1904
Кристиан-Жак (французское имя — Christian-Jaque; настоящее имя — Кристиан Моде, Christian Maudet)
французский кинорежиссер. Учился в архитектурной академии. С 1924 занимался рисованием киноафиш, впоследствии — киножурналистикой. В кино начал работать как художник, был ассистентом у Ж.Дювивье и А.Югона. Как режиссёр дебютировал в 1932. Работал с крупнейшими французскими кинооператорами, актрисами и актёрами Франции, Италии и др. стран. В лице комика Фернанделя нашел лучшего исполнителя для своих первых комедий, среди которых «Дело идет на лад» (1933), «Один из легиона» (1936). Особенно удачным был фильм «Франциск I» (1936), в котором режиссер оригинально использовал «твеновскую» находку, отправив своего героя в далекий ХVI век. Еще раз снял Фернанделя в 1958 г. в фильме «Закон есть закон». В 1930-е гг. оформляется присущий ему легкий, ненавязчивый стиль режиссуры; об этом свидетельствуют и «Пышка» (1945), и «Привидение» (1946), и «Первый бал» (1939), и знаменитый «Фанфан-Тюльпан» (1951, премии на Международном фестивале в Канне и Западном Берлине, 1952). Опытный режиссер, он сумел наилучшим образом использовать особенности внешности и дарования Б.Бардо, сняв ее в фильме «Бабетта идет на войну» (1959), а позднее, но уже с меньшим успехом, в «Нефтедобытчиках» (1971). В 1985 г. получил почетную премию «Сезар». Некоторые фильмы снимал специально для своих жен. Для Симоны Ренан – «Безнадежное путешествие» (1943), для Рене Фор – «Пармскую обитель» (1948) и «Чары» (1944). Снимая с нею же «Восхитительные создания» (1952), познакомился с Мартин Кароль. Последовал целый «период Кароль» с такими постановочными лентами, как «Лукреция Борджиа» (1953), «Госпожа Дюбарри» (1954), «Лизистрата» (1954), «Нана» (1955), пародия на шпионские фильмы «Натали» (1957). Наряду с комедиями он снимал и такие «гражданственные» фильмы, как «Если парни всего мира» (1955), разоблачал дух коллаборационизма в «Пире хищников» (1964); снял также два психологических триллера «Веские доказательства» (1963) и «Вторая истина» (1966). В жанре музыкального фильма он поставил «Фантастическую симфонию» (1941), а в 1977 г. с блеском снял экранизацию «Парижской жизни» Ж.Оффенбаха. В конце 1970-х гг. режиссер готовился совместно с «Мосфильмом» снять экранизацию романа В.Гюго «93-й год» (замысел не был осуществлен). Некоторое время работал для телевидения (13 серий «Джо Гайар», сериал «СОС», «Частота 17» и др). В 1954—1959 был женат на актрисе Мартин Кароль (у неё это был второй брак, у него — четвертый), которую снял в фильмах Лукреция Борджиа, Мадам Дюбарри, Нана, Натали. После просмотра фильма «Эскадрон гусар летучих» назвал Андрея Ростоцкого русским Жераром Филипом. Умер в Булонь-Бийанкур (пригород Парижа) 8 июля 1994 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Литература: Лепроон П., Современные французские кинорежиссеры, перевод с французского, Москва, 1966.
Фильмография: Режиссёр: 1933 — Дело идет на лад; 1936 — Один из легиона / Un de la légion; 1936 — Франциск Первый / François Premier; 1937 — Жемчужины короны / Les Perles de la Couronne (премия Венецианского МКФ за лучший сценарий зарубежного фильма); 1937 — Пираты на рельсах / Les Pirates du rail; 1937 — Ловкачи из одиннадцатого округа / Les Dégourdis de la onziéme; 1938 — Исчезнувшие из Сент-Ажиля / Les Disparus de Saint-Agil; 1938 — Эрнест-мятежник / Ernest le rebelled; 1938 — Татуированный Рафаэль / Raphaël le tatoué; 1941 — Первый бал / Premier bal; 1941 — Убийство Деда Мороза / L’assassinat du Père Noël; 1942 — Фантастическая симфония / La symphonie fantastique; 1943 — Безнадёжное путешествие / Voyage sans espoir; 1945 — Пышка / Boule de suif; 1945 — Колдовство / Sortilèges; 1946 — Привидение / Un revenant; 1948 — Пармская обитель / La Chartreuse De Parme; 1948 — Человек людям / D’homme à homes; 1950 — Потерянные сувениры / Souvenirs perdus; 1951 — Синяя борода / Barbe-bleue; 1952 — Восхитительные создания / Adorables Créatures; 1952 — Фанфан-тюльпан / Fanfan La Tulipe (премия Каннского МКФ лучшему режиссёру, Серебряный медведь Берлинского МКФ за режиссуру); 1953 — Лукреция Борджиа / Lucrèce Borgia; 1954 — Судьбы / Destinées (эпизод Лезистрата); 1954 — Нана/ Nana; 1956 — Если парни всего мира / Si tous les gars du monde (Хрустальный глобус Карловарского МКФ); 1957 — Натали / Nathalie; 1957 — Закон есть закон / La loi, c’est la loi (номинация на Золотого медведя за режиссуру); 1959 — Бабетта идёт на войну / Babette s’en va-t-en guerre (номинация на главную премию Московского МКФ); 1960 — Француженка и любовь / La Française et l’Amour (эпизод Развод); 1963 — Веские доказательства / Les Bonnes Causes; 1964 — Чёрный Тюльпан / La Tulipe noire; 1964 — Пир хищников / Le repas des fauves; 1965 — Тайная война / Грязная игра / Guerre secrète; 1966 — Святой выходит на след / Le Saint prend l’affût; 1966 — Вторая истина / La Seconde vérité; 1968 — Любовники Леди Гамильтон: Путь в высший свет / Le Calde notti di Lady Hamilton; 1971 — Нефтедобытчицы / Les pétroleuses; 1977 — Парижская жизнь/ La Vie parisienne. Признание: Кавалер ордена Почётного легиона, офицер национального Ордена Заслуг, командор Ордена искусств и литературы. Военный крест за участие во Второй мировой войне. Почётная премия Сезар (1985) за жизненный путь в кино.

