
1824
Антон Брукнер (немецкое имя — Anton Bruckner)
австрийский композитор, органист и дирижёр. Родился в Ансфельде, в Верхней Австрии. Дед его был учителем в этом городе недалеко от Линца. Учителем работал и отец Антона. В 1823 году он женился на Терезе Хельм из Штирии, родившей ему одиннадцать детей, из которых шесть умерли в раннем возрасте. Йозеф Антон - первенец и самый известный из семьи Брукнеров. С раннего возраста мальчик проявил любовь к музыке. В четыре года маленький Антон подобрал на скрипке несколько церковных мелодий, чем привел в неописуемый восторг местного священника. Ему нравились в школе уроки пения, и по этой же причине мальчик любил посещать церковь, где пела в хоре его мать, обладавшая прекрасным голосом. Отец заметил способности мальчика, и он стал частенько уступать свое место у органа сыну. Дело в том, что в то время учитель по совместительству должен был еще и играть в церкви на органе, а также обучать элементарным основам музыки. В одиннадцать лет Антона послали на обучение к крестному Иоганну Баптисту Вайсу, школьному учителю и органисту. У высокообразованного в музыкальном отношении мастера мальчик обучался гармонии, совершенствовал свои навыки игры на органе. У Вайса Брукнер впервые попробовал импровизировать на органе. Впоследствии Антон достиг высочайшего уровня мастерства в этом жанре, восхитив всю Европу. Однако болезнь отца и тяжелое материальное положение семьи заставили через год Антона завершить учебу. Он взял на себя обязанности органиста и стал играть на скрипке на свадьбах и танцевальных вечерах. Еще через полгода отец умер. Со смертью отца закончилось и детство Антона. Мать упросила принять Антона в церковный хор. После двух лет пения в церковном хоре у Брукнера стал мутировать голос, и его взял к себе помощником монастырский органист Антон Каттингер, которого современники называли не иначе, как "Бетховеном органа". Игра органиста осталась для Брукнера одним из лучших воспоминаний молодости. Под руководством этого мастера Антон скоро стал играть на большом органе монастыря, считавшегося вторым по величине органом после собора Святого Стефана в Вене. Поскольку Антон хотел стать учителем, как и его предки, то его отправили на "подготовительные курсы" при Главной школе в Линце, где осенью мальчик с успехом сдал вступительные экзамены. Через десять месяцев он успешно сдал и выпускной экзамен. Главное же - он окунулся в музыкальную жизнь Линца. По счастливому стечению обстоятельств на подготовительных курсах преподавал знаменитый музыковед Дюрнбергер. О его книге "Элементарный учебник гармонии и гранд-баса" позднее композитор скажет: "Эта книга сделала меня тем, что я есть теперь". У Дюрнбергера он совершенствует игру на органе, знакомится с творчеством Гайдна и Моцарта. После выпускных экзаменов в августе 1841 года молодой Брукнер стал помощником учителя в маленьком местечке Вин-дхааг неподалеку от границы с Чехией. Через два года Антон занимает должность учителя в Кронсдорфе. Деревня была еще меньше, чем предыдущая, но рядом находился город Штирия, имевший второй по величине орган в Верхней Австрии. Еще большее значение имело знакомство и дружба с Ценетти - органистом и регентом собора еще одного городка, расположенного неподалеку - Эннса. Трижды в неделю посещал собор Антон, и не только для продолжения учебы игры на органе, но и для расширения своих познаний в теории музыки. Ценетти знакомил его не только с хоралами Баха, но и с наследием венских классиков. 2 сентября Брукнер был назначен учителем в монастырскую школу Святого Флориана, где он раньше пел в хоре. Здесь Антон провел десять лет. Вскоре на свет появляется его самая известная юношеская работа Реквием ре-минор, посвященная юной и безответной любви - Алоизии Богнер.
[700x350]
В 1851 году Брукнер становится постоянным органистом монастыря. Но не только музыка заботит Антона, но и материальное благополучие. Бедное детство было причиной того, что всю жизнь он боялся нищеты. В те же годы выявилась еще одна проблема, которая повлияла на всю его жизнь, а именно, мечтательность и безответные чувства к молодым девушкам. По счастливой случайности в ноябре 1855 года в Линцском соборе освободилось место органиста. Дюрнбергер тотчас командировал Брукнера в собор для прослушивания, и уже 14 ноября состоялось испытание кандидатов, во время которого Брукнер показал себя перед комиссией наиболее способным, что позволило ему временно занять место органиста. В течение следующих десяти лет, проведенных в Линце, Брукнер интенсивно и прилежно работал. Особенно это касалось изучения теории музыки, которому он посвящал до семи часов в день, жертвуя при этом свободным от основных занятий временем и здоровьем. Зимой 1863 года Брукнер познакомился с музыкой Вагнера и после этого осмелился допускать в своем творчестве отступления от классической гармонии. Он долго мечтал об этом, но не отваживался раньше. Личное знакомство с Вагнером состоялось 18 мая 1865 года в Мюнхене во время первого представления "Тристана и Изольды". Несмотря на разницу характеров, оба были новаторами в музыке и обнаружили родство душ. К несчастью, вскоре состояние здоровья Брукнера ухудшилось настолько, что он вынужден был обратиться к врачам. На лечении в водолечебнице в Бад Кройцене он пробыл почти все лето 1867 года. Его письма того периода свидетельствуют о крайне угнетенном состоянии души, о том, что у него возникали мысли о самоубийстве. Его друзья боялись оставлять Брукнера одного. К сентябрю композитор выздоровел и смог подтвердить дирекции Венской консерватории свое намерение занять вакантное место.
[541x699]
В оставшееся до начала занятий время он завершил работу над партитурой последней из своих трех месс - "Большой мессы № 3 фа-минор". В апреле 1869 года по случаю открытия церкви Святого Эпвре в Нанси состоялось выступление лучших органистов Европы. Успех Брукнера был ошеломляющим, и он получил приглашение выступить перед избранной публикой в Нотр-Дам де Пари. Через два года с триумфом прошли его выступления в Англии. Наряду с деятельностью органиста и преподавателя теории музыки Брукнер не переставал сочинять. Слава о произведениях, созданных им еще в Линце, и, прежде всего, о первых трех мессах и Первой симфонии, докатилась и до Вены. Каждая из девяти симфоний Брукнера не похожа на другие и имеет свою неповторимую судьбу. Так, Вторую симфонию музыканты Венской филармонии объявили неисполнимой. Третью симфонию обычно называют "героической", но тогдашние музыканты только насмехались над ней, публика покинула зал во время премьеры прежде, чем закончилось исполнение. Четвертая симфония написана Брукнером в 1884-1885 годы и называется "Романтическая". Ее премьера прошла довольно успешно. Но только после создания Восьмой симфонии, написанной в 1887 году под впечатлением от "Парсифаля" Вагнера, судьба стала более благосклонна к композитору. Произведение имело невероятный успех в исполнении оркестра под руководством Артура Никита в Лейпциге. Антон Брукнер был немедленно объявлен величайшим симфонистом своего времени, Восьмую симфонию в обществе называли "венцом музыки XIX века". Возвратившись на родину, Брукнер на протяжении многих лет находился в трудном материальном положении. Поэтому он очень обрадовался, когда 3 января 1878 года наконец получил в Вене долгожданное место придворного органиста, которое потом занимал до лета 1892 года. Эта должность давала ему дополнительно 800 гульденов в год. В декабре 1878 года Брукнер сочинил скрипичный квинтет фа-мажор, второе после скрипичного квартета произведение, написанное в 1862 году, камерное произведение. Этот квинтет иногда сравнивают с последними квартетами Бетховена. В мае 1881 года Брукнер буквально за неделю сочинил "Те Деум", пожалуй, лучшее свое произведение. Однако высшие Венские чиновники от музыки воспрепятствовали исполнению его творения в концертных залах. Это были отголоски борьбы вагне-рианцев, к которым относили Брукнера, и браминов - последователей Брамса. Потому-то его музыку восторженно принимали в Германии и не слишком жаловали в Австрии. Неудивительно, что величайший триумф ожидал Брукнера через десять лет в Берлине, где 31 мая 1891 года был исполнен его "Те Деум". Свидетели этого триумфа единодушно отмечали, что еще ни одного композитора не приветствовали до тех пор так, как Брукнера.
