• Авторизация


4 сентября родились... 04-09-2025 03:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Francis-Octavius-Grenfell-VC (446x700, 140Kb)
1880
Фрэнсис Октавиус Гренфелл (Francis Octavius Grenfell)
британский военный, обладатель креста Виктории, наиболее почётной воинской награды Великобритании и Содружества наций. Фрэнсис родился у Софии и Паско дю пре Гренфелл (Sophia and Pascoe Du Pré Grenfell). Он был одним из 15 детей. У него был близнец, Риверсдейл Гренфелл (Riversdale Grenfell), тоже служивший в 9-м полку и убитый в бою в сентябре 1914 года. И дедом по матери был адмирал Джон Паско Гренфелл (John Pascoe Grenfell), дядей — маршалл Фрэнсис Гренфелл, 1й барон Гренфелл. Старший брат, лейтенант Роберт Септимус Гренфелл (Robert Septimus Grenfell), 21-й полк, был убит в кавалерийской атаке в сражении при Омдурмане в 1898 году. Ещё трое братьев, Сесил (Cecil), Ховард Максвелл (Howard Maxwell) и Артур Мортон (Arthur Morton) дослужились до звания подполковников британской армии. Кузен, лейтенант Клод Георг Гренфелл (Claude George Grenfell), был убит в англо-бурских войнах, и ещё двое кузенов, Джулиан (Julian), поэт, и его брат, Джеральд Уильям (Gerald William), были убиты в Первую мировую войну. Все девять братьев Гренфелла играли в поло. Фрэнсис и его брат Риверсдейл считались лучшими игроками в семье. Они были в команде, выигравшей American Open, а также в команде, выигравшей чемпионский кубок Хёрлингема. Сам Гренфелл поступил на службу в 1900 году. 24 августа 1914 г. у Андрегниса в Бельгии капитан Гренфелл поехал с полком в атаку против большого количества немецкой пехоты. Потери были крайне тяжелые, и капитан был оставлен в качестве старшего офицера. Он собирал часть полка за железнодорожной насыпью, когда в него дважды выстрелили и тяжело ранили. Однако, несмотря на свои раны, когда к нему обратился за помощью в спасении орудий майор Эрнест Райт Александр (Ernest Wright Alexander) 119-й батареи Королевской полевой артиллерии, он и несколько добровольцев, под градом пуль, помогали тащить орудия под огнём противника. Награждён Крестом Виктории
Grenfell_VC_by_Richard_Caton_woodville (700x464, 79Kb)
Капитан Фрэнсис Гренфелл, 9-й уланский полк, первый кавалер Креста Виктории Первой мировой войны, одержавший победу в битве при Одрени, Бельгия, 24 августа 1914 года
« За храбрость в борьбе с нескончаемой пехоты у Андрегниса, Бельгия, 24 августа 1914 года, и за храброе поведение при оказании помощи для охраны орудий 119-й батареи Королевской полевой артиллерии около Доубона в же день.» 24 мая 1915 года был убит в бою. Его крест Виктории демонстрируется в полковом музее 9/12 полков королевских улан в Музее и художественной галерее Дерби.
Francis-Octavius-Grenfellмемдоска (525x700, 320Kb)
Мемориальная доска с перечислением имён воинов 9-го Её Величества Королевского Уланского полка, погибших во время Первой мировой войны
Литература: Monuments to Courage (David Harvey, 1999); The Register of the Victoria Cross (This England, 1997); Scotland's Forgotten Valour (Graham Ross, 1995).

[360x700]
1880
Александр Константинович Коленковский
российский и советский военачальник, советский военный историк, генерал-лейтенант (1940), профессор (1938), доктор военных наук (1941). Член КПСС с 1940. Родился Александр Константинович Коленковский в 1880 году в Николаеве Херсонской губернии, в семье офицера. Получил домашнее образование. 30 сентября 1897 года поступил в Одесское пехотное юнкерское училище, выпущен в 1900 году, подпоручиком в Виленский 52-й пехотный полк, затем служил в 218-м Борисоглебском пехотном полку. Участник Русско-японской войны, командовал ротой, был адъютантом полка. В 1912 году окончил Николаевскую военную академию по 1-му разряду, с 1913 года отбывал цензовое командование ротой в 14-м стрелковом полку. Участник Первой мировой войны, старший адъютант штаба 64-й пехотной дивизии. В феврале 1915 года участвовал в Августовской операции. С 6 августа 1915 года — преподаватель в Одесском военном училище, с 1916 года — и.д. старшего адъютанта отделения генерал-квартирмейстера штаба 6-й армии, со 2 января 1917 года — старший адъютант управления обер-квартирмейстера штаба 42-го армейского корпуса, с февраля 1917 года — и.д. начальника штаба 181-й пехотной дивизии, с 20 февраля 1918 года — старший адъютант отделения генерал-квартирмейстера штаба 3-й армии, затем генерал-квартирмейстер штаба той же армии. В апреле 1918 года А.К.Коленковский добровольно вступил в РККА, назначен начальником штаба Военного руководителя Невельского района, с июля 1918 года — начальник штаба, в августе—сентябре 1918 года — временно исполняющий должность начальника 5-й Витебской стрелковой дивизии, с 28 сентября 1918 года по 3 апреля 1919 года — начальник штаба Восточного фронта, с 29 апреля 1919 года — военный руководитель Приволжского военного округа, с августа 1920 года — военный атташе в Литве, с 3 марта 1921 года — в распоржении Главкома, с 9 марта 1921 года по 1924 год — начальник Оперативного отдела Штаба РККА. С 1924 года на преподавательской работе в Военной академии имени Фрунзе, начальник кафедры военной истории. Автор научных трудов по военной истории и оперативному искусству. С 1940 года член ВКП(б). Во время Великой Отечественной войны на той же должности, исследовал опыт боев под Ростовом, в 1942 году написал статью «Ростовская операция Красной Армии», в которой сделал важные выводы по организации наступательных боевых действий. Умер Александр Константинович Коленковский в Ташкенте 23 мая 1942 года. Звания Российской империи: подпоручик — (старшинство 30 января 1901); поручик — (старшинство 27 сентября 1904); штабс-капитан — (старшинство 26 августа 1909); капитан — (старшинство 14 сентября 1910); подполковник — 1916 (старшинство 19 декабря 1915). Звания Советского Союза: комбриг — 5 декабря1935; комдив — 5 февраля 1939; генерал-лейтенант — 4 июня 1940. Награды Российской империи: Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1907); Орден Святой Анны III степени (1 июня 1912); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 28 июня 1915). Награды Советского Союза: Орден Красной Звезды; Медаль «XX лет РККА» — 1938. Сочинения: Дарданелльская операция, Издание 2-е, — Москва, 1938; Зимняя операция в Восточной Пруссии в 1915, — Москва-Ленинград, 1927; Маневренный период первой мировой империалистической войны 1914, — Москва, 1940; Марнская операция, — Москва, 1933; О наступательной операции армии, входящей в состав фронта, — Москва, 1929; Ростовская операция Красной Армии, — сборник «Труды Академии», июль 1942; Русско-турецкая война 1877—1878 гг., — Москва. 1939 (совместно с В.Белолипецким). Литература: Коленковский Александр Константинович — статья из Большой советской энциклопедии; Советская военная энциклопедия: В 8 томах. Том 4. — Москва: Воениздат, 1977.