1904
Юхани (Иван Семёнович) Конкка (финское имя — Juhani Konkka)
финский, ингерманландский писатель, переводчик, сценарист. Юхани Конкка родился в деревне Конколово (финское название — Konkkala) близ села Токсово, Шлиссельбургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя (ныне Всеволожский район Ленинградской области), в зажиточной ингерманландской семье. Родовое название дома — Корвела. Отец — Симо Конкка, был старостой деревни, избирался мировым судьёй, мать — Катри Ванханен. Всего в семье было двенадцать детей, из них пятеро умерли во младенчестве. Отец всячески поощрял чтение в своей многодетной семье, благодаря ему в доме всегда было много книг от Библии до Карла Маркса и Жан-Жака Руссо. Юхани Конкка начал писать стихи на финском языке в возрасте 8 лет. Он окончил начальную школу в деревне Конколово, а затем Токсовское двуклассное училище (земская школа) и к 12 годам умел читать и писать не только по-фински, но и по-русски. Русскую грамоту он освоил по классическим русским романам и стихам А.С.Пушкина, писал стихи на русском языке. Осенью 1917 года он поступил в один из петроградских лицеев, затем продолжил образование в Петроградском сельскохозяйственном училище, но не окончил его, так как после ареста новыми властями отца за то, что тот не донёс на своего сына от предыдущего брака, ушедшего в Финляндию и его последующего собственного побега в Финляндию, всё хозяйство и заботы о семье легли на плечи подростка Юхани Конкка, как старшего из мужчин. Осенью 1919 года мать Юхани также была арестована и увезена в Петроград, как заложница до возвращения мужа. Той же осенью в дом Конкка на правах хозяев въехали два финских коммуниста. Затем его отец нелегально вернулся в Советскую Россию, но вынужден был скрываться на артиллерийском полигоне, до тех пор, пока Юхани не удалось устроить побег из заключения матери семейства. Сразу после этого семья Конкка отправилась в Финляндию по лесным тропам. Это четырёхдневное путешествие с малыми детьми на руках, во время которого жизнь семьи подвергалась смертельной опасности, подробно описано в автобиографическом романе Юхани Конкка «Огни Петербурга». Попав в Финляндию, пятнадцатилетний Юхани Конкка сразу же вступил добровольцем в Северо-Ингерманландский полк, которым командовал Юрьё Эльфенгрен. В связи с малым возрастом его взяли вестовым. Размещался полк в деревне Кирьясало — столице непризнанной крестьянской республики Северная Ингрия. В это время его родители с остальными детьми пытались прижиться в Финляндии в районе Рауту, где скопилось около трёх тысяч беженцев из Северной Ингерманландии. После заключения Тартусского мира в октябре 1920 года советское правительство обещало всем ингерманландцам амнистию и право возвратиться в свои дома. В начале июня 1921 года семья Конкка вернулась домой, но без Юхани, он принял решение остаться в Финляндии и продолжить образование. Сначала он учился в народном училище Импилахти, а затем поступил в Сортавальскую учительскую семинарию. В начале 1922 года он участвовал в качестве добровольца в Карельском восстании и в бою под Поросозером получил тяжёлое ранение в бедро. После нескольких месяцев, проведённых в Сортавальском госпитале, его правая нога стала короче левой на несколько сантиметров и он был признан негодным для военной службы. На рождество 1923 года Юхани нелегально перешёл границу СССР, чтобы несколько дней побыть в кругу своей семьи. Однако к этому времени две его младшие сестры и брат стали активными комсомольцами и приняли его враждебно. Отец старался скрывать свой страх перед советской властью и боялся говорить об этом вслух. Это был последний раз, когда Юхани видел родной дом и своих родителей. В 1931 году отца и мать с детьми, Урхо и Унелмой, выслали в Сибирь. Старый дом семьи Конкка продали на дрова, а новый перевезли в Токсово и приспособили под типографию. Старшие дети Ээро и Хилма стали членами коммунистической партии. После двух лет ссылки матери с детьми разрешили вернуться из Сибири, но ехать пришлось не домой, а в Карелию в Ругозеро. Отца же, напротив, из Западной Сибири сослали ещё дальше, в северо-восточную Якутию, в район Верхоянска, где он и умер в 1933 году. На обратном пути из СССР в Финляндию финские пограничники задержали его по подозрению в том, что он является красным шпионом. В 1924 году Юхани был освобождён, переехал в Хельсинки и поступил учиться в Высшую журналистскую общественную школу (фин. Sanomalehtitutkinto Yhteiskunnallinen korkeakoulu). Учёбу в институте Юхани оплачивал, работая летом батраком, сплавщиком и лесорубом. В 1927 году он закончил институт и получил диплом журналиста. В 1929 году вышел в свет его первый роман «Мы, герои» («Me sankarit») под псевдонимом Урхо Торикка. В этом романе он сатирически описал события гражданской войны в Карелии и своё участие в них, получив от критиков эпитет «финский Ремарк». В 1943 году вышел автобиографический роман «Лето бродяги» (1943), который стал финским бестселлером и выдержал ряд переизданий. В серию автобиографических романов этого времени вошли также «Оковы бродяги» (1945), «Школы бродяги» (1946) и «Скитания бродяги» (1947). Юхани Конкка весьма критично относился к своему творчеству, в 1947 году он писал: 35 лет своей жизни я работал над своим стилем и лишь затем попытался наполнить его содержанием. В то время, пока у меня его ещё не было, я высокомерно считал себя писателем. Позднее, когда мне уже было что сказать, и научившись писать немного лучше, я стал презирать своё звание писателя, и сейчас считаю, что настоящие писатели, те, которых стоит читать, жили в прошлые века; в нашем я таких не нахожу. В 1958 году в составе делегации финских писателей Юхани Конкка посетил Москву, Самарканд и Ленинград. Будучи в Ленинграде он приезжал в Токсово в надежде посетить место, где стояла его родная деревня, но на полигон его не пустили. В том же году вышел его самый известный, автобиографический роман «Огни Петербурга» («Pietarin valot»), о его детстве и юности в революционной России. Помимо писательского труда, Юхани Конкка работал редактором издательства WSOY в 1937—1944 и 1950—1955 годах. С 1949 по 1958 год он состоял в правлении Финского союза писателей. Юхани Конкка — автор нескольких сценариев к художественным фильмам. Юхани Конкка много занимался переводами русской классики, в том числе Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М. Горького, Б.Л.Пастернака, М.А.Шолохова и других. Всего на финский язык он перевёл более сотни книг русских писателей, за что в 1967 году получил в СССР премию для переводчиков. Получив премию, Юхани поехал в Петрозаводск к своей родне, которую не видел более сорока лет, и раздал деньги родным. Карельские писатели считали его предателем и белофинном и встречаться с ним отказались. Умер Юхани Конкка 22 июня 1970 года на своей даче в местечке Кухмойнен (финско название — Kuhmoinen) в центральной Финляндии. У него было трое детей: Анита, Урхо и Хейкки. Анита Конкка тоже стала писательницей. Она — автор одиннадцати романов и лауреат Государственной премии Финляндии. Младшая сестра Унелма Конкка (1921—2011) — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН, советская, российская поэтесса, прозаик, член Союза писателей СССР. Романы Юхани Конкка, изданные на русском языке: «Огни Петербурга» (2014), «Мы, герои» (2015).
Библиография: «К экономическому народовластию». Народные социально-экономические требования. Выборг. Издание автора 1928; «Мы, герои: очерк Карельского похода». Роман. Хельсинки. Kansanvalta 1929 (под псевдонимом Урхо Торикка); Санкт-Петербург, Гйоль, 2015, ISBN 978-5-90479-04-17; «Красный ураган». Роман об Ингерманландии. Хельсинки. Otava 1931 (под псевдонимом Урхо Торикка); «Во время кризиса». Одноактная комедия. Хельсинки. 1932. (под псевдонимом Урхо Торикка); «Концерт ударных инструментов». Радиопостановка. 1935; «Богатый дядюшка». Одноактная пьеса. Karisto 1935; «Важные господа». Пьеса в двух действиях. Karisto 1936; «Женщина в красной шляпке». Одноактная пьеса. Karisto 1936; «Фронт любви». Двухактная комедия. Karisto 1936; «На границе двух миров». Роман. WSOY 1939; «Советская шпионка». Роман. WSOY 1942; «Лето бродяги». Роман. WSOY 1943; «Сорванные маски». Роман. WSOY 1944; «Оковы бродяги». Роман. WSOY 1945; «Школы бродяги». Роман. WSOY 1946; «Скитания бродяги». Роман. WSOY 1947; «Растраченное сокровище или похождения Сакари Коркия в мире писателей и богемы Хельсинки». Роман. WSOY 1947; «Заколдованная невеста». Роман. WSOY 1948; «Награждают лучших». Роман. 1948; «Дары жизни, письма из Орлиного Гнезда». Роман. Порвоо. WSOY 1950; «Жёлтый журавль». Книга для детей. WSOY 1953; «Петушок золотое зёрнышко». Восточные сказки. Порвоо. WSOY 1954; «Время решать». Роман. Порвоо. WSOY 1954; «Огни Петербурга». Роман. Порвоо. WSOY 1958; Санкт-Петербург, Гйоль, 2014, ISBN 978-5-90479-030-1. Премии: Лауреат литературной премии имени Микаэля Агриколы (1961); Лауреат премии Финляндского писательского союза (1962).