[700x358]
В течение последних пяти лет жизни Брукнер работал почти исключительно над Девятой симфонией. Наброски и отдельные эпизоды ее появились уже в 1887-1889 годах, но с апреля 1891 года он полностью ушел в работу над этой симфонией. Композитор скончался в Вене 11 октября 1896 года, так и не закончив Девятую симфонию. Прах Брукнера покоится в аббатстве Святого Флориана под церковным органом. В 1928 г.в Вене было образовано Международное общество Брукнера. В Линце регулярно проводится посвященный Брукнеру музыкальный фестиваль.
Сочинения: 11 симфоний, включая 2, не обозначенные номерами; Духовная музыка (Реквием, Магнификат , 3 большие мессы, Te Deum, псалмы, мотеты и др.); Светские хоры; Сочинения для органа; струнный квинтет и др. В мире симфонизма 19 столетия положение Брукнера оказывается парадоксальным. С одной стороны, именно Брукнер занимает наиболее прочное, несомненное, а в чём-то и высшее положение на симфоническом «Олимпе». И не только в силу того факта, что он написал одиннадцать симфоний и в инструментальных жанрах почти ничего кроме, но и в силу особой яркости, особой интенсивности проявления определённого качества музыкального мышления, получившего название «симфонизм». В самом деле, если понимать симфонизм как мышление о мире и человеке, осуществляемое изнутри музыкально-интонационного процесса, то у кого ещё названное качество мы встретим в незамутнённо-чистом виде и во всеобъемлющей полноте? С другой стороны, характер музыкального мира Брукнера и методы мышления ставят его в совершенно уникальное положение среди современников (пожалуй, столь же уникален, но в силу совершенно иных предпосылок, был Берлиоз). Мендельсон, Шуман, Брамс, Бородин, Чайковский, Дворжак, Франк, Лист, Танеев — все они так или иначе «группируются» и образуют «зоны пересечения». Брукнера же можно (и то лишь отчасти) сопоставить с Вагнером, с которым, впрочем, в силу различия основных жанров творчества, он «разошёлся» более, чем с кем-либо другим. У Брукнера есть предшественники: Бетховен и Шуберт <…> Есть и продолжатели — но лишь в том отношении, что они сами не могли бы состояться без открытий Брукнера: здесь и антипод Малер, и «Брукнер 20 века» — Воан-Уильямс. Но среди современников Брукнер одинок, так как он находился вне устоявшейся системы антиномий романтического образного мира и вне господствовавшего принципа поэмного симфонизма. Среди дирижёров, осуществивших запись всех симфоний Брукнера (включая или исключая две ранние симфонии без номера), — Даниэль Баренбойм с Берлинским филармоническим оркестром, Гюнтер Ванд с симфоническим оркестром Кёльнского радио, Элиаху Инбал c симфоническим оркестром Франкфуртского радио, Ойген Йохум c Берлинским филармоническим оркестром и симфоническим оркестром Баварского радио, Герберт фон Караян c Берлинским филармоническим оркестром, Лорин Маазель c симфоническим оркестром Баварского радио, Курт Мазур с Лейпцигским оркестром Гевандхауса, Геннадий Рождественский с симфоническим оркестром Министерства культуры СССР (запись всех редакций всех симфоний — всего свыше 20 различных партитур), Станислав Скровачевский с оркестром радио и телевидения Саарбрюкена, Георг Тинтнер c Королевским шотландским национальным оркестром, национальным симфоническим оркестром Ирландии и Новозеландским симфоническим оркестром, Бернард Хайтинк с оркестром Консертгебау, Рикардо Шайи с Немецким симфоническим оркестром Берлина и оркестром Концертгебау, Георг Шолти с Чикагским симфоническим оркестром. Другие важные записи отдельных симфоний Брукнера выполнили Клаудио Аббадо с Венским филармоническим оркестром (№ 1, 4, 5, 9), Германн Абендрот м симфоническим оркестром Лейпцигского радио (№ 4, 5, 7—9), Николаус Арнонкур с оркестром Концертгебау, Венским и Берлинским филармоническими оркестрами (№ 3—5, 7—9), Карл Бём c Венским филармоническим оркестром и Саксонской государственной капеллой (№ 3—5, 7, 8), Леонард Бернстайн с Венскии филармоническим оркестром (№ 6, 9), Пьер Булез с Венским филармоническим оркестром (№ 5, 7—9), Бруно Вальтер с симфоническим оркестром «Columbia» (№ 4, 7—9), Франц Вельзер-Мёст (№ 5, 7—9), Карло Мария Джулини (№ 2, 7—9), Рудольф Кемпе (№ 4, 5, 7, 8), Иштван Кертес (№ 4), Отто Клемперер (№ 4—9), Ханс Кнаппертсбуш (№ 3—5, 7—9), Франц Конвичный (№ 2, 4, 5, 7—9), Рафаэль Кубелик (№ 3, 4, 6, 8, 9), Хесус Лопес Кобос (№ 4, 6, 8, 9), Евгений Мравинский (№ 7—9), Кент Нагано (№ 3, 4, 6—8), Юджин Орманди (№ 4, 5, 7), Ганс Сваровский (№ 2, 4—6, 9), Джордж Селл (№ 3, 7, 8), Клаус Теннштедт с Лондонским филармоническим оркестром, Кристиан Тилеманн, Вильгельм Фуртвенглер (№ 4—9), Филипп Херревеге, Серджиу Челибидаке (№ 3—9), Карл Шурихт (№ 7—9), Курт Эйххорн, Неэме Ярви с Резиденц-оркестром (№ 5, 8), Пааво Ярви с симфоническим оркестром Франкфуртского радио (№ 3, 7, 9).
Литература: Anton Bruckner Gesamtausgabe, unter der Leitung von R. Haas und A. Orel. — Wien-Leipzig, 1934—1844 (незаконч.); Anton Bruckner kritische Gesamtaugabe, unter der Leitung von L. Nowak, Bd. I—XXIV. — Wien, 1951—2005; Соллертинский И.И. Седьмая симфония Брукнера. — Ленинград, 1940; Соллертинский, И. Седьмая симфония Брукнера, в книге: Музыкально-исторические этюды. — Ленинград, 1956; Друскин, М. Антон Брукнер в книге: История зарубежной музыки второй половины XIX века, выпуск 4. — Москва, 1963; Раппопорт, Л. Антон Брукнер. — Москва, 1963; Белецкий, И.В. Антон Брукнер. 1824—1896. — Ленинград, 1979; Филимонова, М. Антон Брукнер, в книге: Музыка Австрии и Германии XIX века, книга 3. — Москва, 2003; Göllerich A, Auer M. Anton Bruckner. Ein Lebens- und Schaffensbild. Bd. I—IV. — Regensburg, 1922—1937; Kurth, E. Bruckner, Bd. I—II. — Berlin, 1925; Haas, R. Anton Bruckner. — Potsdam, 1934; Nowak, L. Anton Bruckner. Musik und Leben. — München-Wien, 1964; Nowak, L. Über Anton Bruckner. Gesammelte Aufsätze. — Wien, 1985; Simpson, R. The essence of Bruckner. — L., 1967; Schönzeler, Н. H. Bruckner. — L., 1971; Anton Bruckner: Dokumente und Studien, hrsg. von F. Grasberger u.a., Bd. 1-13. — Graz-Wien, 1980—2004; Wagner, M. Bruckner: Leben, Werke, Dokumente. — Mainz-München, 1983; Crawford, H. Anton Bruckner. A documentary biography, p. I—II. — N. Y., 2002.