[602x700]
1881
Джордже Баковия (румынское имя — George Bacovia; настоящее имя Джордже Василиу, George Vasiliu)
румынский поэт-символист. Родился в Бакэу. Сын коммерсанта. Учился в университете в Бухаресте и Яссах. Получил юридическое образование, служил чиновником в различных министерствах. Дебютировал в печати в 1898 году, первую книгу стихов «Свинец» выпустил в 1916 году. В его творчестве отразился бунт личности против, подчас смыкавшийся с классовым протестом растущего румынского пролетариата. Однако в основном он оставался поэтом личных переживаний; в его стихах изображение серости бытия и прозябания в буржуазном городе достигло высот лирического обобщения (сборники стихов «Свинец», 1916; «Желтые искры», 1926; «Буржуазные стансы», 1946, и др.). Умер в Бухаресте 22 мая 1957 года. Похоронен в Бухаресте на кладбище Беллу.
[431x700]
Памятник Джордже Баковии в Аллее Классиков в Кишинёве. Произведения: Свинец (1916); Желтые искры (1926); Кусочки ночи (1926); Стихотворения (1929); С вами… (1930); Стихотворения (1934); Комедии на фоне (1936); Оперы (1944); Буржуазные марки(1946). Публикации на русском языке: Стихи // Антология румынской поэзии, Москва, 1958; Жёлтые искры. Бухарест: Минерва, 1978; Стихи // Строфы века — 2. Москва: Полифакт, 1998, страницы 579-580. Премия Общества румынских писателей (1925, разделил с Лучианом Блага), Национальная премия (1934). Стихи Баковии переведены на английский, французский, немецкий, польский, венгерский и др. языки.

Erna_Denera,_Rosenkavalier,_1889 (440x700, 59Kb)
1881
Эрна Денера (немецкое имя — Erna Denera)
немецкая оперная певица и камерная певица (сопрано). Родилась близ города Мурована-Гослина, Царство Польское, Российская империя, ныне Познанский повят, Великопольское воеводство, Польша. Училась музыке (первоначально как пианистка) в Висбадене под руководством Макса Регера и Генриха Шпангенберга, затем в Бонне у Вильгельма Куфферата; среди вокальных учителей Денеры был Генрих Файнхаус. Дебютировала на сцене в 1906 г. в Касселе, исполнив партию Сенты в «Летучем голландце» Рихарда Вагнера. В дальнейшем получила преимущественную известность именно как певица вагнеровского репертуара: Изольда в «Тристане и Изольде», Зиглинда в «Валькирии» и др. После непродолжительного ангажемента в Висбаденском придворном театре пела, в основном, на сцене Берлинской оперы (1908—1921), сезон 1916—1917 гг. провела в Нью-Йорке в Метрополитен-опера. В поздние годы преподавала в Берлине. В 1909—1915 гг. с участием Денеры был осуществлён ряд записей, в том числе значительная запись почти полного первого акта «Валькирии» с Блютнер-оркестром под управлением Эдмунда фон Штрауса. Умерла в городе Берлин, Германия, 16 марта 1938 года. Похоронена на Штансдорфскоя юго-западное кладбище под Берлином.

František_Kysela_(1881-1941) (485x700, 267Kb)
1881
Франтишек Кисела (чешское имя — František Kysela)
чешский живописец, график дизайнер, театральный художник, автор герба Чехословацкой республики. Родился в горолде Коуржим, недалеко от Праги, Богемия, Австро-Вегрия, ныне Чехия. Кроме занятий живописью, Ф.Кисела проявил себя в первую очередь как выдающийся дизайнер. Работал в стиле Ар-деко. Неоднократно сотрудничал с архитекторами Павелом Янаком и Йозефои Гочаром, разрабатывая для проектируемых зданий интерьеры помещений. Также разрабатывал рисунки для промышленных изделий: тканей, гобеленов, других видов текстильной продукции. Был членом общества художников «Артель» (1908—1934). Ф.Кисела занимался также художественной керамикой, создавал многочисленные плакаты, иллюстрировал литературу. Умер в городе Прага, протекторат Богемии и Морави, 2 февраля 1941 года.
Greater_coat_of_arms_of_Czechoslovakia_(1918-1938_and_1945-1961).svg (700x398, 347Kb)
Большой герб Чехословацкой Республики, разработанный Франтишеком Киселой
Избранные работы
в сотрудничестве с архитектором Йозефом Гочаром. Интерьеры залов в здании Банка Чешских легионов в Праге (1921—1923)
настенная живопись и художественные ткани для замка семьи Бартона в Нове Место над Метуй (1922); цикл из восьми гобеленов на темы Ремёсла для чехословацкого выставочного павильона на Пврижской всемирной выставке 1925 года; в сотрудничестве с архитектором Франтишеком Ротом. Реставрационные работы в здании Городской книговни в Праге (окончание работ в 1928 году); Оконная роза (розетта) западного портала Собора Святого Вита.
František_Kysela_–_Portrét_mladého_muže (499x700, 273Kb)
Франтишек Кисела. Портрет молодого мужчины
Литература: Adlerová, Alena. František Kysela a český dekorativismus. Umění a řemesla, 1981, čís. 3, s. 3-4; KOL. České art deco 1918—1938. Praha : Obecní dům, 1998. ISBN 80-902507-1-8.

William_Clothier (521x700, 158Kb)
1881
Уильям Джексон Клотье (William Jackson Clothier)
американский теннисист, победитель Национального чемпионата США 1906 года в мужском одиночном разряде, первый президент Международного зала теннисной славы. Родился Уильям Клотье в 1881 году в небольшом городке Шерон-Хилл, штат Пенсильвания, США. В 1902 году, будучи студентом Гарвардского университета, выиграл межвузовский чемпионат по теннису в одиночном и в парном (вместе с Эдвардом Леонардом) разрядах. Одиннадцать раз (между 1901 и 1914) входил в десятку сильнейших теннисистов США, и был номером 1 в 1906 году. В том же, 1906, году он завоевал титул на Чемпионате США в мужском одиночном разряде и, как потом сам вспоминал, он «никогда в своей жизни не играл лучше». Уверенности игре Клотье добавила сложнейшая победа в четвертьфинале над Фредом Александером, когда он в пятом сете смог отыграться со счета 2-5 и 0-40. После успешного завершения этой встречи без особых проблем выиграл оставшиеся матчи и в финале уверенно со счетом 6:3, 6:0, 6:4 победил Билса Райта. Клотье ещё дважды выходил в финал Чемпионата США: в 1904 он уступил Холкому Уорду, а в 1909 году было поражение в пяти сетах от Уильяма Ларнеда. В 1905 году первый и единственный раз выступал на Уимблдоне. И хотя он уже в третьем круге проиграл в пяти партиях Энтони Уилдингу, но тот матч был отмечен комментаторами и теннисными историками. Американец не смог использовать преимущество 2-0 по сетам и 40-15 в третьей партии, и в итоге ушел с корта побежденным, после трех с половиной часов напряженной борьбы. По словам известного историка тенниса Уоллеса Mайерса оба игрока в том поединке продемонстрировали элегантный красивый теннис, силу, юношескую энергию и волю к победе (Майерс: «Оба они представляли собой такие великолепные образцы молодости и энергии, так жестко атаковали, и были такими доблестными бойцами…»). Клотье принимал участие в двух розыграшах Кубка Дэвиса. В 1905 году, в матчах полуфинала, когда американцы на кортах Королевского Клуба играли против сборной Франции, он одержал две достаточно убедительных победы: сначала со счётом 6-3 6-4 6-4 одолел Макса Декюжи, и потом в пятом, уже ничего не решавшем матче, в четырёх сетах победил Мориса Жермо. В финале же (в челлендж-раунде), где сборной США противостояла команда Великобритании, Клотье провел только один матч, против Сидни Смита, и он потерпел поражение в трёх сетах. В 1909 году он сыграл в двух матчах финала и не играл в челлендж-раунде. В общей сложности Клотье провёл за сборную США в Кубке Дэвиса пять матчей, и четыре из них он выиграл.
Дважды, в 1935 и в 1936 годах, выигрывал Чемпионат США в категории «отец и сын» в паре с Уильямом Клотье-младшим. В 1956 году был удостоен места в Международном зале теннисной славы. Умер в городе Филадельфия, штат Пенсильвания, США ,4 сентября 1962 года.
Игровой стиль
Высокий мощный Клотье предпочитал играть в атакующем стиле и после выполнения подачи сразу же шёл к сетке. По словам Реджинальда Дохерти, он копировал стиль другого американца, Малькольма Уитмена, хотя при этом был не столь хорош, и его драй-воллей значительно превосходил его игру с задней линии. Выступления на турнирах Большого шлема: Чемпионат США; Мужской одиночный разряд — победа (1906), финал (1904, 1909); Смешанный парный разряд — финал (1912). Литература: Roger W. Ohnsorg. Robert Lindley Murray: The Reluctant U.S. Tennis Champion. — Trafford Publishing, 2011. — 412 страниц. — ISBN 1426945140; Reginald Doherty; Lawrence Doherty. R. F. and H. L. Doherty on lawn tennis. — New York: The Baker & Taylor company, 1903; Arthur Wallis Myers. Captain Anthony Wilding. — London, New York: Hodder and Stoughton, 1916. — 306 страниц; Arthur Wallis Myers. The complete lawn tennis player. — Philadelphia: G.W. Jacobs & co, 1908. — 466 страниц; Lance Tingay. 100 Years of Wimbledon. — London: Guinness Superlatives Ltd., 1977. — 256 страниц. — ISBN 0-900424-71-0.