1904
Павел Владимирович Массальский
советский актёр театра и кино, один из ведущих педагогов Школы-студии МХАТ. Народный артист СССР (1963). Лауреат Сталинской премии первой степени (1952). Павел Массальский родился в усадьбе Липяги Скопинского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области), в семье обедневших дворян Владимира Ивановича и Елизаветы Владимировны Массальских. Его родители принадлежали к московской интеллигенции, отец работал юристом. Павел обучался в московской гимназии В. С. Нечаева, которую впоследствии слили с женской гимназией М.Г.Брюхоненко. Там он встретил Татьяну Шаляпину, дочь Фёдора Шаляпина и свою первую любовь; вскоре он познакомился и с самим арстистом, став близким другом семьи. Октябрьскую революцию они встретили в Ялте, где Массальский некоторое время вынужденно учился в местной гимназии, затем вернулся в Москву. С 1918 года посещал драматическую студию имени Ф.И.Шаляпина, после учился в Театральной студии под руководством Юрия Завадского. В 1925 году по окончании студии был принят в труппу Московского Художественного театра (МХАТ). Первая роль — князь Дмитрий Шуйский в пьесе «Царь Фёдор Иоаннович». Актёр обладал прекрасными внешними данными, врождённым обаянием и артистизмом, нотками барской вальяжности, стремился к характерности создаваемых им на сцене образов. С успехом исполнял роли в произведениях классических и современных драматургов. В 1934 году состоялась премьера спектакля «Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу, где Массальский сыграл роль Джингля, которую очень любил; записей спектакля не сохранилось, однако впоследствии эту роль весьма похоже исполнил ученик Массальского Олег Басилашвили. В кино впервые снялся в 1927 году, но известность ему принесла роль американского антрепренёра Франца фон Кнейшица, главного антогониста в комедии Григория Александрова «Цирк» (1936). Как вспоминала потом Любовь Орлова, Массальский просил убрать сцену, где его герой бьёт героиню Орловой, потому что «рука не поднимается ударить Любовь Петровну».
Во время съёмок Александров шутил, что теперь Массальскому не играть положительных персонажей, и оказался прав: после «Цирка» его приглашали только на роли негодяев, о чём он жалел под конец жизни, хотя сниматься очень любил. В 1941 году в первые дни Великой Отечественной войны МХАТ был с гастролями в Минске. Труппе пришлось срчоно покидать город пешком и неделю добираться до Москвы; затем театр был эвакуирован в Саратов, а после — в Алма-Ату. Там в 1944 году Массальский снялся в фильме «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна в роли польского короля Сигизмунда. После чего у него больше не было в кино ни одной значительной роли. С 1947 года вёл педагогическую работу в Школе-студии МХАТ, с 1961 года — профессор. В 1970 году стал заведовать кафедрой актёрского мастерства. Среди его учеников были Евгений Евстигнеев, Владимир Высоцкий, Татьяна Доронина, Михаил Козаков, Олег Басилашвили, Борис Щербаков, Виктор Сергачёв, Авангард Леонтьев, Александр Балуев, Геннадий Ялович, Виллор Кузнецов, Виктор Мархасев и другие. «Большим счастьем» называл роль автора в спектакле 1952 года «Воскресенье» по Льву Толстому, которую до него исполнял Василий Качалов и которая, по словам последнего, была труднее, чем Гамлет. В 1960 году Массальский сыграл председателя суда в фильме по мотивам романа. Массальский был доброжелательным человеком, мог пошутить, иногда озорно. Обладал отменным вкусом и всегда элегантно одевался. Сосед по даче в Снигирях, певец Иван Козловский, вспоминал, что многие мхатовцы-мужчины носили одинаковые элегантные галстуки, подаренные Константином Станиславским, считавшим, что артисты внешне должны быть привлекательны всегда, не только на сцене. Всю свою жизнь был дружен с сыновьями Фёдора Шаляпина — Борисом и Фёдором, каждый раз при приезде кого-то из них в СССР устраивал им тёплые встречи. На протяжении многих лет вёл дневники, о которых до его смерти не знали даже родные; в них он много писал о театре и коллегах, подводил итоги жизни. Болел за московский футбольный клуб «Спартак». Очень переживал смену поколений в театре, уход старых актёров и приход на пост главного режиссёра Олега Ефремова, своего ученика, который не давал ему больших ролей и не прислушивался к его трактовкам. Умер Павел Владимирович Массальский в Москве 15 декабря 1979 года. Попрощаться с ним пришли множество актёров, учеников и зрителей. Олег Ефремов произнёс короткую речь, которую закончил словами «Я постараюсь быть таким же благородным, каким были Вы…».
Похоронен на 4-м участке Новодевичьего кладбища.
Семья: Бабушка — Александра Павловна Массальская (1849—1918), дворянка; Отец — Владимир Иванович Массальский (1874—1943), юрист; Мать — Елизавета Владимировна Массальская (1875—1929); Жена — Ная Александровна Массальская (1906—2003).
