[503x700]
1886
Сергей Антонович Загорский
российский и польский наездник, участник летних Олимпийских игр 1912 года, воевавший в Первой и Второй мировых войнах. Родился в Житомире. Окончил Морской корпус и Школу кавалерийских офицеров Санкт-Петербурга. Штабс-ротмистр лейб-гвардии Драгунского полка в прикомандировании к Запасному гвардейскому кавалерийскому полку. В составе сборной Российской империи участвовал в летних Олимпийских играх 1912 года в соревнованиях по конному спорту (в индивидуальном конкуре на жеребце по кличке Бандура занял 18-е место, разделив его с представлявшими Германию Фридрихом Карлом Прусским и Фридрихом фон Гроте). Участвовал в Первой мировой войне (командовал эскадроном улан Пулавского польского легиона русской армии), награждён Георгиевским оружием. Советскими властями преследовался как контрреволюционер. В 1919 году вступил в польскую армию, обучался в Высшей военной школе. Командовал полком и был бригадным генералом, проходил службу в 16-м полку уланов. Вместе с майором Каролем Роммелем из 1-го полка шволежеров участвовал в соревнованиях по конному спорту в Варшаве, Ницце и Нью-Йорке. С 1928 года командовал уланской бригадой в Сувалках. В 1939 году после начала Второй мировой войны эмигрировал во Францию, где сражался против гитлеровцев. В 1942 году вышел в отставку, в 1945 году уехал в Лондон, где и скончался 6 июня 1962 года.
Награды и премии: Георгиевское оружие.
1886
Иван Фёдорович Попов
советский журналист, писатель, драматург, сценарист. Попов Иван Фёдорович родился в деревне Каменка Подольского уезда Московской губернии (ныне Городской округ Подольск, Московская область). Окончил экономический факультет Брюссельского университета (1913). Принимал активное участие в революционной борьбе. Член РСДРП с 1905 по 1914 год. За участие в политической борьбе был в 1905 арестован и сослан в Архангельскую губернию. В 1908 году эмигрировал в Бельгию, где осуществлял связь ЦК РСДРП с Международным социалистическим бюро. Один из старейших корреспондентов «Правды», сотрудничал в «Просвещении», «Le Peuple» и других изданиях. В годы мировой империалистической войны был взят в плен немцами. В 1918 году возвратился в Советскую Россию, работал торговым агентом в Швейцарии, затем в издательстве НК РКИ, в органах печати и театральных организациях. Литературную деятельность начал с 1908 года в качестве журналиста. C 1927 года основатель и главный редактор «Роман-газеты». В 1929—1930 — председатель Московского товарищества писателей. В 1930-е годы начал работать сценаристом кинофильмов («Весенние дни», «Карьера Рудди», «Марионетки», «Петербургская ночь» и др.) и кинокритиком. Повесть «Под звездою Москвы» (1942) посвящена бельгийским патриотам и их противостоянию немецким войскам. Сюжет романа «Потерянная и возвращенная Родина» (1941—1942, под названием «Озаренные», 1945) описывает деятельность большевиков после революции 1905 года. В 1949 поставлена пьеса о семье Ульяновых «Семья», на основе которой позже написан сценарий фильма «Семья Ульяновых» (1957). Перу Попова принадлежат роман «На исходе ночи» (1950) и воспоминания «Один день с Лениным» (опубликованы 1963). Работы Попова переведены на иностранные языки. И.Ф.Попов скончался в Москве 10 декабря 1957 года.
[525x700]
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (5 участок, 14 ряд, 1 могила).
Фильмография: 1934 — Весенние дни; 1935 — Кара-Бугаз; 1940 — Преступление и наказание; 1957 — Семья Ульяновых.
Награды и премии: 2 ордена Трудового Красного Знамени (12 октября 1946; 19 сентября 1956); Медали.
Литература: Краткая литературная энциклопедия, Главный редактор А.А.Сурков. — Москва: Советская энциклопедия, 1962—1978. Какурина Д.А. Попов И.Ф.
1886
Михай Фекете
венгерский математик. Работал в Будапеште и Иерусалиме. Основные труды относятся к теории функций. Вместе с Л.Фейером занимался теорией суммируемости рядов, теорией конформных отображений и комплексной интерполяцией.
[666x700]
1887
Рой Уильям Нил (Roy William Neill; настоящее имя — имя Роланд де Гостри)
американский кинорежиссёр, наиболее известный своими фильмами о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне, поставленными на студии Universal Studios в период между 1943 и 1946 годами. Рой У.Нил был сыном капитана дальнего плаванья. Он родился на борту корабля, близ берегов Ирландии. Свою карьеру кинорежиссёра Р.У.Нил начинает в 1917 году, ещё в немом кино, и впоследствии снимает 107 кинофильмов, из которых 40 были «немые». Большинство снятых им лент были малобюджетные В-фильмы. Значительное число из них являлись детективными мелодрамами или фильмами ужасов, с постепенным изменением стиля, перешедшего в течение 1940-х годов в кино нуар. Последний из снятых мастером фильмов — «Чёрный ангел» (Black Angel) — относится именно к фильмам стиля «нуар». Большую часть своей жизни Рой У.Нил работал в США, однако в 1935—1940 годах он живёт в Лондоне и становится первым из режиссёров, ставивших фильм продюсера Эдварда Блэка «Леди исчезает», завёршённый в 1938 году Альфредом Хичкоком.
[700x543]
Слева направо: помощник директора Томас Уолш (Thomas Walsh), кинооператор Нэд Ван Бьюн (Ned Van Buen), помощник режиссера Эдвард Джеймс (Edward James), кинооператор Эдвард Уинард (Edward Wynard) и режиссер Рой Уильям Нил. На странице 1256 «Motion Picture News» 9 августа 1919 года. В годы Второй мировой войны Рой У.Нил ставит серию кинофильмов о похождениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, роли которых исполняли Бэзил Рэтбоун и Найджел Брюс. Сюжет ряда из этих кинофильмов тесно связан с политическими событиями этого времени, в первую очередь войной, и не имеет связи с произведениями А.Конан Дойля. Р.У.Нил скончался в Лондоне вследствие инфаркта миокарда 14 декабря 1946 года. Избранные кинофильмы: The Price Mark (1917); Love Letters (1917); Flare-Up Sal (1918); Tyrant Fear (1918); Something Different (1920); The Conquest of Canaan (1921); The Man From M.A.R.S. (1922);What’s Wrong with the Women? (1922); Broken Laws (1924); The City (1926); The Viking (1928);Уолл-стрит (англ. Wall Street) (1929); That’s My Boy (1932); The Menace (1932);Jealousy (1934); Black Moon (1934); The Black Room (1935); Doctor Syn (1937) (британский); Thank Evans (1938) (британский); Many Tanks Mr. Atkins (1938) (британский); The Viper (1938) (британский); Everything Happens to Me (1938) (британский); Murder Will Out (1939) (британский); A Gentleman’s Gentleman (1939); Hoots Mon! (1940); Франкенштейн встречает человека-волка (Frankenstein Meets the Wolf Man, 1943); Шерлок Холмс в Вашингтоне (Sherlock Holmes in Washington, 1943); Шерлок Холмс перед лицом смерти (Sherlock Holmes Faces Death, 1943); Шерлок Холмс и секретное оружие (Sherlock Holmes and the Secret Weapon, 1943); Паучиха (The Spider Woman, 1944); Багровый коготь (The Scarlet Claw, 1944); Жемчужина смерти (The Pearl of Death, 1944); Замок ужаса (Sherlock Holmes and the House of Fear, 1945); Бегство в Алжир (Pursuit to Algiers, 1945); Женщина в зелёном (The Woman in Green, 1945); Ночной террор (Terror by Night, 1946); Прелюдия к убийству (Dressed to Kill, 1946); Чёрный ангел (Black Angel) (1946).
