителя «Хейнкель-113». Лётчики Романенко, Шидловский и Трещев сбили по одному самолёту. Старший лейтенант Зоц с лётчиком Рыбкиным прижали ж земле «Мессершмитт-109» и уничтожили его. Комиссар части тов. Зуб сбил «Хейнкель-113».
Катер младшего лейтенанта Черняка сопровождал два транспорта. В пути зоркие наблюдатели заметили перископ вражеской подводной лодки. Катер атаковал лодку, забросал её глубинными бомбами и потопил. На поверхности моря появились огромные пузыри. Через несколько часов экипаж катера обнаружил вторую вражескую подводную лодку, направлявшуюся к транспортам. На лодку были сброшены глубинные бомбы. После разрывов бомб гидроакустические аппараты показали, что лод-ка уходит. Тогда катер пошёл в новую атаку. Снова полетели глубинные бомбы. После второй атаки аппараты больше не обнаружили движения лодки. Оба транспорта катер привёл к месту назначения невредимыми.
На четыре бомбардировщика эскадрильи капитана Марковкина напали восемь «Мессершмиттов». Ведущий лётчик лейтенант Большаков решил принять неравный бой с немецкими истребителями. Фашистские лётчики атаковали самолёт лейтенанта, но встретили сокрушительный отпор. Меткий стрелок-радист Панченко один за другим сбил три «Мессершмитта». Стрелки-радисты двух других бомбардировщиков т.т. Лотов и Рагулин сбили по одному вражескому самолёту. Три уцелевших гитлеровских лётчика повернули обратно. Закончив воздушный бой, наши бомбардировщики обнаружили замаскированные немецкие мотоколонны. Советские лётчики немедленно ринулись на них, уничтожая немецкие танки и автомашины, а затем пулемётным огнём с бреющего полёта рассеяли продвигавшуюся к фронту колонну немецкой пехоты.
Самолёты Энской базы морской авиации Северного флота успешно громят фашистские корабли и наземные части. Вражеские бомбардировщики много раз пытались атаковать базу, но их неизменно отгоняли советские зенитчики и добивали наши истребители. На скалах, окружающих базу, разбилось свыше 100 немецких самолётов. На днях при очередном налёте фашисты потеряли 13 самолётов.
Командир отделения сержант Аркадьев с группой бойцов пробрался на моторной лодке далеко в тыл к белофиннам. Ночью бойцы атаковали дивизион финской тяжёлой артиллерии. Перебив солдат, бойцы вывели из строя три орудия и уничтожили много боеприпасов.
На днях наша авиация разгромила два вражеских аэродрома, расположенных западнее озера Ильмень. Советские бомбардировщики налетели на аэродромы неожиданно. Немецкий истребитель, пытавшийся подняться, был уничтожен на взлёте командиром авиачасти майором Груздевым. Батареи немцев открыли сильный огонь, но наши истребители и штурмовики заставили замолчать вражеские зенитки. Уничтожив расчёты зенитных орудий и пулемётов, советские лётчики добили и подожгли находившиеся на аэродроме немецкие самолёты. На двух аэродромах наши лётчики уничтожили 74 вражеские машины, входившие в состав немецкого авиационного корпуса «Рихтгофен».
За последние два дня бомбардировочная авиация Черноморского флота уничтожила более сорока немецких танков и автомашин. В боях с немецкими войсками на подступах к Одессе батальоны морской пехоты уничтожили несколька сот немецко-румынских солдат и офицеров. В плен захвачено более 300 солдат. В числе трофеев — два орудия, пять миномётов и 18 пулемётов.
Сотни тысяч женщин-общественниц активно участвуют в оборонной работе, помогая Красной Армии громить ненавистного врага. В пошивочных мастерских Ленинграда, обслуживающих госпитали, безвозмездно работает свыше 150 жён профессоров и сотрудников научно-исследовательских учреждений. Большую оборонную работу проводит совет жён московских научных работников. По инициативе члена совета т. Герольской создана бригада, которая собирает художественную литературу для госпиталей, организует концерты для раненых, проводит читки газет в палатах выздоравливающих. Жена научного работника Мария Семёновна Буркова организовала при сельскохозяйственной академии имени Тимирязева курсы медицинских сестёр, создала ряд санитарных постов при жилых домах и повседневно руководит их работой. На многочисленных курсах медицинских сестёр и санитарных дружинниц, занимаются тысячи женщин — научных сотрудниц и жён деятелей науки. Многие из них уже работают в госпиталях и лазаретах.