[699x556]
Творчество
Роли в театре: 1925 — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого — Рында и князь Дмитрий Шуйский; 1926 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — человек Мамаева; 1927 — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого — князь Андрей Шуйский; 1927 — «Сёстры Жерар» В.З.Масса — Роже де Линьер; 1927 — «Бронепоезд 14-69» Вс.В.Иванова — Канадский солдат; 1928 — «Битва жизни» по Ч.Диккенсу — Альфред Гитфельд; 1928 — «Елизавета Петровна» Д.П Смолина — Пётр II и Иван Долгорукий; 1929 — «Дни Турбиных» М.А.Булгакова — Николка; 1930 — «Квадратура круга» В.П.Катаева — Емельян Черноземный; 1930 — «Взлёт» Ф.А.Ваграмова — Горшанов; 1930 — «Наша молодость» С.Карташова — Лясковский; 1931 — «Наша молодость» С.Карташова — Безайс; 1932 — «Страх» А.Н.Афиногенова — Кастальский; 1933 — «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони — Фабрицио; 1934 — «Егор Булычов и другие» М.Горького — Алексей Достигаев; 1934 — «Пиквикский клуб» по Ч.Диккенсу — Джингль; 1935 — «Чудесный сплав» В.М.Киршона — Петя; 1936 — «Любовь Яровая» К.А.Тренёва — Елисатов; 1937 — «Воскресение» по Л.Н.Толстому — прокурор Бреве; 1938 — «Мёртвые души» по Н.В.Гоголю — Манилов; 1938 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше — граф Альмавива; 1938 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Алексей Степанович Молчалин; 1938 — «Анна Каренина» по Л.Н.Толстому — граф Александр Вронский; 1939 — «На дне» М.Горького — Барон; 1940 — «Анна Каренина» по Л.Н.Толстому — граф Алексей Кириллович Вронский; 1940 — «Школа злословия» Р.Шеридана — Чарльз Сэрфес; 1941 — «Три сестры» А.П.Чехова — Николай Львович Тузенбах; 1943 — «Последние дни» М.А.Булгакова — Дантес; 1943 — «Русские люди» К.М.Симонова — Панин; 1945 — «Идеальный муж» О.Уайльда — лорд Горинг; 1947 — «Русский вопрос» К.М.Симонова — Гарри Смит; 1947 — «Алмазы» Н.А.Асанова — Нестеров; 1949 — «Поздняя любовь» А.Н.Островского — Николай; 1951 — «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого — Василий Леонидыч; 1952 — «Воскресение» по Л.Н.Толстому — От автора; 1954 — «Лермонтов» Б.А.Лавренёва — Николай I; 1956 — «Осенний сад» Л.Хеллман — Николас Динери; 1957 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера— граф Лейстер; 1958 — «Вишнёвый сад» А.П.Чехова — Леонид Андреевич Гаев; 1958 — «Три сестры» А.П.Чехова — Александр Игнатьевич Вершинин; 1960 — «Чайка» А.П.Чехова — Борис Алексеевич Тригорин; 1961 — «Идеальный муж» О.Уайльда — Роберт Чилтерн; 1962 — «Убийца» И. Шоу — Вокэн; 1963 — «Без вины виноватые» А.Н.Островского — Григорий Львович Муров; 1964 — «Зима тревоги нашей» по Дж.Стейнбеку — Итен Хоули; 1964 — «Кремлевские куранты» Н.Ф.Погодина — Глаголев; 1968 — «Дни Турбиных» М.А.Булгакова — Гетман всея Украины; 1968 — «Враги» М.Горького — Захар Бардин; 1968 — «Жил-был каторжник» Ж.Ануйя — Людовик4 1969 — «Царская милость» К.Зидарова — Фердинанд I, царь болгарский; 1971 — «Потусторонние встречи» по Л.В.Гинзбургу — Альберт Шпеер; 1973 — «Идеальный муж» О.Уайльда — лорд Кавершем; 1973 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Иван Иванович Городулин; 1974 — «Последние дни» М.А.Булгакова — Николай I; 1975 — «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса — Босс Финли; 1976 — «Соло для часов с боем» О.Заградника — инспектор Мич; 1977 — «Чеховские страницы» по А.П.Чехову — Шипучин; 1978 — «Мёртвые души» по Н.В.Гоголю — Губернатор.
Фильмография: 1927 — Солистка его величества — Зубов, корнет; 1936 — Цирк — Франц фон Кнейшиц; 1937 — Гаврош — Монпарнас, вор; 1937 — Наш цирк (корреспондент, фильм-концерт) — Франц фон Кнейшиц; 1937 — Граница на замке — пан Казимир; 1938 — Борьба продолжается — корреспондент; 1939 — Высокая награда — корреспондент иностранной газеты; 1943 — Лермонтов — Николай Мартынов; 1945 — Иван Грозный — Сигизмунд, польский король; 1945 — Без вины виноватые — Петя Миловзоров; 1949 — Сталинградская битва — американский журналист; 1951 — Незабываемый 1919-й — Вадбольский, полковник; 1961 — Воскресение — председатель суда; 1961 — Алые паруса — Лионель Грей; 1961 — Академик из Аскании — Юрий Дмитриевич Веригин, профессор Петровской академии; 1963 — Теперь пусть уходит — сэр Джеффри Брок; 1964 — Гранатовый браслет — Его превосходительство, начальник Желткова; 1965 — Как вас теперь называть? — генерал фон Рогге; 1966 — Старшая сестра — Павел Владимирович, член приёмной комиссии.
Режиссёр: 1973 — Царская милость (фильм-спектакль).
Телеспектакли: 1952 — Школа злословия — Чарльз Сэрфес; 1952 — На дне — Барон; 1953 — Анна Каренина — Алексей Кириллович Вронский; 1966 — Гравюра на дереве — Эрнест Эрнестович; 1971 — Заговор — Джордан Лимен, президент США; 1972 — Враги — Захар Бардин; 1972 — Час жизни — генерал; 1973 — Царская милость — Фердинанд I, царь Болгарии; 1976 — Мария Стюарт — Роберт Дадли, граф Лестер; 1976 — На всякого мудреца довольно простоты — Иван Иванович Городулин; 1977 — Чеховские страницы (новелла «Юбилей») — Шипучин; 1978 — Сладкоголосая птица юности — Босс Финли.
Участие в фильмах: 1975 — О нашем театре (документальный).
Отзывы современников
Виталий Вульф вспоминал о Массальском:
«Красивый, роскошно одетый, любил выпить, боялся своей жены, Найи Александровны, превосходно преподавал в Школе-студии МХАТа, был заведующим кафедрой актёрского мастерства. […] В годы, когда Ефремов возглавил МХАТ, Массальский играл немного, на своего бывшего ученика был обижен и в отличие от Прудкина никогда не поддерживал Ефремова. С Прудкиным они часто играли одни и те же роли, но Прудкин был артист более высокого класса. … В доефремовский период играл он очень много, но в семидесятые годы начал болеть и умер неожиданно в 1979 году, когда ему было 75 лет. Его учениками были Доронина, Басилашвили, Евстигнеев, Михаил Козаков, учеников он любил и следил всё время, как складывается их судьба».
А вот как вспоминал о Массальском сам Олег Ефремов:
«В ту пору, когда я близко его узнал, сначала в бытность мою студентом Школы-студии, а потом и по совместной работе в Художественном театре, именно Масальский представился мне тем человеком, который вносил в коллектив своеобразный душевный настрой. Внутренний свет, горевший в нём, помогал настроиться на светлый лад другим. В его присутствии, казалось, становилось радостнее и легче. […] Павел Владимирович не стеснял нас ни в чём, не ограничивал наших неумелых ещё попыток и сразу вёл на гротеск — линию неимоверную, но оправданную. […] Ему удавалось незаметно стереть возрастные границы, существовавшие между нами. Понятно, как нас всё это трогало. Может быть, именно тогда я впервые ощутил тот особенный душевный свет, который всегда нёс в себе Павел Владимирович, и то сердечное тепло, которое он так щедро дарил людям».
Евгений Евстигнеев вспоминал о своём учителе:
Павел Владимирович Массальский сыграл огромнейшую роль в моей актёрской судьбе. Если бы не он, всё могло бы быть по-другому: я не имел бы и той творческой среды, в которой нахожусь уже много лет, и тех друзей — больших актёров, — которые влияли на меня, помогали определиться моему актёрскому сознанию. […] Павел Владимирович обладал редким умением создавать в нашем коллективе такой микроклимат, в котором любой из нас мог полностью раскрыться и каждый чувствовал себя легко и свободно. Мы воспринимали его не как учителя, а как человека близкого: ему можно было довериться во всём. Он внушал нам: служить в искусстве — это значит не просто быть на сцене, а быть художником, который думает о жизни и препарирует её явления, ведёт с людьми доверительный разговор. И люди в свою очередь начинают думать не о том, как актёр играет свою роль, а о том, что он хочет сказать ею, начинают понимать его «второй план».
Звания и награды: Заслуженный артист РСФСР (1938); Народный артист РСФСР (26 октября .1948); Народный артист СССР (30 января 1963); Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение роли Василия Леонидовича Звездинцева в спектакле «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого; Орден Ленина (1974); Два ордена Трудового Красного Знамени (1948, 1964); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «В память 800-летия Москвы».