[580x700]
1888
Николай Павлович Бауер (Бауэр)
советский учёный, историк, исследователь. Один из самых выдающихся российских нумизматов XX века. Родился в Санкт-Петербурге. Происходил из дворян. Отец — Павел Васильевич Бауер, учившийся в 3-й Санкт-Петербургской гимназии (вып. 1865; золотая медаль) и на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, имел образование химика-агронома и работал управляющим крупными имениями. Мать — Елена Александровна (в девичестве Ферсман), занималась воспитанием детей, которых в семье было пятеро. Учился в столичной классической гимназии Святой Анны. В 1906—1910 годах обучался на историческом отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета — получил диплом первой степени. В университете увлекся изучением европейской истории Нового времени. Преподавал историю в одной из гимназий Риги, позже — в немецких школах Санкт-Петербурга. В 1912 году был принят на работу инвентаризатором в Минцкабинет (Отдел нумизматики) Эрмитажа. Уже в 1914 году подготовил к изданию свою первую нумизматическую работу — описание клада западноевропейских монет X—XI веков, найденных близ Санкт-Петербурга (статья была опубликована лишь в 1926 году в Германии). В сентябре 1917 вступил в партию кадетов, за причастность к которой по революции некоторое время находился в тюрьме. Летом 1919 Н.П.Бауер скрывался от повторного ареста и осенью того же года вместе с семьей бежал из Петрограда в город Ливны (Орловская область). После того, как Ливны заняли белогвардейцы, начал сотрудничать с ними. Работал начальником городского пункта «Осведомительного агентства белых», в задачи агентства входила работа по белогвардейской агитации среди гражданского населения. В конце 1919 вместе с отступающими частями Белой армии, перебрался в Харьков, где работал ученым специалистом в городском художественном музее.
[700x454]
Н.П.Бауэр. Фотография из следственного дела НКВД.
В сентябре 1920 ему удалось вернуться в Петроград и снова поступить на службу в Эрмитаж. В Отделе нумизматики Эрмитажа Н.П.Бауер проработал 18 лет — до августа 1938 года. Сначала — помощником хранителя, с 1924 — хранителем отделения западноевропейских монет. В 1930—1935 исполнял обязанности заведующего Отделом нумизматики, в 1935—1938 числился «действительным членом и профессором Государственного Эрмитажа». Будучи заведующим Отделом нумизматики, Н.Бауер, как мог, возражал и противился изъятию монет из основного собрания Эрмитажа для последующей продажи их властями СССР за границей. Одновременно с работой в Эрмитаже, как совместитель, сотрудничал и с другими учреждениями. В 1920—1929 годах был научным сотрудником секции нумизматики и глиптики, созданной в 1919 при Академии истории материальной культуры. В 1920—1924 — профессор Петроградского Археологического института, а после его закрытия и объединения с Ленинградским университетом — доцент университета (1924—1927 гг.). Был активным членом Ленинградского Общества экслибрисистов. На заседаниях Общества в конце 1928—1929 годов прочёл доклады «Экслибрисы военных библиотек», «Книгопродавческие знаки В.И.Клочкова», «Знаки, родственные экслибрисам», «Юмор, lapsus и карикатура в экслибрисистике» и др. В августе 1938 было обнаружено членство Бауэра в кадетской партии и сотрудничество с белогвардейцами, после чего его уволили из Эрмитажа. После увольнения нумизмат в течение года зарабатывал на жизнь частными уроками немецкого языка. Одновременно с этим продолжал писать масштабное исследование «История древнерусского денежного обращения», в котором на основе нумизматических и письменных источников пытался изложить своё представление о развитии всех древнерусских монетных систем за 700 лет. В отечественной историографии можно назвать лишь одно подобное по масштабу исследование — книгу С. де Шодуара «Обозрение русских денег и иностранных монет, употреблявшихся в России с древнейших времен». Летом 1941 года Бауер был принят на работу в качестве старшего научного сотрудника в Институт истории материальной культуры (ИИМК) Академии Наук СССР. Здесь он принял участие в написании главы о древнерусских денежных системах для двухтомной коллективной монографии «История культуры Древней Руси» и подготовил статью, посвященную свидетельствам немецких источников о русском денежном обращении XV века. После начала Великой Отечественной войны остался в блокадном Ленинграде. 10 июля 1942 года, в стадии тяжелой дистрофии, Бауэр был арестован, обвинён в антисоветских взглядах и пораженческих настроениях и 18 сентября 1942 — расстрелян. Реабилитирован в августе 1989 года. Отец О.Н.Бауэра, биолога, основателя российской ихтиопатологии. Учёный-энциклопедист, который умел работать одинаково успешно в разных областях науки. Он был специалистом по западноевропейской, русской, византийской, восточной монетной чеканке, внёс большой вклад в развитие каждого из упомянутых разделов нумизматики. Автор ряда ценных трудов по различным разделам древнерусской нумизматики, в частности: исследование о древнейшем русском чекане; топография западноевропейских и византийских монет X—XI вв. на территории Восточной Европы; классификация и датировка русских серебряных и золотых слитков; сводка всех цитат из летописей, юридических документов и других письменных памятников XII — начала XVI в., с упоминаниями денежных знаков; рецензии на нумизматические труды; научно-популярные очерки об античных и средневековых монетах. Его опубликованные труды напечатаны, в основном, за границей, поскольку в СССР в то время не было ни одного нумизматического периодического издания.
Избранные труды: Древнерусский чекан конца X и начала XI в. // Известия Государственной Академии материальной культуры. — Ленинград, 1927. — Выпуск 5; Der Fund von Spanko bei St. Petersburg // Zeitschrift fuer Numismatik. Bd. 36. Berlin, 1926. S. 75-94. Taf. V; Die russiachen Funde abendländischer Münzen des 11. und 12. Jahrhunderts / Zeitschrift für Numismatik. Bd. 39. — Berlin, 1929; Bd. 40, 1930; Die Silber-Goldbarren des russischen Mittelalters. Eine archäologische Studie / Numismatische Zeitschrift. Bd. 62 — Wien, 1929; Bd. 64.
Литература: Гурулёва В.В. Н.П.Бауер и его вклад в византийскую нумизматику // Византия и Ближний Восток: Памяти А.В.Банк: Сборник научных трудов — Санкт-Петербург, 1994. — Страницы 117—126; Бауер (Bauer), Николай Павлович // Немцы России: Энциклопедия. — Mосква 1999. — Том 1. — ISBN 5-93227-002-0.
[420x700]
1888
Луиза Глаум (Louise Glaum)
американская киноактриса эпохи немого кино, прославившаяся в ролях роковых женщин, соперница Теды Бара. Родилась в Балтиморе, штат Мэриленд, США. Отец эмигрировал из Германии в США в 1869, мать — из семьи немецких эмигрантов, родилась в Нью-Йорке. Семейство Глаумов переезжало по стране. Луиза начала актёрскую карьеру на сцене в 1907 в ролях инженю. В кино дебютировала в 1912. В роли вамп впервые выступила в короткометражке Томаса Инса Смертельный тост (1915). В 1916 она сыграла роль миледи де Винтер в экранизации романа Три мушкетёра. В дальнейшем играла в вестернах, военных драмах, любовных историях, часто её партнером выступал Уильям Харт. За роли роковых соблазнительниц получила прозвище Женщина-паук (ср. позднейший знаменитый роман Мануэля Пуига Поцелуй женщины-паука, играющий на стереотипах немого кино, и фильм на его основе). После фильма Фреда Нибло Больше, чем любовь (1921) ушла из кино. В целом снялась в 119 лентах, многие из них были короткометражными. Позднее занималась антрепренёрством, ставила водевили и мюзиклы. В 1935 открыла в Лос-Анджелесе собственный театр. Деятельный организатор, возглавляла Утренний музыкальный клуб и Калифорнийскую федерацию музыкальных клубов. Умерла в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США) от пневмонии. 25 ноября 1970 года.
Избранная фильмография: When the Heart Calls (Эл Кристи, 1912); The Boomerang (Томас Инс, 1913); The Quakeress (Реймонд И. Уэст, 1913); 'In the Land of the Otter (Уолтер Эдвардс, 1915); The Darkening Trail (Уильям Харт, 1915); The Three Musketeers (Чарлз Суикард, 1916); Hell’s Hinges (Чарлз Суикард, 1916); The Return of Draw Egan (Уильям Харт, 1916); The Wolf Woman (Реймонд Уэст, 1916); A Strange Transgressor (Реджинальд Баркер, 1917); The Goddess of Lost Lake (Уоллес Уорсли, 1918); An Alien Enemy (Уоллес Уорсли, 1918); Sahara (Артур Россон, 1919); 1919 — The Lone Wolf’s Daughter Уильям Эрл; 1920 — Секс / Sex; The Leopard Woman (Уэсли Рагглз, 1920); Love (Уэсли Рагглз, 1920); Greater Than Love (Фред Ниблоу, 1921). Её звезда в 1960 году открыта в Голливудской аллее славы.