Lamine_Bey (409x700, 310Kb)
1881
Мухаммад VIII аль-Амин, арабское имя — الأمين باي بن محمد الحبي‎)
последний бей Туниса с 15 мая 1943 до 20 марта 1956, затем был единственным королём независимого Туниса до смещения 25 июля 1957. Мушир (фельдмаршал) (15 мая 1943). Мухаммад был сыном Мухаммада аль-Хабиба, бея Туниса в 1922—1929 годах. Стал беем после смещения его двоюродного брата, сотрудничавшего с вишистским режимом, войсками Сражающейся Франции. После провозглашения Мухаммадом в 1956 году независимости страны от Франции, он стал беем с королевским титулом Его Величество. Премьер-министр Хабиб Бургиба, бывший противником монархии, смог заменить Королевскую Гвардию, охранявшую дворец, на верные себе войска, и 15 июля 1957 года посадил короля под домашний арест, а 25 июля Конституционная Ассамблея Туниса провозгласила республику, избрав Бургибу первым президентом. Мухаммад не отрёкся от престола и был отправлен в охраняемую резиденцию в Манубе, но после смерти жены получил разрешение вернуться в столицу, Тунис, где и умер 30 сентября 1962 года. Был эксцентричен и мало интересовался государственными делами. Собрал во дворце большую коллекцию часов и содержал частную труппу карликов. Интересовался астрономией и алхимией, которым посвящал большую часть своего времени. Награды: Nishan al-Ahad al-Murassa (Тунис) 25.06.1942; Орден Крови (Тунис) (Nishan ud-Dam) (Тунис); Большая лента Ордена Славы (Nishan al-Iftikhar) (Тунис); Большая цепь ордена Идриса I (Ливия); Цепь ордена Мухаммедийя (Марокко) 1956; Большой крест Ордена Почётного легиона с бриллиантами 15 мая 1943; Орден Чёрной звезды (Бенин); Орден Звезды Анжуана (Ordre de l'Étoile d'Anjouan) (Французские Коморские острова); Крест Лотарингии (Франция); Большой крест Ордена Гражданских Заслуг (Испания); Шарифский орден Алави (Марокко); Орден Мухаммеда Али (Египет); Орден Возрождения (Иордания); Командор Ордена Святого Сильвестра со звездой (Ватикан) 30 ноября 1931
Личная жизнь
В 1902 году он женился на Лалле Дженейне Бейе (1887–1960), дочери Башира Аяри, триполитанского купца из района Рас-Дарб в Тунисе. У него было двенадцать детей, в том числе три принца и девять принцесс: Принцесса Лалла Аиша (1906–1994): старшая дочь короля, она несколько раз представляла своего отца. Она встречала Хабиба Бургиба в порту Хальк-эль-Уэд (в прошлом Ла-Гулет) 1 июня 1955 года по случаю обретения страной внутренней независимости. Она вышла замуж за Слахеддина Мехерзи. У них было трое сыновей; Принцесса Лалла Хадиджа (1909–199?): В 1939 вышла замуж за Хареддина Аззуза; Принц Чедли Бей (1910–2004): бывший директор Королевского кабинета (1950–1957) и глава королевской семьи с 2001 по 2004 год. Он женился на принцессе Хосн Эль Уджуд Заккария (? –1991); Принцесса Лалла Суфия (1912–1994): сначала она вышла замуж за принца Мохамеда Хеди Бея (1907–1965), позже они развелись, в 1943 году она вышла замуж за генерал-майора Хеди Бен Мустафа, позже начальника протокола республики, (разведена) она вышла замуж за генерал-лейтенанта Ахмеда Кассара; Принц Мхамед-бей (1914–1999): он женился на черкесской одалиске по имени Сафия (1910–2000), воспитанной Лаллой Камар (последовательно женой Мухаммеда III ас-Садика, Али III ибн аль-Хуссейна и Мухаммад V ан-Насира. У них было четыре сына и одна дочь; Принц Салах Эддин Бей (1919–2003): основатель футбольного клуба Хаммам-Лиф CS Hammam-Lif. Он был арестован в августе 1957 года после отмены монархии. Он женился на Хабибе Мехерзи (1916–199?), Затем на Лилиан Зид (1932–1998). У него было два сына и две дочери от первой жены и три сына и одна дочь от второй; Принцесса Лалла Зенеиха Зануха (1923–2007): в 1944 году она вышла замуж за полковника Насреддина Закария. У них было два сына и три дочери; Принцесса Лалла Фатма (1924–1957): супруга Мустафы бен Абдаллаха, заместителя губернатора штата Маттер. У них было два сына и одна дочь; Принцесса Лалла Кабира Каббура (1926–2007): супруга начальника протокола Мохамеда Азиза Бахри. У них было четыре сына и две дочери; Принцесса Лалла Закия Закуа (1927–1998): в 1944 году она вышла замуж за Мохамеда Бен Салема, бывшего министра здравоохранения. У них было три сына и три дочери; Принцесса Лалла Лилия (1929–2021): первоначально она вышла замуж за доктора Менчари (ветеринара), снова вышла замуж в 1948 году за Хамади Челли. Она отправилась в добровольное изгнание в Марокко после отмены монархии в 1957 году. Она вернулась в Тунис после того, как Зин эль-Абидин Бен Али стал президентом и дал разрешение вернуться из изгнания. У нее было два сына и одна дочь; Принцесса Лалла Хедиа (1931–2010): вышла замуж за инженера Османа Бахри. У них было два сына и три дочери.