[523x700]
1904
Афонасий Фёдорович Стенников
командир орудия 1957-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 40-й отдельной истребительно-противотанковой бригады 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, старший сержант. Родился в селе Речкино Белозерского района Курганской области, в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. В период коллективизации зажиточную семью Стенниковых выслали на поселение в Восточную Сибирь. Афонасию Стенникову удалось уехать с мест поселения, и в 1934 году он устроился на работу в Борисовский совхоз Омской области. Здесь он успешно окончил механизаторские курсы, работал трактористом и комбайнёром. В Красной Армии с ноября 1941 года. Боевое крещение принял в ноябре 1941 года на Центральном фронте у села Красино Курской области. До лета 1942 года в составе сибирской дивизии Стенников сражался на рубеже рек Тим и Кшень. Здесь артиллеристы вместе с пехотой держали крепкую оборону почти полгода и не пропустили фашистов на Дон. В конце июня 1942 года именно в этих местах ударом огромной силы вермахт начал свою вторую летнюю кампанию. Стенникову пришлось отойти за Дон, южнее города Воронежа, где до января 1943 года он участвовал в многочисленных боях «местного значения» по сковыванию боями гитлеровских войск и недопущению их переброски на главное направление – под Сталинград. Зимой – весной 1943 года 1957-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк, в котором Стенников был командиром орудийного расчёта, в ходе общего наступления советских войск своим огнём помогал пехоте освобождать населённые пункты Курской области Касторное, Тим, Обоянь. Летом в 1943 году противотанковую бригаду, где служил Стенников, бросили под город Короча Белгородской области. Там фашисты предприняли вспомогательный, обходной удар в направлении города Курска. Бои не утихали сутками. Горели земля и небо. День нельзя было отличить от ночи, а фашистские танки ползли и ползли. Из всей батареи в живых осталось только 3 артиллериста, в том числе и Стенников, но танки так и не прорвались. За эти бои на Курской огненной дуге всех 3-х оставшихся в живых отважных артиллеристов, наградили медалями «За отвагу». В ходе летне-осеннего наступления 1943 года в бою на территории Харьковской области Стенников был ранен и вернулся в родной полк после госпиталя уже после форсирования им Днепра. В 1944 году в составе 5-й ударной армии 3-го Украинского фронта Стенников участвовал в Снегирёвско-Березнеговатской и Ясско-Кишинёвской наступательных операциях. Освобождал населённые пункты Николаевской, Одесской областей, Молдавии. После разгрома окружённой фашистской группировки в Молдавии 5-я ударная армия перебазировалась на 1-й Белорусский фронт. Зимой 1945 года Стенников участвовал в Висло-Одерской операции. Однажды на польской земле батарея, в которой служил Стенников, наткнулась на отступающую немецкую автоколонну. Ввиду неравенства сил можно было уйти от боя, но Стенников решил атаковать. Сначала был подожжён головной грузовик, потом и замыкающий загорелся факелом. После этого Стенников начал стрелять шрапнелью по колонне. Более 200 фашистов было взято в плен, захвачено много гитлеровской техники и оружия. Перед решающим штурмом Берлина артиллерийскую бригаду, где служил Стенников, передали в состав 3-й ударной армии. 16 апреля 1945 года старший сержант Стенников участвовал в прорыве глубоко эшелонированной обороны противника в районе населённого пункта Кинитц (севернее города Зелов, Германия), уничтожил фашистскую тяжёлую зенитную батарею, мешавшую продвижению наших войск и несколько миномётных и пулемётных точек. 30 апреля 1945 года Стенников в числе первых форсировал реку Шпре. Артиллеристы совместно с бойцами 150-й стрелковой дивизии штурмом выбили фашистов из здания имперской канцелярии («дом Гиммлера»). Подвальными коридорами расчёт Стенникова по частям перетащил пушку, установил её за колоннами парадного подъезда имперской канцелярии и открыл огонь прямой наводки по рейхстагу. За несколько часов непрерывного обстрела Стенников метким огнём в окнах и проёмах рейхстага подавил несколько огневых точек. Когда бойцы пошли на штурм рейхстага, Стенников организовал и возглавил группу автоматчиков в составе 10 человек, с которой ворвался внутрь рейхстага и в бою уничтожил до 50 гитлеровцев. Своими действиями расчёт Стенникова способствовал захвату здания рейхстага и водружению на нём знамени Победы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за дерзость, мужество и геройство в боях при форсировании реки Шпре, захвату переправы и штурме Германского Рейхстага старшему сержанту Афонасию Фёдоровичу Стенникову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8142). После войны в 1946 году А.Ф.Стенников демобилизовался. До 1957 года растил и убирал хлеба в колхозе «14 лет Октября» Кетовского района Курганской области. Был одним из лучших комбайнеров Шмаковской МТС. Затем жил в городе Кургане. Умер 9 ноября 1979 года. Похоронен на кладбище села Кетово. В городе Кургане на доме. Где жил Герой, установлена мемориальная доска. Награждён орденом Ленина, орденами Славы III степени, Отечественной войны II степени, 2 медалями «За отвагу». В канун 25-ления Победы над фашизмом Афонасий Фёдорович Стенников удостоен высшей награды ГДР (ныне не существует) ордена «За заслуги перед Отечеством» в золоте.

1904
Моисей Соломонович Тейф (имя на идиш— Мойше Тейф, משה טײף)
еврейский советский поэт. Родился в семье приказчика. С 13 лет работал на обойной фабрике, вступил в комсомол, учился в школе рабочей молодёжи. Выступал актёром и сценаристом еврейской агитбригады. Был одним из учредителей литературной группы при минской газете «Дер юнгер арбетер» (1923). В середине 1920-х гг. переехал в Москву, работал корректором в газете «Дер эмес», сблизился с А.Кушнировым, вступил в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП), печатался в еврейской печати Москвы, Минска, Харькова, дружил с М.Голодным, перевел стихотворение М.Светлова «Гренада». В 1933 г. окончил еврейское отделение литературного факультета 2-го Московского государственного университета. В 1938 году арестован по ложному доносу. После освобождения в 1941 году добровольцем ушёл на фронт. В 1951 году был вторично арестован, но после смерти Сталина реабилитирован. Печатать стихи начал с 1920 года. Умер в Москве 23 декабря 1966 года. Произведения Тейфа посвящены Гражданской войне («Виолончель», «Пролетарка, сестра моя»), Великой Отечественной войне («Золотое яблочко»), Холокосту («Шесть миллионов», «Анна Франк», «Кихелех и земелех», посвящённое памяти маленького сына Тейфа, который вместе с родителями поэта погиб в Минском гетто). Перевёл на идиш «Песнь песней», произведения Ф.Шиллера, В.Скотта, Ш. де Костера.
Литература: Релес Г. Еврейские советские писатели Белоруссии: Воспоминания / перевод с идиша М.Я.Аккермана, С.Л.Лиокумовича. — Минск: Колас, 2006. — Страницы 84-89. — 320 страниц — 500 экземпляров — ISBN 985-6783-11-9.
1904
Сергей Петрович Хромов
советский метеоролог и климатолог, профессор (1938), доктор географических наук (1943), заслуженный деятель науки РСФСР (1975). Родился в городе Бронницы, ныне Московская область. Окончил МГУ в 1928. Один из организаторов Бюро погоды СССР (ныне Гидрометцентр СССР). заведующий кафедрами метеорологии и климатологии ЛГУ (1946-1953) и МГУ (1958-1973). Основные труды по синоптической климатологии и метеорологии, прогнозам погоды, общей циркуляции атмосферы, тропической метеорологии. Составил (в 1955) первый советский метеорологический словарь (совместно с Л.И.Мамонтовой). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в Москве 29 апреля 1977 года.