Литература: Lowe D. An Encyclopedic Dictionary of Women in Early American Films, 1895—1930. New York a.o., 2005
[423x700]
1888
Маргарет Эмма Хенли (Margaret Henley)
дочь Уильяма Хенли и его жены Анны Хенли (в девичестве Бойл). Семья Хенли дружила с Джеймсом Барри, и Маргарет называла Джеймса словом «fwendy» (вместо friendy), что и вдохновило Джеймса на создание героини Венди Дарлинг в рассказе «Питер Пэн, или Мальчик, Который Не Хотел Расти» (1904) и романе Питер и Венди (1911). Она могла служить прототипом героини Маргарет в спектакле «Дорогой Брут» (1917), а также для Маргарет, внучки Венди Дарлинг в «Питере Пэне». Маргарет умерла от менингита 11 февраля 1894 года. Её похоронили в загородном имении друга Уильяма Хенли, Генри Каста в Кокейн-Хэтли (Бедфордшир).
[533x699]
1888
Оскар Шлеммер (немецкое имя — Oskar Schlemmer)
немецкий художник, скульптор и театральный оформитель, представитель экспрессионизма и конструктивизма, реформатор искусства танца. Родился в Штутгарте, в семье мелкого предпринимателя и драматурга-любителя. Из-за финансовых трудностей семьи, оставив в 1905 школу, работал подмастерьем на деревообрабатывающей фабрике. В 1906–1910 учился в местной Школе искусств и ремесел, а также в Академии художеств. Сблизившись с авангардом, совместно с братом Вильгельмом открыл в Штутгарте галерею современного искусства (1913). Экспериментировал в сфере кубизма и абстрактного искусства, увлекся настенной живописью. Находясь в 1914–1915 в составе действующей армии, был дважды ранен. Испытывая острый интерес к художественно-пластическим преобразованиям человеческого тела, перешел от станкового искусства к балетной сценографии и режиссуре. Нередко и сам выступая как танцовщик. Главным его произведением в этой сфере стал Триадический балет (1918–1922), музыку для которого написал П.Хиндемит; премьера состоялась в штутгартском Ландестеатре. Шлеммер уподоблял танцоров большим гротескным марионеткам, включая их (с помощью конструктивистского дизайна и световых эффектов) в остроумные пространственные метаморфозы, – тем самым был радикально преодолен традиционный контраст между актером и сценическим фоном. В 1920 году Оскар Шлеммер получает приглашение в Веймар, в Баухауз, где вначале руководит мастерской металлических изделий, а затем, с 1922 года — мастерской скульптуры. С 1923 года его художественный стиль подвергается сильному воздействию метафизической живописи (Pittura Metafisica). Число человеческих фигур на его картинах заметно уменьшается, они расположены на чётко разделённой поверхности полотна в некоем хореографическом построении, что является отражением универсальной гармонии.
[437x700]
Марка с репродукцией картины О.Шлеммера.
После приобретения в этот период ряда работ художника берлинской Национальной галереей и музеем Фолькванг в Эссене к Шлеммеру приходят признание и известность. В Баухаузе он также известен как оформитель сцены и постановщик балетов. В качестве постановщика сотрудничал, помимо Хиндемита, с О.Кокошкой-драматургом (1921), Э.Пискатором (1923), И.Ф.Стравинским (1929) и А.Шёнбергом (1930; его музыкальная драма «Счастливая рука» явилась последним спектаклем Шлеммера). Параллельно развивал тему фигуры-в-пространстве в графике, живописи и скульптурном рельефе. Обобщенная безличность, ритмичный пластицизм его образов достигают кульминации в цикле картин с людьми на лестнице и у перил («Лестница в Баухаусе», 1932, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Покойная, созерцательная статика этих работ сближает их с «метафизической живописью». После того как нацисты объявили его искусство «дегенеративным» («искусством вырождения»), попутно уничтожив самую значительную монументально-декоративную работу Шлеммера, настенную живопись в Музее Фолькванг (Эссен; исполнена в 1928), художник жил в основном в деревушке Айхберг-на-Рейне (южный Баден), а затем в доме-студии в Зерингене близ швейцарской границы. С 1929 по 1932 год Шлеммер является профессором в Бреславльской Академии. После прихода к власти национал-социалистов в 1933 году контракт с Берлинской Объединённой школой искусств был расторгнут. В этот период меняется и художественный стиль мастера — формат произведений уменьшен, фигуры на них расположены ближе друг к другу, формы становятся мягче и более округлыми, изображены тёплыми, часто тёмными красками. В 1937 году Шлеммеру было запрещено участвовать в художественных выставках, а 5 его картин были выставлены на выставке «Дегенеративное искусство». Писал пейзажи, зарабатывал заказами на архитектурные росписи, в 1939–1942 занимался военным камуфляжем. С 1940 работал в лаборатории лакокрасочной фабрики в Вуппертале. Последней его значительной серией явились «Картины с окнами» (1943) — 18 маленьких акварелей, где мастер стремился сочетать абстрактную схему с повседневной реальностью окошек, светящихся в ночи. Умер Шлеммер в Баден-Бадене 13 апреля 1943 года.
Литература: Die Welt der Malerei, Gütersloh-Amstelveen 1997.
[526x700]
1889
Вячеслав Васильевич Степaнов
выдающийся советский математик, член-корреспондент Академии Наук СССР(c 4 декабря 1946). Лауреат Сталинской премии, доктор физико-математических наук, профессор Московского университета, вице-президент и почетный член Московского математического общества Вячеслав Васильевич Степанов родился в Смоленске, в семье преподавателей. Его отец, Василий Иванович, преподавал историю и географию в Александровском реальном училище и гимназиях, а мать, Александра Яковлевна, была учительницей Смоленской женской гимназии. В 1908 году Степанов окончил Смоленскую классическую гимназию с золотой медалью. Учителем математики и физики в гимназии был Б.А.Герн, работавший впоследствии профессором в вузах Смоленска. Во многом благодаря ему, уже в гимназические годы проявились выдающиеся математические способности Вячеслава Васильевича, и после окончания гимназии Степанов поступает на математическое отделение Московского университета. По окончании университета в 1912 году В.В.Степанова оставляют при университете для подготовки к профессорскому званию и вскоре направляют в научную командировку в Геттинген. Самые значительные работы первого десятилетия научной деятельности В.В.Степанова (1915-1925) относятся к теории функций действительного переменного: он положил основание новому направлению в исследованиях московских математиков по теории функций, а именно теории функций многих переменных, исследовал свойства важного класса функций, получивших название почти периодических функций Степанова. В.В.Степанов является одним из основоположников советской школы качественной теории дифференциальных уравнений. В монографии "Качественная теория дифференциальных уравнений" (1947), написанной Степановым вместе с В.В.Немыцким, впервые в русской литературе дано систематическое изложение качественных методов в теории дифференциальных уравнений. Эта книга сыграла большую роль в создании и развитии теории обыкновенных дифференциальных уравнений, впоследствии была переведена в США и не потеряла своего значения в настоящее время, о чем свидетельствует переиздание книги в 2004 г. Книга В.В.Степанова "Курс дифференциальных уравнений" (первое издание – 1937 г.) стала классическим трудом в области дифференциальных уравнений, и в 1951 году была удостоена Сталинской премии. По ней учились и продолжают учиться многие поколения математиков, последнее издание "Курса" вышло в 2008 г. Помимо научной работы В В.В.