Морфесси (460x700, 268Kb)
1882
Юрий Спиридонович Морфесси (греческое имя — Γιώργος Μορφέσσης)
русский эстрадный и оперный певец (баритон) греческого происхождения. Родился в городе Афины, Греция, в семье адвоката. В 1889 семья переехала в Одессу, в следующем году на прогулочной яхте погиб отец. Юрий поступил в греческое коммерческое училище в Одессе, при этом пел в церковном хоре. Юношей был принят в Одесский оперный театр, несмотря на отсутствие музыкального образования. В 1903 году Морфесси устраивается в Киеве в труппу театра «Шато-де-Флёр». Материальные трудности не позволяли серьёзно заниматься музыкальным образованием, и в конце очередного театрального сезона Морфесси подписывает контракт на работу в опереттах: в театре «Буфф» в Киеве (1904), в Ростове-на-Дону (1905—1906). Переехав в Петербург, выступал в оперетте Новикова, а также в Театре цыганской песни, с 1912 года полностью перешёл из оперетты на эстраду. Выступал на модных площадках в Санкт-Петербурге (театры «Буфф», «Кривое зеркало» и др.), в Москве (театр сада «Эрмитаж», театр «Летучая мышь», ресторан «Яр»), совершал длительные турне по России.. С 1912 года Морфесси начал записываться для граммофонных фирм «Зонофон», «Пишущий Амур», примерно тогда же Фёдор Шаляпин назвал Юрия Морфесси «Баяном русской песни». В июне 1914 года Морфесси пел перед императорской семьёй на яхте «Полярная звезда». В ноябре 1914 года Юрий Морфесси записал грампластинку с песней «Казак Крючков» (стихи либреттиста Марка Ярона, положены на музыку Юрием Риком) о подвиге Козьмы Крючкова. В этой песне были следующие слова:

На одного напали разом
Тринадцать немцев, и казак Крючков
Вступил в борьбу, и не моргнувши глазом,
Стрелял, рубил, колол врагов.
Желаньем быть в бою сгорая,
Чрез две недели он вернулся в строй
Сражаться за царя, за честь родного края -
Казак Крючков, казак герой

В январе 1915 года Морфесси помог Г.П.Макарову открыть в Петрограде артистический клуб — элитарное кабаре «Уголок» для «талантов и поклонников». Воинской повинности Морфесси избежал, но жертвовал деньги Скобелевскому комитету помощи увечным воинам. Осенью 1917 года во время гастролей по Дальнему Востоку Морфесси узнал о произошедшей в Петрограде Октябрьской революции, вернулся в Петроград, но, услышав о расстреле царской семьи, уехал в Одессу. Осенью 1918 года в Одессе открыл Дом артиста, где выступали Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский, Леонид Утёсов. С 1920 года — в эмиграции. В Париже Морфесси пел сначала в «Тройке», потом в «Кавказе» Балиева, затем — долгое время в «Эрмитаже». Гастроли 1929 года Морфесси закончил в рижском кабаре «Альгамбра». Получив годовой ангажемент в Югославии, уехал в Белград. В апреле 1931 года вернулся в Париж.



Юрий Морфесси. «Помню, помню»
В 1935 Морфесси надолго остановился в Югославии. В Белграде в 1937 году Морфесси выступал в кабаре «Казбек», где познакомился с Константином Сокольским, они начали выступать вместе, затем переехали в Загреб. В годы Второй мировой войны Ю. Морфесси вступил в артистическую бригаду «Русского корпуса», созданного русскими эмигрантами в Югославии. В 1943 году гастролировал в Берлине, где записал пластинки. По мере продвижения Красной армии на запад Морфесси отступал с немецкими частями и в итоге оказался в городке Фюссен. Скончался в городе Фюссен, Бавария, ФРГ, от сердечного приступа 12 июля 1949 года. Некрологи были опубликованы в «Русской мысли» (Франция) и «НРС» (США). Могила певца не сохранилась. Ю.С.Морфесси оставил книгу своих мемуаров «Жизнь, любовь, сцена: воспоминания русского баяна», которая была опубликована в Париже в издательстве «Старина» в 1931 году.
Память
Первой книгой, написанной о Юрии Морфесси стала книга краснодарского историка эстрады и краеведа Виталия Бардадыма «Юрий Морфесси — баян русской песни» — страницы жизни и творчества (Краснодар: Издательство «Советская Кубань», 1999). В этой книге наиболее полно рассказана биография артиста, автор использует архивные документы, рассказывается о его родственниках, а также составлена подробная дискография записей, сделанных в разные периоды жизни и творчества для граммофонных фирм «Пишущий амур», «Syrena-electro», «Parlophon», «Polydor» и др.
В 2012 году в издательстве «Деком» вышла книга «Звёзды царской эстрады», где опубликованы мемуары Морфесси и впервые правдиво рассказана его биография. В телесериале «Вертинский» роль Юрия Морфесси сыграл актёр Леонид Алимов.
Морфессидроздовцев (548x700, 441Kb)
Валентина Лозовская — с собакой
Семья
Жена — Валентина Лозовская, участница Гражданской войны в России на стороне Белого движения. Артиллерист-дроздовец.
«…Съездив в Белград на гастроли, Юра познакомился с девицей огромного роста (выше меня на голову), которая была участницей белого движения и жила в Белграде… <…> Женившись на ней в Белграде, где он отбил ее у богатого серба, не пожелавшего жениться на ней, он привез ее в Париж. Это был ход со стороны этой женщины, которая сыграла на самолюбии своего богатого любовника. А Юра был козлом отпущения. Любовник взвыл. Она нанесла сильный удар. В конце концов он приехал за ней в Париж, они, по-видимому, встретились и… эта молодая особа, которую, кстати мы называли „молодая лестница“, в один прекрасный день, когда Юра был в поездке, бросила его и уехала в Белград, предварительно начисто ограбив его, продав все имущество, даже его квартиру со всей мебелью…». (Вертинский А.Н. За кулисами. Москва, 1991, страница 162.)