Кипучую деятельность развили в дни Отечественной войны общественницы-активистки Осоавиахима г. Москвы. Инструктор-общественница, домохозяйка Вакулина подготовила за время войны несколько десятков значкистов ПВХО и ГСО. Свыше ста человек подготовила к сдаче норм ПВХО и ГСО домохозяйка А.А.Орехова. По инициативе домохозяек Клименко и Астаховой в домах №№ 26 и 28 по 2-й Тверской-Ямской улице женщины собрали в течение трёх часов 102 килограмма цветных металлов. По нескольку тонн чёрного металла собрали за один день в жилых домах своего района работницы московского завода «Москабель», Первомайского района Москвы. Деньги, причитающиеся за сбор металлолома, женщины передали в фонд обороны страны.»
[700x700] в 1941 году вечернее сообщение Совинформбюро:
«В течение 5 сентября наши войска вели бри с противником на всём фронте.
По неполным данным, в течение 3 сентября уничтожено 33 немецких самолёта. Наши потери — 27 самолётов.
Кавалерийская казачья группа под командованием полковника Доватора проникла в тыл фашистов и в течение продолжительного времени громила немецкие войска и коммуникации. В первом же бою казаки полностью истребили 3-й батальон 430 германского пехотного полка.
Казаки перехватывали коммуникации, нарушали связь, захватывали радиостанции, жгли вражеские склады, рубили немецких солдат и офицеров. Немецкое командование издало специальный приказ об «истреблении казачьего отряда». На следующий день этот приказ попал в руки наших кавалеристов. Прокладывая путь по болотам и глухим лесам, казаки появлялись там, где их меньше всего ожидали немцы. В одном из боёв казаки разгромили ещё один батальон противника, уничтожили 3 орудия, захватили 4 миномёта, 9 станковых пулемётов, 16 ручных пулемётов, радиостанцию, сожгли автомашины и склады с обмундированием и продовольствием. Затем казаки совершили налёт на немецкую автоколонну и уничтожили 138 немецких солдат и офицеров, разбили 58 грузовиков, 3 легковых автомашины, 3 цистерны с горючим.
Немцы бросали против наших конников танки, самолёты, устраивали засады, но казаки были неуловимы. Кавалерийская группа своим смелым рейдом нанесла врагу большие потери.
Лётчик-истребитель лейтенант Катрич атаковал летевший на большой высоте фашистский бомбардировщик «Дорнье 217». Фашист не выдержал атаки советского лётчика и стал уходить. Во время боя тов. Катрич исчерпал все боеприпасы. Отважный лётчик решил итти на таран. Вплотную сблизившись с фашистом, тов. Катрич ударом своего самолёта отбил левый киль немецкой машины. «Дорнье» рухнул на землю. Лётчик Катрич сохранил машину и благополучно сел на своём аэродроме.
На сапёрный батальон под командованием тов. Червинского, действующий на Юго-Западном направлении фронта, напала моторизованная часть противника. Советские сапёры приняли бой и уничтожили 65 немецких офицеров и унтер-офицеров и большое число солдат. Красноармейцы захватили 6 вражеских орудий, 6 полубронированных тягачей, много автомашин, мотоциклов, велосипедов, оружия и боеприпасов.
Авиация Черноморского флота разбомбила за последние два дня свыше 25 немецких танков, более 100 автомашин и три воинских эшелона. В воздушных боях сбито семь фашистских истребителей. Особо отличились экипаж лётчика-орденоносца старшего лейтенанта Дмитриевского, сбивший два «Мессершмитта», и экипаж лейтенанта Большакова, сбивший три вражеских истребителя.