1825
Дадабхай Наороджи (имя на хинди - दादाभाई नौरोजी)
индийский политический и общественный деятель второй половины XIX века, первый индийский член британской Палаты Общин, один из основателей Индийского Национального Конгресса. Родился в Бомбее. Наороджи происходил из семьи парсийских мобедов. Он окончил Бомбейский университет и стал там же преподавателем. В 1852 году Наороджи основал общество «Маздаясне Сабха» , первую современную политическую организацию в Западной Индии, с целью реформирования зороастрийской религии. В 1855 переехал в Англию в качестве компаньона торговой фирмы «Кама и ко». Выступал с докладами об Индии в научных обществах Ливерпуля и Лондона, участвовал в основании Восточноиндийской ассоциации, в задачи которой входила публикация новейших данных об Индии. В 1870-е Наороджи занимал пост главного министра в княжестве Барода, был членом бомбейского законодательного совета. В книге «Бедность Индии» (The Poverty of India, 1876) Наороджи утверждал, что британское правление приведет к «выкачиванию» богатства из колонии в метрополию. Классическое исследование Наороджи «Бедность и не-британское правление в Индии» (Poverty and UnBritish Rule in India, 1901) сыграло важную роль в пробуждении национального самосознания в Индии.
[443x700]
В 1885 Наороджи принимал участие в основании Индийского национального конгресса (ИНК). Трижды председательствовал на съездах ИНК (в 1886, 1893 и 1906). Также Наороджи написал ряд работ об обычаях парсов. В начале 1890-х Наороджи вновь переехал в Англию, где был выдвинут Либеральной Партией кандидатом в парламент от одного из лондонских избирательных округов. В 1892 г. Наороджи победил на выборах с перевесом в три голоса — он стал первым нехристианином — членом парламента (ему было разрешено приносить присягу не на Библии, а на Авесте). Добился создания Королевской комиссии для изучения финансового положения Индии. В Палате Общин Наороджи отстаивал индийские интересы, поддерживал идею ирландского гомруля.
Статуя Наороджи в Бомбее.
Помощником Дадабхая Наороджи в парламенте был Мухаммад Али Джинна — будущий основатель Пакистана. Несмотря на оппозицию колониальной администрации, Наороджи был уверен, что будущее Индии — в союзе с Британской Империей. В 1906 году он вновь был избран президентом ИНК. Наороджи резко критиковал радикальную «националистическую» часть ИНК (Тилак, Бипин Чандра Пал и их соратники, добивавшиеся полной независимости Индии). Умер Наороджи в родном городе 30 июня 1917 года.
[462x700]
1825
Ричард Карлович Маак (эстонское имя — Richard Maack)
русский натуралист, исследователь Сибири и Дальнего Востока, педагог. Родился в Аренсбурге (ныне — Курессааре) на острове Сааремаа (Лифляндская губерния). Окончил Ларинскую гимназию и естественное отделение Санкт-Петербургского университета; в 1852 году начал службу старшим учителем естественных наук в иркутской мужской гимназии. В течение десяти лет (1868—1879) прослужил директором училищ Иркутской губернии и главным инспектором училищ Восточной Сибири. В 1879 году был отозван в Санкт-Петербург в связи с назначением членом совета Министерства народного просвещения. Совершил ряд важных экспедиций — в Вилюйский округ (1853—1855), впервые описавшей орографию, геологию и население бассейна рек Вилюй, Олёкма и Чона; Амурский край (1855—1856) и в долину реки Уссури (1859—1860). Результаты экспедиции отражены в 2-томном труде «Путешествие по долине реки Уссури» (1861). Его работы позволили продвинуться в изучении флоры приамурских и приуссурийских стран. В 1857 году по представлению ИРГО ему был пожалован орден Святого Владимира IV степени. Умер в Санкт-Петербурге 25 ноября 1886 года. В честь него названо несколько видов растений и животных Дальнего Востока: три вида бабочек — парусник Маака (Achillides maackii (Ménétriés, 1859)), бражник Маака (Marumba maacki (Bremer, 1861)), листовёртка-плодожорка Маака (Cydia maackiana (Danilevsky, 1963)); род деревьев семейства Бобовые — Маакия (Maackia Rupr.); вид рода Слива — Черёмуха Маака (Prunus maackii Rupr.).
Сочинения: Ричард Карлович Маак. «Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела Императорского русского географического общества в 1855 г. Р.К.Мааком» / член-соревнователь Сибирского отдела С.Ф.Соловьёв. — Репринтное издание 1859 г.. — Санкт-Петербург: Альфарет, 2007. — 260 страниц; Путешествие по долине реки Усури, тома 1—2, Санкт-Петербург, 1861; Вилюйский округ Якутской области, часть 1, 2-е издание, части 2—3, Санкт-Петербург, 1877—1886; Очерк флоры Уссурийской страны (1862); Енисейская губерния (в «Списках населённых мест Российской империи»). Биография: Токранов А.М. Краткая биография; Биография на сайте Энциклопедия «Сибирь-матушка»; Маак, Ричард Карлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Маак Ричард Карлович — статья из Большой советской энциклопедии; Аксенова Г.В. Впервые по Вилюю… // Московский журнал. — 2014. — № 7. — Страницы 16—20. — ISSN 0868-7110; Маак, Ричард Карлович в словаре Baltisches Biographisches Lexikon digital.

1826
Карл Блинд (немецкое имя — Karl Blind)
немецкий журналист, революционер. Родился в Мангейме. Демократические взгляды Карла Блинда сложились во время его учёбы в Боннском и Гейдельбергском университетах. Восхищённый Французской революцией, он считал необходимым полное изменение политических условий, которое привело бы к образованию единой демократической Германии. Результаты работы Франкфуртского предпарламента во время революции 1848—1849 годов в этой связи казались ему недостаточными, поэтому весной 1848 года он присоединился к Фридриху Геккеру и Густаву Струве в ходе Баденской революции. Карл Блинд попал в плен и был приговорён к 8 годам заключения в крепости Раштатт. Тем не менее, его заключение завершилось в следующем году, когда 11 мая 1849 года восстал гарнизон Раштатта, освободивший симпатизировавших восставшим политических заключённых. Революционный комитет, присвоивший себе власть в Бадене после бегства великого герцога Леопольда, отправил Блинда в Париж, где тот должен был заручиться поддержкой Луи Наполеона. Уже 13 июня 1849 года Блинд вместе с Александром Ледрю-Ролленом был обвинён в заговоре против Луи Наполеона, что привело к его выдворению из Франции. После поражения революции в Бадене и высылки из Франции Блинд с семьёй отправился сначала в Бельгию, а затем в 1852 году обосновался в Лондоне. Он продолжал служить делу демократии и республики своими сочинениями и состоял в переписке с многочисленными единомышленниками по всей Европе Джузеппе Мадзини, Джузеппе Гарибальди, Лайошем Кошутом и Луи Бланком. Он выражал своё мнение по поводу конфликтов и освободительного движения, поддерживал северян в Гражданской войне в Америке и поляков в январском восстании 1863 года против России. Находясь в Лондоне, Карл Блинд проявил свой писательский талант в различных областях, он писал книги о политике, истории, мифологии, немецкой и индийской литературе и биографиях. Карл Блинд работал корреспондентом для нескольких немецких газет. Блинд умер в своём доме в Хэмстеде (Лондон) от сердечной недостаточности 31 мая 1907 года. Карл Блинд — отчим Фердинанда Когена-Блинда, совершившего в 1866 году покушение на Отто Бисмарка, и Матильды Блинд, получившей известность в Англии в качестве поэтессы.