Степанов вел большую педагогическую работу, имел много учеников и последователей, сыграл значительную роль в сплочении московских математиков в единый научный коллектив. Работу по подготовке математиков он вел не только в процессе преподавания основных курсов в Московском университете, но и на научных семинарах по теории тригонометрических рядов и по качественной теории дифференциальных уравнений. Деятельно участвовал Степанов в работе Научно-исследовательского института математики и механики Московского университета с момента основания института в 1921 г. до своей смерти 22 июля 1950 г., с 1939 являясь его директором. Семинар, которым в 1926-1936 гг. руководил Вячеслав Васильевич в Институте астрофизики, сыграл выдающуюся роль в истории московской школы небесной механики. В 1929-1936 гг. Степанов заведовал отделом теоретической астрофизики в Институте астрофизики (ныне Государственный астрономический институт имени П.К.Штернберга при МГУ). Вспоминая о Вячеславе Васильевиче Степанове, член-корреспондент Академии Наук СССР Л.А.Люстерник отмечал, что он "был замечательный математический собеседник, не только рассказчик, но и слушатель. К В.В.Степанову приходили делиться не только готовыми результатами, но и планами, проектами, началами работ. Даже звонили по телефону. Такой альтруистический вклад в дело создания нашей математической школы надо учитывать, когда мы говорим о роли В.В.Степанова. Его близкий друг П.С.Урысон рассказал ему о своей работе (о свойствах решений одного класса функциональных уравнений). После кончины П.С.Урысона не осталось никаких записей, относящихся к этой работе. В.В.Степанов полностью восстановил эту работу, содержащую ряд тонких рассмотрений, сделал о ней доклад в Обществе и подготовил ее к печати. Таким образом, эта работа была "спасена" и вошла в собрание математических трудов П.С.Урысона". Вскоре после избрания в члены Московского математического общества Вячеслава Васильевича выбирают в члены Правления общества, и до конца жизни он принимал в руководстве обществом деятельное участие (с 1944 года в качестве вице-президента общества). Активный член Московского Математического общества, Вячеслав Васильевич принадлежал к тем очень немногочисленным его членам, которые понимали все доклады, читаемые в обществе. С конца двадцатых годов В.В.Степанов входил в состав редакции журнала "Математический сборник". В 1927 г. в Москве происходил первый Всероссийский, а по существу Всесоюзный математический съезд; Вячеслав Васильевич становится секретарем его организационного комитета, а затем ведет большую работу по редактированию "Трудов" этого съезда. Разносторонняя организационно-научная деятельность, в которой принимал участие В.В.Степанов, была отмечена в 1940 г. орденом "Знак Почета". Надо отметить, что интересы Степанова не ограничивались математикой. Вячеслав Васильевич с детства учился игре на фортепиано и всю жизнь понемногу играл, был постоянным посетителем хороших концертов, на которые часто приходил с партитурой в руках. Он очень любил музыку М.И.Глинки, Баха, Бетховена, Шумана, а также Шуберта, был большим поклонником музыки Скрябина (особенно фортепианной). Любимым пианистом В.В.Степанова был К.Н.Игумнов. Вячеслав Васильевич интересовался также и биологическими науками; в частности, к увлечениям Вячеслава Васильевича, начавшимся в ранней юности и продолжавшимся всю жизнь, принадлежала ботаника. Он был прекрасным знатоком не только среднерусской флоры; куда бы он ни приехал, на всякой прогулке он постоянно, с полным знанием дела, рассматривал все попадавшиеся ему растения, собирал новые и неизвестные для него виды, впоследствии их определяя. Для того чтобы в подлиннике читать греческих поэтов и философов, в последние годы пребывания в гимназии он основательно изучил древнегреческий язык, незадолго перед тем переставший быть обязательным предметом гимназического курса, и всю жизнь был большим знатоком его. Вячеслав Васильевич любил и знал наизусть многие стихи Блока, Пушкина, Тютчева и других русских поэтов. Интерес к поэзии, как и интерес к живописи и архитектуре составлял существенную часть общего гармонического облика В.В.Степанова. Умер в Москве 22 июля 1950 года.
Литература: Степанов Вячеслав Васильевич (1889-1950) // БСЭ. – 2-е издание – Том 40. – Страницы 605; Степанов Вячеслав Васильевич (1889 - 1950) // БСЭ. – 3-е издание – Том 24., книга 1. – Страницы 488-489; Александров П.С. Вячеслав Васильевич Степанов / П.С.Александров, В.В.Немыцкий. – Москва : Издательство Московского Унивеаситета, 1956. – 60 страниц. – Библиография : страницы 56-59; Богомолов А.Н. Степанов Вячеслав Васильевич / А.Н.Богомолов // Богомолов А.Н. Математики. Механики : биогр. справ. / А.Н.Богомолов – Киев, 1983. – Страница 451 : портрет; Петров В.А. Степанов Вячеслав Васильевич. / В.А.Петров // Смоленская область : энцикл. – Смоленск. – Том 22, 1. : Персоналии. – 2001. – Страница 240; Степанов Вячеслав Васильевич // Биографический словарь деятелей естествознания и техники. – Москва, 1959. – Том 22, 2. – Страницы 244 – 245; [Степанов В.В.] // Математики рассказывают. К 250-летию Московского университета – Москва, 2005. – Страницы 8, 10, 11, 23, 107, 111, 193, 200, 216, 290-292, 274; Степанов Вячеслав Васильевич // Российская академия наук. Персональный состав. Действительные члены. Члены-корреспонденты. Иностранные члены. – Москва, 1999. – Книга 2 : 1918-1973. – Страница 227; [Степанов В.В.] // Явление чрезвычайное. Книга о Колмогорове / редакция В.М.Тихомиров. – Москва – 1999. – Страницы 40, 42, 50, 67, 177, 180, 181; Мышкис А.Д. Степанов Вячеслав Васильевич : (к столетию со дня рождения) / А.Д.Мышкис, О.А.Олейник // Успехи математических наук. – 1990. – Том 22, 45, выпуск 6. – Страницы 161-163; Мышкис А.Д. Вячеслав Васильевич Степанов (1889-1950) / А.Д.Мышкис // Математика в школе. – 1990. – № 3. – Страницы 68-69; Люстерник Л.А. Молодость Московской математической школы / Л.А.Люстерник // Успехи математических наук. – 1970. – Том 22, 25, выпуск 4. – Страницы 192-193; Лапко А.Ф. Из истории советской математики / А.Ф.Лапко, Л.А.Люстерник // Успехи математических наук. – 1967. – Том 22, выпуск 6. – Страницы 82-84; Люстерник Л.А. Молодость Московской математической школы / Л.А.Люстерник // Успехи математических наук. – 1967. – Том 22, выпуск 2. – Страница 164; Немыцкий В.В. Семинар по качественной теории дифференциальный уравнений в Московском университете : / В.В.Немыцкий // Успехи математических наук. – 1957. – Том 12., выпуск 4; Из содержания : Степанов В.В. – Страницы 235-239; Александров П.С. Вячеслав Васильевич Степанов : [Некролог] / П. С. Александров // Успехи математических наук. – 1950. – Том 5, выпуск 5. – Страницы 3 – 10. – Библиография работ В.В.Степанова.
[553x700]
1889
Илле Тахти (по паспорту - Ефимов Илья Ефимович)
чувашский писатель, фольклорист. С 1934 года в Союзе писателей СССР. Родился в деревне Нюшкасы Янтиковского района Чувашии. Окончив деревенскую школу поступил в Казанскую учительскую семинарию, получив звание учителя в 1908-14 гг. работал директором в Таутовской средней школе Аликовского района Чувашии. Собирал народные песни, стихи. В 1911 году издал их в Казани в 2 томах: первый — «Тавăт, Мĕлĕш, Шураç юррисем» (Таутовские, мелешские, шурасьские песни), второй — «Хурась». В 1922-1925 годах занимал должность инспектора Наркомпроса республики. В 1925-1928 годах получил образование в Московском литературном институте, в тот же период трудился в редакциях журнала «Ĕçлекенсен сасси» (Голос трудящихся) и газеты «Чăваш хресченĕ» (позднее газета «Коммунар»). В 1928-1931 Илле Тахти преподаёт в Чебоксарском педагогическом техникуме чувашский язык и литературу. В 1931-1938 годы писатель жил литературным трудом. Долгое время мучился болезнью лёгких, умер 22 февраля 1938 года в чебоксарской больнице. Всего писатель выпустил 10 книг: «Колчак» (1919; 1935), «Калавсемпе сăвăсем» - Рассказы и стихи (1930), «Шерхулла» - Шерхулла (1936), «Калавсем» - Рассказы (1955), «Суйласа илнисем» - Избранное (1960), «Поэзи, проза, публицистика» (1979).
Литература: «Чăваш литературин антологийĕ», составители: Д.В.Гордеев, Ю.А.Силэм. Чебоксары, 2003. ISBN 5-7670-1279-2; Кириллова И.Ю., «Своеобразие художественного мира Илле Тхти (диссертация), ЧГУ, 2006.