Сочинения: Введение в синоптический анализ, 2-е издание, Москва, 1937; Основы синоптической метеорологии, Ленинград, 1948; Метеорология и климатология для географических факультетов, 2-е издание, Ленинград, 1968; Метеорологический словарь, 3-е издание, Ленинград, 1974 (совместно с Л.И.Мамонтовой).
1905
Мид Лакс Льюис
американский пианист, знаменитый исполнитель буги-вуги. Учился у своих друзей - исполнителей буги-вуги Пайнтопа Смита и Джимми Янси, аккомпанировал блюзовым вокалистам и выступал как солист в чикагских клубах. Прославился в 1928 г., записав «Nonky Tonk Train Blues». Однако он не смог стать профессиональным музыкантом. Лишь в 1935 г. продюсер Джон Хэммонд предложил ему выступить с серией концертов и «вытащил» его из гаража, в котором он работал мойщиком машин. В 1938 г. участвовал в антрепризе Хэммонда «From Sirtual To Swing» (вместе с Альбертом Аммонсом и Питом Джонсоном). Последние годы жизни работал в клубах Лос-Анджелеса. Погиб в автомобильной катастрофе.
1905
Моисей (Мойсей) Еремеевич Подгородецкий
председатель колхоза имени 40-летия Октября Смотричского района Хмельницкой области, Украинская ССР. Родился в селе Негин Каменец-Подольского уезда Подольской губернии, ныне – Каменец-Подольского района Хмельницкой области Украины. Украинец. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве до призыва на военную службу в Красную армию в 1927 году. После её прохождения и увольнения в запас в 1930 году работал продавцом Негинского сельского потребительского общества Смотричского района. В 1931 году вступил в ВКП(б)/КПСС и в том же году возглавил в родном селе рабочий комитет треста каменно-известковых разработок «Сахкамень» по добыче известкового камня, используемого для производства сахара при переработке сахарной свёклы. С 1937 года работал заместителем заведующего свеклопункта Вишневчикского сахарного завода (село Вишневчик Чемеровецкого района) Каменец-Подольской области, с 1939 года – заместителем директора машинно-тракторной станции (МТС) Смотричского района той же области до призыва в июле 1941 года в Красную армию по мобилизации. Участник Великой Отечественной войны. Боевой путь прошёл командиром 1-й сапёрной роты 82-го отдельного сапёрного батальона 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии. За образцовое выполнение боевых заданий командования старший лейтенант Подгородецкий был награждён орденом Красного Знамени. После демобилизации в ноябре 1945 года вернулся на родину, где с 1946 года работал заместителем председателя исполкома Смотричского районного Совета депутатов трудящихся – председателем Смотричской районной плановой комиссии Каменец-Подольской области. В 1953 году односельчане Негина избрали его председателем колхоза (позже – имени 40-летия Октября) Смотричского района. За короткий период ему удалось вывести колхоз в число передовых хозяйств Хмельницкой (с 1954 года) области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1958 года за особые заслуги в развитии сельского хозяйства и достижение высоких показателей по производству зерна, сахарной свёклы, мяса, молока и других продуктов сельского хозяйства и внедрение в производство достижений науки и передового опыта Подгородецкому Моисею Еремеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы руководимый им колхоз имени 40-летия Октября (позже переименованный в «Коммунист»), продолжал удерживать первенство среди хозяйств области, а председатель ещё трижды награждался разными орденами СССР. Избирался депутатом Верховного Совета Украинской ССР 6-го и 7-го созывов (1963–1971). С 1969 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в родном селе Негин Смотричского (с 1963 года – Дунаевецкого, с 2020 года – Каменец-Подольского) района. Скончался 10 октября 1996 года. Награждён орденами Ленина (26 февраля 1958), Октябрьской Революции (8 апреля 1971), Красного Знамени (29.01.1945), Трудового Красного Знамени (8 декабря 1973), «Знак Почёта» (31 декабря 1965), медалями, в том числе «За оборону Кавказа» (1 мая 1944).
1905
Mary Renault
английский писатель.
[600x616]
1906
Этторе Вольта (итальянское имя — Ettore Volta)
итальянский шахматист, международный шахматный арбитр (1964). Умер 15 февраля 1989 года.
[441x699]
1906
Макс Людвиг Дельбрюк (Max Ludwig Delbruck)
немецко-американский молекулярный биолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, 1969. Родился в Берлине, в семье профессора истории Берлинского университета Ханса Дельбрюка. Детство прошло в одном из престижных пригородов Берлина, Грюневальде, где жили, в основном, представители буржуазии. В 8 лет его безмятежное существование было прервано войной, принесшей с собой голод, холод, смерть. Послевоенный период был не намного лучше: революция, инфляция, полное обнищание. Дельбрюк рано проявил интерес к естественным наукам, сначала к астрономии. Большое влияние на него оказал Карл Фридрих Бонхоффер, старший сын в проживающей по соседству семье профессора психиатрии Карла Бонхоффера. Будучи на 8 лет старше, Карл Фридрих был уже известным химиком. Он стал ментором и другом Дельбрюка. После окончания гимназии Дельбрюк поступил в университет Тюбингена на факультет астрономии, но потом, под влиянием Бонхоффера, перевелся в университет Геттингена, где начал специализироваться в теоретической физике. В конце 1920-х Геттинген считался одним из крупнейших центров по изучению квантовой механики. В годы учебы в Геттингене он познакомился с Вернером Блоком, ставшим его другом на долгие годы. Вернер Блок был яркой неординарной личностью, позже стал почетным профессором философии Фрайбургского университета. С 1929 по 1932 Дельбрюк стажировался в Англии, Швейцарии и Дании. Во время стажировки познакомился с Вольфгангом Паули и Нильсом Бором. Интерес к биологии он впервые проявил под влиянием теории дополнительности Бора. Согласно этой теории принципы квантовой механики выражают различные аспекты электромагнитного взаимодействия, и могут быть обнаружены во многих областях науки, особенно там, где физика смыкается с биологией. В 1932 он возвратился в Берлин и начал работать ассистентом Лизе Майтнер, изучавшей в то время эффект излучения нейтронов радиоактивным ураном. Но главным побудительным мотивом стала тайная надежда, что тесное сотрудничество различных отделов в институте Кайзера Вильгельма будет способствовать изучению влияния физики на биологические организмы. Парадоксально, но приход к власти нацистов не только не затормозил, но, напротив, дал стимул дальнейшим исследованиям. Официальные семинары стали невообразимо скучными, поэтому в начале 1934 небольшая группа физиков и биологов организовала частные семинары. В эту группу входил генетик Н.В.Тимофеев-Ресовский. Результатом их совместной деятельности стала статья, написанная в соавторстве Тимофеевым-Ресовским, Зиммером и Дельбрюком. Статья посвящена мутагенезису и опубликована в 1935, в книге Шредингера What is Life (Что такое жизнь). Эта работа оказала серьезное влияние на развитие молекулярной биологии во второй половине 1940-х. В начале 1930-х было доказано, что ионизирующее излучение вызывает генетические мутации. Дельбрюк предложил рассматривать гены как молекулы, а копирование (репликацию) вирусов – как форму репликации генов. В 1937 он получил стипендию Фонда Рокфеллера и уехал на стажировку в Соединенные Штаты Америки. Из нескольких предложений он выбрал Калифорнийский технологический институт – Калтех, так как именно там вел исследования с мухой дрозофилой Томас Хант Морган. Кроме того, политическая обстановка в Германии накалялась, и хотя его исследования, на первый взгляд, были далеки от политики, было очевидно, что рано или поздно его работа будет тормозится по политическим причинам. В Калтехе Дельбрюк занялся изучением генетики бактериофага, – разновидности вируса, поражающего бактериальные клетки. Бактериофаги состоят из нуклеиновой кислоты и наружной белковой оболочки. При проникновении бактериофага в клетку возможны несколько вариантов развития: бактериофаг может включиться в ДНК бактериальной клетки, при этом в ходе клеточного деления возникший профаг передается вновь появляющимся клеткам. Он может воздействовать на биохимический аппарат клетки и вызывать ее разрушение. Еще один вариант: бактериофаг может быть разрушен клеточными ферментами. В соавторстве с биологом Э.