Подразделение командира тов. Рогова, действующее на Западном направлении фронта, смелой атакой уничтожило до 300 немецких солдат, 2 противотанковых пушки, 3 зенитных пулемёта, более 30 мотоциклов и склад боеприпасов. Командир танка заместитель политрука Плотников прорвался в тыл противника и уничтожил противотанковое орудие и два миномёта. В тылу врага небольшая группа красноармейцев отбивалась от численно превосходящего отряда фашистов. Тов. Плотников обстрелял противника и помог красноармейцам выйти из окружения.
Младший политрук Энской части Ленинградского фронта тов. Власов, удерживая вместе с несколькими бойцами ДЗОТ, уничтожил за один день до 200 немецких солдат и офицеров.
В оккупированных германскими фашистами районах Украины партизанская борьба приобретает всё более широкий размах. Вооружившись германскими винтовками и пулемётами, партизаны проводят большие операции и отвлекают значительное количество фашистских войск от фронта. В районах южнее Винницы действует крупный отряд партизан под командованием председателя райисполкома тов. Н. Отряд контролирует многие важные дороги области. За короткое время партизаны уничтожили 240 немецких грузовых машин и отбили у фашистов 50 мотоциклов. У села Латанцы отряд был окружён немецкими войсками. Искусно маневрируя и нанося врагу большие потери, партизаны увлекли его в лес и вышли из окружения. Фашисты вынуждены держать в этих районах большие части, которые безуспешно охотятся за отрядом. Местное население всячески помогает партизанам и сообщает им о передвижении немецких войск.
Большую славу завоевал партизанский отряд под командованием председателя колхоза орденоносца X. Этот отряд действует в оккупированных немцами районах Житомирской области. Недавно отряд уничтожил 3 транспортных самолёта «Юнкерс-52». Под селом Высокая Печь партизаны за три дня уничтожили 40 немецких автомашин, 15 мотоциклов и взорвали мост через реку.
Успешно работают советские нефтяники, бесперебойно снабжая горючим тыл и фронт. Почти на полтора месяца раньше срока выполнила девятимесячный план добычи нефти бригада первого промысла бакинского треста «Азизбековнефть». С первых же дней Отечественной войны нефтяники четвёртого промысла треста «Лениннефть» дают сверх плана много тонн горючего. Всемерно используя внутренние ресурсы, коллектив промысла сэкономил миллион рублей. Коллектив Грозненского нефтекомбината закончил восьмимесячный план добычи нефти и газа на 12 дней раньше срока, сэкономив в дни войны за счёт снижения себестоимости более миллиона рублей.
Бригада знатного бакинского бурового мастера т. Шишканова пробурила за один месяц на четвёртом промысле «Сталиннефти» столько метров, сколько раньше бурили за три с половиной месяца. Буровой мастер Арсен Ванесов закончил бурение новой морской скважины на 58 дней раньше срока. Мастер Ага Нейматулл сдал свою скважину на 47 дней раньше срока. За два месяца войны механик третьего промысла треста «Молотовнефть» т. Мкртычев, используя внутренние резервы, ввёл в строй шесть новых скважин.
Ставропольские нефтяники в августе закончили выполнение своей годовой программы. Стахановцы обязались выполнить к 1 января 1942 года ещё одну годовую программу.»
в 1941 году командующий 22-й Армией генеал лейтенант Ершаков со своим штабом и группой бойцов в 546 человек, вышел из окружения в районе Поляны, севернее Андреаполя, после чего возглавил 20-ю Армию.
в 1941 году ЦК ВКП(б) принял постановление "О сборе холодных вещей и белья среди населения для Красной Армии".
в 1941 году ликвидированы Правительство АССР Немцев Поволжья во главе с А.Гекманом и Верховный Совет АССР Немцев Поволжья во главе с К.Гофманом. Расформирован республиканский комитет ВКП(б) во главе с Г.Корбмахером.
в 1941 году в Москве объявлена эвакуация всех детей возрастом до 12 лет.