[423x700]
1889
Моисей Эльевич Шейнфинкель (варианты отчества — Ильич и Исаевич; немецкое имя — Moses Schönfinkel)
русский и советский логик и математик, известный как изобретатель комбинаторной логики. Моисей Шейнфинкель родился в Екатеринославе, в семье купца первой гильдии Ильи Гиршевича Шейнфинкеля, который 22 февраля 1894 года вместе с другим екатеринославским купцом Ароном Герцевичем Лурье основал торговый дом «Лурье и Шейнфинкель», занимавшийся бакалейной торговлей. Учился в Новороссийском университете в Одессе, изучая математику под руководством Самуила Осиповича Шатуновского (1859—1929), работавшего в области геометрии и оснований математики.
[700x432]
Студенческий билет М.Э.Шейнфинкеля 1910 г.
С 1914 по 1924 стажировался в Гёттингенском университете под руководством Давида Гильберта. 7 декабря 1920 года он, выступая перед коллегами, изложил концепцию комбинаторной логики. Его доклад, опубликованный в 1924 году в обработке Генриха Бемана (немецкое имя — Heinrich Behmann), положил начало исследованиям Карри и Чёрча в области оснований математики. В 1929 году была опубликована ещё одна работа Шейнфинкеля, подготовленная к печати Паулем Бернайсом. В ней Шейнфинкель предложил вариант решения проблемы разрешения для некоторых частных случаев формул узкого исчисления предикатов; впервые указал систему аксиом, достаточную для вывода всех тождественно истинных импликативных формул, известную как класс Бернайса — Шейнфинкеля (Bernays–Schönfinkel class). Покинув Гёттинген, Шейнфинкель вернулся в Москву. В 1927 году он был признан психически больным и помещён в психиатрическую лечебницу. Его последующая жизнь прошла в нищете, и он умер в Москве, приблизительно в 1942 году. Его бумаги были пущены соседями на растопку. Шейнфинкелем разработана формальная система, позволяющая избегать использования связанных переменных. Его система была по существу эквивалентна комбинаторной логике, основанной на комбинаторах B, C, I, K и S. Шейнфинкелю удалось показать, что система может быть сокращена лишь до K и S, и изложить доказательство того, что такой вариант системы так же полон, как и логика предикатов. Его работа также показала, что функции двух или более аргументов может быть заменена функцией принимающий лишь один аргумент. Механизм такой замены упрощает работу как в терминах комбинаторной логики, так и лямбда-исчисления и позднее назван каррированием, в честь Хаскелла Карри.
Публикации: «Über die Bausteine der mathematischen Logik», Mathematische Annalen 92, pp. 305—316, 1924. Stefan Bauer-Mengelberg перевёл эту статью как «On the building blocks of mathematical logic» в Jean van Heijenoort, 1967. A Source Book in Mathematical Logic, 1879—1931. Кембридж: Harvard University Press, pp. 355—366; «Zum Entscheidungsproblem der mathematischen Logik» (с Паулем Бернайсом), Mathematische Annalen 99: 342—372, 1929.
Литература: Гроссман Леонид. Математическая Одесса. — Одесса: "Optimum", 2011. — 131 страница — ISBN 978-966-344-411-6; Сергей Тропанец «Моисей Шейнфинкель и Комбинаторный язык»
[445x700]
1890
Архентина (испанское имя — La Argentina; буквально — «серебряная», «серебристая»; собственное имя — Антония Мерсе-и-Луке)
испанская танцовщица и хореограф, прозванная «Павловой танца фламенко». Родилась в Буэнос-Айресе, в испанской семье профессиональных танцоров. Родители готовили дочь к карьере артистки балета: в девять лет она была принята в Мадридскую консерваторию, где начала учиться музыке, пению и танцу, а уже в одиннадцать солировала на сцене мадридского Королевского театра и выступила в Мадридской опере. После смерти отца, в возрасте четырнадцати лет, при поддержке матери Архентина переключилась на испанский народный танец и его региональные, в том числе цыганские разновидности. Выступала в кафе и различных мюзик-холлах. В 1906 танцевала в Португалии и Франции, в 1910-м дебютировала на сцене кабаре Мулен Руж и Театра Елисейских Полей, а затем и в парижской Опере. Вместе с гитаристом Карлосом Монтойей гастролировала по Европе и Северной Америке, выступала и в России, позднее — в Латинской Америке, Азии, Египте и Тунисе. В 1928 году возглавила парижскую труппу «Испанские балеты», созданную по образцу антрепризы Сергея Дягилева. Дружила и сотрудничала с такими деятелями испанского художественного авангарда, как Мануэль де Фалья, Исаак Альбенис, Энрике Гранадос. Исполняла испанские народные песни под фортепианный аккомпанемент Федерико Гарсиа Лорки. Также сотрудничала с Морисом Равелем. Танцовщица не раз выступала моделью скульпторов Жузепа Клара, Паоло Трубецкого, художников Хосе Марии Серта и Макса Слефогта. Её пластика производила глубокое впечатление на поэта и философа Поля Валери — она сопровождала своими выступлениями его лекции о танце. Её творчеству посвящал свои публичные лекции историк и теоретик танца Андрей Левинсон, также написавший о танцовщице монографию «Архентина. Эссе на тему испанского танца» (1928). Архентина умерла в Байонне от сердечного приступа после непродолжительного недомогания — это случилось на второй день франкистского путча 18 июля 1936 года. Избранные концертные танцы: 1916—1921. Хабанера (Сарасате, из «Испанских танцев»), «Кордова» (Альбенис, из «Испанских напевов», соч. 232ruen), Танец № 5 — плайераrues) (Гранадос, из «Двенадцати испанских танцев»rues); 1921 «Севилья» (Альбенис, из первой «Испанской сюиты»ruen); 1925 «Танец огня»ruen (де Фалья, из балета «Любовь-волшебница»ruen), «Чувствительная андалузка» (Турина, из первой сюиты «Испанских женщин», сочинение 17), «Болеро в классическом стиле» (Boléro Classique, Ирадьер); 1926 «Мексиканка» (Mexicana, музыка народная), «Кубинское небо» (Cielo de Cuba, музыка народная); 1927 Чакона (Альбенис, из второй «Старинной сюиты», сочинение 64); 1928 «Андалусийская серенада» (де Фалья, в оригинале пьеса для фортепиано), «Валенсийская хота» (Гранадос, из «Двенадцати испанских танцев»rues); 1929 «Арагонская хота» (де Фалья, из «Четырёх испанских пьес» для фортепиано); 1930 «Гойески» (Гранадос), Танец мельничихи (де Фалья, из балета «Треуголка»); 1932 «Альмерия» (Альбенис, из «Иберии»ruen), «Пуэрта де Тьерра» (Альбенис, из «Воспоминаний о путешествиях», сочинение 71), «Легенда»ruen (Альбенис, из «Испанских напевов», сочинение 232ruen), «Куба» — ноктюрн (Альбенис, из первой «Испанской сюиты»ruen), «Кастилия» — сегидилья (Альбенис, из первой «Испанской сюиты»ruen), Малагенья (Альбенис, из сюиты «Испания», сочинение 165), Танец мельника (де Фалья, из балета «Треуголка»), Саламанкская чаррада (музыка народная); 1933 Сапатеадо (Гранадос, из «Шести пьес на испанские народные напевы»); 1934 Сакромонтеruen (Турина, из первой тетради «Цыганских танце», сочинение 55), «Отзвуки празника» (Гранадос, из «Шести пьес на испанские народные напевы»); 1935 Фанданго (Турина), «Цыганское поло» (Бретонruen). Избранные балеты: 1925 «Любовь-волшебница»ruen) (на музыку Мануэля де Фальи); 1928 «Сонатина» (на музыку Эрнесто Альфтераruen), «Контрабандист» (на музыку Оскара Эсплаruen); 1929 «Триана» (на музыку Альбениса, действие происходит во время праздника Тела Христова в Севильеrues, которому посвящён № 3 в «Иберии»ruen Альбениса). Признание: 1930 — Орден Почётного легиона; 1932 — Орден Изабеллы Католической; 1933 — Орденом Славы (Тунис). Творчество Архентины оказало решающее влияние на одного из создателей стиля буто Кадзуо Оно, который в 1977 году посвятил памяти танцовщицы одну из своих постановок.