Л.Эллисом Дельбрюк разработал экспериментальные методы изучения бактериофагов, а также математический метод для анализа полученных результатов. В 1939 закончился срок действия стипендии Рокфеллера, и в тот же год началась Вторая мировая война. Дельбрюк решил остаться в США и поступил на работу на кафедру физики Университета Вандербильта в Нэшвилле, штат Теннеси. Годы, проведенные в Университете Вандербильта, были военными годами, а Дельбрюк был представителем нации врага. С одной стороны, это отдалило его от коллег, с другой позволило полностью сосредоточиться на науке. В 1940 на заседании Американского физиологического общества в Филадельфии Дельбрюк познакомился с Сальвадором Лурия, проводившим аналогичные исследования в Блумингтоне, штат Индиана. Лурия также был иностранцем и «представителем противоборствующей нации». Они интенсивно общались, обсуждая результаты проделанных ими опытов. Результаты независимо проведенных исследований свидетельствовали, что ДНК бактериальной клетки подвергается спонтанным мутациям, а это, в свою очередь, оказывает влияние на ее иммунитет. Результаты наблюдений они опубликовали в 1943. Их работа свидетельствовала о передаче наследственности у бактерий через гены и положила начало новому направлению бактериальной генетике и молекулярной биологии. В том же 1943 состоялось его знакомство с Альфредом Херши, ученым-микробиологом из Вашингтонского университета. Дельбрюк, совместно с Херши и Лурия организовал группу по изучению фага. Согласно составленному плану исследования, они изучали 7 бактериофагов, инфицирующих штамм В кишечной палочки. В 1945 Дельбрюк организовал первые курсы по изучению бактериофагов в лаборатории Колд-Сприниг-Харбор (Нью Йорк). Курсы продолжали работать вплоть до 1971. В 1947 Дельбрюк стал профессором биологии в Калифорнийском технологическом институте, а еще через два года избран в Национальную Академию наук. Независимо друг от друга Дельбрюк и Херши доказали возможность генетической рекомбинации – обмена генетической информацией между двумя различными линиями бактериофагов. В 1969 Дельбрюк (совместно с А.Херши и С.Лурия) стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся механизма репликации и генетической структуры вирусов». После Второй мировой войны, он получил предложения от нескольких институтов, но предпочел остаться в Калифорнийском технологическом институте. В начале 1950-х его научные интересы переключились с молекулярной биологии на сенсорную физиологию. Объектом его исследования стал гриб Phycomyces, реагирующий на свет и двигающийся в его направлении. В дальнейшем он непрерывно занимался изучением молекулярной природы этого процесса. Единственное исключение (1961–1963), когда Дельбрюк вернулся в Германию оказать посильную помощь в открытии института молекулярной генетики при Кельнском университете. Институт открыл свои двери 22 июня 1962, в качестве главного спикера был приглашен великий Нильс Бор. Его лекция Light and Life – Revisited комментировала его же лекцию 1933, которая в свое время пробудила интерес у юного Дельбрюка к биологии. Это было последнее публичное выступление Нильса Бора. Среди наград и премий: почетные степени университетов Копенгагена, Чикаго, Гейдельберга, Гарварда и Гёттингена, а также колледжа Густава Адольфа и университета Южной Калифорнии; Кимберовская награда по генетике Национальной академии наук (1964), премия Грегора Менделя Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1967) и премия Луизы Гросс-Хорвиц Колумбийского университета (1969). Член Национальной академии наук, Американской академии наук и искусств, Королевской академии Дании, Лондонского королевского общества и Академии наук Франции. Умер в Пасадене10 марта 1981 года.
Сочинения: Mutation of Bacteria from Virus-Sensitive to Virus-Resistant «Genetics» (1943); Induced Mutations in Bacterial Viruses «Cold Spring Harbor Symposia on Quantitative Biology» (1946); Cosmic rays and the origin of species, "Nature", 1936, v. 137, p. 358 (совместно с H.W.Tirnoféeff-Ressovsky); On the mechanism of DNA replication (совместно с G.S.Stent), в книге: Symposium on the chemical basis of heredity, ed. W.D.McElroy and B.Gloss, Balt., 1957.
1906
Александр Мойзес
словацкий композитор. Среди сочинений: 3 сценические кантаты; 7 симфоний (1929, 1932, 1942, 1947, 1948, 1951, 1955); концерт для скрипки с оркестром (1958); инструментальные ансамбли, фортепьянные пьесы, в том числе соната (1927); хоры, песенный цикл «Дорога» и др.
1906
Дита Парло
немецкая и французская актриса.
1906
Иван Васильевич Раевский
заместитель командира по строевой части 198-го отдельного армейского заградительного отряда 6-й армии (Юго-Западный фронт), старший лейтенант. Родился в Москве. Русский. Получил среднее образование. Работал на 1-м государственном автомобильном заводе имени И.В.Сталина. В 1937 году по спецнабору военного отдела ЦК ВКП(б) призван в ряды Красной Армии. Получил военное образование. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Воевал на Западном и Юго-Западном фронтах. В декабре 1942 года был тяжело ранен, после чего около трёх месяцев лечился в госпитале. В начале апреля 1943 года старший лейтенант И.В.Раевский получил назначение на должность заместителя командира по строевой части 198-го отдельного армейского заградительного отряда 6-й армии. В период проведения Донбасской операции отряд осуществлял охрану ближних тылов 6-й армии, боролся с вражескими шпионами и диверсантами, охранял склады и стратегически важные объекты военной инфраструктуры. С выходом частей армии к Днепру из личного состава 198-го отдельного армейского заградительного отряда было сформировано несколько десантно-штурмовых групп, одну из которых возглавил старший лейтенант И.В. Раевский. В ночь с 25 на 26 сентября 1943 года его отряд под ураганным огнём противника форсировал Днепр и высадился на правом берегу реки у южной окраины села Войсковое Солонянского района Днепропетровской области. Сразу после высадки отряд получил боевую задачу помочь попавшему в окружение батальону 78-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии и овладеть господствующей высотой 130,3. Быстро развернув отряд, старший лейтенант И.В. Раевский стремительным броском ворвался на склоны высоты. В ожесточённой схватке его бойцы сломили сопротивление врага и обратили его в бегство. К утру 26 сентября 1943 года стратегически важная высота была в наших руках. Намереваясь вернуть утраченные позиции, с утра 26 сентября 1943 года гитлеровцы предпринимали беспрерывные яростные контратаки при поддержке артиллерии и танков. Не считаясь с потерями, они пытались сбросить десантников в Днепр, но наши бойцы более двух суток прочно удерживали занимаемые рубежи и не дали противнику прорваться к переправе. 28 сентября 1943 года во второй половине дня старший лейтенант И.В.Раевский получил от командования новый приказ, его отряду была поставлена боевая задача: перейти в наступление и, прорвав вражескую оборону, расширить плацдарм на правом берегу Днепра в глубину. Грамотно распределив силы и огневые средства, стремительным ударом старший лейтенант И.В.Раевский со своими бойцами ворвался во вражеские траншеи и выбил противника с занимаемых рубежей. Его отряд продвинулся вперёд на четыре километра, существенно улучшив положение десанта на плацдарме. Противник бросил на ликвидацию плацдарма крупные резервы и подтягивал к месту боёв новые силы. Напряжение на плацдарме нарастало. Ожесточённые сражения на участке Вовниги – Войсковое не прекращались ни днём, ни ночью. В ночь на 30 сентября 1943 года при отражении очередной контратаки противника старший лейтенант И.В.Раевский погиб, сражённый вражеской пулей. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года старшему лейтенанту Раевскому Ивану Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в братской могиле в селе Войсковое Солонянского района Днепропетровской области. Награждён орденом Ленина (19 марта 1944, посмертно), орденом Отечественной войны I степени (11 октября 1943, посмертно).