Leonhard_Frank_1929 (476x700, 191Kb)
1882
Леонхард Франк (немецкое имя — Leonhard Frank)
немецкий писатель, основным литературным методом которого был экспрессионизм. Убежденный пацифист, он не участвовал в войне. Преследуемый за антивоенные выступления, в 1915 вынужден был эмигрировать в Швейцарию, где жил с 1915 по 1918 год. В ноябре 1918 вернулся в Германию, был членом Революционного совета в Мюнхене. После, вернувшись в Берлин, вел жизнь свободного художника, сделав литературную деятельность своей профессией. В 1933 был вынужден вновь покинуть родину, куда смог вернуться только в 1950. С 1933 находился в эмиграции (Франция, Великобритания, США); с 1950 жил в Мюнхене (ФРГ). С 1957 почётный доктор университета им. Гумбольдта (Берлин, ГДР). Романы и пьесы Леонгарда Франка известны своим индивидуальным стилем. Проза Франка была компактной и строгой. Данный выбор стиля использовался писателем для освещения его основной темы — ущерба, наносимого буржуазным обществом индивидуальному духу. Франк родился в городе Вюрцбург, Германская империя. Он был четвертым ребенком в очень бедной семье подмастерья столяра Иоганна Франка и его жены Марии (урожддённая Бах). Сменил различные профессии, но самым главным его увлечением было изобразительное искусство (он учился живописи и графике в Мюнхене). Первая книга Франка — «Разбойничья шайка» (Die Rauberbande), вышедшая в 1914 году, накануне Первой мировой войны, принесла ему широкую известность. Увидев берлинского журналиста, праздновавшего потопление лайнера «Лузитания», принял решение покинуть Германию, охваченную шовинистическим психозом, и поселиться в нейтральной Швейцарии, где выпустил экспрессионистский сборник новелл пацифистского направления «Человек добр» (Der Mensch ist gut, 1917). В 1920-х годах сблизился с революционными левыми писателями, включая Бехера, Брехта, Киша. Его интерес к рабочему движению, приверженность социализму и стремление к свержению капитализма нашли отображение в его романе «Бюргер» (Der Burger, 1924). В новелле «В последнем вагоне» (Im letzten Wagen, 1925) соотносит классовую принадлежность персонажей с их социально-политической характеристикой и человеческими качествами. В автобиографии «Слева, где сердце» он впоследствии писал: «Он верит, что ход истории по основному пути развития необходимо ведёт к социалистическому устройству экономики… Он верит, что экономическому строю корысти и чистогана… к 2000 году придёт на смену строй социалистический». Также в этот период отчасти автобиографических произведений Франк написал то, что считается его лучшим творением, — роман «Карл и Анна» (Karl und Anna, 1926). Роман представлял собой реалистический шедевр, в котором солдат соблазняет жену своего товарища. В романах «Оксенфуртский мужской квартет» (Das Ochsenfurter Männerquartätt, 1927), «Трое из трёх миллионов» (Von drei Millionen drei, 1932) продолжает повестование о городе Вюрцбурге, начатое в «Разбойничьей шайке». Роман «Трое из трёх миллионов» написан под влиянием «Великой депрессии» и вызванной ей безработицы. Франк работал внештатным писателем в Берлине до 1933 года. Смерть его первой жены в 1923 году привела к серьезному творческому кризису. Примерно через год он вернулся к литературной деятельности и был вовлечен в культурную среду Берлина. Франк был членом комитета содействия художникам Международной рабочей помощи (Internationale Arbeiterhilfe, сокращённо IAH) Вилли Мюнценберга и кружка оппозиционных писателей «Группа 1925» (включая Йоханнеса Р.Бехера, Альфреда Дёблина, Бертольта Брехта). За литературный успех Франку пришлось "заплатить" тем, что его отчасти революционные сочинения не понравились нацистам, которые в 1933 году его книги сначала запретили, а потом сожгли. В 1934 году как автор антивоенной книги «Человек добр» был лишён нацистами немецкого гражданства. Его книги в Германии были запрещены и не публиковались вплоть до 1952 года, когда вышла автобиографическая книга «Слева, где сердце» (Links wo das Herz ist). Все это время писатель жил в эмиграции (в Швейцарии, Лондоне и Париже, откуда после нацистской оккупации чудом смог бежать в США), где он начал писать роман о послевоенной Германии «Ученики Иисуса» (Die Jünger Jesu, 1949). Леонгард Франк умер в городе Мюнхен, Бавария, ФРГ, 18 августа 1961 года. За пять дней до его смерти пришло известие о строительстве Берлинской стены. Франк ликовал: «Наконец-то! Только так ГДР может предотвратить эксплуатацию Западом». Похоронен на Северном кладбище в Мюнхене.
Награды и премии: командорский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»; Национальная премия ГДР; премия Генриха Клейста (1918); почётный доктор Берлинского университета имени Гумбольдта (1957); Премия города Нюрнберга (1953)
Семья
Первая жена скончалась в 1923 году. Вторая жена — переводчица киевлянка и одесситка Елена Макенн Пьюснер. В том же 1929 году году родился сын — социолог Андреас Гундер Франк (Andre Gunder Frank). Библиография: 1914 — роман «Разбойники»; 1917 — сборник новелл «Человек добр»; 1925 — новелла «В последнем вагоне»; 1927 — роман «Оксенфуртский мужской квартет»; 1952 — автобиографический роман «Слева, где сердце». Публикации на русском языке: Леонгард Франк. Ученики Иисуса / Перевод Р.М.Гальпериной. — Москва : Государственное издательство иностранной литературы, 1957; Леонгард Франк. Избранное / Перевод В.Н.Куреллы, И.Н.Каринцевой, Е.А.Гнедина. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1958; Леонгард Франк. Матильда / Перевод Л. Б. Чёрной. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1962; Леонгард Франк. Руфь / Перевод Т.А.Путинцевой. — Москва : Искусство, 1963; Леонгард Франк. Причина / Перевод В.И.Стеженского, Н. Махвиладзе, И.Н.Каринцевой, Д.Л.Каравкиной. — Москва : Прогресс, 1969; Леонгард Франк. Шайка разбойников. Оксенфуртский мужской квартет. Из трех миллионов трое / Перевод В.Н.Куреллы, И.Н.Каринцевой. — Москва : Художественная литература, 1970; Леонгард Франк. Пьесы / Перевод О. Михеевой. — Москва : Искусство, 1972; Леонгард Франк. Избранное. В 2 томах. — Москва : Терра-Книжный клуб, 2003. Серия: Современный зарубежный роман. Литература о писателе на русском языке: Затонский Д. Сила любви и ненависти (Заметки о творчестве Леонгарда Франка) // Иностранная литература. – 1962. – № 10. – Страницы 187-194; Знаменская Г. Предисловие // Франк Л. Шайка разбойников. Оксенфуртский мужской квартет. Из трех миллионов трое / перевод с немецкого. – Москва : Художественная литература, 1970. – Страницы 3-22; Затонский Д.В. Леонгард Франк (до 1945 г.) // История немецкой литературы: В 5 томах. – Том 5. – М.: Наука, 1976. – Страницы 163-180; Стеженский В.И. Леонгард Франк. Очерк жизни и творчества. — Москва: Художественная литература, 1983. – 149 страниц; Млечина И. Франк, Леонгард // Энциклопедический словарь экспрессионизма. — М.: ИМЛИ РАН, 2008. – Страницы 588-590.
[428x699]
Признание: В 1955 году награждён Национальной премией ГДР. Изображён на почтовой марке ГДР 1972 года. Экранизации: «Возвращение домой», режиссер Джо Мэй (Германия, 1928, по повести «Карл и Анна»); Die Räuberbande , режиссер Ганс Берендт (Германия, 1928, по роману Die Räuberbande); «Желай меня» (США, 1947, по повести «Карл и Анна»); Der Prozeß wird vertagt , режиссер Герберт Баллманн (Восточная Германия, 1958, по новелле Михаэля Рюккера); История одного убийства , режиссер Иоахим Хаслер (Восточная Германия, 1965, по роману Die Jünger Jesu); Deutsche Novelle , режиссер Освальд Дёпке (Западная Германия, 1972, телефильм по новелле Deutsche Novelle); Die Kurve , режиссер Вольф-Дитер Пансе (Восточная Германия, 1974, телефильм по пьесе Die Kurve); Der Mörder , режиссер Юрий Крамер (Восточная Германия, 1976, телефильм по новелле Die Ursache ); Das Männerquartett, режиссер Михаэль Верховен (Западная Германия, 1978, телефильм по роману Das Ochsenfurter Männerquartett); Ende vom Lied , режиссер Юрий Крамер (Восточная Германия, 1979, телефильм по роману Das Ochsenfurter Männerquartett); Die Ursache , режиссер Майкл Верховен (Западная Германия, 1980, телефильм по новелле Die Ursache); «Женщина и незнакомец», режиссер Райнер Симон (ГДР, 1985, по повести «Карл и Анна»); Сценарии: Die Räuberbande, режиссёр Ганс Берендт, 1928); Убийца Дмитрий Карамазов (режиссёр Федор Озеп, 1931); Ад на Земле (режиссёр Виктор Тривас, 1931); Победитель (режиссеёр Ханс Хинрих и Пол Мартин, 1932). Театральные постановки: «Карл и Анна» в постановке Дениса Хусниярова. Русский драматический театр «Мастеровые» г. Набережные Челны (Россия). Премьера 07 мая 2016 года.

1882
Юлиус Александр Томсон (Julius Alexander Thomson; 4 сентября 1882, Торонто, Канада — ?)
канадский гребец, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. На Играх 1908 в Лондоне Томсон входил в экипаж восьмёрок. Эта команда выиграла четвертьфинал, но проиграла полуфинал будущим чемпионам из Великобритании и разделила в итоге третье место, получив бронзовые награды. Умер в городе Кенора, проывинция Онтарио, Канада, 26 октября 1940 года.