1831
Антонио Альярди (итальянское имя — Antonio Agliardi)
итальянский куриальный кардинал, папский дипломат и доктор обоих прав. Родилдся в Колоньо-аль-Серио, Бергамо, Ломбардия, Ломбардо-Венецианское королевство, Австрийская империя, Германский союз. Титулярный архиепископ Кесарии Палестинской с 23 сентября 1884 по 22 июня 1896. Апостольский делегат в Индии с 23 сентября 1884 по 9 мая 1887. Про-секретарь Священной Конгрегации чрезвычайных церковных дел с 9 мая 1887 по 6 октября 1888, секретарь с 6 октября 1888 по 9 апреля 1889. Апостольский нунций в Баварии с 9 апреля 1889 по 12 июня 1893. Апостольский нунций в Австро-Венгрии с 12 июня 1893 по 22 июня 1896. Камерленго Священной Коллегии Кардиналов с 24 марта 1898 по 19 июня 1899. Вице-канцлер Святой Римской Церкви и коммендатор титулярной церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамазо с 22 июня 1903 по 29 июня 1908. Канцлер Святой Римской Церкви с 29 июня 1908. Кардинал-священник с 22 июня 1896, с титулом церкви Санти-Нерео-эд-Акиллео с 3 декабря 1896 по 14 декабря 1899. Кардинал-епископ Альбано с 14 декабря 1899. Умер в Риме 19 марта 1915 года и похоронен в Бергамо.
1833
Серафино Кретони (итальянское имя — Serafino Cretoni)
итальянский куриальный кардинал. Родился в Сориано-нель-Чимино, Папская область. Заместитель государственного секретаря Святого Престола с 19 сентября 1879 по 16 ноября 1880. Секретарь Священной Конгрегации Пропаганды Веры по секции восточных обрядов с 16 ноября 1880 по 20 или 30 марта 1889. Асессор Верховной Священной Конгрегации Римской и Вселенской Инквизиции с 20 или 30 марта 1889 по 16 января 1893. Титулярный архиепископ Дамаска со 16 января 1893 по 22 июня 1896. Апостольский нунций в Испании с 9 мая 1893 по 22 июня 1896. Камерленго Священной Коллегии Кардиналов с 19 апреля 1900 по 15 апреля 1901. Префект Священной Конгрегации индульгенций и священных реликвий с 23 октября 1900 по 7 января 1903. Префект Священной Конгрегации Обрядов с 7 января 1903 по 3 февраля 1909. Кардинал-священник с 22 июня 1896, с титулом церкви Санта-Мария-сопра-Минерва с 3 декабря 1896. Умер в Риме 3 февраля 1909 года.

1833
Кристоф Фридрих Хегельмайер (немецкое имя — Christoph Friedrich Hegelmaier)
немецкий врач и ботаник, специалист по водным цветковым растениям. Кристоф Фридрих Хегельмайер родился в Оберзульме, в семье Карла Хегельмайера и его жены Луизы Биндер. Учился в Евангельской семинарии в Маульбронне, затем поступил в Тюбингенский университет, в 1857 году получив степень доктора медицины. До 1862 года работал военным врачом в Ульме, затем изучал ботанику в Берлинском университете с Александром Брауном. В 1864 году Хегельмайер прошёл хабилитацию в Тюбингене, с 1866 года работал экстраординарным профессором Тюбингенского университета. В 1902 году он был назначен полным профессором. 26 мая 1906 года Кристоф Фридрих Хегельмайер скончался.
Похоронен на Городском кладбище в Тюбингене.
Хегельмайер был автором монографии рода Болотник, вышедшей в 1864 году. В ней в последний раз в истории количество видов этого рода было существенно увеличено. Гербарий Хегельмайера был передан Штутгартскому городскому музею естественной истории.
Некоторые научные публикации: Hegelmaier, C.F. Monographie der Gattung Callitriche. — Stuttgart, 1864. — 64 p; Hegelmaier, C.F. Die Lemnaceen. — Leipzig, 1868. — 169 p; Hegelmaier, C.F. Ueber die Moosvegetation des schwäbischen Jura. — Stuttgart, 1873. — 110 p.
Виды растений, названные в честь К.Ф.Хегельмайера: Astragalus hegelmaieri Willk., 1893 [= Astragalus hispanicus Coss. ex Bunge, 1868]; Iberis hegelmaieri Willk., 1880 [= Iberis carnosa Willd., 1800]; Linaria hegelmaieri Lange, 1882 [= Linaria depauperata Leresche ex Lange, 1870]; Salvia ×hegelmaieri Porta & Rigo, 1892.
Литература: Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Utrecht, The Hague, 1979. — Vol. II: H—Le. — P. 127—128. — 991 p. — ISBN 90-313-0343-7. — DOI:10.5962/bhl.title.48631; Mägdefrau, Karl, „Hegelmaier, Christoph Friedrich“, in: Neue Deutsche Biographie 8 (1969), S. 223 f. [Onlinefassung].
[587x699]
1835
Александр Николаевич Баженов
российский драматург, переводчик и театральный критик. Родился в городе Городищи Пензенской губернии. Александр Баженов с детства участвовал в домашних спектаклях. Обучался в Пензенском дворянском институте, а после переезда семьи в Москву — в 1-й московской гимназии. В 1859 году окончил курс словесного факультета в Московском университете. После работал во 2-м кадетском корпусе в Москве учителем русской словесности. В 1861 году издал своё первое произведение — перевод «Песен Анакреона», близкий к подлиннику, но из-за тяжёлой формы стиха неблагосклонно встреченный критикой, особенно петербургской. Непродолжительная литературная деятельность Баженова была в основном посвящена театру. В 1860 году он создал переделку «Мольер-дитя», комедии в 2-х действиях, и два одноактных водевиля: «Бедовая бабушка» и «Любовный напиток». В рукописях также сохранились его водевили «Старое поколение», «Ещё три сердца» и «Игра Случая». Также он писал театральные рецензии в «Московских» и «Санкт-Петербургских ведомостях», в журналах «Искусство», «Театральный и музыкальный вестник», «Развлечение». Рецензии Баженова интересны, прежде всего, его актёрскими портретами (статьи о А.Е.Мартынове, П.М.Садовском, С.В.Шумском, В.И.Живокини, В.В.Самойловой, Г.Н.Федотовой). В 1861 году в Москве, при театре Секретарёва образовался кружок любителей драматического искусства, одним из главных учредителей которого был Баженов. Баженов выступал против засорения репертуара ремесленными пьесами, за обращение театра к классической драматургии, в частности к Шекспиру, поддерживал реалистическую школу актерской игры. В 1864 году он основал свою еженедельную газету «Антракт». В ней Баженов помещал (под псевдонимом «Не поэт») юмористические стихи о московских театрах. В 1867 году Баженов заболел брайтовой болезнью (нефрит) и умер 30 сентября (12) октября 1867 года, в возрасте 32 лет. Был похоронен на уничтоженном в 1930-х годах кладбище Симонова монастыря.
Труды: Мольер дитя: Комедия. — Санкт-Петербург: типография Я.Ионсона, 1859. — 34 страницы; Любовный напиток Водевиль в одном действии с куплетами; Сочинения и переводы Баженова том 1 Москва 1869; В 1869 году вышло собрание сочинений Баженова, составленное его другом Родиславским, где собраны все эссе Баженова о театре.