в 1941 году на завод № 54 прибыли первые два эшелона с эвакуированными людьми и оборудованием Тульского завода № 66. Эвакуация завода была нелёгкой только для переброски основного оборудования из Тулы в Златоуст понадобилось более 1000 единиц подвижного состава.
в 1941 году в Омск прибыли последние эшелоны с оборудованием моторостроительного завода имени П.И.Баранова, эвакуированного из Запорожья. Всего прибыло 1056 вагонов с оборудованием и 11178 рабочих, служащих и членов их семей
[700x336]
в 1941 году подписан приёмный акт и подводная лодка «Щ-136» вступила в строй. Зачислена в состав 8-го дивизион подводных лодок 3-й бригады подводных лодок Северной Тихоокеанской Флотилии Тихоокеанского флота с базированием на Советскую Гавань. «Щ-136» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии X проекта Щ — «Щука». 26 августа 1938 года Заложена на стапеле завода № 194 (имени Андре Марти) в Ленинграде под строительным номером 293. В 1935 году секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на завод № 202 (Дальзавод) во Владивостоке, где производилась окончательная её сборка. 27 апреля 1940 года спущена на воду. Вошла в состав учебного дивизиона подводных лодок 2-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием на город Владивосток. 7 сентября 1941 года вошла в состав Тихоокеанского флота. 20 декабря 1941 года утверждён приёмный акт. 1 апреля 1942 года перечислена в состав 2-го отдельного Владимиро-Ольгинской Военно-морской базы Тихоокеанского флота и перебазирована на бухту Северная залива Владимир (посёлок Ракушка). 24 августа 1942 года переформирована в состав 13-го дивизиона подводных лодок с подчинением командиру 2-го отдельного дивизиона подводных лодок Владимиро-Ольгинской Военно-морской базы Тихоокеанского флота с базированием на бухту Северная залива Владимир (посёлок Ракушка). 9 августа 1945 года «Щ-136» вошла в состав 2-го отдельного дивизиона подводных лодок Владимиро-Ольгинской Военно-морской базы Тихоокеанского флота (с 12 февраля 1947 – 5-й ВМФ) с базированием на бухту Северная залива Владимир (посёлок Ракушка). В боевых действиях начавшейся Советско-японской войны корабль участия не принимал. 10 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «С-136». 27 апреля 1951 года переформирована в состав 126-й отдельной бригады подводных лодок Владимиро-Ольгинской Военно-морской базы (с сентября 1956 – 126-я отдельная бригада подводных лодок подводных сил) 5-го Военно-морского флота (с 23 апреля 1953 - Тихоокеанского флота) с базированием на бухту Северная залива Владимир (посёлок Ракушка). 26 декабря 1956 года переведена в бухту Золотой Рог (город Владивосток) для последующего списания. Временно включена в состав 4-й бригады учебных и строящихся подводных лодок подводных сил (с августа 1957 – 4-я отдельная бригада подводных лодок) Тихоокеанского флота. 28 января 1958 года расформирован экипаж. 3 апреля 1958 года исключена из состава Военно-морского флота в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации.
[700x497]
в 1941 году состоялась премьера художественного фильма «Два друга» (другое название: Командиры запаса). Производство: Мосфильм, 1941. Режиссеры: Лев Брожовский, Лев Ишков, Дарья Шпиркан. Сценарист: Л.Рубинштейн. Оператор: Тимофей Лебешев. Композитор: Владимир Кочетов. Художник: Александр Жаренов. Актеры: Василий Нещипленко, Григорий Плужник, Лидия Смирнова, Александр Зражевский, Вера Орлова, Петр Соболевский, Николай Сунозов.
«О борьбе командиров Красной Армии с происками агентов иностранной разведки. Художественный совет киностудии «Мосфильм» принимал картину дважды. Уже на заседании 1 октября 1940 года худсовету был очевиден низкий художественный уровень картины, однако из-за больших материальных затрат фильм решено было завершить. 17 апреля 1941 года против выпуска фильма в прокат выступили Г.Александров, В.Пудовкин, И.Пырьев, Б.Чирков, С.Эйзенштейн, однако, вопреки мнению большинства директор студии А.Грошев разрешил доработку фильма.