[481x700]
1883
Андрей (Андро) Васильевич Циклаури
паровозный машинист-инструктор Тбилисского депо Закавказской железной дороги. Родился в селе Толлат-Сопели ныне Тианетского района Грузии, в крестьянской семье. Грузин. В детстве с родителями переехал в Баку. В 17 лет устроился учеником слесаря в паровозное депо Баку. Три с лишним года учился он слесарному делу, хорошо изучил конструкцию. В 1904 году стал помощником машиниста. Участвовал в революционном движении. В 1905 году, во время забастовки Бакинских рабочих, пустил под откос поезд в карателями. Был арестован, четыре месяца провел в тюрьме. После освобождения долго был без работы, потом устроился помощником машиниста. В 1914 году стал сам водить составы. После революции, в период англо-турецкой оккупации Баку по заданию Шаумяна Циклаури увёл из-под носа оккупантов санитарный поезд с ранеными красноармейцами. Дольше оставаться в Баку было опасно, и он с семьей в 1918 году уехал в Тифлис (ныне – Тбилиси). Здесь снова трудился машинистом. В 1933 году его паровоз Б-126 занял первое место на конкурсе, а сам он был признан лучшим машинистом Закавказья. К 1934 году его паровоз имел пробег 20 000 км без ремонта. Он активно поддержал почин Петра Кривоноса, активно участвовал в слетах краивносовцев, о его опыте писали газеты. 4 апреля 1936 года машинист паровозного депо Тбилиси А.В.Циклаури в числе 976 железнодорожников страны был награждён орденом Ленина. Ему также вручили и знак «Почётному железнодорожнику». В ответ на высокую награду последовала новая победа. Паровоз Циклаури СУ 204-02 пробежал без ремонта и промывки 40 000 километров по горным дорогам Закавказья. Привычным был вес поезда в 620, а потом и в 700 тонн. Циклаури попробовал увеличить число вагонов и вес поезда и вскоре стал водить поезда весом 1000 тонн. Работая машинистом, предотвратил шесть крупных крушений. В 1936 году был избран делегатом VIII чрезвычайного съезда Советов, на котором обсуждалась и утверждалась новая Конституция СССР. 12 декабря 1937 года А.В.Циклаури был избран в Совет Национальностей Верховного Совета СССР. В 1938 году Андро Циклаури исполнилось 55 лет, он имел право уйти на заслуженный отдых. Его перевели на должность машиниста-инструктора для передачи богатого опыта молодым машинистам. Помимо поездок с молодыми машинистами Андрей Васильевич два раза в год ездил в Москву на заседания Верховного Совета, выступал на предприятиях с рассказом о принятых решениях. 23 ноября 1939 года был награжден орденом «Знак Почёта». Когда началась война, А.В.Циклаури продолжал выполнять свои обязанности. И хотя до декабря 1943 года Верховный Совет не собирался, у депутата было много работы с избирателями, он продолжал работать машинистом-инструктором с особой энергией - Закавказская магистраль в 1942 году стала прифронтовой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Циклаури Андрею Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». После Победы до выхода на заслуженный отдых продолжал работать в Тбилисском депо. Жил в Тбилиси. Скончался 10 мая 1958 года. Награжден тремя орденами Ленина (1939, 1943,1951), Трудового Красного Знамени (1947), «Знак Почета» (1939), медалями; двумя знаками «Почетный железнодорожник». В мае 1969 года на улице Циклаури в Тбилиси была установлена мемориальная доска.

Zientara-Malewska1 (448x700, 168Kb)
1894
Мария Зентара-Малевская (польское имя — Maria Zientara-Malewska псевдоним Эльжбета Рафальская)
польская писательница и поэтесса, общественный деятель Вармии. Родилась в деревне Бронсвалд, ныне Дывиты, Ольштынский повет, Варминско-Мазурское воеводство, Польша. В 1926 окончила учительские курсы в Кракове. В 1921—1923 работала в редакции газеты «Gazetа Olsztyńskа» в Алленштейне (теперь Ольштын). В 1926—1931 и 1933—1939 учительствовала. Деятельница Союза поляков в Германии, польского католического школьного общества в Ольштыне и Союза польских обществ в Берлине. В 1939—1945 — узница гитлеровского канцлагеря Равенсбрюк. С 1945 жила в Ольштыне. Одна из организаторов в 1952 еженедельника «Слово Вармии и Мазуров» (Słowo na Warmii i Mazurach), воскресного регионально приложения «Słowо Powszechne». Умерла в городе Ольштын, Польша, 2 октября 1984 года.
Творчество
С 1952 — член Союза польских писателей. Дебютировала в 1920, опубликовав стихи «Pory roku» . Поэзия Зентары-Малевской в межвоенный период печаталась почти во всех польских газетах Германии. Вошла в антологии «Warmia i Mazury» и «Nasi poeci». После 1945 вышло 20 книжек поэтессы. В своем творческом наследии писательница отобразила борьбу поляков за самоопредение региона Вармии, его культуру и фольклор. Некоторый произведения писала на местном диалекте.
Zientara-Malewskaбюст (525x700, 379Kb)
Бюст установленный на родине Марии Зентары-Малевской
Избранные произведения: Автор сборников рассказов, стихов, легенд, сказок, очерков, мемуаров: Legendy dwóch rzek (1955); Warmio moja miła (1959); To nie ballada, to prawda! (1976); Na warmińską nutę (1982); Dla mego ludu śpiewać chcę (1983); Płonące krzaki nad Obrą (1961); Złotowszczyzna (1972); Śladami twardej drogi (1966); Pieśni Warmianki (1963); Miłość prostego serca (1985); Baśnie znad Łyny (1970); Miłość prostego serca. Wiersze religijne (1985); Wieś nad łąkami (1988) и др. Награды: Золотой Крест Заслуги (1955); Медаль 10-летия Народной Польши (1955); Офицерский Крест Ордена Возрождения Польши (1959); Орден Строителей Народной Польши.

1884
Фёдор Петрович Имшеник (белорусское имя — Хведар Пятровіч Імшэнік; криптоним — Хв. Ім)
белорусский литературовед, мемуарист, педагог. Родился в деревне Хотислав, Брест-Литовский уезд, Гродненская губерния, Российская империя. Учился в Жировицком духовном училище, Литовской духовной семинарии (1900—1907). Был сотрудником газеты «Наша нива». Окончил Юрьевский (Тартуский) университет. Во время учёбы арестовывался за участие в студенческих волнениях. В 1906—1912 член БСГ. После окончания университета по приглашению М.Богдановича переехал в Ярославль; преподавал в частной мужской гимназии. В 1918 году вместе с эвакуировавшимся сюда Минском учительским институтом возвратился в Минск. Работал преподавателем филологии и истории в Марьино-Горском сельскохозяйственном техникуме. В 1923—1924 директор Бобруйского, в 1924—1927 Рогачевского, в 1927—1930 преподаватель Гомельского педтехникумов. Написал воспоминания о М.Богдановиче. Арестован 15 июля 1930 по делу «Союза освобождения Беларуси». 10 апреля 1931 согласно постановлению Коллегии ОГПУ сослан на 5 лет в город Уфа, Башкирская АССР, РСФСР, СССР. Дальнейшая судьба неизвестна. Библиография: «Наша ніва» і дваццацігадовы юбілей беларускае перыядычнае прэсы // 1926, № 7; Цішка Гартны як селькор «Нашае нівы» 1908—1910 // Полымя. 1929, № 1; 15 гадоў цяжкай, але пачэснай працы: (Юбілей У. М. Ігнатоўскага) // Савецкая Беларусь. 1924, 2 лістап. Литература: Каханоўскі Г. Таямніцы за Чортавым мостам // Маладосць. 1992, № 5; ЭГБ, том. 3.