Литература: Кугель А., Два критика, в его кн.: Театральные портреты, Ленинград—Москва, 1967; Зилов М., Александр Баженов и его "Антракт", "Театр", 1965, № 2; Баженов Александр Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1835
Франц (Франтишек) Мюллер (чешское имя — František Müller)
чешский учёный-геодезист, педагог, профессор, ректор Чешского технического университета. Родился в Либоховице, Богемия, Австрийская империя. В 1856 окончил Политехнический институт в Праге (ныне Чешский технический университет). С 1856 по 1861 год занимался кадастровыми измерениями в Больцано (Южный Тироль). С 1863 на преподавательской работе, с 1864 — помощник профессора геодезии Карла фон Коржистка. В 1867 был назначен адъюнкт-профессором, в 1868 — ординарным профессором геодезии Императорского и Королевского Чешского технического университета в Праге. В 1887—1888 и 1896—1897 гг. был его ректором. Был совладельцем пражской строительной фирмы «Kapsa — Müller». Жил в Праге в специально для него построенной вилле Мюллера (Müllerova vila). Умер в Праге 21 октября 1900 года. Благодаря высокой архитектурной ценности вилла Мюллера была объявлена Постановлением правительства Чешской Республики от 16 августа 1995 г., национальным памятником культуры (Сб. № 262/95).
Вилла Мюллера. Архитектор А.Лоз
Научная деятельность
С 1863 начал вести лекции в университете на чешском языке, чем значительно способствовал появлению чешской геодезической терминологии. Его самая важная работа — сборник по геодезии и сферической астрономии, «низшей геодезии» или практической геодезии в 3-х томах (Kompendium geodésie a sferické astronomie, Geodésie nižší, díly I. — III.). Это был первый чешский труд, о всесторонней практической геодезии. Награждён орденом Железной короны III класса.
Избранные труды: kvadratuře kruhu: historicko-mathematické pojednání, Zvláštní otisk z vědeckého časopisu Krok, roč. I., 1864, sv. 5-6, roč. II., 1865, sv. 1-4, vydal autor v komisí kněhkupectví Calve-ho, 1865; Nivelování a grafické určování výšek 1867 (publikováno též německy pod názvem Graphisches Nivelliren, 1867); planimetru Gaugloffově a o upotřebení polárního planimetru, Zeitschrift für Vermessungswesen, 1879 a 1882; směru tížnice, vlivu jeho na geodaetická pozorování vůbec a na určení osy dlouhých tunnelů zvlášť, Zprávy Spolku architektů a inženýrů v Království českém, 1883; sférickém excesu, Zprávy Spolku architektů a inženýrů v Království českém, 1886—1887; upotřebení anharmonických i harmonických poměrů při řešení některých úloh geodaetických, Archiv für Mathematik und Physik; Geodésie nižší, díly I. — III., Česká matice technická, Praha, 1903—1905.
1835
Леопольд Грюцмахер (немецкое имя — Leopold Grützmacher)
немецкий виолончелист. Родился в Дессау. Брат Ф.Грюнцмахера. Брал также уроки игры на виолончели у К.Дрекслера и теории у Фр.Шнейдера, а позднее усовершенствовался под руков. своего брата в Лейпциге; некоторое время был членом театрального оркестра и орк. Гевандгауза в Лейпциге, затем первым виолончелистом Шверинской придв. капеллы и национального театра в Праге. С 1876 Грюцмахер состоял первым виолончелистом и придв. виртуозом в Веймаре. Леопольд Грюцмахер также много написал для виолончели. Автор 2-х концертов и пьес для виолончели. Умер в Веймаре 26 февраля 1900 года.
1837
Александр Константинович Григорьев
русский исторический и портретный живописец, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников. Родился в Санкт-Петербурге, в семье титулярного советника Григорьева Константина Ивановича. Во время учёбы в Императорской Академии художеств проявил выдающиеся способности. За успехи в рисовании трижды награждался малой серебряной медалью (1851 и две 1858), дважды большой серебряной (1861 и 1862), а в 1862 году малой золотой медалью за картину «Моисей источает воду из камня». 9 ноября 1863 года участвовал в «бунте четырнадцати», отказавшись от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводимом к 100-летию Академии художеств. С 1863 по 1867 год был членом Санкт-Петербургской артели художников, возглавляемой Крамским. В 1864 году присвоено звание классного художника II степени , с 1868 классный художник I степени. В 1877 году выполнил заказ Императорской Академии художеств на изготовление образа святого великомученика Георгия Победоносца для церкви святителя Николая Чудотворца в городе Аткарске Саратовской губернии, в 1882 году заказ Академии на изготовлении иконы «Тайная вечеря» для Алексинского прихода Тульской губернии. Участвовал в исполнении афиш к спектаклям при подготовке коронационных торжеств Александра III и Марии Федоровны 27 мая 1883 года. Умер после 1886 года.
А.К.Григорьев (сидит, крайний справа) на фотографии Санкт-Петербургской Артели художников (1863—1864)
Интересные факты: Удостоенный в 1858 году малой серебряной медали Императорской Академии художеств «За успех в рисовании» этюд академиста Александра Григорьева «Натурщик сидящий», был оставлен в академических классах в качестве образца, получив № 1 (высший балл) на экзамене. Рисунок хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и выставлялся на юбилейной выставке Российской Академии Художеств: «Академия художеств. История в фотографиях. 1850—1950 гг.» Первым пристанищем, основанной в 1863 году Артели художников, стала квартира в доходном доме Гудкова на 17-й линии Васильевского острова, где были не только жилые комнаты, но и три большие общие художественные мастерские. В общей квартире, вместе с семьями, поселилось шесть художников: старшина артели И.Н.Крамской, Б.Б.Вениг, А.К.Григорьев, Ф.С.Журавлёв, А.И.Корзухин и Н.С.Шустов.
Адреса в Санкт-Петербурге: 17 линия Васильевского Острова, дом 4, квартира 4; Адмиралтейский проспект, дом 10.
Источники: Баршева И.Н., Сазонова К.К. А.К.Григорьев // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией А.И.Леонова. — Москва : Искусство, 1962. — Том I. — Страницы 155-158. — 690 страниц. — 20 000 экземпляров; Кондаков С.Н. Живописцы // Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств = Списокъ русскихъ художниковъ къ юбилейному справочнику Императорской Академіи Художествъ. — Санкт-Петербург: Императорская Академия художеств, 1914. — Том II. — Страница 54. — 453 сттраницы; Пунина И.Н. Петербургская артель художников. — Ленинград : Художник РСФСР, 1966. — 80 страниц.
1837
Чжан Чжи-дун (китайское традиционное имя — 張之洞; упрощённое имя — 张之洞; имя на пиньинь — Zhāng Zhīdòng)
китайский государственный деятель. Родился в уезде Наньпи провинции Чжили, в чиновничьей семье. В 1863 получил ученую степень цзиньши (доктор). В 1882-1884 - губернатор провинции Шаньси, в 1884-1889 - наместник Гуандуна и Гуанси, в 1889-1907 - наместник Хубэя и Хунани (с ноября 1894 по февраль 1896 - генерал-губернатор в Нанкине). С 1907 - член Военного совета (Цзюньцзичу) в Пекине. Выступал в пользу умеренных буржуазных преобразований в экономике, политике и культуре Китая. В Ухане, Нанкине и Гуанчжоу открыл ряд современных промышленных предприятий, предназначенных главным образомдля обслуживания армии, а также общеобразовательные и военные учебные заведения европейского типа. Чжан Чжи-дун - создатель новых войск в Хубэе, сформированных и обученных по образцу иностранных буржуазных армий. Умер в Пекине 5 октября 1909 года. Хунвейбины разрушили его гробницу в 1966 году во время культурной революции. Его останки были вновь обнаружены в 2007 году и перезахоронены с почестями.
Литература: Чжан Чжи-дун // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978.