в 1941 году начало операции японских войск в районе реки Мило на подступах к Чанша.
в 1941 году один из прогермански настроенных лидеров ОУН Мельник обвинил С.А.Бандеру в измене.
в 1941 году в Стамбуле обсуждалось создание пантюркистского Объединения тюрок. Оно должно по замыслу стать объединением эмигрантов из числа азербайджанцев, туркестанцев, крымских татар и башкир, причем не только из СССР, но и из числа родившихся уже в Турции.
в 1941 году (5-6 сентября) на совещании в Токио в присутствии императора обсуждался вопрос о военных действиях против США. "Как долго будут продолжаться военные действия в случае японо-американской войны?" - спросил император начальника штаба армии. "Операции в Южно-Тихоокеанском бассейне могут быть завершены примерно через три месяца", - ответил тот. "Вы, генерал, были военным министром, когда начался китайский инцидент, и... тогда вы информировали трон, что инцидент завершится примерно через месяц, - резко возразил император. - Несмотря на ваши уверения, генерал, инцидент не завершен и сейчас, спустя четыре долгих года боев". Генерал пытался оправдаться тем, что "обширные тыловые области Китая не позволили завершить операции согласно заранее составленному плану". "Если китайский тыл настолько обширен, - парировал император, повышая голос, - то Тихий океан бескраен". Как может генерал "быть уверен, что кампания завершится через три месяца?" Начальник штаба, понурив голову, ничего не ответил. Начальник штаба флота адмирал Нагано выступил в защиту генерала. "Япония - пациент, страдающий серьезной болезнью, - сказал он. - Необходимо быстро принять то или иное решение". Но император так и не получил ясного ответа, выступают ли его советники за дипломатическое или за военное решение проблемы. На следующий день, когда встал тот же вопрос, начальники штабов армии и флота снова хранили молчание. Император выразил сожаление, что они не готовы отвечать. Затем он прочел вслух стихотворение своего деда: "Ведь все в этом мире братья, Отчего же в нем постоянный беспорядок?" В зале воцарилась тишина - все благоговейно молчали. Затем поднялся адмирал Нагано со словами, что к военной силе прибегнут лишь тогда, когда с помощью иных средств эту задачу решить не удастся. Совещание закрылось "в атмосфере беспрецедентной напряженности".
в 1941 году немецкие войска полностью завладели Эстонией.
в 1941 году части Карельской армии Финляндии заняли Олонец. Город был переименован в Aunuslinnu («Олонецкая Крепость»). Южные подступы к городу за 3 года были значительно укреплены, однако 25 июня 1944 г. финны оставили сам город без боя. Вторая мировая война 1939-1945 гг.
[700x412] [700x465]
в 1941 году впервые поднялся в воздух опытный образец «B-17E». Новая модель немедленно заменила на поточной линии «B-17D» и производство стали наращивать с максимальной скоростью.
[700x496] в 1942 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны:
№ 2239 5 сентября. Постановление. О плане производства и поставок артиллерийского и стрелкового вооружения и военных приборов на сентябрь 1942 г. Д.55 Лл. 1-7, 8-12
№ 2240 5 сентября. Постановление. О плане производства минометов на сентябрь 1942 г. Д.55 Лл. 13-19, 20-30
№ 2241 5 сентября. Постановление. О плане производства и поставок пулеметов-пистолетов Шпагина в сентябре 1942 г. Д.55 Лл. 31-35, 36-43
№ 2242 5 сентября. Постановление. О плане производства патронов и звеньев заводами Наркомата Вооружения в сентябре 1942 г. Д.55 Лл. 44-45, 46-48
№ 2243 5 сентября. Постановление. О переносе десятидюймового нефтепровода. Баку-Батуми в Закаспий. Д.55 Лл. 49-51
[700x700] в 1942 году утреннее сообщение Совинформбюро:
«В течение ночи на 5 сентября наши войска вели бои с противником северо-западнее и юго-западнее Сталинграда, северо-западнее Новороссийска и в районе Моздок.
На других фронтах существенных изменений не произошло.