[427x699]
1884
Жорж (Георгий Иванович) Питоев
актер, режиссер, художник. Родился в городе Тифлис, Российская империя. Из богатой торгово-промышленной армянской семьи. Дед получил дворянство, отец – директор и режиссер Тифлисского театра, дядя основал в Тифлисе Артистический кружок. Рано познакомился с театральной жизнь Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга. Большое влияние на него оказал Московский Художественный театр. Первые сценические опыты Питоева были в Русском Артистическом кружке, который его отец создал в Париже. В 1894–1902 учился в тифлисском Техническом училище, в 1902–1905 – в Московском университете и Институте путей сообщения, с 1905 – на юридическом факультете Сорбонны. В 1908, по возвращении в Россию, сблизился с В.Ф.Комиссаржевской, обратившей внимание на его актерский талант. Через нее познакомился с Н.Евреиновым, Ф.Комиссаржевским, К.Марджановым, А.Таировым, поэтами-символистами. В 1910 – актер и режиссер Первого передвижного драматического театра П.Гайдебурова и Н.Скарской. Освоил профессию художника-декоратора, механика сцены. В 1911 прошел курс ритмики в школе Э.Жак-Далькоза в Хеллерау (Германия). В 1912 организовал «Наш театр» (Петербург) как театр автора-драматурга; в афишах не указывалось имя постановщика. Уехал в Париж в 1913; в Россию не вернулся из-за начавшейся Первой мировой войны. В 1914 познакомился с Людмилой Смановой, на которой женился летом 1915. После свадьбы супруги переехали в Швейцарию. Давал благотворительные спектакли в пользу русских пленных на русском языке, вскоре перешел на французский. Дебют Питоева-актера на французском языке – Гедда Габлер Ибсена. В 1918 была создана Первая компания Питоева, в 1919 названная Театром Питоева. Театр давал спектакли в пригороде Женевы, по разным городам Швейцарии; три раза гастролировал в Париже. В 1922 Театр Питоева переехал в Париж, в 1923 труппа совершила первое турне по европейским странам. В 1924 была создана Вторая компания Питоевых. Вместе с Ш.Дюлленом, Л.Жуве, Г.Бати Питоев участвовал в образовании «Картеля четырех» (1927). Среди постановкок Питоева с 1908 по 1912 (до открытия «Нашего театра»): Дни нашей жизни, Жизнь человека, К звездам, Черные маски Л.Андреева; Женитьба Фигаро, Виновная Мать П.Бомарше; Парижанка А.Ф.Бека; Жизнь есть сон П.Кальдерона; Женитьба Н.Гоголя; Одинокие Г.Гауптмана; Борьба за престол Х.Ибсена; С любовью не шутят А.Мюссе; Лес А.Н. Островского; Романтики Э.Ростана; Анатоль А.Шницлера; Виндзорские насмешницы У.Шекспира; Антигона Софокла; Свадьба Кречинского А.Сухово-Кобылина; Чужой хлеб И.Тургенева; Иванов, Вишневый сад, Медведь А.Чехова; Плоды просвещения Л.Толстого; Герцогиня Падуанская О.Уайльда и др. В «Нашем театре» в 1913 Питоев поставил спектакли Русалка, Пир во время чумы, Моцарт и Сальери А.Пушкина, Сганарель Мольера, Кандида Б.Шоу, Арлекин, слуга двух господ К.Гольдони, Бедность не порок А.Островского, Дикая утка Ибсена, Последние Маски Шницлера, Попутчик В.Брюсова, Король Лир Шекспира, Василиса Мелентьева Островского, У врат царства К.Гамсуна, Шлюк и Яу Гауптмана, Жизнь Авдотьи Е.Чирикова и др. Театр Питоева открыл французской публике Чехова. Пройдя путь от реализма к экспрессионизму, Питоев стремился выявить в классической пьесе, «что именно в ней есть ценного для духа нашей жизни». Питоев сам оформлял большинство своих спектаклей, наиболее выразительной и интересной была сценография шекспировских постановок. Умер Питоев в Бельвю (Швейцария) 17 сентября 1939 года.

Screenshot 2023-08-24 at 17-19-39 1 Cardinal Antonio Bacci Stock Photos High-Res Pictures and Images - Getty Images (700x692, 490Kb)
1885
Антонио Баччи (итальянское имя — Antonio Bacci)
итальянский куриальный кардинал. Родился в деревне Джуньола, королевство Италия. Секретарь бреве князьям и латинских писем с 1931 по 1960. Титулярный архиепископ Колонии Каппадокийский с 5 по 19 апреля 1962. Кардинал-дьякон с 28 марта 1960, с титулярной диаконией Сант-Эудженио с 31 марта 1960. Кардинал-протодьякон с 18 мая 1970 по 20 января 1971. Участвовал в работе Второго Ватиканского собора. Умер в Ватикане 20 января 1971 года.

Gvozdev_M.A (518x700, 227Kb)
1886
Михаил Алексеевич Гвоздев
русский революционер, советский партийный деятель и государственный деятель. Михаил Гвоздев родился в деревне Валуево, Бородинская волость, Можайский уезд, Московская губерния, Российская империя, в семье рабочего-металлиста. В 1894 году вся семья переехала в Москву, где Михаил в 1895—1890 годах учился в школе, а затем поступил учеником в бронзово-художественную мастерскую Афанасьевых, находившуюся во 2-м Крутицком переулке. Ещё во время учёбы, в 1900 году увлёкся революционным движением. В 1903 году окончил мастерскую, получив специальность слесаря-монтировщика. Работал на фабриках Ерохина, Овчинникова и на мебельной фабрике Фишера. В 1904 году вступил в социал-демократическую большевистскую ячейку фабрики Фишера, став членом РСДРП в этом же году. Вёл партийную работу в Рогожском районе Москвы, был участником Декабрьского вооружённого восстания в Москве в 1905 году, был ранен. В 1906—1907 годах Михаил Алексеевич Гвоздев находился в Петербурге, где работал в мастерских по бронзе и серебру, отбывал четыре месяца тюрьмы в Нарвской части за организацию забастовки. После этого снова вернулся в Москву и продолжил работать на фабрике Фишера, возобновив партийную работу в Рогожской организации, работал в профсоюзе. В январе 1915 года Гвоздев был призван на военную службу, попал в Пензу; а в 1917 году был направлен в школу автомобилистов в Царское Село и по её окончании послан на Западный фронт Первой мировой войны. В армии вел среди солдат агитацию против войны. После Октябрьской революции, был демобилизован, вернулся в Москву и в июле 1918 года вступил добровольцем в Красную армию, служил в пограничной охране до конца года и был уволен со службы по болезни. С 1919 года работал в Моссовете, в конце этого же года был направлен на работу по организации московского платинового завода (акционерное общество «Союз-золото»), где был заместителем директора, потом директором завода (до 1929 года). Одновременно занимался партийной деятельностью, в 1924—1928 годах — член Рогожского РКК, в 1927—1928 годах — член райисполкома. В 1929—1930 годах Михаил Гвоздев был председателем Пролетарского (бывшего Рогожско-Симоновского) райсовета и членом Президиума Московского облисполкома. В 1930—1931 годах был членом правления Центрохимтреста, затем Анилтреста; позже — помощник управляющего Анилобъединения химической промышленности СССР. Затем находился на административно-хозяйственной работе. С 1945 года — персональный пенсионер. Жил в Москве в Глотовом переулке в районе Таганской площади. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, в 1961 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище (8 участок, 13 ряд). Именем М.А.Гвоздева в 1964 году названа улица (бывший Глотов переулок, где он жил).