1838
Гаэтано Казати (итальянское иимя — Gaetano Casati)
итальянский путешественник. Родился в Лезмо. Был офицером берсальеров. В 1879 отправился в Африку в бассейн Бар-эль-Газаля, посетил земли Ням-Ням и Монбуту и в апреле 1883, вместе с доктором Юнкером, гостеприимно был принят в Ладо Эмин-пашой, которому помогал в военных действиях против махдистов. 16 мая 1886 Казати появился в Униоро, где с ним, однако, обошлись не как с гостем, а как с пленным. Приговоренный к смерти, он, при известии о приближении Стэнли, был освобождён. Присоединясь к Стэнли и Эмин-паше он вместе с ними 3 декабря 1889 достиг берегов Багамойо. Его сообщения о политических, коммерческих и этнографических особенностях, о географии и метеорологии стран верхнего Нила были опубликованы в «Bolletino de la Società d’Esplorazione» (Милан, 1883—1888). Кроме того, он издал «Dieci anni in Equatoria e ritorno con Emin-Pascha» (Милан, 1891). Умер 7 марта 1902 года.
Источники: Казати, Гаэтано // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1840
Виллем Оранско-Нассауский (нидерландское имя — Willem van Oranje-Nassau; имя при рождении - Виллем Николас Александр Фредерик Карель Хенрик Оранско-Нассауский, Willem Nicolaas Alexander Frederik Karel Hendrik van Oranje-Nassau)
принц Нидерландский и Оранско-Нассауский, наследник нидерландского престола, принц Оранский, старший сын Виллема III от его 1-го брака с Софией Вюртембергской. Родился вое Дворце Нордейнде, Гаага, Нидерланды. Принц Виллем был старшим сыном в семье наследного принца Нидерландов Виллема (будущий король Виллем III) и его первой супруги Софии Вюртембергской. Его родители приходились друг другу двоюродными братом и сестрой, так как оба были детьми дочерей российского императора Павла I. При рождении ему было дано имя Виллем Николас Александр Фредерик Карель Хенрик Оранско-Нассауский (нидерландское имя — Willem Nicolaas Alexander Frederik Karel Hendrik van Oranje-Nassau) с титулом «Его Королевское Высочество принц Нидерландский и Оранско-Нассауский». На момент рождения Виллем занимал 3-е место в линии наследования нидерландского престола и 17-е — британского. Через месяц после его рождения прадед принца (король Виллем I) отрёкся от престола, и королём стал дед новорожденного — король Виллем II. В 1849 году он умер, и на престол взошёл отец принца — Виллем III. Принцу Виллему тогда было 9 лет, он стал первым в линии наследования и получил титул «принца Оранского».
Виллем, принц Оранский.
В 1857 году наследник престола был награждён большим крестом ордена Башни и Меча. Виллем хотел жениться на британской принцессе Алисе, второй дочери королевы Виктории, но получил отказ. После неудачной попытки он влюбился в 19-летнюю графиню Матильду фон Лимбург-Штирум. Их связь испортила отношения принца с родителями, которые были категорически против брака престолонаследника с графиней (ибо брак считался бы морганатическим и недопустимым). Вдобавок к этому ходили слухи, что Матильда была внебрачной дочерью Виллема III, и молодой принц мог жениться на своей единокровной сестре. Всё это не поколебало намерений Виллема, но Матильде тогда не исполнилось ещё и двадцати лет, и обязательно требовалось получить разрешение на брак. В конце концов, молодым людям пришлось расстаться. Сильно разочаровавшись в отношениях, принц погрузился в депрессию и уехал в Париж, где начал вести распутный образ жизни, устраивал пьянки и играл в азартные игры. Сожительствовал с Генриеттой Хаузер, своей парижской любовницей. В Париже он получил прозвище «Принц Лимон» (le prince Citron) . Прозвище стало популярным среди парижских газет, сообщавших о развратной жизни принца. 11 июня 1879 года года принц Виллем умер в своей парижской квартире от тифа, проблем с печенью и общего истощения. 26 июня 1879 года его тело было захоронено в королевском склепе церкви Ньивекерк в Делфте. На гробу были два венка: один был от французской императрицы Евгении (супруги императора Наполеона III), другой — от принца Уэльского Эдуарда (будущий король Эдуард VII), который был близким другом Виллема в его развратной жизни. После смерти Виллема наследником престола стал его брат Александр, однако он умер в возрасте 29 лет и не правил. Ещё один брат Виллема — принц Морис — умер в детстве. Ни дядя принца Генрих, ни его двоюродный дед Фридрих не имели сыновей. Для продолжения династии Виллем III заключил 2-й брак с Эммой, принцессой Вальдек-Пирмонтской, от которого имел единственную дочь Вильгельмину. В 1884 году был отменён салический закон, по которому на престол могли вступать лишь представители мужского пола. В 1890 году Виллем III умер, и Вильгельмина взошла на нидерландский престол.
Титулы: Его Королевское Высочество принц Нидерландский и принц Оранско-Нассауский (1840—1849); Его Королевское Высочество принц Оранский, принц Нидерландский и принц Оранско-Нассауский (1849—1879).
1840
Арно Клеффель (немецкое имя — Arno Kleffel)
немецкий композитор, дирижёр и музыкальный педагог. Родился в городе Пёснек, Тюрингия, Германия. Сын учителя. Окончил гимназию в Майнингене, учился в Лейпцигской консерватории, в том числе у Морица Гауптмана. В 1862—1864 гг. учитель музыки в Якобштадте, в 1864—1867 гг. дирижёр Музыкального общества в Риге. Затем театральный и оперный дирижёр в Кёльне, Амстердаме, Гёрлице, Бреслау, Штеттине, в 1873—1880 гг. в Берлине, далее работал в Аугсбурге и Магдебурге. В 1884—1892 гг. и в 1894—1904 гг. первый капельмейстер Кёльнского городского театра, дирижировал также Гюрцених-оркестром; в промежутке в 1892—1894 гг. преподавал теорию музыки в берлинской Консерватории Штерна. С 1904 г. преподавал там же композицию и дирижирование, одновременно музыкальный обозреватель газеты Berliner Lokalanzeiger. С 1910 г. возглавлял оперную школу Берлинской высшей школы музыки. Автор оперы «Арфа морского царя» (немецкое название — Des Meermanns Harfe; 1865, либретто Освальда Хорлахера), музыки к трагедии Гёте «Фауст», струнного квартета, многочисленных фортепианных пьес, более 150 песен. Умер в Николасзе, Штеглиц-Целендорф, Берлин, Германская империя, 15 июля 1913 года. Жена — Эмми Гнед-Кёлла (немецкое имя — Emmy Gned-Kölla; 1843—1921), оперная певица.
1840
Дмитрий Николаевич Лебедев
русский учёный в области механики железнодорожного транспорта. Родился в Москве, в семье ветеринарного врача. В 1856 году окончил с золотой медалью 1-ю московскую гимназию, а в 1860 году — Московский университет. С 1865 года — профессор Императорского московского технического училища (ИМТУ) и одновременно (с 1869) — профессор Московского университета. С именем Дмитрия Лебедева связано начало формирования курса сопротивления материалов в ИМТУ. Умер в родном городе 18 июля 1880 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (13-й участок).
Труды
Основные его работы посвящены изучению вопросов динамики паровозов. Его магистерская диссертация (1867) стала первой в России работой, посвящённой теории колебаний подвешенной части паровоза. Д.Н.Лебедев разработал теорию и расчёт проволочных канатов при их натяжении, а также метод расчёта на прочность и жесткость многоопорных валов. Дал определение различных видов колебаний паровоза, указал пути повышения его устойчивости.
Сочинения: Пертурбации паровоза..., Москва, 1867.
Литература: Волков В.А., Куликова М.В. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Естественные и технические науки. — Москва: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2003. — Страница 136. — 294 страницы — 2 000 экземпляров. — ISBN 5—8037—0164—5; Годыцкий-Цвирко А.М., Очерк теории развития "опасных" скоростей на дорогах, в книге: Сборник Ленинградского института инженеров транспорта, выпуск 135, Ленинград, 1941.