Литература: Levinson A. La Argentina; essai sur la danse espagnole, avec 32 reproductions en phototypie. Paris: Editions Des Chroniques Du Jour, 1928 (английское издание, 1928); Antonia Mercé, la Argentina. New York: Instituto de las Españas en los Estados Unidos, 1930; Cordelier S.F. La vie brève de la Argentina; avec 21 gravures hors texte. Paris: Plon, 1936; Néstor Luján N., Montsalvatage X. «La Argentina»: el arte y la época de Antonia Mercé. Barcelona: Horta, 1948; Argentina. Paris: L. Duval, 1956; García Redondo F. El círculo mágico en el centenario de Antonia Mercé, Vicente Escudero y Pastora Imperio. Cáceres: Institución Cultural «El Brocense», 1988; Antonia Merce, «La Argentina» : homenaje en su centenario, 1890—1990. Madrid: Miniserio de Cultura, Instituto Nacional de la Artes Escénicas y de la Música, 1990; Manso C. La Argentina, fue Antonia Mercé. Buenos Aires: Ediciones Devenir, 1993; Soye S. de. Toi qui dansais, Argentina = You danced and danced, Argentina. Paris: Editions La Bruyère, 1993; Bennahum N. Antonia Merce, «La Argentina»: flamenco and the Spanish avant garde. Hanover: UP of New England, 2000 (испанское издание, 2009); Гарсиа Лорка Ф. Чествование Антонии Мерсе — «Архентины» [0]// Он же. Самая печальная радость… Художественная публицистика. Москва: Прогресс, 1987, страницы 88-89.
[489x700]
1890
Николай Сергеевич Ашукин
русский поэт, литературный критик, литературовед, историк литературы, специалист в области московского краеведения. Родился в Москве, в обедневшей купеческой семье. Окончил Мещанское училище Московского купеческого общества (1905), вольнослушателем учился в Московском археологическом институте (1910—1913). Служил в конторе винного завода Шустова (1905—1915). Одновременно работал в конторе журнала «Рампа и жизнь» (1913—1914). Некоторое время жил в Ярославле, когда стал секретарём редакции в издательстве К.Ф.Некрасова. К этому времени (1914—1916) относятся обширные литературные знакомства Ашукина: К.Д.Бальмонт, И.А.Белоусов, А.А.Блок, В.Я.Брюсов, многие другие. Долгое время ( до 1961 года) жил в бывшем ютановском доме на Малой Серпуховской улице (№6). С 24 октября 1941 года до осени 1943 года был в эвакуации в Ташкенте. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 9 февраля 1972 года. Похоронен на Востряковском кладбище.
Литературная деятельность
Дебютировал в печати в 1906 году рассказом «Егорка» в газете «Правда Божья»; в журнале «Тропинка» опубликовал стихотворение «Зимой». Стихи для детей, печатавшиеся в журналах «Родник», «Солнышко», «Проталинка», вошли позднее в книгу «Золотые былинки» (Москва, 1919). Первый сборник поэзии «Осенний цветник» (Москва, 1914) вызвал доброжелательные отклики. Переводил из армянской, латышской, финской поэзии. После книги стихов «Скитания» (Москва, 1916) выпустил сборники стихов для детей «Золотые былинки» (Москва, 1919), «Песенки» (Москва, 1923), «Шкатулка с музыкой» (Москва, 1924), историческую повесть «Декабристы» (Москва, 1923). Стихотворения Ашукина были замечены Валерием Брюсовым: ещё до выхода первой книги его стихов, Ашукин был отмечен Премией имени С.Я.Надсона. Выступал в печати с рецензиями в журналах «Путь», «Русская мысль», «Новом журнале для всех», газетах «Голос студента», «Студенческая жизнь» (среди прочих — на книги Анны Ахматовой, Марии Моравской, Каролины Павловой). С середины 1910-х годов публиковал преимущественно историко-литературные и библиографические работы, также очерки быта старой Москвы и статьи по литературному краеведению. Особенно широко известен как автор (в соавторстве с женой Марией Григорьевной, 1894—1980) неоднократно переиздававшегося сборника литературных цитат и образных выражения «Крылатые слова».
Труды: Осенний цветник: Стихотворения. — Москва: Куранты, 1914. — 58 страниц; Скитания: Вторая книга стихов (1913—1915). — Москва: Издательство К.Ф.Некрасова, 1916. — 82 страницы — 500 экземпляров; Золотые былинки: Стихи для детей. — Москва: Издательство товарищества И.Д.Сытина, 1919. — 48 страниц — 8000 экземпляров; Песенки. Рисунки П.Алякринского. — Москва: Гиз, 1923. — 18 страниц — 5000 экземпляров; Декабристы. Историческая повесть. — Москва, ЗИФ, 1923; Библиография Блока. — Москва: «Новая Москва», 1923; А. Блок в воспоминаниях современников и в его письмах. — Москва, 1924; Пушкинские места в Москве и её окрестностях. Литературные экскурсии. — Москва, 1924; По грибоедовской Москве. — Москва, издательство Думнова, 1924; Красная площадь. — Москва, 1925. — 48 страниц (Библиотека «Огонек» № 46). — 50 000 экземпляров; Живой Пушкин. — Москва, «Современная Россия», 1926, 96 страниц; Декабристы. Историческая повесть. — Москва, Товарищество писателей, 1928; Валерий Брюсов. — Москва, 1929; Литературная мозаика. — Москва: «Московское товарищество писателей»,1931. — 212 страниц; Как работал Некрасов. — Москва, «Мир», 1933. — 96 страниц (Как работали классики. Выпуск 2). — 5 000 экземпляров; Живой Пушкин. Статьи. - Москва, Товарищество писателей, 1934; Летопись жизни и творчества Н.А.Некрасова. — Москва-Ленинград, Academia, 1935; Как работал Пушкин — Москва: Радиоиздат, 1936 (типография «Известия ЦИК СССР и ВЦИК»). — 13 страниц; Москва в жизни и творчестве Пушкина. — Москва, Московский рабочий, 1949 (2-е издание, исправленное и дополненное — Санкт-Петербург : Гуманитарное агентство «Академический проект», 1998. — 348 страниц); Великий русский поэт А.С.Пушкин: Биографический очерк. — Москва: Воениздат, 1939. — 80 страниц — (Библиотека красноармейца); «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения.» (в соавторстве с женой — Ашукиной Марией Григорьевной; 5 изданий в 1955—1996 годах); Брюсов. — Москва: Молодая гвардия, 2006 (ЖЗЛ) ISBN 5-235-02675-6 (по материалом, собранным Ашукиным, подготовлена к печати его учеником Р.Л.Щербаковым); Летопись Москвы. 1147—1917 (не опубликована); около 60 очерков о быте старой Москвы (праздники, гуляния, театральная жизнь). Общая редакция сборников: Пушкин в Болдине — Горьковское областное издательство, 1937. — 563 страницы; Москва в жизни и творчестве А.С.Пушкина. — Москва: «Московский рабочий», 1949. — 224 страницы; Ушедшая Москва (1964); Архив села Карабиха. Письма Н.А.Некрасова и к Некрасову. — Москва: Издательство К.Ф.Некрасова, 1916. — 312 страницы; Участие в составлении «Словаря к пьесам А.Н.Островского» под общей редакцией С.И.Ожегова (Москва : Редактор-издательство фирма «Веста», 1993. — 246 страниц); Участие в составлении «Хрестоматии по истории русского театра XVIII и XIX веков» под редакцией Г.М.Гояна. — Ленинград; Москва : Искусство, 1940. — 336 страниц.
Семья
Первая жена — Ольга Дмитриевна Наумова (1891—?). Брак продлился с 5 мая 1919 года по 2 марта 1936 года. О.Д.Наумова родилась в Витебске, окончила с золотой медалью женскую гимназию в г. Остров Псковской губернии. Вступила в партию эсеров, была секретаршей в канцелярии Учредительного собрания, секретарём управления делами 1-го Дома Советов ВЦИК в гостинице «Националь»; после получения диплома 2-го МГУ (1926) работала в библиотеках — Ленинской, Госплана, Толстовского музея, МГПИ; была главным библиографом Института Маркса-Энгельса-Ленина (1946—1956), получила персональную пенсию и жила в посёлке Кунцево (улица Правды, дом 19, квартира 15). Вторая жена — Мария Григорьевна Ашукина (урождённая Зенгер) (1894—1980), старшая дочь Г.Э.Зенгера. В первом браке у неё родилась дочь Елизавета А.Муравьёва (1922—?), которая восстановила оригинальный текст книги Н.С.Ашукина «Пушкинская Москва» («Москва в жизни и творчестве А.С.Пушкина»).
Литература: В.И.Масловский. «Ашукин». — Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. — Том 1: А — Г. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — Страница 134; Бессонов В.А. «Дом с мезонином в Замоскворечье» // Московский журнал. — 2013. — № 11. — Страницы 42—55. — ISSN 0868-7110.