Северо-западнее Сталинграда бойцы Н-ской части после мощной артиллерийской и миномётной подготовки ворвались в расположение противника. Уничтожено 4 немецких танка, 6 орудий и 9 пулемётов. На поле боя осталось 270 вражеских трупов. Захвачены трофеи и пленные. На другом участке немецкая пехота при поддержке танков атаковала позиции Н-ской части. Огнём из противотанковых ружей, гранатамии бутылками с горючей смесью наши бойцы уничтожили 5 немецких танков. Оставшиеся без прикрытия танков гитлеровцы были расстреляны из пулемётов и винтовок.
Юго-западнее Сталинграда продолжались напряжённые бои. Наши войска отбивали непрерывные атаки танков и пехоты противника, в результате которых гитлеровцы понесли большие потери. Только на одном участке уничтожено 9 немецких танков исвыше 200 солдат и офицеров противника. Вторые сутки происходит кровопролитный бой за одну железнодорожную станцию. Наши части отбили атаки противника на этом участке.
Северо-западнее Новороссийска наши войска вели оборонительные бои. Н-ская артиллерийская часть произвела огневой налёт на большое скопление противника. Разбито 15 автомашин с войсками и боеприпасами, рассеяно и частью уничтожено до батальона немецкой пехоты.
На Западном фронте наши войска вели наступательные бои и заняли несколько населённых пунктов. Бойцы Н-ской части истребили до 400 солдат и офицеров противника. Огнём артиллерии уничтожено 4 немецких танка, 7 орудий и 4 миномётные батареи.
Наши лётчики совершили успешные налёты на аэродромы противника. На одном из аэродромов уничтожено и повреждено до 30 немецких самолётов. Кроме того, советскими истребителями в воздушных боях сбито 4 самолёта противника. На другом аэродроме противника советские лётчики уничтожили 20 немецких самолётов.
Ниже приводится выдержка из дневника убитого немецкого офицера:
«15 танков противника стоят на возвышенном месте и стреляют по нас из всех стволов. Это были ужасные часы... Утром русские начали артиллерийскую подготовку. Снова завязался бой... Неимоверная жара да ещё воздушный налёт русских бомбардировщиков, в результате которого перебита половина 5 роты вместес её командиром Шерне. Итак, итог дня очень печальный — в батальоне 137 убитых и 200 раненых».
У взятого в плен солдата 593 полка 323 пехотной дивизии Георга Шнаубера найдено письмо матери из Дармштадта. В нём говорится: «Вчера я узнала, что русские здесь, на фабрике Модака, получают гнилой картофель, сваренный вместе с кожурой. Их тошнит и рвёт от такой пищи. Говорят, что на остальных фабриках дело обстоит не лучше».
В связи с огромными потерями на фронте в Финляндии призвано под ружьё всё взрослое мужское население. Из-за отсутствия рабочих рук закрылись многие лесозаводы и предприятия бумажной промышленности. Даже военная судостроительная верфь в Турку обеспечена рабочими всего лишь на 60 процентов. В стране царит голод, а урожай гибнет на корню, так как его некому убирать. Продавшиеся Гитлеру правители Финляндии ведут финнов к голоду и вымиранию.»
[700x700] в 1942 году вечернее сообщение Совинформбюро:
«В течение 5 сентября наши войска вели бои с противником северо-западнее и юго-западнее Сталинграда, а также в районах Новороссийск и Моздок. На других фронтах существенных изменений не произошло.
За 4 сентября частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 20 немецких танков и бронемашин, более 100 автомашин свойсками и грузами, подавлен огонь 8 батарей полевой и зенитной артиллерии, взорвано 5 складов боеприпасов, повреждено 3 железнодорожных эшелона, рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника.
Северо-западнее Сталинграда наши войска обороняли занимаемые позиции, а на отдельных участках вели активные боевые действия. В ходе боёв гитлеровцы несут большие потери. Только одно наше соединение за последние дни истребило до 3.000 немецких солдат и офицеров, уничтожило 19 танков, 13 орудий, 40 пулемётов, 16 миномётов, 20 автомашин и 2 самолёта противника. На одном из участков немцы предприняли наступление, бросив в бой до полка пехоты и 30 танков. Наши бойцы отбили атаку противника. На поле боя немцы оставили 230 трупов и 8 подбитых и сожжённых танков.