Vinçenc_Prennushi (512x700, 168Kb)
1885
Винченц Преннуши (албанское имя — Vinçens Prennushi)
албанский поэт и собиратель фольклора, католический прелат, блаженный, епископ Сапы с 17 января 1936 года по 26 июня 1940 года, архиепископ Дурреса с 26 июня 1940 года по 19 марта 1949 год, член монашеского ордена францисканцев. Родился в городе Шкодер, Албания. В юности Винченц Преннуши участвовал в национально-освободительном движении, за что был арестован османскими властями и содержался в заключении. В 1900 году вступил в монашеский орден францисканцев. Обучался на теологическом факультета в Зальцбургском университете. В 1904 году принял монашеские обеты. 19 марта 1908 года Винченц Преннуши был рукоположён в священника. Был директором францисканского издательства. В 1936 году был провинциалом албанского отделения францисканцев. 27 января 1936 года Римский папа Пий XI назначил Винченца Преннуши епископом Сапы. 19 марта 1936 года состоялось рукоположение Винченца Преннуши в епископа, которое совершил апостольский делегат в Албании и титулярный архиепископ Халкидона Джованни Батиста дела Пьетра. 26 июня 1940 года Римский папа Пий XII назначил Винченца Преннуши архиепископом Дурреса. Был редактором католических периодических изданий «Hylli i Dritës» и «Zani i Shen Ndout». После пришествия к власти албанских коммунистов от Винченца Преннуши требовали создать католическую церковь, независимую от Святого Престола. В 1947 году был арестован коммунистическими властями. 18 декабря 1947 года состоялся суд, который обвинил Винчекца Преннуши в сотрудничестве с итальянскими оккупантами и в шпионаже в пользу американцев и осудил его на двадцатилетнее заключение. В тюрьме подвергался пыткам. Скончался в городе Дуррес, Албания, в тюремной больнице 19 марта 1949 года. Был похоронен в соборе святой Люции в Дурресе. После его смерти кафедра архиепархии Дурреса была вакантной до 1992 года. 6 ноября 2016 года во время богослужения в городе Шкодер кардинал Анждело Амато провозгластл Винченца Преннуши блаженным в составе 38 албанских мучеников. Сочинения: Написал несколько поэтических сборников и занимался переводом с немецкого языка произведений немецкого романтизма. Занимался этнографической деятельностью, собирая тексты албанских народных песен. Основные сочинения: Visari kombëtar, 1911; E Trathtuemja, 1919; Prej robnije në liri; Gjeth e lule.

1885
Бундзи Судзуки
правореформистский деятель японского рабочего движения. Родился в префектуре Мияги. После окончания Токийского университета (1909) занимался журналистикой, читал проповеди в унитарной церкви Токио. В 1912 при содействии банкира Сибудзава создал организацию Юайкай, через которую стремился подчинить рабочее движение интересам капитала. В 1915 присутствовал на съезде Американской федерации труда, где установил контакт с ее руководителем С.Гомперсом. В 1921-1940 - один из лидеров Японской федерации труда (Нихон родо содомэй). В 1945-1946 советник Социалистической партии Японии. Умер 12 марта 1946 года.

[507x700]
1886
Мария Исааковна Бриан (настоящая фамилия - Шмаргонер)
русская советская певица (лирическое сопрано) и вокальный педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1938). Родилась в Екатеринославе. В 1903—1909 обучалась пению в Париже у артистки «Гранд-Опера» Лаборд. В 1912 году с золотой медалью окончила Санкт-Петербургскую консерваторию, класс А.Г.Жеребцовой-Андреевой, среди педагогов М.Г.Климов. В этом же году впервые выступила на оперной сцене (сначала солистка Санкт-Петербургского Народного дома и чуть позже принята в Театр музыкальной драмы в Петербурге). В Театре музыкальной драмы в Петербурге проработала до 1918, затем (до 1933) солистка Государственного академического театра оперы и балета (Ленинград). В 1913—1914 годах принимала участие в «Русских сезонах» С.Дягилева в Париже и Лондоне, где исполняла партии Ксении («Борис Годунов»), Панночки-Русалки («Майская ночь» Римского-Корсакова), Ольги Токмаковой, Эммы («Хованщина») и Кухарочки («Соловей» Стравинского). Последнее выступлние — Марфа («Царская невеста») в спектакле при открытии в 1920 Большого оперного театра в Петрограде (в здании бывшего Народного дома). Партии: партий: Беатриса — 1-я исполнительница («Беатриса»; в концертном исполнении и на оперной сцене), Басшеве — 1-я исполнительница («Небеса пылают»); Мелизанда («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси); в Париже — Эмма («Хованщина»; 5 июня 1913, театр Елисейских полей); Иоланта, Татьяна («Евгений Онегин»); Марфа («Царская невеста»); Ксения («Борис Годунов»); Елена («Королева Мая» К.В.Глюка); Тамара («Демон» А.Рубинштейна), Маша («Дубровский»), Лиза ("Пиковая дама; Эвридика, Маргарита («Фауст»), Микаэла, Мими («Богема»), Шарлотта («Вертер»), Антония («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Миньон, Недда, Сантуцца, Кармен, Паж Урбан, Ева и мн.др. Выступала также в опереттах «Корневильские колокола» Р.Планкета, «Прекрасная Елена» и «Птички певчие» Ж.Оффенбаха, «Гейша» С.Джонса. Партнеры: П.Андреев, Н.Большаков, В.Дамаев, А.Мозжухин, Е.Петренко, Л.Собинов, Ф.Шаляпин. Пела под управлением А.Асланова, М.Бихтера, Э.Купера, М.Мильнера. Театральная энциклопедия отмечает: «Голос Бриан отличался большой силой и, одновременно, мягкостью звучания. Для исполнительской манеры певицы характерны мечтательность и задушевность».
[418x700]
Обладала сильным и ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра (особенно красивым в верхнем регистре — от фа до си-бемоль), отличалась вокальной культурой, в совершенстве владела мастерством филировки звука. Интерпретация оперных образов тяготела к «камерности», исполнению были свойственны проникновенный лиризм и поэтичность. О ее творчестве А.В.Луначарский однажды высказался так: «Необычайное впечатление произвела... госпожа Бриан... Она чудесным образом соединяет упругую силу с какой-то благоуханной нежностью, строгую выдержанность стиля — с субъективнейшей лиричностью. Она поет не голосом, а всем своим существом, и это заражает и покоряет». Мария Исааковна выступала на вечерах, организуемых редакцией журнала «Музыкальный современник». В симфонических концертах пела под управлением А.Глазунова, С.Кусевицкого, С.Самосуда, Г.Фительберга. В 1922 и 1925 годах концертировала в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и Риге. Исполняла старинные романсы, а также произведения Н.Римского-Корсакова, С.Танеева, П.Чайковского, С.Рахманинова, И.Стравинского и А.Глазунова, который особо отмечал вдохновенное исполнение его произведений. В 1920-1950 годах — профессор Ленинградской консерватории. В январе-мае 1934 года преподавала в Московской консерватории. Среди её учеников — М.Бровченко, З.Емельянова, Л.Мясникова, Н.Сильвестрова, И.П.Тиманова-Левандо, М.Узинг, одной из последних учениц М.И.Бриан была Валентина Семёновна Чечнева (в годы обучения - Герасимова), которая является в настоящее время директором и педагогом Высшей Школы Вокального Мастерства при Петровской Академии Наук и Искусств, Санкт-Петербург). Скончалась Мария Исааковна Бриан в Ленинграде 22 мая 1965 года.
[548x700]
Похоронена на Красненьком кладбище. Автор скульптурного портрета - Г.Д.Гликман (1968).
Записи: грампластинки в Петербурге («Граммофон» 1914; «Пате»), Москве («Муз-трест», 1929), Ленинграде («Ленмузтрест», 1940).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 4 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»