1906
Франц Реллих
немецкий математик. Работал в Геттингене. Основные труды относятся к математической физике и функциональному анализу. Положил начало теории возмущения линейных операторов в гильбертовом пространстве, используя, вместе с К.Фридрихсом, методы функционального анализа и теорию дифференциальных уравнений с частными производными для решения важных проблем математической физики.
1906
Гилберт Чейз
американский музыковед и критик. С 1960 г. президент Межамериканского музыкального совета и директор Института музыкальных исследований.
1908
Эдвард Дмитрык
американский кинорежиссер украинского происхождения ("Молодые львы", "Шалако"). У него снимались такие звезды, как Марлон Брандо, Шон Коннери, Брижитт Бардо. В 1947 году в числе десяти видных деятелей Голливуда за отказ дать показания Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности он был внесен в "черный список", в результате чего шесть месяцев провел в тюремной камере и ему было запрещено заниматься профессиональной деятельностью.
1908
Ричард Натаниел Райт (Richard Nathaniel Wright)
американский писатель. Родился под Натчезом на реке Миссисипи. Семья рано распалась, и мать с детьми перебралась в Джексон к ее родителям. Окончив 9 классов, Райт оставил школу, чтобы содержать мать и младшего брата. Публикация в местной газете первого рассказа шестнадцатилетнего автора утвердила его в намерении стать писателем. В 1927 Райт переехал в Чикаго, работал мойщиком посуды, рассыльным, носильщиком, занимался самообразованием. В 1932 вступил в Клуб Джона Рида, сблизился с коммунистами. Его первая серьезная работа, книга рассказов Дети дяди Тома (Uncle Tom's Children, 1938), была удостоена премии журнала «Стори мэгэзин». В 1939 Райт получил стипендию Гуггенхейма, что позволило ему написать роман Сын Америки (Native Son, 1940) и автобиографическую повесть Черный (Black Boy, 1945). Ее продолжение Американский голод (American Hunger) было опубликовано посмертно в 1977. В основе сюжета Сына Америки непреднамеренное убийство черным юношей богатой белой девушки. Эти две книги принесли Райту мировую известность, тем не менее в августе 1947 он переехал во Францию, надеясь обрести там личную независимость, которой был лишен в США. Сблизившись с кругами европейских экзистенциалистов, в 1953 опубликовал роман Посторонний (The Outsider). Автор романов Долгий сон (The Long Dream, 1958) и сборника рассказов Восемь человек (Eight Men, 1961), публицистических книг, в том числе Двенадцать миллионов черных голосов (Twelve Million Black Voices, 1941), Слушай, белый! (White Man, Listen!, 1957). Умер Райт в Париже 28 ноября 1960 года.
Сочинения: Black boy, . ., 1945; White man, listen!, Garden City (. .), 1957; в русский перевод. — Дети дяди Тома, Москва, 1939; Рассказы, Москва, 1962.
Литература: Мендельсон М., Современный американский роман, Москва, 1964; Webb С., R.Wright. A biography, N.Y., [68].
1908
Леон Спендиаров
актер театра имени Ермоловой.
1908
Николай Афанасьевич Цветков
мастер Волгоградского тракторного завода имени Ф.Э.Дзержинского Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Родился в одном из сёл на территории современной Волгоградской области, в семье крестьянина. Русский. Летом 1926 года Николай Цветков прибыл на ударную стройку первой пятилетки – Сталинградского тракторного завода (СТЗ). В числе других он долбил вручную и рыл котлованы под фундамент, затем, выучившись на бетонщика, работал в строительной бригаде нулевого цикла по закладке фундамента будущего флагмана отечественного тракторостроения. С пуском в строй СТЗ он перешёл работать на главный конвейер, с которого в июне 1930 года сошёл первый колёсный трактор СТЗ-1, и его покраску доверили Николаю Цветкову. Он активно участвовал в последующем стахановском движении и организованных на СТЗ в 1937 году стахановских сутках, в сборке ряда моделей гусеничных тракторов. В годы Великой Отечественной войны продолжал трудиться на заводе, перешедшем на выпуск танков Т-34, который не прерывался до середины сентября 1942 года, даже после прорыва вермахта к Сталинграду. После отдаления линии фронта от Сталинграда Николай Афанасьевич вернулся на родной завод. Участвовал в его восстановлении, затем продолжил работать сборщиком на главном конвейере, в том числе в период массового выпуска с 1949 года дизельного ДТ-54. Позже, уже мастером, он участвовал в реконструкции предприятия и подготовке главного конвейера СТЗ к выпуску в 1963 году более мощных тракторов ДТ-75. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1966 года за особые заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких производственных показателей Цветкову Николаю Афанасьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Герой Социалистического Труда Николай Афанасьевич Цветков (слева). Фото 1980 года.
Много сил и времени отдавал обучению и перевоспитанию молодых специалистов, многим из которых «дядя Коля» помог выбрать правильный путь. Вышел на пенсию после 1980 года. Проживал в городе Волгограде. Скончался в 1997 году. Награждён орденом Ленина (5 августа 1966), медалями.

1908
Варлам Отарович Цицава
бригадир колхоза «Октомбери» Зугдидского района Грузинской ССР. Родился в селе Октомбери Зугдидского уезда Кутаисской губернии, ныне – Зугдидского муниципалитета края Самегрело – Верхняя Сванетия Грузии. Грузин. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, с началом коллективизации в Грузинской ССР вступил в местный колхоз «Октомбери» Зугдидского района. В первые послевоенные годы возглавлял бригаду полеводов, труженики которой в 1947 году получили урожай кукурузы 70,27 центнера с гектара на площади 6 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 года за получение высоких урожаев кукурузы и пшеницы в 1947 году Цицава Варламу Отаровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены оба звеньевых его бригады Алексей Цоцерия и Иван Шамугия, а также председатель колхоза «Октомбери» Валериан Шамугия. С 1969 года – персональный пенсионер союзного значения. Проживал в родном селе Октомбери. Дата его кончины не установлена. Награждён орденом Ленина (21 февраля 1948), медалями.