1843
Ян Левослав Белла (словацкое имя — Ján Levoslav Bella)
словацкий композитор. Один из родоначальников словацкой композиторской музыки. Родился в городе Липтовски-Микулаш, ныне Словакия. Отец Рудольфа Беллы, дед Дагмар Белловой.Изучал богословие в Банской-Бистрице, там же стал священником. Затем на протяжении двух лет занимался музыкой в Вене под руководством Симона Зехтера. С 1869 г. работал дирижёром в разных городах Австро-Венгрии. В 1881—1921 годах управлял церковным хором в Германштадте (Трансильвания), для которого сочинял духовные произведения. С 1923 года Белла жил в Братиславе, где и умер 25 мая 1936 года.
Похоронен на кладбище Козье Ворота в Братиславе.
Сочинения Беллы выдержаны в традициях романтизма, он также использовал в творчестве музыкальные интонации словацкого фольклора. Дружил с Бедржихом Сметаной. Его симфонической поэмой «Судьба и идеал» дирижировал Рихард Штраус. Опера «Ярослав» осталась неоконченной. Опера «Кузнец Виланд» (словацкое название — Kováč Wieland) — первая поставленная публично опера словацкого коспозитора — написана на немецкое либретто Рихарда Вагнера (немецкое название —Wieland der Schmied), до того использовавшееся Э.Михаловичем (поставлена в 1926). Премия имени Яна Левослава Беллы присуждается в Словакии с 1963 года за музыкальные произведения, обогащающие словацкую музыку.
Оперы: Ярослав; Кузнец Виланд.
Вокально-симфонические произведения: Кантата «Свадьба Яношека» (1924); Кантата «Дивный разбойник» (1933).
Оркестровые произведения: Симфоническая поэма «Судьба и идеал» (1874); Концертная увертюра (1904).
Камерно-инструментальные произведения: Струнный квинтет; Шесть струнных квартетов; Соната для фортепиано.

1843
Пётр Захарович Костырко
генерал от артиллерии, член Военного совета. Происходил из дворян Черниговской губернии. Образование получил в Петровском Полтавском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище, в которое поступил 2 июля 1863 года и из которого выпущен 25 июля 1864 года подпоручиком в Динабургскую крепостную артиллерию (по другим данным — выпущен в 29-ю артиллерийскую бригаду) и в том же году переведён в Кронштадтскую крепостную артиллерию. 6 сентября 1865 года произведён в поручики. В 1866 году поступил в Михайловскую артиллерийскую академию и 4 ноября 1868 года за успехи в науках был произведён в штабс-капитаны с переименованием в поручики гвардейской артиллерии. По окончании курса, в 1869 году, зачислен по полевой пешей артиллерии, с назначением в распоряжение состоявшей при Главном артиллерийском управлении исполнительной комиссии по перевооружению армии и 10 июля получил должность помощника делопроизводителя канцелярии Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления. С этого времени и вплоть до назначения его членом Военного совета вся служба Петра Захаровича Костырко была посвящена Главному артиллерийскому управлению. Здесь он получил все чины до генерал-лейтенанта включительно: штабс-капитана (6 апреля 1871 года), капитана (11 сентября 1874 года), полковника (13 апреля 1879 года), генерал-майора (11 сентября 1889 года) и генерал-лейтенанта (18 декабря 1897 года). С 24 октября 1871 года по 16 мая 1880 года занимал должность делопроизводителя канцелярии артиллерийского комитета, затем почти около одиннадцати лет был начальником арсенального отделения Главного артиллерийского управления; 26 января 1891 года назначен постоянным членом и управляющим делами Артиллерийского комитета; участвовал в трудах комиссии по перевооружению полевой артиллерии; председательствовал в комиссии для ведения дел по перевооружению полевой артиллерии 3-дюймовыми скорострельными пушками (с 1900 года) и неоднократно исправлял обязанности товарища генерал-фельдцейхмейстера (в 1898—1904 годах). 25 декабря 1904 года назначен членом Военного совета, с оставлением, по особому Высочайшему повелению, председателем комиссии по перевооружению полевой артиллерии. В 1905 году назначен членом Совета государственной обороны, а в 1906 году избран в число членов Верховного уголовного суда на текущий год и 18 декабря, за отличие по службе, произведён в генералы от артиллерии. Скончался 7 января 1914 года, из списков исключён умершим 10 января.
Награды: Орден Святой Анны III степени (1874 год); Орден Святого Владимира IV степени (1878 год); Орден Святого Станислава II степени (1878 год); Орден Святой Анны II степени (1882 год); Орден Святого Владимира III степени (1883 год); Орден Святого Станислава I степени (1892 год); Орден Святой Анны I степени (14 мая 1896 года); Орден Святого Владимира II степени (1899 год); Орден Белого орла (19 декабря 1904 года); Орден Святого Александра Невского (19 декабря 1909 года).
Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. А—К. — Москва, 2009. — Страница 704. — ISBN 978-5-9524-4166-8; Пономарёв В.П., Шабанов В.М. Кавалеры Императорского ордена Святого Александра Невского, 1725—1917: биобиблиографический словарь в трёх томах. Том 3. — Москва, 2009. — Страница 661. — ISBN 978-5-89577-145-7; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 января 1904 года. — Санкт-Петербург, 1904. — Страница 680; Список генералам по старшинству. Составлен по 1 июля 1913 г. — Санкт-Петербург, 1913. — Страница 41; Столетие Военного министерства. 1802—1902. Том III, отдел IV. Затворницкий Н.М. Память о членах Военного совета. — Санкт-Петербург, 1907. — Страницы 739—740.
1844
Эрнст Виндиш (немецкое имя — Ernst Windisch)
немецкий языковед, санскритолог и кельтолог. Эрнст Виндиш родился в Дрездене, в семье учителя Луиса В.Виндиша и его жены Каролины Ламм. В 1857—1863 годах посещал школу в Дрездене, в 1867 году окончил Лейпцигский университет (языкознание, классическая филология). Получил степень доктора филологии по классической филологии за диссертацию De hymnis homericis maioribus («Об основных гомеровских гимнах»). В 1867—1870 работал преподавателем в лейпцигской школе Святого Фомы. В это время он подготовил хабилитационную диссертацию «Изыскания о происхождении относительного местоимения в индоевропейских языках». В 1870—1871 работал в Лондоне, где принимал участие в каталогизации санскритских рукописей в библиотеке британской Индийской администрации и изучал кельтские языки. В 1871-м вернулся в Лейпциг, где стал профессором. В 1872 году Виндиш получил должность профессора сравнительного языкознания в Университете Гейдельберга. С 1875 — профессор Страсбургского университета, с 1877 по 1918 — профессор санскрита в Лейпциге. С 1883 года Виндиш являлся членом Саксонского королевского общества наук, был также членом-корреспондентом Баварской академии наук, и Французского института, почётным членом Ирландской королевской академии, кавалером королевского саксонского ордена «За заслуги». Виндиш был известен не только как санскритолог и лингвист, но и как специалист в области сравнительного языкознания. Умер в Лейпциге 30 октября 1918 года. Был другом Фридриха Ницше. Жена — Берта Рошер, дочь экономиста В.Г.Ф.Рошера; пятеро детей (Вильгельм, Хелена, Германн, Ганс и Карл).