[687x700]
1890
Найма Вифстранд (шведское имя — Siri Naima Matilda Wifstrand)
шведская актриса оперетты, театра и кино, режиссёр, композитор. Родилась в Стокгольме. Росла без отца, помогала матери, работая в лавочке швейной фурнитуры. Актёрскому искусства не училась. В 1905 года стала членом передвижной театральной компании Анны Лундберг. Играла в различных городах, в том числе — в Хельсинки и Стокгольме, но не думала об актёрской карьере, а мечтала петь в оперетте. Изучала музыку и вокал в Шведской Королевской Академии музыки, в 1910 году отправилась в Лондон, где брала уроки у знаменитого тенора Раймунда фон цур Мюлен. По возвращении стала одной из ведущих солисток шведской оперетты, имела успех в опереттах И.Кальмана и Ф.Легара. Пела на сцене стокгольмского Oscarsteatern (1913—1918), выступала в турне по Швеции и другим скандинавским странам. В 1920-е годы пела в основном на сценах Стокгольма и Копенгагена. В 1927 году дебютировала в кино. Многие годы жила в Лондоне, где выступала с песнями под гитару, в том числе — на Британском телевидении 1930-х годов. В 1937 году была приглашена на роль матушки Пичем в «Трёхгрошовой опере» Брехта, поставленной в стокгольмском Riksteatern Пером Линдбергом. Постановка и роль имели огромный успех. Переехав в Швецию, Брехт писал «Мамашу Кураж» специально для Наймы Вифстранд, но она так и не сыграла в этой пьесе. Актриса всячески помогала Брехту в Швеции. В 1940-х Вифстранд думала уйти со сцены и посвятить себя режиссуре. В 1944—1946 годах она осуществила ряд постановок в Королевской опере Швеции. Однако неожиданный (в том числе, для самой актрисы) успех в нескольких киноролях сделал её чрезвычайно популярной у молодого поколения шведских режиссёров театра и кино, начавших наперебой предлагать ей роли в спектаклях и фильмах. Одним из них стал Ингмар Бергман. Вифстранд работала в труппе Бергмана в Городском театре Мальмё (1954—1961) и на протяжении 20 лет снималась в бергмановских фильмах. На сцене в постановке Бергмана ею были сыграны роли в пьесах Островского, Ибсена, Стриндберга, Гофмансталя, Ануя, Яльмара Бергмана и других. В 1962—1963 годах Вифстранд работала в Стокгольмском городском театре, с 1964 года — в Городском театре Гётеборга. В целом актриса сыграла более чем в 60 кинолентах. Умерла в Стокгольме 23 октября 1968 года.
Избранная фильмография: 1943 — Улица Королевы / Kungsgatan (Ёста Седерлунд); 1944 — Девичья фамилия / En dotter född (Ёста Седерлунд); 1945 — Девочки и порт / Flickor i hamn (Оке Оберг); 1945 — Sten Stensson kommer till stan (Рагнар Фриск); 1946 — Милая Аугуста / Stiliga Augusta (Элуф Арле); 1946 — Вечер в Юргордене / Djurgårdskvällar (Рольф Хусберг); 1947 — Люди из долины Симлонг / Folket i Simlångsdalen (Оке Оберг); 1947 — Две женщины / Två kvinnor (Арнольд Шёстранд); 1947 — Гость приехал / Det kom en gäst (Арне Маттсон); 1948 — Ådalens poesi (Ивар Юханссон); 1948 — Музыка в темноте / Musik i mörker (Ингмар Бергман); 1948 — Hammarforsens brus (Рагнар Фриск); 1949 — Singoalla (Кристиан-Жак); 1949 — Жажда / Törst (Ингмар Бергман); 1949 — Hin och smålänningen (Ивар Юханссон); 1950 — Fästmö uthyres (Густав Моландер); 1952 — Säg det med blommor (Ларс-Эрик Челльгрен); 1952 — Женщины ждут / Kvinnors väntan (Ингмар Бергман); 1952 — Ради моей невоздержанной юности / För min heta ungdoms skull (Арне Маттсон); 1955 — Женские грёзы / Kvinnodröm (Ингмар Бергман); 1955 — Улыбки летней ночи / Sommarnattens leende (Ингмар Бергман); 1956 — Колдунья / La Sorcière (Андре Мишель); 1956 — Flickan i frack (Арне Матссон); 1957 — Мистер Слиман приехал / Herr Sleeman kommer (Ингмар Бергман); 1957 — Земляничная поляна / Smultronstället (Ингмар Бергман); 1958 — Лицо / Ansiktet (Ингмар Бергман); 1960 — Судья / Domaren (Альф Шёберг); 1962 — Путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями / Nils Holgerssons underbara resa (Кенне Фант); 1966 — Ночные забавы / Nattlek (Май Зеттерлинг, по собственному роману); 1967 — Час волка / Vargtimmen (Ингмар Бергман).
1890
Яков Эммануилович Голосовкер
русский и советский философ, писатель, переводчик. Родился в Киеве. Сын врача-хирурга Эммануила Гавриловича Голосовкера (из семьи состоятельного землевладельца Гавриила Абрамовича Голосовкера и Мани (Марии) Абрамовны Филькенштейн). Окончил историко-филологический факультет Императорского университета Святого Владимира в Киеве (1913), но дипломные работы писал одновременно по филологическому и философскому факультетам, о поэзии Сапфо и философии Риккерта. Ещё студентом начал переводить древнегреческих поэтов (ученик профессора А.И.Сонни). Издал сборник стихотворений «Сад души» (Киев, 1916, под псевдонимом Якоб Сильв). После окончания университета работал директором Медведниковской гимназии в Староконюшенном переулке в Москве. Сотрудничал с Наркомпросом. В 1919—1920 годах был направлен А.В.Луначарским в Крым для обеспечения охраны памятников культуры. По возвращении читал лекции по античной культуре в различных вузах столицы, в том числе — по приглашению В.Я.Брюсова в созданном им Высшем литературно-художественном институте и во Втором МГУ. В конце 1920-х годов слушал в Берлине лекции знаменитого филолога-античника Виламовиц-Мёллендорфа. В 1930-е годы занимался переводами для издательства «Academia» древнегреческих лириков, немецких романтиков, (Гёльдерлина и других), переводит Ф.Ницше, впервые переводит на русский язык роман Ф.Гёльдерлина «Гиперион», трагедию «Смерть Эмпедокла», трагедии К.Граббе, писал работы по философии, теории перевода, истории литературы, художественные произведения. Был близок с В.В.Вересаевым, Б.И.Ярхо, С.Кржижановским. В 1925—1928 годах Голосовкер работал над романом «Запись неистребимая». В 1936 году Голосовкер был арестован, три года провёл в лагере в Воркуте, затем, в 1939—1942 годах — в ссылке в городе Александров под Москвой. В конце войны вокруг Голосовкера сложился кружок переводчиков античной лирики, куда входили Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Илья Сельвинский и другие. В 1940-1950-е годы активно вел работу по подготовке антологии переводов древнегреческой и римской поэзии. По характеристике Сергея Завьялова, переводы Голосовкера — «апогей переводческой свободы», он «„восстанавливает авторский замысел“ в папирусах, содержащих порой лишь срединные буквы первых слов». В центр своей философии Голосовкер ставит воображение («имагинация»), к которой он сводит понятия идеального, духовного и трансцендентального. Воображение, по его мнению, одухотворяет культуру. Даже революционеры совершают свой подвиг, находясь в плену своего воображения. Предел воображения это восприятие «постоянства» или «имагинативного абсолюта». Философия им отделена от науки и отождествлена с искусством, поскольку сами идеи суть продукт воображения: «Свобода есть имагинативная идея в ее абсолютном смысле».