Юго-западнее Сталинграда танки и пехота противника при поддержке крупных сил авиации предприняли ряд ожесточённых атак. Советские части стойко встретили новый натиск врага. Несмотря на значительное численное превосходство, немцам не удалось продвинуться вперёд. Наши артиллеристы и миномётчики произвели огромные опустошения в рядах противника. Миномётчики Н-ской части несколькими залпами накрыли большое скопление пехоты неприятеля и истребили 1.200 немецких солдат иофицеров: В течение дня уничтожено 17 танков и 70 автомашин с пехотой противника.
Северо-западнее Новороссийска крупные силы противника после артиллерийского обстрела и бомбёжки с воздуха перешли в наступление. У переднего края обороны моряки-бронебойщики под командованием тт. Волкова и Шишкова подожгли 5 немецки хтанков. Разгромлены 2 немецких роты и эскадрон румынской кавалерии. Только после того, как гитлеровцы подтянули новые силы, наши части отошли на новые позиции.
В воздушном бою лётчики капитаны Ефимов, Сухов, Хамедов и Теплов сбили по одному немецкому истребителю.
В районе Моздока наше гвардейское соединение атаковало переправившуюся через водный рубеж группировку противника. Гвардейцы к исходу дня выбили неприятеля из населённого пункта. Уничтожено до батальона немецкой пехоты, 13 автомашин, 6орудий, и разбита переправа через водный рубеж.
На одном из участков Западного фронта танкисты Н-ской части нанесли противнику серьёзные потери. Уничтожено 26 противотанковых орудий, 4 пулемёта,
8 противотанковых ружей и разрушено 103 ДЗОТа. Противник потерял только убитыми до 700 солдат и офицеров.
За последние два дня под Ленинградом уничтожено 39 и подбита 6 немецких самолётов. Из числа уничтоженных немецких самолётов — 20 сбито в воздушных боях лётчиками Ленинградского фронта и Краснознамённого Балтийского флота и 19 самолётов противника сбито огнём зенитной артиллерии.
Сдавшийся в плен солдат разведотряда 111 немецкой пехотной дивизии Альберт М. рассказал: «Наша дивизия в июле перешла в наступление. В первом же бою 70 пехотный полк был почти полностью уничтожен русскими».
Ниже приводятся выдержки из записной книжки, найденной у убитого командирароты 18 венгерского полка старшего лейтенанта Купора:
«...День прошёл спокойно. Слушали будапештское радио. Странно — радио утверждает, что венгерские части отбили все атаки русских. На самом же деле наша7 дивизия не смогла уничтожить переправившихся через реку русских и вынужденабыла отойти, потеряв много солдат и оружия.
...Устроил проверку. Ужасно много недочётов, снаряжение грязное, рваное. Приказал подвесить командиров отделений и тех гусар, у которых лошади заболели чесоткой. (В венгерской армии провинившихся солдат избивают плетьми или подвешивают за руки).
...Немцы ничего не дают. В машинах нет бензина, запретили тратить патроны. Так что плохо воевать. Дорого обойдётся Венгрии союз с Гитлером».
в 1942 году советская Азовская военная флотилия включена в состав Новороссийского оборонительного района.
в 1942 году авиация дальнего действия нанесла бомбовые удары по Будапешту и Кенигсбергу.
в 1942 году подписан приказ Народного комиссара обороны «О задачах партизанского движения». Внешней разведке надлежало принять непосредственное участие в партизанском движении. Всего за годы войны в тыл врага было направлено 212 отрядов и групп. Вокруг этих групп создавались партизанские соединения. Они наносили захватчикам существенный урон в живой силе и технике, отвлекали на себя значительные силы противника, осуществляли связь с подпольными резидентурами в тылу гитлеровцев, собирали и направляли в центр ценную информацию о планах и передвижениях врага.