Основные работы: Der Heliand und seine Quellen. Vogel, Leipzig 1868; Untersuchungen über den Ursprung des Relativpronomens in den indogermanischen Sprachen. Melzner, Leipzig 1869, zugleich Habilitationsschrift; mit Berthold Delbrück: Syntaktische Forschungen. Verlag der Buchhandlung des Waisenhauses, Halle 1871; Kurzgefasste irische Grammatik mit Lesestücken. Hirzel, Leipzig 1879; mit Whitley Stokes: Irische Texte. 4 Bände, Hirzel, Leipzig 1880—1909; Zwölf Hymnen des Rigveda, mit Sāyanạ's Commentar. Hirzel, Leipzig 1883; Iti-Vuttaka. Frowde, London 1889; Māra und Buddha. Hirzel, Leipzig 1895; Die altirische Heldensage Táin bó Cúalnge. 1905; Buddhas Geburt und die Lehre von der Seelenwanderung. Teubner, Leipzig 1908; Das keltische Brittannien bis zu Kaiser Arthur. Teubner. Leipzig 1912; Festschrift. Ernst Windisch zum siebzigsten Geburtstag am 4. Sept. 1914. Harrassowitz, Leipzig 1914; Geschichte der Sanskrit-Philologie und indischen Altertumskunde. 2 Bände 1917 und 1920, Nachdruck: de Gruyter, Berlin [u.a.] 1992, ISBN 3-11-013013-0; Karin Steiner und Jörg Gengnagel (Hrsg.): Kleine Schriften. Steiner, Stuttgart 2001, ISBN 3-515-07120-2.
Литература об учёном: Das litterarische Leipzig. Illustriertes Handbuch der Schriftsteller- und Gelehrtenwelt, der Presse und des Verlagsbuchhandels in Leipzig. Fiedler, Leipzig 1897; Franz Neubert (hrsg.): Deutsches Zeitgenossenlexikon. Biographisches Handbuch deutscher Männer und Frauen der Gegenwart. Schulze, Leipzig 1905; Herrmann A. L. Degener (Hrsg.): Wer ist’s?. 4. Ausgabe, Degener, Leipzig 1909; Festschrift. Ernst Windisch zum siebzigsten Geburtstag am 4. September 1914, Leipzig 1914; Max Förster/ E. Hultzsch: Zum Gedächtnis Ernst Windisch, Leipzig 1919; Hermann Christern (Hrsg.): Deutsches Biographisches Jahrbuch. Überleitungsband 2: 1917—1920, Deutsche Verlagsanstalt Stuttgart, Berlin [u. a.]; Johannes Hertel: Nekrolog auf Ernst Windisch, Leipzig 1922 (=Berichte über die Verhandlungen der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig. Philol.-hist. Klasse, Band 73, Heft 2); Walther Killy und Rudolf Vierhaus (Hrsg.): Deutsche Biographische Enzyklopädie. Band 10, Saur, München [et al.] 1999; Johannes Hertel: Nekrolog auf Ernst Windisch. Hirzel, Leipzig 1922 (=Berichte über die Verhandlungen der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig. Philol.-hist. Klasse, Band 73, Heft 2).
1845
Фёдор Платонович Никитин
lиректор лесного департамента министерства земледелия и государственных имуществ. Родился в городе Николаеве Херсонской губернии. Образование получил в Киевском кадетском корпусе, 1-й Киевской гимназии и Московском университете, который он окончил в 1867 году по физико-математическому факультету, кандидатом математических наук с серебряной медалью. Первое время готовился к учёной деятельности, но увлечённый земской деятельностью посвятил себя этой профессии. В 1871 году был избран гласным Елисаветградского уездного земского собрания Херсонской губернии и в том же году участковым мировым судьёй. В 1874 году избран членом Херсонской губернской земской управы, а в 1884 году назначен председателем тои же управы и в этой последней должности пробыл до 1894 года. Во время его председательства организована основная и текущая земская статистика, институт санитарных врачей, ветеринарная организация и институт агрономических смотрителей. Фёдор Платонович принимал так же по приглашению правительства участие в комиссии сведущих людей в 1881 и 1882 гг., в продовольственной комиссии по пересмотру системы взимания податей и в преобразовании Херсонского земледельческого училища в средние учебное заведение, за что в 1886 году получил Орден Святого Владимира. В 1893 году произведён в действительные статские советники. В марте 1894 г. было создано Министерство земледелия и государственных имуществ и в том же году Никитин был назначен управляющим государственными имуществами Харьковской и Полтавской губернии, а через год — директором Лесного департамента Министерства земледелия и государственных имуществ и одновременно — инспектором корпуса лесничих. В 1904 г. назначен товарищем министра земледелия и Государственных имуществ (первым из директоров Лесного департамента), членом сельскохозяйственного совета Министерства. В начале 1900-х годов состоял членом Кустарного комитета и Императорского русского географического общества. 9 апреля 1900 г. получил чин тайного советника. Ф.П.Никитин находился на посту директора Лесного департамента с 29 июня 1895 по 19 июня 1905 г., когда был отстранен от должности в связи с предъявленным ему обвинением в злоупотреблениях при продаже принадлежащих казне вологодских лесов. Состоялся суд, на котором Ф.П.Никитина защищал известный адвокат Николай Платонович Карабчевский (1851—1925) (его речь в защиту Никитина впоследствии была опубликована). Суд вынес Никитину оправдательный вердикт, но он был вынужден выйти в отставку. Несмотря на оправдательный приговор, это потрясение не прошло для Никитина бесследно, так как не имеется сведений о том, что с тех пор он где-либо состоял на службе или занимался иной деятельностью. Выехав за границу, он скончался в Базеле (Швейцария) 30 июля 1911 года.
Источники: Решетов С.Г., Ижик Л.В. Мария Фердинандовна Кич-Маразли и её родственное окружение (Наркевичи, Кичи, Андреевские и Никитины): к 150-летию со дня рождения М.Ф.Кич-Маразли и 200-летию со дня рождения Э.С.Андреевского. Никитины //Дерибасовская-Ришельевская: одесский альманах. - Одесса, 2011. - Книга 42. - Страницы 111-127; Альманах современных русских государственных деятелей [Текст]/ издательство Германа Александровича Гольдберга.— Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1897.— XXXIX, 15, 1250 страниц : портрет ; 20 см. — Страница 1016; Наталия Михаиловна Пирумова Земское либеральное движение: социальные корни и эволюция до начала XX века; Научное наследство, Том 2.

1846
Даниел Хадсон Бёрнем (Дэниел Бернем; Daniel Burnham)
американский архитектор и градостроитель. Родился в Хендерсоне, Джефферсон, штат Нью-Йорк, США. Бёрнем был директором работ по созданию Всемирной выставки 1893 года в Чикаго. Он сыграл ведущую роль в разработке генеральных планов развития ряда городов, включая Чикаго и центр города Вашингтон (округ Колумбия), а также разработал проекты нескольких известных зданий, включая небоскрёб «Флэтайрон-билдинг» в Нью-Йорке и вокзал Юнион-стейшен в Вашингтоне.
Бернему принадлежит фраза:
«Не задумывайте незначительных проектов. В них недостаточно магии, чтобы разгорячить кровь, поэтому они, скорее всего, не будут реализованы.»
Эту фразу Бёрнема приводит Луис Салливан, тоже архитектор и оппонент Бёрнема по вопросам градостроительства. Умер в Гейдельберге (США)1 июня 1912 года.
Похоронен на кладбище Грейсленд в Чикаго.
Литература: Alexiou, Alice Sparberg. The Flatiron: The New York Landmark and the Incomparable City that Arose With It. —New York : Thomas Dunne/St. Martin's Press, 2010. — P. 59. — ISBN 978-0-312-38468-5; Brown, Lance Jay. Urban Design for an Urban Century: Shaping More Livable, Equitable, and Resilient Cities / Lance Jay Brown, David Dixon, Oliver Gillham. — 2nd. — Hoboken, New Jersey : Wiley, June 21, 2014. — ISBN 978-1-118-45363-6; Larson, Erik. The Devil in the White City: Murder, Magic and Madness at the Fair that Changed America. — New York, New York : Crown Publishers, 2003. — ISBN 0-609-60844-4; Moore, Charles. XXV "Closing in 1911–1912" // Daniel H. Burnham, Architect, Planner of Cities, Volume 2. — Boston, Massachusetts : Houghton Mifflin, 1921. — P. 1921; Stolze, Greg. Unknown Armies. — St Paul, Minneapolis : Atlas Games, February 2002. — ISBN 1-58978-013-2.