Поэтому бытие как мир идей существует только в воображении, тогда как в природе есть его антитеза — существование. Сама любовь вызвана работой воображения, а его источником является «высший инстинкт» или «жизненный побуд к бессмертию». Воображению Голосовкер противопоставлял фантазию как заблуждение: «Фантазия порождает мнимые иллюзии». Но наука не чужда воображению, так как именно оно позволяет выйти за пределы опыта и построить гипотезу остывшего Солнца. В области познания воображение проявляет себя в интуиции. Высшая форма «имагинативного познания» есть «познание энигмативное», восприятие противоречий («энигм») на манер антиномий Канта. Одним из проявлений воображения является миф («запечатленное в образах познание мира»), логика которого суть «метаморфоза его образов». События мифа обусловлены двумя аспектами: желание и абсолютность. Из законов мифа названы «закон метаморфозы» (все может быть подвергнуто превращению) и «закон абсолютного достижения цели» (выполнение невыполнимого). Голосовкер выделяет в древнегреческой мифологии начало порядка («бог гражданственности» Зевс) и начало хаоса («мятежник» Прометей). Порядок выражен в детерминизме (покорности судьбе), а хаос в героизме (бунте против судьбы). Главное произведение Голосовкера — это «Античная мифология как единый миф о богах и героях». Первая, теоретическая часть под названием «Логика античного мифа» была подготовлена автором к концу 1940-х годов. Вторая часть должна была представлять собой художественное произведение по мотивам античной мифологии. Это произведение не было написано, а черновики стали основой детской популярной книги «Сказания о титанах» (1955). Философские произведения Голосовкера вышли в свет только в 1988 году, издание подготовлено Н.В.Брагинской. В 1995 был впервые издан перевод Голосовкера книги Ницше «Так говорил Заратустра». В 1963 году писатель издал исследование «Достоевский и Кант: Размышления читателя о романе Ф.М.Достоевского „Братья Карамазовы“ и трактате И.Канта „Критика чистого разума“». В этой работе Голосовкер анализирует творчество Достоевского при помощи категориального аппарата Канта. Особое внимание он уделяет кантовской диалектике антиномий. Рукописи писателя дважды погибали: в 1937 году (уничтоженные другом после ареста Голосовкера) и в 1943-м при пожаре дома. Написанное было им частично восстановлено после возвращения из ссылки. Так был восстановлен «Сожженный роман» («Запись неистребимая») (опубликован в 1991 году, переведен на французский, немецкий, польский языки). Умер в Москве 20 июля 1967 года.
Похоронен на кладбище в Переделкине.
Сестра — Маргарита Эммануиловна Голосовкер (19 апреля 1889 — 8 ноября 1955), музеевед и литературовед, была заведующей сектором художественной иллюстрации Института мировой литературы Академии Наук СССР (1935—1949), жена О.Ю.Шмидта; автор монографии «М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество» (Москва: Искусство, 1941). Племянник — историк Сигурд Оттович Шмидт. Сестра отца, Роза Гавриловна Голосовкер, была замужем за адвокатом О.О.Грузенбергом, вместе с мужем изображена на портрете В.А.Серова (1909). Глубоко пережил немецкий романтизм, через его призму, влияние Ницше и русского символизма (Вячеслав Иванов) воспринял античность. Развивавшаяся Голосовкером философия воображения также представляла собой глубоко личное развитие философской антропологии немецкого романтизма. Многие рукописи литературных и философских сочинений из архива Голосовкера, его переводы опубликованы лишь после смерти автора. Фигура философа стала по-своему легендарной: ему посвящены новелла Леонида Мартынова, стихи Юрия Айхенвальда и другие. 11 июня 2008 года в музее Булгакова в Киеве состоялся литературный семинар о Якове Эммануиловиче Голосовкере.
Публикации: Гёльдерлин Ф. Смерть Эмпедокла / Перевод Я.Голосовкера. — Москва; Ленинград: Academia, 1931; Лирика Древней Эллады в переводах русских поэтов / Составление и комментарии Я.Голосовкера. — Москва; Л. Academia, 1935; Поэты-лирики Древней Эллады и Рима в переводах Я.Голосовкера. — Москва: Издательство художественной литературы, 1955 (дополненное издание, 1963); Сказания о титанах. — Москва: Детгиз, 1955 (переиздание, 1957); Сказание о кентавре Хироне. — Москва: Детская литература, 1961; Поэтика и эстетика Гёльдерлина // Вестник истории мировой культуры. — 1961. — № 6; Достоевский и Кант. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1963 (переиздано в 1983 в Нью-Йорке, опубликовано на японском языке в 1988); Логика мифа. — Москва: Наука, 1987 (включает тексты: «Логика античного мифа», «Лирика — трагедия — музей и площадь», «Имагинативный абсолют. Часть 1 (фрагмент)», "Тематический индекс к «Имагинативному абсолюту», приложения: Н.И.Конрад и Н.В.Брагинская о Голосовкере); Сказания о титанах. — Москва : Высшая школа, 1993 (то же: Москва: Нива России, 1993); Из книги «Вот о чём думал юноша» (Записки юного материалиста) Фантазия // «Архе» Культуро-логический ежегодник.- Выпуск1 — Кемерово: «Алеф» Гуманитарный Центр.1993 — Страницы 368-382. (в письме И.Сельвинскому это же произведение Я.Э.Голосовкер называет главой из книги «Но люди думали иначе»); Имагинативный реализм // «Архе» Культуро-логический ежегодник.- Выпуск 1 — Кемерово: «Алеф» Гуманитарный Центр.1993 — Страницы 382-398; Имагинативная эстетика // Символ.- 1993.-№ 29; Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Перевод с немецкого Якова Голосовкера. — Москва: Прогресс; Библиотека журнала «Путь», 1994; Засекреченный секрет: Философская проза. — Томск: Водолей, 1998 (включает тексты: «Миф моей жизни (Автобиография)», «Сожженный роман», «Интересное», «Секрет автора („Штосс“ М.Ю.Лермонтова)», «Засекреченный секрет автора (Достоевский и Кант)»); Антология античной лирики в русских переводах. — Москва: Водолей Publishers; Лирика Эллады. — Москва, 2004, 2006. — Книги 1, 2; Лирика Рима. — Москва, 2006; Избранное: Логика мифа. — Санкт-Петербург: Университетская книга, 2010 (включает статьи и воспоминания об авторе); Имагинативный абсолют. — Москва: Академический проект, 2012. — 318 страниц. — ISBN 978-5-8291-1364-3.
Цитаты
Представление есть отраженное восприятие (Логика мифа);
Смысл есть не понятие, а понимание (Логика мифа);
Образ без смысла есть только пустое представление (Логика мифа);
Выраженный образ есть смысл (Логика мифа);
Смысл не отражается — он понимается, воображается (Логика мифа);
Добро, красота, истина суть идеи, а не представления (Логика мифа);
Философия не определяет свой предмет: она создает его, как создает его всякое искусство (Логика мифа);
Чувство греет — воображение светит (Логика мифа);
Любить не учатся: здесь — либо любят, либо не любят (Логика мифа);
Нельзя научиться быть интересным (Логика мифа);
Интересное — как таинственное, загадочное, неведомое, как нечто нас особенно волнующее, — как наше тяготение к тайне (Логика мифа);
Интересно преступное как нарушение запретного (Логика мифа);
Есть наслаждение от понимания (Логика мифа);
Смешным всерьез увлечься нельзя. Им можно только баловаться (Логика мифа);
Скука — смерть интересного (Логика мифа);
Без чёрта не было бы цивилизации (Логика мифа).
Литература: Брагинская Н. Об авторе и о книге // Голосовкер Я.Э. Логика мифа. Москва: Наука, 1987, страницы 188—206; Брагинская Н. Слово о Голосовкере // Философия не кончается… [Книга 1]: Из истории отечественной философии: XX век: 1920—1950-е годы. Москва, 1998. страницы 603—611; Зелинский В.К. Между Титаном и вепрем // Голосовкер Я.Э. Сказания о Титанах.- Москва : Высшая школа, 1993.- Страницы 293—318; Рашковский Е.Б., Сиверцев М.А. Проблема «культурной имагинации» в трудах Я.Э.Голосовкера // Народы Азии и Африки. — 1989. — № 2; Рашковский Е.Б. Яков Эммануилович Голосовкер: философия в поисках человека // Соловьевские исследования. Иваново. 2013. № 2(38). Страницы 146—174; Гольдштейн А. Сказание о титанах// Аспекты духовного брака. Москва: Новое литературное обозрение, 2001, страницы 27-29; «Сожженный роман». Я.Э.Голосовкер. // «Дружба народов». − 1991.- № 7; Угольников Ю. Происхождение Мастера // «Вопросы литературы», 2014, № 3; Фрумкина Р.М. Логика жизни Якова Голосовкера // «Знание — сила», 1988, № 4; Чудакова М.О. Исус и Иешуа // Дружба народов. − 1991.- № 7.